Чем внешне белорусы отличаются от русских. Главные отличия русских от белорусов

Эти народы единым целым никогда не были и не станут.

В свете частых заявлений о том, что русские и белорусы - один народ, у меня появилась непреодолимая потребность разрушить сей миф и доказать обратное, по той простой причине, что миф этот губителен.

А правда - среди нас и блистает живыми красками.

Сразу отмечу, что в качестве доводов я не буду приводить сомнительные тексты из толстых книг об истории возникновения двух народов, а поделюсь лишь субъективными наблюдениями: общие черты характеров, модели поведения белорусов и русских в естественных трудовых и бытовых условиях.

Главным отличием русского человека от белоруса является мощная эмоциональность, и как дополнения - максимализм и крайность суждений. Пожалуй, эти свойства занимают главную роль в сравнительном анализе и являются ключевыми. Белорус в этом смысле - антипод русского: он прагматичен, спокоен, не любит крайностей, не подвержен резким сменам настроения, как его восточный сосед.

Слепое следование идеям, лозунгам, «сначала делание, потом думание», беспечность очень часто берут верх в поведении русского, приводя к отрицательным, разрушительным, иррациональным результатам. Манера русского «долго запрягать, но зато быстро ехать», по моему мнению, менее правдива, чем обыденное «спонтанно вскочить и помчаться в неизвестность». Порывистость русского и раздумчивость белоруса - эти признаки также весьма заметны в публичном пространстве.

Следующим, уже позитивным качеством, свидетельствующем о непохожести русского на белоруса, является безмерная русская открытость к незнакомому человеку (ксенофилия), непосредственность в общении с ним, талант универсального восприятия и принятия разных людей. Всё-таки стоит признать, что белорус вобрал в себя западные шаблоны социальной коммуникации и склонен более к персонализму и изоляционизму, чем к коллективизму и синергетической отдаче.

В то же время у русского и белоруса имеется общее «родимое пятно» - кумирофилия. Белорусская любовь - возвеличивать лидеров - выражается ярче, и имеет свои специфические особенности, в виду политической системы, закрепившей авторитарное сознание.

Русский - анархичный, нестабильный кумирофил. Он активно стремится к простору внешнему, при всём своём монархическо-религиозном понимании мира, в центре которого может оказаться даже табуретка. Кстати, монархический аспект ни в коем случае не вступает в противоречие с анархическим, ибо русские устремления направлены в небеса (свободу и Бога), а не в объект (монарха, хозяина). Это объясняет, я полагаю, то, почему русские монархисты век назад становились анархистами, и наоборот.

Белорусский консерватизм, любовь к неживой атрибутике, памятникам, символизирующим «хозяина», «поводыря», «гаспадара», обнажают уникальный феномен, менее свойственный русским, - фанатичный фетишизм.

Показывая трепетное влечение к построенным библиотекам, домам, лужайкам, скульптурам, огородикам, белорус скрывает духовную пустоту здесь и сейчас, создаёт комфортный фон, маскирующий правду о себе самом сегодня. Белорусы - позёры, которые считают важным внушить иллюзию благосостояния и произвести впечатление на окружающих. Белорус будет ездить на дорогой иномарке за 10 тысяч долларов, ходить в новых туфлях, шапке, но в квартире его будет скудная, без ремонта и особых условий обстановка в стиле «Назад в СССР».

Часто погружаясь в тоску от безысходности, отсутствия перспектив, белорус, по малодушию своему, любит цепляться за эффектные речи банальных популистов, народных льстецов, которые говорят то, что страждущий хочет услышать в данный момент времени. По большому счёту, русские тоже любят заниматься самообманом, ставить лгунов и клоунов в центр внимания.

Проявляя огромный кредит доверия к управленцам, постоянно повторяя свои ошибки, не заканчивая начатое до конца, и переключаясь на новые начинания, русский человек укрепляет общенациональную безвольность, заложником которой, кстати, является добровольно, хотя может это изменить, если сильно того захочет. А вот терпеливый белорус, в отличие о русского, медленно, но скрупулёзно умеет доводить начатое дело до логического завершения, даже если этот процесс не имеет уже никакого смысла.

Русские очень любят разрушать всё старое и строить на обломках новое, склонны к авантюризму и революционному методу решения проблем. Белорусское умение помнить и хранить свою историю и русский навык мгновенно забывать прошлое, стирая из головы болезненные страницы, - кардинально иные представления о государственном строительстве.

Ошибочно говорить, что лень и рабство пришли в Беларуь и Россию от москалей. Например, белорусская мнительность, подозрительность и прибалтийская флегматичность, как регрессивные и сугубо местные качества, в целом не свойственны московитам, азиатам и восточным народам, а тем более - этническим русским. Невольничество в России - продукт церкви. А отсутствие культуры, бестактность, духовная темнота - следствие необразованности крестьянской среды.

