Томми Болин. Биография музыканта

Томми был действительно болен, да простит меня его душа за этот каламбур. Появившись в Deep Purple в наиболее сложный период эволюции группы, Болин, разумеется, не смог в полной мере заменить Блэкмора - не из-за отсутствия таланта или тяги к самолюбованию, которая в те далёкие времена - в отличие от наших - не была присуща большинству гитаристов. Томми был профессионалом высочайшего уровня, но иного плана, чем Ричи. Он мыслил другими категориями и выбрал абсолютно иной вектор развития, нежели маэстро Блэкмор. Вскоре Болина не стало, причиной чему явилась многолетняя и плодотворная "дружба" с наркотическими препаратами, которые, как известно из жизни, до добра не доводят. Достаточно посмотреть на великого и ужасного (во всех смыслах этого слова) ходячего трупа с заторможенными рефлексами Оззи Осборна, превратившегося в посмешище и делающего на этом "анатомическом театре" деньги. Так или иначе, Болин в полной мере освежил творческую страду Deep Purple, к тому моменту постепенно задыхавшуюся от настойчивого и плодотворного самокопирования, хотя и не смог предотвратить распада группы. "Come Taste The Band" по каким-то неведомым причинам был оценен по достоинству далеко не всеми поклонниками бэнда, но главное - заставил обратить внимание на Болина как на личность в гитарном мире.

Без сомнения, если долго и пристально смотреть правде в глаза, окажется, что именно британские легенды, впустив в свои закрома Томми, подарили широкой общественности его сольное творчество, а в этом смысле здесь есть, где поживиться - на тот свет Болин ушёл, оставив после себя приличное количество высококвалифицированных работ. Впрочем, 1972 год выбивается из общей хронологии, а критики прозвали этот период совершенно справедливо и красноречиво - "missing year". Парадоксально, но факт - Болин и его коллектив Energy при всех неоспоримых достоинствах так и не смогли получить контракт, и это в те времена, когда сотни групп-однодневок выбрасывали еженедельно в музыкальную небо тучи недоделанного мусора, загрязнявшего первозданную творческую атмосферу. Сей возмутительный факт тем более странен, если учесть, что компиляция в рамках альбома "Energy", совершенно очевидно, - одна из наиболее интересных работ Болина за всю его непродолжительную карьеру. Кроме того, некоторые из вещей, записанных с Energy, позже обрели свою законченную форму с Deep Purple или на сольных альбомах гитариста.

Круг характеризующих "Energy" понятий, находящих своё мысленное воплощение, ширится с каждой новой композицией, но здесь вполне можно обойтись банальным триумвиратом - музыка эклектична, загадочна и вычурна. Слово "профессионально" не стоит упоминания как само собой разумеющееся. Стилистику альбома определить одним словом невозможно, а ярлычок, повешенный на "Energy" в буклете (jazz metal fusion blues), хотя кажется слишком громоздким, почти попадает в цель. Так или иначе, все заявленные компоненты - кроме, разве что, metal, который стоит заменить на hard-rock - раскрываются в полной мере. "Energy" относится к тому подвиду работ, которые несмотря на чёткую и стройную структуру всё же построены на прекрасной импровизации. Джазовое фортепьяно перемежается с фьюзовыми элементами, уступая место хард-роковой структуре, мелодика которой, весьма вероятно, навеяна тогдашними титанами - Deep Purple, в первую очередь. Плюс не забудьте добавить чуток флойдовской психоделии. Некоторые темы целиком и полностью построены на блюзовой основе, другие пытаются увильнуть во фри-джаз. Впрочем, несмотря на проявляющиеся влияния, которые в данном случае не стоят упоминания, материал "Energy" до сих пор свеж как утренняя роса. Главная его особенность - единство в разнообразии. Болин в своём творчестве не ударялся в крайности, поэтому "Energy", с одной стороны, не представляет собой "лёгкое чтиво", с другой, вовсе не заставляет вас зевать от чересчур заумных фьюзовых импровизаций. Это пластинка для всех и для каждого. Не лучшая работа Болина, поскольку такими категориями мыслят в песочнице. Действительно, не лучшая. Просто самая любимая...

