Душевная драма Катерины в пьесе «Гроза. Душевная драма Катерины

­Катерина в борьбе за свои человеческие права

Центральное место в драме Островского “Гроза” отведено Катерине. За этой героиней сразу после публикации закрепилась репутация “луча света в темном царстве”. Из среды других женщин города Калинова ее выделял сильный характер. Она была честна, прямолинейна, искренна и вольнолюбива. Помимо этого, Катерина обладала редкой в их среде моральной чистотой и красотой. В противовес ей показана Кабаниха с дочерью Варварой – ее свекровь и золовка.

Марфа Игнатьевна была женщиной деспотичной и лицемерной. Под маской добродетельности, набожности и высоких моральных устоев она скрывала желание управлять окружающими ее людьми. Она регулярно придиралась к детям, к невестке, постоянно вымещала на них свою злость и была недовольна ими. О любви Кабаниха вспоминала только тогда, когда ей нужно было чего-то добиться. Варвара давно привыкла к жизни под гнетом матери. Она предпочитала врать и притворяться, нежели рассказывать ей о своей личной жизни. Катерина не могла понять и принять такой уклад, так как сама выросла в любящей и дружной

О стремлении к вольной жизни в Катерине говорит ее мечтательность. Она часто задумывается над тем, отчего люди не умеют летать. Будучи натурой романтичной, героиня всеми силами стремится вырваться из этого рабского заточения. К мужу Тихону она никаких чувств не испытывает, так как он бесхарактерный и трусливый человек. Несмотря на то, что он искренне любит Катерину, заступиться за нее и защитить от грозной матери выше его моральных сил. Он покорно принимает порядки “темного царства” и беспрекословно исполняет все капризы матери. В этом смысле он даже хуже Варвары, которая тайком встречается с конторщиком Дикого.

К сожалению, этот герой тоже оказался слабовольным и бесхарактерным человеком. Боясь перечить дяде, он оставил Катерину, а она, оставшись наедине со своими муками совести, бросилась в Волгу и утопилась. Фактически, в смерти она видела единственный выход, так как не могла далее жить в этом “темном царстве”. При жизни побороть мир самодуров ей не удалось, но своей смертью она выразила откровенный протест и ненависть к гнетущим порядкам. Ей удалось пошатнуть патриархальные нравы Кабанихи и Дикого, таким образом, открыв путь для новых порядков.


Другие работы по этой теме:

  1. В драме А. Н. Островского “Гроза” трагическая судьба ее главной героини Катерины не может не вызвать глубокого сочувствия. Подобной жизнью проживали многие женщины на Руси,...
  2. Известный критик Добролюбов, рассуждая в своей статье о пьесе Островского “Гроза”, назвал главную героиню – Катерину – “лучом света в темном царстве”. О каком же...
  3. Существует два вида людей: одни являются решительными, сильными личностями, готовыми на борьбу за свое счастье, другим же легче плыть по течению, подчиняться более сильным и...
  4. А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” показывает жизнь купечества, его нравы и быт. Суть пьесы – конфликт между двумя поколениями, противостояние старого и нового,...

