Интересный обычай испании. Испанские традиции и обычаи

Огромное количество церквей, соборов, костелов, часовен. Соборы Праги поистине создают неповторимый колорит. Лоретто – собор в Праге в стиле Барокко . Собор Святого Вита - один из самых знаменитых соборов Праги , его создание началось в 14 веке, а закончилось лишь к 20-му. Башни собора можно увидеть в любом месте старого города Праги . Собор расположен на территории Пражского града , здесь же находятся усыпальницы многих королей Богемии. «Фасады собора святого Вита украшает обильная каменная резьба. Над порталом южного фасада расположена мозаика. «Страшный суд» (1371-1372 гг.) – самая ранняя чешская мозаика из сохранившихся.

Винтовая лестница у Большой Южной башни собора Св. Вита - техническое чудо своего времени. Ее ось трижды заломлена в разных направлениях, а верхнее покрытие состоит из ажурной сети. Позолоченная оконная решетка, подаренная Рудольфом II, скрывает 16-тонный колокол «Зикмунд» 1549 года.

О том, что храм начинал строить французский зодчий, напоминают каменные фигуры химер, украшающие водостоки. Этот мотив был, как полагают , был весьма характерен для средневековой Франции. Высоко взметнувшая свой шпиль башня-колокольня собора Святого Вита на протяжении многих лет являлась самым высоким сооружением Праги . На ее вершину ведет лестница с довольно крутыми ступенями, преодолев которую, можно увидеть панораму чешской столицы. Собор Святого Вита - великолепное сооружение, узнаваемый символ Праги . Расположенный в самом сердце района, храм поражает своими размерами и величественностью архитектуры. Этот готический католический собор является местопребыванием архиепископа Пражского, в нем располагается усыпальница королей Богемии и хранилище коронационных регалий.

Принято считать, что первый камень в фундамент будущего храма был заложен святым Вацлавом в 925 году. Церковь освятили в честь святого Вита, десницу которого Вацлав получил в дар от германского короля Генриха I. В XI веке романский храм был перестроен в трехнефную базилику, а с 21 ноября 1344 года началось строительство собора, который возводился под покровительством архиепископа Эрнеста из Пардубице и короля Карла IV. Над строительством собора в разное время трудились архитекторы Матиас из Арраса, Петер Парлерж, создатель Карлова моста , сыновья Парлержа - Вензел и Йоханс, Мастер Петрилк. Вскоре собор сильно пострадал в начавшихся в 1419 году Гуситских войнах, и лишился множества картин, икон и скульптур.

Между Большой южной башней и часовней Св. Вацлава находится вход в собор - Золотые ворота. Их украшает мозаика, изображающая Карла IV с женой, Елизаветой Померанской. Мозаика была создана в Венеции в 1371 г. и до сих пор считается самой большой и самой старой наружной мозаикой к северу от Альп.

В конце XV века по приказу короля Владислава Ягеллонского строительство собора продолжил Бенедикт Рейт, а за ним, вплоть до начала XX века, над возведением храма трудилась целая плеяда известных зодчих. И, наконец, в 1929 году, после 600 лет строительства, собор Святого Вита был закончен. Сегодняшний храм имеет высоту 124 метра , он представляет собой смешение самых различных стилей и направлений архитектуры. На вершине собора имеется смотровая площадка, к которой ведет лестница в 300 каменных ступеней.

Напротив Староместской ратуши возвышается над Старым Городом Храм Девы Марии Тынской (Kostel Panny Marie pr(ed Ty"nem), или просто Тынский храм. Строительство храма было начато в XIV веке, а закончено - только в 1511 году. С начала XV века Тынский храм выполнял функции духовного центра Старого Города , и являлся главным гуситским костелом Праги . Архитектурно храм - трехнефная базилика с башнями у западного фасада и тремя хорами, завершающими нефы на востоке. С севера на тимпане изображены сцены из жизни Христа. Собор имеет романские и раннеготические фундаменты, его готическая архитектура стилистически идеально гармонирует с отделкой в духе барокко . К примеру, великолепный барочный алтарь (один из 19-ти, имеющихся в храме) был выполнен в 1649 году художником Карелом Шкретой. А две башни в стиле барокко высотой около 80 метров появились в XVII веке на месте башен готических, уничтоженных пожаром.

