Примеры предсказания будущего в искусстве. Презентация по МХК на тему "Искусство предсказывает будущее" (9 класс)

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис». Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие. В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы. Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства. Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис». Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир. Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

За 14 лет до гибели "Титаника" никому тогда еще не известный американский писатель написал роман "Тщетность". В книге описывается крушение огромного лайнера под названием "Титан". После гибели "Титаника" автор романа Морган Робертсон был назван одним из величайших пророков XX века.
Это пророчество - одно из самых удивительных в истории, настолько точно оно описывает те события, которые произошли с "Титаником". Идея написания книги возникла у автора во время болезни, и, как потом утверждал он сам, огромный корабль вдруг явился ему в мыслях как наяву. Видел он и гибель этого корабля, сопровождаемую душераздирающими криками утопающих. Количество совпадений с реальным "Титаником" заставляет читателя ужасаться при чтении этой пророческой книги.
В 1898 году, за 14 лет до гибели "Титаника", роман "Тщетность", написанный еще тогда никому не известным американским писателем Морганом Робертсоном, был издан в Англии. Сам Морган Робертсон, по некоторым данным, был отставным капитаном, опытным моряком, ему не раз приходилось оказываться в сложных ситуациях, не раз видеть гибель людей.
В книге рассказывалось о корабле "Титан", считавшемся непотопляемым, однако затонувшим в Атлантическом океане после столкновения с айсбергом. Свой вымышленный лайнер автор населил богатыми пассажирами – и здесь "Титан" был удивительно похож на реальный "Титаник". Роман начинается со слов "Это судно было воистину огромным" - таким был "Титаник".
Как и на "Титанике", на "Титане" было всё, кроме самого главного, а именно - необходимого количества спасательных шлюпок. Не оказалась на гигантском судне и других простых, но полезных вещей, которые помогли бы пассажирам спастись.
На вымышленном "Титане", к примеру, на шлюпочной палубе не нашлось какого-нибудь острого предмета - топора или охотничьего ножа - для того, чтобы разрубить канаты, за которые были подвешены шлюпки. На реальном "Титанике" не было красных сигнальных ракет, которые служили сигналом бедствия, а у впередсмотрящих не оказалось биноклей.
В романе "Титан" превосходил по массе все существующие суда, и при столкновении с каким-либо кораблем просто разрезал бы его пополам, а сам бы получил ну разве что легкие повреждения в виде стертой краски. По сути, единственным плавающим объектом, пишет Робертсон в своей книге, c которым "Титан" не мог бы тягаться в массе, был именно айсберг, который в результате и погубил лайнер.

Сравнительная таблица

Вымышленный "Титан" / Реальный "Титаник"
Водоизмещение (в тоннах)
70000/52310
Длина (в метрах)
243,8/269,1
Столкнувшийся борт
правый/правый
Максимальная скорость (миль/час)
25/23-25
Количество человек на борту
3000/ок.2200
Причина гибели
Столкновение с айсбергом/Столкновение с айсбергом
Месяц гибели
Апрель/Апрель
Обеспечиваемая безопасность в конструкции корабля

Водонепроницаемые отсеки, автоматические водонепроницаемые двери/Водонепроницаемые отсеки, автоматические водонепроницаемые двери
Количество шлюпок

Как видно из этой таблицы, с вымышленным "Титаном" у "Титаника" множество совпадений.

Сразу после издания роман “Тщетность” не пользовался особой популярностью у читателей, и издательство еще долго сожалело о том, что согласилось опубликовать произведение Моргана Робертсона. Но после гибели “Титаника” все изменилось. Поскольку роман оказался пророческим, Робертсон сразу привлек к себе внимание.
"Тщетность" была переиздана в 1912 году, получив немного другое название "Тщетность, или Гибель "Титана", что напрямую указывало на связь событий романа с гибелью "Титаника".

С одной стороны, книга принесла своему автору небывалую популярность, а с другой – он стал объектом ненависти со стороны пассажиров «Титаника» и родственников погибших. Для них Морган Робертсон был скорее антигероем. После катастрофы ему начали приходить сотни писем, в которых писателя проклинали вместе с его романом. Многие даже обвиняли его во всем случившемся.
Морган Робертсон умер в 1915 году, лишь на три года пережив "Титаник". Человек, которого некоторые называют одним из величайших пророков XX века, незадолго до смерти написал еще несколько произведений. Но их никто не помнит.


Любое художественно произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к произведению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства. Любое художественно произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т.п. Способность к произведению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.


