Белорусские композиторы авторы песен для детей. Белорусская музыка xviii века

Выдающуюся роль в развитии музыкальной жизни республики сыграла деятельность В. Золотарева.

В довоенные годы активно развивается творческая деятельность Е. Тикоцкого, Н. Чуркина, Г. Пукста. Ярким событием стали оперы «Михась Подгорный» Е. Тикоцкого, «В пущах Полесья» А. Богатырева, балет «Соловей» М. Крошнера. В период Великой Отечественной войны главной темой музыкального искусства стала борьба против фашистской оккупации. В послевоенный период чрезвычайно важной была педагогическая деятельность А. Богатырева как воспитателя большинства белорусских композиторов последующих поколений.Василий Андреевич Золотарёв (1873-1964) - русский и советский композитор и педагог. Преподаватель МГК имени П. И. Чайковского. Заслуженный артист РСФСР (1932). Народный артист БССР (1949). Лауреат Сталинской премии второй степени (1950)В. А. Золотарёв родился 23 февраля (7 марта) 1873 года в Таганроге (ныне Ростовская область). Окончил Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, получив в классе профессора П. А. Краснокутского специальность скрипача. Композиторскую специальность приобрел в Петербургской консерватории, где встретил «великих учителей» М. А. Балакирева, А. К. Лядова, Н. А. Римского-Корсакова, о которых позже опубликовал воспоминания. Затем начал преподавание в Придворной капелле. Класс В. А. Золотарёва здесь окончили А. В. Богатырёв, М. С. Вайнберг, Б. Д. Гибалин, К. Ф. Данькевич, М. И. Паверман.

В 1905 году он покинул С.-Петербург, некоторое время работал в Московской консерватории. В 1918 году, будучи профессором, уехал преподавать в Ростове-на-Дону, затем в Краснодаре и Одессе. С середины 1920-х годов В. А. Золотарёв преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко.

