Фантастика в детской литературе 4. План-конспект урока по чтению (4 класс) на тему: Урок внеклассного чтения "В мире фантастики"

Урок литературного чтения, 4 класс

Тема урока: Фантастические повести Кира Булычева о приключениях Алисы Селезнёвой

Урок внеклассного чтения

Технологии: критическое мышление, игровая технология, ИКТ

Материалы:

Здесь будет файл: /data/edu/files/o1449418527.rar (Материалы к уроку)

Планируемые результаты урока:

Ход урока:

1. Актуализация необходимых знаний

Урок начинается с работы с выставкой книг.

Учащиеся рассматривают представленную на слайде выставку книг и дают ей название. Затем учитель выводит название «Фантастические повести Кира Булычёва о приключениях Алисы Селезнёвой» на экран, а дети дополняют выставку принесёнными на урок книгами.

2. Мотивация учебной деятельности

Опираясь на название выставки книг, учащиеся формулируют тему урока, а затем, с помощью учителя, ставят перед собой задачи: уточнить знания о жанре прочитанных произведений, учиться рассказывать о главной героине, узнать интересные факты об авторе.

3. Организация познавательной деятельности обучающихся

Этап урока направлен на уточнение представлений учащихся о следующих терминах : фантастика, повесть, приключение. Сначала дети дают толкования слов, опираясь на свой опыт. Затем учитель постепенно выводит на экран фрагменты словарных и энциклопедических статей, в процессе анализа которых уточняются знания учащихся. Финалом работы является осознанное соотнесение литературоведческого термина с прочитанным произведением.


Следующий слайд позволяет продолжить разговор о приключениях Алисы и предназначен для воссоздания учащимися фрагментов содержания повести «Девочка, с которой ничего не случится» с целью уточнения понимания смысла прочитанного.

Детям предлагается разделиться на две команды и поучаствовать в игре «Крестики - нолики», правила которой сходны с правилами известной детской игры с тем же названием, но для того, чтоб поставить в выбранную клетку свой значок, команда должна дать ответ на вопрос, «спрятанный» под картинкой.

Кому и с какой целью профессор Селезнёв начал писать о приключениях Алисы?

Назовите жертву неудачного эксперимента, которую профессор Селезнёв повстречал в своём саду.

Кто из домашних питомцев Алисы умел разговаривать и читать?

«Я их хотела оставить себе. Я же не знала, что человечество их ищет». Кого Алиса принесла в корзинке с земляникой?

Опишите устройство, с помощью которого Алиса оказалась в гостях у писателя - фантаста Аркадия.

Мало кто верил в успех этого эксперимента, однако выдающееся событие показывали все телеспутники мира. Что за событие изображено на иллюстрации?

Какое событие прославило Алису и испортило репутацию биологам?

С помощью какого прибора, с кем и о чём беседует профессор Селезнёв?

Восстановив в памяти основные события повести, дети готовы к разговору о главной героине - Алисе Селезнёвой.


Дети говорят о том, чем заинтересовала их главная героиня прочитанных книг - Алиса Селезнёва. Затем учитель выводит на экран портреты Алисы, выполненные разными художниками-иллюстраторами, и предлагает обсудить следующие вопросы:

Какие черты Алисы отражены на разных иллюстрациях?

Какая иллюстрация особенно нравится и почему?

Какой портрет Алисы нарисовали бы сами?

Завершает работу по данному слайду составление рассказа об Алисе с опорой на план. Учитель обращает внимание на то, что такие качества, как доброта, отзывчивость, смелость, любознательность ценятся в русских народных сказках, в литературных произведениях разных жанров, созданных разными авторами в разные эпохи. Важны эти качества и в нашей повседневной жизни, не потеряют они своей ценности и через века.

Дети выбирают заинтересовавшие их вопросы и учатся пользоваться управляющими кнопками для получения ответа. В зависимости от выбранных вопросов, дети переходят к следующим слайдам:



4. Подведение итога урока

Подведение итога урока направлено, прежде всего, на популяризацию в классном коллективе образа читателя как любознательного, интересного, умного собеседника, с которым хотят дружить, советоваться, на осознание учащимися того, что каждый из них может быть таким человеком.

Источники

http://taleteller.ucoz.ru/publ/4-1-0-75

http://www.bibliogid.ru/authors/pisateli/bulychev

http://www.mielofon.ru/mis_alis/index.html

http://www.rusf.ru/kb/index.htm

Булычёв К. Заповедник сказок. - М.: «АСТ», 2004.

