Региональная диагностическая работа по литературе. контрольных измерительных материалов

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ИЖЕВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСТИТЕТ»

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Экономический анализ

на тему: Экономический анализ деятельности предприятия

Вариант № 17

Выполнила: студентка гр. 6-22-27з Михайлова Ю. Г.

Проверила: Земцова Н. В.

Ижевск 2008

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .3

1 Глава. Оценка влияния изменения эффективности использования

ресурсов на объем производства продукции. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5

1.1. Влияние изменения эффективности использования основных фондов. . .5

1.2. Влияние изменения эффективности использования оборотных средств. .6

1.3. Влияние изменения эффективности использования трудовых ресурсов. .7

2 Глава. Анализ финансового состояния предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

2.1. Оценка имущественного положения. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .9

2.2. Анализ ликвидности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 11

2.3. Анализ финансовой устойчивости. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13

2.4. Оценка деловой активности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .15

2.5. Анализ рентабельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .18

Заключение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20

Список литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .22

Приложение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .23

Введение

В данной курсовой работе мы будем проводить экономический анализ определенного предприятия по бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках данного предприятия.

Актуальность заключается в том, что экономический анализ является существенным элементом финансового менеджмента и аудита. Практически все пользователи финансовых отчетов предприятий используют методы экономического анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Собственники анализируют финансовые отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения фирмы. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитического обоснования решения.

Для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа. Он является связующим звеном между учетом и принятием управленческих решений. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов деятельности с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д. На основе результатов анализа разрабатываются и обосновываются управленческие решения. Экономический анализ предшествует решениям и действиям, обосновывает их и является основой научного управления производством, обеспечивает его объективность и эффективность.

Большая роль отводится анализу в деле определения и использования резервов повышения эффективности производства. Он содействует экономному использованию ресурсов, выявлению и внедрению передового опыта, научной организации труда, новой техники и технологии производства, предупреждению излишних затрат и т.д.

Роль анализа как средства управления производством с каждым годом возрастает. Это обусловлено разными обстоятельствами. Во-первых, необходимостью неуклонного повышения эффективности производства в связи с ростом дефицита и стоимости сырья, повышением науко- и капиталоемкости производства. Во-вторых, отходом от командно-административной системы управления и постепенным переходом к рыночным отношениям. В-третьих, созданием новых форм хозяйствования в связи с разгосударствлением экономики, приватизацией предприятий и прочими мероприятиями экономической реформы.

Цель моей работы состоит в том, чтобы провести экономический анализ, т.е. получить некоторое число ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих наиболее объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами.

Основные задачи моей курсовой работы, это:

Оценить влияние изменения эффективности использования основных средств, оборотных средств и трудовых ресурсов ни объем производства продукции.

Дать оценку имущественного положения предприятия;

Провести анализ ликвидности, финансовой устойчивости, деловой активности и рентабельности;

И, наконец, выявить основные проблемы и предложить рекомендации по улучшению финансового состояния.

1 Глава Оценка влияния изменения эффективности использования ресурсов на объем производства продукции

1.1. Влияние изменения эффективности использования основных фондов

Определим влияние изменения эффективности использования основных средств на объем производства продукции.

Таблица 1.

Изменение эффективности использования основных средств.

V пр-ва = ОС * ФО

V пр-ва 0 = ОС 0 * ФО 0 = 1692,79 * 33,525 = 56750,78 тыс. руб.

V пр-ва ОС = ОС 1 * ФО 0 = 1444,54 * 33,525 = 48425, 2 тыс. руб.

V пр-ва ФО = ОС 1 * ФО 1 = 1444,54 * 36,6 = 52870,16 тыс. руб.

? V пр-ва ОС = V пр-ва ОС - V пр-ва 0 = (ОС 1 * ФО 0) - (ОС 0 * ФО 0) = 48425,2 - 56750,78 = - 8325,58 тыс. руб.

? V пр-ва ФО = V пр-ва ФО - V пр-ва ОС = (ОС 1 * ФО 1) - (ОС 1 * ФО 0) = 52870,16 - 48425,2 = 4444,96 тыс. руб.

? V = 4444,96 - 8325,58 = - 3880,62 тыс. руб.

Вывод: На изменение объема производства отрицательное влияние оказало уменьшение объема основных средств на сумму 248,25 тыс. руб., что вызвало снижение объема производства на 8325,58 тыс. руб. Положительное влияние оказало повышение фондоотдачи, что вызвало увеличение объема производства продукции на 4444,96 тыс. руб. Суммарное влияние двух факторов привело к уменьшению объемов производства продукции на 3880 тыс. руб.

- инвентаризация существующих и используемых основных фондов с целью выявления устаревших и изношенных элементов основных фондов;

- анализ соответствия существующего оборудования технологии и организации производства;

- выбор объема и структуры основных фондов;

- улучшение структуры основных фондов, повышение удельного веса их активной части до оптимальной величины, рациональное соотношение различных видов оборудования;

- процесс переустановки оборудования, приобретение, доставка и монтаж нового оборудования;

- восстановление основных средств посредством ремонта (текущего, среднего и капитального) за счет амортизационных отчислений, а также путем модернизации и реконструкции.

1 .2. Влияние и зменения эффективности использования оборотных средств

Определим влияние изменения эффективности использования оборотных средств на объем производства продукции.

Таблица 2.

Изменение эффективности использования оборотных средств.

V пр-ва = МЗ * МО

V пр-ва 0 = МЗ 0 * МО 0 = 13780 * 4,118 = 56746,04 тыс. руб.

V пр-ва МЗ = МЗ 1 * МО 0 = 14850 * 4,118 = 61152,3 тыс. руб.

V пр-ва МО = МЗ 1 * МО 1 = 14850 * 3,56 = 52866 тыс. руб.

? V пр-ва МЗ = V пр-ва МЗ - V пр-ва 0 = (МЗ 1 * МО 0) - (МЗ 0 * МО 0) = 61152,3 - 56746,04 = 4406,26 тыс. руб.

? V пр-ва МО = V пр-ва МО - V пр-ва МЗ = (МЗ 1 * МО 1) - (МЗ 1 * МО 0) = 52866 - 61152,3 = -8286,3 тыс. руб.

? V = 4406,26 - 8286,3 = - 3880,04 тыс. руб.

Вывод: На изменение объема производства положительное влияние оказало увеличение суммы материальных затрат на 1070 тыс. руб., что вызвало увеличение объема производства продукции на 4406,26 тыс. руб.Отрицательное влияние оказало снижение материалоотдачи, что вызвало уменьшение объема производства на 8286,3 тыс. руб.

Мероприятия по увеличению объема производства продукции:

- внедрение новой техники и прогрессивной технологии;

- более рациональное и эффективное использование материальных ресурсов;

- ужесточение нормирования потребления и лимитирование материальных ресурсов;

- качественная подготовка сырья к его производственному потреблению;

- совершенствование конструкции машин, оборудования и изделий;

- применение более экономичных видов сырья, топлива;

- повышение технического оснащения производства, уровня мастерства работников, умелой организации материально-технического обеспечения.

