Пожарные рукава с соединительными головками и стволами

Пожарный рукав – это противопожарное оборудование в виде гибкого трубопровода. Изготавливается из брезента и имеет специальную пропитку. Такое приспособление используется для подачи воды или огнетушащих средств под давлением. С целью придания гибкому проводу прочностных и водонепроницаемых характеристик, а также защиты его от отрицательного влияния кислот, щелочей и высоких температурных воздействий, на его внутреннюю поверхность наносится полимерное покрытие. Наружная часть укрепляется с помощью металлического армирования.

Виды пожарных рукавов

Конструкция такого пожарного оборудования предусматривает наличие соединительных головок, за счет которых обеспечивается быстрое подсоединение его к гидрантам, пожарным насосам и пр.

По назначению и методу использования, их классифицируют на:

  • напорные;
  • всасывающие;
  • напорно-всасывающие.

Напорные пожарные рукава.

Предназначены для подачи воды или средств для огнетушения к месту возгорания. Подсоединяются к пожарным кранам, мотопомпам, автоцистернам. У таких пожарных рукавов может быть армирующий каркас, который выполнен из натуральных материалов (хлопка, льна, льноджутового волокна) или синтетических (полимеров, латекса).

На момент эксплуатации пожарных рукавов из хлопковых материалов, наружная часть чехла смачивается за счет проникновения воды, что усиливает термостойкость в аварийных условиях. Однако это может стать причиной утраты воды в большом объеме, что приведет к сложностям при использовании их при минусовом температурном режиме.

В прорезиненном пожарном рукаве, внутренним гидроизоляционным слоем выступает резиновая камера. У латексного рукава, помимо внутреннего латексного слоя гидроизоляции имеется такая же пропитка армирующего каркаса. Латексная пленка используется для защиты наружного слоя.


Всасывающие рукава

Рукава всасывающего типа применяют для забора воды из закрытых водоемов и подачи ее к насосам.

Такие рукава делятся на два вида:

  • для откачивания воды из открытых источников;
  • для эксплуатации при неполном вакууме и под давлением.

Рукава напорно-всасывающие

Функционируют за счет всасывания воды путем разрежения и подачи ее от источника, который находятся под давлением. Их конструкция идентична всасывающим приспособлениям. Перевозятся в специальных пеналах на пожарных автомобилях.

Чтобы продлить срок службы рукавов в зимний период их нужно заносить в помещение, где они смогут оттаять. После этого их очищают от грязи и высушивают, после чего проводят их осмотр на наличие повреждений.

Чтобы пожарные рукава служили на протяжение долгих лет и оставались надежным приспособлением для ликвидации пожаров, необходимо эксплуатировать их с учетом установленных правил.

Реферат

Тема: Пожарные рукава и рукавная арматура. Правила эксплуатации пожарных рукавов.

Выполнил:

Петрозаводск 2008 год

Пожарные рукава

Пожарный рукав - гибкий трубопровод, оборудованный соединительными головками и служащий для подачи воды к месту пожара. Пожарные рукава подразделяются на всасывающие (напорно-всасывающие) и напорные. Всасывающие (напорно-всасывающие) рукава предназначены для отбора воды из водоисточника с помощью пожарного насоса или мотопомпы . Напорные рукава служат для подачи воды под давлением к месту пожара. Находящиеся в расчете и резерве рукава должны быть в исправном техническом состоянии. Ответственность за поддержание в исправном состоянии и сохранность пожарных рукавов возлагается на начальника подразделения.

Всасывающие рукава

Для комплектации пожарной техники используются рукава резиновые напорно-всасывающие ГОСТ 5398 классов. В и КЩ, каждый в зависимости от условий работы двух групп: 1 – всасывающие, 2 - напорно-всасывающие. Рукава первой группы предназначены для забора воды из открытых водоисточников, рукава второй группы - из водопроводной сети.

Рукав состоит:

1 - внутренняя резиновая камера;

2 - текстильный слой;

3 - проволочная спираль;

4 - промежуточный резиновый слой;

5 - текстильный слой;

6 - наружный текстильный слой (или резиновый для КЩ)

Пример условного обозначения рукава класса В, группы 2, внутренним диаметром 75 мм, рабочим давлением 0,5 МПа (5кгс/см), предназначенного для работы в районах с умеренным, холодным (ХЛ) и тропическим (Т) климатом соответственно:

Рукав В-2-75-5 ГОСТ 5398; Рукав В-2-75-5ХЛ ГОСТ 5398; Рукав В-2-75-5Т ГОСТ 5398.

Напорные рукава

В настоящее время выпускаются (или находятся в эксплуатации) напорные рукава следующих типов:

Прорезиненные ГОСТ 7877-75;

Латексированные ТУ 17РСФСР 40-6851-77 и ТУ 75.080.05.026-89;

С двухсторонним полимерным покрытием ТУ17 РСФСР 40-11118-86;

Пластмассовые армированные ТУ6-19-151-88;

Льняные ГОСТ 472-75 и льноджутовые ТУ17РСФСР 40-10257-82;

Рукава на рабочее давление 3,0 МПа.

Эксплуатация рукавов

Под эксплуатацией пожарных рукавов понимается их использование для выполнения оперативных задач, техническое обслуживание, ремонт, учет и хранение.

Использование всасывающих рукавов

Всасывающие рукава размещаются на пожарных автомобилях в пеналах, а на мотопомпах в специально отведенных местах. Укомплектовывать автомобиль неисправными и грязными рукавами запрещается. Для удобства извлечения рукавов из пеналов и предохранения их от истирания под рукава подкладывают прокладочные ленты.

При извлечении рукавов из пеналов не допускается их сбрасывание на землю во избежание механических повреждений.

При заборе воды с пирса или крутого берега водоема рекомендуется использовать вторую (разгрузочную) веревку, привязывая ее за горловину сетки. Разгрузочная веревка воспринимает вес воды, находящейся во всасывающей линии, и помогает избежать повреждения всасывающих рукавов.

Для предотвращения замерзания воды в рукавах всасывающей линии при длительной работе пожарного насоса на небольших расходах часть воды следует сбрасывать обратно в водоем через напорный рукав, присоединенный к свободному патрубку насоса.

При прокладке всасывающей линии необходимо следить за тем, чтобы в места соединения не попадал песок, земля и т. п., нарушающее герметичность. Не следует допускать резких перегибов, механических повреждений рукавов, запрещается перемещение рукавов волочением.

При работе на пожарах и учениях не допускать попадания на рукава нефтепродуктов и едких химических веществ.

Использование напорных рукавов

Напорные рукава укладывают в отсеки кузова пожарного автомобиля в соответствии с инструкцией по эксплуатации автомобиля. Рукава, расположенные на катушках, закрываются специальным чехлом из плотной водонепроницаемой ткани.

При прокладке рукавных линий необходимо следить, чтобы рукава не имели резких перегибов, не допускать прокладки рукавов по острым или горящим (тлеющим) предметам, поверхностям, залитым горюче-смазочными материалами или химикатами.

Прокладывать рукавные линии в лестничных клетках следует между маршами, не загромождая при этом проходы и лестницы.

Прокладка рукавных линий по улице, дороге, двору, должна производиться по возможности вне проезжей части, а через железнодорожные или трамвайные пути - под рельсами между шпалами.

В местах движения автотранспорта рукава должны защищаться рукавными мостиками.

При прокладке рукавных линий через заборы, окна и другие препятствия, где возможны резкие перегибы рукавов, следует использовать рукавное колено (седло).

Для разгрузки вертикальной рукавной линии, прокладываемой по стене, внутри здания или по пожарной лестнице, необходимо применять рукавные задержки из расчета одной задержки на рукав.

Запрещается сбрасывать на рукавные линии части разбираемых конструкций, а также сбрасывать рукава с крыш и верхних этажей зданий. Рукава должны переноситься пожарными, спускаться с высоты при помощи веревок или других приспособлений.

Во избежание разрывов рукавов от гидравлических ударов подавать воду в рукавную линию следует путем постепенного открытия клапанов напорных патрубков насоса и разветвлений. Запрещается резко повышать давление в насосе, а также резко перекрывать ствол.

