Распутин живи и помни анализ тема идея. Суд свой и людской

В 1974 году написал Распутин "Живи и помни". Герои этого произведения, описанные в нем события, а также проблематика повести весьма интересны. Обо всем этом мы расскажем в данной статье.

Следующим образом начинает Распутин "Живи и помни". Герои произведения (главные) - Андрей Гуськов и его жена, Настена. В последний год войны в село, расположенное на Ангаре, тайком возвращается Андрей Гуськов, местный житель. Он не думает, что его встретят в родном доме с распростертыми объятиями, однако верит в поддержку жены. И правда, Настена, хотя и не хочет себе признаться в этом, понимает чутьем, что муж вернулся. Она вышла за него не по любви. 4 года замужества не были особо счастливыми, однако героиня была предана супругу и обрела впервые в жизни в доме его надежность и защиту (Настена росла сиротой).

Жизнь Настены в доме мужа

Без лишних раздумий девушка вышла за Андрея: выходить все равно придется, так зачем же тянуть? Она плохо представляла, что ожидает ее в чужой деревне и новой семье. Оказалось, что из работниц (Настена жила и трудилась у тетки) она попала опять в работницы, лишь двор другой, спрос построже да хозяйство покрупнее. Возможно, в новой семье отношение к ней было бы лучше, если бы девушка родила ребенка. Однако детей у нее не было.

Известия об Андрее

Она слышала с детства, что баба без ребятишек - уже не баба. Настена считает себя виноватой. Только однажды, когда, попрекая ее, Андрей сказал что-то невыносимое, женщина ответила от обиды, что неизвестно, в ком причина - в нем или в ней. Тогда муж ее избил до полусмерти. Настена, когда Андрея забирают на войну, немножко рада даже, что остается без детей. Регулярно приходят письма с фронта, затем из госпиталя. После этого долго нет вестей, лишь однажды в избу заходят милиционер и председатель сельсовета и просят Настену показать переписку.

Встреча с мужем

Повесть Распутина "Живи и помни" продолжается следующим образом. Когда топор исчезает в семейной бане Гуськовых, Настена думает о том, что, возможно, ее муж вернулся. Она оставляет на всякий случай в бане хлеб, однажды даже ее топит и встречает здесь Андрея. Его возвращение становится их тайной и воспринимается Настеной как ее крест.

Помощь Андрею

Она приходит с готовностью на помощь супругу, готова красть и лгать для него. Приходится в замужестве принимать все: и хорошее, и плохое. Кураж и задор поселяются в душе Настены. Она помогает самоотверженно своему мужу, особенно когда понимает, что ждет ребенка. Настена на все готова: на встречи с супругом за рекой в зимовье, на долгие разговоры о безвыходности этого положения, на трудную работу дома, на неискренность в отношениях с другими сельчанами. С мужской недюжинной силой тянет свою лямку Настена. Подробнее о ее взаимоотношениях с супругом вы узнаете, прочитав расположенный в конце статьи анализ. Распутин "Живи и помни" написал не только для того, чтобы показать непростые взаимоотношения героев. О других проблемах, затрагиваемых в повести, вы также можете узнать, прочитав до конца статью.

Андрей не предатель, не убийца, а всего лишь дезертир, который сбежал из госпиталя, откуда его хотели отправить на фронт, толком не подлечив. Он уже настроился на отпуск и не может отказаться от возвращения. Осознав, что в селе его, в миру, в стране прощения ему не будет, он до последнего хочет тянуть, не думая о жене, родителях и будущем ребенке.

Неразрешимый вопрос

Личное, связывающее с Андреем Настену, вступает в противоречие с укладом их жизни, как показывает анализ. Распутин ("Живи и помни") отмечает, что Настена не может поднять глаза на жен, которые получают похоронки, не в силах радоваться, как прежде, при возвращении соседских мужиков с войны. Она вспоминает на деревенском празднике в честь победы с неожиданной злостью об Андрее, ведь из-за него она не может порадоваться ей, как все. Неразрешимый вопрос поставил муж перед Настеной: с кем ей быть? Девушка Андрея осуждает, в особенности теперь, когда война кончается и кажется, что он остался бы цел. Однако, осуждая, она и отступает: ведь она ему жена.

Самоубийство Настены

Бывшие подруги Настены, заметив ее беременность, начинают посмеиваться над ней, а свекровь прогоняет из дома. Девушка, вынужденная сдерживать свои чувства, скрывать их, выматывается все больше. В риск превращается ее бесстрашие, в растрачиваемые понапрасну чувства. Они ее подталкивают к самоубийству. Настена находит покой в водах Ангары.

