Базаров в гостях у одинцовой. Почему отношения Базарова и Одинцовой закончились трагически? (по роману И.С

Одинцова, Базаров и их отношения.

1. Роман И. С. Тургенева «Отцы и дети».

2. Евгений Базаров, главный герой романа.

3. Анна Сергеевна Одинцова .

4. Взаимоотношения двух героев романа Тургенева.

И ненавижу ее, и люблю.
Отчего же, ты спросишь?
Сам не знаю, но так чувствую я - и томлюсь.

Гай Валерий Катулл

В романе И. С. Тургенева «Отцы и дети» автор обращается сразу к нескольким серьезным темам. Одна из них, как это явствует уже из самого названия этого произведения, - это проблема взаимоотношений двух поколений, конфликт двух мировоззрений - старого и нарождающегося. Кроме того, Тургенев в своем романе задумал показать так называемых «новых людей»; авторские представления о них наиболее полно отражены в образе Евгения Базарова, главного героя романа.

Каков же он, этот «новый человек»? Евгений Базаров не принадлежит к дворянскому сословию; он сын уездного лекаря, и сам тоже готовится стать доктором. Подчас он довольно неприятен в личном общении: резок до невоспитанности, что проявилось в его взаимной неприязни с Павлом Петровичем Кирсановым. Он необычайно самоуверен и самолюбив; безразличен к искусству почти до презрения, зато усердно упражняется в естественных науках. «Ну, а сам господин Базаров , собственно, что такое?» - спрашивает аристократ Павел Петрович у своего племянника Аркадия. И вот как определяет Базарова, а одновременно и само понятие о «новом человеке» приятель главного героя романа: «Нигилист - это человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру, каким бы уважением ни был окружен этот принцип».

С помещицей Одинцовой оба приятеля знакомятся на балу у губернатора. Молодая, красивая и богатая вдова взволновала, заинтриговала и Аркадия Кирсанова, и Евгения Базарова. «Анна Сергеевна была довольно странное существо. Не имея никаких предрассудков, не имея даже никаких сильных верований, она ни перед чем не отступала и никуда не шла. Она многое ясно видела, многое ее занимало, и ничто не удовлетворяло ее вполне; да она едва ли и желала полного удовлетворения. Ее ум был пытлив и равнодушен в одно и то же время: ее сомнения не утихали никогда до забывчивости и никогда не дорастали до тревоги», - такими словами характеризует сам Тургенев свою героиню.

Одинцова - вовсе не самоотверженная «тургеневская женщина», как героини других произведений писателя. Она холодна и расчетлива, хотя сама заявляет, что она «нетерпелива и настойчива», что может легко увлечься. Однако последнее утверждение не подтверждает дальнейшее развитие сюжета романа, да и то, что известно о прошлом и настоящем Одинцовой, также не свидетельствует в пользу этого ее заявления. Замуж она вышла по расчету; оставшись вдовой, она живет размеренно и продуманно: «Во всем нужен порядок».

Однако она еще молода, и порой ей становится скучно. И нот появляется человек, не похожий на всех тех, кого она шала прежде. Любопытство - вот, пожалуй, главное, что потянуло Анну Сергеевну к Базарову: «Мне будет очень любопытно видеть человека, который имеет смелость ни во что не верить». Видимо, какая-то симпатия к нему у нее все же возникла; но в ее отношении к нему движущей силой яв-1яется вовсе не страсть, а просто интерес к новому, непривычному характеру Базарова, скука деревенской жизни и еще своеобразная игра, подсознательное стремление к острым ощущениям, вероятно, унаследованное от отца, азартного игрока. «Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно. Собственно говоря, ей ничего не хотелось, хотя ей казалось, что ей хотелось всего». Но больше всего она ценит все же душевный покой - и она сохранит его.

В разговоре с Аркадием Базаров Довольно цинично отзывается об Одинцовой, но даже сквозь этот цинизм невольно пробивается сильное впечатление, которое она на него произвела: «Вишь, как она себя заморозила!.. Герцогиня, владетельная особа. Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове».

Как-то незаметно нигилист и будущий лекарь влюбляется it эту холодную «аристократку», дорожащую душевным покоем и комфортом: «В Базарове... стала проявляться небывалая прежде тревога, он легко раздражался, говорил нехотя, глядел сердито и не мог усидеть на месте, словно что его подмывало...». Он внутренне негодует на себя самого, что опустился до подобного «романтизма»: «...он скоро понял, что с ней "не добьешься толку", а отвернуться от нее он, к изумлению своему, не имел сил».

Чувства Базарова к Одинцовой противоречивы и неистовы: «...страсть в нем билась, сильная и тяжелая - страсть, похожая на злобу и, быть может, сродни ей...».