Материалы Первого установочного семинара для участников проекта «Успешное чтение» (12 - 14 ноября 2007 г., Санкт-Петербург).

Пеннак Д. Как роман. - М.: «Самокат», -2005

Энциклопедия для детей. Том 9. - М.: «Аванта+», 2000.

«Что такое фантастическое? - писал И. Анненский. - Вымышленное, чего не бывает и не может быть» . Это подчеркивает, что термин «фантастика» значительно уже термина «фантазия». В словаре по психоанализу В. Лейбина дано следующее определение этому понятию: «Фантазия - это психическая деятельность, связанная с созданием воображаемых представлений, не находящих реального отражения в окружающем мире; продукт воображения, порожденный собственной деятельностью человека» .

Как отмечала М. И. Мещерякова: «Игра является одной из важнейших жанровых категорий фантастики, создавая ту условность, которая позволяет превращать невероятное, не имеющее места в действительности в условно возможное» . Игровая функция фантастики роднит ее со сказкой, познавательная - с мифом и наукой.

Особым направлением в развитии детской и юношеской фантастики второй половине XX века стало появление собственно детской (не только адресованной младшим школьникам, но проникнутой детским мироощущением) фантастики, в центре которой - образ ребенка с его специфический пониманием и видением окружающего (К. Булычев «Девочка с Земли», «Сто лет тому вперед», Е. Велтистов «Электроник -мальчик из чемодана», «Рэсси - неуловимый друг», А. Мошковский «Заблудившийся звездолет», «Семь дней чудес», Г. Галахова «Невозможный Кукушкин», В. Губарев «Путешествие на Утреннюю звезду», Г. Почепцов «Кубик», «Приключения робота», «Замок на загадочной планете», П. Аматуни «Космическая «Горошина»» и многие другие).

Детская фантастика во многом приближена к сказке, в первую очередь, присутствием чуда. Но в отличие от фольклорной сказки чудо связано с сегодняшней действительностью. Это своеобразный синтетический жанр, в котором соединена фантастика сказки с научно-фантастичес­кой идеей. Начало серии детской научной фантастики положили рассказы о приключениях девочки из ХХI века Алисы Селезневой. Ничего похожего в советской детской литературе тогда не было. Главная удача цикла - обаятельный образ главной героини, которая стала по-настоящему «своей» для нескольких поколений читателей. Алиса была самой обыкновенной - непоседливой, любопытной, находчивой, в общем, нормальной девчонкой, которую можно было найти в любом дворе. Поэтому дети воспринимали Алису как реального, живого персонажа, вместе с которым можно сразиться с космическими пиратами, сделать великое научное открытие или стать настоящей принцессой. Книги цикла писались автором на протяжении нескольких десятилетий, начиная с 1965 года (повесть «Девочка, с которой ничего не случится») и заканчивая 2003 годом («Алиса и Алисия»). Всего в цикле 52 повести. Самой популярной и вполне соответствующей дошкольному восприятию является фантастическая повесть «Путешествие Алисы».

Собственно детская фантастика, преимущественно основана на характерном для детского мировосприятия свойстве придумывать собственные миры. Как и в целом детская литература, собственно детская фантастика имеет ряд отличий от фантастики традиционной: приключенческая сюжетная основа, напряженный сюжет, обилие увлекательных событий, тайна. Она призвана помочь новому поколению взрослеть, ориентируя его в сложных информационных потоках.

Первые произведения современного фэнтези стали появляться в начале XX века. В их числе - «Дочь короля эльфов» лорда Эдварда Дансени, «Конан» Роберта Э. Говарда, «Хроники Нарнии» К. С. Льюиса. Фэнтези К.Льюиса «Хроника Нарнии» - это типичное произведение данного жанра, к тому же оно понятно и близко детям, так как в центре стоит герой-ребенок. Фэнтези Льюиса имеет широкий воспитательный потенциал, глубокую смысловую насыщенность, стремительный приключенческий сюжет и христианско-философский подтекст.

