Евгений Онегин — тип лишнего человека. Характеристика евгения онегина

Евгений Онегин - тип «лишнего человека»

Роман «Евгений Онегин», написанный А. С. Пушкиным в 1823 - 1831 гг., стал поистине первым подлинно реалистическим произведением. В нем автор достоверно изобразил современную ему действительность, воссоздал в образе Евгения Онегина типичный образ молодого человека 20-х годов XIX века.

Это представитель вольнолюбиво настроенной молодежи, но в то же время скуг чающей, разочарованной и неудовлетворенной. Онегин живет по принципам окружающего общества, но вместе с тем он далек от него по своим интересам и по нравственному облику, он оказывается «лишним человеком». Евгений Онегин открывает собой целую «галерею лишних людей» в русской литературе.

Попробуем объяснить те причины, по которым Онегин оказался вне окружающей его жизни. Он получил типичное для своего времени образование, его воспитывали французы:

Сперва Madame за ним ходила.
Потом Monsieur ее сменил...

Полученное Онегиным домашнее образование было очень поверхностным. Он учился «понемногу чему-нибудь и как-нибудь». В результате

Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кпаняпся непринужденно...

Этого оказалось вполне достаточно, чтобы «свет решил, что он умен и очень мил». По своему общественному положению Онегин принадлежал к высшему свету и вел типичный для этого круга образ жизни: посещал театры, балы, рауты. Автор подробно описывает распорядок для «молодого повесы», но тут оказывается, что этот образ жизни Онегину давно надоел, «ему наскучил света шум», он «к жизни вовсе охладел». Автор пытается найти причины «русской хандры» Онегина.

Евгений Онегин живет в светском обществе, следует его законам, но в то же время он чужд ему. Причина этому заключается не в обществе, а в нем самом. Онегин живет без цели в жизни, ему не к чему стремиться, он томится в бездействии. Устав от яркой суетной жизни света, «Онегин дома заперся», он пытается приобщиться к какой-нибудь деятельности:

Хотел писать - но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его...

Онегин начинает читать, но скоро полку с книгами он «задернул траурной тафтой». Онегин не находит себе места в жизни. Он покидает Петербург и уезжает в деревню в надежде обрести себя, но и тут лишь два дня ему казались новы уединенные прпя». И вскоре он «увидел ясно, что и в деревне скука та же». И здесь он оказывается «лишним человеком». Онегин чужд и провинциальному обществу, прежде всего, по своему социальному положению и воспитанию.

Здесь Евгению приходится пройти два серьезнейших испытания: дружбой и любовью, но он не выдерживает их. Онегин убивает на дуэли своего друга Ленского, а в его отношениях с Татьяной проявляется такая черта его характера, как эгоизм. Онегин мог бы не допустить смерти друга, в его воле было предотвратить дуэль, но он этого не сделал, испугавшись «общественного мнения». Как точно заметил В. Г. Белинский, Онегин - это «страдающий эгоист», «эгоист поневоле». Это значит, что Евгений был человеком с хорошими задатками, но его испортили светское воспитание и -общественная среда, к которой он принадлежал.

В отношениях с Татьяной также проявилась эта негативная черта его характера. Прочитав письмо юной девушки, в котором она признается ему в любви, Онегин отвечает холодностью и читает ей отповедь. Этому может быть два объяснения: с одной стороны, Онегин не хотел потерять свою свободу, женившись на Татьяне, ас другой - он видел в ней провинциальную девицу, неравную ему по социальному положению. Последнее подтверждается также тем, что, встретив Татьяну второй раз уже светской дамой, ставшей «законодательницей мод», Онегин пылко в/УЮбляет-ся в недоступную княгиню, но теперь уже ему приходится выслушивать отказ. Онегин вновь переживает разочарование, он опять оказывается «ненужным, лишним человеком».