При возникновении течи в рукаве она должна быть немедленно устранена путем установки рукавных зажимов. В зависимости от размера дефекта рукава могут использоваться следующие рукавные зажимы:

а) ленточный зажим - для ликвидации течи из отверстий диаметром до 2 см или разрывов длиной до 3 см;

б) корсетный зажим - для ликвидации течи из продольных разрывов длиной до 10 см.

В качестве зажима может быть использован также отрезок рукава того же диаметра длиной 15-20 см, который до навязки головок одевается на рукав. При появлении течи во время работы на пожаре, давление в рукаве сбрасывается, и отрезок (зажим) перемещается на место дефекта рукава.

После окончания тушения пожара при сборке рукавов зажимы снимают, а место течи отмечают химическим карандашом.

В зимнее время после окончания тушения пожара необходимо воду немедленно слить из рукавов. Вмерзшие в лед рукава следует отогреть паром, горячим воздухом или применять компресс из коммы, смачиваемой горячей водой. Перед складыванием рукавов места сгибов необходимо оттаять. В случае сплошного промерзания рукавов сборку их проводить без сгибов и переломов, при этом перевозку рукавов надо производить на грузовых автомобилях с прицепами или на санях с подсанками, укладывая рукава во всю длину.

Хранение рукавов

Хранению подлежат только чистые высушенные рукава. Не допускается хранение рукавов вблизи работающего оборудования, способного выделять озон, а также искусственных , выделяющих ультрафиолетовые лучи. Рукава должны быть защищены от воздействия прямых солнечных и тепловых лучей, от попадания на них масла, бензина, керосина, от действия их паров, а также кислот, щелочей и других веществ, разрушающих резину.

Всасывающие рукава должны храниться в помещении параллельными рядами высотой не более 1 м при температуре от минус 25ºС до плюс 30ºС и размещаться на расстоянии не менее 1м от теплоизлучающих приборов.

Напорные рукава хранятся на стеллажах в скатках в вертикальном положении. Стеллажи обеспечиваются поддонами, на которые укладываются скатки рукавов. Поддоны должны исключать контакт скатки с острыми кромками каркасов стеллажей. Хранение других веществ и материалов совместно с рукавами не допускается.

Рукава больших диаметров размещаются на нижних полках стеллажей. Новые рукава хранятся в отдельном складском помещении или на специально выделенных стеллажах.

Испытание рукавов

Инструкция

по охране труда при испытании рукавов.

1. К испытанию рукавов допускаются лица получившие инструктаж по данному виду работ.

2. Испытания проводятся на достаточной площади, чтобы исключить травмирование людей при разрыве рукавов.

3. Для предотвращения самоотката автоцистерны, с которой подается давление в испытуемые рукава, она должна быть поставлена на ручной тормоз, а при наличии уклона дополнительно иметь упоры под колесами.

4. При прокладке рукавов следить за тем, чтобы рукавные линии не пересекались, рукава не заламывались, чтобы на них не образовывались «спирали».

5. Следует избегать прокладки магистральных линий по поверхностям, засоренным острыми предметами, залитым горюче – смазочным материалом.

6. Число напорных рукавов в испытываемой линии ограничивается пятью, из расчета один рукав – двадцать метров.

7. Диаметр испытываемых рукавов должен быть одного размера.

8. Вода в рукавную линию подается только по команде ответственного, за испытание рукавов лица.

9. Заполнять рукава водой надо медленно. До требуемой величины давление должно увеличиваться постепенно и достигать этой величины только после того, как вытеснен воздух и водой заполнен весь объем испытуемого рукава, о чем можно судить по появлению непрерывной струи из крана или заглушки.

10. При поступлении давления в испытуемые рукава необходимо учитывать реакцию струи, т. е. силу направленную противоположно направлению струи (при образовании свища), стремящуюся сместить рукав в противоположную сторону.

11. Подачу воды в испытываемую линию необходимо прекращать медленно и плавно, дабы исключить гидравлический удар и разрыв рукава.

Инструкция

по охране труда при навязке рукавов

1 К навязке рукавов допускаются лица, получившие инструктаж по данному виду работ.

2 При навязке рукавов лица, участвующие в навязке рукавов, должны быть соответствующе экипированы.

3 Перед навязкой рукавов необходимо убедиться, что станок для навязки рукавов находится в исправном состоянии.

4 Проволка на катушке станка должна быть плотно подогнана виток к витку, чтобы при разматывании не допустить ее резкого срыва.

5 Ремешок педали тормоза катушки с проволокой должен плотно облегать тормозной вал катушки.

6 При обвязке рукава необходимо следить, чтобы пальцы рук не попали под проволоку.

7 Полугайка, находящаяся на станке, должна быть правильно установлена на своем месте и плотно закреплена.

8 Лицо, производящее натяжение проволоки, во время навязки рукавов, должно делать это с постоянным усилием, без рывков и ослабленний.

9 Запрещается:

v использовать проволку не предназначенную для навязки рукавов;

v использовать деформированные полугайки;

v производить навязку рукавов в недостаточно освещенном помещении.

Среди используемых для ликвидации источников воспламенения веществ наиболее популярной считается вода. Ведь ее эксплуатация не сопровождается существенными вложениями. Но для того чтобы направлять ее непосредственно к огню, нужно применять соответствующее оснащение. И для этого чаще всего используют , стволы и иное оборудование рукавное.

Ныне пожарные рукава, а также рукавное оборудование активно используется в процессе ликвидации различных источников воспламенения. Данное оснащение считается уникальным, поскольку на его подготовку к эксплуатации нужно потратить минимум времени. Это дает возможность к ликвидации пожара перейти в кратчайшие сроки.

Современные пожарные рукава, а также дополнительные элементы выделяются рядом преимуществ. Именно поэтому им довольно часто отдают предпочтение.

  • Все элементы изготавливают из высококачественного сырья. При этом компании-производители пользуются современными технологиями, учитывают массу аспектов. В итоге, полученные изделия соответствуют установленным стандартам, нормам.
  • Современные пожарные рукава, дополнительное оснащение имеют небольшой вес, выделяются мобильностью, а также повышенным уровнем эффективности.
  • В обязательном порядке перед продажей все рукава, оборудование проходят тщательное обследование, тестирование. Покупателям предоставляются сертификаты качества, подтверждающие соответствие нормам.

Назначение пожарных рукавов, рукавного оборудования и стволов

Основное предназначение пожарных рукавов - организация качественной и своевременной подачи воды непосредственно к источнику воспламенения. Благодаря тому, что рукава можно подводить к различным источникам воды, никаких сложностей в дальнейшем не возникает. Именно поэтому пожарные рукава можно применять там, где установлены специальные резервуары, напорные гидранты с водой. В сложенном виде рукав занимает незначительное количество места. Именно поэтому для его хранения подойдет небольшая коробка или же специальная тара.

Пожарные рукава обязательно комплектуются специальным оборудованием. Его основное предназначение - упрощения процесса подключения шланга непосредственно к источнику воды. Кстати, рукавная арматура может устанавливаться не с одной, а с двух сторон рукава. Это способствует упрощению процедуры подключения, а также подачи воды.

К рукавному оборудованию также можно отнести и специальные насадки, благодаря которым можно менять форму струи. Это дает возможность экономить воду в процессе тушения, охватывать большую площадку, иное. Именно поэтому востребованность такого оснащения постоянно возрастает. Несомненно, ассортимент рукавного оборудования огромен. Здесь присутствует и запорная арматура, и стволы, и иные элементы. Их основное предназначение - это сокращения периода ликвидации источников возгорания.

Но для того чтобы пожарные рукава, дополнительные элементы были действительно полезными, стоит выбирать их тщательно. Обязательно нужно учитывать действующие противопожарные нормы, рекомендации, представленные специалистами. Кроме того, для того чтобы подобрать действительно эффективные рукава, стволы и оборудование, нужно учитывать определенные моменты.

Вам могут быть интересны эти товары

Пожарные стволы, рукава и рукавное оборудование

Поставляемые ныне пожарные рукава можно разделить на несколько видов.

По типу подачи воды все пожарные рукава разделены на всасывающие, а также напорные виды. Более распространенными считаются напорные устройства. Они могут легко выдерживать повышенные нагрузки, выделяются продолжительным сроком эксплуатации. На их основные показатели не влияют ни температурные колебания, ни высокое давление, ни влага. Что же касается всасывающих рукавов, то ими чаще всего пользуются, если подача воды будет осуществляться при помощи соответствующих насосов.

