Берберы - потомки праславян. Берберы на марокканской земле

Я почти год общалась в скайпе с молодым мужчиной (мне 48, а ему 35), и всерьёз его не воспринимала. И ему откровенно говорила об этом. А в апреле этого года получила sms с московского телефона и просьбу встретиться. Он прилетел в Россию.

В сентябре у нас свадьба.

Мне 48. Три развода. Не знаю, что будет после свадьбы, так же не могу сказать, что было бы, если бы я приехала к нему в Марокко.

Могу судить только о том, что происходит между нами в России.

Не знаю, что будет потом, но сейчас могу сказать мы живём на его средства (я в «творчесом поиске» нового места работы). Он не пьёт и не курит. Ему не надо 100 раз говорить о том, что нужно сделать. Он ищет более денежную работу. Это не легко, т.к. внешность у него не славянская и паспорт из дальнего зарубежья. Но приехав в Россию, он берётся за любую работу, чтобы содержать семью.

Конечно, менталитет и языковой барьер. (Он не говорит по-русски, и мы общаемся исключительно на английском, который ни для него, ни для меня не является родным). Он не из богатой семьи. Но тот факт, что ему не стыдно ходить со мной по магазинам и то, что мне не надо 10 раз говорить, что у нас кончаются продукты - это правда. Достаточно сказать один раз. Причём, платит за всё всегда он.

Я дочь мамы-одиночки. Единственный поздний избалованный ребёнок. Всегда был пример мамы перед глазами - «если хочешь, чтобы что-то было сделано - сделай это сама».

И в своих предыдущих семьях, как только я начинала надеяться, что муж что-то сделает, всё сразу шло наперекосяк. И снова приходилось впрягаться самой.

Тут я тоже было начала «лидерствовать». А потом поняла - надо просто позволить ему быть Мужчиной и головой. И только тут я поняла, почему я сбежала от своих 3 предыдущих мужей - устала быть мамкой-нянькой-лидером и ничего не получать взамен.

Мы просто забыли, что такое быть Женщиной!!!

Конечно, и русские все разные, и арабы тоже не все под копирку сделаны. Хотя мой марокканец гордо заявляет, что он не Араб! Он БЕРБЕР! Да какая разница?…

Может мне просто повезло…

P.S. Публика тут собралась бывалая и по большей части подкованная по теме. Есть ли у кого наблюдения за берберскими семьями в «среде их традиционного обитания»? Было бы интересно услышать ваш РЕАЛЬНЫЙ опыт. (Мысли и догадки на данную тему меня не интересуют, только реальные наблюдения в «среде обитания» - тех, кто достаточно времени провёл в Марокко).

Наталия, комментарий к статье

————————————

Спустя 3 недели:

Теперь мой любимый уже не жених. Теперь мой марокканец гордо называет себя «Я МУЖ»)

Нашему браку уже 3 дня. Пока всё в порядке. Ничего не изменилось в худшую сторону. Его отношение ко мне стало ещё лучше, уважительнее. Жить мы пока планируем в России, т.к. получить гражданство Марокко оказалось не так-то просто. Даже если все документы в порядке, то нужно ждать 5 лет для получения гражданства и принятие ислама — одно из необходимых условий. Я не согласна на это. Планируем переезд в одну из скандинавских стран.

С арабами-краснобаями на сайтах знакомств я тоже встречалась много раз. А сейчас смотрю на своё обручальное кольцо, которое он привёз мне из Марокко и думаю — какой смелостью и верой надо обладать, чтобы вот так, практически не зная друг друга (что такое общение в скайпе? оно не даёт реального представления о том, каков человек в жизни) собрать все необходимые документы, купить обручальные кольца и приехать в чужую страну, без знания языка, в холодный климат и т.д. и т.п. …

У моего мужа много хороших качеств и мужских, и человеческих. У себя на родине он 12 лет работал в основном с европейцами, знает 5 языков (только с русским проблемы 😀 - дома общаемся на английском) и я вижу, что европейская культура сидит в нём очень поверхностно, только какие-то внешние атрибуты одежда, этикет и пр.

Я со своим мужем до сих пор предпочитаю общаться на английском. Уже в привычку вошло. Хотя иногда хочется дома говорить на русском, но его уровень русского ещё очень низкий. На английском мы лучше понимаем друг друга, хотя для нас обоих он не является родным языком.

И не верьте, что в зрелом возрасте язык выучить невозможно. Я начала учить английский в 44 года. Сейчас мне 48. Не могу сказать что владею им в совершенстве, поэтому продолжаю изучение языка. Кроме того, общение на иностранном языке с жителями других стран развивает кругозор, и с вами становиться интереснее общаться. И кроме того, владение английским, даже на среднем уровне, сделало меня увереннее в себе.

И я думаю, что меня спасает во многом то обстоятельство, что мы живём в России. Не приятно осознавать это, но я думаю, что если бы мы жили в его стране, то его отношение ко мне было бы менее мягким.

Отдельное спасибо за коментарий с подсказкой, где можно изучать арабский язык. Думаю, это пригодится мне в дальнейшем.

————————————

Спустя 3 месяца:

Могу сказать, что действительно после заключения брака многое в отношениях меняется. Но не только со стороны мужчины. Женщины тоже меняются. Да, не всё и не всегда гладко. Но для меня большое значение имеет тот факт, что он вообще не пьёт алкоголь и делает всё возможное для того, чтобы наша семья жила в достатке. И я вижу, что когда у него это получается - он горд как мужчина, что ему нравиться заботиться о нашей семье.

Это мой 4-ый брак. А у него - первый. Предыдущие мужья были русскими. Ни от одного из них я не видела такой заботы как от моего бербера.

Иногда он бывает вредный и упёртый, как все мусульмане. С приятием нового у них у всех туго 😀 . Но я просто научилась не обращать внимания на эти закидоны и проблем стало намного меньше. Поворчит-поворчит, а потом всё равно сделает так, как я прошу.

И ещё я заметила такую деталь. Видимо у мусульман из арабских стран жена в семье имеет намного больше прав, чем принято думать у нас. Мы, русские к этому не привыкли. Но иногда, когда «русская тактика» не помогает, я просто топаю ногой и говорю: «Я - твоя ЖЕНА! И я хочу ТАК!». И о, чудо! Это срабатывает 🙂

Правда часто я так ногами не топаю, использую «тяжёлую артиллерию» только если что-то принципиально важное для нас обоих решается.

