Быт современных старообрядцев. Народные традиции в старообрядческом быту

УКЛАД ЖИЗНИ СТАРООБРЯДЦЕВ

Староверы знают секреты долгожительства!

118 лет, а выглядит на 60. Староверы знают секреты долгожительства!
Эти староверы сильно меня потрясли. Они нам утёрли нос своей силой, уравновешенностью характеров и незлобивостью, своим здоровьем и трудолюбием.

В прошлом году судьба занесла меня на Байкал со стороны Бурятии. Я гидрограф, и мы работали на речке Баргузин. Почти нетронутая природа, чистейший воздух, хорошие простые люди - все приводило в восторг. Но больше всего меня поразили там поселения «семейских». Мы сначала понять не могли, что это такое. Потом нам объяснили, что это староверы.

Семейские живут отдельными поселками, у них очень строгие обычаи. Женщины и по сей день ходят в сарафанах до пят, а мужчины носят косоворотки. Это очень спокойные и доброжелательные люди, но ведут они себя так, что лишний раз к ним не сунешься. Просто болтать они не будут, ни разу мы такого не видели. Это очень работящие люди, никогда без дела не сидят. Сначала это как-то напрягало, потом мы привыкли. А позже мы обратили внимание на то, что все они здоровые и красивые, даже старики. Наши работы проходили как раз по территории их поселка, и чтобы как можно меньше беспокоить жителей, нам дали в помощь одного деда, Василия Степановича. Он помогал нам делать замеры - очень удобно и нам, и жителям. За полтора месяца работы мы с ним подружились, и дед много интересного нам порассказал, да и показал тоже.

Конечно, о здоровье тоже разговорились. Степаныч не раз повторял, что все болезни от головы. Однажды я к нему прицепился с требованием объяснить, что он под этим понимает. А тот ответил вот что: «Давай возьмём вас, пятерых мужиков. Да я по одному запаху ваших носков скажу, что вы думаете!» Нам стало интересно, и тут Степаныч нас просто огорошил. Он сказал, что если у человека сильно пахнут ноги, то самым сильным его чувством является желание все дела отложить потом, сделать их завтра или еще позже. А ещё сказал, что мужики, особенно современные, ленивее баб, и потому у них ноги пахнут сильнее. И добавил, что не надо ему ничего объяснять, а лучше честно самому себе ответить, так это или нет. Вот так, оказывается, влияют мысли на человека, и на ноги тоже! Ещё дед сказал, что если у стариков начинают пахнуть ноги, то, значит, мусора в организме скопилось много и следует поголодать либо строго попоститься с полгода.

Стали мы пытать Степаныча, а сколько же ему лет. Он всё отнекивался, а потом и говорит: «Вот сколько дадите - столько и будет». Мы стали думать и решили, что ему лет 58-60. Много позже мы узнали, что ему 118 лет и что именно по этой причине он был отряжен помогать нам!

Выяснилось, что все староверы - люди здоровые, к врачам не ходят и лечат себя сами. Они знают особый массаж живота, и каждый сам себе его делает. А если пошло недомогание, то человек разбирается вместе со своими близкими, какая мысль или какое чувство, дело могли вызвать хворь. То есть он пытается понять, что не так в его жизни. Затем начинает голодать...., а уж только потом пьет травы, настои, лечится природными веществами.

Староверы понимают, что все причины болезней у человека в голове. По этой причине они отказываются слушать радио, смотреть телевизор, считая, что такие устройства засоряют голову и делают человека рабом: из-за этих приборов человек перестает думать сам. Они считают самой большой ценностью собственную жизнь.

Весь уклад жизни семейских заставил меня пересмотреть многие свои взгляды на жизнь. Они ни у кого ничего не просят, а живут хорошо, с достатком. У каждого человека лицо светится, выражая достоинство, но не гордыню. Никого эти люди не обижают, не оскорбляют, матом никто не ругается, ни над кем не подшучивает, не злорадствует. Работают все - от мала до велика.

Особое почтение к старикам, молодые не перечат старшим. Особо у них в почете чистота, причем чистота во всем, начиная с одежды, дома, кончая мыслями и чувствами. Если бы вы видели эти необыкновенно чистые дома с хрустящими занавесками на окнах и подзорами на кроватях! Всё моется и скоблится дочиста. Животные у них все ухоженные. Одежда красивая, вышитая разными узорами, которые являются для людей защитой. Об изменах мужа или жены просто не говорят, поскольку там этого нет и быть не может. Людьми движет нравственный закон, который нигде не писан, но каждый его чтит и соблюдает. А за соблюдение этого закона они получили в награду здоровье и долголетие, и какое!

Когда я вернулся в город, очень часто вспоминал Степаныча. Мне было трудно увязать воедино то, что он говорил, и современную жизнь с её компьютерами, самолётами, телефонами, спутниками. С одной стороны, технический прогресс - это хорошо, но с другой... Мы действительно потеряли себя, плохо себя понимаем, переложили ответственность за свою жизнь на родителей, врачей, правительство. Может, поэтому и не стало по-настоящему сильных и здоровых людей. А вдруг мы действительно вымираем не понимая? Мы-то навоображали, будто стали умнее всех, потому что техника у нас необыкновенно разнообразна. А получается, что из-за техники мы себя теряем.


За последнее время большое число наших соотечественников стало все больше интересоваться вопросами ЗОЖ, а также выживания в непривычных, приближенных к экстремальным, условиях. Объединяет их все одно – желание научиться жить гармонично с природой, при этом духовно совершенствоваться. Именно по этой причине многие обращаются за помощью к опыту предков, который не теряет своей актуальности на протяжении многих тысяч лет.

Мы говорим о староверах. Кто это? Люди, которые не только заселили тысячи лет назад современные земли РФ, но и принесли язык, веру. Опыт староверов без зазрения совести можно назвать уникальным. Эти люди смогли сохранить свою культуру и веру, несмотря на самые сложные испытания природных условий, политических наплывов.

К сожалению, о староверах не много известно фактов. Кто-то заявляет, что это простые люди, не имеющие даже примитивное образование, а главная их цель – придерживаться старых способов ведения хозяйства. Другие же уверяют, что это язычники, которые до сих пор поклоняются богам Древнего мира. Предлагаем узнать, кто же такие староверы, и какие обряды они используют.