Драма «Гроза», опубликованная в 1860 г., явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.
В пьесе «Гроза» драматург изобразил не только мертвящие условия «темного царства», но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение естественно слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права.
Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в решительном протесте главной героини пьесы – Катерины Кабановой. Но протест Катерины перерастает в душевную драму. Замуж она вышла не по любви, ее выдали за Тихона Кабанова только потому, что у его маменьки имелся капитал. Да, Катерина, будучи сильной и цельной натурой, и не смогла бы полюбить такого человека, безвольного, слабого, не имеющего своего мнения, во всем слушающегося только своей маменьки. И когда на пути Катерины встречается Борис, то в ее душе сталкивается два разновеликих и равнозаконных побуждения. С одной стороны, отказаться от любви, оставшись несчастной на всю жизнь, с другой стороны, последовать естественному влечению своего сердца и стать преступницей в собственных глазах (не говоря уже об общественности).
В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ведь до замужества она «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». Поэтому ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много. Но судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис едва ли лучше Тихона по своей бесхарактерности, по своему безволию. Тихон по-настоящему любит Катерину и готов простить ей любые обиды, а Борис, несмотря на свою любовь к Катерине, не задумывается о будущем, не собирается ничего менять. Он живет одним днем, ему сегодня хорошо – и этого вполне хватает для счастья. Более того, Борис не хочет предавать огласке свои отношения с Катериной, он боится, что об их любви узнают. Остается удивляться, почему Катерина полюбила этого человека, к тому же в отличие от робкого Бориса она не желает скрывать свою любовь: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?». Островский противопоставляет высокий любовный полет Катерины бескрылому увлечению Бориса.
Этот контраст наиболее очевиден в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»… слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина просит прощения у любимого за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может: «Кто ж знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!». Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!... Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите…» а сама Катерина разве не об этом говорила Борису? Увы, герой ничего этого просто не услышал. Дело в том, что душевная культура просвещенного Бориса совершенно лишена нравственного «приданого». Калинов для него – трущоба, здесь он чужой человек. У него не хватает смелости даже дослушать Катерину: «Не застали бы нас здесь!». Не такая любовь нужна Катерине.
Катерина равно героична как в страстном, безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом покаянии. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». В народе говорят: «Смерть по грехам страшна». И если Катерина смерти не боится, то ее грехи искуплены.
Добролюбов считал образ Катерины близким «к положению к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».

А. Н. Островский - драматург, с именем которого связано появление подлинно русского национального театра, автор многочисленных, разнообразных в жанровом отношении пьес. В художественно 1 правдивых образах его комедий, драм, сцен из жизни, исторических хроник перед нами проходят представители самых разных сословий, люди различных профессий, происхождения, воспитания. Быт, нравы , характеры мещан, дворян, чиновников, купцов - от «очень важных господ», богатых бар и дельцов до самых незначительных и бедных - с удивительной широтой отражены в его творчестве.

Пьесы написаны не равнодушным бытописателем, а гневным обличителем мира «темного царства», где ради наживы человек способен на все, где старшие властвуют над младшими, богатые - над бедными, где государственная власть, церковь и общество всячески поддерживают веками сложившиеся жестокие нравы. Об этом - пьеса Островского «Гроза», которая по праву считается одним из шедевров русской реалистической драматургии и которую сам автор оценивал как большую творческую удачу. В «Грозе» изображены не только мертвящие условия темного царства, но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение в пьесе естественно слилось с утверждением растущих в жизни новых сил - положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права. Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в пьесе в решительном протесте Катерины Кабановой.

Светлое человеческое начало в Катерине естественно, как дыхание. Это ее натура, которая выражается не столько в рассуждениях, сколько в душевной тонкости, силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении. Противоборство обостряется и усугубляется в душе Катерины: мучительно сталкиваются темный предрассудок и поэтическое озарение, самоотверженная отвага и отчаяние, безоглядная любовь и неуступчивая совесть. В образе Катерины Островский нарисовал новый тип русской женщины - самобытной, самоотверженной, решительностью своего протеста предвещавшей наступление конца «темного царства». Катерина олицетворяет нравственную чистоту, душевную красоту русской женщины, ее стремление к свободе, ее способность не только терпеть, но и отстаивать свои права, свое человеческое достоинство. Цельная, сильная натура, Катерина терпит лишь до поры до времени. На слова Варвары: «Куда ты уйдешь?

Ты мужняя жена» Катерина отвечает: «Эх, Варя, не знаешь ты моего характеру! Конечно, не дай бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой.

В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу жить здесь, так не стану, хоть ты меня режь!

» У Катерины - открытый характер, сильный и свободолюбивый. Ей присущи смелость и прямота: «Обманывать-то я не умею; скрыть-то ничего не могу», - отвечает она Варваре, которая говорит, что без обмана в их доме не проживешь. По своему душевному настрою Катерина - «вольная птица».

«...Отчего люди не летают? - обращается она к Варваре. - Знаешь, мне иногда кажется, что я птица». Потому и проснувшееся чувство для Катерины сливается с, тоской по воле, с мечтой о настоящей, человеческой жизни. Она любит не так, как робкие жертвы «темного царства».