Анализ произведения

Итак, вы ознакомились с содержанием произведения, которое написал Распутин ("Живи и помни"). Проблемы, которые поднимаются в тексте, заслуживают отдельного рассмотрения. В обычно выходят на первый план философские вопросы о чести и совести, о смысле жизни, об ответственности людей за собственные поступки. Автор рассуждает о предательстве и эгоизме, о взаимоотношении общественного и личного в человеческой душе, о жизни и смерти. В произведении "Живи и помни" (Распутин) также раскрывается.

Война - трагическое и ужасное событие, которое стало для людей проверкой. Человек в проявляет подлинные черты своей натуры. Центральный образ в произведении - образ Настены. Это важно отметить, проводя анализ. Распутин ("Живи и помни") изобразил эту девушку сочетающей в своем характере черты деревенской праведницы: веру в человека, милосердие, ответственность за судьбы других, доброту. С ее светлым образом тесно связана проблема всепрощения и гуманизма.

Она нашла силы в себе помочь Андрею, пожалеть его. Это был для нее трудный шаг: девушке пришлось хитрить, лгать, жить в страхе, изворачиваться. Она почувствовала уже, что становится чужой, отдаляется от односельчан. Однако такой путь она выбрала ради мужа, так как любила его.

Война сильно изменила главных героев, в чем вы можете убедиться, самостоятельно проведя анализ. Распутин ("Живи и помни") отмечает, что они осознали, что в мирской жизни их отдаленность друг от друга и ссоры были нелепостью. В трудные минуты супругов согревала надежда на новую жизнь. Настена надеется, что ее муж сможет покаяться и выйти к людям. Однако он не решается этого сделать.

Главная идея произведения - нравственная ответственность человека за свои поступки. Автор показывает на примере жизни Гуськова Андрея, как легко совершить непоправимую ошибку, проявить слабость, оступиться. Обо всем этом рассказал нам Распутин. "Живи и помни" отзывы после прочтения у многих вызывает положительные. Писателю удалось затронуть важные вопросы и мастерски раскрыть их в этой повести. Рассказ Распутина "Живи и помни" экранизирован. По нему в 2008 году был снят одноименный фильм. Режиссер -

Владимир Лавров

Валентин Распутин написал повесть о трагической любви женщины к дезертиру. Не он первый обратился в современной литературе к этой сложной ситуации. Вспомним, например, «Лицом к лицу» Ч. Айтматова. Без труда можно обнаружить точки сближения, роднящие их прозу. Военное лихолетье породило заботы, беды, невзгоды, общие для киргизского аила и сибирской деревни Атамановки, протянувшейся по берегу Ангары. Была работа на последнем пределе сил, были черные известия о гибели сыновей, мужей, отцов. Были большие осиротевшие семьи, которые с трудом сводили концы с концами. Их тяжелая и горькая жизнь - самый страшный укор и уже вершащийся суд над предательством. Наконец, писателей соединяет осуждение дезертирства не только как тягчайшего государственного преступления, но и как нравственного одичания.

Вместе с тем, очевидное сходство сюжета еще более оттеняет, подчеркивает своеобразие каждой из повестей. Не вдаваясь сейчас в подробное исследование творческой манеры писателей, останавливаюсь лишь на одном различии. Повесть Ч. Айтматова динамична, события разворачиваются в ней круто: то и дело возникают кризисные ситуации, резкие сшибки характеров. Непременно учтем, что события, о которых говорится в айтматовской прозе, падают на пору ожесточенной битвы на Волге. Решался исход войны. Это обстоятельство подспудно усиливало драматический накал рассказа. У В. Распутина речь идет о весне 1945 года, о времени, исполненном ожидания победы. Конец войны был очевидным, гадался его день. Смягчив остроту, действенность сюжета, писатель переносит центр тяжести в сферу духовных переживаний. Сложность же и сила их таковы, что буквально в первых эпизодах повести обозначатся два почти автономно существующих мира. Призрачное каждодневное существование персонажей будет все более противостоять глубине и подлинности их чувств, настроений, воспоминаний. Отсюда особая атмосфера рассказа, сотканная из тончайших внутренних движений, предчувствий, почти ясновидческой силы предсказания событий.