1.3. Влияние изменения эффективности использования трудовых ресурсов

Рассчитаем влияние изменения эффективности использования трудовых ресурсов на объем производства продукции.

Таблица 3.

Изменение эффективности использования трудовых ресурсов.

V пр-ва = Ч * ПТ

V пр-ва 0 = Ч 0 * ПТ 0 = 78 * 727,56 = 56749,68 тыс. руб.

V пр-ва Ч = Ч 1 * ПТ 0 = 63 * 727,56 = 45836,28 тыс. руб.

V пр-ва ПТ = Ч 1 * ПТ 1 = 63 * 839,21 = 52870,23 тыс. руб.

? V пр-ва Ч = V пр-ва Ч - V пр-ва 0 = (Ч 1 * ПТ 0) - (Ч 0 * ПТ 0) = 45836,28 - 56749,68 = - 10913,4 тыс. руб.

? V пр-ва ПТ = V пр-ва ПТ - V пр-ва Ч = (Ч 1 * ПТ 1) - (Ч 1 * ПТ 0) = 52870,23 - 45836,28 = 7033,95 тыс. руб.

? V = 7033,95 - 10913,4 = - 3879,45 тыс. руб.

Вывод: На изменение объема производства отрицательное влияние оказало изменение численности на 15 человек, что вызвало снижение объема производства на 10913,4 тыс. руб. Положительное влияние оказало повышение производительности труда, что вызвало увеличение объема производства продукции на 7033,95 тыс. руб.

Суммарное влияние двух факторов привело к уменьшению объема производства продукции на 3880 тыс. руб.

Мероприятия по увеличению объема производства продукции:

- увеличить численность рабочих.

2 Глава Анализ финансового состояния предприятия

2.1. Оценка имущественного положения

Имущественное положение предприятия характеризуется величиной, составом и состоянием активов, которыми владеет предприятие. Для проведения аналитических исследований построим агрегированный баланс, который образуется из исходного путем группировки статей баланса. Для оценки имущественного положения проведем вертикальный и горизонтальный анализ баланса.

Таблица 4.

Агрегированный баланс предприятия, расчет удельного веса

2004 г.

Уд.вес,%

2005 г.

Уд.вес,%

АКТИВ

1. Внеоборотные активы

2. Оборотные активы

Запасы и затраты

ДЗ (более чем 12 мес.)

ДЗ (в течение 12 мес.)

Денежные средства

Прочие обротные активы

Баланс

30225,71

35416,69

ПАССИВ

1. Собственный капитал

2. Долгосрочные обязательства

3. Краткосрочные пассивы

Баланс

30225,71

35416,69

Таблица 5.

Агрегированный баланс предприятия, расчет темпа роста

2004 г.

2005 г.

Темп роста

АКТИВ

1. Внеоборотные активы

2. Оборотные активы

Запасы и затраты

НДС по приобретенным ценностям

ДЗ (более чем 12 мес.)

ДЗ (в течение 12 мес.)

Краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства

Прочие обротные активы

Баланс

30225,71

35416,69

1,17

ПАССИВ

1. Собственный капитал

2. Долгосрочные обязательства

3. Краткосрочные пассивы

Баланс

30225,71

35416,69

1,17

Выводы:

В ходе анализа мы выяснили, что баланс считается удовлетворительным по следующему признаку - валюта баланса, по сравнению с прошлым годом, увеличилась на 5190,98 тыс. руб.

Баланс считается неудовлетворительным по следующим признакам:

- собственный капитал предприятия менее 50%. Это видно из вертикального анализа, где удельный вес собственного капитала в 2005 г. составляет 47,5 (уменьшился на 8,27);

- темп роста оборотных активов (0,54) гораздо меньше темпа роста внеоборотных активов (2,88);

- темп роста дебиторской задолженности не равен темпу роста кредиторской задолженности.

2.2. Анализ ликвидности

Таблица 6.

Система показателей оценки ликвидности предприятия

п/п

Показатель

Формула расчета

за 2003г.

за 2004 г.

Величина собственных оборотных средств (функционирующий капитал)

Собств. капитал + Долгоср.обязат - ВнА

Маневренность собственных оборотных средств

Ден. ср. /Собств.оборот. ср-ва

Коэффициент текущей (общей) ликвидности

Оборот активы /Краткоср.пассивы

Коэффициент быстрой ликвидности

Оборот.активы - Производств. запасы /Краткоср. пассивы

Коэффициент абсолютной ликвидности

Ден.ср-ва /Краткоср. пассивы

Доля оборотных средств в активах

Оборот.активы / Всего хоз.ср-в

Доля собственных оборотных средств в общей их сумме

Собств.оборот. ср /Оборот.активы

Доля собственных оборотных средств в покрытии запасов

Собств.оборот.ср. /Запасы

Выводы:

200 4 г.:

Возможно увеличение части собственных оборотных средств, которые находятся в форме денежных средств. Коэффициент текущей ликвидности равен 1,648, следовательно, у предприятия достаточно оборотных средств для покрытия своих краткосрочных обязательств. Предприятие платежеспособно в течение средней продолжительности одного оборота всех оборотных средств. Причем коэффициент текущей ликвидности показывает платежные возможности предприятия, оцениваемые при условии не только своевременных расчетов с дебиторами и благоприятной реализации готовой продукции, но и продажи в случае нужды прочих элементов материальных оборотных средств.

Коэффициент быстрой ликвидности равен 1,234. Этот коэффициент характеризует ожидаемую платежеспособность предприятия на период, равный средней продолжительности одного оборота дебиторской задолженности. Данное предприятие обладает платежными возможностями в условиях своевременного проведения расчетов с дебиторами.

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,493. Значение данного коэффициента удовлетворяет нормальным ограничениям (0,2 - 0,5). Следовательно, данное предприятие может погасить достаточную часть краткосрочной задолженности в ближайшее время. На дату составления баланса предприятие платежеспособно.

200 5 г.:

Резко снизилась величина собственных средств. Оборотные средства предприятия используются не рационально, их не достаточно для покрытия своих краткосрочных обязательств, т. к. значение коэффициента текущей ликвидности ниже рамок рекомендуемого значения. Коэффициент быстрой ликвидности также меньше рекомендуемого значения, это указывает на необходимость систематической работы с дебиторами, чтобы обеспечить преобразование дебиторской задолженности в денежные средства.

Значение коэффициента абсолютной активности (0,002) не удовлетворяет нормальным ограничениям (0,2 - 0,5). Следовательно, данное предприятие не может погасить достаточную часть краткосрочной задолженности в ближайшее время. На дату составления баланса предприятие не платежеспособно.

2.3. Анализ финансовой устойчивости

Таблица 7.

Система показателей оценки финансовой устойчивости предприятия.

п/п

Показатель

Формула расчета

за 2003г.

за 2004 г.