Ныне на продажу поставляются мобильные рукава, а также рукава, предназначенные для стационарных станций. Они отличаются габаритами, комплектацией и функционалом. Этот факт стоит учитывать, подбирая пожарные рукава.

Помимо этого, на продажу поступают специальные рукава, которые оснащены дополнительной защитой:

  • Устойчивые к износу.
  • Устойчивые к температурным колебаниям, ультрафиолетовому излучению.
  • Маслостойкие.
  • Стандартные.

Это стоит принимать к сведению, если осуществляется, к примеру, подбор пожарных рукавов для производственных помещений или же иных объектов.

Для того чтобы организовать эффективный процесс ликвидации источников воспламенения, потребуются не только пожарные рукава, но и дополнительное рукавное оборудование. К пожарному рукавному оборудованию относят такие элементы:

  • Стволы, распылители.
  • Специальные соединительные головки.
  • Сетки всасывающего типа.
  • Разветвители.

Пожарные стволы - своеобразные насадки, которые помещаются на патрубок рукава. С их помощью можно формировать струю определенной формы, корректировать ее мощность, а также направление. Для подготовки пожарных стволов может применяться различное сырье. От того, чем именно пользуются производители, зависит, насколько продолжительным будет срок их эксплуатации.

Соединительные головки применяются, дабы обеспечить надежное крепление рукава непосредственно к пожарному гидранту. Помимо этого, с помощью таких головок можно присоединять разветвители непосредственно к рукавам.

Для того чтобы сделать пожарную систему максимально эффективной и надежной, нужно приобретать только качественное оснащение. Наша компания предлагает вам действительно надежные пожарные рукава, рукавное оборудование. Благодаря тому, что мы тесно сотрудничаем с производителями, не привлекая посредников, цены у нас значительно ниже, чем у конкурентов.


Всасывающие рукава предназначены для подвода воды от водоисточника к всасывающему патрубку наcoca.

Рис.1.18 Всасывающий рукав

1- проволочная спираль; 2 - резиновый слей; 3 - прорезиненная ткань; 4 - манжета; 5 - клеймо

Устройство всасывающего рукава показано на рис. 1.18. Резиновые слои обеспечивают герметичность внут­ренней полости рукава, а также его эластичность и гиб­кость. Проволочная спираль 1 предотвращает деформа­цию рукава при разрежении во время его использова­ния с открытого водоисточника. Слои прорезиненной ткани 3 увеличивают механическую прочность рукава от растягивающих усилий и защищают резиновые слои 2 от истирания. На концах всасывающих рукавов име­ются мягкие (без спирали) манжеты 4 для установки и закрепления соединительных головок, которые крепят­ся при помощи стяжных металлических лент. На наруж­ной поверхности манжет каждого рукава ставят клеймо 5 с указанием завода-изготовителя, номера стандарта, группы, типа, внутреннего диаметра, длины и даты из­готовления, а также рабочего давления (для рукавов II группы). Для рукавов с морозостойкой резиной (до 45 °С) дополнительно ставят букву М.

Таблица 1.5. Основные технические данные всасывающих рукавов

Напорные рукава подсоединяют к напорным патруб­кам насоса для подачи по ним под давлением огнетушащих средств к месту пожара.

Чехлы напорных рукавов ткут или вяжут из нитей натуральных (льна, хлопка и т. п.) или искусственных (капрон, лавсан и т. п.) волокон на специальных стан­ках. Тканые чехлы образуются переплетением нитей под углом 90 °. Продольные нити называются основой, а по­перечные - утком.

В пожаротушении применяют рукава длиной 20 ± 1 м, диаметром 26, 51, 66, 77, 89, 110 и 150 мм. В за­висимости от материала ткани чехла, конструкции и ра­бочего давления рукава подразделяются на группы и виды, приведенные на рис. 1.19. Для отличия по груп­пам прочности на наружной поверхности льняных рука­вов по всей их длине делают цветные просновки (по­лосы).

Пожарные напорные рукава должны быть надежны­ми (иметь высокую прочность, хорошо сопротивляться истиранию, действию солнечных лучей, гнилостных про­цессов, агрессивных сред, низких и высоких температур) и удобными в работе (легкими, эластичными, иметь ма­лые габариты скаток), а также обладать малым гид­равлическим сопротивлением.

Непрорезиненные напорные рукава широко распро­странены в пожарной охране. Сухие чистые льняные рукава сравнительно легкие, а их скатки малогабарит­ные. При подаче воды по таким рукавам наружная по­верхность ткани чехла увлажняется, что повышает их термостойкость в условиях пожара. Однако повышенная склонность льняных рукавов к гнилостным процессам, а также дефицит натуральных волокон делает производ­ство их неперспективным.

Напорные рукава из синтетических нитей с гидроизо­ляционным внутренним или внутренним и наружным защитным покрытием группы прочности не имеют.


Рис. 1.19 Классификация пожарных напорных рукавов

Рукава прорезиненные с внутренним гидроизоляци­онным покрытием по сравнению с льняными имеют меньшее гидравлическое сопротивление, большую проч­ность, практически не подвергаются гнилостным процес­сам, а также действию химически активных веществ. Однако термическая стойкость ткани чехла синтетичес­ких нитей сравнительно низкая; при температуре 140... 160 °С нити оплавляются и разрушаются.

В качестве гидроизоляционного слоя в рукавах при­меняют резиновую трубку толщиной не более 2 мм или латексную толщиной не менее 0,6 мм. Резиновую труб­ку из сырой резины вводят внутрь чехла, предваритель­но смазанного резиновым клеем, и далее ее вулканизи­руют паром под давлением 0,3...0,4 МПа (3...4 кгс/см 2) при температуре 120...140°С в течение 40...45 мин.

Наличие внутреннего резинового гидроизоляционно­го слоя делает прорезиненные рукава более тяжелыми и жесткими по сравнению с льняными рукавами, что затрудняет работу с ними. Кроме того, повышение жест­кости рукавов способствует образованию перегибов и интенсивному износу ткани в этих местах с последую­щей потерей прочности.

Напорные рукава с латексным гидроизоляционным слоем в 1,5...2 раза легче прорезиненных рукавов, более эластичны и не требуют сушки. К недостаткам их отно­сятся сложность и значительная продолжительность технологического процесса нанесения латекса (водного раствора каучука) на поверхность ткани чехла, что сдерживает массовое производство латексных рукавов.

Перспективны рукава двухслойной конструкции с внутренним гидроизоляционным и наружным защит­ным покрытием. Наружный защитный слой предохраня­ет ткань чехла от истирания, действия солнечных лучей, что повышает их надежность и долговечность. Рукава двухслойной конструкции изготовляют нанесением кон­систентной массы (сырой резины, полихлорвинила, ла­текса и т. п.) на ткань чехла методом экструзии (выдав­ливания) или жидкого формования с последующей тер­мической обработкой.

При тушении пожаров в лесах, на торфоразработках, лесоскладах и в условиях наиболее вероятного сопри­косновения рукавов с горящими предметами целесооб­разно применять рукава с регламентированным количе­ством просачиваемой воды (перколяцией) через стенки чехла, благодаря чему увлажняется наружная поверх­ность рукава и значительно повышается его термостой­кость.

Применение рукавов . Всасывающие рукава укладывают на пожарном ав­томобиле в металлические пеналы, в нижней части ко­торых имеются отверстия. Для удобства и быстроты съема всасывающих рукавов, предохранения их наруж­ной поверхности от износа в пеналах должны быть про­кладочные ленты. Не следует обматывать всасывающие рукава веревкой, под которой ткань рукава может гнить и разрушаться.

Напорные рукава размещают в отсеках кузова по­жарного автомобиля свернутыми в одинарные скатки или укладывают в виде гармошки, а также на рукавных катушках.

Напорные рукава не должны подвергаться механиче­скому износу, поэтому наилучшей является укладка ру­кавов в отдельные ячейки, облицованные материалом с высокими антифрикционными свойствами.

