Один день из жизни обломова детство. Прощание с родным домом

Меню статьи:

Период детства и события, произошедшие с нами в этот период развития, существенно влияют на формирование личности человека Исключением не становится и жизнь литературных персонажей, в частности, Ильи Ильича Обломова.

Родное селение Обломова

Все детство Илья Ильич Обломов провел в родном селении – Обломовка. Прелесть этого селения состояла в том, что оно находилось далеко от всех населенных пунктов, и, что самое важное, очень далеко от крупных городов. Такое уединение способствовало тому, что все жители Обломовки жили как бы в консервации – они редко куда выезжали и к ним практически никто никогда не приезжал.

Предлагаем ознакомиться с в романе Ивана Гончарова “Обломов”

В былые времена Обломовка могла вполне называться перспективным селением – в Обломовке изготавливали холсты, варили вкусное пиво. Однако, после того, как хозяином всего стал Илья Ильич – все это пришло в запустение, и со временем Обломовка стала отсталой деревней, из которой периодически сбегали люди, так как условия жизни там были ужасны. Причиной такого упадка стала лень его владельцев и нежелание проводить даже минимальные изменения в жизни селения: «Старик Обломов как принял имение от отца, так передал его и сыну».

Однако в воспоминаниях Обломова его родное селение так и осталось раем на земле – он после своего уезда в город так никогда и не приехал в родное селение больше.

В воспоминаниях Обломова селение осталось как бы застывшим вне времени. «Тишина и невозмутимое спокойствие царствуют и в нравах людей в том краю. Ни грабежей, ни убийств, никаких страшных случайностей не бывало там; ни сильные страсти, ни отважные предприятия не волновали их».

Родители Обломова

Воспоминания детства любого человека неотрывно связаны с образами родителей или воспитателей.
Илья Иванович Обломов был отцом главного героя романа. Он был сам по себе человеком хорошим – добрым и искренним, но абсолютно ленивым и бездейственным. Илье Ивановичу не нравилось заниматься каким-либо делом – вся его жизнь была фактически посвящена созерцанию действительности.

Все необходимые дела им откладывались до самого последнего момента, в результате в скором времени все постройки имения начали рушиться и были похожи больше на развалины. Такой участи не минул и господский дом, который существенно перекосило, но исправить это никто не спешил. Илья Иванович не модернизировал свое хозяйство, он понятия не имел о фабриках и их устройствах. Отец Ильи Ильича любил долго поспать, а потом долго смотреть в окно, даже если за окном ничего ровным счетом не происходило.

Илья Иванович не стремился ни к чему, его не интересовал заработок и увеличение своих доходов, он также не стремился и к развитию личности – время от времени отца можно было застать за чтением книги, но это делалось для галочки или от скуки – Илье Ивановичу было все-равно что читать, порой он даже не особо вникал в текст.

Имя матери Обломова неизвестно – она умерла намного раньше отца. Несмотря на то, что фактически Обломов знал мать меньше, чем отца, он все же горячо ее любил.

Мать Обломова была под стать своему мужу – она также лениво создавала видимость ведения хозяйства и предавалась этому делу только в случае крайней необходимости.

Воспитание Обломова

Так как Илья Ильич был единственным ребенком в семье, то вниманием он не был обделен. Родители баловали мальчика с самого детства – они его излишне опекали.

За ним было закреплено много слуг – настолько много, что маленький Обломов не нуждался ни в каких действиях – все, что было необходимо, ему приносилось, подавалось и даже одевалось: «Захочет ли чего-нибудь Илья Ильич, ему стоит только мигнуть – уж трое-четверо слуг кидаются исполнять его желание».

В результате Илья Ильич даже не одевался самостоятельно – без помощи своего слуги Захара он был абсолютно беспомощен.


В детстве Илью не пускали играть с ребятами, ему запрещали все активные и подвижные игры. Сначала Илья Ильич сбегал без разрешения из дому, чтобы пошалить и побегать вдоволь, но затем за ним стали смотреть более усиленно, и побеги стали сначала трудным делом, а потом и вовсе невозможным, поэтому в скором времени его естественная любознательность и активность, которая присущая всем детям, угасла, ее место заняла лень и апатия.


