Духовная жизнь в 1 половине 20 века. Духовная жизнь в России с начала XX в

Вопрос 01. Назовите важнейшие, на ваш взгляд, изменения в духовной жизни, культуре стран мира в первой половине XX в.?

Ответ. Изменения:

1) разочарование в техническом прогрессе после Первой мировой войны;

2) появление «потерянного поколения»;

3) сексуальная революция (например, теория стакана воды в России);

4) развитие многочисленных течений авангардизма.

Вопрос 02. Какие проблемы отразило развитие философской, социальной мысли? Чем они отличались друг от друга, что нового внесли в представления о человеке и обществе? Какое влияние они оказывали на духовную жизнь общества?

Ответ. В философии стали популярны два течения: рационализм и иррационализм. Первое продолжало настаивать на разумности, логической обоснованности человеческих действий (хотя после боёв I мировой войны в этом у многих возникли сомнения), в то время как второе подчёркивало роль бессознательного, подсознательного в мотивации действий человека (показательными в этом смысле были работы З. Фрейда). Социология восприняла эти направления. Стала изучаться психология толпы, того бессознательного, надличностного, что порой и управляет народными движениями.

Вопрос 03. Дайте характеристику основным модернистским течениям в искусстве.

Ответ. Течения:

1) примитивизм – стиль живописи, подразумевавший обдуманное упрощение картины, делающее её формы примитивными, как творчество ребёнка или рисунки первобытных времен (но отличный от «наивного искусства», так как первое означает живопись непрофессионалов, второе – стилизованную живопись профессионалов);

2) футуризм – направление искусства, которое интересовало не столько содержание, сколько форма, потому здесь придумывались новые слова, использовалась вульгарная лексика, профессиональный жаргон, язык документа, плаката и афиш;

3) абстракционизм – направление искусства, отказавшееся от приближённого к действительности изображения форм в живописи и скульптуре ради достижения «гармонизации», создания определённых цветовых сочетаний и геометрических форм, чтобы вызвать у созерцателя разнообразные ассоциации;

4) дадаизм – направление в искусстве, в котором рационализм и логика объявлялись одними из главных виновников опустошающих войн и конфликтов, а главной идеей стало последовательное разрушение какой бы то ни было эстетики;

5) экспрессионизм – направление в искусстве, которое стремится не столько к воспроизведению действительности, сколько к выражению эмоционального состояния автора, воспринимало действительность крайне субъективно, через призму таких эмоций, как разочарование, тревога, страх;

6) сюрреализм – направление в искусстве, которое отличается использованием аллюзий и парадоксальных сочетаний форм;

7) конструктивизм – направление в искусстве, которое характеризуется строгостью, геометризмом форм и монолитностью внешнего облика.

Вопрос 04. В чём вы видите особенности конструктивизма? Можно ли назвать это направление порождением индустриальной эпохи и почему?

Ответ. В архитектуре этот стиль означает отсутствие ненужных украшений. Каждая деталь должна быть функциональным элементом конструкции, также для того, чтобы не скрывать эту конструкцию, технологические решения, а любоваться ими. Именно поэтому считать порождением индустриальной эпохи: она породила любовь к прогрессу, к техническому гению человека. Но конструктивизм не означает простоту железобетонных коробок. Он порой означает сложный расчёт (включая, например, оптические иллюзии, благодаря которым маленькие комнаты в квартирах кажутся больше).

Вопрос 05. Охарактеризуйте основные направления развития художественной литературы первой половины XX в. Какие произведения отечественных и зарубежных авторов вам известны?

Ответ. Направления:

1) переосмысленный романтизм писал о далёких странах, неведомом европейцу мире (например, Р. Киплинг «Книга джунглей»);

2) критический реализм снова обращался к нерешённым проблемам общества (например, У. Фолкнер «Шум и ярость»);

3) интеллектуальный реализм пытался больше анализировать действительность и показывать её общую неразумность (например, Э.М. Ремарк «На Западном фронте без перемен», Б. Брехт «Мамаша Кураж и её дети»);

4) детективный жанр показывал хитросплетения человеческой преступной мысли и обнаружением сыщиком злодея с использованием лишь собственного интеллекта (например, серия рассказов А. Кристи про Экрюля Пуаро).