Утром 5 декабря 1976 года, в передаче «Доброе утро, Америка» по одному из каналов американского телевидения была показана обложка альбома «Teaser», и ведущая сообщила, что накануне от передозировки наркотиков умер музыкант Томми Болин. Ему было всего 25 лет. Для большинства поклонников Deep Purple это имя связано с расколом группы в середине семидесятых. Альбом «Come Taste The Band» и последующее мировое турне многие считают позорным пятном в истории темно-лиловых, многие краткие справки о группе вообще не упоминают этого имени, но кто то с удовольствием слушает данное творение, и некоторые даже умудряются путать Томми со старым слугой- Блекмором. Тем не менее, период лето’75 - весна’76 осталась частью истории легендарной рок группы, и оставил заметный след в «легенде пурпурных».

Томми Болин родился 1 августа 1951 года в Суокс Сити, штат Айова в США. С детства увлекался музыкой, был выгнан из колледжа за отказ обрезать длинные волосы. К концу 60-х переехал в Денвер, штат Колорадо. Он был тусовщиком, играл в различных группах, в 1969 основал группу Zephyr, с которой записал свой первый студийный альбом. Блюзовое звучание, женский вокал, напоминающий Janis Joplin и интересные гитарные партии позволили пластинке засветиться в чартах. В начале 70-х Болин покидает Zephyr и создает новую группу Energy. В это же время он три месяца гастролирует в команде Альберта Кинга (Albert King) - одного из блюзовых королей всех времен и народов. В 1973 джазовый барабанщик Билли Кобэм (Billy Cobham) приглашает Томми записать гитарные партии на своем сольнике «Spectrum». Итог - лучший джаз-рок альбом года, восторги критиков и профессиональных музыкантов. Даже сдержанный и суровый Ричи Блэкмор (обладатели «Who Do We Think We Are», наверное, помнят фразу Блэкмора о «многих гитаристах, которыми бы он с удовольствием подтер пол») положительно отозвался об этой работе. Месяцем позже, по протекции основателя группы Джо Уолша (Joe Yolsh), Болин прослушивается на роль лидер-гитариста в группу James Gang. Томми умел производить впечатление, и через 15 минут прослушивание завершилось - он был принят в ряды группы. Выпущенный в 1973 году альбом «Bang», где 9 из 10 композиций написаны Болиным или с его участием - настоящая классика рок музыки. Рекомендуется для прослушивания! Здесь впервые он попробовал себя в роли вокалиста - получилось очень даже неплохо. Выпустив еще один альбом («Miami 1974»), он покидает James Gang и начинает работу над сольной пластинкой. В работе ему помогали признанные мастера, дело шло к завершению, но тут поступило предложение прийти на прослушивание для работы в Deep Purple.

