Культура и традиции дагестана. Культура,традиции и обычаи народов Дагестана

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РД

ГБПОУ РД «Профессионально-педагогический колледж им.М.М.Меджидова»

«Традиции народов Дагестана»

(открытое внеклассное мероприятие)

Подготовили:

кураторы ОПНК,

преподаватели педагогики и психологии

Алиева Р.С., Рамазанова Н.С.,

Касимова С.Н., Меджидова В. Г.

12.12.2017 г. - г. Избербаш

Эпиграф :

В ладони сердце можно уместить,
Но в сердце целый мир не уместишь.
Другие страны очень хороши,
Но Дагестан дороже для души.

(Р. Гамзатов)

(видео Дагестан) (Д.Гамзатова – куплет и припев)

Райсат: Ассаламуалейкум! Дорогие друзья!

Вазипат: Ассаламуалейкум! Добрые гости!

Саният: Ассаламуалейкум! Да будет мир над вами! Только мирные люди могут жить рядом, крепко дружить, красиво трудиться, радоваться успехам и делать добро.

Мы горды тем, что родились и выросли в прекрасном крае, в многонациональном Дагестане.

ВИДЕО

Наида: Дагестан в переводе с тюркского значит «страна гор». Еще его часто называют «кавказским Вавилоном». Здесь проживают люди самых различных народностей – аварцы, даргинцы, рутульцы, лезгины, кумыки, лакцы, табасаранцы и др.

Райсат: Это единственное место на земле, где на территории площадью 50 000 кв. 2 проживает 102 национальности, 36 из них коренные.

Стих читает студент (видео слайд) музыка

Цахурцы, Лакцы, Кумыки, Аварцы,
Каспийск, Махачкала, Дербент, Кизляр.
Переплетением городов и наций,
Прославился прекрасный Дагестан.
Лезгин, Рутулец, Табасаран, Агулец,
Даргинец брат, плечом к плечу стоят.
И крепость их как горные вершины,
В которых гордые орлы парят.
В едином духе множество народов,
В лезгинском танце горные орлы.
В сердец единстве сила Дагестанцев,
В бесстрашии воинов душа Нарын Калы.
Долг горца оказать гостеприимство,
Он никогда его не нарушал.
И каждый там оставил свое сердце,
Кто на Кавказе щедром побывал.
И так заведено в горах Кавказских,
Друзей навеки верных обретешь.
Наполнив рог, когда из бочек Дагестанских,
За дружбу с ними тост произнесешь.

Попурри на кумузе

Вазипат: Республика является самым многонациональным регионом России. Разумеется, у каждого народа есть свои обычаи и духовные ценности. Поэтому традиции Дагестана, весьма разнообразны, но при этом в них проявляется некоторая схожесть.

Наида: Сегодня мы расскажем вам о некоторых обычаях нашего горного края.

Райсат: (вкл.музыка – НАЧАЛО НАВРУЗА зурна)

Наступила весна. Пробуждение природы и начало полевых работ у народов Дагестана отмечается весенним праздником Навруз или как его еще называют Праздником первой борозды, который отмечается очень пышно и весело.

На экране:

Навруз входит в список

нематериального

наследия ЮНЕСКО

Вазипат: Для празднования Навруза мы отправимся в Юж. Даг.в одно из лезгинских сел.

НАВРУЗ или Яран – Сувар как называют этот праздник лезгины - это один из немногих праздников, который сохранил весь колорит обрядов и традиций предков. Этому празднику около трёх тысяч лет. Яран-сувар означает «праздник солнца», который наступает во время весеннего равноденствия в ночь на 22 марта.

С этим праздником у лезгин связано много поверий и обычаев. Так считается, что чем веселее и радостнее люди встречают Яран-Сувар, тем щедрее к людям будет природа. В дни этого праздника прекращались войны, кровная месть, забывали обиды и ссоры.

Саният: Одним из главных атрибутов Навруза являются праздничные угощения. Это орехи, сладости и обязательно проросшая пшеница, которая символизирует пробуждение земли и начало новой жизни.

Наида: Кульминацией праздника Навруз является ритуальный костёр. Вечером костер разжигает глава семьи. Пока горит большой костер вокруг него водят хоровод «Яллын», люди прыгают через костер, оставляя, по преданию, все болезни и беды в прошлом году. После хоровода начинались танцы «Айелдуш».

Райсат: В дни празднования Навруза по домам ходили ряженыеКеса и Кечал, которые поздравляли хозяев и собирали угощения.

В двери акт.зала входят Кеса и Кечал с группой, выкрикивая поздравления.

Кеса

Дома у нас большие, Гьоссай!

Окна золотые, Гьоссай!

С Днем навруза - Днем весны, Гьоссай!

Мы поздравить Вас пришли, Гьоссай!

Ассаламу алейкум! (хор)

Кечал

В доме этом все девицы,

Как одна румянолицы.

Рукова их длинны,

И слова их умны.

С Днем Навруза – днем весны!

Мы поздравить вас пришли!

Ассаламу алейкум! (хор)

На этот шум выходит Весна с подружками (3 шт.) (сладости, орехи, проросшая пшеница) встречает Кечала и Кесу. Выходят жители села на сцену, Кеса и Кечал подходят к ним с пожеланиями и взамен получают угощения.

    Мир вашему дому!

    Пусть год будет баракатным!

    Пусть дом ваш будет полная чаша!

    Да будут густыми всходы

    Да умножается стадо

    Да не будет засухи.

Кеса и Кечал спускаются со сцены, проходя по рядам произносят поздравления и угощают зрителей.

