Конспект урока образ катерины в пьесе гроза. Урок литературы на тему "Отчего люди не летают? (Образ Катерины в пьесе Островского «Гроза»)"

Конспект урока

Урок одного героя. Образ Катерины в пьесе «Гроза»

МАОУ «Гимназия №4» города Саратова

Техническое обеспечение: проектор, ноутбук,

портрет, художественный текст пьесы, доска

Цели и задачи урока: понять, из каких составляющих создаётся образ в драматическом произведении, проанализировать текст с точки зрения темы, увидеть индивидуальное и типическое в образе Катерины, постараться самостоятельно интерпретировать текст,провести параллели между жизнью и литературой, привлечь слайд-материалы из истории театральных постановок «Грозы»

Ход урока

1.Организационный момент: проверка готовности к уроку, наличие рабочей тетради по литературе, текста драмы «Гроза».

Запись темы урока в рабочих тетрадях.

Целеполагание урока(см.выше).

Запись эпиграфа урока с доски:

Решительный, цельный русский характер...является

у Островского в женском типе.

Н.Добролюбов

К пониманию смысла эпиграфа мы придём в течение урока. И помогать нам будет текст великого драматурга 19 века, писателя-слуховика (обращение к портрету писателя на доске).

2.Разминка в виде теста по прочитанному тексту «Грозы».

А)В каком городе на берегу Волги происходит действие пьесы Островского «Гроза»:

1)Бряхимов, 2)Калинов, 3)город, 4)Глупов

б)О ком в пьесе жители города говорят: «ругатель», «пронзительный мужик»?

1)Кулигин, 2)Борис, 3)Дикой, 4)Кудряш

в)Кто из героев пьесы хорошо знаком с творчеством Ломоносова, Державина и цитирует их стихи вслух?

1)Катерина, 2)Кулигин, 3)Борис, 4)Кабаниха

г)В «Грозе» Островского Глаша

1)дочь Кабанихи, 2)странница, живущая в доме Кабановых,

3)сестра Бориса, 4)девка в доме Кабановых

д) О каком городе говорит странница: «Иду я рано поутру...вижу на высоком-превысоком доме, на крыше, стоит кто-то лицом чёрен... И делает он руками, как будто сыплет что, а ничего не сыплется...»:

1)Калинов, 2)Петербург, 3)Москва, 4)город

е)Чьи это слова? «Не знаешь ты моего характеру! Коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь.»

1)1)Катерина, 2)Варвара, 3)Тихон, 4)Кулигин

Проверка его выполнения: один ученик комментирует свои ответы вслух, двое других подают тетради на проверку учителю. Учитель объявляет 3 оценки.

3.Не случайно этот вопрос (е) поставлен в тесте последним.

ВОПР.:Какая черта характера Катерины видна в этих словах?(решительность, твёрдость характера, гордость...). С такой позиции и начнём размышление над образом героини.

Работа с текстом

ВОПР.:Из чего складывается обычно наше представление о драматическом герое?

По ответам учащихся делаем запись в тетрадях:

СОСТАВЛЯЮЩИЕ ОБРАЗА ДРАМАТИЧЕСКОГО ГЕРОЯ:

Монологи,

Диалоги героев,

Поступки,

Взаимоотношения с другими персонажами,

Речь героя,

Внешний вид

ВОПР.: Обрисуйте обстановку в доме Кабановых. Какое место занимает здесь Марфа Кабанова? А какое Катерина?(ответы учащихся по тексту)

Вопр.:Расскажите о предыстории Катерины. Её мы узнаём из разговоров Катерины и Вари.

(Анализ монолога Катерины- действие 1 явление 7- о свободной жизни девушки в родительском доме:

Жила, как птичка на воле,

Одевалась, как кукла,

Вокруг цветы, красота(в речи Кати- ключик,водица...)

Утренняя и вечерняя молитвы в церкви и в саду,

Работа в радость(вышивка...),

Странницы, богомолки в доме.)

ПИСЬМЕННО в тетради выводы о характере Катерины:

Набожность,

Стремление к свободе,

Доброта,

Открытость,

Искренность,

Близость к народу, его культуре,

Поэтичная душа

ВОПР.:Как характеризует героиню её монолог в действии 1 явл.7 о её снах в отчем доме, о её ощущениях во время молитвы?

ПОСЛУШАЕМ ЭТОТ МОНОЛОГ В ИСПОЛНЕНИИ ученицы №1, которая получила к уроку ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ.

ВОПРОС к ученице№1.

Как ученица понимает чувства героини в этом монологе? Что важно для понимания внутренней сути Катерины?

Выводы о «золотом» характере Катерины, её неподдельной вере в Господа, честности, своеобразии характера.

ВОПР. к классу:

Какие слова Катерины свидетельствуют не столько о мягкости, сколько о силе её характера(о детстве Кати)?(«Обидели меня... выбежала, села в лодку...На другое утро уж нашли вёрст за 10!

Или «Не знаешь ты моего характеру!..В Волгу кинусь...Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь...»

ДОПОЛНЯЕМ ЗАПИСЬ в тетради:

Решительность Катерины.

О положении Катерины в доме Кабанихи свидетельствуют многие детали. Впервые я дала задание просдедить по тексту драмы, как обращается Катерина к окружающим и как они обращаются к ней.

С выводами по этой проблеме выступит учащаяся 2(ученица говорит о том, что Катерина мягка со всеми, человечна: даже с ненавидящей её свекровью общается мило- называет ту маменькой, Бориса называет своей любовью, радостью. Варю- девонькой и т.п. А о ней ласково никто не отзывается, как будто не хотят видеть в ней лучезарной человечности, любви,честности, нежности. Всё Катя да Катя...)

ВОПР. Что толкает Катерину в объятья Бориса? Что дала Катерине любовь к Борису? Любит ли она мужа Тихона? Жалуется ли на неполное женское счастье,обделённость чем-либо?(Катерина жалуется на обделённость настоящей любовью, детьми- действие 2 явление 8)

ДОПИСЫВАЕМ В ТЕТРАДЬ:

Потребность в любви,

Мечта о женском счастье,

Страстность.

ВОПР. О чем говорит нам последний, предсмертный монолог Катерины(действие 5 явление 4)?

Учитель выразительно читает этот монолог. Идёт обсуждение его содержания(слышим поток сознания одинокой, униженной Катерины, не видящей выхода из тупика; это раздумья перед лицом смерти, в состоянии отрешённости и смятения; обилие! и... знаков)

4.Выводы по работе с текстом драмы

ВОПР. Можно ли назвать образ Катерины не вполне законченным? Схематичным?(нет, это цельный характер, живой, сочный, многоцветный. В отличие от драматических женских характеров, созданных ранее Фонвизиным, Грибоедовым, Пушкиным, Гоголем. Это заслуга автора- А.Островского.)

Возвращение к эпиграфу урока на доске. Продолжаем цитировать критика Добролюбова: «Характер Катерины составляет шаг вперёд не только во всей драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе».Этот « решительный, цельный русский характер...является у Островского в женском типе».

Характер Катерины-характер, гармонично сочетающий в себе индивидуальные черты, и в то же время это типический характер!(звучит доказательство учениками этого утверждения).

5. Мы говорили о многих составляющих образа Катерины, а вопрос внешнего облика персонажа обсудили походя, когда дали отзывы о костюме, который подобрала наша актриса для исполнения монолога.

СЛОВО ученикам, готовившим СЛАЙДЫ из истории постановки «Грозы». Они расскажут нам об артистках ведущих театров России, которым довелось в 19 и 20 веках играть Катерину на сцене.

Учащийся 1 и учащийся 2 рассказывают во время показа слайдов о М.Ермоловой, Г.Федотовой,П.Стрепетовой, Пашенной, Рощиной-Инсаровой, Еланской, которые создали глубоко индивидуальные образы Катерины.

ДОПОЛНЕНИЕ учителя: впервые Катерину 2 декабря 1859 года в Александринском театре Петербурга сыграла Снеткова. Критики отозвались о ней так: хорошо выражала моральную чистоту, поэтическую восторженность героини, но лишила образ бытовых красок и по внешнему облику более походила на петербургскую барышню!

ВОПР. Кто, по-вашему, внешне действительно выражает характер Катерины? (обычно ребята соглашаются с образом, данным Стрепетовой (Александринский театр, 1881). Учащиеся не соглашаются с костюмом Снетковой (фата, много купеческого в образе), Федотовой (крупные бусы, кокошник, широчайшая юбка на артистке).