Коэффициент концентрации собственного капитала

Собств. капитал /Всего хоз. ср-в

Коэффициент финансовой зависимости

Всего хоз.ср-в /Собств.капитал

Коэффициент маневренности собственного капитала

Собств.оборот.ср-ва /Собств. капитал

Коэффициент концентрации заемного капитала

Заемный капитал /Всего хоэ.ср-в

Коэффициент структуры покрытия долгосрочных вложений

Долгосроч.пассивы/ВнА

Коэффициент структуры заемного капитала

Долгосроч.пассивы / Заемный капитал

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

Заемный капитал /Собств.капитал

1,11

Выводы:

200 4 г.:

Коэффициент концентрации собственного капитала равен 0,558. Он характеризует долю собственности владельцев предприятия в общей сумме средств, авансированных в его деятельность, и имеет рекомендуемое значение > 0,5. Соответственно, данное предприятие финансово устойчиво. Отсутствуют неплатежи и причины их возникновения, работа нормально рентабельна, отсутствуют нарушения внутренней и внешней финансовой дисциплины.

Коэффициент маневренности собственного капитала равен 0, 514. Его рекомендуемое значение варьируется от 0,2 до 0,5. На данном предприятии нормальное соотношение той части собственного капитала, которая используется для финансирования текущей деятельности, т. е. вложена в оборотные средства, и той части собственного капитала, которая капитализирована.

Доля заемных средств в общей сумме средств, авансированных в деятельность предприятия, не превышает рекомендуемого значения.

Коэффициент структуры покрытия долгосрочных вложений и коэффициент структуры заемного капитала нулевые, т. к. у предприятия отсутствуют долгосрочные обязательства.

На 1 руб. собственных средств привлечено 79 коп. заемных средств. Соответственно, предприятие абсолютно финансово устойчиво.

200 5 г.:

Коэффициент концентрации собственного капитала в 2005 г. уменьшился на 0,09 по сравнению с 2004 г., это отрицательно повлияло на деятельность предприятия.

Коэффициент финансовой зависимости характеризует долю долга в общей сумме хозяйственных средств. В 2005 г. этот показатель увеличился на 0,32 по сравнению с 2004 г., что свидетельствует об увеличении доли заемных средств в финансировании предприятия. Увеличивается доля заемных средств в общей сумме хозяйственных средств авансированных в деятельность предприятия на 0,09.

Финансирование внеоборотных активов внешними инвесторами не осуществлялось. Доля долгосрочных пассивов в общей сумме заемных средств отсутствует.

На 1 руб. собственных средств в 2005 г. привлечено 1,11 руб. заемных средств. Рост показателя свидетельствует об усилении зависимости предприятия от внешних кредиторов и потере финансовой устойчивости.

2.4. Оценка деловой активности

Таблица 8.

Система показателей оценки деловой активности.

п/п

Показатель

Формула расчета

за 2003г.

за 2004 г.

Показатель эффективности использования трудовых ресурсов

Производительность труда, тыс. руб. / чел.

Выруч. от реализ /Численность

Показатель эффективности использования основных фондов

Фондоотдача

Выруч.от реализ /Сред.ст-сть ОС

Показатели оборачиваемости оборотных средств

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, оборотов

Выруч.от реализ /Сред. ДЗ

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности, дней

360дней /Оборачиваемость ДЗ

Коэффициент оборачиваемости запасов, оборотов

С-сть реализ-и /Сред. запасы

Коэффициент оборачиваемости запасов, дней

360дней /Оборачиваемость запасов

Показатели оборачиваемости кредиторской задолженности

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, оборотов

С-сть реализ-и /сред.остаток КЗ

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности, дней

360дней /Оборачиваемость КЗ

Производственный цикл (ПЦ) - период полного оборота материальных элементов оборотных активов, используемых для обслуживания производственного процесса, начиная с момента поступления материалов на склад предприятия, заканчивая отгрузкой покупателю продукции, которая была изготовлена из данных материалов.

ПЦ = Т об М З, где

Т об МЗ - период оборота материальных запасов.

Операционный цикл (ОЦ) - период полного оборота всей суммы оборотных средств.

ОЦ = ПЦ + Т об ДЗ, где

Т об ДЗ - период оборота дебиторской задолженности.

Финансовый цикл (ФЦ) - (или цикл обращения денежной наличности) - представляет собой время, в течение которого денежные средства отвлечены из оборота, начиная с момента оплаты поставщиком данных материалов, заканчивая моментом получения денег от покупателей за отгруженную продукцию.

ФЦ = ОЦ - Т об КЗ, где

Т об КЗ - период оборота кредиторской задолженности.

Таблица 9.

Производственный, операционный и финансовый циклы.

Выводы:

200 4 г.:

Фондоотдача составляет 30,92. Этот коэффициент характеризует эффективность использования основных средств и прочих внеоборотных активов, измеряемую величиной продаж приходящейся на единицу стоимости средств.

Дебиторская задолженность совершает 5,28 оборотов за анализируемый период. Продолжительность одного оборота составляет 68 дней.

Число оборотов запасов (сырья, материалов, готовой продукции на складе) за 2004 год составляет 7,2. Этот коэффициент отражает число оборотов запасов и затрат предприятия за анализируемый период. Скорость превращения запасов из материальной в денежную форму - 50 дней.

Скорость оборота задолженности предприятия - 3,84. Продолжительность одного оборота кредитной задолженности составляет 94 дня, т. е. за этот период времени предприятие покроет срочную задолженность.

2005 г.:

В ходе анализа мы выяснили, что производительность труда на предприятии увеличилась на 115,09 тыс. руб.

Фондоотдача составляет 34,28. Основные средства и прочие внеоборотные активы стали использоваться эффективнее.

Число оборотов дебиторской задолженности уменьшилось на 7 в связи с уменьшением средней суммы дебиторской задолженности на 5876,68 тыс. руб. Рост коэффициента означает сокращение продаж в кредит. Продолжительность одного оборота составляет 29 дней, т. е. она увеличилась на 39 дней, на это оказало влияние уменьшение числа оборотов дебиторской задолженности.

В отчетном году число оборотов запасов уменьшилось до 6,3. Снижение коэффициента свидетельствует о снижении спроса на готовую продукцию. Скорость превращения запасов из материальной формы в денежную теперь составляет 57 дней.

Картина с кредиторской задолженностью следующая. Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности уменьшился на 0,09 оборота, а продолжительность его увеличилась на 2 дня в связи с уменьшением скорости оборотов задолженности предприятия.

Оборачиваемость кредиторской задолженности в днях больше продолжительности операционного цикла, таким образом, значения финансового цикла отрицательны. Более того, имеется тенденция к ухудшению данного положения. Ситуация свидетельствует о том, что операционная деятельность предприятия не покрывает в каждый момент деятельности его кредиторскую задолженность.

2.5. Анализ рентабельности

Таблица 10.

Система показателей рентабельности предприятия.

п/п

Показатель

Формула расчета

за 2003г.

за 2004 г.

