Холуй фабрика. Процесс изготовления хо́луйской миниатюры - История русских народных художественных промыслов

Публикации раздела Традиции

Р одиной лаковой миниатюры считают Китай. В России благодаря торговле с восточным государством расписные подносы, веера и ширмы появились в XVII веке. При Петре I петергофский дворец Монплезир украсили 94 лаковых панно «под Китай», а вскоре лаковое дело стали преподавать в Академии художеств. В окрестностях Москвы и Петербурга работало множество мастерских, но уцелели лишь четыре центра: Федоскино, Палех, Холуй и Мстёра.

Федоскино

Федоскинская лаковая миниатюра. Фотография: artsalonrk.ru

Федоскинская лаковая миниатюра. Фотография: patlah.ru

В подмосковном селе Федоскино в конце ХVIII века купец Петр Коробов выпускал лаковые козырьки для армейских головных уборов. Позже ассортимент фабрики расширили за счет табакерок, на них наклеивали покрытые лаком гравюры.

Промысел стал развиваться после того, как дочь Коробова вышла замуж за Петра Лукутина. Предприимчивый зять не только заменил картинки росписью, но и сюжеты выбирал близкие русскому сердцу: тройки, чаепития, сказочные мотивы. Лаковой миниатюрой стали украшать шкатулки и табакерки, солонки и чайницы, рукояти зонтов и тростей.

Отличали федоскинцев по многослойному красочному стилю. Мастерство живописцев граничило с ювелирным: шкатулки декорировали и узором - «сканью» из золотых и серебряных пластинок. От создания шкатулки до ее появления на прилавке проходили годы: лаки для прочности выдерживали на солнце. Учились мастера при фабрике, а самых талантливых отправляли в Строгановское училище.

Федоскино. Лаковая миниатюра

Палех

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: kanon-tradition.ru

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

Палехская лаковая миниатюра. Фотография: palekh.su

Мастера-иконописцы Палеха расписывали Грановитую палату Кремля , храмы Троице-Сергиевой лавры и Новодевичьего монастыря . Неизвестно, звучало бы название поселка Палех на всю страну после революции, если бы не Иван Голиков - потомственный иконописец, реставратор, театральный художник. Увидев в Кустарном музее шкатулки из Федоскино, он написал свою миниатюру - она заинтересовала специалистов. В 1920-х годах палехские шкатулки получили диплом Всесоюзной художественной выставки и стали сенсацией всемирных выставок в Венеции и Париже. В Палехе наладили производство, стали обучать мастеров и, по предложению Максима Горького , открыли музей при Артели живописи. Так традиционная технология темперной живописи закрепилась на лаковых шкатулках. Написанные золотистыми красками на черном фоне образы «рассказывают» сказки и былины , сохраняя при этом утонченность образа русской иконы.

Палехская роспись

Мстёра

Мстёрская лаковая миниатюра. Фотография: istra-da.ru

Мстёрская лаковая миниатюра. Фотография: istra-da.ru

Село Мстёра во Владимирской области известно с 20-х годов XVII века благодаря мастерам Богоявленского монастыря. В святой обители писали «мелочные письма» - миниатюрные иконы, позже они обучили мастерству и сельских жителей.

Жизнь русской деревни на лаковой миниатюре художники Мстёры стали изображать в 1920-х годах, когда иконы оказались почти на грани запрета. Новые сюжеты художникам диктовала Октябрьская революция. Изготавливать шкатулки здесь стали не сразу, сначала разрисовывали темперой деревянные изделия. Но их плохо покупали, а вот расписные лаковые шкатулки из артели «Пролетарское искусство» покупателям пришлись по душе. Мастера Мстёры соблюдали старообрядческие традиции иконописи, писали в голландском пейзажном и лубочном стилях, изображали персидские орнаменты. Мстёрские художники избегали черного фона, оттого миниатюрный мир шкатулок казался особенно чистым и праздничным. Так появился собственный уникальный стиль.

Холуй

Холуйская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

Холуйская лаковая миниатюра. Фотография: lacquerbox.ru

Холуйская лаковая миниатюра появилась в Ивановской области, в слободе, пожалованной князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских захватчиков. Предки современных мастеров писали иконы для Троице-Сергиевой лавры. В обители был обычай - дарить паломникам образки «Видения Богоматери преподобному Сергию». Их писали художники из монастырских мастерских и сельские живописцы Холуйской слободки. К середине XIX века здесь создавали до двух миллионов икон. После революции местные мастера, как и палехские художники, стали расписывать шкатулки. Но не только их - живописными яркими рисунками украшали ларцы «под старину», пудреницы, миниатюрные игольницы. Сюжеты картинок были самыми разнообразными: русская природа и архитектурные пейзажи, исторические события, фольклорные сюжеты. Со временем у художников появился собственный стиль: лаконичное и объемное изображение, крупные планы, минимум деталей. Обрамляли миниатюры орнаментом из сусального золота с добавлением вишневой смолы.