Альбрехт Дюрер Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер () создал серию гравюр "Апокалипсис" (греч. apokalypsis - откровение - это слово служит названием одной из древних книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которое действительно через некоторое время потрясли Германию.


Четыре всадника апокалипсиса Самой значительной из этой серии является гравюра "Четыре всадника". Всадники - Смерть, Суд, Война, Мор - яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение.


Примера предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины "Герника" П. Пикассо, "Большевик" Б. Кустодиева, "Новая планета" К.Юона и многие другие. Примера предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины "Герника" П. Пикассо, "Большевик" Б. Кустодиева, "Новая планета" К.Юона и многие другие.




"Герники" Пабло Пикассо Причиной создания "Герники" Пабло Пикассо стала бомбардировка города страны баксов - Герники. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион "Кондор", добровольческое подразделение люфтваффе, совершил ночной налет на Гернику. Картина "Герника" П.Пикассо На город было сброшено несколько авиабомб, что послужило причиной разрешительного пожара, в результате которого была уничтожена значительная часть города и пострадало по разным расчетам около человек. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале. В общем эта картина как нельзя лучше передает всю трагичность бессердечия людей.


Большевик. Б. Кустодиев В картине "Большевик" Борис Михайлович Кустодиев () использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышавшемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. Многие События последнего десятилетия XX в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.


Новая планета. К. Юон Новая планета - это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей. Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одном из которых и видится Юону "Октябрьская революция".


Вопрос, оставшийся без ответа В музыкальном искусстве примером предвидений может служить пьеса для оркестра "Вопрос, оставшийся без ответа" ("Космический пейзаж") американского композитора Ч. Айвза (). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершились научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.


Аристарх Васильевич Лентулов () Колокольня Ивана Великого


В картинах "Москва" и "Василий Блаженный" невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшие формы и понятия, хаотичное смещение цветов передают калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.

Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер (1471-1528) создал серию гравюр «Апокалипсис». Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию.

По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни - война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур - в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир.

Примерами предсказаний искусством социальных перемен и потрясений можно считать и офорты Ф. Гойи, картины «Герника» П. Пикассо, «Большевик» Б. Кустодиева, «Новая планета» К. Юона и многие другие.

В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. На этом примере можно понять, как содержание картины наполняется новым смыслом, как эпоха с ее новыми взглядами, изменившимися ценностными ориентирами вкладывает в содержание новые смыслы.

Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина, как и «Новая планета» К. Юона, наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.

В музыкальном искусстве примером такого рода предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (1874-1954). Она создана в начале XX в. - во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.

В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы.

В русском музыкальном искусстве тема колокольности нашла яркое воплощение в творчестве разных композиторов прошлого и современности: (М. Глинка, М. Мусоргский, С. Рахманинов, Г. Свиридов, В.Гаврилин. А. Петров и др.).

Конец работы -

Эта тема принадлежит разделу:

Искусство в жизни современного человека. Виды искусства

Художественный образ стиль язык.. наука и искусство знание научное и знание художественное.. искусство рассказывает о красоте земли пейзаж поэтическая и музыкальная живопись..

Если Вам нужно дополнительный материал на эту тему, или Вы не нашли то, что искали, рекомендуем воспользоваться поиском по нашей базе работ:

Что будем делать с полученным материалом:

Если этот материал оказался полезным ля Вас, Вы можете сохранить его на свою страничку в социальных сетях:

Все темы данного раздела:

Наука и искусство. Знание научное и знание художественное
Наука и искусство - это две области деятельности, которые сопровождают развитие человечества на всем протяжении его существования. Для того, чтобы наука приносила людям пользу и радость,

Человек в зеркале искусства: жанр портрета
Искусство помогает познать человека. Не только увидеть его внешний облик, но и понять его сущность, характер, настроение и др. Портрет почти всегда реалистичен. Ведь его главная цель - узнавае

Портрет в искусстве России. Портреты наших великих соотечественников
Считается, что портрет - самое бесспорное достижение нашей национальной школы, именно благодаря ему русская живопись достигла уровня европейской. ХVIII в. в России называют веком портрета. В жанре

Музыкальный портрет. Александр Невский
Интересно сопоставить особенности воссоздания облика человека в литературе, изобразительном искусстве, музыке. В музыке не может быть сходства с конкретным лицом, но в то же время не случа

Роль искусства в сближении народов
Наглядным подтверждением художественного общения, интернациональности языка искусства, который понятен без перевода, являются музеи, международные выставки изобразительного искусства, разнообразные

