Классификации аарне томпсона. Указатель сюжетов фольклорной сказки

Первый семиместный чешский кроссовер Skoda Kodiaq, названный так в честь породы американских медведей, — это бомба! В Норвегии мне показали машину без камуфляжа. Но выложить на всеобщее обозрение фотографии я смогу только 1 сентября, после официальной презентации. А сейчас —covered drive, езда на закамуфлированных предсерийных прототипах.

Автомобиль — это люди, его создававшие. Почему в прошедшем времени? Потому что Kodiaq — детище Винфрида Фаланда, бывшего главы Шкоды, и его ставленника в инженерном департаменте Франка Велша. Именно они замыслили этот проект, причем еще когда вместе работали в Китае.

О большом семиместном кроссовере марки Skoda как о свершившемся факте Фаланд поведал мне еще в 2012 году : мол, появится в продаже через пару лет. Но сперва Volkswagen затянул с доводкой соплатформенного Тигуана, а потом грянул дизельгейт. В результате кадровых пятнашек технаря Велша повысили до главы инженерного подразделения Фольксвагена, а Фаланда бросили на Америку. Однако, быстро поняв масштабы бедствия, Винфрид попросил отставку.

Kodiaq ныне презентует новый глава Шкоды, шумный и обаятельный Бернхард Майер, делегированный из Porsche. Он хоть и отвечал в Штутгарте за маркетинг и продажи, в отличие от Фаланда, не финансист, а инженер, начинавший карьеру как простой механик. И возглавлять инженерный департамент Майер поставил опытного (25 лет в Фольксвагене!), тихого и проницательного Кристиана Штрубе.

Возглавивший Шкоду после дизельгейта Бернхард Майер (справа) — человек Porsche, где он проработал 14 лет. А до этого, с 1988 по 2001 год, трудился в инженерных подразделениях BMW AG. Так что есть надежда, что гибридные и электрические Шкоды поедут по-боевому, — их разработкой займутся в самое ближайшее время в рамках Стратегии-2025

Но глаза у Майера и Штрубе горят не при виде Кодиака, а совсем по другой причине: гибриды, электромобили, автономное вождение... Они живут Стратегией-2025, где чешскому бренду уготована пикантная роль. Skoda должна быстро освоить все новые технологии, оставаясь при этом маркой для… консерваторов-традиционалистов.

Кто бредит исключительно Кодиаком, так это Йозеф Кабан — главного дизайнера Шкоды не коснулся вихрь кадровых перемен, чему он, похоже, только рад. Вместо подчинения корпоративным рамкам в Фольксвагене или Audi, в Шкоде Йозеф может творить, развивая свою концепцию граней и углов, провозглашенную пять лет назад на концепте MissionL.

Кабан из тех, кто «с детства не любил овал». Он с детства треугольник рисовал. У него даже стакан — и тот трапециевидный: мол, вот пример простоты и чистоты линий. Сразу чувствуется школа Вальтера де Сильвы, сравнивавшего лет семь назад Фольксвагены со стаканами. А начатая Йозефом на Супербе треугольная тема с каждой новой моделью будет все острее и острее.

Угловато-хищный Kodiaq визуально роднят с Тигуаном разве что прямоугольные колесные ниши.

— Почему зеркала закреплены традиционным способом? — искренне удивляется Йозеф. — Мне не нравится фольксвагеновское решение: «ножка» визуально ломает линию, берущую начало на переднем крыле и переходящую в подоконную. Но больше я воевал не за зеркала и не за хищный передок, а за линию крыши и скос багажника, придающий стремительности благодаря легкому сходству с купе. Наши боссы не хотели поступаться ни литром внутреннего пространства!

По объему багажника в семиместной конфигурации Kodiaq почти вдвое опережает Kia Sorento Prime: 270 против 142 литров. А при сложенных сиденьях — 720 л в пятиместном варианте и 2065 л в двухместном! Погрузочная высота немаленькая, зато в подполье пятиместных машин есть место для докатки

Оно и понятно: багажник — традиционный козырь Шкоды. Хотя в итоге и Кабан на своем настоял, и компоновщики сработали на славу: при схожей длине (4697 мм) Kodiaq превосходит по вместимости Hyundai Santa Fe. Более того, посрамлен и более крупный Kia Sorento Prime с его 660 VDA-литрами для багажа: у Шкоды в пятиместном варианте все 720 л!

А благодаря почти такой же большой, как у Kia, колесной базе пассажирам на втором ряду предоставлен царский простор: места перед коленями всего на пять сантиметров меньше, чем в Супербе. Но посадка вертикальнее и кажется, что Kodiaq даже гостеприимнее чешского флагмана!

Обделены разве что обитатели третьего ряда: те, кто вымахал выше 180 см, будут головой подпирать потолок, а ногами — спинку. Хуже, что выбраться из этой западни самостоятельно почти нереально: ты можешь сложить кресло второго ряда, а вот сдвинуть его вперед — ни-ни! Хотя оно оснащено продольной регулировкой. Инженеры обещали подумать над усовершенствованием, чтобы одним рычагом разблокировались оба механизма.

