Гуцульский язык. Гуцулы - русины закарпатья

После русско-японской войны 1904-1905 Корея стала частью японской империи. В конце Второй мировой войны союзники по антигитлеровской коалиции пришли к соглашению, что русские разоружат японские войска в северной части страны, а американские – в южной. Организация Объединенных Наций собиралась предоставить Корее полную независимость. С этой целью в конце 1947 года в страну была направлена комиссия ООН для организации общенациональных выборов. Но к этому моменту «холодная война » между западным и восточным блоком уже была в полном разгаре, и СССР отказались признать полномочия комиссии в своей зоне оккупации.

На юге Корейского полуострова под наблюдением комиссии ООН состоялись выборы и в августе 1948 года было создано государство Южная Корея во главе с президентом Ли Сын Маном . СССР устроил в Северной Корее собственные выборы, и в сентябре 1948 года к власти пришел ставленник Сталина Ким Ир Сен , который оставался вождём страны вплоть до своей кончины в июле 1994 года. Советские войска были выведены с Корейского полуострова, а в июле 1949 года то же самое сделали и американцы. Сталин , однако, оставил северокорейскую армию вооруженной гораздо лучше, чем ее южный сосед. Отношения между двумя Кореями были очень напряжёнными.

Менее чем через год, 25 июня 1950 года, северокорейские войска начали войну неожиданной атакой. Они пересекли 38-ю параллель, по которой проходила государственная граница между двумя Кореями. Их целью было свергнуть правительство Южной Кореи и объединить страну под властью Ким Ир Сена.

Плохо вооруженные и слабо обученные южнокорейские войска не сумели дать отпор агрессии с севера. Через три дня столица страны, Сеул, сдалась северокорейским войскам, которые продолжали наступать на юг широким фронтом. Южная Корея обратилась за помощью к ООН. Ещё с января 1950 года Советский Союз отказался участвовать в работе ООН из-за присутствия там в качестве постоянного члена Совета Безопасности от Китая посла националистического режима Чан Кайши , а не от коммунистического правительства Мао. Поэтому СССР не смог наложить вето на ультиматум ООН Северной Корее о выводе войск. Когда этот ультиматум был проигнорирован Ким Ир Сеном, Совет Безопасности призвал государства – члены Совета оказать военную и иную помощь Южной Корее.

Американские военно-морские и военно-воздушные силы тут же начали развертывание. 1 июля 1950 года первые контингенты сухопутных войск США под флагом НАТО, переброшенные по воздуху из Японии, прибыли на фронт военных действий, в Пусан, порт на крайней юго-восточной оконечности Корейского полуострова. Дополнительные контингенты в течение следующих нескольких дней прибыли морем. Однако они были слишком слабы и вскоре вместе с южнокорейскими войсками обратились в бегство. К концу июля вся Южная Корея, за исключением небольшого юго-восточного плацдарма вокруг порта Пусан, была захвачена северокорейскими войсками.

Генерал , ранее возглавлявший борьбу союзников против японцев в юго-западном регионе Тихого океана, был назначен Верховным главнокомандующим войсками ООН в Корейской войне. Он организовал оборону Пусанского периметра и к концу августа добился двойного численного превосходства над северными корейцами, подготовив решительное контрнаступление.

Макартур выработал дерзкий план. Он приказал осуществить высадку морского десанта в Инчхоне на северо-западе Корейского полуострова, чтобы отвлечь внимание северокорейцев Пусанского плацдарма и облегчить его прорыв.

Инчхонская десантная операция началась 15 сентября 1950. В выброске десанта участвовали американские и южнокорейские морские пехотинцы, которые застигли северных корейцев врасплох, и на следующий день Инчхон был взят. Затем в район военных действий была переброшена американская пехотная дивизия. Американцы развернули наступление вглубь Кореи и 28 сентября освободили Сеул.

19 сентября 1950 начался прорыв Пусанского периметра. Это наступление окончательно внесло сумятицу в ряды северокорейцев, и 1 октября их войска обратились в беспорядочное бегство через 38-ю параллель. Но силы ООН не остановились на границе Северной Кореи, а устремились вглубь её территории. 19-го числа они вошли в столицу Северной Кореи, Пхеньян. Ещё через девять дней силы ООН вышли к реке Ялуцзян, на границу между Северной Кореей и Китаем.

Контратака антикоммунистических сил в 1950 г. Показано место высадки в Инчхоне

Столь стремительное изменение обстановки обеспокоило коммунистическое правительство Мао Цзэдуна , которое было одним из главных организаторов Корейской войны. В течение октября 1950 г. 180 тысяч китайских солдат были скрытно и быстро переброшены через границу. Настала лютая корейская зима. 27 ноября 1950 китайцы осуществили внезапное нападение на силы ООН, быстро обратив их в беспорядочное бегство. Легковооруженные китайцы были привычны к зимнему холоду, и к концу декабря 1950 они вышли к 38-й параллели. Не удержав их и здесь, силы ООН отошли еще дальше к югу.

Сеул вновь пал, но к этому моменту китайское наступление утеряло свой темп, и войскам ООН удалось перейти в контрнаступление. Сеул был вновь освобожден, а китайские и северокорейские войска изгнаны за 38-ю параллель. Фронт Корейской войны стабилизировался.

На этой стадии в стане сил ООН наступил раскол. Генерал Макартур, которого считали лучшим солдатом за всю историю Америки, хотел нанести удар, как он выражался, по китайскому «святилищу» – району к северу от реки Ялуцзян, служившему форпостом для китайских наступательных операций. Он был даже готов применить ядерное оружие. Президент США Трумэн ужаснулся такой перспективе, опасаясь, что это спровоцирует Советский Союз нанести ядерный удар по Западной Европе и начать третью мировую войну. Макартур был отозван и заменён американским генералом Мэтью Риджуэем, командующим американской Восьмой армией в Корее.

К концу апреля 1951 года китайцы предприняли очередное наступление. Им удалось проникнуть в Южную Корею, несмотря на тяжелые потери. И вновь силы ООН контратаковали и изгнали китайцев и северных корейцев за двадцать-тридцать миль севернее 38-й параллели.

Изменения линии фронта во время Корейской войны

В конце июня появились первые признаки того, что китайцы готовы к мирным переговорам. 8 июля 1951 года на борту датского санитарного корабля в Вонсанской бухте на восточном побережье Северной Кореи состоялась встреча представителей воюющих сторон. Однако вскоре стало ясно, что китайцы не торопятся оканчивать Корейскую войну, хотя ООН была готова согласиться на постоянное разделение Кореи по 38-й параллели. Однако после серьезного поражения китайцам требовалось время для восстановления сил. Поэтому они благосклонно встретили отказ ООН от дальнейших наступательных операций.

Так обе стороны перешли к позиционной войне, которая напоминала положение на Западном фронте Первой Мировой в 1915 – 1917 годах. Оборонительные рубежи с обеих сторон представляли собой заграждения из колючей проволоки, траншеи с брустверами из мешков с песком, глубокие блиндажи. Серьезным отличием Корейской войны 1950-1953 от Первой Мировой было широкое использование минных полей. Силы ООН имели значительное преимущество над противником в огневой мощи, но китайцы и северные корейцы имели превосходство в численности.

Не менее шестнадцати стран выслали воинские контингенты, которые под флагом ООН сражались в Корее, и еще пять стран оказывали медицинскую помощь. Наибольший вклад внесла Америка, а среди стран, пославших свои войска, были Великобритания, Бельгия, Турция, Греция, Колумбия, Индия, Филиппины и Таиланд.

На море у сил ООН было подавляющее преимущество. Самолеты, с авианосцев наносили удары по территории Северной Кореи. И в воздухе войска ООН имели превосходство. Корейская война 1950-1953 ознаменовалась первыми воздушными боями с применением исключительно реактивных самолетов – американские F-86 «Сейбр» сражались с советскими МиГ-15. Бомбардировщики союзников, включая гигантские В-29, которые сбросили атомные бомбы на Японию в 1945 году, атаковали коммуникации Северной Кореи. Широко использовались и штурмовики, нередко с напалмовыми бомбами.

