Сочиненин по картине Маковского “Первый фрак”. Сочинение по картине В

Художник Маковского Владимир Егорович часто отражал в своих картинах бытовые ситуации, которые встречаются у многих. Вот и на картине «Первый фрак» изображена довольно простая жизненная ситуация: молодой юноша примеряет свой первый в жизни фрак.

В центре картины изображен молодой барин, который только надел свой первый в жизни фрак. Руки его слегка разведены в сторону, голова гордо поднята, а глаза устремлены на женщину, которая стоит от него справа, слегка оперевшись на стол и задумчиво опустив глаза в пол. Молодому барину, судя по взгляду, важно мнение именно этой женщины, из чего можно сделать вывод, что это его мать. Мать молодого господина, изображена в красной блузе и темной юбке в пол. Когда смотришь на нее, то возникает ощущение, что мать юноши слегка опечалена тем, что ее сын вырос, он уже не птенец, а взрослый мужчина и этот фрак - некий символ его взросления. Слева от молодого барина стоит пожилая женщина, приподнявшая свои очки и разглядывающая материал, из которого сшит фрак. Можно предположить, что это бабушка юноши. Она изображена в теплой красной кофте, поверх которой накинут большой темный платок, снизу у нее пышная юбка в пол. Позади юноши стоит молодая женщина, которая немного наклонена вперед. Руки она держит перед собой, а на лице ее запечатлена улыбка, судя по которой ей нравится наряд юноши. Возможно, это и есть та портная, которая и сшила этот наряд, так как ее взгляд, устремленный на молодого барина, и поза говорят о ее заинтересованности в реакции на костюм. В комнате присутствует еще одна совсем юная девушка. Стоит она у стены, позади всех, в углу. По ее наряду понятно, что это служанка: на ней одето платье зеленого цвета, а поверх него белый фартук. Она прикрывает улыбку рукой, а взгляд устремлен на молодого господина. Ей нравится, как он выглядит.

Все действие, запечатленное на картине, происходит в светлой, небольшой комнате, скорее всего спальне, о чем свидетельствует тахта, массивный деревянный шкаф, письменный стол. Стены комнаты завешены большим количеством картин, разной формы и исполненных в разных цветовых решениях из чего понятно, что хозяин комнаты любит живопись, а возможно даже имеет к ней непосредственное отношение. В глубине комнаты размещена кафельная печь, которая как бы отражает солнечный свет, отчего сама комната кажется еще светлее.

Вся картина написана в светлых красочных тонах. Хоть и передана достаточно бытовая ситуация, однако картина создает ощущение праздничности, радости, даже гордости, ведь мальчик стал юношей.

Владимир Маковский родился в семье видного деятеля искусств Е. И. Маковского, одного из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Мать Владимира — Любовь Корнилиевна (урождённая Моленгауэр).
Квартира Маковских находилась на набережной Москвы-реки с видом на Кремль. С детства Владимира окружала атмосфера искусства. В доме отца собирались известные люди — Глинка, Гоголь, Пушкин, Щепкин, Брюллов, Тропинин… Устраивались литературные, рисовальные и музыкальные вечера. В семье было четверо детей (Константин, Николай, Владимир и дочь Александра), и все они стали известными художниками. От матери Владимир унаследовал красивый голос, учился играть на гитаре и скрипке, довольно рано начал рисовать. Первые уроки изобразительного искусства Маковский брал у В. А. Тропинина. В пятнадцать лет он написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас» (1861).


Девочка с гусями. 1875

С 1861 по 1866 Владимир учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества у продолжателя Венециановской школы С. К. Зарянко, Е. С. Сорокина и самого В. А. Тропинина. Училище Владимир закончил с серебряной медалью и званием классного художника III степени за работу «Литературное чтение».
В 1869 за картину «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Маковский получил звание «классного художника первой степени с золотой медалью Виже-Лебрень за экспрессию». С рождением в 1869 году первого ребёнка, сына Александра, у Маковского проявляется интерес к детской тематике («Крестьянские мальчики», «Пастушки», «Ночное», «Возвращение с ночного»). Картина «Игра в бабки» стала первой картиной Маковского, купленной П. М. Третьяковым для своей галереи, что означало признание его как художника.