Длинная база и «асфальтовые» шины, судя по всему, будут главными ограничителями проходимости. Но для бордюрного альпинизма препятствий нет: выручат 194 мм дорожного просвета и эффективная имитация межколесных блокировок

Салон — космос. Даже без кучи сенсорных панелей, он выглядит свежо и современно. Намеки на шкодовскую чопорность без сожаления уничтожены гантелью передней панели, схожей с той, что на концепте. Только перед пассажиром не дисплей, а крышка верхнего бардачка. Наклонная центральная консоль с глубокой нишей и беспроводной зарядкой для телефона. И ограждающие ее — привет Петеру Шрайеру! — декоративные перекладины. Все это — с мягко-пластмассовым премиум-флером. Эдакий чешский ответ главным конкурентам — корейцам. Но без перегибов, чтобы не дай бог не оказаться богаче «старшего» Фольксвагена.

Эргономика по-немецки безупречна. Только кресла, даже топовые спортивные, немного широковаты. И виртуальных приборов на первых порах не будет, равно как и продвинутых «матричных» фар (более простые светодиодные — опция): «наши покупатели пока не готовы за это платить». Зато есть пробочный полуавтопилот, электропривод пятой двери, панорамная крыша с люком и подогрев руля. А повысить статус Kodiaq сможет за счет камер кругового обзора (новинка для чехов) и не уступающей топовым системам Audi Q7 и А4 продвинутой мультимедийной системы Columbus с массой сервисов и приложений, быстрым мобильным интернетом с собственной сим-карты и полной интеграцией с планшетами и смартфонами.

Защита кромок дверей, подсмотренная у Фокуса, не имеет электропривода: выезжает она за счет усилия пружинок, а убирается тягой, упирающейся в стойку кузова при закрывании

Богат Kodiaq и на практичные штучки, по-шкодовски Simply Сlever: зонтики в передних дверях, как у Суперба, кармашки для телефонов на торцах кресел, крючки для сумок, 30 (!) ниш для мелочевки и новинка — выезжающая при открывании защита кромок дверей (подобную опцию Ford предлагал для Фокуса еще пять лет назад). Хотя два перчаточных ящика невелики.

По части техники Kodiaq идентичен модульному MQB-Тигуану: McPherson спереди, многорычажка сзади и муфта Haldex в приводе задних колес у версий 4х4. Комбинаторика двигателей с коробками передач будет подбираться исходя из маркетинговой стратегии, и пока она не в пользу Шкоды. На первых порах Kodiaq получит из всефольксвагеновской линейки пять четырехцилиндровых турбомоторов. Базовая бензиновая 125-сильная версия 1.4 TSI — только с «механикой» и передним приводом. Тот же мотор, форсированный до 150 л.с., может идти в паре либо с преселективной шестиступенчатой коробкой DSG DQ250, либо с полным приводом. А вот для «младшего» двухлитрового дизеля той же мощности доступны все комбинации и более надежный семиступенчатый «робот» DQ500. Он же, кстати, в комплекте с полным приводом безальтернативен для топовых двухлитровых дизельных и бензиновых турбомоторов мощностью 190 и 180 л.с. соответственно.

Неплохие для тяжелого кроссовера дисковые тормоза — с плавающими суппортами. Размерность передних подобрана под использование колес диаметром от 17 дюймов и более

Мне, конечно, был интересен последний как наиболее востребованный в России — в такой Kodiaq я и прыгнул. И — удача — получил самого Кристиана Штрубе в качестве сопровождающего.

Сперва он молчал и лишь делал пометки в блокноте. Я посетовал на излишнюю тряску на гравийной дорожке и на эпизодически возникающие рывки при плавном ускорении тотчас после торможения. Но когда я пожаловался на недостаток реактивного действия на руле и низкую чувствительность, Штрубе завелся:

— Да-да, для нас сейчас это самый актуальный вопрос! Мы пока не решили, нужно ли придавать автомобилю более азартный характер. Ведь Skoda, согласно позиционированию бренда, должна быть более комфортной и не столь спортивной, как Volkswagen.

Пока поверьте на слово: без камуфляжа Kodiaq грациозен и не выглядит упитанным увальнем, как на этом фото

Нужно, Кристиан, нужно: чтобы Kodiaq был ездовитее, чем «корейцы». Потенциал для этого есть: .

А еще надо моторы помощнее. Потому что 180 бензиновых сил — это прожиточный минимум для большой Шкоды. Сюда так и просятся 220—250 л.с., тем паче что такие двигатели в корпоративной линейке есть.

Но в целом Kodiaq даже в предсерийном виде — das Auto, автомобиль. В поворотах точен как снайпер, прямую держит как альпинист веревку. Тормоза безошибочны. А в бархатном преодолении небольших неровностей и округлой тряске на кочках покрупнее чувствуется немецкая порода.


Защита моторного отсека пластиковая, развитые аэродинамические щитки перед колесами - тоже. Благо передний свес невелик (898 мм), а угол въезда - вполне «внедорожные» 22 градуса


Задняя MQB-многорычажка будет отличаться от тигуановской только настройками. Угол съезда (неплохие 23 градуса) ограничивает бампер, а явно переразмеренная для скромного глушителя ниша намекает на то, что в будущем на Kodiaq установят моторы помощнее, чем максимальные нынче 190 л.с.

0 / 0

Фольксвагеновские гены проступают и в акустике, мотор неразговорчив, не беспокоит и аэродинамический свист. Однако уж больно назойливы шины на шершавом асфальте. Хотя на прототипах стояли негромкие 18-дюймовые колеса с покрышками Michelin, а не экстремальный вариант наибольшей ширины и диаметра (всего предусмотрено четыре размерности с посадочным диаметром от 17 до 20 дюймов).

