Сексуальная жизнь в помпеях.фото.

Конечно, в мире немало эротических кварталов, развлекательных заведений для взрослых и мест, где нет никаких запретов. Но есть и достопримечательности, которые будут интересны не только секс-туристам, но и обычным путешественникам.

Храмы Кхаджурахо, Индия

Родина Камасутры способна удивить даже самого опытного путешественника. Ведь об искусстве любви индусы могли говорить не только на бумаге, но и в камне. Свидетельством этого являются храмы , расположенные далеко от крупных поселений. По легенде, храмовый комплекс, включавший 85 строений (до наших дней сохранилось лишь 20), был создан по велению бога, влюбившегося в прекрасную принцессу. Именно история любви, причем не только этой пары, но и всего живого, отражена на стенах храмов. Люди, животные, птицы и даже растения, высеченные на стенах Кхаджурахо, предаются страсти.

В XIX веке комплекс чуть было не снесли. Ведь когда его, после долгих лет запустения, обнаружили посреди джунглей британские исследователи, многие из них настаивали на уничтожении столь непристойного святилища.

Парк «Земля любви», Южная Корея

Долгие годы корейский остров Чеджу был известен лишь поклонникам красивой природы. Но десять лет назад все изменилось, ведь в самом центре острова группа энтузиастов решила открыть парк, причем не обычный, а эротический. Скульптуры для парка «Земля любви» стали собирать в 2002 году, и их число непрерывно растет и по сей день, достигнув уже полутора сотен.

Впрочем, есть в парке еще и кафе, где подают возбуждающие блюда, аттракционы, 3D-кинотеатр и несколько секс-шопов, так что посещать парк стоит лишь тем, кто спокойно относится к сексу и не покраснеет при виде необычных дверных ручек на зданиях в парке.

Долина Penis Valley, Турция

Долина Penis Valley, название которой обычно скромно переводят как «долина любви», расположена в . Местные жители считают эти скалы даром богов, восьмым чудом света и недвусмысленно намекают на то, что во всех окрестных поселках проблем с любовью нет. Ученые же объясняют эту шутку природы игрой ветра с мягким камнем. Впрочем, как ни крути, зрелище впечатляющее, а уж если согласиться на предложения местных зазывал и посмотреть на все это с воздушного шара - и впрямь ошеломляющее. К тому же, туристов здесь почти не бывает, ведь от ближайшего населенного пункта можно добраться лишь пешком, а это 10 километров по пересеченной местности.

Эротика в Таиланде

Квартал «красных фонарей», Амстердам, Нидерланды

Известные всему миру амстердамские кварталы красных фонарей притягивают даже самых чопорных и праведных туристов, ведь те, кто живет, постоянно соблюдая строгий этический кодекс, хотят хоть раз в году вырваться и посмотреть на свободную жизнь и легкие нравы. Кстати, фонари в крупнейшем квартале Де Валлен (De Wallen) на самом деле обыкновенные, желтые, а вот витрины с девушками подсвечены красным. Отправляться сюда принято с наступлением темноты, ведь днем это обычная торговая улочка, на которой множество художников, туристов и молодежи.

Есть подобные кварталы и в других странах, так что тем, кто отдыхает в , или Брюсселе, также найдется на что посмотреть.

Район Кабуки-Те, Токио, Япония

Аниме стало известно миру совсем недавно, но поклонников своих нашло очень быстро. Сотни тысяч людей восхищаются японскими мультфильмами и мечтают хоть на денек оказаться в подобной реальности. Именно на это и рассчитывают предприниматели из токийского квартала Кабуки-Те.

Из десятков сияющих витрин зазывно улыбаются нескромные персонажи аниме, приглашая посетить кинотеатр, сеанс массажа или необычное кафе. И хотя официально в Японии подобный род деятельности запрещен, можно найти среди этих большеглазых кукол и профессионалок, которые выполняют любые требования клиента.

Musee de l"erotisme, Париж, Франция

Отдельное внимание стоит уделить одному из крупнейших в мире . Основанный в Париже в 1997 году двумя энтузиастами, сейчас он занимает целых пять этажей, на которых расположены семь залов. Три из них заполнены древними экспонатами эротического искусства. Здесь можно найти глиняные таблички с заповедями плотской любви от древних ацтеков, японские костяные миниатюры, африканские картины и множество других сокровищ. Ну а в остальных четырех залах экспозиции более современные и постоянно меняются. Здесь проходят скандальные фотовыставки и презентации работ непризнанных художников.

Главное условие, которое нужно соблюсти, чтобы ваше творение оказалось в музее, - его эротический характер и одобрение владельцев Musee de l"erotisme.

Храм гигантского фаллоса, Бангкок, Таиланд

Храм богини плодородия Чао Мэ Тубтим расположен в столице Тайланда. Сегодня старинный храм оказался во внутреннем дворе отеля Swissotel Nai Lert Park. Тем не менее, этот храм Бангкока действующий, и администрация отеля не ограничивает доступ на его территорию. Скромный храм больше похож на небольшой парк, куда тайские женщины приносят многочисленные изображения фаллосов, чтобы попросить богиню о даровании женского счастья, поблагодарить за благополучные роды или обретенную любовь.

Еще несколько эротических достопримечательностей мира:

  • - о. Самуи, Таиланд
  • - Прага, Чехия

Фото: thinkstockphotos.com, flickr.com

Храмы в Каджурахо - второе место по посещаемости в Индии после Тадж Махала.
Место стало столь знаменито благодаря уникальным эротическим скульптурам, которые украшают храмы.

То что мы увидели в Каджурахо невероятно.
Вся поверхность храмов украшена различными скульптурами.
Такой чрезвычайно тонкой и реалистичной работой по камню я еще не встречала.
Недаром барельефы считаются одними из лучших скульптур Индии.