Катерина отдается любви до конца, ничего не требуя взамен и ничего не желая скрывать. На слова Бориса: «Никто и не узнает про нашу любовь... » Катерина отвечает: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю!» И во имя этой свободной, не знающей границ любви она вступает в неравный бой с силами «темного царства» и погибает. Кто же виноват в ее смерти? Чем является самоубийство Катерины - ее нравственной победой над «темным царством», где властвуют грубость, насилие, невежество и безразличие к окружающим, или трагическим поражением? На этот вопрос трудно дать однозначный ответ. Слишком много причин привело к такому финалу.

Драматург видит трагизм положения Катерины в том, что она вступает в конфликт не только с калиновскими семейными нравами, но и с самой собой. Прямодушие героини Островского - один из истоков ее трагедии. Катерина чиста душой - ложь и разврат ей чужды и отвратительны. Она понимает, что, полюбив Бориса, нарушила нравственный закон.

«Ах, Варя, - жалуется она, - грех у меня на уме! Сколько я, бедная, плакала, чего уж я над собой ни делала!

Не уйти мне от этого греха. Никуда не уйти. Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю? » Если не умом , то сердцем ощутила Катерина неотвратимую правоту иных законов - свободы, любви, человечности. Эти законы жестоко нарушены, не героиней, а по отношению к ней: ее отдали замуж за нелюбимого, ее предает муж ради пьяного разгула, неотступно тиранит свекровь, ее вынуждают жить в неволе. Через всю пьесу проходит мучительная борьба в сознании Катерины между пониманием своей неправоты, своей греховности и смутным, но все более властным ощущением своего права на человеческую жизнь.

Но пьеса завершается нравственной победой Катерины над темными силами, мучающими ее. Свою вину она искупает безмерно, а от неволи и унижения уходит единственным путем, который ей открылся. Кончая жизнь самоубийством, совершая, с точки зрения церкви, страшный грех, Катерина думает не о спасении своей души, а о любви, которая ей открылась: «Друг мой! Радость моя!

Прощай! » Ее решение умереть, только бы не остаться рабой, выражает, по словам Добролюбова, «потребность возникшего движения русской жизни». И это решение приходит к Катерине вместе с внутренним самооправданием. В ее сердце исчезает страх, она чувствует себя готовой предстать перед нравственным судом. Ведь в народе говорят: «Смерть по грехам страшна». Если Катерина не боится , значит, ее грехи искуплены. Она умирает потому, что считает смерть единственным достойным исходом, единственной возможностью сохранить то высшее, что жило в ней.

В мысли, что смерть Катерины на самом деле является нравственной победой, торжеством настоящей русской души над силами «темного царства» Диких и Кабановых, укрепляет также реакция на ее смерть других героев пьесы. Например, Тихон, муж Катерины, впервые в жизни выразил свое собственное мнение, вступив (пусть всего на миг) в борьбу с «темным царством». «Вы ее погубили, вы, вы...

» -восклицает он, обращаясь к матушке, перед которой всю жизнь дрожал. Он впервые решается на протест против удушающих устоев своей семьи:

  • «Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!»

Таким образом , гроза, приближение которой чувствовалось на протяжении всей пьесы, разразилась в финале. И гроза эта - не просто явление природы, это - потрясение всех существующих устоев, символ свободы.

Это дало критику Добролюбову повод назвать Катерину «русским, сильным характером», национальным «светлым лучом в темном царстве», имея в виду действенное выражение в героине непосредственного протеста, освободительных стремлений народных масс. Указывая на глубокую типичность этого образа, на его общенародное значение, критик писал, что образ Катерины представляет «художественное соединение народных черт, проявляющихся в разных положениях русской жизни, но служащих выражением одной идеи ». По его мнению, Катерина отразила в своих чувствах и поступках стихийный протест широких народных масс против ненавистных, сковывающих условий темного царства.

Цельность, решительность характера Катерины, ее «русской живой натуры» выразилась в том, что она отказалась подчиняться распорядкам дома Кабанихи с его «насильственными, мертвящими началами» и предпочла смерть жизни в неволе. Она, по словам Добролюбова, «не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу...

». И это решение Катерины было проявлением не слабости, а духовной силы и смелости.

Стрижаченко Галина Николаевна учитель русского языка и литературы МЮОУ СОШ №35 г. Артёма Приморского края

Катерина в борьбе за свои человеческие права

(2 сдвоенных урока по драме А.Н. Островского «Гроза»)

Цель:

    повысить интерес и углубление знаний об образе главной героини, её главных черт характера: честности, силы воли, решительности, стремлении к свободе, любви, счастью;

    проследить за тем, как развивается основной конфликт – борьба не только между героиней и внешним миром, но и в её собственной душе;

    формирование эмоциональной отзывчивости учащихся на сложные жизненные ситуации.