Особенности староверов

Староверы имеют массу обрядов. Осветить их все в одной статье не является возможным. Отметим только самые основные аспекты.

Староверы признают одну единственную веру – своих предков. Сохранить эту веру они пытаются сохранить на протяжении многих тысяч лет, прикладывая массу сил. Осеняет себя старовер крестным знамением в 2 перста. Во время богослужения староверы на груди в виде креста складывают руки, делая земные поклоны. Все действия во время обряда должны быть выполнены всеми участниками синхронно.

Главная особенность веры староверов – восьмиконечный крест. На службу принято надевать наряд, выполненный в старорусском стиле. Нательный крест старовера не имеет распятия.

Замечено, что истинный старовер отрешен от окружающего его мира, а все мирское – нечисть, по его мнению.

Обряды староверов имеют массу особенностей. Рассмотрим некоторые из них.

Традиция жизни и быта староверов регламентирована в соответствии с книгами. Некоторые из традиций передаются старшим поколением к младшим. В семьях мужчины имеют неоспоримую власть. Женщины покоряются и подчиняются мужчинам. Жена только рожает и ведет хозяйство, воспитывает ребенка, муж – добытчик.

Главный грех старовера – брить бороду, сквернословить, курить!

Наряд старовера в возрасте – кафтан, в то время, как парни и мальчики носят косоворотки. Женщины и девушки носят сарафаны, при этом исключено использование косметики, голова должна быть покрыта платком. Чтобы украсить волосы используют плетение из разных ленточек.

Как правило, семья у старовера большая. Воспитание детей заключается в почитании веры и родителей, с малых лет ребят приучают к труду. Пост и молитвы ребенок соблюдают с 7 лет. Дети осваивают письмо и чтение, учат старославянский язык, который позволяет им читать старинные книги.

В жизни старовера есть несколько особых систем оберегов, которые обезопасить способны их на Страшном суде, поддерживают здоровье. Основные материальные обереги – посуда, четки, книги, крест, лестовка. А вот словесные обереги – имя и молитва. Пост распознается староверами, как подчинение тела его душе.

Главная особенность староверов – не менять устой своего бытия, только в современном мире оградиться от окружающих, к сожалению, есть возможность не всегда.

Обряд крещения староверов

Данный обряд предусматривает троекратное погружение человека в воду, каждое из них должно быть полным. Во время крещения младенцу надевают пояс и крест. Последний представляет собой не только символ веры, но и оберег от нечисти. Именно по этой причине его нужно надеть всем детям, даже если они не прошли еще процесс крещения.

Одеть крест должны родители или же бабка, принявшая роды. Обряд начинается с момента накидывания креста. Тот, кто накинул его, несет аналогичную ответственность, как и крестные родители.

На протяжении последующих 8-ми дней, человек прошедший обряд крещения, не должен мыться, переодеваться. Главная особенность обряда- наречения имени. Его выбирают в соответствии со святцами. Девочек за неделю после или же до рождения, а мальчиков в соответствии с днем обряда крещения. Что касается выбора покровителя для ребенка, то им становился тот святой, чье имя было выбрано.

Обряд погребения староверов

Если же случалась смерть человека, то его, не медля, ни минуты мыли. Эта процедура характеризовала процесс очищения от грехов. Обмыть нужно было достаточно быстро.

В это время читалась молитва, которая способствовала оберегу покойного от нечисти. Хоронили человека в специальном гробу – колоде, вычесанном из большой колоды. Некоторые гробы были изготовлены еще при жизни человека.

Заговоры староверов на успешное и богатое существование

Выполнять обряд стоит при учете фазы растущей луны, ровно в 12 часов ночи. На стол нужно положить Библию и молитвенник. Обязательно зажгите свечу (коричневого цвета, купить которую нужно в церкви). Скажите слова заговора:

«Я твой раб Господний, имя. У меня есть три листа к Иисусу Христу. Один из них написан рукой Марка, второй – Никитой-мученником, а еще один — Марией Богородицей. В этих трех листах надписи, который горят пламенем, мне, имя, дарят роскошь и богатство. Аминь».

После того, как вы прочитаете эти ритуальные слова, нужно открыть Библию. Страница должна быть выбрана наугад. Прочитайте первых восемь строк. После возьмите молитвослов и прочитайте молитву. После задуйте свечу, и положите ее к иконам. Со стола уберите книги.

Приведем еще один эффективный обряд для привлечения денег. Нужно выполнять его с утра на заре. Для начала нужно на листе написать сумму денег, которая нужна будет для достижения имеющихся целей у заговаривающего. Сумма должна быть подкреплена надписью, для чего она требуется. Затем нужно помять бумагу и сжечь ее. Пепел закапайте во дворе под деревом, которое вам приглянулось больше всего. При этом стоит говорить такие слова:

«Дева Мария, прошу помилования меня, раба с многими грехами твоего, имя. Прошу помощи для исполнения моих целей, воплощения моей задумки, о чем мы с тобой вдвоем только знаем. Наше слово – настоящий крепкий узел, развязать его не сможет никто. Аминь».

За последние годы очень возросла и укрепилась у народов мода на здоровый образ жизни. Все больше людей в мире, в России, в том числе, стараются жить правильно. А кому-то приходится и выживать в непривычных для них условиях, буквально экстремальных. Объединяет всех людей одно — стремление жить хорошо в любых сложившихся условиях, старание соединиться с природой, стать духовно более развитым человеком. Многие народы обращаются к помощи своих предков. До наших дней некоторые обряды и ритуалы дошли практически без изменений. Опыт предыдущих поколений остается актуальным и по сей день.

Мы поговорим о староверах. Кто эти люди, чем они были особенны, что можно почерпнуть у них? Читайте статью дальше. Староверы не только жили на русской земле в Древние Времена, они принесли многое нашей культуре, традициям, несли свою веру, имели свои принципы и идеалы.