В нашем интернет-магазине представлены уникальные работы мастеров из Холуя, которые станут прекрасным подарком или изящным дополнением к вашему интерьеру. Шкатулки, кубки, броши и футляры – мы предлагаем клиентам самые лучшие образчики исконно русского мастерства. Работы холуйских мастеров несомненно схожи с творчеством художников из Мстеры, Палеха и Федоскино, но также обладают своим особым почерком, выделяющим их среди других лаковых произведений.

Село Холуй расположилось в одной из самых живописных областей России – Ивановской. Удивительно красивые пейзажи, чья нежность и мягкость невыразимо прекрасны в любое время года, всегда были и есть источником вдохновения для живописцев. Деревня знаменита своими реками, которые наводняются весной, превращая деревню в миниатюрную Венецию. Сама природа сделала все, чтобы Холуй стал одним из центров русского творчества, знаменитым далеко за пределами России.

Творчество холуйских мастеров основано на древних традициях иконописи. Первые иконы были созданы монахами, обитавшими в Троицком монастыре, сохранившемся по сей день. Близость к Москве позволяла успешно продавать иконы, количество покупателей росло с каждым годом, и Холуй стал одним из российских центров иконописи. Когда грянула революция и церкви оказались под запретом, мастерство иконописцев стало неактуальным и опасным. Но Холуй пошел по стопам своих знаменитых соседей, в 30-х годах была создана художественная артель, и лаковое мастерство холуйцев вернуло себе былое величие. Искусство росписи постоянно развивается, в деревне функционируют музей, художественное училище и фабрика. Мастера выполняют работы для клиентов из Бельгии, Германии, Франции, Италии, США.

Холуйские миниатюры наносятся на папье-маше при помощи особых темперных красок. Главным отличием холуйской школы является то, что мастера обучались на черных картонных листах, вскрытых лаком. Это позволяло как экономить материалы, так и добиваться высочайшей точности исполнения. Холуйская роспись отличается высокой степенью реалистичности, сочетающейся с невесомой, утонченной декоративностью. В работах преобладают зелено-синие и оранжево-коричневые оттенки.

Не ограничивайте полет своей фантазии

В нашем электронном каталоге представлены работы лучших мастеров Холуя. Вы можете заказать любое изображение, вплоть до нанесения на шкатулку фотографии близкого вам человека, и мастера выполнят работу согласно вашим пожеланиям.

Во времена нашествия на Русь татаро-монгольских завоевателей в ХШ веке, захват и разорение ими града Владимира, окрестных сел и деревень, заставили людей искать спасения и убежища в глуши лесной и болотной, куда не могла пройти монгольская конница, на северо-востоке от Владимира. В эти глухие, в то время, места и бежали люди, ища спасения. Народ мастеровой, трудолюбивый и стойкий. Они селились по берегам реки Клязьмы и ее многочисленных притоков: Нерли, Уводи, Шижигды, Тезы и Луха, создавая поселения и обживая эти новые места. Широко известно, что владимирцы мастера на все руки: отменные плотники, кузнецы, каменщики, литейных дел мастера, иконописцы и землепашцы. Рубили лес, строили избы, пахали землю, разводили скот, научились рыбу ловить, бортничать и лесного зверя добывать,все могли делать их руки.Вместе с житейскими делами и заботами жил в народе православный дух,стали храмы возводить, колокола лить и писать святые иконы.Крепка и славна Русь своей духовностью. Вот так постепенно и обживали,родной ставшую,землю наши далекие предки. Красота сих мест великолепна в любое время года. Она и сегодня пленит многих. Река - красавица небольшая, глубокая, извилистая Теза, с ее весенними разливами широкими, что оком не окинешь, с дубравами и сосновыми борами, могучими вязами и ивами по берегам, заливные луга с морем цветов в летнюю пору, с осенним золотым листопадом и множеством стогов сена, и белейшими огромными сугробами зимою. Она, повидимому, не была незамеченной и стала источником вдохновения на труд и творчество. Неслучайно обосновались наши предки здесь, на этом месте ставшим любимым, может быть далеко не лучшем на земле, но именно здесь, не случайно. Название же произошло от реки. В ней для лова рыбы люди ставили плетни из прутьев называемые ""холуи"", ""холуйники"" - так объясняет русский толковый словарь В.И.Даля значение этих слов, а промысел рыбы в Холуе всегда был. Ее ловили много, и сами ели и продавали. Люди сохраняли свой быт, национальные обычаи, высокую нравственность, веру и вообще Русскую культуру, здесь подлинно Русский дух. О значении этого пожалуй и не думали, но оно воистину велико.

