Виктор гюго. Гюго виктор мари - библиогид

В мае 1885 года жители Парижа провожали в последний путь знаменитого писателя, драматурга и поэта. По пути шествия траурной процессии, начиная от Триумфальной арки и до Пантеона, выстроились толпы людей. Они пришли проститься с человеком-легендой, который создал Квазимодо, Жана Вальжана, Козетту, Гуимплена, автором с благородной душой, ораторским пафосом и со старомодными манерами, Виктором Мари Гюго.


Романы Виктора Гюго

В 1831 году вышло в свет первое полноценное произведение Виктора Гюго , которое оказалось невероятно успешным и очень быстро разлетелось по всему миру. Один из приемов, использованных автором, было привлечение внимание к забытому на то время собору. После выхода книги памятка стала пользоваться большой популярностью у туристов.

Лучшие книги Виктора Гюго онлайн:

Писатель принес много новых деталей во французскую литературу, он смог объединить в своем творчестве романтические и реалистические элементы. Вскоре такой подход переняли многие писатели, что повлекло за собой создание нового течения в литературе. Критики отмечали его влияние на литературу как «беспредельное» и считали Гюго учителем для будущих поколений.


Краткая биография Виктора Гюго

Родился писатель в 1802 году в городе Безасон, Франция в семье военного. В его первые годы жизни семья постоянно переезжала из города в город. Образование получил в лицее Людовика великого. Свой первый рассказ написал в 14 лет, с того времени стал участвовать в литературных конкурсах, где получал призовые места. В 1822 году женился.

Первая книга Гюго «Ган Исландец» была издана в 1823 году. В то время он основал литературный кружок и начал издавать собственный журнал. В 1824 был опубликован сборник стихов «Новые оды». Еще через год писатель был удостоен ордена Поточного легиона и вошел в число участников кружка романтиков. В 1841 году стал членом Французской академии.

В 1845 году за преданность королю Гюго получил титул графа и стал пэром. В 1848 году вошел в состав Национального собрания, однако после переворота Наполеона переехал в Брюссель, где начал публиковать антинаполеоновские рассказы. После путешествовал, жил на острове Джерси (пролив Ла-Манш). В 1870 году вернулся во Францию. Последние годы своей жизни посвятил творчеству, отдал свои последние силы роману «Девяносто третий год», где подробно описал Великую революцию и ее последствия для Франции. В 1885 году Виктора Гюго не стало.

Виктор Гюго (1802-1885) - известный французский писатель XIX века, поэт, драматург, автор книг в жанре классической прозы.

Виктор Гюго родился в Безансоне 26 февраля 1802 года в семье генерала Леопольда Гюго, который сделал себе карьеру в бонапартовскую эпоху, а затем многие годы был губернатором сначала в Италии, потом в Мадриде. Мать поэта была убежденной роялисткой. Учился Гюго дольше всего в Мадриде в дворянском институте и после его окончания был зачислен в пажи короля Иосифа.

Когда мальчику исполнилось 11 лет, жить в Испании стало опасно: усилились антифранцузские настроения среди населения. Мать забрала троих сыновей с собой в Париж, где Гюго стал ходить в частную школу. Виктор с ранних лет хотел стать знаменитым писателем. "Я хочу стать Шатобрианом или никем", - заявил он в четырнадцатилетнем возрасте.

В 1819 году вместе с братьями Виктор начал издавать журнал "Литературный консерватор", который должен был стать продолжением шатобриановского журнала "Консерватор".

В 1821 году Гюго выступил с чтением своих стихов на заседании Королевского литературного общества, которые были написаны под влиянием материнских взглядов, а в 1822 году вышел его первый стихотворный сборник "Оды и баллады", сразу же принесшие ему славу и правительственную пенсию в 2 тысячи франков. В том же году Гюго женился на подруге детства и стал заниматься литературным трудом: участвовал в газетах, писал романы, пьесы и стихи, в которых он проявился восторженным поклонником Наполеона.

С 1824 года Виктор Гюго стал завсегдатаем литературного салона, в котором Шарль Нодье объединил молодых романтиков. Монархист и католик в юности, Гюго в середине 20-х годов стал либералом и главой романтизма.

