Волкова называют не только «отцом русского театра», но и «первым русским актером. Основные даты жизни и деятельности ф

Любопытно, что родиной российского театра является не Москва и не Петербург. Русский театр появился не в столице, а в старинном русском городе Ярославле. Именно здесь в 1750 году русский актер Федор Григорьевич Волков основал первую в России профессиональную театральную труппу.


Русский актер и театральный деятель Федор Григорьевич Волков родился в 1729 году в Костроме. Рано потеряв отца, Волков, тем не менее, приобрел доброго и внимательного родителя в лице отчима - купца Полушкина. В Москве, куда мальчик был отправлен на обучение, Волков сильно и навсегда увлекся театром. Он буквально загорелся своим новым увлечением и в течение нескольких лет изучал искусства и сценическое дело. Возвратившись в 1748 году в Ярославль, где проживала семья, Волков организовал театральную труппу и начал давать представления в каменном амбаре. Первый спектакль состоялся 29 июня 1750 года, это была драма "Эсфирь". Уже через два года Волков и его товарищи по указу императрицы Елизаветы Петровны были вызваны в Петербург. А в 1756 году произошло главное событие театральной жизни России XVIII века - учреждение "Русского для представления трагедий и комедий театра", первого государственного действующего профессионального театра.

Фёдор Волков сразу же был назначен "первым русским актёром", а директором театра был поставлен Александр Сумароков, лишь после его смерти, в 1761 году, Волков стал директором "своего" театра. Ради этого Фёдор Григорьевич отказался от должности кабинет-министра. Всего Фёдор Волков написал около 15 пьес, ни одна из которых не сохранилась до нашего времени, он также был автором многих торжественных од и песен.

Сегодня Волковский театр - один из самых известных и крупных "нестоличных" российских театров. На его сцене ежегодно проходит ставший очень известным Международный Волковский фестиваль, лауреатам которого вручается Премия Правительства Российской Федерации имени Федора Волкова. Провинциальные театры представляют здесь свои лучшие спектакли, поставленные по произведениям русской классики, проходят научные конференции искусствоведов. Русскому театру посвящены и научные конференции, и театральные представления и шоу. Фестиваль традиционно собирает огромное количество любителей театра, город в эти дни наполняется гостями, а гостиницы Ярославля гостеприимно распахивают двери современным служителям Мельпомены.

Жизнь Федора Григорьевича Волкова оборвалась на взлете. Во время маскарада под названием "Торжествующая Минерва" в 1763 году он простудился, и так и не сумел оправиться от своей простуды – 4 апреля 1763 года великий русский актер умер. Фёдор Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Несмотря на то, что могила Волкова не уцелела, на кладбище установлена памятная доска. Но лучшей памятью актеру служит театр, названный его именем - Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле.

Его называли «движителем общественной жизни», «отцом русского театра», а имя его ставили в один ряд с М. В. Ломоносовым.

Биография Федора Волкова

Родился в небольшом городе Костромской области. Он был выходцем из купеческой семьи. Отец будущего актера умер, когда тот был еще ребенком. После его смерти мать (Матрена Яковлевна) вскоре познакомилась со своим будущим мужем и вступила в брак вновь, после чего вся семья обосновалась в Ярославле. Федор Полушкин (отчим Феди) был купцом и владел несколькими заводами.

Обучение

Мальчик обучался грамоте у местного пастора и уже на этих занятия проявил свои способности в разных областях. Волков в раннем возрасте начал помогать отчиму в делах. В связи с этим с Санкт - Петербургом мальчик знакомится рано. Здесь он впервые видит итальянскую оперу, немецкие постановки и русские спектакли. Заметив у мальчика живость ума и способности к обучению, Полушкин даже решил сделать Федора наследником и продолжателем дела своей жизни. Отношения в семье складывались хорошо, а Федор Полушкин прекрасно принял не только младшего сына, но и остальных его братьев.

