Почему автор называет печорина героем нашего времени. "Герой нашего времени", Печорин: характеристика

Включает около 130 тысяч слов, в том числе и те, что вошли в русский литературный язык в течение последнего десятилетия. Кроме общеупотребительных слов приведены основные термины, используемые в современной науке и технике, а также слова, обозначающие явления и реалии производственной, культурной и общественной жизни.

Задание

Большой толковый словарь русского языка / Сост. и гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб.: Норинт, 1998. - 1536 с.

История создания:

«Большой толковый словарь русского языка» является универсальным справочником по современному русскому языку. В своих основных чертах он продолжает традиции отечественной академической лексикографии. Словарь соединяет научность с ясной, доходчивой формой изложения. Его основная задача – дать полную характеристику слова (его написания, произношения, происхождения, словоизменения, значения, сферы функционирования, сочетаемости), а также показать исторические, эстетические, символические смысловые нагрузки слова.

Словарь учитывает интересы широкого круга читателей, в том числе и не имеющих филологической подготовки; он предназначен для всех тех, кто изучает русский язык, кого интересует русская культура.

Словарь является плодом научных изысканий, в основе которых лежат материалы картотеки словарного отдела Института лингвистических исследований РАН, в которой уже более ста лет ведется работа по сбору данных о словах русского языка.

Величина словника позволяет полно представить лексический состав русского языка. В словаре содержится лексика всех стилистических пластов и литературных жанров, в которых функционирует русский язык на протяжении всего двадцатого века.

Основным критерием включения слова в словарь является его фактическое использование в текстах художественной литературы и научно-популярных изданий, публицистике, массовой периодической печати и устной речи. Кроме общеупотребительных слов, в словаре приведена основная терминология современной науки и техники, а также слова, обозначающие явления и реалии производственной, культурной и общественной жизни русского народа. При этом значительные пласты лексики (экономические, исторические, философские, политические понятия, термины науки и искусства) получили в словаре более точные толкования, лишенные идеологической нагрузки. В словарь включены также слова и значения, которые по разным причинам не были представлены в толковых словарях ранее. К словам такого рода относятся: слова, вошедшие в русский литературный язык в течение последних десятилетий; слова, означающие термины и реалии понятийных сфер, связанных с астрологией, парапсихологией, народной медициной, религии и др.; слова, остававшиеся до недавнего времени на границе отдаленной периферии литературного языка (сниженная, жаргонная и бранная лексика).



Кроме описания основных значений слова, в словаре последовательно истолкованы переносные значения слов, а также устойчивые сочетания слов и фразеологизмы. Это позволяет раскрыть богатые экспрессивные и образные возможности русской лексики.

Для того чтобы у читателей не возникало досадного желания обратиться к другому справочнику в поисках дополнительных разъяснений, многие словарные статьи сопровождаются краткими энциклопедическими справками. Кроме того, в словарь включены слова, необходимые при описании существенных сторон жизни и быта народов мира и их прошлого. Это слова, обозначающие основные реалии античного мира и других периодов мировой истории и культуры; слова, характеризующие специфику русского быта и культуры разных исторических эпох и т. п. Включены также слова, широко распространенные в художественных текстах конца XIX – начала ХХ века. В словарных статьях, где толкуются понятия фольклорно-этнографического характера, содержатся дополнительные сведения о славянских и специфически русских обрядах, верованиях, фольклорных сюжетах и образах, а также о предметах материальной культуры.

Иллюстративный фонд словаря содержит пословицы, поговорки, афоризмы, цитаты признанных классиков русской литературы.

В работе над словарем участвовали специалисты словарного отдела Института лингвистических исследований РАН, преподаватели Санкт-Петербургского государственного университета, Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена и др.(http://gramota.ru/slovari/info/bts/about/)

Женихóводство,-а; ср. Разг. Пребывание в положении жениха. За время своего жениховодства он был у нас дважды.


Основная задача толковых словарей заключается в объяснении значения слов. Одновременно с толкованиями составители словарей решают и ряд других задач, поэтому толковые словари не зря называют комплексными. В словаре, помимо толкования лексического значения, содержатся указания по написанию языковой единицы, ее произношению, употреблению в речи. Рассмотрим основные элементы словарной статьи, взяв для образца словарь русского зыка С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой.
Словарная статья - краткая лингвистическая энциклопедия о слове, его лексикографическое описание. По своей структуре состоит из компонентов:
  1. Заглавное слово (выделено полужирным шрифтом прописными буквами) с указанием ударения и в трудных случаях с орфоэпическим комментарием к произношению отдельных звуков или их сочетаний квадратных скобках после заглавного слова.
  2. Толкование слова, содержащее:
а) грамматические пометы, характеризующие словоупотребление (выделены курсивом);
б) система стилистических помет и помет, указывающих на историческую перспективу слова или значения;
в) дефиницию (словарное определение).
  1. Иллюстративный материал как средство семантизации слова.
  2. Устойчивые обороты.
  3. Производные слова, наличие которых позволяет считать этот словарь частично-гнездовым.

