Обряды традиции верования сибиряков. Русские народные обычаи сибиряков

ЭвенкиСогласно переписи
2002 года, в России
живет около 35 тысяч
эвенков, из них в
Иркутской области –
примерно 1 400
человек. Несмотря на
малочисленность и
ассимиляцию в
русскую культурную
среду, этому народу
удалось сохранить
свою самобытность.

Традиции эвенков

Многие старинные обычаи и традиции соблюдаются и
по сей день. Из поколения в поколение передается и
благоговейное отношение к огню, почитание добрых
духов, уважительное отношение к старикам, женщинам
и детям.
Все эти традиции нашли отражение в коротких
наставлениях: «Нельзя рубить дрова около огня, чтобы
его не ударить», «Не ругай женщину-мать, а то ее
ребенок вырастет плохим человеком», «Помоги
старому человеку. Радость старого человека
осчастливит других людей».

С конца 19 века численность эвенков
быстро сокращалась.

Верховая езда на оленях.

Традиции, обычаи и культура бурятского народа

Язык, культура и искусство

Задолго до этого здесь не было Байкала-моря, а была
земля. Потом огнедышащая гора, провалившись,
превратилась в воду, образовав большое море. Имя
"Бай Гал" значит "Стоящий Огонь", - гласит бурятская
легенда.

Бурятские обычаи, обряды и традиции

Многие поверья и запреты имеют общие корни
центрально-азиатского происхождения, поэтому
одинаковы у монголов и бурят. В их числе развитый
культ обо, культ гор, поклонение Вечно Синему Небу
(Хухэ Мунхэ Тэнгри). Возле обо надо обязательно
остановиться и почтительно преподнести дары духам.
Если не остановиться у обо и не сделать
жертвоприношения - удачи не будет. По поверью
эвенков и бурят, каждая гора, долина, река, озеро
имеет своего духа. Человек без духов ничто. Нужно
задабривать духов, пребывающих везде и всюду, чтобы
они не вредили и оказывали помощь. У бурят
существует обычай "брызгать" молочными или
алкогольными напитками духам местности. «Брызгают»
безымянным пальцем левой руки: слегка прикасаются к
спиртному и брызгают по четырем сторонам света,
небу и земле.

К одной из главных
традиций относится
священное почитание
природы. Нельзя наносить
вред природе. Ловить или
убивать молодых птиц.
Рубить молодые деревья.
Нельзя бросать мусор и
плевать в священные воды
Байкала. У источника воды
"аршана" нельзя стирать
грязные вещи. Нельзя
ломать, выкапывать,
задевать сэргэ - коновязь,
разжигать рядом костер. Не
следует осквернять
священное место плохими
действиями, мыслями или
словами.

Огню приписывается
магическое
очистительное
воздействие. Очищение
огнем считалось
необходимым
ритуалом, дабы гости
не устроили или не
принесли какого-либо
зла. Из истории
известен случай, когда
монголы безжалостно
казнили русских послов
лишь за отказ пройти
между двумя кострами
перед ставкой хана.
Очищение огнем
широко используется и
сегодня в шаманских
практиках

При входе в бурятскую юрту нельзя наступать на порог
юрты, это считается невежливо. В старые времена гость,
наступивший умышленно на порог, считался врагом,
объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Нельзя
входить в юрту с какой-либо ношей. Считается, что человек,
сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

Существует поверье, что некоторые предметы, особенно
связанные с магией, несут в себе определенное количество силы.
Категорически запрещается простому человеку ради развлечения
произносить вслух шаманские молитвы (дурдалга).