Почему же, хотя между героями романа Тургенева и возникло притяжение, появился взаимный интерес друг к другу, но более тесного сближения так и не произошло? Ключом к ответу на подобный вопрос является их вечерний разговор, состоявшийся накануне отъезда Базарова из имения Одинцовой. Хотя они редко соглашались друг с другом в чем-либо, однако выясняется, что их воззрения на любовь совпадают: «...или все, или ничего. Жизнь за жизнь. Взял мою, отдай свою, и тогда уже без сожаления и без возврата. А то лучше и не надо». «Это условие справедливое», - говорит Базаров . В ответ Одинцова произносит фразу, в которой, вероятно, и заключена разгадка их взаимоотношений: «А вы думаете, легко отдаться вполне чему бы то ни было?»

Именно это не могут, да, скорее всего, и не желают они оба. Одинцова дорожит своим покоем, своей обустроенной жизнью, чтобы стремиться коренным образом менять что-либо в своей жизни. А Базаров , хотя и любит ее, но одновременно злится на это порабощение его личности. К том)" же они слишком разные люди, и дело тут даже не столько в социальных различиях, сколько в характерах героев. И ни Одинцова, ни Базаров не способны, «не размышляя, отдаться» чувству. «...Любовь... ведь чувство напускное», - заявляет Одинцовой Базаров ; но, вероятно, он прежде всего желает убедить в этом самого себя.

Взаимоотношения Базарова и Одинцовой - смертельная рана Базарова

Любовь в произведениях Тургенева - сила природная, подчиняющая себе человека зачастую помимо его желания, она прекрасна, грозна и мгновенна, как молния. Любовь - прекрасное мгновение, которое не дано остановить, как не остановить молнию. Любовь - всегда испытание, потому что она требует самопожертвования. Эту ситуацию “испытания любовью” переживают все герои Тургенева, и герои «Отцов и детей» - не исключение. С момента ее возникновения конкретно-историчес- кая линия развития сюжета преобразуется в нравственно-философ- скую, на смену идейным спорам приходят вопросы, постав¬ленные самой жизнью, а характер героя становится сложнее и проти-воречивее. Он, отрицавший романтику любви, сам влюбился роман¬тически, безнадежно. В конфликт вступают его чувства и прежние убеждения, что делает отношения с Одинцовой сложными и подчас болезненными для героя.
Однако центр романа составляет история любви Базарова и Одинцовой. Именно встреча с Анной Сергеевной словно делит роман на две части. Если в первой части романа мы видим Базарова-победителя- , нигде не встречающего достойного сопротивления, самоуверенного и сильного, то вторая часть показывает нам другого Базарова. Он столкнулся с силой посерьёзнее Павла Петровича. И эта сила - любовь. Трагедия этой любви не только в том, что она осталась безответной.

Развитие отношений между Базаровым и Одинцовой занимает центральное место. До встречи с Анной Сергеевной любовь была одним из красивых “слов”, герой иронически называл её “романтизмом”, “дурью”, “художеством”. Наверное, на такое отношение к любви герой имеет право: история Павла Петровича и княгини Р.- весомое тому доказательство.

Красавица Анна Сергеевна Одинцова - натура сильная, глубо¬кая, независимая, наделенная развитым умом, но при этом она холод¬на и эгоистична. В чем-то она похожа на Базарова: как и он, она свы¬сока относится к другим людям, ощущая свое превосходство над ними. Она единственная в романе верно поняла сложный и противо-речивый характер Базарова, по достоинству оценила его, поняла глу¬бину и силу возникшего в нем чувства. Казалось бы, все это могло привести к прочному союзу героев. Ведь оба они, по сути, очень оди¬ноки. Одинцова, как и Базаров, чувствует, что силы ее богатой натуры остаются нереализованными.
Но что ждет ее с Базаровым? Сцена объяснения героя в любви по¬казывает, что гармонии в их взаимоотношениях нет и быть не может. Недаром Анну Сергеевну так пугает какая-то скрытая, но порой вы¬рывающаяся наружу грозная сила, таящаяся в Базарове. Ему хватает мужества признать, что он влюблен, как настоящий романтик, но соз¬нание этого вызывает у него самого злость - то ли на себя, то ли на Одинцову. С другой стороны, ей самой не хватает смелости и реши¬мости, чтобы связать с ним свою судьбу. Насыщенной, непредсказуе¬мой, но крайне трудной жизни с этим необыкновенным человеком она предпочитает несколько скучное, но весьма комфортное сущест¬вование в привычных для нее условиях богатого аристократического круга. В конце романа мы узнаем, что Анна Сергеевна весьма удачно вышла замуж и вполне удовлетворена своей жизнью. Так что ответст¬венность за несложившиеся отношения с Базаровым лежит и на ней.
Судьба Анны Сергеевны не была легкой. Лишившись родителей, она осталась в затруднительном материальном положении, с двенадцатилетней сестрой на руках. Преодолевая трудности, она проявляет недюжинную силу характера и самообладание. Анна Сергеевна выходит замуж по расчету за человека намного старшего его, и, хотя она уважает своего мужа как человека доброго и честного, конечно, не испытывает к нему никакой любви. Оставшись вдовой, она поселилась в имении, где все было устроено с комфортом и роскошью. Она редко общалась с соседями, и о ней ходило множество нелестных слухов, вероятно, ей завидовали: молода, красива, богата, независима. Базаров произвел на нее впечатление, и она пригласила их с Аркадием в гости. Уже первая беседа в гостинице продолжалась более трех часов, причем Анна Сергеевна проявляет и чуткость, и такт, выбрав тему для разговора и помогая гостю освоиться. Даже Базаров меняет свое к ней отношение, с уважением говоря, что она «в переделе была», «нашего хлеба покушала». Дальнейшее общение сближает героев, они интересны друг другу, но не во всем могут между собою согласиться. Базаров придерживается социалистических взглядов, отрицая индивидуальность человеческой личности: «Исправьте общество, и болезней не будет». Разумеется, получившая классическое дворянское образование, Анна Сергеевна не может с этим согласиться. Ей скучно, как всем женщинам, «которым не удалось полюбить», хотя она сама не знает, чего именно ей хочется. Она кокетничает с Базаровым, отговаривая ею уехать. Базаров же находится в замешательстве: всю жизнь считая любовь «романтизмом», теперь он «с негодованием сознавал романтика в самом себе». Его бесит собственная слабость, он не может позволить себе зависеть от избалованной женщины, «аристократки». Их объяснение драматично: страсть Базарова пугает Анну Сергеевну, заставляя ее в испуге отшатнуться. Перед отъездом Евгения Одинцова долго размышляет о своем душевном состоянии и приходит к выводу, что она была права: «Бог знает куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие все-таки лучше всего на свете».

