Рассуждение виновен ли печорин в смерти бэлы. Другие вопросы из категории

Печорин и виноват в том, что разрушил бестревожное существование Бэлы, и не виноват в том, что не может ее больше любить. Кто же виноват? Виноват тот, кто создал необходимую грань между невыразимо-прекрасным, беззаветно чувствующим, но наивным, неразвитым существом и человеком безысходно мятущимся, обладателем остро-аналитического, требовательного интеллекта. Виноват тот, кто человеческую жизнь обрек на бесплодность и бессмыслицу и тем самым вызвал все новые поиски преодоления пустоты жизни, кончающиеся каждый раз крахом. Виноват тот, кто бросил человека в окружение, не выдерживающее ни критики мысли, ни проверки действием и тем самым предоставил личность самой себе – и своим желаниям и своему суду. Другими словами, истинный виновник того, что "несчастен" Печорин, а вследствие этого и Бэла, в конечном счете современное общество. Но это не значит, что прав герой. Какие бы причины не сформировали личность человека, за свои действия, обращенные к другим людям, он должен отвечать. Так, уже в "Бэле" проступает та новая широко гуманистическая точка зрения Лермонтова, когда он не только судит общество от имени "избранной" передовой личности, героя, но судит и самого героя от имени "многих", то есть рядовых, не "избранных" и даже не передовых, но имеющих право на уважение к их личности людей. В грустной истории Бэлы, которая начинает сознавать себя нелюбимой, Лермонтов вскрывает и вину Печорина, его эгоистический индивидуализм. Как бы сильно ни был Печорин увлечен Бэлой, и как ни мало он был виноват в том, что ему стало с ней скучно, ясно одно: живого, чувствующего, самоценного человека он превратил в орудие для своих эгоистических целей и страстей, в лекарство от скуки, которое он не задумываясь отбросит, как только оно перестанет действовать. В этом вина Печорина. Он вырвал Бэлу из родной среды, лишил дома, отца, брата, он мучает ее своей холодностью и вот-вот бросит ее, как только она перестанет отвлекать его от скуки. Он ничего не меняет в своих поступках ради того, чтобы перестать доставлять страдания другим. Он - губительная, разрушающая сила по отношению к личности и судьбам других людей.

Ответить

Ответить

Ответить


Другие вопросы из категории

Максим Горький. Детство. вопросы. 1) Чем отличается,по вашему мнению,Данко от окружающих его людей? написать особенности поведения

Данко и отношение к его поступку спасенных им людей

3) Кому из горьковских героев вы хотели бы поставить памятник и каким вы его представляете:?

в стихотворении прокофьева патриотические чувства и настроения автора передаётся через его отношение к родному городу, столице страны. Какими художестве

нными средствами связывается образ Москвы с образом всей страны? Москве Вся Родина встала заслоном, Нам биться с врагом до конца- Весь пояс твоей обороны Идёт череез наши сердца. Идёт через грозные годы И долю народа всего, Идёт через сердце народа И вечную славу его! Идёт через море людское, Идёт через все города... И что это, братья, такое, Что враг не возьмёт никогда! помогите срочно нужно.

Помогите нужно написать что означают эти слова: Холодная изморозь, осетр, стерлядь, были, небылицы, хилые берёзки, затеси, белая рыба, шлюпка, бот, паца

н, хлопец, варнак, рыбная тара.

Читайте также

ЗАДАНИЕ ДЛЯ ТЕХ,КТО ЧИТАЛ М.Ю.ЛЕРМОНТОВА "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ" ООООЧЕНЬ НУЖНО. У МЕНЯ МЕЖДУ ПЯТЕРКОЙ И ЧЕТВЕРКОЙ И НУЖНО СДЕЛАТЬ ЭТУ РАБОТУ.ПОЖААЛУУУЙСТА

ПОМОГИТЕ!!!

1)Как называется последняя повесть романа?

2)Сколько повестей в журнале Печорина?

3)Чей это портрет:"...рожа у него была самая разбойничья:маленький,сухой,широкоплечий...А уж ловок был,как бес! Бешмет всегда изорванный,в заплатках,а оружие в серебре"?

4) Закончите фразу. "Герой нашего времени",милостивые государи мои,точно портрет,но не одного человека:это портрет,составленный из пороков...".

5) Допишите название повести. Контрабандист Янко, "ундина",слепой мальчик-это герои...

6) Что уронил Грушницкий у колодца,чтобы привлечь внимание Мэри?