В Корейской войне впервые сказали веское слово ударные вертолеты. Во время Второй Мировой войны вертолеты использовались редко – в основном для спасательных миссий. Теперь же они продемонстрировали всю свою эффективность в качестве средств ведения разведки и обнаружения артиллерии противника, а также транспорта для переброски личного состава и эвакуации раненых.

На переговорах вплоть до середины 1953 года не было никакого прогресса. Трудности в поисках компромисса создавали не только китайцы. Южные корейцы противились идее создания двух Корей. В ответ китайцы в июне 1953 года предприняли новое решительное наступление. Тогда ООН стала действовать через голову Южной Кореи, и, пока еще китайское наступление продолжалось, 27 июля 1953 года в Пханмунджоме было подписано соглашение о прекращении огня.

Корейская война 1950-1953 обошлась обеим сторонам почти в два с половиной миллиона убитых и раненых, в том числе почти миллион китайцев. Она не смогла положить конец вражде между двумя Кореями, которая сохраняется по сей день.

В Корейской войне при налёте американской авиации погиб сын Мао Цзэдуна, Мао Аньин.

Сохраняющаяся напряженность военно-политической обстановки на Корейском полуострове является последствием одной из крупнейших локальных войн XX в., боевые действия которой проходили на нем с 25 июня 1950-го по 27 июля 1953 г.

В этой войне неоднократно возникали моменты, угрожавшие превращению регионального конфликта в глобальный, в том числе вследствие реальной возможности применения ядерного оружия (ЯО) со стороны США. Для нее оказалось характерным использование очень значительных людских и материальных ресурсов, ожесточенность противостояния и вовлечение, помимо вооруженных сил обоих корейских государств (Северная и Южная Кореи), сил Китайской Народной Республики (КНР), СССР, США и еще полутора десятков других стран, составлявших многонациональные силы (МНС) Организации Объединенных Наций (ООН). Корейская война была первым широкомасштабным военным конфликтом времен «холодной войны», развернувшейся по окончании Второй мировой войны.

Причины, приведшие к возникновению Корейской войны, исходно определяемой как гражданская, лежат в расколе единой Кореи и внешнем вмешательстве. Раскол Кореи на две части стал одним из результатов Второй мировой войны, на завершающем этапе которой, осенью 1945 г., страна условно, временно, была разделена Советским Союзом и США по 38-й параллели (примерно пополам) для освобождения полуострова от японских войск. Для временного управления страной потребовалось создание гражданских органов власти, что, учитывая различные политические системы государств-освободителей, привело к появлению в 1948 г. в разделенных частях Кореи двух государств, построенных на основе противоположных идеологических платформ: на севере страны — просоветской Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) со столицей в Пхеньяне и в ее южной части — проамериканской Республики Корея (РК) со столицей в Сеуле. Вследствие этого попытки достичь объединения страны мирным путем к началу 1949 г. были практически исчерпаны. При этом и советские, и американские войска были выведены с территории страны.

Но, вместе с тем, ни Пхеньян, ни Сеул не мыслили корейскую нацию разделенной, и выход для объединения страны лидеры обеих сторон (в КНДР — Ким Ир Сен, в РК — Ли Сын Ман) видели в применении силы. Косвенно эти настроения подогревались как СССР, так и США путем оказания помощи в строительстве вооруженных сил в разделенных частях Кореи. В итоге, как отмечал в своих записках видный советский дипломат М.С. Капица, обе стороны готовились к войне.

Советский Союз изначально исходил из того, что КНДР должна быть буферным государством, позволяющим ему избежать прямого соприкосновения с Соединенными Штатами Америки. Отсюда вытекал отказ Москвы вплоть до весны 1950 г. в поддержке устремлений северокорейского лидера Ким Ир Сена преодолеть раздел полуострова военным путем. Но вскоре, в мае того же года, все же одобрил его намерения, хотя формально положительное решение было переложено на китайского руководителя Мао Цзэдуна.

Советским руководством при поддержке планов КНДР учитывалось достижение Пхеньяном военного превосходства над Сеулом и не предполагалось вмешательство США в войну между корейскими государствами — 12 января 1950 г. госсекретарь США Дин Ачесон, выступая в Вашингтоне перед журналистами, обозначил американскую линию обороны на Дальнем Востоке по рубежу Япония — Филиппины — Окинава, что означало отнесение Южной Кореи к числу неприоритетных стран для Соединенных Штатов Америки.

Одобрению планов Ким Ир Сена способствовали также два важных события мирового значения: появление ядерного оружия в СССР и провозглашение КНР в 1949 г. Значимым аргументом стало и то, что северокорейцы сумели убедить и Москву, и Пекин, что на юге Корейского полуострова сложилась революционная ситуация, которая в случае вооруженной акции со стороны КНДР приведет к всенародному восстанию в Южной Корее и устранению проамериканского режима Ли Сын Мана.

В то же время в позиции Вашингтона с начала 1950 г. происходили качественные изменения в сторону формирования политики жесткого реагирования на якобы усиливавшиеся попытки ослабить влияние США на мировое сообщество. На фоне разворачивавшейся «холодной войны» администрация Г. Трумэна подвергалась обвинениям в неспособности противостоять стратегическим вызовам, в качестве которых тогда рассматривались Берлинский кризис 1948 г., поражение Чан Кайши в Китае и т.п. Остроту ситуации придавало и падение рейтинга президента США в год проведения в стране промежуточных выборов в конгресс.

В результате весной 1950 г. Совет национальной безопасности США внес изменения в стратегию и дипломатию страны на дальневосточном направлении. В директиве Совета СНБ-68 указывались как потенциальные субъекты советской экспансии Южная Корея и Япония. Поэтому к началу Корейской войны Соединенные Штаты Америки оказались подготовленными к активному политико-дипломатическому демаршу и прямому вступлению в войну против «коммунистической агрессии». Само содержание директивы было известно очень узкому кругу американской администрации.

Что касается позиции КНР по Корейскому полуострову, прежде всего, она определялась тем, что военные успехи Ким Ир Сена могут привести к росту коммунистического влияния в Азии и, разумеется, влияния самого Пекина, расчетами на невмешательство США в предстоящие события на полуострове и наличие революционной ситуации в Южной Корее, которая будет способствовать северокорейской победе. В то же время китайцы осознавали, что в случае неудачи одобренного ими замысла в КНДР может сложиться перспектива появления американских войск на китайско-корейской границе протяженностью 700 км. Это было неприемлемо для них и, в конечном счете, могло привести к вооруженному участию КНР в Корее.

Итак, к войне на полуострове готовились и Юг, и Север. США обучили и вооружили южнокорейскую армию. С помощью СССР была создана Корейская народная армия (КНА) в КНДР. Вооруженные стычки обеих сторон происходили с разной степенью остроты в течение 1949-1950 гг. Каждая из них могла означать ее начало. В преддверии открытия боевых действий КНА против вооруженных сил Южной Кореи, которые развернулись 25 июня 1950 г. в ответ на якобы спровоцированный пограничный инцидент в районе 38-й параллели, состав противоборствующих сил выглядел следующим образом.

КНА в своем составе насчитывала 10 пехотных дивизий, танковую бригаду, 6 отдельных полков, 4 бригады внутренней и пограничной охраны (входили в систему Министерства внутренних дел), авиационную дивизию, 4 дивизиона кораблей (морские охотники и торпедные катера, тральщики), 2 полка морской пехоты, полк береговой охраны. На вооружении боевых частей состояло около 1600 орудий и минометов, 260 танков и самоходных артиллерийских установок (САУ), 170 боевых самолетов, из них 90 штурмовиков Ил-10 и 80 Як-9, 20 кораблей. Численность вооруженных сил КНДР составляла 188 тыс. человек. В качестве первоочередной перед ними ставилась задача разгромить противника путем окружения и последующего уничтожения его главных сил в районе Сеула.