Костел святого Мартина-в-стене был построен в конце XII века. Необычное название родилось, когда крепостная стена прошла вплотную к южной стене костела. Вокруг было кладбище; несколько подлинных надгробных камней дополняют убранство костела, напоминая прихожанам о бренности жизни.

Тынский храм - настоящая сокровищница исторических артефактов. К примеру, орган Тынского храма - самый древний из имеющихся в Праге , его создал в 1673 году немецкий мастер Мундт. Другие древние предметы - старинная оловянная купель (1414 год), украшенная рельефами апостолов, и кафедра из камня, выполненная в готическом стиле (XV век). В алтаре правого бокового нефа располагается известная готическая статуя Мадонны с младенцем - «Тынская Мадонна на троне» (1420 год). Однако Тынский Храм не спешит раскрыть все свои тайны, так, лишь в 2000 году ученые нашли в храме готическую фреску (конец XIV века), изображающую святого Иеронима со львом, спрятанную в одном из алтарей бокового нефа. Также в храме была обнаружена могила известного астронома Тихо Браге.

Майзелова синагога (Прага 1 – Старое Место , Майзелова ул.) была построена в 1592 году как личная синагога старосты гетто Мордыхая Майзела, придворного и финансиста императора Рудольфа II. Постройка в свое время поражала размерами и великолепием. Проект разработал Иуда Гольдшмид де Герц. М. Майзел и его жена подарили синагоге много различных предметов, например, синагогальные занавесы, покрывала для торы и другие предметы. В настоящее время синагога используется в качестве выставочного помещения и запасника Еврейского музея . В запаснике находятся по большей части серебряные предметы. Экспозиция представляет собой краткий обзор истории еврейского населения в Чехии и Моравии , начиная 10 и кончая 18 веком.

Монастырь капуцинов слева от Лореты - самый старый действующий монастырь в Чехии, он стоит здесь с 1602 года. Внутрь мирянам вход заказан. В XVII веке монастырь чуть было не закрыл придворный астроном Рудольфа II Тихо Браге: монахи мешали работе ученого пением и колокольным звоном.

Лоретта - храм, построенный в Пражском Граде в 1626 году по плану архитектора Джовани Орсима. Основательницей, а потом и покровительницей Лоретты, стала Катержина из Лобковиц. Главный элемент архитектурного комплекса - «хижина», небольшое сооружение, призванное напоминать о домике Девы Марии в Назарете. «Хижина» окружена комплексом закрытых строений с аркадным двором. На продольной оси двора находится костел Божьего Рождения, а посередине северного и южного крыла - часовни, которые раньше были лишь нишами. Лоретта - паломническое место, окруженное легендами . Иконе Девы Марии Лореттской приписывают чудотворные свойства. Знаменитый колокольный перезвон Лоретты издают 27 колоколов, отлитых в Амстердаме, и находящихся в звоннице, созданной в 1695 году часовщиком Петром Неуманом. Ежечасно колокола исполняют религиозный мотив «Славим тебя тысячу раз». В XVIII веке Лоретта приобрела барочный фасад. В Лореттском комплексе имеется хранилище драгоценностей с потрясающим собранием дароносиц. Одна из них украшена шестью тысячами бриллиантов и называется «Пражское Солнце».

Базилика св. Йиржи в Пражском граде (Прага 1 – Градчаны , пл. св. Йиржи) - это вторая по величине церковь Пражского града . Две белые тонкие, но неодинаково широкие башни из опоки, светятся в панораме Пражского града . Первый камень постройки, тогда еще ротонды, положил около 920 года князь Вратислав I (отец св. Вацлава). В 973 году около церкви сестра Болеслава II Млада основала монастырь. Млада была посвящена в аббатисы в Риме, откуда привезла в Чехию первых монахинь ордена св. Бенедикта. Благодаря усилиям Млады, романская ротонда была перестроена и превратилась в трехнефную базилику.В начале 13 века к южной стороне башни была пристроена в позднероманском стиле капелла св. Людмилы. Южный портал базилики (с Йиржской улицы) украшен рельефом, изображающим св. Йиржи, сражающегося с драконом (автор Бенедикт Рид).