Образ Евгения Онегина очень противоречив. Отрицательные черты его характера - индивидуализм, эгоизм, холодность, практическая бездеятельность - сочетаются в нем с положительными, такими, как «души прямое благородство». В нем мы видим и признаки прогрессивности и просвещенности. Образ Евгения Онегина типичен для описываемой в романе эпохи, но в то же время он выделяется из среды, к которой принадлежит. Прежде всего его отличает «резкий, охлажденный ум», склонность к «язвительному спору» и «шутке с желчью пополам». Он далек от светского и провинциального дворянства, которое он превосходит своим умом, но его нельзя отнести и к прогрессивной молодежи, так как у него нет идеала в жизни, к которому можно было бы стремиться.

Таким образом, Евгений Онегин становится «лишним человеком». Принадлежа к свету, он презирает его. Онегин не находит своего истинного назначения и места в жизни, он тяготится своим одиночеством. Говоря словами Герцена, «Онегин... лишний человек в той среде, где он находится, не обладая нужной силой характера, чтобы вырваться из нее».

Пушкин работал над романом «Евгений Онегин» в течение семи лет, с 1823 до 1830 годов. Это была долгая и увлекательная работа поэта, во всем чувствовалась новизна замысла. «Пишу не роман, а роман в стихах - дьявольская разница», - так сказал о своем произведении Пушкин в письме к Вяземскому. Роман был начат, когда поэт находился в южной ссылке, в годы подъема декабристского движения. «Евгений Онегин» был завершен в Болдино в период небывалого творческого подъема поэта. Пушкин создал первый реалистический роман в русской литературе, в котором изображены столица и провинция, деревня и город, помещики и крестьяне, русская природа. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». «Евгений Онегин» представляет не только историческую ценность - он интересен драматической судьбой героев, их отношениями между собой и отношением к ним самого автора.

Одна из главных героинь романа - Ольга Ларина. В произведении Пушкина она является воплощением так называемого книжного типа «северной девы»:

Всегда скромна, всегда послушна,

Всегда, как утро, весела,

Как жизнь поэта простодушна,

Как поцелуй любви мила.

Её портрет - типичный портрет героини сентиментальных романов, столь популярных в то время:

Глаза, как небо, голубые,

Улыбка, локоны льняные,

Ольга мила и прелестна, однако автор сам замечает, что её портрет можно найти в любом романе. Это образ писаной красавицы со всеми традиционными атрибутами, нарисованный без малейшего изъяна. Её внутренний мир так же безупречен и бесконфликтен, как и внешний облик. Однако Ольга не способна на глубокое и сильное чувство. Уже с детства младшая из сестер Лариных соответствовала представлениям родителей о благонравном, послушном ребенке:

Невинной прелести полна,

В глазах родителей, она

Цвела, как ландыш потаенный.

Образ Ольги представляется слишком совершенным, что вызывает сомнение в искренности авторского восхищения. Объективное отношение поэта к героине прослеживается в критическом взгляде Онегина:

В чертах у Ольги жизни нет.

Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:

Кругла, красна лицом она,

Как эта глупая луна

На этом глупом небосклоне.

В раннем творчестве Пушкина неоднократно был воспет подобный образ. Поэт находился под властью романтических представлений, которые с годами развеялись. Поэтому автор романа признается:

Я прежде сам его любил,

Но надоел он мне безмерно.

Зрелого Пушкина уже не восхищает холодная красота, за которой скрывается лишь бездуховность и пустота. Поэт отдает дань своему юношескому увлечению романтизмом, создавая образ Ольги, признавая при этом смену своих идеалов и взглядов.

Такие девушки, как Ольга, являются наследницами практического опыта, продолжателями традиций, поэтому неудивительно, что в романе она повторяет судьбу своей матери. Прасковья Ларина была выдана замуж и увезена в деревню, где поначалу «рвалась и плакала», а затем привыкла к скуке деревенской жизни и «открыла тайну, как супругом самодержавно управлять». Из светской кокетки она превратилась в уездную помещицу:

Она езжала по работам,

Солила на зиму грибы,

Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,

Служанок била осердясь…

Прасковья Ларина стала заботливой матерью, хранительницей домашнего очага. За повседневными делами проходила спокойно её жизнь. Очевидно, что Ольгу ждет та же судьба: обычная семейная жизнь, хозяйство, дети.