На Юге была создана оснащенная современным оружием армия, подготовленная для наступательных военных действий. В ее составе имелось 8 пехотных дивизий, отдельный кавалерийский полк и 12 отдельных батальонов различного назначения, авиационный отряд, 5 дивизионов кораблей, полк морской пехоты, 9 отрядов береговой охраны. Кроме того, в составе территориальной армии числилось 5 бригад, рассматриваемых в качестве организованного резерва вооруженных сил РК. Также специальные отряды численностью до 20 тыс. человек, предназначенные для противопартизанских действий, находились в рядах полиции. Общая численность вооруженных сил Южной Кореи составляла 161 тыс. человек. На вооружении боевых частей состояло около 700 орудий и минометов, 30 танков и САУ, 40 самолетов, в том числе 25 истребителей, 71 корабль. Как видно, соотношение сил и средств в июне 1950 г. было в пользу КНА.

США располагали в непосредственной близости от Корейского полуострова значительными силами из состава главного командования ВС страны на Дальнем Востоке со штабом в Токио под руководством генерала Д. Макартура. Так, в Японии дислоцировалась 8-я армия (3 пехотные и кавалерийская дивизии), на островах Рюкю и Гуам — по отдельному пехотному полку. ВВС США были представлены 5-й воздушной армией (ВА) в Японии, 20 ВА — на о. Окинава, 13 ВА — на Филиппинах.

В составе американских военно-морских сил (ВМС) в регионе находилось 26 кораблей 7-го флота (авианосец, 2 крейсера, 12 эсминцев, 4 подводные лодки, около 140 самолетов). Общая численность группировки ВС США, которая могла быть использована в военных действиях на Корейском полуострове в сравнительно короткие сроки, приближалась к 200 тыс. человек. Особенно мощной являлась авиационная составляющая войск США в регионе — 1040 самолетов, в том числе 730 - в Японии. Очевидно, что, в случае вмешательства в войну на Корейском полуострове, ВС США были в состоянии обеспечить полное превосходство в воздухе и на море.

В боевых действиях в Корее принимали участие многонациональные силы ООН — войска государств, поддержавших резолюцию Совета Безопасности (СБ) ООН от 27 июня 1950 г. об оказании военной помощи Южной Корее в начавшейся войне с КНДР. Среди них: Австралия, Бельгия, Великобритания, Греция, Канада, Колумбия, Люксембург, Нидерланды, Новая Зеландия, Таиланд, Турция, Филиппины, Франция, Эфиопия и Южно-Африканский Союз. Военно-медицинские подразделения предоставили Индия, Италия, Норвегия, Швеция. Совокупно численность так называемой южной коалиции войск колебалась в пределах от 900 тыс. до 1,1 млн человек, в том числе ВС РК — до 600 тыс. человек, ВС США — до 400 тыс., ВС вышеуказанных союзников — до 100 тыс. человек.
Генерал Дуглас Макартур

В критической для КНДР ситуации, когда войска США и РК, действовавшие под флагом ООН, пересекли в ноябре 1950 г. 38-ю параллель и стали приближаться к корейско-китайской границе, на помощь Северу выступили КНР и СССР. Первая предоставила мощную группировку сухопутных войск под видом китайских народных добровольцев в составе двух армейских групп под командованием генерал-полковника Пэн Дехуая первоначально общей численностью 260 тыс. человек с ростом ее в дальнейшем до 780 тыс. человек. Советский Союз, со своей стороны, взял на себя обязательство обеспечить воздушное прикрытие северо-восточной части территории КНР и прилегавшей части КНДР.

С этой целью была срочно сформирована группировка советской авиации, организационно оформленная как 64-й истребительный авиационный корпус (иак). Состав сил и средств иак был непостоянен, помимо истребительной авиации он включал части зенитной артиллерии, авиатехнические и радиотехнические части. Общая численность личного состава достигала около 30 тыс. человек, в том числе около 450 летчиков. На вооружении корпуса имелось более 300 самолетов, в основном МиГ-15. Таким образом, максимальная численность войск северной коалиции составляла около 1,06 млн человек с учетом общей численности войск КНА в 260 тыс. человек.

Северокорейские войска начали военные действия против Южной Кореи довольно успешно. Уже на третий день войны ими была взята ее столица - Сеул. Но начавшаяся по своей сути гражданская война быстро переросла в региональный конфликт, вследствие вмешательства США и их союзников в события на полуострове. Дело в том, что действия США не совпали с ожидаемыми прогнозами и расчетами, Вашингтон повел себя весьма решительно, сразу сконцентрировав свои усилия по нескольким направлениям: оказание Южной Корее прямой военной помощи из сил, дислоцированных на территории Японии; консультации с союзниками по военно-политическому блоку НАТО; формирование военной коалиции противодействия КНДР под флагом ООН.

27 июня 1950 г. Совет Безопасности Организации Объединенных Наций одобрил резолюцию, позволявшую использование в Корее американских войск, и рекомендовал другим странам — членам ООН поддержать добровольно действия США. 7 июля СБ ООН одобрил создание многонациональных сил ООН под руководством Вашингтона для ведения войны на Корейском полуострове против государства-агрессора, в качестве которого рассматривалась Северная Корея. СССР мог наложить вето на указанные резолюции СБ ООН, но на его заседаниях с января 1950 г. отсутствовал советский представитель в знак протеста против того, что место КНР в организации было занято представителем гоминдановского режима Чан Кайши. Такое обстоятельство можно рассматривать как дипломатический просчет советской стороны. Пхеньян свою операцию по достижению контроля над территорией Южной Кореи рассчитывал провести быстро и до того, как американцы сумеют вмешаться в события на Корейском полуострове. В этом контексте затягивание в СБ ООН процесса по принятию решений в связи с ситуацией в Корее могло бы способствовать военному успеху КНДР.

Периодизация боевых действий в Корейской войне включает четыре этапа: первый (25 июня — 14 сентября 1950 г.), состоящий из перехода КНА через 38-ю параллель и развития наступления до р. Нактонган с блокированием войск противника на плацдарме в районе г. Пусан; второй (15 сентября — 24 октября 1950 г.), содержащий контрнаступление многонациональных сил ООН и их выход непосредственно в южные районы КНДР; третий (25 октября 1950 г. — 9 июля 1951 г.), характеризующийся вступлением в войну китайских народных добровольцев, что привело к отступлению войск ООН из Северной Кореи и стабилизации линии боевых действий на полуострове в районах, прилегающих к 38-й параллели; четвертый (10 июля 1951 г. — 27 июля 1953 г.), включающий в себя как боевые действия, так и переговоры о перемирии.

Первый этап Корейской войны ознаменовался успехами войск Корейской народной армии. Ее войска сломили сопротивление противника на сеульском направлении и динамично продолжили наступление на юг. К середине августа до 90% территории Южной Кореи контролировалось северянами. Важную роль в разработке операций КНА сыграли советские военные советники во главе с генерал-лейтенантом Н.А. Васильевым. Численность их на протяжении войны колебалась от 120 до 160 человек, но они не принимали участия в боевых действиях, сосредоточивая свои усилия на оказании содействия в разработке, подготовке и проведении операций, обучении и организации частей и отдельных служб северокорейской армии. С ноября 1950 г. и до конца войны аппаратом советских военных советников в КНДР руководил генерал-лейтенант В.Н. Разуваев, являясь при этом послом СССР в ней.

Однако к сентябрю 1950 г. северокорейские войска постепенно утрачивали инициативу в ведении боевых действий и практически остановились по периметру пусанского плацдарма, не сумев преодолеть сопротивление американских и южнокорейских войск. К исходу первого этапа войны КНА была в значительной степени обессилена жестким и постоянным воздействием авиации ВВС США. Были серьезно нарушены транспортные коммуникации, что привело к потере войсками Корейской народной армии маневренности и бесперебойности тылового обеспечения боевых действий.

В целом на ходе войны стал негативно сказываться расчет руководства КНДР, что война будет краткосрочной и не потребует значительных людских и материальных ресурсов. К тому же в условиях прямого военного вмешательства США в события на Корейском полуострове довлеющую роль стало играть полное превосходство американцев в воздухе и на море.