7) Почему Печорин стал ухаживать за княжной Мэри?

8) С кем стрелялся Печорин на дуэли?

9)Что обозначает название повести "Фаталист"?

11) За что Максим Максимыч обиделся на Печорина?

12) Кого любила Вера?

13) Кто из героев романа поет песню: "Золото купит четыре жены,
Конь же лихой не имеет цены"?

14) Были ли знакомы Максим Максимыч и княжна Мэри?

15) "...эти господа,вероятно,второпях,забыли положить пулю в мой пистолет..." Чей пистолет во время дуэли оказался не заряжен?

нужно срочно сочинение по рассказу Мёртвые души, на одну из тем: 1. Печорин - "страдающий эгоист" 2.Сцена дуэли в романе " Герой Нашего Времени" 3.

Роль женских образов в романе "Герой Нашего времени" 4. Особенности композиции в романе "Герой Нашего Времени

1. Кто автор «Героя нашего времени» ?

2.От лица кого ведётся повествование в «Герое нашего времени» ?
3. Кто такой Максим Максимыч?
4. Каково его звание?
5. Кем являлся Печорин, каково его имя, отчество?
6. Чем промышляли Казбич и Азамат?
7. Кто такая Бэла из «Героя нашего времени» ?
8. Каковы были чувства Печорина к Бэле?
9. Сколько лет было Бэле?
10. Оказалось ли её ранение смертельным?
11. Если да, сколько дней прожила Бэла после ранения?
12. Кто виноват в том, что пережила Бэла?

1. Жанр «Слова о полку Игореве» - это:

1) житие; 2) воинская повесть; 3) слово; 4) летопись?

2. Какой принцип является «лишним» для классицизма:

1) единство места; 2) единство времени; 3)единство действия; 4) единство языка?

4. Строка «Открылась бездна, звезд полна...» принадлежит:

1) Фонвизину; 2) Тредиаковскому; 3) Сумарокову; 4) Ломоносову?

5. Соотнесите произведения и литературные направления:

А) «Бедная Лиза»; б) «Фелица»; в) «Ася»; т) «Светлана».

6. В каком литературном направлении в качестве идеала изображалась мирная идилли ческая жизнь на лоне природы:

7. В какое произведение включено «Слово о Ломоносове»:

1) «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н. Радищева; 2) «Памятник» ГР. Дер­жавина; 3) «История государства Российского» Н.М. Карамзина; 4) «Капитанская дочка» А.С. Пушкина?

8. Какая характеристика не относится к романтизму:

Деление жанров на высокие и низкие;
противоречие между идеалом и действительностью;
стремление к свободе;
конфликт между личностью и обществом?
9. Жанром какого литературного направления является элегия:

10.Кому из героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит фраза: «Упал он больно - встал здорово»:

1) Лизе; 2) Чацкому; 3) Фамусову; 4) Софье?

11. Кто написал, что в комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова «25глупцов на одного здраво­
мыслящего человека и этот человек, разумеется, в противоречии с обществам, его

Окружающим»:

1) ИА. Гончаров; 2) А.С. Грибоедов; 3) А.С. Пушкин; 4) В.Г. Белинский.

1) Г.Р. Державина; 2) Н.М. Карамзина; 3) В.А. Жуковского; 4) А.Н. Радищева?

13.Из какой страны вернулся в свое имение герой романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин»
Владимир Ленский:

1) Германия; 2) Италия; 3} Англия; 4) Франция?

Каким стихотворным размером написан роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин»:
1) анапест; 2) хорей; 3) дактиль; 4) ямб?
Как называлось имение, в котором провел свое детство М.Ю.Лермонтов?
1) Лермонтове; 2) Тарханы; 3) Болдино; 4) Стрешнево?
16. Какая повесть из составляющих роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
является последней в хронологическом отношении:

1) «Бэла»; 2) «Максим Максимыч»; 3)«Фаталист»; 4) «Княжна Мери»?

17. Какой эпиграф взят Н.В. Гоголем для комедии «Ревизор»:
1) «О rus... О Русь!»;

«Береги платье снову, а честь смолоду*»
«На зеркало неча пенять, коли рожа крив»;
«И дым отечества нам сладок и приятен»?
18. Какое произведение не входит в петербургские повести Н.В. Гоголя:

1) «Портрет»; 2) «Женитьба»; 3) «Шинель»; 4),«Коляска»?