Вопрос 06. Охарактеризуйте основные новаторские идеи в музыкальном искусстве XX в. С именами каких композиторов они связаны?

Ответ. Новаторские идеи:

1) экспрессионизм, то есть мир подсознательного в музыке, был характерен для Б. Бартока;

2) музыкальное конструирование в лице Л. Дюрея, Ф. Пуленка и др. Наоборот стремилось отказаться от эмоциональности в пользу ясности языка музыки.

Вопрос 07. Какие черты характеризуют развитие театрального искусства первой половины XX в.?

Ответ. В театре утверждался реализм, то есть стремление достоверно показывать действия, эмоции и др. Главным теоретиком этого направления является К.С. Станиславский со своим знаменитым возгласом «Не верю!». Его методика подготовки актёров быстро распространялась по миру часто через его иммигрировавших учеников.

Вопрос 08. Какие жизненно важные проблемы затрагивало киноискусство? Раскройте его роль в духовной жизни общества.

Ответ. Киноискусство, особенно с появлением звуковых фильмов, оказалось самым понятным массовому зрителю, неискушённому элитарной культурой, который с развитием капитализма стал основным потребителем. С появлением телевидения фильмы стали приходить в дома, не требуя даже похода в кинотеатр. Культовые фильмы стали формировать мировоззрение целых поколений. В период между мировыми войнами фильмы затрагивали как основные жизненные проблемы вроде любви и ненависти, так и чисто бытовые трудности. Во время мирового экономического кризиса появился знамениты голливудский стиль, представители которого в беспросветности настоящего тех лет снимали про то, что в итоге всё будет хорошо, будет happy end.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ РОССИЙСКОГО ОБЩЕСТВА

Характер перемен в духовной жизни. Со второй половины 1980-х гг. коммунистическая идеология, составлявшая прежде основу мировоззрения большинства членов советского общества, вступила в полосу серьезного кризиса. Официальные идеологи не могли объяснить процессы и явления, происходившие в мире.

"Революция сверху", начавшаяся в России с 1991 г., сопровождалась отказом от многих традиционных и заимствованием западных духовных ценностей. Изменились общественные ожидания. Если до "перестройки" большинство населения все же верило официальной пропаганде и идее построения коммунизма, то потом эта вера сменилась ожиданием построения обещанного новыми властями "народного капитализма". По мере неудач в экономической политике и нарастания проблем в межнациональных отношениях настроения стали вновь меняться: постепенно возвращался интерес к отечественной культуре, традиционным духовным ценностям, старым фильмам, песням, народным традициям.

Одной из главных черт духовной жизни общества в 90-е гг. стал идейный плюрализм. Были сняты запреты и ограничения на все идейные учения (кроме тех, что призывали к насилию и национальной вражде).

Однако перемены, происшедшие в духовной жизни общества, носят крайне противоречивый характер. Далеко не каждый человек сумел найти свой нравственный идеал. Не всем доступны достижения культуры (за исключением, пожалуй, телепрограмм). Отсутствие нравственных основ, неблагополучное материальное положение людей становятся почвой для духовного растления и роста преступности.

Влияние религии и церкви на общественное сознание. Кризис коммунистической идеологии вызвал бурный всплеск религиозных настроений в обществе. По данным социологических исследований, к середине 90-х гг. до 34% взрослого населения страны считали себя верующими, а еще 35% колебались между верой и неверием.