Одним из самых ярких произведений последних лет является цикл Джоанны Роулинг о Гарри Поттере. Главным достижением Дж.Ролинг является то, что впервые главным героем детской книги, даже написанной в жанре «фэнтэзи», стал не просто волшебник, а волшебник-ребенок. Находясь в пограничной зоне, цикл объединяет в себе многое и от фэнтези, и от новой сказки. Благодаря Гарри Поттеру за последние годы появилось множество произведений, в которых главным героем или героиней является маленький колдун или ведьма - «Стеклодув» А.Биргера, «Чародейские каникулы» А.Иванова и А.Устиновой, «Денис Котик и Царица крылатых лошадей» А. Бояриной

Произведения в стиле «фэнтези» имеют большое воспитательное значение. Благодаря этому жанру дети имеют возможность познакомиться с мировой культурой, историей, литературой, мифологией, религией и даже естествознанием и географией.

Внеклассное занятие в 4 классе «В мире фантастики»

(занятие познакомит учащихся с новым жанром литературы – фантастической повестью и книгами писателей-фантастов Евгения Велтисова и Кира Булычева)

Разгадайте кроссворд.

Имя одной из злых волшебниц из «Сказки о потерянном времени». (Не Ольга). (Марфа).

Имя товарища Дениса из рассказов В. Драгунского. (Мишка).

Имя мальчика, от имени которого ведется повествование в рассказах В. Драгунского. (Денис).

Новое слово, которое услышал герой рассказа В. Голявкина «Никакой горчицы я не ел», обозначает документ, дающий изобретателю исключительное право на изобретение. (Патент).

На каком виде городского транспорта катался от скуки герой рассказа В. Голявкина? (На трамвае).

Какой язык учил все лето Павел в одном из рассказов В. Драгунского? (Английский).

Какое слово он выучил за два месяца тяжелой работы? (Пит).

Продукт, острая приправа, которой не ел герой рассказа В. Голявкина. (Горчица).

Какой предмет был волшебным в «Сказке о потерянном времени»? (Ходики).

Кого любил Мишка? (Бабушку).

Какое слово получилось в выделенных клеточках?

Что оно обозначает?

Само слово «фантастика» произошло от греческого слова фантазия – воображение. Это же слово обозначает мечту. Издавна люди мечтали. Мечтали обо всем. Когда-то трудно было добывать огонь. 1 000 лет понадобилось человеку, чтобы изобрести спички. А сейчас мы с вами стали забывать, что это такое, потому что есть зажигалка – газовая, бензиновая и даже электрическая. А уж полеты в космос могли только привидеться во сне. Но вот мы живем уже в XXI веке, и никого не удивляют выходы в открытый космос, фотографии с Марса… наука не стоит на месте, и то, что казалось фантазией 100 лет назад, сегодня – реальность.

Во второй половине двадцатого века, когда особенно бурно начала развиваться наука, появилось огромное количество произведений научной фантастики . Так называют обширную отрасль литературы, которая как бы «заглядывает в будущее», в мир невероятных, чудесных представлений и образов. Писатели, зная о возможностях современной науки, пытаются дать ответы на множество вопросов. Что ждет людей тогда, когда космические полеты станут обычным явлением повседневной жизни?.. Как произойдет первая встреча с представителями других миров. – явятся ли они на Землю или земляне найдут их на бесконечных просторах Вселенной?.. Что станет со старушкой Землей, если человек будет по-прежнему бездумно расходовать природные ресурсы?.. Каким будет общество, когда создадут «искусственного» человека?..

По-разному отвечают на эти вопросы писатели-фантасты. Возможно, прочитав их книги, вы захотите с ними поспорить?..

    Работа с выставкой книг.

С книгами каких писателей-фантастов вы познакомились к сегодняшнему уроку?

О каких фантастических вещах рассказывают в них авторы?

    Знакомство с фантастической повестью.

Сегодня мы познакомимся с таким жанром, как фантастическая повесть. Называется она «Миллион и один день каникул». Написал ее Евгений Серафимович Велтистов.

1. Чтение отрывка повести подготовленными учениками.

«Сказка Е. Велтистова повествует о необычных каникулах школьников среди звезд, где один день может быть равен тысячам земных лет.

Корабль «Виктория», на котором летят три пятиклассника на встречу с родителями, работающими в дальнем космосе, попадает в сферу притяжения невидимой звезды – «черного карлика» или «черной дыры». С пассажирами корабля происходят необыкновенные приключения, они встречают себя «вчерашних» и «завтрашних»…

2. Ответы на вопросы.

Что значит «тахис» и на каком языке?

Как звали детей на корабле «Виктория»?

Почему никто из землян в своей жизни не встречал тахионов?

Какой была скорость космических кораблей землян?