Не берусь судить, что было бы живи мы в Марокко. Но в России пока вот так. С ними, с арабами нужно просто уметь себя вести.

Если бы год назад мне кто-то сказал, что я выйду замуж за бербера из Марокко - я бы решила, что у него с головой что-то сильно не так. 💡

05 сентября 2012

Понравилась статья? Подпишись от журнала "Замуж за иностранца!"

25 комментариев к “Мой любимый жених — бербер из Марокко

  1. Anna:

    я замужем, и к вашему сведению, не за русским, мой муж бербер, и живём у меня на родине уже 3 года, познакомились в интернете, чисто случайно! Даже могу вкратце рассказать как?
    Моя крёстная уехала работать в Германию, да там и живёт уже лет 9. В моей жизни произошли неожиданные «повороты», связанные с русским бывшим мужем, приходилось крепиться, мужаться, чтоб не потеряться в этом мире и не сгинуть.
    Крёстная всё это знала не по наслышке, а от меня, т.к. у нас разница в возрасте небольшая, мы как подружки-сестрёнки. Старалась помочь советом. Накопив на самолёт, я на рождество полетела к ней. Она живёт in Badsoden-Salmunster,от Франкфурта на Майне 60-70 км где-то.
    Пообщавшись день и ночь напролёт, она сказала, что поможет найти работу мне на первое время, главное язык — свободное говорение! Я его знала в нормальном объёме, но по возвращению, походила на интенсивные курсы, чтоб вспомнить. Сын недоумевал, что же происходит? Учитель немецкого тоже предложила свою помощь по поводу работы. Осталось как-то привести все мысли в порядок, чтобы понять как уезжать, что надо сделать и чего не стоит делать, короче, всё взвесить.
    И вот в этот период, кога я собираюсь деактивровать свою анкету, её профиль частенько стал просматривать 1 мужчина,не русский, но говоривший по- русски неплохо. Завязалась переписка, а остальное как во сне!
    Хочу заметить, «пыль» в глаза не пускалась! Мужчина, как мужчина, не бездельник.
    Узнав, через некоторое время, что я собираюсь на работу в Германию, он посоветавал не ездить, т.к. до этого уже сделал мне предложение, и сказал, что всякое бывает в жизни, дома сын один останется, как он будет там один, ведь русскому отцу он нужен тогда, когда поговорить надо было после выпивки!
    Теперь всё по-другому, абсолютно, и мне не 33 года, а поболее, и сынок уже взрослый!
    Когда мы встретились вживую, а было это в Испании, куда мы прилетели оба, он подарил мне ноутбук, со словами:
    — знаешь почему компьютер дарю? потому что, благодаря ему мы познакомились и теперь всегда будем вместе!

    Вот такая обычная история произошла со мной, в этой жизни!
    Комментарии к моему комменту будут излишними, т.к. не очень хочется грубости читать в свой адрес, и какие-то выпады агресии вычитывать!
    Жизнь сложна, и портить самой себе её не хочется, так как всегда найдётся множество других, кто тебе её подпортит!
    Всем вам добра и милосердия к ближнему!

  2. ANYA:

    Anna замечательная история со счастливым концом! Рада за Вас!

  3. Елена:

    Добрый день!
    Я полностью согласна с Натальей в плане «…3 предыдущих мужей - устала быть мамкой-нянькой-лидером и ничего не получать взамен». У меня точно такая же ситуация как под копирку: 3 развода и в итоге я одна. Тоже ищу мужа на сайтах международных знакомств, но знаю точно, что не рискну связываться с мусульманином. Потому что религия — это очень важная сторона жизни. И знаю точно (у самой дочь замужем за иностранцем-адвентистом) придется полностью принять его религию и соблюдать обычаи. Так что можно посоветовать только одно — уточните сразу у будущего мужа все о его религии и обычаях.

  4. Ирина:

    Наталия, поверьте мне, для них это огромная разница — араб или бербер!! 🙂 поэтому, своему милому не говорите какая, мол, разница и не называйте арабом. И когда в страну жениха поедете, тоже всех подряд не называйте арабами 🙂 как все нац. меньшинства, берберы жуткие сепаратисты 🙂 Для меня тоже в свое время было открытием америки, что в Алжире живут не только арабы:)) вот Зидан, например, он бербер 🙂 берберы, пожалуй красивее арабов, у них кожа белая, и они горды тем, что являются исконным населением Сахары, а арабы типа пришлые, в 8 веке н.э. приперлись. поэтому не обижайте их нац. самолюбие 😉 им ведь тоже без разницы, украинец или русский. а для нас разница есть 🙂

  5. Ирина:

    а так, Вы молодец, всё правильно написали, я, как девушка алжирца, всё подтверждаю 🙂 Удачи Вам и большого семейного счастья!

  6. Галка:

    Дай Бог, чтобы все сложилось хорошо. А сколько ему лет? Свадьба будет в России? Жить где собираетесь потом? Извините за столько вопросов….

  7. Елена:

    Наталия, Ваше письмо меня очень тронуло. Искренне желаю Вам счастья. Если позволите, скажу, единственное, что меня в нем царапнуло и вызвало беспокойство: Вы пишете — какая разница, бербер он или араб. Вы сами чувствуете, что он гордится тем, что бербер. Постарайтесь понять, почему. Если Вы его любите и настроены на долгие отношения, проявите уважение к этому его чувству и постарайтесь узнать, чем берберы отличаются от арабов (пусть на наш, русский взгляд, и ничем, но для них это важно, я знаю, о чем говорю). Уверена, когда начнете интересоваться историей и обычаями этих народов, вам станет интересно. Вам будет легче там освоиться. Да и поверьте, муж ваш будущий это ой как оценит. Удачи.