С 1931 по 1933 год В. А. Золотарёв работал в Свердловске в музыкальном техникуме имени П. И. Чайковского. Здесь его учениками были Борис Гибалин, П. П. Подковыров и Георгий Носов. В 1933 году В. А. Золотарёв переехал в Минск, где по 1941 год преподавал в Белорусской консерватории. Здесь он написал симфонию «Белоруссия» (1934).У него учились Л. А. Половинкин, А. Г. Свечников, М. Е. Крошнер, Д. А. Лукас, В. В. Оловников и др.В. А. Золотарёв написал 3 оперы, среди которых выделяется опера «Декабристы» (1925, новая редакция «Кондратий Рылеев», 1957), балет «Князь-озеро» (1949), 7 симфоний (1902-1962), 3 концерта, 6 струнных квартетов, кантаты, хоры, романсы.В. А. Золотарёв умер 25 мая 1964 года в Москве.ЧУРКИН Николай Николаевич (1869-1964) - сов. композитор, фольклорист. Нар. арт. БССР (1949). Ученик М. М. Ипполитова-Иванова. Записал более 3000 белорус., груз., арм., азерб., польск., лйтов., тадж. песен и танцев, составил фольклорные сб-ки. Один из первых проф. белорус. композиторов, основоположник нац. жанрового симфонизма, нац. детской музыки. Автор оперы "Освобождение труда" (1922, Мстиславль), детской радиооперы "Рукавичка" (1948, Минск); муз. комедий "Кок-сагыз" (1939, г. Горки), "Песня Березины" (1947, Бобруйск); 3 симфониетт (1925-1955); сюит для симф. и нар. оркестров; 11 струн, квартетов; романсов, детских песен; обработок нар. песен.АЛАДОВ Николай Ильич (1890-1972), белорусский композитор, народный артист Белоруссии (1955). Автор первых белорусских произведений симфонического и др. жанров. Опера «Андрей Костеня» (1947), симфонии.Один из организаторов музыкального образования в Белоруссии. Профессор Белорусской консерватории (с 1946).В 1910 году Николай Аладов окончил обучение в Петербургской консерватории экстерном. С 1923 преподает в Государственном институте музыкальной культуры в Москве. В Минске с 1924, один из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 ее ректор, профессорВ годы войны, с 1941 по 1944, преподавал в Саратовской консерваторииИменем Н. Аладова названа музыкальная школа в Минске, установлена мемориальная доска.Творчество Один из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.Автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний, вокальных циклов на стихи Я. Купалы, М. Богдановича, М. Танка, других музыкальных произведенийЕвге́ний Ка́рлович Тико́цкий (белор. Яўген Карлавіч Цікоцкі) (1893 - 1970) - советский белорусский композитор. Народный артист СССР (1955). Член ВКП(б) с 1948 года.Е. К. Тикоцкий родился 14 (26) декабря 1893 года в Санкт-Петербурге в семье с польскими корнями, его музыкальное образование ограничивалось двумя годами частных уроков фортепиано и теории музыки у Волковой-Бонч-Бруевич, композиции он обучался самостоятельно. Начал сочинять в возрасте 14 лет, консультируясь у своего друга Владимира Дешевова, учившегося в Петербургской консерватории. По настоянию отца Тикоцкий в 1914 году поступил в Петроградский университет, где изучал физику и математику. В 1915 году ушёл на фронт, в 1919-1924 годах служил в РККА. После окончания службы переехал в Бобруйск, где преподавал в музыкальной школе. К этому времени относятся первые контакты Тикоцкого с белорусской народной музыкой, повлиявшей на его сочинения. Первое крупное сочинение композитора - Симфония (1924-1927), написанная с использованием белорусских народных и революционных тем, стала одним из первых произведений в этом жанре в истории белорусской музыки. К этому периоду также относится музыка к ряду театральных постановок в Минске, куда через некоторое время перебрался и сам композитор. В столице Белоруссии Тикоцкий работал на радио и занимался преподавательской деятельностью. В 1939 году он пишет одно из самых известных своих сочинений - оперу «Михась Подгорный» (одна из первых белорусских опер в истории). Другая известная патриотическая опера Тикоцкого - «Алеся» - была поставлена лишь в 1944 году, после освобождения Минска от фашистских захватчиков. В годы войны композитор находился в эвакуации сначала в Уфе, затем в Горьком. По возвращении в Белоруссию Тикоцкий стал руководителем оркестра Белорусской государственной филармонии и председателем белорусского отделения СК СССР.Тикоцкий - один из основоположников белорусской композиторской школы. Его сочинения, написанные в классической и романтической манере, испытывают сильное влияние народных мотивов. Один из первых белорусских композиторов, сочинявших оперы и симфонии, он сыграл важную роль в развитии белорусской музыкальной культуры XX века.Е. К. Тикоцкий умер 23 ноября 1970 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.Основные сочинения Оперы«Михась Подгорный» (1939);«Алеся» (1942-1948), вторая редакция «Девушка из Полесья» (1952-1953)«Анна Громова» (1970)Оперетта«Кухня святости» (1931)Оркестровые сочинения, концертыШесть симфоний«Праздник на Полесье», увертюра (1954)«Слава», увертюра (1961)Концерт для тромбона с оркестром (1934)Концерт для фортепиано и оркестра белорусских народных инструментов (1953), редакция для фортепиано и симфонического оркестра (1954)Две сюиты для оркестра белорусских народных инструментовКамерные сочиненияФортепианное трио (1934)Соната-симфония для фортепианоПрочие сочиненияОратории, песни, хоры, обработки народных песен, музыка к драматическим спектаклям и кинофильмамАнатолий Васильевич Богатырё́в (белор. Анатоль Васільевіч Багатыро́ў) (1913-2003), белорусский советский композитор и педагог. Народный артист РСФСР (1981). Народный артист БССР (1968). Лауреат Сталинской премии второй степени (1941). Член КПСС с 1954 года.

Основатель белорусской национальной композиторской школы . Профессор (1960).А. В. Богатырёв родился 31 июля (13 августа) 1913 года в Витебске (ныне Беларусь). Окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 году, класс В. А. Золотарёва. С 1948 года преподаватель Белорусской академии музыки, в 1948-1962 годы её ректор. В 1938-1949 годах председатель правления Союза композиторов БССР. Депутат ВС БССР (1938-1959).А. В. Богатырёв умер 19 сентября 2003 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.Основные сочинения Среди произведений А. В. БогатырёваОперы«В пущах Полесья» - по повести «Дрыгва» Я. Коласа, постановка 1939 года«Надежда Дурова» (1946), постановка Ансамблем советской оперы Всероссийского театрального общества (1947)Для солистов, хора и симфонического оркестраОратории«Битва за Беларусь»Кантаты«Сказ о Медведихе» на стихи А. С. Пушкина (1937)«Белорусским партизанам» на стихи Я. Купалы (1942)«Беларусь» на стихи Я. Купалы, П. Бровки, П. Труса (1949)«Ленинградцы» на стихи Джамбула Джабаева (1942)«Белорусские песни» слова народные и Нила Гилевича (1967). Государственная премия БССР (1969)«Рисунки родного края»«Юбилейная» Камерно-инструментальные произведенияФортепианное трио (1943)Сонаты для скрипки и фортепиано (1946), виолончели и фортепиано (1951), фортепиано (1958)