Еще по теме Структура и содержание словарной статьи в толковом словаре:

  1. 5. Типы словарей. Структура словарной статьи в толковом словаре. Способы толкования лексического значения слова. Основные толковые словари современного русского языка.
  2. 2. Типы словарей. Структура словарной статьи в толковом словаре. Способы толкования лексического значения слова. Основные толковые словари современного русского языка.

Как автор объясняет название романа

Центральным образом романа Михаила Лермонтова «Герой нашего времени» является Григорий Александрович Печорин. По отзывам другого героя, Максима Максимыча, знавшего его лично, он «с большими был странностями». Так почему Печорин – «герой нашего времени»? Какие выдающиеся заслуги сподвигли автора наградить его столь высоким званием? Лермонтов объясняет своё решение в предисловии.

Оказывается, это название не стоит воспринимать буквально. Печорин – это не пример для подражания, не тот, на кого нужно равняться. Это портрет, но не одного человека. Он составлен из пороков «всего… поколения, в полном их развитии». И цель автора – просто нарисовать его, чтобы читатели, посмотрев на это явление со стороны и ужаснувшись, смогли предпринять что-либо для оздоровления общества, в котором стало возможно появление таких уродливых характеров.

Печорин – типичный представитель своего поколения

Общественная обстановка

Роман писался во времена так называемой «николаевской реакции». Царь Николай I, чьё восхождение на трон могло сорвать восстание декабристов, в последующем пресекал любые проявления свободомыслия и держал под строгим контролем все стороны общественной, культурной и частной жизни. Его эпоха характеризовалась застоем в экономике и просвещении. Проявить себя как личность в это время было невозможно, что мы и наблюдаем в романе на примере Печорина.

Невозможность реализовать себя

Он мечется, не находя своего места, своего призвания: «Зачем я жил? для какой цели я родился?.. А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные… Но я не угадал этого назначения, я увлекся приманками страстей пустых и неблагодарных».

Изучение наук принесло ему одно разочарование: он увидел, что только умение приспосабливаться приносит успех, а не знания и способности. Не нашёл он себя и в однообразной военной службе. Семейная жизнь его не привлекает. Ему остаётся одно – искать всё новых развлечений, часто очень опасных и для себя, и для других, чтобы не скучать.

Скука как характерное состояние представителей высшего общества

Скука – это привычное состояние Печорина. «…что поделывали?» – спрашивает его Максим Максимыч, когда им довелось свидеться вновь спустя много времени. «Скучал!» – отвечает Печорин. Но не он один пребывает в таком состоянии. И это одна из причин, почему Лермонтов назвал Печорина «героем нашего времени». «Вы вот, кажется, бывали в столице, и недавно: неужели тамошняя молодежь вся такова?» – недоумевает Максим Максимыч, обращаясь к своему попутчику (в его роли выступает автор). И тот подтверждает: «…много есть людей, говорящих то же самое… есть, вероятно, и такие, которые говорят правду… нынче те, которые больше всех и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок».

Можно ли считать Печорина героем своего времени?

Можно ли назвать Печорина «героем нашего времени»? Даже учитывая карикатурный смысл, который вложил в данное определение Лермонтов, сделать это нелегко. Неблаговидные поступки Печорина, то, как он поступил с Бэлой, княжной Мери, несчастной старухой и слепым мальчиком из главы «Тамань», вызывают вопрос: неужели во времена Лермонтова было много таких людей, и Печорин – лишь отражение общей тенденции? Возможно, что до такой степени изменение характера доходило далеко не у всех. Но в том-то и дело, что в Печорине этот процесс проявился наиболее ярко, он взял понемногу ото всех, и оттого это звание (но только с ироническим оттенком) вполне заслужил.

Михаил Лермонтов и сам из того поколения «лишних людей». Это ему принадлежат строки, отражающие душевное состояние его современников:

«И скучно и грустно, и некому руку подать

В минуту душевной невзгоды…

Желанья!.. что пользы напрасно и вечно желать?..

А годы проходят, всё лучшие годы»

А потому он хорошо знает, о чём говорит.