Кечал

Да развеется тоска,

Да просеется мука.

А мука у нас бела,

Испечёте вы пирог.

Нам отрежете кусок

С Днем Навруза – днем весны

Мы поздравить вас пришли!

Ассаламу алейкум! (хор)

Уходят из зала.

ПЕСНЯ НА ЛЕЗГ. ИЛИ АЗЕРБАЙДЖАНСКОМ ЯЗЫКЕ

(звучит кумыкская мелодия)

Вазипат: Под мелодичный звук гармони мы идем дальше в кумыкское село.

Во дворе у Нюржаган собираются соседи. Они пришли помочь хозяйке дома, отделить кукурузные зерна от початка. Так, издавна заведено, если кому-то нужна помощь - на выручку приходит всё село. Этот древний кумыкский обычай называется булкъа.

Саният: Чтобы работать было веселее, во время булкъа поют старинные песни и танцуют. Специально для этого приглашают гармонистку, (гармонистка тихо начинает наигрывать кумык.мелодию) она не участвует в работе. Её задача развлекать остальных.

-исполняет песню гармонистка.

Наида: (на фоне тихой мелодии ) Со стороны может показаться, что здесь свадьба или день рождения, но на самом деле эти женщины выполняют достаточно тяжёлую работу. Предстоит обработать около ста мешков кукурузы. Гостей обязательно угощают сытным обедом. Дело может затянуться за полночь.

-песня (поет сидящая за работой).

Райсат: После обеда на стол подают фрукты. Патимат старается как можно лучше угостить своих гостей. Чтобы потом не говорили, что их плохо приняли. В селе любят обсуждать хозяев булкъи. Сравнивают, в чьём доме было лучше - это тоже часть обычая.

Под вечер начинается самое интересное. К подуставшим женщинам приходят мужья, а вместе с ними и молодые холостяки.

Хотя от мужчин в работе толку мало, время с ними идёт быстрее.

-песня парня.

Вазипат: В Дагестане говорят, там, где соберётся три кумыка, будет концерт художественной самодеятельности.

- шуточный танец.

Во время булкъи мужчины приглашают девушек на танец.

Этому парню предлагают выбрать себе пару из красивых незамужних девушек.

Но он делает свой выбор.

Саният: Гури знает, что парень пригласил её ради шутки и смеха. На самом деле он пытается привлечь внимание молодых девушек.

Там где не принято разговаривать на улице, булкъа единственная возможность для молодых людей найти себе невесту.

Танец парней и девушек.

Видео высокогорных аварских сел + музыка

Наида: А теперь перенесемся в горный Дагестан и посмотрим, какие свадебные обычаи есть у аварцев.

Свадьба в ауле - событие первой важности. У дагестанцев она длилась три дня, независимо от материального состояния родителей молодых. В течение двух дней она шла в доме жениха, а на третий переходила в дом невесты. (звучит аварская старинная мелодия). Эхом по горам разносились звуки зурны и дробь барабана, и разворачивалось самое настоящее театрализованное зрелище. Приглашаем вас на традиционную аварскую свадьбу.

Райсат: (видео или видеоряд)

За невестой по традиции отправлялись ночью с горящими факелами, в масках животных и в овчинных тулупах, вывернутых наизнанку, с песнями и танцами (зурнач и барабанщик ) , дабы отгонять злых духов.. Во главе процессии, сопровождаемой музыкантами, шел друг жениха с длинной палкой в руке. Быть другом жениха считалось престижным, и общественное мнение строго следило, чтобы на эту роль назначался достойный.

Вазипат: Провожая дочь в чужой дом, мать давала наставление:

Материнский наказ дочери


А каждый дом - сам по себе держава.
Там все свое. Там распорядок свой
И свой закон, И правила, И право.
Свои капризы у порога брось
И уважай привычки их любые:
Коль там хромые - обопрись на трость
И надевай очки, коль там слепые.
Тебе вручается очаг
Отныне и навеки!
Пусть он горит, как свет в очах,
Как сердце в человеке.
Сумей большой огонь разжечь
На малом огоньке
И хлеб большой сумей испечь
На небольшой муке!
Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой.
А там свои тропинки от порога.
Чтоб сделать шаг, ты оглянись, постой
И выбери - куда поставить ногу.
Есть добрые слова - слова-лучи,
Щедрее будь на ласковое слово.
А есть слова, звучащие сурово.
Не взвесив слово, лучше промолчи.
Ты, дочь моя, уходишь в дом чужой.
Пусть он роднее будет с каждым годом.
И все, что там возникнет пред тобой,
Пусть будет солнцем для тебя и медом.

ЗВУЧИТ СВАДЕБНАЯ МУЗЫКА

СЦЕНКА – жених с родней идет за невестой

Наида: Если даже невеста жила по соседству, в дом жениха ее вели в течение многих часов. Впереди всех шла старшая подруга с большим подносом халвы. Каждому, кто проходил с лучшими пожеланиями для невесты, она давала кусок халвы.

Райсат: Посмотреть на это веселое и яркое зрелище стекались все жители села, заполняя собой улочки и плоские крыши домов. От дома невесты до дома жениха на невесту сыплют муку, зерно и сладости, желая ей сладкой жизни в новом доме.

Продолжение сценки : Невесту встречала мать жениха с чашечкой меда, подносила ее к губам девушки и при этом говорит:

Мать жениха: Пусть ваша жизнь будет сладкой, как мед.

Вазипат: Кульминационным моментом свадьбы является танец новобрачных.