В 1827 году в печати появилась драма "Кромвель", в которой Гюго объявил войну классической трагедии, заменив триединство драмой страсти, а декламирование - живой речью героев. Это послужило сигналом к ожесточенной борьбе между романтиками и представителями классицизма. В последующие годы Гюго писал драмы, стихотворения и романы. ("Эрнани или кастильская честь", "Собор Парижской Богоматери" и др.)

В 1830 году распалось содружество романтиков, литература начала поворачиваться к социальной тематике. Поэт, по Гюго, должен был нести "миссию национальную, миссию социальную, миссию человеческую".

Уже в "Соборе Парижской Богоматери", выпущенной в свет в 1832 году описывается жизнь "отверженных". Социальная проблематика звучит и в поэтическом сборнике "Лучи и тени" (1840 г.) и в романе "Рюи Блаз" (1838 г.) С 1843 года Гюго начинает активную политическую жизнь, выступая за отмену смертной казни и в защиту независимости Польши. С 1851 года после государственного переворота Гюго на 18 лет попал в ссылку. Император дал ему амнистию, но Гюго не захотел воспользоваться ею. "Я вернусь вместе со свободой!" - писал он в ответ на амнистию. В ссылке Гюго писал памфлеты, направленные против Наполеона III. За эти годы он также написал несколько сборников стихов и два романа "Отверженные" и "Человек, который смеется" (1869 г.) Вернувшись в Париж в 1870 году, Гюго пожертвовал весь доход от издания "Отверженных" на национальную оборону. На вырученные деньги были отлиты две пушки. Пока Париж находился во власти коммунаров, Гюго жил в Брюсселе. В 1876 году писатель, после возвращения в Париж, был избран сенатором, но почти не принимал участия в прениях.

22 мая 1885 года член Французской академии, пэр Франции, Виктор Мари Гюго в возрасте восьмидесяти трех лет умер от пневмонии и был похоронен в парижском Пантеоне.

Произведения писателя, а также экранизации и постановки по их мотивам пользуются популярностью и по сей день — так, в 2012 году на экраны вышел нашумевший мюзикл «Отверженные», снятый режиссером Томом Гупером по одноименному роману Гюго с Хью Джекманом, Расселом Кроу и Энн Хэтэуэй в главных ролях.

Долгое время не решалась взяться за эту книгу, посматривала на ее название с испугам даже. Почему-то думала, что читать Собор бесконечно долго и нудно. Но теперь я с гордостью заявляю - это прекрасное произведение! Я даже не заметила, как увлеклась историей, хотя язык и манера повествования Гюго доовльно отличается от других авторов.

Бывали, конечно, некоторые места, которые было сложновато и непонятно читать - это про Париж с высоты птичьего полета и про сам Собор Парижской Богоматери. Будьте готовы к длиннющим предложениям, это раз. Гюго, кажется, так увлекался, что забывал, когда начал предложение. Очень много описаний, подробных - это как раз к Парижу и Собору, на описания которых автор щедро потратил по целой главе.
Меня эти главы пугали - я понимала, что даже пытаясь представить все это в своем воображении, не могу этого сделать. Мне ни о чем не говорили названия улиц, городов, а архитектурные термины мне многие вообще незнакомы. Но то, с каким восхищением, упоением автор предавался Парижу, Собору, меня тоже заставило восхищаться и хоть в малой степени, но я попыталась представить красоту и мощь Собора, а также Парижа в целом. Я никогда особо не хотела Париж, а теперь хотела бы хотя бы только Собор увидеть вживую.

И конечно, яркие персонажи книги, помимо всем известным Квазимодо и Эсмеральды, немалую роль сыграли Пьер Гренгуар, Клод Фролло, Феб, Гудула и даже козочка Джалли. Образ каждого героя хорошо отпечатывается в голове, что ты не путаешься в них.
Эсмеральда и Квазимодо - абсолютно разные персонажи, но с одной трагической судьбой. Квазимодо родился уродцем, одноглазый, горбатый, презираемый толпой, впоследствие еще и слуха решился. Эсмеральда - красавица-танцовщица, сводящая умы мужчин и вызывающая зависть женщин. Они оба привлекают французский народ своей внешностью, и не в хорошем смысле. Квазимодо - уродством, а Эсмеральда - красотой и цыганским происхождением.