Начинается повесть с того, что кто-то украл у Михеича, свекра героини, топор и лыжи. И Настёна сразу понимает все: прятался топор под плашку, в укромное, известное лишь близким людям место. А до этого события уже приезжал председатель сельсовета с милиционером и справлялся об Андрее Гуськове. Но мало ли что может быть в пору великого смешения человеческих судеб. К тому же примем во внимание живительное свойство человеческой психики, всегда тянущейся к лучшему. Часто даже вопреки реальным обстоятельствам. У Настёны же возникает такая неколебимая уверенность, что понесет она в баньку каравай хлеба для беглеца - и почти не удивится, когда он исчезнет. А потом пойдет на свидание и дождется Андрея. И лишь после первых разговоров, после грубой, воровской близости, после того, как начнут прощаться, впервые возникнет сомнение в правдоподобии всего происходящего. Так расколется мир, и как бы ни стремились герои воссоединить его, пропасть все более будет расширяться, приближая катастрофу.

По сути дела, Андрей Гуськов убил себя в тот миг, когда принял отчаянное решение не возвращаться из госпиталя на фронт, а бежать домой - сначала в Иркутск, а потом в Атамановку. «Постояв немного, он спустился к Ангаре и по льду, не видя из-под яра деревни, добрел до своей бани. Там, едва притворив за собой дверцу, он упал навзничь на пол и долго лежал неподвижно, как мертвец». В сравнении - не только смертельная усталость, но и намек на гибельность судьбы. У айтматовского Измаила до последнего часа жила звериная жажда жизни, яростное желание спастись любой ценой. У Гуськова - безразличие ко всему: к родной деревне, к старикам-родителям, прежде всего - к своей судьбе. И только встречи с Настеной словно разморозят на время душу. Правда, в долгих, затаенно-тревожных разговорах они будут всячески остерегаться даже намека на сегодняшнее существование, уйдя в мир воспоминаний о первых годах любви.

Однако В. Распутин беспощадно раскрывает гибельность, мертвящую силу даже этого возрождения, показывает страшную взаимосвязь утончения чувств и жажды уничтожения. Вот бродит Андрей вокруг родной деревни, с радостной, сладкой болью узнавая, вспоминая дорогие места. Видит мельницу, которая так много говорит о празднике, высшем торжестве хлебороба. «Гуськова засветили эти воспоминания, он улыбался, душа его, казалось, отогрелась и ублажилась». И вдруг после этой просветленности, возрождающей душу радости вспыхивает лютое желание уничтожить, спалить мельницу, чтобы даже памяти не за что было уцепиться. С садистской жадностью он будет долго и пристально смотреть на умирающую косулю. Зверски и бессмысленно растерзает телка. Погубив себя, Гуськов несет гибель окружающим, все время сознавая, что он - убийца. И как последний итог, как самые дорогие жертвы - Настена и их будущий ребенок. А ведь какие надежды возлагал Андрей на них. Казалось, что сын (он верил, что непременно будет сын) все оправдает, все спишет. Потому что кровь не пропадет, что в нем продолжится жизнь отца. Значит, не зря топтал землю. Гибель Настены замыкает круг. Больше выхода нет.

Рассказывая о судьбе Андрея Гуськова, В. Распутин еще раз продемонстрировал обличительную силу психологического анализа. Не прибегая к прямому назиданию, публицистической инвективе, к сатире, он тем не менее вершит суд над героем.

Однако, как бы ни был поучителен рассказ о драме Андрея Гуськова, главный герой и наиболее весомая победа В. Распутина-художника - Настена. Здесь в свои права вступает трагедия, причем не в метафорическом, а прямом смысле этого слова. Настена - характер удивительной чистоты и цельности. Главная черта ее - доверие к жизни, ожидание счастья, которое непременно встретится на пути. И хотя в короткой жизни Настены было и голодное детство, и людская несправедливость, и тяжелые дни, она сумела сохранить ясный душевный свет. Вплоть до той поры, пока не войдет в темную баню заросший, усталый, почти незнакомый человек, ее, Настены, муж. Тайное возвращение Андрея - для нее катастрофа такой силы, что ни измерить, ни оценить до конца она ее не сможет. Где-то в глубине души вспыхнет точное и беспощадное предчувствие - это конец. Но разве можно с таким страшным итогом сразу смириться?! Сколько еще раз будет возникать наивная и предательская надежда - все это неправда, слишком затянувшийся дурной сон, злой рок, но не настоящая реальная жизнь. Но никакие заклинания не смогут перечеркнуть, отменить реальность. Все есть. Старое зимовье, где нашел приют беглец. Затаенные встречи. Уже возникающие догадки Михеича, односельчан. Должен быть ребенок. И только не знаешь одного - как быть дальше, как жить...