Когда-то Каджурахо был столицей государства Чандела, чьи раджи правили центральной Индией с IX по XIII век.
В IX-XI веках было построено 85 храмов. Арабские путешественники описывали большой город и храмы с массой идолов, которые оскорбляли взоры правоверных мусульман.
В XIII веке мусульмане завоевали эти земли и столицу поглотили леса.
Только в 1838 года британский военный инженер Д.С. Барт случайно обнаружил в джунглях – "чудесное место, именуемое Кхаджурахо".

К сегодняшнему дню из 85 сохранилось только 25 храмов. Но то что сохранилось уникально.
Это надо видеть!

По одной из версий в скульптурах изображена свадьба индуистского бога Шивы и его супруги Парвати.
«Камасутра» когда-то была именно отражением сцен божественной свадьбы.

Одна из теорий индийской философии гласит: "Чувственное удовлетворение гораздо раньше приводит к освобождению души, чем запрет на него".

Кандарья Махадев (Kandariya Mahadeva Temple) - это вершина искусства династии Чандела. Он посвящен Шиве. Его святилище, воплощение горы Меру – символа Земли и Вселенной, украшают около 900 скульптур.

Не смотря на то, что своей свехпопулярностью Каджурахо обязан именно эротическими скульптурам, они составляют не более 10% скульптур украшающих храмы.

Много изображений апсар или небесных танцовщиц, в чьих венах тек солнечный свет.

Или просто бытовых сцен

В скульптурах запечатлели любовные игры богов

Такие посетители присутствуют почти в каждом храме:)

Храмы условно делят по их месторасположению на три группы Западную, Восточную и Южную (Western, Eastern, Southern Group of Temples).
Они относятся к разным религиозным направлениям в индуизме. Какая-то часть из них посвящена Шиве, какая-то Вишне, некоторые Джайну Тиртанкарасу.
Эти фотографии Западной группы храмов. Она лучше всего сохранилась и наиболее известна.
Мы пришли как только встало солнце и пару часов наслаждались осмотром храмов практически в одиночестве.

Эротические скульптуры только на внешних стенах храма. Внутри их нет.
Объясняют - это тем, что только полностью познав свою сексуальность, можно достичь пункта, когда секс уже не будет иметь значения и войти в храм.

Внутри храма 11-го века Вишванатх

А вот эту скульптуру описал писатель из моего детства:

"На консолях внутри святилища некогда были восемь статуй апсар, из которых уцелела только одна. Эта сурасундари глубоко потрясла молодого художника.
Как утешение в суровой борьбе, как обещание радости, обнаженная сурасундари, украшенная лишь пояском, браслетом и ожерельем, реяла между чудовищами. Склонив голову, апсара оглядывалась через плечо, повторяя позу правого зверя, но в немыслимом извороте по вертикальной оси тела. Скульптура была повреждена, ноги ниже колен совсем отбиты, и, несмотря на это, Даярам не мог оторвать взгляда от изваяния, созданного будто не долотом скульптора, а самой матерью природой.
Дневной свет, и без того скудный в темном святилище, быстро угасал. Рамамурти, наконец, нашел в себе решимость уйти. На прощание он осветил карманным фонариком статую с правой стороны. Солнечная красавица посмотрела на него через плечо, как живая, маняще и уверенно, а свет фонаря в его дрожавшей от волнения руке игрой теней придал странную жизнь ее блестящему телу.
...Искать больше было нечего, самое лучшее, что создало древнее искусство его страны, находилось тут, на расстоянии вытянутой руки."
И. Ефремов "Лезвие бритвы" 1963 г.

Храм Адинатх

Рядом с этой группой храмов есть маленький, но любопытный музей. Вход 5 рупий.

Окно в музее

Южная группа наиболее удалена. Мы побывали только в Дуладео (Dulhadev Temple) , самом позднем из храмов Кхаджурахо. И на этом остановились.
Дуладео построен в XII веке и посвящён Шиве.
Смело можно было бы пропустить, т.к. барельефы выглядят куда проще, чем храмах Восточной и Западной группы. Пожалуй, интересен только тем, что можно увидеть как угасало исскуство мастеров.

А еще Дуладео запомнился исчезновением нашего моторикши. Вышли после осмотра, рикши нет. Удивились, т.к. возил он нас долго, а денег мы ему еще не платили. Подождали. Полдень. Палящее солнце. И никого вокруг. Подождали еще. Никого и ничего. Пришлось прогуляться по жаре в компании с осликами до первых признаков цивилизации:)

Последний взгляд на барельефы западной группы храмов

Сестра после насыщенного дня

И завершу рассказ еще одной цитатой из Ефремова:
"Человеческие статуи поразительной жизненности и красоты, посвященные теме физической любви, составляют одно целое со стенами храмов. Десять веков простояли эти солнечные изваяния перед взорами множества поколений, и еще бесконечно долгие годы они будут изумлять тех, которые еще придут, волнуя и возвышая их великолепной красотой человека!"

Практическая часть.

Как доехать.

Сейчас Каджурахо небольшая деревенька полностью ориентированная на туристов.
Но из-за популярности места в этой деревне даже есть свой аэропорт с регулярными рейсами из Дели.
Так что самый быстрый вариант - это самолет.
Мы ехали из Агры на поезде до Джанси. Успели на последний автобус Джанси-Каджурахо, но он был битком. Ехать несколько часов стоя нам не хотелось. Ночевать в Джанси тоже. Поэтому наняли такси.
Переплатили солидно. Меня подкупили слова о новой машине с кондиционером и практически не торгуясь поехали за 1500 рублей. Ошибочка. Водитель посчитал, что счастье привалило - богатые белые туристы. И всю дорогу пытался отжать больше денег. Канючил настолько назойливо, что на середине пути мы вышли из машины, чтобы ловить попутку. Это привело в чувство этого "милого человека". Так что дальше ехали в тишине.
***Когда в эту поездку по Индии в моей речи стал превалировать мат, сестра предложила все нецензурные обозначения заменить на "милые люди", прижилось:))
Но о людях расскажу отдельно:)

Где жить:

Мы выбрали Hotel Surya Khajuraho
Взяли люкс с выходом из номера в сад.
Большой номер с кондиционером, шкафом, дополнительным диваном. Чистое белье. Первое место, где сразу все было на месте (обычно полотенца, туалетная бумага, мыло появлялись только после похода не ресепшн). Плохо работающий душ. Один раз отключилась вода на несколько часов. Стоил номер после небольшого торга 650 рублей.
Завтрак был включен, но не понравился.

