С горностаем леонардо да винчи. Описание картины «Дама с горностаем

Некоторые (небезосновательно?) считают, что именно эта картина - лучшая из всего созданного Леонардо да Винчи. Просто ей не посчастливилось стать такой знаменитой, как "Джоконда": она обитает не в Лувре, ее не воровали, о ее пропаже не писали несколько месяцев на первых полосах всех газет.

Любопытно, что приписываемое Леонардо да Винчи авторство «Дамы с горностаем» долгое время ставилось под сомнение, как и личность изображенной на этом полотне девушки. Споры относительно этого периодически вспыхивают до сих пор, когда технические средства цифровой эпохи позволяют исследовать картину под новым углом.

Пока же стоит остановиться на том, что на портрете изображена Чечилия (Цецилия) Галлерани, любовница миланского герцога Лодовико Сфорца , мать его сына Чезаре. Художник позаботился о том, чтобы как можно меньше деталей отвлекало зрителя от юной и свежей красоты модели. Да Винчи изобразил ее в простом платье, а из украшений оставил на девушке лишь нитку черного жемчуга. Даже гладко зачесанные волосы Чечилии, кажется, служат именно этой цели (такая прическа – с косой и плотно охватывающими лицо прядями волос – была введена в моду Изабеллой Арагонской и называлась coazone). Изображение модели вполоборота было инновацией Леонардо, до этого портреты представляли собой по большей части чеканные профили. И даже этой необычной позой художник сумел подчеркнуть живость характера юной модели, которая будто бы прислушивается к невидимому собеседнику.

На руках Галлерани держит белого зверька, которого принято считать горностаем. Существует несколько интерпретаций того, что именно символизирует животное. Традиционно «зимний» белый горностай считался символом чистоты и непорочности, бытовало даже поверье, что он скорее погибнет, чем позволит себе запятнать белоснежный мех. Согласно еще одной версии, зверек служит своеобразным намеком на связь девушки с Лодовико Сфорца, который в 1488 году был принят в Орден горностая и включил животное в свой герб. Кроме того, существует мнение, что, будучи большим любителем загадок и кодов, да Винчи с помощью горностая зашифровал на полотне фамилию Галлерани (на древнегреческом все семейство куньих именовалось «gale»).

Миланская муза

Чечилия Галлерани родилась в 1473 году в большой семье, которая не могла похвастаться ни богатством, ни знатностью. У девушки было шестеро братьев, наравне с которыми она обучалась языкам, она свободно говорила на латыни, пела и играла на музыкальных инструментах, писала стихи. Ее образованность и одаренность в сочетании с миловидной внешностью и привлекла внимание Лодовико Сфорца по прозвищу Иль Моро, на службе у которого состоял отец Галлерани. Вероятно, именно миланский герцог стал причиной разрыва помолвки Чечилии с неким Джованни Стефано Висконти, которому она была обещана в жены еще в возрасте 10 лет.

Галлерани стала возлюбленной Сфорца в возрасте приблизительно 16-17 лет. По свидетельствам современников, девушка везде сопровождала герцога, он был искренне привязан к ней и поселил ее в своем замке, выделив ей несколько комнат. Чечилия оставалась в замке даже после того, как Сфорца заключил брак с Беатриче д’Эсте , и Лодовико иногда тайком наведывался в комнаты любовницы, которая в то время ждала от него ребенка. Естественно, все это не могло укрыться от внимания законной супруги герцога, Беатриче ревновала его к сопернице и, в конце концов, вынудила разорвать отношения с Чечилией. После того, как Галлерани родила сына Чезаре, Сфорца выдал ее замуж за разорившегося Лодовико ди Брамбилла, графа Бергамини, и подарил дворец.

В браке Чечилия родила еще четверых детей и стала весьма популярной фигурой в Милане благодаря тому, что открыла один из первых в Европе литературных салонов. Замужество никак не повлияло на увлечения женщины, она не только продолжала писать сама, но и стала собирать в своем доме философов, теологов и поэтов, которые называли ее своей музой. Появлялась Чечилия и при дворе Сфорца, особенно часто – после смерти жены Лодовико в 1497 году. Бывшая возлюбленная герцога вместе с его новой любовницей Лукрецией Кривелли поддерживала и опекала Иль Моро после утраты. Чечилия умерла в возрасте 63 лет, пережив и Лодовико Сфорца, и Леонардо да Винчи, прославившего ее в веках.

Автора, автора!

Картина «Дама с горностаем» прошла два детальнейших лабораторных исследования, призванных, в частности, подтвердить авторство Леонардо да Винчи. Результаты первого, проведенного варшавскими учеными, были опубликованы в 1955 году. Второе исследование вместе с реставрацией было проведено в 1992 году в лабораториях Национальной галереи искусства Вашингтона под предводительством специалиста по сохранению предметов искусства Дэвида Булла. Ученый был ошеломлен мастерством Леонардо, позже он говорил, что при внимательном изучении картины создается впечатление, что художник начал писать свою модель со скелета, добавив плоть и одежду лишь после того, как понял механику ее тела.

О том, что автором картины «Дама с горностаем» является именно да Винчи, свидетельствуют несколько факторов. Во-первых, имеются документальные свидетельства того, что художник был знаком с Чечилией Галлерани (более того, их связывала нежная дружба) и писал ее портрет. Во-вторых, в пользу авторства Леонардо говорит цветовая гамма картины, игра света и тени, а также поворот головы модели в три четверти. В-третьих, на полотне были обнаружены следы пальцев, характерные для других работ художника. И, наконец, по мнению ученых, на тот момент только да Винчи мог изобразить человека со столь потрясающей анатомической точностью и детализацией. Достаточно присмотреться к руке Галлерани и увидеть, насколько тщательно прописан каждый ноготь и каждая морщинка на костяшках ее пальцев.