  8. ANNA:

    День добрый, всем!
    На самом деле все, кто вам писал, в чём-то правы, каждый по-своему!
    Начну с конца вашего монолога.
    — «Есть ли у кого наблюдения за берберскими семьями в «среде их традиционного обитания»? Было бы интересно услышать ваш РЕАЛЬНЫЙ опыт.»- немного улыбнулась, когда прочитала такое предложение- «в среде…..обитания»- как в передаче «В мире животных»!!! Это такой же народ, как и славяне, давно живущие на планете, поэтому и гордятся своим происхождением и, это достойно уважения! Семьи все разные- поэтому, вам никто ничего определённого не скажет ни здесь, ни там!
    Разве могут американцы, голландцы или другие народы сказать, как ведут себя русские?- могут, если жили рядом с русскими, но это ещё не значит, что они знают русских!
    Про » реальный опыт»… у каждого свой опыт, у вас будет свой- а делиться зачем? я всегда думала, что люди, вступающие в брак, будь то русская пара, либо смешанная, должны сначала понимать всю ту ответственность, которая на них лежит- чтобы потом никто не страдал! это ж вам не в супермаркет сходить?! Прежде надо хорошо подумать, что общего у вас есть? как вы будете решать свои бытовые, финансовые, моральные трудности, если они возникнут?
    Если будете жить в стране супруга- возможность выучить язык в Медресе и поближе узнать о его традициях — будет более доступнее, чем у вас на родине- это точно, если супруг будет не против, а у вас будет желание!

    А по поводу семейного быта- это просто замечательно, что сто раз повторять не надо! Это точно! За финансовую сторону в такой семье ВСЕГДА ОТВЕЧАЕТ СУПРУГ- если он имеет образование, и богобоязненный мусульманин, то проблем не будет- другое дело, если супруга тратится на всякие безделушки не нужные в быту и потом кушать нечего, то разговор будет серьёзный, и тем более, если вы его в курс не поставили, что купили!
    На самом деле человеку мало нужно для жизни, просто у многих «запросы» и амбиции «растут» чтобы перед другими покрасоваться, но ваша жизнь НЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ДОСТОЯНИЕМ ДРУГИХ ЛЮДЕЙ! Много завистников, которые вам «пожелают» в спину…
    Чтобы побольше узнать, совершенствуйте свой английский, потом можете французский начать учить, если супруг БЕРБЕР,то скорее всего должен хорошо его знать, но не факт!

    Удачи вам!

    • Наталья:

      Прожила в их среде обитания два месяца в Атласских горах.Вернулась две недели назад с огромным удовольствием.В берберских семьях нет семейных скандалов,практически-не бывает разводов.Они очень дружные и приветливые люди.Очень любят детей и почти не ругают и не наказывают их.В Марокко нет детских домов и женских тюрем.АРАБОВ ТАМ 60%,а берберов-40.ЖЕНЩИНЫ быстро стареют.Состоятельных семей немного,но клановость имеется.Я рискнула и приехала туда по приглашению человека,который убеждал меня в своей любви почти три месяца.Сказал,что все оплатит.Большую часть оплатил,но,оказалось,что он самовлюбленный эгоист,который привык жить в свое удовольствие.Он-атеист,но мама его ортодоксальная мусульманка.Общались с ней на языке жестов,а с ним-на английском.Рада,что Вам повезло,но не жалею о поездке.

  9. ANNA:

    Для Елены:
    «…Тоже ищу мужа на сайтах международных знакомств, но знаю точно, что не рискну связываться с мусульманином. Потому что религия - это очень важная сторона жизни. И знаю точно (у самой дочь замужем за иностранцем…)»- ???
    Можно у вас спросить: чего вы боитесь больше?
    1 — поменять религию?
    2 — или слова » мусульманин»?

  10. Елена:

    Для ANNA:
    Отвечаю: 1 — менять религию и образ жизни

  11. ANNA:

    ДЛЯ ЕЛЕНЫ:
    есть в русском разговорном жанре такое выражение:» ГЛАЗА БОЯТСЯ, А РУКИ -ДЕЛАЮТ»- такое выражение применять можно для всех, везде и всегда!
    Скорее всего дело не в религии, а в том, как вы её ассоциируете с кем-то? глядя на жизнь дочери, как она поменяет свою жизнь!?
    Вы пишете: «…не рискну связываться…»- если любите, то это не связываться! а существовать, как 1 целое, думать вместе, решать вместе, уметь идти на компромиссы!
    Странно,но при богатой исторической культуре, русские женщины менее лояльны- они готовы всегда поспорить, лишь бы остаться правой, т.к. их «правда» самая правильная, часто упрямятся, не желая признавать очевидное и т.п.

  12. ANNA:

    Хотелось бы привести для размышления читательниц сайта притчу о семейном счастье.

    «В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах, а другие в своей половинке души не чают. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:
    – Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.
    Пришел тот к соседям, зашел тихонечко в дом и спрятался в укромном уголке. Наблюдает. А хозяйка веселую песенку напевает, и порядок в доме наводит. Вазу дорогую как раз от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.
    Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. «Что будет-то?», – думает сосед.
    Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:
    – Прости, дорогой. Я виновата. Так небрежно ее на стол поставила.
    – Что ты, милая? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

    …Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:
    – Ну что ты так долго? Посмотрел?
    – Да!
    – Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.»

  13. Елена:

    Для ANNA:
    1. Я не отстаиваю свою «правду», тем более что столько людей, столько и «правд»…И все они правы, по-своему…
    Я не хорошая, и не плохая. Я — такая, какая есть..
    2. Моей дочери больше нравится ходить в православную церковь, а муж настаивает на обязательном посещении всей семьей адвентиской церкви по субботам вместе с ним, также хочет, чтобы она не работала по субботам. А по воскресеньям она может ходить в православную. Различия в церковной службе есть. Ее это слегка «напрягает», но она здесь идет на компромисс, тем более что вероисповедание практически одно (я не утверждаю, что много понимаю в разных религиях). А как человек и муж — ее муж очень хороший. Тем более, ей есть с кем сравнивать. Ее первый муж был избалованный, эгоистичный парень.
    4. Я знала лично девушку (она приходтся родной тетей моему внуку), она москвичка, 7 лет назад вышла замуж за турка, родила сына, живут в Турции, очень довольна своим мужем и жизнью.
    5. Я сама мусульманка так сказать по рождению. Но так получилось, что мне ближе по духу православная религия. Но вообще я убеждена, что Бог — един, просто мы — люди — по-разному к нему обращаемся, совершаем по-разному обряды…

  14. ANNA:

    Для Елены:

    1- да,да, конечно же, вы -правы.