Вход на территорию Западной группы храмов для иностранцев 250 рупий.
Она открыта для посещения от рассвета до заката.
Остальные группы можно посетить бесплатно.

ЕСЛИ ВЫ ЧЕЛОВЕК ЗРЕЛОГО ВОЗРАСТА И БЕЗУПРЕЧНОЙ РЕПУТАЦИИ,ТО ЭТА СТАТЬЯ ДЛЯ ВАС.

В Архелологическом музее Неаполя есть секретный кабинет,где собраны сексуальные фрески,мозаики,скульптуры и предметы быта.Коллекция Секретного кабинета, основанного в 1819 году, содержит фрески, рельефы, плиты с текстами и другие предметы эротического и порнографического характера, обнаруженные в Помпеях.

Ранее коллекцию было разрешено осматривать лишь узкому кругу лиц. Кабинет несколько раз открывался для публики, но всегда на непродолжительное время, а окончательное открытие состоялось только в 2000 году.

Вотивные предметы в Секретном кабинете.

Сухая рациональность эстетики классицизма не вязалась со многими помпейскими находками, особенно сделанными в городском лупанарии. Среди «неудобных» для экспонирования предметов были фрески и надписи Приапеи, скульптурные сцены содомии и зоофилии, домашняя утварь фаллической формы.

« Приап с кадуцеем»

Учёные терялись в догадках о том, как поступить с помпейской « порнографией», пока вопрос не был решён в 1819 г. сицилийским королём Франческо I, посетившим места раскопок в сопровождении супруги и дочери. Монарх был настолько возмущён увиденным, что потребовал увезти все «крамольные» предметы в столицу и запереть их в Секретном кабинете.

В 1849 г. дверь в кабинет была заложена кирпичом, потом доступ в него был всё же открыт «лицам зрелого возраста и безупречной репутации».


В самой Помпее фрески, которые не подлежали демонтажу, но оскорбляли общественную нравственность, были прикрыты завесами, которые разрешалось приподнимать только за плату для лиц мужского пола.

Эта практика существовала ещё в 1960-е годы. В конце 1960-х гг. была предпринята попытка «либерализации» выставочного режима и превращения Секретного кабинета в общедоступный музей, но она была пресечена консерваторами. Кабинет открывался для публики только на непродолжительное время.

Секретный кабинет как одно из последних проявлений цензуры воспринимался неоднозначно, а его содержание вызывало много толков. В 2000 году он был наконец открыт для всеобщего посещения совершеннолетними. Для посещения подростками требуется письменное разрешение родителей. В 2005 году собрание Секретного кабинета было окончательно передано в распоряжение дирекции Национального музея археологии.


В Помпеях существовал лупанарий.

Лупана́рий (также лупана́р , лат.lupānar или lupānārium ) — публичный дом в Древнем Риме, размещенный в отдельном здании. Название происходит от латинского слова «волчица» (лат.lupa ) — так в Риме называли проституток.

Он был обнаружен в 1862 году, с тех пор несколько раз реставрировался. Последняя реставрация закончилась в 2006 году , предпоследняя — в 1949. Это двухэтажное здание с пятью кубикулами (спальнями) на каждом этаже. В прихожей стены у потолка покрыты фресками эротического характера. В кубикулах нижнего этажа — каменные ложи (покрываемые матрацами) и граффити на стенах

Помимо лупанария в городе существовало как минимум 25 предназначенных для проституции одиночных комнат, часто они располагались над винными лавками. Стоимость данного вида услуг в Помпеях составляла 2—8 ассов. Персонал был представлен в основном рабынями греческого или восточного происхождения.

Ложе в лупанарии.


Обитательницы лупанариев принимали гостей в небольших комнатах, расписанных фресками эротического содержания. В остальном обстановка этих крохотных комнат была предельно проста, в сущности, это было одно узкое каменное ложе длиной около 170 см, которое сверху застилали матрасом.

По требованию властей все женщины легкого поведения носили приподнятые к груди и завязанные сзади красные пояса, называемые mamillare. .


Одна из фресок из лупанария.


В Помпеях подобные места старались не афишировать С улицы в лупанарий вела низкая и неприметная дверь. Однако найти лупанарий не представлялось сложным делом даже для заезжих торговцев и моряков.

Посетители ориентировались по стрелкам в виде фаллического символа, вырубленным прямо на камнях мостовой.

Они пробирались в лупанарий после наступления темноты, прикрываясь низко надвинутыми капюшонами. Специальный остроконечный головной убор, называемый cuculus nocturnus (ночная кукушка ), скрывал лицо благородного клиента борделя. Упоминание об этом предмете есть у Ювенала в рассказе о похождении Мессалины

Для занятия любовью жительницы Помпей собирали волосы в сложные укладки-прически, и никогда не обнажались полностью. На фресках видны браслеты, кольца и ожерелья. Помпеянки уже практиковали депиляцию, носили лифчики и даже...бюстгальтеры


Итальянский журналист Альберто Анджела,считает, что в Древних Помпеях обитатели жили просто-напросто полнокровной жизнью по принципу «лови момент и наслаждайся жизнью».