- «Куда же девается то, что исчезает»?

    Знакомство с историей создания книг.

Евгений Велтистов написал несколько фантастических книг для детей. Самая известная из них – «Электроник – мальчик из чемодана».

1. Евгений Серафимович Велтистов.

В предисловии к одному из многочисленных изданий этой самой известной книги писателя рассказывается: «Однажды молодой автор собрался в отпуск, к морю. Уложил чемодан, сел в такси. Несет чемодан к поезду и удивляется: тяжелый! Словно там не рубашка и ласты, а кирпичи. Чтобы нести стало легче, веселей, стал фантазировать: «Может, в чемодане кто0то есть? Может, там … электронный мальчик? Вот поставлю, - подумал, - чемодан на полку, откину крышку, мальчик откроет глаза, встанет и скажет: «Здравствуй, меня зовут Электроник…» Вошел в купе, щелкнул замками и ахнул. Оказывается, в спешке перепутал чемоданы: взял другой, набитый книгами. Поезд тронулся… Пришлось у моря обойтись без ласт. Зато почитал вволю. А про воображаемого мальчика не забыл». Разумеется, мальчика вы узнали сразу. А знакомы ли вы с его создателем?

Евгений Велтистов пошел в школу на второй год Великой Отечественной войны. Книг в то время было мало – вот и решил он, когда вырастет, стать продавцом детских книг, чтобы все их прочитать. Став взрослым, он передумал, выучился на журналиста. Сам начал писать – сначала в разных газетах, потом в журнале «Огонек». Он путешествовал по нашей стране и за рубежом, встречался с разными людьми, копил впечатления и обдумывал свои будущие книги.

Первая книжка – «Приключения на дне моря» - увидела свет в 1960 году. Знаменитый Электроник впервые встретился с читателями четырьмя годами позднее. Правда, очереди за «Электроником» выстроились в библиотеках только после выхода на экран трехсерийного телевизионного фильма, сценарий которого написал сам Велтистов. Фильм имел огромный успех, писем от читателей на телевидение, в редакции. Газеты «Пионерская правда» и самому писателю пришло более восьмидесяти тысяч.

Прочитайте, отрывок, в котором рассказывается о появлении электронного мальчика.

Чем он отличался от обыкновенных детей?

С кем подружился Электроник?

Какую справку выдал ему Сережа Сыроежкин? Зачем?

О каких интересных приключениях этих мальчиков вы прочитали, расскажите.

Тем, кого заинтересовало творчество Е.Велтистова, я рекомендую прочитать и другие книги этого автора: «Рэсси – неуловимый друг», «Гумм – гам».

2. Кир Булычев (настоящее имя – Игорь Всеволодович Можейко) родился в 1934 году в Москве.

Арбатскому мальчишке Игорю Можейко хотелось путешествовать, жить в палатке, делать научные открытия. Воображая себя исследователем, он вдоль и поперек исходил Подмосковье, читал книги об экспедициях в пустыню Гоби, собирал обширные коллекции минералов. И, конечно же. Представлял себя настоящим геологом с мужественным лицом и обветренными руками…

Вышло все, однако, по-другому: Игорь окончил Московский институт иностранных языков и попал на работу в далекую азиатскую страну – Бирму. А, вернувшись на родину, поступил в аспирантуру при Институте востоковедения Академии Наук.

В 1966 году он защитил диссертацию, началась исследовательская работа.

Но вот однажды… редакция альманаха «Искатель», с которым сотрудничал Можейко, попало в тяжелое положение. Дело в том. Что перед самой сдачей материалов в типографию решено было не печатать один из фантастических рассказов. Однако художник уже нарисовал к этому рассказу иллюстрацию, и картинка, как нарочно, красовалась на отпечатанной обложке выпуска. С нее на сотрудников редакции уныло смотрел сидящий в банке крохотный динозавр.

Рисунок настоятельно требовал объяснений, и не сколько человек, спасая положение, решили написать по фантастическому рассказу, лучший из которых назавтра должен был попасть в сборник. В неожиданном конкурсе принял участие и ученый-востоковед Игорь Можейко. Он честно просидел всю ночь за машинкой, а утром принес в редакцию свое сочинение. Рассказ, придуманный Можейко («Когда вымерли динозавры»), показался сотрудникам самым удачным, и его срочно вставили в выпуск.

