Школьная викторина по географии "по городам и странам".

Игра-викторина «Путешествие по Стране Сказок»

Цель :

Создание атмосферы творчества и эмоционального комфорта.

Обобщение знаний детей о сказках;

Стимулировать речемыслительную деятельность;

Пробуждать в детях интерес к книгам, к сказкам, к чтению;

Расширять литературный кругозор;

Развивать внимание, мышление, речь, память, тактильное восприятие детей.

Воспитывать культурных слушателей и зрителей.

Задачи:

  1. Воспитание коммуникативных качеств личности;
  2. Развитие познавательных интересов;
  3. Развитие интеллектуального творчества;
  4. Воспитание дружбы и коллективизма.

Оборудование:

Магнитофон, разрезанные картинки с изображением сказочных героев, «книга сказок» с замкОм, таблички с пословицами, карточки-картинки, чудесный мешочек (яблоко, яйцо, мыло, мука, деревянная ложка, азбука, скорлупа грецкого ореха, горошина) , телеграммы.

Данную игру можно проводить с разным количеством детей. Если группа большая (30 человек), я её делю на 4 команды, если 15 – 20 человек, играют две команды. Количество человек в команде можно регулировать количеством частей, на которые разрезаю картинки. Выбирается жюри. Команда, которая первой выполнит задание, получает фишку с цифрой.

Летом игра проводится на свежем воздухе на летней веранде.

Звучит песня « В гостях у сказки»

Ребёнок:

Сказки, сказки – ярмарка чудес.
Мир волшебный, разноцветный лес.
Крылья сказок тихо-тихо шелестят,
Значит, в гости к нам они летят.

Ведущий: Ребята, сегодня я вам хотела прочитать вот эту книжку, но без вашей помощи мне не обойтись. Чтобы её открыть, необходимо получить ключ к замкУ, на который она закрыта. Вы мне поможете, вы готовы?

Разминка. Надо дополнить имя литературного героя. Я говорю слово, а вы – заканчиваете.

Кощей -Бессмертный

Василиса -Прекрасная

Баба -Яга

Змей -Горыныч

Сестрица -Алёнушка

Мальчик -с-пальчик

Иван -царевич

Братец -Иванушка

Крошечка -Хаврошечка

Курочка -Ряба

Конёк -Горбунок

Царевна -Лягушка

Жар -птица

Ковёр -самолёт

Гуси -Лебеди

Иванушка -дурачок

Деление группы на 2 команды.

Желающие участвовать в игре подходят к столу, на котором лежат пять рисунков с изображением сказочных героев (Чиполлино, Буратино, Красная Шапочка, Кот в сапогах, Емеля… ), разрезанных на части по количеству детей в командах. Составив картинки, дети определяют, в какой команде они играют, и чье имя носит команда.

1. Составь пословицу.

Чтобы получить первую фишку, нужно правильно и быстро сложить пословицы о книгах и чтении. Командам раздаются разрезанные таблички с пословицами:

  1. Кашу кушай, а сказку слушай: умом - разумом смекай да на ус мотай.
  1. Не всякая водица для питья годится, не всякая сказка - людям указка.

2. Сказочные герои сочинили для вас сказки. Угадайте, кто какую сказку сочинил.

(Кому достаётся очередная карточка, решает жюри)

СКАЗКА 1.

“Она хорошая девочка. Добрая, заботливая. Но надо же знать СЕБЯ. Чего можно, а чего нельзя. Я вот горяч по натуре: согреваю, растапливаю, сжигаю… Зачем было через меня прыгать?..”

СКАЗКА 2.

“Мне приятно быть на голове у этой Девочки. Она за мной ухаживает. Я всегда чистая. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень-очень доверчива. Из-за этого с ней происходят всякие неприятности…”

СКАЗКА 3.

“Нам бы, конечно, не хотелось ее подводить. Мы могли отстать, и вся история закончилась бы там, на балу. Но мы не имеем права ни спешить, не отставать…”

СКАЗКА 4.

“Для меня очень вредно столько находиться в воде… Спасибо этому любопытному и непослушному мальчишке. Если бы не он и не черепаха, сколько бы я еще пролежал на дне?..”

3. «Угадай сказку». - Из какой сказки эти слова?