Опыт, который пришел к нашему поколению от староверов, можно назвать действительно уникальным и очень важным, нужным. Несмотря на все сложности, трудности староверы смогли выжить. Они старались вести нормальный образ жизни, ни в чем не нуждаться (насколько это было возможно). Их испытывали на прочность, как природные условия, катаклизмы, так и войны, политические неурядицы. Проблемы существовали во все времена. Но от самого человека, как он к ним относится, все воспринимает, тоже многое зависит.

Очень жаль, что о староверах сохранилось не так много фактов и информации. Многое со временем потерялось. Некоторые ученые (да и обычные люди) полагают, что староверы — это слабые люди, которые ни к чему не стремились, а только пытались приспособиться к обстоятельствам, выжить в данных им условиях. Другие же считают, что староверы многое внесли в историю русской культуры. Они поклонялись древним богам, все делали верно, несли позитивное в массы, настраивали народ на хороший лад. Так кто же такие староверы, какими обрядами и ритуалами они пользовались? Что дошло до наших дней, и как это можно применять людям сейчас?

Какими особенностями (отличительными чертами) обладали староверы

Староверы имели много отличительных черт. Они проводили массу разных старинных обрядов. Осветить все невозможно в одной статье, остановимся на основных понятиях.

У староверов была одна, правильная и истинная вера — вера их предков. Они передавали ее из поколения в поколение, не нарушали правил, четко им следовали. Общими усилиями они сохранили и пронесли эту позицию сквозь тысячи лет, сохранили. Когда стоят службу, староверы складывают руки на груди, а не крестятся. Они также кланяются своим божествам несколько раз. Все должно выполняться одновременно (синхронно). Каждый человек призван следить за тем, как он себя ведет во время церковной службы.

Одной из главных особенностей староверов считался восьмиконечный крест. Наряды, в которых староверы стояли службу, были соответствующими. Это обязательно должен быть старорусский стиль. На кресте не должно быть распятия. Истинный, настоящий старовер не воспринимает окружающий мир как нечто главное, единственно существующее. Он чувствует себя несколько отрешенно, больше живет своим внутренним миром, нежели социумом. Все мирское для старовера — не важное не главное, нечисть, не иначе.

Обряды староверов обладают некоторыми особенностями. Давайте рассмотрим их более детально. Вели свой быт и жили староверы согласно древним книгам. Они очень верили в священные писания, постоянно читали их, изучали информацию, общались со своими предками, многое от них переняли. Некоторые традиции передавались только от одного поколения к другому, от старших к младшим.

В семьях царил патриархат. Единственное, что было возможно. Мужчина считался главным в семье, к его мнению прислушивались, главу уважали, ценили и понимали. Как мужчина скажет, так и будет. Женщина следовала за мужем. Жены должны были подчиняться своим мужьям, не имели права перечить им. Мужчина считался добытчиком и главным, а женской участью был быт, рождение и воспитание детей, сохранение семейного очага, ведение домашнего хозяйства. В общем, все то, чем нормальная женщина должна заниматься. Не воевать, а создавать. Сейчас многие мужчины также придерживаются данной позиции. В своих семьях они выполняют главенствующую роль.

Чем еще отличались староверы

Староверы не имели права бриться, поэтому они все ходили с бородами. Не курили, не ругались. Никакого сквернословия от старовера услышать нельзя! Мальчики носили косоворотки, а уже зрелые мужчины — кафтаны. Женщины у староверов должны быть одеты в сарафан, платок на голове обязателен. И никакой косметики! В волосы заплетали ленточки разных цветов, это и было украшение. Никаких резинок, бантов и прочих атрибутов.

Семьи у староверов были большими, детей было много. Их с ранних лет приучали к физическому труду, обязывали слушаться и почитать родителей. Все дети уважали старших, не имели права ослушания. Достигнув семилетнего возраста, ребенок уже ходил в церковь, держал пост, стоял службы. Это считалось обязательным. В каждой семье так принято. Дети изучали письмо, учились читать, старославянский язык было учить обязательно.

Многие (да почти все) староверы использовали в повседневной жизни обереги и талисманы. К ним относились: крест, посуда (определенная), четки, лестовка, книги. Молитва и имя тоже считались оберегами, только словесными. Пост держали все. Считалось, что именно он помогает соединиться телу и душе. Обязательно староверы ограждали себя от ненужных людей, посторонних, порой злых. В современной жизни, конечно, это сделать очень трудно, даже невозможно. Ведь каждый день, по разным причинам, приходится знакомиться и общаться с совершенно различными людьми. Уединиться сложно, отойти от общества — вообще невозможно.

Как староверы проходили обряд крещения

Крещение — великий святой обряд. Он подразумевает погружение человека в воду, причем третий раз должен быть полным (полностью погрузить тело в воду). К обряду крещения готовились тщательно, заранее. На младенце бы пояс и крест. Другой одежды быть не должно. Крест оберегал от сглаза, порчи, защищал от злых людей, нечистой силы. Снимать его в течение жизни было нельзя.

Надевать на ребенка крест имели право родители, или бабка, которая принимала роды. Обряд крещения начинался уже тогда, когда на младенце надет крест. Тот, кто это сделал, считался крестным отцом или матерью данного чада.

Все восемь дней после обряда крещения ребенка (человека) мыться было нельзя. Нужно, чтобы тело «приняло этот обряд», ничего не смывать с себя. Имя выбирали тщательно, опираясь на святки. Просто так никого не называли. Обязательно смотрели, праздник какого Святого ближе ко дню рождения младенца. Девочек называли за неделю до или после рождения, опираясь на святцы. А мальчиков уже после крещения (по тому же принципу).

Погребение староверов

Этот обряд тоже очень важен. Ведь человек отходит в мир иной. Сразу после смерти тело должны быть обмыто, нельзя медлить ни минуты. Сделать это нужно было быстро, очистить тело от грехов земных. Гробы изготавливали специальные. В «последний путь» обязательно провожали православной молитвой.

Как и у мирских, у старообрядцев самым значимым праздником было Рождество. В традиции федосевцев сохранились отголоски исполнения старинной песни «Виноградья». В северной традиции «Виноградьем» обычно называли поздравительные песни, с которыми совершали обход домов на Рождество. Песня включалась и в святочную, и в свадебную обрядность.