    2- о правде…лишь Всевышний знает, кто прав, люди могут предполагать, а Бог располагает!

    3- в моём городке живут мусульманские семьи, где женщины из моего городка, а мужья — из Турции, Дагестана, Марокко, Сирии, Пакистана, и живут спокойно!

    Они такие же люди, как и все вокруг, также хотят жить счастливо и спокойно, но «благодаря » некоторым жителям, их жизнь становится неспокойной! Потому как 80% населения верят СМИ, раз мусульманин, значит террорист!или шахид! понятия не имеют об Исламе, как о религии МИРА!
    Зато двери открывают «свидетелям иеговы», спокойно разговаривают, улыбаются, принимают приглашения и посещают собрания и т.д.
    Чем же мусульмане хуже сектантов?

    Они смиренно принимают окрики и хулу в свой адрес на улице,не давая разгореться вражде, на грубости не отвечают, почитают только ОДНОГО СОЗДАТЕЛЯ, выплачивают закят, чтобы помочь бедным, чтобы те, в свою очередь спокойно относились к более состоятельным людям, соблюдают пост в СВ. Рамадан(христиане тоже держат пост), уважают и почитают и не оставляют в старости своих родителей, поддерживают младших как могут! Признают и уважают всех пророков и посланников! Разве такой мусульманин не достоин уважения?

  15. Елена:

    Каждый человек стремиться жить комфортно. И если кому-то комфортно в мусульманстве — то ради Бога! Дай Бог вам всем счастья. Я просто в самом начале сказала, что мне в мусульманстве не комфортно, я не хочу ходить в платке, длиной юбке и пр., мне не нравится, что женщину считают нечистой (хотя и в православии есть такие моменты)…
    Знаю случаи, когда мусульмане переходили в православие, и наоборот… В общем, я себя люблю и живу как мне нравится. И всем того же желаю! Также желаю всем мира на земле, любви и счастья! А кто ищет мужа на сайтах, как я, желаю успеха в поисках! Ну и себе тоже желаю успеха!

    Татьяна, полностью с Вами согласна. У мусульман мне нравятся те же самые вещи, и еще их горячая вера у каждого (конечно, имеются в виду те, с кем я знакома). Но вот обрезание у женщин — это жуть жуткая! Не желаю никому, ни свои потенциальным невесткам, ни вообще кому-либо из женщин!

Берберы – самый загадочный и древний народ из всех живущих на Земле. Именно берберы создали в Северной Африке цивилизацию, наследниками которой стали древние египтяне, и культура берберов стала родоначальницей культуры стран Магриба. . Эль-Ма́гриб — «там, где закат», так называли страны Африки к западу от Египта. На протяжении веков королевские династии Магриба были аристократические династии берберов, из берберов происходит род марокканских королей…

Берберы (от греч. βάρβαροι, лат. barbari – «варвары») — так называют коренное население Северной Африки, в странах Магриба. По оценкам берберских экспертов, различные народности берберов составляют не менее 60% населения Марокко, 45% населения Туниса, около 25% населения Алжира, они живут также в Ливии, Египте, Мавритании, Мали, Нигере и других странах. Общая численность берберов около 30 миллионов человек, в странах Европы проживает 3 миллиона берберов — во Франции (1,2 млн чел.), Бельгии, Нидерландах, Германии, США и Австралии.


Название «берберы» неизвестно большей части самих берберских народностей, так как было дано им европейцами по аналогии с «варварами» из-за непонятности их языка. Самоназвание берберов: амазиг, амахаг, амазир и даже амазай, что означает «свободный человек».
Покоренные в VII веке арабами, берберы исповедуют ислам, в основном, они мусульмане-сунниты, сторонники суфизма и мистических учений, но есть среди берберов иудеи и христиане. Берберам удавалось на протяжении нескольких веков сопротивляться тотальной исламизации, сохранять свою независимость и совмещать мусульманские и христианские традиции со своими собственными культами, самобытным языком и культурой, остающейся и сегодня, почти, в неизменном виде.


Не смотря на то, что по реальной численности берберские народы далеко не везде в меньшинстве в странах Магриба, они находятся на положении национальных меньшинств, и борются за свои права исключительно мирными методами. В Европе создано международное культурное берберское движение Амазиг, провозгласившее целью добиться равного статуса в странах, населенных берберами, для берберского языка статуса государственного наряду с арабским языком.

Марокканские берберы требуют права называть детей берберскими именами и использовать берберскую топонимику (от др.-греч. τόπος «место» + ὄνομα «имя») в странах Магриба.

Среди многочисленных берберских народов Магриба можно выделить основные национальности:

1. Амазахи - проживают в северном Марокко, на крайней северо-западной береговой полосе материка (Риф, «рифские пираты») и самую северную часть Атласских гор до провинции Телла.
2. Машуеш, Мазиес, Матмата – народы живущие большими общинами, они всё решают сообща, ценят внутренне тепло отношений и всячески помогают друг другу.
3. Шилу, народ берберов, занимающий часть большой равнины вдоль Ум-эр-Ребиа и Тензифт, в южном Марокко.
4. Кабилы (от арабского «qaba’il» — племя) - живущие в Алжире. Местность Кавелия (Kabylie) в Северной Африке.
5. Шауйя - народ в Алжире, населяет Орес (Арес). Шауйя славятся «дурным глазом», и внушают суеверный страх их тайные знания, народная медицина, магия, они украшают свои лица характерными сакральными татуировками, из комбинаций крестов, точек и овалов.