Таиться от людей, от себя, уйдя в зыбкие надежды, в которые и сама-то не веришь... Забываться ненадолго. Платить за краткую минуту радости томительно длинными часами и днями, прожитыми в обмане и неправде. А то ли дальше будет. И как больно встречаться с овдовевшей подругой, видеть ее голодных детей. Раньше этого чувства не было, раньше они были равны перед общей бедой, не обошедшей ни один дом в Атамановке. Возвратился в деревню первый фронтовик, а Настена и радоваться уже не может со всеми, потому что муж ее так не вернется. Наконец придут майские дни Победы, которые еще больше отдалят Настену от людей. Для них война кончилась, для нее затаилась, как последний снег в лесном овраге. «Лишь бы удержаться, не вылететь на повороте, не остаться позади - с людьми легче», - думает Настена, смутно и прозорливо догадываясь, что уже давно отброшена от общей жизни. И рядом с этим нарастает, укрепляется чувство: «Близок, близок суд - людской, свой ли? - но близок. Ничего на этом свете даром не дается».

Именно суд, а не осуждение. Настена - натура слишком сильная и независимая, чтобы испугаться молвы, людского недоброжелательства. Да ведь она уже и бросила вызов, не убоявшись кривотолков. Есть нечто более властное, от которого не избавишься, чего не переступишь. Муки совести, суд совести, неумение жить во лжи. Так неотвратимо надвигается тот миг, когда воды Ангары расступятся и сомкнутся над Настеной. И это станет единственным выходом, спасением, победой.

Так завершится трагическая история, поведанная нам современным писателем, повесть, которая свидетельствует о нелегком и настойчивом поиске, ведущемся В. Распутиным. Сравнительно недавно выступил он в литературе. Выступил спокойно и счастливо. Вокруг его произведений не разгорались критические баталии. Повести «Последний срок», «Деньги для Марии» были доброжелательно встречены читателем и критикой. Однако единодушие оценки - не только благо. Оно может породить соблазн успокоенности. Распутин избежал этого искушения. Уже история одной поездки «Вверх и вниз по течению» стала свидетельством сложных внутренних сдвигов, искания нового качества, обострения драматизма мышления. Повесть «Живи и помни» - новая ступень в работе иркутского прозаика. Разговор обретает здесь большую масштабность, ведется по крупному счету. О главном в человеке. О его вечном и благотворном диалоге с совестью. О необходимости постоянной нравственной проверки.

«Живи и помни» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.

Завязка сюжета повести В.Г. Распутина «Живи и помни » напоминает детективную историю: у старика Гуськова из бани пропали лыжи, топор и габак-самосад. Однако само произведение написано совершенно в ином жанре: это глубокое философское размышление о нравственных основах бытия, о силе любовного чувства. Поскольку топор пропал из-под половицы, невестка Настена сразу же догадывается, что его взял кто-то из своих. Сложная гамма чувств овладевает ею. С одной стороны, она хочет видеть мужа, которого искренне любит. С другой — понимает, что, если тот скрывается от людей, значит, дезертировал с фронта, а такое преступление в военное время не прощается. Рядом ярких изобразительно-выразительных средств В.Г. Распутин показывает всю глубину переживаний Настены.

Сначала «она долго лежала в темноте с открытыми глазами, боясь пошевельнуться, чтобы не выдать кому-то свою страшную догадку», потом по-звериному внюхивалась в воздух в бане, пытаясь уловить знакомые запахи. Ее мучает «упрямая жуть в сердце». Портрет Настены (длинной, тощей, с несуразно торчащими руками, ногами и головой, с застывшей болью на лице) показывает, какие моральные и физические муки принесла женщине война. Лишь младшая сестра Катька заставляла Настену проявлять интерес к жизни, искать работу. Все тяготы Настена переносила стойко, научившись отмалчиваться. Самым большим несчастьем своим она считала бездетность. Ее муж Андрей тоже переживал по этому поводу и нередко поколачивал.

Дезертирство Андрея Распутин не пытается оправдать, но стремится объяснить с позиции героя: он долго воевал, заслужил отпуск, хотел увидеть жену, но положенный ему после ранения отпуск отменили. Предательство, которое совершает Андрей Гуськов, закрадывается в его душу постепенно. Сначала его преследовал страх смерти, которая представлялась ему неминуемой: «Не сегодня — так завтра, не завтра — так послезавтра, когда подвернется очередь». Гуськов пережил и ранение, и контузию, испытал танковые атаки и лыжные рейды. В.Г. Распутин подчеркивает, что среди разведчиков Андрей считался надежным товарищем. Почему же он встал на путь предательства? Сначала Андрей просто хочет повидаться с родными, с Настеной, побыть немного дома и вернуться. Однако, поехав на поезде в Иркутск, Гуськов понял, что зимой и за трое суток не обернешься. Андрей вспомнил показательный расстрел, когда при нем расстреляли мальчишку, который захотел за пятьдесят верст сбегать в свою деревню. Гуськов понимает, что за самоволку по головке не погладят.