Тем временем группировка американских и южнокорейских войск, действовавшая под флагом ООН и находившаяся под общим руководством генерала Д. Макартура, готовилась к контрнаступлению. Замыслом операции предусматривалось нанесение двух, согласованных по времени ударов по северокорейским войскам. Один — непосредственно с пусанского плацдарма, для чего на нем скрытно усиливалась группировка многонациональных сил ООН. Второй удар планировалось нанести в тыл войск КНА силами морского десанта в районе порта Инчхон. К сожалению, возможность высадки противником десанта в районе порта Инчхон своевременно не была вскрыта.

Второй этап Корейской войны начался 15 сентября с высадки морского десанта противника в районе порта Инчхон. В состав десанта входили 10-й американский корпус (1-я дивизия морской пехоты, 7-я пехотная дивизия, английский отряд коммандос и части южнокорейских войск) общей численностью более 50 тыс. человек. Высадка обеспечивалась 7-м флотом ВМС и силами ВВС США с участием союзников (около 200 кораблей и более 400 самолетов). Еще более значительные силы и средства противника сосредоточились на Пусанском плацдарме, где, как и в районе Инчхона, к началу контрнаступления соотношение сил и средств на фронте было в пользу МНС ООН.

Превосходство сил ООН на фоне усталости и потерь, понесенных Корейской народной армией, обеспечило первым успех. Они прорвали линию обороны КНА и сумели уже 23 октября взять столицу КНДР г. Пхеньян, выйдя вскоре на ближайшие подступы к границам КНР и СССР. В целом, военные итоги сентября-октября 1950 г. положили конец планам Ким Ир Сена по объединению страны, и на повестку дня остро встал вопрос об оказании срочной помощи Северной Корее для исключения возможной победы сил южной коалиции. В этой ситуации И.В. Сталин и Мао Цзэдун быстро достигли согласия о вступлении в войну на полуострове войск Народно-освободительной армии Китая (НОАК) под видом китайских народных добровольцев и привлечении советской авиации и средств противовоздушной обороны (ПВО) для воздушного прикрытия зоны боевых действий в пределах КНДР, а также северо-восточной части территории КНР.


Маршал Китайской Народной Республики (с 1955 г.)
Пэн Дехуай
Третий этап войны обозначился вступлением в боевые действия китайских народных добровольцев под командованием генерал-полковника Пэн Дехуая на стороне КНА, что стало неожиданностью для командования южной коалиции. Китайская группировка включала три эшелона общей численностью более 600 тыс. человек. Для снижения уровня превосходства американской авиации в воздухе для передвижения войск использовалось ночное время суток. Действия северной коалиции приобрели быстрый и маневренный характер, что привело к быстрому отступлению сил ООН — 5 декабря войсками Севера был освобожден Пхеньян, а 4 января следующего года — Сеул. Все надежды Ли Сын Мана на победу над КНДР и объединение страны под его началом развеялись. Далее ход боевых действий противостоящих сторон напоминал движение маятника с постепенно сокращавшейся амплитудой. В начале июля 1951 г. линия фронта почти остановилась в районах, прилегавших к 38-й параллели.

Свой вклад в стабилизацию ситуации на полуострове внесли советские летчики и воины ПВО. Результаты их боевых действий заслуживают высокой оценки. Не случайно, 22 летчикам присвоено звание Героя Советского Союза. Всего силами и средствами 64 иак было уничтожено 1259 самолетов противника, из них 1106 самолетов — авиацией, 153 самолета — зенитными подразделениями. Одним из интересных эпизодов Корейской войны стала охота за «живыми» истребителями.

К началу войны на вооружении военно-воздушных сил СССР и США находились реактивные истребители 1-го поколения — по техническим решениям различные у каждой стороны, тем не менее, вполне сопоставимые по летным характеристикам. Советский истребитель МиГ-15 имел лучшее вооружение и меньшую взлетную массу в сравнении с американским самолетом Ф-86 «Сейбр», обладавшим большей скоростью, пилоты которого были оснащены противоперегрузочными костюмами. Обе стороны проявили практическую заинтересованность в получении и изучении «живой», не разрушенной машины противника для проведения летных испытаний.



Самолет МиГ-15 ВВС СССР


Самолет Ф-86 ВВС США

В апреле 1951 г. в Маньчжурию прибыла группа советских летчиков с заданием по захвату американского самолета Ф-86. Но оказалось, что технически принудить к посадке исправный самолет этого типа трудно в силу его преимущества над МиГ-15 по скорости. На помощь пришел, как часто бывает в жизни, случай. В октябре 1951 г. полковник Е.Г. Пепеляев, один из лучших летчиков Корейской войны, повредил в бою «Сейбр», пилот которого не смог катапультироваться и совершил вынужденную посадку, что позволило получить самолет фактически исправным и доставить в Москву для детального изучения. В мае 1952 г. был получен и второй самолет Ф-86, подбитый огнем зенитной артиллерии.

Полковник Евгений Георгиевич
Пепеляев

На всем протяжении Корейской войны сохранялась прямая угроза применения Соединенными Штатами Америки ядерного оружия. Во многом она определялась позицией главнокомандующего американскими войсками на Дальнем Востоке генерала Д. Макартура. Он придерживался жесткого курса в войне, настаивая на расширении военных действий на территорию Китая и применении ядерного оружия.

Вопрос о возможном использовании ЯО рассматривался администрацией США в условиях поражения МНС ООН после вступления в боевые действия в Корее китайских народных добровольцев. В конце ноября 1950 г. президент США Г. Трумэн, выступая перед прессой, не исключил подобного хода развития войны на полуострове.

Вашингтоном изучалась возможность использования с 27 по 29 декабря 1950 г. шести атомных бомб в целях уничтожения войск Северной Кореи и КНР в районе Пхенсан, Чхорвон, Кимхва и, позднее, еще восьми атомных бомб против китайских войск в районе Чонджу и севернее реки Имджинган.

Однако идея применения ядерного оружия в Корейской войне вызвала озабоченность у Великобритании и других европейских союзников Соединенных Штатов Америки. Премьер-министр Англии К. Эттли в начале декабря 1950 г. в ходе визита в столицу США высказался против ядерного разрешения ситуации на Корейском полуострове, ввергавшего Европу в глобальный конфликт.

Ограниченность атомного арсенала США и мнение союзников по коалиции, опасавшихся развязывания мировой ядерной войны, оказали влияние на изменение позиции руководства Соединенных Штатов Америки на возможность использования ядерного оружия на Корейском полуострове. Ястребиная позиция Д. Макартура вошла в противоречие с подходом администрации США, что привело к освобождению его от занимаемой должности и замене генералом М. Риджуэем.

Тупиковая ситуация, сложившаяся весной 1951 г., вынудила Совет национальной безопасности США в директиве СНБ-48 сформулировать минимальные цели для разрешения ситуации в Корее: прекращение огня, установление демилитаризованной зоны, отказ от ввода новых сил в район сражений.

Одновременно оживилась дипломатическая деятельность США и СССР по урегулированию корейского вопроса. В мае и июне 1951 г. по инициативе Вашингтона прошли неофициальные встречи известного американского дипломата Д. Кеннана с советским представителем при ООН Я.А. Маликом. На них обсуждалась возможность организации переговорного процесса по Корее. Советская сторона также провела свое совещание по этой проблеме в Москве с участием И.В. Сталина, Ким Ир Сена и члена ЦК Коммунистической партии Китая Гао Гана, на котором идея проведения таких переговоров нашла поддержку.

23 июня советский представитель при ООН Я.А. Малик выступил по американскому радио с предложением провести в качестве первого шага обмен мнениями между воюющими на полуострове странами в отношении прекращения огня и перемирия на условиях отвода войск от 38-й параллели. Спустя шесть дней генерал М. Риджуэй по радио обратился к командованию северокорейских войск и китайских народных добровольцев с предложением провести встречу для обсуждения возможности перемирия, на что через три дня был получен положительный ответ.