6.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. На этом разговор о великом женском типе в русской драматургии мы не будем считать законченным, т.к. на дом даётся задание сделать конспект статьи Н.Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» по вопросам, запсанным на первых уроках по творчеству драматурга. Индивидуальное задание получают 2 ученика - прочитать «Бесприданницу» и ответить на вопросы (история Л.Огудаловой, её трагедия, отличие этого женского типа от Катерины из драмы «Гроза»).

7.РЕФЛЕКСИЯ: что понравилось в уроке? Интересна ли форма «Урок одного героя»?

8. Учитель ставит оценки, объясняя их.

Цели:

— выяснить, почему Катерина способна противостоять «темному царству»;

— проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи;

— понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.

Просмотр содержимого документа
«СЦЕНАРИЙ УРОКА ЛИТЕРАТУРЫ В 10 КЛАССЕ. ОБРАЗ КАТЕРИНЫ В ДРАМЕ ОСТРОВСКОГО ГРОЗА»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Глебовская средняя общеобразовательная школа»

Сценарий урока литературы

в 10 классе на тему:

Подготовила и провела

учитель русского языка и литературы

Эпиграф к уроку: «Такая уж я зародилась, горячая!»

Цели:

Ход урока

    Организационный момент урока.

    Терминологический диктант.

    Проверка выполнения домашнего задания.

Дома нужно было подготовить сообщения о женских образах драмы А. Н. Островского «Гроза»

Угадайте о ком идет речь?

(Слайды №3, №4)

Охарактеризуйте данный образ. (Слайды №5, №6)

Охарактеризуйте данный образ. (Слайды №7, №8)

IY . Обощение ответов обучающихся. Слово учителя.

Имена героинь пьесы имеют символический смысл: Катерина – греч. «чистота», «благопристойность»; а вот имя Кабанихи – Марфа – греч. «хозяйка», «госпожа», так она себя и чувствует в пьесе; дочь Кабанихи – Варвара – с греческого «чужеземная», «грубая».

Катерина – главная героиня пьесы Островского, не подчиняется «хозяевам» жизни (Кабанихе и Дикому) , ей чужды законы «темного царства», она живет так, как ей велит ее совесть.

Y . Постановка учебных задач урока. (Слайд № 9)

Сегодня на уроке мы постараемся выяснить, почему именно Катерина способна противостоять «темному царству», проследим, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи;

Эпиграфом урока являются слова самой героини: «Такая уж я зародилась, горячая!» (Слайд № 10)

YI . Работа по теме урока.

1) Черты характера Катерины.

Какие черты характера проявляются с первых же реплик Катерины? (зачитать реплики)

(неспособность лицемерить и лгать, прямота.)

Уже с первых же реплик Катерины чувствуется конфликт. Почему?

(Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)

Откуда же появились такие черты характера Катерины, если город Калинов живет по иным принципам? (воспитание в детстве, в родном доме)

2). Работа с текстом: чтение по ролям диалога Катерины и Варвары (Д.1, явл.7)

3) Работа с таблицей.

Какая атмосфера окружала Катерину в детстве и в семье мужа? Сравним жизнь Катерины в доме Кабанихи и в доме родителей.

В детстве

В семье Кабановых

«Точно птичка на воле»; «маменька души не чаяла»; «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду

«Я у вас завяла совсем»; «да здесь все как будто из-под неволи».

Атмосфера дома – страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?

Черты Катерины: свободолюбие (образ птицы); независимость; чувство собственного достоинства; мечтательность и поэтичность (рассказ о посещении церкви, о снах); религиозность; решительность (рассказ о поступке с лодкой)

Принципы дома Кабановых: полное подчинение; отказ от своей воли; унижение попреками и подозрениями; отсутствие духовных начал; религиозное лицемерие

Вывод. Для Катерины главное – жить согласно своей душе

Вывод. Для Кабанихи главное – подчинить, не дать жить по-своему

В доме Кабановой Катерина переживала жестокие отношения к ней свекрови, отчего возникал постоянный духовный бунт, да и Тихон не понимал Катерину. А жил по приказам Кабанихи.

Какое влияние оказала жизнь у Кабановых на Катерину? (Слайд № 11)

4). Работа в тетради. Опорная запись:

(запись вывода в тетрадь)

Вывод: Для Катерины главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по–своему. Здесь возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт.

В чем же выражается протест Катерины?

(В любви. Это и есть стремление жить по законам своей души.)

Любовь – это движущая сила сюжета. Что такое любовь?

Определение по словарю Ожегова (Чтение словарной статьи)

5) Стихотворение А. Дементьева «Душа не хочет перемен» (Читает ученик)

Любовь не только возвышает.

Любовь порой нас разрушает.

Ломает судьбы и сердца…

В своих желаниях прекрасна,

Она бывает так опасна,

Как взрыв, как девять грамм свинца.

Она врывается внезапно.

И ты уже не можешь завтра

Не видеть милого лица.

Любовь не только возвышает.

Любовь вершит и все решает.

И мы уходим в этот плен.

И не мечтаем о свободе.

Пока заря в душе восходит,

Душа не хочет перемен.

Звучит романс «Любовь - волшебная страна»

Вот и любовь Катерины – это не только возвышенное чувство, но чувство разрушающее, которое сыграло в ее судьбе роковую роль, привела героиню к гибели. Случаи самоубийств в патриархальном купеческом мире не были единичны – это мы увидим из истории создания пьесы «Гроза»

6) Доклад учащегося

«По заданию Его императорского высочества, генерал-адмирала, великого князя Константина Николаевича за новыми материалами для «Морского сборника» были разосланы по стране видные русские писатели, уже имевшие опыт путешествий и вкус к очерковой прозе. Они должны были изучать и описывать народные промыслы, связанные с морем, озерами и реками, приемы местного судостроения и судовождения, положение отечественного рыболовства и само состояние водных путей России.

Островскому досталась Верхняя Волга от истока до Нижнего Новгорода. И он с увлечением взялся за дело.»

« В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращен в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны доводы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы. О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен!

Где написана «Гроза» - на подмосковной даче или в заволжском Щелыкове – точно неизвестно, но она создана с поразительной быстротой, истинно по вдохновению, за несколько месяцев 1859 года.

В течении довольно длительного времени считалось, что сам сюжет «Грозы» Островский взял из жизни костромского купечества, что в основу его легло нашумевшее в Костроме на исходе лета 1859 года дело Клыковых. Вплоть до начала XX века костромичи с гордостью указывали на место самоубийства Катерины – беседку в конце маленького бульварчика, в те годы буквально нависавшую над волгой. Показывали и дом, где она жила, - рядом с церковью Успения. А кода «Гроза» впервые шла на сцене Костромского театра, артисты гримировались «под Клыковых».

Костромские краеведы обстоятельно обследовали потом в архиве «Клыковское дело» и с документами в руках пришли к заключению, что именно эту историю использовал Островский в работе над «Грозой». Совпадения получались почти буквальные. А.П.Клыкова была выдана шестнадцати лет в угрюмую и нелюдимую купеческую семью, состоявшую из стариков родителей, сына и незамужней дочери. Хозяйка дома, суровая и строптивая, обезличила своим деспотизмом мужа и детей. Молодую сноху она заставляла делать любую черную работу, отказывала ей в просьбах повидаться с родными.

В момент драмы Клыковой было 19 лет. В прошлом она воспитывалась в любви и холе души в ней не чаявшей бабушкой, была веселой, жизнерадостной, живой. Теперь же она оказалась в семье недоброй и чужой. Молодой муж ее, Клыков, беззаботный и апатичный человек, не мог защитить жену от притеснений свекрови и относился к ней равнодушно. Детей у Клыковых не было. И тут на пути молодой женщины встал другой человек, Марьин, служащий в почтовой конторе. Начались подозрения, сцены ревности. Кончилось тем, что 10 ноября 1859 года тело А.П.Клыковой нашли в Волге. Начался долгий судебный процесс, получивший широкую огласку даже за пределами Костромской губернии, и никто из костромичей не сомневался, что Островский воспользовался материалами этого дела в «Грозе».

Прошло много десятилетий, прежде чем исследователи творчества островского точно установили, что «Гроза» была написана до того, как костромская купчиха Клыкова бросилась в Волгу. Работу над «Грозой» Островский начал в июне-июле 1859 года и закончил 9 октября того же года.

Можно сделать вывод, что такие случаи в купеческой среде случались, так патриархальные устои общества не давали жить свободно, независимо, а подчиняли, порабощали. Женщина не могла любить того, кого она хочет, выдавали замуж не по любви, и она должна была смириться со своей участью.