Крестьянские дети. 1890

В 1873 за картину «Любители соловьев» Маковский был произведён Академией художеств в академики. Картина была выставлена на Всемирной выставке в Вене, где привлекла всеобщее внимание. Фёдор Достоевский писал о ней: «…если нам есть чем-нибудь погордиться, что-нибудь показать, то уж, конечно, из нашего жанра… в этих маленьких картинках, по-моему, есть даже любовь к человечеству, не только к русскому в особенности, но даже и вообще».
В это же время он написал 21 жанровую картину для альбома «Эпизоды Севастопольской жизни 1854—1855 годов».
В 1872 он стал членом Товарищества передвижных художественных выставок. С самого начала был одним из наиболее деятельных членов Товарищества, участвовал почти во всех выставках, а с 1874 года его избрали членом правления.
С 1882 по 1894 Маковский преподавал в МУЖВЗ. В 1892 году ему присвоили звание профессора. Вплоть до 1894 года он жил и работал в Москве в доме Дворцового ведомства у Каменного моста близ Храма Христа Спасителя, для росписи которого сделал несколько эскизов.
С 1894 по 1918 Маковский преподавал в петербургской Академии художеств, куда его пригласили на должность руководителя жанровой мастерской в Высшем художественном училище. В 1895 он был назначен ректором Академии. Учениками Маковского были А. Е. Архипов, В. Н. Бакшеев, Е. М. Чепцов.
Умер Владимир Маковский 21 февраля 1920 и был похоронен в Петрограде на Волковском кладбище.



Посещение учителя. 1896


До свидания, Papa. 1894


Ужин (Рынок фермеров в Москве). 1875


Ярмарка в Полтаве


"Посещение бедных" 1874


"Оправданная" 1882


Крах банка. 1881


Вечернее общество. 1875


"Узник" 1882


"Осуждённый" 1879


Этюд к картине 9 января 1905 года на Васильевском острове.1905-1907
Государственный музей политической истории России Русский: Санкт-Петербург


Не пущу. 1892


Его первый фрак. 1892


Варка варенья. 1876


Две матери. Мать приемная и родная. 1905


Пастушки.


Рыбачки. 1886


"Ночлежный дом" 1889


"Свидание" 1883 Третьяковская галерея, Москва


"На бульваре" 1887 Третьяковская галерея, Москва


"Перед объяснением" 1900 Художественный музей, Самара


"Объяснение" 1889-1891 Третьяковская галерея, Москва


"Две сестры" 1893


"На приеме у врача" 1870


"В мастерской художника" 1908


"Беседа. Идеалист и материалист" 1900


Любитель старины. 1869


Ветряная мельница. 1881


Две странницы. 1885


Мать и дочь. 1886


Барышня Глядя в зеркало,1916


Портрет императрицы Марии Федоровны. 1912


Портрет И.Е.Цветкова. 1912


Портрет композитора Александра Сергеевича Даргомыжского. 1869


Ожидание. 1875


В приемной у доктора. 1870

Я как побывала в чьей-то комнате, и сама присутствовала на примерке фрака. Я слышала слова, сказанные как мамашей героя, так и прислугой в доме. Все собрались на это посмотреть. Да, это действительно любопытное зрелище. Чувствуется атмосфера той гостиной через года. Настолько реалистично, и типично для каждого поколения. Поэтому легко эта ситуация примеряется и на других людях совсем разных эпох.

Картина имеет интересную постановочную экспозицию. В ней достаточно хорошо освещены лица героев и сама комната. При этом не видно окна. Значит, оно предположительно находится за зрителем. Что дает дополнительную возможность лучше рассмотреть и убранство комнаты и образы. Не оставляя сомнений в характеристике происходящего.

