Сколько лет цивилизации майя. Секреты истории Майя – древней цивилизации Мексики

История цивилизации майя остается покрытой тайной. Но науке удалось выяснить, что многие из секретов – не больше, чем миф. Разрушал легенды представитель международного издательства National Geografic Майкл Шапиро.

1. Цивилизация майя внезапно исчезла

Как падение Римской империи не означало конец существования римских граждан, так и исчезновение государства майя, которое достигло эпогея своего развития в IX в. до н.э., не означает, что коренное население бесследно исчезло.

Сегодня примерно 40% жителей Гватемалы, около 14 млн человек, проживающие на юге Мексики и полуострове Юкатан, являются потомками народов майя.

Майи стойко пережили пять столетий испанской оккупации, сохранив при этом культурные традиции, исконный аграрный образ жизни и обычай празднования фестивалей.

Более 20 провинций Гватемалы населены отдельными народностями майя. Каждая из них имеет собственную культуру, одежду и язык. Так тысячи лет майя живут за пределами своей империи.

2. Майи не верили в конец света

В фильмах про апокалипсис нам рассказывают, что майи пророчили . Этот момент приходился на 5000 год по календарю майя. Но это не соответствует действительности.

Представители древней цивилизации праздновали начало следующего цикла, который наступит в 5125 году также, как мы отмечали наступление нового тысячелетия. Не обнаружено ни одной записи, свидетельствующей о конце времен. Во всяком случае они надеялись, что с новой эрой человечество вступит в эпоху высшего сознания, укрепления мира и глубокого понимания других народов, населяющих землю.

3. Древние майя придумали концепцию нуля.


Календарь народов майя опирается в расчет на значение ноль. Однако, идея нуля, вероятно, не тайна цивилизации майя. Она возникла в . И только в IV в. до н.э. это изобретение стало ассоциироваться с народами майя.

Ноль в письме цивилизации был представлен символом, похожим на раковину. Численная система майя основывалась на 20 факторах. Их числа состояли из целых единиц: 1, 20, 400 и т.д. Чтобы написать, к примеру, число 403, они использовали единицу 400, плюс ноль единиц 20, и три единицы 1. Так возникло понятие нуля.

4. Город майя остался под землей

Основные достопримечательности, построенные народами майя, как Паленке в южной Мексике и на севере, были найдены во время археологических раскопок. Другие остаются погребенными под землей. В Гватемале найдены насыпи, под которыми, возможно, спрятаны великие храмы.

Самые мало посещаемые достопримечательности находятся в Эль-Мирадор и Ауксактун, к северу от Тикаля в джунглях Гватемалы. В Белизе находятся открытые руиные Алтун Ха в 30 км от Белиз-Сити

Во всех этих местах можно увидеть пирамиды.

5. Народы майя придумали сауны


Вот это действительно тайна цивилизации майя, о существовании которой сложно поспорить. Древние майя пользовались парной в каменной сайне, известной как «темаскаль» на полуострове Юкатан. Сауны майя, «sweathouse», по-прежнему популярное место отдыха у туристов. Их предлагают гостям отелей и курортов по всему миру.

Древние города народы майя строили из сырцового кирпича – грязи. Они использовались для духовного удовлетворения и здоровья. Пар делали смешивая воду с огнем. Иногда добавляли в воду листья. Пот очищал кожу и разум.

6. Империя майя была уничтожена вулканом


Ряд вулканов в Гватемале остаются активными. В городе Антигуа-Гватемала можно лицезреть извержение вулкана Фуэго, низвергающего столбы дыма и сбрасывающего огненную лаву. Особенно великолепно зрелище в ночное время. Недалеко от Антигуа, примерно в 1,5 часах езды, находится вулкан Расауа, который извергается регулярно уже в течение нескольких лет.

В Антигуа организована продажа однодневных туров по пешей прогулке в нескольких метрах от лавы.

7. Беловодные реки майя пересекали на лодках

Тайна цивилизации майя о строительстве надежных плотов давно разгадана. В Гватемале созданы условия для первоклассного катания на лодках Рио Кахабон. В ходе поездки можно получить массу впечатлений и познакомиться с местностью, где жили древние майя, — джунгли на берегу реки.

Река Усумасинта проходит черех границы Мексики и Гватемалы. Во время прогулки по реке группа останавливается для осмотра руин Пьедрас Неграс.

8. В цивилизации майя был популярен спорт


В городах были найдены площадки для игры в мяч. Проводились состязания среди команд. Футбольный мяч делали из твердой резины. Некоторые ученые считают, что внутри мяча помещался человеческий череп.

Культурно-зрелищные мероприятия заканчивались человеческими жертвоприношениями. Вероятно, эта участь ожидала проигравших. Гиды в Тикаль утверждают, что в жертву приносили победителя.

«Умереть в Тикаль считалось честью», — рассказывают местные проводники.

9. Пирамиды майя построены с учетом астрономических событий


Ни для кого не секрет, что майи разбирались в астрономии. Многие сооружения, такие как Эль Кастильо (Храм Кукулькана) и пирамиды в Чичен-Ица отражают астрономические события.

Эта тайна цивилизации майя связывает историю народа с соседним государством – древним Египтом. , вдоль северной грани Кукулькана проходить тень, похожая на змею. Это явление вызвано прохождением луча солнца через девять террас здания.

Храм Эль-Караколь в Чичен-Ица известен как обсерватория, связанная с орбитой Венеры. Парадная лестница направлена к северной части Венеры, а углы здания соответствуют положению солнца в день летнего солнцестояния на восходе и зимнего солнцестояния на закате.

10. Никто не знает, что стало причиной упадка цивилизации майя


С конца VIII по начало IX в. до н.э. города майя пришли в запустение. Люди погибли или ушли в другие населенные пункты. Культура, высокоорганизованное орошение, сельское хозяйство, астрономия и строительная техника были забыты. Почему, никто не знает ответ.

Ученые выдвинули по поводу гибели древней цивилизации несколько гипотез:
Противостояние между городами-государствами майя.
Перенаселение, что привело к ухудшению экологии, истощению почвы и изменению климата.
Усиление влияния господствующего класса, духовенства и правящей верхушки.

Что же на самом деле стало причиной упадка развитой цивилизации, археологи до сих пор затрудняются сказать.