При прокладке рукавов стремятся сделать всасыва­ющую рукавную линию максимально короткой, так как с ее увеличением возрастают гидравлические потери, в связи с чем повышается склонность насоса к кавита­ции. Следует также стремиться к тому, чтобы всасыва­ющая сетка погружалась под слой воды не менее чем на 20 см. При работе от водоисточника с малой глуби­ной или с илистым дном всасывающую сетку рекомен­дуется поместить в корзину и привязать к ней. При ра­боте со всасывающей линией необходимо иметь две веревки: одну привязывают к горловине всасывающей сетки, другую - к кольцу рычага. Первая веревка необ­ходима для опускания и подъема из водоисточника вса­сывающей линии, вторая - для открывания обратного клапана всасывающей сетки. При прокладке всасываю­щей линии не допускается ее провисание или образова­ние выпуклой петли, что может вызвать появление неплотностей в местах соединений и обрыв столба жидко­сти. К характерным повреждениям всасывающих рукавов относятся: потертость наружной поверхности, локальная прелость или гнилость, смятие спирали, сквозной про­кол, отслоение внутреннего слоя.

Напорные рукавные линии прокладывают как от оча­га пожара к насосу, так и в обратном направлении. В практике пожаротушения рукавные линии от насоса до разветвления называются магистральными, а от раз­ветвления до пожарного ствола - рабочими, которые условно нумеруют против часовой стрелки (если смот­реть по направлению движения жидкости).

Различают следующие виды прокладки рукавных ли­ний: горизонтальную, вертикальную, ползучую и сме­шанную. Горизонтальные линии прокладывают вручную из двойной или одинарной скатки, а также с возимых катушек или движущегося пожарного автомобиля из отсеков его кузова. Вертикальные линии прокладывают по стенам здания, в пролетах лестничных клеток, под­нимают на веревке или по лестнице. Для удержания вертикальных рукавных линий от падения, а также для разгрузки их от воды пользуются рукавными задержка­ми, при помощи которых рукава подвешивают к высту­пающим частям конструкций зданий и сооружений. За­крепляют задержки под соединительной головкой. Пол­зучую рукавную линию прокладывают по ступеням внутренних лестниц. Обычно длина их больше длины линий по прямой, при этом принято считать, что на каж­дый 1 м длины линии следует принимать запас для го­ризонтальных линий 1,2 м, вертикальных 5 м на каждый этаж жилого и 6...8 м промышленного здания. Для пол­зучих линий соответственно 10 и 15 м.

Смешанную рукавную линию прокладывают при со­четании горизонтальных, вертикальных и наклонных ру­кавных линий. Это наиболее сложный вид прокладки и требует надежного крепления на всех участках.

Прокладывать рукавные линии надо оперативно, проявляя осторожность и аккуратность, чтобы пред­отвратить появление неисправностей. Не допускается ударять соединительные головки о твердые предметы. Не следует протягивать рукавные линии по асфальту, бетону, по острым и горящим предметам. Необходимо беречь рукава от попадания на них горючесмазочных материалов, а также химически активных веществ. Надо следить, чтобы линии не имели резких изгибов, при необходимости в эти места подложить рукавные седла. Запрещается сбрасывать рукава с крыши здания и с других высот, а также бросать на них части разбирае­мых конструкций. Категорически запрещается скручи­вать скатки на асфальте или бетоне для их уплотнения. При прокладке рабочих рукавных линий надо стремить­ся размещать разветвления как можно ближе к очагу пожара. Вентили разветвлений, напорных патрубков на­соса и перекрывных кранов стволов открывать и закры­вать плавно, чтобы избежать гидравлического удара в рукавных линиях. Если необходимо прокладывать ру­кавные линии в местах проезда транспорта, обязательно устанавливать рукавные мостики.

При обнаружении в рукавах неисправностей (сви­щей, проколов и разрывов) необходимо в условиях по­жара применить универсальные или ленточные зажимы, не заменяя поврежденных рукавов.

Большое внимание следует уделять эксплуатации ру­кавных линий зимой, особенно в условиях низких тем­ператур. При работе пожарного насоса от открытого водоисточника воду надо забирать с более глубоких сло­ев, где температура ее несколько выше, чем у поверх­ности. При запуске насоса рекомендуется убедиться в том, что работа его устойчивая и вода в линию будет подаваться бесперебойно. Для этого некоторое время через свободный напорный патрубок насоса необходимо слить воду, затем при максимальной частоте вращения вала насоса направить ее в линию. Рекомендуется так­же наряду с основной магистральной линией проложить резервную линию, используя прорезиненные рукава. Сое­динительные головки, разветвления закрыть снегом, опилками. По возможности установить разветвления в помещении. Наращивать, заменять и убирать рукав­ные линии допускается только при непрерывной подаче воды, лишь снизив напор на насосе. Уборку рукавов на­чинать от ствола.

Скатывать рукавные линии необходимо одновремен­но и как можно быстрее, привлекая для этой цели максимальное количество личного состава. В случае уборки замерзших рукавных линий предварительно ото­греть соединительные головки и места предполагаемых изгибов рукавов отработанными газами двигателя или паром. Замороженные рукава осторожно уложить в кузов грузового автомобиля для перевозки к месту назна­чения.

Наблюдение за работой рукавных линий на пожаре возлагается на определенные номера боевого расчета, в частности, за магистральной линией наблюдает по­жарный, работающий с колонкой, в обязанности кото­рого входят также установка рукавных мостиков и уст­ранение неисправностей в рукавах. В задачу ствольщика входит наблюдение за рабочими линиями и закрепле­ние их при работе на высоте. Кроме того, ствольщик должен проявлять особую осторожность при работе со стволом вблизи открытых линий злектропередач, распо­ложенных в радиусе действия компактной струи. Запре­щается также надевать на себя ремень ствола в момент пуска воды. Для работы со стволами типа РС-70 обяза­тельно назначаются два человека.

Особую предусмотрительность следует проявлять при тушении пожаров лафетными стволами, так как ими приходится постоянно маневрировать, чтобы не допус­тить попадания струи в одну точку и разрушения конст­рукции зданий и сооружений. Маневрировать лафетным стволом следует плавно, без рывков.

Техническое обслуживание, ремонт пожарных рука­вов и рукавного оборудования. Техническое обслужива­ние, ремонт и хранение рукавов и рукавного оборудова­ния представляет собой совокупность технологических операций и мероприятий, обеспечивающих поддержание заданной боевой готовности и безотказное применение рукавов и оборудования по назначению. Технологичес­кая схема технического обслуживания, ремонта и хра­нения рукавов независимо от принятой в гарнизоне си­стемы ведения рукавного хозяйства (децентрализован­ной или централизованной) имеет общие технологические операции.

Техническое обслуживание эксплуатируемых напор­ных пожарных рукавов включает следующие технологи­ческие операции: отмочку (оттаивание), мойку, испыта­ние, сушку, талькирование, сматывание в скатки, а для льняных рукавов также периодическую противогнилост­ную пропитку.

Испытание рукавов. Различают два вида испытаний всасывающих и напорных рукавов - контрольные и эк­сплуатационные. Контрольные испытания проводят при получении новых партий, эксплуатационные испыта­ния - после каждого использования рукавов, при их ре­монте или после навязки соединительных головок, а так­же (1 раз в год) в процессе длительного хранения.

Напорные рукава испытывают от насоса пожарного автомобиля или от другого источника подачи воды, соз­дающих требуемый напор. При испытании рукава укла­дывают на горизонтальной площадке по 5...6 шт. в одну линию или наматывают на барабан специальной конст­рукции. Диаметр барабана должен быть не менее 2 м.

Льняные рукава перед испытанием замачивают (медленно заполняют водой и выдерживают под давлением 6,2...0,4 МПа (2...4 кгс/см 2) в течение 5 мин. После за­мочки приступают к гидравлическому испытанию. Перед началом испытания на конце рукавной линии устанав­ливают заглушку с краном (или ручной перекрывной ствол, разветвление и т. п.) для выпуска воздуха при заполнении линии водой. После удаления воздуха и за­полнения рукавов водой постепенно, в течение 2 мин, поднимают давление до предельно допустимого (в со­ответствии с инструкцией по эксплуатации рукавов) и выдерживают рукава в течение 2 мин. Затем давле­ние снижают до нуля и снова постепенно поднимают его, и выдерживают рукав под испытательным давлени­ем в течение З мин. Рабочее и испытательное давление для напорных рукавов различных групп прочности уста­новлено инструкцией. Рукава, подвергшиеся гидравли­ческому испытанию, не должны пропускать воду в мес­тах навязки соединительных головок, иметь разрывы ткани чехла или свищи.