Первые же документальные сведения о Холуе,уже известном русском селении, относится к ХУ1 веку. Это грамота Великого Князя Московского Ивана Васильевича от 1546 года Троице-Сергиеву монастырю ""Об освобождении от пошлин стародубских соляных варниц"", из которой следует, что Холуй в то время являлся вотчиной этого монастыря, куда и поставляли холуяне добываемую здесь соль - продукт нужный и дорогой. В документах датированных 1613 годом Слобода Холуй упоминается уже как иконописное место и пожалована была князю Дмитрию Пожарскому за освобождение Москвы от польских интервентов. С этих, дошедших до нас, документальных источников, о Холуе в последующие времена упоминается довольно часто. Ученые люди иконописное искусство Палеха, Мстеры и Холуя называют древне-русской живописью. Они же утверждают, что раньше всех из них иконописание возникло в Холуе. Возможно первыми иконописцами были монахи Холуйского Троицкого монастыря, который принадлежал Троице-Сергиевой лавре. Монахи лавры и могли обучить холуян. Это предположение. А указание архимандрита лавры Афанасия ""Набрать в Холуе десять детей от 12 до 15 лет, острых к понятию и иконописному художеству надежных, и, дав им в лавре покой, пищу и одежду, обучать живописи иеромонаху Павлу"" уже документально подтверждает приоритет Холуя в иконописном деле. В Холуй для обучения иконописи направлялись ученики из Шуи и Мстеры, сведения 1672 года свидетельствуют об этом. Холуй становиться в конце ХУП века носителем традиций Троице-Сергиева стиля иконописи. С начала ХУШ века искусство иконописи в Холуе развивается довольно быстро. Потребность в иконах росла с каждым годом. Холуйские иконы поставлялись в северные губернии России, Вологодскую, Архангельскую, Олонецкую, Санкт-Петербургскую и в саму столицу. Большим потребителем икон была Сибирь, туда отправлялись иконы возами и целыми обозами. Холуй получает заказы на иконы из-за границы: Болгарии, Македонии и Сербии. Такой спрос естественно способствовал развитию. В советское время, писать иконы было запрещено. И художникам приходилось в новых условиях искать выход своему творчеству. Пройдя множество этапов становления, они пришли к росписи лаковой миниатюры на папье-маше. В 1934 году художники объединились в артель, которая стала в последствии градообразующим предприятием, воспитавшем много талантливых художников. В многоликом и разнообразном русском декоративно-прикладном и народном искусстве лаковой миниатюрной живописи отдается предпочтение, за уникальность, красоту, талант художников и их ""золотые руки"". Лаковая миниатюра рукотворна, очень трудоемка и сложна, как в исполнении, так и в понимании, она родная сестра станковой живописи. Однако это прикладное искусство, так как неразрывно живопись слита с объемным предметом, шкатулкой, либо другим видом изделия и имеет утилитарное назначение. Лаковая миниатюрная живопись искусство камерное, очень трудно смотреть ее в выставочных залах, где невозможно внимательно рассмотреть детали, только тщательное рассматривание позволяет понять и по достоинству оценить ее. Холуйская миниатюрная живопись именно такова, но имеет свои характерные отличительные черты. Она реалистична и одновременно декоративна, отчего и понятна, в Холуе, как нигде, изображению человека уделяется главное внимание. Он гиперболично монументален, будь это образ сурового ""Вещего Олега"" либо грациозной ""Снегурочки"", отчаянного ""Степана Разина"" или могучего ""Святогора-богатыря"". Эта черта специфически русская и четко прослеживается во сем национальном искусстве. Красота Холуйской миниатюрной живописи тоже своеобразна, неброская, но убедительно добрая, привлекательная, начиная с формы и пропорции самого изделия и кончая орнаментальным узором. Характерные особенности Холуйского письма и сегодня продолжают возникать в непрерывном творческом процессе художников, и становится традиционным. В семидесятых и восьмидесятых годах Холуйская миниатюрная живопись развивалась интенсивно. Создавались новые произведения, пополняя фонды местного музея и ассортиментного кабинета, Ивановского и Плесского художественных музеев в Ивановской области, Московского музея декоративно-прикладного и народного искусства, Музея народного искусства, где самая большая коллекция Холуйской лаковой миниатюры, отдела Исторического музея на Куликовом поле.