Танец новобрачных, музыка тише

Наида: Только после танца молодоженов начинались общие танцы. Например, очень колоритно выглядит танец жителей селения Гидатль. Он называется Карш.

Музыка тихо – Гидатлинский карш

Саният: Начинает танец мужчина, женщин не приглашают, они выходят сами. проявляя тем самым, уважение к мужчине.
(Танец ГИДАТЛИНСКИЙ КАРШ)

Наида: В Дагестане издревле обращали особое внимание на обряды, связанные с рождением ребенка и укладыванием первенца в колыбель.

Раисат: Люлька – это первый дом ребенка на 1,5 – 2 года жизни. На наш взгляд, нет вещи, сделанной для ребенка и более окруженной суевериями, поверьями и обрядами, чем люлька. Именно при помощи люльки происходило первое приучение к дисциплине, которое было необходимо в традиционном обществе.

Вазипат: Считали, что как бы крепко не пеленали ребенка, пока его не уложат в люльку, у него болит спина. Первое укладывание в люльку предпочитали совершать в пятницу, обычно на 7-ой день.

Под матрас люльки клали что-нибудь стальное: нож, ножницы, а также Коран. В люльку укладывала малыша одна из его бабушек, с отцовской или материнской стороны, или другая близкая женщина, прожившая счастливую жизнь и обладавшая, как говорили, «легкой» рукой.

Она желала ребенку здоровья, счастливой обеспеченной жизни, желала стать ему главой большого семейства, трижды с молитвой обводила вокруг люльки и укладывал в нее.

Представляем даргинский обряд укладывания в люльку первенца.

В зале оформлена комната: колыбелька со всеми принадлежностями, столик с угощениями, предметами домашнего обихода.

Звучит песня

Гостей встречает бабушка. В зал свободно заходят дети и взрослые. В руках небольшие сувениры, подарки.

Гостья - Мы пришли поздравить вас с рождением внучки. Мы вам желаем, чтобы ваша внучка выросла здоровой, красивой и, чтобы у вас было еще много, много внучат.

Бабушка - Да, у моего сына родилась дочка, а мне внучка. Спасибо, мои дорогие, что пришли разделить нашу радость. (гости проходят и садятся на стулья)

Невестка - Мама, кто-то к нам приехал?

Бабушка - (Обращаясь к невестке). Пойди, дочка, посмотри, кто к нам приехал.

(бабушка прибирает в комнате, пока невестка пошла, смотреть, кто приехал).

Невестка - мама, к нам на смотрины приехали мои родственники.

Бабушка- Добро пожаловать! (обнимаются) Родственники - Мы приехали поздравить вас и весь ваш род с рождением внучки, желаем, чтобы у вас хватило здоровья на всех внуков и правнуков.

Бабушка- (обращаясь к гостям). Спасибо, спасибо! Садитесь, пожалуйста. Как поживаете? Как здоровье ваших родителей, детей, родственников?

Х.Аминат - Спасибо. Все живы, здоровы. А как ваше здоровье?

Бабушка- Да вот радуюсь, что внучка родилась, бегаю. Хорошо, что вы именно сегодня приехали к нам. У нас сегодня праздник - «Укладывание нашей малышки первый раз в колыбельку».

Машидат - Уважаемая Меседу, а нам поручили поздравить вас и вручить эти подарки.

Бабушка- Спасибо вам за ваши подарки. Желаю вам, чтобы люди к вам приходили по доброму случаю и, чтобы я смогла вам добром отплатить за ваше внимание.

Арсен - А как назвали вы свою внучку?

Бабушка- По обычаям мальчика называют именем дедушки или доблестного джигита, девочку - именем бабушки или счастливой, красивой женщины. Ох, и долго спорили все наши родственники и знакомые, как же назвать нашу девочку. Одни предлагали назвать ее Заремой, другие Айгуль, Мариям, Медни, Жамиля. Каких только имен не предлагали. Наконец-то назвали Жамилей. Тот, кто дал имя, должен подарить платье. Посмотрите, какой подарок принес мой брат, уважаемый человек (показывает подарок). Он-то и назвал нашу девочку Жамилей.

Моей внучке исполнилось две недели, и сегодня первый раз будем укладывать в колыбельку и в честь этого я приготовила угощение. Для всех устроим праздник. И на этот праздник к нам сегодня пришли наши соседи, родственники- все, кто разделяет с нами эту радость.

(бабушка выдвигает вперед колыбельку и рассказывает).

Колыбельку делают из боярышника, так как это дерево считается счастливым, прочным и легким. В такой колыбельке ребенок вырастает здоровым, крепким и счастливым. При рождении первого ребенка-мальчика, люльку и все принадлежности к ней готовит бабушка по матери, а для девочки - бабушка по отцу. Так как дочка родилась у моего сына, я своей внучке приготовила колыбельку. Посмотрите, какая она красивая с узорами.

Укладывать 1-раз младенца поручали опытной,доброй женщине. И вот сегодня пригласили такую женщину.

Дочка, принеси, пожалуйста, мою внучку.

Женщина начинает укладывать младенца в колыбельку. Мать стоит в сторонке, наблюдает.

Бабушка - Смотри и запоминай, дочка, потом самой тебе придется укладывать в колыбельку ребенка.

Женщина (Саният) - Чтобы молочным был сон у тебя, моя маленькая (комментирует свои действия): Ножки надо хорошо выпрямить, завернуть в пеленку и завязать, там, где находятся коленочки, а чтобы повязка не давила, положить под нее плоскую небольшую подушечку. Руки выпрямить вдоль туловища, завернуть в пеленку, положить по обеим сторонам подушечки и завязать. Затем сверху накрыть одеяльцем. Нельзя, чтобы темечко мерзло, поэтому можно косыночку приложить к голове. Ну, а теперь можно и спеть колыбельную песенку.