Народы майя населяли территории:

  • на западе - от мексиканского штата Табаско,
  • на востоке -до западных окраин Гондураса и Сальвадора.

Этот ареал делится на три четко различимые по климатическим и культурно-историческим особенностям области.

  1. Северная - полуостров Юкатан, сформированный известняковой платформой, - отличается засушливым климатом, бедной почвой и отсутствием рек. Единственные источники пресной воды -карстовые колодцы (сеноты).
  2. Центральная область охватывает мексиканские штаты Табаско, часть Чьяпаса, Кампече, Кинтана-Роо, а также Белиз и гватемальский департамент Петен. Эту область составляют низменности, изобилующие естественными водоемами и пересекаемые крупными реками Усумасинта, Мотагуа и др. Территория покрыта влажными тропическими лесами с разнообразной фауной, богатым выбором съедобных плодов и растений. Здесь, как и на севере, практически нет полезных ископаемых.
  3. К Южной области относятся горные цепи высотой до 4000 м. штата Чьяпас и гватемальского нагорья. Территория покрыта хвойными лесами и отличается умеренным климатом. Здесь встречаются различные минералы -жадеит, нефрит, обсидиан, пирит, киноварь, ценившиеся майя и служившие предметами торговли.

Климат всех областей характеризуется сменой сухого и дождливого сезона, требующей точности определения времени посева, что невозможно без развития астрономических знаний и календаря. Фауна представлена копытными (пекари, тапиры, олени), хищниками семейства кошачьих, разновидностями енотов, зайцев и рептилиями.

История цивилизации майя

Периодизация истории майя

  • …-1500 г. до н.э. - Архаический период
  • 1500-800 гг. до н.э. - Ранний формативный
  • 800-300 гг. до н.э. - Средний формативный
  • 300 г. до н.э. - 150 г. н.э. - Поздний формативный
  • 150-300 гг. - Протоклассический
  • 300-600 гг. - Раннеклассический
  • 600-900 гг. - Позднеклассический
  • 900-1200 гг. - Ранний постклассический
  • 1200-1530 гг. - Поздний постклассический

Проблема заселения региона майя пока далека от окончательного решения. Некоторые данные позволяют предполагать, что прото-майя пришли с севера, продвигаясь вдоль побережья Мексиканского залива, вытесняя местное население или смешиваясь с ним. Между 2000-1500 гг. до н.э. стали расселяться по всей зоне, распадаясь на различные языковые группы.

В VI-IV вв. до н.э. в Центральной области появляются первые городские центры (Накбе, Эль-Мирадор, Тикаль, Вашактун), отличающиеся монументальностью построек. В этот период городская планировка приобретает характерный для городов майя вид - приспособленное к рельефу сочленение самостоятельных, астрономически ориентированных акрополей, представляющих прямоугольную площадь, окруженную храмовыми и дворцовыми постройками на платформах. Ранние города майя формально продолжали сохранять родо-фратриальную структуру.

Классический период - I (III) -X вв. н. э.- время окончательного оформления и расцвета культуры майя. На всей территории майя возникают городские центры с подчиненными территориями города-государства. Как правило, города на этих территориях отстояли от центра не далее 30 км, что, видимо, обусловлено проблемами коммуникации из-за отсутствия в регионе тягловых животных. Население наиболее крупных городов-государств (Тикаль, Калакмуль, Караколь) достигало 50-70 тыс. человек. Правители больших царств носили титул ахав, а подчиненные им центры управлялись местными правителями - сахалями. Последние не были назначаемыми чиновниками, а происходили из местных правящих родов. Существовала и сложная дворцовая иерархия: писцы, чиновники, церемонимейстеры и др.

Несмотря на меняющуюся структуру социальных отношений, власть в городах-государствах передавалась по племенной схеме, что находило свое выражение в пышном культе обожествленных царских предков, кроме того, власть могла принадлежать и женщинам. Поскольку акрополи и города майя носили «генетический» характер и ассоциировались только с конкретными представителями того или иного рода, это явилось причиной периодического запустения отдельных акрополей и окончательного «оставления» городов майя в X в., когда вторгшиеся захватчики уничтожили представителей элиты, связанных кровным родством с захороненными в пределах акрополей (пирамидах) предками. Без такой связи акрополь утрачивал значение символа власти.

Социальная структура

Свидетельство тенденции к централизации власти в III-X вв. - узурпация правителями столичных центров ритуальной игры в мяч, возникновение которой восходит к временам внутриплеменной ротации власти и коллективного принятия решений. Аристократия концентрирует в своих руках торговлю ценными предметами, бобами какао и минералами, используемыми для изготовления украшений и ремесленных изделий,- обсидианом, жадеитом и др. Торговые пути пролегали как по суше, так по рекам и морям, далеко уходя на чужие территории.

В иероглифических текстах упоминаются жрецы, разделявшиеся на

  • жрецов-идеологов,
  • жрецов-астрономов,
  • «видящих» и
  • прорицателей.

Для прорицаний использовались психоделические практики.

Деталь священной фрески из Сан-Бартоло (Гватемала). Ок. 150 г. до н.э. Картина, изображает рождение космоса и доказывает божественное право правителя.

Основу общества составляли свободные общинники, селившиеся семейными домовладениями иногда вблизи городов, а иногда и на значительном удалении от них, что связано с характером землепользования и необходимостью менять (из-за снижения урожайности) каждые 4 года обрабатываемые семьей посевные участки.

В свободное от сева и сбора урожая время, общинники участвовали в общественных работах и военных компаниях. Только в постклассическом периоде стала выделяться особая прослойка полупрофессиональных воинов-хольканов, которые требовали от общины «услуг и подношений».

В текстах майя часто упоминаются военачальники. Войны носили характер кратковременных набегов для разорения противника и иногда захвата пленников. Войны в регионе велись постоянно и способствовали реструктуризации политической власти, усиливая одни города при ослаблении и подчинении других. Данных о рабовладении у классических майя нет. Если рабов и использовали, то в качестве домашних слуг.

Сведения о правовой системе майя отсутствуют.

Кризис X века — политическая и культурная перестройка

К X в. в Центральном районе начинаются активные миграции, при этом резко, в 3-6 раз сокращается население. Городские центры приходят в запустение, политическая жизнь замирает. Строительство почти не ведется. Меняются ориентиры в идеологии и искусстве - культ царских предков утрачивает первоочередное значение, тогда как обоснованием власти правителя становится происхождение от легендарных «тольтекских завоевателей».