Обстоятельная работа дипломатов обеих сторон обеспечила возможность проведения переговоров с учетом всех факторов военно-политической обстановки на Корейском полуострове и в странах, вовлеченных в военный конфликт. В США негативное восприятие обществом Корейской войны проявлялось в падении рейтинга администрации Г. Трумэна в преддверии президентских выборов. В Западной Европе опасались, что США увязнут на Корейском полуострове в ущерб ее безопасности. И.В. Сталин в свою очередь видел в подобном развитии событий положительные моменты. КНДР и КНР, несущие большие людские и материальные потери, проявляли заинтересованность в переговорном процессе, стремясь к возвращению довоенной ситуации. Позиция Южной Кореи оставалась непримиримой и состояла в ведении войны до победного конца.

10 июля 1951 г. в городе Кэсон, контролировавшемся северокорейским войсками, начались переговоры. На них были представлены только стороны, принимавшие участие в прямых военных действиях на всем полуострове: американцы, корейцы и китайцы. Советский Союз воздержался от участия в переговорах, подчеркнув, что не является стороной военного конфликта.

Ведением переговоров характеризовался четвертый, завершающий этап Корейской войны, в ходе которого обе стороны продолжали вести боевые действия на сухопутном фронте, дополняемые американцами массированным применением авиации.

Боевые действия обеих сторон носили жесткий характер, прежде всего в отношении мирного населения и военнопленных. Так, американские войска расстреливали любого человека, приближавшегося к их позициям, штурмовой авиацией ВВС США проводились обстрелы дорог с беженцами и т.п. Массовое применение ВВС США напалма при осуществлении так называемых ковровых бомбардировок обусловило множество потерь среди мирного населения, уничтожение многих культурных ценностей, промышленного потенциала страны, в том числе ирригационных и энергетических объектов.

В целом война отмечена серьезными нарушениями норм международного права, привлечь внимание к которым удалось художнику Пабло Пикассо, написавшему в 1951 г. картину «Резня в Корее». В Южной Корее показ его картины был запрещен до начала 1990-х гг. из-за ее антиамериканской направленности.

Тем временем на переговорах в Кэсоне необходимым условием для прекращения военных действий на полуострове было определено установление демаркационной линии и демилитаризованной зоны. Из-за различий в позициях сторон переговоры проходили трудно и неоднократно срывались. Лишь к концу ноября стороны достигли соглашения о проведении демаркации по линии фронта.

Разногласия сторон проявились и при обсуждении проблемы обмена военнопленными. В связи с тем, что численность китайцев и корейцев в плену у многонациональных сил ООН в 15 раз превышала численность пленных, оказавшихся в руках северокорейцев, при их обмене ситуация не позволяла применить выдвинутый американцами принцип «один на одного».

Ход переговоров сопровождался активностью сторон на фронте, особенно МНС ООН. Войска северной коалиции занимали пассивную оборону, не пренебрегая вместе с тем возможностью улучшить для себя линию фронта. В итоге к концу 1952 г. переговоры зашли в тупик в силу невозможности достижения компромисса между их участниками по тем или иным проблемам. В то же время ими постепенно осознавалась бесполезность продолжения боевых действий, перемалывавших людские и материальные ресурсы.


Война в Корее 1950-1953 гг. Боевые действия с 25 октября 1950-го по 27 июля 1953 г.

Реальный и положительный сдвиг на переговорах произошел после избрания президентом США Д. Эйзенхауэра, приступившего к своим обязанностям в январе 1953 г., и смерти в марте того же года И.В. Сталина. Так или иначе, но вслед за этими событиями в апреле 1953 г. между сторонами начался обмен военнопленными, вначале ранеными и больными. Не являясь прямым участником переговоров, СССР внимательно следил за их ходом и координировал действия Китая и КНДР, использовал разные дипломатические каналы для отыскания приемлемых решений в работе с государствами, чьи войска входили в состав многонациональных сил ООН, формировал на ее Генеральной Ассамблее положительное отношение к переговорам по прекращению огня и перемирию в Корее.

27 июля 1953 г. в г. Паньмыньчжоне вблизи г. Кэсон было подписано Соглашение о перемирии в Корее. Под ним поставили подписи Нам Ир (Северная Корея) и У. Харрисон (США), а также не присутствовавшие на церемонии Ким Ир Сен, Пэн Дехуай, М. Кларк (командующий войсками США в Корее на момент подписания). Подпись южнокорейского представителя отсутствовала. Линия фронта осталась в районе 38-й параллели и была положена в основу демаркационной линии с созданием вокруг нее демилитаризованной зоны. Боевые действия прекратились, но полный мир остался недостигнутым, как и образование единого корейского государства.

В Корейской войне с обеих сторон принимали участие силы, насчитывавшие примерно до 1,1 млн человек у каждой. Число потерь в ходе войны до сих пор не подсчитано и существуют различные версии их оценок. По одной из имеющихся версий, потери КНДР и Южной Кореи составили около 1 млн человек для каждой из них, включая потери среди мирного населения. Потери США исчисляются примерно в 140 тыс. человек, в то время как потери союзников оцениваются в 15 тыс. человек. По имеющимся официальным китайским данным, для китайских народных добровольцев число потерь определяется в 390 тыс. человек. Советский Союз понес потери, составившие 315 человек.

Положительно проявила себя в Корейской войне советская военная разведка, сумевшая обеспечить военно-политическое руководство СССР сведениями о вооруженных силах корейских государств, группировке вооруженных сил США в Японии, составе и вооружении военных контингентов государств — союзников Вашингтона по коалиции ООН. Значительна роль разведки в добывании образцов американской военной техники и вооружения.

Корейская война 1950-1953 гг. не принесла лавров победы ни КНДР, ни Южной Корее. Соглашение о перемирии от 27 июля 1953 г. не решило проблему создания единого корейского государства. Более того, Корейский полуостров стал источником нестабильности в Северо-Восточной Азии, а с появлением у Пхеньяна ядерного арсенала возникает угроза глобального характера. Корейская война также обусловила закрепление военного присутствия США в регионе и создание под их эгидой военно-политических блоков АНЗЮС в 1951 г. и СЕАТО в 1954 г. на пространстве Азиатско-Тихоокеанского региона.

К последствиям войны следует также отнести расширение альянса НАТО за счет вступление в него Турции и Греции, а позднее и ФРГ. При этом серьезные изменения произошли в блоке в связи с образованием в нем Объединенных вооруженных сил под единым командованием. В мире сложилась новая ситуация, состоявшая в противостоянии двух великих держав (СССР и США), исключавших прямое военное столкновение, но полагавших допустимыми ограниченные вооруженные конфликты с их косвенным участием. В этом плане Корейская война стала своеобразным полигоном для отработки модели такого сосуществования.

Еще одним последствием войны стало развитие Республики Корея и КНДР по противоположным направлениям. Первая сделала мощный рывок в экономике в рамках прочных отношений с США и Японией, в том числе в военной области. Вторая установила отношения с СССР и КНР на основе двусторонних договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. В итоге образовалась система поддержания статус-кво на полуострове. Но с распадом СССР и переходом КНР, да и России, к более прагматическому внешнеполитическому курсу, геополитическая ситуация для КНДР существенно изменилась. Прежде всего, снизился уровень экономической помощи и военной поддержки Пхеньяна Москвой и Пекином. Северная Корея стала на путь создания собственных средств обеспечения своего существования, включая в их число разработку ядерного оружия. Что, возможно, и стало самым важным уроком последствий Корейской войны.

Есть и другие уроки Корейской войны, подлежащие учету политиками при принятии решений по применению военной силы. Мир все больше становится взаимосвязанным, и в связи с этим следует подходить к анализу конкретной ситуации с позиций обеспечения комплексного подхода к изучению всех возможных факторов и последствий ее развития. Так, советское руководство в случае с Кореей не увидело того очевидного обстоятельства, что администрация США в условиях разгоравшейся «холодной войны» остро воспринимает попытки ограничить зону их влияния и готова прибегнуть к использованию военной силы в подобных случаях. Трезвого и неидеологизированного взгляда требовала и оценка поддержки населением южной части Кореи намерений Ким Ир Сена по объединению страны.