Поёт колыбельну Х.Аминат.

(Бабушка благодарит женщину за оказанное внимание.).

Саният: Еще никто в этом мире не придумал большей истины, чем вековая мудрость предков. В народе, который следует их традициям, старики -в почете, дети - в заботе, а дом полон гостей.

Раисат: Мы желаем всем присутствующим в зале мира и счастья! Пусть каждый помнит, что Дагестан – наш общий дом!

Вазипат: Мы, молодое поколение, должны учиться на лучших традициях и живых примерах.

Саният: от нас зависит будущее нашей родины

Наида: Мира тебе Дагестан, и чистого неба над головой!

Песня Сабины Саидовой «Дагестан»+ видео из фото даг.сел (желательно педагогов ППК)

Обычай - правило или форма поведения, в которых закреплено то, что складывалось в результате длительной общественной практики. Соблюдение обычая обеспечивается мерами общественного воздействия.Если обычаи получают признание государства и обеспечиваются его принудительной силой, то становятся правовыми обычаями.

Дагестан - это не только "страна гор", но и "страна языков". Слившись в один многонациональный народ, на территории Дагестана живет около 30 народностей - аварцы, даргинцы, лезгины, кумыки, русские, лакцы, табасаранцы, азербайджанцы, агулы, рутульцы, чеченцы, ногайцы и многие другие. А сколько народов, столько и наречий, представляющих большой интерес для изучения.

Какую бы часть горного Дагестана Вы ни посетили, Вас поразят необычные краски природы, чеканные силуэты аулов, необычные горные дороги и многочисленные настенные орнаменты. И хочется понять тишину гор, красоту местной архитектуры и душу народа, что нашла отражение в ковровых песнях табасаранцев, насечках кубачинских мастеров, в балхарской глиняной посуде, творцов поющего дерева - унцукульцев, в серебряных узорах гоцатлинцев.

В наш век цивилизации и модернизации можно заглянуть и в глубь веков, увидеть, чем жили народы Дагестана в прежние времена. Ведь, несмотря на достижения прогресса, горцы свято чтят свои обычаи, любовь к земле, уважение к старшим и своему прошлому, а также бережно хранят свое культурное наследие.

Республика Дагестан славится разнообразием и уникальностью культурных учреждений, памятников архитектуры, своих традиций. На территории республики функционирует: 13 театров (Государственный республиканский русский драматический театр, Дагестанский государственный театр оперы и балета, Лакский государственный драматический театр им. Капиева, Аварский музыкально-драматический театр им. Г. Цадасы, Дагестанский государственный кумыкский музыкально-драматический театр им. А.Салаватова, Даргинский государственный драматический театр им. О.Батырая, Государственный лезгинский музыкально-драматический театр, Азербайджанский театр, Ногайский государственный драматический театр, Табасаранский государственный драматический театр, Дагестанский государственный театр кукол, Театр песни); 3 государственных музея (Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Дагестанский государственный объединенный исторический и архитектурный музей, Музей изобразительных искусств), филармония (в ее творческом составе государственный симфонический оркестр РД, солисты-инструменталисты, певцы, мастера художественного слова, лекторы-искусствоведы и др.); танцевальные школы - принесшие республике всероссийскую и мировую известность (Государственные ансамбли "Лезгинка", "Молодость Дагестана", "Дагестан", детские коллективы "Виртуозы Дагестана - Счастливое детство" и "Асса", фольклорный хо-реографический центр "Ватан"; оркестровые и хоровые коллективы ("Оркестр народных инструментов", Государственный Кизлярский терский ансамбль казачьей песни, государственный хор Республики Дагестан и др.); более 1000 библиотек, в т.ч. Республиканская библиотека им. Р.Гамзатова; кинотеатры и киноустановки, большое количество клубных учреждения в городах и районах республики.

Веками наши предки вырабатывали культурные навыки, моральные, а затем правовые нормы отношений внутри племен и общин, которые с течением времени сформировались обычаи и традиции, как основа устойчивого образа жизни горских народов. И какие бы незваные гости ни бывали в Дагестане, им не удалось вытравить из сознания и практики жизни горцев те моральные нормы, древние верования, исконные обычаи и традиции, ставшие сутью, стержнем их повседневной жизни. С менталитетом горцев считались и арабские завоеватели, вынужденные иной раз, не достигнув военных целей, идти на уступки местным обществам, приняв в свой арсенал немало горских адатов, что облегчило исламистам задачу по продвижению мусульманской религии в глубь гор.

Каждого гостя Дагестана (путешественника, ученого, журналиста, поэта и писателя) поражают эти удивительные обычаи, адаты. Как мы знаем, прямое знакомство России с Дагестаном состоялось в начале XIX века. Присоединение Дагестана к России в 1813 году, а затем народно-освободительная борьба горцев против колониальной политики царизма вызвали в русском обществе огромный интерес и даже симпатию к нашему краю и его обитателям. Здесь побывало немало художников и литераторов, отобразивших в своих бессмертных произведениях нелегкую жизнь и мужественную борьбу горцев, их быт, взаимоотношения, нравы и обычаи.