Катерина Кабанова не смирилась, также как и А.П.Клыкова.

7) Чтение диалога Катерины и Варвары (Д.2, явл. 2 )

8) Беседа:

Кого полюбила Катерина?

Почему Варвара догадывается о любви Катерины?

Почему Катерина обращает внимание на Бориса? Только ли от невыносимо жестких условий жизни, от бесконечного гнёта свекрови?

(Катерина чувствует потребность любить – быть любимой и отдавать кому-то свою любовь. Но к мужу таких чувств не испытывает, как и он сам, детей у них нет, хотя она мечтает о детях).

На Бориса обращает внимание, потому что он отличается от других жителей города Калинова. Он интеллигентен, отчасти робок, образован, отличается от невежественного мужа. И вся жажда любви, независимости, воли проявляется в любви Катерины к Борису.

Что мешает Катерине на пути к счастью, что её останавливает?

(Предрассудки, нежелание лгать, хитрить, совершать грех).

Поборола ли их Катерина? Какая художественная деталь является символом её душевной борьбы, борьбы самой с собой?

(Она победила все предрассудки, согласившись на встречу с Борисом. Но это далось Катерине нелегко. Символом внутренней борьбы является ключ от калитки).

Давайте посмотрим, как шла борьба героини с собой. Приведите цитаты, доказывающие это.(Работа с текстом)

Таким образом, можем сказать, что любовь к Борису – это проявление воли. Отказ от неё (любви) предполагал бы полное подчинение миру Кабановых и Диких.

Но обретает ли Катерина свободу?

(С одной стороны – да, она вольна делать, к чему призывает её «горячее сердце», а с другой – голос совести не оставляет героиню, вступив на путь измены она, натура чистая, уже погибла. Но и при том, нельзя не отметить ещё одну черту Катерины – решительность (« Не хочу здесь жить, так и не стану, хоть режь меня!»).

Значит, можем сказать, что полюбив Бориса, согласившись на встречи с ним, она уже заявила свой протест против затхлых моральных устоев Калиновского общества, она уже говорит о том, что пути назад нет. Разве сможет она вновь вернуться к прежней рабской, «душной» жизни?!

9. Работа с текстом. (д. 4, явл. 6)

- Почему же кается Катерина? Зачем она открывает всем свою тайну, ведь у неё есть живой пример безнаказанного обмана перед глазами (Варвара)?

В разговоре с Варварой Катерина говорит: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу».

«Такая уж я зародилась, горячая» – что значит эта фраза?

Катерина – герой, руководствующийся сердцем. Поэтому и относится к ряду персонажей Островского, называемых «горячим сердцем».

(Осознание того, что не миновать наказания, кары за грех. Также не может продолжать жить в одном доме с мужем и обманывать его).

В христианстве покаяние – очищение. Приходит ли очищение к Катерине?

(Катерина кается перед мужем, перед свекровью, но ей не становится легче – не приходит очищение, потому что она всё ещё любит Бориса, не способна изменить своим чувствам).

А как ведёт себя Борис?

(Он остаётся как будто в стороне от произошедшей драмы. Его поведение рационально, не делает опрометчивых выводов и не принимает необдуманных решений. Он оказался не в силах помочь Катерине изменить свою жизнь, освободить её от гнёта «тёмного царства»).

10. Работа с текстом. (д. 5, явл. 3).

Обратимся к сцене последнего свидания Катерины и Бориса.

Здесь каждый проявляет свои качества в большей мере.

(Борис безволен. Он безропотно подчиняется воле дяди, боясь потерять его благосклонность и, следовательно, долю в наследстве. Он идёт проститься «с местом», но не с Катериной. Сам называет себя «вольная птица» - полная противоположность Катерины. И Борис не рискует ради нее своей свободой. К тому же сетует на судьбу: «Лучше б бежать мне тогда». Не хочет взять Катерину с собой, она была бы в данной ситуации для него обузой, потому что Катерина страдает за двоих, а он исключительно за себя. Решительность молодой женщины («Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю. Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда!») подчёркивает слабость, трусость её избранника: «Не застали б нас здесь!»).

Борис уходит от Катерины со словами «Умерла бы поскорее». Зачем он так говорит, неужели он, безмерно любимый Катериной, желает ей смерти?

(Борис тоже видит безвыходность её ситуации. Один шанс на спасение её – забрать с собой- он отвергает. Уйти от мужа Катерина не может, так как в то время её могли вернуть через полицию).

Что же остаётся Катерине? Жить в доме мужа, быть презираемой всеми?

Обратимся к развязке конфликта. Катерина гибнет. Как вы относитесь к её гибели? Разве это единственный выход?

Притом обратите внимание на то, что девушка она была религиозная, а самоубийство – самый страшный грех! Неужели даже это не останавливает героиню пьесы Островского?

Звучит романс «А напоследок я скажу»

(Гибель Катерины – это протест, бунт, призыв к действию, т.к. после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.)

(Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова)

Мы можем осуждать героиню, можем ей сочувствовать, но иного выхода у неё не было.

YII . Подведение итога урока.

Сделаем вывод, отталкиваясь от всего, о чём говорили сегодня на уроке и запишем его в тетрадь:

YIII . Домашнее задание.

Просмотр содержимого презентации
«Открытый урок по пьесе»



  • Угадайте о ком идет речь?
  • Прозвище героини могло быть образовано от двух слов, которые в равной степени глубоко соответствуют сути её характера. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны.
  • Охарактеризуйте данный образ.


  • Угадайте о ком идет речь?
  • Эта героиня довольно проста духовно, груба. Она умеет лгать, когда нужно. Её принцип – «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было».
  • Охарактеризуйте данный образ.


  • Угадайте о ком идет речь?

В её образе является решительный, непримиримый русский характер. Но в первую очередь поражает его своеобразность.

Ничего в нём нет чужого, внешнего, всё выходит изнутри. Из её рассказов о детстве видно, что мать дочку ни к чему не принуждала и очень любила. Катерина гуляла, молилась, вышивала. Вообще она была воспитана в условиях старого быта.

В её молодой душе начинает зарождаться глухой протест против «тёмного царства», которое не дало ей желанной любви и свободы, независимости.

  • Охарактеризуйте данный образ.


Тема урока: «Образ Катерины в драме А. Н. Островского « Гроза»»

Цели:

Выяснить, почему именно Катерина способна противостоять «темному царству»;

Проследить, как формировался ее характер, какие черты являются в нем главными, как развивается ее конфликт с миром Кабанихи;

Понять, почему в системе действующих лиц Катерина стоит отдельно.


Эпиграф к уроку: «Такая уж я зародилась, горячая!»

Катерина (Г.Кирюшина)


Влияние жизни у Кабановых на Катерину: А) Осознание своей обреченности Б) Замкнутость, разочарованность в семейной жизни. В) Страстное стремление к свободе, любви, счастью.

Вывод:

Для Катерины главное – жить согласно своей душе, а для Кабанихи главное – подчинить и не дать жить по –своему. Здесь возникает резкий контраст – вытекает непримиримый конфликт.


Ответьте на вопросы:

Докажите, что смерть Катерины – это протест.

Сможет ли город Калинов жить по-старому?


Катерина – сильная личность, которая умела любить, готова на самопожертвование во имя любви, но она честна, искренна и поэтому она не способна притворяться, обманывать, т.е. жить по законам «темного царства», она избрала выход – самоубийство, чтобы избавить себя и свою душу от угрызений совести и уйти от норм и правил города Калинова.


Домашнее задание.

Прочесть статьи Добролюбова «Луч света в тёмном царстве» и Писарева «Мотивы русской драмы». Сопоставить положения о жанре произведения, взгляды на образ Катерины.


Презентацию выполнила:

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Глебовская СОШ»

Курского района Курской области


Открытый обобщающий урок в 10 классе по пьесе Н.А.Островского «Гроза» «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»

Тип урока: обобщение по теме «жертвы темного царства», их протест, их нравственный выбор.
Вид урока: урок – исследование проблемы нравственного выбора.
Форма урока: беседа (с элементами художественного чтения, использования технологий составления интеллект-карт, дискуссии).
Цель урока: выявление аспектов жизни жертв «Темного царства», не позволивших или позволивших им сделать верный выбор в жизни, проанализировать отдельные фрагменты пьесы.
Задачи:
1) познавательные:
- вспомнить содержание пьесы «Гроза»;
- выявить ситуации нравственного выбора героев пьесы;
- сопоставить между собой «жертв темного царства»;
- выявить сильные и слабые стороны представителей молодого поколения в пьесе;
- совершенствовать работу с тестами;
- подготовиться к контрольному тесту.
2) развивающие:
- развитие внимания (при работе с фрагментами);
- развитие мышления (наблюдения над поступками героев, выводы);
- развитие воображения (связь с современностью);
- развитие устной и письменной речи.
3) воспитательные:
- воспитание чувства собственного достоинства;
- формирование активной жизненной позиции;
- преодоление страха перед нравственным выбором.