Пьер Гренгуар и Клод Фролло - для меня самые неоднозначные персонажи. Клод Фролло - кажется, у него добрая, чистая душа - берет на воспитание Квазимодо, кто младенцем скитался по самым разным местам, представая там исчадием Ада. Устроил в Соборе звонарем, но появление Эсмеральды будто что-то в нем перевернуло. Вот это странное, эгоистичное желание: "Не достанешься мне - так не доставнешься никому". Возможно, он на самом деле просто всю жизнь занимался тем, чего не хотел, но не признавался себе в этом...
Пьер Гренгуар - философ, но какой-то очень забавный, как шут гороховый. За ним сначала просто забавно наблюдать, но тоже эгоистичен. Эсмеральда спасла его от смерти, а он этим просто воспользовался и даже ухом не повел, когда Эсмеральда пропала.

И эти двое клялись в любви Эсмеральде, но своими поступками совершали обратные действия и только доставляли ей бед. Ах, еще поклонник-солдат Феб, который тоже сначала загляделся на девушку, потом легко отвернулся и переключился на другую. Совершенно однобокий и неинтересный человек, такие и в жизни у меня вызывыют отторжение.
Ну а козочка Джали - просто милое, очаровательное животное, не могу даже сказать, почему она мне понравилась, но вот даже Гренгуару она нравилась)
Гудула - больше всего вызывает жалости, хотя судьбе остальных особо тоже не позавидуешь. Одно только описание маленького башмачка, представление ее взгляда на него, и сердце наполняется горечью. А самое страшное ей подготовила судьба в конце - никому не пожелала бы, даже врагу.

Любовь - страшная сила, как она сводила умы и чего вытворила здесь. Хотя чувства Пьера, Клода и конечно Феба по отношению к Эсмеральде не были любовью, по моему мнению. Скорее буря страстей, влечения, что разгораются ярко и уходят быстро. А вот у Квазимодо спорно, сама не могу решить. У него доброе сердце, исполненное верности, он привязывается к тому, кто совершил добрый поступок по отношению к нему, будто собачка. Поэтому мне все еще сложно сказать, был ли его последний акт действия любовным порывом или смиренностью, отождествлением вечной верности?

Несмотря на объем произведения и кажущуюся сложность, советую роман всем. Он восхитителен своими подробными описаниями, которые переносят в те места и то время, сложными, неоднозначными персонажами, потому что они настоящие - образы и прототипы этих героев можно встретить и в наше время. Да и французская толпа того времени, думаю, остается такой же безжалостной толпой и в наши дни.

Великий французский писатель Виктор Гюго вошел в историю мировой литературы и как поэт, и как драматург, и как прозаик. Он стоял у истоков французского романтизма, обессмертил свое имя как истинного борца за свободу, за гуманистические идеалы. Максим Горький писал о Гюго: «Трибун и поэт, он гремел над миром подобно урагану, возбуждая к жизни все, что есть прекрасного в душе человека» . 26 февраля, к 212-й годовщине со дня рождения писателя, пролистаем его творческий путь.

Виктор Гюго родился в семье генерала наполеоновской армии Жозефа Гюго в 1802-м году, мать будущего писателя Софии придерживалась роялистских взглядов. Виктор был самым младшим, в семье, кроме него еще были два сына Абель (р. 1798) и Евгений (р. 1800).
Ранее детство Виктор провел в Марселе, потом на Корсике, затем на Эльбе, в Италии и Мадриде - по месту службы отца. Отношения между супругами окончательно разладились, и в 1813-м они разошлись. Виктор остается с матерью, которая поселилась в Париже. С 1814 по 1818 Гюго учится в лицее, а первые литературные опыты относятся к подростковому возрасту. Первые свои стихи, посвященные матери, Виктор написал в 14 лет, затем из-под его пера выходят трагедии «Иртамена» и «Athelie ou les scan».