Впервые в истории дагестанцев русские художники Гагарин, Рубо, Тимм, Васильковский, Бабаев и другие создали на своих живописных полотнах образы гордых горцев и нежных горянок и тем самым заложили основы дагестанской художественной живописи, портрета, скульптуры. Благодаря русским художникам, передовая Россия увидела воочию загадочных и мужественных людей, осмелившихся не только выступить, но и 30 лет воевать против могучей России за свою свободу, честь и достоинство, за свой самобытный и исконный образ жизни.

В этом смысле дагестанцы благодарны Григорию Гагарину за яркий образ Хаджи-Мурата и прекрасные бытовые картинки из горской жизни, Горшельту - за картину «Пленение имама Шамиля в Верхнем Гунибе 25 августа 1859 года», Тимму - за портрет очаровательной дочери Ахтынского казия, Рубо - за широко масштабную панораму «Штурм аула Ахульго», Бабаеву - за батальную картину «Штурм укрепления Ахты 20 сентября 1848 года».

Что же касается русских поэтов и писателей, то многие из побывавших в Дагестане оставили нам немало ярких произведений, посвященных нашему гордому и свободолюбивому краю и его людям. В двухтомнике «Дагестан в русской литературе» его составители Уздиат Далгат и Борис Кирдан писали, что русские писатели и поэты издавна устремляли свои взоры на Кавказ. Он манил их своими красотами величественной природы, загадочностью древней истории его народов. Особое внимание привлекал Дагестан - Страна гор и долин, смелых, мужественных, трудолюбивых людей.
Поэт и дипломат А.С. Грибоедов в 1825 году в письме к С.Н. Бегичеву писал, что его занимает «борьба горной и лесной свободы с барабанным просвещением», а в путевых записках 1819 года, проезжая через наш край, отмечал, что «дагестанские горы, перемешанные с облаками, образовали прекрасную даль, притом же не суховидную». Хотя А.С. Пушкин не бывал в Дагестане, он, будучи два месяца в 1820 году на Минеральных Водах, наблюдал жизнь горцев Северного Кавказа, следил за борьбой горцев и написал поэму «Кавказский пленник», по которой русское общество впервые познакомилось с Кавказом.

Работников культуры для республики готовят Дагестанский государственный университет, Дагестанский государственный педагогический институт, ряд средних специальных учебных заведений культуры и искусства (дагестанский колледж культуры и искусства, дагестанское художественное училище, музыкальное училище и др.), школы искусств. В целях развития профессионального искусства и художественного самодеятельного творчества работают курсы повышения квалификации, проводятся смотры-конкурсы, мастер - классы, творческие встречи, фестивали, конкурсы.

Кроме того, ежегодно в республике проходят тематические выставки произведений изобразительного искусства, театры регулярно представляют на суд благодарных зрителей новые постановки, кинотеатры республики организуют тематические показы и ретроспективы фильмов, кинофестивали.

Дагестанцы любят праздновать свадьбы пышно и весело – с песнями, танцами и множеством угощений. Хотя проводятся и тихие религиозные мусульманские торжества, на которых нет шумной музыки и спиртных напитков. Свадьба в Дагестане собирает уйму народа – от нескольких сотен до тысячи человек и даже больше. Приходят все, включая дальнюю родню, коллег и соседей. Заглянуть и может любой земляк без приглашения.

Разумеется, торжество не лишено народных традиций и обычаев, правда, многие из них уже не соблюдаются:

  • В былые времена девушка не могла себе позволить сама выбирать суженого. За нее это делали родители.
  • Дагестанская свадьба начиналась с кражи невесты. Сейчас это происходит, когда отец с матерью не хотят выдавать дочь замуж. Поскольку девица, проведшая ночь у мужчины, несет семье бесчестье, родителям приходится дать свое согласие.
  • Невесте обязательно закрывали платком голову и открывали ее только на следующий после свадебного веселья день.
  • Раньше новобрачной перед домом жениха проливали на ноги кровь барана.
  • Ближе к концу гуляний девицу уводили в комнату молодоженов. Там она ждала будущего мужа, который входил в полночь. После брачной ночи родственницы невесты выносили окровавленную простыню для доказательства ее невинности.

Похожие обычаи можно встретить и у других народов. Сейчас они если и соблюдаются, то редко. При этом надо учитывать, что в Дагестане проживает множество этносов со своей национальной культурой и традициями. Их обычаи устраивать свадьбы могут отличаться.

Одним из плотно устоявшихся обычаев этого народа является двухразовое проведение свадьбы. Главные действия разворачиваются в доме суженого. Родители невесты при этом не присутствуют. Поэтому дагестанцы отмечают перед этим еще одну небольшую свадьбу – дома у обрученицы, чтобы ее отец и мать участвовали в этом судьбоносном событии в жизни их дочери.

Подготовка к празднику

Дагестанская свадьба начинается с главной подготовки – сбору средств — сразу, как только ребенок появляется на свет. Этим и объясняется размах праздника. До его наступления молодые не должны часто встречаться, и уж тем более спать вместе.

Непосредственно перед свадьбой все родственники занимаются заранее оговоренными обязанностями. Идут хлопоты, связанные с выбором места проведения праздника, покупкой свадебных нарядов, составлением списка угощений, приглашением гостей и т.п.

Новобрачная подбирает мебель для будущего дома и в целом обустраивает домашнюю обстановку. Большинство же предсвадебных хлопот достаются родителям обоих. Накануне праздника они, в частности, поминают покойных родственников, а также приносят жертвоприношения, чтобы молодые жили счастливо.