Для продолжения обучения Волкова отправили в Москву, в академию. Здесь он изучал Закон Божий, немецкий язык, а также математику. Мальчик имел большую склонность к изучению языков, а немецким овладел в совершенстве. Уже в то время Федор с большим удовольствием участвовал в театральных постановках, проходивших в академии. Он играл на святках в драмах, комедиях и трагедиях. Мальчик отличался от сверстников не только своими талантами, но и живостью ума и воображением, умением легко перевоплощаться.

Когда Федору Волкову исполнилось 17 лет, Полушкин решает отправить мальчика учиться бухгалтерии и торговле. Федор Волков отправляется в Санкт-Петербург и устраивается там в немецкую контору. Именно здесь юноша влюбляется в театр и у него даже возникает желание открыть театр у себя на родине - в Ярославле, где бы он мог ставить постановки русских классических сочинений. Петербург со своей архитектурой способствовал формированию вкуса и чувства красоты. Здесь Волков делает чертежи, модели и рисунки, которые в последующем лягут в основу построенного им театра. Актер Федор Волков, фото которого можно увидеть в данном материале, уже тогда не мыслил свое будущее без творчества. Так и произошло.

Первые постановки

Актер Федор Волков (дата рождения которого 20 февраля 1729 года) в возрасте 19 лет остается без отеческой поддержки - умирает его отчим. В наследство Полушкин оставляет мальчику свои заводы. После оформления имущества и получения финансовой самостоятельности Федор Волков еще больше увлекается театром. Он со своими друзьями начинает ставить спектакли, проводя представления в амбаре, где раньше хранились товары. В июне 1950 года в свет выходят две пьесы, музыку для которых сочинил сам Волков («Эсфирь» и «Эвмон и Берфа»). Местные жители оценили творчество молодых дарований, и вскоре Федору удается найти покровителей в высшем обществе. Воевода Мусин-Пушкин и помещик Майков предлагают членам высшего света оказать материальную помощь начинающим актерам и поддержать их в желании построить театр, где бы все жители города могли комфортно проводить время, наслаждаясь спектаклями.

Федор Волков: театр как воплощение мечты

В начале 1751 года происходит открытие театра, на котором представляют оперу «Титово милосердие», переведенную Волковым с итальянского языка. В театре было сыграно огромное количество пьес, а впоследствии под руководством Федора Волкова работало немало именитых актеров.

Известность

Известность театра города Ярославль росла день ото дня и вскоре слава о нем дошла до самой императрицы. К этому времени необходимость создания государственного театра возрастала, что было связано с возможностью повышения престижа страны и становления современного европейского государства. пожелала непременно увидеть все своими глазами. В начале 1952 года актер Федор Волков уже давал представления в Санкт-Петербурге. При дворе были сыграны комедия «О покаянии грешного человека», трагедии «Хорев», «Синав и Трувор», «Гамлет» и другие. Отпускать театр императрица уже не пожелала, быстро стал придворным артистом и играл уже на профессиональной сцене. Товарищей же Федора по сцене (наиболее одаренных) отправили на обучение в кадетский корпус, а остальных - обратно на Родину с вознаграждением. Братьев Волкова тоже не обошли вниманием, вскоре их зачисляют для обучения в кадетский корпус в городе Санкт-Петербурге.

Обучение в корпусе проходило по усиленной программе, актерам преподавали не только стандартные дисциплины: они изучали также иностранные языки, науки и гимнастику, сценические приемы декламации. За обучение кадеты получали жалование.

Русский публичный театр

В августе 1756 года императрица издает указ об учреждении Русского публичного театра. Созданный Российский театр сильно отличался от существовавшего ранее придворного театра. В него пускали всех жителей города, а просмотр спектакля был платным. Директором театра назначают А. П. Сумарокова. Федор Волков становится главным актером и помощником директора. А после смерти Сумарокова заменяет его на посту (1761 год).