Итальянский журналист утверждает, что причиной тому была «жизнь, короткая и насыщенная, как сон». Продолжительность жизни в Древних Помпеях была 41 год у мужчин и 29 лет у женщин. Древнеримское божество, олицетворявшее жизнь, Kairòs , был представлен в виде юноши с крыльями – улетит, и не поймаешь!


Поэтому все то, что доставляло наслаждение – любовь, секс, еда, украшения, пиршества и танцы – являлось предметом вожделения и погони за наслаждениями.

Помпеянцы и помпеянки использовали приворотные зелья, любовные эликсиры, секс-игрушки, искусственные фаллосы, вырезанные из дерева и обшитые кожей. Бесплодные женщины пользовались услугами суррогатных матерей. Были специальные площадки для «съема» – цирки, форум, термы.

По мнению Альберто Анджела, в Древних Помпеях существовало «изысканное, утонченное общество, отличавшееся утонченным вкусом, страстями, эмоциями...достаточно одного лишь примера: в то время как древние римлянки уже пользовались противозачаточным настоем, приготовленным из растения сильфио, уже несуществующего в настоящее время, варвары-галлы все еще держали в доме головы убитых врагов!»






Амулеты.



Мраморная статуэтка, изображающая совокупление древнегреческого бога Пана с козой. Найдена на раскопках роскошной Виллы Папирусов.

Пан — древнегреческийбог пастушества и скотоводства, плодородия и дикой природы, культ которого имеет аркадийское происхождение. По гомеровскому гимну, он родился с козлиными ногами, длинной бородой и рогами, и тотчас же по рождении стал прыгать и смеяться.

Испуганная необычайной наружностью и характером ребенка, мать покинула его, но Гермес, завернув его в заячьи шкуры, отнес его на Олимп и до того развеселил всех богов, а особенно Диониса видом и живостью своего сына, что боги назвали его Паном, так как он доставил всем великую радость.


Использованы материалы открытых сайтов интернета.

УВАЖАЕМЫЕ ЧИТАТЕЛИ,надеюсь вы будете корректными и воспитанными в своих комментариях.

Сейчас в крупных городах Европы можно встретить весьма необычные памятники и скульптуры, зачастую поражающие своим забавным, смешным и даже нелепым видом.

Ну, разве можно серьезно отнестись вот к такому памятнику, стоящему в Амстердаме? «Не пили сук, на котором сидишь»:


Кстати, подобный памятник установлен и в Якутске. Вот он:

А в Брюсселе на улице можно встретить вот такую вот старушку с сумкой, пересчитывающую свои денежки.

Там же, в Брюсселе установлен вот такой смешной памятник: полицейский и поймавший его вор-проказник:

Памятник очереди установлен в Вашингтоне. Посмотрите, как органично в него вливаются и туристы:

Очень необычно обстоит дело с проходимостью сквозь стены. Если в Лос-Анджелесе клерк с чемоданчиком смог засунуть в стену только голову...

То французский писатель Марсель Эме, в Париже, уже прошел сквозь стену, и теперь в процессе выхода из нее...

А вот бронзовая женщина из Санта-Фе, Нью Мехико улеглась отдохнуть прямо на тротуаре. Туристы присоединяются!

Музыку в Голландии любят. Вот, сквозь пол пробился скрипач, дабы усладить слух прохожих:

В Братиславе даже есть памятник сантехнику, высунувшемуся из канализационного люка:

Кстати, сантехники есть не только в Братиславе, но и на Украине. Вот такой грустный «санта» из Бердянска. Кстати, подобные памятники есть и в Красноярске, и в Омске, и в Екатеринбурге...

А в Осло замечен каменный мужчина, отбивающийся от каменных детишек. Или он ими жонглирует? Что примечательно - мужчина голый...

В Сеуле скамейки на улицах держат не подпорки, а крепкие зубы! Полюбуйтесь на этих товарищей!

Кстати, датчане тоже отличаются чувством юмора. Вот, например, памятник э... как бы это выразиться помягче?

Но датская мадам из Рингкобинга пожалуй, побольше будет:

Еще один достаточно необычный памятник установлен в Мельбурне. Что-то на картинке не так, не правда ли?

Кстати, от этих велосипедистов нигде не спрячешься... Даже на дне морском!

Кроме каменных или бронзовых людей, мир наводнили памятники вещам, и об этом нельзя умолчать!

Самый новый из них - это памятник, скажем так, политический. Памятник ботинку, брошенному в Буша Младшего:

А в Париже установлен памятник пальцу. И торчит он себе из-под земли:

В Австралии - кошельку:

В Накавике, Канада - топору:

В Спрингфилде (США) - памятник вилке:

А в Норвегии, Осло - скрепке:

И даже книгам - в Берлине:

А в России на это ответили мощным трехметровым табуретом! «Памятник первому табурету земли русской» установлен в бывшей усадьбе братьев Аршеневских на Таганке:

А еще в Германии в Брауншвайге были замечены бездомные коты (хорошо, что хоть эти - не орут):

И кран в Кадизе, льющий воду с неба:

Лондон славится своими светофорами, и по этому поводу там установлен вот такой памятник:

А в Праге - памятник женской туфельке:

А теперь, перенесемся в Россию. Чего только нет на земле русской! Начнем с животных. Любит русский народ братьев меньших!

Вот, например, в Питере, на Малой Садовой улице разместился чугунный кот, которого окрестили Елисей Котович Питерский. Кот забрался высоко - на второй этаж «Елисеевского» гастронома, и поэтому его не так просто заметить:

Другой кот (точнее кошка) «висит» у окна творческого центра «Митьки ВХУТЕМАС» (ул. Правды, 16) на уровне 6-го этажа. Одетую как известный герой мультфильма, ее сразу прозвали кошкой Матроскина:

А в Москве в сквере у озера возле Новодевичьего монастыря открылась целая скульптурная композиция «Дайте дорогу утятам!». Маленькие утятки озираются по сторонам, крякают, ищут в траве червяка - словом, ведут себя как живые. Недаром у памятника поставили охрану - утят так и норовят украсть!