В свое время героиня получила обычное для деревенской барышни воспитание: французский, танцы, вышивание, навыки ведения хозяйства. Впереди Ольга не видит неожиданностей, загадок и затруднений. Во Владимире Ленском давно видит своего будущего мужа, готовится повторить жизнь своей матери и идет по ее пути. Пушкин показывает, как одно поколение, следуя извечному закону, сменяет другое, повторяя его в основных чертах.

Образ младшей из сестер Лариных также важен в романе для создания любовного треугольника: Онегин – Ольга – Ленский. Данный треугольник является мнимым, так как Ольга видит в Евгении лишь потенциального жениха своей сестры, а Онегину младшая из сестер Лариных вообще не нравится. Однако именно невинное, необдуманное кокетство Ольги с Онегиным на балу кажется влюбленному Ленскому, юному романтику, изменой и предательством:

Кокетка, ветреный ребенок!

Уж хитрость ведает она,

Уж изменять научена!

Воображая себя героем романа, Владимир вызывает Онегина на дуэль, чтобы защитить свою честь и честь прекрасной дамы. Дуэль способствует более полному раскрытию характеров Онегина и Ленского. Оба героя понимают ошибочность принятого решения и горько сожалеют о содеянном, но избежать кровавого столкновения не оказывается возможным.

Образ младшей из сестер Лариных является также ключом к раскрытию образа Ленского. Юный поэт - романтик страстно любит «холодную» красавицу. Его душа ищет вдохновения и совершенства во всем, поэтому он наделяет Ольгу чертами, которых в ней нет:

Ах, он любил, как в наши лета

Уже не любят; как одна

Безумная душа поэта

Ещё любить осуждена.

Ленский ослеплен любовью, поэтому он не замечает примитивности Ольги, которую сразу же заметил Онегин. Младшая из сестер Лариных для Владимира - идеал, совершенство, поэтому его так сильно ранит её невинная шалость, кокетство с Евгением. Ошибочность романтических представлений о мире приводит к гибели юного поэта:

… Младой певец

Нашел безвременный конец!

Дохнула буря, цвет прекрасный

Увял на утренней заре,

Потух огонь на алтаре!..

Без Ольги нет подхода к раскрытию характера Татьяны. Несмотря на то, что сестры очень любят друг друга, обе выросли в деревне, получили одинаковое образование, они очень разные.

Ольга - типичная героиня сентиментального романа, однако Пушкин отмечает, что её образ уже «наскучил» читателю и самому поэту. Образ Татьяны рассказывает об явлении новом и редком в русской литературе: «Я так люблю Татьяну милую мою». Пушкин уделяет особое внимание имени героини, подчеркивая, что это имя раньше не употреблялось другими авторами:

И что ж? Оно приятно, звучно;

Но с ним, я знаю, неразлучно

Воспоминанье старины…

В романе дается два портрета Ольги, которые показывают её внешнюю красоту. При этом нет ни одного портрета Татьяны, лишь подчеркивается её бледность: «Татьяны бледные красы», «Бледна как тень», «Она дрожала», «сидит не убрана, бледна».

Характер Татьяны раскрывается через описание её поведения, мыслей, чувств. Пушкин показывает богатый внутренний мир героини, поэтому не даёт её портрета. Ольга духовно пуста, она привлекательна лишь внешне. Душевная восприимчивость Татьяны как бы противопоставлена действиям Ольги, которая по своей природе не способна на глубокие и сильные чувства.