Предсвадебная помолвка новобрачных

Помолвка начинается традиционно со сватовства. Еще это называется сговором. Дагестанцы делают его негласным, собираются только близкие родственники. Сходятся, обычно, в вечернее время, чтобы никто не видел. Сначала в дом суженой наведываются сваты от жениха. Они приходят с подарками. После этого родители обеих сторон договариваются о проведении свадьбы.

Кроме всего прочего, обсуждаются такие детали как приданое, размер выкупа (калыма), день торжества. Дагестанская свадьба не должна приходиться на другие празднования – дни рождения будущих супругов, их родителей и мусульманские, вроде Ураза-байрам. Потом в дом спутницы приходит сам жених, новобрачная с отцом и матерью также наведывается в гости к будущему супругу.

Такой помолвкой отличаются современные дагестанские свадьбы. Есть и другой вариант — сватовство совершается, когда будущие молодожены еще дети. Их желание не принимается в расчет. Это так называемый «колыбельный» сговор. Отец жениха получает подарок от родителя невесты, что является своеобразным зароком на будущее бракосочетание. Первый вариант сейчас встречается гораздо чаще. После обручения будущие супруги идут в загс и подают заявление.


Особенности свадебных нарядов

Каких-то особых предписаний к нарядам молодоженов сейчас нет, но стоит отметить, дагестанские свадебные убранства одни из самых дорогих в мире. Платье невесты непременно длинное, пышное, оно украшается драгоценностями, выглядит очень изысканно и стоит довольно дорого.

Как уже было сказано, современная дагестанская свадьба обычаи некоторые обходит и голову суженой сейчас не всегда покрывают платком. Зачастую, напротив, девушкам делают шикарные прически. Однако молодая запасается двумя нарядами – современное белое свадебное платье и еще одно традиционное дагестанское. Веселье ведь не один день продолжается.

Жених надевает любой современный костюм, который должен быть стильным и торжественным. Как и в случае с невестой, может быть еще один — национальный с папахой. В нем молодожен исполняет народный танец.

Традиции празднования первого дня торжества

По традиции дагестанской свадьбы праздник проходит в два дня. Промежуток между ними равен целой недели. Первый день праздника скромен. В дом невесты приглашают весь женский пол, включая подружек и соседок. Они поют песни дагестанского народа и «оплакивают» девушку, которая покидает родной дом. Для нее наступает волнующий момент расставания с прежней жизнью.

Посреди праздника приезжает жених вместе с компанией родственников. Под народные песни они преподносят суженой дорогие подарки, вроде ювелирных изделий, тканей, одежды, а также угощений. Подарки потом укладываются в свадебный сундук. Их стоимость зависит от достатка жениха. Потом этот сундук суженая заберет в новый дом. Пока она никуда не уходит.

Традиции празднования второго дня торжества

Второе бракосочетание начинается спустя семь дней. Здесь есть разные варианты:

  1. Отец жениха после полудня едет за невестой. Он платит ее родителям так называемый выкуп, а также дарит девушке зеркало и свечу – на счастливую жизнь молодоженам. Та наряжается в свадебное платье. Затем, по традиции, она уходит с отцом жениха и другими его родственниками в дом к любимому. Там новобрачную обсыпают конфетами и монетами, иногда мукой, дают попробовать мед. Все это для того, чтобы жизнь была сладкой и счастливой.
  2. По другому сценарию жених приходит с шумным собранием родственников в дом невесты. Здесь им дают мед. Потом он забирает любимую к себе.

В доме парня начинается настоящее веселье. Хотя праздник может справляться в ресторане или зале для проведения банкетов. Дагестанская сельская женитьба может и вовсе проходить на свежем воздухе. Место, в любом случае, выглядит роскошно. Столы уставлены большим количеством блюд и угощений. Мужчины и женщины сидят по отдельности.

На протяжении всего вечера дагестанцы танцуют. Лезгинка раскрывает национальный характер этого народа. Без нее не обходятся подобные мероприятия. Причем ее умеют танцевать все – от мала до велика. Начинает специально приглашенный человек — аравул. Потом подхватывают мужчины, затем сестра новобрачного, а за ней и другие женщины.

День второй

Есть традиция, по которой новобрачная танцует рядом с мужчинами. Те, в свою очередь, кружатся вокруг нее и задаривают молодую деньгами. В целом же парни и девушки пляшут по отдельности. На празднике сейчас часто звучит и современная музыка. Бракосочетание знаменуется танцем молодоженов.

За мероприятием следит приглашенный тамада. Раньше эту роль выполнял кто-нибудь из родственников. Проводятся различные конкурсы. Выступают приглашенные артисты. Не обходится дело без национальных тостов. На шумном празднике мужчины, как и в былые времена, стреляют в воздух. По народным верованиям это отгоняет нечистую силу.

На следующий день невесте, если она была в платке, разрешается его снять. Приходят ее родные, в т.ч. отец с матерью. Они поздравляют новобрачных и угощаются. Родители обеих сторон после веселого торжества обмениваются подарками.

Дагестанская свадьба - это красивое торжество, которое отмечается несколько дней с широким размахом. Праздник сопровождается национальными обычаями и традициями, которые не похожи на таковые других народов.

Побывать на дагестанской свадьбе - значит, увидеть всю культуру народа. Ведь на свадьбе не только соблюдают обычаи, но и произносят национальные тосты, танцуют дагестанские пляски, надевают народные костюмы.

Какова же она - красивая дагестанская свадьба?

Особенности народного торжества

Дагестанские свадьбы трудно спутать с какими-либо другими. А все благодаря национальным особенностям.