Увеличивался и выпуск изделий для рынка, рос коллектив художников. Ежегодно выпускники местной художественной школы вливались в коллектив и, работая вместе с опытными талантливыми мастерами, набирались творческого опыта, профессионального мастерства и становились настоящими специалистами. Эти годы характерны расширением ассортимента выпускаемых изделий, количество образцов, с которых художники выполняют небольшими тиражами изделия для рынка, насчитывает более семисот штук. В ассортименте появляются новые виды изделий по формам и назначению, традиционно черные по цвету изделия дополняются красными, зелеными и вишневыми. В 1961 года изделия с Холуйской миниатюрной живописью выходят на международный рынок. Первый заказ был из Лондона, затем из США, Германии, Франции, Бельгии и Италии. Выход на международный рынок и тридцатилетний период поставки изделий на экспорт способствовал развитию искусства, укреплял экономику и поднимал международный престиж Русской лаковой миниатюры, в том числе и холуйской. В апреле 1992 года государственное предприятие Художественная фабрика лаковой миниатюры перешло в собственность работников путем приватизации и стало называться ТОО ""Диплома 1 степени Холуйские художественно-производственные мастерские"", а в апреле 2000 года реорганизовалось в Производственный кооператив «Холуйские художественные мастерские». Это преобразование коренным образом изменило жизнь коллектива. Особенно это было заметно в творчестве. Так как художники могли более свободно выбирать форму шкатулки, сюжет и способ его изображения. Но это заставило художников еще более серьезно относиться к своим произведениям, так как их труд оценивал непосредственно покупатель. За время самостоятельной работы предприятие, в лице художников, достигло больших успехов. Постоянно создаются все новые и новые работы, которые проходят серьезную оценку на "" художественном совете "" предприятия. И если работа удовлетворяет все требования по композиции, рисунку, традициям и написанию, то работа отбирается либо для музея, либо для выставки, а так же на образец для изготовления небольшой партии, или в салоны на продажу. Работы художников Холуя ежегодно участвуют в выставках-продажах как в России, так и за границей. Уникальные произведения занимают определенные места, гран-при и т.д. Среди художников Холуя есть народные, заслуженные, а так же молодые, но очень талантливые. В 2004 году Производственный кооператив «Холуйские художественные мастерские» отметили свое 70-летие. Мастерские также как и с самого зарождения, в качестве артели, являются градообразующим предприятием. На предприятии трудится 150 человек из них 115 художники.

Холуйская миниатюра, рожденная в Ивановской области, является разновидностью традиционной русской лаковой миниатюры. Будучи самой молодой среди аналогичных промыслов Палеха, Мстеры и Федоскина, она занимает достойное место в их ряду и высоко ценится как в стране, так и за рубежом.

Иконописцы села Холуй

Первое документальное упоминание села датируется XVI веком. Грамота свидетельствует о принадлежности данных земель Троице-Сергиеву монастырю, куда холуяне поставляли добываемую здесь соль. Это было в 1546 году. Но уже через полвека, в 1613 году, село было пожаловано Дмитрию Пожарскому за защиту Москвы от поляков, и характеризовалось оно, как «иконописное место».

Лаковая миниатюра всех четырех поселений рождалась на базе иконописи. По утверждению специалистов Холуй занимал приоритетное место в этом виде живописи. Возможно, первыми иконописцами были монахи местного монастыря, принадлежащего Троице-Сергиевой лавре, они могли обучить этому искусству и местных жителей. Позднее здесь было налажено обучение детей «острых к понятию и иконописному художеству», а также учеников из соседних сел Шуи и Мстеры.

Холуй в конце XVII века становится носителем традиции иконописи Троице-Сергиевой лавры, а в связи с ростом потребностей в иконах, развивается очень быстро. Местные иконописцы получали заказы из северных районов России, Сибири, Болгарии и Сербии.

Переход к лаковому производству

После революции и запрещения иконописного ремесла холуяне остались без работы. В отличие от своих соседей, совмещавших художественный промысел с крестьянским трудом, они зарабатывали себе на жизнь только написанием икон. Многие в поисках заработка покинули село, а оставшиеся искали применение своим силам.