Западный фасад базилики приобрел современный вид в период барокко в результате перестройки, произведенной Франческо Каратти (в 1671 году) и Франтишеком Максимилианом Канькой (в 1718-1722 годах). Скульптуры на фасаде изображают князя Братислава и аббатису Младу. Базилика представляет собой трехнефный объем с романскими сопряженными окнами и криптой, находящейся под возвышенным пресбитерием. В крипте, относящейся к 12 веку, была похоронена аббатиса монастыря. В базилике был погребен и ее основатель князь Вратислав (место погребения отмечено каменным саркофагом с расписным дополнением), а также несколько князей из рода Пржемысловичей. На стенах хора сохранились остатки романских росписей. В южной стене базилики находится капелла св. Людмилы. Надгробие было сделано по заказу Карла IV, хотя тело святой было перевезено в базилику уже в 925 году.

Базилика Святого Георгия - один из знаменитых соборов Праги . Он узнаваем благодаря своим знаменитым башням-близнецам и виден из любой точки старого центра Праги . Собор Святого Микулаша – собор в стиле барокко 18 столетия, Собор находится в самом центра района Мала страна. Страговский монастрырь - это одно из тех мест, которому удалось выстоять перед многочисленными опасностями, обрушившихся на Прагу : пожаров, войн, оккупаций. Но до сих пор он ожидает истинно верующих в своих стенах. Неоготический костел святых Петра и Павла расположен в Вышеграде . Большинство населения исповедует католичество, но также в Праге есть и христианские храмы. Например, наиболее известные православные храмы - это Собор Святых Кирилла и Мефодия и Храм Успения Пресвятой Богородицы. Также соборы Праги открывают свои двери перед уставшими путниками, которые хотят отдохнуть в жаркий летний день.

Один из самых красивых готических храмов Европы, Кафедральный Собор святых Вита, Вацлава и Войтеха. виден с любой части Праги. Перед ним меркнут все остальные достопримечательности Чехии готического стиля, настолько он уникален и неповторим. Расположен он на территории Пражского Града.

Это колоссальное сооружение не имеет аналогов во всем мире не только по своей готической архитектуре, но прежде всего - по своей истории. Собор святого Вита в Праге начал строиться в середине XIV века и был закончен к XX веку. Историки выделяют несколько этапов его легендарного возведения.

  • I этап: 1344-1419 гг. Инициаторами строительства собора выступили архиепископ Эрнест и король Чехии Карл IV. Храм изначально замышлялся как место для коронации, фамильный склеп и королевская сокровищница. Из-за гуситских войн строительство было остановлено.
  • II этап: 1490-1510 гг. Чешский король Владислав Ягеллон хотел закончить строительство великого собора и поручил его Бенедикту Рейту, талантливому архитектору, однако процесс был приостановлен из-за нехватки средств.
  • III этап: 1556-1593 гг. Были предприняты новые попытки достроить собор святого Вита, которые привнесли в архитектурный ансамбль собора элементы барокко.
  • IV этап: 1873-1929 гг. Архитектор Йозеф Краннер представил программу по окончанию строительства собора. Он лично возглавлял ремонтные работы и сумел избавиться от элементов барокко. После смерти Краннера новому архитектору Йозефу Мокеру пришлось заканчивать реконструкцию. Наконец в 1929 году строительство легендарного собора, длившееся почти 600 лет, было закончено.

Особенности готической архитектуры

Кафедральному собору Праги присущи все черты типичного готического архитектурного стиля. От остальных готических сооружений он отличается внушительными размерами и другими особенностями:

  • длина главного нефа составляет 124 метра;
  • длина поперечного нефа - 60 метров;
  • высота Большой южной башни - около 97 метров;
  • высота каменных неоготических башен - 82 метра;
  • высота внутреннего свода - 33 метра;
  • круглое окно в виде розетты - 10 метров.

Три портала собора украшены каменными, а также бронзовыми скульптурами и рельефами. Уникальная особенность - это гаргульи из Средних веков, которые по легенде отпугивают злых духов, а на практике являются водостоками.