Покорность, боязнь правды и латентная ксенофобия - это фундамент, на котором строится автократическая власть в Беларуси. Инфантилизм доминирует в личности белоруса и является имманентным, и зачастую свой потенциал он не хочет раскрывать из-за робости и той же ксенофобии.

Дурачество, способность публично каяться, бунтарство - эти русские черты белорусу абсолютно чужды, непонятны и воспринимаются с отторжением. В этой связи, какая может идти речь о едином народе? Никогда русские и белорусы не были таковыми, а просто жили под одной большой оккупационной крышей. Миф о единстве интернационала придумали захватчики-большевики, которые в детали и частности этнических групп вникать не жаждали, имея в распоряжении 1/7 часть суши.

Раскрепощенность русского и зажатость белоруса - ещё одно доказательство, что эти два представителя восточноевропейских народов отличаются друг от друга. Выносливость, сила воли русскому свойственны более, чем белорусу. Ласковый, воздушный белорусский язык и рупорная, ветреная русская речь влияют на восприятие и оценку собеседника.

Душевная простота и гостеприимство - органическая, неотъемлемая часть русского характера, которая выражается сильнее, чем у белоруса. Белорусам сделана прививка в виде польского гонора и католицизма, которая на российской территории не прижилась и скоропостижно рассосалась.

Без сомнений, белорусы и русские - два разных народа, поэтому националисты из Беларуси абсолютно правы, когда говорят о культурно-социальной идентичности своей страны, напоминая об истории жизни своих предков при Великом Княжестве Литовском. Несмотря на существенную различность, два географически близких соседа, как противоположности, притягиваются, что наблюдается в скачкообразных, но стабильных белорусско-российских отношениях. Белорусы учатся у русских хорошему и плохому опыту, как в любом обществе, изучают новые слова, диалекты… к сожалению, копируют негативные веяния шоу-бизнеса, хамские повадки светских акул. Многое из того, что навязывает Россия через ТВ Беларуси, демонстрируя неприемлемую форму имперского разговора с иными государствами, всё-таки не принимается западным соседом, хоть и увидеть этот протест и неприятие в полной мере сложно в Беларуси.

В конечном итоге, белорусы остаются белорусами, а русские продолжают быть русскими. И это обстоятельство лишь укрепляет тот факт, что эти народы единым целым никогда не были и не станут.

Русские и белорусы признают: мы мало отличаемся друг от друга. Но всё-таки мы разные. Как формировалась Белоруссия и в чем её уникальность

История Белой Руси

Этноним «белорусы» был окончательно принят Российской империей в XVIII - XIX веках. Вместе с великороссами и малороссами, белорусы в глазах самодержавных идеологов составляли триединую общерусскую народность. В самой России термин начал использоваться при Екатерине II: после третьего раздела Польши в 1796 году, на вновь обретенных землях императрица повелела учредить Белорусскую губернию.

У историков нет единого мнения о происхождении топонимов Беларуссия, Белая Русь. Одни полагали, что Белой Русью называли земли, независимые от монголо-татар (белый – цвет свободы), другие возводили название к белому цвету одежды и волос местных жителей. Третьи противопоставляли белую христианскую Русь, черной языческой. Наиболее популярна была версия о Чёрной, Червонной и Белой Руси, где цвет сопоставлялся с определенной стороной света: чёрный - с севером, белый - с западом, червонный - с югом.

Территория Белой Руси простиралась далеко за пределы нынешней Белоруссии. С XIII века иностранцы-латиняне именовали Белой Русью (Ruthenia Alba) Северо-Восточную Русь. Западноевропейские средневековые географы в ней почти не бывали и смутно представляли себе её границы. Термин употреблялся и по отношению к Западнорусским княжествам, например, Полоцкому. В XVI – XVII веках понятие "Белая Русь" закрепилось за русскоязычными землями в Великом княжестве Литовском, а северо-восточные земли, наоборот, стали противопоставляться Белой Руси.

Присоединение Украины-Малороссии к России в 1654 году (не стоит забывать, что вместе с малороссийскими землями, были присоединены к Москве еще и часть белорусских) предоставило государственным идеологам отличную возможность выдвинуть концепцию братства трех народов – великорусского, малороссийского и белорусского.

Этнография и драники

Однако, несмотря на официальную идеологию, белорусам долгое время не находилось места в науке. Изучение их обрядов и народных обычаев только начиналось, а белорусский литературный язык делал первые шаги. Более сильные соседние народы, переживавшие период национального возрождения, в первую очередь поляки и русские, претендовали на Белую Русь в качестве прародины. Главным аргументом было то, что учёные не воспринимали белорусский язык как самостоятельный, называя его диалектом то русского, то польского языка.

Лишь в XX веке удалось выделить, что этногенез белорусов проходил на территории Верхнего Поднепровья, Среднего Подвинья и Верхнего Понеманья, то есть, на территории современной Белоруссии. Постепенно этнографы выделили самобытные стороны белорусского этноса и в частности, белорусскую кухню. Картошка в белорусских землях прижилась еще в XVIII веке (в отличие от остальной России, знавшей картофельные реформы и бунты 1840-х годов) и к концу XIX века в белорусская кухня пестрила ассортиментом блюд из картошки. Драниками, например.