Различия в воспитании, мировоззрении, образе жизни стали для героев непреодолимыми. Базаров в смятении сознает, как рушатся основы нигилизма его твердых убеждений, а Анна Сергеевна боится связывать свою судьбу с непредсказуемым и политически неблагонадежным человеком, нарушить ради него свой душевный комфорт. Герои расстаются друзьями, сумев подняться выше своих предрассуждений, но их взаимоотношения, видимо, не могли сложиться иначе.
И лишь сцена смерти героя снимает те острые противоречия, ко¬торые так наглядно проявились в его любви к Одинцовой. Может быть, только во время последнего свидания с умирающим Базаровым она поняла, что потеряла самое ценное в своей жизни. Он же больше не пытается противостоять своему чувству, и оно выливается в по¬этическом признании: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет». Но эта гармония лишь на короткий миг освещает героев, так и не сумевших воплотить ее в жизнь.
Эти уроки любви нанесли глубокие раны не только душе, но и уму Базарова. Она привели к кризису его односторонние, вульгарно-материали- стические взгляды на жизнь. Он стал интересоваться собой, миром вокруг себя.
Глубоки и тревожны те вопросы, к которым пробивается смятенный Базаров. И эти вопросы делают его душу богаче, щедрее и человечнее. Но слабость Базарова в усиленном стремлении уйти от них, в презрительной оценки их как чепухи.


Категории:

Автор романа «Отцы и дети» подверг своего героя серьезному испытанию. Базаров не верил в любовь. Разговоры о чувствах с презрением называл «романтизмом». Тем не менее именно любовь его и погубила. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Чем она его заинтересовала?

История любви Базарова и Одинцовой - одна из сюжетных линий романа. Хотя произведение Тургенев создал прежде всего под впечатлением общественных и политических событий, происходивших в России в середине XIX века. Базаров - нигилист, он ни во что не верит, у него нет авторитетов. Но оказалось, что и ему не чужды обычные человечески страдания. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Поиск ответа на этот вопрос - важная составляющая художественного анализа книги русского классика. Вспомним сюжет произведения.

Нигилист

Двοрянин Никοлай Петрοвич Кирсанοв, владелец пοместья Марьинο, οжидает приезда свοегο сына Аркадия Кирсанοва, кοтοрый вοзвращается из Петербурга, οкοнчив университет. Οн, накοнец, приезжает, и не οдин. Аркадий знакοмит οтца сο свοим другοм Евгением Базарοвым, всячески расхваливая егο. Он убеждает отца, чтο Евгений - οчень интересный и умный челοвек. Ведь Базаров - нигилист.

В дοрοге Никοлай Петрοвич пοведал сыну все дοмашние нοвοсти. Пοжалοвался, чтο дела у негο идут из рук вοн плοхο: рабοтники сοвсем οбленились, пьянствуют, не платят οбрοк. И с деньгами сοвсем худο. Аркадий же рассказывает ο друге, ο тοм, чтο Евгений сοбирается стать врачοм, а также о его неοбычнοм мирοвοззрении.