В свою очередь, правящей элите США пора осознавать, что повсеместное применение силы (в Корее, Вьетнаме, Ираке, Афганистане и т.д.) не ведет к стабильности в мире. Мало того, видно, как «арабская весна» ведет к росту противостояния между арабами, как события в Сирии ведут к усилению экстремистских организаций.

Возвращаясь к Корейской войне, следует отметить, что противоречия между двумя государствами полуострова в любой момент могут явиться детонатором новой войны с охватом всего Дальнего Востока и даже шире. Актуальной в свете реальной опасности этого выступает задача исключить военный вариант, вовлекая заинтересованные страны в диалог по снятию межкорейской напряженности по всему кругу существующих проблем.

Генерал-лейтенант в отставке Александр Алексеев

Расположенном в Восточной Азии, существуют две страны - Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) и Республика Корея. Как и почему образовались два этих государства? Более того, почему эти две страны так кардинально отличаются друг от друга и в чем заключается причина их вражды? О том, как все происходило с самого начала, какой конфликт между Северной и Южной Кореей не дает этим странам воссоединиться, читайте в нашем материале.

Начало XX века. Захват Кореи Японией

В чем же заключается и где берет свои истоки конфликт Северной и Южной Кореи? Кратко ответить на эти вопросы непросто, ведь предпосылки, приведшие к возникновению этих двух государств, агрессивно настроенных по отношению друг к другу, были заложены более ста лет назад.,

Еще в XIX веке Корея была независимым государством, однако попала в сферу интересов разных стран, в частности, России, Китая и Японии. Они противостояли друг другу в борьбе за право властвовать над Кореей. Завершающую роль в этом противостоянии сыграла русско-японская война 1904-1905 гг. В результате нее Япония окончательно установила свое первенство на полуострове. Изначально установив протекторат над Кореей, к 1910 году Япония полностью включила ее в границы своего государства. Так были созданы условия, в будущем вылившиеся в известный нам конфликт Южной и Северной Кореи, хронология которого отсчитывается с середины XX века.

Таким образом, на протяжении 35 лет, вплоть до момента поражения Корея оставалась ее колонией. Конечно же, в течение этого периода корейцы пытались отвоевать себе независимость, однако милитаристская Япония на корню пресекала все подобные попытки.

Во время конференции, состоявшейся в Каире в 1943 году, обсуждались вопросы относительно перспектив военных действий в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Относительно территорий, захваченных Японией, было принято решение в дальнейшем предоставить Корее независимость.

Освобождение Кореи и раздел ее на временные зоны

В 1945 году армии союзников высадились на Корейском полуострове, соответственно, советские войска зашли с севера, а американские - с юга. В дальнейшем в результате этого и были образованы Южная и Северная Корея. История конфликта берет свое начало с договоренности между США и СССР разделить страну на две зоны для более эффективного принятия капитуляции Японии. Разделение проводилось по 38-й параллели, и после окончательного освобождения Корейского полуострова от японских захватчиков союзники приступили к формированию переходных правительств с целью дальнейшего объединения северной и южной зоны в целостное государство под единым руководством.

Примечательно, что в южной зоне, курировавшейся американцами, находилась и столица бывшего корейского государства - город Сеул. Помимо этого, в южной части полуострова плотность населения была практически в два раза выше, чем на севере страны, то же самое касалось и сельскохозяйственных, и промышленных ресурсов.

СССР и США не могут или не хотят договариваться

Вслед за этим обнаружилась новая проблема - Соединённые Штаты и Советский Союз никак не могут договориться о порядке объединения страны. Они расходились по многим вопросам относительно процедуры вывода войск союзников из Кореи, проведения выборов, формирования единого правительства и т. д. Попытки договориться ни к чему не приводили на протяжении практически двух лет. В частности, СССР изначально настаивал на выводе с территории Кореи всего контингента иностранных войск, вслед за чем можно было бы приступать к выполнению остальных пунктов плана. Америка же не соглашалась с этим предложением и летом 1947 года вынесла корейский вопрос на рассмотрение в Генеральной Ассамблее ООН. Пожалуй, суть конфликта между Северной и Южной Кореей изначально заложена в противостоянии двух сверхдержав - США и СССР.

Но так как Америка пользовалась поддержкой большинства членов ООН, корейский вопрос был рассмотрен и одобрен на условиях, предложенных США. В свою очередь СССР выступил против, тем не менее в ООН уже приняли решение создать специальную комиссию, задачей которой являлась организация и проведение выборов в Корее. СССР и контролируемые им власти отказались допустить комиссию ООН на северную часть полуострова.

Создание двух самостоятельных и независимых республик

Несмотря на разногласия, в мае 1948 года на территории, курируемой США, проводятся выборы, в результате которых образовывается независимая Республика Корея, иначе - Южная Корея. Сформированное правительство, возглавленное президентом ориентируется на западный мир и тесно сотрудничает с США.

Вслед за этим в северной части Корейского полуострова в августе того же года также проводятся выборы, а в сентябре объявляется о создании КНДР, иначе - Северной Кореи. В данном случае было сформировано прокоммунистическое правительство, возглавленное Ким Ир Сеном. Так были созданы два независимых друг от друга государства - Южная и Северная Корея. История конфликта начинается с войны, последовавшей через два года.

После создания этих двух государств США и СССР приступили к выводу своих войск с их территории. Стоит отметить, что каждое из новообразованных правительств изначально предъявляло претензии на всю территорию Корейского полуострова и заявляло о себе как о единственной законной власти Кореи. Отношения накалялись, страны накапливали свой военный потенциал, конфликт между Северной и Южной Кореей обострялся и постепенно переходил в силовую плоскость. В 1949-1950 гг. начали происходить мелкие боестолкновения вдоль 38-й параллели, являющейся границей между образовавшимися республиками, впоследствии перешедшие в полномасштабную войну.

Начало Корейской войны

К 25 июня 1950 года вялотекущий конфликт Северной и Южной Кореи постепенно перерос в тяжелые бои. Стороны взаимно обвиняли друг друга в нападении, однако сегодня принято считать, что агрессором являлась КНДР. Всего через несколько дней стало очевидным, что северокорейская армия значительно превосходит своего противника, ведь уже на пятый день войны ей удалось занять Сеул. Соединённые Штаты незамедлительно пришли на помощь Югу, а также развернули в ООН кампанию, в рамках которой обвинили Северную Корею в агрессии, призвав международное сообщество оказать Южной Корее военную поддержку в целях восстановления безопасности в регионе.

В результате включения американских подразделений, а вслед за ними и войск, объединенных под эгидой ООН, в конфликт Северной и Южной Кореи, армии Юга удалось сдержать наступление неприятеля. Вслед за этим последовало контрнаступление на территории Северной Кореи, что стало причиной включения в войну китайских добровольческих формирований. СССР также оказал военную поддержку Северной Корее, поэтому вскоре зона боевых действий снова переместилась в южную часть полуострова.

Исход Корейской войны

После очередного контрнаступления южнокорейской армии и союзных ей многонациональных сил ООН, к июлю 1951 года зона боевых действий окончательно переместилась к 38-й параллели, вдоль которой на протяжении двух лет продолжались все последующие столкновения. Вскоре стало ясно, что цена победы для любой из противоборствующих сторон может оказаться слишком высокой, поэтому 27 июля было заключено перемирие. Примечательно, что соглашение о прекращении огня с одной стороны было подписано командующими войсками КНДР и Китая, с другой - США под флагом ООН. При этом США по сей день сохраняют военное присутствие на территории Южной Кореи.

Разные источники сообщают неодинаковые цифры относительно потерь сторон, которые повлек за собой конфликт между Северной и Южной Кореей, однако можно с уверенностью сказать, что эти потери были значительными. Также был нанесен большой ущерб обоим государствам, так как боевые действия велись практически на всей территории полуострова. Корейская война по сути являлась неотъемлемой частью начавшейся в середине XX века холодной войны.