Белорусы в науке

Интерес к истории белорусов, появление первых научно обоснованных концепций происхождения этноса – дело начала века XX. Одним из первых за него взялся Владимир Иванович Пичета, ученик знаменитого русского историка Василия Осиповича Ключевского. Исходя из расселения славян по "Повести Временных Лет", он предположил, что предками белорусов были кривичи, а также соседние с ними племена радимичей и дреговичей. В результате их консолидации и возник белорусский народ. Время возникновения определялось по выделению белорусского языка из древнерусского, в XIV веке.

Слабой стороной гипотезы было то, что летописные племена с середины XII столетия исчезают со страниц летописей и объяснить двухвековое молчание источников сложно. Но начало белорусской нации было положено, и не в последнюю роль из-за начавшегося систематичного изучения белорусского языка. В 1918 году преподаватель Петроградского университета Бронислав Тарашкевич подготовил первую его грамматику, впервые нормализовав орфографию. Так возникла так называемая тарашкевица – языковая норма, позднее принятая в белорусской эмиграции. Тарашкевице была противопоставлена грамматика белорусского языка 1933 года, созданная в результате языковых реформ 1930-х годов. В ней было много из русского, но она закрепилась и использовалась в Белоруссии до 2005 года, когда была проведена её частичная унификация с тарашкевицей. В качестве примечательного факта стоит отметить, что в 1920-х годах на официальном флаге БССР фраза «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» была написана аж на четырех языках: русском, польском, идише и тарашкевице. Тарашкевицу не стоит путать с тарасянкой. Последняя – смесь русского и белорусского языков, встречается повсеместно в Белоруссии и сейчас, чаще в городах.

Белорусы от древнерусских людей

После Великой Отечественной войны национальный вопрос в СССР сильно обострился и на этой почве, для предотвращения межэтнических конфликтов в идеологии Союза стало широко использоваться новое наднациональное понятие – «советский народ». Незадолго до этого, в 1940-х, исследователи Древней Руси обосновали теорию «древнерусской народности» - единой колыбели белорусского, украинского и русского народов. Схожего между этими двумя концепциями было немного, но бросается в глаза активное их использование СССР в указанный период. Такие черты древнерусской народности, как «общность территории, экономики, права, военной организации и, особенно, общая борьба против внешних врагов с осознанием своего единства», можно смело отнести к советскому обществу конца 1940-х – 1960-х. Конечно, идеология не подчиняла историю, но структуры, которыми мыслили ученые-историки и политики-идеологи были очень похожи. Происхождение белорусов из древнерусской народности снимало слабые стороны «племенной» концепции этногенеза и подчеркивало постепенное обособление трех народов в XII – XIV веках. Впрочем, некоторые ученые продляют период формирования народности до конца XVI века.

Данная теория принята и сейчас. В 2011 году на праздновании 1150-летия Древнерусского государства её положения подтвердили историки России, Украины и Белоруссии. За это время в нее внесли данные археологии, показавшей активные связи предков белорусов с балтами и финно-уграми (отсюда родились версии балтского и финно-угорского происхождения белорусов), а также исследование ДНК, проведенное в Белоруссии в 2005 – 2010 годах, доказавшие близость трех восточнославянских народов и большие генетические различия славян и балтов по мужской линии.

Другая Русь

В Великом княжестве Литовском, в составе которого оказалась в XIII – XVI веках почти вся территория современной Белоруссии, старобелорусский язык (то есть западнорусский) был первым государственным языком – на нем велась все делопроизводство, записывали литературные произведения и законы. Развиваясь в отдельном государстве, он испытал сильное влияние польского и церковнославянского, но так и остался книжным языком. В отличие от него разговорный белорусский, испытывая те же влияния, развивался преимущественно в сельской местности и сохранился до настоящего времени. Территория формирования белорусов не так сильно пострадала от монголо-татар. Населению постоянно приходилось бороться за свою веру – православие и против иноземной культуры. В то же время, многое из западноевропейской культуры приживалось в Белоруссии быстрее и легче, чем в России. Например, книгопечатание, начатое Франциском Скориной почти на 50 лет раньше, чем в Московии. Наконец, еще одним немаловажным фактором, складывания белорусской народности стал климат, более мягкий и плодородный, чем в Средней полосе России. Именно поэтому в Белоруссии на 75 – 90 лет раньше прижилась картошка. Белорусская национальная идея сформировалась позднее, чем у других народов и стремилась разрешать вопросы без конфликтов. И в этом её сила.

В свете частых заявлений о том, что русские и белорусы — один народ, у меня появилась непреодолимая потребность разрушить сей миф и доказать обратное, по той простой причине, что миф этот губителен.

А правда — среди нас и блистает живыми красками.

Сразу отмечу, что в качестве доводов я не буду приводить сомнительные тексты из толстых книг об истории возникновения двух народов, а поделюсь лишь субъективными наблюдениями: общие черты характеров, модели поведения белорусов и русских в естественных трудовых и бытовых условиях.