Оба исследования подтвердили, что фон полотна был закрашен темным не самим да Винчи, вокруг фигуры Чечилии были обнаружены частицы серовато-синей краски под слоем черной. Польские ученые также выяснили, что изначально на заднем плане было изображено окно или какой-то другой источник естественного света. До сих пор неизвестно, когда и кем именно был закрашен фон картины (по некоторым данным, к этому приложил руку Эжен Делакруа), поскольку за годы своего существования она неоднократно обновлялась и реставрировалась. Но некоторые особенности наложения слоев краски позволяют предположить, что черный фон появился в промежутке между 1830 и 1870 годами. Безусловно прекрасный портрет стал немного похож на плоский плакат, в отличие от других работ Леонардо, знаменитых, кроме прочего, потрясающей детализацией ландшафтов на заднем плане.

На деревянной основе обнаружились следы использования так называемого «картона» - рисунка, с которого изображение переносилось на дерево с помощью крошечных отверстий и угольной пыли. Дерево было покрыто тонким слоем грунта (gesso), подмалевок был выполнен коричневой краской. Кроме того, ученые определили, что после окончания работы над картиной дерево не обрезалось, об этом свидетельствуют узкие неокрашенные полосы со всех четырех сторон.

А был ли горностай?

Многочисленные исследования картины "Дама с горностаем" показали, что сам да Винчи переписывал его как минимум трижды . В первой версии картины никакого горностая на руках Чечилии не было (здесь же не было и синей накидки на плече девушки, на ней было надето только красное платье). В следующем слое художник добавил зверька, но тот был меньшего размера и серого цвета. И уже здесь возникают сомнения в том, действительно ли это горностай, а не, к примеру, фретка – домашний хорек (именно они преимущественно окрашены в разные оттенки серого, а горностаи летом носят рыжевато-коричневый мех). В конце концов, место на руках Галлерани заняло животное белого цвета, и картина стала фигурировать везде как «Дама с горностаем», даже когда имя героини полотна еще оставалось для исследователей под вопросом.

И хотя ученые все-таки сошлись во мнениях относительно личности женщины, изображенной на этом портрете, видовая принадлежность зверька по-прежнему ставится под сомнение. Красноватый оттенок его глаз опять-таки позволяет заподозрить, что это хорек-альбинос. Дело в том, что в Средневековье и в период Раннего Возрождения хорьков приручали для охоты на диких кроликов, а в некоторых местах – на крыс и мышей. Горностаи поддаются приручению хуже, к тому же, их судьба в то время зачастую была куда более печальной: белоснежные зимние шкурки животных использовались для украшения мантий знатных особ.

Существует еще одна, гораздо менее приятная версия: животное, которое держит Чечилия, - на самом деле «блошиный мех», чучело горностая, которое использовалось для ловли докучливых насекомых. Подобные аксессуары вошли в моду в позднем Средневековье и варьировались от меховых горжеток до баснословно дорогих чучел с позолоченными лапками и головами. Впрочем, вегетарианец и любитель животных да Винчи вряд ли стал бы изображать такой образчик таксидермического искусства.

Тайная жизнь Чечилии

Несколько веков существования «Дамы с горностаем» покрыты завесой тайны. Приблизительно в 1491 году картина покинула студию да Винчи и несколько лет хранилась у Галлерани. Весной 1498 года Изабелла д’Эсте просит Чечилию прислать ей работу да Винчи: «Припоминая, что Леонардо нарисовал Ваш портрет, мы просим Вас быть столь любезной и прислать нам Ваш портрет с этим посыльным» . Галлерани, хоть и призналась в ответном письме, что очень изменилась с тех пор, все же не смогла отказать высокопоставленной просительнице. Можно представить себе, каким губительным оказалось это путешествие для картины, ведь о его сохранности вряд ли кто-то позаботился. По мнению исследователей из Вашингтона, путешествие приблизительно в 150 километров шедевр да Винчи, по всей вероятности, совершил будучи завернутым в ткань и кожу и притороченным к седлу посыльного. Предположительно, спустя месяц картина вернулась к владелице, но на этом его след обрывается на три столетия.

Сложно вообразить, какой была судьба знаменитого портрета, и сколько перемещений и «исправлений» он пережил до того момента, когда в 1800 году его приобрел в Италии польский князь Адам Ежи Чарторыйский. По всей вероятности, вскоре после прибытия в Польшу картину в очередной раз отреставрировали. Тогда в левом верхнем углу появилась надпись «LA BELE FERONIERE. LEONARD DAWINCI» (Чарторыйский считал, что на портрете изображена та же женщина, что и на картине «Прекрасная Ферроньера» , хотя некоторые исследователи полагают, что на самом деле это Лукреция Кривелли). В течение XIX века «Дама с горностаем» несколько раз перемещалась по Европе: княгиня Чарторыйская успела спасти картину до вторжения российской армии в 1830 году, затем она была отправлена в Дрезден, а после – в Париж, в знаменитый особняк «Отель Ламбер», где жили Чарторыйские.

В Краков Чечилия Галлерани вернулась в 1882 году, но на этом ее злоключения не закончились. Почти сразу же после оккупации Польши немцами в 1939 году произведение попало в руки нацистов и было переправлено в Берлин. Год спустя владельцем «Дамы с горностаем» стал генерал-губернатор Польши Ганс Франк. В конце Второй мировой войны картина была обнаружена в его заброшенной летней резиденции в Баварии и возвращена в Польшу. Сейчас картина «Дама с горностаем» находится в Кракове в Музее Чарторыйских.