По воспоминаниям В. К. Шихалевой, исполнительницы духовных стихов и песнопений, на Вятке распевали в Рождество особый стих с припевом «Виноградие, красно-зелено мое», который также пели и на свадьбах. Когда же ходили славить, то пели обычно знаменные тропарь «Рождество твое Христе Боже наш», кондак «Девая днесь пресущественного раждает» и ирмосы празднику «Христос раждается» и «Спасе люди чюдодея». На Среднем Урале эти устные песнопения бытуют повсеместно. Наряду с духовными песнопениями в вятской рукописной традиции обнаружены тексты вертепной драмы. Как известно, вертеп пришел на Русь с Украины и Белоруссии, но в XIX в. он уже стал достоянием культуры российской провинции. В одном из рукописных сборников, бытующем на Вятке были обнаружены тексты, приуроченные к исполнению драмы о царе Ироде. Где они созданы, пока не ясно. По первому впечатлению, диалектному произношению, точно передающему фонетическую транскрипцию говора, и художественному оформлению (так называемый «примитив»), можно увидеть крестьянское происхождение. Судя по многочисленным записям владельцев (членов одной семьи Поповых), сборник был написан в XVIII в. Необычность рукописи в том, что она содержит целый цикл, «вертепных» стихов. В традиционных сборниках духовных стихов они не встречаются. Из 25 стихов 12 раскрывают содержание известной рождественской записи о царе Ироде. Помимо них в сборник вошли стихи постного цикла (стих об Адаме «Расплакался Адам пред раем стоя», стих о Якове и Пилате), отражающие символику покаянных настроений постных и страстной недель Великого Поста. Завершают сборник стихи, посвященные Николе и Успению Богородицы. Подбор стихов, художественное оформление раскрывают символику содержания сборника. В примитивных орнаментальных заставках повторяются изображения виноградной грозди - «виноградия», символа плодородия, и креста - символа страдания и спасения. Первый связывает сюжеты с народным восприятием святок, Рождества, с которого и начинали петь «Виноградья» и коляды на Севере (в Архангельской, Вологодской. Псковской областях, на Северном Урале и на Вятке). Второй символ - крест связан с покаянными и постными мотивами. «Виноградья» открывают стих, крест открывает и закрывает: так на л. 32 об. концовка изображает крест на горе Голгофе. Таким образом выражена идея святочного цикла: от Рождества-рождения до спасения на кресте через крещение-покаяние. В этом контексте становятся понятными сюжеты об Адаме и Пилате-мучителе. Адам был низвергнут в ад, совершив грехопадение. Чтобы искупить его вину, Христос совершил снисхождение во ад, чтобы затем пройти путь мучений во искупление Адама и возвыситься на кресте, преодолев страдания.

Завершающие сборник стихи Николе и Успению Богородицы обращены вновь к символике плодородия: успение связывается с жатвой хлеба, а Никола - помощник в земледельческих работах. От Рождества-рождения через покаяние-страдание к воскресению-спасению и успению - таков христианско-философский смысл календаря праздников, выделенных в духовных стихах сборника. И все это подчинено архаически-языческой идее плодородия.

Сборник не имеет нотации, но без сомнения, он пелся, так как подобранные тексты вертепной драмы относятся не к сюжету, а к певческим вставкам. В заголовках есть указания на гласы. Вероятно, как и везде, исполнение пения было устным, а текст записывался для памяти. К этому же Рождественскому циклу правомерно отнести стих, встречающийся во многих рукописных текстах под названием «колыбельная Исусу Христу»: «Здрав буде, о прекрасный сыне» (с припевом: «люли, люли»). Алилешная колыбельная с музыкальной точки зрения может быть соотнесена с соответствующими величальными песнями в фольклорной традиции. Ближе всего, они примыкают к опевальным песням, хотя данный напев несет в себе черты величаний и фольклорных, и знаменных.

Необычно проявление в старообрядческой практике элементов смеховой традиции на Масленицу и другие праздники. В устном репертуаре тех же федосеевцев Вятки мы встречаем, например, пародию на церковное величание, посвященное Масленице. Известны случаи бытования пародий на церковные тексты в мирской среде (об этом позже), но в старообрядческом быту они до сих пор не были зафиксированы. Истоки этой традиции восходят, скорее всего, к XVII веку, известному расцветом демократической сатиры в литературе. Величание Масленице распето по всем канонам смехового жанра. Текст составлен «непотребный», а напев взят из жанра величания, имевшего типовой подобен на праздники древнерусским святым: начинающийся словами «Величаем тя пресвятая Масленица…».

Другой жанр, никак не вписывающийся в старообрядческую традицию - сатира. Так, в устной традиции наиболее радикального согласия кировских старообрядцев - филипповского (поморского), неожиданно обнаружился стих о хмеле. Хмель в фольклоре всегда был олицетворение бражничества и гуляния. Мы знаем, насколько строго старообрядцы относились к питию, и тем не менее именно в их среде воспет сатирический портрет хмеля, разгулявшегося в одном мужичонке: «Как во городе было во Казани».

Было также много людей, утонувших в зеркалах…
Как во городе во Казани,
Середи торгу, на базаре,
Еще хмелюшка по выходам гуляет,
Да, он и сам себя, хмель, выхваляет,
Еще нет меня хмелюшки лучше,
Хмелевой моей головки веселее…

В фольклорной традиции не старообрядцев можно найти немало параллелей этому образу. В частности, во многих местах России, была очень распространена известная плясовая песня «Перевейся хмелько». Стих о хмеле в своих интонационно-ритмических истоках также имеет сходство с плясовыми. В стихе, в отличие от песни более заострен сатирический аспект. Вероятно, старообрядцы, понимая роль смеха как своеобразного разоблачения, использовали этот стих как средство морального воздействия. Здесь их миропонимание совпадало с древнерусским. Характерно, что не только старообрядцы выступают носителями наиболее архаичных традиций смеховой культуры, дошедшей до нас в литературных источниках. Видимо, эта приверженность была обусловлена высокой грамотностью крестьянского населения: книжного, читающего и пишущего, и знающего свою литературу. Названные примеры можно соотнести с памятниками древнерусской книжности, и в первую очередь, со «Службой кабаку», созданной на усольской земле, в вотчинах Строгановых. «Служба кабаку» представляет собой полную пародию на весь суточный цикл богослужения, включающую чтения и пения. В том, что она пелась, сомневаться не приходиться, так как в тексте имеются соответствующие ремарки шутливого характера на исполнение в том или ином гласе, на песнопения, достаточно легко воспроизводимые, несмотря на оксюмороны. Составлялась служба в высокопрофессиональной среде, людьми певчими, прекрасно понимающими пародийный эффект от сопоставления искаженных текстов с официально принятым распевом. По этому же принципу распеты и старообрядческие сатирические тексты.