На Юкатане кризис конца классического периода не привел к сокращению населения и падению городов. В ряде случаев гегемония от старых, классических центров переходит к новым. Процессы социальных и политических изменений после разрушения тольтеками традиционной для майя системы городской власти наблюдаются в постклассическом периоде на примере таких городов, как

  • Чичен-Ица тольтеков в X-XIII вв.;
  • Майяпан в период правления Кокомов в XIII-XV вв.;
  • постклассический Мани, в подчинении которого в XVI в. находилось 17 городков и селений.

К моменту появления испанцев на юго-востоке Юкатана сформировалось государство Акалан (майя-чонталь), где уже выделился столичный город Ицамканак с подчиненными 76 городами и селениями. В нем администрация, храмы, 100 домов из камня, 4 квартала со своими покровителями и их храмы, совет глав кварталов.

Конфедерации городов со своей столицей стали новым типом политико-территориальных образований, контролировавшим политическую, административную, религиозную и научную сферы жизни. В сфере духовной концепция реинкарнации уходит в область религиозной абстракции, что позволяет городам (возникающим столицам) сохранять свои функции и после смены власти. Междоусобные войны становятся нормой, город приобретает оборонительные характеристики. Одновременно происходит рост территории, усложнение системы контроля и защиты.

У юкатанских майя существовало рабовладение, была развита торговля рабами. Рабов использовали для переноски тяжестей и домашней работы, но чаще приобретали для принесения в жертву.

В горной Гватемале с наступлением постклассического периода распространяется «майя-тольтекский стиль». Очевидно, проникшие науакультурные группы были, как и на Юкатане, ассимилированы местным населением. В результате образовалась конфедерация 4 племен майя - какчикелей, киче, цутихиль и рабиналь, подчинившая в XIII-XIV вв. различные майя- и науаязычные племена горной Гватемалы. В результате междоусобиц конфедерация вскоре распалась, почти одновременно с вторжением ацтеков и появлением в начале XVI в. испанцев.

Хозяйственная деятельность

Майя практиковали экстенсивное подсечно-огневое земледелие с регулярной сменой участков. Главной культурой были маис и фасоль, составлявшие основу рациона. Особую ценность представляли бобы какао, использовавшиеся и в качестве обменной единицы. Выращивали хлопок. Домашних животных у майя не было, за исключением особой породы собачек, иногда употреблявшихся в пищу, из птицы - индюков. Функцию кошки выполняла носуха - разновидность енота.

В классический период майя активно применяли ирригацию и другие способы интенсивного земледелия, в частности «приподнятые поля» схожие со знаменитыми ацтекскими чинампами: в долинах рек создавались искусственные насыпи, которые при разливах возвышались над водой и задерживали ил, что значительно повышало плодородие. Для повышения урожайности участок одновременно засевали маисом и бобовыми, что создавало эффект удобрения почвы. Вблизи жилища высаживались фруктовые деревья, перец-чиле, являющийся важным компонентом пищевого рациона индейцев.

Землевладение продолжало оставаться общинным. Институт зависимого населения был развит мало. Главной сферой его применения могли быть плантации многолетних культур - какао, фруктовых деревьев, находившихся в частной собственности.

Культура цивилизации майя

Научные знания и письмо

Майя разработали сложную картину мира, в основе которой лежали представления о реинкарнации и бесконечном чередовании циклов мироздания. Для своих построений они использовали точные математические и астрономические знания, сочетающие циклы Луны, Солнца, планет и время прецессионного оборота Земли.

Усложнение научной картины мира потребовало разработки письменной системы на основе ольмекской. Письмо майя было фонетическим, морфемно-силлабическим, предполагавшим одновременное использование около 400 знаков. Одна из наиболее ранних надписей - 292 г. н. э.- обнаружена на стеле из Тикаля (№ 29). Основное количество текстов было нанесено на монументальные памятники или предметы мелкой пластики. Особый источник представляют тексты на керамических сосудах.

Книги майя

Сохранились лишь 4 рукописи майя -«кодексы», представляющие сложенные гармошкой (страницами) длинные полосы бумаги из коры фикуса («индейская бумага»), относящиеся к постклассическому периоду, очевидно, переписанные с более древних образцов. Регулярное переписывание книг, вероятно, издревле практиковалось в регионе и было связано со сложностями хранения рукописей в условиях влажного жаркого климата.

Дрезденская рукопись представляет собой полосу «индейской бумаги» длиной 3,5 м, высотой 20,5 см, сложенной в 39 страниц. Она была создана ранее XIII в. на Юкатане, откуда ее вывезли в Испанию в дар императору Карлу V, от которого она попала в Вену, где в 1739 г. у неизвестного частного лица ее приобрел библиотекарь Иоганн Кристиан Гетце для Дрезденской Королевской библиотеки.

Парижская рукопись - полоса бумаги общей длиной 1,45 м и 12 см высотой, сложенной в 11 страниц, из которых начальные полностью стерты. Рукопись относится к периоду правления династии Кокомов на Юкатане (XIII-XV вв.). В 1832 г. она была приобретена Парижской Национальной библиотекой (хранится здесь и ныне).

Мадридская рукопись была написана не ранее XV в. Она состоит из двух фрагментов без начала и конца «индейской бумаги» высотой 13 см, общей длиной 7,15 м, сложенных в 56 страниц. Первая часть была приобретена в Эстремадуре Хосе Игнасио Миро в 1875 г. Поскольку было высказано предположение, что она некогда принадлежала завоевателю Мексики Кортесу, то отсюда ее название - «кодекс Кортеса», или кортезианская. Второй фрагмент в 1869 г. был приобретен Брассер-де-Бурбуром у дона Хуана Тро-и-Ортолано и был назван ортоланским. Соединенные вместе куски стали называться Мадридской рукописью, она хранится с тех пор в Мадриде в Музее Америк.

Рукопись Гролье находилась в частном собрании в Нью-Йорке. Это скорее фрагменты 11 страниц без начала и конца, датируемые XIII в. Очевидно, эта майяская рукопись, происхождение которой неизвестно, была составлена под сильным миштекским влиянием. Об этом свидетельствует специфическая запись цифр и особенности изображений.

Тексты на керамических сосудах майя называют «глиняными книгами». В текстах отражены практически все стороны жизни древнего общества-от быта до сложных религиозных представлений.