Главным отличием русского человека от белоруса является мощная эмоциональность, и как дополнения — максимализм и крайность суждений. Пожалуй, эти свойства занимают главную роль в сравнительном анализе и являются ключевыми. Белорус в этом смысле — антипод русского: он прагматичен, спокоен, не любит крайностей, не подвержен резким сменам настроения, как его восточный сосед.

Слепое следование идеям, лозунгам, «сначала делание, потом думание», беспечность очень часто берут верх в поведении русского, приводя к отрицательным, разрушительным, иррациональным результатам. Манера русского «долго запрягать, но зато быстро ехать», по моему мнению, менее правдива, чем обыденное «спонтанно вскочить и помчаться в неизвестность». Порывистость русского и раздумчивость белоруса — эти признаки также весьма заметны в публичном пространстве.

Следующим, уже позитивным качеством, свидетельствующем о непохожести русского на белоруса, является безмерная русская открытость к незнакомому человеку (ксенофилия), непосредственность в общении с ним, талант универсального восприятия и принятия разных людей. Всё-таки стоит признать, что белорус вобрал в себя западные шаблоны социальной коммуникации и склонен более к персонализму и изоляционизму, чем к коллективизму и синергетической отдаче.

В то же время у русского и белоруса имеется общее «родимое пятно» — кумирофилия. Белорусская любовь — возвеличивать лидеров — выражается ярче, и имеет свои специфические особенности, в виду политической системы, закрепившей авторитарное сознание.

Контекст

Мигранты в ЕС: чем отличаются друг от друга белорусы, молдаване и украинцы

14.12.2014

Слово «Россия» все время вызывает тревогу

Белорусские новости 04.08.2017

Въедет ли Путин в Минск на танке?

Белорусские новости 28.02.2017

Белорусы будут работать до смерти

Белорусский партизан 12.04.2016

Мультимедиа

БЕЛТА 26.08.2016 Русский — анархичный, нестабильный кумирофил. Он активно стремится к простору внешнему, при всём своём монархическо-религиозном понимании мира, в центре которого может оказаться даже табуретка. Кстати, монархический аспект ни в коем случае не вступает в противоречие с анархическим, ибо русские устремления направлены в небеса (свободу и Бога), а не в объект (монарха, хозяина). Это объясняет, я полагаю, то, почему русские монархисты век назад становились анархистами, и наоборот.

Белорусский консерватизм, любовь к неживой атрибутике, памятникам, символизирующим «хозяина», «поводыря», «гаспадара», обнажают уникальный феномен, менее свойственный русским, — фанатичный фетишизм.

Показывая трепетное влечение к построенным библиотекам, домам, лужайкам, скульптурам, огородикам, белорус скрывает духовную пустоту здесь и сейчас, создаёт комфортный фон, маскирующий правду о себе самом сегодня. Белорусы — позёры, которые считают важным внушить иллюзию благосостояния и произвести впечатление на окружающих. Белорус будет ездить на дорогой иномарке за 10 тысяч долларов, ходить в новых туфлях, шапке, но в квартире его будет скудная, без ремонта и особых условий обстановка в стиле «Назад в СССР».

Часто погружаясь в тоску от безысходности, отсутствия перспектив, белорус, по малодушию своему, любит цепляться за эффектные речи банальных популистов, народных льстецов, которые говорят то, что страждущий хочет услышать в данный момент времени. По большому счёту, русские тоже любят заниматься самообманом, ставить лгунов и клоунов в центр внимания.

Проявляя огромный кредит доверия к управленцам, постоянно повторяя свои ошибки, не заканчивая начатое до конца, и переключаясь на новые начинания, русский человек укрепляет общенациональную безвольность, заложником которой, кстати, является добровольно, хотя может это изменить, если сильно того захочет. А вот терпеливый белорус, в отличие о русского, медленно, но скрупулёзно умеет доводить начатое дело до логического завершения, даже если этот процесс не имеет уже никакого смысла.

Русские очень любят разрушать всё старое и строить на обломках новое, склонны к авантюризму и революционному методу решения проблем. Белорусское умение помнить и хранить свою историю и русский навык мгновенно забывать прошлое, стирая из головы болезненные страницы, — кардинально иные представления о государственном строительстве.

Ошибочно говорить, что лень и рабство пришли в Белоруссию и Россию от москалей. Например, белорусская мнительность, подозрительность и прибалтийская флегматичность, как регрессивные и сугубо местные качества, в целом не свойственны московитам, азиатам и восточным народам, а тем более — этническим русским. Невольничество в России — продукт церкви. А отсутствие культуры, бестактность, духовная темнота — следствие необразованности крестьянской среды.

Покорность, боязнь правды и латентная ксенофобия — это фундамент, на котором строится автократическая власть в Белоруссии. Инфантилизм доминирует в личности белоруса и является имманентным, и зачастую свой потенциал он не хочет раскрывать из-за робости и той же ксенофобии.