Кстати, Кристиан в ответ на мое наблюдение о лучшей плавности хода дизельных машин рассказал, что Kodiaq будет первой Шкодой, где станут применять универсальную подвеску: пружины и стабилизаторы вне зависимости от типа двигателя, трансмиссии и даже рынка сбыта будут одинаковыми, по крайней мере для полноприводных машин.

По сумме мнений коллег-журналистов, в большей степени отточена и доведена самая тяжелая версия — дизель 190 л.с., DSG, полный привод. А наиболее востребованный в России двухлитровый бензиновый Kodiaq, на котором прокатился я, пока страдает от недостатка реактивного действия на руле и излишней тряски на гравийной дороге

Это означает в том числе и близость параметров геометрической проходимости. А они у Шкоды неплохи даже по российским меркам: декларируемые углы въезда/съезда — 22/23 градуса, а клиренс достигает 194 мм — я проверил эту цифру на чистом выставочном экземпляре. Единственное, что может повлиять на дорожный просвет при адаптации под наши условия, — это установка металлической защиты.

Кстати, знаете, о каких новых рынках мечтают в Шкоде? Да, в США Kodiaq приняли бы хорошо, если бы не дизельгейт. Но пока чехи хотят двинуть в… Корею! Побить, так сказать, противника на его же территории. Но главный плацдарм — это Китай. Затем Европа, а Россия третья в очереди.

Одинаковые метки на пружинах у всех четырех машин подтвердили слова Кристиана Штрубе: у двухлитровых дизельных и бензиновых автомобилей подвески будут унифицированными

Шансы на то, что Kodiaq будет у нас локализован, достаточно высоки. Наверняка, не сразу, а вместе со сменой поколений соплатформенного Yeti на заводе в Нижнем Новгороде. Случится это, правда, не раньше конца следующего года — и только при благоприятной конъюнктуре. А на первых порах будет чистый импорт: первые товарные машины к нам прибудут следующим летом, тогда как европейцы получат Kodiaq уже в январе.

Цены? Судя по речам маркетологов, ориентиром служит Hyundai Santa Fe — от 1,9 млн рублей и выше на нынешний момент. Но, скорее всего, в России Skoda традиционно предложит менее богатое оснащение за те же деньги.

Skoda Kodiaq 2018 модельного года – это мощный кроссовер, впервые продемонстрированный чешской маркой в 2016 году на Женевском автосалоне. С этого момента он стал одним из самых ожидаемых автомобилей. Причин у этого достаточно, но основной является то, что это один из самых больших и вместительных автомобилей в своём классе, он длиннее и намного просторнее ближайших конкурентов. Благодаря таким характеристикам технологи смогли разместить в салоне 7 пассажирских мест, что делает новый кроссовер прекрасным решением для семейных и корпоративных целей.

Комплектации и цены на SKODA KODIAQ

Шкода Кодиак подходит как для езды по бездорожью, так и для решения повседневных задач в пределах города. Благодаря большому количеству дополнительных опций и двум комплектациям любой может приобрести авто, соответствующее его требованиям.
Получить больше информации о комплектациях нового автомобиля, дополнительных опциях и ценах можно в прайс-листе, размещенном на сайте.

Технические характеристики

Skoda Kodiaq 2018 года имеет впечатляющие параметры: колесная база в 2 791 мм, общая длина корпуса - 4 697 мм, общая высота - 1 676 мм. При таких габаритах объем багажника составляет 720 л, причем этот показатель увеличивается втрое при сложенных сиденьях второго ряда. Приобретая автомобиль, покупатель может выбрать один из трех силовых агрегатов: производитель предлагает два бензиновых и один дизельный мотор, каждый из которых дает мощность от 150 до 180 л. с. при рабочем объеме до 2,0 литров. Все двигатели идут в паре с автоматической коробкой переключения передач и полным приводом.
ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ KODIAQ 1.4 / 92 кВт (125 л.с.) / 4x2 / Manual 1.4 / 110 кВт (150 л.с.) / 4x4 / Automatic 2.0 / 110 кВт (150 л.с.) / 4х4 / Automatic 2.0 / 132 кВт (180 л.с.) / 4х4 / Automatic
ДВИГАТЕЛЬ
Число цилиндров / рабочий объём, см3 4/1395 4/1395 4/1968 4/1984
Макс. мощность, кВт/об./мин. 92/5000–6000 110/5000–6000 110/3500–4000 132/3900–6000
Макс. крутящий момент, Н·м/об./мин. 200/1400–4000 250/1500–3500 340/1750–3000 320/1400–3940
Топливо Бензин с октановым числом не менее 95 Дизельное топливо Бензин с октановым числом не менее 95
ДИНАМИКА
Максимальная скорость, км/ч 190 (189) 194 (192) 194 (192) 207 (205)
Время разгона до 100 км/ч, с 10,5 (10,8) 9,9 (10,1) 10,2 (10,1) 8,0 (8,2)
Расход топлива (99/100/EC), л/100 км
- городской цикл 7,5/7,4* (7,6/7,5*) 8,5/8,4* 6,8/6,7* 9,1/9,0*
- загородный цикл 5,3/5,2* (5,4/5,3*) 6,3/6,2* 5,2/5,1* 6,4/6,3*
- смешанный цикл 6,1/6,0* (6,2/6,1*) 7,1/7,0* 5,7/5,6* 7,4/7,3*
Диаметр разворота, м 12,2 12,2 12,2 12,2

То, о чём вы мечтали

С помощью специального программного обеспечения «Визуализатор» вы сможете создать свой неповторимый ŠKODA KODIAQ, подобрав подходящие цвет кузова и колесные диски. В процессе создания уникального дизайна доступна возможность обзора автомобиля со всех сторон.