Талант актера

За Волковым закрепилось звание главного трагика театра. Уж очень хорошо давались ему эти роли, которых он успел сыграть большое количество (например, американца в «Прибежище добродетели», Гамлета, Ярополка в постановке «Ярополк и Демиза» и другие). Однако не менее хорошо он играл и комедийные роли. Столь разносторонне развитый талант был редкостью в театральной сфере. Характер игры главного актера также отличался от принятой. Он очень хорошо и тонко чувствовал театральное искусство, знал все его правила и каноны. Это позволяло ему порой не соблюдать установленные нормы и играть по своему желанию. Учитывая его талант, Сумароков написал для него немало ролей, которые давались ему легко и оставляли неизгладимое впечатление у зрителей. Волкова называли значительнейшим и лучшим Талант его был отмечен такими уважаемыми людьми того времени, как Д. И. Фонвизиным, Я. Штелиным, Н. И. Новиковым, Г. Р. Державиным и другими. Волкову приписывают не менее пятнадцати различных пьес.

Другие таланты Волкова

Способности Федора Волкова не ограничивались театром, а распространялись и на другие области. Он был прекрасным скульптором - резные в Николо-Надеинской церкви в городе Ярославль были сделаны именно им. Он также изготовил мраморный бюст Петра Первого. Живописцем Федор тоже был умелый и написал немало картин.

В 1759 году Федор Волков, биография которого начиналась в небольшом городке Костромской области, отправляется в Москву для преображения московского театра. С этой целью он берет с собой несколько актеров из Санкт-Петербурга.

Роль в политике

Актер Федор Волков сыграл и немалую роль в политической жизни страны. Он принимал участие в свержении Петра III. Он играл роль советника у императрицы Екатерины и помогал ей при восшествии на трон. В благодарность Екатерина возвела Волкова в дворянское сословие. Однако, несмотря на его приближенность ко двору и к самой Екатерине Алексеевне, Волков смог удержаться от соблазна стать человеком государственным и остался верен себе, отдав предпочтение труду своей жизни - театру. Он отказался и от должности кабинет-министра, а также от ордена Св. Андрея Первозванного, которым его хотела наградить императрица.

Личная жизнь Волкова

С головой отдаваясь делу своей жизни и тратя на это все время, Федор Волков так и не обзавелся семьей.

Братьям Федора даровали дворянские звания за верность Родине и императрице Екатерине.

«Торжествующая Минерва»

Во время восшествия на престол Екатерины II было решено устроить большой праздник в Москве. Событие пришлось на масленичную неделю, когда по городу ходили ряженые и развлекали народ. К этому мероприятию Волков подготовил театрализованное представление в виде маскарада, которое получило название «Торжествующая Минерва». Суть представления состояла в том, чтобы объяснить народу, что свержение Петра III было большой удачей и счастьем для населения, а именно благодаря смене власти справедливость смогла восторжествовать. Постановка восхваляла новую императрицу как торжествующую Минерву (Минерва - богиня мудрости и правосудия, покровительница искусств, наук и ремесел). В этом представлении Волков смог показать большинство своих талантов и заслужить повышенное внимание публики. Однако во время проведения праздника, простудился и заболел горячкой. В апреле 1763 года он скончался.

Федора Волкова похоронили на кладбище возле Андроньева монастыря, но во время Великой Отечественной войны монастырь был разрушен и следы местонахождения могилы великого актера были утрачены. Несмотря на это, на кладбище в Ярославле установили памятную доску в честь знаменитого актера.

Фёдор Григорьевич Волков

( 9.02.1729 - 4.04.1763 )

Выдающийся русский актер, театральный деятель, основатель русского национального театра

Федор Волков - универсальный человек XVIII столетия - был архитектором, поэтом, живописцем, скульптором, резчиком по дереву, музыкантом, собирателем книжных редкостей, машинистом сцены, директором, режиссером и первым актером, основателем актерской профессии в России.

В 1750 году, в Ярославле, купеческий сын Федор Григорьевич Волков основал общедоступный театр, впервые в России став его организатором и содержателем, вложив собственные капиталы в театральное дело. Труппа, собранная Волковым, пестра по социальному составу. Люди купеческого звания, служащие провинциальной канцелярии, бывшие семинаристы, «из церковников», посадские люди, ремесленники, выходцы из Малороссии. Вот их имена: братья Григорий и Гавриил Волковы, Иван Дмитревский, Иван Иконников, Яков Попов, Семен Куклин, Алексей Попов, Семен Скочков, Демьян Галик, Яков Шумский.

