Театр где женские роли играют мужчины. Женский жанр на театральных подмостках

В последние два десятилетия профессия актера стала менее популярной, сегодня, например, в России нет такого фантастического ажиотажа при поступлении в театральные училища, как это было во времена СССР. Тем не менее, многие юноши и девушки продолжают мечтать о театре, и особенно о кино, желая прославиться в этой ипостаси, по меньшей мере, на всю страну. (сайт)

Современные актеры театра и кино - это уважаемые люди, причем знаменитости, особенно в США и Западной Европе, - непременно миллионеры, слава о них и их сыгранных ролях живет десятилетия, а то и больше. А вот во времена Шекспира, да и значительно позже, театральных актеров даже не хоронили на общем погосте, поскольку считали, что эти люди служат дьяволу и потому не достойны лежать в земле с остальными гражданами.

Но и это еще не все. В самом театре, скажем, в XVI - XVII веках, не признавались актрисы, поэтому женские роли приходилось играть мужчинам. Нам может показаться, что это делало постановки не совсем правдоподобными. Но не все так просто. Дело в том, что женские роли играли непременно очень миловидные юноши или мальчики. Причем в театральные труппы этих несчастных в то время никто даже не приглашал, их просто похищали - прямо на улице.

Например, как выяснили историки Оксфорда, во время правления Елизаветы I, которая была большой поклонницей театра, в Англии появилась даже профессия ловцов мальчиков для театра. Такие «профессиональные работники» бродили по тому же Лондону и выискивали самых перспективных мальчиков. И горе тому ребенку, кто был строен и хорош собой, встретиться с этими театральными бандитами. И ведь никакой управы на них не было, поскольку Елизавета I выпустила указ, который разрешал «ради искусства» воровать детей, отнимая их от семей. Более того - пороть нещадно тех из них, кто не проявлял в театральной деятельности должного рвения. То есть ворованные дети практически становились малолетними рабами хозяев театральных трупп.

Малолетние актеры - рабы театров Англии

Историки даже нашли документально подтвержденный случай, когда в 1600 году тринадцатилетнего жителя Лондона Томаса Клифтона, очень симпатичного малого, поймали, взвалили на плечи и унесли. Его родители, убитые горем, куда только не обращались, даже в суд и с прошением к самой королеве - все без толку. Ответ был один: их сын должен прилежно учиться и быть послушным, а иначе его нещадно высекут. В те времена владельцы лондонских театров даже похвалялись друг перед другом, кто больше и более качественный живой товар из мальчиков «собрал на улице». Причем им разрешалось красть не только ребенка простолюдина, но и мальчика из знатной семьи.

Формально в Англии считалось, что такие ворованные дети состоят на службе в Королевской капелле, на деле же они играли в обычных театрах. Королева хорошо знала об этом, но не только не вмешивалась, а даже поощряла данную практику. Историки нашли несколько язвительных замечаний великого Шекспира насчет постановок театров, где играли краденые дети.

Трудно сказать, какова участь ждала этих ворованных подростков, когда они мужали. Возможно, кто-то из них становился , но большинство, судя по найденным документам, просто обслуживало театр в качестве рабской силы, пока судьба не улыбалась кому-то нечаянным освобождением от этой неволи. Но что ждало на воле такого человека, который благодаря своей театральной профессии становился изгоем общества?..

В это время только Шекспировский театр был исключением. в нем также играли юноши и мальчики, однако это были добровольные ученики, а не рабы.

А если так, то что есть красота
И почему ее обожествляют люди?
Сосуд она, в котором пустота,
Или огонь, мерцающий в сосуде?