Рентабельность продукции (продаж)

Прибыль от реал-и/Выручка от реал-и

Рентабельность основной деятельности

Прибыль от реал-и/Затраты на пр-во и сбыт продукции

Рентабельность совокупного капитала (активов)

Чистая прибыль /Итог сред.баланса

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль / Величина собств.капитала

Выводы:

В ходе анализа мы выяснили, что рентабельности основной деятельности снизилась. Это произошло из-за того, что темпы роста себестоимости в целом сильно превышали темпы роста выручки предприятия, что говорит о снижении эффективности управления затратами компании.

Снижение рентабельности продаж свидетельствует о снижении цен при постоянных затратах на производство или о росте затрат на производство при постоянных ценах, т. е. о снижении спроса на продукцию предприятия. При низкой доходности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота производственных активов.

Снижение рентабельности активов и рентабельности собственного капитала обусловлено резким падением чистой прибыли в течение года. Но следует учитывать, что это обусловлено финансовыми результатами от прочих видов деятельности предприятия, которые существенно влияли на величину чистой прибыли. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в отчетном периоде эффективность основной деятельности предприятия резко снизилась.

По сравнению с 2003 г., в 2004 г. прибыль от понесенных затрат на производство продукции отсутствует. Необходимо пересмотреть цены или усилить контроль над себестоимостью реализованной продукции.

Для повышения рентабельности руководству следует добиваться сокращения расходов, тщательно изучать покупательский спрос и закупать товары в соответствии со спросом, что позволит увеличить объем продаж, повысить цены на товар, увеличить их доходоемкость, выбирать наиболее доходоемкие товары и наименее издержкоемкие.

Заключение

Главная цель производственного предприятия в современных условиях - получение максимальной прибыли, что невозможно без эффективного управления капиталом. Поиски резервов для увеличения прибыльности предприятия составляют основную задачу управленца.

Очевидно, что от эффективности управления финансовыми ресурсами и предприятием целиком и полностью зависит результат деятельности предприятия в целом. Если дела на предприятии идут самотеком, а стиль управления в новых рыночных условиях не меняется, то борьба за выживание становится непрерывной.

На основании финансового анализа руководство предприятия может принимать управленческие решения, а потенциальные инвесторы, кредиторы и другие заинтересованные лица могут делать выводы о финансовой устойчивости, надежности и платежеспособности фирмы.

Величина собственных оборотных средств предприятия отрицательна, что свидетельствует о неустойчивом финансовом положении. Положение усугубляется с течением времени. С учетом вышесказанного можно заключить, что отрицательная величина функционирующего капитала объясняется существенным превышением кредиторской задолженности над дебиторской, в то время как в норме они должны быть близки по значению. Таким образом, финансовое положение предприятия крайне неустойчиво и требует принятия срочных мер по его исправлению. Особого внимания требует работа с дебиторами и кредиторами. Анализ статей баланса в динамике показывает резкие изменения в них, что также является негативным фактором для фирмы.

Фирма полностью зависит от заемных средств и покрывает свои издержки за счет очередных займов.

Для повышения эффективности деятельности данного предприятия мы предложили комплекс мероприятий, позволяющих повысить эффективность деятельности предприятия и вывести его на более высокую ступень развития. Необходимо провести работу с дебиторами предприятия, чтобы обеспечить преобразование дебиторской задолженности в денежные средства, проводить систематический контроль за управлением затратами. Необходимо также пересмотреть цены усилить контроль за себестоимостью реализованной продукции.

Также рекомендуется изменить отношение к управлению производством, осваивать новые методы и технику управления, осваивать новые методы и технику управления, усовершенствовать структуру управления, самосовершенствоваться и обучать персонал, совершенствовать кадровую политику, продумывать и тщательно планировать политику ценообразования, изыскивать резервы по снижению затрат на производство,

активно заниматься планированием и прогнозированием управления финансов предприятия.

Список литературы

1) А. Д. Шеремет, Р. С. Сайфуллин «Методика финансового анализа», Москва ИНФРА-М, 1996г.

2) Под ред. проф. М. И. Баканова и проф. А. Д. Шеремета «Экономический анализ», Москва «Финансы и статистика», 2003 г.

3) Г. В. Савицкая «Анализ хозяйственной деятельности предприятия», Москва ООО Новое знание, 2001 г.

4) Б. Т. Жарылгасова, Н. Т. Савкуров «Анализ бухгалтерской (финансовой) отчетности, Москва, 2004 г.

5) М. С. Абрютина, А. В. Грачев «Анализ финансовой деятельности предприятия», Москва Издательство «Дело и сервис», 2001 г.

Приложение 1

Баланс предприятия, тыс.р.

I. ВНЕОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Нематериальные активы (04,05) в т.ч.:

патенты, лицензии, товарные знаки

организационные расходы

деловая репутация организации

Основные средства, в т.ч.:

2 578,33

1 692,79

1 444,54

земельные участки и объекты природопользования

здания, машины и обудование

Незавершенное производство

6 465,11

22 113,78

Доходы вложенные в материальные ценности в т.ч.:

имущество для передачи в лизинг

имущество, предоставляемое по договору проката

Долгосрочные финансовые вложения в т.ч.:

инвестиции в дочерние общества

инвестиции в зависимые общества

инвестиции в другие организации

займы, предоставляемые организациям на срок более 12 месяцев

прочие долгосрочные финансовые вложения

Прочие внеоборотные активы

Итого

II. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

Запасы и затраты, в т.ч.:

6 871,75

5 375,96

7 163,26

сырье, материалы

животные на выращивании и откорме

затраты в незав. производстве

готовая продукция

товары отгруженные

расходы будущих периодов

прочие запасы и затраты

НДС по приобретенным ценностям

ДЗ (более чем 12 месяцев) в т.ч.:

покупатели и заказчики

векселя к получению

авансы выданные

прочие дебиторы

ДЗ(в течении 12м-цев), в т.ч.:

1 539,24

9 909,76

4 033,08

покупатели и заказчики

векселя к получению

задолженность дочерних и зависимых обществ

задолженность участников по взносам в УК

авансы выданные

прочие дебиторы

Краткосрочные финансовые вложения

6 516,80

займы, предоставляемые организациям на срок менее 12 месяцев

собственные акции, выкупленные у акционеров

прочие краткосрочные финансовые вложения

Денежные средства, в т.ч.:

расчетные счета

валютные счета

прочие денежные средства

Прочие оборотные активы

Итого

БАЛАНС

11 656,80

30 225,71

35 416,69

ПАССИВ

III. СОБСТВЕННЫЙ КАПИТАЛ

Уставный капитал

Добавочный капитал

Резервный капитал

резервы образованные в соответствии с законодательством

резервы образованные в соответствии с учредительными документами

Фонд социальной сферы

Целевые финансирование и поступления

Нераспределенная прибыль прошлых лет

Нераспределенный убыток прошлых лет

Нераспределенная прибыль отчетного периода

Нераспределенный убыток отчетного года

Использованная прибыль отчетного периода

Итого

IV. ДОЛГОСРОЧНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА

Займы и кредиты в т.ч.:

кредиты банков, подлежащих погашения более чем через 12 месяцев после отчетной даты

Прочие долгосрочные обязательства

Итого по разделу IV

V. КРАТКОСРОЧНЫЕ ПАССИВЫ

Займы и кредиты в т.ч.:

кредиты банков, подлежащих погашения в течении 12 месяцев после отчетной даты

займы, подлежащих погашения в течении 12 месяцев после отчетной даты

Кредиторская задолженность, в т.ч.:

поставщики и подрядчики

векселя к уплате

задолженность перед дочерними и зависимыми обществами

по оплате труда

перед гос.внебюджет. фондами

задолженность перед бюджетом

авансы полученные

прочие кредиторы

Прочие краткосрочные пассивы

Итого по разделу VI

БАЛАНС

11 656,80

30 225,71

35 416,69

Приложение 2

Отчет о прибылях и убытках, тыс.р.