Внутреннее убранство

Наибольшее внимание в соборе привлекают необыкновенной красоты цветные витражные окна. Ведь в Средневековье считалось, что свет в храме должен быть особенным, неземным. Когда лучи солнца попадают на окна - собор как будто загорается радужными цветами. Над витражами работали десятки чешских художников, в числе которых был известный Альфонс Муха.

Собор Святого Вита - это католический собор, а также королевская усыпальница и место хранения коронационных регалий, так как до 1918 года здесь проходили коронации чешских королей. В храме захоронены десятки королевских персон и их родственников. Тела императоров и королей находятся в мавзолее Габсбургов и в крипте.

Также в отдельном боковом помещении размещаются семейные капеллы, которые создавались за счет местных дворян. В те времена было большой привилегией иметь свое место для молитв, причем обустроить свою капеллу меценаты должны были самостоятельно, пригласив художников и скульпторов. Покупались даже святые мощи и ценные реликвии для обустройства собственных капелл.

Информация для туристов

Режим работы:

  • с ноября по март: Пн - Сб - 9:00 - 16:00 (воскресенье - 12:00 - 16:00);
  • с апреля по октябрь: Пн - Сб - 9:00 - 17:00 (воскресенье - 12:00 - 17:00).

Цена билетов:

  • Южная башня - смотровая площадка - 150 крон;
  • экспозиция «Сокровища Собора святого - 250 крон;
  • «Пражский град — круг B» - 250 крон;
  • «Пражский град — круг А» - 350 крон.

Как добраться до собора Святого Вита в Пражском Граде

Адрес: III. nádvoří 48/2, Pražský hrad.

Как доехать:

  • На трамвае №22 - до остановки «Pražský hrad».
  • На метро: до станции Malostranská, далее подниматься по старой замковой лестнице.

Свои достопримечательности Прага свято хранит и чтит: в этом городе кафедральный собор является настоящей святыней для местных горожан. Увидев его величие и красоту, оценив его культурно-историческое наследие, туристы прекрасно понимают жителей Праги. А вечером можно отдохнуть у изумительно красивого поющего фонтана . Он также не менее любим и почитаем.

Собор Святого Вита на карте Праги

Один из самых красивых готических храмов Европы, Кафедральный Собор святых Вита, Вацлава и Войтеха. виден с любой части Праги. Перед ним меркнут все остальные достопримечательности Чехии готического стиля, настолько он уникален и неповторим. Расположен он на территории Пражского Града.

Собор святого Вита: по страницам истории

Это колоссальное сооружение не имеет аналогов..." />

Ты уже отпускала. Теперь?
– Иронизируешь, вместо того, чтобы помочь! Даже не знаю. Наверное, в этот раз будет немного больше, чем два раза по два часа. Скажем, “Полдня на Прагу”. Но что выбрать? Парижскую улицу? Квартал Йозефов? Побродить по Старому месту? В какие храмы зайти? Какие на потом оставить? Тебе хорошо, ты уже написал.

– Мы на Староместской площади стоим. Давай отсюда и плясать.

– Я тоже так думаю. Просто здесь и на Ратушу хочется подняться, и в храм Девы Марии перед Тыном зайти, и в церкви Святого Микулаша интерьеры посмотреть. С таким раскладом и полдня на одном месте будем топтаться. А хочется людям город показать! Особенно господам КтоВпрагеНебыл.

– Вот гидовская твоя натура! Теперь влезла в шкуру турменеджеров, которых ругаем, на чём свет стоит! Они, думаешь, как туры планируют? Тоже бедные мучаются, что включить, что выключить…

– …сколько бабла себе в карман положить за сдвиг мыши и удар по клаве! Знаешь, ведь не всем интересны религиозные интерьеры. Давай вот что сделаю. Отдельный пост по Пражским храмам, а? Кому интересно – посмотрит, кому нет – пропустит!

Годится! К Святому Микулашу? Вот и он.

Это начало 18 века, барокко и внутри, и снаружи. Принадлежал он когда-то бенедиктинскому монастырю, а теперь – чехословацкой церкви.

Дева Мария перед Тыном тоже может кое – чем похвастаться. Меня удивило, что по виду костёл – готический, а вот внутри – барокко!