6. Туареги (траглодиты), их самоназвание - Имощаг, Имошаг - древний народ берберов, живущий в Алжире, Ливии, Марокко, Мали, Нигере, Буркина-Фасо. Они живут, разделенные огромными пространствами пустыни Сахары и населяют самые дальние уголки пустыни.
7. Гараманты (греч. Γαράμαντες) - древний народ берберов, живущий с конца II тыс. до н. э. в Сахаре, и упомянутый впервые Геродотом в 500 году до н. э., как «очень великий народ». Берберы состояли из воинственных, отчаянных и задиристых племён берберов, проникавших, в степные просторы северной Африки на колесницах, запряжённых четвёрками лошадей. В VIII веке до н. э. в состав государства гарамантов входил весь нынешний Феззан, южные районы Триполитании и значительная часть Мармарики. В 19 году до н. э. государство гарамантов было захвачено и подчинено Римской Империи. В VII веке н. э. гараманты были покорены арабами. Гараманты говорили на языке берберской группы и использовали древнюю берберскую письменностью – «тифинаг», которое называют «древнеливийским», или берберо-ливийским языком.


По данным глоттохронологии, в 6-м тысячелетии до нашей эры в долине Нила произошло отделение носителей пра-берберского языка от близкого языка пра-египтян. С начала 3-го тысячелетия до нашей эры о пра-берберах — ливийцах записано в текстах Древнего Царства и египетском искусстве, как о западных соседях Египта. Пра-язык берберо-ливийских языков разделился в конце 2-го тысячелетия до нашей эры, после поражения народов моря, и их союзников-ливийцев от египтян. Часть ливийских племён ушли от границ Египта и расселились на западе и юго-западе от Египта. Берберы были частью населения могущественного Египта. В истории Древнего Египта было даже несколько берберов-фараонов, известно, что !


Современные берберы утверждают что они – прямые потомки этрусков и римлян. Все народности берберов – европеоидного облика, белокожие, с голубыми глазами, рано лысеющие, они абсолютно не похожи ни на арабов, ни на африканцев негроидной расы.


У одного из величайших полководцев и государственных деятелей древности Ганнибала (247-183 г.г. до н. э.) текла берберская кровь. Ганнибал родился в Карфагене в семье полководца Гамилькара по прозвищу Барка — «молния», данную ему за его стремительность и тактику ведения боя против римских войск на Сицилии. В армии Ганнибала, воевавшей с римлянами в Испании, и разгромившей римлян в нескольких сражениях в Италии в 218 году до н.э., был целый кавалерийский корпус воинов-берберов. Воины Ганнибала люто ненавидели римлян и не раз сокрушали римские армии, за что римляне считали их вероломными.


До вторжения арабов в VII веке, на севере Африки насчитывалось 9 берберско-еврейских княжеств: Борион, Нафуса, Орес, Лудалиб , Аль-Курдан, Шивава , Тальмесан, Вад-Драа и Тахир. Орес в Алжире стал центром иудео-берберских княжеств, которые, во главе с легендарной берберской царицей Кахиной , долгое время отражали атаки армий арабских завоевателей.
Среди берберов широко распространены элементы «народного ислама» - культ святых, религиозные и религиозно-цеховые объединения, братства, восходящие к суфийским орденам - тарикатам.


ТУАРЕГИ - мусульмане-сунниты. Однако берберы-туареги сохранили много доисламских обычаев — почитание культа матери – прародительницы рода, хранительницы древнего языка и традиций, у туарегов запрещено многожёнство. Девочки с раннего возраста учатся читать и писать, а мужчине позволительно быть неграмотным. Часть туарегов, населяющая Алжирскую Сахару и пустыню Тенере, кочует со стадами верблюдов и коз, разводят мелкий рогатый скот.
Основные традиционные занятия всех народов берберов — кочевое и полукочевое скотоводство (верблюды, мелкий и крупный рогатый скот). Долгое время берберы сохраняли общинное пашенное землепользование («арш» – земляная мера), земледелие мотыжное, выращивали зерновые, ячмень, просо, пшеницу, бобовые, овощи занимались садоводством.
У берберов сохраняются родо-племенные отношения, во главе племенного объединения стоит выборный совет старейшин - имзран и вождь (аглид, амгар). Устанавливаются межклановые союзы (тиуизи), и сотрудничество в выпасе скота (тауаллат). Центром племенной группы служит укреплённое селение тигремт или дшар.


В древности общество туарегов было разделено на касты. Сами туареги худощавые, светлокожие, высокого роста воины, совершали набеги на соседние племена, захватывая людей в рабство, рабы были темнокожие и составляли низшую касту общества.

Хáмса -значит «пять» — защитный амулет в форме ладони считается символом удачи и счастья , появился раньше ислама. Финикийцы ассоциировали ее с «Рукой Танит», супругой Баала или Владыки, лунной богини и покровительницей Карфагена . А на Кипре ее ассоциировали с Афродитой.

Берберский любян — янтарь и хамса — рука Танит

В древних легендах туарегов рассказывается о «матери-прародительнице» Тин-Хинан, которая пришла к ним из Марокко на белом верблюде со своей служанкой Такамат , и стала царицей. Самые прекрасные, молодые и сильные мужчины-женихи приезжали к царице Тин-Хинан, но царица поступала с мужчинами так же, как легендарные амазонки, она убивала их утром. Царица Тин-Хинан и служанка Такамат рожали детей, положив начало роду высшей и низшей касте туарегов, их чернокожие и белые потомки и сегодня объединены одним племенным именем. В 1925 году в районе древнего укрепления Абалессы в Ахаггаре нашли богатое захоронение женщины, многие туареги верят, что это гробница царицы Тин-Хинан.
В XI веке арабские завоеватели вторглись на территорию племён берберов- туарегов в Северной Африке, и они отступили на запад и в самые дальние уголки пустыни Сахары, но все же были подвергнуты насильственной исламизации и арабизации.


В Средние века туареги создали несколько государственных образований, просуществовавших не долго — Султанат Агадес контролировали важные перевалочные торговые пункты, город-государство Такедда на территории Нигера.
В колониальной эре туареги, не смотря на сопротивление, были покорены французами и их земли были включены во Французскую Западную Африку, в колонии Нигер. Туареги поднимали восстания в 1916-1917 г.г., колониальная власть смогла подчинить племена туарегов только к 1923 г. Французская колониальная власть управляла туарегами через клановых лидеров, используя противоречия между родовыми кланами.