Итак, календарь старообрядцев составлял мировоззренческую основу в понимании картины мира. Вселенское значение календаря выражалось в его вечно повторяемом принципе рождения - умирания - воскресения; историческое - в духовном проживании судеб людских, в их гражданской, подвижнической, миссионерской, мученической, чудотворной деятельности, в восстановлении и укреплении исторической памяти; природная - в приобщении к известному циклу вращения суток, седмиц, года с нерушимым порядком будней и праздников - трудов и отдыха, где праздник и отдых также воспринимались как род «работы»-творческой деятельности, осуществляемой в рамках традиции по устойчивым канонам.

Строгая регламентация, негласные правила в мировоззренческом осмыслении календаря способствовали и формированию поведенческого комплекса человека. Вселенское и историческое являлось достоянием храмового действа, требовало от человека высокого духовного постижения этого опыта; природный же цикл более считался уделом домашней и мирской жизни, и частично совершался в храме, а частично же дома, в семье, в местах общинных собраний (вне храма), либо в миру. Здесь вступала в силу устная традиция, соприкасающаяся с запретным мирским и вызывающая иное поведение, допускающее включение в мирские обряды. Запреты в этом случае, снимались либо полностью, либо сохранялись частично на бытовом уровне; что же касается песен, движений, зрелищной стороны, то степень участия также допускалась разная, в зависимости от сознания самого старообрядца. Например, федосеевцы Вятки достаточно осведомлены о свадебном мирском обряде, посещали вечорки и хороводы, знакомились с представителями противоположного пола других согласий и свободно общались с ними. Часовенные и австрийцы даже вступали в смешанные конфессиональные браки. Это допускалось только между старообрядцами разных согласий, поскольку воззрения на веру, соблюдение обрядов по книгам древнерусского календаря оставалось общим. Запрещалось вступление в брак с «никонианами» в силу отступления ими от старых книг, а следовательно и того порядка, который был заключен в календаре и вносил свои нюансы в обрядовую сторону. С мирскими-никонианами отношения были довольно официальные, у взрослых даже враждебные. Молодежь общалась более непринужденно. Одна из вятских старушек вспоминала, что девушки-старообрядки часто ходили к «мирским» на супрядки, но только со своим квасом. За это их прозвали «квасницами». По весне водили хороводы: мирские и старообрядцы на одной поляне, но каждые в своем хороводе.

Сохранились буквально фрагментарные музыкальные свидетельства о приобщении к народным обрядам. Несмотря на замкнутость и изолированность от православного населения: старообрядцы сохранили в обиходе народные традиционные обряды и песни. По свидетельствам самих старообрядцев их музыкальные приоритеты зависели от жизненного цикла.

В ранний период жизни до 20 лет музыкальное образование девушек и парней проходило под влиянием взрослых; стариков, которые обучали на ряду с богослужебными напевами пению духовных стихов; и родителей, от которых перенимали народные песни с их локальным диалектным музыкальным языком.

В среднем зрелом возрасте женщины, деятельность которых приобретала активный характер, исполняли, в основном народные песни (реже духовные стихи): круговые, игровые на посиделках преобладали у молодушек 1-2-го годов замужества, песни свадебного обряда у молодых и старших женщин (подруги, родня, своя свадьба). В долгие годы семейной жизни звучали в репертуаре женщин семейно-бытовые, протяжные, трудовые и другие песни.

Мужчины среднего возраста, будучи на военной службе или на войне, на отходных промыслах, осваивали новые пласты песенного творчества: рекрутские, солдатские, исторические. Их репертуар по возвращении домой обогащал местную традицию. В пожилом возрасте и мужчины и женщины отходили от «суеты мира», от повседневных семейных забот, и возвращались к богослужебному пению, которому обучались в детстве. Особенно это важно было для старообрядцев, которые вступали в собор, или в братию. Они могли петь только в службе и духовные стихи. В каждой общине была также особая группа певцов, которые от рождения до смерти являлись хранителями богослужебного пения, обучаясь ему от родителей, грамотных стариков, специальных учителей. Состарившись, они сами становились деятелями и передавали по кругу свое певческое знание. Их культура пения существенно отличалась от общепринятой в общине.

В трудовых буднях пение занимало огромное место. Без песен не обходился ни один трудовой процесс, в огороде, в поле; «на помочах», помогая ставить избу, косить, сгребать, убирать сено или урожай. Пели в лесу, собирая ягоды и грибы, развозя почту по деревням. Без пения не проходил ни один праздник обрядного характера: свадьба, проводы в армию, отдых и досуг. Проводы в последний путь сопровождались пением духовных стихов и служебных песнопений.

Закрепление песен и стихов внутри годового цикла было связано с календарной приуроченностью. Осенью, после окончания земледельческих работ, справляли свадьбы, отличавшиеся у старообрядцев развернутым музыкально-драматическим действием с включением мирских народных песен местной традиции. У женщин осенний сезон начинал череду супрядок, где преимущественно звучали протяжные, на Среднем Урале «проголосные» песни. Молодежь собиралась на «вечерки и посиделки», где звучали игровые, шуточные, плясовые, круговые песни. Хотя это и запрещалось, во время плясок образовывались «шумовые» импровизированные оркестры, сопровождающие частушки и припевки. Играли на ложках, на пиле, печной заслонке, расческах, листке бумаги.

На праздниках популярными были шуточные и плясовые песни. Совершенно не приемлемые считались гармонь и балалайка, как антихристово изобретение. Из духовых инструментов в Прикамье и на Урале прижилась дудка.