Кстати, скульпторы не обошли вниманием даже такое крохотное существо, как пчела. В парке «Кузьминки», например, поставили памятник пчелке Кузе, которая сидит на одной из колонн изображающих соты:

К числу самых необычных памятников Петербурга причислен «Нос». Кстати, он, как и его прототип любит погулять. Например, в 2002 он внезапно исчез со своего постамента. Его нашли спустя год на лестничной площадке дома № 15, неподалеку от Вознесенского проспекта, где находилось его законное место:

Помещаю здесь так же подборку памятников, местонахождение которых мне неизвестно, но не показать их Вам, дорогие читатели, просто нельзя!

Всемирно известный памятник слону с картины Сальвадора Дали «Искушение святого Антония» просто потрясает!

А это же самые настоящие Толстый и Тонкий:

Ой, как мамаша раскрутила дочурку. Лишь бы не отпустила!

Здесь мальчишки прыгают в воду и визжат от предвкушения:

А девчонки, оставшись на «суше» играют в чехарду:

А это кто? Прекрасный витязь на коне? Но что с конем?

И на последок: корова на дереве! Присмотритесь. Что она вам напоминает? Может, пакетик молока?

Самое время вспомнить про сексуально-эротическую сторону древнего мира – как с этим обстояли дела в Древнем Египте.

Мнение о том, что культура Древнего Египта далека от чувственности, ошибочно. Неприкрытый эротизм присутствует во многих дошедших до нас изображениях. По представлениям египтян, сексуальность является основной движущей силой развития вселенной.

Если спросить обывателя о том, что он знает об эротике в культуре Древнего Египта, то скорее всего, в ответ он лишь недоуменно пожмет плечами. Сексуальность в древних культурах традиционно ассоциируется с греческой, индийской и китайской цивилизациями, на фоне которых, по распространенному клише, Египет предстает монолитным, сакральным, целомудренным и далеким от всего, связанного с чувственным миром. Между тем, это мнение глубоко ошибочно. Что может быть чувственнее египетских изображений знатных дам в полупрозрачных одеяниях, сидящих на пиру, или скульптурных портретов цариц с обнаженной грудью, на соски которой наклеивались золотые чашечки в виде цветков лотоса? Однако за внешней парадностью, светскостью, а порой и неприкрытым эротизмом всегда таились другие, глубинные смыслы, ведь по египетским представлениям сексуальность - основная движущая сила божественного развития вселенной, в котором сексуальный акт бога-творца был началом жизни всего сущего.


2.


Вселенная в виде сочетаний мужских и мужского и женского начал. Фрагмент виньетки мифологического папируса жрицы Хентуттауи. 10 в. до н.э. Лондон, Британский музей.

Египетская сексуальность изначально священна. Согласно древней доктрине города Иуну, названного греками Гелиополем, солнечный творец Атум создает первых богов посредством мастурбации; его женское дополнение, принимающее облик его руки, его супруги, его творящей энергии - Хатхор Небетхетепет, богиня любви и экстатического опьянения, радости во всех ее формах, но одновременно и покровительница смерти как трансформации и залога существования, новой жизни в ином мире. Она — воплощение вселенской женственности, перерождающей умершего в своей утробе. Сексуальная привлекательность богини любви являлась стимулом развития мира, вечного обновления мужского божества, его бессмертия. Вместе с воплощающей миропорядок богиней Маат, принципы мужской творящей силы и женской сексуальности, зачинающей и перерождающей мир заново, были основами существования мира в египетских представлениях.

3.


Вотивная фигурка Осириса с фаллосом. Глина. X-VII вв. до н.э. Вена, Музей истории искусств.

Осирис, владыка мира усопших, победивший смерть, изображался с эрегированным фаллосом в знак своей нескончаемой плодородной силы, которая оплодотворяет мир вместе с паводком вод Нила, после которого из земли прорастает первое зерно, дающее пропитание. Разрубленный врагом на части и собранный вновь супругой - владычицей магии и материнства Исидой и сыновьями - Хором и Анубисом, Осирис восстанавливает свою целостность тогда, когда, по легенде, Исида собирает его тело воедино, а фаллос, утерянный в водах реки, создает вновь из нильского ила; только обретя вновь фаллос Осирис может возродиться, попрать смерть, а затем и стать залогом возрождения любого умершего.

При мумификации, уподобляя умершего Осирису, египтяне запеленывали мужские тела с половым органом в поднятом положении: сексуальная сила была способна, по их мнению, победить смерть. Хор, сын Осириса и Исиды вступает в бой с Сетхом, богом хаоса и песков пустыни, убившим его отца; в процессе многоэтапного сражения Хор подчиняет Сетха, вырвав у него семенники, лишив тем самым противника не только мужественности, но и способности к собственному перерождению и власти над миром. До этого Сетх нередко ассоциировался в египетской мифологии с агрессивной сексуальностью, чем нередко пользовались богини.

4.

Фараон, коленопреклоненный перед статуей бога плодородия Амона-Мина. Карнак, 20 в. до н.э. (c) Виктор Солкин

Исида, желая помочь Хору в великом противостоянии, принимает облик прекрасной девственницы, которая в итоге обманула сладострастного бога песков, либо магической птицы, за которой Сетх, приняв облик могучего быка, безрезультатно несется по долине Нила и, упустив, в изнеможении проливает семя на землю, став объектом насмешек богини и прародителем растений беддеткау - бахчевых, выросших из его семени. Наконец, пытаясь подчинить Хора, Сетх завлекает его обманом в свою постель и насилует соперника. Лишь хитростью Хор, подставивший под половой орган Сетха ладони и, таким образом, оставшийся девственным, не был сексуально подчинен соперником, а следовательно, не упустил право на вселенскую власть. Исида, задумав отомстить, собрала семя Хора в сосуд, и тайно полила им салат-латук, по мнению египтян, сильнейший афродизиак и излюбленную пищу развратного Сетха, растущую у него в саду. Поев латука, Сетх оказался оплодотворенным Хором и вновь стал объектом насмешек остальных богов, непригодным к царству над миром.