Некоторые (небезосновательно?) считают, что именно эта картина - лучшая из всего созданного Леонардо да Винчи. Просто ей не посчастливилось стать такой знаменитой, как "Джоконда": она обитает не в Лувре, ее не воровали, о ее пропаже не писали несколько месяцев на первых полосах всех газет.

Любопытно, что приписываемое Леонардо да Винчи авторство «Дамы с горностаем» долгое время ставилось под сомнение, как и личность изображенной на этом полотне девушки. Споры относительно этого периодически вспыхивают до сих пор, когда технические средства цифровой эпохи позволяют исследовать картину под новым углом.

Пока же стоит остановиться на том, что на портрете изображена Чечилия (Цецилия) Галлерани, любовница миланского герцога Лодовико Сфорца , мать его сына Чезаре. Художник позаботился о том, чтобы как можно меньше деталей отвлекало зрителя от юной и свежей красоты модели. Да Винчи изобразил ее в простом платье, а из украшений оставил на девушке лишь нитку черного жемчуга. Даже гладко зачесанные волосы Чечилии, кажется, служат именно этой цели (такая прическа – с косой и плотно охватывающими лицо прядями волос – была введена в моду Изабеллой Арагонской и называлась coazone). Изображение модели вполоборота было инновацией Леонардо, до этого портреты представляли собой по большей части чеканные профили. И даже этой необычной позой художник сумел подчеркнуть живость характера юной модели, которая будто бы прислушивается к невидимому собеседнику.

На руках Галлерани держит белого зверька, которого принято считать горностаем. Существует несколько интерпретаций того, что именно символизирует животное. Традиционно «зимний» белый горностай считался символом чистоты и непорочности, бытовало даже поверье, что он скорее погибнет, чем позволит себе запятнать белоснежный мех. Согласно еще одной версии, зверек служит своеобразным намеком на связь девушки с Лодовико Сфорца, который в 1488 году был принят в Орден горностая и включил животное в свой герб. Кроме того, существует мнение, что, будучи большим любителем загадок и кодов, да Винчи с помощью горностая зашифровал на полотне фамилию Галлерани (на древнегреческом все семейство куньих именовалось «gale»).

Миланская муза

Чечилия Галлерани родилась в 1473 году в большой семье, которая не могла похвастаться ни богатством, ни знатностью. У девушки было шестеро братьев, наравне с которыми она обучалась языкам, она свободно говорила на латыни, пела и играла на музыкальных инструментах, писала стихи. Ее образованность и одаренность в сочетании с миловидной внешностью и привлекла внимание Лодовико Сфорца по прозвищу Иль Моро, на службе у которого состоял отец Галлерани. Вероятно, именно миланский герцог стал причиной разрыва помолвки Чечилии с неким Джованни Стефано Висконти, которому она была обещана в жены еще в возрасте 10 лет.

Галлерани стала возлюбленной Сфорца в возрасте приблизительно 16-17 лет. По свидетельствам современников, девушка везде сопровождала герцога, он был искренне привязан к ней и поселил ее в своем замке, выделив ей несколько комнат. Чечилия оставалась в замке даже после того, как Сфорца заключил брак с Беатриче д’Эсте , и Лодовико иногда тайком наведывался в комнаты любовницы, которая в то время ждала от него ребенка. Естественно, все это не могло укрыться от внимания законной супруги герцога, Беатриче ревновала его к сопернице и, в конце концов, вынудила разорвать отношения с Чечилией. После того, как Галлерани родила сына Чезаре, Сфорца выдал ее замуж за разорившегося Лодовико ди Брамбилла, графа Бергамини, и подарил дворец.

В браке Чечилия родила еще четверых детей и стала весьма популярной фигурой в Милане благодаря тому, что открыла один из первых в Европе литературных салонов. Замужество никак не повлияло на увлечения женщины, она не только продолжала писать сама, но и стала собирать в своем доме философов, теологов и поэтов, которые называли ее своей музой. Появлялась Чечилия и при дворе Сфорца, особенно часто – после смерти жены Лодовико в 1497 году. Бывшая возлюбленная герцога вместе с его новой любовницей Лукрецией Кривелли поддерживала и опекала Иль Моро после утраты. Чечилия умерла в возрасте 63 лет, пережив и Лодовико Сфорца, и Леонардо да Винчи, прославившего ее в веках.

Автора, автора!

Картина «Дама с горностаем» прошла два детальнейших лабораторных исследования, призванных, в частности, подтвердить авторство Леонардо да Винчи. Результаты первого, проведенного варшавскими учеными, были опубликованы в 1955 году. Второе исследование вместе с реставрацией было проведено в 1992 году в лабораториях Национальной галереи искусства Вашингтона под предводительством специалиста по сохранению предметов искусства Дэвида Булла. Ученый был ошеломлен мастерством Леонардо, позже он говорил, что при внимательном изучении картины создается впечатление, что художник начал писать свою модель со скелета, добавив плоть и одежду лишь после того, как понял механику ее тела.

О том, что автором картины «Дама с горностаем» является именно да Винчи, свидетельствуют несколько факторов. Во-первых, имеются документальные свидетельства того, что художник был знаком с Чечилией Галлерани (более того, их связывала нежная дружба) и писал ее портрет. Во-вторых, в пользу авторства Леонардо говорит цветовая гамма картины, игра света и тени, а также поворот головы модели в три четверти. В-третьих, на полотне были обнаружены следы пальцев, характерные для других работ художника. И, наконец, по мнению ученых, на тот момент только да Винчи мог изобразить человека со столь потрясающей анатомической точностью и детализацией. Достаточно присмотреться к руке Галлерани и увидеть, насколько тщательно прописан каждый ноготь и каждая морщинка на костяшках ее пальцев.