Дешифровка письма майя была осуществлена в 50-е годы XX в. Ю.В. Кнорозовым на основании разработанного им же метода позиционной статистики.

Архитектура

Наивысшего расцвета архитектура майя достигает в классический период: активно воздвигаются церемониальные комплексы, условно называемые акрополями, с пирамидами, дворцовыми сооружениями и стадионами для игры в мяч. Строения группировались вокруг центральной прямоугольной площади. Здания возводились на массивных платформах. При строительстве использовался «ложный свод» - пространство между кладкой крыши постепенно сужалось кверху, пока стены свода не смыкались. Крышу часто венчали массивные гребни, украшенные лепниной. Техника строительства могла быть разной - от каменной кладки до бетонообразной массы и даже кирпичей. Здания раскрашивались, чаще красным цветом.

Выделяются два основных типа построек - дворцы и храмы на пирамидах. Дворцы представляли собой длинные, как правило одноэтажные здания, стоявшие на платформах, иногда многоярусных. При этом переход по анфиладам комнат напоминал лабиринт. Окон не было и свет проникал лишь сквозь дверные проемы и специальные вентиляционные отверстия. Возможно, дворцовые постройки отождествлялись с длинными ходами пещер. Почти единственным примером построек в несколько этажей является дворцовый комплекс в Паленке, где еще и возведена башня.

Храмы ставились на пирамидах, высота которых иногда достигала 50-60 м. К храму вели многоступенчатые лестницы. Пирамида воплощала гору, в которой находилась легендарная пещера прапредков. Поэтому здесь же могло помешаться элитное захоронение - иногда под пирамидой, иногда в ее толще, а чаще сразу под полом храма. В некоторых случаях пирамида возводилась непосредственно над естественной пещерой. Сооружение поверх пирамиды, условно называемое храмом, не обладало эстетикой внутреннего весьма ограниченного пространства. Функциональное значение имели дверной проем и помещавшаяся у стены напротив этого проема скамья. Храм служил лишь обозначением выхода из пещеры прапредков, о чем свидетельствует его внешнее убранство и иногда связь с внутрипирамидальными погребальными камерами.

В постклассику появляется новый тип площади и сооружений. Ансамбль формируется вокруг пирамиды. По сторонам площади возводятся крытые галереи с колоннами. В центре располагается небольшая церемониальная платформа. Появляются платформы для стояков с жердями, унизанными черепами. Сами сооружения значительно сокращаются в размерах, иногда не соответствующие человеческому росту.

Скульптура

Фризы зданий и массивные кровельные гребни покрывались лепниной из известкового раствора -штука. Притолоки храмов и воздвигавшиеся у подножий пирамид стелы и алтари покрывались резьбой и надписями. В большинстве областей ограничивались техникой рельефа, только в Копане получила распространение круглая скульптура. Изображались дворцовые и батальные сцены, ритуалы, личины божеств и т. д. Как и здания, надписи и монументы обычно раскрашивались.

К монументальной скульптуре относятся и стелы майя - плоские, высотой около 2 м монолиты, покрывавшиеся резьбой или росписями. Наиболее высокие стелы достигают 10 м. Стелы как правило ассоциированы с алтарями - круглыми или прямоугольными камнями, устанавливавшимися перед стелами. Стелы с алтарями являлись усовершенствованием ольмекских монументов и служили для передачи трехуровневого пространства мироздания: алтарь символизировал нижний уровень - переход между мирами, средний уровень занимало изображение событий, происходящих с конкретным персонажем, а верхний уровень символизировал возрождение новой жизни. В случае отсутствия алтаря изображаемый на нем сюжет компенсировался появлением на стеле нижнего, «пещерного», уровня, или рельефной ниши, внутри которой и помещалось основное изображение. В некоторых городах большое распространение получили грубо закругленные плоские алтари, клавшиеся на землю перед стелой, или же каменные фигурные изображения рептилий, как например, в Копане.

Тексты на стелах могли посвящаться историческим событиям, но чаще всего носили календарный характер, отмечая периоды правления того или иного правителя.

Живопись

Произведения монументальной живописи создавались на внутренних стенах зданий, погребальных камер. Краска накладывалась либо по сырой штукатурке (фреска), либо по сухому грунту. Основная тема росписей - массовые сцены сражений, празднеств и т. д. Наиболее известны росписи Бонампака - здания из трех помещений, стены и потолки которых целиком покрыты росписью, посвященной победе в военных действиях. К изобразительному искусству майя следует отнести полихромную роспись на керамике, отличающуюся большим сюжетным разнообразием, а также рисунки в «кодексах».

Драматическое искусство

Драматическое искусство майя вышло непосредственно из религиозных церемоний. Единственное дошедшее до нас произведение - это драма Рабиналь-Ачи, записанная в XIX в. В основе сюжета -пленение воина киче воинами общины рабиналь. Действие развивается в форме своеобразного диалога пленника с другими главными героями. Основной поэтический прием -традиционное для устного индейского фольклора ритмическое повторение: участник диалога повторяет фразу, сказанную его противником, и затем произносит свою. Исторические события - войны рабиналя с киче - накладываются на мифологическую основу - сказание о похищении богини вод-супруги старого бога дождя. Драма кончалась реальным жертвоприношением главного героя. Дошли сведения о существовании других драматических произведений, а также комедий.

Цивилизация майя - уникальна. Их письменность, система календарей, познания в астрономии поражают даже современных специалистов по космологии. Индейцы Майя - одни из самых древних и загадочных цивилизаций, когда-либо существовавших на Земле.

Рождение цивилизации майя

Ученые определили, где жили индейцы. По теории, после окончания последнего ледникового периода, племена, жившие на севере, пошли на юг для освоения новых земель. Сегодня это территория Латинской Америки.

Затем, последующие 6 тысяч лет индейцы создавали свою культуру – строили города, занимались земледелием.

К 1500 году до нашей эры майянцы проживали на полуострове Юкатан, территории современной Гватемалы, южных штатов Мексики и западных частей Сальвадора и Гондураса.

Индейцы майя: история развития цивилизации

Первыми крупными центрами стали города Эль-Мирадор, Накбе и Тикаль. Процветало строительство храмов, широко использовались календари, развилась иероглифическая письменность.

На фото ниже - древний культурный центр майя в древнем городе Тикаль.