Осенью же провожали парней в «рекрута». Гулянье новобранцев растягивались до 10 дней. Ездили верхами по деревне целым «поездом», пели рекрутские, солдатские песни, а также протяжные из «мужской лирики».

В следующий за этим период рождественского поста петь светские песни порицалось, ограничивались духовными стихами.

В ночь под Рождество молодежь ходила «ряжеными» по домам, распевая веселые песни и даже частушки «На святой шутили». Обряжались в шушканов разыгрывали сцены с быком (ряженым). Развлечение с пением заполняли все время святок до Крещенья. В замкнутых поселениях припевки-приговоры «присказульки» припевали даже во время гадания. В Верещагино, например к скорой свадьбе пели «кошовки бежат, на церковь глядят», и дороге - «на колышке два воробышка, куда взлетят, туда полетят», и скорой смерти - «конь прышшет, бежит, домовых ташшит». Гадали и без песен, хотя это запрещалось. В зимних игровых песнях популярными были «Сидит Дрема», «Заюшка, прыгни в сад», также разыгрывались песни «Рождество было крещение», «Ходит царь круг нова города». На Масленицу, во время «катушек», пели песни « каки попало», ездили на конях вокруг сел с протяжными. Женатые ходили на «гостьбу». Угостившись и выйдя из-за стола пели протяжные, шуточные и плясовые (во время еды петь запрещается).

В Великий пост основным жанром оставались духовные стихи. На Пасху устраивали «качули» и пели «веселые, протяжные и другие».

Особое место весной отводилось хороводам. Круги водили, собираясь целыми деревнями в несколько сот человек. На Урале и на Вятке девки-старообрядки ходили отдельным кругом от мирских в том случае, если собиралось все население во время больших праздников. На Урале на Троицу и в Духов день пели «Александровска береза», «Вниз по морю», «Во лузях», «У ворот, ворот».

Летом во время страды на светские песни существовал запрет как и на остальные развлечения. На покосах хороводы уже не водили, пели протяжные песни и духовные стихи. Во время роста злаков песни в ряде мест и вовсе отменялись.

Из обрядовых действий в старообрядческой среде лучше всего сохранялась свадьба. Свадебный обряд включал в большинстве старообрядческих поселений основные этапы, присущие традиционному православному: сговор, смотрины невесты, рукобитье, богомолье, «пропой», дары и благословение. После сватовства у невесты устраивалась вечеринка, на которую приходил жених и угощал девушек сладостями. Перед венчанием невесте устраивали баню. Банный ритуал был сведен до минимума (без причетов). После бани невесту ожидали жених с поезжанами. После угощения невесту везли под венец или в дом к жениху, где их благословляли родители жениха иконой и ковригой хлеба. В доме молодых «заводили за стол», после чего сваха уводила невесту, чтобы совершить обряд расплетания косы. После этого начинался пир, по окончании которого молодых отводили «на подклет».

Все моменты действия были пронизаны песнями и причотами. Причоты в северной и уральской свадьбе занимали центральное место. Исполнение традиционного бытового обряда в старообрядческой традиции компенсировало отсутствие церковного брака с его главным таинством - венчанием, который старообрядцы-беспоповцы не признавали. Венчание заменяли в ряде случаев либо обряд расплетания косы у невесты с причотами, либо символический обвод молодых вокруг стола с хлебом. Совершение дохристианского обряда считалось грехом у старообрядцев, поэтому нередко участники свадьбы несли наказание и отлучались от собора на определенное время.

В северном Приуралье существовали также свадьбы «убегом». Песенный репертуар заимствовался или переносился целиком из традиционного для данной местности свадебного действия. Наиболее интересными в старообрядческом народном репертуаре являются проголосные песни. Лирические песни отличаются редкостной распетостью и ранними формами многогословия.

Промежуточным звеном между песнями и богослужебными песнопениями у старообрядцев являются духовные песни. В ряде мест они замещают целые жанры народно-песенного искусства: В согласиях с жесткими регламентациями (поморцев, беспоповцев, отдельных толков) издревле предписывалось вместо песен петь духовные стихи: на свадебных вечеринках, в семье, на покосе и других бытовых ситуациях.

Духовные стихи существовали в старообрядческой среде в двух формах - устной и письменной. Письменные тексты появились раньше. В XV веке они выделились из богослужебных текстов локального содержания, записывались крюками и пелись по осмогласию. Основные сюжеты призывали к покаянию. Их характеризовали эмоциональный тон, назидательность и лирическое отношение к изображаемому.

Покаянные стихи относят к ритмической поэзии. Покаянная лирика и послужила основой для старообрядческих стихов. Рукописные сборники, в которых выписывались стихи могли быть нотированными и ненотированными. Ранние сборники XVII века как правило нотированы. Практика записи одних словесных текстов прослеживается с середины XVIII века. Но это не значит, что ненотированные тексты не пелись. Просто с этого времени входит в обычай исполнение стихов по напевке. Мелодии текстов в каждой местности имели свои варианты и воспроизводились в устной форме. Так появилась полуустная традиция бытования стихов. Стихи чисто фольклорного происхождения у старообрядцев встречаются крайне редко и представляют собой поздние записи архаичных сюжетов (о Егории храбром, о семиглавом змее и др.).

В числе ранних письменных стихов сохранился сюжет об Адаме.

С XVIII века в старообрядческом центре на Выге складывается самостоятельная поэтическая школа, которая обогащает духовную музыкальную лирику виршевыми сочинениями. Благодаря выговским наставникам Денисовым (Андрею и Семену) в скитах прививается вкус к барочной лексике и силлабическому стихосложению.

Нотированными виршами изложен полный круг больших праздников и ряд сочинений, отражающих историю выговского общежительства. Большинство стихов этого типа было тиражировано в гектографических изданиях начала XX века. Уникальная традиция федосеевцев, которые иллюстрировали стихи эсхатологического содержания и создали свой тип рукописных стиховых сборников.

- 90.50 Кб

Вот как Г.Н.Потанин описывал убранство старообрядческого дома: «Внутри избы русская битая печь, окрашенная в ярко-белый цвет; ее подопечек, косяки, все брусья, а так же дверные и оконные косяки размалеваны разными красками, иногда фантазия маляра могла изобразить на двери целое дерево в банке, усеянное крупными розанами».