40. Исторический образ жанров оперы и балета в Беларуси (советский период) В 30-40-е годы на советской балетной сцене появились спектакли героического характера. Это время в жизни нашей страны - время грандиозных исторических событий, небывалого трудового подъема. Романтика подвигов советского народа нашла широкое отражение в искусстве. Новые идейно-художественные задачи формировали мировоззрение и эстетический вкус нового зрителя. Хореографическое искусство начинало формировать новый репертуар. Деятели советского балета стремились приблизить свое искусство к жизни, придать спектаклям героико-романтический характер. Новые темы, новые сюжеты потребовали обновления танцевального языка, введения на сцену ярких самобытных национальных образов. Фольклорный танцевальный колорит вел хореографов к обогащению классической лексики элементами народного танца.Обращение к героической и исторической темам определило путь, по которому пошло развитие героического жанра. Это привело к созданию замечательных реалистических балетов, построенных на своеобразной пластике, гармонично объединяющих классический танец с народным. В сценическом воплощении балетов героического жанра торжествовал герой-борец. Подлинные удачи сопутствовали героическим танцевальным образам, решенным средствами нового пластического языка, образам реалистическим, поэтически обобщенным.Художественное новаторство в героическом жанре тесно свя-зано с реальной действительностью. Романтическое соединяется с реальным, с конкретными переживаниями героев. Утверждение гуманистических идеалов содействовало усилению революционно-романтических начал в этих балетах. Их героям присущ пафос мужественного, активного преодоления страданий, глубокое убеждение в том, что самые нечеловеческие условия существования не в силах истребить духовную красоту народа:


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20

Его песни знает и любит вся страна. Его мелодии напевают все: от мала до велика. Его имя на слуху далеко за пределами Беларуси. Игорь Михайлович Лученок - Народный артист СССР и Беларуси, Лауреат государственной премии, обладатель орденов Франциска Скорины и Дружбы народов, заслуженный деятель искусств. Сегодня у маэстро День рождения.

Как всегда Игорь Михайлович сразу приглашает в дом. Но мы оказались не единственными, кто решил поздравить известного белорусского композитора.


Чтобы тебе в жизни и творчестве было только, как говорят, вера, надежда, любовь и здоровье!

В свои годы Игорь Михайлович Лученок чувствует себя на 27 - вечно молод душой и сердцем. Поэтому День рождения - особый повод для радости, особенно, когда поздравляют родные, друзья, поклонники и многие известные личности.

Игорь Лученок, композитор, Народный артист Беларуси, заслуженный деятель искусств:
Это было лет 10 назад, когда я приехал в Казахтан. Там у меня хороший товарищ Нурсултан Абишевич Назарбаев. И как сейчас помню, они меня встретили, поздравили… Казахтан! Представляете! И мне это очень памятно.

Никогда не забывает о Дне рождения мастера музыкального такта известные артисты. К примеру - Иосиф Кабзон, с которым Игорь Лученок в хороших отношениях много лет. Впрочем, дружить маэстро всегда умел, поэтому неудивительно, что друзья говорят о нем только хорошие слова.

Владимир Провалинский, заслуженный артист Республики Беларусь:
Он порядочный. Если он сказал слово, он помнит его, кто бы ни обратился. Чудо какое-то придёт и скажет: «Игорь Михайлович, помоги!». Он всегда поможет!

Игорь Михайлович Лученок не любит себя нахваливать. Главное о нем могут рассказать его песни: «Алеся», «Майский вальс», «Дорогие мои земляки», «Полька белорусская», «Верасы», «Вероника», «Трэба дома бываць часцей», «Письмо из 45-го». Композиции, к которым композитор написал музыку, можно перечислять часами. Некоторые из них особо дороги мастеру.

Игорь Лученок, композитор:
Четыре произведения. Это «Мой родны кут» (Якуб Колас), «Спадчына» (Янка Купала), «Жураўлі на Палессі ляцяць» (Алесь Ставер) и «Майский вальс».