История Павла Петровича

Дома οни встречают старшегο брата Никοлая Петрοвича - Павла. Этο немолодой, но все еще красивый, пοдтянутый мужчина, кοтοрый следует английскοму стилю в οдежде. Οн мοднο οдет и ухοжен, чтο вызывает усмешки у Базарοва. Павел Петрович не слишкοм любезнο принимает гοстя, даже не пοдает ему руку. Эти герои противопоставлены друг другу.

Позже Аркадий расскажет другу историю Павла Петровича. Оказывается, он был когда-то светским львом, энергичным, успешным, обаятельным. Все изменилось после встречи с некой княгиней. Базаров относится с презрением к Павлу Петровичу. Как может любовь изменить жизнь мужчины? Но Евгений зря осуждает этого человека. Ведь вскоре он встретит молодую вдову и поймет, что чувства порою сильнее разума. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Что особенного было в этой женщине? Неужели она покорила сердце скептика своей красотой?

Философские споры

Аркадий пοзнакοмился с Фенечкοй, кοтοрая рοдила сына Николаю Петровичу. Отец нахοдится в замешательстве, ему οчень нелοвкο перед сынοм, нο тοт егο пοддерживает и убеждает, чтο ничегο прοтив не имеет.

Однажды Базаров и Павел Петрович начали спοр. Старший Кирсанοв не желает пοнять и принять убеждения и принципы гостя. Евгений же οтрицает всякую пοльзу искусства, пοэзии, всегο вοзвышеннοгο. Он заявляет, чтο есть вещи гοраздο важнее, например, тοчные науки.

Встреча Базарова с Одинцовой

Друзья однажды пοехали с визитοм к рοдственнику Кирсанοвых, Матвею Ильичу Кοлязину, кοтοрый пригласил их к губернатοру. Тοт предлοжил им пοприсутствοвать у негο на балу. Там мοлοдые люди пοзнакοмились и с Аннοй Сергеевнοй Одинцовой. Отношение Базарова к этой женщине изначально было необычным - необычным на фоне его циничных рассуждений.

Евгений с удивлением οбнаруживает, чтο заинтересοвался ею. Он не скрывает, чтο Одинцова οтличается οт других женщин. Вскοре Анна приглашает Евгения и Аркадия в свοе пοместье Никοльскοе. Противник искусства и философии прοвοдит мнοгο времени с Одинцовой.

Любовь Базарова настигла неожиданно - во время пребывания в ее поместье. Однажды он признается ей в своих чувствах. Что привлекло Базарова в Одинцовой? Пожалуй, он и сам не смог бы ответить на этот вопрос. Осознание истины к нему пришло слишком поздно - перед смертью.

Одинцова, в отличие от прочих женщин, которых встречал Базаров, умна, рассудительна. Она много читает, слушает Евгения с искренним интересом. Но дело даже не в этом. Базаров, как и любой живой человек, нуждается в любви. Он просто-напросто встретил женщину, которая смогла его заинтересовать. Рано или поздно это должно было произойти.

Спустя две недели друзья уехали. Они отправились к родителям Базарова. Отношения с Одинцовой на этом не заканчиваются. На обратном пути друзья неосознанно сворачивают в сторону Никольского.

Дуэль

Οднажды Павел Петрοвич стал свидетелем тοгο, как Евгений пοцелοвал Фенечку. Он вызывает Евгения на дуэль. Базарοв ранит его. Однако οб истиннοй причине дуэли οни никοму не сказали, сοславшись на пοлитические разнοгласия.

Финал

Евгений вοзвращается к рοдителям и принимается за врачевание. Οднажды, рабοтая с трупοм челοвека, умершегο οт тифа, οн получает заражение. Вскоре понимает, что смертельно болен и выражает желание увидеть Одинцову.

Базаров в «Отцах и детях» - образ трагический. Печальна судьба человека, который провел жизнь в полном заблуждении. Отношения Базарова и Одинцовой завершились, не успев развиться. Иначе и не могло быть. Нигилист неожиданно полюбил женщину, которая не смогла ответить ему взаимностью.

Базаров и Одинцова

В «Отцах и детях» показан герой, который οтнοсится к любви тοчнο так же, как и кο всему другοму, - с практическοй или естественнοнаучнοй тοчки зрения. Великοе чувствο οн οбъяснял исключительнο οднοй физиοлοгией и медицинοй.

Почему история Базарова и Одинцовой является важной сюжетной линией в романе? Дело в том, что с ее помощью автор показал неубедительность взглядов главного героя. Встреча с Οдинцοвοй οпрοвергла егο внутреннее убеждение. Οтличие герοини οт других женщин οн οтметил сразу же в присущей ему грубοватοй манере: «На οстальных баб не пοхοжа». Пοстепеннο к нему прихοдят незнакοмые прежде чувства, кοтοрые οн раньше старательнο οтвергал.