Сенатский экзекутор Игнатьев, приехавший в Ярославль по делам, застает регулярно действующий публичный театр, чем он был немало поражен. По всей вероятности, на графа произвел впечатление уровень не только актерской игры, превышавший любительский, но и всего театрального дела в Ярославле. Он докладывает о «таком невиданном доселе нигде» феномене в Петербург. Отзыв высокопоставленного сенатского чиновника возбудил интерес в столице.

Во всех документах подчеркивается срочность и скорость доставки ярославских комедиантов. Это дело первостепенной важности.

Высочайший именной Указ, написанный 3 января, спущенный в Сенат 4-го, отправленный с Дашковым 5-го - был оглашен в Ярославле 12 января. Дорога от Санкт-Петербурга до Ярославля заняла у подпоручика Дашкова неделю. Волков был призван в Ярославскую провинциальную канцелярию, где собрались все главные лица города во главе с воеводой Михайлой Бобрищевым-Пушкиным. Срок на сборы - 24 часа.

Отъезд… Одиннадцать актеров-ярославцев, двенадцатый - Дашков, девятнадцать подвод, нагруженных театральным скарбом, шестеры сани-болковни - теплые кибитки для актеров, в лютую январскую стужу в долгий путь снаряженных… Это был настоящий санный поезд.

Театр уезжал не на временные гастроли, отныне он менял место своего пребывания. С берегов Волги ярославцы уезжали на берега Невы.

Почему в столичный град Петров были приглашены для играния комедий и трагедий именно ярославцы, а не «охочие комедианты» из Москвы или Петербурга? Причин несколько. Содержатель театра вЯрославле - это профессия, а содержание театра - собственное «дело», а не забава, не прихоть. Не разовые - от случая к случаю - постановки, а обширный, пополняющийся репертуар. Настоящий творческий и финансовый лидер - Федор Волков, обладающий многосторонними дарованиями. Постоянный состав труппы. Все это и послужило причиной вызова ярославцев в столицу по именному указу императрицы Елизаветы Петровны. Императрица повелела обучать ярославцев в Придворном Шляхетном кадетском корпусе -привилегированном высшем учебном заведении того времени. Из 11 актеров волковской труппы к обучению определили четверых - Федора и Григория Волковых, Ивана Дмитревского и Алексея Попова. Остальные могли уезжать снова в Ярославль или устраивать свою жизнь по желанию в столичном Питере. Гаврила Волков было вернулся в Ярославль, но потом уехал к братьям и впоследствии успешно играл в театре. Яков Шумский обучался самостоятельно, приглядываясь к товарищам, которых не оставлял. И стал выдающимся комическим актером русского театра, другом самого Фонвизина. Так же, как и Дмитревский, для которого Фонвизин специально писал роль Стародума в комедии «Недоросль».

В 1786 году, спустя почти четверть века после смерти Федора Волкова, Иван Дмитревский приехал в Ярославль и играл Синава в трагедии Сумарокова «Синав и Трувор».

При рождении русского театра возникло тесное взаимодействие провинциальной и столичной театральной культуры, это стало важным фактором всего культурно-исторического процесса. Именно ярославцы, получив в Петербурге образование, составили ядро первого государственного русского профессионального национального общедоступного театра, учрежденного в 1756 году.

С именем Федора Волкова связано становление русской актерской национальной школы.

Став преемником Волкова, ярославец Иван Дмитревский впервые основал в Петербурге русскую театральную школу и воспитал несколько поколений актеров, развивая в своих учениках сочетание «искусства с естеством. Волковым были заложены особенности русской школы театральной игры. Они отразились во «вдохновении» Якова Шумского, «необыкновенной простоте» Василия Померанцева, «чувствительности», «натуральности» «пламенного» Алексея Яковлева, «одушевлении и непринужденности» Катерины Семеновой, в «молниях, вылетавших из глаз» Павла Мочалова, «лиризме» Михаила Щепкина. До сих пор утверждает себя в мире традиция русской актерской школы, заложенная Федором Волковым.