Индейцы создали собственную систему, включающую архитектуру с уникальными постройками – пирамидами, монументами, дворцами, политику и социальную иерархию. Общество делилось на массы и элиту, состоящую из правителей.

Племя майя верило, что их правители произошли от богов. Статус подчеркивался одеяниями с обязательным атрибутом – нагрудным зеркалом. «Зеркало народа» - так называли майя своего верховного правителя.

Правящий класс майя

Древняя цивилизация майя насчитывала более 20-ти миллионов человек.

Была создана целая система из 200 городов, 20 из них были мегаполисами с населением более 50 тысяч человек.

Экономическое развитие племен майя

Первоначально майянцы занимались подсечно-огневым земледелием – вырубали лес на участке, который планировали обрабатывать, потом деревья и кустарники сжигали, а золой удобряли почву. Так как в тропиках земля неплодородна, ее ресурсы быстро истощались, и поля переставали обрабатывать. Они слова зарастали лесом. Потом весь процесс начинался заново.

Но с увеличение населения потребовались новые методы, и индейцы начали использовать для террасного земледелия склоны холмов. Также осваивались и болота – на них устраивались приподнятые поля путем насыпи грядок высотой в метр над уровнем воды.

Они устраивали системы орошения, по сети каналов вода стекала в резервуары.

Путешествовали по воде на каноэ, выдолбленные из красного дерева. В них одновременно могли находиться до 50 человек. Торговали рыбой, раковинами, акульими зубами и другими морскими дарами. Соль была в роли денег.

Производство соли

Для изготовления оружия использовали обсидиан, привозимый из Мексики и Гватемалы.

Нефрит был ритуальным камнем, он всегда был в цене.

Нефритовые изделия

Жившие на равнине торговали съестными припасами, хлопком, шкурами ягуаров и перьями кетцалей.

Искусство и архитектура

Во время «классических» раннего и позднего периодов (250 – 600 годы нашей эры и 600 – 900 годы нашей эры) было построено огромное количество храмов, появляются росписи стен с изображением правителей. Происходит расцвет искусства.

Ниже фото барельева с изображением правителя.

Новыми культурными центрами становятся Копан и Паленке.

Миграция

Начиная с 900 года нашей эры южные равнины постепенно пустеют, поселения остаются в северной части Юкатана. До 1000 года нашей эры растет влияние мексиканской культуры, процветают города Лабна, Ушмаль, Кабах и ЧиЧен-Ица.

Ниже фото пирамиды в городе ЧиЧен-Ицы

После таинственного краха Чичен-Ицы главным городом майя становится Майяпан.

Почему исчезла цивилизация майя

Никто достоверно не знает причину исчезновения индейского народа. На этот счет есть только гипотезы. Согласно основной, в 1441 году произошло восстание вождей, обитавших в соседних с Майяпаном городах. Это стало причиной вырождения цивилизации и превращения ее в разрозненные племена. Также повлияли засуха и голод. Затем появились конкистадоры.

Ниже на фото - последний центр цивидизации.

В 1517 году испанские корабли пристали к неизвестному берегу. В битве с индейцами конкистадоры увидели золото. С этого началось истребление народа майя, так как испанцы считали, что золото должно принадлежать их правителям. В 1547 году майя были покорены, но части племен удалось спастись и скрыться в центре полуострова Юкатан, где они жили на протяжении 150 лет.

Болезни, которые принесли с собой испанцы, вызвали вспышки эпидемий. У индейцев не было иммунитета к гриппу, кори и оспе, и они умирали миллионами.

Культура и религия индейцев истреблялась всеми возможными способами: рушились храмы, уничтожались святыни, идолопоклонничество каралось пытками.

За 100 лет с момента пришествия в Латинскую Америку европейцами была полностью искоренена цивилизация майя.

Смотрите ниже документальный фильм канала BBC о загадочной цивилизации майя

Речь идет о цивилизации в дебрях тропического леса. Руины загадочной цивилизации, просуществовавшей более тысячи лет.

Древние майя. Они строили величественные пирамиды, роскошные дворцы и просторные площади. В джунглях они были господами .

Они эффективно использовали источники энергии и создавали удивительные инженерные сооружения и произведения искусства на протяжении полутора тысяч лет.

Но внезапно древняя цивилизация с многовековой историей исчезла : шумные города опустели, и над ними сомкнулись джунгли.

Код майя

Тикаль был одним из немногих городов, набравших силу еще в доклассический период, и благополучно просуществовал до конца классического периода. История этого города не прерывалась.

Но в 6 веке у Тикаля появился соперник: зашла звезда города под названием .

У майя было два города с сильными правителями: Калакмуль и Тикаль. Между ними происходили конфликты . Как правило, их инициатором был Калакмуль: он постоянно заключал союзы с соседями Тикаля против общего врага.

Икин-Чан-Кавиль и Храм Великого Ягуара

Мощным государством Калакмуль стал благодаря решительному и дальновидному правителю. Звали его Икин-Чан-Кавиль .

Он построил одно из самых известных сооружений майя, эта пирамида пережила века: .

Строительство потребовало огромных усилий. Пирамида был не только храмом, но и символом силы и авторитета правителя : предполагалось, что убедившись в могуществе правителя, люди будут переходить на его сторону.

Строить в тропическом лесу и сегодня непросто, а они строили пирамиды орудиями каменного века. Большинство технологий, которые мы применяем при строительстве крупных сооружений, были неизвестны майя: у них не было тяглового скота , не было орудий из металла .

У майя были лишь практически неисчерпаемые запасы известняка и рабочие руки. Каждый подданный государства был обязан ежегодно отработать на правителя определенное время.

Из каменоломен к месту строительства камень приходилось тащить волоком или нести на спине. Для этого у них были корзины с лямкой, или, как ее еще называют – налобной обвязкой . Таким способом можно было нести десятки килограммов камней.

Ступень за ступенью пирамида росла ввысь. По мере необходимости возводили и переставляли деревянные «леса». Блоки обтесывали каменными резцами и деревянными киянками.

Внутреннюю поверхность стен оставляли необработанной, зато снаружи наводили лоск: обмазывали раствором – так называемой «штукатуркой майя» , и красили в красный цвет.

Они знали о колесе, о металле, но на практике не использовали ни того, ни другого. Видимо, они считали, что чем больше затрачено труда, тем больше ценность сооружения.