Самым светлым пятном, которое просто приковывает взгляд, является молодой человек, вернее его белоснежная рубашка под черно вороным фраком. Угадывается, что весь костюм он надел первый раз. Так неумело и неграциозно он выглядит. Он похож на молодого петушка, который без ума от себя, и требует такой же влюбленности и от других. И действительно, два человека в комнате безответно восхищаются им. Искренне делает это его бабуля. Она даже сняла очки и на ощупь пытается определить качество материи для фрака. Это ее любимый внук такой красивый, элегантный. Он, несомненно, должен покорить всех на балу. Другим человеком является служанка, которая наклонилась и с подобострастием в глазах и улыбке пытается обратить на себя внимание молодого барчонка. Еще одна служанка, молодая девица у двери воспринимает всю эту сцену как что-то потешное, смешное. И вволю смеется, прикрывшись ладошкой, зная, что никто на нее внимания не обратит в этой суматохе. Но есть человек, мнение которого важно для молодого франта. Это его мама. Он смотрит на нее и чего-то ждет. Скорее всего, ему нужно признание, что не зря потрачена солидная сумма на фрак. Что ее сын заслуживает так выглядеть. Вот только она не смотрит на него. Она вся согнутая, сломленная, уставшая. Возможно, она и не думает о фраке сына, может быть она не так давно стала вдовой, и ее гнетет это положение. Ей кажется неуместным любое веселье. Она не может поднять голову. Слишком она любит своего сына. При этом она понимает, что дорого, очень дорого заплатила за фрак. И дело не только в деньгах.

Невозможно точно определить материальное состояние семьи. Видно, что в прошлом она процветала. Но со смертью кормильца, что-то пошло не так. Примером тому служит почти пустой шкаф, из которого только что извлекли этот неоспоримо прекрасный предмет - первый фрак. Главное, я это поняла, жизнь продолжается, не смотря ни на что, и будет в ней еще очень много прекрасного. Вот к такому хорошему событию и готов сегодня молодой человек.

Владимир Егорович Маковский - великолепный художник, непревзойдённый мастер жанрово-бытовых сцен. С самого детства юный Маковский был окружён творческими людьми, поскольку его отец являлся одним из зачинателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. В пятнадцать лет Вла­димир поступил в художественное училище, которое основал его отец. Спустя ещё девять лет Маковский сам стал членом «Товарищества передвижных худо­жественных выставок». Появление этой творческой группы во второй половине XIX века ознаменовало рождение независимого русского искусства, свободно­го от академизма и жёстко установленных канонов.

«Товарищество передвижников» объединяло русских художников-реалистов, которые в своих картинах затрагивали насущные проблемы современного об­щества. Художники организовывали свои выставки в самых разных городах, осуществляли просветитель­скую деятельность. Главное место в творчестве этих мастеров кисти занимали бытовые сцены из жизни простых людей.

Владимир Маковский как никто другой умело передавал в своих картинах заботы и радости просто­го обывателя, подчёркивал тончайшие детали быта, интерьера, костюмов героев, их характер. Картину «Первый фрак» Маковский написал в 1892 году, и она является довольно показательным образцом творче­ства этого художника. Стоит отметить, что все про­изведения Маковского весьма реалистичны и чётко проработаны. Созерцая картины художника, зритель невольно становится участником событий, изображён­ных на полотне. Вполне оправданным будет сравнение этого художника с режиссёром-постановщиком, кото­рый выставляет своих персонажей на сцену, наделяет их характером, вдыхает в них жизнь.

Едва взглянув на картину «Первый фрак», создаёт­ся впечатление, что герои стоят на сцене, театрально застыв в наиболее характерных позах. Итак, что же мы видим? Небольшая уютная комната, оформленная в тёплых тонах. В центре комнаты стоит молодой человек, примеривший первый в своей жизни фрак. Он окружён домочадцами, которые увлечённо оце­нивают его внешний вид. Видимо, облик молодого человека непривычен не только его близким, но и ему самому. В позе юноши чувствуется лёгкая скован­ность, это видно по чуть-чуть ссутулившейся спине и неловко разведённым в сторону локтям. Молодой человек повернул голову вбок и его глаза устремле­ны на женщину в красной накидке и чёрном платье. Мы можем лишь строить догадки, возможно, это его мать. Она задумчиво склонила голову вбок, будто размышляя о чем-то, сплела вместе пальцы. В её образе присутствует некоторая рассеянность, а может быть, и растерянность от того, что её ребёнок уже вырос.