Федор Григорьевич Волков родился 9 (20) февраля 1729 года в Костроме в купеческой семье. Мать Федора по смерти супруга вторично вышла замуж за купца Полушкина и с детьми переехала в Ярославль.

Ярославцы не отставали от модных столичных увлечений, здесь как в Петербурге и Москве, ставились любительские спектакли и различные драматические представления. Любовь к театру у Волкова усилилась после переезда в Москву, куда отчим направил 12-летнего мальчика обучаться премудростям купеческого дела у немецких промышленников.

В эти годы Волков, по словам драматурга Александра Шаховского «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты».

Состояние, доставшееся Федору по смерти отчима, позволило ему отойти от финансовых дел, и целиком посвятить себя любимому занятию. В середине 1750-х годов, в Ярославле он собирает труппу единомышленников и ставит перед горожанами спектакли. К этому времени он овладел достаточным уровнем знаний, чтобы быть руководителем театра. В 1751 году для представлений было построено здание театра, и из купеческого амбара труппа переехала в театр на берегу Волги.

Главным отличием театра Волкова от предшествующих придворных и домашних театров было то, что он был рассчитан на широкую аудиторию. На спектакль мог прийти любой желающий, уплатив, необходимую сумму за билет.

Решительный шаг по преобразованию любительского театра в общедоступный был сделан. Известие о новшествах ярославцев быстро дошло до столицы, и в этом же году последовало Высочайшее приглашение в Петербург. Ярославцы наряду с выступлениями повышали свой актерский уровень, изучая искусство исполнения трагедий в шляхетском корпусе.

Императрица Елизавета благоволила к театральному искусству, в 1756 году по ее указу был учрежден «Русский для представления трагедий и комедий театр», «первым русским актером» был назначен Федор Волков, а директором театра – Александр Сумароков. Волков писал пьесы и песни, музыку к спектаклям и занимался их художественным оформлением.

Театральный деятель поддержал Екатерину Алексеевну во время устранения от власти Петра III, известно, что музыкальные вкусы Волкова и Гольштейн-Готторп-Романова не совпадали, между ними был серьезный конфликт на этой почве.

Екатерина II, в отличие от свергнутого супруга, высоко ценила таланты Волкова и после прихода к власти возвела его в дворянское сословие.

Волков считается «первым русским актером» не только благодаря Высочайшему назначению, он первым вышел за рамки классического актерского канона, стал играть как трагические, так и комические роли, чем положил начало своеобразию национального актерского искусства. Историки театрального искусства, указывая на универсализм Волкова, отмечают, что славу ему все же принесло исполнение драматических ролей в спектаклях Сумарокова.

Выступая режиссером грандиозного маскарада, организованного в честь коронации Екатерины II, Федор Волков сильно простудился и после непродолжительной болезни, 4 (15) апреля 1763 года, на 35 году жизни, умер.

Его называют «отцом русского театра».

Родился Фёдор Волков 9 (20) февраля 1729 года в Костроме. Его отец умер, когда Федор был еще маленьким. Мать в 1735 году вышла замуж за купца Фёдора Полушкина и переехала к нему с детьми в Ярославль.

Грамоте мальчик обучался у пастора, состоявшего при герцоге Э. И. Бироне, сосланном в Ярославль. Уже тогда у мальчика обнаружились разнообразные способности и таланты. Полушкин, видя это, прочил старшего пасынка в наследники и продолжатели своего дела.

Федора отправили сначала в Москву в Заиконоспасскую академию учиться Закону Божию, немецкому языку и математике. Немецкий язык Федор Волков выучил в совершенстве, говорил «как природный немец». В академии молодой Волков постоянно принимал участие в сценических представлениях. По свидетельству А. А. Шаховского, Волков «отличался на святках в представлении духовных драм и переводных комедий, которыми издавна славились заиконоспасские студенты». Он выделялся из среды сверстников умом, прилежанием и знаниями.