Человек всегда свободен, он всегда волен
сделать свой выбор: нет обстоятельств,
которые бы сделали человека своим рабом,
если он сам этого не захочет.
Мишель де Монтень, французский юрист, политик и философ,
занимавшийся проблемами морали.
Замечательный писатель,очеркист. 16 век
Ход урока
I. Слово учителя.
Ребята, здравствуйте. Наш разговор о творчестве А.Н.Островского постепенно подходит к логическому завершению. Мы на прошлых уроках познакомились с этапами жизненного и творческого пути Островского, подробно разобрали содержание пьесы «Гроза», жизнь обитателей города Калинова. И сегодня я хочу предложить вам остановиться на обсуждении проблемы нравственного выбора в этой пьесе. Это и будет темой нашего урока.
(Приложение 1- презентация к уроку)

К обсуждению проблемы в качестве эпиграфа я взяла высказывание философа 16 в. М.Монтеня.

Прав ли он, философ 16 века, произнесший этот афоризм? Над этим вопросом мы и будет рассуждать, взяв за основу содержание пьесы А.Н.Островского «Гроза».
Слово учителя: Напомню вам, что русская литература всегда отличалась глубиной своего идейного содержания, неустанным стремлением разрешить вопросы смысла жизни, гуманным отношением к человеку, правдивостью изображения. Русские писатели стремились выявить в женских образах лучшие черты, свойственные нашему народу. Только в русской литературе обращается так много внимания изображению внутреннего мира и сложных переживаний женской души.
Перед вами галерея женских образов, перелистаем страницы любимых книг
Татьяна Ларина, Ольга Ильинская, Анна Сергеевна Одинцова, Сонечка Мармеладова, Катерина Кабанова.

Итак, начинаем, занавес поднимается.

В ходе сегодняшнего урока мы должны ответить на вопрос: «Самоубийство Катерины – сила или слабость?»

Вспомним правила работы с интеллект-картой на уроке.

Путешествуя по Волге, А.Н.Островский задумал пьесу о положении Женщины в русском обществе, которую пишет в 1859 году. Через 20 лет он напишет еще одну пьесу на данную тему - «Бесприданница».
Почему этот вопрос так волнует писателя? Ведь за указанный период, прошедший со дня написания «Грозы», в России произошли разительные перемены: русские купцы, например, надели европейские платья, по утрам они читают газеты и совершают моцион, ездят на ярмарку в Париж, да и дворяне не гнушаются браком с купеческими дочками. Главное, чтобы приданое было.
В этот период обострился «женский вопрос» в связи с конкретными успехами в борьбе за высшее образование (1872г. в Москве и Петербурге открылись женские курсы). Старый уклад жизни рушился, уходили в прошлое патриархальные отношения – люди должны были приспосабливаться к новым условиям существования.
А.Н. Островский не сомневается, что, несмотря на всё стремление женщин к равноправию и образованию, именно в любви происходит для них главное, основное. Свобода не даёт женщине счастья. Она борется, но предметом её борьбы является всё-таки не образование, не юридические свободы, а любовь избранника. В этой битве она страдает и вырастает духовно, но, поскольку её возлюбленный не готов к обладанию такой женщины, еёизбежно ждёт разочарование. И героиня сегодняшнего урока – яркий пример этому. Обратимся к интеллект-карте №2 «Гроза – действующее лицо пьесы.

К образу грозы обращались не только писатели, поэты, художники, композиторы. Один из них итальянский композитор, скрипач-виртуоз, педагог, дирижёр, католический священник Антонио Вивальди. Послушаем фрагмент его пьесы.

Работаем с интеллект-картой №1 « Город Калинов и его обитатели»Город Калинов, изображенный в пьесе “Гроза”,-это и реальный город, типичный для России 60-х годов XIX века, и обобщенный образРоссии середины прошлого столетия в целом. В основе композиции пьесы-принцип контраста. Красота, гармония волжского пейзажа противопоставлена жестокости и несправедливости человеческой жизни. “Чудеса, истинно надобно сказать, что чудеса! Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется. Пятьдесят лет каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу”. Этими восторженными словами механика-самоучки Кулигина начинается пьеса. Но люди, живущие рядом с Кулигиным, не замечают красоты природы. Дикой, Кабаниха, Феклуша, горожане невежественны и духовно убоги. Феклуша рассказывает, что люди огненного змея для скорости придумали. На что Кабаниха замечает, что пусть ее хоть золотом осыпают, но она на нем не поедет. Дикой считает, что гроза Богом в наказание посылается. Горожане уверены, что Литва с неба упала. Кулигин дает точную характеристику калиновцам. Он критикует жестокие нравы жителей города, мещанскую грубость. Рассказывает, как у них в городе из зависти друг к другу торговлю подрывают, как на гербовых листах кляузы строчат на ближних. Как потом судятся, успокаивая себя мыслями: “Я потрачусь, да уж и ему в копейку станет”. Кулигин характеризует и семейные устои города. За высокими заборами льются “невидимые и неслышимые” слезы. Кабаниха “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Нравственные законы жизни людей подменяются в Калинове законом силы, власти и денег. Дикой, самый богатый человек в городе, ни дня не может прожить без ругани. Большие деньги развязывают ему руки и дают возможность безнаказанно куражиться над всеми, кто беден и материально от него зависим. Люди для него ничто. “Ты червяк. Захочу- помилую, захочу-раздавлю”,-говорит он Кулигину. Дикой обогащается, обманывая наемных рабочих, причем сам он не считает это преступлением. “Не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются”,-хвастливо говорит он городничему. “У кого деньги, тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег наживать”. Представитель закона принимает откровения Дикого как должное, потому что сам от богача в зависимости. Кабаниха, в отличие от Дикого, скрывает свои неблаговидные поступки за лживой добродетелью. От ее самодурства больше всех страдает Катерина. Свободолюбивая натура, она не может жить в семье, где младший беспрекословно подчиняется старшему, жена-мужу, где подавляется любое стремление к воле и проявление собственного достоинства. “Воля” для Кабанихи-слово ругательное. Для Кабанихи важнее всего не реальный порядок, а его внешнее проявление. Ее возмущает, что Тихон, уезжая из дома, не приказывает Катерине, как себя вести, а жена не кидается в ноги мужу и не воет, чтобы показать свою любовь. Кабаниха успокаивает себя лишь тем, что при ней будет все по-старому, а потом уж она не увидит. Из вековых традиций Кабанова взяла самое плохое, извлекла самые жестокие формы, оправдывающие деспотизм. В городе Калинове царят корысть и жестокость. Нет простора живым чувствам и разуму. Ложь и обман, став обыденным явлением в жизни, калечат души людей. Жизненный принцип Варвары-“делай что хочешь, только бы шито да крыто было”. По такому же закону живет и Кудряш. Он “благословляет” Бориса на встречу с Катериной, только просит быть осторожным: себе вреда не нанести и ее в беду не вогнать. Материальная зависимость делает бессильным перед дядькой и Бориса, неспособного отстоять свое человеческое достоинство. Гроза нависла над городом Калиновом. И поэтому, чувствуя приближение новой жизни, шумят самодуры в “Грозе”. Шумят и злятся, потому что власть их кончается.

Работа с интеллект-картой №3 «Образ Катерины»
Юрий Тынянов утверждал: «Все имена говорят» О чем говорит имя главной героини урока? (Катерина)
-Как вы понимаете слово «благопристойная»?
-Подберите синонимы к этому слову.
Учитель: Почему Островский дал это имя героине?
- Какие поступки и высказывания Катерины свидетельствуют о ее честности и искренности?
Докажем это примерами из текста.
Напомню, что уже первое появление Катерины на сцене располагает к ней читателя. Разговаривая с Варварой, сестрой нелюбимого мужа, она не только благодарит ее за хорошее отношение, но и делится с ней своей мечтой: Монолог 1 (слушаем) «Отчего люди не летают!... Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы...».