Оба исследования подтвердили, что фон полотна был закрашен темным не самим да Винчи, вокруг фигуры Чечилии были обнаружены частицы серовато-синей краски под слоем черной. Польские ученые также выяснили, что изначально на заднем плане было изображено окно или какой-то другой источник естественного света. До сих пор неизвестно, когда и кем именно был закрашен фон картины (по некоторым данным, к этому приложил руку Эжен Делакруа), поскольку за годы своего существования она неоднократно обновлялась и реставрировалась. Но некоторые особенности наложения слоев краски позволяют предположить, что черный фон появился в промежутке между 1830 и 1870 годами. Безусловно прекрасный портрет стал немного похож на плоский плакат, в отличие от других работ Леонардо, знаменитых, кроме прочего, потрясающей детализацией ландшафтов на заднем плане.

На деревянной основе обнаружились следы использования так называемого «картона» - рисунка, с которого изображение переносилось на дерево с помощью крошечных отверстий и угольной пыли. Дерево было покрыто тонким слоем грунта (gesso), подмалевок был выполнен коричневой краской. Кроме того, ученые определили, что после окончания работы над картиной дерево не обрезалось, об этом свидетельствуют узкие неокрашенные полосы со всех четырех сторон.

А был ли горностай?

Многочисленные исследования картины "Дама с горностаем" показали, что сам да Винчи переписывал его как минимум трижды . В первой версии картины никакого горностая на руках Чечилии не было (здесь же не было и синей накидки на плече девушки, на ней было надето только красное платье). В следующем слое художник добавил зверька, но тот был меньшего размера и серого цвета. И уже здесь возникают сомнения в том, действительно ли это горностай, а не, к примеру, фретка – домашний хорек (именно они преимущественно окрашены в разные оттенки серого, а горностаи летом носят рыжевато-коричневый мех). В конце концов, место на руках Галлерани заняло животное белого цвета, и картина стала фигурировать везде как «Дама с горностаем», даже когда имя героини полотна еще оставалось для исследователей под вопросом.

И хотя ученые все-таки сошлись во мнениях относительно личности женщины, изображенной на этом портрете, видовая принадлежность зверька по-прежнему ставится под сомнение. Красноватый оттенок его глаз опять-таки позволяет заподозрить, что это хорек-альбинос. Дело в том, что в Средневековье и в период Раннего Возрождения хорьков приручали для охоты на диких кроликов, а в некоторых местах – на крыс и мышей. Горностаи поддаются приручению хуже, к тому же, их судьба в то время зачастую была куда более печальной: белоснежные зимние шкурки животных использовались для украшения мантий знатных особ.

Существует еще одна, гораздо менее приятная версия: животное, которое держит Чечилия, - на самом деле «блошиный мех», чучело горностая, которое использовалось для ловли докучливых насекомых. Подобные аксессуары вошли в моду в позднем Средневековье и варьировались от меховых горжеток до баснословно дорогих чучел с позолоченными лапками и головами. Впрочем, вегетарианец и любитель животных да Винчи вряд ли стал бы изображать такой образчик таксидермического искусства.

Тайная жизнь Чечилии

Несколько веков существования «Дамы с горностаем» покрыты завесой тайны. Приблизительно в 1491 году картина покинула студию да Винчи и несколько лет хранилась у Галлерани. Весной 1498 года Изабелла д’Эсте просит Чечилию прислать ей работу да Винчи: «Припоминая, что Леонардо нарисовал Ваш портрет, мы просим Вас быть столь любезной и прислать нам Ваш портрет с этим посыльным» . Галлерани, хоть и призналась в ответном письме, что очень изменилась с тех пор, все же не смогла отказать высокопоставленной просительнице. Можно представить себе, каким губительным оказалось это путешествие для картины, ведь о его сохранности вряд ли кто-то позаботился. По мнению исследователей из Вашингтона, путешествие приблизительно в 150 километров шедевр да Винчи, по всей вероятности, совершил будучи завернутым в ткань и кожу и притороченным к седлу посыльного. Предположительно, спустя месяц картина вернулась к владелице, но на этом его след обрывается на три столетия.

Сложно вообразить, какой была судьба знаменитого портрета, и сколько перемещений и «исправлений» он пережил до того момента, когда в 1800 году его приобрел в Италии польский князь Адам Ежи Чарторыйский. По всей вероятности, вскоре после прибытия в Польшу картину в очередной раз отреставрировали. Тогда в левом верхнем углу появилась надпись «LA BELE FERONIERE. LEONARD DAWINCI» (Чарторыйский считал, что на портрете изображена та же женщина, что и на картине «Прекрасная Ферроньера» , хотя некоторые исследователи полагают, что на самом деле это Лукреция Кривелли). В течение XIX века «Дама с горностаем» несколько раз перемещалась по Европе: княгиня Чарторыйская успела спасти картину до вторжения российской армии в 1830 году, затем она была отправлена в Дрезден, а после – в Париж, в знаменитый особняк «Отель Ламбер», где жили Чарторыйские.

В Краков Чечилия Галлерани вернулась в 1882 году, но на этом ее злоключения не закончились. Почти сразу же после оккупации Польши немцами в 1939 году произведение попало в руки нацистов и было переправлено в Берлин. Год спустя владельцем «Дамы с горностаем» стал генерал-губернатор Польши Ганс Франк. В конце Второй мировой войны картина была обнаружена в его заброшенной летней резиденции в Баварии и возвращена в Польшу. Сейчас картина «Дама с горностаем» находится в Кракове в Музее Чарторыйских.