Созданная артель занималась росписью «ковриков», так называли копии известных картин. Но мастера стремились к реализации своих творческих идей, и в 1934 году они решили попробовать роспись лаковой миниатюры.

Мало, кто верил, что Холуй сможет предложить что-то свое, отличное от уже известных к тому времени палехского и мстерского стилей. Но художников поддержал профессор Бакушинский, сформулировавший цель, к которой следует идти. Так родилась холуйская лаковая миниатюра.

Особенности лаковой живописи Холуя

Бакушинский предложил выбрать для холуйских работ более реалистичный стиль, чем у соседей, но в то же время более декоративный. Основы были заложены тремя старейшими мастерами промысла С. А. Мокиным, К. В. Костериным и В. Д. Пузановым. Эти три художника, имея одну и ту же школу письма, отличались индивидуальной художественной манерой. Но первые шаги делались с большим трудом, и признание к мастерам пришло не сразу.

Последователи холуйских мастеров стремятся к конкретизации изображаемого объекта, приближая рисунок к реальным пропорциям и очертаниям. Основы цветовой гаммы холуйской миниатюры составляют два ключа: теплого, песочно-оранжевого тона и холодного, сине-зеленого. Дополнительные оттенки применяются лишь для контрастного оживления рисунка. Золото и серебро применяется ограниченно, только при изображении металлических предметов или в орнаменте. Сам же орнамент строг и сдержан. Холуйская миниатюрная живопись привлекает своеобразием и неброской, но доброй красотой. Чтобы оценить ее по достоинству, нужно иметь возможность рассмотреть все детали рисунка, начиная с самого сюжета и кончая орнаментальным узором.

Развитие миниатюры в Холуе

Артель впоследствии стала градообразующим предприятием и воспитала много талантов. Первая выставка, которая оценила холуйские миниатюры бронзовыми медалями, состоялась в 1937 году в Париже. В последующие годы художники участвовали во всех международных выставках.

Со временем расширилась тематика рисунка. Чаще стали появляться фрагменты русских сказок, пейзаж уже мог быть самостоятельным рисунком, а не фоном основной композиции. Фигуры в движении стали передаваться убедительнее, уделялось большое внимание выражению лиц героев. Впервые стали появляться архитектурные объекты, что только украсило рисунок и расширило тематику.

Выход на международный рынок

В 1961 году поступили первые международные заказы на холуйскую миниатюру. Англия, США, Германия и другие европейские страны хотели видеть у себя произведения мастеров из Холуя. Увеличивался выпуск продукции, рос коллектив художников.

Сегодня в селе работает «Холуйская художественная фабрика лаковой миниатюры», которая поддерживает многолетние традиции живописи на папье-маше, не забывая богатейший опыт местных иконописцев.

Технология изготовления папье-маше

За годы существования промысла технология не претерпела существенных изменений. Большинство этапов работы выполняется вручную, когда мастер передает свое тепло, свою энергетику изделию. Поэтому вещи, изготовленные в селе Холуй, с годами становятся только ценнее и привлекательнее.

Первый, черновой этап работы - создание навива. Это трубка из нескольких слоев прессованного картона, пропитанная льняным маслом и высушенная в печи. Навивы могут быть разных форм и размеров в зависимости от задуманных изделий.

Из затвердевшего навива мастер делает заготовку изделия, грунтует его, шлифует и красит красным и черным лаком. Такой полуфабрикат переходит в руки художника.

Роспись изделия

Рецепт изготовления красок каждая фабрика держит в секрете, так как он пришел к ним от предков-иконописцев. Принцип одинаков: минеральный порошок смешивается с яичным желтком, водой и уксусом, но далее следуют добавки, о которых мало кто знает. Правильности приготовления красок уделяется большое внимание, так как это очень важная составляющая в успешном создании миниатюры. Работают художники Холуя только беличьими кистями.

В сусальное золото для прорисовки орнамента добавляется вишневая смола, это одна из особенностей процесса производства изделия на холуйской фабрике лаковой миниатюры. Затем нанесенное золото полируют волчьим зубом.

Готовую работу покрывают несколькими слоями лака и полируют его до тех пор, пока не пропадут мельчайшие царапины. Этот заключительный процесс придает изделию глубину и яркость.

Музей в Холуе

Каждый из четырех центров лаковой миниатюры в России имеет свой музей, в котором хранятся работы старейших мастеров, начинавших трудное дело освоения промысла, и современных художников. Именно здесь можно понять динамику развития миниатюры в крае, сохранения традиции, передачи опыта старших поколений.