Список литературы:

http://forum.masterforexv.org/index.php?showtopic=15539
http://www.iodb.irkutsk.ru/docs/publishing/ev
enki.html
http://google.ru

Многие традиции, исчезнувшие к 19 веку в Европейской России, в Сибири не только законсервировались, но и возродились. Многие ценностные компоненты сибирской народной культуры, имевшие в России отрицательную оценку, здесь стали положительными. Сибирь удивительным образом смогла соединить традиционную, восточную систему ценностей с западной, прогрессивной. Обусловленно это было свободным трудом сибиряка на соей земле, где центром была личность собственника, живущего по нормам обычного права «общества»

На первом месте в системе ценностей стоял труд человека. С раннего детства воспитывали трудолюбие. Высшей оценкой человека была- «зарывной, усердно робить». Это означало одновременно – высоконравственны, порядочный человек. Оценка трудолюбия подкреплялось оценкой состояния подворья, дома, пашни, запасливости и бережливости. Мотоство осуждалось.

В ряду сибирских особенностей не последнеее место занимает склонность к пьянству. Но пили по праздникам, практически в зимнее время. Летние беспричинные пьянки суждались и пресекались. Особенно осуждалось индивидуальное винопитие.

Бесчестием считалось покушение на чужую собственность « Вор ворует не для прибыли, а для своей погибели», говорили в Сибири. Честность и уважение к собственности -–вот черты присущие, по мнению сторожила, сибиряку. А вот к переселенцам, ссыльным относились с недоверием, говорили «Поселенец, что младенец- на что взглянет, то и стянет».

Особо в Сибири ценили гостеприимство и радушее, щедрость и почитание гостя. Нормами «гостевания» было следущее. Во-первых, о гостьбе договаривались заранее, иногда круг гостей определялся на всю зиму, что свидетельствует о просчитанности и упорядоченности жизни во времени. Во- вторых гости приходили с «гостинцами» детям, Даренную вещь не обсуждали, делали ответные подарки. В долг всегда давали под честное слово. В случае обмана веры человеку больше не было. Традиции старожилов держались на «заветах предков», на постоянном обращении к правилам, по которым жили отцы.

Помочами назывались разнообразные виды работ, выполнить которые крестьянин в одиночку не мог или желел сделать в кратчайшие сроки. Было принято, чтобы хозяин, устраивающий «помочь» самолично обошел всех и, приглашая, оговорил все условия труда. Хозяин обязан был утром предложить помочанам позавтракать и 1-2 раза кормить во время работы.

Православие в Приенисейском крае. Вера стала олицитворением нравственного идеала.

«Нехристь»,- говорили о человеке нравственно ущербном, совершающем дурные поступки. Однако Сибирь была значительно менее религиозна, особенно в выполнении обрядов, посещении церкви, все же каждый человек был внутренне верующим. Вера помогала воспитанию мудрого отношения к ворпросам жизни и смерти, освящала нравственные традиции преков. Жизнь человека была связана с првославным календарем праздников, обрядов, постов и мясоедов.



Верующие посещали церковь в основном в воскресные дни, чаще зимой, чем летом. Отмечалось, что в страдную летнюю пору сибиряки в церковь почти не ходили, особенно крестьяне отдаленных деревень. Одевались для посещения церкви в лучшие одежды, в храме вели себя «чинно, благопристойно, степенно». Женщины ревностнее относились к вере чем мужчины. Духовным центром крестьянского дома была икона в переднем углу. Преобретая икону, крестьяне называли это не покупкой, а меной, хотя выменивали на деньги.

Сибирское мироощущение было основано на двоеверии. Двоеверие проявлялось во всем, в том числе, в вере в «нечистую силу» и «шишкунов», в «домового» и в магию. Но все действия в условиях веры в Бога и языческих верований совершались комплексно. Читалась молитва и тут же следовал «обряд предков». Перед пахотой молились всей семьей перед иконой, а прибыв на пашню, в первую бороздку запахивали кусочек хлеба.

Практически вся народная медицина совмещала лечение болезни православной молитвой с древними заговорами.