Портрет «Дама с горностаем» входит в четверку картин, которые великий посвятил прекрасной половине человечества. Датой создания считается 1490 год. Уникальность шедевра заключена в особенности написания – масляными красками по деревянной основе. До этого в Италии никто не использовал эту технику.

Предполагается, что живописец здесь изобразил любовницу знатного вельможи, герцога Милана, Лодовико Сфорца. Это Чечиллия Галлерони, девушка незнатного происхождения, но благодаря связи со Сфорца, была выдана удачно замуж за графа Бергамино... На нее обратил взгляд миланский герцог, благодаря красоте и образованности, необычной для простого происхождения. Последствиями романа был общий сын Чезаре. Связь продолжалась всего 4 года. На портрете «Дама с горностаем» Чечилия написана в юном возрасте, 17-18 лет, видимо в период, когда она только познакомилась со Сфорца. Об этом говорят многие предметы символики, изображенные на полотне.

Необычным выглядит ракурс картины – девушка смотрит не прямо перед собой, на зрителя, а как бы влево. Ее тело и голова расположены вполоборота. Кстати, открытие такой манеры изображения принадлежит самому Да Винчи.

Изображенная девушка одета по моде тех лет – волосы распределены на прямой пробор, гладко заплетены и убраны в замысловатую прическу, обвивая контур лица. Поверх волос надет налобный обруч. Такая прическа (непокрытые головным убором волосы) были характерны только у незамужних женщин. Состоявших в браке церковь обязывала скрывать волосы под покрывалами. Из украшений – только многоярусные бусы, подчеркивающие красивую длинную шею Чечиллии. На ней платье синих тонов, из разрезов широких вышитых рукавов видна контрастная яркая ткань нижнего платья. Очень выразительно передан взгляд, карие глаза молодой женщины неотрывно за кем-то наблюдают. На лице замерло серьезное сосредоточенное выражение.

Красоту, грациозность и изящество подчеркивает зверек, сидящий на руках девушки. Его взгляд также обращен туда же, куда смотрит и его хозяйка. Зверька, изображенного на картине, принято называть горностаем. Но на самом деле, это обычный хорек, даже альбинос (ввиду белого цвета и красноватого отлива глаз). Хорьки жили в домах для истребления мышей и крыс, которых было тогда великое множество. Конечно, для современников это звучит странно – ведь домашними животными, охотниками за грызунами, мы привыкли считать кошек. Но в то время кошки считались экзотическими и порочными с точки зрения церкви животными – пособниками Дьявола и Сатаны. Зато экзотическими теперь мы считаем хорьков и куниц. Вообще удивительно, как могли содержать этих зверьков в качестве домашних помощников, они не поддаются дрессуре, кусаются и любят волю. Но на картине горностай дает тайный смысл, фамилия Чечиллии – Галлерони и горностай образованы от одного слова.

Предполагаемая модель портрета

Традиционно считается, что моделью была любовница миланского герцога Чечилия Галлерани . Ранее существовала версия, что та же самая женщина изображена на другом портрете Леонардо - «Прекрасная Ферроньера », хотя в настоящий момент предполагают, что он изображает следующую любовницу герцога - Лукрецию Кривелли .

Идентификация этого портрета как изображения Галлерани относится к Новейшему времени. Ещё в 1877 году исследователи творчества Леонардо писали: «от этого прославленного поэтами портрета осталось не более чем несколько спорных копий и сонет Беллинчиони. Указывают, что оригинальный портрет красавицы Чечилии был в течение XVIII века во владении маркиза Boursane в Милане. Но где он сейчас? Раньше старинная копия его находилась в Амброзианской библиотеке; и в Пинакотеке Мюнхена есть „Святая Цецилия“, которая раньше была во владении профессора Франки и происходит от копии одного из учеников Леонардо с очень несвятой Чечилии Галлерани. Также есть второй оригинальный портрет Чечилии, находящийся в семье Паллавичини в Сан-Калочеро, написанный на взлёте её славы» .

История и дата создания

Предполагается, что Леонардо, работавший при миланском дворе, написал портрет, когда Чечилия стала возлюбленной герцога - начиная с 1489-1490 гг. В литературе принято указывать, что портрет изображает 17-летнюю Чечилию, что, впрочем, недоказуемо. С другой стороны, встречается датировка, относящаяся к раннему периоду его творчества в Милане, - 1482-1483 гг. В таком случае портрет изображает не Чечилию, так как той тогда было около 10 лет. По другим указаниям: «Портрет написан после 1487 года, на что указывает причёска Чечилии по испанской моде , введённой в Милане Изабеллой Арагонской» , дата брака которой с племянником Лодовико Сфорца известна.

Сонет XLV

К портрету мадонны Чечилии,
написанному Леонардо

(Диалог Поэта и Природы)

– Природа, сердишься, завидуешь чему-то?
– Да Винчи, что звезду земную написал,
Чечилию, чей взгляд прекрасный так блистал,
Что солнца лик сумел затмить он на минуту.

– Вся честь – одной тебе, Природа; хоть как будто
На полотне – вся слух, сомкнувшая уста…
Знай, ведь она теперь живая навсегда,
И стала вечным твоей славы атрибутом.

За это – славь Иль Моро. Или всё же,
Талант и руку Леонардо восхвали,
Он сохранил тебя навеки для потомства.

Портрет увидев, люди скажут грёжа,
Что им сейчас как дар преподнесли,
Пленительный пример природы чудотворства.

Существуют косвенные сведения о знакомстве Чечилии с Леонардо. Она встретилась с ним в замке Сфорца, как считается, в 1489 году он начал писать её портрет. Она приглашала его на встречи миланских интеллектуалов, на которых обсуждались философия и другие науки; Чечилия лично председательствовала на этих встречах.