Большое место в жизни двух сестер занимает любовь. Ольге нравятся романтические признания Ленского, но она не может оценить и понять всю силу его любви, поэтичность души. Поэтому после смерти Владимира она «не долго плакала», и очень быстро образ человека, безгранично и самоотверженно любившего её, стерся из памяти Ольги:

Увы! Невеста молодая

Своей печали неверна.

Другой увлек её вниманье…

Улан умел её пленить…

Татьяна почерпнула образ идеального возлюбленного из романов, которыми сильно увлекалась, как и все девушки того времени:

Ей рано нравились романы;

Они ей заменяли всё…

Онегин сразу же становится предметом мечтаний чувственной девушки. В нем она видит все те качества идеального возлюбленного, которыми обладают герои сентиментальных романов. Своему чувству Татьяна отдается целиком и полностью:

Кокетка судит хладнокровно,

Татьяна любит не шутя

И предается безусловно

Любви, как милое дитя.

О глубине чувств Татьяны говорит её письмо к Онегину. Поступая, как героиня романа, против всех правил приличия, она открывает свою душу и «вручает» свою судьбу Онегину. Однако Евгений, не оценив искренности и силы любви девушки, читает ей холодную отповедь. Татьяна же остается верна своему чувству всю жизнь:

И в одиночестве жестоком

Сильнее страсть её кипит,

И об Онегине далёком

Ей сердце громче говорит…

Когда Онегин вновь встречается с Татьяной в Петербурге, то страстно влюбляется в нее. Однако Татьяна просит Евгения оставить её, несмотря на то, что всё ещё любит его:

Я вас люблю (к чему лукавить?),

Но я другому отдана;

Я буду век ему верна.

Татьяна оказалась верна своей первой и единственной любви, в отличие от Ольги.

Таким образом, все персонажи романа весьма важны для раскрытия основной идеи произведения. Образ Ольги Лариной представляет собой классический тип «северной девы». Ольга - воплощение русской дворянки, призванной продолжить род, осуществлять смену поколений. Образ этой героини также важен для развития сюжета и раскрытия образов Ленского и Онегина. С помощью такого художественного приема, как антитеза, Пушкин показывает глубину, нравственную чистоту и совершенство своей любимой героини - Татьяны.

Белинский сказал об Ольге: « Она из грациозной и милой девочки сделается недюжинною барыней, повторив собою свою маменьку, с небольшими изменениями, которых требовало время».

Гончаров же писал: «Характер положительный - пушкинская Ольга и идеальный - его же Татьяна. Один – безусловно пассивное выражение эпохи, тип, отливающий, как воск, в готовую, господствующую форму. Другой, напротив, своеобразен, ищет сам своего выражения и формы, и оттого кажется капризным, таинственным, малоуловимым».

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» стал предметом научных споров и исследований сразу же после выхода произведения в свет. До наших дней пушкинисты не могут прийти к однозначным выводам. Кем же был Евгений - одинокой потерянной душой, лишним человеком или беззаботным находящимся в плену собственных праздных мыслей. Его поступки противоречивы, мысли овеяны дымкой «мировой скорби». Кто же он?

Прототип героя

В романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого предоставлено на фоне развития образа героя, - достояние многих литературоведов и пушкинистов. Мы покажем вам развитие характера героя на фоне событий романа.

Пушкин был не только гениальным поэтом, но и тонким психологом. Его единственному роману, его написанию, редактированию писатель посвятил семь лет. Это произведение ознаменовало переход Пушкина от романтизма к реализму. Роман в стихах запланирован был полностью реалистическим произведением, однако влияние романтизма все же очень сильное и ощутимое, что неудивительно, если учесть, что идея его возникла после прочтения байроновского «Дона Жуана».

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» - это результат творческих исканий поэта. Нельзя сказать, что главный герой имел свой четкий прототип. Роль прообраза прочили Чаадаеву и Грибоедову, самому Пушкину и его оппоненту Петру Катенину, с которым поэт обменивался завуалированными колкостями в своих произведениях. Однако сам Пушкин неоднократно говорил что Евгений - это собирательный образ дворянской молодежи.