– Он не просто готический. Заложен в 1365 году на месте двух стоявших здесь ранее, один из них был романский. Из-за своих башен, наверно, самый знаменитый и самый узнаваемый. 80-ти метровые башни появились только на рубеже 15 и 16 веков.

И с барокко всё объяснимо – пожар конца 17 века уничтожил много домов на Староместской площади, и Тынский храм не пощадил. Вот он и был покрыт новым, барочным сводом.

– А почему название такое – перед Тыном?

Ничего удивительного. Расположен он перед Тыном – учреждение такое. Там иноземные купцы останавливались, а правитель города им охрану предоставлял за определённую плату. Но это – другая история. Знаешь, что мы с тобой прошляпили?

Уже знаю. Давай узелочек на память завяжем, чтобы потом литературу не перелопачивать, а свои записи посмотреть.

1. Тимпан северного портала, сохранившийся с 1390 года, с изображением страстей Христовых.

2.Внутри – готическая кафедра для проповедей,

3.Готическая мадонна,

4.Готическое распятие начала 15 века (на алтаре, в конце северного бокового нефа),

5. Древнейшая из сохранившихся пражских оловянных купелей (1414). И, пожалуй, ещё каменный балдахин работы Матея Рейсека (1493г.).

Снимать в интерьерах нельзя, просто потом посмотрим.

Следующим выдающимся пражским храмом является Вифлеемская часовня, она тоже в Старом месте находится.

Чем она знаменита? Вроде – ничего приметного!

В ней сам Ян Гус проповедовал! И после его казни – последователи, проповедники. Судьба у часовни не менее трагична, чем история Гуса. То, что мы сейчас видим – точная реконструкция 50-х годов 20 века. Разрушили её в конце 18 века, а оставшиеся три стены были встроены в жилой дом.

Просторная какая!

До трёх тысяч человек вмещала! И кафедра проповедника в центре была, чтобы все слышали!

Теперь у нас костёл Св.Ильи на Гусовой улице. И снова та же история – суровая готика экстерьера и пышное барокко внутри. И только сейчас храм как бы вписан в городскую застройку, целиком его ниоткуда не рассмотришь. А в средние века от был одним из монументальных строений Старого Места.

Интересно, что внутренняя отделка храма принадлежит художнику, Райнеру, который и погребён здесь.

Да, и ещё ты статую святого Мартина Порреса (Перуанского) снял. Я в книжечку его имя записала. Изображается он с животными, потому что был целителем и всем, даже животным не отказывал в помощи и облегчал их страдания.

Даже больные звери приходили лечиться к Мартину. Он легко с ними управлялся и очень заботился о них (что для испанцев было непостижимо), простирая свою любовь вплоть до мышей и крыс и оправдывая их повадки чувством голода. Святой содержал приют для кошек и собак.

Мартин был великим целителем, но самая известная история о нём связана с крысами. Настоятель монастыря был практическим человеком и не питал нежных чувств к грызунам. Он велел Мартину извести их ядом. Мартин внял его повелению, но ему было очень жалко крыс. Он вышел в сад и тихонько их позвал, и крысы тотчас явились на его зов. Он отчитал их за дурное поведение и поведал о яде. Даже пообещал кормить их каждые день в саду, если они перестанут досаждать настоятелю. На том и порешили. Мартин отпустил грызунов, и с тех пор они больше не причиняли хлопот монастырю.

Интересная история. А мы продолжаем знакомиться с пражскими храмами.

И был за то наказан! Комплексный обед билет включал все иудейские храмы, кроме Староновой, ради которой этот поход и планировался! Что же мне теперь было, купить билет и не поехать?

– Съездил, да не туда! Будем синагоги в рассказ о храмах включать?

Здрасьте, приехали! Ты о них в разделе “пивные” расскажи, самое оно будет!

Не смотрю на тебя. Смотрю на синагогу.

Майзлова –

была названа по имени заказчика Мордехая Майсела в самом конце 16 века. Переделки – перестройки, не без этого. А во время оккупации использовалась как склад мебели, отнятой у отправленных в лагеря евреев.