У Леонардо сохранился черновик письма, предположительно адресованного Чечилии и начинающегося: «Возлюбленная моя богиня…» (amantissima mia diva ). Существуют предположения об интимной связи между Леонардо и Чечилией, но они мало обоснованы, так как подобный слог не был отличительной чертой любовной переписки, а достоверные свидетельства об интересе Леонардо к женщинам отсутствуют .

Чечилия отвечает, что портрет уже не похож на оригинал, так как он был написан, когда она была ещё очень молода, и её облик с тех пор полностью изменился (per esser fatto esso ritratto in una eta sм imperfecta che io ho poi cambiata tutta quella effigie ) (Она пишет «15 лет прошло», что относит дату к 1483 году, когда на самом деле ей было 10 лет). Портрет был послан Изабелле .

Авторство и сохранность

Леонардо да Винчи , т. н. «Bella principessa» : предположительно изображает Бьянку Сфорца, внебрачную дочь Лодовико Сфорца от ещё одной любовницы, Бернардины де Коррадис. Ок. 1496 (?). Девушка одета по той же моде, с ферроньеркой и платьем с прорезными рукавами

Картина сильно переписана, что не позволяет с полной уверенностью сказать, что её автором является Леонардо. Тем не менее, хорошее состояние сохранности тех частей картины, на которых изображены лицо девушки и фигура горностая, обнаруживает высокое мастерство исполнения .

Кроме Леонардо, работа ранее приписывалась разным художникам: Марко д"Оджоно , Больтраффио , Амброджио ди Предису.

На рентгенографическом исследовании картины было установлено, что она переписывалась. Её фон стал темнее (возможно, вначале он был тёмно-синим), и дверь (окно), находившаяся справа вверху (за её левым плечом), была удалена. Фон был записан при ремонте картины между 1830-70 гг., предполагают, что это мог сделать Эжен Делакруа .

На оригинальном изображении голову женщины украшала прозрачная вуаль, которая была заретуширована волосами. Изменена переносица и линия волос . Положение двух нижних пальцев на правой руке тоже изменено, и они выглядят менее естественно, чем другие . Надпись «LA BELE FERONIERE LEONARD D’AWINCI» в левом верхнем углу выполнена позднее и не рукой Леонардо - предполагают, что в начале XIX века после покупки картины Чарторыйским, так как он предполагал, что на этой картине - та же женщина, что на «Прекрасной Ферроньере» из Лувра . В любом случае, надпись сделана не в Италии, так как там имя Леонард написали бы с «О» на конце и не использовали бы «W».

Исследование обнаружило следы техники spolvere на контурах фигуры и головы, что подтверждает использование «картона» - первоначального рисунка, который был перенесён на доску картины наложением и прорисовкой сверху . Следы пальцев, которые обычно встречаются в картинах Леонардо этого периода (он слегка размазывал краски), также были выявлены на лице Чечилии и голове зверька . Рентген показал, что Леонардо хотел сначала окружить фигуру аркой или полукруглым окном, но затем передумал.

Описание картины и её символика

Лоб девушки перехвачен тонкой фероньеркой , на голове у неё прозрачный чепчик, закреплённый под подбородком. На её шее ожерелье из тёмного жемчуга, окаймляющее шею и спускающееся второй, длинной, петлёй на грудь, где оно визуально теряется на фоне квадратного выреза платья.

Чечилия Галлерани изображена в повороте головы чуть в сторону, что, несмотря на сильный наклон головы к левому плечу, смотрится весьма естественно. Это впечатление дополняют мягкие и нежные черты незрелого лица, обрамлённого гладко уложенными под подбородок волосами. Строгость причёски и отведённый в сторону от зрителя взгляд создают ощущение неяркого, сдержанного образа, во внешности Чечилии чувствуется какая-то незаконченность, что придаёт ей своеобразное очарование.

На портрете Чечилия поворачивается налево, словно прислушиваясь к кому-то невидимому (это впервые отметил поэт Бернардо Беллинчионе). Такой портрет в три четверти был одним из изобретений Леонардо.

«В портрете синьоры Чечилии Галлерани плечи развернуты таким образом, что совершенно понятно, насколько их движение зависит от положения рук и поворота головы. Если плечи двинутся далее, повернется и голова, однако в согласии с правилом контрапоста в противоположную сторону. Отроческая по своим пропорциям и худобе кисть синьоры Чечилии сложена ковшиком и средние фаланги пальцев раздвинуты: ковшиком огорожен прижавшийся в испуге к плоской груди синьоры зверек – белая куница, каких держат в домах ради развлечения. Изображение куницы истолковывается двояко - как символ девственности и как символ власти. Первое сюда не подходит - остается второе: куница может стать горностаем, а Лодовико Моро - герцогом Миланским» .

Как считает К. Педретти: «Возможно, самая красивая картина Леонардо да Винчи. Основание - оригинальность позы, яркая выразительность, которая как бы устанавливает символические отношения между аристократическим лицом женщины и геральдическим знаком зверька. Этой картиной Леонардо да Винчи начинает традицию портретов пятнадцатого века: дается уже не профиль модели, как на медали, а трехчетвертное изображение, типичное для бюстов. В нём присутствует естественность, фиксация одного мгновения, похожая на кадры в ленте кинематографа» .

Существует версия, которой среди прочих придерживался Вильгельм фон Боде , что на картине изображён не горностай, а белый домашний хорёк .

История полотна в Новое время

Достоверная письменная история данной картины прослеживается с конца XVIII века: в 1798 году (предположительно) полотно было привезено из Италии в Краков будущим российским министром иностранных дел, князем Адамом Чарторыйским . Его мать Изабелла, которой он подарил полотно, поместила картину в музей, основанный ею в своем имении Пулавы в 1802 году .