Наименование показателя

код стр.

I. Доходы и расходы по обычным видам деятельности

Выручка от реализации в т.ч.:

Себестоимость товаров, услуг в т.ч.:

готовая продукция и услуги промышленного характера

Валовая прибыль

Коммерческие расходы

Управленческие расходы

Прибыль (убыток) от реализации

II. Операционные доходы и расходы

Проценты к получению

Проценты к уплате

Доходы от участия в других организациях

Прочие операционные доходы

Прочие операционные расходы

Прибыль (убыток) от ФХД

III. Внереализацинные доходы и расходы

Внереализацинные доходы

Внереализацинные расходы

Прибыль до налогообложения

Налог на прибыль и иные аналогичные обязательные платежи

Отвлеченные средства

Прибыль (убыток) от обычной деятельности

12 003,88

Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного года)

Справочно

Подобные документы

    Определение обеспеченности управления фондами и уровень их использования по обобщающим и частным показателям. Причины изменения их уровня. Расчет влияния использования основных фондов на объем производства продукции, резервы повышения эффективности.

    дипломная работа , добавлен 09.11.2010

    Экономическая природа и состав основных фондов, методы их оценки и анализа. Роль амортизации в обновлении основных фондов, способы ее начисления. Анализ влияния цен и трудовых ресурсов на объем товарооборота, эффективности использования основных фондов.

    курсовая работа , добавлен 29.12.2012

    Модель зависимости суммы транспортных расходов от тарифа, массы перевозимого груза, расстояния перевозки. Влияние изменения основных средств и показателя эффективности использования на изменение выпуска продукции. Анализ изменения среднегодовой выработки.

    контрольная работа , добавлен 13.09.2012

    Расчет показателей ресурсоотдачи и оценка качества использования ресурсов. Анализ влияния изменения ресурсов и ресурсоотдачи на динамику выпуска продукции. Определение типа развития производства и совокупного эффекта интенсификации производства.

    курсовая работа , добавлен 20.02.2015

    Экономическое содержание основных средств, их классификация. Значение и информационное обеспечение анализа основных средств. Оценка эффективности использования основных средств на ОАО "Гомельдрев" ДОК и пути повышения эффективности их использования.

    дипломная работа , добавлен 24.10.2010

    Практические расчеты показателей использования основных фондов предприятия: износ, годность и стоимость. Анализ использования оборотных средств и расчет их оборачиваемости и высвобождения. Определение производительности труда и себестоимости продукции.

    контрольная работа , добавлен 19.04.2011

    Организационно-экономические показатели деятельности предприятия. Анализ его специализации, объёмов производства и материалоёмкости основных видов продукции, состава и структуры оборотных средств, эффективности использования материальных ресурсов.

    курсовая работа , добавлен 24.02.2014

    Особенности изменения производительности труда. Расчет показателей использования основных производственных фондов и оборотных средств. Определение себестоимости продукции. Количественная оценка факторов, влияющих на уровень рентабельности капитала.

    курсовая работа , добавлен 11.04.2014

    Экономическая сущность, состав и структура основных средств предприятия, их оценка, показатели использования и эффективности. Анализ эффективности использования основных производственных средств РУП "Могилевоблгаз", разработка мероприятий по ее повышению.

    курсовая работа , добавлен 14.03.2015

    Анализ абсолютного прироста товарной продукции, определение влияния степени использования рабочего времени на изменение объема производства. Характеристика сопоставления основных фондов и изменения фондоотдачи, расчет затрат на изготовление продукции.

Экономический анализ Климова Наталия Владимировна

Основная литература

Основная литература

1. Войтоловский //. В., Калинина А. П., Мазуров И. И. Экономический анализ. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2006. 513 с.

2. Гинзбург А. И. Экономический анализ. СПб.: Питер, 2004. 480 с.

3. Данилова Н.Ф., Сидорова Е. 10. Экономический анализ деятельности предприятия: Курс лекций. М.: Экзамен, 2006. 188 с.

4. Климова Н. В. Экономический анализ (теория, задачи, тесты, деловые игры). М.: Вузовский учебник, 2008. 287 с.

5. Когденко В. Г. Экономический анализ. М.: ЮНИТИ, 2006. 390 с.

6. Лысенко Д. В. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2008. 320 с.

7. Любушин //. П. Экономический анализ. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. 423 с.

8. Маркарьян Э. А. и др. Экономический анализ хозяйственной деятельности. Ростов н/Д: Феникс, 2008. 576 с.

9. МаксютовА. А Экономический анализ. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 543 с.

10. Прыкина Л. В. Экономический анализ предприятия. 2-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 407 с.

11. Пястолов С. М. Экономический анализ деятельности предприятий. М.: Академический проспект, 2004. 576 с.

12. Савицкая Г. В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности. 4-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2007. 320 с.

13. Чуев И. И., Чуева Л. И. Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности. М.: Проект, 2008. 360 с.

14. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л. Т. Гиляровской. 3-е изд., доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. 615 с.

15. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Н. В. Войтоловского. 2-е изд. М.: Высшее образование, 2006. 513 с.

16. Шеремет А. Д. Комплексный анализ хозяйственной деятельности. М.: ИНФРА-М, 2008. 416 с.

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

5.1.2. Основная модель Если по какой-то причине фирма оказывается не в состоянии реагировать на угрозу, то вызываемые этой угрозой потери будут нарастать в соответствии с показанной на рис. 5.1.1 кривои «Неучтённые потери». Однако рано или поздно большинство фирм

Из книги Мировой финансовый кризис [=Глобальная авантюра] автора Авантюрист

Основная фаза После того, как будут реализованы цели и задачи предварительных этапов на Европейском театре, начало основной фазы долгой войны в Западной Азии автоматически приведет к реализации основного сценария в Европе. На данном этапе от США не будет

Из книги История экономики: учебное пособие автора Шевчук Денис Александрович

Из книги Национальная экономика: конспект лекций автора Кошелев Антон Николаевич

Основная литература по курсу «Национальная экономика» Ананьев А. Н. Новые процессы в занятости населения в условиях перехода к рыночной экономике. М.: Юнити, 2000.Андрианов В. Д. Экономический и инвестиционный потенциал. М., 1999.Базылев Н. И., Гурко С. П. Экономическая теория