– Что там внутри? Книжки по разному говорят. Старая говорит, что там выставка уникальной коллекции изделий из серебра. Если верить новой – то там экспозиция истории евреев, живших на чешских землях с древних времён до эпохи Просвещения.

Знаешь, уже не помню, фотографировать внутри было нельзя. Но, думаю, это одно и то же – ведь это выставка предметов культа, которые использовались при богослужениях в 153 еврейских религиозных общинах и сотнях частных домов. Знаешь, откуда эти вещи там взялись?

Расскажи.

Опять шпильки будешь вставлять, зачем я в синагоги пошёл?

Не.

Фашисты собирались устроить в Праге “музей исчезнувшего народа”. Поэтому и свозили в столицу Чехии еврейские ценности.

Даже не знаю, что сказать. Давай просто помолчим.

………………

Это-Староновая синагога. Удачный снимок, тут сразу и Еврейская Ратуша в объектив попала.

А на Ратуше аж двое башенных часов. Нижние – с древнееврейским циферблатом. Текст в них пишется справа налево, поэтому идут эти часы, “наоборот”, показывают обратный ход времени.

– А название – Староновая, потому что была старая, а потом была перестроена и стала новая?

– Есть такая версия, что синагогу построили на старом фундаменте. Но мне больше по душе такое объяснение, что на древнееврейском она называлась “временная” – Alt-nai. В переводе на немецкий получилось – Alt-neu, а отсюда и “староновая” на чешском.

– Тут и ритуальный зал есть. Для прощаний?

– И не только. Для омовения тел усопших. И что ты скажешь на то, что это здание – 20 века.

Удивлюсь. Стилизация готическая. Хотя, если подумать и внимательно посмотреть… Это и сейчас ритуальный зал?

Был до недавнего времени, до конца 20 века. Сейчас – музей. Что-то бедноватая коллекция синагог у тебя получается. Хорошо, хоть испанская есть. Сегодняшний мавританско-ренессансный вид она получила в конце 19 века.

– Хотя на этом месте иудейский храм стоял уже в 12 веке. “Испанской” её стали называть, когда в Прагу пришли евреи, бежавшие от преследований инквизиции. Их ритуал был “сефардский” и отличался от “ашкеназских”, которые здесь жили. Испанская синагога служила им несколько лет, а название так и закрепилось.

– Ещё в Праге, в том же Йозефовом квартале есть Высокая синагога, Пинкасова и Клаусова.

В Старом городе у нас ещё церковь Святого Франциска осталась. И Святого Сальватора. Мы этот снимок в рассказе показывали. Давай продублируем, лучше всё равно нет.

– Купол костёла Святого Франтишека Серафинского – старомейстская доминанта. Здесь уже Орден крестоносцев с красной звездой свой вклад в городскую архитектуру сделал.

– И всё? Так скучно? Расскажи ещё, что строили его на месте старого, готического. Про архитектурный анализ не забудь.

– Не кипятись. Не всё так обычно. Посмотри, как он сориентирован. Не восток-запад, а север-юг!

Вот это да! И правда! На нашем снимке это хорошо видно, соседний – Святого Сальватора (Спасителя) имеет правильную ориентацию, Святой Франтишек под прямым углом к нему стоит!

– И давай уже про храм Св.Сальватора пару слов скажем. Он лет на сто старше своего соседа. И если Св.Франтишек стоит на месте готической церкви, то Св.Сальватор вырос из романского, посвящённого Св. Клименту. Как и первый костёл, этот – часть комплекса Клементинума, иезуитского университета.

– А теперь на Малу страну пойдём храмы собирать?

Знаешь, у меня идея появилась. Давай на этой стороне Влтавы останемся и в Новое место пойдём. Там тоже есть, что посмотреть.

– Согласна! Во-первых – Дева Мария Снежная!

Может быть и не во-первых, но уже в неё то зайти точно стоит!

Слушай, а почему этот храм самым большим в Праге называют?

Не путай! Не самым большим, а самым высоким! Это действительно так. Карл IV только ЗАДУМЫВАЛ его в 1347 году, как самый большой, в противовес кафедральному святого Вита. Но так получилось, что отстроить до конца его так и не удалось. То, что мы сейчас видим – всего навсего пресвитерий задуманного храма. С необыкновенно красивым сводом!