Картина является единственным произведением да Винчи на территории Польши и составляет предмет национальной гордости. Фильм «Ва-банк 3 » (польск. Vinci ) посвящён вымышленной истории её кражи, а также благородству мошенника, который не может пойти на то, чтобы украсть у родины подобное сокровище.

Примечания

Комментарии

Источники

  1. Leonardo da Vinci A Treatise on Painting by Leonardo Da Vinci . - Kessinger Publishing (репринт издания 1877 года), 2004. - P. 226. - 340 p. - ISBN 9781417948352
  2. Михайлов, Б. П. Леонардо да Винчи Архитектор . - М .: Государственное издательство литературы по строительству и архитектуре, 1952.
  3. Перевод Софии Пономаревой
  4. Leo Calvin Rosten The story behind the painting. - Cowles Magazines & book trade distribution by Doubleday, Garden City, 1962. - P. 32. - 165 p.
  5. Гастев, А. А. Глава 16 // Леонардо да Винчи. - М .: Молодая Гвардия, 1982. - (Жизнь замечательных людей).
  6. Gaia Servadio Renaissance woman . - I.B.Tauris, 2005. - P. 52. - 274 p. - ISBN 9781850434214
  7. Cecilia Gallerani: Leonardo’s Lady with an Ermine, by Janice Shell and Grazioso Sironi
  8. Italian home galleries Lady with an Ermine: PRESERVATION AND SCIENTIFIC EXAMINATIONS (англ.) . Архивировано из первоисточника 28 января 2012. Проверено 13 декабря 2011.
  9. Portrait of Cecilia Gallerani (The Lady with the Ermine) 1490 . University of the Arts, London. Архивировано
  10. Lady with the Ermine . BBC (2006). Архивировано из первоисточника 28 января 2012. Проверено 20 октября 2011.
  11. Д. К. Самин Леонардо да Винчи // Сто великих художников . - Вече, 2005. - ISBN 5-9533-0862-0
  12. Гращенков В. Н. Портрет в итальянской живописи Раннего Возрождения. М., 1996. С. 237

Московское октябрьское утро начиналось весьма ординарно. Моросил мокрый снег. Неторопливо двигались машины. Поблескивал гололед. Зябко поеживались, спешили по своим делам москвичи.
На одном из вокзалов группа взволнованных людей встречала поезд. Точно в положенное по расписанию время к перрону плавно подошел экспресс. Из международного вагона строго по протоколу в почетном сопровождении официальных лиц на нашу землю ступила молодая дама.
Она прибыла в Москву впервые… Но ее ждали, задолго и тщательно готовились к встрече. С превеликими осторожностями она была препровождена в специальный лимузин, и весь путь ее до резиденции машину сопровождал почетный эскорт. Столица встречала знатную незнакомку зеленой волной светофоров.

Точно в установленный час дама вошла в величественный дом с колоннадой. Она неспешно поднялась по большой мраморной парадной лестнице. Мягкие складки накидки-симары облегали стройную фигуру молодой красавицы. Она вошла в огромный светлый зал, где должно было состояться торжество встречи. Остановилась. Приветливо поклонилась и поправила строгую прическу.

Благородное изящество отличало ее осанку. Тонкие, почти девичьи черты лица ее были необычайно живы. Природная грация и воспитание сообщали ее движениям какую-то чарующую мягкость и плавность. Взор ее глаз, миндалевидных и прикрытых тяжелыми ресницами, был ласков и доброжелателен. Она была красива. Но не той яркой, броской красотой, которая забывается так же мгновенно, как и привлекает внимание.

Судьба юной незнакомки сказочна.
Пять веков тому назад в юную красавицу,кстати, обладавшую незаурядным даром поэтессы и даже носившую звание «современной Сафo», был влюблен герцог Моро. И этот роман был довольно продолжителен, если принять во внимание обычную быстротечность подобных увлечений.
Далее на ее пути встретился художник-волшебник, она посещала его студию, в результате этих встреч она как бы родилась вновь, чтобы жить вечно. И вот тут-то началась ее вторая, более значительная и весьма долгая по времени судьба.

Десятки самых могущественных, богатых и знатных людей Европы мечтали владеть ею. Нет числа всем тем ухищрениям, хитросплетениям и интригам, которые сопровождали ее жизнь.
Правда, она вскоре привыкла не замечать восхищенных, алчных взоров своих поклонников. Она знала цену каждому зрителю и превосходно отличала восторженность истинного ценителя прекрасного от корыстолюбивых вздохов меценатов. Ей было душно в роскошных интерьерах вельможных покоев. Ей хотелось быть ближе к людям, видеть мир.

Наконец, судьба привела ее в страну, где она познакомилась с добрым и великодушным народом.

Но злой рок снова изменил течение ее жизни. Фашисты силой увели ее и бросили в темницу. Казалось, гибель ее неотвратима. Однако варвары были разгромлены, и ее спасли. Ей посчастливилось увидеть конец главарей, мечтавших поработить мир и уничтожить прекрасное.

И, наконец, волшебная судьба вернула ее людям и народу. Она вернулась в полюбившийся ей город, на свою вторую родину, и стала вполне счастлива. Ведь каждый день к ней приходили сотни, тысячи людей, простых, симпатичных, открытых, и она с радостью отдавала им свою красоту.

И вот сегодня еще новая, прекрасная страница внесена в летопись ее легендарной жизни. Она посетила столицу друзей, помогших своими ратными подвигами ее спасению и освобождению.