Постепенно Андрей возненавидел себя. В Иркутске он на какое-то время поселился у немой женщины Тани, хотя совершенно не собирался этого делать. Через месяц Гуськов, наконец, оказался в родных местах. Однако герой не ощутил радости от вида деревни. В.Г. Распутин постоянно подчеркивает, что, совершив предательство, Гуськов вступил на звериный путь. Через некоторое время ему уже жизнь, которой он так дорожил на фронте, стала не мила. Совершив измену родине, Андрей не может уважать себя. Душевные муки, нервное напряжение, невозможность ни на минуту расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Предательство Андрея роковым образом ложится на плечи Настены. Она долго не может осознать случившееся: явившийся тайком в родные края супруг ей кажется оборотнем: «Мало что понимая, она вдруг спохватилась: а муж ли? Не оборотень ли это с ней был? В темноте разве разберешь? А они, говорят, могут так прикинуться, что и среди бела дня не отличишь от настоящего». Из-за Андрея женщине приходится врать и изворачиваться. С трогательной наивностью Настена пытается противостоять жестокой действительности. Героине кажется, что ночная встреча с мужем-дезертиром ей только пригрезилась. С тонкой детализацией показывает В.Г. Распутин, как Настена стремится снять с себя наваждение, избавиться от него, как от ночного кошмара. Утраченная в годы советской власти официальная религиозность все еще жива в недрах сознания русского человека. Именно ее (как сильнейший родовой оберег) призывает на помощь несчастная Настена: «Не умея правильно класть крест, она как попало перекрестилась и зашептала подвернувшиеся на память, оставшиеся с детства слова давно забытой молитвы». Однако всю глубину горя и ужаса несчастной женщины, осознание ею той роковой черты, которую предательство Андрея провело между их семьей и всем остальным миром, воплощает последняя фраза третьей части повести, когда Настена замирает от предательской мысли: «А разве не лучше, если бы это и вправду был только оборотень?».

Настена начинает помогать мужу прятаться, подкармливает его. Она выменивает на вещи продукты. На плечи этой женщины легли все заботы (о младшей сестре, о пожилых свекрах). В то же время страшная тайна ставит каменную стену между Настеной и односельчанами: «Одна, совсем одна среди людей: ни с кем ни поговорить, ни поплакаться, все надо держать при себе».

Трагедия героини усиливается тем, что она забеременела. Узнав об этом, Андрей сначала радуется, а потом понимает, в какое сложное положение попала жена: ведь все подумают, что женщина нагуляла этого ребенка, пока муж воюет на фронте. В тяжелом разговоре на эту тему возникает важный в символическом плане образ Ангары. «У тебя была только одна сторона: люди. Там, по правую руку Ангары. А сейчас две: люди и я. Свести их нельзя: надо, чтоб Ангара пересохла», — говорит Андрей Настене.

В ходе разговора выясняется, что когда-то героям приснился один и тот же сон: Настена в девчоночьем виде приходит к Андрею, который лежит возле березок и зовет его, рассказывая, что замучилась с ребятишками.

Описание этого сна еще раз подчеркивает мучительную неразрешимость ситуации, в которую попала Настена.

Рассказывая о судьбе героини, В.Г. Распутин попутно излагает свои взгляды на жизнь, на счастье. Они порой выражены им в афористичных фразах: «Жизнь — не одежка, ее по десять раз не примеряют. Что есть — все твое, и открещиваться ни от чего, пускай и самого плохого, не годится». Парадоксально, но, оставшись вдвоем со своей общей радостью и бедой, герои, наконец, обрели ту душевную близость, то взаимопонимание, которого не было, когда они благополучно жили своей семьей до войны.

Узнав о беременности Настены, односельчане осуждают ее. Лишь отец Андрея Михеич сердцем понимает горькую правду, о которой так упрямо молчит. Устав от стыда и вечного страха, она бросается с лодки в воды реки Ангары. Сюжет-повести В.Г. Распутина «Живи и помни» показывает, что в тяжелые для родины минуты каждый человек должен мужественно разделить ее судьбу, а тех, кто проявил трусость и малодушие, ждет возмездие. У них нет будущего, нет права на счастье и продолжение рода.