Заметно вырос международный авторитет Русской Православной Церкви. Он особенно проявился в попытках мирного урегулирования внутриполитических и международных конфликтов. В дни октябрьских событий 1993 г. патриарх Московский и всея Руси Алексий II прервал поездку по Северной Америке и вернулся в Москву, где попытался примирить враждующие стороны. Церковь выступала участником всех крупнейших событий в России, способствуя своим авторитетом объединению общества.

По всей стране развернулось восстановление и строительство храмов, мечетей, синагог. Вновь спросом стала пользоваться церковная литература, которая теперь издается свободно и большими тиражами. Возродились массовые паломничества православных христиан в Иерусалим, мусульман - в Мекку.

Вместе с тем распад СССР повлек за собой тяжелые последствия и для церкви. На Украине митрополит Русской Православной Церкви Филарет объявил о создании Украинской православной церкви и провозгласил себя ее патриархом; произошел церковный раскол среди верующих. Приходы Русской Православной Церкви были лишены принадлежавшей ей собственности не только на Украине, но и в республиках Прибалтики.

Демократизация политической и духовной жизни Россию привела к экспансии самых разных религиозных сект и течений, в том числе и радикальных. В этих условиях традиционным религиозным конфессиям впервые пришлось заботиться о сохранении своих позиций в борьбе за умы верующих.

Культура в новых условиях. В отечественной культуре также наступили новые времена. Основными особенностями ее развития в 1990-х гг. стали резкое сокращение государственных ассигнований на нужды учреждений культуры; практически полная свобода творчества; падение общекультурного уровня населения. "Закон маятника" привел к тому, что метод социалистического реализма оказался забыт. Многие деятели культуры устремились к утверждению непривычного и казавшегося им заманчивым постмодернизма и концептуализма. Однако эти изыски оказались интересны лишь узкому кругу специалистов. Те произведения культуры, которые в эти годы получили международное признание, были созданы именно в традиционном реалистическом ключе. Так, в 1995 г. премии "Оскар" Американской киноакадемии был удостоен фильм Н. С. Михалкова "Утомленные солнцем", а в 1996 г. специальным призом Каннского кинофестиваля был отмечен фильм С. В. Бодрова "Кавказский пленник".

Устойчивое развитие получила кино документалистика ("Россия, которую мы потеряли" С. С. Говорухина и др.). Возродилась традиция проведения Московских международных кинофестивалей. Всероссийский кинофестиваль "Кинотавр" стал ежегодно проводиться в Сочи. Однако число фильмов, выпускаемых на киностудиях страны, значительно сократилось.

Российская литература обогатилась в 90-х гг. новыми произведениями В. П. Аксенова ("Желток яйца"), В. П. Астафьева ("Прокляты и убиты"), Г. Я. Бакланова ("Свой человек"), Б. Л. Васильева ("Аксиома самоиска", "Россия воскресе"), Е. А. Евтушенко ("Не умирай после смерти"), Ю. М. Нагибина ("Бунташный остров"), А. И. Солженицына (завершившего в эти годы крупное историко-документальное исследование "Красное колесо").

Новыми театральными постановками порадовали зрителей режиссеры Г. Б. Волчек, О. Н. Ефремов, М. А. Захаров, О. П. Табаков, Р. Г. Виктюк.

В Москве была открыта постоянно действующая картинная галерея работ А. М. Шилова. С успехом проходили персональные выставки И. С. Глазунова. Большим успехом у зрителей Москвы и Санкт-Петербурга пользовались художественные выставки, проводившиеся в Эрмитаже, Русском музее, Музее изобразительных искусств им. А. С. Пушкина ("Берлин-Москва", "Золото Шлимана", "Фаберже" и др.).

Завершилась реставрация Третьяковской галереи, реконструкция цирка на Цветном бульваре. Была возрождена историческая центральная часть крупных городов России. На родину вернулись предметы культуры, документы, письма русских эмигрантов, покинувших страну после революции 1917 года.