У кержаков так ярко жилище не раскрашивалось, но оно было добротным и ладно срубленным. Встречались в конце XIX - начале XX вв. в кержацких селах и двухэтажные деревянные дома.

Наличие ярких росписей у семейских и у поляков можно объяснить влиянием западной культуры (украинцев, поляков, белорусов). Но кержачки, так же как и семейские, достигли большого искусства в тканье ковров из крашеной шерсти: на черном фоне яркие цветы, орнамент, а также в плетении поясов, которые были неотъемлемой частью одежды и служили оберегом. В Маслянино такие ковры до сих пор можно увидеть в некоторых домах, есть такой домотканый ковер и в Маслянинском краеведческом музее.

Одежда старообрядцев сохраняла старинные формы, относящиеся еще к Московскому царству.

«Как мужчины, так и женщины, носят суконный кафтан, называемый шамель (отсюда слово шинель), а проще - озям; для постоянной носки служит куртик и шойдонник - короткий кафтан из домотканого сукна. Головным убором у мужчин является войлочная шапка - колпак и чабак - шапка с наушниками; обувью служат моршни, имевшие вид башмаков без подошв». Царское правительство специальными указами предписывало старообрядцам сохранять верхнюю одежду старого кроя. Указ Петра 1 от 1722 года предписывал: «А раскольникам и бородочам, какого звания они не были, носить же указанное платье, чтобы оное по тому во всех местах явным было» .

Этот указ подтверждается в 1746 году Елизаветой, в 1762 году Екатериной. Так старинные формы одежды были сохранены старообрядцами и принесены в Сибирь.

Женщины - образец чистоплотности и опрятности, ходят в старинных сарафанах, с кокошниками и шлыками на голове. В будние дни на голове носили чалму из большого платка, несколько сдвинутую на затылок с большим узлом надо лбом. Чалма - непременный головной убор староверок, вероятно, была вынесена из Польши, где ее носили аристократки.

Носили кички, которые по очелью украшались пояской - полоской ткани с поднизью бисера и селезневыми перышками (они назывались кучери).

Костюмы раскольников отличались яркостью, бисерными вышивками по вороту, украшениями в виде янтарных бус, колец, монист, искусственных цветов. В этом прослеживается влияние южнорусских традиций, хотя форма некоторых головных уборов близка к русскому северо-восточному, вологодско-костромскому типу.

Особого внимания заслуживает факт крайне бережного отношения к одежде, даже многолетней давности, сохранившейся от дедов. Эти предметы штопали, подновляли и передавали детям и внукам, что способствовало сохранению традиционных форм. О бережливости свидетельствуют и такие стародавние традиции старообрядцев, как безостатковые способы раскроя тканей, выполнение из лучших материалов только видимых частей костюма, приготовление подворотников, нарукавников, защищавших от загрязнения детали праздничных одеяний. Впрочем, такая бережность проявлялась не только по отношению к одежде, но простиралась и на другие культурные ценности (книги, например), природу, то есть входило в общую систему мировосприятия староверов. И дело не в том, что нарядов было мало, и они стоили дорого, а в том, что в вещах был воплощен труд .

Весь уклад жизни старообрядцев требовал, чтобы детей начинали рано приучать к рукоделию. В 6 - 7 лет девочки, а в некоторых семьях и мальчики, умели прясть пряжу. К 10 - 12 годам, когда требовалось начинать готовить приданое, девочки умели ткать, используя различные техники, кроить, шить одежду, вышивать. Небрежность резко осуждалась, осмеивалась - неумелую «худую» невесту никто замуж не возьмет. Мастерски же выполненное рукоделие, особенно украшенное узорами, вышивкой, были предметами гордости.

Яркость жилищ, одежды заставляет усомниться в верности утверждения, что старообрядцы - это дремучие постники, проводящие время в молитве. Они были великими тружениками, но, сделав дело, давали волю яркости и веселью.

Представителям любой группы старообрядцев был присущ культ чистоты. Это проявлялось в религиозной жизни и в быту, в отношении к пище и к посуде. Общими были запреты в питании: запрещалось принимать в пищу всякое животное с не раздвоенным копытом (например, конь); парных птиц (голубь, лебедь); пойманную силками птицу - давленину; диких животных (заяц, барсук, белка). Запреты часто были вызваны гигиеническими соображениями. Так посуда строго подразделялась на чистую и нечистую. Чистое ведро нельзя было вносить в баню. Ножом, которым резали мясо, нельзя было резать хлеб. «Не умыв руки, за хлеб не садись». Из речки можно пить только пригоршнями, а не ртом; посуда была отдельной для постной и скоромной пищи.

Запрещалось оставлять воду неприкрытой. Если посудина с водой не имела крышки, то ее обязательно закрывали двумя лучинками, положив их крестом. Среда и пятница считались у староверов как постные дни. У кержаков постным днем считался и понедельник. В старообрядческой книге «Цветник» можно найти еще ряд запретов, правил, норм поведения, соблюдение которых выделяло старообрядцев.

Нарушение запретов у староверов всячески преследовалось и пресекалось. В исследованиях Ф. Болонева говорится о мерах, применявшихся к нарушителям со стороны общины. «С табакуром не молиться, не есть, не пить, ибо он предался в руки мрачным бесам. Когда умрет, то гроба ему не давать, но бросить в яму или в овраг на съедение зверям» или «Тот же, кто дерзнет пить и табак курить, да будет проклят».

Были меры и общественного воздействия. Это средневековое средство наказания и перевоспитания - позорный столб. Каждый прохожий осуждал, бранил, а старушки могли и оплевать осужденного.

Наиболее жестко эти запреты соблюдались у семейских. Здесь была сильна власть «дедовских заветов». Семейские могли вступать в брак только в своей среде.

Еще одно общее правило, характерно для староверов - это поощрение знания церковнославянской грамоты, без которой невозможно читать книги «дониконовой» печати. Данные об этом приводятся в статье «Хранители веры и книжности».