Автомобиль получил свое название в честь медведей кадьяков, обитающих на Аляске. Дизайнеры и инженеры, принимавшие участие в создании автомобиля, черпали свое вдохновение в образах именно этих хозяев дикой природы.

Везде ему дорога

Большой дорожный просвет, а также наличие полного привода придают водителю чувство уверенности на любом дорожном покрытии, в том числе и на бездорожье. Возможность подключения внедорожного режима с адаптацией ходовой части, двигателя и тормозной системы под дорожные условия позволяет достичь превосходной управляемости.​

Светодиодные задние фонари

Задние фонари выполнены в виде фирменной буквы «С», благодаря чему внедорожник узнаваем на дороге. Принадлежность автомобиля к знаменитой марке подчеркивает и то, что фонари частично заходят на крылья.​

Мощь и надёжность

Экстерьер автомобиля отличается слегка агрессивным и невероятно решительным обликом благодаря широкой решетке радиатора. Наличие пластиковых накладок на колесных арках обеспечивает надежную защиту кузова при езде по любому покрытию.

Дом на колёсах

ŠKODA KODIAQ предлагает одно из самых вместительных в классе багажных отделений – его емкость составляет 635 литров. Доступное пространство расширяется до 1980 литров при сложенных задних креслах.

Скорость и динамика

Превосходная динамика достигается за счет установки современных дизельных и бензиновых силовых агрегатов. В линейке представлены двигатели мощностью от 125 до 190 л.с. На выбор доступны шестиступенчатые механические, а также шести- и семиступенчатые автоматические коробки передач.​​

Лёгкий и вместительный

Одним из преимуществ внедорожника является его небольшая снаряженная масса – 1452 кг. Добиться такого результата удалось за счет установки деталей из высокопрочной стали.

Впечатляющий внешний вид

Классический силуэт внедорожника формируется за счет внушительной колесной базы и плавных линий корпуса, которые отлично дополняют внутреннюю вместительность салона. Фары прекрасно гармонируют с решеткой радиатора, оснащенной двойными вертикальными планками, за счет чего формируется оригинальный облик кроссовера. На заднем бампере установлено два светоотражателя, благодаря которым автомобиль видно даже в темноте. Законченный вид модели придают легкосплавные диски диаметром до 19 дюймов. Предусмотрены специальные накладки, защищающие покрытие от сколов и трещин. Высокий дорожный просвет не только позволяет путешествовать по бездорожью, но и формирует внушительный внешний облик автомобиля.

Комфортный салон

Салон Шкоды Кодиак прекрасно подходит для семейного использования, удобен как для водителя, так и для пассажиров. Внутреннее пространство продумано до мелочей, поэтому даже большие семьи смогут разместиться с комфортом. Простор даже в семиместной версии, широкие возможности трансформации и впечатляющая эргономичность систем управления – все это придется по вкусу многим автолюбителям, ценящим комфорт. Отделка может быть как тканевой, так и кожаной или комбинированной, в том числе с использованием материала Alcantara. А благодаря светодиодной подсветке с широкими возможностями настройки вы сможете создать в салоне подходящую для любого случая атмосферу.

6 аргументов в пользу покупки нового Skoda Kodiaq

Вместительный и просторный Во внедорожнике предусмотрено 7 полноценных сидений и одно из самых больших багажных отделений в классе. Салон автомобиля эргономичен. Свободного пространства достаточно как на переднем, так и на заднем рядах сидений.

Обширный перечень оборудования для обеспечения вашей безопасности, защиты вашей семьи и окружающих.

Инновационные технологии

Новая Skoda Kodiaq - это модель, оснащенная современной системой ЭРА-ГЛОНАСС, которая на европейском рынке носит название e-Call. С ее помощью возможен вызов аварийных служб, как водителем, так и автоматически при срабатывании системы безопасности. Постоянное подключение к системам Skoda Connect, которые предоставляют информационно-развлекательные материалы, в том числе автоматически подгружают карты из Google Earth, в какой бы точке мира не находился автомобиль, а также позволяют контролировать его перемещение и стороннее изменение параметров. Ценители медиаразвлечений в пути тоже не останутся равнодушными. Новый кроссовер благодаря современной системе Columbus может хранить до 64 Гб медиафайлов, осуществлять раздачу Wi-Fi в пределах салона и заряжать пользовательские устройства на PhoneBox или через розетки. Таким образом, стало еще более комфортно не только для водителя, но и для пассажиров.

Современные системы безопасности

Кроссоверы Шкода Кодиак впечатляют еще и своими параметрами безопасности. Они оснащены инновационным оборудованием, постоянно контролирующим передвижение автомобиля. Ранее такие системы были доступны только в моделях более высокого класса. Вкупе с использованием высокопрочных материалов при создании кузова и основных элементов, а также обилием систем помощи водителю становится одним из самых безопасных семейных автомобилей, представленных на современном рынке.

Видео о Skoda Kodiaq

Преимущества покупки Skoda Kodiaq у официального дилера

В Москве официальные представители не только гарантируют качество реализуемых автомобилей, но и обладают необходимым профессионализмом, чтобы подобрать ту комплектацию Шкоды Кодиак, которая будет соответствовать всем пожеланиям покупателя.
Автосалон «Шкода Вешки» осуществляет продажу на выгодных условиях. Мы предлагаем доступные цены, большое количество акций, а также возможности покупки в кредит.