Но процессы в сфере культуры имели и другую сторону. Переход к рыночным отношениям поставил в тяжелые условия тех, кто в прежние годы был наиболее горячим сторонником перемен, - интеллигенцию, деятелей науки, культуры, образования. Многие из них оказались на грани выживания, другие были вынуждены эмигрировать, стремясь найти применение своему таланту за границей.

"Открытие Запада" обернулось не только знакомством с лучшими сторонами его культуры, но и хлынувшим в страну потоком низкопробных поделок. Это не могло не привести к размыванию многих черт традиционной для россиян морали.

Система образования. В сложном положении оказалась система образования, которая, начиная с 1984 г. находится в состоянии непрерывного реформирования. Закон об образовании ликвидировал одно из завоеваний прежней системы - бесплатное всеобщее среднее образование. Для большинства учащихся обучение заканчивалось девятым классом, после чего выпускники должны были идти на производство. Но поскольку оно из года в год свертывалось, их никто не ждал и там. Одним из немногих положительных результатов реформы образования стал отход учителей и учеников от единообразия и идеологизации учебного процесса. Появилось множество новых учебников и учебных пособий.

Были открыты новые типы учебных заведений - гимназии, лицеи, колледжи, частные университеты, многим из которых удалось обеспечить индивидуальный подход к учащимся, улучшить качество обучения. Но в большинстве случаев, к сожалению, этого не произошло.

В вузах начали вводить многоуровневую подготовку по западному образцу. Но качество образования при этом лучше не становилось. А там, где новая система вводилась без предварительной подготовки, наблюдалось снижение уровня подготовки студентов.

Самой большой проблемой в развитии образовательной системы стало финансирование. Из года в год его объемы сокращались, что вело к разрушению материальной базы, уходу квалифицированных кадров в другие сферы деятельности. Страна быстро утрачивала те позиции в сфере образования, которых она добивалась десятки лет.

Что необходимо знать по этой теме:

Социально-экономическое и политическое развитие России в начале XX в. Николай II.

Внутренняя политика царизма. Николай II. Усиление репрессий. "Полицейский социализм".

Русско-японская война. Причины, ход, результаты.

Революция 1905 - 1907 гг. Характер, движущие силы и особенности русской революции 1905-1907 гг. этапы революции. Причины поражения и значение революции.

Выборы в Государственную думу. I Государственная дума. Аграрный вопрос в Думе. Разгон Думы. II Государственная дума. Государственный переворот 3 июня 1907 г.

Третьеиюньская политическая система. Избирательный закон 3 июня 1907 г. III Государственная дума. Расстановка политических сил в Думе. Деятельность Думы. Правительственный террор. Спад рабочего движения в 1907-1910 гг.

Столыпинская аграрная реформа.

IV Государственная дума. Партийный состав и думские фракции. Деятельность Думы.

Политический кризис в России накануне войны. Рабочее движение летом 1914 г. Кризис верхов.

Международное положение России в начале XX в.

Начало первой мировой войны. Происхождение и характер войны. Вступление России в войну. Отношение к войне партий и классов.

Ход военных действий. Стратегические силы и планы сторон. Итоги войны. Роль Восточного фронта в первой мировой войне.

Экономика России в годы первой мировой войны.

Рабочее и крестьянское движение в 1915-1916 гг. Революционное движение в армии и на флоте. Рост антивоенных настроений. Формирование буржуазной оппозиции.

Pусская культура XIX - начала XX в.

Обострение социально-политических противоречий в стране в январе-феврале 1917 г. Начало, предпосылки и характер революции. Восстание в Петрограде. Образование Петроградского Совета. Временный комитет Государственной думы. Приказ N I. Образование Временного правительства. Отречение Николая II. Причины возникновения двоевластия и его сущность. Февральский переворот в Москве, на фронте, в провинции.

От Февраля к Октябрю. Политика Временного правительства в отношении войны и мира, по аграрному, национальному, рабочему вопросам. Отношения между Временным правительством и Советами. Приезд В.И.Ленина в Петроград.