19. Соотнесите названия произведений и их авторов:

«Умом Россию не понять...»;
«Поэт и гражданин»;
«Нет, я не Байрон...»;
«Я пришел к тебе с приветом...»;
а) М.Ю. Лермонтов; б) Ф.И. Тютчев; в) Н.А. Некрасов; г) А.А. Фет.

Как звали героиню повести И.С. Тургенева «Первая любовь»:
1) Анастасия; 2) Зинаида; 3) Елена; 4) Татьяна?
Какого писателя называли «Колумбом Замоскворечья»:
1) А.П. Чехова; 2) Н.В. Гоголя;
3) А.Н. Островского; 4) И.С. Тургенева?

22. Как определил ФА/. Достоевский жанр «Белых ночей»:

Какое произведение является «лишним» для «маленькой трилогии» А. П. Чехова:
1) «Крыжовник»; 2) «Ионыч»; 3) «О любви»; 4) «Человек в футляре»?

Вы находитесь на странице вопроса "кто виноват в смерти бэлы?(в пооизвидении лермонтова герой нашего времени)дайте,пожалуйста,полный,развернутый ответ ", категории "литература ". Данный вопрос относится к разделу "5-9 " классов. Здесь вы сможете получить ответ, а также обсудить вопрос с посетителями сайта. Автоматический умный поиск поможет найти похожие вопросы в категории "литература ". Если ваш вопрос отличается или ответы не подходят, вы можете задать новый вопрос, воспользовавшись кнопкой в верхней части сайта.

Откопал старые, покрытые пылью, выцветшие школьные дневники-тетради, стал перебирать...
Тетрадь по литературе, 8-й класс. Сочинение (орфография и пунктуация сохранены).



Сочинение на тему: «Виновен ли Печорин в гибели Бэлы»

«Печорин (П.) в главе Бэла появляется к читателям из разговора Максим Максимыча, офицера под началом которого П. служил в крепости на левом фланге, с автором. Там Печорин со слов Максима Максимыча предстает пред нами в облике... «...престранного и, должно быть, богатого человека...»

На самом же деле Печорин хотя и был человек со странностями, но уж никак не тот человек которого называют богатым.

Печорин в крепости знакомиться с Бэлой. Или даже не знакомиться а скорее всего навязывает знакомство, но это у него получается как-то не грубо, нагло, а ласково, нежно.

Печорин влюблён в Бэлу, но влюблен не так как влюблен муж в свою жену, а как человек из общества любит дикарку. Его привлекает эта таинственность в ней, загадочность. Он думает что любовь Бэлы это тайна, но на самом-то деле Бэла любит Печорина той любовью которая не отличается от любви двух людей, или мужа и жены.

Добившись любви Бэлы, Печорин охладевает к ней, он уже не любит её, но всё ещё хранит в сердце нежность, ласку.

Постепенно и нежность улетает из сердца, и он уже не не может относиться к Бэле как раньше, он уже уходит надолго из крепости на охоту, избегая её и может быть отчасти Максим Максимыча.

Но Печорин не виноват что, стремясь добиться любви Бэлы, он стремился к любви дикарки к человеку из общества, не увидя же этой любви, а увидя любовь просто женщины к человеку он разочеравался и вынужден был, вынужден, по устройству своей души и характера, разлюбить её.

Бэла же любила безвоздмезно, безумно, можно сказать фанатично. Она не могла и думать разлюбить и видя, что Печорин разлюбил её и избегает, она постепенно чахнет, сохнет и в конце концов умирает.

Печорин, видя умирающую, любимую не так давно, женщину мучается, но ничего не может сделать потому что как указано выше он не может любить её из за того что он разочаровался в её любви и по устройству хар-ра он не может возвратить её к жизни.

Итак, подведём итог:

Печорин не виноват в смерти Бэлы, а виноваты его душа и характер, ищущие всегда чего-то нового, заманчивого, таинственного. И не могло и быть иначе. Но нельзя, конечно, сваливать всё на характер и душу. Устройство облика Печорина не ахти уж какое благородное. В следствии этого и Печорин виноват в смерти Бэлы.
Итак в смерти Бэлы, Печорин и виноват и не виноват.»

Оценка: ¾. (какая-то за грамотность, какая-то за стилистику? не помню за что там оценивали...)

Поурочный план по литературе в 9 классе.

Тема: «Кто виноват в смерти Бэлы?» по роману Лермонтова «Герой нашего времени».