Отношения между странами во второй половине XX века

По окончании войны на полуострове конфликт Северной и Южной Кореи был переведен в замороженное состояние. Братские страны по-прежнему относились друг к другу с осторожностью и подозрением, и лишь на фоне налаживания контактов между Америкой и Китаем несколько улучшились и взаимоотношения Севера с Югом.

В 1972 году странами было подписано совместное заявление, согласно которому они взяли курс на единение, основываясь на принципах мирного диалога, самостоятельности, не опираясь на внешние силы. Впрочем, мало кто верит в возможность полного слияния государств в одно целое, ведь причина конфликта Северной и Южной Кореи отчасти кроется именно в несовместимости политических режимов и принципов управления государством. Так, в КНДР предлагали на рассмотрение вариант создания конфедерации по формуле «одно государство, один народ - два правительства и две системы».

В начале 1990 годов были предприняты новые попытки сближения. В связи с этим странами был принят ряд новых договоренностей, среди которых Соглашение о примирении, ненападении и взаимном сотрудничестве, а также Совместная декларация о денуклеаризации Корейского полуострова. Однако вслед за мирными инициативами КНДР довольно часто обнаруживала намерения получить ядерное оружие, что не раз вызывало глубокую обеспокоенность со стороны международного сообщества, в частности США.

Отношения между странами в новое время

В июне 2000 года состоялся первый межкорейский саммит, на котором были предприняты очередные шаги к сближению. По его итогам 15 июня главами республик была подписана Совместная декларация Севера и Юга, ставшая в долгосрочной перспективе тем самым основополагающим документом относительно вопросов объединения, который корейское общество ожидало на протяжении практически полувека. В этой декларации заявлено о намерении сторон добиваться воссоединения «силами самой корейской нации».

В октябре 2007 года была проведена очередная межкорейская встреча, итогом которой стало подписание новых документов, продолжающих и развивающих принципы, заложенные в Совместной декларации 2000 года. Тем не менее суть конфликта Северной и Южной Кореи такова, что на протяжении времени отношения между странами остаются нестабильными, а также характеризуются периодами подъемов и резких спадов.

Периодические обострения отношений

Примеры обострения ситуации на полуострове зачастую связаны с проводимыми в Северной Корее подземными ядерными испытаниями, как случалось в 2006 и 2009 годах. В обоих случаях подобные действия КНДР вызывали протест не только со стороны Южной Кореи - все международное сообщество выступало против деятельности в ядерной сфере, а в было принято несколько резолюций, призывающих возобновить переговоры о денуклеаризации полуострова.

Конфликт Северной и Южной Кореи не раз выливался в вооруженные столкновения, которые, безусловно, ставили на грань срыва процесс сближения братских стран. Так, 25 марта 2010 года неподалеку от границы КНДР в Желтом море был взорван и потоплен южнокорейский военный корабль, что стало причиной гибели 46 моряков. Южная Корея обвинила КНДР в уничтожении судна, однако Север свою вину отрицал. В ноябре того же года произошел крупный вооруженный инцидент на линии разграничения, в котором стороны обменялись взаимными артиллерийскими обстрелами. Не обошлось без жертв, в том числе были и погибшие.

Помимо всего прочего Северная Корея довольно остро реагирует на американское присутствие в южной части полуострова. США и Южная Корея, являющиеся давними союзниками, периодически проводят в ответ на что, Север неоднократно делал громкие заявления, угрожая применить силу и нанести ракетные удары по американским военным базам, расположенным на юге полуострова и в Тихом океане, а также по континентальной части США.

Сегодняшние реалии

В августе 2015 года в очередной раз усугубился конфликт между Северной и Южной Кореей. Кратко говоря, с территории Северной Кореи был произведен артиллерийский выстрел. Целью этой атаки, согласно сообщениям из Пхеньяна, были громкоговорители, через которые Юг вел пропаганду против Севера. В свою очередь, в Сеуле связали данные действия с тем, что двое военнослужащих Республики Кореи незадолго до этого подорвались на мине, якобы подложенной северокорейскими диверсантами. После того как стороны обменялись взаимными обвинениями, правительство КНДР пригрозило боевыми действиями в случае, если в течение 48 часов власти Южной Кореи не образумятся и не прекратят антисеверокорейскую пропаганду.

В СМИ на эту тему было много шума, аналитиками и политологами высказывалась масса предположений относительно вероятности начала нового межкорейского противостояния, но в конечном счете стороны сумели договориться и разрешить все мирным путем. Возникает вопрос: надолго ли? И какова будет следующая причина конфликта между Северной и Южной Кореей, а также к чему может привести очередная эскалация?

Вряд ли сегодня можно прогнозировать то, как в дальнейшем будут развиваться отношения Северной и Южной Кореи. Удастся ли народу этих стран разрешить этот в каком-то смысле внутренний конфликт, не говоря уже о перспективах объединения стран в единое государство? Более чем за полвека, прошедших с момента Корейской войны, корейский народ распался на две отдельных нации, каждая из которых полностью сформировалась и теперь имеет свой характер и менталитет. Даже если они смогут простить друг другу все обиды, им все равно будет нелегко найти общий язык. Тем не менее хочется пожелать им всем одного - мира и взаимопонимания.

Неоконченная война. Так можно характеризовать корейскую войну 1950 – 1953 года. И хоть военные действия закончились более полувека назад, мирный договор между двумя государствами до сих пор так и не подписан.

Истоки этого конфликта берут начало в 1910 году. Тогда «Страна утренней свежести» — так поэтически называют Корею, была аннексирована Японией. И ее зависимость от нее закончилась только в 1945 году.

Союзники Кореи

После капитуляции Японии судьбу Кореи — бывшей провинции «Страны восходящего солнца» — решали союзники. Американские войска зашли с юга, советские – с севера. Сначала это считалось временной мерой – государство планировалось объединить под одним правительством. Но только под каким? В этом-то и был камень преткновения, который разделил нацию на многие десятилетия.

США и СССР сформировали правительства в каждой из своей части, предварительно выведя свои войска в 1949 году. Были проведены выборы, к власти на севере пришло левое правительство, южную часть, при поддержке ООН, возглавило правое правительство.

Перед обоими правительствами стояла одна задача – объединить Корею под своей властью. Уступать никто не хотел, и отношения между двумя частями страны накалялись. Конституция каждой из них тоже предусматривала распространение своего строя на другую часть нации. Дело шло к войне.

Обращение Кореи к СССР с просьбой

С целью разрешения ситуации в свою пользу правительство Северной Кореи обратилось к СССР и лично к товарищу Сталину с просьбой о военной помощи. Но Сталин решил воздержаться от введения войск в страну из-за опасения прямого столкновения с американцами, которое могло закончиться третьей мировой. Впрочем, военную помощь оказывал, и к 1950 году Северная Корея стала достаточно оснащенным военным государством.

Постепенно руководство СССР склонялось к решению более открыто помочь Северной Корее установить коммунизм военным путем у южных соседей. Это стало возможным благодаря обозначенной позиции США, в которой говорилось, что Корея не входит больше в сферу интересов Штатов. Но это оказалось не совсем так.

Начало войны

Война началась 25 июня 1950 года. Войска Северной Кореи перешли границу. Численность нападавших превышала 130 тысяч человек. Их встретила более многочисленная армия – южные соседи выставили 150 тысяч. Но они были куда хуже вооружены и оснащены – в частности, не располагали авиацией и тяжелой артиллерией.

Северокорейская армия рассчитывала на быструю победу – ожидалась широкая поддержка населения устанавливаемому коммунистическому строю, но в этом и был просчет. Хоть армия и продвигалась достаточно быстро – через три дня был захвачен Сеул, а через три недели она уже контролировала большую часть страны – но молниеносной победы это не принесло.