В сцене признания в любви, описанной в 18-й главе, Базарοв раскрывает свοи чувства. Οдинцοва, дοбившись этοгο признания, сразу с хοлοдοм οтступает, испугавшись изменений в Базарοве и их вοзмοжных пοследствий для ее спοкοйнοй οтлаженнοй жизни.

Нο если стοль серьезны были чувства Базарοва к Οдинцοвοй, тο для чегο же в рοмане рассказана история с Фенечкой, закончившаяся дуэлью? Здесь мοгут быть различные версии. К Οдинцοвοй Базарοв испытывает те чувства, кοтοрые раньше не признавал. Нο в пοединке с ней οн терпит пοражение, хοтя нравственнο выглядит дοстοйней, чем οна. Фенечка мοгла стать для Евгения свοегο рοда οтдушинοй. В ее дοступнοсти и прοстοте οн ищет спасение οт аристοкратическοгο рациοнализма Οдинцοвοй.

Можно допустить и другую версию. Увлечение Фенечкοй - тο самοе базарοвскοе, чистο физиοлοгическοе - слοвнο οттеняет пοдлиннοсть любви к Οдинцοвοй. И драма Евгения в тοм, чтο жизнь не пοдтвердила егο теοретическοгο цинизма. Не тοлькο любοвь к Οдинцοвοй, нο и влюбленнοсть в Фенечку οказались пο преимуществу нравственнο-эстетическим чувствοм, а не биοлοгическим инстинктοм.

Автор разрушил нигилизм Базарοва, показал его красивую и сильную челοвеческую натуру. Однако в споре о роли простых земных чувств в жизни человека Евгений проиграл. Не обрел счастья и его оппонент - Павел Петрович. Есть ли победители в этом споре? Прав, как оказалось, человек, который упорно избегал всяческих дискуссий, - Николай Петрович Кирсанов. Он умел жить: играл на виолончели, читал Пушкина, любил Фенечку, души не чаял в детях и не задумывался о высоких материях.

Русская литература славится глубиной своих работ. Одна из таких «Отцы и дети» Ивана Сергеевича Тургенева. Главная тема - рождение и выращивание новых прогрессивных идей, вектором которых является игнорирование искусства в пользу точных наук. В кругу нигилистов нет места чувствам и старым истинам. Но какая бы суть ни была вложена автором в роман, для читателей на первом месте стоит история любви Базарова и Одинцовой.

«Отцы и дети» Тургенева

Роман был написан в 60-е годы XIX века и сразу покорил мир своими молодежными идеями. Тогда, как и сейчас, Базаров - пример нового, современного человека. Но, как показал автор, не к такому примеру нужно стремиться. Тем не менее, главный герой пленил сердца многих читателей. Он всегда имел что сказать, его реплики четкие, а диалоги с ним интригуют. Важно то, что в романе Иван Сергеевич показал, как легко может быть уничтожена жизнь из-за неправильной трактовки.

Недаром произведение называется «Отцы и дети». Главный герой пренебрежительно относится не только к старшим по возрасту, но и к своим родителям. В мыслях он уважает многих взрослых, а вот на деле дерзит. «Отцы и дети» Тургенева показали, как различаются идеалы разных поколений и как деградирует с каждым годом молодежь.

знакомство с героем

События начинают свой отсчет от 20 мая 1859 года по приезде Аркадия домой вместе с другом Евгением Базаровым. Последний - резкий, самолюбивый и тихий человек. Людей слабовольных он, как магнитом, затягивает в свои сети, но помимо своей воли. Те, что готовы спорить, автоматически становятся ему врагами. Базаров в душе презирает любовь, поэзию и свой народ. Он нигилист, который исповедует веру в либеральные и консервативные идеи.

Рождение чувств

Но встреча Базарова с Одинцовой расставляет новые приоритеты. Молодая, красивая и богатая вдова Анна сразу захватывает Евгения. Чувства, как ему кажется, взаимны, но женщина решает сохранять спокойствие и не развивать любовь. Герой, плененный своими правилами, решает также оставаться верным принципам. Он убегает от любви к родителям. Но высокие чувства победили жизненные стереотипы. Любовь Базарова к Одинцовой заставляет его вернуться в дом Аркадия.

От грусти герой соблазняет чужую женщину, за что его вызывают на дуэль. С течением обстоятельств счастливы все, кроме Евгения. Анна не отвечает на чувства, и читатели теряют надежду на то, что сложится пара Базаров и Одинцова. Взаимоотношения не налаживаются, поэтому герой окончательно прощается с любимой и другом, сжигает мосты и возвращается домой.

Окончание истории, что так и не началась

Дома Базаров тонет в работе на несколько дней. Но грусть и чувство догоняют его и понемногу становятся сутью жизни. Из-за невнимательности он заражается от покойного тифом и осознает свою близкую смерть, поэтому решает попросить любимую приехать и попрощаться с ним.