Особое место в системе верований занимал домовой- хозяин, суседко. В каждом доме рассказывали былички, о том как видели его. «Хозяин» следит за благополучием и здоровьем членов семьи, он хранитель дома, поит и обихаживает скот. Сибиряки не только верили в существование домового. Но и выполняли ряд действий, чтобы уважить его. «Хлебцы» с солью клали для «хозяина и хозяйки» в укромном месте во дворе, два хлебца клали в подполье, под балку, в специальную выемку. С домовыми постоянно делились прикусками, кашенными яйцами, блинами. Но памятуя о православных обычаях, добавляли: «Только креститься при обращении к хозяину, ни Боже мой, не надо».

Женский труд и женская судьба. Совместный общеполезный труд членов семьи был основой благополучия крестьянского хозяйства. Разделение труда с сохранением гармонии его - это прежде всего нравственная сторона натурального крестьянского хозяйства. Судьба сибирячки, его жизненый путь прежде всего определялся природоопределенной функцией работницы. А высокая самоценность работницы, его вклада в «достаточность» хозяйства наделяли женщину высоким экономическим статусом. Нигде женщина не пользовалась таким высоким положением в миру, как сибирячка в сообществе «своих».Хотя, целиком от природы женщина занимала ведомое за мужчиной место, ее положение компенсировалось социальными правами: правом выбора. Сибирячки обладали правом собственности: могли содержать свой мелкий скот и птицу для последующей продажи. Они расходовали деньги, заработанные на оговоренных заранее поденных работах.

С самого раннего возраста девочке внушалось, что женская судьба неразрывно связанна с естественными для любой женщины умениями и работами. Все эти работы воспринимались не как безысходность и «каторга», а как естественное течение жизни. Девочку с юных лет учили прясть, вязать, доить корову, шить, ткать, выполнять иные работы по- хозяйству, но при этом не раскрывали особенности приготовления пищи в родительском доме. Женщина, выходя замуж, не должна нести в дом мужа традиции своего родительского дома. После свадьбы «молодуху» первый год не обряжали на общие работы, а учили у печи: учила всему свекровь.

В предверии старости сибирячки выполняли наивожнейшую работу – ткали и шили себе «смертное».

Таким образом, весь круг работ женщины, труда и отдыха были основой ее нелегкой, но по-своему счастливой женской судьбы.

Система воспитания детей. Воспитание ребенка включало три основных составляющих: общественное, семейно- родственное и самовоспитание.

С первых минут жизни, с момента рождения считалось обязательным дать нравственное напутствие. « Не будь крикливым, не будь ревнивым, будь уемным, будь угомонным, не будь жадным, будь аушным, приговаривала повитуха над ребенком. Ребенку «вправляли» врожденные вывихи, правили головку», «вправляли грыжу», с первых дней закаливали.

Воспитанием в ссемье традиционно занимались дедушка и бабушка: они были менее других заняты крестьянским трудом. Важнейшее место занимало трудовое и нравственное воспитание. В ситеме воспитания важным было ровное, без унижения и оскорбления отношение к детям. Часто малыша бабушка шутливо именновала по имени отчеству, спрашивала совета, беседовала на серьезные темы. «Общество» строго следило за поведением детей, подавало пример традиционного поведения и спрашивало за нарушения по всей строгости. Любой взрослый мог сделать замечание, пожурить за поступок, об этом сразу же становилось известно родителям. Семья не желая падения авторитета в обществе, за прказы сына строго его наказывала – честь рода ставилась на первое место. Человек прдолжал воспитываться всю жизнь и только в преклонные годы обретал истинную мудрость: понятия старость и мудрость у сибиряков были синонимами.

Грамотность и просвешение. Особенностью Сибири по сравнению с Европейской Россией был более высокий уровеь грамотности крестьянского населения. Немаловажную роль играло обучение грамотности на дому. Обучали на дому чаще всего грамотные крестьяне, родители, родственники, грамотные люди со стороны. Обучение начиналось 1 декабря, в день пророка Наума, который считался «помошником умственных знаний.

Исключительную роль в развитии народного просвещения в Сибири сыграли декабристы. Практически все они занимались обучением детей.