Из книги Почему Россия не Америка автора Паршев Андрей Петрович

Из книги Практический аудит: учебное пособие автора Сиротенко Элина Анатольевна

Основная Федеральный закон «Об аудиторской деятельности» от 7 августа 2001 г. №113-ФЗ.Федеральные правила (стандарты) аудиторской деятельности.Аудит Монтгомери / Ф.С. Дефлиз, Р.Р. Дженик, В.М. О`Рейли, М.Б. Хирш: Пер. с англ.; Под ред. Я.В. Соколова. – М.: Аудит: ЮНИТИ, 1997.Аудит:

Из книги Жить в России автора Заборов Александр Владимирович

Основная мода России Если вам кажется, что ситуация улучшается, значит, вы чего-то не заметили.Со страной нужно находиться в резонансе, так чтобы «быть в струе», чтобы окружающее пространство не сопротивлялась вам, а помогало, чтобы продвижение вперед происходило бы

Из книги На пике возможностей. Правила эффективности профессионалов автора Поузен Роберт

Основная часть Вы написали введение и заключение. Теперь можно перейти к основной части статьи или служебной записки. Повторюсь: текст должен стимулировать эффективное чтение. Это значит, что вам нужно сделать следующее:1. Расставить заголовки и подзаголовки, чтобы

Из книги Разговор по существу: искусство общения для тех, кто хочет добиваться своего автора Скотт Сьюзан

Основная истина С момента публикации этой книги все разрастающийся пестрый список клиентов компании Fierce демонстрирует одну основную истину. Бизнес, в сущности, – это расширенный, развернутый разговор, разговор с коллегами, клиентами, партнерами и с возникающим вокруг

Из книги Реконизм. Как информационные технологии делают репутацию сильнее власти, а открытость - безопаснее приватности автора Сименко Илья Александрович

Основная тенденция Если мы посмотрим на эволюцию способов правления, то увидим тенденцию к увеличению численности правящей верхушки. Это обеспечивается, в первую очередь, развитием технологий, которые:? позволяют прокормить больше людей, занятых распределением

Из книги Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует автора Адизес Ицхак Калдерон

Основная идея Задача успешного менеджмента – сделать организацию результативной и эффективной в ближайшей и долгосрочной перспективе.Я считаю, что для обеспечения надлежащего уровня управления организация должна выполнять четыре функции: (P)roducing results – производство

Из книги Квадрант денежного потока автора Кийосаки Роберт Тору

Основная причина Однако главной причиной моего категорического нежелания остаться на левой стороне КВАДРАНТА ДЕНЕЖНОГО ПОТОКА стало то, что произошло с моим высокообразованным, но бедным папой на самом пике его карьеры.В самом начале 1970?х я уже окончил колледж

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

ОСНОВНАЯ РОЛЬ По определению С. Хатчинсона и Дж. Перселла (2003), к менеджерам низшего звена относятся те менеджеры, которые отвечают за работу группы перед вышестоящими лицами в управленческой иерархии; сами они стоят на нижних уровнях этой иерархии, обычно на самом нижнем.

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Основная деятельность В разделе «Основная деятельность» бухгалтер считает денежные средства, генерируемые каждодневными операциями предприятия. Отчет о прибылях и убытках показывает «учетную прибыль» Боба, равную $30 000, но не показывает, сколько денежных средств было

Из книги Исполнение: Система достижения целей автора Боссиди Ларри

Основная деятельность Чтобы реализовать намеченное, нужны ответственность, четкие цели, проверенные методы оценки результативности и правильные способы вознаграждения за достигнутые результаты. Однако сегодня, более чем когда-либо прежде, требованием дня становится

Из книги Психология лидера автора Менегетти Антонио

1. Основная проблема сущности, цивилизация и наука утратили видение человека, соответствующее изначальному проекту жизни. Как только человек лишается собственной внутренней истины, которая согласуется с природным проектом, он становится расщепленным, хаотичным и уже

Спецификация

контрольных измерительных материалов

для проведения диагностической работы

по литературе (8 класс I четверть)

    Назначение контрольных измерительных материалов (далее – КИМ)

Диагностическая работа проводится в рамках регионального исследования качества образования для анализа состояния литературного образования в основной школе, в том числе с учетом постепенного перехода на обучение по федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования.

Назначение КИМ для проведения диагностической работы по литературе – оценить уровень общеобразовательной подготовки по литературе обучающихся 8 класса.

Результаты исследований могут быть использованы образовательными организациями для совершенствования преподавания литературы Департаментом образования Орловской области, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования, для анализа текущего состояния муниципальных и региональных систем образования и формирования программ их развития.

2. Документы, определяющие содержание и параметры диагностической работы

Содержание диагностической работы определяется на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ № 1897 от 29 декабря 2010 г.), примерной основной образовательной программы основного общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

    Структура КИМ

Работа состоит из 17 заданий , обязательных для выполнения всеми обучающимися. Назначение заданий разных типов – обеспечить проверку достижения учениками уровня базовой подготовки и обеспечить проверку достижения повышенного и высокого уровней освоения материала.

С целью экономии времени обучающихся преимущество было отдано заданиям, не требующим записи подробного ответа. Это позволило включить в работу значительное количество заданий (17) и тем самым повысить полноту и объективность оценки уровня обученности школьников.

Задания выстраиваются на основе системы знаний и умений, заложенных в содержании предмета и отраженных в планируемых результатах по литературе (предметных и метапредметных).

Для решения заданий повышенного и высокого уровня сложности нужно использовать полученные умения в малознакомой или незнакомой (новой) ситуации; интерпретировать художественный текст и выполнить задания к нему; создавать собственное речевое высказывание.

    Время выполнения работы

На выполнение работы отводится 45 минут.

5. Дополнительные материалы и оборудование

Не требуются.

6. Условия проведения диагностической работы

Диагностическая работа по литературе проводится в один день в соответствии с инструктивными документами.

Диагностическая работа проводится по месту обучения учащихся. При выполнении работы учащимся следует соблюдать инструкцию.

Проведение диагностической работы по литературе осуществляется с привлечением неспециалистов по данному предмету, обеспечением условий для получения объективных результатов.

На время проведения диагностической работы в аудиториях должны отсутствовать стенды, плакаты и иные материалы с информационной и справочно-познавательной информацией по литературе.

7. Система оценивания отдельных заданий и работы в целом

Выполнение задания в зависимости от типа и трудности оценивается разным количеством баллов. Верное выполнение каждого задания с выбором ответа оценивается 1 баллом. За выполнение заданий с кратким ответом (№ 13 -16) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 2 баллов. За выполнения задания с развернутым ответом (№ 17) в зависимости от полноты и правильности ответа выставляется от 0 до 3 баллов по трем критериям. Максимальный первичный балл за выполнение всей диагностической работы – 29.