Когда фильм выходил на большие экраны, Российские прокатчики озадачились проблемой заманивания зрителя на фильм, который своей афишей не поражал. Ни громких имен, ни огромного бюджета, ни модной темы. Да еще название странное «Stage Beauty», можно перевести как «Красота на подмостках». В результате по аналогии с прогремевшей тогда «Красотой по-американски» назвали фильм «Красотой по-английски». Я полагаю, что извратив название, прокатчики только запутали зрителей.
А фильм заслуживает просмотра. Это интересная художественная интерпретация реальных событий, происходивших на сцене театров Британии в те времена, когда женщинам еще было запрещено играть. Все женские роли исполнялись юношами. Эта тема уже была поднята в очаровательном, блестящем как конфетный фантик, «Влюбленном Шекспире». Безусловно хорошем, обаятельном фильме, но очень парадном, поверхностном и целлулоидном. Да и там было больше про Шекспира, чем про актеров.

В «Красоте по-английски» (будем так ее называть по воле прокатчиков) в отличие от предшественника меньше пафоса и красот, зато куда больше подлинности, искренности и настоящих страстей, захватывающих зрителя. Несмотря на то, что фильм намеренно непричесан, костюмы мяты, улицы грязны, театр обшарпан, все эти детали придают подлинности атмосфере и событиям картины. А сколько в этом фильме любви и страстей. Как гетеро- так и гомо-сексуальных, но все снято очень аккуратно. Наверно, с этими темами надо быть осторожными, только зрелый и морально подготовленный зритель воспримет некоторые эпизоды адекватно.

Фильм многослойный и вкусный, как торт «Наполеон».

Много прекрасных диалогов, много переодеваний, много интересных тем:
- собственно театральная тема, составляющая связный последовательный сюжет,
- самоидентификация по половому признаку главного героя — начинка в сюжете
- любовные переживания (как же без них) придают сюжету накал
- женская красота в театре — «Что есть красота? «
- степень подлинности актерской игры (как умереть на сцене правильно) и т. д.

Главный герой Нед Кинастон был одним из последних т. н. «мальчиков-исполнителей» в эпоху Реставрации: молодых актеров, игравших на сцене женские роли. Для Билли Крадапа роль Кинастона — настоящий бенефис, позволяющий продемонстрировать талант и великолепные актерские возможности, что он и делает блестяще и с удовольствием. Я наслаждалась, следя за его виртуозной игрой. А какие у него руки!

Можно приблизительно прикинуть, сколько ролей ему удается воплотить за не слишком большой хронометраж картины:
Мужчина, играющий знаменитого актер Нэда Кинастона.
Мужчина, играющий мужчину, который хочет выглядеть идеальной женщиной.
Мужчина, играющий роль Дездемоны.
Мужчина, играющий женщину, играющую Отелло.
Мужчина, играющий Отелло.
Мужчина, играющий гея.
Мужчина, играющий гея, почувствовавшего любовь к женщине.
Мужчина, играющий женщину с членом (не пугайтесь).
Мужчина, играющий звезду театра, низвергнутую с «Олимпа».
И пр.
Но во всех ипостасях — мужчина!

Билли Крадап блистает, он прекрасен и точен, вызывает целую гамму чувств. Вот уж поистине «огонь, мерцающий в сосуде»!

Руперт Эверетт, играющий короля Карла II, зажигает по полной. Этот изумительный актер из любого эпизода сделает конфетку. А здесь у него несколько «конфеток», и Эверетт удивительным образом играет фарсовую роль без малейшей фальши и натяжки.

Надо сказать, что и Клэр Дэйнс играет замечательно, вполне соответствуя партнерам. Ее душевные метания и сомнения выглядят абсолютно уместно и естественно, а сама героиня обаятельна и мила, вызывает симпатию и сопереживание. Хорошая актриса, талантливая.

Бэн Чаплин (Бэкингем) абсолютно неузнаваем, невероятно красив и отлично играет в дуэте с Крадапом.

У фильма очень высокий уровень актерской игры, который создает «ансамбль», играющий слаженно и ровно. Нет ни одного лишнего или затянутого эпизода, все уместно и встроено в общую картину.

Есть в фильме и катарсис. В финальной сцене со сценой (извините за тавтологию) из «Отелло», той где «молилась ли ты на ночь Дездемона?», у меня чуть сердце из груди не выскочило.