Берберы строят дома из необожженной глины, украшая их узорчатыми окнами, и берберские долины называют долинами тысячи крепостей, так как их дома больше напоминают неприступные крепости.
Вопреки распространенному в литературе мнению о воинственности берберов, они очень миролюбивые и безобидные земледельцы, в отличие от воинствующих торгашей финикийцев, римлян, греков, арабов. Берберами всегда кто-то правил, сначала египтяне, потом финикийцы, затем римляне, греки, арабы. Защищая свою свободу, независимость, язык, культуру и образ жизни, берберы научились воевать.


Все народности и племена берберов объединены общим флагом-триколором, цвета которого олицетворяют море, горы и пустыню. Многие известные и прославленные люди из разных эпох являются выходцами из берберов, например, христианский богослов Святой Аврелий Августин, известный полководец Ганнибал .

Значительная диаспора берберов проживает во Франции, из неё происходит ряд известных личностей, например, французская певица Эдит Пиаф — настоящее имя Эдит Джованна Гассион.

Прозвище Piaf, в просторечье означающее «воробышек», стало сценическим псевдонимом этой поистине великой артистки XX века. Ради возлюбленного Пиаф перешла в православие.

Известный алжирский футболист Зинедин Зидан происходит из берберского рода кабилов.

Зинедин Зидан — французский футболист и тренер алжирского происхождения, главный тренер испанского клуба «Реал Мадрид». Считается одним из величайших игроков в истории футбола.


По соседству с Гибралтаром

Арабы и берберы

В Фее мы ехали на такси, которым управлял веселый Нашит. Он словно стремился оправдать смысловое значение своего имени ("активный, деятельный" по-арабски), всю дорогу не умолкал, смеялся, а когда тема для разговора иссякала, принимался громко петь. Пел он почти без слов, начиная с тихого мычания, а затем переходя к более внятному мурлыканью одному ему понятной мелодии, внезапно взрывавшейся протяжным переливом на двух-трех нотах гортанного выкрика. Сначала мы, слыша это, вздрагивали от неожиданности, потом привыкли. Нашит широкоплеч, коренаст, с большими рабочими руками, крупной, массивной головой, почти курносый, с загорелым лицом. Скорее темный шатен, чем жгучий брюнет. И нет у него ни оливковой смуглости, ни слегка заостренных черт, обычно присущих африканским арабам. Вполне сошел бы за уроженца юга Европы. Но говорит он по-арабски, причем на языке, близком к литературному. Ловко управляя машиной, он успевает и вокруг посматривать, и на нас взглянуть, заметав наше внимание, и широко улыбнуться.

Нашит, ты араб или бербер? - спрашиваем мы.

Я бербер, как многие живущие в Мекнесе. Все они говорят на ташелхите. Это и мой родной язык. Но по-арабски мы тоже говорим. И к тому же все мы мусульмане и марокканцы.

И он выводит очередную руладу, лихо заворачивая на крутом вираже горного серпантина. Переведя дух, мы не торопимся возобновить беседу, но наш водитель этого как бы не замечает.

А вот вы тоже говорите по-арабски, хоть и не марокканцы, -- берет он инициативу в свои руки. - Наверное, вы мусульмане. Всякий, кто говорит по-арабски, должен быть мусульманином.

Мы убеждаем его, что это не так, но Нашит не верит нам. В этот миг яркий луч солнца, прятавшийся за поворотом, буквально пронзает ветровое стекло, и Нашит, даже подпрыгнув от радости, издает что-то вроде боевого клича и прибавляет скорости. Природа родных мест, ее краски и запахи, возникающие то слева, то справа от дороги прекрасные виды гор, холмов, долин с оливковыми рощами, виноградниками и золотящимися в зелени садов апельсинами действуют на него, судя по всему, опьяняюще.

Сказанное Нашитом довольно примечательно. Марокканские арабы (особенно интеллигенты), как правило, не ограничиваются констатацией того, что они арабы, но почти обязательно добавляют, что в Марокко не имеет значения, кем быть-арабом или бербером. В известной мере, сейчас это так и есть. И, тем не менее, все обстоит гораздо сложнее. На протяжении всей истории Марокко со времени прихода сюда арабов в VII в. происходит непрерывный процесс арабизации берберов. Крупные города и деревни западной части страны заселены в основном арабами или смешавшимися с ними арабизированными берберами, в том числе полуарабизированными, то есть воспринявшими арабский язык, но сохраняющими также и свой. Поэтому очень трудно точно определить, сколько в Марокко арабов и сколько берберов, тем более что можно встретить и тех, и других в любом районе. По словам известного берберского деятеля Махджуба Ахардана, "все марокканцы - берберы" и в 15 километрах от Рабата, в племени земмур, арабского языка не знают. Он повторяет мнение французского ученого О. Бернара о том, что в Магрибе "нет арабов, а есть лишь берберы на разной стадии арабизации".

Называют разные цифры. Из них можно заключить, что от 50 до 70 процентов марокканцев - берберы, многие из которых (очевидно, большинство) двуязычны. Родной язык берберов Рифа (на севере страны) - тарифит, а берберов Среднего Атласа - тамазигт. При этом и те, и другие называют себя "имазиген" ("свободные люди") и, понимая друг друга, обычно склонны не видеть все же существующих между ними различий в языке. Наиболее же распространенной группой берберов считаются шлехи, говорящие на языке ташелхит и населяющие горы Высокого Атласа, Анти-Атласа и долины реки Сус на юге, но за последнее время поселившиеся также в центре страны. Между ними и берберами Рифа лингвистические различия более значительны, чем между имазигенами.

Очевидно, помимо этих различий, о которых пишут журналисты и рассказывают гиды, есть и другие. Нам пришлось беседовать в Мекнесе с двумя молодыми служащими отеля "Риф". Оба они были берберами и считали родным языком ташелхит. Однако один из них сказал:

Я - шлех, а мой товарищ - суои (то есть уроженец населенной теми же шлехами долины Сус. - В. А.).

Все это лишний раз говорят о том, что берберская проблема еще недостаточно изучена и связана во многом с непреодоленностью старых племенных барьеров и региональной замкнутости, которые постепенно разрушаются, но еще не разрушились.