Цели: развивать понятие о сюжете и фабуле художественного произведения, раскрыть смысл негативного влияния Печорина на судьбы людей, совершенствовать навык аналитического чтения, воспитывать в учениках чувство справедливости, уважения к личности, почтение к законам.

Наглядность и оборудование : портрет поэта, иллюстрации к роману, интерактивная доска, слайды..

Методы и приемы : форма судебного заседания, выступления учеников, элементы диспута.

Ход урока .

Учитель : Мы прочитали первую главу романа Лермонтова «Герой нашего времени», узнали о трагической судьбе Бэлы. Сегодня нам предстоит присутствовать на судебном заседании по делу о покушении на убийство девушки, приведшем к мучительной смерти. На скамье подсудимых Казбич, вонзивший нож в девушку. Также в зале судебного заседания присутствуют люди, имеющие непосредственное отношение к этой истории: Печорин Григорий Александрович, Азамат, Максим Максимыч. Председательствует судья Абдрахманов Беркин. Со стороны государства обвинителем выступает Сейдахметов Жакен, от общества Шангереев Айбол. Обвиняемый имеет право на защиту, его адвокатом выступает Сайынов Адиль, также здесь присутствует адвокат Сарбалаева Жадыра.

Тиак, начинаем.

Судья : Слушается дело об убийстве девушки Бэлы, княжеской дочери. Слово предоставляется прокурору Седахметову Жакену.

Прокурор : Месяц назад было совершено преступление....(выступление прилагается)

Адвокат Сайынов Адиль : (выступление прилагается)

Судья : Слово самому подсудимому.

Казбич (Сулейменов Абай): Я убил Бэлу за то, что ее брат оскорбил меня, украл мою лошадь, за то, что Печорин ее все равно не любит, незачем ей жить, позорить наш народ.

Судья: Слово предоставляется общественному обвинителю Шангерееву Айболу.

Шангереев Айбол : (выступление прилагается)

    вопросы Максиму Максимычу и Азамату

    ответы М.М. (Наурызбек Медетов) и Азамата (Биржан Букеев)

Защитник Печорина Сарбалаева Жадыра (выступление прилагается)

Судья : Что скажет сам Печорин в свое оправдание?

Печорин -Старцев Иван - (выступление прилагается)

Учитель : Суд удаляется на совещание, а мы поговорим о сегодняшней проблеме «Кто виноват?»

Учитель: Из выслушанных выстцплений к какому выводу вы приходите? Может ли в данной ситуации быть только один виновный? Есть ли доля вины в смерти Бэлы и Азамата, и Печорина, и Максим Максимыча?

    выступления отдельных учеников, обмен мнениями, элемент диспута

Судья: (читает приговор – прилагается)

Выводы :

    В смерти девушки прямо или косвенно виноваты все названные люди, не укради Азамат сестру, не устрой эту кражу Печорин, не разлюби он девушку, отговори Максим Максимыч Печорина от этой авантюры, Бэла была бы жива.

    Вина Печорина тяжелее от того, что он понимал всю опасность этой затеи, вмешался в судьбу горцев, оскорбил их обычаи, не взяв Бэлу в жены как принято.

    Нарушая законы человеческого общества, совершая преступление, мы отвечаем перед законом, перед судом, а за проступки, ведущие к пагубным последствиям, мы отвечаем перед совестью.

Уроки , вынесенные из урока :

    не вмешивайся в чужую судьбу без согласия человека

    не покушайся на чужое добро

    не оправдывайся условиями воспитания

    не предавай человека, доверившего тебе свою жизнь

Учитель : И еще... Позже мы с вами будем говорить о других женщинах Печорина, увидим, в каких отношениях он был с ними, но уже сейчас, несмотря на юный возраст, вы должны уяснить одно золотое правило, которое прозвучало еще в сказке Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц», который мы читали в пятом классе:

«Мы в ответе за тех, кого приручили». Мы в ответе за тех, кого полюбили, за тех, кого заставили полюбить себя, как это было у Печорина с Бэлой. Любовь требует ответственности в отношениях. Будьте честными с любимыми, будь то девушка, будь то родные, будь то даже животные.

Домашнее задание : читать главу «Тамань »

Рассказчик, молодой офицер, едущий из Тифлиса в Ставрополь по казённым надобностям, познакомился в пути с Максимом Максимычем, штабс-капитаном лет пятидесяти, служившим на Кавказе еще при Ермолове. Когда путешественники остановились в какой-то сакле на ночлег, то за чаем Максим Максимыч к слову вспомнил историю, случившуюся с ним лет пять назад.