1. Тыква, тюрьма, ключи, слёзы, налоги, пауки, синьоры, генералы. (Д.Родари "Чиполлино".)

2. Замок, сапоги, поле, осёл, шляпа, лев, маркиз, река. (Ш.Перро "Кот в сапогах".)

3. Дупло, ветер, принцесса, зонтик, труба, собака, сундук. (Г.-Х.Андерсен "Огниво".)

4. Женщина, цветочный горшок, ласточка, крот, болото (Г.-Х.Андерсен «Дюймовочка»)

5. Волшебник, солома, гимнаст, девочка, собачка, сердце (А.Волков «Волшебник Изумрудного города»)

6. Вишнёвый переулок, дом, семья, дети, няня, зонтик (П. Трэверс «Мэри Поппинс»)

Каждой команде даются карточки, необходимо подчеркнуть фамилию автора каждого литературного произведения.

1. "Золушка"

а) Ш. Перро
б) В. Гауф
в) бр. Гримм

"Мойдодыр"

а)А. Барто
б)С. Маршак
в) К. Чуковский

"Русалочка"

а)В. Бианки
б) Г.-Х. Андерсен
в)А. Волков

2. "Золотой ключик"

а)П. Бажов
б) А. Толстой
в)Н. Носов

"Маугли"

а) Р. Киплинг
б)Д. Родари
в)А. Милн

"Сказка о царе Салтане"

а) А. Пушкин
б)В. Жуковский
в)И. Крылов

3. "Конёк- Горбунок"

а) П. Ершов
б)А. Пушкин
в)А. Чехов

"Гадкий утёнок"

а)Ш. Перро
б)Д. Родари
в) Г.-Х. Андерсен

"Горшок каши"

а)Н. Носов
б) бр. Гримм
в)В. Катаев

5. Вопросы болельщикам. Самый активный и знающий сказки болельщик получает очередную фишку с цифрой.

На какой птице летала Дюймовочка?

Из какого инструмента солдат сварил суп в русской сказке?

Что разбудило Спящую красавицу?

Что обнаружил Буратино за заветной дверью в каморке папы Карло?

Что потерял ослик ИА в сказке "Винни - Пух"?

Встреча с какой рыбой явилась поворотным моментом в жизни сказочного Емели?

Какое яйцо снесла курочка Ряба?

Кто торговал пиявками в сказке "Золотой ключик"?

Кто внёс решающий вклад в процесс вытаскивания репки?

Кто из сказочных персонажей уверял, что он красивый, в меру упитанный мужчина?

Какое хлебобулочное изделие ушло и от бабушки, и от дедушки?

Кто сыграл решающую роль в процессе превращения полена в Буратино?

По какой особой примете можно узнать Бабу Ягу?

Как зовут итальянского Буратино?

Как звали мальчика, выпустившего из бутылки старика Хоттабыча?

После каких слов Али-Бабы волшебные ворота открывались?

К кому первому обратились за помощью дед и бабка, не справившись с репкой?

Какой титул присвоил кот в сапогах своему хозяину?

6. «Чей предмет?».

Ведущий называет и показывает сказочные предметы. Необходимо назвать сказочного персонажа, кому принадлежат эти предметы.

  1. Сапог (Ш.Перро "Кот в сапогах" .)
  2. Зонтик (Г.-Х.Андерсен "Оле-Лукойе". )
  3. Чепчик (К.Чуковский "Доктор Айболит". )
  4. Сани (Г.-Х.Андерсен "Снежная королева". )
  5. Шляпа (Н.Носов "Приключения Незнайки". )

7. Игра «Кошки – собачки»

В зависимости от того, какое животное имеется среди персонажей названного мной произведения, вам надо будет залаять или замяукать, а потом назвать это животное. Обратите внимание, в некоторых из книг вам будут встречаться двое этих животных одновременно. Вы готовы? Тогда начинаем!