В 17 лет Виктор получает две премии на конкурсе за поэмы «Верденские девы» и оду «На восстановление статуи Генриха IV», положившие начало его «Легенде веков», заетм в печати была опубликована сатира «Телеграф», впервые обратившая на молодого литератора внимание читателей. Критика сразу охарактеризовала его манеру: «Проза, в которую затесались стихи», газеты публикуют одну за другой статьи о чудо-ребенке, обладающим литературным талантом. А как мать радовалась тому, что ее чадо превосходно владеет литературным слогом! В 1819-м Гюго пишет оду «Участь Вандеи», посвящая ее Шатобриану. О молодом литераторе еще больше заговорили.

В 1822-м Гюго женился на своей поклоннице Адель Фуше, которой посвятил поэму «Первые вздохи». Воспитанная в строгих нравах 17-летняя девушка даже любовную переписку считала грехом. Молодые поженили в 1922-м. У четы родилось пятеро детей: сыновья Леопольд (1823, умер во младенчестве), Шарль (1826), Франсуа-Фиктор (1828) и дочери Леопольдина (1824) и Адель (1830).

Молодой супруг пишет роман «Ган Исландец», пытаясь опубликовать его тысячным тиражом. Однако издатель не только обманул его с гонораром, но еще и оклеветал его. Роман был опубликован в четырех выпусках, в серой обложке, на грубой бумаге и без фамилии автора. «Это своеобразное сочинение, - по словам издателя, - является первым прозаическим произведением молодого писателя, уже известного по его блестящим успехам в поэзии» .

С 1826 по 1829 год Гюго написал «Оды и баллады» (конец 1826), драму «Кромвель» (1827), поэтический сборник «Восточные мотивы» (1829). Из-под пера Виктора Гюго выходят и романы, такие как «Последний день приговорённого к смерти» (1829), «Собор Парижской Богоматери» (1831), «Клод Ге» (1934).

13 лет своего творчества Гюго посвятил театру и лирике: «Осенние листья» (1831), «Песни сумерек» (1835), «Внутренние голоса» (1837), «Лучи и тени» (1840). Любимым сюжетом драмы была для Гюго защита обездоленных от угнетателей. А театр для него - трибуна, с которой можно сказать смелые идеи во всеуслышание. Первая пьеса, поставленная в театре, «Король забавляется» (1832) была прохладно принята публикой. Особенно парижскому бомонду не понравились фривольные высказывания шута насчет морали: «Иль мать вас не рожала? Иль с конюхом она в постели полежала? Ответьте, выродки!» Драма была запрещена к показу.

Однако провал драмы не помешал Гюго стать членом Французской академии (1841), а в 1845-м получить звание пэра.
Виктор Гюго был противником государственного переворота 1851-го, попирающего французские свободы и идеалы. После воцарения Наполеона III Гюго уехал в Брюссель. И хотя Виктор писал обнадеживающие письма жене в Париж, рядом с ним находилась красотка Жюльетта, которая проявила чудеса героической преданности, привезя возлюбленному все его рукописи.

Роман Гюго «Отверженные» был написан в 1862-м году в изгнании (около тридцати лет писатель вынашивал планы, делал зарисовки персонажей, собирал документальные материалы и выстраивал главы и сюжетные линии). Гюго оживил исторические события: эпоху империи, Реставрацию, революцию 1830 года, его герои будут сражаться за республику, против нищеты и насилия.

«Изобразить вознесение души… показать во всей трагической реальности социальное дно, с которого она поднимается, чтобы общество отдало себе отчет в том, какой ад служит ему основанием, и чтоб оно поняло, наконец, что пора возжечь зарю над этим мраком; предупредить, что является самой скромной формой совета, - такова цель этой книги» , - пишет Гюго в одном из предварительных набросков предисловия. Непосильная задача, на первый взгляд, - примирить непримиримое и совместить несовместимое, была решена на ура, иначе, как объяснить бешеный успех романа. Несмотря на восторженные отклики, цензура запретила роман к изданию.