Помимо основной сюжетной линии в повести имеются интересные авторские размышления о судьбе деревни. Во время войны деревня мелеет. Черствеют от горя и души людей. Боль за судьбу русской деревни — сквозная тема творчества В.Г. Распутина.

Повесть «Живи и помни» была написана в 1974 году. В 2008 произведение было экранизировано режиссёром Александром Прошкиным. Главные роли в фильме исполнили Дарья Мороз и Михаил Евланов.

Главная героиня повести – молодая женщина по имени Настёна. Сирота воспитывалась в доме своей тётки, не зная ни любви, ни даже просто хорошо обращения. С ранних лет Настёна была вынуждена много работать, чтобы не быть нахлебницей в чужом доме. Когда Андрей Гуськов предложил девушке выйти за него замуж, она, не задумываясь, приняла его предложение. Настёна никогда не любила мужа, но была уверена в том, что в браке обретёт счастье, которого не имела в детские годы. За несколько лет совместной жизни в семье Гуськовых так и не появилось детей. Андрей обвинял в этом жену. Настёна постоянно чувствовала себя виноватой.

Глава семьи уезжает на фронт. Молодая жена получает письма от супруга. Но однажды к ней пришли милиционер и председатель сельсовета. Андрей пропал без вести, его подозревают в дезертирстве. Когда из бани пропал топор, молодая жена сразу поняла, что муж вернулся домой. Через некоторое время встреча супругов всё-таки состоялась. Она показалась Настёне наваждением, кошмарным сном.

Суеверная женщина была уверена в том, что человек, встреченный ею в бане, был не её мужем, а оборотнем. Настёна долго сомневалась в реальности всего произошедшего ночью, полагая, что ей это всё только приснилось. Впоследствии Андрей объяснил жене, что он не убийца и не предатель. Он не совершил никакого преступления. Причиной его дезертирства стала слишком ранняя выписка из госпиталя. Гуськов должен был отправиться обратно на фронт, несмотря на то, что его лечение ещё не было окончено.

Андрей понимает, что его действия будут расценены властями, как одно из самых страшных преступлений, но не хочет каким бы то ни было способом исправить ситуацию. Настёна тщательно скрывает от односельчан незаконное возвращение супруга. Молодая женщина по-прежнему не любит своего мужа. Лгать её заставляет чувство долга. Долгожданная беременность становится неожиданной радостью для Гуськовых. Ради мужа и будущего ребёнка Настёна готова терпеть ещё большие тяготы.

Безвыходная ситуация
Беременность принесла не только радость. Отсутствие мужа и наличие ребёнка могут означать только одно: Настёна изменила Андрею. Если же это не так, значит, Гуськов вернулся, что, в свою очередь, указывает на его дезертирство. Настёна согласна на то, чтобы её считали неверной женой, если это поможет спасти мужа.

Молодая женщина сталкивается с ненавистью и презрением окружающих. Узнав о том, что сноха беременна, свекровь немедленно выгоняет её из дома. Отчаяние приводит Настёну к самоубийству. Молодая женщина бросается в Ангару.

Настёна Гуськова

Не получив в детстве любви и ласки, главная героиня мечтает о собственной семье, где она была бы хозяйкой. У Настёны нет времени ждать настоящую любовь. Она хочет как можно скорее уйти из тёткиного дома и принимает предложение руки и сердца от нелюбимого мужчины.

Основная черта характера главной героини – это чувство долго. Настёна знает о том, что должна быть замужем, должна иметь детей, должна быть верной и преданной женой своему мужу. В этом её предназначение, и она не видит свою жизнь по-другому. Когда Андрей оказывается в беде, Настёна прилагает все усилия для того, чтобы помочь ему. Молодая женщина всё также не любит своего мужа. Но Андрей её единственный близкий человек, которого она не хочет терять.

Мечта о настоящем счастье кажется Настёне особенно близкой после того, как она узнаёт о своей беременности. Теперь у неё будет полноценная семья, и она уже не станет считать себя ущербной женщиной. Но в какой-то момент главная героиня понимает, что и на сей раз счастье пройдёт мимо. Долгожданный ребёнок был зачат не в самое подходящее время. Он принесёт горе вместо радости.

Чувство долга заставляет Настёну жестоко страдать. Она выполнила свой долг перед мужем, но предала при этом родину. Видя, как в другие семьи приносят похоронки, Настёна упрекает себя за то, что вдовой вместо неё стала другая женщина. Её муж жив только потому, что погибли чужие мужья. Настёне это кажется несправедливым.