  1. Традиционная дагестанская свадьба отмечается два дня. Но между ними проходит еще ровно 7 дней.
  2. На свадьбе присутствует огромное количество гостей - от 300 до 1500. Это обязательно близкие и дальние родственники, друзья, коллеги. На торжество могут приходить и официально не приглашенные люди: соседи, знакомые или просто жители города или села. Последним не обязательно оставаться на празднике, но поздравить молодых и произнести тост они обязаны.
  3. По желанию родителей и молодоженов, свадьба может проводиться в одном из двух вариантов: религиозном мусульманском без алкоголя, громкой музыки и танцев, или классическом с алкоголем, пышным столом, шумными гуляниями.
  4. Сбор денег на свадьбу родители начинают еще с рождения ребенка. Гости дарят много денег на будущую свадьбу, на приданое невесте, на выкуп. Этот факт приводит к тому, что деньги на организацию свадьбы идут без счета.
  5. Национальной особенностью, которая сейчас соблюдается редко, являлось то, что родители сами выбирали жениха для невесты. Молодожены знакомились друг с другом прямо на свадьбе. Сейчас такой обычай соблюдается крайне редко.
  6. Раньше очень часто проводилась кража невесты. Это был красивый национальный обычай. Сейчас же к нему прибегают, когда родители жениха и невесты не дают благословения на брак. Когда жених крадет свою возлюбленную, он приводит ее в свой дом. А переночевавшая в доме мужчины незамужняя девушка считается опозоренной. И, чтобы смыть этот позор с семьи, родителям ничего не остается, как дать согласие на свадьбу.
  7. Дата свадьбы не должна выпадать на дни рождения молодоженов, дни рождения родителей, мусульманские религиозные праздники.

Как проходит сватовство?

Обычаи дагестанской свадьбы начинаются со сватовства. Еще его называют сговор. Это процедура заключения договора и обсуждения всех нюансов. Представители жениха: родители, родственники, друзья приходят в дом будущей жены, смотрят на благосостояние семьи, интересуются приданым невесты, обсуждают размер калыма - выкупа за невесту. В этом вопросе фиксированного размера нет.

Сватовство может проводиться в двух вариантах:

  1. Договор между родителями заключается, когда жених и невеста еще дети. Такой сговор называют "колыбельным". При его проведении мнения и желания невесты и жениха не спрашивают. Если все условности были обговорены, отец невесты вручал отцу жениха ценную вещь, которая служила символом заключения договора, и отныне дети становились женихом и невестой. Чаще такой сговор можно встретить у лезгинов.
  2. Сговор проводится, когда потенциальные жених и невеста уже совершеннолетние. Этот вид актуален для современной дагестанской свадьбы. Невесте дарят ценные подарки, которые в некоторых регионах вместе с ее приданым вывешивают на веревках у дома, демонстрируя их окружающим. Если всех все устраивает, то совершается помолвка. После нее жених и родители посещают дом невесты, а затем проводится ответный визит.

Подготовка к свадьбе

Праздновать торжество можно в зале ресторана, банкетном зале, а также в доме. Главное, чтобы помещение было достаточно просторным, поскольку количество гостей варьируется от нескольких сотен до двух тысяч. Такой размах предполагает затраты огромных денежных сумм.

Собирать деньги начинают еще с рождения детей, а вот непосредственную подготовку к торжеству начинают после помолвки. Готовиться начинают и со стороны невесты, и со стороны жениха. Первый день праздника проводится у невесты, второй - у жениха. Если жилищные условия не позволяют принять огромное количество гостей, то возможно проведение мероприятия в ресторане.

Официальная регистрация проходит только во второй день. Кстати, растягивание свадьбы на два дня связано с национальным обычаем: родители не имеют права присутствовать на таком событии у дочери, поскольку она переходила под покровительство семьи жениха. В дом жениха невеста отправлялась в сопровождении незамужних сестер.

Но родители хотели видеть свадьбу дочери, да и сама невеста желала, чтобы родители не оставались в стороне от важного дня в ее жизни. Чтобы никого не обидеть, но и не идти вразрез с обычаем, в доме невесты стали проводить мини-свадьбы. В современном Дагестане посиделки в доме невесты стали полноценным днем свадьбы, который гуляют с размахом.

После помолвки подготовкой занимаются преимущественно родители молодоженов. Но невеста также не остается в стороне. В ее обязанности входит подготовка будущего семейного "гнездышка": выбор мебели, расстановка ее в доме, декорирование интерьера.

Наряды для торжества

В современной дагестанской свадьбе девушки-невесты не ограничены в выборе платья. Единственное условие - оно должно быть длинным, изящным, дорогим и изысканным: сшитым из дорогих тканей с добавлением дорогих украшений. Платок или фату не используют.

Однако про традиционное убранство невесты никто не забывает. Его готовят в качестве второго наряда для свадьбы.

У жениха все намного проще с нарядом - любой классический костюм. Но если не отступать от традиций, то и жених должен иметь второй свадебный костюм, в котором он исполнит торжественный танец. Главным атрибутом этого костюма является папаха.


Свадьба: день первый

Проведение праздника в два дня объясняется еще и тем, что, как правило, дагестанская свадьба отмечается единственный раз. Разводы - крайне редкое явление у дагестанского народа. Крепость союза связана с религиозностью народа.

Первый день свадьбы - в доме невесты - начинается с исполнения ритуальной музыки. Приглашенные музыканты располагаются на крыше дома невесты и исполняют народные песни, напоминающие молитвенный мотив.