Deep Purple Mk III был самым коммерчески успешным составом группы. Выпустив мощный альбом «Burn», определившим блюзовую наклонность нового состава, группа отправилась в турне, во время которого собирала многотысячные стадионы. Но обстановка внутри группы оставляла желать лучшего. Ричи сравнивал концерты этого состава с соревнованием «кто играет громче». Следующий альбом MkIII, «Stormbringer», усугубил внутренние противоречия. Лидер группы, Ричи Блэкмор, заявил что Deep Purple стали играть фанк, а он его не приемлет. Ричи начал работать с американским коллективом Elf над своим сольным проектом. Джон Лорд в 1974 году участвовал в проектах Ashton and Lord, «Windows», годом спустя начал работу над проектом «Sarabande». Ян Пэйс сотрудничал с Эдди Харрисом (Eddie Harris) и участвовал в проектах Лорда. Глен Хьюз увлекался наркотиками и стал попивать, но это не мешало ему активно участвовать в творческом процессе, забирая у Дэвида Ковердэйла часть вокальных партий. В мае Блэкмор сказал что с него хватит и покинул группу. Это был конец, но Глен и Дэвид убедили Лорда попробовать без Ричи. Послушали нескольких гитаристов - не то. Однажды, захватив бутылку вина, Дэвид пришел к Джону и принес «Spectrum». Решили пригласить на прослушивание Томми Болина. «Он вошел улыбаясь, худой как грабли, с волосами выкрашенными перьями в разные цвета, с полуголой подружкой. Подключил гитару и начал играть», - вспоминал Джон Лорд. «Ну, что я вам говорил, что я вам говорил!» - вскрикивал Дэвид спустя несколько минут. Томми умел производить впечатление. Началась работа над новым альбомом. В октябре вышел новый, самый спорный альбом темно-лиловых, «Come Taste The Band». В создании 7 из 10 композиций этого альбома участвовал новый гитарист. Песня «Lady Luck» была так же из его прежнего репертуара. Если внимательно послушать, почти на всем альбоме отчетливо звучат как минимум 2 гитарные партии, да еще какие. Что только не писали критики: фанк, диско. Но этот альбом был потяжелее, чем «Burn» и «Stormbringer». Это было другое измерение классической группы. «Отличный студийный музыкант, Болин не имел опыта концертных выступлений, на сцене держался скованно». «Перед концертами он подогревал себя наркотиками и едва переставлял пальцы на грифе гитары». Обычно про концерты Mk 4 пишут именно это. До 90-х годов был известен лишь неважно смикшированный Last Concert In Japan. Трудно было найти более неподходящее время для записи концерта. За несколько дней перед концертом в Токио Томми повредил иглой шприца левую руку и был не в лучшей форме. Так же, менее недели до этого, в Джакарте, был убит один из телохранителей коллектива. Некоторых участников вызывали в полицию на допросы. Играть в таких условиях непросто. Но есть редкий «On The Wings Of Russian Foxbat», выпущенный лишь в 1995 году. Есть бутлеги, на которых Болин играет со свойственной ему энергией и мощью. В Deep Purple никогда не было посредственных гитаристов. Почти одновременно с «Come Taste The Band» вышел сольный альбом Болина - Teaser. На концертах Mk 4 обычно исполнялся один номер с этого диска. Teaser был отлично воспринят критикой. На этом альбоме Болин не только супергитарист, но и вокалист, композитор, многожанровый музыкант.

После 14-ти концертов на востоке и 32-х концертов в Америке Deep Purple отправились в Англию. Ричи Блэкмор в одном из интервью как-то сказал что не завидует Томми, занявшим его место в темно-лиловых рядах. Давление фанатов, кричавших на концертах «Хотим Ричи», давление прессы, проблемы менеджмента, усилившиеся внутренние противоречия внутри группы - все это завершилось печально известным концертом в Ливерпуле. После этого группа практически перестала существовать. Официально о распаде Deep Purple было объявлено позже.

В апреле Томми собирает новую группу и начинает гастролировать, затем работает над новым альбомом. «Private Eyes», завершенный летом 1976-го, явился достойным, более тяжелым продолжением альбома «Teaser». Концерты, сессии, снова концерты. И концерт 3 декабря, вместе с Джэфом Беком (Jeff Beck). А после концерта - героин, в лучших традициях рок-н-ролльного образа жизни. Героина оказалось много. Организм не справился. Печальный итог - смерть в 25 лет.