Политические партии (кадеты, эсеры, меньшевики, большевики): политические программы, влияние в массах.

Кризисы Временного правительства. Попытка военного переворота в стране. Рост революционных настроений в массах. Большевизация столичных Советов.

Подготовка и проведение вооруженного восстания в Петрограде.

II Всероссийский съезд Советов. Решения о власти, мире, земле. Формирование органов государственной власти и управления. Состав первого Советского правительства.

Победа вооруженного восстания в Москве. Правительственное соглашение с левыми эсерами. Выборы в Учредительное собрание, его созыв и разгон.

Первые социально-экономические преобразования в области промышленности, сельского хозяйства, финансов, рабочего и женского вопросов. Церковь и государство.

Брестский мирный договор, его условия и значение.

Хозяйственные задачи советской власти весной 1918 г. Обострение продовольственного вопроса. Введение продовольственной диктатуры. Рабочие продотряды. Комбеды.

Мятеж левых эсеров и крах двухпартийной системы в России.

Первая Советская Конституция.

Причины интервенции и гражданской войны. Ход военных действий. Человеческие и материальные потери периода гражданской войны и военной интервенции.

Внутренняя политика советского руководства в годы войны. "Военный коммунизм". План ГОЭЛРО.

Политика новой власти в отношении культуры.

Внешняя политика. Договоры с пограничными странами. Участие России в Генуэзской, Гаагской, Московской и Лозаннской конференциях. Дипломатическое признание СССР основными капиталистическими странами.

Внутренняя политика. Социально-экономический и политический кризис начала 20-х годов. Голод 1921-1922 гг. Переход к новой экономической политике. Суть НЭПа. НЭП в области сельского хозяйства, торговли, промышленности. Финансовая реформа. Восстановление экономики. Кризисы в период НЭПа и его свёртывание.

Проекты создания Союза ССР. I съезд Советов СССР. Первое правительство и Конституция СССР.

Болезнь и смерть В.И.Ленина. Внутрипартийная борьба. Начало формирования режима власти Сталина.

Индустриализация и коллективизация. Разработка и осуществление первых пятилетних планов. Социалистическое соревнование - цель, формы, лидеры.

Формирование и укрепление государственной системы управления экономикой.

Курс на сплошную коллективизацию. Раскулачивание.

Итоги индустриализации и коллективизации.

Политическое, национально-государственное развитие в 30-е годы. Внутрипартийная борьба. Политические репрессии. Формирование номенклатуры как слоя управленцев. Сталинский режим и конституция СССР 1936 г.

Советская культура в 20-30-е гг.

Внешняя политика второй половины 20-х - середины 30-х годов.

Внутренняя политика. Рост военного производства. Чрезвычайные меры в области трудового законодательства. Меры по решению зерновой проблемы. Вооруженные силы. Рост численности Красной Армии. Военная реформа. Репрессии против командных кадров РККА и РККФ.

Внешняя политика. Пакт о ненападении и договор о дружбе и границах между СССР и Германией. Вхождение Западной Украины и Западной Белоруссии в СССР. Советско-финская война. Включение республик Прибалтики и других территорий в состав СССР.

Периодизация Великой Отечественной войны. Начальный этап войны. Превращение страны в военный лагерь. Военные поражения 1941-1942 гг. и их причины. Основные военные события. Капитуляция фашистской Германии. Участие СССР в войне с Японией.

Советский тыл в годы войны.

Депортация народов.

Партизанская борьба.

Человеческие и материальные потери в ходе войны.

Создание антигитлеровской коалиции. Декларация объединенных наций. Проблема второго фронта. Конференции "Большой тройки". Проблемы послевоенного мирного урегулирования и всестороннего сотрудничества. СССР и ООН.

Начало "холодной войны". Вклад СССР в создание "социалистического лагеря". Образование СЭВ.

Внутренняя политика СССР в середине 40-х - начале 50-х годов. Восстановление народного хозяйства.