Всасывающие рукава, предназначенные для работы насоса от открытого водоема, испытывают только на разрежение. Испытывают рукава от насоса пожарного автомобиля или на специальном стенде. Разрежение в рукаве дол­жно быть не менее 73,15 кПа (550 мм рт. ст.). При этом падение разрежения не должно превышать 13,3 кПа (100 мм рт. ст.) в течение 3 мин. До начала проведения испытаний насос проверяют на герметичность. Если во всасывающих рукавах не создается разрежение, то для обнаружения свищей и проколов их подвергают гидрав­лическим испытаниям давлением до 50 кПа (0,5 кгс/см 2).

Весьма важным является определение возможности отслоения внутреннего резинового слоя всасывающих рукавов при создании разрежения. Для такой проверки на одном конце рукава устанавливают заглушку со смотровым стеклом, на противоположном - заглушку с электролампой и дюритовым шлангом, по которому отсасывается воздух из внутренней полости рукава. От­слоение внутреннего слоя резины контролируют визу­ально через смотровое стекло при включенной электро­лампе. Испытательное давление напорно-всасывающих рукавов должно быть в 2 раза больше возможного ра­бочего давления. Продолжительность испытания 10 мин. Сушка рукавов влияет на прочностные свойства тка­ни чехла и его гидроизоляционного слоя. В случае на­рушения режима сушки ткань чехла и гидроизоляцион­ный слой разрушаются под воздействием гнилостных процессов или подвергаются интенсивному термостарению. Сушат рукава естественным или искусственным способом.

Естественный способ - сушка на открытом воздухе при благоприятных атмосферных условиях (температура не менее 20 °С и относительная влажность не более 75%). Необходимо следить, чтобы на ткань чехла не попадали солнечные лучи и атмосферные осадки. Ес­тественный способ не обеспечивает высокого качества сушки рукавов и продолжителен (трое суток и более). Искусственную сушку рукавов осуществляют орга­низованными потоками теплоносителя (воздуха). При этом максимальная температура сушки для прорезинен­ных рукавов 50 °С, для льняных 70...80°С при скорости потока не более 4 м/с. Для искусственного способа суш­ки используют сушилки различного типа, выбор кото­рых зависит от числа обрабатываемых рукавов, разме­ров помещения и энергетических возможностей пожар­ной части.

Башенная сушилка представляет собой вертикаль­ный канал (шахту) с квадратным или прямоугольным сечением. Площадь сушильных шахт определяют из рас­чета 0,15 м 2 на один рукав, но не менее 2,4 м 2 . Высоту

Противогнилостной пропитке периодически подверга­ют льняные рукава. Долговечность рукавов, обработан­ных таким способом, увеличивается в 1,5...2 раза. Для пропитки используют водный раствор 8-оксихинолята меди.

Скатывание и перекатку рукавов в одинарную или двойную скатки на новую складку необходимо прово­дить периодически (не менее двух раз в год) для умень­шения локального износа ткани чехла на ребре склад­ки, а также сокращения процесса естественного старе­ния гидроизоляционного слоя в местах перегиба. Для перемотки рукава в одинарную скатку существует не­сколько типов станков.

Соединительные головки крепят несколькими спосо­бами. Соединительные головки всех типов для всасыва­ющих и напорных рукавов, кроме диаметра 89 мм, встав­ляют внутрь рукавов, а по наружной их поверхности навязывают проволоку или обжимают стяжными лен­точными хомутами.

Рукава диаметром 89 мм вставляют внутрь втулки соединительной головки, затем в рукав вводят метал­лическое кольцо, на специальном станке равномерно разжимают его, обеспечивая прочное крепление.

Существуют разнообразные конструкции станков для навязки соединительных головок проволокой диаметром 1,6...2 мм.

Маркировку напорных рукавов выполняют после на­вязки соединительных головок. Маркировочные обозна­чения (номера рукава и пожарной части) наносят тра­фаретом на оба конца рукава на расстоянии 0,5...1 м от соединительной головки. На рукавах, эксплуатируемых при централизованной системе ведения рукавной служ­бы, номер части не указывают.

Ремонт рукавов при образовании свищей, проколов и небольших разрывов в условиях тушения пожара вы­полняют при помощи зажимов (универсального ленточ­ного или корсетного) для временного устранения течи в местах повреждения. После пожара ставят на рукава заплаты наклеиванием или вулканизацией.

Своевременный и качественный ремонт пожарных ру­кавов увеличивает срок их службы и способствует надеж­ной работе.

Рукава следует хранить в специальном помещении при температуре 0...25°С и относительной влажности 50... 60%. Для наблюдения за температурой и влажностью в помещении устанавливают термометр и влагомер (пси­хрометр).

К рукавному оборудованию относятся: всасывающая сетка, соединительные головки, разветвления, водосбор­ник, ручные и лафетные стволы. Рукавное оборудование отливают из алюминиевых сплавов АЛ-9В или АК-6 с последующей механической обработкой.

Всасывающая сетка (рис. 1.20) присоединяется на конце всасывающей рукавной линии перед началом ра­боты насоса из открытого водоема. Она предназначена для защиты всасывающей линии от попадания посторон­них предметов, а также для удержания столба жидкос­ти в линии при кратковременном прекращении подачи или при заливке насоса водой перед пуском. При работе насоса из открытого водоисточника во всасывающей линии создается разрежение. Вода под действием атмосферного давления, поднимая клапан 1, поступает во всасывающую линию и далее в полость на­соса. При остановке насоса клапан опускается в гнездо и всасывающая линия остается заполненной водой. Что­бы освободить линию от воды, необходимо при помощи веревки, прикрепленной к кольцу 3, повернуть рычаг 2, клапан приподнимется и вода вытечет из рукавов.


Рис. 1.20 Всасывающая сетка

1 - клапан; 2 - рычаг; 3 - кольцо

Соединительные головки предназначены для быстро­го, герметичного и прочного соединения рукавов, а также присоединения их к рукавному оборудованию. В зависи­мости от назначения и способа крепления на рукавах и рукавном оборудовании они бывают различных конст­рукций. Например, соединительные рукавные головки с наружным зацеплением состоят из втулки с кольцевой проточкой, в которую вставляют резиновое уплотнительное кольцо (типа KB и КН соответственно для вса­сывающей и напорной соединительной головки), и обой­мы, свободно надетой на втулку. Обойма имеет два клыка и наклонные спиральные площадки, при помощи кото­рых смыкаются две соединительные головки. На наруж­ной поверхности обоймы всех типоразмеров соединитель­ных головок диаметром 77 мм и выше имеются продоль­ные выступы под специальный ключ, при помощи которого уплотняют рукавные соединения.

Пожарные напорные рукава диаметром 89 мм и вса­сывающие диаметром 150 мм имеют беспрокладочные винтовые соединительные головки, состоящие из двух разъемных частей. Одна часть имеет ниппель с наружной резьбой, на которую навинчивается гайка второй части.

Муфтовые и цапковые соединительные головки навинчивают на рукавное оборудование и водопроводную ар­матуру. Они состоят из втулки, с одной стороны которой имеется резьба, с другой на торцевой кромке - канавки для уплотняющего резинового кольца, а на наружной по­верхности - два клыка и спиральные наклонные пло­щадки. У муфтовой головки на конце втулки нарезана внутренняя резьба, у цапковой - наружная.

Переходные головки служат для соединения напор­ных рукавов или другого рукавного оборудования разных диаметров.

Головка-заглушка предназначена для соединения с муфтовой головкой всасывающего или напорного пат­рубка насоса для закрывания при неработающем насосе.

Соединительные головки имеют небольшую массу, легко и быстро смыкаются, надежны в работе, предот­вращают размыкание рукавов при заполнении водой. При замерзании воды в рукавах соединительные голов­ки дают возможность быстро их размыкать.

Пожарные разветвления предназначены для разделе­ния потока огнетушащих средств, подаваемых пожарным насосом по магистральной рукавной линии, на несколь­ко потоков, поступающих в рабочие линии, а также для регулирования подачи огнетушащих средств в этих ли­ниях. В зависимости от числа выходных штуцеров и ус­ловного диаметра входного штуцера различают следую­щие типы разветвлений: трехходовые РТ-70 и РТ-80 и четырехходовые РЧ-150 (табл. 1.6).