В предсмертной беседе герой признает, что отношение Базарова и Одинцовой не сложились в большей степени из-за его характера. Он осознает, что его мешали строить отношения, но сожаления по этому поводу молодой человек выражает мало. Покидая этот мир, главный герой не удовлетворен тем, на что потратил свою жизнь. Но дай ему судьба еще один шанс переписать свою историю по-новому, он, видимо, не изменил бы ни единого взгляда. Отношения Базарова и Одинцовой были обречены с самого начала. После этого печального события в романе играют несколько свадеб. Но чувства как будто постановочные. Анна Сергеевна снова выходит замуж по расчету.

В итоге, на могилу Базарова приходят только старые и страдающие родители, которых он так не уважал при жизни.

Евгений Базаров: роль, которую он пронес через всю жизнь

Один из главных героев романа Тургенева «Отцы и дети» - Евгений Базаров. Читая произведение, возникает двоякое впечатление от персонажа. Причем двойственное восприятие этой личности преследует сразу после знакомства. С одной стороны, мы видим его холодный, сухой характер, с другой, интуиция постоянно подсказывает, что фигура полностью не раскрыта. Привкус того, что где-то в глубине души Базаров удивит нас своими рыцарскими поступками, остается. Но неоднозначная оценка держит нас в напряжении до конца книги. Позже некоторые разъяснения дают любовь Базарова и Одинцова.

Внешний вид героя полностью соответствует его лицу. Заостренный нос, большие зеленые глаза, широкий плоский лоб на худом лице, что обрамлено бакенбардами, темно-белокурые волосы и улыбка, за которой плохо маскируется светлый ум, самоуверенность и достоинство. Именно таким предстает перед нами персонаж впервые. Его образ манит определенной загадочностью.

И все бы ничего, но в дальнейшем перед нами предстает другой, настоящий Базаров, черты характера которого сначала были незаметны. Он свысока, гордо на всех смотрит, не признает святости брака и любви, не верит в авторитет и считает ниже своего достоинства доказывать свою точку зрения другу или врагу.

Тем не менее, мы можем наблюдать новые вспышки характера сразу после того, как вспыхнул роман Базарова и Одинцовой. Взаимоотношения, что возникли между молодыми людьми, меняют привычный для них мир.

- вызов, наказание и награда для Базарова

В пространстве, в котором живет главный герой, не было места для любви, пока он не встретил Анну Сергеевну. Холодная, расчетливая вдова - Базаров в женском образе.

Аристократка, которую полюбил Евгений, горда и умна. Умерший старый муж оставил ей большое материальное состояние. Это позволяет ей жить независимо и делать то, что вздумается.

Еще двух таких похожих и разных людей в мировой литературе не найти. История любви Базарова и Одинцовой - рецензия на книгу «Как не нужно жить». Молодая женщина, привлекательная, не имеет Она существует между временем, не различая дня и ночи.

Едва заметная улыбка и - Одинцова, как и Базаров, умела себя эффектно подать. Но в отличие от главного героя, женщина действительно не умеет любить. Или сердце ее окаменело еще в детстве? А возможно, причиной стали новые течения в обществе? Важно только то, что Базаров не сразу признался в своих чувствах, а любовь у Анны так и не возникла.

О том, что бессердечная женщина была равнодушной, говорит и ее отношение к молодому человеку. Он для нее - забава. Безразличие к его смерти пугает читателей. Для Одинцовой (даже сама фамилия говорит о многом) были далеки такие чувства, как горе и радость. Роман заканчивается ее браком с новой выгодной партией.

В мире литературы

Есть клише, по которым пишут главных героев. И именно такие герои впоследствии становятся самыми популярными. Под эту линейку были созданы и герои Тургенева. Это бездушные молодые парни и девушки, которые не мечтают о любви.

Были мужчины и более холодные, замкнутые, чем Евгений. Многие влюбленные мировой литературы отличались друг от друга: Дарси и Лиззи Беннет, Рочестер и Джейн Эйр, Ретт Батлер и Скарлетт, среди них и герои Тургенева - Базаров и Одинцова. Взаимоотношения последних были обречены на провал. Стены, что они соорудили, было невозможно разрушить даже с помощью любви.

Критика на выбор главного героя

Отношение Базарова и Одинцовой к жизни критики восприняли неоднозначно. С одной стороны, молодые люди остаются верны себе, а за ними стоят новые грандиозные теории. Базаров - представитель нового общества, независимого, свободного от искусственно насажденных авторитетов. Он и его сторонники растят идеи, опережающие свое время. Отказаться от них - означало бы невозможность свободно развиваться.

С другой стороны - высота любви проверена тысячелетиями. Именно это прекрасное чувство вдохновляло творить. Поэтому выбор героя в пользу так называемого прогрессивного общества является низким и неразумным. Базаров однозначно мог достичь больших результатов, отказавшись от своей теории.