Оказавшись в безвыходном положении, главная героиня видит единственное решение своей проблемы. Тем не менее, автор не хочет, чтобы Настёну считали самоубийцей. Пытаясь оправдать свою героиню, он говорит о том, что молодая женщина просто очень устала. Она искала отдыха, а не смерти.

Андрей Гуськов

В отличие от своей жены, Андрей не обременён чувством долга. Его вполне можно назвать безответственным человеком. Андрей живёт для себя и ради себя. Он признаёт только собственную правду. В отсутствии детей главный герой, в первую очередь, винит свою жену. Он не считает себя ни дезертиром, ни предателем. Андрей убежал из госпиталя потому, что его хотели отправить на фронт раньше времени. Он просто спасал свою жизнь и никого не собирался предавать. Кроме того, он всего лишь крестьянин, а не воин. Андрей родился не для того, чтобы убивать других людей.

Гуськов эгоистично принимает все жертвы своей жены, даже не задумываясь о том, на какие страдания обрекает её своими действиями. Переложив все свои проблемы на слабую хрупкую Настёну, Андрей делает то, что считает нужным. Страдания жены для него ничего не значат. Она – женщина, её удел терпеть. Несмотря на то, что беременность жены только усугубила сложившуюся ситуация, Андрей не чувствует никакого раскаяния и не винит себя в том, что зачал ребёнка в таких непростых обстоятельствах. Он наконец-то получил то, чего так давно хотел.

Главная идея

Желание следовать долгу может быть оправдано не всегда. Стремление постоянно отдавать безвозмездно не менее губительно, чем постоянное стремление безответно принимать жертву. Нарушая энергетический баланс и дающий, и берущий остаются в проигрыше.

Анализ произведения

Жизнь простых русских людей представил в своей повести Валентин Распутин. «Живи и помни» (краткое содержание этого произведения едва ли способно передать всю палитру чувств, испытываемых героями) – не уникальная история. Женщин и мужчин, подобных Настёне и Андрею, в годы Великой Отечественной войны было немало.

Автор не осуждает своих героев, не выносит им суровых приговоров. Настёна отказалась выдать властям нелюбимого мужа. Она хотела быть счастливой, несмотря ни на что. Не стоит осуждать и Андрея. Он родился не для того, чтобы убивать и разрушать. Миссия простого крестьянина – созидательный труд. Андрей не считает себя предателем потому, что всегда служил родине другим способом: он возделывал землю, как это делали его предки. Главный герой уверен в том, что не он предал родину, а родина в чём-то предала его. Он долго воевал, был ранен и надеялся на отпуск, во время которого он мог бы побыть со своей семьёй, залечить ранения. Но вместо этого Андрею вновь придётся отправиться на ненавистную войну.

Ужасы кровавой бойни пробуждают в человеке инстинкт самосохранения – один из самых древних человеческих инстинктов. Чем меньше шансов на жизнь остаётся у человека, тем сильнее его желание остаться в живых.

В отечественной литературе Валентин Григорьевич Распутин заслужил славу одного из лучших представителей «деревенской прозы». Наиболее яркой и эмоционально сильной стала повесть Распутина «Живи и помни», в которой он раскрыл проблематику нравственного выбора, долга, ответственности и любви. Предлагаем ознакомиться с анализом произведения, который будет полезен ученикам 11 класса при подготовке к уроку по литературе.

Краткий анализ

Год написания – 1974 год.

История создания – Испытывая финансовую нужду, Распутин заключил договор на написание книги на тему стройки коммунизма. Однако в итоге сдал рукопись, центральным персонажем которой был дезертир. Повесть сразу завоевала большую популярность не только в СССР, но и далеко за его пределами.

Тема – Центральная тема произведения - нравственный выбор каждого из героев. Также автором затронуты проблемы долга, ответственности, сострадания, любви.

Композиция – В основе композиция лежит антитеза - противопоставление двух человеческих начал - Андрея и его жены Настены. Композиция включает в себя эпилог (описание главных героев и их жизни), завязку (уход Андрея на фронт), развитие событий (госпитализация Андрея, его дезертирство), кульминация (самоубийство Настены), развязка (поиск Андрея в деревне).

Жанр - Повесть.

Направление – Реализм.

История создания

По признанию Валентина Григорьевича, повесть «Живи и помни» оказалась совершенно незапланированной: писатель не вынашивал долгие месяцы ее идею, не собирал по крупицам необходимый ему материал.

В 70-х годах, оказавшись в стесненном материальном положении, Распутин заключил договор на написание книги, посвященной стройке коммунизма. Однако в результате, вместо идеологического произведения, Распутиным была написана глубоко драматическая повесть «Живи и помни».