  1. «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше». (Собака Бимбо).
  2. «Крокодил Гена и его друзья». (Собака Тобик).
  3. «Золотой ключик, или приключения Буратино». (Кот Базилио и пудель Артемон).
  4. Русская народная сказка «Репка». (Собака Жучка и кошка Мурка).
  5. «Доктор Айболит» (Собака Авва)
  6. Русская народная сказка «Снегурочка». (Собака Жучка).
  7. «Кот в сапогах» (кот)

8. Телеграммы

– Ребята, сегодня утром я нашла конверт, адресованный детям, которые хорошо знают сказки.
– А вы хорошо знаете сказки?
– Ну, что ж, посмотрим, что находится внутри. (Достаю телеграммы.)
– Оказывается, эти телеграммы пришли от персонажей сказок. Давайте отгадаем, от кого они.

  1. Бабушка и дедушка, спасите! От волка убежал, но за мной гонится лиса! (Колобок)
  2. Приходил волк и съел шестерых козлят. Спасите моих братьев! (Козленок)
  3. Дядя Фёдор! Срочно приезжай! Кот Матроскин с Шариком поругались! (Почтальон Печкин)
  4. Срочно приезжайте! Меня Пора тянуть. (Репка)
  5. Спасите! Меня дед выловил в Синем море! (Золотая рыбка)
  6. Помогите! В моей маслёнке закончилось масло, а скоро пойдёт дождь! (Железный Дровосек)

9. Заморочки из мешочка

У меня есть мешочек, а к нему привязана записка: «Ребята, помогите эти вещи вернуть в сказки. Они нам очень нужны!» Герои сказок.

Вызывается по одному ребёнку из команды по очереди. Они достают предметы, отгадывают из какой они сказки.

В мешочке: мыло («Мойдодыр») , мука («Колобок») , яйцо («Курочка Ряба») , яблоко («Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях») , горошина («Принцесса на горошине»), скорлупа грецкого ореха («Дюймовочка»), деревянная ложка («Три медведя»), клубок (Иван Царевич и Серый Волк»), витамины («Айболит»).

10. Весёлый наборщик – Переставьте буквы так, чтобы получилось название сказки.

1. Н С Р К А Я А А П К Ш О Ч А

(Красная шапочка.)

2. М О В О Ч К А Д Ю Й

(Дюймовочка.)

3. И Т Р Д Е Д М Я В Е

(Три медведя.)

4. Г Ц Ш Р Е В А К А Н А Я Л У

(Царевна лягушка)

И конечно же, говоря о сказках, нельзя не вспомнить великого русского поэта, чей день рождения мы празднуем в этом месяце и кто подарил миру такие великолепные сказки - А.С ПУШКИН

Разработка учителя географии МБОУ «Нововязниковская оош»

Куклевой Ольги Александровны

Географическая викторина «По странам и континентам» для 7 класса.

Задачи: развивать познавательный интерес, умение реализовать полученные знания при решении конкретных задач, чувство товарищества и ответственности каждого игрока перед командой, развивать умение выражать свои мысли, общаться, расширять кругозор, воспитание всесторонне развитой личности.

Ход игры.


  1. «Знакомство».
Обмен приветствиями и сувенирами. Жеребьевка команд.

А. Вопросы 1 команде. (по 1 баллу за правильный ответ)


  • Кто первый совершил кругосветное путешествие?

  • Как называют пересохшие русла рек в Австралии?

  • Какую область Земли называют Антарктикой?

  • Как называется сильный ветер в пустыне Сахара?

  • Самое соленое море?

  • Назовите пустыни Африки (3).
Б. Вопросы 2 команде.

  1. «Кто быстрее?»
Командам поочередно задаются вопросы, на которые они отвечают сразу. Если ответа нет – то соперники имеют право на него ответить и заработать балл.

  • Единый Бог мусульман

  • Самая длинная река мира

  • Самое маленькое государство в мире (государство в государстве)

  • Искусство составления букетов в Японии.

  • Самые высокие горы.

  • Национальный праздник Японии.

  • Напиток – визитная карточка Индии.

  • Самой большое озеро мира по площади.

  • Коренные жители США.

  • Коренные жители Австралии.

  • Пролив между Россией и США.

  • Самый большой остров мира.

  • Денежная единица Индии.

  • Денежная единица Японии.

  • Пролив между Антарктидой и Южной Америкой.

  • Остров у берегов Африки.

  • Остров, где выращивают цейлонский чай.

  • Крайняя северная точка Евразии и России.

  • Самое глубокое озеро мира.