Текст: Тата Олейник
Иллюстрации: Александр Котляров

На самом деле шапочка-то у девочки была серая. Она просто носила ее мясом наружу.
Фольклор

Принятые в России законы, защищающие детей от вредной для них информации, очень, очень обстоятельны. Отныне в детских книгах нельзя ничего.


Федеральный закон
Российской Федерации
№ 436 (5-2)

К информации, запрещенной для распространения среди детей, относится информация:

1) побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и (или) здоровью, в том числе к причинению вреда своему здоровью, самоубийству;

2) способная вызвать у детей желание упот­ребить наркотические средства, психотропные и (или) одурманивающие вещества, табачные изделия, алкогольную и спиртосодержащую продукцию, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, принять участие в азартных играх, заниматься проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;

3) обосновывающая или оправдывающая допустимость насилия и (или) жестокости либо побуждающая осуществлять насильственные действия по отношению к людям или животным, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

4) отрицающая семейные ценности и формирующая неуважение к родителям и (или) другим членам семьи;

5) оправдывающая противоправное поведение;


* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика:
« Там на самом деле еще немало прекрасного, когда дело доходит до ограничений по возрастам. Знаешь ли ты, например, что в книгах для детей до 12 лет не может быть упоминания тяжелых болезней? Потому что только так воспитывают настоящих будд, не ведающих зла. Точно »

Кто-нибудь может назвать хоть одну хорошую детскую книжку, которая не нарушала бы этот закон? Все эти Карлсоны, муми-тролли, Дэвиды Копперфильды, Гарри Поттеры, Гекльберри Финны, Тимуры, дяди Федоры и Винни-Пухи только и делают, что злостно попирают все его пункты.

Они убегают из дома, бродяжничают, ругаются со своими тетушками и отчимами, дерутся, летают на зонтиках, бегают по крышам и вообще бесконечно совершают действия, представляющие угрозу их жизни. Детям остается разве что читать сценарии к телепузикам, да и последние, если подумать, порой чересчур налегают на пузи-блинчики, явно стремясь нанести вред своему здоровью при помощи тяжелой формы ожирения.

В общем, чудовища сознания всплыли на перископную глубину.

(Правда, лазейка есть. Новые Бажовы и Носовы, пока действует этот закон, у нас, конечно, не появятся, но старых все-таки не будут так уж сильно гонять с полок детской литературы в магазинах и библиотеках. Потому что в законе мимоходом упомянуто, что если произведение имеет значительную художественно-историческую ценность, то так и быть: курите, пейте и шляйтесь ночью по кладбищу с дохлой кошкой на веревочке.) И самое смешное, что в целом особых возражений общества этот замечательный закон не вызвал.

Раздававшаяся местами критика в основном сводилась к тому, что под детским соусом будут закрывать сайты и терроризировать концерты, рассчитанные на взрослую аудиторию.

А то, что деток можно и нужно защищать от всяких ужасов, - тут вроде все давно пришли к консенсусу. Почему-то сегодня считается, что дети - это такие нервные и нежные существа, что при виде муравья, сломавшего лапку, они будут терять сознание от сострадания и никогда-никогда не подумают вытащить из кармана увеличительное стекло и проделать с членистоногим некоторые небезынтересные манипуляции… Нам как-то приятнее думать, что дети - замечательно чистые и чудные создания, которые бы выросли безусловными ангелами, если бы не злобные и порочные мы вокруг.

Лучше всего на эту тему высказался, пожалуй, прекрасный детский писатель Владислав Крапивин (многие из его книжек уже не пролезают сквозь добрую решетку ФЗ № 436):

«...Это объективная, не только социальная, а даже и биологическая истина. Дети действительно рождаются неиспорченными, искренними существами, они во многих отношениях чище взрослых. Беда только, что в то же время они наивнее, беспомощнее и неопытнее своих родителей и наставников. Потом уже постепенно взрослый мир переделывает их по своим законам - одних раньше, других позже. Столкновение детского бескорыстия и взрослого прагматизма - это драма многих поколений».


Увы, но к биологическим истинам этот чудесный взгляд на мир никакого отношения не имеет.

Ребенок, рождающийся на свет, пусть и склонен к альтруизму как представитель социального вида, но эта склонность пребывает у него до поры до времени в весьма пассивном состоянии, потому что первые годы жизни на его повестке дня совершенно иные приоритеты. Очень-очень далекие от приоритетов немолодого, благодушного и хорошо воспитанного джентльмена начала XXI века.

Ребенок ничего не знает о гуманизме, бескорыстии и достижениях социального прогресса, но он хорошо понимает, что мешающего тебе врага правильно будет треснуть камнем по башке, а потом радостно смеяться, глядя, как у того утекают с красной жижей зубы.

С возрастом дети, напичканные по уши нянькиными воркованиями о том, что такое хорошо и что такое плохо, становятся, конечно, чуть менее естественными. Но еще очень долго у большинства из них столь спокойные взгляды на природу насилия, что современные неопытные матери то и дело пьют канистрами валерьянку, пытаясь осознать, почему их ненаглядные мальчики и девочки вытворяют такое, если их никто ничему такому не учил.

