История картины дети бегущие от грозы. Картина "дети, бегущие от грозы", константин егорович маковский - описание

Константин Егорович Маковский родился в семье известного деятеля искусств, основателя Московского художественного училища, унаследовал от родителей музыкальные и изобразительные способности. Став художником, работал в разных жанрах, в том числе в жанре повседневного быта, в котором написана картина «Дети, бегущие от грозы». Создана картина в 1872 году. Среди картин на тему крестьянского быта это полотно выделяется особой эмоциональной выразительностью. Сюжет прост: крестьянские дети ходили в лес за грибами, но погода преподнесла им сюрприз. Как ча­сто бывает летом, неожиданно набежали тучки, подул ветер, в воздухе запахло грозой. Испуганные дети поспешили возвратиться домой. Младший братишка слишком мал, чтобы быстро передвигаться, пришлось старшей сестре посадить его на спину и придержи­вать руками, рассчитывая только на собственные силы. Ветер довольно-таки сильный, травы гнутся до земли. Кажется, что ветер как бы подгоняет детей, дует им в спину, призывая поторопиться. Небо раскрашено во все оттенки синего: от светло-голубого до темно-фиолетового. О при­ближении грозы говорит отсутствие птиц в небе, они заблаговременно спрятались. Дорога детей пролегает через дощатый мосток, перекинутый через ручей. Мостик хлипкий, из двух толстых досок. Доска, по которой ступает девочка, прогнулась. Телега по нему не проедет, видимо, мостик перекинули, чтобы ходить в лес. Ручей мелкий, вода в нем тёмная, непрозрачная. Ряска у берега затянула листья кувшинки, как бывает в августе. Дети, изображённые на холсте, из крестьянской семьи. Ноги у детей босые, так всё лето ходили в деревне, чтобы беречь обувь. На старшей сестре - обычная крестьянская одежда: немаркий сарафан тем­но-синего цвета, холщовая сорочка с закатанными рукавами, фартук, как обязательный атрибут костюма деревенских женщин. На голове - цветастый платок, сбившийся с головы, ветер треплет его концы. Волосы пшеничного света, длинные, забраны под платок, но ветер растрепал их и девочка не поправляет причёску, руки её заняты. На шее подростка висят незамыслова­тые бусы и такие же серьги в ушах, подчёркивающие, что девочка считает себя взрослой девушкой, поэтому украшения ей необходимы. Карие глаза, курносый нос и светлые волосы у детей подтверждают их родство. Маковский запечатлел момент, когда на ходу стар­шая девочка оглядывается посмотреть на небо, в кото­ром сгущаются тучи и, возможно, сверкнула молния или прогремел гром. Поэтому дети заторопились домой. Младший братик выглядит уставшим, испуганным, он прижался к старшей сестре и крепко держит её за шею ручками. У старшей девочки на лице не испуг, скорее опасение и тревожный расчёт. Она прикидыва­ет, успеют ли они добраться домой до начала дождя. Брови нахмурены, взгляд сосредоточен, она понимает, что на ней ответственность за младшего братишку. Художнику замечательно удалось отразить на холсте все эмо­ции детей, гармонию стихийного явления и людских чувств, поэтому изображённое надолго притягивает взгляд и не отпускает от себя.

Художник Владимир Егорович Маковский родился в 1846 году, 26 января. Живописец создал много интересных полотен. Его перу принадлежит и картина «Дети бегут от грозы».

О художнике

Кажется, что мальчику было на роду написано стать художником, так как его отец являлся одним из основателей Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Домой к Маковским часто приходили известные люди: Тропинин, Щепкин, Брюллов, Гоголь. Семья устраивала вечера, на которых музицировали, рисовали, читали. Поэтому с детства будущий художник находился в атмосфере искусства.

Старшая сестра Владимира, а также братья, как и он, стали художниками. Первые уроки ребенку давал В. А. Тропинин. В 15 лет В. Маковский написал жанровую картину «Мальчик, продающий квас».

В 1861 году юный художник поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, которое окончил в 1866 году, получив за успехи

Полотно «Крестьянские мальчики стерегут лошадей» Владимир Егорович создал в 1869 году. За эту работу он получил золотую медаль Виже-Лебрень. В том же году у художника родился сын. Это способствовало появлению множества картин на детскую тему: «Пастушки», «Крестьянские мальчики», «Возвращение с ночного».

Картина «Дети бегут от грозы» была написана художником в этот период - в 1872 году.

Что изображено на полотне

Достаточно беглого взгляда на картину, чтобы понять - на ней нарисованы девочка и мальчик. Скорее всего, это брат и сестра. Девочка несет малыша, спешит вместе с ним укрыться от грозы. В такую непогоду в лесу и в поле находиться нельзя, так как может ударить молния. Непогоду, напряжение маленьких героев отражает картина. Дети бегут от грозы и пытаются успеть домой, пока еще не начался дождик, ведь если он их промочит, можно заболеть.