Грамотнось и зажиточность, были весьма почитаемы и уважаемы сторожилами. Но отношение к государственному просвещению со стороны старожилов долгое время наблюдалось пассивно –негативное отношение, как к властям и к политике.

«Русские крестьяне и казаки, переселяясь в Сибирь, создали ряд оригинальных вариантов русской культурной традиции… Землепроходцы и следовавшие за ними крестьяне, перемешались с аборигенами Сибири, образовали субэтнос сибиряков.» (Л.Н.Гумилев.)

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

Презентация на тему: «Культура и традиции народов Сибири» Автор работы: Забельникова Л. В., классный руководитель МКОУ «Болоховский центр образования № 1» Контактный телефон: 8-903-421-81-01 2015-2016 учебный год

2 слайд

Описание слайда:

Ничто не скрепляет народ, как традиции. Именно на них опирается культуросообразность. Чем богаче традиции, тем духовно богаче народ и тем выше его национальная гордость и человеческое достоинство. Г.Н.Волков

3 слайд

Описание слайда:

Актуальность темы исследования. Современный мир подвергается все большему воздействию процессов глобализации. Это означает, что стираются особенности, своеобразие национальных культур. Многие уникальные национальные культуры находятся на грани исчезновения. Проблемы сохранения этих культур, являются актуальными на сегодняшний день.

4 слайд

Описание слайда:

Цель исследования. Изучить традиционную культуру и быт бурят. Задачи исследования: 1. Проследить историю народов России. 2. Приобщить детей к системе культурных ценностей бурятского народа: к национальной культуре и искусству. 3. Воспитывать уважение, понимание, терпимость к людям других наций и народностей, живущих в России. 4. Воспитывать в молодом поколении чувства интернационализма, толерантности. 5. Провести анкетирование среди учащихся.

5 слайд

Описание слайда:

Буряты – самый большой по численности коренной народ Сибири, их почти полмиллиона человек. Живут они на самом юге Сибири – в Бурятии, Иркутской и Читинской областях. Археологическими исследованиями установлено, что наиболее ранние следы пребывания человека на территории Прибайкалья и Забайкалья относятся к концу ледникового периода – к поздней поре древнекаменного века (палеолита), т.е. к тому времени, когда стала развиваться культура людей, по своему физическому строению уже мало отличавшемуся от современных.

6 слайд

Описание слайда:

Основной социально-хозяйственной ячейкой общины была большая патриархальная семья, представляющая единый хозяйственный и общественный коллектив. Главой семьи всегда считался отец. Для всех членов семьи его воля и желание были законом. Возражать ему не смели даже великовозрастные сыновья. Основной заповедью нравственного воспитания было внушение детям почтительного повиновения старшим. Мать в семье пользовалась большим уважением и почетом со стороны детей. Непослушание, неуважительное отношение к ней считалось совершенно недопустимым.

7 слайд

Описание слайда:

Традиционным жилищем бурят является юрта. Круглая юрта - оригинальный, исторически сложившийся образец жилища, идеально приспособленная для кочевого образа жизни. Одной из важных особенностей юрты является рациональная и целесообразная организация ее внутреннего пространства. Важная часть юрты - дверь, и особенно порог. Дверь отделяет юрту от окружающего неосвоенного, "дикого" пространства; дверь - граница внешнего и внутреннего, освоенного и неосвоенного миров. Пересечение этой границы как в ту, так и в другую сторону было сопряжено с соблюдением ряда правил, которые вошли в народный этикет.

8 слайд

Описание слайда:

При входе в бурятскую юрту нельзя наступать на её порог, это считается невежливо. В старые времена гость, наступивший умышленно на порог, считался врагом, объявляющим о своих злых намерениях хозяину. Нельзя входить в юрту с какой - либо ношей. Считается, что человек, сделавший это, имеет дурные наклонности вора, грабителя.