С точки зрения выбора темы писатель иркутский писатель оказался новатором, поскольку главными героями его повести оказались дезертир и его супруга. Суть произведения заключена в смысле названия - живи, но помни о содеянном тобой.

Впервые повесть «Живи и помни» была опубликована в 1974 году в литературном журнале «Наш современник». До этого небольшие отрывки печатались в газетах. Спустя год повесть, благополучно пережившая литературную критику, вышла отдельной книгой, после чего неоднократно переиздавалась и была переведена на множество иностранных языков.

Повесть Распутина была удостоена литературными премиями еще при жизни писателя, она легла в основу театральных постановок и оперы, по ней снят художественный фильм.

Тема

В основе произведения лежит тема нравственного выбора человека во время суровых жизненных испытаний. В повести «Живи и помни» лакмусовой бумажкой, показывающей истинное лицо героев, становится война. Как известно, именно в экстремальных, суровых условиях человек способен снять все свои маски, проявить подлинные черты своего характера.

Война становится непреодолимым испытанием для Андрея Гуськова. На фронте он честно сражался за родину, не особо задумываясь о возможной смерти, был несколько раз ранен. Но уже на самом исходе войны, оказавшись в госпитале и узнав о преждевременном возвращении на линию огня, Гуськов сломался.

Оказавшись во власти собственного эгоизма и малодушия, он решается на дезертирство. Однако совершенное им предательство накладывает отпечаток на его душу, на всю его судьбу. Вид родной деревни уже не радует Андрея, ведь он не может открыто показаться своей семье - он дезертир, предатель, отщепенец. Жизнь, которой так дорожил герой, уже не мила ему: непрестанное нервное напряжение, душевные муки, невозможность расслабиться превращают его в загнанного зверя.

Однако не Андрей и его внутренняя трагедия занимает писателя. Центральным в повести является образ Настены - его супруги. Молодая женщина сочетает в себе все лучшие черты: милосердие, доброту, беспокойство и ответственность за других людей, искреннюю веру в доброе начало.

Узнав о предательстве Андрея, она, все же, находит в себе силы пожалеть и помочь ему. Помимо воли Настена становится соучастницей страшного преступления, за которое по законам военного времени грозит расстрел. Ради мужа, которому она помогает скрываться в лесу, она вынуждена непрестанно лгать, хитрить, жить в постоянном страхе.

Пережив все ужасы войны, супруги понимают, что истинное счастье - это дом, семья, любовь. Однако им уготована совсем иная судьба. Настена верит, что Андрея простят, если он выйдет людям и добровольно покается. Однако мужчина слишком слаб и труслив, чтобы совершить подобный поступок. Он находит бесчисленные оправдания собственному малодушию, не беспокоясь о том, что подставляет под удар, прежде всего, всю свою семью.

Весть о беременности Настены становится большим счастьем и, вместе с тем, серьезным испытанием для женщины. В деревне ее обвиняют в измене мужу, свекр выгоняет из дома, она вынуждена терпеть бесконечные унижения. Не выдержав всех лишений, выпавших на ее долю, Настена принимает решение покончить жизнь самоубийством. Весть о смерти жены и их не родившегося ребенком становится страшным ударом для Андрея, которому суждено нести этот крест до конца своих дней.

Автор подчеркивает основную мысль своего произведения - нет никаких оправданий безнравственным поступкам. Каждый может оступиться и сделать ошибку, но нужно находить в себе силы отвечать за свои проступки перед людьми, обществом, перед собственной совестью.

Композиция

Проводя в повести «Живи и помни анализ произведения, необходимо отметить его композиционную структуру, основанную на антитезе. Особенно ярко противопоставлены в повести характеры главных героев: слабого, трусливого и безвольного Андрея и его супруги Настены, женщины безгранично доброй, отзывчивой, совестливой.

Композиция произведения включает в себя:

  • эпилог - знакомство с главными героями и особенностями их быта в глухой сибирской деревушке;
  • завязка - уход Андрея на фронт;
  • развитие событий - тяжелое ранение Андрея, известие о его преждевременном возвращении на фронт, решение героя самовольно вернуться в родную деревню;
  • кульминация - самоубийство Настены, не выдержавшей душевных мук, связанных с предательством Андрея;
  • развязка – известие о дезертирстве Андрея, его поиск в деревне.

Главные герои

Жанр

«Живи и помни» написано в литературном жанре повесть, и принадлежит классической русской прозе. Повесть, в которой правдиво отобразились реалии военного времени, принадлежит направлению реализм.

Тест по произведению

Рейтинг анализа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 187.