  • Наибольший полуостров.
Подведем итоги 2-х конкурсов.

  1. «Заморочки из бочки». В капсулах номера «заморочек». Команды вытаскивают их и отвечают. (по 3 балла за правильный ответ)
№1. К торжественному крику добавь согласный звук, чтоб протянулись горы с севера на юг.

№2. Я- сибирская река, широка и глубока. Букву «е» на «у» смени – стану спутником Земли.

(Лена – Луна)

№3. Первый слог мой – нота, буква – слог второй, целое – широкой разлилось рекой (До – н).

№4. Счастливый случай (команде присуждается 3 балла без загадки).

№5. От дождей, текучих вод, он растет из года в год. Он полей равнинных враг, а зовут его..?

№6. Бьет источника фонтан, струя до поднебесья, в соседях с ним живет вулкан. Фонтан вам тот известен.


  1. «Конкурс переводчиков». 1 балл за правильный перевод.
Команды получают пакет с иностранными словами. Определить значение этих слов, и из какого языка они к нам пришли?

1 команде

Визит (франц. – «посещение»)

Диагноз (греч. - «определение характера болезни»)

Баста (итал. - «довольно, хватит»)

2 команде

Версия (фран. - «одно или несколько отличных друг от друга изложений фактов, событий»)

Гарантия (фран. - «ручательство»)

Сервис (англ. - «обслуживание»)

5. Флаги государств.

Командам дается задание нарисовать флаги государств. (2 балла)


  1. команда: флаги Японии и США

  2. команда: флаги Канады и России.
6.Конкурс капитанов. По фрагментам карты определить географические объекты и назвать их особенности. (по 3 фрагмента по 3 балла)

7. «Черный ящик».

Команды получают 1 –я пакет с зернами кофе, 2 - я с какао – порошком. Назовите растение, его родину, области культивирования. (по 3 балла).

ПРАВИЛА ИГРЫ:

В игре принимают участие три команды произвольной численности. В число зрителей могут входить одноклассники игроков, их родители, друзья и знакомые. За неделю до ее проведения учитель знакомит игроков с сеткой викторины и темами резервных вопросов, дает необходимые пояснения и список рекомендованной литературы. Перед началом игры команды разыгрывают право выбора линии старта, выполняя на время одно и то же задание, которое в дальнейшем будет называться предварительным. Команда, которая раньше других правильно выполнит это задание, начинает игру первой. Учитель читает вопрос вслух для зрителей, а команде дает карту с его записью. «Стартовый» вопрос состоит из двух частей: основного и дополнительного, который задается в случае неправильного ответа на основной (после хода соперников). Верно ответив на этот вопрос, команда после хода соперников выбирает тему следующего, пользуясь указателями - стрелками. В случае неверного ответа команда возвращается на исходную позицию и после хода соперников пытается ответить на другой вопрос. Команда, неправильно ответившая на все вопросы, которые она имеет право выбрать по указателю, выбывает из игры. В случае, если одна из команд выберет путь к вопросу, на который правильно ответили их соперники, следует воспользоваться одним из резервных вопросов, приведенных ниже, или одним из вопросов, возврат к которому невозможен. Побеждает команда, первой ответившая на один из трех вопросов «линии финиша».

В ходе игры командам разрешается пользоваться географическими картами.

Для удобства и наглядности можно воспользоваться фишками разного цвета, используя схему викторины как игровое поле.

Основная сетка викторины (см. схему).

ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ:

Выдающийся путешественник XIX века Александр Гумбольдт считал самыми красивыми городами земли Неаполь, Стамбул и этот, австрийский, название которого на русский язык можно перевести как «Соляной замок». (Зальцбург).

СТАРТОВЫЕ ВОПРОСЫ:

«МУЗЫКАЛЬНЫЙ» континент.

1) На этом континенте находятся полуостров Бетховена, заливы Верди, Брамса, Мендельсона, Шуберта, Гайдна, мыс Берлиоза, Россини, горы и пики Листа, Грига, Глюка, группа островов Глинки. (Антарктида).

2) На этом континенте всего одна река - Оникс и всего одно озеро - Ванда. А в 1966 г. с его карты исчезли 4 географических объекта: мыс Эймери, бухты Торсхавн, Эванс и Энгам - они находились на обломившейся и уплывшей в океан части материка. (Антарктида).