Дурачество, способность публично каяться, бунтарство — эти русские черты белорусу абсолютно чужды, непонятны и воспринимаются с отторжением. В этой связи, какая может идти речь о едином народе? Никогда русские и белорусы не были таковыми, а просто жили под одной большой оккупационной крышей. Миф о единстве интернационала придумали захватчики-большевики, которые в детали и частности этнических групп вникать не жаждали, имея в распоряжении 1/7 часть суши.

Раскрепощённость русского и зажатость белоруса — ещё одно доказательство, что эти два представителя восточноевропейских народов отличаются друг от друга. Выносливость, сила воли русскому свойственны более, чем белорусу. Ласковый, воздушный белорусский язык и рупорная, ветреная русская речь влияют на восприятие и оценку собеседника.

Душевная простота и гостеприимство — органическая, неотъемлемая часть русского характера, которая выражается сильнее, чем у белоруса. Белорусам сделана прививка в виде польского гонора и католицизма, которая на российской территории не прижилась и скоропостижно рассосалась.

Без сомнений, белорусы и русские — два разных народа, поэтому националисты из Белоруссии абсолютно правы, когда говорят о культурно-социальной идентичности своей страны, напоминая об истории жизни своих предков при Великом Княжестве Литовском. Несмотря на существенную различность, два географически близких соседа, как противоположности, притягиваются, что наблюдается в скачкообразных, но стабильных белорусско-российских отношениях. Белорусы учатся у русских хорошему и плохому опыту, как в любом обществе, изучают новые слова, диалекты… к сожалению, копируют негативные веяния шоу-бизнеса, хамские повадки светских акул. Многое из того, что навязывает Россия через ТВ Белоруссии, демонстрируя неприемлемую форму имперского разговора с иными государствами, всё-таки не принимается западным соседом, хоть и увидеть этот протест и неприятие в полной мере сложно в Белоруссии.

В конечном итоге, белорусы остаются белорусами, а русские продолжают быть русскими. И это обстоятельство лишь укрепляет тот факт, что эти народы единым целым никогда не были и не станут.

Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.

Несмотря на то, что все мы очень разные, мы все же легко отличимы среди других.

Первый раз автор этой статьи задумалась об этом в Италии, в маленьком галантерейном магазинчике на центральной площади Флоренции. Летом Флоренция - самый настоящий Вавилон: столпотворение наречий, характеров, костюмов, манер, жестов - кого тут только нет!

Особенно в маленьких галантерейных магазинчиках: Флоренция славится своими кустарями-сумочниками. В один такой мы с подружкой и завернули. Зашли, смотрим. Пока молчим.

«Вы из Минска?» - услышали мы и остолбенели. Разве ожидаем мы в Европе, что кто-то знает о существовании не то что нашей столицы - нас самих? А тут - такая географическая точность по адресу случайных покупателей!

Флоренция

Конечно, мы разговорились с продавщицей. Она - итальянка, коренная флорентийка, замужем за русским - очень давно и счастливо замужем, поэтому русский знает хорошо.

«Мне вообще интересно про славян. Я давно наблюдаю за ними: украинцев стала отличать почти сразу, поляков вижу, когда они еще на улице у двери задерживаются, русских, конечно, белорусов. Вы - другие. Ну вот посмотрите на себя!»

Смотрим. Я, голубоглазая шатенка приличного размера, моя подружка - стройная кареглазая жгучая брюнетка. Что в нас общего? Что в нас в принципе белорусского?Специальная литература по этому вопросу труднодоступна и редка. Оно и правда: ну разве можно сегодня, в ХХІ веке, когда границы открыты и предрассудков практически нет, отыскать чистокровного белоруса, чтобы определить чисто белорусский фенотип?

Однако исследования такие ведутся, и имеют самую что ни есть практическую значимость. Скажем, одна из московских клиник эстетической хирургии предлагает коррекцию внешности исходя из национального фенотипа. Пластический хирург Анрей Искорнев комментирует изображения условных белорусов, русских, украинцев, приводя данные антропологических исследований.

Согласно этим исследованиям, среди славян можно выделить следующие типы внешности:

беломорско-балтийский тип , к которому относятся поляки, белорусы, прибалты: светлая кожа, светлые волосы, правильные черты лица, само лицо - широкое, не слишком выступающий и нечетко очерченный нос, набухающее с возрастом верхнее веко.

Беломорско-балтийский тип

Восточнославянский тип , к которому относятся жители средней полосы России: русые волосы, серые или голубые глаза, широкое и даже округлое лицо, припухлые губы, округлые щеки.

Восточнославянский тип

Типичная славянская внешность

Днепро-карпатский тип : темноволосые, кареглазые, с яркими, выразительными чертами лица. Такими в целом рисуются фенотипистам украинцы.