Режиссеру и актерам, несмотря на страсти и извивы сюжета, удалось не утратить меры и вкуса, и при этом ловко зацепить чувства зрителя. Фильм, в котором кроме искрометных остроумных диалогов и игр с переодеванием нет никакого экшна, спецэффектов и красот, захватывает и не отпускает до последней минуты.

К тому же, этот тот случай, когда второй и третий просмотр не менее интересны и позволяют посмаковать старые и обнаружить новые интересные детали, которые могли ускользнуть в первый раз.

Мне очень понравилось. Хороший, интересный, взрослый фильм.

Вслед за женскими романами в литературе втеатре прижилисьженские спектакли.«Женский жанр» занял свое место в театральных афишах, сравнимое с местом женской литературы на полках книжных магазинов.

Некоторые сентиментальные истории переходят на театральные подмостки прямо с «женских» книжных полок.Это произошло, например, с романом букеровского лауреата Елены Чижовой «Время женщин», который поставил «Современник».Несмотря на обилие суровых бытовых подробностей коммунальной квартиры 50-х годов эта пьеса более похожа на городскую сказку о Золушке - немой сиротке, заботу о которой взяли на себя сразу три старых беспомощных феи.Сказка получилась грустная, но со счастливым концом, что вполне устраивает зрительниц, заставших суровый советский быт лично или знакомых с ним понаслышке.

Зато спектакль «Развод по-женски» в театре Маяковскогополон «не нашей жизнью» и словно развиваеттему телесериала «Секс в большом городе».Действие происходит в Нью-Йорке, но вместо телевизионных четырех здесь пятьамериканок,каждая из которых ищет свое женское счастье.Помимо главных героинь на сцену выходит ещё дюжина действующих лиц, причем все они - женщины!И все они любят, бросают, интригуют и борются за своих мужчин, которые присутствуют в их жизни, но не появляются на сцене.

Но было бы не правильно сказать, что отсутствие мужских персонажей на сцене - главный признак «женского» спектакля.В одном из главных хитов «женского» репертуара играет шесть актеров.Это- Ladies Night, или «Только для женщин»,идущий на сцене Театра Моссовета.Шестеро безработных металлургов решаются переквалифицироваться в стриптизеров и организовать собственное дело.Далеко не каждая женщина отважится пойти в ночной клуб на эротическое мужское шоу, а вот в театр - другое дело. Тем более, когда стриптизёров исполняют звезды кино и телеэкранов - Гоша Куценко, Марат Башаров,Михаил Полицеймако, Вячеслав Разбегаев, Виктор Вержбицкий.В спектакле заняты два звездных состава и каждый раз он меняется - из-за кулис выходят те актеры, кто не занят в этот вечер на съемках.Но главная интрига всегдасохраняется до окончания спектакля - зрительницы вознаграждены, увидев звездное стриптиз-шоу, на которое невозможно попасть ни в одном ночном клубе.

Спектакльуспешно идет в Москве уже десять лет.Успех спектакля по пьесе "Ladies` Night" побил рекорды посещаемости не только в Москве, но и в Париже, Лондоне, Милане, Мельбруне.В 2001 году "Ladies` Night" получила высшую театральную премию Франции "Мольер" как лучшая комедия, сюжет пьесы был использован в сценарии английского фильма, получившего в 1997 году "Оскар" как лучший иностранный фильм года. Проект представляет Продюсерская компания "Независимый театральный проект",которая на нескольких театральных площадках Москвы (Театриум на Серпуховке, например) ставитещё три пьесы женского жанра.

Сюжет пьесы "Девочки из календаря"основан на реальной истории из английской глубинки - несколько отчаянных домохозяек постбальзаковского возраста безрезультатно пытаются собрать средства для нового диванчика в онкологической клинике, где их подруга проводит ночи напролет у постели умирающего супруга.Успех приходит к ним лишь тогда,когда, презрев пуританские запреты, они снимаются обнаженными для календаря. Женщины собрали 2 миллиона фунтов, построили новую клинику, а сами стали национальными героинями Великобритании, доказав себе, что в жизни всегда есть место для подвига ради благородного дела.Сюжет спектакля лег в основу успешного фильма со звездами британского кино, побив рекорды кинопроката в Великобритании и США. Но экранизация не уменьшает интереса к перечисленным пьесам- у театра есть своя, особая магия.