Холуйский музей лаковой миниатюры был создан местными жителями на общественных началах и открыт в 1959 году. Население села много лет собирало готовые изделия у себя в домах, а потом не жалея отдавало ценные вещи в сельский музей. Сюда несли миниатюры, эскизы рисунков, иконы, книги, альбомы, а также такие бытовые вещи, как старые денежные знаки, портреты и глобусы.

К изучению и описи дарений были привлечены известные ученые, которые оказали неоценимую помощь в создании коллекций. Самая значительная из них - иконы холуйского письма. Это основа музея, участвующая в выездных выставках, учебных занятиях, семинарах. Богата коллекция вышивки, в собрание входят работы рукодельниц от XIX века до наших дней. Холуйские вышивальщицы изготовили занавес для Кремля, что говорит об их высоком профессионализме.

Лаковую миниатюру, хранящуюся в музее, нельзя отнести к разряду рядовых произведений. Это высококачественные работы холуйских художников, каждое из которых уникально. Фонд музея невелик, не более пяти тысяч предметов, но туристы с удовольствием посещают его, чтобы восхититься работой русских мастеров.

С 2005 года по просьбе гостей при музее работает художественный салон, который позволяет увезти в память об этих местах не только фото холуйской миниатюры, но и само уникальное, художественное произведение.

В одной из предыдущих статей мы рассказывали о знаменитом народном промысле, зародившемся и живущем до сих пор в селе Палех Ивановской области — палехской лаковой миниатюре. Но не все знают, что в 39 километрах от села есть еще одно, под названием Холуй, где вот уже несколько десятилетий создаются всевозможные сувениры и изделия, известные как холуйская миниатюра. Несмотря на то, что обе техники похожи в исполнении, каждая из них обладает своей уникальностью.

Сегодня мы расскажем Вам об особенностях холуйского промысла, его истории, и, конечно же, покажем несколько замечательных образцов!

Истоки

Как и палехская техника, холуйская роспись берет свое начало в иконописи. Упоминания в летописях о талантливых мастерах-иконописцах в селе встречаются уже в начале XVII века. Местная иконописная манера имела ряд специфических и неповторимых особенностей, которые и выделяли иконы холуйских мастеров. Некоторые исследователи сходятся во мнении, что все дело в живописной местности, окружающей поселок, которая сильно поспособствовала пробуждению творческих способностей у жителей.

Изначально, как и везде, иконы писали исключительно монахи. Со временем они начинаю обучать и простых селян своему искусству, и за достаточно короткий срок Холуй превращается в один из лидирующих иконописных центров. Открывается художественное училище, начинают работу иконописные мастерские. Холуйские иконы не только отправляются в крупнейшие храмы и соборы страны, но даже участвуют во всемирных выставках. Но революция 1917 года обрушилась не только на палехских художников, но и их соседей: религия попала под запрет, и иконы перестали быть нужными.



Талантливые мастера остались без дела жизни. Поначалу им приходилось заниматься написанием так называемых «ковриков» - то есть, репродукций разных известных полотен для продажи. Легко представить себе, какие муки испытывает творческий человек, со своими идеями и вдохновением, вынужденный прибегать к такой работе. В результате несколько мастеров объединились и даже образовали артель, чтобы вместе заниматься поисками своего уникального пути. Так зародилась холуйская живопись.

Развитие

Рост популярности промысла наступает в 60-е годы, когда была образована Холуйская фабрика художественной лаковой миниатюры. Уже в 1961 году изделия начинают выходить на международный рынок: сначала был получен заказ из Лондона, затем из США, Германии, Бельгии, Франции и Италии. Такой успех способствовал стремительному развитию искусства, а также повышал престиж традиционных русских художественных промыслов в целом.

Мастера предприятия начинают изготавливать не только миниатюры, но и красочные лаковые панно, а тиражи выпускаемой продукции достигают более 700 штук. Сегодня фабрика по-прежнему действует в полную силу, и за более чем 80 лет техника исполнения не претерпела никаких изменений - традиции охраняются очень бережно.



Особенности промысла

Классические сюжеты представляют собой фантазии на тему русского фольклора (сказочные и былинные мотивы), истории страны, литературных произведений. Для техники характерно гармоничное сочетание реальности форм и повышенной цветовой декоративности, которое и делает изделия красочными и привлекательными. Как и палехские шедевры, холуйская миниатюра исполняется темперными красками (пришедшими из иконописной традиции). Нередко рисунок украшается сусальным золотом.