Известно, что человека формирует его среда обитания, какие-то обстоятельства.
Почему Катерина предпочитает воображаемый мир реальному? (Когда -то, еще не так давно, она жила в родительском доме, и тогда все было по-другому: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле. Маменька во мне души не чаяла...») Монолог 2 (слушаем)-Чего не хватает Катерине в доме Кабановых? (Жизнь лишена живого, искреннего чувства, «как будто все из-под неволи»)
-Чему учит Варвара Катерину? («У нас весь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало».)
- Как Катерина относится к обману? (Катерина, наоборот, не умеет обманывать: «Обманывать -то я не умею, скрыть - то ничего не могу». Не любит она, и когда это делают другие: «Напраслину - то терпеть кому же приятно!»)
-Какие черты характера героини здесь проявляются? (Искренность, мечтательность, непосредственность, честность)
- Уже во 2 действии, 2 явл. мы узнаем, что Катерина любит Бориса и это чувство захватило ее целиком. Здесь она впервые признается в любви.
-Как раскрывается сила чувства героини? («Такая уж я зародилась, горячая.» «уж коли мне здесь опостынет, так не удержать меня никакой силой в окно выброшусь, в Волгу кинусь») Именно этими словами предопределяется все дальнейшее поведение Катерины и ее трагическая гибель.
-Итак, Тихон уезжает в Москву по требованию матери. Катерина бросается перед ним на колени. О чем она просит? (Чтобы муж не уезжал)
- Почему она так поступает? (Она волнуется, потому что чувствует, что когда муж уедет, она может не выдержать и встретится с чужим человеком, которого полюбила. В душе у нее звучит голос совести.)

Учитель: Правильно. Совесть - это как бы внутренние весы; на них человек словно взвешивает действия, которые он совершил или собирается совершить: правильно - неправильно, хорошо - плохо, нравственно - безнравственно. У Катерины очень глубокая совесть, очень сильное чувство ответственности за свои поступки. Ее все толкает к Борису, но она пытается сделать последнюю попытку - уговорить мужа помочь ей: взять ее с собой, не уезжать или взять с нее страшную клятву. Но Тихон на такой поступок не способен. Порыв Катерины - ее попытка сделать Тихона своим другом и союзником; найти в нем опору, которая держала бы ее в семье
(С чувством облегчения, чувством свободы произносит Тихон: «Да-с, маменька, пора». Но оказывается, это еще не все. Он пытается смягчить требования, матери, унижающие достоинство его жены: Катя и интонация ласковой просьбы. Цель Кабанихи – привести к полной покорности домашних и прежде всего своенравную Катерину. Тихон – орудие в руках Кабанихи. Но чем больше Катерину унижают, тем сильнее в ее душе пробуждается стремление к свободе, любви, счастью.
В этой сцене обнаруживается, до каких крайностей доходит деспотизм Кабанихи. Выясняется полная неспособность Тихона не только защитить, но и понять Катерину. Эта сцена объясняет решение Катерины пойти на свидание с Борисом.Смысл этой сцены – отчаянная попытка Катерины предупредить беду, заставить себя любить мужа.)
Вывод: -Какой же предстает перед нами Катерина по этим двум эпизодам? Какие черты характера развились у нее в процессе такой жизни?

Качества характера Катерины
(дети поочередно называют основные черты характера героини, открывающиеся на слайде: непосредственность, доброта, честность, мужество, стремление к свободе, мечтательность, моральная чистота, страстность и поэтичность натуры)

РАБОТА С МОНОЛОГОМ О КЛЮЧЕ

Учитель: Итак, Катерина живет по законам: «Ведь я замужем, мне с мужем жить до гробовой доски» Церковный брак для нее святыня. Любовная страсть к Борису шепчет ей соблазны по ночам, зовет ее, обнявшись, кататься на лодке и на тройке. И страсть эта приходит в противоречие с религиозным долгом. Обратите внимание на д.2 явл.10.
- Какая деталь здесь передает внутреннее состояние героини? (Ключ)
Ключ держат в руках многие известные нам литературные персонажи.
-Кого вы можете назвать? И для чего им ключ?(Он запирает и отпирает сундуки Барона; связка ключей от многочисленных кладовых, сараев, погребов в поместье Плюшкина висит у него на поясе)
- Действительно. «Запирают», закрывают в себе все лучшее, человеческое Барон, Плюшкин – это мотив «души». И лишь Катерине в «Грозе» ключ открывает дорогу к любви, к счастью. Катерина, держа в руках ключ от садовой калитки, идет навстречу любви.
Давайте убедимся в этом: чтение монолога наизусть раннее подготовленной ученицей.

А как вы считаете, это грех?
-Вы должны были провести исследовательскую работу по определению, что такое «ЛЮБОВЬ» и с какими ассоциациями оно у вас связано.
(В словаре Ожегова – «чувство самоотверженной, сердечной привязанности»)

Что такое любовь для Катерины?-А что такое любовь для Катерины? Ответ попытаемся найти в д.4 (явл.6) и 5.
Один из последних поступков Катерина совершает во время грозы. Тихон вернулся из Москвы. Кабановы вышли погулять всей семьей на берег Волги. Разразилась гроза. Гуляющие зашли в узкую галерею. На стенах - старые потемневшие картины с изображением страшных мук, ожидающих грешников после смерти на том свете, в аду. Здесь горят огромные костры, куда слуги дьяволовы бросают грешников. Поэтому ад называли геенна огненная (древнее церковное слово означает “ад” в переводе с греческого языка).
Катерина - верующий, религиозный человек. Для нее эти картины “темной старины заветные преданья” (Лермонтов “Родина”). Но главное - голос ее совести, так как она считает себя грешницей. Варя старается ее удержать.
Как же поступит Катерина? Ведь она знает, что если во всем признаться при людях и Кабанихе, ее “сживут со свету”.
Так что же, значит, лучше помолчать? Но тут Катерина встречается глазами с Борисом, слышится крик полусумасшедшей барыни, снова гремит гром... А страшнее всего голос собственной совести. И Катерина совершает поступок, небывалый для людей, привыкших к нравам “темного царства” - признание Катерины (действие 4, явление 6).
Не смогла удержать Катерина - чистая, искренняя женщина своего признания. Кабаниха обрадовалась: ведь у нее давно идет спор с невесткой давать ли человеку волю или крепко держать на цепи, в неволе. Это спор и с сыном, который по-своему любит жену. Свекровь считает, что именно “воля” привела Катерину к ее “греху”. Катерина сама принародно раскаялась, сама себя прокляла и отдала себя на суд людей за собственное своеволие...
Если в монологе с ключом и в сцене свидания раскрывается победа любви в душе Катерины, то в сцене покаяния отчетливо обнаруживается сила тяготеющих над героиней норм религиозной нравственности. Но можно ли считать ее покаяние слабостью?
- Но нет, Кабаниха, оказывается, не победила. Через несколько дней. Катерина совершает новый неожиданный поступок - побег из дома Кабановых, последняя встреча с Борисом, (действие 5, явление 3).
- Попробуем сами подумать за героиню: что ей оставалось делать, куда пойти, какой путь выбрать?
1) Догнать Бориса и попробовать уговорить его. Как вы считаете, можно надеяться на это?
2) Побежать в родной дом, к своим родителям, искать у них защиты. Но они тоже купеческая семья, там тоже царят законы “домостроя”. Младшие члены семьи должны были подчиняться старшим. Муж имел полную власть над женой и детьми.
3) Катерина вернется к Кабанихе, повинится снова в своих грехах и будет во всем покоряться свекрови и мужу. Варя - да. Катерина - нет. Дом Кабановых - для нее тюрьма, а она - вольнолюбивая и непокорная.
Мечтает быть свободной, летать, как птица “а уж коли очень мне опостылеет, так в окно выброшусь, в Волгу кинусь, не хочу здесь жить, так и не буду...”.
-Так чем же для Катерины стала любовь? (Грех, погибель – слайд 17) (Ответы учеников:
1. Катерина принимает решение умереть... Она решилась на самоубийство: с высокого обрыва кинулась она в Волгу, в свой последний полет, покончила с собой. В тех условиях она не могла поступить иначе: так она опять проявила свой характер - доказала, что для нее лучше смерть, чем неволя. Свой поступок Катерина совершила в условиях необычных, исключительных, безвыходных. При этом она проявила снова большую волю, и даже отвагу. Ведь христианская религия объявила самоубийство смертным грехом и запретила молиться за самоубийц. А Катерина, хотя она и религиозный человек, говорит: “Кто любит, тот будет молиться”. Любовь к человеку и ненависть к самодурству, к неволе для нее сильнее всех церковных запретов.
2. Причина - в неясном для самой Катерины ощущении кризисности бытия: прежние моральные принципы устарели, а новые она не может воспринимать иначе, как грех. Виновны окружающие, набожность, замкнутый образ жизни: дом, вышивания, рассказы богомолок не подготовили Катерину к жизни с другими правилами. Она жертва «собственной чистоты»)