5.

Статуя бога Мина: архаический колосс из Коптоса. Музей Эшмола, Оксфорд.

Сексуальность мужская необходима для власти над миром: массивные, выполненные из известняка статуи бога плодородия Мина, сжимающего рукой свой фаллос, были созданы египтянами еще на заре цивилизации, приблизительно в XXXII в. до н.э. и хранятся в собрании музея Эшмола в Оксфорде. Иконография бога, повелевающего урожаями, за последующие тысячелетия истории Египта практически не изменилась.

6.

Статуя бога Мина: скульптурная группа Мина и царя Хоремхеба. 14 в. до н.э. Лондон, Британский музей.

Сексуальность женская была крайне привлекательна, но опасна: богиня любви «золотая» Хатхор в гневе трансформировалась в разъяренную львиноголовую Сехмет, госпожу пламени и ярости, попирающую человечество. Процесс ритуала «сехетеп Сехмет» — умиротворения богини был одним из главных в храмах, посвященных гневной форме небесной матери. Залогом умиротворения было опьянение священным вином и пивом, в результате которого яростная львица становилась то кошкой Бастет, покровительницей женственности, плодовитости и изысканного эротизма то, наконец, самой Хатхор - «сладостной любовью».

7.

Богиня Хатхор. Кедровое дерево. 4 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен. (с) MMA

В V веке до н.э. «отец истории» Геродот писал о знаменитом празднике богини-кошки, проходившем в городе Бубастисе - центре ее культа, расположенном в северо-восточной части дельты Нила: «когда египтяне едут в город Бубастис, то делают вот что. Плывут туда женщины и мужчины совместно, причем на каждой барке много тех и других. У некоторых женщин в руках трещотки, которыми они гремят. Иные мужчины весь путь играют на флейтах. Остальные же женщины и мужчины поют и хлопают в ладоши.

8.

Участница пиршества. Роспись из гробницы Менна. Шейх Абд эль-Курна, Луксор. 15 в. до н.э. (с) SCA

Когда они подъезжают к какому-нибудь городу, то пристают к берегу и делают вот что. Одни женщины продолжают трещать в трещотки, как я сказал, другие же вызывают женщин этого города и издеваются над ними, третьи пляшут, четвертые стоят и задирают [подолы] своей одежды. Это они делают в каждом приречном городе. Наконец, по прибытии в Бубастис они справляют праздник с пышными жертвоприношениями: на этом празднике выпивают виноградного вина больше, чем за весь остальной год. Собирается же здесь, по словам местных жителей, до 700 тысяч людей обоего пола, кроме детей».

9.

Хатхор — владычица любви, небесный прототип «великой супруги царской». Рельеф из гробницы Сети I в Долине царей, фрагмент. 13 в. до н.э. Париж, Лувр.

Празднество символизировало собой умиротворение богини, возрождение ее привлекательности и сексуальной силы, божественное совокупление и, наконец, последующие беременность и рождение божественного младенца. Агрессивная, оргиастическая сексуальность трансформировалась храмовыми ритуалами в материнство и подлинную женственность. Другая легенда повествует о Хоре, который вступает в брак с самой, наверное, агрессивной формой богини, «госпожой Табитит», огромным огненным скорпионом, которую тексты, словно иронизируя, называют «крошкой на руках у Ра», бога Солнца. Успешная первая брачная ночь становится залогом умиротворения богини, возвращения ее истинного облика, в котором она почитается как «владычица того, что в женском сердце». Взамен страшный яд богини, проникающий в тело ее супруга, трансформируется и становится панацеей от всех болезней и любого зла, которое могло быть до этого в его теле.

10.

Сети I и Хатхор — владычица любви, небесный прототип «великой супруги царской». Рельеф из гробницы Сети I в Долине царей. 13 в. до н.э. Париж, Лувр.

А что же мир земной? «Великая супруга царская» почиталась как земное воплощение Хатхор, точно так же как фараон - Хора. Под управлением главной царицы или же царицы-матери находился огромный женский дом царя, сильно отличающийся от стереотипного восточного гарема, в котором обитали младшие царицы и «нефрут» - красотки-наложницы, непосредственные служительницы Хатхор, призванные непрерывно возрождать жизненные силы и сексуальную энергию царя. Одетые в одеяния из тончайшего льна, звенящие бисерные сетки или же обнаженные, всего лишь в поясках вокруг бедер, но непременно - в массивных париках, ожерельях, браслетах, они изображены играющими на музыкальных инструментах и поющими, танцующими и даже играющими с царем в игру «сенет» - подобие шашек. Стоит вспомнить, что, например, неисчислимые жены и наложницы фараона Рамсеса II были матерями 111 сыновей и 67 дочерей. Речь идет только о тех детях, что были официально признаны царственным отцом.

11.

Обнаженные танцовщицы на пиру. Роспись из гробницы вельможи Небамона. 15 в. до н.э. Лодон, Британский музей.

Обнаженность была распространена и ни в коей мере не считалась зазорной. На рельефах и росписях в египетских гробницах мы видим абсолютно обнаженных рыбаков на Ниле, прилюдно собирающих свой улов, рыдающих плакальщиц, посыпающих песком и пеплом груди в знак скорби и вновь обнаженных и привлекательных молодых служанок, потрясающих на пиру в знатном доме тамбурином и играющих на лютне. Истинный Египет фараонов был далек от того пуританского облика, который ему порой сегодня приписывают, однако сексуальность здесь всегда была хотя бы отчасти сакральной.