– Это свод 14 века?

– Да нет же. Тот ещё выше был, да рухнул в 16 веке. Этот – ренессансный, был занижен.

Это сюда бедные пражане приходили послушать проповеди гуситского проповедника Яна Желивского? Он обличал развращённость и взяточничество служителей церкви и феодалов. И отсюда он в 1419 году возглавил шествие своих сторонников к Карловой площади?

Когда мы будем на площади ты увидишь Новоместскую ратушу, откуда бунтовщики выбросили из окна несколько членов магистрата. Желивски проповедовал в костёле Девы Марии Снежной до своей казни в 1422 году. Но сейчас речь о храмах, давай не будем отвлекаться.

– Хорошо. Только посмотрим на тимпан над воротами. Знаешь, сначала он был помещён на башне костёла, которую снесли в 19 веке. На нём Карл IV изображён. Я его в кружок обвела.

Костёл Святого Индржиха (Гейденрейха) мы мимо прошли. Отправляемся на Карлову площадь. Смотреть костёл Св.Игнатия. Скульптуру Святого Игнатия на фасаде видно издалека и нимб вокруг всей фигуры святого стал предметом разбирательств между иезуитами, которые строили костёл в конце 17 века и церковью.

– Я помню. Нимб над скульптурой Христа внутри собора был гораздо меньше, чем нимб святого Игнатия, что и стало предметом критики. Папа Римский всё же решил спор в пользу иезуитов, одобрил размер ореола, его мы и сейчас видим на самой верхней точке фасада.

Интерьер барочный?

А какой он ещё мог быть в конце 17 века?

– Теперь в православный, к Кириллу и Мефодию? Он всегда был православным?

Что ты! Храмом после постройки в 1735 году он побыл недолго. Уже через 50 лет его упразднили и использовали, как армейский склад. Только в середине 30-х годов 20 века его приобрела православная церковь.

– Здесь и экспозиция есть!

Да, я об этом уже писал в отчёте . Расскажи сама, что помнишь. Ты и в музее откровенно скучала.

Прости. Ты знал об этом, а я нет. И не сразу осознала. Теперь только поняла. После убийства Гейдриха, фашистского наместника Чехии, в мае 1942 года здесь скрывались парашютисты. Нашёлся предатель, который выдал их. Все они погибли в гробнице костёла, отстреливаясь до последнего патрона от окруживших храм гитлеровцев. И покончили там с собой. У них НЕ БЫЛО ВЫХОДА. Экспозиция в крипте рассказывает об этой славной и трагической странице истории борьбы против захватчиков.

– Теперь – в монастырь “На Слованах – Эмаузы”.

Наверное, не успеем. Только мимо пройдём. Почему название такое странное?

-“На Слованах” – потому что он был единственным, где богослужения проводились не на латыни, а на древнеславянском языке. Второй название тоже легко объяснить. При его освящении в 1372 году читалось Евангелие о встрече Иисуса с учениками в Эмаузах.

– А башни? Это что, Карл IV, который основал монастырь такие придумал?

– Ещё один костёл в Новом месте мимо проходим. Святого Яна Непомуцкого на Скалке. А зайти надо было. Ведь с деревянной позолоченной фигуры Яна Непомуцкого отлита его скульптура на Карловом мосту.

Жаль. Но если бы в храм зашли, то уже точно в музей Альфреда Мухи не попали. Зато снаружи особенность храма хорошо заметна. Он очень необычен тем, что возведён на восьмиугольном фундаменте и его башни развёрнуты – одна навстречу другой. Удивительная барочная композиция первой половины 18 века.

– И ещё один храм рядышком, неопознанный. В источниках ничего про него не нашла.

– Это всё, что мы видели в Новом месте. Теперь в Малу страну надо идти. Там тоже недостатка в церквях нет. Но со святым Николаем мало какой сравниться может. И ведь с виду в нём ничего необычного нет. Мы с тобой на Украине и поинтереснее барочные строения видели. Смотри, на этом снимке костёл вместе с колокольней изображён. Интересно, что колокольня принадлежала городу, а не церкви, поэтому у неё свой отдельный, независимый от храма вход. Но если внутрь зайти, то немудрено там надолго остаться. Можно и просто полюбоваться, а можно на детали внимание обратить.