Днепро-карпатский тип

Сегодня общим местом в науке является знание о том, что генетически белорусы близки полякам и немцам. С таким заявлением, в частности, в одном из интервью выступил доктор медицинских наук Анатолий Усс , руководитель Республиканского центра гематологии и пересадки костного мозга, работающий по совместительству главным гематологом Минздрава Беларуси.

И это не просто какое-то популистское околонаучное заявление: по словам доктора, который занимается практической трансплантологией, чтобы трансплантат не отторгался организмом, он должен быть взят у представителя родственной нации .

И в России доноров для белорусов искать бессмысленно - не тот генотип.

Собственно, это не новость. В 2013 году в России было завершено масштабное исследование «Русский генофонд»: генетически современные россияне оказались ближайшими родственниками татар и финно-угров, а белорусы, как показали исследования ДНК, генетически практически полностью идентичны полякам и балтам.

Результаты этого исследования были опубликованы на официальном сайте Центра Льва Гумилеваи наделали тогда немало шума. А что шуметь? ДНК не перешумишь.

Белоруски

Но как бы там ни было - современный белорус может быть каким угодно. Блондином, жгучим брюнетом, узкоглазым, тонколицым, с орлиным носом - разнообразие налицо.

Спроси у любого: как выглядит типичный белорус?

Может, так:

Белорусская биатлонистка Анастасия Дуборезова

Хотя вот, к примеру, наши гимнастки, обладательницы всех мыслимых и немыслимых гимнастических наград. Все, как одна - светловолосые, ясноглазые, с мягкими чертами красивых лиц.

Белорусские гимнастки

Мы, конечно же, спросили у нашей флорентийской продавщицы: а как вы узнали, что мы из Минска?

«А у вас лица мягкие, кожа аж изнутри светится и солнце на руки не берется» - сказала она.

И возразить-то нечего.

VELVET: Анна Северинец

В прямом эфире TUT.BY выясняем, как выглядели белорусы несколько веков назад. По каким внешним признакам можно определить жителей нашей страны? Как и на основании чего в настоящее время формируется внешность белорусов? Подробнее об этом - у Инессы Саливон, доктора биологических наук, ведущего научного сотрудника отдела антропологии и экологии Института истории Национальной академии наук Беларуси.



Внимание! У вас отключен JavaScript, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player. Загрузите последнюю версию флэш-проигрывателя.

Есть ли у внешности белорусов свои отличительные черты?

Нельзя как-то однозначно сказать, что белорусы чем-то значительно отличаются от русских или украинцев, то есть от восточнославянских народов или даже от народов Центральной Европы. Когда задают такой вопрос, то обычно здесь имеются в виду расовые особенности - цвет глаз, волос, структура лица, форма носа, губ и так далее.

Ни для кого уже не новость, что существует три основные расы - негроидная, монголоидная, европеоидная. То, что белорусы - европеоиды, не вызывает никакого сомнения. Конечно, мы отличаемся от народов Африки и азиатской части Евразийского континента. Но европейская раса тоже не однородна. У населения Прибалтики - норвежцев, шведов, литовцев, латышей северных регионов, эстонцев - среди них чаще встречаются светлопигментированные. То есть светловолосые, с голубыми глазами, высокорослые, форма головы - долихокефальная, то есть если посмотреть на голову сверху, то она имеет удлиненную в переднезаднем направлении форму головы. В Южной Европе, в пределах Средиземноморья, наоборот, преобладает темнопигментированный тип людей с темным цветом кожи, темными волосами и глазами.

Белорусы относятся к центральноевропейскому типу европеоидной расы. То есть среди населения этого региона преобладают смешанные оттенки волос и глаз. Например, темно-русые, светло- и темно-каштановые волосы, серый или зеленый цвет глаз. Но среди белорусов Витебской области, которая расположена ближе к ареалу распространения северо-европеоидной расы, чаще встречается светлопигментированное население.
Среди жителей Полесья чаще встречаются более темные глаза и более темные волосы. Но это совсем не означает, что если мы встретим среди коренного населения Полесья блондинку, то она уже и не белоруска.

Что такое белорус? Белорус - это этнос. Национальность определяется по элементам культуры. Основные особенности национальности - самоназвание, самосознание и язык. Определяется национальность и по другим элементам - материальной и духовной культурах: типу жилища, который наиболее распространен в том или ином регионе, особенностям одежды, национальному фольклору.
Беларусь - это не только антропология, подразумевающая цвет волос, глаз. Это также совокупность множества данных. Но главное место здесь занимают все-таки социальные факторы, элементы духовной и материальной культуры.

Культура образовывалась не потому, что у кого-то нос выпуклый, а у кого-то более курносый, или у кого-то пухлые губы, а у кого-то - тонкие. Многие люди путают биологические и культурно-социальные особенности людей. Потому и происходит искажение данных, что люди, не достаточно сведущие в биологии человека, берутся судить и переносить какие-то биологические черты человека на культурологические выводы. Такое поведение попахивает шовинизмом.

У вас есть конкретные примеры?

