Характеристика героев комедии ревизор гоголя в таблице. Н.В

Одна из главных новаторских черт творчества Н. А. Некрасова заключается в том, что поэт привнёс в поэзию то, что раньше не было для неё характер­ным. Впервые в русской литературе быт и тяжёлый крестьянский труд стали предметом высокой поэзии. Среди многих стихотворений Некрасова о народе са­мыми вдохновенными являются его произведения о русских женщинах. В разные годы поэт размышлял о женской доле в поэмах «Мороз, Красный нос», «Кому на Руси жить хорошо» (глава «Крестьянка»), в стихотворениях «Родина», «Мать», «Орина, мать солдатская», «Еду ли ночью по улице тёмной…» и многих других.

Сюжетную основу стихотворения «Тройка» со­ставляет рассказ о судьбе молодой крепостной кре­стьянки. Выйдя на дорогу, она провожает взглядом быстро мчащуюся тройку. Поэт размышляет о судьбе этой девушки. Его размышления полны сочувствия к женской доле. Позиция Некрасова раскрывается и в избранной форме повествования. Стихотворение представляет собой открытое обращение к героине. Поэт обращается к ней на «ты» и ведёт разговор именно с ней, но она не слышит его, конечно, и пока не знает о своей горькой доле.

Произведение имеет кольцевую композицию: его обрамляет поэтический образ промчавшейся тройки. Композиционно стихотворение делится на две части.

Первая часть - первые пять строф - рассказывает о настоящем героини. Вторая часть (6-12 строфы) - размышления поэта о будущем этой молодой девуш­ки, о её судьбе. И по настроению, и по содержанию части контрастны.

Образ крестьянской девушки представлен авто­ром в традициях устной народной поэзии. В первой части девушка полна жизни и ожидания любви. Подбор удивительно красочных эпитетов создаёт яркий и запоминающийся образ: алая лента в воло­сах, чёрных как ночь, «румянец щеки», «лукавый глазок». Но главное в том, что этот женский образ необыкновенно динамичен. Автор добивается такого эффекта, насыщая текст различными глагольными формами (бежишь торопливо; вьётся алая лента; пробивается лёгкий пушок; смотрит бойко лукавый глазок; взгляд… полный чар, зажигающих кровь). Подчёркнута не только красота девушки, но и её го­рячность, живость, которые так свойственны юности.

Кажется, что жизнь тоже должна улыбаться ей в ответ. Всё в построении стиха указывает на то, что даже подходящая пара для девушки есть. Если сравнить вторую и третью строфы, то окажется, что рифмы нечётных строк третьей строфы пере­кликаются с рифмами чётных строк второй строфы (торопливо - красиво - диво - игриво) - красота девушки словно бы созвучна красоте юноши. Славная бы вышла пара! Но шестая строфа становится пере­ломной в рассказе о будущем лирической героини. Многоточие после первых двух строк словно отделя­ет мечту от реальности. Поэт описывает типичную жизнь крестьянки:

Будет бить тебя муж-привередник И свекровь в три погибели гнуть.

Красавицу ждёт беспросветная жизнь в повсед­невных трудах и заботах. Примитивное существо­вание, тяжёлый труд, побои неизбежно скажутся на её внешности, жизнь потеряет смысл и радость. Беспощадно, точно и ярко изображает автор картину жизни замужней крестьянки. Будущее безотрадно. После замужества девушку ждут одни только тя­готы и заботы, а затем преждевременная старость и смерть. В нарисованной картине присутствуют и традиционные образы семейно-обрядовой поэзии: муж-привередник и злая свекровь.

Вместе с рассказом о будущей жизни меняется и сам женский образ. Разве можно назвать красави­цей жену неряхи мужика? Вот почему в описании внешности героини на смену поэтичным эпитетам приходят совершенно прозаические детали:

Завязавши под мышки передник, Перетянешь уродливо грудь…

На смену красавице, «чернобровой дикарке», при­ходит уродливая, замученная чёрной работой и за­битая мужем-привередником и злой свекровью жен­щина. Её горькое существование похоже на тяжкий беспробудный сон. Не скрашивают жизнь даже дети.

Динамичный образ стремительной и радостной девушки, весь устремлённый вперёд, в будущее, сме­няется статичным женским портретом с выражением «тупого терпенья» и «вечного испуга». И перемена эта не удивительна, потому что это путь от жизни к смерти - к вечному покою. Совсем как похоронный плач звучит 10-я строфа стихотворения:

И схоронят в сырую могилу,

Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь, Бесполезно угасшую силу И ничем не согретую грудь.