Задания части 1 - 1 балл за правильный ответ (максимум 12 баллов)

Задания части 2 - 2 балла за правильный ответ (максимум 8 баллов)

Задание части 3 9 баллов

Критерии оценивания части 3

Баллы

1. Глубина ответа на вопрос и убедительность суждений

а) дан прямой связный ответ на поставленный вопрос, сформулирована своя точка зрения, убедительно обоснованы тезисы, фактические ошибки и неточности отсутствуют

б) дан прямой связный ответ на поставленный вопрос; сформулирована своя точка зрения, но не все тезисы убедительны и/или допущены 1-2 фактические ошибки

в) вопрос раскрыт поверхностно или односторонне, нечетко сформулирована своя точка зрения; и/или не обоснованы свои тезисы; и/или допущены 3-4 фактических ошибки

г) нет ответа на вопрос и/или допущено более 4 фактических ошибок

2. Обоснованность приведения аргументов из текстов

а) правильно и точно приведены 3 аргумента

б) правильно и точно приведены 2 аргумента

в) правильно и точно приведен 1 аргумент

г) неправильно приведены аргументы или аргументы отсутствуют

3. Следование нормам речи

а) речевых ошибок нет, или допущена 1 речевая ошибка

б) допущено 2-3 речевые ошибки

в) допущено 4 речевых ошибок

г) количество допущенных ошибок существенно затрудняет понимание смысла высказывания (допущено 5 и более речевых ошибок)

Максимальный балл

Перевод первичного балла в пятибалльную шкалу:

8. Распределение заданий КИМ по уровням сложности

Распределение заданий КИМ по уровням сложности представлено
в таблице:

Уровень сложности заданий

Количество заданий

Максимальный балл

Повышенный

9. Распределение заданий диагностической работы по содержанию
и проверяемым умениям

Распределение заданий по основным содержательным блокам учебного курса представлено в таблице:

Число заданий

в варианте

Из фольклора

Из древнерусской литературы

Из литературы XVIII в.

Из литературы первой половины XIX в.

Проверяемые в работе умения представлены в таблице:

I вариант

II вариант

Проверяемые умения

Проверяемые умения

Знание жанров художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание теории литературы

Знание теории литературы

Знание жанров художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание жанров художественных произведений

Знание биографии писателей

Находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Знание текста художественного произведения

Знание биографии писателей

Знание биографии писателей

Знание теории литературы

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Определять тему художественного текста

Определять основную мысль художественного текста

Интерпретировать отрывок из художественного текста

Находить изобразительно-выразительные художественные средства

Создавать собственное высказывание-ответ на проблемный вопрос

Перечень проверяемых элементов содержания представлен в таблице:

Проверяемые элементы содержания

(указать УМК, для которых разработан КИМ)

Жанры фольклора

Из древнерусской литературы

Из литературы 18 века

Из литературы первой половины 19 века

Теория литературы

КИМ разработан для УМК под редакцией В.Я. Коровиной

Обобщённый план варианта контрольных измерительных материалов для проведения диагностической работы

I вариант

II вариант

Обозначение задания

Проверяемые умения

Уровень сложности задания

Примерное время выполнения задания (мин.)

Макс. балл за задание

Знание жанров художественных произведений

Знание жанров художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание теории литературы

Знание теории литературы

Знание жанров художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание текста художественных произведений

Знание жанров художественных произведений

Знание биографии писателей

Находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Находить изобразительно-выразительные средства в художественном произведении

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание биографии писателей

Знание биографии писателей

Знание теории литературы

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Знание текста художественного произведения

Определять тему художественного текста

Определять тему художественного текста

Повышенный

Определять основную мысль художественного текста

Определять основную мысль художественного текста

Повышенный

Интерпретировать отрывок из художественного текста

Интерпретировать отрывок из художественного текста

Повышенный

Находить изобразительно-выразительные художественные средства

Находить изобразительно-выразительные художественные средства

Повышенный

Создавать собственное высказывание-ответ на проблемный вопрос

Создавать собственное высказывание-ответ на проблемный вопрос

Работа охватывает следующие темы:

    Устное народное творчество. Отражение жизни народа в фольклорных песнях, частушках, преданиях. Особенности художественной формы фольклорных произведений.

    Развитие представлений о древнерусской литературе. Житийная литература как жанр. Житие Александра Невского. Особенности содержания и формы произведения.

    «Шемякин суд» как сатирическое произведение 18 века.

    Понятие о классицизме. Д.И. Фонвизин «Недоросль». Сатирическая направленность комедии. Проблемы воспитания истинного гражданина.

    И.А. Крылов. Слово о баснописце. Басни «Лягушки, просящие царя», «Обоз». Их историческая основа.

    К.Ф. Рылеев. Слово о поэте. Понятие о думе. Дума К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака». Историческая тема в произведении.

    А.С. Пушкин и история. История создания романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка».

    А.С. Пушкин. «Капитанская дочка». Образ героя-рассказчика. Гринев в начале жизненного пути. Проблема чести в романе.

    История испытаний героя романа Петра Гринева. Первая встреча с Пугачевым. Гринев в Белогорской крепости: «простое величие простых людей». Гринев и Швабрин: две личности, две судьбы

    Тема личности и истории в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пугачев и Гринев. История трех встреч. Сложность и неоднозначность образа Пугачева. Народное восстание в авторской оценке.

    Маша Миронова - нравственный идеал А.С. Пушкина. Испытание любовью главных героев романа. Тема милосердия в романе.

Ответы

диагностической работы по литературе (8 класс I четверть)

№ задания

I вариант

II вариант

(Примерные ответы)

Тема стихотворения: Жизнь боярышника.

Основная мысль: Жизнелюбие боярышника. (Как и у людей –сила духа и стойкость).

Интерпретация: Боярышник не боится не только жить на камнях над пропастью (он сильный духом), но и цвести и чувствовать себя уверенно. (Такими могут быть и люди)

Эпитеты – обрыв пуст, пышной красотою, пламенный боярышник, дикие камни, острыми корнями, каменная твердь.

Олицетворения – боярышник спорил, боярышник держал твердь.

Сравнения – боярышник, как будто спорил с камнями; боярышник держал, как в лапе, каменную твердь.

Метафора – расцвёл красотою.

(Примерные ответы)

Тема стихотворения: Природа.

Основная мысль: Пробуждение природы в середине весны.

Интерпретация: Весной, с наступлением тепла, обилием солнца, дождей просыпается лес, из черного и бестрепетного превращается в зеленый шум.

Изобразительно-выразительные средства:

Эпитеты – тих ручей, прошлогодняя борозда, лес бестрепетный и черный, лес затушёванный.

Олицетворения – лес стоит, шум очнётся, шум развернётся, гром ударит, лист отзовётся.

Сравнение – лес, как затушёванный.

Метафора – зелёный шум.

Инструкция по выполнению работы для учеников

На выполнение демонстрационной контрольной работы по литературе отводится 45 минут. Работа состоит из 3-х частей.

Часть 1 содержит 12 заданий с выбором ответа. К каждому из заданий даётся 4 варианта ответа, только один является верным. Цифру правильного ответа следует обвести кружком.

Часть 2 состоит из 4 заданий. На них следует дать краткий ответ. Ответы записываются в контрольной работе.