Но как подписать столь непредвиденное творение? «Игорь Можейко» - вроде неудобно. Все-таки историк, ученый, а тут динозавры какие-то в банках. «Имя жены плюс девичья фамилия матери», - решил автор и написал под рукописью «Кир Булычев».

Вот так серьезный историк Игорь Можейко начал писать «несерьезную» фантастику. При этом Игорь Всеволодович ни в какой мере не бросал научных занятий. Одновременно с фантастом Булычевым неустанно писал свои труды историк Можейко. Остается только удивляться. Как у Игоря Всеволодовича хватает на все это времени и сил. Впрочем, нет, времени как раз не хватает, и фантаст Булычев вместе с историком Можейко мечтают о том, чтобы хоть как-нибудь увеличить сутки…

    Обзор книг Кира Булычева.

В настоящее время уже вышло 15 томов сочинений К.Булычева. Готовятся к изданию еще 15 томов. О чем же пишет этот писатель?

Булычев Кир «Великий Гусляр» Повести и рассказы.

Где еще, как ни в России, вы найдете городок Великий Гусляр? И его обитателей, способных не терять присутствие духа в самых неожиданных ситуациях, будь то покупка в зоомагазине говорящих золотых рыбок, очередное гениальное открытие профессора Льва Христофоровича Минца или встреча с космическими пришельцами, от которых в последнее время в городе стало как-то даже тесновато?..

Не секрет, что в Великом Гусляре буквально под каждой улицей находятся подземные ходы и клады. Одним из таких кладов может оказаться, к примеру, пузатая бутыль, содержащая настоящий эликсир молодости…

Булычев Кир «Нужна свободная планета».

«Вы, очевидно, не представляете себе трудностей и опасностей космического путешествия, - говорил Корнелию Удалову инопланетный пришелец Гнец-18. – Вы можете погибнуть, провалиться в прошлое, попасть в шестое измерение, превратиться в женщину. Наконец, вы можете стать жертвой космических драконов или подцепить галактическую сухотку». Однако великогуслярский начальник стройконторы, которого обуяла жажда странствий, твердо решил помочь Гнецу-18 отыскать в бесконечном Космосе свободную планету, жизненно необходимую «братьям по разуму».

Булычев Кир «Фантастический бестиарий».

«Бестиарий» - это книга о зверях, а «Фантастический бестиарий» - книга о вымышленных зверях. Киру Булычеву захотелось рассказать «о созданиях, которых никогда не существовало… и посмотреть на них нашими глазами. Тогда страшные сказки становятся забавными, а порой и трогательными» Для этого он отобрал в свой удивительный зверинец: единорога, кракена, дракона, ехидну, сфинкса, василиска, русалку, кикимору – всех и не перечислишь. Но среди существ, придуманных еще в древности, попадаются и другие – те, что были неведомы никому. Им посвящен особый раздел «Выдумки наших дней».

Булычев Кир «Атлантида: Боги и герои».

«…был на свете один народ, от которого не сохранилось не только ни одной книги или надписи, но даже глиняного черепка, даже бусинки или монетки, не говоря уж о развалинах дворцов…

Этот народ – атланты. Их страна называлась Атлантидой.

Говоря, что Атлантида затонула целиком, вместе с городами, полями, горами и болотами.

А прочесть о ней можно только в одной книге… Атлантида – одна из неразгаданных тайн истории Земли…»

    Работа над книгой К. Булычева «Путешествие Алисы».

1. Рассказы детей о прочитанном.

Вы читали о приключениях Алисы? Если нет, то вы много потеряли! Ведь этой девочке из XXI века удавалось такое, о чем может мечтать каждый уважающий себя подросток. Например, приручить симпатичного, крошечного – каких-нибудь два с половиной метра – бронтозавра, отправиться вместе с отцом, профессором, в космическое путешествие за редкими зверями для московского зоопарка, спасти от гибели целую планету, прокатиться в прошлое на машине времени, стать принцессой средневекового королевства, разгромить логово космических пиратов, без спросу проникнуть в заповедник сказок…

Назовите имя героини всех этих приключений.

В каких книгах вы прочли о них?

Что вы узнали об этой девочке, расскажите.

Что вы узнали о ее родителях?

Кого из друзей Алисы вы можете назвать?

2. Работа над отрывком из фантастической повести.

Кир Булычев «Консилиум».

а) чтение отрывка по цепочке;

б) ответы на вопросы:

Как называется рассказ? Что обозначает это слово?

Зачем собрался консилиум в кабинете Алисиного отца?