КАТЕРИНА В ОЦЕНКЕ РУССКОЙ КРИТИКИ

По поводу главной героини «Грозы» современники А.Н.Островского высказывали противоречивые мнения. Полемика свидетельствовала об актуальности и новизне образа, появление которого было результатом художественного анализа действительности и творческой эволюции драматурга.
Сообщение о Добролюбове
Сообщение о Писареве

Работа в группах по критическим статьям «Луч счета в темном царстве» и «Мотивы русской драмы»
ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
-Так что же представляет собой гибель Катерины- силу или слабость? (Сила)
-Ваше отношение к поступку Катерины с позиции человека современного мира.
Заключительное слово: Катерина Кабанова заметно выделяется на фоне героинь Островского, описанных в предыдущих пьесах. С одной стороны, она продолжает линию «москвитянинского» периода, поскольку выражает веру в творческие начала национального характера; с другой стороны -противостоит, поскольку отрицает застойные явления патриархального быта.
Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе Катерины Островский воплотил народный героический характер. Поэтическое, образное восприятие действительности, «горячее сердце», честность - таковы основные черты ее нравственно -психологического облика. Катерина искренне верит в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому что чувство личной свободы оказывается для нее важнее религиозных законов.
ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ В ТВОРЧЕСТВЕ ДРАМАТУРГА
Рефлексия: чью трактовку образа Катерины вы поддерживаете?
Оценки.
Домашнее задание

Цель: проанализировать образ Катерины; понять, почему Катерина решилась на самоубийство.

  • актуализировать личностный смысл учащихся к изучению темы;
  • создать условия для развития у учащихся умений формулировать собственную точку зрения, высказывать и аргументировать её, умений сравнивать, доказывать и опровергать, определять и объяснять понятия;
  • формировать ценностное отношение учащихся к окружающей действительности, к другим людям и их чувствам.

Технология личностно-ориентированного развивающего обучения.

Форма урока: урок-размышление.

Оборудование: компьютер, слайды по теме урока (прилагаются), два кусочка пластилина - чёрного и белого, тексты по пьесе.

Мы знаем, что характер Катерины выдержит себя,
несмотря ни на какие препятствия,
а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе.

Н.А. Добролюбов

Только сознательное уважение человека к самому себе
даёт ему возможность спокойно
и весело переносить все мелкие и крупные неприятности,
которые не сопровождаются сильной физической болью.

Д.И. Писарев

Ход урока

1. Организационный момент.

Дорогие ребята! Рада видеть вас в хорошем настроении. Я думаю, что наш урок пройдёт в тёплой атмосфере. Хочу пожелать вам успехов, уверенности в себе, хорошего настроения.

2. Постановка задач и актуализация знаний.

Сегодня мы с вами завершим изучение пьесы А.Н. Островского “Гроза”. Тема урока – “Образ Катерины. Её душевная трагедия”. Тема, которая может показаться лёгкой, но и одновременно очень сложной.

Я предлагаю вам посмотреть на облака. Каждый из вас делал это многократно, смотрел и фантазировал, что представляет собой каждое облако.

А что теперь видите вы?

Ученики делятся своим мнением. (Воздушные замки, животное, храм и т.д.)

Учитель. Почему вы не увидели одно и то же? (Каждый ученик индивидуален, имеет своё мнение и свою точку зрения).

Ученики делают вывод, как это связано с темой урока и работой на уроке.

Учитель. Правильно, ребята. Каждый из вас воспринимает образ главной героини по-своему, потому что вы оцениваете её действия и поступки, исходя из своих взглядов и жизненного опыта.

Для того чтобы приступить к раскрытию темы урока, определите, пожалуйста, что вы должны будете сделать сегодня на уроке и сформулируйте вопросы, на которые вы должны ответить в конце урока.

(Дать характеристику образу Катерины, рассмотреть причины её смерти, раскрыть значение понятий “грех”, “свобода”, “неизбежность”, “красота”, ответить на вопросы “Был ли иной путь у Катерины? В чём сила характера Катерины?)

Понятия и вопросы выводятся на слайдах презентации.

3. Информационный поток.

Работа в группах.

Задание первой группе:

Проанализировать, как формировался характер Катерины в детстве, и как это повлияло на её дальнейшую жизнь.

(Катерина росла в родительском доме, не зная хлопот. Ухаживала за цветами, слушала рассказы странниц, ходила в церковь. Ей часто виделись странные вещи: ангелы в золотом столбе, храмы золотые; ей снилось, что она летает.

Катерина - крайне религиозный человек. А религиозный человек должен жить по Закону Божьему.

Но есть ещё один факт, который говорит нам о характере главной героини. В шесть лет, когда её дома обидели, она села в лодку и поплыла по Волге. Нашли её через сутки вёрст за десять от дома. Это говорит нам о том, что Катерина – своевольный, своенравный человек, способный на необдуманные поступки, чтобы сохранить свою свободу и независимость).

Задание второй группе:

Охарактеризовать отношения Катерины и Тихона, Катерины и Бориса. Можно ли считать чувство Катерины к Борису любовью?

(Катерина очень рано вышла замуж за Тихона. Она попала в семью, где мать заправляла всем. Тихон иногда пытался возразить матери, заступиться за жену, но попытки пресекались в самом их начале. Тихон искал свободу вдали от дома. Ему нужно было выпить и погулять, а жена была для этого обузой. Поэтому он на просьбу Катерины взять её с собой отвечает: “С этакой-то неволи от какой хочешь красавицы-жены убежишь!”

Тихон любит Катерину. Это мы видим, когда он узнаёт о гибели жены. Но его слабость, бесхарактерность не дали ему возможность показать эту любовь Катерине.

От безысходности своего положения главная героиня ищет любви. Эту любовь она находит в Борисе Григорьевиче. Они практически не общались, виделись мельком, чаще в церкви. Но Борис Григорьевич говорит о своей любви, и Катерина считает свои чувства любовью. В ней заключается для героини вся жизнь; вся сила её натуры, все её живые стремления сливаются здесь. К нему влечёт её потребность любви, не нашедшая себе отзыва мужа, и оскорблённое чувство жены и женщины, и смертельная тоска её однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. Но эта любовь и есть для неё грех. (Работа с понятием. Обращение к заповедям в “Законе Божьем).

Можно ли любовь Катерины и Бориса назвать настоящей? Борис, как и Тихон, отталкивает её, не желает взять с собой. Он зависит от дяди. После последнего свидания с Катериной он говорит: “Только одного надо у Бога просить, чтоб она умерла поскорее, чтоб ей не мучиться долго”. Он понимает её душевное состояние. Может, но не хочет её спасти. Но Катерина, несмотря ни на что, умирает со словами: “Друг мой! Радость моя! Прощай!”)

Задание третьей группе:

Как повлияла жизнь в доме Кабановых на чувства и характер Катерины?

(После своего безоблачного детства Катерина попадает в дом Кабановых, в “тёмное царство”. Свекровь вечно её унижает, оскорбляет, не даёт спокойно жить с мужем. Ей не с кем поговорить. Варвара хоть и пытается понять невестку, но она не такая, как Катерина: “Главное, чтобы всё было шито-крыто”. С каждым днём это “тёмное царство” охватывает Катерину, давит на неё. Нет спасения и в любви. Жизнь становится невыносимой. И Катерина чаще задумывается о самоубийстве).

Задание четвёртой группе:

Как характеризуют образ Катерины Д. И. Писарев и А. Н. Добролюбов? В чём заключается противоречие в прочтении драмы критиками?

(Н.А. Добролюбов и Д. И. Писарев дали Катерине совершенно разную характеристику. Н. А. Добролюбов назвал героиню “лучом света в тёмном царстве”. Он считает Катерину сильной женщиной. Д. И.Писарев считает, что все действия и поступки Катерины лишены всякого здравого смысла. Он относит её к “вечным детям и карликам”.

Их мнения расходятся потому, что каждый рассматривал характер, исходя из своих жизненных позиций, взглядов и опыта.)