Спектакль«Госпиталь "Мулен Руж"также был поставлен «Независимым проектом» вскоре после еготриумфа на парижскойсцене,где победил в трех номинациях на французский театральный "Оскар" - премию "Мольер".В России спектакль о сестрах милосердия из французского госпиталя времен первой мировой войны получил не меньший успех у зрительниц. Жестокая мясорубка войны на несколько часов замедляет свой ход накануне Рождества и медсёстры получают короткую передышку, чтобы собраться с силами после тяжелых испытаний и даже устроить праздник для раненых, исполнив зажигательный канкан.Этот спектакль - о мужестве женщин, сохраняющих надежду и веру в человека, остающихся женщинами при любых обстоятельствах.

«Вы не по адресу» - женская комедия положений французского комедиографа Марка Камолетти. Он написал не менее дюжины комедий, из которых в России половина поставлена на сцене (и даже экранизирована). Но именно «Вы не по адресу» можно назвать женской, поскольку большинство сюжетов комедий положений использует женщин как приз для любвеобильного хитреца («Слишком женатый таксист», например, крутит роман с двумя, но это не предел исполнения мужской мечты). Здесь же женщины сами правят балом с участием Пьера Ришара, Жана-Поля Бельмондо, Луи де Фюнеса и Жерара Депардьё.


Спектакль "Госпиталь Мулен Руж": Вот твой раненый сын. Вот пила. Режь ему ногу!
Написано для газеты Часть 1

Долгое время возможность играть на сцене имели исключительно мужчины. Вплоть до XVII века женщины были практически лишены возможности заниматься театром. От создания самого представления - написания текста, его постановки и организации пространства - женщины также были отстранены. Подобный запрет на профессию был обусловлен «заботой» и понятием морали.

Как правило, в литературе, посвященной истории театра, встречается утверждение, что женщины как актрисы появились на сцене в XVII-XVIII веке . Это связано в первую очередь понятием западноевропейского и русского театра как профессионального, в отличие от народного или церковного. Хотя фактически впервые женщины как актрисы появились на сцене в позднеримскую эпоху: это были представления низкого жанра (мимы), где они выступали в качестве танцовщиц и акробаток. Актерами таких жанров также являлись «рабы, вольноотпущенники или же свободнорожденные граждане римских провинций, например, греки, египтяне, уроженцы Малой Азии» .

Первым профессиональным театром можно считать итальянскую комедию дель арте (commedia dell"arte), в которой были сформированы три принципа, впоследствии реформировавшие театральное искусство, а именно: актер как главное лицо, труппа - неслучайный живой организм, действие - главная двигающая задача . Женские персонажи здесь в основном представлены двумя образами - Влюблённой и Служанки - и играются без масок. Также возможно присутствие в труппе танцовщицы и певицы . Мужских персонажей было значительно больше, и они, в отличие от женских, являлись активными действующими лицами, влияющими на разрешение сценического конфликта.

Hannah Höch. Untitled. 1930


Ещё одним примером первых профессиональных групп называют английских актёров, которые во второй половине XVI века стали выступать в Дании, Голландии и других странах Западной Европы. Со временем в гастролирующие труппы стали входить местные актёры, а представления сменили язык с английского на соответствующий национальный. Данные практики оказали влияние на сценическое искусство многих стран, в первую очередь Германии, где они «надолго утвердили на немецкой сцене особенный репертуар, резко отличавшийся от немецкой школьной драмы как формою, так и содержанием пьес» .

Несмотря на то, что с возникновением профессиональных театральных трупп и появлением в них женщин-актрис их участие в представлениях было не распространено и в некоторых жанрах, таких как мистерия и моралите, использовалось крайне редко. Стоит обратить внимание на допустимый ролевой диапазон: женщины воплощали лишь молодых персонажей (героинь и любовниц), в то время как роли кормилиц, субреток, старух предоставлялись актёрам-мужчинам .