Родители Обломова старались уберечь его от любых сложностей и неприятностей – они хотели, чтобы жизнь ребенка была легкой и беззаботной. Это им удалось вполне совершить, однако такое положение вещей стало губительным для Обломова. Период детства быстро прошел, а Илья Ильич не приобрел даже элементарных навыков, позволяющих приспособиться к реальной жизни.

Образование Обломова

Вопрос об образовании также неотрывно связан с детством. Именно в этот период дети приобретают элементарные навыки и знания об окружающем мире, что позволяет им в дальнейшем углубить свои знания в той или иной отрасли и стать успешным специалистом в своем деле.

Родители Обломова, так усилено опекавшие его все время, не придавали значения образованию – они считали его больше мучением, чем полезным занятием.

Обломова отдали на обучение только потому, что получение хотя бы элементарного образования было необходимым требованием в их обществе.

Качество знаний их сына их также не волновало – главное было получить аттестат. Для разнеженного Ильи Ильича обучение в пансионе, а потом университете было каторгой, это было «наказание, ниспосланное небом за наши грехи», которое, впрочем, периодически облегчали сами родители, оставляя сына дома в то время, когда процесс обучения был в полном разгаре.

Последствия событий детства в жизни Ильи Ильича Обломова

Несомненно, что детство героя напрямую повлияло на его дальнейшую судьбу. Илья Ильич в скором времени перенял манеру и стиль жизни своих родителей – он стал таким же ленивым и апатичным. Никакие доводы не могли повлиять на уже взрослого Обломова – он почти все время проводил лежа на диване, игнорируя даже самые необходимые дела и занятия.

Неприспособленность к жизни не позволила Обломову в дальнейшем стать успешным чиновником, помещиком и даже мужем. Из-за своей лени, которую в романе символически называют Обломовщиной, Илья Ильич потерял не только возможности, предоставляемые ему судьбой, но и все то, что у него уже было.

Детство Обломова в романе “Обломов” Гончарова: описание, характеристика в цитатах, роль детства в жизни героя

5 (100%) 1 vote

Введение Отрицательное влияние “обломовщины” на Обломова Обломов и Штольц Почему Обломов не смог выйти из мира иллюзий?

Введение

Илья Ильич Обломов – главный герой романа “Обломов”, апатичный и ленивый мужчина тридцати с лишним лет, все свое время проводящий лежа на диване и строя несбыточные планы о своем будущем. Тратя дни в безделье, герой так и не начинает ничего делать, так как не способен осуществить над собой волевое усилие и приступить к реализации собственных планов. Причины беспросветной лени и пассивности героя автор раскрывает в главе “Сон Обломова”, где через воспоминания ребенка читатель знакомится с детством Обломова в романе “Обломов”.

Маленький Илья предстает очень живым и любознательным ребенком. Его очаровывают живописные пейзажи Обломовки, ему интересно наблюдать за животными и общаться со сверстниками.
Мальчику хотелось бегать, прыгать, взбираться на висячую галерею, где можно было находиться только “людям”, хотелось узнавать как можно больше об окружающем мире, и он всячески стремился к этому

познанию. Однако чрезмерная родительская забота, постоянный контроль и опека становились непреодолимой стеной между активный ребенком и интересным, увлекающим миром. Герой постепенно привыкал к запретам и перенимал устаревшие семейные ценности: культ еды и безделья, боязнь труда и непонимание важности обучения, постепенно погружаясь в болото “обломовщины”.

Отрицательное влияние “обломовщины” на Обломова

В семье Обломовых за несколько поколений помещиков сложился свой особый уклад, определявший жизнь не только барской семьи, но и всей деревни, предопределяющий течение жизни даже крестьян и слуг. В Обломовке время текло замедленно, никто за ним не следил, никто никуда не спешил, да и деревня была словно отделена от внешнего мира: даже когда им пришло письмо из соседнего поместья, его несколько дней не хотели читать, так как опасались плохих новостей, которые бы нарушили умиротворяющее спокойствие “обломовской” жизни. Общую картину дополнял мягкий климат местности: здесь отсутствовали сильные морозы или жара, не было высоких гор или своенравного моря.