Учитель. Теперь мы с вами узнаем, какой образ Катерины создавали актрисы, которые играли её роль на сцене (демонстрация слайдов с портретами П. Стрепетовой и М. Ермоловой).

В истории театра лучшей исполнительницей роли Катерины Кабановой, первенство которой признавали даже знаменитые актрисы Федотова и Ермолова, осталась Л.П. Косицкая, для которой Островский специально написал эту роль.

Эту роль играли Пелагея Стрепетова и Мария Ермолова.

Стрепетова характеризовала Катерину как покорную жертву тёмного царства. “Она создала нам мученицу, русскую женщину. И мы видели это мученичество во всём его ужасе, но и во всей его нетленной красоте”. (В.М.Дорошевич. Старая театральная Москва. – М.: Петроград, 1923).

Е.Карпов так вспоминает об игре Стрепетовой в пятом акте драмы: “…С бледным лицом, с огромными, полными печали, глубокими глазами, распущенными по плечам чёрными волосами, выходит Стрепетова. Ясно звучит её обаятельный голос, хотя говорит она словно про себя, и сколько глубокой, безнадёжной грусти, сколько любви, сколько тонкой поэзии в этом голосе…”.

Характеризуя игру Стрепетовой, А.С. Суворин замечал, что её трактовка роли Катерины решительно расходится с трактовкой Добролюбова. О конце Катерины он писал как о “тихой агонии умирающего сердца и потемневшей головы”. “Так это просто случилось! Ни крика, ни отчаяния…Сколько их умирает так просто, молчаливо…”.

Ермолова подчёркивала в образе Катерины внутреннюю энергию, готовность к протесту против деспотизма и самодурства. “Добролюбов назвал конец Катерины “отрадным”: таков он был у Ермоловой, - пишет С. Н. Дурылин. – Её Катерина, действительно, была не мимолётная искра, а “луч света в тёмном царстве”, луч смелый, сильный, яркий, предвещающий восход солнца, разгоняющий мрак. Такую Катерину нельзя ни оплакивать, ни жалеть, как Катерину Стрепетовой, перед ней можно преклоняться, как перед трагической героиней, у неё можно учиться мужеству героической воли. Эта Катерина была восторженно встречена демократическими зрителями 1870-г годов… Ермолова доказала, что это “бытовая драма” - могучая русская народная трагедия, а эта роль русской женщины из глухого городка – образ героический, раскрывающий и печальную судьбу русской женщины в прошлом, и её способность к победе над этой злой долей”.

И Стрепетова, и Ермолова в своих интерпретациях образа акцентировали внимание зрителя на разных сторонах личности Катерины.

Стрепетова имела право рассматривать Катерину как жертву общества, тёмного царства. Сам Островский высоко ценил игру Стрепетовой. т.к. артистка будила в душах зрителей протест против тех жизненных условий, которые привели Катерину к гибели. Катерина Ермоловой сама была олицетворением протеста против тёмного царства. Игра Ермоловой рождала ощущение новой жизни, звала к активной борьбе за счастье и справедливость.

Учитель. А теперь посмотрим, какой образ Катерины создала наша ученица (ученица читает наизусть монолог Катерины из пятого акта драмы.)

Ответ на вопросы.

1. Какое значение понятие свободы (работа с понятием) у Катерины, Бориса, Тихона?

2. Какие моменты жизни Катерина воспринимала как знак свыше?

3. Почему Катерина покаялась публично?

4. Можем ли мы назвать Катерину сильной женщиной?

5. Могла ли Катерина обрести путь к спасению в душе? Почему?

Приём “Помощь психолога”.

Катерина оказалась в очень сложной ситуации. В наше время люди могут обратиться за помощью в решении проблемы к психологу. Один из приёмов, которые рекомендуют специалисты – составление двух списков. В один записываются позитивные последствия решения, в другой – негативные. Давайте попробуем составить два списка “для будущей жизни” Катерины, основываясь на тексте пьесы и используя цитаты.

(Все “за” и “против” можно “взвесить” на чашах весов. Кладём грузик на одну чашу, если решение позитивное, на другую – если негативное.

Позитивные стороны Негативные стороны
  • “Я буду жить, дышать, видеть небо, следить за полётом птиц, ощущать на себе солнечный свет…”
  • “Я буду перед Богом чиста, буду снова молиться, замолю свои грехи…”
  • “Не дают мне весь мир воспринимать свободно, вольно – создам свой мир, а не получится в доме, создам свой мир в своей душе. Этого мира у меня не отнять…”
  • “Запрут – вот и будет тишина, никто мешать не будет…”
  • “Мою любовь у меня никто не отнимет…”
  • Тихон слаб, но я могу сделать его счастливей, если я защищу его от матери…”
  • “Кабанова стара, скоро ей понадобится моя помощь…”
  • “Сколько радости принесут
  • мне дети…”
  • “Найдут, силой поволокут домой…”
  • “Свекровь заест совсем…”
  • “Никогда не быть мне свободной…”
  • “Тихон не простит, снова придётся видеть его недовольное лицо…”
  • “Бориса никогда не увижу, снова эти ночные страхи, эти долгие ночи, эти долгие дни…”

Учитель. Итак, позитивного в жизни Катерины больше. Почему же Катерина не смогла увидеть эти надежды и спасти свою душу. Давайте попробуем провести небольшой опыт. Перед вами лежат два кусочка пластилина – чёрный и белый. Представим, что это человеческие души. Попробуйте их помять. Мягкие, легко поддающиеся. Представим, что каждый человек рождается на свет с белой и чистой душой. Но у каждого человека есть ещё и характер. Человек живёт, общается с людьми. Люди бывают плохие и хорошие. После общения с ложью, несправедливостью, душа человека чернеет. Со временем всё больше и больше. От человека, от его характера и силы воли зависит, как поступать: поддаться злу и тьме или сохранить свою душу чистой.

Теперь мы можем ответить на вопрос: “Был ли иной путь у Катерины?”

(Нет. Хоть самоубийство – это грех, но Катерина таким способом спасла свою светлую душу. А все представители “тёмного царства” и есть самоубийцы своих душ. И именно они являются грешными. Таким образом, смерть Катерины была неизбежной (работа с понятием).

4. Обобщение изученного.

Учитель. Я предлагаю составить диаманту, в которой вы можете дать обобщённую характеристику образа Катерины. (Работа в группах).

Диаманта – стихотворение из семи строк, построенное на антонимии понятий.

1. Тема (существительное).

2. Два определения (прилагательные).

3. Действия (три глагола).

4. Ассоциации (четыре существительные).

1, 2 антонимы 3,4

5. Действия (три глагола).

6. Два определения (прилагательные).

7. Тема (существительное).

Катерина.

Непосредственная, честная.

Любит, стремится, бунтует.

Свобода, страсть, замкнутость, грех.

Разочаровывается, страдает, гибнет.

Уставшая, раскаявшаяся

Бедная Катерина.

Учитель. Я просила вас подумать, с какими произведениями литературы, музыки, живописи ассоциируется у вас образ Катерины, её мысли, поступки.

1. Ученики прочитали стихотворение К.Д. Бальмонта “У моря ночью”, т.к. оно помогает им ощутить то, что испытывала Катерина в последние моменты жизни. (Чтение наизусть данного стихотворения).

2. Из музыкальных произведений были предложены “Siciliano” Баха и “Храните Господа с небес” Лядова. Первое – ассоциация со всей жизнью Катерины, второе – вера Катерины в Бога.

3. Из произведений изобразительного искусства учащиеся предложили картины И.И. Левитана “Вечер на Волге” (место, где разворачивались события драмы , красота (работа с понятиями) природы сопоставляется с красотой главной героини, воды Волги поглотили в себя эту красоту) и К. Моне “Впечатление. Восходящее солнце” (яркое оранжевое пятно солнца и луч, который падает на воду – это светлый образ Катерины и её характера).

5. Домашнее задание.

1. Составить тест из 10 заданий по пьесе “Гроза”.

2. Подготовить сообщение “Проблема человеческого достоинства в пьесе “Гроза”.Составить технологическую карту “Алфавит”.

3. Письменно ответить на вопрос “В чём заключается новаторство Островского?”

6. Рефлексия.

На доске крепятся изображения островов с названиями “Остров познания”, “Остров счастья”, “Остров безразличия”, “Остров сомнения”, “Остров интереса”. Ученики крепят клеящийся листочек на тот остров, где они побывали на уроке.