Чувства, изменяющие мир

Наверное, самое тяжелое, что может пережить человек - собственных принципов. Но еще хуже остаться наедине со своими правилами, проигнорировав любовь.

На протяжении всего произведения протягивается необычная, небудничная линия симпатии двух персонажей. Эти главные герои - Базаров и Одинцова, взаимоотношения которых ярко вспыхивают и постепенно идут по наклонной вниз.

Красота персонажа однозначно противоречива. По всем критериям тогдашнего мира он не дотягивает до эталона совершенства. Но стоит ему только открыть рот, что, заметим, делает он довольно редко, как течение его мыслей, сила характера в словах и уверенность в своей правоте покоряют. Несмотря на холод, исходящий от главного героя, Базаров и Одинцова, взаимоотношения которых были очень сложными, все же сумели загореться друг к другу чувствами.

Базаров стоит перед выбором: остаться верным своим принципам или упасть до состояния, за которое всегда презирал людей. Быть романтиком и счастливо влюбленным - значит быть низким. «Это все романтизм, чепуха, гниль, художество», - как-то выражает свои мысли другу Базаров.

К сожалению, Базаров и Одинцова испытание любовью не прошли. Однако в "Отцы и дети" ярко выражена извечная тема большой и широкой человеческой души.

Тема. Базаров и Одинцова. Любовная интрига в романе и ее роль в раскрытии идейно-эстетического содержания романа. Женские образы.

Взаимоотношения Е. Базарова и А. Одинцовой являются одной из линий общего конфликта. В любом тургеневском романе главный герой проведен через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев делал это не только для полноты и многогранности образа. В его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя. Неразделимое единство личной и общественной тем составляет основу тургеневского романа.

В «Отцах и детях» любовная фабула проходит не через весь роман, а занимает только одну из стадий развития действия. У Базарова вульгарный, упрощенный подход к любви. Вместе с тем, критикуя Павла Петровича, Базаров правильно говорит о том, что нельзя ставить свою жизнь только на карту женской любви и тем более нельзя раскисать от неудачи и превращаться в ни на что не способного человека.

Впервые Анна Сергеевна Одинцова появляется на балу у губернатора. Аркадию она представляется в каком-то царственном ореоле. Действительно, она необыкновенно хороша собой, к тому же она «поразила» Аркадия «достоинством своей осанки», но главное, во всем ее облике и поведении присутствовало глубокое спокойствие. В результате возникшая цепочка характеристик Анны Сергеевны - спокойна, вежливо участлива, снисходительна, холодна, строга - закон подводит читателя к мысли о возможном ее равнодушии по отношению ко всему происходящему вокруг нее.

Рядом с Одинцовой Аркадий проникнут откровенным «счастием находиться в ее близости, говорить с ней, глядя в ее глаза, в ее прекрасный лоб, во все ее милое, важное и умное лицо». Вместе с тем в присутствии Анны Сергеевны он испытывает необъяснимую робость, благоговение и «изящное смирение», как юный паж подле своей госпожи.

Что же касается Базарова, то его откровенный цинизм в отношении Одинцовой не выглядит ничем неожиданным для естествоиспытателя («Это что за фигура? На остальных баб не похожа»; «...холодна? В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»). Однако оказавшись рядом с Одинцовой, Базаров вдруг начинает конфузиться. В гостиничном номере, куда она пригласила приятелей, он, безуспешно пытаясь скрыть свое состояние развязностью и многословием, в итоге еще и «покраснел», услышав приглашение в гости в Никольское, имение «герцогини», как окрестил он Одинцову. Уже на улице Базаров продолжает ерничать относительно «богатого тела» Анны Сергеевны, которое можно, по его мнению, поместить «хоть сейчас в анатомический театр». Но именно ему принадлежат и абсолютно точные психологические характеристики героини - ее холодность («Вишь как она себя заморозила!») и царственность («Ей бы только шлейф сзади носить да корону на голове»), связанные с выше отмеченным равнодушием Одинцовой. А Базарову, как окажется, будут необходимы ее тепло и человечность.)



История любви Базарова к Одинцовой.

С самого начала между Базаровым и Одинцовой немного общего: она- «герцогиня», он- «лекарь»; она - холодная и безмятежная, он, как покажет история любви к этой женщине, - неравнодушный и страстный.

Как трудно будет даваться ему чувство к Одинцовой! В нем начинаёт происходить что-то не базаровское: «что-то другое в него вселилось... чего он никак не допускал». Одинцова же принадлежит к тем людям, которые не знают тревоги: она и волновалась «изредка», и кровь у нее «тихо катилась»: просто какая-то женщина-«рыбица»! Герой стоит на пороге большой личной драмы. Но у Базарова не было сил уйти от этой женщины. Он любил ее, и таил свою любовь, и мечтал... о нежности!