Кем на самом деле был козлик? (Директором заповедника сказок, профессором, доктором наук Царевичем).

Как профессор Царевич превратился в козлика?

Кто из героев рассказа не сомневался в том, что козлик – профессор, директор заповедника? (Алиса и толстый король).

Как ученые решили «научно» проверить является ли пациент человеком?

Кто присутствовал на консилиуме?

Помог ли козлик разрешить проблему ученых? Как он себя вел?

Почему, как вы считаете?

Как ученые предлагали «вылечить» козлика?

Как вы думаете, что могло бы произойти дальше?

Как проявила себя Алиса в этом эпизоде? Что вы можете о ней сказать? (Умеет хранить секреты, не любит пустые разговоры, уважительно относится к людям, верит в сказки и волшебство).

    Подведение итога урока.

Как называется жанр литературы, с которым мы познакомились сегодня на уроке?

О книгах каких писателей – фантастов мы говорили на уроке?

Кого заинтересовали эти книги? Чем? Хотите ли вы их прочитать?

Ответь на вопросы викторины.

    Откуда взяты эти строчки?

А) «Он нагнулся над чемоданом, отпер замки, откинул крышку. В чемодане, на мягком голубом нейлоне, лежал, вытянувшись во весь рост, мальчик с закрытыми глазами…»

Б) «Птица-говорун охраняется законом планеты Блук как очень редкое и интересное создание».

2. Кто из литературных персонажей были друзьями Сережи Сыроежкина?

3. О ком говорится в следующем отрывке литературного произведения?

«Как и любой ученик, он получал двойки. Никто его, конечно, не ругал за плохие отметки».

4. Из какого произведения эти строки?

а) «Светловидов – Игреку: «Сложите 723 022 и 252 910». Через полминуты заработал телефонный аппарат Игрека: 975. 932.

б) « «Вы играете в шахматы?» - спросил инженер. Икс ответил коротко: «Да».Тогда инженер предложил ему решить этюд: «У меня только король на е8, других фигур нет. У вас – король на е6 ладья на h 1. Как вы сыграете?»

5. Три Алисы.

В стране Литературных Героев жили три Алисы. Две из них умели играть в шахматы, а одна – нет. Что это за Алисы и из каких они произведений?

Внимательно прочитай два списка. В первом списке – литературные герои, которые умели играть в шахматы, во втором – авторы литературных произведений. Соедини героев книг и их авторов.

А) Незнайка, Электроник, Хоттабыч, Алиса, Алиса Селезнева, Дениска Кораблев.

Б) Булычев, Драгунский, Велтистов, Кэрролл, Лагин, Носов.

Ответы на викторину.

    Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана»

К. Булычев «Девочка с Земли».

    Электроник.

    Об Электронике.

    Е. Велтистов «Электроник – мальчик из чемодана».

    Умели играть Алиса Селезнева и Алиса, которая побывала в Зазеркалье. Не умела играть лиса Алиса.

    Булычев – Селезнева, Велтистов – Электроник, Драгунский – Кораблев, Кэрролл – Алиса, Лагин – Хоттабыч, Носов – Незнайка.

С этими книжками мы прятались под одеялом с фонариком, потом под партой на скучных уроках. Они уносили нас в другие миры. И мы устремлялись сквозь пространство и время – в волнующие космические дали, в интригующий двадцать первый век…

“Приключения Карика и Вали”, Ян Ларри

“Баранкин, будь человеком!”, Валерий Медведев

Если вы очень-преочень не хотите учиться, открывается чудесная возможность попробовать, каково оно – вить гнездо или ремонтировать муравейник. Воспоминаний хватит надолго! Полистать.

“Старик Хоттабыч”, Лазарь Лагин

Дивные истории о том, как Волька ибн Алеша с Гассаном Абдуррахманычем троллили кондуктора, срывали футбольный матч и поражали кинозрителей явлением бородатого мальчика. Кроме всего прочего, еще и замечательный пример того, что на одни и те же явления всегда можно посмотреть с разных точек зрения. Полистать.

“Незнайка на Луне”, Николай Носов

На спутнике Земли, оказывается, тоже вовсю кипит жизнь, но особенная. У нормальных коротышек уже практически коммунизм, а у лунных – отсталый капитализм. Так что помимо собственно научно-фантастической и приключенческой составляющей, сказка давала полезную инфу об акциях, биржевых трейдерах, борьбе с конкурентами и прочими издержками развитых товарно-денежных отношений. Полистать.