9 слайд

Описание слайда:

Бурятский национальный костюм – это часть многовековой культуры бурятского народа. В нем отражается его культура, эстетика, гордость и дух. Национальная одежда состоит из дэгэла - род кафтана из выделанных овчин, имеющего на верху груди треугольную вырезку, опушенную, равно как и рукава, плотно обхватывающие ручную кисть, мехом, иногда очень ценным.

10 слайд

Описание слайда:

Обувь Обувь - зимой унты из кожи ног жеребят, или сапоги с заостренным вверх носком. Летом носили обувь, вязанную из конских волос, с кожаными подошвами. Головные уборы Мужчины и женщины носили круглые шапки с небольшими полями и с красной кисточкой (залаа) наверху. Все детали, цвет головного убора имеют свою символику, свой смысл. Остроконечная верхушка шапки символизирует процветание, благополучие.

11 слайд

Описание слайда:

Ежегодно в нашей стране проводится традиционный национальный праздник бурят - Сагаалган - приход Белого Месяца. В народно-бытовом плане подготовка к встрече Нового года начинается задолго до его наступления – с приготовления национальных блюд, наведения порядка и чистоты в доме, приобретения обнов и многочисленных подарков для всех родственников и друзей.

12 слайд

Описание слайда:

Сурхарбан – праздник - обряд почитания Земли – проходил летом и считался вторым по значению праздником года у бурят. Он включал в себя стрельбу из лука, бурятскую борьбу и скачки.

13 слайд

Описание слайда:

Одним из интереснейших пластов культуры Бурятии является культура его коренного народа – бурят. Огромный пласт культуры принадлежит буддизму и буддийской традиции, принесенной в Бурятию из Тибета и Монголии. Культура русских в Бурятии сохранила свои традиционные черты благодаря, прежде всего, одной из наиболее ярких групп представителей русского населения – семейским (старообрядцам). Язык бурятского народа, претерпев влияния других языков, тем не менее, не утратил своего строя. Ныне он является вторым государственным языком республики. Культура бурятского народа постепенно становится известной в России и в остальных странах.

14 слайд

Описание слайда:

Очень интересен и музыкальный фольклор, песни, танцы, горловое пение. Известный бурятский круговой танец Ёхор с удовольствием танцуют люди разных национальностей, ведь в нем - общечеловеческие мотивы дружбы, любви, единения и общего веселья. Ёхор – древний круговой бурятский танец с песнопениями. У каждого племени ёхор имел свою специфику. У остальных монгольских народов такого танца нет.

15 слайд

Описание слайда:

Важную роль в жизни народов России играет религия. Особенно распространены в нашей стране христианство, ислам, иудаизм, буддизм.

16 слайд

Описание слайда:

Кочевое хозяйство обусловило и характер пищи. Мясо и различные молочные продукты были основой питания бурят. Следует подчеркнуть, что мясная и особенно молочная пища имели древнее происхождение и отличались большим разнообразием. Мясная пища занимала исключительно важное место в питании бурят.. Наиболее сытным и лучшим по вкусу мясом считалась конина, затем шла баранина.

17 слайд

Описание слайда:

У бурят существовало почитание железа и предметов из него, считалось, что если возле больного или спящего человека положить топор или нож, то они будут лучшим оберегом от злых сил. Из ремесел, прежде всего, следует отметить кузнечное дело. Профессия кузнеца была наследственной. Кузнецы изготовляли орудия охоты, военного снаряжения (наконечники стрел, ножи, копья, топоры, шлемы, доспехи), предметы быта и орудия труда, в частности, котлы для варки пищи, ножи, топоры и т.д. Помимо кузнецов и ювелиров, существовали и бондари, седельщики, токари, сапожники, шорники.

18 слайд

Андюсев Б.Е.

Если Вы желаете узнать подробнее о старой сибирской культуре, традициях, обычаях, о быте крестьян-старожилов, о сибирском характере – милости прошу совершить путешествие в историю Красноярского края и всей Сибири!