Дети с их пластичной психикой, так легко забывающей плохое, так гибко подстраивающейся под невыносимые для взрослого условия существования, конечно, могут вырасти и на телепузиках.

Но это нужно не детям, а их родителям, которые сейчас во главу угла поставили безопасность как абсолютный приоритет над любыми другими потребностями человека.

О том же, что на самом деле любят дети, мы можем догадаться, внимательно посмотрев на народные сказки, которые тоже прошли свой эволюционный путь. Выжить сумели только те, которые на самом деле нравились детям, просившим с полатей дрожащими голосками еще раз рассказать им про злую ведьму, поедающую маленьких мальчиков.

«Но ведь большинство народных сказок такие милые, добрые и невинные!» - скажешь ты.

Ну конечно. После того как в эпоху Просвещения их тщательно выстирали и кастрировали всякие братья Гримм и Шарли Перро, после того как их окончательно добил Уолт Дисней - они да, очень милые.

Оригинальные же, необкорнанные версии этих всеми любимых сказок чаще всего выглядят совсем, совсем иначе.

Хочешь знать как? Надеемся, твоя канистра валерьянки у тебя под рукой.


В оригинале Красная Шапочка носила вовсе не шапочку, а шаперон - накидку с капюшоном. У Перро она разгуливала именно в шапероне. А вот в немецкой версии братьев Гримм девочка была именно в шапочке, что прижилось и у нас. Первая запись этой сказки, сделанная в Тироле, датирована XIV веком. Распространена она была по всей Европе, и в оригинале ее рассказывали с любопытнейшими подробностями, о которых Перро и Гриммы как-то забыли упомянуть.


Девочка в красном плащике действительно заболталась с волком по пути к бабушке. А когда она пришла к домику, там хитрое животное уже успело бабушку не только убить, но и сварить. Волк в бабушкином чепце и платье кулинарничал, гостья была приглашена к столу, и вместе они принялись весело кушать бабушку, у которой было вкусное жирное мясо. Правда, бабушкина кошечка пыталась предупредить девочку о нежелательности каннибализма. Она крутилась вокруг и пела песенку:

Девочка бабушку жует,
Бабушки своей косточки грызет.

Но волк метким ударом деревянного башмака тут же убивает наглую кошку, на что Красный Плащик реагирует весьма безмятежно. Девочка раздевается догола, прыгает к бабушке в постель и принимается задавать ей непростые вопросы:

– Бабушка, почему у тебя такие широкие плечи?
– Бабушка, почему тебя такие длинные ноги?
– Бабушка, почему тебя на груди так много шерсти?

Волк на это честно отвечает, что так ему удобнее дорогую внучку обнимать, догонять и согревать. А когда дело доходит до больших зубов, волк не выдерживает и вспарывает своей милой подруге шейку. Видимо, бабушки ему не очень досталось за обедом.

И да, конец. Никаких дровосеков.


Древний сюжет про детей, потерянных в лесу, обрел новую жизнь в самом начале XIV века, во время Великого голода 1315–1317 годов. Три года чудовищных неурожаев, вызванных продолжительными заморозками, унесли примерно 25 процентов населения Северной Европы. В городах и деревнях процветал каннибализм. И именно тут появились Жанно и Марго (или Гензель и Гретель в немецком варианте).

Версий сюжета много, но самая популярная заключалась в том, что отец и мать, помирая от голода, решили съесть своих детей. Дети, услышав, как родители точат ножи, помчались в лес - пере­ждать там, пока папа с мамой от голода умрут. По дороге мальчик бросал камушки, чтобы не заплутать. Просидев какое-то время в лесу, дети тоже стали изнывать от голода и тихонько прокрались обратно к дому. Там они услышали разговор родителей, которые раздобыли где-то немножко хлеба и теперь печалились, что хлеб-то для подливки есть, а вот непослушное мясное блюдо от них ускользнуло. Дети стащили кусок хлеба и опять подались в чащу. Но теперь мальчик отмечал путь крошками, которые тут же склевали тоже обезумевшие от голода птицы. Доев хлеб, дети решили было помирать - и тут они вышли к домику, сделанному из хлеба! А окна даже были выложены пшеничными лепешками! Дальше все идет по уже знакомой нам колее. Но в конце дети радостно возвращаются домой, неся с собой не только мешки свежего хлеба, но и хорошо зажаренную ведьму. Так что родителям теперь не нужно есть своих детей. Все счастливы, все обнимаются. С течением времени сказка видоизменялась. Голод в качестве основного персонажа все же остался, но родители теперь просто избавляются от лишних ртов, отводя детей в лес. Домик превращается в пряничный, ибо маленьких слушателей нынче хлебом к ведьме уже не заманишь, а изжарившаяся ведьма так и остается в печи, не попадая на семейный стол.


В системе классификации сказочных сюжетов Аарне - Томпсона Белоснежка идет под номером 709. Это одно из известных повествований народной сказительницы Доротеи Виманн, записанное Гриммами и изрядно ими смягченное, хотя и от гриммовской версии фанатам Диснея станет не по себе.


Ну, во-первых, Бело­снежку, падчерицу царицы, тоже собирались съесть - как без этого в сказке-то? Мачеха потребовала от слуги, чтобы он, придушив надоедливую девицу, принес в царскую кухню ее легкие и печень, которые и были поданы в тот же день на веселом званом ужине в замке (потроха оказались оленьими, ибо слугу девица подкупила своей красотой и молодостью). Бело­снежка оказывается в плену у семи горных духов, которым тоже нравится ее красота - настолько, что они решают оставить девушку у себя. После смерти Белоснежки от отравленного яблока гроб с ее телом выставляется на горе, и там его видит проезжавший мимо королевич.