План урока: 1.Положение женщин в России. 2. Эпоха перемен. 3.Мечта Катерины. 4.Искренность и честность. 5.Образное восприятиедействительности.
6. «Горячее сердце».
7.Внутренний и внешний конфликт.
8. Герои произведения: Катерина, Кабаниха,
Варвара, Борис, Кулигин.
9.Проблема христианской этики.
10.Катерина в оценке русской критики.
11.Значение образа в творчестве А.Н.Островского.

Проверка домашнего задания. «Город Калинов глазами героев пьесы».

Действие - Действую
явление
щее лицо
Реплики о городе
Калинове, нравах и
образе жизни его
обитателей

Положение женщин в России в I половине 19 века. В 1 половине 19 века положение женщины в России было во многих отношениях

зависимым. До замужества она жила под
непререкаемой властью родителей, а после свадьбы её
хозяином становился муж. Основной сферой деятельности
женщины, особенно у низших сословий, была семья.
Согласно принятым в обществе и закрепленным в
«Домострое» правилам, она могла рассчитывать только на
домашнюю роль – роль дочери, жены и матери. Духовные
потребности большинства женщин, как и в допетровской
Руси, удовлетворяли народные праздники и церковные
службы.

Словарная работа.

«Домострой» - памятник русской
письменности 16 века,
представляющий собой свод правил
семейного быта.

Эпоха перемен.

Пьеса «Гроза» создавалась в предреформенные годы.
Это был эпоха политических, экономических и
культурных перемен. Преобразования затронули все
слои общества, в том числе среду купечества и
мещанства. Рушился старый уклад жизни, уходили в
прошлое патриархальные отношения - люди должны
были приспосабливаться к новым условиям
существования.
В литературе середины 19 века также происходят
изменения. Особую популярность в это время
приобрели произведения, главными героями которых
были представители низших классов. Они интересовали
писателей прежде всего как социальные типы. Между
тем назревала потребность в герое, в соотносимом с
привычным положительным героем предшествующей
литературы,- дворянским интеллигентом. Существовали
сомнения: может ли простонародный быт дать почву для
героического характера?
Ответом на этот вопрос стала пьеса «Гроза» А.Н.Островского.

Искренность и честность. Катерина – по – гречески «всегда чистая».

По мнению Варвары, настоящая жизнь Катерины
не отличается от прошлой. Однако Катерина
не согласна: прежней она осталась только внешне.
Жизнь в доме Кабановых лишена живого, искреннего
чувства: «Да здесь все как будто из-под неволи»
И Варвара и Тихон только делают вид, что верят в
незыблемость правил Домостроя. Очень многое в их
поведении основано на притворстве и обмане.
Варвара прямо говорит об этом: «У нас весь дом на
том держится. И я не обманщица была, да
выучилась, когда нужно стало».
Катерина, наоборот, не умеет обманывать:
« Обманывать –то я не умею, скрыть – то ничего
не могу».Не любит она, и когда это делают другие:
«Напраслину – то терпеть кому же приятно!»

«Напраслину-то терпеть кому же приятно!»

Мечта Катерины. « Отчего люди не летают! …Я говорю: отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я

птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет
лететь. Вот так бы разбежалась, подняла руки и
полетела…»

«Да здесь все как будто из-под неволи»

Образное восприятие действительности. «Ночью, Варя, не спится мне, все мерещится шепот какой – то: кто – то ласково говорит со

мной, точно голубит меня, точно воркует.
Уж не снятся мне, Варя, как прежде, райские деревья да горы; а точно
меня кто – то обнимает так горячо – горячо и ведет куда – то, и я иду
за ним, иду..(Мечта о большой и чистой любви).

«Горячее сердце».

Катерина обладает не только
развитым воображением, но и
«горячим сердцем».
Варвара: Молоду тебя замуж – то
отдали, погулять – то тебе в девках не
пришлось: вот у тебя сердце – то и не
уходилось еще.
Катерина: И никогда не уходится.
Варвара: Отчего же?
Катерина: Такая уже я зародилась
горячая.

Черты характера Катерины- принципы жизни в доме Кабанихи

Черты характера Катериныпринципы жизни в доме
Кабанихи
Свободолюбие-…
Независимость-…
Чувство собственного достоинства-…
Решительность-…
Доброта, бескорыстие-…
Честность-…
Религиозность-…
Мечтательность-…

«Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех,… что я другого люблю?»

«Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»

«Бросить ключ! Нет, ни за что на свете!»

Внутренний конфликт

Слова Катерины о Волге оказываются
пророческими. Она отказывается притворяться
перед собой – отсюда знаменитый монолог с
ключом (Действие 4, явл.6)
« Ах! Ах! Все сердце прорвалось! Не могу я
больше терпеть, Матушка!
Тихон! Гриша! Я перед вами и перед богом виновата!
« Я умру скоро. Нет, мне не жить! Уж я знаю, что не жить!»
Вывод.
. Причина – в неясном для самой Катерины
ощущении кризисности бытия:
прежние моральные принципы устарели,
а новые она не может воспринимать
иначе, как грех.

Внешний конфликт

Катерина и Кабаниха
Катерина и Варвара
Катерина и Борис
Катерина и Кулигин

Вывод. - С Кабановой Катерину сближает бескомпромиссность, нравственный и религиозный максимализм. Однако Кабанова – блюститель

окостеневших форм
старого уклада; ее поведение в семье
и обществе лицемерно. Катерина,
напротив, действует вопреки
установленным в обществе правилам,
ложь для нее неприемлема.
- Неумение и нежелание обманывать
отличает Катерину и от Варвары. Дочь
Кабановой не хочет жить так, как ее
мать, но, в отличие от Катерины, не
считает нужным открыто посягать на
устои «темного царства» и
приспосабливается к ним.

-

Борис, как и Катерина, способен на
глубокое, сильное чувство. Однако
он не может защитить свою любовь, пойти
против воли Дикого, от которого зависит его
материальное благополучие. Борису не хватает
смелости и решительности,- качеств, которые,
безусловно, есть у его возлюбленной.
- Похож на Катерину и механик – самоучка
Кулигин. Как и Катерина, это натура поэтическая,
творческая. Он чувствует и понимает красоту
природы, знает старинную поэзию. В то же время
Кулигин – мечтатель, проекты которого
обречены на неудачу. В его сознании, как и в
сознании других жителей города, большую
роль играют старые «домостроевские»
представления о жизни.

«Грешна я перед Богом и перед вами!»

«Друг мой! Радость моя! Прощай!»

Проблема христианской этики

Катерина искренно верит в Бога, но
дважды нарушает его заповеди:
когда изменяет мужу и когда
совершает самоубийство. Чувство
личной свободы оказывается для
героини важнее религиозных
законов: « Куда теперь? Домой
идти? Нет, мне что домой, что
в могилу – все равно…В могиле
лучше…Под деревцем могилушка…
как хорошо!
Солнышко греет,
дождичком ее мочит.. Все равно,
что смерть придет, что сама…а жить
нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто
любит, тот будет молиться..»

Значение образа в творчестве А.Н.Островского.

Катерина Кабанова заметно
выделяется на фоне героинь
Островского, описанных в
предыдущих пьесах. С одной
стороны, она продолжает
линию «москвитянинского»
периода, поскольку выражает
веру в творческие начала
национального характера; с
другой стороны –
противостоит, поскольку
отрицает застойные явления
патриархального быта

Вывод:

Пьеса «Гроза» посвящена судьбе русской женщины
из купеческой семьи в переходную эпоху. В образе
Катерины Островский воплотил народный
героический характер. Поэтическое, образное
восприятие действительности, «горячее сердце»,
честность – таковы основные черты ее нравственно
– психологического облика. Катерина искренно верит
в Бога, но дважды нарушает его заповеди, потому
что чувство личной свободы оказывается для нее
важнее религиозных законов.
По поводу главной героини «Грозы» современники
А.Н.Островского высказывали противоречивые
мнения. Полемика свидетельствовала об
актуальности и новизне образа, появление которого
было результатом художественного анализа
действительности и творческой эволюции
драматурга.

Сделаем выводы

В системе образов Катерина
занимает…
Она не может жить по законам «темного
царства», потому что…
Героиня избрала выход самоубийство, чтобы…

Первая исполнительница роли Катерины Любовь Павловна Никулина - Косицкая

Первая
исполнительница
роли Катерины
Любовь Павловна
Никулина Косицкая

Гликерия Николаевна Федотова

Мария Николаевна Ермолова

Задание на дом

Обобщить материал по образу
Катерины
Составить и записать сложный план
«Образ героини драмы Островского»