Фасад Храма Великого Ягуара обращен за запад , в сторону заходящего солнца. Храм на главной площади Тикаля был символом власти правителя, оплатившего богам долг народа.

Икин-Чан-Кавиль построил его в честь победы над главным соперником , Калакмулем, в 736 году. Затем в 743-744 годах он нанес поражение союзникам Калакмуля, угрожавшим Тикалю: на запада и на востоке. Петля, сдавливавшая «горло» Тикаля, была разорвана.

В честь этой победы он перестраивает и расширяет дворец, возводит новые пирамиды. Тикаль в нынешнем виде – это, в основном, плоды той победы.

Скорее всего, именно он начал строительство самого высокого сооружения Тикаля храма IV . Пирамида объемом в 200 тысяч кубометров камня высотой в 65 метров с 22-этажный дом. С ее вершины, возвышавшейся над тропическим лесом, открывался великолепный вид на город.

В других городах майя тоже строили высокие сооружения, но в эпоху правления Икин-Чан-Кавиля Тикаль был самым могущественным городом цивилизации майя. Но не единственным.

Загадочный правитель

В 400 километрах к западу еще одна династия строила свой акрополь. В 7 веке там появился незаурядный правитель. Он превратил один из самых влажных городов в мире в «Мекку» архитектуры Нового света.

Он входит в святилище, оглядывается и видит в полу отверстия с каменными заглушками . Он предполагает, что через эти отверстия продевали канаты, что поднять массивную плиту вроде нынешних опускных дверей. Он сдвигает плиту и идет вниз по лестнице, забитой грязью и каменными обломками.

Таких пирамид майя никто прежде не видел, и он начинает копать. Он идет по мокрым ступеням, добирается до площадки и видит, что лестница поворачивает. Он продолжает копать и находит потайные двери и ложные проходы – явный признак того, что план сооружения был тщательно продуман.

Наконец, спустя долгих 3 года, он добирается до основания 25-метровой лестницы. Перед ним небольшой проход и каменный саркофаг с 6 скелетами – останками тех, кого принесли в жертву, чтобы они охраняли того, кто построил этот храм. Но имени этого человека он пока не знает.

И вот, наконец, он видит перед собой дверь – огромный треугольный камень. Вместе с помощниками он открывает дверь и входит внутрь.

Там находится склеп размерами 9 метров в длину и 7 в высоту. А в нем- массивный саркофаг из единого куска известняка с резной крышкой с изображением правителя.

Ее кромка окрашена киноварью – красной краской и смазана ядом против возможных грабителей. Если бы этим способом пользовались египтяне, возможно, до нас дошло бы больше древних сокровищ.

Здесь мы видим изображение щита , такой же щит изображен и в святилище. На языке древних майя щит звучит как «пакаль». Альберто Рус открыл гробницу выдающегося правителя майя – Пакаля Великого .

Пакаль Великий

Открытие Храма надписей изменило наши представления о пирамидах майя: они не были просто усыпальницами.

Помимо лестницы строители провели к гробнице скважину в виде тонкостенной трубы . Через эту трубу любое слово, сказанное на вершине пирамиды, было слышно в склепе. Таким образом, можно было напрямую общаться с Пакалем, лежащим в усыпальнице.

20-тонный саркофаг должен был пережить вечность. Чтобы положить внутрь тело, нужно было сдвинуть крышку в сторону. После смерти Пакаля крышку поставили на месту, замуровали вход и засыпали лестницу.

Камнерезы изобразили на крышке символическую картину возрождения Пакаля в загробном мире. А также своего рода таблицу, в которой поместили 640 иероглифов с повествованием об истории правления Пакаля .

В большинстве пирамид майя практически нет текстов, с Храмом надписей ситуация противоположная: буквально каждый камень как снаружи, так и внутри напоминает о том, что здесь место упокоения основателя одной из величайших династий майя.

В 683 году на 68 году правления в возрасте 80 лет великий правитель майя Пакаль скончался . Тело покрасили киноварью и усыпали драгоценностями. Лиц укрыли нефритовой маской.

Кан-Балам

Пакаль был великим правителем, но его сын терпеливо ждал своей очереди – почти 50 лет.

Надо было успеть совершить что-то великое. На помощь пришли законы физики и матушка Природа.

684 год. Великий правитель Пакаль превратил Паленке в город, каких еще не знала культура майя. После 68 лет у власти его похоронили в гробнице, не уступающей усыпальницам египетских фараонов. Продолжить дело, начатое отцом, предстояло его сыну. Его звали Кан-Балам .

Пакаль основал династию, но укрепил государство и тем самым создал условия для ее продолжения его сын.

48-летний правитель приступил к строительству трех храмов сразу . Этот комплекс увековечил его имя.

Он построил «Группу Креста» — один из самых сложных и изящных храмовых комплексов в истории майя. Его творение возвышалось над дворцом его отца. Есть мнение, что этот комплекс отражает характер его создателя: он хотел оставить о себе память, как хотел и его отец.



Он повелел построить три сооружения: Храм Креста, Храм Лиственного Креста и Храм Солнца .

Система исчисления майя

В эту эпоху архитектура вышла на качественно новый уровень. Система исчисления майя позволяла производить сложные расчеты, не доступные другим культурам.



Майя опередили остальное человечество, введя символ для обозначения ноля . Набор из трех символов: ракушки, обозначавшей ноль, точки – единицы, и черты – пятерки в различных комбинациях позволял производить операции с огромными числами.

Греки и римляне были выдающимися инженерами, но их математическая система была ограничена, поскольку не имела ноля. Как ни странно, великие строители, философы по сравнению с майя были никудышными математиками.

Не исключено, что архитекторы Кан-Балана умели извлекать из числа квадратный корень и знали о золотом сечении , пропорции, присущие неживой природе, животным и даже человеку - 1 к 1,618.

Соотношение расстояния от макушки до пупка и от пупка до подошв почти точно соответствует .

Ученые находят эту пропорцию в сооружениях, воздвигнутых тысячи лет назад: в египетских пирамидах, в греческом . Ее изучал : есть мнение, что золотая пропорция присутствует в чертах .

Возможно, что с помощью одних палок и веревки инженеры Кан-Балама умели извлекать . В Храме Креста к этой пропорции близки пилоны при входе, сами врата и стены внутреннего помещения. Размеры боковых стен и фасадов при виде сверху соотносятся как 1 к 1,618.