Томас Ричард Болин родился 1 августа 1951 года в Су-Сити, штат Айова. На рок-н-ролл мальчик подсел уже в пять лет, когда побывал на концерте Элвиса Пресли . Свои начальные музыкальные опыты Том проделывал с барабанами, затем опробовал пианино, а в 13 лет выпросил у родителей гитару. Первой командой юного Болина стала образованная вместе с одноклассниками "Denny & The Triumphs". Группа играла всевозможные каверы, а в 1965 году сменила название на "A Patch Of Blue". В 16 лет Томми за отказ подстричь длинные волосы выгнали из школы, но его родители-хиппи отнеслись к этому спокойно и дали сыну возможность покинуть отчий дом. Болин сначала отправился в Денвер, где стал участником банды "American Standard", а затем перебрался в Цинциннати, примкнув к местному блюзмену Лонни Маку . Вернувшись в Денвер, Томми вместе с вокалисткой Кэнди Гивенс и другими музыкантами учредил проект "Ethereal Zephyr" (впоследствии просто "Zephyr ").

Группа исполняла нечто вроде психоделического блюза и за свою недолгую карьеру успела выпустить три альбома (гитарист сыграл только на первых двух). Как раз в "Zephyr " и состоялось знакомство Болина с наркотиками, впоследствии сыгравшими роковую роль в его судьбе. В 1971 году Томми ушел в "Energy", группу, которая исповедовала джаз-рок-фьюжн, близкий к "Weather Report " и "Mahavishnu Orchestra ".

Этот коллектив не смог выпустить ни одного альбома, зато прославился как профессиональный сопровождающий состав, услугами которого пользовались Джон Ли Хукер , Чак Берри , Альберт Кинг и прочие. Летом 1973-го Болин ненадолго воссоединился с "Zephyr ", после чего отправился в Нью-Йорк. Там он познакомился с бывшим участником "Mahavishnu Orchestra " Билли Кобхэмом и помог записать ему джаз-роковый альбом "Spectrum". Именно эта великолепная пластинка принесла молодому гитаристу популярность. В августе 1973-го Томми был приглашен в "James Gang ", в составе которых он записал два альбома, "Bang" и "Miami". Однако обстановка в коллективе Болину не очень нравилась, и он вновь подался на вольные хлеба. В 1974 году гитарист сотрудничал с "Rainbow Canyon", Доктором Джоном, "Moxy ", Альфонсом Моузоном (экс-"Weather Report "), а также записал концертную программу со своим проектом "Tommy Bolin & Friends".

Весной 1975-го Томми решил всерьез заняться сольной карьерой и начал готовить собственный альбом, где демонстрировал свои разносторонние вкусы. Болин легко переходил от джаз-рока к фанку и латино или от харда к балладам, а также смешивал стили в различных пропорциях. Однако вскоре ему пришлось отложить эти эксперименты, поскольку неожиданно поступило предложение присоединиться к "Deep Purple ".

И все же гитаристу удалось завершить работу над "Teaser", причем его диск вышел почти одновременно с "Come Taste The Band". Фирма Болина сделала хитрый ход, прикрепив на его сольник стикер "гитарист Deep Purple ". Участникам "пурпурной " команды это не понравилось, и отношение к Болину сильно ухудшилось. Даже Хьюз , нюхавший вместе с Томом кокаин, и тот, в конце концов, отвернулся от него. Если американские концерты "Deep Purple " прошли более-менее удачно, то в Англии группу попросту освистали фанаты Блэкмора. В итоге команда распалась, а Болин отправился обратно в Америку. Продолжая потреблять наркотики, Томми все же сумел записать свою вторую пластинку. Альбом "Private Eyes" вышел более прямолинейным чем "Teaser", и в нем превалировали всего лишь две составляющие: хард с намеком на психоделику и акустическо-балладные номера. Болин гастролировал по Штатам со Стивом Мариоттом и Робином Трауэром , а в конце 1976-го выступал на разогреве у Питера Фрэмптона и Джеффа Бека .

3 декабря Том отыграл очередной концерт, а на следующий день был найден мертвым в номере отеля. Причиной смерти являлась передозировка наркотиков. Талантливый гитарист умер в возрасте 25 лет, однако помимо двух прижизненных студийников у него осталось много нереализованного материала, который начал активно издаваться с середины 90-х.