Игорь Михайлович Лученок окончил три консерватории: белорусскую, ленинградскую, московскую. Он написал сотни инструментальных произведений. Именно он автор гимна белорусской столицы - «Песня про Минск». Эту мелодию каждый час отбивают куранты на Минской ратуше.

Игорь Лученок, композитор:
Я никогда не гонялся за золотом, серебром или за какими-то льготами. Никогда! Я просто служил Советскому союзу. Я - Народный артист СССР, и очень этим горжусь!

А это тот редкий кадр, когда Игорь Михайлович берет в руки аккордеон и начинает играть. Этот инструмент - подарок отца. Но всё же, привычней видеть маэстро у рояля.

Игорь Михайлович Лученок не подводит черту под своим творчеством. И сегодня он ни дня не может прожить без музыкального такта. На его рояле - новые недописанные партитуры.

Мы желаем известному композитору долгих лет жизни и свершения всех его творческих замыслов!


К сожалению, о многих из этих людей вспоминают крайне редко. Даже несмотря на тот вклад, который они внесли в культуру Беларуси. Кто-то из них умер молодым, в следствие тяжелой болезни, кто-то, в результате несчастного случая или злоупотреблением алкогольными напитками. Но все оставили свой след в истории нашей страны. Они, без сомнения, влияли своим творчеством на тех людей, которые их слушали. О многих из них очень сложно найти хоть какую-то информацию, поэтому мы будем благодарны всем, кто поможет нам восполнить все пробелы. Потому что нельзя, чтобы таких людей просто так забывали. Умершие музыканты Беларуси… давайте просто молча вспомним о них.

Вадим Акимов (1974 год – декабрь 1995 года)

Группа: Exhumator

Амплуа: вокал

Дискография: демо-записи Exhumator 1991-1996 гг. (некоторые издавались на зарубежных лейблах)

Причина смерти: передозировка наркотиками

Вадим Акимов стал участником группы Exhumator, когда ему было всего 17 лет. Постоянная концертная деятельность, интервью для различных изданий и ТВ привели группу к определённому успеху. В 1995 году они решили переехать в Бельгую. Но у Вадима Акимова были проблемы с документами, а через некоторое время он скончался от передозировки наркотиками. В 1996 году вышло демо его памяти Shadow Of Cross, а также видеокассета Live, включающая съёмки с различных концертов группы Exhumator.

Владимир Мулявин (12 января 1941 года – 26 января 2003 года)


Группа: Песняры

Амлуа: гитара, вокал

Дискография: Песняры – Ты мне вясною прыснілася (1971), Песняры – Алеся (1974), Песняры – Вологда (1978), Песняры – Народные песни (1978), Песняры – Гусляр (1979), Песняры – Зачарованная моя (1983), Песняры – Через всю войну (1985), Песняры – 25 (1994)

Причина смерти: последствия автокатастрофы

Легендарный белорусский музыкант. В 1968 году основал вокально-инструментальный ансамбль “Лявоны”, который в 1970 году был переименован в “Песняры”. “Песняры” исполняли белорусские народные песни в современной интерпретации. Владимир Мулявин – Заслуженный артист БССР, Народный артист БССР, Народный артист СССР, Заслуженный деятель культуры Польши, также награждён другими почётными званиями и наградами. 14 мая 2002 года попал в автокатастрофу, после чего был прикован к постели. Через 8 месяцев скончался.


Александр Бондарь (умер 25 июля 2003 года)

Группа: Contredanse

Амплуа: блок-флейта, корнамуз, мандолина

Дискография: Contredanse – Early Music (2001)

Причина смерти: –

Был основателем, основным аранжировщиком инструментального ансамбля старинной музыки Contredanse, которому в 1995 году было присвоено звание “народный”. Ансамбль принимал участие во многих международных фестивалях старинной музыки. В 2002 году музыканты снимались в белорусском фильме “Анастасия Слуцкая”. Также Contredanse принимали участие в записи альбома “Вір” группы Stary Olsa. После смерти Александра Бондаря Contredanse продолжили свою деятельность, но альбомов так и не выпускали.