«СПЯЩИЙ ГОРОД»

1) В Италии говорят: «Милан работает, Рим ест, Неаполь поет». А какой знаменитый город согласно этой поговорке спит? (Венеция).

2) В средние века самым страшным после измены родине преступлением в этом городе считалось нанесение каким-либо способом урона государственным водам, т.е. морю, а как крайний предел роскоши воспринимался небольшой сад при дворце. (Венеция).

УНИКАЛЬНЫЙ ОСТРОВ

1) У этого острова есть одна уникальная отличительная особенность - отсутствие коренных млекопитающих: те зоны обитания, которые на других материках заняли звери, на нем достались птицам. (Новая Зеландия).

2) Долину гейзеров можно увидеть лишь на Камчатке, в Исландии, Йеллостоунском национальном парке США и в этой стране. Недаром на языке аборигенов этот остров именуется Аотеароа - «Страна большого белого облака», а любимое национальное кушанье их - мясо или овощи, сваренные в кипящей воде гейзеров. (Новая Зеландия).

ВОПРОСЫ ПО УКАЗАТЕЛЯМ:

ПЕЧАЛЬНАЯ СТРАНА

В начале XII века первый датский историк Саксон Грамматик дал этой стране следующее географическое описание: «Неплодородная, усеянная повсеместно скалами, испещренная трещинами, она кажется печальной страной развалин. В самой северной ее части скрывается не на одну ночь дневное светило, а затем долго светит, пренебрегая суточной сменой дня и ночи». В настоящее время на территории этого государства находится самый северный город мира, а крайняя южная точка этой страны, расположенная примерно под 58 градусом с.ш., приблизительно совпадает с местоположением российских городов Псков и Рыбинск. О каком государстве идет речь? (Норвегия).

ОБЩИЙ ПРИЗНАК

Именно это обстоятельство объединяет названия таких непохожих стран, как Танзания и Пакистан. Названия данных стран являются аббревиатурами. Танзания: название появилось после объединения Республики Танганьика и Народной республики Занзибар и Пемзы.

Пакистан: П - Пенджаб, А - Афганистан, К - Кашмир, С - Синд, Стан - от Белуджистана.

В то же время - «пак» - чистый, незапятнанный, «стан» - страна.

ПРОГНОЗ ПУШКИНА

Именно столько лет отводит А.С.Пушкин в романе «Евгений Онегин» для того, чтобы в России появились хорошие дороги. (500 лет).

«ПЛЕМЕННАЯ ФЕРМА ЕВРОПЫ»

То обстоятельство, что принцесс этой страны традиционно выдавали замуж за монархов многих европейских государств, дало Бисмарку основание язвительно назвать ее «племенной фермой Европы». (Германия).

«СТОЛИЦА СОСИСОК»

По-итальянски название этого германского города звучит как Монако, а в ФРГ его именуют еще и «столицей сосисок», и «пивной столицей» страны. (Мюнхен).

ПРЕЗИДЕНТСКИЙ ЗАПРЕТ

Подобно Петру I, первый президент этой исламской страны запретил национальный мужской костюм. Случилось это в начале XX века. О каком государстве идет речь в вопросе? (Турция, Кемаль Ататюрк).

РАСТЕНИЕ НА ГЕРБЕ

Изображение именно этого растения украшает гербы таких непохожих государств, как Узбекистан и Ангола. (Хлопок).

«ОСТРОВ СЧАСТЛИВЫХ»

В переводе на русский язык название этого государства означает «Восточная страна». Эта маленькая европейская страна знаменита тем, что дала больше всех лауреатов Нобелевской премии в пересчете на миллион жителей, а римский папа Павел VI назвал ее «островом счастливых». (Австрия).

ЗАГАДОЧНЫЕ ЦИФРЫ

У въезда в каждый американский город стоит столб с табличкой. На ней - название населенного пункта и крохотные цифры. На Западе США эти цифры обозначают число жителей. А что обозначают они на Востоке страны? (Год основания).

«АНОМАЛЬНЫЙ» ШТАТ

В этом штате США стрелка компаса указывает не на север, а на восток (Аляска, т.к. северный магнитный полюс находится на территории Канады).