Hannah Höch. Staatshäupter (Heads of State). 1918-20

В Испании женщины-актрисы появились в середине XVI века. В это время существовало много разных типов театральных организаций. В группах нижнего уровня женские роли исполняли мужчины, среднего - женщины или мальчики. В объединениях высшего типа (например, «TheFarandula», «Compania») все женские роли играли исключительно женщины. К тому же в 1586 году была предпринята попытка проводить раздельные спектакли для мужчин и для женщин, однако она потерпела неудачу .

На английской сцене первые женщины-актрисы появились в XVII веке. Однако это было весьма нестабильное время: от расцвета театров в начале века до их полного закрытия и признания этой деятельности вне закона. Положение изменилось лишь в 1660 году, когда в Англию вернулся Карл ІІ. Во Франции, где он находился в ссылке, женщины уже выступали на сцене - отныне эта правило приживается и в Англии . В XVIII веке помимо актёрской деятельности женщины занимают позицию драматургов .


Hannah Höch. Für ein Fest gemacht (Made for a Party), 1936


Частичное вкрапление женщин в качестве актрис стоит рассматривать вместе с социально-культурными аспектами их исключения из публичной сферы и сцены как таковой. Такими являлись вопросы нравственности и морали, также запрет на выступление на сцене для женщин объяснялся заботой о них. Так, уже после появления женщин на испанской сцене церковь пересмотрела театральный вопрос, запретила подобные практики и в целом ужесточила нравственный контроль вплоть до преследований и закрытий театров. В 1644 году был принят закон, по которому заниматься актёрской деятельностью могли лишь замужние женщины, а учитывая репутацию и статус данной профессии в обществе, можно предположить малочисленность подобных случаев в тот период.

Интересным является факт исключения женщин в японском театре. Так, искусство Кабуки было начато знаменитой и успешной в то время (начало XVII века) танцовщицей О-Куни, за выступлениями которой закрепилось соответствующее название, означающее «странный», «диковинный». Впоследствии она основала женскую труппу, которая вскоре была расформирована из-за моральных предубеждений, а актрисы заменены миловидными юношами, что вызвало «расцвет гомосексуальности». В 1653 году юношам также было запрещено играть на сцене. В это время было положено начало традиции оннагата, т.е. исполнению женских ролей зрелыми актёрами-мужчинами.


Hannah Höch. Untitled. 1929


Упоминание актрис XVIII и XIX веков, как правило, идет в сцепке с именем режиссёра или драматурга. Например, сначала подается информация, что «самой выдающейся актрисой театра Питоева была его жена Людмила Питоева» , и лишь после этого упоминается её образование, полученное сначала в России, а затем во Франции. Такая маркированность и отсылка к мужчине типична. Литературные источники подают сведения о профессиональной деятельности актрис, неизменно сопровождая текст эпитетами в сторону внешности и/или историей личных отношений с режиссёром (драматургом).

Стоящим упоминания является то, каким образом в истории театра формируется образ известных актрис. Например, «известные актрисы того времени - Нелль Гвин, Молль Девис, Барри, Брейсгёрдел, Олдфилд и другие - славились не столько своей игрой, сколько женскими прелестями, и их положение в театре определялось высоким положением их покровителей» . Судя по таким высказываниям, можно сделать вывод, что личные взаимоотношения очевидным образом влияют на карьеру путём возможности/невозможности получить роль.

Также интересен путь попадания в профессиональные труппы, учитывая репутацию, которую имели актёры и актрисы в частности. Показательным является первый известный контракт между французской актрисой Мари Фере и актёром-предпринимателем Л"Эпероньером. Документ гласил следующее: «Помогать ему, Л"Эпероньеру, исполнять каждый день в течение указанного времени и столько раз, сколько ему будет угодно, римские древности или другие истории, фарсы и прыж¬ки, в присутствии публики и всюду, где пожелает Л"Эпероньер» . Несмотря на подобную формулировку, данный контракт исследователь театра С. Мокульский находит весьма разнообразным.