Следующим романом, написанным в изгнании, был «Человек, который смеется» (1869). Он продолжает тему защиту обездоленных. Герой романа Гуинплен, обезображенный в детстве компрачикосами по приказу короля, - это символ страдающего, гонимого, изуродованного народа. Но уродливая оболочка скрывает почти святую душу: «Вы считаете меня выродком! Нет. Я - символ. О всемогущие глупцы, откройте глаза! Я воплощаю в себе все. Я представляю собой человечество, изуродованное властителями. Человек искалечен. То, что сделано со мной, сделано со всем человеческим родом: изуродовали его право, справедливость, истину, разум, мышление, так же, как мне изуродовали глаза, ноздри и уши...»

Только в 1870-м Гюго возвращается во Францию. В 1874-м он публикует роман «Девяносто третий год» о поражении Парижской коммуны, о проблемах революционного насилия, о нравственном перерождении человека.

В 1876-м к Гюго вернулась былая слава. Он становится сенатором, но Виктор уже тяжело болен. В 1878-м он переносит инсульт. К 80-летнему юбилею писателя в театре с овациями поставлена его пьеса «Эрнани». В мае 1885-го великий писатель скончался.

Похороны великого писателя

Франции был объявлен национальный траур. Гюго похоронен в Пантеоне.

Виктор Мари Гюго - французский писатель (поэт, прозаик и драматург), глава и теоретик французского романтизма. Член Французской академии (1841) и Национального собрания (1848).
Отцом писателя был Жозеф Леопольд Сигисбер Гюго (1773-1828) - генерал наполеоновской армии, а его матерью была Софи Требюше (1772-1821) - дочь судовладельца, роялистка-вольтерьянка.

Раннее детство Гюго протекало в Марселе, на Корсике, на Эльбе (1803-1805), в Италии (1807), в Мадриде (1811), где проходит служебная деятельность его отца, и откуда семья каждый раз возвращается в Париж. Путешествия оставили глубокое впечатления в душе будущего поэта и подготовили его романтическое миросозерцание. Сам Гюго говорил позднее, что Испания была для него «волшебным источником, воды которого опьянили его навсегда». В 1813 мать Гюго, имевшая любовную связь с генералом Лагори, разошлась с мужем и обосновалась с сыном в Париже.

В октябре 1822 года Гюго женился на Адель Фуше, в этом браке родилось пятеро детей: Леопольд (1823-1823), Леопольдина (1824-1843), Шарль (1826-1871), Франсуа-Виктор (1828-1873), Адель (1830-1915).

Первая зрелая работа Виктора Гюго в жанре художественной литературы была написана в 1829 году и отразила острое социальное сознание писателя, что продолжилось в его последующих работах. Повесть Le Dernier jour d’un condamné (Последний день приговорённого к смерти) оказала большое влияние на таких писателей как Альбер Камю, Чарльз Диккенс и Ф. М. Достоевский.

Claude Gueux, короткая документальная история о реально существовавшем убийце, казнённом во Франции, увидела свет в 1834. и в последствии была расценена самим Гюго как предвестник его великолепной работы о социальной несправедливости Отверженные.

Но первым полноценным романом Гюго станет невероятно успешный Notre-Dame de Paris (Собор Парижской Богоматери), который был опубликован в 1831 году и быстро переведен на многие языки по всей Европе. Одним из эффектов романа было привлечение внимания к запустелому Собору Парижской Богоматери, который стал привлекать тысячи туристов, прочитавших популярный роман. Книга также содействовала возрождению уважения к старым зданиям, которые сразу после этого стали активно беречь.

На склоне дней Гюго много сил отдает поэзии. Один за другим выходят сборники его стихотворений. В 1883 году завершен грандиозный эпос, плод многих лет труда - «Легенда веков». Смерть прервала работу Гюго над сборником «Все струны лиры», где по замыслу должен был быть представлен весь репертуар его поэзии.

В мае 1885 Гюго заболел и 22 мая умер у себя дома. Государственные похороны стали не только данью уважения к великому человеку, но и апофеозом прославления республиканской Франции. Останки Гюго были помещены в Пантеон, рядом с Вольтером и Ж.-Ж.Руссо.