Ход урока

    Слово учителя:

Н.А. Добролюбов говорил, что в пьесе «Гроза» есть что-то «освежающее и ободряющее». Это что-то есть характер Катерины. Каков он? Как сформировался? На этот и другие вопросы мы постараемся ответить на уроке.

    Анализ монолога.

Из монолога Катерины (I действие, явление 7) мы узнаём о её жизни в родительском доме (проанализировать монолог по вопросам

Предварительно записанные вопросы / Обучение анализу монолога/

Кому адресован монолог Катерины и почему?

О чём она рассказывает? О чём мечтает?

Что не нравится ей в доме свекрови?

Своеобразие речи Катерины (лексические сравнения, связь с УНГ, повторы, уменьшительно-ласкательные суффиксы)

Примерный образец ответа: Анализ монолога Катерины

Катерина произносит свой монолог в конце I действия. Она узнала, что в доме мужа есть человек, который сочувствует ей, понимает её и даже по-своему хочет помочь ей. Это Варвара. Именно ей Катерина признаётся, в любви к другому и доверительно рассказывает, как она жила в доме родителей.

Оказывается, жизнь в отеческом доме внешне ничем не отличается от жизни в доме мужа. Варвара с удивлением замечает: «Да ведь у нас то же самое». В обеих семьях ходили в церковь, шили золотом по бархату, слушали рассказы странниц, после обеда гуляли по саду, опять беседовали. Но в доме свекрови всё делалось как будто из-под неволи. В чём же разница? В родной семье Катерина была любимицей, она жила, ни о чём не тужила, точно птичка на воле, работать её не принуждали, она делала, что хотела, вокруг было много цветов. В церковь ходила не потому, что так надо было – ей там нравилось, её привлекала внешняя красота богослужения. Никто не поучал, не следил за ней, так ли она всё делает, не нарушает ли стародавнего порядка. А она, ещё юная и наивная, вся отдавалась своим чувствам и мечтаниям. Ей хотелось полетать, раскинув руки.

А здесь обычный образ жизни для неё стал тягостным и несносным. Её никто не любит. В доме Кабановых надо было работать, во всём слушаться свекровь, даже гулять по бульвару под её присмотром и снова слушать её жалобы, попрёки. Взаимоотношения домашних проникнуты ложью. Повзрослевшая Катерина вспоминает о прежней жизни, как о сне. Ведь в мыслях она построила иной мир, без страстей, без нужды, без горя, мир, посвящённый добру и наслаждению.

Обратимся к речи Катерины. Она говорит чистым народным языком, лишённым всех искажений. Редко употребляет устаревшие слова, зато много устаревших народных просторечий (души не чаяла, быть греху). Много сравнений (словно птичка на воле, словно в рай войду).

Катерина, говоря, то и дело сбивается на песенный лад. Главная певучесть достигается повторами, вводными словами, уменьшительными суффиксами (встану я, бывало…).

Наделив свою героиню такой характеристикой, Островский явно симпатизирует и сочувствует ей.

3. Беседа.

Что нового о характере Катерины мы узнаём во II явлении 2 действия? (В том разговоре Катерина впервые признаётся в любви к Борису. В разговоре раскрывается сила чувств Катерины, глубина её душевной драмы, внутренняя сила, решительность её характера: (Такая уж я зародилась горячая…)

4. Чтение по ролям (д. II, явл. 3, 4, 5)

«Проводы Тихона» Вопрос – Как ведут себя герои в этой сцене? Как это их характеризует?

В сцене выясняется, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи, обнаруживается неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом. Катерину унижает и оскорбляет не только свекровь, но и муж. И чем больше её унижают, тем сильнее пробуждается в ней стремление к свободе, любви, счастью. Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду.

5. Анализ монолога с ключом (самостоятельно). Действие II, явление 10. Необходимо проследить, как раскрывается победа естественного чувства Катерины, значение сцены. Весь монолог Катерины – страстный гимн любви.