Каким был характер Онегина в романе «Евгений Онегин»?

В первых строках романа мы видим избалованного небедной дворянской жизнью молодого человека. Он хорош собой и не обделен вниманием женщин. Поэтому совершенно не удивляет читателя заглавная ключевая линия любви Татьяны к Онегину, а потом и безответной любви Онегина к Татьяне.

На протяжении романа характер героя претерпевает серьезные изменения, о которых мы расскажем в следующих разделах статьи. При первом взгляде на него создается впечатление, что ему недоступны сильные чувства, он настолько пресыщен вниманием представительниц прекрасного пола, что считает себя вправе давать советы. «Чем меньше женщину мы любим, тем больше нравимся мы ей» - стало афоризмом. Но в романе Онегин сам же попадается в свою ловушку.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по 1 главе

Произведение называли «энциклопедией русской жизни». В нем очень детально описываются балы и наряды дам и кавалеров, блюда и столовые принадлежности, интерьеры и архитектура зданий. Но больше всего внимание автора направлено на атмосферу, в которой жил сам поэт, и в которой обитают его герои.

Первая глава романа посвящена Евгению. От имени рассказчика мы узнаем, что герой опечален письмом о болезни его дяди. Он вынужден ехать к нему, но желания сделать это у Онегина нет. Тут мы видим героя несколько равнодушным. Узнав о болезни и скорой смерти родственника, ему бы скорбеть и сочувствовать, но Евгения заботит только собственный комфорт, нежелание оставлять светскую жизнь.

Образ Онегина

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» довольно глубока. Начинается она описанием происхождения персонажа, из которого мы узнаем, что он дворянин, родился в Петербурге. Отец его на балах и карточных долгах «промотался наконец».

Воспитанием Евгения занимались наемные учителя - гувернеры, которых плод их занятий совершенно не заботил. Автор говорит, что в его время такое воспитание получали практически все дворянские дети.

Не привитые вовремя моральные принципы сделали свое дело: юный Онегин стал похитителем женских сердец. Внимание дам претило ему, толкая на «любовные подвиги». Вскоре такой образ жизни привел его к пресыщению и скуке, разочарованию и хандре.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое описание которой мы видим в первой главе, набирает свои обороты с развитием сюжета. Автор не оправдывает поступки своего героя, но реалистическая кайма романа показывает нам, что другим он просто быть не может. Окружение, в котором он рос, не смогло бы принести другие плоды.

Развитие характеристики Евгения

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» по главам показывает нам совершенно противоположные стороны личности персонажа. В первой главе перед нами молодой своевольный повеса, балы и покорение прекрасных девиц, наряды и уход за собой - его основные заботы.

Во второй главе Евгений - юный наследник умершего дяди. Он все тот же взбалмошный повеса, но его поведение с крепостными говорит читателю, что он способен на сочувствие и понимание. Онегин избавляет крестьян от непосильного налога, чем вызывает недовольство своих соседей. Их он, однако, просто игнорирует. За это слывет чудаком и «невеждой», его образ обрастает слухами и домыслами.

Дружба с Ленским

Рядом с Евгением поселяется новый сосед - Владимир Ленский. Он только что прибыл из Германии, где мир романтизма и поэзии увлек и очаровал его. Сначала герои не находят общий язык, они очень разные. Но вскоре между ними завязываются приятельские отношения.

Юный поэт Ленский на время своим общением избавляет Евгения от безумной скуки, которая одолевает его и здесь. Ему интересно с поэтом, но он во многом не понимает его романтических порывов.