Вместе с тем тургеневский герой многое понимает в Одинцовой. Так, он не верит, что она «способна увлекаться», разве что из любопытства.

Анна Сергеевна действительно «была любопытна»: в отношениях с Базаровым ей хотелось и «его испытать», и «себя изведать». Но в итоге Одинцова испугалась. Не случайно в сцене объяснения героев Тургенев дважды повторяет слово «испуг». Возможно, она испугалась необузданности Базарова, неожиданной грубости его чувств? Так пытаются объяснить несостоявшуюся любовь героя. Хотя стихийность Базарова можно расценить и прямо противоположно: как проявление его глубокой искренности.

В конечном же счете Базаров окажется прав не только в том, что эта женщина «себя заморозила», но что она, несомненно, «царица».

Основа жизни Одинцовой - материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие. Вторжение Базарова в ее жизнь означало бы конец этого спокойствия. Одинцова не отвечает на любовь Базарова. Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других.

Базаров - нигилист, был человеком чуждого мира Одинцовой. В политическом отношении это был человек, не верящий в те основы жизни, которые ей казались законными, привычными. По социальному положению Базаров выходец из низов. В материальном отношении - бедняк, будущий лекарь, в лучшем случае – ученый. По характеру тургеневский герой резок и прямолинеен. Любовь Базарова к Одинцовой – событие, потрясающее основы его убеждений, ставящее под сомнение его философскую систему.Она не пугалась резкости выражения Базаровым чувства. Даже если бы она полюбила его, она не пошла бы за ним в его «горькую жизнь».

Одинцова пришла к нему, умирающему от холеры, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царственных особ ритуально-бесстрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров все правильно понял в поведении Одинцовой, приветствуя ее появление фразой: «это по-царски».)

Испытание любовью становится для героя рубежным. Только любовь обнаруживает в нем глубокого, значительного, необыкновенно мощного в эмоциональном переживании человека, самосгорающего в своем чувстве и при этом становящегося еще более сильным. Сколько страдания испытывает Базаров при своем последнем визите к Одинцовой! По-прежнему затаенно-трепетно любящий Анну Сергеевну, он вместе с тем понимает, что ее прощальным порывом движет жалость к нему! И потому он как бы поднимается над своим же чувством, чтобы иметь силы произнести: «Человек я бедный, но милостыни еще до сих пор не принимал. Прощайте-с и будьте здоровы».

Если бы не любовь, разбудившая в Базарове эмоциональные силы, разве читатель мог узнать, насколько одновременно убедительным, проникновенным и страстным может быть нигилист в выражении своего отношения к «отцам»: «Ваш брат дворянин дальше благородного смирения или благородного кипения дойти не может, а это пустяки. Вы, например, не деретесь - и уж воображаете себя молодцами, - а мы драться хотим. Да что! Наша пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя за марает, да ты и не дорос до нас...»

В любящем Базарове просыпается мощно чувствующая душа, таящая бездну страстей, а потому притягивающая к себе и становящаяся как бы продолжением стихии ночи, свидетелем стоящей за окном в течение его разговора с Одинцовой.

Но любовь не только открывает многое в Базарове. Одновременно она ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир.

Базаров способен на любовь, на большое и глубокое чувство. По мнению М. М. Жданова, сопоставление Базарова с Одинцовой и Павлом Петровичем Кирсановым позволяет увидеть внутреннее единство произведения, связь любовной интриги с основным конфликтом романа, доказывает «торжество демократизма над аристократией» в области чувств.

Женские образы

Анна Сергеевна Одинцова Молодая красивая женщина, богатая вдова. Отцом Одинцовой был известный карточный шулер. Она получила прекрасное воспитание в Петербурге, воспитывает младшую сестру, Катю, которую искренне любит, но прячет свои чувства. Одинцова умна, рассудительна, уверена в себе. От нее веет спокойствием, аристократизмом. Больше всего она ценит покой, стабильность и комфорт. Базаров вызывает в ней интерес, дает пищу ее пытливому уму, однако чувства к нему не выводят ее из привычного равновесия. Она неспособна на сильную страсть
Фенечка Молодая женщина «неблагородного происхождения», которую любит Николай Петрович. Фенечка добра, бескорыстна, простодушна, честна, открыта, она искренне и глубоко любит Николая Петровича и сына Митю. Главное в ее жизни - семья, поэтому преследования Базарова и подозрения Николая Петровича оскорбляют ее
Катя Локтева Младшая сестра Анны Сергеевны Одинцовой. Чуткая натура - любит природу, музыку, но одновременно проявляет твердость характера. Катя не понимает Базарова, даже боится его, ей намного ближе Аркадий. Она говорит Аркадию о Базарове: «Он хищный, а мы с вами ручные». Катя - воплощение идеала семейной жизни, к которому втайне стремился Аркадий, благодаря ей Аркадий возвращается в лагерь отцов