Все это не могло не повлиять на еще совсем юную, не сформировавшуюся личность Обломова, отгороженную от всяческих испытаний и стрессов: как только Илья пытался совершить шалость или пойти гулять в запрещенные места, появлялась няня, которая либо внимательно за ним присматривала, либо уводила обратно в покои.
Все это воспитывало в герое полную безвольность и подчинение чужому, более компетентному и важному мнению, поэтому уже в зрелом возрасте Обломов мог делать что-то только из-под палки, не желая ни учиться в университете, ни работать, ни выходить в свет, пока его не заставят.

Отсутствие стрессов, ситуаций, когда нужно отстаивать свое мнение, чрезмерная и постоянная забота, тотальный контроль и множество запретов, по сути, сломали естественную личность Обломова – он стал идеалом родителей, но перестал быть самим собой. Более того, все это было подкреплено мнением о труде как о повинности, которая не может приносить удовольствия, а является неким подобием наказания. Именно поэтому уже в зрелом возрасте Илья Ильич всячески избегает любой деятельности, ожидая, пока придет Захар и сделает все за него – пускай из рук вон плохо, но самому герою не нужно будет вставать с постели, отрываясь от своих иллюзий.


Другие работы по этой теме:

  1. Какие вещи стали символом “обломовщины”? Символами “обломовщины” стали халат, домашние тапочки, диван. Что превратило Обломова в апатичного лежебоку? Лень, боязнь движения и жизни, неспособность к...
  2. План Введение Причины дружбы между Штольцем и Обломовым Особенности дружбы Обломова и Штольца в зрелые годы Заключение Введение Центральными героями романа ” Обломов ” являются...
  3. Кто такой Обломов? – спросите вы. Говорить об этом персонаже можно много. Но хочется выделить главное. Илья Ильич Обломов – помещик, дворянин, живший в Петербурге....
  4. Глава “Сон Обломова” показывает картину русской национальной жиз­ни, которая породила определенный человеческий тип. Так кто же такой Обломов? Каков он? Каков его характер? Именно глава...

В обширной главе, напечатанной до появления всего романа, – «Сон Обломова», над которой Гончаров работал долго и любовно, как художник над заветной картиной, изображается во всей широте сонное царство обломовщины и процесс медленного отравления ребенка-Обломова этим ядом.

Обломов в этом сне видит свою прошлую жизнь, перед ним проходят картины детства, он волнуется от наплыва воспоминаний и плачет во сне. Перед ним рисуется тихая деревня его родителей, кругом пустынные распаханные поля, в отдалении лес, старый помещичий дом, сад, где он бродил с нянькой. Маленького Илюшу, проснувшегося в своей кроватке, одевают, он капризничает, уже понимая своим детским умишком, что он «барчук», что услуживающие ему люди – его слуги, его собственность, над которыми он может командовать. К его услугам всегда готовы разные Ваньки, Фильки, Степки, которые бросятся по его указаниям, предупредят каждое его желание, каждый его шаг. Его освобождают от всех усилий и движений, необходимых для развития его детского организма, от всех забот и трудностей, необходимых для развития воли.

Гончаров. Обломов. Краткое изложение

Система угодничества и прислуживания дворни барчуку искусственно парализует его волю, его силы, его активность. Он растет, как в теплице, охраняемый заботами мамушек, нянюшек и родителей. Его вечно кутают, оберегают, стерегут, подавляют в нем все взрывы детской веселости и шаловливости. Его пугают всяческими опасностями, ожидающими его вне родительских попечений. Ребенок привыкает думать, что безопасно и спокойно только в сонном доме его родителей, а вокруг все полно неведомых страшных сил и опасностей. Он с ужасом думает об овраге за деревней и о лесе, где бегают волки и прячутся разбойники. В маленьком Илюше развивают страх жизни, привычку искать защиты у других и не надеяться на себя. Охраняют его и от умственных забот, скорбят о необходимости учить мальчика, всячески уговариваюсь его не утруждать себя и освобождают от уроков.