Last update 14.09.13

Утром 5 декабря 1976 года, в передаче «Доброе утро, Америка» по одному из каналов американского телевидения была показана обложка альбома «Teaser», и ведущая сообщила, что накануне от передозировки наркотиков умер музыкант Томми Болин. Ему было всего 25 лет. Для большинства поклонников Deep Purple это имя связано с расколом группы в середине семидесятых. Альбом «Come Taste The Band» и последующее … Читать всё

Утром 5 декабря 1976 года, в передаче «Доброе утро, Америка» по одному из каналов американского телевидения была показана обложка альбома «Teaser», и ведущая сообщила, что накануне от передозировки наркотиков умер музыкант Томми Болин. Ему было всего 25 лет. Для большинства поклонников Deep Purple это имя связано с расколом группы в середине семидесятых. Альбом «Come Taste The Band» и последующее мировое турне многие считают позорным пятном в истории темно-лиловых, многие краткие справки о группе вообще не упоминают этого имени, но кто то с удовольствием слушает данное творение, и некоторые даже умудряются путать Томми со старым слугой- Блекмором. Тем не менее, период лето’75 - весна’76 осталась частью истории легендарной рок группы, и оставил заметный след в «легенде пурпурных».

Томми Болин родился 1 августа 1951 года в Суокс Сити, штат Айова в США. С детства увлекался музыкой, был выгнан из колледжа за отказ обрезать длинные волосы. К концу 60-х переехал в Денвер, штат Колорадо. Он был тусовщиком, играл в различных группах, в 1969 основал группу Zephyr, с которой записал свой первый студийный альбом. Блюзовое звучание, женский вокал, напоминающий Janis Joplin и интересные гитарные партии позволили пластинке засветиться в чартах. В начале 70-х Болин покидает Zephyr и создает новую группу Energy. В это же время он три месяца гастролирует в команде Альберта Кинга (Albert King) - одного из блюзовых королей всех времен и народов. В 1973 джазовый барабанщик Билли Кобэм (Billy Cobham) приглашает Томми записать гитарные партии на своем сольнике «Spectrum». Итог - лучший джаз-рок альбом года, восторги критиков и профессиональных музыкантов. Даже сдержанный и суровый Ричи Блэкмор (обладатели «Who Do We Think We Are», наверное, помнят фразу Блэкмора о «многих гитаристах, которыми бы он с удовольствием подтер пол») положительно отозвался об этой работе. Месяцем позже, по протекции основателя группы Джо Уолша (Joe Yolsh), Болин прослушивается на роль лидер-гитариста в группу James Gang. Томми умел производить впечатление, и через 15 минут прослушивание завершилось - он был принят в ряды группы. Выпущенный в 1973 году альбом «Bang», где 9 из 10 композиций написаны Болиным или с его участием - настоящая классика рок музыки. Рекомендуется для прослушивания! Здесь впервые он попробовал себя в роли вокалиста - получилось очень даже неплохо. Выпустив еще один альбом («Miami 1974»), он покидает James Gang и начинает работу над сольной пластинкой. В работе ему помогали признанные мастера, дело шло к завершению, но тут поступило предложение прийти на прослушивание для работы в Deep Purple.