– Знаешь, я клип подготовила на полминутки. Кому захочется на интерьеры в общем взглянуть, то лучше его включить. А про детали мы ведь уже позже узнали.

Знаешь, давай опять “узелочек на память”. А когда ещё поедем в Прагу, то потом по святому Николаю Малостранскому отдельный пост сделаем.

– Да! Самое главное – на фасад обратить внимание. Он скульптурами разных святых украшен. Мы с тобой распишем, кто-где.

– А внутри надо на главный свод посмотреть. Там огромная фреска “Прославление святого Николая”- это крупнейшая в Европе фреска, 1500 кв. метров создана Яном Лукашем Кракером.

И ещё в этом соборе на органе играл Вольфганг Амадей Моцарт, когда в Прагу приезжал.

И вот ещё что интересно. Строили костёл иезуиты с 1703 по 1760 год. Они стремились продемонстрировать победу католицизма над чешским народом, который они считали еретиками. Но в 1773 году Римский Папа Климент XIV орден распустил, и им пришлось проститься с этим прекрасным храмом, а “еретики” стали проводить в нём богослужения. Идём дальше?

– В Костёл Девы Марии Победительницы.

Внутри я не снимала. И у этого храма своя изюминка имеется. Оказывается, церковь стала первой ласточкой барочной сакральной архитектуры. Представляешь, уже в первой трети 17 века!

– Главная его святыня – копия чудотворного образа Девы Марии Победительницы. Образ помогал императорским войскам победить в сражении на Белой горе.

– А в подвале музей Пражского Ангелочка. Знаешь легенду?

Это то самое восковое изображение Иисуса-младенца, которое из Испании привезла в Чехию жена канцлера Вратислава из Пернштейна Мария. Их дочь подарила 47-см фигурку монастырю кармелитов у Девы Марии Победительницы, которому этот храм тогда принадлежал.

Совершенно верно! Монастырь стал получать многочисленные дары от паломников к Чудотворному Ангелочку, а также одежду для фигурки. В музее больше 60 видов разных платьев, даже с Востока и Южной Америки. А сама фигурка постоянно с 1741 года находится в витрине алтаря.

Знать бы заранее, ни за что не прошли бы!

Так ещё поедем. А теперь – к Деве Марии под Цепью. Мы с тобой только на “самые” костёлы внимание обращаем. Этот – один из древнейших Пражских, конца 12-го века. Название “под Цепью” – тоже объяснимо. Расположен он на улице Лазеньской.

Жилая постройка монастыря ордена иоаннитов (были и такие) прилегала к костёлу с северной стороны. Это здание соседствовало с Юдифиным мостом, его Карлов заменил. Раньше улицы на ночь на цепь закрывались. Рядом с такой цепью и был расположен костёл.

– Перед погребением в этом храме находились тела императоров Карла IV, а позже – его сына Вацлава IV.

Смотри, а мальтийский крест над воротами, и ещё один на стене?

– Принадлежал храм первоначально рыцарям Мальтийского ордена. Память об этом до сих пор сохранилась.

– Ещё на Малой стране костёл святого Йозефа есть. На фасаде, над входом, хорошо виден герб. В нём – буква L – напоминает о закладке первого камня в 1687 году императором Леопольдом.

– Не забыть ещё и святого Томаша, то есть Фомы, упомянуть. Высокая башня храма издалека видна.

– Самое интересное внутри храма. Копии двух картин Рубенса над главным алтарём. “Мученичество святого Фомы” и “Святой Августин”.

Оригиналы в музее?

Где ж им ещё быть? В Национальной галерее.

– Из главных пражских храмов у нас остались самый главный -собор святого Вита на Граде. И Лоретта в Градчанах. Я думаю, не буду их в этот пост включать. О Святом Вите, наверное, отдельно напишу. А о Лоретте в Градчанах расскажу.

– Наверное, ты права. И сама устала, и читатели, наверное, уже выдохлись. Как следующую пражскую часть назовёшь? .