Позади юноши стоит пожилая женщина, скорее всего, его бабушка. Приподняв очки, старушка с лю­бопытством разглядывает чёрную ткань, из которой сшит костюм внука. На её плечи накинут длинный платок.

Чуть подальше от них, сложив руки на груди и слегка подавшись вперёд, стоит молодая женщина. На её устах играет довольная улыбка, на щеках видны ямочки. Она с восхищением смотрит на юношу, очевидно, новый фрак ей пришёлся по душе.

На заднем плане возле двери стоит молоденькая горничная. Девушка тоже рассматривает барина в но­вом фраке, но свои эмоции прячет, прикрывая лицо рукой.

Комната, в которой развернулось это действие, является образцовым примером жилища дворян того времени: конца XIX - начала XX в. Как уже было отмечено, комната оформлена в тёплых, горчичных тонах. Слева мы видим низенький диван, рядом - столик с лампой, деревянный шкаф. В другой части комнаты расположился большой стол, уставленный подсвечниками и письменными принадлежностями. Если предположить, что это комната юного барина, то, видимо, за этим столом он работает. Стены комнаты увешаны картинами, преимущественно в массивных золотых рамах, это говорит о том, что хозяин комна­ты увлечён живописным искусством и является его горячим поклонником.

Композиция всей картины тщательно продумана, зритель сразу видит, кто является главным героем, на кого следует обратить особое внимание, а кто лишь дополняет сложившуюся картину, является вто­ростепенным персонажем. Тёплая цветовая гамма этого полотна также очень приятна взору, акценты расставлены лаконично и ненавязчиво. Стоит только поразиться той неутомимой наблюдательности, ко­торой наделён автор, восхититься той способностью художника изобразить простое повседневное собы­тие ярким и живым. Владимир Маковский сумел показать, казалось бы, незначительно событие зна­чимым и интересным, сумел увлечь зрителя своей «живописной историей».

Глядя на произведения Владимира Егоровича Ма­ковского, зритель совершает небольшую экскурсию в прошлое, словно проваливается в ту эпоху, которую хотел изобразить художник. Способность рассмотреть в заурядном, семейном событии - примерке нового фрака - саму психологическую суть, прочувствовать характеры героев и грамотно отобразить всё это на полотне - вот то, что обеспечило Владимиру Ма­ковскому признание и уважение его современников и потомков.

Итак, свершилось! Он был приглашен на первый в своей жизни «взрослый» бал и по этому случаю был пошит фрак.

Первый бал

О, первый бал - самообман!
Как первая глава романа,
Что по ошибке детям дан,
Его просившим слишком рано,

Как радуга в струях фонтана
Ты, первый бал, - самообман.
Ты, как восточный талисман,
Как подвиги в стихах Ростана.

Огни сквозь розовый туман,
Виденья пестрого экрана...
О, первый бал-самообман!
Незаживающая рана!

Марина Цветаева.

Итак, свершилось! Он был приглашен на первый в своей жизни «взрослый» бал и по этому случаю был пошит фрак. Фрак - это не повседневная одежда, это то, в чем он выйдет на паркет бального зала, в чем он будет кружиться под придирчивыми взглядами невест, и что ещё более важно - их матерей. Поэтому понятно волнение всей семьи, которая рассматривает юношу.
Бабушка, чтобы лучше видеть даже приподняла очки и проверяет качество материи на ощупь. Мама смотрит несколько скептически, приглядывается та ли длина у фрака, тот ли крой.. Служанка в углу совсем притаилась и не ясно - нравится ли ей фрак, или нет. Зато другая женщина, стоящая в проеме окна не скрывает восхищения - как красиво!
Но центральное место в картине занимает виновник торжества - молодой человек. Он гордо оглядывается по сторонам, заносчиво поднял голову - вот я каков!
А вокруг обстановка семьи среднего достатка. На полу, перед кушеткой лежит шкура тигра, стены увешаны картинами, на письменном столе справа лежат различные безделушки. В центре комнаты стоит круглый стул без спинки, застеленный багряной тканью. Весь пол покрывает цветастый ковер.
Художник тут изобразил живую картинку давно ушедшей жизни, за что мы ему благодарны.