Главное средство выразительности, которое ис­пользует Некрасов в данном произведении, - это приём контраста. На нём построена и основа сюжета, и композиция стихотворения.

Приём контраста проявляется и в постепенной смене мажорных эпитетов (лёгкий пушок; лукавый глазок; подбоченясь красиво; игриво вьётся) на прозаизмы (неряха мужик; тупое терпенье; перетянешь уродливо грудь; в три погибели гнуть).

Трёхстопный анапест - размер, которым напи­сано стихотворение, - позволяет воспринимать его как песню. Оно было положено на музыку - это известный романс (романсом стала первая часть сти­хотворения - лирический эпизод встречи героини с «проезжим корнетом»).

Стихотворение заканчивается многоточием. Но последняя строфа проникнута таким чувством горе­чи, что читателю и не нужно ничего объяснять. Геро­иня бессильна - ей не нагнать «бешеной тройки». Тройка - красивая метафора, символизирующая быстротечность земной жизни. Она проносится так молниеносно, что человек не успевает даже осознать смысла своего существования, а уж тем более что-либо изменить в своей судьбе. Тройка - это и симво­лический образ мечты каждой девушки о счастье.

Некрасова, которого по праву называют певцом земли русской, глубоко волновало положение крестьянских женщин. До реформы 1861 года доля бесправных, забитых баб была тяжкой. Невозможно читать стих “Тройка” Некрасова Николая Алексеевича и не сочувствовать судьбе молодых крестьянок, обреченных влачить жалкое существование. Стихотворение было создано в 1846 году. Сблизившись с В.Г.Белинским, поэт продолжал неустанно поднимать проблему бесправия крестьян, чья жизнь зависела от господ. Многие из них были настоящими самодурами. Муза Некрасова – не нежная красавица-аристократка, а избитая и замученная бессловесная баба. В то время крестьянские женщины редко доживали до пожилого возраста, а к сорока годам многие из них казались старухами. Молодая красивая девушка могла приглянуться барину, но надеяться занять какое-либо место в хозяйском доме ей не следовало.

Текст стихотворения Некрасова “Тройка”, которое проходят на уроке литературы в 9 классе, пропитан грустными, тоскливыми нотками. В нем чувствуется обреченность. Немало трагедий на Руси было связано со сманиванием из дома крестьянских девушек барчуками и военными. Поэт сетует на то, что русской крепостной красавице счастье “не положено” и одновременно опускает замечтавшуюся женщину на землю. Пройдет немного времени, и ее выдадут замуж за “неряху-мужика”, любящего выпить и “поучить” жену уму-разуму кулаками. На ее плечи ляжет забота о хозяйстве, воспитание многочисленных детей, а ее красота, которая в лучших условиях могла бы еще долго цвести, зачахнет. Некрасов предлагает девушкам смириться со своей судьбой. “Тоскливая в сердце тревога”, мечта о призрачном счастье способна еще больше омрачить ее нелегкую долю.

Скачать это произведение полностью или учить его онлайн можно на нашем сайте.

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу –
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг.

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет.

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка…
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни – появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой…


Стихотворение Некрасова Тройка вызывает сочувствие у каждого читателя. Автор описывает такую жизненную историю крестьянской девушки.

Некрасов говорит об одной женщине-крестьянке. Она мечтает о счастии, позабыв о том, что она не является свободной, а скована узами крепостного права. Автор говорит, что никакая красота не может изменить ничего.

Тройка в данном произведении играет очень большую роль.

Автор сравнивает жизнь человека с тройкой. Он подчеркивает, что наша жизнь летит так быстро и незаметно, как несется тройка. За этим человек не может осознать, что происходит вокруг, понять кто он такой, не говоря уже о том, чтобы что-то изменить.

Тема стихотворения – тяжелая судьба крестьянки. Жанр гражданская лирика. Стихотворный размер – трехстопный анапест. Рифма чередуется. Рифмовка перекрестная, и только в самом конце меняется на смежную.

Тройка – это символ скоротечности жизни. Человек не способен чего-то изменить в таком темпе жизни. Также тройка означает утрату возможности.

Данное стихотворение очень трогательное и очень печальное.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.

.

Полезный материал по теме