Hannah Höch. Little Sun, 1969


Касательно вопроса репутации актрис стоит заметить, что некритичный подход историков театра напрочь упускает из виду причины и предпосылки этого явления. Изначально актрисы были незнатного происхождения и решались на профессию актрисы по двум причинам. Во-первых, актёрская деятельность была многообещающей перспективой работы как таковой, поскольку вопрос женского образования на должном уровне в то время (XVII-XVIII век) не решался. Ввиду различных обстоятельств (тяжёлый физический труд, насилие со стороны семьи) для девушки это был шанс покинуть дом . Вторым пунктом, как сообщают нам историки театра, была перспектива поступить со сцены в содержанки к богатому мужчине - и этот ход закрепляется в качестве «само собой разумеющегося» автономного выбора. Здесь и виден явный зазор между желанием женщины работать (где бы то ни было) и реальной возможностью этого. Актрисы воспитывались одними мужчинами для других: учителя танцев, дикции и музицирования передавали своих воспитанниц в руки директора труппы, а он, в свою очередь, решал их судьбу. Просто работать было невозможно. В XIX веке происходят значительные перемены, появляются актёрские системы, театр становится режиссёрским: теперь именно режиссёр (эта позиция практически монополизируется мужчинами) определяет состав труппы. Изменяется и образовательный принцип: теперь мужчины не ищут перспективных претенденток, они сами приходят.


Hannah Höch. 1946


Подводя итог, можно сказать, что кроме длительного запрета на профессию как таковую мы имеем дело и с дальнейшим ограничением женской актёрской деятельности. Это происходит из-за замыкания в узких рамках определённых ролей (как, например, в случае театра дель арте) и/или гендерного нормирования, что в дальнейшем сказывается на характере репрезентации персонажей и ролевом диапазоне исполнительниц. Важным кажется и то, как прописана актриса в истории театра, а именно фокусирование на телесности и покровительстве со стороны мужчины. Помимо прочего, запрет на сценическую деятельность, безусловно, сказался на интерпретации женских образов и их роли в действенной линии постановки.

На данный момент, казалось бы, не существует каких-либо официальных запретов и ограничений, которые являлись бы преградами для актерской деятельности. Однако на практике различные препятствия, основанные на гендерном факторе, присутствуют на уровне как театральных институтов, так и профессиональных театров. Подробнее современная ситуация будет представлена в .


1. Касательно английского театра - Уэллс С. Шекспировская энциклопедия. Под ред. Стэнли Уэллса при участии Джеймса Шоу. М.: Радуга, 2002.
Касательно немецкого театра - История западноевропейского театра: В 8 т. / Под ред. С. С. Мокульского и др. М.: Искусство, 1956-1989. Т. 2. С. 437
2. Мокульский, С. С. История западноевропейского театра // М.: Искусство, 1956. Т.1. С. 16.
3. Дживелегов, А. К. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года. М: Искусство, 1941.
4. Дживелегов, А. К. Избранные статьи по литературе и искусству. Ер.: «Лингва», 2008. С. 146-189.
5. Брокгауз, Ф.А., Ефрон, И А. Энциклопедический словарь.
6. История западноевропейского театра: В 8 т. / Под ред. С. С. Мокульского и др. М.: Искусство, 1956-1989. Т.5. С. 574.
7. Modjeska, H. Women and the stage. The world’s Congress of Representative Women. Ed. May Wright Sewall. New York: Rand, McNally & Co, 1894.
8. 17th Century Women of Theatre. An Encyclopedia of Women of Theatre.
9. 18th Century Women of Theatre. An Encyclopedia of Women of Theatre.
10. История западноевропейского театра: В 8 т. / Под ред. С. С. Мокульского и др. М.: Искусство, 1956-1989. Т. 7. С. 185.
11. Там же. Т.1. С. 524.
12. Там же. Т. 1. С.556
13. Смирнова, Л. Н., Гальперина, Г. А., Дятлева, Г. В. Театр эпохи Возрождения.
Английский театр. Популярная история театра. Режим доступа: http://svr-lit.niv.ru/svr-lit/populyarnaya-istoriya-teatra/anglijskij-teatr.htm.