Слово о Сибири

Земля, на которой мы живем, Матушка-Сибирь. С детства мы ощущаем ее суровый нрав, малую обустроенность и неуютность, ее морозное дыхание и нешуточные расстояния. Но, заглянув в сердце, мы чувствуем привязанность к своей округе, району, городу; истую привязанность удивительной красоте и уникальности сибирской природы.

Настает миг, когда однажды мы замерев на месте, открываем для себя ширь тайги под горою у своих ног или ландшафт речной долины, безбрежную холмистость южносибирской степи, или горную гряду за полями-лесами со сверкающими даже летом снежными вершинами-«белкАми» саянских пиков на горизонте. Приходит осознание ценностей старинных сибирских обрядов и верований. Мы однажды замечаем, что непроизвольно и ныне употребляем в разговоре слова и выражения старинного сибирского говора.

Оглянувшись, мы видим вокруг себя искусно срубленные и украшенные деревянные дома, не похожие друг на друга. Это не те дома, что строятся ныне горе-плотниками и быстро приходят в ветхость. Старинные дома прочны и многое могут рассказать об их хозяевах: трудолюбив ли он был и рачителен, аккуратен и основателен или, наоборот, лень надолго селилась в этом хозяйстве.

С детства мы знаем, что мы сибиряки. Но, только попав в далекие российские края, мы гордостью осознаем, что о сибиряках везде и всегда говорили с особым почтением. Жители далеких городов глядят на нас с удивлением и любопытством – мол, как вы живете в вашем суровом краю? Не секрет, что до сих пор многие верят – по улицам сибирских городов бродят по ночам медведи.

Вдали от родного дома, общаясь с норильчанами и тобольцами, иркутянами и новосибирцами, забайкальцами и томичами, алтайцами и омичами особенно остро начинаем чувствовать, что мы все земляки.

Однако, будучи сибиряками, мы ощущаем себя россиянами, гражданами Великой страны с уникальным историческим прошлым. Но именно в наших краях встретились и переплелись Запад и Восток, их цивилизационные ценности и идеалы, героические и трагические страницы извечного стремления к воле и опыт сторительства демократических отношений в условиях вековой деспотии. Именно в Сибири извечно человек становился свободным, личностью с высочайшим и донельзя обостренным чувством собственного достоинства. Здесь не было ни по статусу, ни по психологии крепостного человека.

Человека на сибирской земле оценивали по двум критериям: каков ты по-совести и каков ты в труде? У сибиряков всегда в чести были понятия высокой нравственности, совестливости и трудолюбия.

Все мы разные в этой огромной стране, неповторимые и особенные и принимать друг друга должны таковыми, какие мы есть. Наша сибирская неповторимость идет от сурового экстремального климата и природы, от взаимосогласования и обостренной честности, от твердости и стойкости в преодолении испытаний. Итогом полной адаптации к суровым реалиям борьбы за выживание является сибирский характер. Весь мир помнит как сибиряки под Москвой в 1941 году доказали, что сибирский характер был, есть и будет.

«Русская история в самой основе своей есть по преимуществу история различных областных масс народа, история построения территориальных устройств», - именно так наш знаменитый земляк-сибиряк, историк А. П. Щапов определил роль отдельных регионов в истории России. Одними критическими оценками и негативными выводами нельзя раскрыть богатую повседневную жизнь сибиряков. Очевидно так же, что многие беды и последнего времени и, что интересно, начала XX века, происходили вследствие забвения исконных традиций, определенных, пусть и консервативных устоев жизни. Величайшей ошибкой последних лет стала повсеместная безоглядная тяга к культуре, ценностям и религиозным учениям Запада. Россия.

Нельзя забывать, что каждый регион России имеет богатейшее культурное прошлое, свои духовные ценности и тысячелетние корни традиционного язычества, православия и других религиозных конфессий. Человек живет в своем времени, в мире своих духовных идеалов. Понимать и уважать прошлое - долг и обязанность нынешнего поколения сибиряков, потомков старожилов и переселенцев XVII-XX вв.