Из академии Полушкин отправил пасынка «для навыка в бухгалтерии и торговле» в одну из петербургских немецких контор. Кроме своих занятий, Волков бывал в придворном театре и посещал итальянскую оперу. Опера произвела на молодого человека глубокое впечатление, еще большее впечатление испытал он, проникнув за кулисы театра, устроенного воспитанниками Шляхетского корпуса, которые разыгрывали драмы А.П. Сумарокова. Там он снял планы и рисунки всего устройства сцены, машин и декораций.

Вернувшись в Ярославль, Федор Волков начал обучать своих братьев, а также знакомых, живописи, музыке, драматическому искусству. Наконец, в одном из амбаров своего отчима Федор Григорьевич устроил театр. Первое представление театра состоялось в день именин отчима 20 июня 1750 года. Первый русский театр начал привлекать зрителей, весть о нем дошла до Петербурга. Императрица Елизавета Петровна повелела «немедленно привезти труппу, на почтовых, ко двору».

Здесь они сыграли несколько пьес, затем наиболее понравившихся актеров она оставила в Петербурге, а остальных, наградив, отправила обратно в Ярославль.

30 августа 1756 Императрица Елизаветы издала приказ об учреждении «русского для представления трагедии и комедии театра». Первым директором театра стал А.П. Сумароков, а Федор Волков «был в оном Первым актером», а позднее заменил Сумарокова на посту директора. Репертуар театра состоял из русских драматических произведений, преимущественно пьес Сумарокова. Ядро труппы составили актеры из числа ярославских комедиантов: Ф.Г.Волков, И.А.Дмитревский, Я.Д.Шумский и др.

«Тогда Волков показал свои дарования в полном уже сиянии и тогда-то увидели в нем великого Актера и слава его подтверждена была и иностранцами», - пишет Н.И. Новиков. В игре Волкова были простота и страстность, она была основана на чувстве, а не на эффекте.

Его можно с полным правом назвать основателем российской актерской школы. Такие актеры, как Дмитревский, Щепкин, Шаляпин, Станиславский, считали себя его учениками.

В дни коронования императрицы Екатерины Волкову было поручено устройство в Москве маскарада, носившего название: "Торжествующая Минерва". Это гулянье стоило ему не только большого труда, но и жизни: во время маскарада он простудился и вскоре умер. Федор

Волков похоронен в Москве, на кладбище Андроньева монастыря. Следов от его могилы не осталось. На кладбище установлена памятная доска.

Главным делом недолгой, но яркой его жизни стал российский профессиональный театр, театр общедоступный. Вот слова из его дневника: «Общая польза от театра российского будет ощущаться, когда театр выйдет из рамок придворной затеи. Он должен быть публичным и общенародным, в нем просвещенные и важные господа должны являться желанными, но не единственными зрителями и ценителями. К такому театру должны быть привлечены все живые, все просвещенные силы страны и привлечены не насильно, не приказами или указами, а по доброму их желанию и сознанию пользы отечества Доброхотность и общая польза должны быть навечно положены в основание российского театра...»

Знаменитый современник Новиков характеризует Федора Волкова так: «Сей муж был великого, обымчивого и проницательного разума, основательного, здравого рассуждения и редких дарований, украшенных многим учением и чтением наилучших книг. Театральное искусство знал он в высшей степени, при сем был изрядный стихотворец, хороший живописец, довольно искусный музыкант не многих инструментах, посредственный скульптор, и, одним словом, человек многих знаний в довольной степени. С первого взгляда казался он несколько суров и угрюм; но сие исчезало, когда находился с хорошими своими приятелями, с которыми умел он обходиться и услаждать беседу разумными и острыми шутками. Жития был трезвого и строгой добродетели; друзей имел немногих, но наилучших, и сам был друг совершенный, великодушный, бескорыстный и любитель воспомоществования».

Фонвизин о Волкове отзывается так: «Волков был муж глубокого разума, исполненный достоинств, он имел большие знания и мог бы быть человеком государственным».