6. Сопоставить картины свидания Кудряша и Варвары, Бориса и Катерины. Сделайте выводы. Какой приём положен в основу композиции этих сцен? (Картины даны по контрасту. В любви Варвары и Кудряша нет истинной поэзии, это свободная, лёгкая любовь. В отношениях Катерины и Бориса – сильное глубокой чувство, во имя любви Катерина готова на гибель. Так любить может человек с необычайной душевной силой).

7. Инсценировка. ( IV действие, с 3 явления по 6).

Беседы по вопросам после инсценировки:

О чём мы узнали из разговора Варвары и Бориса? Удалось ли это показать нашим «актёрам»?

Назовите все микросцены, декорации, которые заставили Катерину признаться (картина геенны огненной, старая барыня, гроза, шутка Тихона, намёки Кабанихи, появление Бориса). С помощью всего этого Островский искусно подводит к кульминации пьесы – сцене всенародного покаяния.

Как сыграли наши «актёры»?

Покаяние – это слабость Катерины или сила её характера? (Покаяние Катерины объясняется не столько боязнью божьей кары, сколько тем, что её высокая нравственность восстаёт против того обмана, который вошёл в её жизнь. И во всенародном признании мы видим попытку искупить свою вину, сурово наказать себя, попытку нравственного очищения).

8. Коротко рассказать события V действия (пересказ).

9. Беседа.

Можно ли считать самоубийство Катерины решительным протестом против кабановских понятий о нравственности? Был ли у Катерины иной выход? (У Катерины два выхода: вернуться домой /вспомним Домострой/ и покориться или уйти из жизни. Она выбрала последнее.)

Сила или слабость характера проявились в этом решении Катерины? (Самоубийство Катерины – это не проявление слабости духа, а результат полной безысходности её положения и невозможности примирения с нравственностью домостроевского режима. Драма доказывает, что счастье женщины невозможно в браке, основанном на денежном расчёте, в семье лицемеров, во лжи.

Читая пьесу, мы увидели, как постепенно в этой чистой, мечтательной, непосредственной женщине, жаждущей настоящей любви, подлинного счастья, всё начинает возмущаться, кипеть и негодовать против фальши, лицемерия, искусственности отношений в патриархальной семье, где царствует Кабаних.

Сколько стоит написать твою работу?

Выберите тип работы Дипломная работа (бакалавр/специалист) Часть дипломной работы Магистерский диплом Курсовая с практикой Курсовая теория Реферат Эссе Контрольная работа Задачи Аттестационная работа (ВАР/ВКР) Бизнес-план Вопросы к экзамену Диплом МВА Дипломная работа (колледж/техникум) Другое Кейсы Лабораторная работа, РГР Он-лайн помощь Отчет о практике Поиск информации Презентация в PowerPoint Реферат для аспирантуры Сопроводительные материалы к диплому Статья Тест Чертежи далее »

Спасибо, вам отправлено письмо. Проверьте почту .

Хотите промокод на скидку 15% ?

Получить смс
с промокодом

Успешно!

?Сообщите промокод во время разговора с менеджером.
Промокод можно применить один раз при первом заказе.
Тип работы промокода - "дипломная работа ".

Душевная драма Катерины

По пьесе А.Н. Островского "Гроза"

Драма «Гроза», опубликованная в 1860 г., явилась своеобразным итогом творческих достижений Островского. В ней более отчетливо раскрылась и его сатирическая мощь, и его способность к утверждению возникающих в жизни прогрессивных тенденций.

В пьесе «Гроза» драматург изобразил не только мертвящие условия «темного царства», но и проявления глубокой ненависти к ним. Сатирическое обличение естественно слилось в этом произведении с утверждением растущих в жизни новых сил, положительных, светлых, поднимающихся на борьбу за свои человеческие права.

Чувства недовольства и стихийного возмущения выразились в решительном протесте главной героини пьесы – Катерины Кабановой. Но протест Катерины перерастает в душевную драму. Замуж она вышла не по любви, ее выдали за Тихона Кабанова только потому, что у его маменьки имелся капитал. Да, Катерина, будучи сильной и цельной натурой, и не смогла бы полюбить такого человека, безвольного, слабого, не имеющего своего мнения, во всем слушающегося только своей маменьки. И когда на пути Катерины встречается Борис, то в ее душе сталкивается два разновеликих и равнозаконных побуждения. С одной стороны, отказаться от любви, оставшись несчастной на всю жизнь, с другой стороны, последовать естественному влечению своего сердца и стать преступницей в собственных глазах (не говоря уже об общественности).