  • Слово о Сибири.
  • Ментальность сибиряков.
  • Крестьянская община в Сибири.
  • Хозяйственное бытие старожила.
  • Культура повседневности: одежда, пища, народная медицина сибиряков.
  • Духовность и традиции.
  • Грамотность и просвещение в Енисейской губернии в XIX - начале XX вв.
  • Обычаи и обряды старожильческой Сибири.
  • Народные приметы сибирского календаря.
  • Народное творчество сибиряков.
  • Словарь говора старожилов Приенисейского края.
  • Приложение: "Сибирский характер" Федорова-Омулевского И.В.
Источники
  • Публикуется по материалам персонального сайта Бориса Ермолаевича: «Сибирское краеведение» .
  • Печатное издание: Андюсев Б.Е. Сибирское краеведение: учеб. пособие.– 2-е изд.– Красноярск: РИО КГПУ, 2003.– 303 с.
В тему

    Современное библиотечное краеведение Что такое «краеведение», что изучает и какая от него польза? Рассмотрим науку на примере библиотечного краеведения

Доклад студенток учебной группы Ф-1211

Ивановой П.

Шкарупа В.

Манакова М

по теме: «Традиции Сибиряков»

Преподаватель: Барсуковская Н.М

г. Барнаул


Традиции Сибиряков

Обряд российской свадьбы, родившийся в глубокой древности, был принесен в Сибирь, но, сохраняя главные сюжетные и структурные компоненты, претерпел определенные изменения.

Обычаи свадьбы:

Рукобитие;

Девичник(мальчишник);

Похищение невесты;

Сватовство;

Благословления родителями невесты молодожен.


Традиции Сибиряков

Рождение младенца

В отличии от «российских» обычаев(«беречь дитя от зглазу») в Сибири о рождении младенца извещали всех родственников, друзей, родителей.

Обычаи:

Родительницу непременно, если позволяло здоровье, водили в баню через день. Сибиряки говаривали: «Банька - вторая мать». После бани поили отваром из ягод, из слабого пива с изюмом, черносливом, имбирем. Кормили родительницу кашей из цельного пшена с изюмом.

В воду, в которой купали младенца клали серебряные монеты, которые потом брала себе бабка-повитуха.

После 3-4 месяцев младенца начинали кормить коровьим молоком, которое вливали в рожок.


Традиции Сибиряков

« Помочи »

В случае, когда крестьянская семья не могла одна справиться с выполнением большой работы, она приглашала на помощь всех желающих. Семья заранее готовила угощение и все, что потребуется для коллективной работы.

Холщовая скатерть – стелилась после работы даже в бедных домах. Скатерть расстилали даже ради одной картошки

Обязательно ели щи.

Уронить и не поднять кусок хлеба считалось грехом, оставлять его недоеденным, выходить из-за стола раньше времени тоже не полагалось.

Соблюдение времени между завтраком, обедом, паужной и ужином.


Традиции Сибиряков

Вхождение в новый дом

Приметы связанные с переездом и домом в настоящее время немного утратили свою актуальность, и многие уже не помнят о традициях и обычаях наших далеких предков, связанных именно с приметами и новым домом.

Впускают кота в дом.

Над входной дверью вешают подкову.

Под порог кладут нож.

При входе в дом нужно бросить на пол несколько серебряных монет.

После въезда провести уборку новой квартиры.

Отметить новоселье.


Традиции Сибиряков

Древнейший христианский праздник, главный праздник богослужебного года. Установлен в честь воскресения Иисуса Христа. В настоящее время его дата в каждый конкретный год исчисляется по лунно-солнечному календарю.

Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней (до отдания Пасхи) принято христосоваться, то есть приветствовать друг друга словами: «Христос воскресье!» - «Воистину воскресье!», при этом троекратно целуясь.