В это время в доме идет активная подготовка невесты для дагестанской свадьбы. В 12 часов дня из дома жениха выходит праздничная процессия, состоящая из одних только женщин - родственниц жениха. Сам жених и его сопровождающие следуют за процессией, исполняя при этом характерные для дагестанской свадьбы песни. С собой шествующие несут дары в виде сладостей, драгоценностей и ковров. Как только гости заходят в дом невесты, все принесенные угощения и дары убираются в сундук, который невеста заберет с собой в теперь уже свой дом.

Мать невесты в сопровождении других женщин-родственниц передает свою дочь в семью жениха. Весь процесс сопровождается плачем и причитаниями, которыми оплакивают уход дочери из родительского дома. Хотя в эту ночь невеста еще остается в родительском доме.


Свадьба: день второй

Второй день проходит в доме жениха. Он приходит в дом своей супруги и забирает ее под свою опеку. Но, прежде чем забрать невесту, жениха встречает ее сестра, исполняя национальный праздничный танец перед свадьбой. После мать девушки дает молодоженам испить меда из чаши. Это символ счастливой семейной жизни.

Именно во второй день проводится много шумных и веселых мероприятий. Стрельба в воздух, песни и пляски, конкурсы для гостей. На втором дне дагестанской свадьбы лезгинка является самым популярным любимым развлечением.

Начинается торжество после 12 дня, когда жених приведет невесту в дом. Праздник сопровождается плясками, при этом мужчины танцуют отдельно от женщин.

Молодожены также исполняют свой первый танец. Но этому событию предшествует еще один обычай: невеста должна станцевать с каждым мужчиной, присутствующем на свадьбе. Но, танец выглядит следующим образом: девушка танцует, а мужчина кружится вокруг нее, бросая возле нее деньги.

Все свадебное мероприятие проводит тамада - заранее выбранный родственник. Он проводит конкурсы, произносит тосты, следит за соблюдением традиций.

Что происходит на 3-й день?

После того как дагестанская девушка стала замужней, ей разрешают снять платок с головы. Это происходит на следующий день после 2-го дня свадьбы.

В дом к молодым супругам приходят гости, чтобы еще раз поздравить их с созданием семьи и заодно полакомиться угощениями из сундука невесты.

Родня невесты и родня жениха в завершение пышных гуляний обмениваются дорогими подарками. Так начинается семейная жизнь молодых супругов.

Современная свадьба в Дагестане

Современные свадьбы у дагестанцев все больше напоминают европейские торжества. Некоторые обычаи изжили себя, а некоторые продолжают соблюдаться.

  1. Жених обязательно танцует лезгинку, облаченный в национальный костюм.
  2. На столах обязательно присутствуют национальные угощения: шашлык, хинкали, долма, плов и т. д.
  3. Приданое невесты и калым от жениха обязательно должны быть собранными.
  4. Жених обязательно приходит за невестой во главе торжественного шествия.

На дагестанских свадьбах уже нанимают тамаду - профессионального ведущего, а не родственника. Чаще арендуются рестораны и банкетные залы для мероприятия, которые украшаются по-современному. Играет популярная музыка.


Вход невесты в дом жениха: национальный обычай

Красивому обычаю - входу невесты в дом будущего супруга - ранее предшествовали неоднократные визиты родственников жениха и невесты друг к другу за несколько недель до свадьбы. Сейчас это совершают только после заключения брака.

Вход невесты в дом супруга сопровождается обсыпанием ее орехами, монетами и конфетами, как символ того, что в этом доме девушка не будет знать ни горя, ни нужды. В некоторых районах Дагестана невесту обсыпают мукой.

Как только молодая переступала порог, мать жениха вручала ей чашу с медом, которую невеста должна была испить.

После окончания свадьбы наставница (теперь уже жены) рассказывала ей, как провести первую брачную ночь: как вести себя и что делать. Молодой муж приступает к исполнению супружеского долга только после того, как спросит девушку о ее истинном желании стать его супругой и получит положительный ответ.

Тосты

Дагестанские тосты на свадьбе - это длинные, красивые повествования со смыслом. Их, как правило, рассказывает тамада. В завершение тоста поднимаются бокалы за молодых, за родителей, за друзей.

Гости также могут произнести коротенькие тосты или же сказать красивое национальное поздравление.


Национальные танцы

На дагестанской свадьбе лезгинка - обязательный, традиционный танец, который любят и умеют исполнять все: и мужчины, и женщины. Именно в этом танце раскрывается весь характер и потенциал дагестанцев. В этот танец они вкладывают "душу".

Вообще, на дагестанской свадьбе танцы открывает аравул - главный танцор на торжестве. Положенное им начало танцев называется "дем". После к танцору присоединяются гости-мужчины.

В начале танца мужчинам вручаются цветы - символ приглашения в танец. Как только мужчина чувствует усталость, он может передать цветы другому, который не вправе отказаться от приглашения. Такие танцевальные мероприятия длятся вплоть до окончания праздника.

Танцы на дагестанской свадьбе для девушек и женщин начинаются с приглашения от сестры жениха. Именно она вправе первая приступить к пляскам. Женщины также могут танцевать лезгинку на дагестанской свадьбе.


Возможны ли браки дагестанцев с другими народами?

Русско-дагестанская свадьба имеет место в современности, невзирая на разницу между этими двумя народами.

Подготовка такой свадьбы - это прежде всего обсуждение двумя сторонами (жениха и невесты) всех нюансов, касающихся соблюдений русских и дагестанских традиций. Что положено на русской свадьбе и не принято на дагестанской, и наоборот.


Многие пары идут на компромисс и проводят на своем торжестве только самые интересные обычаи и конкурсы, характерные для каждого народа.