Арабы Марокко - не менее сложная этническая общность, чем берберы. Это потомки не только пришедших в Магриб несколькими волнами в VII-XI вв. арабских племен (главным образом осевших на побережье Атлантики племен маакиль), но и части арабизировавшихся берберов, полностью забывших свой язык, андалусских мавров, принявших ислам европейских пленников. Кроме того, среди арабов и берберов Марокко почти всюду живут и говорят на их диалектах темнокожие потомки абидов (бывших рабов) "черной гвардии" Мулая Исмаила, которых к концу его жизни было около 150 тыс. Пестрота этнического состава марокканских арабов дополняется наличием выходцев почти из всех стран арабского мира, в разное время по тем или иным причинам эмигрировавших в Марокко. Нам, в частности, приходилось сталкиваться с коренными марокканцами, ведущими свое происхождение от пришельцев из Ливана и Алжира.

Поэтому арабы Марокко стараются подчеркивать то, что их объединяет друг с другом, а также с берберами. Это в первую очередь арабский язык, которым владеет абсолютное большинство жителей страны независимо от происхождения, и религия ислама. Любопытно было говорить об этом с Нашитом. Он склонен считать арабский язык всемирным средством общения мусульман и вполне серьезно задавал, например, такие вопросы: "А в России говорят по-арабски? А мусульмане там есть? Так на каком же языке они говорят?" Для мусульманина, верящего, что Коран был ниспослан пророку на арабском языке, все эти вопросы не столь уж наивны, как кажется сначала. К тому же Нашит был твердо убежден, что "мусульмане хорошие люди, потому что они боятся Аллаха". В его глазах христиане и коммунисты, разницу между которыми он ощущал довольно смутно, проигрывали именно потому, что не боялись Аллаха. Не случайно Нашита, не читающего газет, но слушающего радио, из всех международных проблем интересовал больше всего вопрос о захваченных израильтянами святынях ислама в Иерусалиме.

Интересно было также сравнивать Нашита с Мухаммедом, который не задавал наивных вопросов и вежливо избегал задевающих собеседника тем. Но если речь заходила об арабском языке в Марокко и о проблеме его разделения на литературный и народно-разговорный, то он обязательно замечал:

У нас в этом отношении дело обстоит благополучнее, чем в других арабских странах. Разговорный арабский у нас единый для всей страны, особенно в городах, где говорят, как в Рабате и Касабланке.

Между тем известно и из работ ученых-лингвистов, и со слов других марокканцев (а частности, впоследствии знакомившего нас с Касабланкой гида Мустафы), что в стране около 13 различных говоров, арабских и берберских, что по-арабски в Рабате говорят не так, как в Фесе. Жители столицы лишь за последнее время стали приобретать особенности произношения, ранее свойственные Танжеру и прочим северным городам. Что же касается Касабланки и городов юга, то там арабский язык восходит к говорам бедуинских, племен и отличается от диалектов других городов.

Единению всех марокканцев тем не менее способствуют и распространение арабского языка среди берберов (прежде всего в городах), и усилившееся за последние годы внимание к берберской культуре. Самобытность берберов признавалась и раньше - в особенностях крестьянской одежды, народных танцев и песен, фольклора и легенд, ремесел и ковроделия. Ныне сделан новый шаг: культура и язык берберов начинают серьезно изучаться. Предполагается, как заявил недавно король Хасан II, создание Института берберского языка. Уже упоминавшийся Газзаль еще в Рабате сказал нам, что недавно стал выходить литературный журнал "Тамазигт" на берберском языке, но на арабской графике ввиду отсутствия у берберов своей письменности.

Разумеется, это только начало. Журнал "Тамазигт" наряду с литературными произведениями печатает также материалы по языкознанию и по другим вопросам культуры. Речь идет о том, чтобы от простого упоминания о берберской специфике перейти к ее глубокому пониманию. Вместе с тем распространение образования среди берберов будет способствовать изживанию ими черт племенной замкнутости и обособленности. Ныне нередко берберская молодежь после обучения в школе говорит на более литературном арабском языке, нежели молодые арабы, для которых арабский - это прежде всего родной диалект их местности. В результате среди деятелей арабоязычной культуры марокканской нации растет и несомненно будет расти доля берберов, что еще более сблизят оба народа, подчеркнув общность их культурного достояния.

Берберы и арабы

Материал "увели" с сайта http://сайт/

Сегодня берберы проповедуют ислам; но они – довольно скромные последователи пророка. До прихода арабов они поклонялись богам Картажа: Гурзиле, Мастиману и другим варварским божествам.

Согласно Тертульену, они приносили детей в жертву Сатурну. Они также исповедовали культ огня. В период господства христиан, несколько племен, находящихся по соседству с греческими поселениями, были обращены в .

Берберы являются моногамным народом. Их женщины, хотя и в меньшей степени находятся опекаются, нежели женщины христианских народов, не обладают особыми правами.

Берберская женщина за приготовлением блюда кус-кус

Берберские женщины

Берберские женщины обладают завидной энергией. Иногда можно видеть, как они сражаются наряду со своими мужьями. История увековечила память об их храбрости и стойкости духа в саге об амазонках, в которой Гомер воспел королеву амазонок, завоевавшую Ливию и часть Малой Азии.

Амазонки

Некоторые берберские женщины обладали верховной властью у берберов; один только этот факт, совсем нехарактерный для арабов, довольно четко указывает на то, что касательно определенных вопросов образ мышления данных народов был абсолютно разным. во время завоевания встретили довольно жесткое сопротивление со стороны королевы Кахины, которая командовала несколькими племенами и сформировала лигу против арабов. В первой схватке ей удалось обратить их в бегство и занять всю северную Африку.

Поскольку арабы вернулись в гораздо большем количественном составе, чем раньше, она решила разорить страну, чтобы помешать им ее занять, и приказала разрушить все деревни и поселения от Триполи до Танжера. Эта удивительная женщина наводила равный ужас на греков, и на арабов, и, возможно, она и изменила бы судьбу своей страны, если бы не нашла свою смерть в одном из сражений.

Характер берберов

Авторы, которые рассказывали о берберах, зачастую придерживались весьма противоречивых мнений относительно характера последних. Эти противоречия легко объяснить, принимая во внимание все то, что мы говорили в отношении , такого различного, в зависимости от условий их обитания. Описания, которыми мы руководствуемся, точны лишь для той части населения берберов, к которым эти описания относятся; однако, поскольку это население было очень разным, то все, что является верным в отношении одних, не является таковым для других. Например, то, что характеризует туарегов, которые представляют собой опасное кочующее племя грабителей и разбойников, не имеет никакого отношения к берберам, живущим в горах.