Далее Гриммы с некоторой заминкой пишут, что королевич пожелал забрать мертвую девушку к себе, потому что она выглядела как живая и была очень красивой. Не будем думать о королевиче плохо - может быть, он, в отличие от возлюб­ленного Спящей Красавицы (см. дальше), просто собирался честно и благородно выставить ее в краеведческом музее. Но пока он торгуется с гномами за право выкупа тела, его слуги роняют гроб, мертвая девушка падает, кусок яблока вылетает изо рта девицы - и все живы и счастливы. Ну, кроме мачехи. Потому что царице на ноги надели раскаленные железные башмаки и заставили ее плясать на горящей жаровне, пока она не умерла.


Ага. Конечно, поцеловал он ее... Нет, в древних версиях этого сверхпопулярного сюжета, первые записи которого относятся к XII–XIII векам, все происходило иначе. И подробнее всех за полстолетия до Перро, в 30-х годах XVII века, сюжет записал итальянский граф Джамбаттиста Базиле, еще один собиратель народных сказок.


Во-первых, король был женат. Во-вторых, обнаружив девушку, спавшую в заброшенном замке в лесу, он поцелуем не ограничился. После чего насильник поспешно уехал, а девушка, так и не выйдя из комы, в положенный срок разрешилась двойней - мальчиком и девочкой. Дети ползали по спящей матери, сосали молоко и как-то выживали. А потом мальчик, потерявший материнскую грудь, начал от голода сосать подвернувшийся мамин палец и высосал застрявшую там проклятую занозу. Красавица проснулась, обнаружила детей, поразмышляла и приготовилась к голодной смерти в пустом замке. Но проезжавший мимо король как раз вспомнил, что в прошлом году весьма недурственно провел в этих зарослях время, и решил повторить мероприятие. Обнаружив детей, он повел себя как порядочный человек: стал наведываться и подвозить продукты. Но тут в дело вмешалась его жена. Детей она зарезала, накормила папашу их мясом, а Спящую красавицу хотела было сжечь на костре. Но потом все кончилось хорошо. Королева пожадничала и приказала стащить с девушки шитое золотом платье. Король, полюбовавшись на юную голую красавицу, привязанную к столбу, решил, что прикольнее будет отправить на костер старую жену. А детей, оказывается, спас повар.


А тут вообще все крайне невинно. Единственное, считай, отличие диснеевского сюжета от оригинальной версии, записанной Гриммами, в том, что никуда Рапунцель с принцем не убегала. Да, он лазил в башню по ее косе, но вовсе не с целью жениться. И Рапунцель тоже не рвалась в пампасы. На свободу она весьма оперативно отправилась, когда ведьма заметила, что корсет красавицы перестал сходиться в талии. (В немецких деревнях, где многие барышни работали служанками в зажиточных домах, этот сюжет был не столь уж сказочным.) Ведьма остригла Рапунцель, а принц в наказание был оставлен колдуньей без глаз. Но в конце сказки все у них отрастает заново, когда слепо блуждавший по лесу принц наткнулся на своих детей-близнецов, которые искали пропитание для голодной и несчастной Рапунцель.


Над сюжетом сказки «Золушка» Шарль Перро поработал особенно старательно, тщательно вычищая из него всю мрачность и всю тяжелую мистику. Так появились феи, принцы Мирлифлоры, хрустальные башмачки, кареты-тыквы и прочая красота. А вот братья Гримм записали за народной сказительницей Доротеей Виманн версию, которая была куда ближе к народному варианту этой сказки.


В народном варианте Золушка бегает просить платья для балов на могилу матери, которая встает из гроба, чтобы нарядить дочурку (Гриммы, подумав, все же заменили маму-зомби на белую птичку, которая подлетала к могиле со свертками в зубах). После балов девушка сбегает от принца, который хочет не столько жениться, сколько немедленно размножаться. Девушка взбирается то на грушу, то на голубятню. Принц топором рубит все эти возвышенности, но Золушка как-то ухитряется скрыться. На третьем балу принц просто приклеивает прыткую красотку к лестнице, залив ту смолой. Но Золушка выпрыгивает из золотых туфелек и, вся в смоле, опять уносится, спасая свою честь.

Тут принц, окончательно ополоумев от страсти, решает выманить барышню обещанием жениться. Пока Золушка размышляет, можно ли верить его словам, пусть и объявленным на все королевство, принц начинает курсировать с туфельками. Старшая сестра отрезает себе пальцы ног, чтобы влезть в туфельки, но сильно хромает в них и теряет по дороге. Младшая сестра отрезает себе всю пятку и идет достаточно ровно, однако белые голуби раскрывают принцу и его свите обман. Пока сестры бинтуют кровавые обрубки, появляется Золушка и, вытряхнув кровь из туфелек, надевает их.

Все в восторге, принц и Золушка едут жениться, а белые голуби выклевывают ее сестрам глаза, за то что они заставляли Золушку убирать в доме и не пускали ее на бал. И теперь сестры, слепые и почти безногие, ползают по городу и просят милостыню, радуя этим сердце Золушки, живущей с красивым принцем в уютном дворце.


