Презентация на тему неразгаданная тайна эгейской письменности. Неразгаданная тайна фестского диска

Эгейское письмо- группа родственных письменностей оригинального происхождения. Возникла на о. Крит во времена минойскойцивилизации конца
3 - нач. 2 тыс. до н. э. Позднее от
критских письменностей произошли
также родственные письменности Кипра,
утратившие ряд характеристик
(идеограммы и цифры), но сохранившие
слоговой характер письма.

Надпись на внутренней
поверхности
Минойской чаши.
Табличка с надписью.

Критские иероглифы - центральная и восточная части Крита: «арханесское письмо» (наиболее древний этап, финальный преддворцовый

период)
«Иероглифы А» (внешний вид - чисто рисуночные знаки)
«Иероглифы Б» (упрощённые рисунки, развились в линейное
письмо А)
Линейное письмо А (знаки в основном утратили сходство с
рисуночным оригиналом) - возникло на юге острова и
постепенно заняло большую часть Крита, кроме юго-запада, а
также распространилось на Киклады
Линейное письмо Б (дальнейшее развитие линейного письма А)
- помимо Крита, было распространено в большинстве
культурных центров Микенской цивилизации
Хотя форма знаков за указанный период сильно изменилась,
состав знаков и их значения принципиальных изменений не
претерпели, поэтому указанные письменности можно
рассматривать как хронологические варианты одной и той же
письменности - критского письма.

Открытие и дешифровка Кипрское письмо известно с середины XIX в. Основную работу по дешифровке выполнил Джордж Смит.

Письменности Крита были неизвестны вплоть до конца XIX в., когда их
открыл А. Эванс. При жизни Эванс опубликовал лишь небольшую часть
надписей, надеясь расшифровать их самостоятельно.
Линейное письмо Б дешифровано М.Вентрисом и Дж. Чедвиком в 1950 г.
Надписи на нём выполнены на греческом языке (см. Микенская
цивилизация) с использованием многочисленных идеограмм, а также
аббревиатур на минойском языке. С их помощью удалось частично
прочесть надписи, выполненные более ранними видами письма, но не
понять их - язык надписей линейного А и «иероглифических» надписей
(см. Этеокритский язык) не дешифрован до настоящего времени. Ещё
хуже изучены кипро-минойское письмо и критские иероглифы, где
можно с относительной уверенностью говорить о чтении не более чем 2030 знаков для каждого из видов письменности.

Язык. Надписи иероглифами и Линейным письмом А читаются лишь фрагментарно, поэтому на текущий момент невозможно установить,

насколько менялся их язык по
мере смены системы письма. Троянское письмо, по-видимому, является
импортированным текстом Линейным письмом А, а не местным письмом.
Фестский диск не дешифрован, однако по структурным характеристикам, по
мнению Г. Ноймана, его язык мог быть тем же, что и язык Линейного письма А. Теми
же характеристиками обладает на первый взгляд и текст секиры из Аркалохори.
Надписи Линейным письмом Б выполнены на греческом языке, однако этой
системе письма свойственен ряд особенностей, совершенно чуждых греческому
языку, но, видимо, отражающих морфологические явления языка, для которого
изначально создавалось критское письмо:
не различались звонкие и глухие согласные (возможно, в этеокритском языке они
чередовались при словоизменении)
согласные l, m, n, r, s на конце закрытых слогов на письме никак не отображались; к
другим согласным на конце закрытых слогов добавлялась «пустая» гласная
последующего слога (например, Ko-no-so = Knossos).
Надписи филистимским линейным письмом никак не интерпретированы ввиду
исключительной краткости.
Язык кипро-минойского письма, по-видимому, не имеет ничего общего с языками
Крита, так как письмо было заимствовано носителями совершенно иной,
неродственной культуры.
Кипрское письмо в основном использовалось для греческого языка, однако
немногочисленные надписи на юге острова выполнены на этеокипрском языке,
родственные связи которого неизвестны.

Поздние памятники и исчезновение В этеокритской надписи греческим алфавитом из Психро III слово επιθι продублировано критскими

знаками линейного письма А как i-pi-ti. В
настоящее время большинство исследователей считают надпись
подделкой; иные свидетельства существования эгейского письма на
Крите и в материковой Греции после «бронзового коллапса» отсутствуют.
Табличка с надписью
криптоминойским письмом.

«Искусство эгейского мира» - Образ Минотавра. Проверка КОЗ. Северные пропилеи. Дворец в Кноссе. Познакомиться с Крито-Микенским искусством. Львиные ворота. Синквейн. Применяемые технологии. Машина времени. Античная ваза. Микенское искусство. Жрица. Вазы. Загадка Минотавра. Эгейское искусство. Практическая работа. Название. Кносский дворец.