“Шел по городу волшебник”, Юрий Томин

Какой же дурак не мечтает найти коробок с волшебными спичками, которые могут исполнить любые желания? Вот только почему-то от их исполнения все начинает идти как-то наперекосяк… Полистать.

“Человек-горошина и простак”, Александр Шаров

Тринадцатилетний мальчик становится учеником чародея. Ему придется выполнить немало трудных заданий. Не только со злыми силами бороться, но и не дать времени пойти вспять – шутка ли!.. Атмосферная вещь, не менее волнующая, чем истории Гауфа. Полистать.

“Путешествие на Утреннюю Звезду”, Виталий Губарев

Автор знаменитого “Королевства Кривых Зеркал” на этот раз отправляет нас аж в созвездие Волосы Вероники. Вместе с мальчишками с характерными именами: Алеша Попов, Никита Добрынин и Илья Муромов. Полистать.

“Голубые люди Розовой Земли”, Виталий Мелентьев

Однажды шестиклассник Юрка, не поладив с родителями, вместе с верным Шариком ушел в лес и обнаружил там обыкновенный космический корабль. Сами понимаете, ему было сделано предложение, от которого никакой мальчишка не смог бы отказаться. Полистать.

“Пятеро в звездолете”, Анатолий Мошковский

“Не хочу я на Луну! Десять раз был там! Каждый камень и цирк знаю наизусть! Скоро там детские сады открывать будут и придумают скафандры для грудных…” Так отвечают дети будущего на родительские предложения слетать в космос… Что же их тогда интересует? Полистать.

“Сказки и были Безлюдных Пространств”, Владислав Крапивин

У этого автора очень сложно выбрать лучшее: у него, наверное, просто нет другого, не лучшего. Мы хотели быть такими же, как его герои – и попадать в такие же приключения. Или хотя бы чтобы его книги не кончались… Полистать.

“Девочка с Земли”, Кир Булычев

Кира Булычева, как и Крапивина, тут по-хорошему надо было бы поставить всего, ибо его не может быть много. Но цикл об Алисе – это святое; симпатичная и находчивая гостья из будущего – наше всё! Полистать.

“Приключения Электроника”, Евгений Велтистов

Электроника с Сыроежкиным мы обожали в исполнении братьев Торсуевых. Однако у их литературного родителя в багаже имелось еще немало интересного. Полистать.

“Выше радуги”, Сергей Абрамов

Стать выше всех благодаря чудесной способности – это круто. Но волшебный дар – такой предмет: вот он есть, а вот его уже нет. Но есть еще собственные силы, терпение и труд, а также взаимопомощь. Полистать.

“Пути титанов”, Олесь Бердник

Однажды уже продвинутое человечество встречает неуправляемый звездолет. Он оказывается нашим же кораблем, только запущенным тысячи лет назад. Экипажа уже, конечно, нет в живых, но остались записи, из которых люди узнают драматические подробности своего прошлого. Полистать.

“Остров неопытных физиков”, Кирилл Домбровский

Что будет, если несколько обычных школьников смогут менять физические законы, как им вздумается? Ну, там, трение уменьшить или пустить время вспять… Наверняка получится что-то любопытное. Полистать.

“Дом скитальцев”, Александр Мирер

Человечеству приходится противостоять попытке захвата со стороны могущественной цивилизации, которая уже овладела технологией пересадки разума из одного тела в другое. Предотвратить захват помогают земные подростки Маша и Сева. Полистать.

“До Земли еще далеко”, Александр Свирин и Михаил Ляшенко

Серия “Книга знаний” от этих авторов действительно давала кучу знаний: по астрономии, биологии, зоологии, географии, истории. И все в форме общения с детьми-инопланетянами! Полистать.

“Великое Делание, или удивительная история доктора Меканикуса и Альмы, которая была собакой”, Александр Полещук

Приключенческий сюжет удачно перемешан с научными фактами: благодаря запискам доктора Меканикуса мы с интересом узнаем, как из древней алхимии получилась нынешняя химия. Полистать.

“Две смерти Чезаре Россолимо”, Аркадий Львов

Однажды сотрудник института эмбриологии не явился на работу. Похоже, он покончил с собой. Однако не все тут так просто. И как-то связано с таинственным явлением гипноза… Увлекательно, несмотря на обилие философии. А Львову, между прочим, в Советском Союзе “шили” сионизм, и ему пришлось эмигрировать. Сейчас он живет в Нью-Йорке. Полистать.