Заботы родителей устремлены только на физическую сторону жизни ребенка. Как бы обложенный ватой, в этой душной теплице, он растет вялым, флегматичным, безжизненным мальчиком, в котором привычки лени и безделья развили вечную непобедимую усталость и потребность лежать и продаваться полному покою. Создавшаяся же вокруг в доме родителей и во всей деревне жизненная атмосфера еще губительнее действует на душу ребенка. Вокруг него – вечный сон, тупое животное прозябание, с единственными заботами об обеде.

Все застыло в лени и дреме в Обломовке . По утрам лишь есть некоторые признаки жизни, ибо готовятся к обеду. Но после обеда Обломовка погружается в тяжелый и душный сон. Впечатления жары, тишины, какой-то сонной одури втягивают впечатлительного мальчика в лабиринт каких-то болезненных, странных представлений и дум. С необыкновенной психологической тонкостью воссоздает Гончаров эти смутные переживания детской души. Вот когда Обломовка кажется подлинным царством тупого сна. Тишина прерывается лишь бредом спящих. Поспят, встают, прохлаждаются в сумерках, пьют чай, ужинают и ложатся спать.

И так день за днем, день за днем тянется однообразная и сонная тягомотина этой жизни. Никаких забот, никаких интересов, помимо обеда и сна. Изредка развлекаются игрой в карты или вспоминают смешные эпизоды прошлогодней жизни. Спокойно, эпически, как Гомер , изображает Гончаров эту болотную топь и жизнь погруженных в нее людей, и впечатление усиливается именно этим спокойным тоном повествования.

«Сон Обломова», воссоздающий картины детской жизни героя, объясняет, как возник, как сложился этот тип русской действительности.

"Обломов" - один из трех обширных романов Гончарова, написанных им с промежутком в 10 лет. Впервые он был напечатеан в 1859 году. Это время активного поиска современного героя, человека, умеющего ужиться в новом мире.

Главный герой романа - Илья Ильич Обломов. Детство его прошло в родовом имении, он всегда был окружен заботой матери и нянек. Теперь же уже взрослый Илья Ильич - житель Петербурга. Именно в квартире главного героя начинается действие романа. Обстановка в его доме сразу же заявляет об его инертности. Гончаров создает особый тип характера. Причем, этот тип не единичный, а обобщающий, характерный для эпохи того времени. Вопрос, который задает автор, - сможет ли прижиться такой герой в новой среде или же он обречен?

Для того чтобы увидеть истоки и первопричины лени, следует посмотреть на детство Обломова. С самый ранних лет маленький Ильюша привык, что все в доме делают кухарки и слуги. За ним же велось строжайшее наблюдение. Отслеживался каждый его шаг: не дай бог ушибется, застудится, ударится и т. д. Жизнь в деревне Обломовка текла безмятежно, медленно и спокойно. Здесь не было места бурной деятельности и суетливости. Детство Обломова прошло в земном раю, по крайней мере так он видит свое родовое имение во сне. - это ключ к разгадке романа. Гончаров видит проблему Обломова в его воспитании. Леность привили ему с младенческих лет. Кстати, сам автор также имел подобные черты характера. Именно поэтому современники иногда проводили паралелль "Гончаров-Обломов". Детство (Обломов и Гончаров провели его в родовых имениях) было схожим, любовь к "домоседству", некая праздность, отсутствие предпринимательской жилки, апатия, нежелание что-то изменить в жизни - вот, что роднит автора с его героем.

В противовес Илье Ильичу показан его друг Андрей Штольц. Он живой, энергичный, подвижный. ассоциируется с пунктуальностью и прагматичностью. Для Гончарова имена были очень важны. Ведь и имя главного героя символично. Илья Ильич - отсылка к национальному (Илья Муромец), в (он носит то же имя, что и отец), "Обло" - круг. Именно Андрей знакомит Обломова с Ольгой - его несостоявшейся любовью. Илья Ильич не проходит испытания любовью. Находит покой он в доме Агафьи Пшеницыной. У них рождается сын - Андрюша. После смерти Ильи Ильича на воспитание его взяли Штольц и Ольга. исследователи видят в этом надежду автора на появление идеального героя, совместившего в себе душевность Обломова и прагматичность Штольца.