«Художественная культура Древнего мира» - Сосуд колоколообразной формы. Виллендорфская Венера. Особая область первобытного изобразительного искусства - орнамент. Стоунхендж. Дольмены. Солсбери. Бизоны. Люди сочиняли рассказы об этих животных. Чем же рисовали первобытные художники. Коза. Древние цивилизации. План работы. Из каких источников ученые узнают о первобытной культуре.

«Культура Вавилона» - Междуречье. Культура Междуречья. Лестница. Висячие сады. Старовавилонский период. Город. Искусство Нововавилонского царства. Ворота Иштар. Географические особенности Междуречья. Столб из черного базальта. Библейские пророчества. Аккад. Ассирия. Геродот о Вавилоне. Украшения дворцов. Жилой дом. Ворота были облицованы синей плиткой.

«Львиные ворота» - Фронтон, венчающий ворота, выполнен из твёрдого известняка и украшен рельефным изображением двух львов. Головы львов не сохранились. На строго симметричном рисунке барельефа львы приподнимаются на фасад некоего здания, окружая колонну. Львиные ворота - входные ворота акрополя Микен Построены в середине XIII веке до н. э. вместе с расширением крепостной стены города.

«Культура Древней Азии» - Башни. Жители города. Изобретение письменности. Внешняя часть. Золотой шлем. Штандарт Ура. Развалины ворот. Вавилон. Вавилонская башня. Рельеф дворца. Статуя Гудеа. Архитектура Месопотамии. Шумерийская клинопись. Цилиндрическая печать. Изобразительное искусство. Стела с богиней Иштар. Герой, укрощающий льва.

«Культура древних цивилизаций» - Шумер постепенно приходит в упадок. Ворота Иштар (VI в.до н.э.). Древнейшие цивилизации. Фриз с лучниками. Глиняная вавилонская табличка с изображением карты мира. Руины Белого храма. Глиняная табличка из библиотеки Ашшурбанапала. Медная скульптурная голова царя Саргона Древнего. Висячие сады Семирамиды – одно из семи чудес света.

Всего в теме 11 презентаций

|
эгейское письмо татьяны, эгейское письмо онегина
- группа родственных письменностей оригинального происхождения. Возникла на о. Крит во времена минойской цивилизации конца 3 - нач. 2 тыс. до н. э. Позднее от критских письменностей произошли также родственные письменности Кипра, утратившие ряд характеристик (идеограммы и цифры), но сохранившие слоговой характер письма.

  • 1 История изучения
    • 1.1 Открытие и дешифровка
    • 1.2 Вторая половина XX в.
    • 1.3 Современный этап
  • 2 Состав
    • 2.1 Критские письменности
    • 2.2 «Иератический силлабарий»
    • 2.3 Письменности Кипра и Леванта
    • 2.4 Спорная и ошибочная идентификация
    • 2.5 Поздние памятники и исчезновение
  • 3 Характеристика
  • 4 Язык
  • 5 Исследователи
    • 5.1 Ранний этап
    • 5.2 Вторая половина XX в.
    • 5.3 Современные исследования
  • 6 См. также
  • 7 Ссылки
  • 8 Примечания
  • 9 Литература

История изучения

Открытие и дешифровка

Кипрское письмо известно с середины XIX в. Основную работу по дешифровке выполнил Джордж Смит.

Письменности Крита были неизвестны вплоть до конца XIX в., когда их открыл А. Эванс. При жизни Эванс опубликовал лишь небольшую часть надписей, надеясь расшифровать их самостоятельно.

Линейное письмо Б дешифровано М.Вентрисом и Дж. Чедвиком в 1950 г. Надписи на нём выполнены на греческом языке (см. Микенская цивилизация) с использованием многочисленных идеограмм, а также аббревиатур на минойском языке. С их помощью удалось частично прочесть надписи, выполненные более ранними видами письма, но не понять их - язык надписей линейного А и «иероглифических» надписей (см. Этеокритский язык) не дешифрован до настоящего времени. Ещё хуже изучены кипро-минойское письмо и критские иероглифы, где можно с относительной уверенностью говорить о чтении не более чем 20-30 знаков для каждого из видов письма.

Вторая половина XX в.

Современный этап

Состав

Критские письменности

Табличка с надписью Линейным письмом Б (Археологический музей Ираклиона,Крит)
  • Критские иероглифы:
    • - «Иероглифы А» (внешний вид - чисто рисуночные знаки)
    • - «Иероглифы Б» (упрощённые рисунки, развились в линейное письмо А)
  • - Линейное письмо А (знаки в основном утратили сходство с рисуночным оригиналом)
  • - Линейное письмо Б (дальнейшее развитие линейного письма А) - помимо Крита, было распространено в большинстве культурных центров Микенской цивилизации

Хотя форма знаков за указанный период сильно изменилась, состав знаков и их значения принципиальных изменений не претерпели, поэтому указанные письменности можно рассматривать как хронологические варианты одной и той же письменности - критского письма.