“Плутония”, Владимир Обручев

История о путешествии в подземные недра, к другим геологическим эпохам – туда, где можно встретиться с древними растениями и животными, исчезнувшими задолго до нашего появления. Полистать.

“Тайна двух океанов”, Григорий Адамов

Фантастика еще сталинского времени – впрочем, в более поздних изданиях подредактированная. Советская подводная лодка “Пионер” (правильно, с пионером внутри) воюет с врагами, используя супер-пупер-научные достижения. Полистать.

“Тайна инженера Грейвса”, Юрий Тупицын

В книгах Тупицына все как надо: космические корабли бороздят межзвездные пространства, научный прогресс открывает новые горизонты. А тут один инженер соорудил бомбу чудовищной разрушительной силы. И теперь с позиции силы требует от ядерных держав полного разоружения. Иначе… Что будет, что будет! Полистать.

“Приключения Полынова”, Дмитрий Биленкин

“Полынов знал, что к психологам в космосе относятся с иронией…” Однако экспедиция на Меркурий проходит не так уж буднично, как казалось. И “несерьезному” специалисту предстоит вступить в настоящую борьбу в космосе и на Земле. Поскольку он чувствует ответственность перед будущим, которой нет у амебы, а у человека – есть. Полистать.

“Каллисто”, Георгий Мартынов

“Однажды, ранним июльским утром, профессор Куприянов заметил в небе золотистую точку… Через несколько часов человечество было потрясено сообщением о небывалом событии: к Земле приближался неведомый межзвездный корабль”. В общем, раскрывается бессмертная тема нашего неодиночества во Вселенной. Полистать.

“Фаэты”, Александр Казанцев

Казанцев – человек и пароход, плодовитый фантаст, изобретатель и шахматный композитор. Говорят, даже автор слов “инопланетянин” и “вертолет”. В “Фаэтах” земляне встречаются на Марсе с цивилизацией, уцелевшей после гибели одной из планет в ходе мировой войны. А еще у Казанцева есть фантастика мушкетерская, коммунистическая и даже автобиографическая. Полистать.

“Аэлита”, Алексей Толстой

История о том, как двое лихих землян устроили заварушку на Марсе, привлекала нас и движняком, и романтической любовной линией. Полистать.

“Человек-амфибия”, Александр Беляев

Нас очень трогал фильм с песней “Эй моряк, ты слишком долго плавал”, но и книжка увлекала. Впрочем, она даже Герберту Уэллсу нравилась, так что мы были не одиноки. Полистать.

“Час Быка”, Иван Ефремов

В будущем на Земле – сплошной прогресс и коммунизм. А на отсталом Тормансе – тоталитарное общество. Вот и летит туда наш звездолет, чтобы помочь беднягам… Много философии, но глоталось с великим энтузиазмом. Полистать.

“Открытие себя”, Владимир Савченко

Замечательно остроумная и увлекательная вещь, в которой ученый пытается создать совершенные вычислительные машины, а в результате нечаянно получает самое настоящее клонирование. Полистать.

“Электронный Мельмот”, Геннадий Гор

Сохраняя свой собственный облик, землянин Ларионов все-таки ощущает себя жителем другой планеты. В его мозгу – чужие воспоминания, иная жизнь. Кто же он такой на самом деле? Полистать.

“Инстинкт?”, Север Гансовский

Один космонавт попадает на планету, пережившую экологическую катастрофу. А выжившие неукоснительно следуют графику, который накрепко отпечатался в их подсознании на уровне инстинкта. Вы уже понимаете, что наш герой не был бы нашим героем, если бы не попытался вернуть беднягам сознание… Полистать.

“Контактов не будет”, Илья Варшавский

Фантастику Варшавского отличает ценное качествохороший юмор. Однако в его книгах есть и изобретения, и чудеса, и все, что положено по жанру. А еще он писал фантастические детективы, в частности, баловался продолжениями “Шерлока Холмса”. Полистать.

“Пикник на обочине”, Аркадий и Борис Стругацкие

Открыв для себя мир Стругацких, обычный подросток очень часто заболевал им всерьез и надолго. Начинали с романтически-космических ранних вещей, продолжали веселым “Понедельником” – и с дрожью открывали более поздние вещи, от которых хотелось плакать… и стараться стать лучше.