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин» благодаря образу Ленского стремительно знакомит читателя с темными оттенками души героя. Дух соперничества и превосходства бросает Онегина на В пятой главе у Лариных организован пир по поводу дня рождения Татьяны. Раздосадованный скукой и гамом Евгений начинает заигрывать с Ольгой, невестой Ленского. Делает он это, чтобы разозлить Владимира, и не ожидает вызова на дуэль от него. На этой дуэли он убивает друга и покидает деревню. Скорбит ли он о погибшем от его руки друге, поэт не говорит.

Евгений и Татьяна

В третьей главе романа Евгений появляется в доме Лариных. Татьяна попадает во власть отчасти своих девичьих мечтаний, отчасти - обаяния героя. Свои чувства она вкладывает в письмо. Но ответа на него нет. В начале четвертой главы герои встречаются, и Онегин холодно говорит Татьяне о том, что если бы он желал спокойной семейной жизни, никто кроме Татьяны ему был бы не нужен. Однако сейчас семья не входит в его планы, а супружество принесет обоим лишь разочарование и боль. Он берет на себя роль благородного наставника и советует девушке быть осторожной со своими порывами, потому что «не всякий вас, как я поймет».

Характеристика Онегина в романе «Евгений Онегин», краткое содержание которого мы рассказываем, неотрывна от образа главного героя. Она раскрывается именно благодаря любовной линии. Татьяна безутешна в своей невзаимной любви, холодность Евгения ранит ее в самое сердце, лишает сна и покоя, погружает в полукошмарные, полувещие сны.

Вторая встреча с Татьяной

Когда Евгений встречает некогда влюбленную в него девушку в Петербурге - это становится кульминацией романа.

Характер Онегина в романе «Евгений Онегин» претерпевает совершенно неожиданные изменения. Герой впервые в жизни влюбляется. Причем настолько, что готов на любые сумасбродства, лишь бы завоевать девушку, которую когда-то оттолкнул.

Он пишет письмо ей, где признается в своих чувствах, но не получает ответа на него.

Ответом позже послужит разговор с Татьяной, где она признается, что тоже любит его, но верность своему мужу, честь и ответственность не дают ей ответить взаимностью на его чувства. Роман обрывается на этом диалоге, поэт оставляет Евгения пожинать плоды своего безумия в спальне Татьяны.

1. Жанр, история создания, основное содержание.
2. Главный герой — просвещенный человек своего времени.
3. Евгений Онегин глазами критиков.
4. Онегин — Митрофанушка своего времени?

«Евгений Онегин» — программное произведение А. С. Пушкина, являющееся первым в истории русской литературы реалистическим романом. Начат он был в 1823 году, закончен в 1831 году. Сам автор отметил его выход такими словами: «Это мое лучшее творение». В. Г. Белинский называл роман «энциклопедией русской жизни». Впервые литературное наследие обогатилось произведением, в котором так гармонично оказались слиты историческое и лирическое начала.

Необычен и сам жанр произведения. Автор определил его как «роман в стихах» и «свободный роман», однако исследователи относят «Евгения Онегина» к разновидности социально-бытового, социально-психологического и нравственно-философского романа.

Основная проблема произведения — проблема личности, сумевшей порвать с консервативностью своего класса, но не сумевшей найти иные жизненные ценности и не знающей, как можно изменить мир и свое в нем положение. Онегин, главный герой произведения, является первым представителем широко описанного в литературе XIX века поколения — поколения ненужных, лишних людей.

Как рано мог он лицемерить.

Таить надежду, ревновать,

Разуверять, заставить верить,

Казаться мрачным, изнывать,

Являться гордым и послушным,

Внимательным и простодушным!

Как томно был он молчалив,

Как пламенно красноречив,

В сердечных письмах как небрежен!

Одним дыша, одно любя,

Как он умел забыть себя!

Как взор его был быстр и нежен,

Стыдлив и дерзок, а порой

Блистал послушную слезой!