Надписи «иероглифами» представляют собой административные печати, тогда как линейным письмом - учётно-хозяйственные тексты, маркировку личной принадлежности и, вероятно, посвятительные надписи на предметах. Линейное письмо Б использовалось для записи на греческом языке, с включением отдельных сокращений и слов на минойском языке (обычно как пометки к идеограммам), язык прочих критских письменностей неизвестен и условно обозначается как «минойский» (предположительно идентичен «кефтийскому» языку, фрагменты которого засвидетельствованы в египетских текстах, и/или «этеокритскому» языку некоторых надписей греческим письмом эпохи античности).

«Иератический силлабарий»

На Крите найдено несколько надписей особым письмом, не похожим ни на одну из вышеперечисленных - Фестский диск и секира из Аркалохори. Часть исследователей рассматривает их как особый графический вариант критского письма, другие рассматривают как целиком оригинальное или даже некритское по происхождению письмо. А. А. Молчанов предложил термин «иератический силлабарий» (то есть слоговое письмо для культовых, а не хозяйственно-административных целей).

Письменности Кипра и Леванта

От линейного письма А также происходит так называемое кипро-минойское письмо (не дешифровано), от которого позднее произошло кипрское письмо (дешифровано в конце XIX в. благодаря двуязычной надписи, использовалось для записи текстов на диалекте греческого языка, а также на местном этеокипрском языке).

В Израиле обнаружен ряд надписей 12-11 вв. до н. э., условно называемых «филистимскими», которые по начертанию также напоминают кипро-минойское письмо.

Спорная и ошибочная идентификация

Троянское письмо внешне неотличимо от Линейного письма А; термин был введён в оборот из-за ошибочной датировки надписей, которые (из-за смешения археологических слоёв при раскопках) были отнесены к периоду до возникновения письма на Крите.

Х. Й. Франкен обнаружил в 1964 г. и отнёс к письменностям минойского круга несколько табличек из Дейр-Алла (Левант) (его мнение повторили ряд других исследователей, в частности, Труде Дотан и Маргалит Финкельберг). Большинство исследователей, однако, относят данные надписи к образцам протоханаанейского письма. Позднее было предпринято несколько взаимоисключающих попыток истолковать надписи на семитских языках.

Поздние памятники и исчезновение

Памятники критского письма за период XV-III в. до н. э. до нас не дошли, вероятно, по причине того, что выполнялись на недолговечных материалах, прежде всего, коже (косвенным свидетельством является форма знаков линейного письма А и Б, приспособленная скорее для письма чернилами, чем по камню или глине; имеются надписи чернилами на сосудах). Однако в этеокритской надписи греческим алфавитом из Психро III (?) в. до н. э. слово επιθι продублировано критскими знаками линейного письма А как i-pi-ti.

Табличка с надписью кипро-минойским письмом.

Характеристика

Характер смешанный:

  • около 80-90 слоговых знаков типа «гласный» или «согласный+гласный»
  • несколько сот идеограмм (не засвидетельствованы ни в одной из письменностей Кипра)
  • оригинальные эгейские цифры (не засвидетельствованы в кипрском письме)

Язык

Основная статья: Этеокритский язык

Надписи иероглифами и Линейным письмом А читаются лишь фрагментарно, поэтому на текущий момент невозможно установить, насколько менялся их язык по мере смены системы письма. Троянское письмо, по-видимому, является импортированным текстом Линейным письмом А, а не местным письмом.

Фестский диск недешифрован, однако по структурным характеристикам, по мнению Г. Ноймана, его язык мог быть тем же, что и язык Линейного письма А. Теми же характеристиками обладает на первый взгляд и текст секиры из Аркалохори.

Надписи Линейным письмом Б выполнены на греческом языке, однако этой системе письма свойственен ряд особенностей, совершенно чуждых греческому языку, но, видимо, отражающих морфологические явления языка, для которого изначально создавалось критское письмо:

  • не различались звонкие и глухие согласные (возможно, в этеокритском языке они чередовались при словоизменении)
  • согласные l, m, n, r, s на конце закрытых слогов на письме никак не отображались; к другим согласным на конце закрытых слогов добавлялась «пустая» гласная последующего слога (например, Ko-no-so = Knossos).

Язык кипро-минойского письма, по-видимому, не имеет ничего общего с языками Крита, так как письмо было заимствовано носителями совершенно иной, неродственной культуры.

Кипрское письмо в основном использовалось для греческого языка, однако немногочисленные надписи на юге острова выполнены на этеокипрском языке, родственные связи которого неизвестны.