Чередование квадратов и прямоугольников создает на полу Храма Креста удивительную геометрическую картину, полную мифологической и исторической символики.

Водоснабжение Паленке

Но не все здания в Паленке строились с расчетом на загробную жизнь, архитекторы думали и о более практичных вещах.

Между 800 и 1050 годом Чичен-Ица становится крупным и сильным городом. Сюда стекались люди со всех концов страны, и он извлекал их этого выгоду.

Караколь – астрономическая обсерватория

В городе среди прочих зданий выделяется Караколь , астрономическая обсерватория. Время и звезды чрезвычайно интересовали майя, в небе они искали ответы на свои вопросы.

Скорее всего майя пользовались таким приспособлением, как визир . Наблюдая за прохождением звезд через перекрестие визира, они делали определенные выводы.


Несмотря на примитивные инструменты, майя точно вычисляли движения звезд и планет и ход времени.

Караколь не вписывается в общую планировку города, но отклонение в 27,5 градусов на северо-запад соответствует самой северной позиции Венеры на небе.

Здание ориентировано на небесные тела и явления, а именно: движение Венеры и равноденствие .

. Кажется, что узкие щели расположены в беспорядке, но они точно соответствую астрономическим событиям.

Судя по тому, что пропорции и ориентация Караколя не вписываются в общую планировку, мы можем судить о роли Венеры в представлениях майя.

Венера ведет себя не так, как другие небесные тела, она движется по небу то в одном направлении, то в другом. Видимо, Караколь указывал дни, когда Венера меняет направление движения.

Зная закономерности движения небесных тел, майя создали два взаимосвязанных календаря : ритуальный и солнечный Это были самые точные календари Древнего мира .

Солнечный год майя состоял из 365 дней . Кроме того, они с не меньшей точностью определили периоды обращения Венеры и лунных затмений.

Новая эра расцвета майя

Майя потребовалось всего 200 лет, чтобы возродить пришедшую в упадок на юге цивилизацию. Но, как оказалось, на севере их поджидал не менее страшный враг : он уничтожил культуру майя, оставив города нетронутыми.

В 9 веке н.э. города классического периода майя по непонятной причине пустеют, и начинается новая эра расцвета .

При возрождении культуры на севере, майя как никогда прежде сумели на практике использовать свои познания в астрономии. Преклонение майя перед небесной механикой наложило отпечаток на архитектуру Чичен-Ицы.

Главным сооружением Чичен-Ицы стал , или «Замок», построенный в 9-10 веках н.э.

365 ступеней, по количеству дней года гражданского календаря майя. 52 плиты символизируют 52-летний цикл, а 9 ступеней – 18-месячный цикл солнечного календаря.

Храм ориентирован так, что дважды в год тень от Солнца падает определенным образом. При взгляде на балюстраду и северо-западный угол Эль-Кастильо на закате Солнца можно было наблюдать удивительную игру теней . Освещенные треугольники уступов пирамиды заканчивались у подножья каменной головой змеи. С небес на землю спускался «змей», и это означало наступление сезона дождей.

Майя видели в этом проявлению воли бога , «Оперенного змея».

Майя умели определять – дни, когда продолжительность дня и ночи одинакова. Каждый год 21 марта можно было наблюдать нисхождение Кукулькана.

Планировка города вокруг Эль-Кастильо приобрела новое качество – простор : храмы, рынок, площадка для игры в мяч, колоннады.

Скорее всего, бортики с колоннадами служили не только ритуальным целям. Возможно, сюда либо специально приглашали, либо мог прийти каждый, чтобы посмотреть, как в город прибывают процессии послов и купцов из других городов.

Эти колонны похожи на греческие и римские, но для майя это был совершенно новый тип строительной конструкции, они позволяли делать крышу плоской. Отпала необходимость в ступенчатой кладке , которая не давала 100-процентной уверенности в том, что свод не обрушится.

Конструкция колонн проста: цилиндрические барабаны ставили один на другой на прослойку из гравия. Сверху клали квадратную плиту, а кровлю делали деревянной и покрывали известковым раствором.



Теперь происходящее внутри храмов было доступно большему числу людей, нежели в эпоху классических пирамид майя. На те пирамиды поднимались только избранные, храмы ставили на вершине, и снизу не было видно, что в них происходит, а здания с колоннами были более доступны .

Гибель цивилизации майя

Однако, так продолжалось недолго, расцвет Чичен-Ицы длился 200 лет, а затем его постигла судьба южных соседей: она загадочно обезлюдела .

Когда испанцы в 1517 году высадились на Юкатане, все города майя были покинуты и заброшены . Наследники рухнувшей цивилизации жили в разрозненных поселениях, но мужественно сопротивлялись .

Покорить их оказалось трудно: вместо того, чтобы как у взять в плен правителя, им приходилось захватывать деревни по одной. Уходя, они оставляли в тылу потенциальные очаги восстания .

Воины майя убивали конкистадоров тысячами, но их оружие было бессильно против другого врага: болезни . За 100 лет погибло 90% населения Нового Света. Оставшихся в живых ожидали преследования.

Прибыл из Испании, чтобы обратить майя в христианство, и в своем рвении не знал пощады .

Ланда был идеалистом. Он прибыл в Новый Свет, чтобы спасать души, обращать туземцев в истинную веру. Но майя отнюдь не собирались отказываться от своих верований.

12 июля 1562 года Ланда сжег все рукописи майя , полагая их дьявольскими письменами. Были уничтожены знания, накопленные майя за тысячу лет, для истории это была великая трагедия .

По счастливой случайности, четыре кодекса избежали гибели в пламени и не затерялись со временем. В 19 веке часть этих рукописей удалось вызволить из рук монахов, и со временем они стали известны широкой общественности.

Археология майя только начинается

Древние майя пытались найти ответы на вопросы, глядя с земли на небо, а сейчас мы ищем ответы, глядя с неба на землю.

Недавно НАСА и с помощью современных технологий попытались найти новые, неизвестные города майя. Холмы, поросшие лесом, вполне могут оказаться руинами древних городов, заброшенных сотни лет назад. Возможно, разгадка тайн майя лежит у нас под ногами.

Археология майя только начинается : до сих пор не исследовано неимоверное число городов, храмов и прочих сооружений. «Золотой» век археологии майя впереди: к концу века это будет одна из наиболее изученных цивилизаций Древнего мира.