Девочка понимает, что нужно торопиться домой. Там, под крышей, ливень их не достанет. Хорошо лежать в тепле, на печи, когда за окном идет дождь. Но чтобы поскорее это осуществилось, нужно очень спешить.

Поэтому сестра взвалила маленького брата на спину и быстро идет вместе с ним. Самостоятельно малышу было бы тяжело бежать. Это понимал и В. Е. Маковский.

Картина «Дети, бегущие от грозы»: описание сестры и брата

Художнику удалось очень точно передать взгляды главных героев, даже мельчайшие детали их одежды. Гроза идет справа, именно в эту сторону смотрит девочка. Взгляд ее сосредоточен и насторожен. Она пытается понять, удастся ли опередить стихию.

Хотя девочка сама еще не очень большая, но видно, что она серьезная и смышленая, знает, как быстрее добраться до дома. Именно поэтому она взвалила братишку на спину и очень торопится, так как понимает, что шутить с грозой опасно, нужно успеть добежать до укрытия. Все эти мысли навевает картина. Дети бегут от непогоды, и пока у них получается опередить стихию.

Одета главная героиня полотна в типичную крестьянскую одежду - светлую холщовую рубаху и сарафан. На голове у нее платок. В то время с непокрытой головой появляться на людях было неприлично, поэтому девочка одета согласно традициям тех лет.

На брате - рубашка и штаны, они задрались, видны его голые ножки. Как и у сестры, на них нет обуви. Крестьяне летом ходили босиком, так как ботинки, туфли были непозволительной роскошью. Такую обувь надевали только по праздникам и перед походом в церковь.

У девочки русые волосы. Они немного растрепались, а платок сбился. Но ребенку некогда всё это поправлять. У мальчика волосы светлые, он смотрит на нас своими большими пронзительными глазами и крепко держится за сестру. Всё это передал в своей картине Маковский. «Дети, бегущие от грозы» - творение, вызывающее большую симпатию и сострадание.

Природа

Дети ходили в лес за грибами. Девочка не бросила свою добычу, а завернула ее в передник. Ведь грибы - хорошее подспорье для крестьянского стола.

Доска шаткого мостика прогнулась под легкой поступью девочки, внизу - небольшой пруд. Автор изобразил осоку, листья кувшинок.

На полотне «Дети, бегущие от грозы» автор смог передать, как колышутся на ветру растения. На переднем плане они нарисованы темно-зелеными красками. На заднем мы видим желтое поле. Это поспело зерно, и колосья приобрели такой оттенок. Поэтому можно сказать, что картина «Дети бегут от грозы» отражает период конца лета.

Откуда идет гроза

Ветер дует в спину ребятам и чуть вправо, ведь их волосы, стебли травы, полевых цветов направлены как раз в противоположную сторону.

Но не всё так печально на полотне. Видно, что с другой стороны проглянуло солнце. Это означает одно из двух: гроза уже прошла или у детей есть большой шанс успеть домой, так как стихия только-только начинается, и тяжелые тучи еще не успели закрыть всё небо.

Вот что изображено на полотне «Дети, бегущие от грозы». Описание картины поможет читателю мысленно перенестись в то время. При взгляде на полотно нам наверняка хочется, чтобы брат с сестрой быстрее попали домой и укрылись в тепле от непогоды.

"Дети, бегущие от грозы" – одна из самых обаятельных передвижнических картин Константина Маковского. В те годы он много путешествовал по России, привозил зарисовки, а иногда и готовые картины из Саратовской, Тверской, Тамбовской губерний. Но именно эту картину он заканчивал в Петербурге. У нее весьма интересная история.

Константин Егорович Маковский. Дети, бегущие от грозы 1872 г. Холст, масло.
Третьяковская галерея, Москва

Мы видим босоногую девочку, в переднике у нее завязаны собранные грибы, на плечах сидит маленький братишка, крепко обхватив сестру пухлыми ручками. Девочка одета в простенький сарафан. Она испуганно оглядывается туда, откуда идут тучи, прикидывая, успеют ли они добраться до дому, прежде чем хлынет ливень. Мальчик же уткнулся в нее, на тучи он не смотрит. Видно, что он тоже испуган, а сестренка ему кажется защитой.

Дети пытаются добежать до дома раньше, чем разразится гроза – а это будет с минуты на минуту. Перед нами короткий момент, предшествующий грозе. Небо затянуто, физически ощущается, какой там сейчас тяжелый, душный воздух. Порывы ветра клонят высокую траву, растрепывают выбившиеся из-под косынки волосы девочки и, кажется, подталкивают детей. А внизу, у самой земли, болотные травы не колыхнутся. Зато ненадежный мостик ощутимо шатается под ногами девочки. Кажется, тревожное ощущение ожидания грозы объединило настроение природы и детей. Великолепно написано небо, в нем отражено всё разнообразие предгрозового состояния: чередование оттенков, надвигающиеся тучи, яркие проблески солнца.