Пасхальные ручьи.

Пасхальный огонь.

Пасхальные куличи, яйца и кролики.


Обряды Сибиряков

Масленица-неделя радости

Понедельник- встреча масленицы

Вторник- весёлые заигрыши, катание на ледяных горках

Среда- Лакомки

Четверг- разгуляй- взятие снежного городка

Пятница- «К тёще на блины»

Суббота- Золовкины посиделки

Воскресенье- «Проводы широкой масленицы»


Обряды Сибиряков

Похороны

Особое внимание уделяют приметам. Объяснение причин смерти были разнообразными. «Когда кладбище увеличивают, то и покойников больше в тот год». «Если в новом кладбище похоронить первым человека из своей деревни, - мор на людей в этой деревне будет». Если у покойника один или оба глаза открыты, то «он один идти не хочет. При этом говорят: - Выглядывает, каво-то уташшыт, за собой поведет». В таких случаях умершему закрывают глаза, положив на них по медной монете. Можно подытожить наличие многих ритуальных особенностей. Икону в Сибири было принято ставить не на грудь усопшему, а в голове. Покойника прикрывали полотном, парчою. На столике в изголовье обязательно ставили чашку с водой. «Чтобы душа смогла умыться»


Обряды Сибиряков

«Из повести временных лет» (XII в.); «Удивительное видел я в славянской земле на пути своем сюда. Видел бани деревянные и разожгут их до красна, и разденутся, и будут наги, и обольются квасом кожевенным, и поднимут на себя прутья молодые, и бьют себя сами, и до того себя добьют, что едва вылезут чуть живые, и обольются водою студеною... И только так и живут. И творят это каждый день, никем не мучимые, но сами себя мучат, и то совершают омовение себе, а не мучение».


Обряды Сибиряков

Из числа главных традиций – священное почитание природы. Нельзя наносить вред природе. Ловить или убивать молодых птиц. Рубить молодые деревья у источников. Без нужды рвать растения и цветы. Нельзя бросать мусор и плевать. Оставлять за собой следы пребывания, например, перевёрнутый дерн, мусор, незатушенный костер. У источника нельзя стирать вещи. Не следует осквернять святое место плохими словами, мыслями или действиями. Нельзя громко кричать и сильно напиваться. Особое почтение необходимо проявлять к старшим по возрасту. Нельзя обижать стариков. Нанесение обиды старшим - это такой же грех, как лишить живое существо жизни. От древних обычаев сохранилось уважительного отношение к огню своего очага. Огню приписывается магическое очистительное воздействие. Очищение огнем считалось необходимым ритуалом, дабы гости не устроили и не принесли какого-либо зла.

Обряды Сибиряков

Крестины

Вскоре после родов в сибирских семьях проводили православный обряд крещения. Для этой цели в зажиточных семьях приглашали священника к себе в дом, а большинство приносили новорожденных для крещения в церковь в близжайшее после родов воскресные дни. Крестный отец и крестная мать назначаются родителями из числа многочисленных родственников или близко знакомых. При крещении родители редко сами выбирали ребенку имя, чаще всего это предоставлялось свяшеннику, который давал ребенку имя того святого, которого праздновали в день крещения. Даже в деловых бумагах называли человека не христианским именем, а прозвищем, например, Смирный, Паук, Шестак, Распуга, Мясоед, Кабак и др. Иногда носили три имени-прозвище и два крещенных -явное и тайное, известное только самым близким. Это делалось для спасения от лихих людей и от сглаза. По окончании обряда крещения обязательно устраивали застолье или просто ужин. Подавали пшенную кашу на молоке, а в постные дни её варили на воде. Постную кашу посыпали сахаром. Гости пили вино и поздравляли отца и мать с рождением ребенка и крестинами. Если ребенок в семье был первым («первородок»), то часто, подшучивая над отцом, давали ему ложку каши с солью или перцем, говоря при этом, что он должен разделить мучения жены.