Грамотных у старообрядцев было больше, чем у представителей официального православия, так как для старообрядцев вопрос грамотности был связан с сохранением веры, а потому в семье придавали большое значение грамотности детей.

У староверов были и прекрасные легенды. Существовало поверье: кто пойдет по следам завоевателей - татар в Монголию, тот найдет страну, где живут в затворничестве святые.

«Нужно пересечь степи, горы и леса, сохраняя направление на Восток, к солнцу. Если судьба предназначила это вам с рождения, то Вы увидите Беловодье. Эта страна не принадлежит никому, с незапамятных времен здесь царила истина и доброжелательность. Это действительно чудесная страна» .

Легенда о Беловодье - яркая русская форма социальной утопии, присущего людям во все времена стремления к лучшей жизни.

Консерватизм старообрядцев, приверженность их к старине, вере способствовали сохранению культуры, прежде всего, элементов древнерусской культуры XVI-XVII веков. Эти традиции бережно охранялись, сберегались, прививались детям, чтобы те могли передать их следующим поколениям.

Еще одно интересное достижение староверов - это календарь семейских. Месяцеслов - это вариант русского народного календаря, основанный на приметах, церковных праздниках и хозяйственной деятельности. Не зная грамоты, крестьяне помнили дни святых, так как каждому дню в году соответствует имя святого. Так, вспоминая, и пользовались календарем.

3. Вклад старообрядчества в развитие хозяйства и культуры Сибири

Особое значение в культуре Сибири имело старообрядчество. Хранители старых церковных традиций – старообрядцы выступали за сохранение самобытности русской культуры. Защитники старой веры подвергались жесточайшим гонениям со стороны церкви и государства. И, чтобы спастись, уходили за Урал, в Сибирь. Бегущие от мира подвижники старой веры могли выжить только в упорном труде и духовной истовости, в вере. Таким образом, старообрядчество заложило основы сибирской культуры и определило ее специфические черты.

Старообрядцы внесли особую твердость духа, трудолюбие и ответственность. Сибирь была Землей мужественных и свободных людей. Здесь не было крепостного права. Сибирь не была обременена наследным дворянством. Здесь сложилось веротерпимое отношение к разным религиозным формам.

Старообрядцы также сыграли важную роль и в развитии земледелия в Сибири. Они принесли с собой наблюдательность и смекалку умелых земледельцев, прилежание и любовь к земле, деловой практицизм. Это имело огромное значение в освоении новой территории в Сибири. Эта роль подтверждается следующим высказыванием иркутского губернатора Н.И.Трескина 1808 году: «Пример редкого трудолюбия, прилежания к хлебопашеству подают поселенные в Верхнеудинском уезде старообрядцы. Они поселены на песчаных и каменистых местах, где даже не предвиделось возможности к земледелию, но неусыпное трудолюбие их и согласие сделало, так сказать, и камень плодородным».

Народно-бытовая культура старообрядцев – очень сложный феномен. Казалось бы, все дела и помыслы староверов направлены к одной цели – сохранить те общественные отношения, которые существовали до утверждения крепостного права в России, сохранить старину – национальную одежду, обычаи и обряды, старую веру. Но не только в прошлое были обращены помыслы староверов. Они внесли большой вклад в развитие торговли и промышленности. Старообрядчество расшевелило народные массы и в нравственном отношении. Оно заставило русских людей задуматься над своим поведением, над жизнью. Праведно ли живем, когда утрачиваем свои культурные ценности, свое своеобразие, когда перенимаем бездумно зарубежные образцы? Старообрядцы жили богатой духовной жизнью, у них было много грамотных людей, их хозяйство находилось в лучшем состоянии. А семейные общины староверов, достигавшие 40-50 человек, были очень сплоченными и крепкими.

Сибиряк – это, прежде всего личностный культурно-психологический образ творца и носителя сибирской культуры. Образ русобородого сибиряка-крепыша нес в себе два основных человеческих качества: надежность и трудолюбие, основной установкой которого был поиск социального и природного согласия при устройстве жизни.

Заключение

Старообрядчество в Сибири представляет одно из основных течений в развитии русской народно-бытовой культуры. В среде его приверженцев сохранилось то исконно национальное, русское начало, которое свято хранилось и передавалось благодаря традициям из поколения в поколение. Это играло большую роль в развитии самосознания, в сохранении веры и культуры.

Именно старообрядческая среда несет в себе духовность, исконно национальные традиции. Изучая прошлое, мы можем выбрать все лучшее из богатой многовековой истории русского народа. В данной работе не говориться о том, что для сохранения русской нации нужно вернуться к старому патриархальному укладу жизни, к старой вере. Но все лучшее, что несет старообрядческая среда: это и традиционный семейный уклад, и трудовое воспитание, когда труд – это привычка, а не обязанность, не стоит безоглядно отвергать и забывать.

Список литературы

  1. Данилов В. А., Яблоков М. С. К вопросу о мировоззрении старообрядцев // Тюменский исторический сборник. - Тюмень, 2002. - 19 – 26 с.
  2. Ермачкова Е. П. Из истории раскола на юге Тобольской губернии // Словцовские чтения. - Тюмень, 2002. - 164–166 с.
  3. Зольникова Н. Д. "Свои" и "чужие" по нормативным актам сибирских староверов-часовенных // Гуманитарные науки в Сибири. - Сер. Отечественная история. - 1998. - № 2. - С. 54–59.
  4. Зольникова Н. Д. "Пустыня в миру". Аскетизм в быту староверов-часовенных в ХХ в. // Гуманитарные науки в Сибири. - Сер. Отечественная история. - 2000. - № 2. - С.17–21.
  5. Ковыляцких С. Храм у излучины Туры // Православный просветитель. - 2004. - № 26. - С. 20.
  6. Перечень известных религиозных раскольнических убийств и самоубийств // Тобольские епархиальные ведомости. - 1888. - № 5. - С. 194–207.
  7. Покровский Н. Н. Общественное сознание и творчество староверов-часовенных на востоке России в XVIII–ХХ вв. // Вестник Российского гуманитарного научного фонда. - 2003. - № 3. - С. 29 – 41.
  8. Старообрядчество в Приисетье. – Электронный