Тест по произведению

Вот решила выложить здесь все те сочинения, которые у меня есть в печатном виде. Я как только нам разрешили печатать, сразу так и стала делать. Ибо у меня есть такой комплекс-не комплекс...но особенность...Я переписыаю сочинение дольше, чем пишу!!! А если домашнее, то вообще в несколько заходов! Ну не могу я переписывать еще раз и чисто то, что только что лилось потоком одним.....А вот поэтому печатать люблю. Можно просто подправить. Выложу, пожалуй, сначала лучшие и по любимым темам. Вновь Печорин. :)

Лермонтов ценен нам тем, что сумел уловить дух своего времени, сумел стать художником современной ему жизни, вместе с тем, не прибегая к единичным случаям, а обобщая. Автор «Героя нашего времени», несомненно, был чутким психологом и хорошо разбирался в человеческих характерах и сущностях. Все эти способности позволили Лермонтову создать уникальный образ «героя времени». Образ Печорина явился собирательным образом молодого человека начала 19 века, порожденного именно той эпохой. В предисловии к своему роману Лермонтов сам объявляет нам об этом, а также рассуждает, почему именно такой образ появился на страницах его книги. Помимо этого, он рассказывает нам о различных реакциях, которые произвел его роман на современную ему публику. То есть, на мой взгляд, ответ на поставленный вопрос можно найти в предисловии. Итак, почему же Печорин это «герой времени»?

Одна из причин, почему Печорин - «герой времени», лежит на поверхности. Лермонтов пишет, что он рисовал образ героя, «которого слишком часто встречал». Значит, Лермонтов не просто придумал этого персонажа, не просто выдумал, а примечал таких людей и, встречая их вновь и вновь, понял, что это не единичные случаи, не совпадение, а явление его времени. Мастерство его состоял в том, как он смог выявить главные черты схожести и органически их слить воедино.

Лермонтов называет Печорина «портретом, составленным из пороков всего нашего поколения, в полном их развитии». После этой цитаты мы начинаем понимать, что название «Герой нашего времени» несет не прямой смысл. Сам Лермонтов говорит о том, что «книга испытала <…> несчастную доверчивость <…> к буквальному значению слов», что многие обиделись, что «им ставят в пример такого безнравственного человека». Получается какое-то несоответствие названия содержанию. Ведь Лермонтов сам говорит, что образ Печорина составлен из пороков, то есть отрицателен. А понятие героя - это человек образцово-показательный, на которого следует равняться. Видимо, в эпоху Лермонтова такой вот носитель всяческих пороков был героем, примером для подражания, потому произведение и носит такое название.

Лермонтов называет образ «героя времени» болезнью. Однако он сразу же предупреждает читателя, что он не берет на себя звания спасителя и нравоучителя. Нет. Он довольствуется тем, что «болезнь указана». Уже в этом он видит свою заслугу, так как, указав на болезнь, он заставит людей хотя бы задуматься и хотя бы захотеть исправить нравственные идеалы эпохи, сделать так, чтобы «герой времени» выглядел совсем по-другому. Автор также признается, что и не знает верного средства для излечения этой болезни: «А как ее (болезнь) излечить - это уж бог знает».

Реакцию публики на этот образ, ее нежелание верить в его правдивость Лермонтов объясняет тем, что люди просто испугались правды и не захотели в нее верить. «Уж не оттого ли, что в нем больше правды, нежели бы вы того желали»? - спрашивает Лермонтов. На самом деле, такая реакция даже выгодна автору, так как выходит, что он добился цели, смог показать действительно верный образ, который публика узнала. Другое дело, что людям всегда неприятно читать «едкие истины» и потому они стали отмахиваться от образа Печорина, обвинять автора в клевете. Значит, Печорин на самом деле был «героем времени», которого каждый узнавал.

Также важно предисловие к «Журналу Печорина», так как именно в нем содержится авторская позиция и отношение к Печорину. Лермонтов четко говорит, что если читателям угодно узнать его мнение, то: «Мой ответ - заглавие этой книги. «Да это злая ирония!» - скажут они. - Не знаю». Значит, все же Лермонтов не издевается и не смеется, называя Печорина «героем времени». Он скорее переживает. Он пишет, что «желание пользы» заставило его напечатать рассказы о Печорине. Наверное, Лермонтов видел пользу в том, что люди задумаются о причине того, что породило Печориных, постараются понять, а «мы почти всегда извиняем то, что понимаем», - говорит Лермонтов. Ведь ничего не происходит беспричинно, может, это общество его окружающее сыграло, само того не сознавая, немаловажную роль в формировании Печорина - «героя времени».

Итак, мы попытались разобраться, почему же Лермонтов назвал Печорина «героем времени». Вообще, идея «героя времени» так мастерски придуманная Лермонтовым, очень понравилась человечеству, и потому стала непреходящей, вечной темой. И не раз после создания Лермонтовым Печорина люди, жившие уже в другое время, другую эпоху пытались увидеть героя их времени в людях их окружающих, да и в наши дни люди пытаются отыскать героя нашего времени. Мы даже через два века с удовольствием читаем «Героя нашего времени» и удивляемся, как четко, чутко, психологично, мастерски автор изобразил главного героя. Печорин навсегда остался идеальным примером создания образа, образа, в который веришь.