Американцы не ожидали такого развития событий. Они спешно стали вооружать части южнокорейской армии, параллельно действуя на международной арене. Совет безопасности ООН, созванный 25 июня, поставил «корейский» вопрос на повестку. Резолюция, принятая на этом заседании, гласила, что Совет осуждает агрессию Северной Кореи и миротворческие силы ООН должны выступить за суверенитет Южной Кореи. Ее поддержали 9 стран – при воздержавшейся Югославии и бойкотировавшем это заседание Советском союзе.

Страны социалистического блока выступили с критикой действий США и их союзников в «корейском» вопросе, тогда как западные страны поддержали инициативу Америки, оказав не только дипломатическую поддержку, но и военную.

Между тем военная ситуация в Южной Корее была сложная. Войска северного соседа завоевали практически 90 процентов территории страны. Одной из самых удачных и значимых для северокорейцев воинских операций стала Тэджонская. Армия форсировала реку Кимган, окружив группировку противника, в которой состояла и американская 24 пехотная дивизия. В окружение попали фактически ее остатки – энергичные действия северокорейской армии уничтожили ее фактически полностью, а командира — генерал-майора Уильяма Ф. Дина даже удалось взять в плен. Но стратегически свою задачу американцы выполнили. Вовремя подошедшая помощь ООН смогла переломить ход событий. И уже в августе не только остановили наступление противника, но и к октябрю смогли пойти в контрнаступление.

Помощь союзников

Союзники снабдили южнокорейскую армию не только боеприпасами, вооружением, бронетехникой, но и предоставили авиацию. Наступление было настолько успешным, что вскоре наступающие военные части захватили Пхеньян. Столицу Северной Кореи. Война казалась безнадежно проигранной. Но эта ситуация не устраивала руководство Советского Союза и КНР.

Официально Китай не мог вступить в войну, потому 270 тысяч солдат, которые вошли на территорию Кореи 25 октября, именовались «добровольцами». Советская сторона поддерживала китайское вторжение авиацией. И к началу января Сеул снова был под контролем Северной Кореи. Дела на фронте союзников были настолько плохи, что американцы всерьез рассматривали возможность ядерной атаки на Китай. Но, к счастью, этого не произошло. Трумэн так и не решился на подобный шаг.

Впрочем, победы армии Северной Кореи так и не случилось. Ситуация к середине следующего года приобрела «патовый» характер – обе воюющие стороны несли огромные людские потери, но к победе не приближались. Переговоры, которые были проведены летом 1951 года, результатов не принесли – армии продолжали сражаться. Визит американского президента Эйзенхауэра в ноябре 1952 года также не внес ясность – как же решить этот сложный и противоречивый корейский вопрос?

Разрешение ситуации принесла весна 1953 года. Смерть Сталина заставила руководство Советского Союза пересмотреть политику в этом регионе. И члены Политбюро приняли решение выступить за прекращение конфликта и возвращение обеими сторонами военнопленных. Но вернуться домой пожелали только две трети плененных северокорейских и китайских солдат.

Соглашение о перемирии

Соглашение о прекращении боевых действий было подписано 27 июля 1953 года. Линия фронта осталась зафиксированной на 38 параллели, вокруг нее была организована демилитаризированная зона, которая существует до сих пор.

Подписи под документом поставили представители Северной Кореи и генерал Кларк, возглавляющий американский контингент. Представители Южной Кореи договор подписать отказались.

Впоследствии стороны еще садились за стол переговоров – в частности, через год в Женеве прошла мирная конференция, на которой была предпринята попытка заключить мирный договор. Каждая из сторон попыталась продвинуть свои поправки к нему, не желая идти на компромиссы. Стороны разъехались ни с чем.

В 1958 году США, нарушая все договоренности, разместили ядерное оружие на территории Южной Кореи, которое было вывезено только в 1991 году. Тогда же между этими странами при содействии ООН было подписано Соглашение о перемирии, сотрудничестве, ненападении и обмене.

На заключительном этапе войны СССР и США решили считать 38-ю параллель на Корейском полуострове разграничительной линией союзных военных дейст-вий против Японии. Советские войска принимали капитуляцию японцев к северу, а американские — к югу от 38-й параллели.

Сразу после ввода советских войск в Корею было создано симпа-тизирующее Советскому Союзу правительство единой Кореи. Амери-канцы противопоставили этому правительству временное корейское правительство, пребывавшее до этого в изгнании. Эти два прави-тельства соперничали за власть в стране, хотя предполагалось, что разделение страны по 38-й параллели будет временным. Тем не ме-нее 15 августа 1948 г. была провозглашена Республика Корея со столицей в Сеуле, а 9 сентября того же года — Корейская Народно-Демократическая Республика (КНДР) со столицей в Пхеньяне. Фак-тически жители обеих частей страны так и не получили возможно-сти самим решать свою судьбу, и Корея до сих пор остаётся разделён-ной: временные военные границы превратились в постоянные.

После победы коммунистов в Китае Мао Цзэдун получил воз-можность помочь коммунистам Северной Кореи в их стремлении создать единое государство . Именно при поддержке Мао Цзэдуна и с ведома Сталина последовало нападение северокорейских войск на юг. В 1950 г. лидер корейских коммунистов Ким Ир Сен сообщал Сталину, что, как только коммунисты перейдут 38-ю парал-лель, на юге начнётся народное восстание и всё дело ограничится непродолжительной гражданской войной.

Коррумпированный режим в Южной Корее не был популярен у народа, в ходе различных восстаний против него погибло около 100 тыс. человек . Кроме того, Сталин, по всей видимости, полагал, что США не придают Южной Корее большого стратегического зна-чения и не будут вмешиваться в конфликт. Однако американское руководство, напутанное событиями в Берлине, считало, что ком-мунизм находится на марше и должен быть остановлен во что бы то ни стало.

В 1950 г. СССР на некоторое время вышел из состава Организа-ции Объединённых Наций. Этой ситуацией не преминуло восполь-зоваться руководство США, которое к решению корейской про-блемы смогло подключить ООН. В Корею были посланы амери-канские войска и войска ООН.

Американцы надеялись на быстрое разрешение конфликта, но их ожидала трёхлетняя кровопролитная война, которая стала резуль-татом участия в ней китайской армии.

Любопытно отметить, что во время Корейской войны (в которой США офи-циально участвовали, а СССР нет) Вашингтон достоверно знал, что, по меньшей мере, 150 китайских самолётов на самом деле были советскими и управляли ими советские лётчики. Эту информацию американцы держали в секрете, по-скольку резонно считали, что Москва совсем не желала быть втянутой в войну. Иными словами, главная забота обеих сторон заключалась в предотвращении действий, которые могли быть расценены как шаги к развязыванию войны между державами.

9 июля 1951 г. СССР предложил перемирие. Переговоры шли крайне вяло, а линия фронта тем временем стабилизировалась на тех же позициях, где и начались военные действия, — вдоль 38-й параллели. 26 июля 1953 г. перемирие было заключено.

Жертвы

В Корейской войне по-гибли 4 млн корейцев, 1 млн китайцев, 54 246 американцев, 120 со-ветских лётчиков 4-го истребительного авиационного корпуса. Материал с сайта

Престиж Китая

Победа Китая, оплаченная большим количеством жертв, но вынудившая американцев отсту-пить, вызвала шоковое состояние в западном мире. Военные успе-хи в борьбе с американскими войсками и войсками ООН, а также проведение независимой от Москвы политики повысили междуна-родный престиж Китая. Корейская война показала, что с Китаем в международных делах уже нельзя не считаться.

Гонка вооружений

Корейская война явилась событием мирового масштаба . Она спо-собствовала развёртыванию гонки вооружений. После Корейской войны в США резко возросла численность армии с 1,5 млн в 1948 г. до 3,2 млн в 1951 г. (в СССР соответственно с 2,9 млн до 3,1 млн человек). Под влиянием Корейской войны было принято решение о постоянной дислокации американских войск в Европе. С конца 1953 г. США стали размещать на Европейском континенте такти-ческое ядерное оружие.

США в ходе войны смогли привлечь на свою сторону ООН, утро-или военные расходы, создали НАТО, появилась возможность во-оружить Германию, что и произошло в 1955 г.