«ГОРОД ЛЬВА»

Этот «Город Льва» (санскрит) в последнее время называют то «драконом», то «молодым тигром». Другое образное название этого города-государства - «Западные ворота Востока и восточные ворота Запада». Его порт недавно стал крупнейшим в мире, оттеснив на второе место порт Роттердама. (Сингапур).

ВОПРОСЫ ЛИНИИ ФИНИША:

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ

Какую страну американский президент Джордж Буш (старший) называл «главным призом СССР во второй мировой войне»? (Восточную Германию - ГДР).

ПРОЗВИЩЕ СЕВЕРЯН

Иностранцы называют этим прозвищем всех американцев, американские южане - северян, а северяне - жителей Новой Англии. (Янки - «торгаши», «деляги»).

«РЕКА АРАБОВ»

Общее название двух этих рек называют еще в Шатт-эль-Араб - «Река арабов». (Тигр и Евфрат).

РЕЗЕРВНЫЕ ВОПРОСЫ:

Между этими государствами проходит самая короткая в мире граница. (Самая короткая из возможных границ - математическая точка, такая граница находится на Северном полюсе между Россией и Канадой).

2) Страна 1000 островов.

Страна, о которой идет речь в вопросе, является самым большим островным государством в мире, ее часто называют «Страной 1000 островов». Рабиндранат Тагор так сказал об этом государстве: «Я всюду вижу Индию, но я не узнаю ее». (Индонезия).

3) «Синьор Мильоне».

За склонность к преувеличениям (действительным и мнимым) венецианцы прозвали этого знаменитого соотечественника Мильоне - «Миллион». (Марко Поло).

Светлана и Валерий Рыжовы, поселок Ферзиково, Калужская область

Цели: проверить знания детей по теме « Путешествие по странам Европы», умение работать с картой, развивать устную речь учащихся, прививать интерес к изучению данного предмета.

Оборудование: политическая карта мира, карточки с флагами.

Ход проведения урока-викторины в 4 классе.

1. Сообщение темы урока.

Тема нашего урока – «По странам Европы». И пройдет он в форме игры-викторины, в которой примут участие две команды: «Знайки», «Умники». Игра состоит из 5 конкурсов. За каждый конкурс команда может заработать на свой счет по несколько баллов, а зависит это от правильности ответов. Каждой команде я желаю удачи. А начинается наша викторина с разминки.

2. Разминка.

1). Их называют еще «Большой Бен». О чем идет речь? (О часах на башне возле парламента).

2). В Париже через реку Сену построен мост в честь русского царя. Назовите его имя. (Александр III).

3). Назовите известного датского сказочника. (Г,Х.Андерсен).

4). Это одна из самых маленьких стран мира, в которой есть заводы по выплавке стали. (Люксембург).

3. Основная часть.

Конкурс «Домашнее задание».

По одному участнику от каждой команды представляют страну Европы, в которой он бы хотел побывать и объяснить почему он выбрал именно эту страну.

Конкурс оценивается в 2 балла.

Конкурс «Угадай флаг».

Каждому участнику команды нужно угадать предложенный флаг.

Конкурс «Покажи на карте».

Каждый участник команды должен показать на карте предложенную страну Европы.

Конкурс «Ты мне – я тебе».

Учащиеся каждой команды задают друг другу вопросы по теме.

Конкурс «Догонялки».

Проигрывающая команда может получить дополнительное очко за ответ на вопрос.

1). В столице Греции Афинах – на высоком холме был построен храм в честь богини Афины. Назовите его. (Парфедон).

2). Какой стране принадлежат острова Сицилия и Сардиния? (Италии).

3). В какой стране жил великий сказочник Шарль Перро? (Во Франции).

4). Назовите самое маленькое государство в мире. Его еще называют государство-город, который располагается в Риме. (Ватикан).

5). Назовите выдающегося путешественника, исследователя Океана, защитника природы, родом из Франции. (Жак-Ив Кусто).

6). Этой стране принадлежит самый большой в мире остров – Гренландия, хотя сама страна небольшая. (Дания).

4. Подведение итогов викторины.

5. Домашнее задание: составить кроссворд по данной теме.