Deep Purple Mk III был самым коммерчески успешным составом группы. Выпустив мощный альбом «Burn», определившим блюзовую наклонность нового состава, группа отправилась в турне, во время которого собирала многотысячные стадионы. Но обстановка внутри группы оставляла желать лучшего. Ричи сравнивал концерты этого состава с соревнованием «кто играет громче». Следующий альбом MkIII, «Stormbringer», усугубил внутренние противоречия. Лидер группы, Ричи Блэкмор, заявил что Deep Purple стали играть фанк, а он его не приемлет. Ричи начал работать с американским коллективом Elf над своим сольным проектом. Джон Лорд в 1974 году участвовал в проектах Ashton and Lord, «Windows», годом спустя начал работу над проектом «Sarabande». Ян Пэйс сотрудничал с Эдди Харрисом (Eddie Harris) и участвовал в проектах Лорда. Глен Хьюз увлекался наркотиками и стал попивать, но это не мешало ему активно участвовать в творческом процессе, забирая у Дэвида Ковердэйла часть вокальных партий. В мае Блэкмор сказал что с него хватит и покинул группу. Это был конец, но Глен и Дэвид убедили Лорда попробовать без Ричи. Послушали нескольких гитаристов - не то. Однажды, захватив бутылку вина, Дэвид пришел к Джону и принес «Spectrum». Решили пригласить на прослушивание Томми Болина. «Он вошел улыбаясь, худой как грабли, с волосами выкрашенными перьями в разные цвета, с полуголой подружкой. Подключил гитару и начал играть», - вспоминал Джон Лорд. «Ну, что я вам говорил, что я вам говорил!» - вскрикивал Дэвид спустя несколько минут. Томми умел производить впечатление. Началась работа над новым альбомом. В октябре вышел новый, самый спорный альбом темно-лиловых, «Come Taste The Band». В создании 7 из 10 композиций этого альбома участвовал новый гитарист. Песня «Lady Luck» была так же из его прежнего репертуара. Если внимательно послушать, почти на всем альбоме отчетливо звучат как минимум 2 гитарные партии, да еще какие. Что только не писали критики: фанк, диско. Но этот альбом был потяжелее, чем «Burn» и «Stormbringer». Это было другое измерение классической группы. «Отличный студийный музыкант, Болин не имел опыта концертных выступлений, на сцене держался скованно». «Перед концертами он подогревал себя наркотиками и едва переставлял пальцы на грифе гитары». Обычно про концерты Mk 4 пишут именно это. До 90-х годов был известен лишь неважно смикшированный Last Concert In Japan. Трудно было найти более неподходящее время для записи концерта. За несколько дней перед концертом в Токио Томми повредил иглой шприца левую руку и был не в лучшей форме. Так же, менее недели до этого, в Джакарте, был убит один из телохранителей коллектива. Некоторых участников вызывали в полицию на допросы. Играть в таких условиях непросто. Но есть редкий «On The Wings Of Russian Foxbat», выпущенный лишь в 1995 году. Есть бутлеги, на которых Болин играет со свойственной ему энергией и мощью. В Deep Purple никогда не было посредственных гитаристов. Почти одновременно с «Come Taste The Band» вышел сольный альбом Болина - Teaser. На концертах Mk 4 обычно исполнялся один номер с этого диска. Teaser был отлично воспринят критикой. На этом альбоме Болин не только супергитарист, но и вокалист, композитор, многожанровый музыкант.

После 14-ти концертов на востоке и 32-х концертов в Америке Deep Purple отправились в Англию. Ричи Блэкмор в одном из интервью как-то сказал что не завидует Томми, занявшим его место в темно-лиловых рядах. Давление фанатов, кричавших на концертах «Хотим Ричи», давление прессы, проблемы менеджмента, усилившиеся внутренние противоречия внутри группы - все это завершилось печально известным концертом в Ливерпуле. После этого группа практически перестала существовать. Официально о распаде Deep Purple было объявлено позже.

В апреле Томми собирает новую группу и начинает гастролировать, затем работает над новым альбомом. «Private Eyes», завершенный летом 1976-го, явился достойным, более тяжелым продолжением альбома «Teaser». Концерты, сессии, снова концерты. И концерт 3 декабря, вместе с Джэфом Беком (Jeff Beck). А после концерта - героин, в лучших традициях рок-н-ролльного образа жизни. Героина оказалось много. Организм не справился. Печальный итог - смерть в 25 лет.