Знакомство Печорина и Бэлы

Тогда он служил в крепости N. за Тереком, и под его начало прибыл молодой офицер лет двадцати пяти, Григорий Александрович Печорин. Однажды князь, живший в шести верстах от крепости, пригласил их на свадьбу своей старшей дочери. Во время пира младшая дочь князя, Бэла, привлекла внимание Печорина.

Казбич

Максим Максимыч же, выйдя на улицу, случайно услышал разговор младшего сына князя, Азамата, с Казбичем, известным разбойником, против которого, впрочем, никогда не оказывалось никаких улик. Азамат просил Каз6ича продать ему своего коня, обещая взамен что угодно, даже свою сестру Бэлу. Казбич отказался, и мальчик даже заплакал от огорчения. Между ними началась ссора, Азамат вбежал в саклю и заявил, что Казбич хотел его зарезать. Все выбежали на улицу, но разбойника уже и след простыл. Когда, приехав домой в крепость, Максим Максимыч рассказал Печорину об услышанном разговоре, тот только посмеялся. А дня через два к ним приехал Азамат, и Григорий Александрович стал расхваливать при нем коня Казбича. Так продолжалось при каждой встрече, и наконец Печорин предложил помочь украсть этого коня с условием, что
Азамат нынче же привезет ему сестру.

Похищение Бэлы

Мальчик согласился, и ночью связанная Бэла оказалась у Печорина. Вскоре в крепость приехал Казбич. Григорий Александрович пригласил его в дом, и пока гость пил чад, Азамат вскочил на его лошадь и ускакал. Казбич выбежал на улицу и стрелял в него, но промахнулся. Тогда он ударил ружьем о камни, разбив его вдребезги, упал на землю и зарыдал, как ребенок.

Поначалу похищенная Бэла, сколько ни уговаривал ее Печорин, не поднимала глаз, не разговаривала, ничего не ела. Но постепенно девушка привыкла к своему положению, хотя стать возлюбленной Григория Александровича упорно отказывалась. Однажды он пришел к Бале в дорожной одежде и сказал, что, если она не любит его, он уедет отсюда навсегда и будет искать смерти, а она вольна делать, что хочет. Бэла зарыдала и бросилась ему на шею.

Любовь Печорина и Бэлы

Какое-то время молодые люди были счастливы. Печорин баловал девушку, наряжал, как куколку. Максим Максимыч тоже полюбил ее как родную дочь. Они долго скрывали от Бэлы, что Казбич, подкараулив ее отца при возвращении домой, зарезал его кинжалом. Узнав все же о кончине отца, девушка дня два поплакала, а потом забыла. Месяца четыре все было хорошо, а потом Печорин стал опять надолго уходить на охоту; когда же оставался дома, был мрачен и задумчив. Максим Максимыч корил офицера за его переменчивость, и тот ответил, что таков его характер — ему быстро все надоедает.

Ранение Бэлы

Как-то Григорий Александрович уговорил Максима Максимыча пойти с ним на кабана. Они долго искали зверя, но им не повезло, и кабан ушел в камыши. Возвращаясь домой, приятели услышали выстрел. Опрометью поскакали они на звук и увидели всадника, летящего прочь от крепости, а поперек седла его перекинуто что-то белое. Они помчались вдогонку, Печорин выстрелил и перебил лошади заднюю ногу. Казбич соскочил с нее, и стало видно, что он держит на руках Бэлу. Разбойник что-то закричал и занес над девушкой кинжал. Максим Максимыч выстрелил в него и, по-видимому, ранил, потому что Казбич бросил Бэлу рядом с раненой лошадью и убежал.

Смерть Бэлы

Девушка истекала кровью: горец ударил ее кинжалом в спину. Бэла прожила еще два дня. Григорий Александрович не отходил от нее. Она то приходила в сознание, то бредила. На вторые сутки девушка попросила Печорина поцеловать ее на прощание. Днем Бэла стала томиться от жажды, выпила глоток воды и умерла.

Кто виноват в смерти Беллы?