12.

Остракон с изображением лютнистки. 13-12 вв. до н.э. Каир, Египетский музей.

В одной из знаменитых сказок «Папируса Весткар» рассказывается о царе Снофру, который «утомился», т.е. умер. Он становится в ином мире Солнцем, плывущим на своей ладье в окружении очаровательных спутниц — «нефрут». Одна из девушек, обряженных всего лишь в ритуальные сетки, теряет бирюзовую рыбку - «украшение» для волос и вся флотилия останавливается: речь символически идет о рыбе лоцмане, за которой следует по водам неба солнечная «Ладья миллионов лет». Для непосвященного глаза между тем, текст говорит всего лишь о развлечениях «томимого скукою царя», которому придворный мудрец Джаджаеманх дает поистине бесценный совет: «Пусть твое Величество отправится к озеру дворца фараона… Снаряди себе ладью с экипажем из всех красавиц внутренних покоев твоего дворца, и сердце твоего величества освежится, когда ты будешь любоваться тем, как они, не переставая, гребут туда и обратно». Царь радостно соглашается «Я действительно устрою себе прогулку на ладье! Пусть принесут мне двадцать весел из эбенового дерева, отделанных золотом, с рукоятками из дерева секеб, отделанными светлым золотом. Пусть приведут ко мне двадцать женщин, у которых красивое тело, красивые груди, волосы, заплетенные в косы, и лоно которых еще не открыто родами. И пусть принесут мне двадцать сеток. И пусть эти сетки отдадут этим женщинам после того, как с них будут сняты одежды!» Сердце царя, в итоге, ликует, т.е. он возрождается к жизни. Отголоски священной, ритуальной сексуальности были всегда неотъемлемой частью повседневного быта дворца.

13.


Фрагмент статуи царицы Тейе. Желтая яшма, 14 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

За стенами царской резиденции дело обстояло куда проще. Любовная поэзия и отдельные светские тексты, среди которых особое место занимают рамессидские папирус Честер-Битти I и папирус Харрис 500, повествуют о встрече возлюбленных, за которой подглядывают деревья сада, рассказывая друг другу об увиденном. «Неджеммит» — влечение и «мерут» — любовь представляются здесь как нечто сродни тяжкой болезни, если страсть не удовлетворена, а городская красавица проводит часы у зеркала, завершая необходимый макияж, чтобы привлечь проезжающего по площади военачальника Мехи, будущего фараона. Влюбленным, стоящим на разных берегах реки, не может стать преградой даже крокодил, лежащий на отмели и вот, оно случилось: мужчина подобен «гусю, пойманному на приманку» в силки из эбенового дерева, которым подобны руки любимой. Кстати, именно египтянки считались самыми красивыми женщинами средиземноморья в древности.

14.


Супружеская чета. Рельеф из гробницы везира Рамосе. Шейх Абд эль-Курна, Луксор. 14 в. до н.э. (c) Виктор Солкин

Как совершался в Египте брак, мы не знаем, но ясно одно: женщина имела достаточно прав, подтверждающихся брачным договором, при этом, как это часто бывает на Востоке, невеста зачастую была еще почти девочкой - и это в общей массе, не говоря уже о многочисленных условных династических «детских» браках в царских семьях. Распространенными и узаконенными были браки между родственниками: дядьями и племянницами, братьями и сестрами. По сохранившейся статистике, на 161 брак приходилось около 38 свадеб между братом и сестрой. Впрочем, таковым был и освященный легендой брак Осириса и Исиды… «Я взял тебя в жены еще юношей. Я был с тобой вместе… Я не огорчал твое сердце… Я не скрывал от тебя своих доходов… Никогда не было чтобы я пренебрегал тобой…», — пишет муж жене в одном из папирусов Лейденского музея.

15.

Фараон, целующий наложницу. Известняк. Из эль-Амарны. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) SCA

Семья в Египте почиталась всегда, неверность супруги каралось смертью. «Берегись женщины, которая выходит тайком! - советует мудрец Ани. - Не следуй за ней; она станет утверждать, что это была не она. Жена, чей муж далеко, посылает тебе записки и зовет к себе каждый день, когда нет свидетелей. Если она завлечет тебя в свои сети - это преступление, и ее ждет смерть, даже если она не насладится своей изменой». Мужская измена не преследовалась, однако в случае насилия со стороны мужчины по отношению к женщине виновный отвечал перед судом, а повторно побившему жену грозило наказание в 100 палочных ударов.

16.


Кусок кожаного покрова из Дейр эль-Бахри. 15 в. до н.э. Нью-Йорк, Музей Метрополитен.

В столицах активно существовала проституция, многочисленные упоминания о которой сохранились в юридических документах и на остраконах - кусках известняка или обломках сосудов, которые использовались для записей и, порой, для художественных набросков. Зачастую дамами древнейшей профессии становились служанки и рабыни, привезенные во время военных действ из Сирии или Нубии и завершавшие свой путь в уединенных комнатах таверн, пивных или специальных заведений «для увеселения». Опыт, полученный от посещения этих притонов порой соседствовал с венерическими заболеваниями, в частности с гонореей, которая несколько раз упомянута в египетских медицинских папирусах. На грани проституции порой проходила карьера светских музыкантш и певиц: в Британском музее хранится статуэтка стоящей арфистки, опершейся на инструмент и демонстрирующей половые органы. В собрании музея Метрополитен в Нью-Йорке имеется расписной кусок кожи из храма Хатхор в Дейр эль-Бахри, на котором, наоборот, арфистке, целомудренно играющей под виноградной лозой, половые органы демонстрирует увлеченный оргиастическим праздником богини обнаженный мужчина.

17.


Объятия мужские. Рельеф из гробницы Нианххнума и Хнумхотепа в Саккаре. 24 в. до н.э.