Самый популярный персонаж славянских сказок, чье имя значит Баба-Язва, имеет крайне мрачное происхождение, а описание ее очаровательного жилища было верным способом до икоты напугать маленьких полян, древлян и прочих кривичей. Ибо даже самые юные обитатели славянских земель, увы, хорошо знали, что такое избушка на курьих ножках. Вплоть до XIII–XIV веков, а кое-где и дольше, аж до XIX века, на наших лесных территориях покойников хоронили в домовинах - «избах смерти». Это был отличный способ захоронения для богатых деревом северных земель с их вечно промерзшей землей. Выбирались несколько стоявших рядом деревьев, их срубали на высоте полутора-двух метров, корни подсекали и частично вытаскивали наружу, чтобы уберечь стволы от гнили, а вверху возводили небольшую избушку, куда и помещали труп вместе с причитавшимися ему яствами и кое-каким скарбом. В такую избушку почти не могли попасть хищники, а стоять они могли десятилетиями и веками. Бабка-Язва, Старуха-Мор, а именно сама Смерть, конечно, рассматривала эти домики как свое законное жилье. Ее костяная нога, принадлежавшая миру мертвых, грозно стучала на тех, кто осмеливался сунуться ближе к этому охраняемому захоронению. И все Иваны Царевичи, попадавшие к ней в гости, проходили те обряды, которые были положены покойникам: их обмывали, избавляя от «человечьего духа», выдавали им пищу в долгий путь и укладывали спать - надолго.


Сейчас мы воспринимаем рассказ про Машеньку, наведавшуюся в гости к трем медведям на предмет опробовать их кроватки и миски, как нечто исконно наше. И тут мы в корне неправы. Именно «Три медведя» не являются даже интернациональным бродячим сюжетом - это чисто шотландская сказка, вошедшая и в английский фольклор.

Русской ее сделал Лев Толстой. Он перевел эту сказку, ознакомившись с ней в исполнении Роберта Саути (сказка Саути была опубликована в 1837 году). В изначальной, фольклорной версии к медведям являлся их вечный противник лис, и он либо вынужден был бежать от медведей со всех ног, либо с него все-таки успевали спустить шкуру, на которой самый маленький медведь потом любил греть свои лапки, сидя перед камином. Роберт же Саути превратил главного героя в маленькую старушку. Судьба старушки осталась туманной. Вот как звучит финал сказки Саути:

«Старушка прыгнула из окна, и то ли она сломала себе шею при падении, то ли убежала в лес и там заблудилась, то ли благополучно выбралась из лесу, но была схвачена констеблем и отправлена в исправительный дом как бродяжка, я не могу сказать. Но три медведя больше никогда ее не видели».

А Лев наш Николаевич ни с какими старушками знаться не пожелал и сделал героиней маленькую девочку, благополучно спасшуюся от ужасов медвежьего леса.

Страница 1 из 2

В 2004 году вышел переработанный и дополненный указатель сказочных сюжетов по системе Аарне «Типы международных фольклорных сказок» (Hans-Jorg Uther 2004:The Types of International Folktales. A Classification and Bibliography. Parts I-III. Helsinki.), составленный Гансом-Йоргом Утером.…

Едва ли спустя 40 лет после выхода второго исправленного издания международного указателя сказочных типов, возникла необходимость в публикации нового издания сказочного каталога, начатого Анти Аарне (1910) и Ститом Томпсоном (1928, 1961). Метод описания и аннотирования типов сказок, применяемый в этом каталоге, предоставляет полезную информацию об историческом и современном народном эпосе Европы, особенно таких жанров как басни, сказки о животных, легенды, небылицы, юмористические анекдоты и сказки-формулы . Безусловно, за прошедшие десятилетия, наблюдается сдвиг в историко-сравнительном методе исследования народных повествований, который повлиял на новое издание этого каталога. Однако, несмотря на возобновившийся интерес к новым народным повествовательным жанрам, все устные и письменные формы в мире не могут быть задокументированы в системе Аарне-Томпсона. Причин тому множество, многие из которых вытекают из того факта, что указатель типов сказок структурирован по жанрам и организован по темам. Конечно, использование термина «сказка» (Märchen) как международного эквивалента «народного эпоса» (folk narrative) привело к стиранию различий между повествовательными жанрами. Этой же тенденции придерживались Братья Гримм: они включили в свои Детские и семейные сказки (Kinder- und Hausmärchen) этиологические мифы, басни, сказки о животных, поучительные истории, юмористические анекдоты, легенды, религиозные легенды и различные смешанные формы, такие как религиозные шутки и юмористические сказки. Хотя из истории классификации сказок мы видим, что все эти жанры находят подходящее место в указателе типов сказок, но при этом существуют и другие народные повествования, которые не вошли в его тематические разделы. Сюда относятся, в первую очередь, мифы, былины, легенды и этиологические сказки, короткие формы, такие как анекдоты, шутки, слухи и современные жанры, такие как жизнеописания, семейные истории и пр. Для таких типов текстов необходимо использовать альтернативную систему классификации, как «Указатель фольклорных мотивов» (1955-1958) (the Motif-Index of Folk Literature), как это было сделано в каталоге Йоханнеса Уилберта (Johannes Wilbert) и Карена Симоно (Karen Simoneau), составивших указатель рассказов небольшого индейского племени в Южной Америке, в указателе монгольского эпоса Вальтера Хейссига (Walther Heissig) и указателе рассказов восточной Ганы Рудигера Скотта (Rudiger Schott).