Вспоминаю себя в 16 лет. Мы писали сочинение на эту тему. Естественно, этому событию предшествовал разбор на уроке литературы. Мнения разделились примерно поровну. Виновных оказалось тоже двое. Одни винили Печорина, другие – Казбича. Других вариантов не было, это я тоже хорошо помню.
С тех пор прошло тридцать лет. Ситуация повторилась. Теперь уже моей дочери пришлось писать сочинение на эту тему. У них в классе тоже был “разбор полета”, и те же двое обвиняемых.
Я решил покопаться в этой теме, интуитивно чувствуя, что у Лермонтова не все так просто.
Начну с первого обвиняемого – Печорина. Действительно ли Белла погибла по его вине?
Безусловно, именно Печорин стал катализатором трагических событий. Нельзя ставить ему в вину похищение Беллы, так как невест похищали во все времена, а уж там и подавно. К тому же Белла была не против.
Именно Печорин был организатором и идейным вдохновителем “угона” Карагеза. Похоже, Казбич так и не узнал, какую роль сыграл Печорин в воровстве Карагеза, а то бы не сносить Печорину головы! Казбич видел именно Азамата верхом на Карагезе, – ловко подстроено! Однако не пойман – не вор.
Разве не запретил Печорин Белле выходить из крепости, когда поблизости видели Казбича, да еще на коне, принадлежавшем отцу Беллы? Запретил, еще как запретил! Прогулка в одиночестве за крепостные стены была, видимо, следствием депрессии, вызванной у Беллы отсутствием нежных чувств к ней со стороны Печорина. Охладел к ней Печорин, что тут поделать, но, ведь, это еще не повод рисковать жизнью. Скорее всего, было просто жарко, и Белла решила прогуляться до речки, где воздух прохладней “было, знаете, очень жарко; она села на камень и опустила ноги в воду ”. А, может, и то, и другое вместе. Как бы там ни было, а нарушение запрета – факт.
Так может быть, Белла сама виновата? Безусловно. Видя надпись “не влезай – убьет!” лезет только самоубийца. Увидев Казбича на коне своего отца, Белла, конечно же, сообразила, что Казбич встал на “тропу войны”.
Нельзя обойти стороной Азамата. Безразмерное эго толкнуло его на скверный (по нашим меркам) поступок – воровство. Однако стоит принять во внимание, что воровство не считалось чем-то предосудительным. Воровали все и у всех. Казбич, к примеру, только тем и жил. Так ли уж виноват Азамат, если он действовал в рамках общепринятых норм и традиций?
Казбич. Конечно, он – исполнитель. Поразмыслим об этом персонаже. Казбичу нанесено оскорбление. В одночасье он лишился всего: коня, друга, имущества, работы и уважения. Понимаете теперь всю глубину его горя? Ничего удивительного, что в его глазах вспыхнул огонь мести. И он мстит. В первую очередь отцу Беллы. Все правильно. В его глазах виноват отец – плохо воспитал сына. Следующий шаг, тоже вполне логичный, – захват Беллы в заложницы. Повезет – обменяю на коня, не повезет – продам в гарем турецкому султану, чтобы хоть как-то компенсировать убытки. Логика Казбича проста и понятна.
Есть еще один обвиняемый. Это отец Беллы. Плохо воспитал сына, не обеспечил должную охрану дочери. Хотя возможности у него были. Виноват? Несомненно!
Вот, кажется, и все обвиняемые. Получается, что можно винить всех и каждого в отдельности. Каждого можно оправдать, так как все персонажи трагедии руководствовались общепринятыми нормами морали тех мест и того времени. Так, получается, что трагедия случилась по причине стечения обстоятельств? И да и нет.
Есть еще один участник – Карагез. Представьте Казбича верхом на Карагезе. Примерно то же самое, что пилот “Феррари” среди владельцев ВАЗовской классики в гонках streetrace. Естественно, он – фаворит! Можно делать ставки на второе, третье место, но первое всегда за ним! Это и престиж и средства к существованию. Не удивительно, что Карагез смущает людские души, вызывая низменное чувство зависти. Если бы не Карагез, трагедии не произошло бы. Если бы мне пришлось сегодня писать сочинение на эту тему, то, безусловно, главным и, пожалуй, единственным виновником трагедии я назову Карагеза.
Как видите, не все так просто. Удивительно! Сменяются эпохи, экономические формации, правительства, меняются приоритеты и цели, проходят реформы школы, Фурсенко даже затеял ревизию русского языка. Меняются условия, но незыблема точка зрения. За тридцать лет в методике преподавания ничего не изменилось. Так, может, прав был мой одноклассник, который, не заморачиваясь, написал сочинение из 2х предложений с 14ю ошибками: “Печорин – хороший, Грушницкий – плохой. Больше ничего не знаю.”? Как выясняется, уже тогда он предвидел будущее.