Майя были умны, изобретательны, но отличались склонность к насилию. Чем же так привлекает ученых поколение за поколением это высокоразвитая и вместе с тем загадочная цивилизация? Архитектура величественных дворцов и храмов? Замысловатые иероглифы? Или удивительные познания в астрономии и математике с беспрецедентным для древности понятием ноля? Или же народ, сумевший построить не деревню, не городишко, а великолепные города в одном из самых негостеприимных уголков планеты?

Во влажных тропических лесах между и Юкатаном до сир пор скрыты сотни неизвестных городов майя . Только в одном Паленке до сих пор не раскопано полторы тысячи сооружений. Если представить, какие археологические сокровища ждут ученых в городах, подобных Тикалю и Паленке, становится ясно, что джунгли хранят еще много тайн загадочной цивилизации майя .

Одной из самых известных среди древних цивилизаций является империя майя. До сих пор для ученых цивилизация майя таит в себе много неизведанного. Исследователи склоняются к тому, что цивилизация майя зародилась в 1 тысячелетии до нашей эры. Их наследием является необычная письменность и красивейшие архитектурные сооружения, развитая математика, астрономия, предметы искусства и, конечно же, знаменитый невероятно точный календарь.

Руины Чичен Ицы

Общество

По предварительным расчетам численность майя составляла более 3 млн. человек, которые были расселены в тропической зоне современной Мексики, Гватемалы, Белиза, западных районов Гондураса и Сальвадора.

Города этой древней цивилизации были построены из камней и известняка, также население занималось сельским хозяйством. На сегодняшний день потомками майя называют индейцев проживающих в Центральной Америки и Мексике.

Основные города

На основании археологических данных можно утверждать, что майя приносили в жертву людей. С точки зрения их мировоззрения, жертвоприношение для жертвы являлось возможностью коротким путем попасть в рай. Хотя сейчас и ребенку известно, что таким образом в Рай не попасть, нужно делать добрые дела, а не убивать.

Особенности цивилизации

Племя майя и интересные факты, которые заставляют задуматься об уровне развития этого народа.

Бани. Археологи нашли много каменных сооружений предназначенных для того, чтобы париться. Интересно, что бани были не только для знати, но и для народа. Древние бани работали по тому же принципу, что и современные, на раскаленные камни лилась вода, паром индейцы очищали свой организм.

Мореплаватели. Найденный учеными в кодексе майя позволяет судить о том, что они плавали по морю, также есть предположение, что в Америку они попали из Азии.

Медицина. У племен майя была хорошо развита медицина, искуснейшие врачи делали довольно сложные операции, их хирургические инструменты были изготовлены из стекла вулканического происхождения, а швы накладывались из человеческих волос. Успехов достигла и стоматология, сохранились даже древние протезы и пломбы на зубах. Медики в качестве наркоза использовали галлюциногены.

Дороги. У племени была целая дорожная система с жёстким, ровным покрытием.

Дворец в Паленке

Архитектура. Майя строили впечатляющие сооружения и абсолютно ровные дороги, не используя при этом металлические инструменты.

Мода. В моде был удлиненный, овал головы, считавшийся признаком благородности. Такая форма головы достигалась благодаря тому, что с раннего детства ребенку на голову привязывались деревянные дощечки. Эта жестокая операция проводилась только знатным членам общества. Еще одним признаком красоты являлось косоглазие, которое достигалось благодаря подвешенному каучуковому шарику над уровнем глаз младенца. Кроме того, модники предпочитали сточить зубы так, чтобы они были острыми, а потом покрыть их смолой, пока они не приобретут черного цвета. Однако так себя «украшать» могли позволить только представители знати.

Спорт. Члены племени майя строили специальные корты, на которых устраивали игры с мячом. По мнению ученых у них существовало несколько таких игр, причем они были довольно жёсткими и напоминали современный футбол, регби и баскетбол. Насколько развит был спорт можно судить о наличии у них прототипа спортивной формы состоящей из защитных элементов напоминающих шлем, налокотники и наколенники.

Образец письменности

Письменность. Майя является единственным племенем в Америке, у которого была своя письменностью. Письменность основывалась на глифах, представленных в виде знаков-рисунков. На сегодняшний день ученые по-прежнему бьются над прочтением текстов, уже расшифровано около 90% знаков.

Астрономия и календарь

Календарь. У племени был свой очень точный календарь, причем не один, а целых три:

  • Хааб состоящий из 18 месяцев, в каждом из которых было по 20 дней, год составлял 360 дней;
  • Цолькин состоящий из 20 месяцев, в каждом из которых было по 13 дней, год составлял 260 дней;
  • единый календарь, который включал в себя оба календаря, вместе с данными о созвездиях и движениях планет.

Обсерватории. Майя обладали обширными астрономическими познаниями, о чем свидетельствует наличие обсерваторий, одна из которых представляет собой сооружение Эль-Караколь в городе Чичен-Ица с куполовидной крышей, высотой 15 м, огромным количеством окон.

Астрономическая обсерватория в городе Эль-Караколь в городие Чичен-Ица

Исчезновение

Несмотря на большое количество неизвестных фактов наиболее таинственным для историков остается вопрос: что привело к упадку развитую цивилизацию в процветающей империи? Причем первые признаки распада цивилизации, по мнению исследователей, начались примерно в 9 веке нашей эры.

Выражался упадок это в том, что в южных частях расселения племен стало наблюдаться стремительное сокращение численности населения, стали портиться системы водопроводов и орошения. Население стало массово покидать обжитый регион, остановилось градостроительство, что привело к тому, что величественная, развитая территория стала превращаться в разрозненные, воюющие между собой племена. Собственно это привело к тому, что прибывшие на Юкатану завоеватели — испанцы смогли полностью и очень быстро взять под контроль весь регион.

Место расположения города Тайясаль, современный город Флорес

Некоторые племена сопротивлялись довольно долго — последний независимый город Тайясаль (север Гватемалы) был захвачен испанцами в 1697 году, хотя завоевать его хотел еще Кортес в 1541 году. Кортес, как и другие испанские завоеватели не могли захватить этот город, так как он был расположен на острове и являл собой неприступную крепость. Захватив город, испанцы построили на месте Тайясаля город Флорес, который скрыл под своими зданиями прежнюю, индейскую архитектуру.