Общественно-политическая жизнь. Политика в области науки и культуры. Продолжение репрессий. "Ленинградское дело". Кампания против космополитизма. "Дело врачей".

Социально-экономическое развитие советского общества в середине 50-х - первой половине 60-х годов.

Общественно-политическое развитие: XX съезд КПСС и осуждение культа личности Сталина. Реабилитация жертв репрессий и депортаций. Внутрипартийная борьба во второй половине 50-х годов.

Внешняя политика: создание ОВД. Ввод советских войск в Венгрию. Обострение советско-китайских отношений. Раскол "социалистического лагеря". Советско-американские отношения и Карибский кризис. СССР и страны "третьего мира". Сокращение численности вооруженных сил СССР. Московский договор об ограничении ядерных испытаний.

СССР в середине 60-х - первой половине 80-х годов.

Социально-экономическое развитие: экономическая реформа 1965 г.

Нарастание трудностей экономического развития. Падение темпов социально-экономического роста.

Конституция СССР 1977 г.

Общественно-политическая жизнь СССР в 1970-е - начале 1980 гг.

Внешняя политика: договор о нераспространении ядерного оружия. Закрепление послевоенных границ в Европе. Московский договор с ФРГ. Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Советско-американские договоры 70-х годов. Советско-китайские отношения. Ввод советских войск в Чехословакию и Афганистан. Обострение международной напряженности и СССР. Усиление советско-американского противостояния в начале 80-х годов.

СССР в 1985-1991 гг.

Внутренняя политика: попытка ускорения социально-экономического развития страны. Попытка реформирования политической системы советского общества. Съезды народных депутатов. Избрание Президента СССР. Многопартийность. Обострение политического кризиса.

Обострение национального вопроса. Попытки реформирования национально-государственного устройства СССР. Декларация о государственном суверенитете РСФСР. "Новоогаревский процесс". Распад СССР.

Внешняя политика: советско-американские отношения и проблема разоружения. Договоры с ведущими капиталистическими странами. Вывод советских войск из Афганистана. Изменение отношений со странами социалистического содружества. Распад Совета Экономической Взаимопомощи и Организации Варшавского договора.

Российская Федерация в 1992-2000 гг.

Внутренняя политика: "Шоковая терапия" в экономике: либерализация цен, этапы приватизации торгово-промышленных предприятий. Падение производства. Усиление социальной напряженности. Рост и замедление темпов финансовой инфляции. Обострение борьбы между исполнительной и законодательной властью. Роспуск Верховного Совета и съезда народных депутатов. Октябрьские события 1993 г. Упразднение местных органов Советской власти. Выборы в Федеральное собрание. Конституция РФ 1993 г. Формирование президентской республики. Обострение и преодоление национальных конфликтов на Северном Кавказе.

Парламентские выборы 1995 г. Президентские выборы 1996 г. Власть и оппозиция. Попытка возвращения к курсу либеральных реформ (весна 1997 г.) и ее неудача. Финансовый кризис августа 1998 г.: причины, экономические и политические последствия. "Вторая чеченская война". Парламентские выборы 1999 г. и досрочные президентские выборы 2000 г. Внешняя политика: Россия в СНГ. Участие российских войск в "горячих точках" ближнего зарубежья: Молдавия, Грузия, Таджикистан. Отношения России со странами дальнего зарубежья. Вывод российских войск из Европы и стран ближнего зарубежья. Российско-американские договоренности. Россия и НАТО. Россия и Совет Европы. Югославские кризисы (1999-2000 гг.) и позиция России.

  • Данилов А.А., Косулина Л.Г. История государства и народов России. ХХ век.