Разветвления всех типоразмеров имеют в основном одинаковую конструкцию (рис. 1.21) и состоят из фигур­ного корпуса 7, входных 6 и выходных 8 патрубков и за­порного вентиля с тарельчатым клапаном 4, маховичком 1, шпинделем 3 и сальниковым уплотнением 2. Для переноса разветвления имеется ручка 5.

Водосборник ВС-125 устанавливают на всасывающем штуцере насоса для подвода воды по одному или двум рукавам диаметром 66 мм (напорного или напорно-всасывающего) от колонки гидранта, а также при работе в перекачку при подаче воды на большие расстояния.

Таблица 1.6. Техническая характеристика пожарных разветвлений


Рис. 1.21 Разветвление трехходовое РТ

1 - маховичок; 2 - уплотнитель сальниковый; 3-шпиндель; 4 - тарельчатый клапан; 5 - ручка; 6 - входной патрубок; 7- корпус; 8 - выходной патрубок

Водосборник состоит из корпуса-тройника, двух входных соединительных головок для присоединения напорных или напорно-всасывающих рукавов и выходной соединитель­ной головки для установки водосборника на всасываю­щем штуцере насоса. Внутри корпуса водосборника за­креплен шарнирно-тарельчатый клапан для перекрыва­ния одного входного патрубка при работе насоса от гидранта на один рукав.

Пожарные стволы присоединяются на конце напор­ных рукавных линий. Они предназначены для формиро­вания и направления компактных или распыленных струй огнетушащих средств, а также перекрытия потока при прекращении подачи его в очаг пожара. При этом компактные струи должны быть круглыми в сечении, борозд, расслоений и признаков распыления, a распыленные струи должны равномерно распределять иные капли воды по конусу факела струи. Пожарные стволы в зависимости от вида подаваемого огнетушащего вещества подразделяются на водяные и воздушно-пенные, а в зависимости от пропускной способности и размеров - на ручные и лафетные.

Таблица 1.7. Техническая характеристика ручных пожарных стволов

Ручные пожарные стволы (табл. 1.7) в зависимости от вида, формы и размеров образуемых струй подразде­ляются на два типа: 1 - для получения компактных струй и 2 - для получения распыленных струй. Пожарные стволы РС-50 и РС-70 для получения компактных струй имеют одинаковую конструкцию и отличаются лишь ге­ометрическими размерами. Они состоят из соединитель­ной головки, корпуса конической трубы, внутри которого установлен успокоитель, сменного насадка (спрыска) и ремня для переноса ствола. Наружная поверхность кор­пуса имеет оплетку для термоизоляции корпуса и для удобства удерживания ствола при работе. Стволы РС-50 входят в комплект пожарной техники, поступающей в сельское хозяйство, а также внутренних пожарных кранов, стволы РС-70 относятся к оборудованию пожар­ных автомобилей и прицепных мотопомп, находящихся на охране промышленных объектов.


Из комбинированного ствола РСК-50 (рис. 1.22) пода­ют как компактные, так и распыленные струи. Стволы этого типа входят в комплект только пожарных автомо­билей. При положении ручки 4 пробкового крана 3 вдоль оси корпуса 5 поток жидкости проходит через централь­ное отверстие центробежного распылителя 1 и далее вы­ходит из насадки 11 в виде компактной струи. При пово­роте ручки крана на 90° центральное отверстие перекры­вается и поток жидкости из полости 7 пустотелой проб­ки крана через отверстия 6 и 9 поступает в каналы 2 и 3. Через тангенциальные каналы 10 жидкость попадает в центробежный распылитель и выходит из него закру­ченным потоком, который под действием центробежных сил при выходе из насадка распыляется, образуя факел с углом раскрытия 60°.

Рис. 1.22. Комбинированный ручной пожарный ствол РСК-50

1, 2, 8-каналы; 3 -пробковый кран; 4 -ручка; 5 - корпус; б, 9 - отверстия;

7 - полость; 10 - тангенциальные каналы; 11- насадок


Лафетные стволы применяют для получения мощных водяных или пенных струй при тушении крупных пожаров в случае недостаточной эффективности ручных пожар­ных стволов. Лафетные стволы подразделяются на пере­носные, возимые и стационарные. Стационарные лафет­ные стволы изучают в курсе «Пожарные автомобили». Переносные лафетные стволы входят в комплект напорных автонасосов. Переносной лафетный ствол ПЛС-20П (рис. 1.23) состоит из напорных патрубков 3, при­емного корпуса 4, фиксирующего устройства 5, рукоятки управления 6. В приемном корпусе имеется обратный шарнирный клапан, который позволяет присоединять и заменять рукавные линии к напорному патрубку без прекращения работы ствола. Внутри корпуса 1 трубы ствола установлен четырехлопастной успокоитель. Поворотные соединения уплотнены кольцевыми резиновыми манжетами. Для подачи воздушно-механической пены водяной насадок на корпусе трубы заменяют на воздуш­но-пенный 2.

Всасывающие рукава. Всасывающие резинотканевые рукава представляют собой гибкие трубопроводы с металлическими спи­ралями и предназначены для всасывания воды из различных во­доисточников насосами пожарных автомобилей (рис. 18). В зави­симости от назначения и условий работы эти рукава подразде­ляются на две группы: всасывающие, предназначенные для рабо­ты под разрежением, и напорно-всасывающие, предназначенные для работы под давлением и разрежением.

Условия работы всасывающих рукавов зависят от вида водо­источника. Если воду забирают из водоема, то внутри рукава при работе создается разрежение. Если насос соединен с водопрово­дом, то всасывающий рукав находится под избыточным давлени­ем. Рукава обеих групп для целей пожаротушения применяют только типа «В» (для воды). Указанные рукава сохраняют ра­ботоспособность при температуре от - 35 до 50° С.

В зависимости от подачи насосов применяют всасывающие рукава диаметром от 25 до 200 мм. Длина рукавов 2 и 4 м. Стенки всасывающих и напорно-всасывающих рукавов состоят из двух слоев резины с заключенной между ними спиралью, выполненной из оцинкованной стальной проволоки, и нескольких прорезиненных тканевых прокладок, расположенных по наружному слою резины. Поверхность рукава покрыта Односторонней прорезиненной тканью. На концах рукава имеются резинотканевые манжеты без металли­ческой спирали для присоединения соединительных головок, кото­рое осуществляют с помощью оцинкованной проволоки диаметром 2-2,6 мм или металлическими оцинкованными хомутами. Резиновые, слои и прорезиненная ткань обеспечивают рукаву герметичность и эластичность, а проволочная спираль препятствует дефор­мации рукава под действием атмосферного давления. При работе прорезиненная ткань легко воспринимает напряжения, которые воз­никают под действием веса столба воды в рукаве.

Вновь поступившие рукава тщательно проверяют внешним осмотром, обращая особое внимание на повреждения, отслоения и вздутия внутреннего слоя резины и верхнего слоя прорезиненной ткани. Внешняя поверхность рукава не должна иметь местных изменений цвета, масляных пятен и следов плесени. После навяз­ки рукавных соединений рукава подвергают испытанию. Всасываю­щие рукава, выдержавшие испытание, вводят в боевой расчет.

Всасывающие рукава периодически подвергают испытаниям. Но­вые рукава испытывают перед постановкой их в боевой расчет, рукава, находящиеся в эксплуатации,- 1 раз в год и каждый раз после ремонта или при обнаружении дефектов и изменения режима в их работе.

Всасывающие рукава, предназначенные для отбора воды из откры­тых водоисточников, испытывают только разрежением, которое долж­но быть не менее 580 мм рт. ст. и выдерживаться в течение 3 мин, при этом падение разрежения в рукаве не должно пре­вышать 100 мм рт. ст. Если рукава не выдерживают вакуум, то для обнаружения свищей или проколов их испытывают гид­равлическим давлением до 0,5 МПа.

Напорно-всасывающие рукава, используемые для работы от гид­ранта, испытывают гидравлическим давлением и разрежением. При испытании давлением один конец рукава присоединяют к насосу, а на второй его конец устанавливают заглушку, имеющую кран для выпуска воздуха. После этого рукав медленно заполняют во­дой и постепенно поднимают давление воды до 0,8 МПа. Давление поддерживают в течение 5 мин. За это время на рукаве не должно быть разрывов, местных вздутий, а также смятия металлической спирали. Испытание напорно-всасывающих рукавов разрежением производится так же, как и у рукавов первой группы.