Я была удивлена и одновременно огорчена, прочитав книгу Вадима Деружинского "Тайны белорусской истории", которая вышла в Минске совсем недавно, в 2009 году. Автор книги, скорее всего, гуманитарий, который не знает биологической закономерности. Он неверно интерпретировал очень точные, серьезные, генетические исследования Елены Балановской - московского исследователя, Сергея Сегеды - украинского антрополога и Алексея Микулича - белорусского антрополога. И когда Елена Балановская пришла к выводу, что в основе русского народа существенную роль сыграл генофонд, то есть вся совокупность наследственных свойств финского народа, Вадим Деружинский делает заключение, что русский народ вовсе и не индоевропеец.

Но ведь так же нельзя говорить, потому что индоевропеец - это лингвистический термин. Индоевропейцы возникли еще задолго до формирования народностей и наций. Это древний лингвистический класс, который охватывает и германские, и романские, и славянские народы. Поэтому, безусловно, белорусы индоевропейцы. И русские, и французы, и немцы - все они индоевропейцы.

Славяне образовались значительно позже. На территории Беларуси они появились в 4-6 веках, как свидетельствуют исторические и археологические данные. Мы не можем назвать белорусов коренным населением, потому что сначала они образовались как народность, а потом уже, где-то в 14-17 веках - как нация.

Культура образовывалась не потому, что у кого-то более чистый антропологический вид, а у кого-то - менее. Здесь имеют место совершенно иные закономерности. Культура наследуется по социальным каналам, когда предки обучают своих потомков языку и каким-то элементам культуры. А биологические закономерности, наследственные свойства предков невозможно позаимствовать у других народов. Невозможно позаимствовать у соседа его цвет глаз или волос, потому что они вам больше нравятся. Биологическое наследование идет совершенно по другим каналам, чем культурное наследование. И ни в коем случае нельзя путать эти две вещи и переносить биологические особенности на культурные. Да, они идут параллельно. Но это совсем не означает, что они зависят друг от друга.

Это одна из последних неточностей или вещи подобного рода встречаются в антропологии довольно часто?

Это началось с расизма 17-го века. В тот период такие теории шли на политическую потребу. Это были, конечно же, лженаучные выводы. Например: негры неполноценные, поэтому их можно эксплуатировать.

А самый последний и самый яркий пример того, до чего может довести неверная интерпретация, поиск чистых расовых типов - поиск арийской расы и интеллектуальное и культурное превосходство арийской расы над другими народами. Мы видели, к чему это привело - страшному геноциду славян, цыган, евреев во время Второй мировой войны. И поэтому в 1948 году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Международная конвенция о предупреждении преступления геноцида и наказания за него. А также - всеобщая Декларация прав человека.

Кроме того, в Москве, в 1964 году, состоялось созванное ЮНЕСКО совещание экспертов по биологическим аспектам расовой проблемы и была принята Декларация о расах и расовых различиях. В ней сформулировано положение о том, что все достижения, любого уровня цивилизации, возможны для любого народа. А различия между достижениями разных народов должны объясняться только историей их культуры.

Возвращаясь к первому вопросу. Если я правильно вас понял, то ярких отличительных черт, по которым можно было бы уверенно сказать, что тот или иной человек является белорусом, - нет?

Нет. Например, я белоруска уже во многих поколениях. Отец мой родом из Могилевской области, мать - из Минской области. Когда-то, посмотрев на меня, мне сказали, что я похожа на мордовку. А у меня и деды, и прадеды - все белорусы. А мордовская внешность - это немного низкое переносье, широкие скулы, низкое лицо. Отец мой был длинноголовый, с темными волосами и голубыми глазами. Это не может быть признаком, определяющим народность. Посмотрев на человека, трудно сказать, украинец он, белорус или русский.

Можем ли мы с вами проанализировать, как со временем менялась внешность белорусов?

Да, конечно. Мы будем говорить не о белорусах, а более точно - о населении, которое жило на территории Беларуси. Скажу несколько слов о том, как же образовывалось это население. Очень долгое время ледник занимал значительную часть Белорусской территории, вплоть до южной территории. Вслед за постепенно отступающим ледником с юго-востока и юго-запада шло расселение людей. В приледниковье могли выжить люди, у которых были более выражены жировые отложения и небольшая поверхность тела, что позволяло более экономно использовать теплоотдачу. Это были коренастые, мускулистые люди.

Постепенно, по мере отступления ледника, заселялась территория Беларуси. И довольно долго существовало население, которое на востоке и северо-востоке Беларуси имело черты, схожие с финно-угорским населением. Однако этническую принадлежность определить было невозможно. Но археологи утверждают, что существовали различные варианты ямочно-гребенчатой и гребенчато-ямочной керамики, которая была свойственна финно-уграм. Вполне возможно, что в те времена еще совсем и не было такой общности.

Затем, в третьем тысячелетии до нашей эры, на территорию нынешней Беларуси стал проникать народ, который уже умел делать глиняную посуду с оттисками шнура - шнуровую керамику. Предположительно, это было балтоязычное население, которое заселило всю территорию. При этом предшествующее население никуда не пропало. Балты просто его поглотили.