В кабановском царстве, где вянет и иссыхает все живое, Катерину одолевает тоска по утраченной гармонии. Ведь до замужества она «жила, ни о чем не тужила, точно птичка на воле». Поэтому ее любовь сродни желанию поднять руки и полететь. От нее героине нужно слишком много. Но судьба сводит друг с другом людей, несоизмеримых по глубине и нравственной чуткости. Борис едва ли лучше Тихона по своей бесхарактерности, по своему безволию. Тихон по-настоящему любит Катерину и готов простить ей любые обиды, а Борис, несмотря на свою любовь к Катерине, не задумывается о будущем, не собирается ничего менять. Он живет одним днем, ему сегодня хорошо – и этого вполне хватает для счастья. Более того, Борис не хочет предавать огласке свои отношения с Катериной, он боится, что об их любви узнают. Остается удивляться, почему Катерина полюбила этого человека, к тому же в отличие от робкого Бориса она не желает скрывать свою любовь: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?». Островский противопоставляет высокий любовный полет Катерины бескрылому увлечению Бориса.

Этот контраст наиболее очевиден в сцене их последнего свидания. Тщетны надежды Катерины: «Еще кабы с ним жить, может быть радость бы какую-нибудь я и видела». «Кабы», «может быть», «какую-нибудь»… слабое утешение! Но и тут она находит силы думать не о себе. Это Катерина просит прощения у любимого за причиненные ему тревоги. Борису же и в голову такое прийти не может: «Кто ж знал, что нам за любовь нашу так мучиться с тобой! Лучше б бежать мне тогда!». Но разве не напоминала Борису о расплате за любовь к замужней женщине народная песня, исполняемая Кудряшом, разве не предупреждал его об этом же Кудряш: «Эх, Борис Григорьич, бросить надоть!... Ведь это, значит, вы ее совсем загубить хотите…» а сама Катерина разве не об этом говорила Борису? Увы, герой ничего этого просто не услышал. Дело в том, что душевная культура просвещенного Бориса совершенно лишена нравственного «приданого». Калинов для него – трущоба, здесь он чужой человек. У него не хватает смелости даже дослушать Катерину: «Не застали бы нас здесь!». Не такая любовь нужна Катерине.

Катерина равно героична как в страстном, безоглядном любовном увлечении, так и в глубоко совестливом покаянии. Пройдя через грозовые испытания, героиня нравственно очищается и покидает этот греховный мир с сознанием своей правоты: «Кто любит, тот будет молиться». В народе говорят: «Смерть по грехам страшна». И если Катерина смерти не боится, то ее грехи искуплены.

Добролюбов считал образ Катерины близким «к положению к сердцу каждого порядочного человека в нашем обществе».

Похожие рефераты:

Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”.

После выхода из печати и постановки драмы Островского "Гроза" современники видели в ней призыв к обновлению жизни, к свободе, ведь написана она была в 1860 году, когда все ждали отмены в стране рабства, крепостного права.

В пьесе Островского "Гроза" несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный.

В Катерине видели мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца.

Задачу обличения экономической и духовной тирании в «темном царстве» купечества и поставил перед собой А. Н. Островский в драме «Гроза».

Драма Островского "Гроза" - самое значительное произведение известного драматурга. Она была написана в 1860 году в период общественного подъема, по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве, который должен был бы н...

В пьесах Островского создана прекрасная галерея русских национальных характеров: от эгоистки Липочки Болыновой из пьесы “Свои люди - сочтемся!”, нежной и беззащитной Катерины из “Грозы” до порывистой и безрассудной Ларисы Огудаловой.

А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского “Гроза” самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до трагических последствий... .

Героини русской литературы поражают своей нравственной чистотой и редкой духовной силой, которая позволяет им смело бросать вызов строгим законам и условностям общества. Такова и Катерина Кабанова из драмы Островского "Гроза".

Островский в своем творчестве не раз обращался к теме патриархального купечества.

Драма Островского “Гроза”. Образ Катерины. Судьба Катерины. Размышления читателя.