Мужскую проституцию классические тексты обходят молчанием, однако уже при Птолемеях она получила очень широкое распространение и, скорее всего, не была привнесена греками, а существовала изначально. Гомосексуальность осуждалась в классическом Египте, однако вспомним о царе Пепи II, который, согласно одному сохранившемуся тексту, ночами посещает в казармах военачальника Сисене, не замечая подглядывающего за ним слугу или о знаменитых Хнумхотепе и Нианххнуме, парикмахере и маникюре царя V династии Ниусерра, погребенных в одной гробнице. На одной из стен владельцы были изображены в поцелуе и объятьях. В Поздний период и особенно в эпоху эллинизма мужская и женская гомосексуальность уже почти не порицалась. В брачных контрактах I в. до н.э., найденных среди массы папирусов в знаменитом городе Тебтюнисе, зачастую уточняется, что мужчина, беря в жены избранницу, обещает ей не приводить в дом ни наложницу, ни юного любовника и не выгонять ее ради страсти к кому бы то ни было. Среди магических папирусов этого времени имеются приворотные тексты, направленные от одной женщины к другой, а отдельные пары женщин ведут совместное хозяйство, подобно обычным гетеросексуальным парам.

18.


Туринский эротический папирус. Прорисовка. 12 в. до н.э.

И все же сексуальность в Египте, даже связанная с публичным домом, священна. Знаменитый эротический папирус, хранящийся в собрании Египетского музея в Турине, сохранил изображения 12 самых разнообразных поз сексуального акта, в которых участвует мужчина и девицы из заведения. Папирус XII в. до н.э., найденный в 20-х годах XIX века и сильно поврежденный, в свое время произвел сенсацию в научном сообществе, был признан, увы, «обсценным» и потому долгое время не издавался. Это отнюдь не просто древнейший порнографический свиток, но опять же изображение ритуального соития: особенная прическа мужчины выдает в нем «бритоголового» жреца богини Хатхор. У мужчины огромный половой орган, которым он умудряется удовлетворять женщин не только на ложе, но и стоя у колесницы, в которой стоит женщина, лежа на полу или удручив даму поистине акробатической позой, когда она стоит на голове и руках (!).

19.


Туринский эротический папирус. Фотография. 12 в. до н.э.

Порой в руках мужчины - сосуд с пивом или же амулет богини любви. Рядом с женщинами также изображены предметы культа Хатхор - ее ритуальные музыкальные инструменты, зеркала, неизменные лотосы. В последней сцене мужчину, лишившегося сил и твердости фаллоса, служанки несут на руках. Между изображениями сохранились надписи, которые комментируют происходящее, либо содержат реплики участников действия: «Не бойся, что я тебе сделаю?», «давай, войди в меня сзади твоей любовью», «о, мой разбойник!», «мой большой член уже болит изнутри». На свитке сохранились и указания о его владельце, который был «носителем опахала с права от Его Величества», «царским писцом» и «военачальником». Увы, имя древнеегипетского эротомана не сохранилось. Документ уникален по своей целостности, но отнюдь не по содержанию: на остраконах XVI-XII вв. до н.э. сохранились похожие сцены, изображающие мужчину, входящего в женщину сзади или в «классической» позе.

20.

Царица Анхесенамон, протягивающая букеты с мандрагорами супругу — Тутанхамону. Сцена на крышке ларца. Кость, роспись. 14 в. до н.э. Каир, Египетский музей. (с) SCA

В царском доме подобного изобразить не могли; чувственность между царем и его супругой показывалась символами, тем, что он держит жену за запястье, в исключительном случае - сажает на колени или же прогуливается с ней по саду, получая от возлюбленной букет с плодами мандрагоры - известного на Востоке символа сексуальности.

21.


Ритуальное соитие - т.н. «симплегма». 305-30 г.г. до н.э. Нью-Йорк, Бруклинский музей.

В эпоху эллинизма, вместе с проникновением в Египет греческих влияний, эротика становится все более популярной. В места, посвященные богам плодородия, и некоторые храмы посвящали, как и ранее, многочисленные терракотовые изображения фаллосов или карликов, снабженных гигантскими половыми органами, которые должны были принести стойкость потенции мужчинам и плодовитость - женщинам. В собрании Бруклинского музея в Нью-Йорке хранится «симплегма», или группа соединенных, переплетенных фигур, самая большая из известных сегодня египетских эротических скульптур такого вида. Центральное место в ней занимает большая обнаженная фигура женщины в коротком парике, опершаяся на гигантские фаллосы четырех мужчин разного роста, головы которых украшены «локонами юности». Перед группой сидят еще две меньшие мужские фигуры, держащие на коленях связанную антилопу-орикса. Интерпретировать смысл симплегмы непросто; в целом, памятник тесно связан с осирическим культом: центральная мужская фигура, вероятно, олицетворяющая заупокойного жреца, оплодотворяет женщину, возможно, богиню, которая родит Хора — сына-наследника Осириса, символизирующего продолжение жизненного цикла. Антилопа-орикс, священное животное бога хаоса и убийцы Осириса Сетха, изображена в виде жертвенного животного, поверженного и приготовленного к уничтожению. Подчеркнутая сексуальная сила мужских образов связана с представлениями о неиссякаемом плодородии Осириса и египетской земли, которая является материальным воплощением его тела.

22.


Симплегма. I в. до н.э. Бруклинский музей.

Памятник датируется греко-римской эпохой, когда привнесенная сексуальная свобода породила в Египте, а в особенности в Александрии, новые виды памятников эротического искусства. Не стоит, однако, видеть в симплегме лишь греческое влияние; свидетельства тому - многочисленные древнеегипетские памятники и тексты, возводящие сексуальность в ранг культа и практически забытые современной культурой.

Публичная лекция "Священная эротика Древнего Египта", прочитанная Виктором Солкиным в прямом эфире канала "Дождь", 2011 г.:

Копия видеозаписи.