В 4-6 веках нашей эры, примерно около 1400-1600 лет назад, на территории Беларуси появились славяне и стали заселять ныне белорусскую территорию. Они еще не были белорусами. Белорусская народность стала формироваться примерно в 14-16 веках, а сама нация - в 19 веке, когда государство стало консолидированным и народ стал называть себя белорусским.

В начале 20 века белорусы Полесья называли себя "тутэйшымі", "литвинами", когда белорусы были в составе Великого княжества Литовского.
Получается, что само определение белорусов - явление неоднозначное, которое менялось с течением времени. А вот облик людей менялся вне зависимости от их культурной принадлежности. Во-первых, здесь сыграло роль смешение народов. Поэтому в северном регионе, где преобладало население балтов, чаще встречаются светлопигментированные, высокорослые люди. А запад ныне Брестской области был ареалом первоначального обитания славян. Оттуда потом и пошло дальнейшее расселение. Хотя, как утверждают наши археологи, были и другие потоки. Но я не буду вдаваться в эти подробности, так как я не археолог, а антрополог.

До 9 века, до принятия христианства, на территории Беларуси существовал обряд сожжения покойников. Поэтому костных останков, которые могли бы позволить судить о внешнем облике людей того времени, не осталось. И только начиная с 9 века стали появляться курганные и грунтовые могильники.

По этим материалам было установлено, как происходило изменение формы головы - удлиненная форма черепа постепенно менялась на округлую. Московский исследователь В. Бунак, который на территории Восточно-Европейской равнины исследовал данные изменения, установил, что наиболее интенсивно этот процесс происходил в период формирования русской народности, когда усилились экономические связи, эмиграционные потоки, расширился круг брачных связей. Именно это генетическое смешение населения, которое раньше было отдалено и особо не вступало в особые контакты, в итоге и привело к изменению формы головы. То есть изменения генофонда привели к наследственным изменениям.

Но дело в том, что во всех странах этот процесс был гораздо глубже и начался с мезолита, когда первобытное население научилось земледелию и скотоводству. Именно изменение рациона питания, образа жизни, типа хозяйствования, по мнению многих ученых, повлияло на изменение внешнего облика людей. Тип хозяйства и уменьшение нагрузки на мускулатуру людей привели к тому, что кости скелета стали тоньше и легче.

Как и на основании чего внешность белорусов формируется сегодня?

На основании того, что мы приобрели от предков. Гены никуда не исчезают, а передаются из поколения в поколение. Есть рецессивные, то есть спрятанные, пассивные гены и есть доминантные. Примером доминантных признаков могу привести темный цвет волос, глаз.

А вот явление акселерации и грациализации продолжается и по сей день. Об акселерации уже все наслышаны. Это явление ускоренного развития и более раннего полового созревания. Многие считают, что это связано с улучшением бытовых и санитарно-гигиенических условий жизни, а также и медицинского обслуживания населения. Все это способствует оптимальной реализации наследственной программы.

Известно, что в годы войны дети развивались намного хуже. Дискомфортные социальные условия жизни ограничивают развитие, а оптимально комфортные способствуют полной реализации программы. Поэтому предки, жившие в более сложных условиях, были более низкорослые по сравнению с нынешними потомками. Можно уверенно сказать, что именно социальные условия жизни играют очень важную роль в гармоничном развитии молодежи.

Вы согласны с высказыванием, что мужчины нынче мельчают?

Высказывание такое есть, но я с ним не соглашусь. Если родители высокорослые, а их чадо, подрастая, мельчает - значит, где-то он недоедал, часто болел, или в семье были какие-то психологические неполадки, или в школе произошел сильный психологический стресс, отрицательно повлиявший на нормальное физическое развитие. Развитие контролируется нервной системой и гормональными особенностями человека.
Скелет мельчает, как я и говорила, по причине уменьшения физической нагрузки. Современная компьютеризация - это одновременно и достижение, и бич. Мы видим, как наши дети пропадают за компьютером, вместо того чтобы в свободное время хотя бы немного уделить внимание физической культуре. Не обязательно спорту, а подвижным играм, прогулкам. А нынешняя малоподвижность, гиподинамия - все это неблагоприятно сказывается на развитии.

Как, на ваш взгляд, белорусы будут развиваться дальше?

Государство делает очень много для того, чтобы как-то заинтересовать молодежь занятиями физкультурой и спортом. И в этом есть плюс. Но здесь важно то, что молодежь должна осознанно заниматься спортом и понимать, что это ей нужно. Для этого у нас созданы все условия. Конечно, хочется и за компьютером посидеть. Но надо рационально использовать свое время, потому что от состояния мускулатуры, которую без физической нагрузки не нарастишь, зависит состояние скелета.

Мне бы очень хотелось, чтобы наша молодежь была гармонично развитой как в физическом плане, так и в интеллектуальном и духовном.

Без духовности нет нации.

TUT.BY - смотри, слушай, читай…