Психология бербера может рассматриваться как весьма сходная с психологией араба, при условии, разумеется, что оседлые племена будут сравниваться с оседлыми, а кочевые – с кочевыми. Для всех народов являются одним из наиболее важных факторов, которые, в свою очередь, влияют на формирование характера. Рассматривая схожие условия существования, стоит ожидать, что мы обнаружим одинаковый образ мышления и манеру поведения. Оседлые берберы, как и оседлые арабы, усердны, терпеливы, энергичны и трудолюбивы. Кочевые племена берберов, подобно арабам-кочевникам, независимы, воинственны, сдержаны и выносливы. Первые, как и вторые, обладают живым умом, они также невероятно коварны и опасны по отношению к своим врагам. Они отличаются от арабов лишь тем, что они более мстительны, жестоки и не так умны.

МНОГОЧИСЛЕННАЯ демонстрация берберов прошла в начале недели в столице Марокко Рабате. Участники демонстрации выкрикивали лозунги на родном языке тамазигт, несли плакаты с надписями, написанными берберским шрифтом тифинаг, гласящими: "Мы не арабы! Не искажайте историю!" Многие из прохожих отнеслись к демонстрантам с симпатией, но большинство недоумевало, почему берберы отрицают то, что в течение 14 веков связывало их с остальными жителями Северной Африки, почему они отказываются от, казалось бы, ставшей для них родной и привычной арабской культуры.

Официально Марокко является арабской страной, где государственной религией является ислам. Берберские активисты в Марокко утверждают, что все марокканцы - берберы, но берберское влияние на политическую и экономическую жизнь страны минимально. Официальное количество берберов, проживающих в Марокко, неизвестно, но, как утверждают независимые источники, их большинство. Всего в мире, по разным оценкам, от 10 до 25 миллионов берберов. Большая часть, кроме Марокко, проживает в Алжире, Ливии, Мали, Мавритании, Нигере, Тунисе, на Канарских островах, в Египте, Буркина-Фасо и Чаде.

Активисты берберского движения сетуют, что в современных исторических книгах забывают о вкладе их предков в историю стран, где они проживают. О берберах вспоминают в основном на фольклорных фестивалях и для развлечения туристов, упоминая о них как о чем-то экзотическом.

Слово "бербер" происходит от "варвар" - так назвали этот народ древние римляне во время завоеваний Северной Африки. Сами же берберы идентифицируют себя по названию племени, народа, к которому они принадлежат (тамазигт, рифы, шлех, туареги, кабилы). Марокканские берберы предпочитают называть себя "имазигхен", что в переводе с языка тамазигт означает "свободный человек".

Обращаясь с речью по случаю второй годовщины правления, король Марокко Мухаммед VI пообещал создать Королевский институт по изучению берберской культуры, назвав ее национальным достоянием страны. Король добавил, что институт сделает все возможное для сохранения берберского наследия. Правда, еще в 1978 году парламент страны решил создать подобный институт, однако эта задумка так и не была осуществлена. При этом берберы не собираются довольствоваться признанием их культуры - они требуют придания языку тамазигт статуса официального языка Марокко наравне с арабским.

Проблема с признанием берберского языка состоит в том, что у него около 300 диалектов, и некоторые специалисты даже считают их самостоятельными языками. Хорошо, если в стране проживают представители только одной берберской народности. А если их несколько, то какой из языков признавать официальным?

Пока в Марокко все обходится без кровопролития, в соседнем Алжире несколько месяцев не прекращаются берберские волнения. Как уже писала "НГ", все началось с убийства полицейскими берберского юноши в Кабилии. Волна протестов постепенно захлестнула несколько алжирских провинций. В июле, протестуя против поддержки США алжирского режима, берберы устроили пикетирование Белого дома во время визита в Вашингтон президента Алжира Абдельазиза Бутефлики. Демонстрации прошли также напротив американских посольств и консульств во многих странах Европы и Африки.

ИЗ 29-МИЛЛИОННОГО населения Алжира берберов около 3 миллионов. Ко времени арабского завоевания Северной Африки в VII веке у берберов уже сложился феодальный строй. После прихода арабов начался процесс их постепенной ассимиляции, стали распространяться ислам, арабский язык, письменность и культура. Тем не менее берберы на протяжении многих столетий сохраняют свой язык и обычаи. Основная масса относится в религиозном отношении к мусульманам-суннитам, незначительная часть после колонизации Францией Алжира приняла католичество. Кабилы, которые в основном представляют берберское население Алжира, до сих пор сохраняют многие элементы анимизма, пережитки домусульманских верований и ритуалов, не соблюдают многих предписаний ислама. И по сей день многие из них живут в поселках, представляющих собой небольшие замкнутые "мини-государства".

В течение долгого времени берберы сопротивлялись французской и испанской колонизации. Со времени колонизации Алжира кабилы стали усиленно рекрутироваться во французские колониальные войска и во французскую армию, причем название одного из обитающих в Алжире берберских племен - суава - дало имя особому роду французских войск: зуавам. Первый такой полк был создан еще в 1831 году. Полки зуавов принимали участие почти во всех колониальных войнах Франции, во Франко-прусской войне и в двух мировых войнах.

Организатором последних выступлений в Алжире является "Движение за свободную Кабилию", созданное группой представителей кабильской интеллигенции. Движение требует наказать виновных в совершенных против берберов преступлениях, признать их язык в качестве официального, обеспечить национальные права, а также улучшить экономическое положение.

В последнее время все чаще выдвигаются сепаратистские лозунги. На протяжении многих десятилетий отношения между кабилами и алжирскими арабами были сложными. При этом французские колониальные власти ловко использовали эти противоречия.

"Движение за свободную Кабилию" ставит своей целью объединить всех берберов в единое государство. Подобные планы существуют и у лидеров другой группы берберов-туарегов, проживающих в пустынных районах Алжира и Ливии, а также в Мали и Буркина-Фасо.