Эта ирония усиливается еще более при описании эгоизма Онегина, его зависимости от высшего света. Автор не скрывает отрицательных черт героя, не пытается как-то оправдать его неправоту. Но он и не может не рассказать читателю о положительных сторонах героя — его учености, тонкого видения мира, мудрости и изящества. Есть в нем и «души прямое благородство», «мечтам невольная преданность». Он находится в конфликтных отношениях с высшим обществом, негативно окрашенным в глазах автора. Часто Пушкин называет его «друг милый», «мой Евгений», да и сам факт такой «дружбы» между автором и его героем о многом говорит — об общности и схожести взглядов, привычек, чувств.

Сложное отношение писателя к Онегину, во многом критическое, но при этом сострадательное, сочувственное, размывает грань между ними, сливая их в нечто обобщенное, усредненное.

Онегин — лучший человек своего времени, с передовыми идеями и блестящим образованием. У него «резкий охлажденный ум» и блестящая и эрудиция (круг интересов Онегина широк — от философии Руссо и медицины Бишо до астрономии Фон-тенеля и истории Гиббона). Молодой человек интересуется вопросами веры, философии, нравственности и поэтического вдохновения. Он пытается сделать что-то полезное по мере своих сил, даже «ярем он барщины старинной оброком легким заменил», однако все его усилия оказываются тщетными, а нестандартные взгляды на вещи все сильнее отдаляют его от высшего общества, в котором так любил он в свое время блистать. Неприятие светского общества как определенная, индивидуальная форма протеста свидетельствует о большом потенциале этой личности. Но аристократическая среда российской действительности, сформировавшая и взрастившая в своих недрах этот тип личности, не дает ему реализовать свои скрытые возможности. Как результат — острейший конфликт между личностью и обществом. И «открытый» финал романа позволяет лишь догадываться о дальнейшей судьбе Онегина, о результатах этот конфликта. Читатель сам для себя решает, кто же победил в этой борьбе — герой или общество.

Однако Онегин является загадкой не только для читателя, но и для исследователей творчества Пушкина. Практически сразу же после выхода романа возникли бесконечные споры о том, кто же такой Онегин. В своих статьях о Пушкине критик В. Г. Белинский называет героя «страдающим эгоистом», которого убивают «бездеятельность и пошлость жизни». «Умная ненужность», рядовой, обыденный герой, черты которого постоянно можно найти в своем окружении или даже в себе самом. Для А. М. Добролюбова в Онегине важнейшим ста-по сходство с героем одноименного романа А. А. Гэнчарова Обломовым, так как оба этих героя всего лишь бессмысленнее порождение помещичье-крестьянского строя. Д. И. Писарев же увидел в Евгении Онегине «Митрофанушку Простакова новой формации».

Кто такой Онегин, как относиться к этому герою, зачем он был создан — вот вопросы, на которые ответить может только сам читатель и только для себя. Единственный факт, остающийся бесспорным — образ, созданный Пушкиным, сложен и трагичен, его нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным героем. Бесспорно, он собирательный образ дворянского общества XIX века, «герой своего времени».

На мой взгляд, каждое мнение, высказанное литературоведами и критиками, имеет право на жизнь. Но необходимо заметить, что называть Онегина Митрофанушкой, по моему мнению, все-таки не слишком верно. Митрофанушка не похож на блистательного светского человека, которого представляет собой Евгений. Нет у него ни образования, ни своего мало-мальски закрепившегося и логически сформулированного мнения. Но даже если оставить подобное сравнение, основное отличие между героями в читательском к ним отношении в том, что Митрофанушка вызывает жалость пополам с брезгливостью — не совсем поэтические и высокие чувства, когда как трагизм образа Онегина вызывает сочувствие и сострадание. А не значит ли это, что Онегин чувственнее, проникновеннее и благороднее?

Кто такой Онегин и как можно описать его характер, должен решать сам читатель, ведь мастерство Пушкина заключается в том, что для каждого герой предстает с разных сторон. И, преломляясь через призму личного восприятия читателя, образ Евгения Онегина будет меняться под воздействием читательского мировоззрения и жизненного опыта.