Исследователи

Ранний этап

  • Артур Эванс - первооткрыватель критского письма
  • Бедржих Грозный - предложил первую (неудачную) дешифровку критского письма на основе сравнения форм знаков с другими письменностями
  • Йоханнес Сундвалл и Аксель Перссон - авторы ранних работ по анализу критских надписей
  • Джон Франклин Дэниэл - обоснование родства между письменностями Кипра и Крита
  • Эрнст Зиттиг - неудачная попытка дешифровки на основе статистического метода
  • Владимир Георгиев - обосновал греческий характер надписей линейным письмом Б, однако попытка дешифровки на основании сравнительного метода была неудачной
  • Алиса Кобер - археолог, задолго до дешифровки письма сумела выявить систему именных склонений в надписях линейным письмом Б
  • Майкл Вентрис - основываясь на результатах Кобер, а также логико-математическом методе, в общих чертах дешифровал линейное письмо Б
  • Джон Чедвик - завершил дешифровку линейного письма Б, реконструировал грамматику микенского диалекта
  • Соломон Лурье - благодаря его усилиям микенология получила широкое распространение в СССР; отметил и поддержал дешифровку Вентриса

Вторая половина XX в.

  • Гюнтер Нойман, Джованни Пульезе Каррателли, Эмилия Массон, Фриц Шахермайр, Эмилио Перуцци, Альфред Хойбек - первые аналитические работы по надписям линейным письмом А
  • Морис Поуп - систематизировал и опубликовал корпус надписей линейным письмом А, установил различные формы написания знаков
  • Сайрус Гордон, Ян Бест - неудачные попытки истолковать минойские надписи на основе сравнения с семитскими языками
  • Александр Кондратов - машинная обработка надписей критским письмом
  • Аркадий Молчанов - аналитические работы по минойскому языку и надписям линейным Б, перевёл ряд слов из древнейших надписей критскими иероглифами
  • Дэвид Вудли Паккард - провёл компьютерный анализ текстов Линейным А, позволивший выявить морфологию и другие закономерности языка

Современные исследования

  • Джон Янгер - постоянно обновляет в Интернете базу данных текстов Линейным А и критскими иероглифами с грамматическим комментарием
  • Андраш Зеке - вёл блог с исследованием текстов Линейным письмом А
  • Маргалит Финкельберг - исследует эгейские письменности в контексте истории древнего Средиземноморья
  • Йорг Вайльгартнер
  • Оксана Левицки (Франция)

В начале XXI в. большинство исследований по эгейским письменностям сосредоточено в Оксфорде, где регулярно происходят семинары и конференции на указанную тематику (см., напр.,).

Издаётся ряд журналов, посвящённых текстам эгейским письмом. Самым ранним является Minos (с 1960-х гг. в основном посвящён проблемам Линейного письма B), Kadmos (в основном догреческие надписи), Do-so-mo (начал издаваться в XXI в.).

См. также

  • Этеокритский язык
  • Линейное письмо А
  • Линейное письмо Б
  • Кипро-минойское письмо
  • Критские иероглифы
  • Троянское письмо
  • Эгейские цифры

Ссылки

  • Критские письменности II тыс. до н. э.
  • Нойман Г. О языке критского линейного письма А
  • Поуп М. Линейное письмо А и проблема эгейской письменности
  • Линейное А (на английском языке)
  • Линейное Б (на английском языке)

Примечания

  1. Aegean Linear Scripts: perspectives and retrospectives Union académique internationale. Quatre-vingt-cinquième session annuelle du Comité. Compte rendu (Brussels 2011) 29-44. …
  2. http://www.jstor.org/stable/1516435?seq=1#page_scan_tab_contents
  3. https://faculty.gordon.edu/hu/bi/ted_hildebrandt/otesources/02-exodus/text/articles/shea-tabletdeiralla1-auss.pdf
  4. http://www.auss.info/auss_publication_file.php?pub_id=791
  5. The Wadi el-Hol Translation: The Deir Alla Corpus

Литература

  • Бартонек А. Златообильные Микены. М. 1991.
  • Гельб И. Е. Опыт изучения письма. М. 1984.
  • Кондратов А. М., Шеворошкин В. В. Когда молчат письмена. Загадки древней Эгеиды. М. 1970.
  • Молчанов А. А. Таинственные письмена первых европейцев. М. 1980.
  • Молчанов А. А., Нерознак В. П., Шарыпкин С. Я. Памятники древнейшей греческой письменности. Введение в микенологию. М., 1988 г.
  • Тайны древних письмён. Проблемы дешифровки. М. 1975.

эгейское письмо деду, эгейское письмо другу, эгейское письмо онегина, эгейское письмо татьяны

Эгейское письмо Информацию О