Искусство художественного перевода – искусство общения. Как происходит передача сообщения в искусстве?
Большим вкладом в распространение литературных памятников является деятельность переводчиков прозы и поэзии. А. Пушкин назвал переводчиков «почтовыми лошадьми просвещения». Вы, наверняка, читали из

Искусство - проводник духовной энергии. Знаки и символы искусства
В чем же специфика художественной коммуникации? Художественные произведения - и картины, и музыкальные сочинения - создают эффект присутствия, нашего непосредственного контакта, общения с авторами,

Застывшая музыка. Архитектурные памятники
Символами красоты являются и многие памятники архитектуры. Двигаясь вокруг архитектурного сооружения и внутри его, сопоставляя внешний вид и характер интерьера, человек глубже воспринимает его жизн

Законы красоты
У красоты действительно есть свои законы! Архитектурное сооружение (храм или просто изба), живописная картина или произведение графики, скульптура или изделие народных умельцев, старинное песнопени

Искусство и власть
В развитии человеческой культуры постоянно прослеживается любопытная закономерность. Искусство как проявление свободных, творческих сил человека, полет его фантазии и духа часто использовалось для

Какими средствами воздействует искусство?
К общим средствам художественной выразительности, как известно, относятся: композиция, форма, ритм, пропорции, фактура, цвет, тон, интонация и др. Они могут существенно усилить воздействие художест

Храмовый синтез искусств
Синтез искусств - это соединение нескольких разных видов искусства в художественное целое, сотворение оригинального художественного явления. Синтез искусств можно найти в разных сферах художественн

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении
В театре, кино, на телевидении также активно взаимодействуют различные виды искусства. Синтетическими видами искусства являются театр и кино, объединяющие драматическое, музыкальное, изобразительно

Эстетическое формирование искусством окружающей среды
Трудно представить себе современную жизнь без больших и малых городов с многоэтажными зданиями, широкими проспектами, площадями и парками, памятниками и фонтанами, с потоком машин, броскими, зазыва

Архитектура исторического города
Одним из самых полезных для жизни человека искусств является архитектура. Если сравнивать архитектуру с другими искусствами, то по мере условности к ней ближе всего музыка. Ведь музыка так

Архитектура современного города
Каждый город имеет свое собственное лицо, запечатленное в памятниках архитектуры, в специфике современной планировки и строительства. Современные города и современные районы исторических городов тщ

Специфика изображений в полиграфии
Одними из самых распространенных и популярных видов искусства в окружающей нас повседневной жизни являются искусства, связанные с полиграфической промышленностью: книжная и журнальная графика, плак

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества
Формирование красивой и комфортной предметной среды всегда привлекало внимание людей. На рубеже ХIХ-ХХ вв. вместе с развитием промышленного производства возник дизайн. Слово «дизайн» имеет английск

Декоративно-прикладное искусство
Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Оно охватывает многие виды народных промыслов, связанных с созданием художественных изделий, имеющих практическое назначе

Музыка в быту
Трудно представить жизнь современного человека без музыки. Она окружает его повсюду. Музыка звучит с экранов телевизоров, с мониторов компьютеров. Она сопровождает праздники, развлечения и т. п.

Массовые, общедоступные искусства
Огромную популярность в XX в. приобрели виды искусства, связанные с техническим прогрессом. Фотография, кино, телевидение, продукция полиграфической промышленности (книги, журналы, газеты) стали си


Любое художественное произведение устремлено в будущее. В истории искусства можно найти много примеров предупреждения художниками своих сограждан о надвигающейся социальной опасности: войнах, расколах, революциях и т. п. Способность к провидению присуща великим художникам, возможно именно в нем и состоит главная сила искусства.


Немецкий живописец и график эпохи Возрождения Альбрехт Дюрер () создал серию гравюр «Апокалипсис» (греч. apokalypsis откровение это слово служит названием одной из древних церковных книг, которая содержит пророчества о конце света). Художник выразил тревожное ожидание всемирно-исторических перемен, которые действительно через некоторое время потрясли Германию. Альбрехт Дюрер


Четыре всадника апокалипсиса Самой значительной из этой серии является гравюра «Четыре всадника». Всадники Смерть, Суд, Война, Мор яростно проносятся по земле, не щадя ни королей, ни простолюдинов. Клубящиеся облака и горизонтальные штрихи фона увеличивают скорость этого бешеного галопа. Но стрела лучника упирается в правый край гравюры, словно останавливая это движение. По сюжету Апокалипсиса всадники появляются на земле по очереди, но художник специально поместил их рядом. Всё как в жизни война, мор, смерть, суд приходят вместе. Считается, что разгадка подобного размещения фигур в желании Дюрера предупредить современников и потомков о том, что, сокрушив стену, которую в виде края гравюры воздвиг художник, всадники неминуемо ворвутся в реальный мир