Эту девочку Маковский встретил в Тамбовской губернии. Он вышел на природу с мольбертом, а вокруг него собралась стайка деревенских детей. Бойкая глазастая девчонка спросила: «А что ты делаешь?». Художник ответил, что рисует, и предложил и ее нарисовать. Договорились устроить «сеанс» завтра. На следующий день вокруг Маковского собралось еще больше детворы – а той девочки не было. Зато пришел ее маленький братик, который и рассказал, что вчера сестренка пошла по грибы, а он увязался за ней. Когда возвращались, погода резко переменилась, запахло грозой. Торопясь успеть домой до дождя, девочка посадила малыша на плечи. Перебираясь через хлипкий мостик на болоте, она поскользнулась и увязла. Братишка выбрался на землю, а сестра совсем промокла. К вечеру у нее поднялся жар, и лежала она теперь в постели, сил набиралась. Эта история легла в основу картины и дала ей название.

Много лет художник вспоминал, что вот бы той глазастой девчушке показать, что из истории их получилось…


Спасибо за ваши комментарии!

Серия сообщений " ":
Часть 1 -
Часть 2 -
...
Часть 15 -

Константин Маковский – художник многогранный, в чьем творчестве переплелись разнообразные стили. Возможно, не все его работы вызывают восторг. Даже репродукция картины Маковского «Дети, бегущие от грозы» впечатляет. Неудивительно, что это одно из самых известных полотен русского живописца, и, наверное, самых трогательных.

Описание картины «Дети, бегущие от грозы»

Полотно написано в 1872 году, когда художник был увлечен идеями Передвижников. Его произведения тех лет посвящены повседневной обыденной жизни. На этой картине также обычная сельская сцена. Дети пошли в лес собирать грибы, но надвигается буря, и они спешат домой.

На переднем плане – девочка, несущая на спине своего младшего братика. На их лицах читается испуг. Малыш крепко прижимается к старшей сестре, которая с опаской оглядывается на покрытое тучами небо. Заметно, что уже поднялся ветер – по развевающимся волосам, наклонившимся растениям. Автор сумел очень детально и филигранно передать все нюансы предгрозового состояния природы. Кажется, что даже чувствуется, какой тяжелый и душный воздух. Под босыми ногами девочки – шаткая кладка через болото, и ее скользкость, ненадежность тоже очень хорошо ощущается.


Но, несмотря на ощущение страха, которые испытывают сестрички, впечатление от картины «Дети, бегущие от грозы» совсем не тягостное или удручающее. Даже наоборот – чувствуется уверенность, что эта история закончится хорошо. А светлое солнечное пятно на заднем плане только подчеркивает оптимистический настрой и добавляет веры в позитивное завершение этого приключения сельских детей.

История написания

На картине изображена девочка, с которой художник познакомился во время путешествий российскими глубинками в поисках сюжетов для работ. Крестьянская девчушка оказалась бойкой и смелой. Она стала расспрашивать художника, что он делает. Тогда Маковский предложил нарисовать ее. Встреча была назначена на следующий день, но девочка так и не пришла.

Впоследствии, художник узнал историю о походе за грибами. Только в реальности хеппи-энда не случилось. Девочка поскользнулась на влажной кладке и упала в болото, после чего заболела. Эта история и стала базисом для сочинения сюжета картины. А детей Маковский нарисовал уже по памяти.

Какова судьба героини этого полотна, художник так и не узнал, но помнил об этом эпизоде, произошедшем в Тверской губернии, всю жизнь. Спустя многие годы автор картины «Дети, бегущие от грозы» в письме к своему брату вспоминал эту милую девчушку и высказывал сожаления о том, что так и не смог показать ей картину. Художнику хотелось, чтобы девочка узнала, как эта банальная история вдохновила его на написание еще одного шедевра.

Работа была закончена уже в Петербурге и вскоре оказалась в коллекции семейства Нарышкиных. Сейчас картина Константина Егоровича Маковского «Дети, бегущие от грозы» хранится в Третьяковской галерее.

Категория

Дети бегущие от грозы

На этой картине, как в названии, дети от грозы бегут. Видно, как они боятся. Я б тоже боялся! Я, вообще, грозы боюсь. И эти дети – они ещё меньше меня по возрасту (особенно мальчик), вот испугались. Конечно, они не хотят попасть под дождь в лесу или даже в поле.