Она в Москве!
Мерно, неспешно подошла юная женщина к темно-малиновой бархатной драпировке, обрамлявшей парадные врата. Еще мгновение - и, обведя взором собравшихся, она с легкой улыбкой приветливо поклонилась людям. Затем грациозно поправила складки платья и, приласкав прикорнувшего маленького белого зверька, она вошла в покрытую изысканным орнаментом золотую раму и стала вмиг… картиной!

Да, картиной, известным всему миру шедевром «Дама с горностаем» из собрания Национального музея в Кракове (собрание Чарторыйских). Эту картину на выставку «Портрет в европейской живописи» нам любезно предоставили наши польские друзья.

«Дама с горностаем».
Жемчужина выставки в московском Музее изобразительных искусств.
Кто же эта юная дама?
Это бессмертная семнадцатилетняя Чечилия Галлерани, рожденная великим Леонардо да Винчи почти пять веков тому назад в славном городе Милане.
Это ее портрет покупали и перепродавали вельможные коллекционеры. Это его похитили из Краковского собрания гитлеровские варвары в ставшей печально известной «Операции Линц», украли для создания «музея фюрера». Но в стане бандитов нравы были соответствующие, и гаулейтер Польши Г. Франк стащил шедевр и спрятал его в тайниках своего имения в Баварии.
Это Чечилия Галлерани выступила «немым» свидетелем в процессе фашистских преступников в Нюрнберге.
Это она, наконец, свободная и счастливая, вернулась в Краков, в филиал Польского национального музея.

Юная Галлерани. Дочь XV века. Лукавая чаровница. Фаворитка миланского двора. Нежная и мудрая, стыдливая и фривольная, предстает она перед нами. Простая и сложная. Таинственно-привлекательная, с лицом почти статичным, она все же обладает магнетизмом необычайного, скрытого движения Но что сообщает облику молодой дамы эту колдовскую живость?

Улыбка.
Она еле тронула уголки целомудренных губ. Притаилась в чуть-чуть припухлых девичьих ямочках у рта и, подобно зарнице, ответно блеснула в темных, расширенных зрачках, прикрытых округлыми лукообразными веками.

…Как утренняя заря сообщает природе особый трепет жизни, зажигая теплые, трепещущие краски в небе, в каплях росы, в застывших водах реки, так и улыбка юной Чечилии придает волшебную подвижность всему ее облику.

Пико делла Мирандола в своей рукописи «О достоинстве человека» писал:
«Я создал тебя существом не небесным, но и не только земным, не смертным, но и не бессмертным, чтобы ты, чуждый стеснений, сам себе сделался творцом и сам выковал окончательно свой образ. Тебе дана возможность пасть до степени животного, но также и возможность подняться до степени существа богоподобного - исключительно благодаря твоей внутренней воле… О, дивное и возвышенное назначение человека, которому дано достигнуть того, к чему он стремится, и быть тем, чем он хочет…»

В этих словах великолепно отражен сам дух Ренессанса.
Чечилия Галлерани.
По мановению кудесника Леонардо она, как маленькая планета, отразила сияние жестокого и веселого, уродливого и прекрасного, неповторимого XV века….. Движение, совершенно противоположное духу средних веков, стало заявлять свое бытие во всех областях деятельности человеческой. Стремление отречься от прошедшего во что бы то ни стало обнаружилось: захотели подышать на воле, пожить».

Вглядитесь пристальней в тонкие, одухотворенные черты «Дамы с горностаем», в ее осанку, полную достоинства, в ее строгую, но изящную одежду, и перед вами мгновенно предстанет Ренессанс с его великолепными творениями гениальных мастеров искусств и чудовищными и кровавыми деяниями властелинов, которые с легкостью непостижимой сочетали роли меценатов и убийц.

Словом, в какой-то миг перед вами предстанет во всем своем порою гротесковом величии Милан, двор Лодовико Моро, весь этот калейдоскоп страстей… Этот «неповторимый», по словам Стендаля, XV век

Тонкая холеная рука Чечилии нежно поглаживает шелковистую шерстку горностая - одного из геральдических символов власти герцогов Сфорца. Маленький зверек отвечает на ласку. Вы слышите шорох и потрескивание драгоценной ткани под коготками «гале» - горностая. Кстати, обратите внимание, что «гале» образует корень имени Галлерани.

Метафора… Вот одна из основных примет портретов Леонардо. Геральдический символ рода Моро, имя его прелестной возлюбленной и живой зверек - горностай. Это сочетание самых, казалось, несовместимых слагаемых выливается в одному Леонардо да Винчи известную формулу. Он ставит перед зрителем загадку, заставляет его думать, исследовать, домысливать многозначный образ.

Метафора… Она и в пластических параллелях портрета. Посмотрите на изящный поворот головки зверька, его миловидную остроглазую мордочку и взгляните на очаровательную хозяйку «гале».
Обратите внимание на коготки растопыренной лапки горностая и на движение кисти руки Чечилии. Есть что-то схожее с осторожной, кошачьей, может быть, не очень доброй ласковостью этих касаний. Не является ли внезапно мысль, может быть, кощунственная, о невольном, а может быть, не о невольном сходстве молодой женщины и маленького хищника.

Сложный, сложный, неповторимый XV век..
Леонардо любил людей и стремился видеть мир прекрасным. Прочтите эти слова, обращенные к художникам:
«Обрати внимание на улицах, под вечер, на лица мужчин и женщин. Какая прелесть и нежность видна в них».

Пять веков прошло с той поры, как тридцатилетний Леонардо написал портрет Чечилии, но сегодня, как никогда, миллионы зрителей видят в этом шедевре неумирающую поэтическую силу вечной юности искусства.

Вы еще не знаете где можно посмотреть Зачарованные 1 сезон без регистрации? В таком случае обратитесь к специализированному ресурсу, который представлен по адресу http://www.charmedtv.ru