Современники хорошо встретили роман Гончарова. Детство Обломова, Обломовка стали ключевыми символами. А леность, апатичность и инертность стали называть уже "обломовщина". Этому посвящена статья одного из самых значительных критиков того времени Добролюбова. Правда, автор не смог увидеть в герое ничего положительного. Революционно настроенный Добролюбов оценивал героя лишь с позиций его общественных ориентиров. Несмотря на это, Илья Ильич - чистая, духовно свободная, чувственная натура. Детство Обломова доказывает его близость к народу и ко всему русскому.

  • События, произошедшие в детстве, пробуждают в человеке новые стремления
  • Взрослая жизнь человека во многом определяется тем, что он усвоил еще в детском возрасте
  • О моментах из детства люди вспоминают всю жизнь как о самых счастливых
  • Тяжелое детство может не сломать человека, а сделать его гораздо сильнее
  • Не всегда любовь, которой окружен ребенок, идет ему во благо
  • Детство – это подготовка к взрослой жизни, ведь уже в детстве у человека начинают формироваться моральные ценности

Аргументы

И.А. Гончаров “Обломов”. С детства Илья Ильич Обломов был окружен любовью, заботой и нежностью. Его родители не слишком утруждались хозяйственными делами, больше думая о вкусной еде и предпочитая обязательный послеобеденный сон. Вся семья ласкала Илюшу, единственного ребенка в семье, поэтому он вырос несамостоятельным: все, что было возможно, за него делали слуги и родители. Детство Обломова не могло не отразиться на его будущем: ценности Ильи Ильича не поменялись с годами. А Обломовка, его родная деревня, так и осталась символом идеальной для героя жизни.

Л.Н. Толстой “Война и мир”. Дети из семьи Ростовых росли в атмосфере любви и заботы. Они не боялись выражать свои эмоции, учились у своих родителей искренности, честности и открытости людям. Безоблачное детство сделало героев не лентяями и бездельниками, а добрыми и отзывчивыми людьми с чутким сердцем. Петя Ростов, впитавший лучшие качества своих родителей, реализует свои положительные черты характера во взрослой жизни. Он не может остаться безучастным, когда узнает, что начинается война. Детство князя Андрея и княжны Марьи нельзя назвать безоблачным: отец всегда был строг, а иногда и груб с ними. Но высокие моральные ценности, привитые отцом еще в детстве, стали определяющими во взрослой жизни героев. Андрей и Марья Болконские выросли настоящими патриотами, справедливыми и честными людьми.

М. Горький “Детство”. Судьба Алеши Пешкова была нелегкой. К началу обучения в школе его семья настолько обеднела, что ребенок был вынужден сам зарабатывать себе на пропитание. Через некоторое время Алеше по наставлению деда и вовсе пришлось идти “в люди”, то есть уйти из дома на заработки. Но на этом несчастья не закончились: близкие ему стали умирать один за другим, а сверстники мальчика и вовсе недолюбливали. И хотя у Алеши Пешкова было трудное детство, в нем развились самые важные для человека внутренние качества: доброта, способность к состраданию, чуткость. Сложные жизненные обстоятельства не отняли у него самое главное, чем ценен человек.

Ю. Яковлев “Он убил мою собаку”. Еще в детстве в человеке зарождается важное качество личности – умение сочувствовать всему живому. Из рассказа мы узнаем о Сашке, решившем приютить бездомную собаку. Ни один взрослый не поддержал желание мальчика помочь живому существу. Жестокий отец при первой же возможности застрелил животное. Сашка был потрясен. Он решил, что всегда будет защищать брошенных животных, когда станет взрослым. Случай, произошедший с героем в детстве, пробудил в нем принципы его будущей жизни.