Девочка (лет восьми) несёт маленького мальчика (лет пять) за спиной. Они похожи. Светлые, щекастые. Наверное, это брат и сестра. На девочке синий сарафан и белая рубашка, а еще косынка красная. На шее бусы. Кажется, что это самые простые бусы. Может быть, даже желуди на нитке. Косынка аж сбилась с головы. На мальчике красная рубашка и белые штанишки. У девочки на поясе корзинка с грибами. Они, значит, собирали грибы. Увлеклись – не заметили тучи. И вот теперь надо бежать от грозы. Оба они босые.

Девочка спешит через мост над ручьем. Наверное, она б его обошла, но сейчас боится грозы. И мост этот – просто доска.

Вокруг детей всё потемнело. Травы все темно-зеленые, ещё лето. Хотя поле желтое. Наверное, там созревшая рожь – и это август. На небе тучи страшные. Есть посветлее, но одна черная. Она прямо над ними. И она похожа на страшную птицу. И всё-таки ещё нет капель. Можно надеяться, что дети добегут до укрытия.

Но трава высокая уже качается под ветром. Клонится к земле. Травы красивые, тоже похожи на колосья. Под мостом видны кувшинки красивые. Вода темная очень. На ветру и юбка девочки, и косынка.

Братик сжимается. Он обнимает сестру с ужасом от грозы. Кстати, может быть, это маленькая сестра в штанишках... Просто сразу вспоминаешь сказку про Алёнушку и Иванушку. Волосы девочки могли с возрастом потемнеть. И будет она сидеть над тем же ручьем, над которым сейчас бежит. Тащит, то есть спасает глупого брата.

Цвета очень уж тёмные тут. Ощущение тревоги и страха. Чувствуется опасность! Будто за ними гроза гонится.

Сочинение по картине Дети бегущие от грозы Маковского

Константин Маковский - один из самых известных художников-передвижников. Он, вместе со своими братьями и сестрой, которые в тоже самое время были его товарищами по обществу, по зову долга часто бывал в сельской местности. В деревнях Маковские не только вели просветительскую деятельность, но и продолжали творить.

С одной из поездок К. Маковский привез одну из своих знаменитых картин - полотно «Дети, бегущие от грозы», которое в наше время заслужено занимает место в Третьяковской галереи.

На этой картине изображены брат и сестра, которые спешат домой, чтобы укрыться от непогоды. Мальчик еще маленький, потому девочка, которая тоже совсем юна, всеми силами пытается ему помочь. Она переносит его через ветхий мостик. Дети, которые не хотят намокнуть под дождем, стараются поаккуратнее перейти через ручей. Мостик сложен из пары досок, которые прогибаются даже под весом детей.

Но брат с сестрой привлекают внимание не на долго. Быстро взгляд отрывается от их фигур. Очень искусно художник изобразил природу. На заднем плане мы видим лес, где брат с сестрой, желая быть полезными для своих родных, собирали грибы. Фоном для картины стало серое небо, затянутое тучами. Только вдалеке виднеются небольшие просветы, где солнце смогло прорвать завесу облаков.

Буйные травы, которые окружают крестьянские поля, прогибаются под сильными порывами ветра. Дети, как и растения, стараются прижаться земле. Они такие же неокрепшие и беззащитные, как трава.

Не известно, был ли Маковский свидетелем события, увековеченного на его полотне, или дети сами рассказали случившуюся накануне историю. Тем не менее, художник отлично передал те переживания, которые испытывает ребенок в преддверии непогоды.

Картина очень впечатлила меня. Как и эти маленькие дети, мы всегда спешим домой, где всегда отыщем укрытие от непогоды и житейских невзгод.

3 и 6 класс.

  • Сочинение по картине Черное море Айвазовского

    Картина «Черное море», написанная Айвазовским в 1881 году и впитавшая весь жизненный опыт мариниста, поражает масштабностью и глубиной. Море, такое дикое и неукротимое, сколько тайн оно хранит?

  • Сочинение по картине Васнецова Баян (описание)

    Великий русский художник В.М. Васнецов, всегда вдохновлялся былинными и сказочными сюжетами, которыми изобилует славянская мифология, и полотно «Баян» одно из таких творений.

  • Сочинение по картине Нестерова Лель, 5 класс (описание)

    Эта очень красивая картина, будто из сказки. На ней не так много ярких красок, но она очень светлая и лёгкая. Больше всего здесь леса

  • Сочинение по картине Васнецова Иван Царевич на Сером волке (описание) 4 класс

    Совсем недавно мне выпала честь ознакомиться с картиной Васнецова «Иван – Царевич на сером волке». Ее автор взял за основу одну из моих любимых сказок и изобразил Ивана-Царевича с Еленой Прекрасной, которые мчат по лесу верхом на волке.

  • Крымов Н.П.

    Отец Крымова Н.П. – художник обучил сына первоначальным навыкам рисования. Затем, в 1904 году будущий художник поступает в Московское училище живописи. В своих работах склонялся к импрессионистскому стилю.