В первое десятилетие советской власти в культурной жизни страны существовал относительный плюрализм, действовали различные литературные и художественные союзы и группировки. В 30-е годы на фоне репрессий по отношению к интеллигенции происходит решительный поворот в сторону "социалистической культуры": параллельно с вытеснением старой интеллигенции шел процесс создания интеллигенции советской, лояльной коммунистическому режиму и разделяющей его установки. Под жесткий идеологический контроль было поставлено образование, ведущие отечественные ученые в начале 1930-х гг. подверглись преследованиям в рамках т.н. Академического дела, процесса Промпартии и др., в результате чего удалось осуществить идеологизацию науки и поставить ее на службу партийным интересам. Нестабильность положения человека в обществе, его вовлеченность в социальные структуры заставляли безоговорочно поддерживать официальную политику. Люди, несогласные с партийной линией или представители потенциальной оппозиции объявлялись “вредителями” и “врагами народа” и с конца 1920-х гг. подвергались репрессиям: “врагами народа” первоначально были объявлены представители эксплуататорских классов – дворянства и буржуазии, представители среднего класса – нэпманы и “кулаки” а затем и члены самой коммунистической партии, подозреваемые в нелояльности. В середине 1930-х гг. сформировался классовый подход к искусству, вылившийся в такое направление как “социалистический реализм”, который объявлялся единственно верным и наиболее совершенным творческим методом. Ключевой для официальной культуры стала ориентация на идею “светлого будущего” и коммунистического равенства на фоне формирующегося “культа личности” И.В. Сталина. Тенденция к перевыполнению плановых норм с развитием стахановского движения в 1935–1936 гг. сделала новыми “героями дня” передовиков производства.

Во все времена на духовную жизнь общества влияли идеи, которые не только задавали темп жизни, но и существенно могли изменить его структуру. Новые веяние овладевали сознанием масс и становились доминантными, контролируя все сферы общественной жизни.

Так в эпоху Средневековья, на духовное развитие общества влияли идеи католической церкви, в период Просвещения религия поступилась науке. К началу 20 века, господствующей идеей был рост человеческой личности при помощи применения достижений научно - технического прогресса.

Особенности духовной жизни в XX веке

По сравнению с предыдущими периодами, 20 век характеризируется многообразием направлений и течений в театральном, изобразительном искусстве и литературе.

Нестабильная политическая обстановка в начале века стала причиной того что в духовной жизни общества преобладали философские, пессимистические идеи представители творческой элиты пытались найти объяснение происходящим событиям, обращаясь к трудам знаменитых философских деятелей прошлого.

Творческая интеллигенция понимала, что старый мир, со своими порядками и традициями, невозвратно уходит в прошлое. Подтверждением этого сослужило множество социальных, политических и экономических изменений падение монархий, установление тоталитарных режимов, усиленный рост городов и модернизация промышленности. Однако вопрос о том, каким будет будущее человечества оставался открытым. Многие мыслители предрекали закат мировой культуры, так как считали, что духовное развитие в условиях тоталитарных диктатур является утопическим.

Основные направления духовного развития первой половины 20 века

В первой половине 20 века выделялись два основных вектора развития духовной жизни рационально- прагматический и иррациональный. Ярким представителем иррационального направления философской мысли является З. Фрейд, который впервые отследил связь творческого развития с психикой отдельных индивидов.

Фрейд считал, что культурная деятельность это ни что иное, как сублимация психических процессов, которая выражается на материальном плане. На основе этого направления в культуре первой половины 20 века возникают такие культурные течения как абстракционизм, экспрессионизм, неопластицизм, сюрреализм. Искусство теряет свою простоту, приобретая скрытое философское наполнение.

Американским философом Д. Дьюи была заложена основа рационалистического подхода к развитию духовной жизни. По мнению представителей прагматического направления, культура является ни чем иным как инструментом к решению многих социально - политических проблем человечества.

Такое течение было активно поддержано установившимися в Европе антидемократичными режимами. В отличие от иррациональной культуры, такое направление было доступным для понимания широких масс и часто использовалось как инструмент идеологической пропаганды.

На основе рационального подхода возник социальный реализм, который стал зеркалом, в котором в несколько искаженном виде отражались политические и социальные явления.