Всасывающие рукава, находящиеся в боевом расчете, уклады­вают на пожарном автомобиле в металлические пеналы чистыми, сухими и исправными. Для удобства и быстроты съема рукавов и.предохранения их наружной поверхности от износа в пеналах должны быть прокладочные ленты. Не следует обматывать рукава веревкой, так как она впитывает много влаги, которая вызы­вает загнивание рукава. При прокладке всасывающих рукавов следу­ет избегать крутых поворотов, изгибов, провисаний, острых пред­метов и попадания масла, бензина, кислот и других жидкостей, отрицательно действующих на материал рукава. После исполь­зования рукавов на пожаре или учении их необходимо вымыть и высушить. Моют рукава щеткой с подачей струи воды. Нельзя сушить рукава на отопительных приборах, котлах и при попада­нии на них солнечных лучей.

Напорные рукава. Они предназначены для транспортирования воды и водных растворов под напором (давлением) от пожарных автомобилей до места тушения пожара. Напорные пожарные рука­ва бывают двух типов: непрорезиненные (льняные) и прорези­ненные. Льняной рукав и тканевый чехол прорезиненного рукава состоят из основы, т. е. нитей, расположенных вдоль его длины, и утка - нитей, расположенных поперек рукава. Напорные рукава изготовляют из льняных, хлопчатобумажных, синтетических волокон или их смесей. Для гидроизоляции прорезиненных рукавов внут­реннюю их поверхность покрывают слоем резины или латекса (вод­ного раствора каучука). Герметичность стенок непрорезиненных рукавов достигается в результате набухания от воды волокон.

Напорные прорезиненные рукава выпускают диаметрами 51, 66, 77, 89 и 150 мм. Диаметр непрорезиненных рукавов не более 77 мм. Для удобства эксплуатации рукава непрорезиненные после распаковки круга нарезают на части длиною (20±5) м, прорези­ненные рукава поступают нарезанными длиной (20± 1,5) м.

Напорные рукава делятся на четыре группы прочности в зави­симости от выдерживаемого гидравлического давления:

первая -повышенной прочности (диаметры 51, 66 и 77 мм). Рукава этой группы имеют по длине три цветные просновки;

вторая - усиленные рукава (диаметры 51, 66, 77 и 89 мм), изготовляющиеся с двумя цветными просновками;

третья - нормальные рукава (диаметры 26, 51, 66 и 77 мм), которые имеют одну цветную просновку. К этой группе отно­сятся также рукава диаметром 150 мм, на которых просновки не делают;

четвертая - облегченные рукава (диаметры 26 и 51 мм). Эта группа рукавов подразделяется на льняные и оческовые. Облег­ченные льняные рукава изготовляют без цветной просновки, а оческовые рукава, нити которых содержат очесы льна, имеют одну просновку черного цвета.

Специальные рукава изготовляют диаметрами 77 и 150 мм без просновок, основа ткани - льняная нитка.

Таблица 6

Гидравлическое давление рукавов МПа

Внутренний диаметр, мм

испытательное

нормальных

усиленных

повышенной прочности

специальных

нормальных

усиленных

повышенной прочности

специальных

Гидравлическое давление рукав, МПа

испытательное

Внутренний диаметр, мм

облегченных

Нормальных

усилен­ных

облегченных

Нормальных

усилен­ных

из очеса

из очеса

Техническая характеристика напорных прорезиненных рукавов дана в табл. 6, напорных льняных - в табл. 7.

В последнее время изготовляют напорные пожарные рукава из синтетических волокон и с латексным гидроизоляционным слоем. Такие рукава при сохранении гидравлического сопротивления и "прочности прорезиненного рукава значительно легче и более эластич­ны. Рукава могут эксплуатироваться в любых климатических зо­нах при температуре до -40° С. Их изготовляют с внутренними диаметрами 51, 66 и 77 мм. Пожарные напорные рукава из син­тетических волокон выдерживают гидравлические давления: ра­бочее- 1,6 МПа, испытательное - 2 МПа.

Напорные рукава на пожарном автомобиле укладывают в гар­мошку, а также в одинарную или двойную скатки. Каждые 6 мес. выполняют перекатку рукавов. Новая складка.прорезиненных рукавов не должна проходить по резиновому шву или находиться в непосредственной близости от него.

Если пожарный автомобиль укомплектован рукавами разных категорий, то при прокладке рукавной линии следует использовать более прочные рукава на начальных участках магистральных и ответвленных линий, а менее прочные - на конечных участках этих линий. Следует избегать прокладки рукавов по острым или горя­щим предметам, беречь рукава от попадания на них горюче-сма­зочных материалов и химикатов. Надо следить, чтобы рукавная линия не имела резких изгибов. Поднятую вверх рукавную линию рекомендуется крепить к конструкции здания с помощью рукавных задержек. Нельзя сбрасывать рукава с крыши, а также с верхних этажей здания. На рукавные линии нельзя сбрасывать части раз­бираемых конструкций. Вентили напорных патрубков насосов следует открывать плавно, чтобы избежать разрыва рукавов от действия гидравлического удара. Нельзя резко повышать давление воды в насосе или резко перекрывать ствол.

В процессе эксплуатации напорные рукава подвергают гидрав­лическому испытанию для проверки их прочности. Испытание про­водится 1 раз в год, а также после ремонта или применения на пожаре в условиях вредных химических и тепловых воздействий, снижающих прочность рукавов.

Для испытания рукава собирают в линию, состоящую из нес­кольких (5-6) рукавов одного диаметра, одинаковой группы проч­ности и категории годности. Один конец линии присоединяют к напорному патрубку насоса, а на второй конец устанавливают заглушку с краником для выпуска воздуха. Вместо заглушки мож­но применять разветвление или перекрывной ствол. Перед началом испытания непрорезиненные рукава заполняют водой и выдержи­вают в течение 5 мин под давлением 0,2-0,4 МПа.

Линию испытательных рукавов заполняют водой до тех пор, пока из нее не удалится воздух. Затем перекрывают запорный вентиль разветвления или крана перекрывного ствола, постепенно в течение 2 мин поднимают давление воды в рукаве до рабо­чего и держат под этим давлением в течение 2 мин. После этого давление снижают до нуля и снова в течение 3 мин поднимают до испытательного и держат под этим давлением в течение 3 мин. В период гидравлического испытания рукава не должны про­пускать воду в местах навязки соединительных головок, иметь разрывов ткани чехла или свищей. Рукава, которые не выдержа­ли испытательных давлений, ремонтируют и вновь испытывают. Если рукава не выдержали повторного испытания, то их исполь­зуют для учебных целей или хозяйственных нужд.

В помещении, предназначенном для хранения пожарных рукавов, должны поддерживаться температура от 0 до 25° С и относи­тельная влажность 50-65%. Для предохранения от попадания на рукава прямых солнечных лучей стекла окон следует окрашивать. Помещение склада должно иметь естественную вентиляцию. Нельзя хранить рукава вместе с горючими и смазочными материалами, растворителями и другими, едкими химическими веществами, от­рицательно влияющими на качество резины и ткани. Рукава, направляемые для хранения на склад, предварительно просуши­вают, а всасывающие и прорезиненные напорные рукава изнутри покрывают тонким слоем талька. Напорные рукава на стеллажах укладывают в одинарные неплотные скатки, установленные верти­кально. Хранение рукавов на складе в штабелях запрещается. При выдаче рукавов со склада в первую очередь следует выдавать рукава более ранних сроков получения.

Рукавное оборудование. Рукавный водосборник ВС-125 (рис. 19) предназначен для подключения пожарного насоса при помощи рукавов к пожарному гидранту или пожарной колонке. Корпус водосборника (из алюминиевых сплавов) имеет два входных и один выходной патрубок, на концы которых навинчиваются муф­товые соединительные головки. Внутри водосборника установлен тарельчатый клапан для перекрытия - второго входного патрубка при соединении насоса на один рукав. Для отбора воды из пожар­ного водопровода устанавливают пожарную колонку на гидрант, а водосборник подключают к всасывающему штуцеру насоса, затем присоединяют рукава. Водосборник периодически, но не менее 1 раза в год, испытывают на прочность, плотность и герметичность гид­равлическим давлением 0,6 МПа. При этом не должно быть течи и потения в местах соединений.