Выполнение заданий части 3 требует полного развёрнутого ответа на поставленный вопрос.

Внимательно прочитайте каждое задание и предлагаемые варианты ответа, если они имеются. Отвечайте только после того, как вы поняли вопрос и проанализировали все варианты ответа.

Выполняйте задания в том порядке, в котором они даны. Если какое-то задание вызывает у вас затруднение, пропустите его и постарайтесь выполнить те, в ответах на которые вы уверены. К пропущенным заданиям вы можете вернуться, если у вас останется время.

За выполнение различных по сложности заданий даётся от одного до четырех баллов. Баллы, полученные вами за выполненные задания, суммируются. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий. Постарайтесь выполнить как можно больше заданий и наибольшее количество баллов.

Время выполнения работы 45 мин.

Желаем вам успеха!

(8 класс I четверть учебного года)

I вариант

Часть 1

    К какому жанру устного народного творчества относится следующее произведение:

А) историческая песня Б) частушка В) хороводная песня Г) предание

Не хотела я плясать,

Не хотела выходить,-

Гармонист такой хороший,

Ему надо угодить.

    Каков последний подвиг Александра Невского («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)?

А) спасение христиан из Орды от притеснения иноплеменниками

Б) победа в битве на реке Неве

В) освобождение города Пскова от немцев

Г) победа на Чудском озере

    Что означает выражение Шемякин суд (по одноименной повести «Шемякин суд»)?

А) справедливый суд

Б) несправедливый суд

В) решение в пользу бедного

Г) решение в пользу богатого

    Д.И. Фонвизин писал в рамках направления:

А) реализм

Б) романтизм

В) классицизм

Г) неоромантизм

    Слова из комедии «Недоросль» Д.И. Фонвизина "Не хочу учиться, а хочу жениться" принадлежат:

А) Скотинину

Б) Правдину

В) Милону

Г) Митрофанушке

    Произведение К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» - это

Б) повесть
В) дума

Г) рассказ

    Какое изобразительно-выразительное средство употреблено в произведении К.Ф. Рылеева «Смерть Ермака» в следующих строках:

Ревела буря, дождь шумел,

Во мраке молнии летали… ?

А) олицетворение

Б) эпитет

В) метафора

Г) антитеза

    Какое историческое событие легло в основу басни И.А. Крылова «Обоз»?

А) Куликовская битва

Б) Отечественная война 1812 года

В) Ледовое побоище

Г) Междоусобная война на Руси

    Выберите правильно указанные годы жизни А.С. Пушкина:

10. Какой основной принцип положен в основу создания образов Гринева и Швабрина:
А) сопоставления
Б) взаимодополнения
В) антитезы
Г) композиционной параллели

11. Что пожаловал Петруша Гринев вожатому (Пугачеву) в романе А.С. Пушкина

«Капитанская дочка»?

А) трость

Б) заячий тулуп

В) валенки

12. Когда герой Пушкина Гринёв был записан в полк?

А) когда ему исполнилось 16 лет

Б) когда ему исполнилось 10 лет

В) еще до рождения

Г) сразу после рождения

Часть 2

    Определите тему.

    Определите основную мысль.

    Интерпретируйте.

Над пропастью, почти над пустотою,

Где сам обрыв и каменист и пуст,

Расцвёл такою пышной красотою

Боярышника пламенного куст,

Как будто спорил с дикими камнями,

Мне было страшно в бездну посмотреть.

А он и цвёл, и острыми корнями

Держал, как в лапе, каменную твердь.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Диагностическая работа по литературе

(8 класс I четверть учебного года)

II вариант

Часть 1

1. К какому жанру устного народного творчества относится следующее произведение:

А) историческая песня Б) частушка В) хороводная песня Г) колыбельная песня

Баю-бай, баю-бай!

К нам приехал Мамай,

К нам приехал Мамай,

Просит: «Васеньку отдай».

А мы Васю не дадим,

Пригодится нам самим.

    Кто произнес такие слова: «Не в силе Бог, но в правде»?

А) Шемяка («Шемякин суд»)

Б) Убогий («Шемякин суд»)

В) Александр Невский («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)

Г) Митрополит Кирилл («Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского»)

3. "Повесть о Шемякином суде" – это

А) произведение фольклора

Б) произведение древнерусской литературы

В) произведение современной литературы

Г) произведение литературы Х1Х века.

    В каком жанре написано произведение Д.И. Фонвизина «Недоросль»?

А) комедия

Б) трагедия

    Кому из героев произведения «Недоросль» Д.И. Фонвизина принадлежат такие слова: «… имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время»?

А) Скотинин

Б) Митрофанушка

В) Г-жа Простакова

А) А.С. Пушкин

Б) И.А. Крылов

В) К.Ф. Рылеев

Г) М.Ю. Лермонтов

    Какое изобразительное-выразительное средство является ключевым в баснях И.А. Крылова?

А) эпитет

Б) метафора

В) олицетворение

Г) аллегория

    Какова мораль басни И.А. Крылова «Лягушки, просящие царя»?

А) Мечтать о лучшей жизни при каком-то лучшем, хорошем царе - нелепо.

Б) Нужно всегда желать лучшего.

В) Мечты всегда сбываются.

Г) Не желай зла ближнему своему.

    О ком идет речь: «… среди лучших студентов (он) был привезен в Петербург, где

встретился с самим Ломоносовым, о чем вспоминал всю жизнь».

А) А.С. Пушкин

Б) И.А. Крылов

В) К.Ф. Рылеев

Г) Д.И. Фонвизин

    Повествование в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» ведется от лица:
    А) автора
    Б) повествователя
    В) Маши Мироновой
    Г) Петра Гринева

    Как в романе А.С. Пушкина «Капитанская дочка» во время дуэли проявились

характеры героев?

А) Швабрин проявил честность и признал свою клевету

Б) Гринев попросил прощения у Швабрина

В) Швабрин подло уколол шпагой Гринева в спину, когда тот обернулся на оклик

Г) Гринев оскорбил Швабрина бранными словами и убил его.

    Кому из героев произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка» принадлежат слова «Казнить так казнить, миловать так миловать – таков мой обычай»?

А) Пугачев

Б) Гринев – отец

В) капитан Миронов

Г) Гринев

Часть 2

Выполните задания второй части работы. В стихотворении В. Дронникова:

    Определите тему.

    Определите основную мысль.

    Интерпретируйте.

    Найдите изобразительно-выразительные художественные средства.

Конец апреля, тих ручей подгорный,

Грач к прошлогодней борозде летит.

И только лес, бестрепетный и чёрный,

Вдали, как затушёванный, стоит.

Зелёный шум легко очнётся в нём

И каждой веткой к солнцу развернётся,

Когда из туч ударит первый гром

И лист ему из почки отзовётся.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Часть 3

Какие проблемы ставит А.С. Пушкин в романе «Капитанская дочка»? В своем рассуждении приведите не менее трех аргументов. Прокомментируйте сформулированные проблемы на примере ситуаций, поступков героев. Объем сочинения не должен быть меньше 50 слов.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________