Духовная жизнь во второй половине 20 века

С окончанием Второй Мировой войны, скептицизм, который существовал в духовной жизни в начале века, был решительно отброшен. Человечество поглотили идеи мира, любви и веры в счастливое будущее. Основными направлениями культуры стали модернизм, поп арт, минимализм и материализм.

Такие течения стали результатом развития иррационального подхода искусство обрело свободу, отбросив консервативность человеческого мышления. В 80-90-х годах 20 века основой культуры и искусства становиться фэнтэзи и трансавангард направления, которые концептуально связываю духовное развитие человека в условиях технического прогресса.

Тенденции духовной жизни в мире в XX векеВо все времена на духовную жизнь
общества влияли идеи, которые не
только задавали темп жизни, но и
существенно могли изменить его
структуру. Новые веяние
овладевали сознанием масс и
становились доминантными,
контролируя все сферы
общественной жизни.
Так в эпоху Средневековья, на
духовное развитие общества
влияли идеи католической церкви, в
период Просвещения религия
поступилась науке. К началу 20
века, господствующей идеей был
рост человеческой личности при
помощи применения достижений
научно - технического прогресса.

Особенности духовной жизни в XX веке

По сравнению с предыдущими периодами, 20 век
характеризируется многообразием направлений
и течений в театральном, изобразительном
искусстве и литературе.
Нестабильная политическая обстановка в начале
века стала причиной того что в духовной жизни
общества преобладали философские,
пессимистические идеи представители
творческой элиты пытались найти объяснение
происходящим событиям, обращаясь к трудам
знаменитых философских деятелей прошлого.
Творческая интеллигенция понимала, что старый
мир, со своими порядками и традициями,
невозвратно уходит в прошлое. Подтверждением
этого сослужило множество социальных,
политических и экономических изменений
падение монархий, установление тоталитарных
режимов, усиленный рост городов и
модернизация промышленности. Однако вопрос
о том, каким будет будущее человечества
оставался открытым. Многие мыслители
предрекали закат мировой культуры, так как
считали, что духовное развитие в условиях
Времена не
выбирают,
В них живут и
умирают. (Л. С.
Кушнер)

В первой половине 20 века выделялись
два основных вектора развития
духовной жизни рациональнопрагматический и иррациональный.
Ярким представителем
иррационального направления
философской мысли является З.
Фрейд, который впервые отследил
связь творческого развития с психикой
отдельных индивидов.
Фрейд считал, что культурная
деятельность это ни что иное, как
сублимация психических процессов,
которая выражается на
материальном плане. На основе
этого направления в культуре первой
половины 20 века возникают такие
культурные течения как
абстракционизм, экспрессионизм,
неопластицизм, сюрреализм.
Искусство теряет свою простоту,
приобретая скрытое философское
наполнение.
Большинство людей в
действительности не хотят
свободы, потому что она
предполагает
ответственность, а
ответственность
большинство людей страшит
(З.Фрейд)

Основные направления духовного развития первой половины 20 века

Американским философом Д.
Дьюи была заложена основа
рационалистического подхода к
развитию духовной жизни. По
мнению представителей
прагматического направления,
культура является ни чем иным как
инструментом к решению многих
социально - политических проблем
человечества.
Такое течение было активно
поддержано установившимися в
Европе антидемократичными
режимами. В отличие от
иррациональной культуры, такое
направление было доступным для
понимания широких масс и часто
использовалось как инструмент
идеологической пропаганды.
На основе рационального подхода
возник социальный реализм,
который стал зеркалом, в котором
в несколько искаженном виде
отражались политические и
социальные явления.
Истинная свобода –
интеллектуальна; она
основывается на воспитании
силы мысли, на умении
«перевертывать вещи со всех
сторон», разумно смотреть на
вещи, судить, есть ли налицо
нужное для решения количество
и качество доказательств, а если
нет, то тогда где и как их искать.