Причиной создания «Герники» Пабло Пикассо стала бомбардировка города страны басков Герники. Во время Гражданской войны в Испании 26 апреля 1937 года легион «Кондор», добровольческое подразделение люфтваффе, совершил ночной налѐт на Гернику. Картина «Герника» П. Пикассо На город было сброшено несколько авиабомб, что послужило причиной разрушительного пожара, в результате которого была уничтожена значительная часть города и пострадало по разным подсчетам около человек. Художник показал зверское лицо войны, отражение той страшной действительности в абстрактных формах, и она по-прежнему в нашем антивоенном арсенале». Вобщем эта картина как нельзя лучше передаѐт всю трагичность бессердечия людей. «Герники» Пабло Пикассо


Большевик. Б. Кустодиев В картине «Большевик» Борис Михайлович Кустодиев (1878–1927) использовал метафору (скрытый смысл), которая на протяжении многих десятков лет не была разгадана. Многие годы эту картину трактовали как торжественный гимн стойкому, твердому духом, несгибаемому революционеру, возвышающемуся над обыденным миром, который он осеняет взмывающим в небо красным флагом. Многие События последнего десятилетия ХХ в. дали возможность понять то, что осознанно или, скорее всего, неосознанно почувствовал художник в начале века. Сегодня эта картина наполняется новым содержанием. Но вот как художникам в то время удалось так точно ощутить грядущие социальные перемены, остается загадкой.


Новая планета. К. Юон Новая планета – это Советская Россия, появление которой сотрясло вселенную и сдвинуло светила с их путей. Крошечные фигурки людей, в ужасе повергнутых на землю или простирающих руки к залитому мистическим светом небу, призваны напомнить о том, что судьба одного человека ничтожна на фоне мировых катаклизмов, одним из которых и видится Юону Октябрьская революция».


В музыкальном искусстве примером предвидений может служить пьеса для оркестра «Вопрос, оставшийся без ответа» («Космический пейзаж») американского композитора Ч. Айвза (). Вопрос, оставшийся без ответа Она создана в начале XX в. во время, когда совершались научные открытия в области покорения космоса и создания летательных аппаратов (К. Циолковский). Эта пьеса, построенная на диалоге струнных и деревянных духовых инструментов, стала философским размышлением о месте и роли человека во Вселенной.


Аристарх Васильевич Лентулов () Картина представляет собой настоящую полифонию из плоскостей и полукружий, которые распространены по полю холста и ассоциируются со звуковыми волнами, исходящими от колокольни Ивана Великого. В воображении это полотно вызывает многоголосые пасхальные малиновые перезвоны. Кубофутуристическая манера написания не мешает узнаванию традиционных для России белокаменных палат и башен с характерными арками, проемами и куполами. Неустойчивый конус колокольни склоняет свою главу к основному куполу, и кажется, будто они охвачены единым ритмом, исходящим от звонаря в центре картины, пытающегося раскачать колокол. Каскад цвето-звуковых волн сочетается со светлыми секторами треугольников и полукружий, создавая целостный образ микрокосма. Колокольня Ивана Великого


В картинах «Москва» и «Василий Блаженный» невиданные, фантастические силы сдвигают устоявшиеся формы и понятия, хаотичное смешение цветов передает калейдоскопические, хрупкие, распадающиеся на бесчисленные элементы изображения города и отдельных сооружений. Все это предстает перед зрителями как двигающийся, мерцающий, звучащий, эмоционально насыщенный мир. Широкое использование метафоры помогает художнику обычные вещи превращать в яркие обобщенные образы. Москва Василий Блаженный


Стр Найдите в словаре значение слова «ксилография». В этой технике выполнена серия гравюр А. Дюрера «Апокалипсис». Что хотел художник выразить в своих картинах: тревогу, наэлектризованность сознания современников? изменчивое непостоянство мира? ощущение радости и яркости жизни? Выскажите свое суждение о художественных образах картин. Рассмотрите картину К.Юона «Новая планета», написанную в 1921 г. Дайте интерпретацию идеи этой картины с позиции человека сегодняшнего дня. Художественно-творческое задание Разработайте музыкально- литературный сценарий на тему «Колокольные звоны России» («И несется над землею колокольный звон...»).