Всасывающая сетка предназначена для защиты всасывающей линии и насоса от попадания в них из водоисточника по9торонних предметов, могущих засорить и повредить насос, а также для удержания столба воды во всасывающей линии при кратковре­менных остановках насоса или в случае залива всасывающей линии и насоса водой при неисправном вакуум-аппарате.

Промышленность выпускает всасывающие сетки трех типораз­меров: СВ-80 для мотопомп, СВ-100 и СВ-125 для пожарных авто­мобилей. Сетка {рис. 20) состоит из конусообразного корпуса с бо­ковыми прорезями у основания и резьбовым штуцером для соедине-

ния с головкой всасывающего рукава, обратного клапана, рычажного устройства для поднятия клапана и предохранительной решетки, прикрепленной к основанию корпуса сетки. Всасывающие сетки пе­риодически, но не менее 1 раза в год, подвергают гидравлическим испытаниям: в надклапанной части сетки создается давление 0,2 МПа, которое поддерживают в течение 3 мин. В исправной сетке не должно быть, пропусков воды через соединения и клапан.

Рукавные разветвления предназначены для разделения огнетушащих средств, подаваемых пожарным насосом по магистральной рукавной линии, на несколько потоков, поступающих в рабочие рукавные линии, а также для регулирования подачи огнетушащих средств в эти линии. Они бывают трех- и четырехходовыми. Наи­большее распространение имеет трехходовое разветвление. Оно имеет три выходных штуцера и один входной. В зависимости от услов­ного прохода у 70 и 80 мм) входных штуцеров они имеют обозна­чения РТ.-70 и РТ-80. Разветвление (рис. 21) состоит из корпуса, руч­ки для переноски, запорных устройств вентильного типа и муфто­вых соединительных головок. Корпус разветвления отливают из алюминиевых сплавов. Периодически, но не реже 1 раза в год, раз­ветвления подвергают гидравлическим испытаниям на прочность и плотность материала давлением, 0,8 МПа в течение 3 мин.

Соединительные головки - устройства для соединения пожарных рукавов, присоединения их к насосу и пожарному оборудованию. Выпускают соединительные головки для всасывающих и напорных рукавов.

Соединительные головки всасывающих рукавов предназначены для соединения их между собой, с насосом и всасывающей сеткой

Работа всасывающих и напорных рукавов на пожаре или учении отмечается начальником караула в специальном журнале. Записи из журнала переносятся в паспорта рукавов не реже 1 раза в 10 дней лицом, ответственным за рукавное хозяйство подразделения. Работа рукава без пуска воды засчитывается, как 20 мин работы в условиях прокладки рукавной линии. Последующее время рабо­ты рукава под давлением прибавляется к этому времени. Они состоят из двух втулок с уплотняющими резиновыми коль­цами и двух обойм, свободно надетых на втулки. Обоймы имеют по два клыка и наклонные спиральные площадки, с помощью которых соединяются головки. Для подтягивания головок исполь­зуют специальные ключи.

Соединительные головки напорных рукавов предназначены для быстрого герметичного и прочного соединения напорных пожар­ных рукавов между собой и с пожарным оборудованием. По своей конструкции они относятся к группе быстросмыкаемых соеди­нений и в зависимости от назначения подразделяются на рукав­ные, цапковые, муфтовые, головки-заглушки ГЗ и переходные (рис. 22).

Рукавные головки навязывают на концы напорных рукавов соответствующего диаметра с помощью мягкой проволоки. У муфтовых головок имеется внутренняя резьба, а у цапковых - наруж­ная. Муфтовые и цапковые головки устанавливают на концах напор­ных патрубков насосов, пожарных колонках, рукавных разветвле­ниях, стволах, внутренних пожарных кранах на резьбе. Головка-заглушка предназначена для соединения с головкой напорных пат­рубков насоса пожарного автомобиля и закрытия их при неработаю­щем насосе, а также при опрессовке насоса гидравлическим давлени­ем. Переходная головка - арматура для соединения напорных рукавов или другого водопенного оборудования с разными услов­ными проходами (диаметрами). Резиновые кольца предназна­чены для уплотнения напорных и всасывающих соединительных го­ловок, работающих в средах воды, воздуха, слабых растворов кислот и щелочей при температурах от 50 до - 50° С, гидравлических давлениях до 2,0 МПа для напор­ных коммуникаций и до 0,3 МПа для всасывающих коммуникаций и разрежении не менее 600 мм рт. ст. По условному проходу кольца для напорных рукавов изготов­ляют размерами 50; 70; 80; 110 и 150 мм.

Рукавный зажим (рис. 23) предназначен для быстрой ликви­дации течи воды из отверстий и свищей в напорных пожарных рукавах без прекращения подачи воды на пожаротушение. Зажим входит в комплектацию пожарных автомобилей. Он состоит из трехсегментной обоймы, изготовленной из прутковой стали и сталь­ной ленты, один конец которой закреплен на оси обоймы, а другой является двухступенчатой скобой. Зажим может быть применен на напорных рукавах диаметрами 50; 70 и 80 мм при длине пов­реждения рукава до 30 мм.

Пожарные стволы. Они предназначены для формирования нап­равления струи огнетушащего средства при тушении пожаров. В зависимости от вида подаваемого огнетушащего средства они разделяются на водяные, водопенные, пенные и порошковые, а в зависимости от пропускной способности и размеров - на ручные и лафетные.

Ручные стволы типа РС-50 и РС-70 служат для создания компактных водяных струй, различаются геометрическими разме­рами и диаметром насадок. Ствол состоит из конусообразного корпуса, насадка, соединительной муфтовой головки. Ствол имеет ремень, служащий для его переноски. Такими стволами в основ­ном комплектуют пожарные автомобили. В стволах РС-50 диаметр насадка 16 мм, в стволах РС-70-19 мм, расход воды соответственно равен 4,7 и 6,6 л./с при давлении 0,3 МПа (рис. 24).

Ручной пожарный комбинированный ствол РСК-50 предназначен для формирования сплошной или распыленной струи воды при тушении пожаров. Ствол входит в комплектацию пожарных ав­томобилей. Он состоит из корпуса, крана, насадка, соединитель­ной напорной головки и ремня. Расход воды при давлении 0,4 МПа равен 2,7 л/с.

Ручной пожарный перекрывной ствол КР-Б предназначен для формирования и направления сплошной струи воды при тушении пожаров. Наличие в конструкции ствола крана обеспечивает воз­можность перекрывать подачу воды. Ствол состоит из корпуса, проб­кового крана, насадка, напорной соединительной головки и ремня. На наружной поверхности корпуса ствола имеется оплетка, окра­шенная в красный цвет и служащая для удобства удержания ствола в. руках при работе. Диаметр насадка ствола КР-Б 13 мм, расход воды при давлении 0,4 МПа равен 3,3 л/с.

Ручные стволы-распылители РС-А (см. рис. 24) и РС-Б пред­назначены для формирования и направления сплошной или рас­пыленной конусообразной струи воды (раствора) при тушении по­жаров.

Стволы РС-А и РС-Б идентичны по конструкции и отличают­ся друг от друга только геометрическими размерами. Ствол сос­тоит из корпуса, распылителя, соединительной муфтовой голов­ки для присоединения к рукаву, устройства для перекрытия по­тока воды и ремня для переноски ствола. Расход воды при давле­нии у ствола 0,4 МПа и подаче сплошной струи равен 3,1 л/с, при давлении 0,6 МПа и подаче распыленной струи 3,5 л/с.

Для получения распыленной струи воды или водного раствора пенообразователя большой длины с равномерной плотностью и вы­сокой степенью распыления жидкости применяются распылители " турбинного типа (рис. 25). Распылитель состоит из корпуса, на оси расположена крыльчатка, которая вращается водой, протекаю­щей через отверстия в крышке корпусу. С помощью резьбовой части корпуса распылитель, как насадок, соединяется со стволом. Угол распыления воды зависит от угла наклона лопаток крыль­чатки. Дальность струи определяется общим расходом воды и пло­щадью отверстий в корпусе распылителя.