Александр Ураков (28 февраля 1974 года – 14 декабря 2003 года)

Группа: Gods Tower

Дискография: Gods Tower – The Turns (1997), Gods Tower – The Eerie (1998)

Причина смерти: цирроз печени

В 1989 году в Гомеле вместе с Владиславом Новожиловом основал метал-группу Chemical Warfare, которая позже была переименована в Gods Tower. Был автором практически всей музыки группы. Был известен своим уникальным звуком “гитары-дуды”. После распада Gods Tower в 2001 году засветился лишь небольшим участием в записи песни гомельской группы Rasta на их дебютнике Take My Hate. Также играл на баяне.


Василий Шугалей (31 декабря 1970 года – 7 марта 2004 года)

Группы: Ы-Ы-Ы, 20000 зажЫгалок, сольное творчество

Амплуа: вокал, гитара

Дискграфия: Ы-Ы-Ы – Строго для девочек (1991), В. Шугалей – Очищение зубов (1991), БазЫльки – Песенка мая хароша (1992), Чоко&Боко – Только для девочек-2 (1996), 20000 зажЫгалок – С Днём рожденья меня! (2002), Рольник & Шугалей & Скуратовский BANG – Рольник & Шугалей & Скуратовский BANG (2003)

Причина смерти: убийство

Поэт, музыкант, журналист, продюсер. Работал с группами “Ляпис Трубецкой”, “Жуки”, “Запрещённые барабанщики”, написал несколько песен для группы “Браво”. 7 марта 2004 года Василий Шугалей был найден мёртвым в своей квартире в Люберцах. Его убил молодой человек, военнослужащий, который проживал с ним в одном подъезде и был хорошо с ним знаком. Шугалей выпивал вместе с ним и его подружкой у себя дома, а затем ушёл спать на кухню. Его задушили телефонным шнуром и вынесли из квартиры всё, вплоть до смесителей из ванной. Также убийцы продали и его компьютер, уничтожив все новые работы и архив. После убийства, прикрыв разлагавшийся труп одеялами, убийцы ещё несколько дней продолжали пьянствовать в квартире Шугалея… В 2010 году вышел трибьют его памяти, а также альбом группы “Ы-Ы-Ы” – “Зелёное золото”, материал которого был составлен из не записанного репертуара группы. Вокальные партии исполнил Змитер Войтюшкевич. Всё это было издано на тройном мультимедийном диске, включающем в себя практически всю антологию творчества Васи Шугалея.

Михась Пацук (1950-2004)

Группы: Вяселле, Свята, Радавод

Амплуа: вокал

Дискография: Радавод – Радавод (2003)

Причина смерти: убийство

Заслуженный артист Республики Беларусь. Обладал необычайным, колоритным тенором. Собирал белорусский фольклор, используя его в репертуаре своих коллективов. Последние годы был художественным руководителем фольклорного ансамбля “Радавод” (базирующегося на минском заводе холодильников “Атлант”), с которым записал одноимённый альбом. Был жестоко убит в собственной квартире: один знакомый музыканта хотел обокрасть квартиру Пацука. В этом ему помогали два сподвижника. Преступники денег не нашли, но забрали с собой технику и телефон с определителем (дабы не было видно, что один из убийц звонил Пацуку накануне – глупо объясняли они на суде). Позже их посадили на 25, 23 и 12 лет тюрьмы соответственно.


Александр Эристов (умер в декабре 2004 года)

Группа: Gods Tower

Амплуа: ритм-гитара

Дискография: Gods Tower – The Canticles EP (1994)

В 1994 году метал-группа Gods Tower решила поэкспериментровать со звучанием, пополнив свой состав ритм-гитаристом. Александр Эристов отыграл в группе не долго, но успел сделать с ними несколько записей, отыграть множество концертов, сняться на ТВ и в клипе. Примечательно, что многие видео сохранились: часть из них присутствуют в записях Twilight Lives .


Тарас Марченко (12 декабря 1967 года – 15 июля 2006 года)

Группы: Zнамя Юности, Контрас

Амлуа: вокал, гитара

Дискография: Zнамя Юности – Накануне (1995), Zнамя Юности – Семь дней недели (1998), Zнамя Юности – Настольный рай (1999), Zнамя Юности – Чернослов (1999), Контрас – Контрас! (2000), Контрас – Цветной холодильник (2000), Контрас – Ватерлоо (2001), Контрас – Магнетизм (2001), Контрас – Язык жестов и телодвижений (2001), Zнамя Юности – Песни мотылька (2002)

Причина смерти: утонул

Тараса Марченко (более известного как Тарас Монзано) называли панком №1 Беларуси. Также записал несколько сольных альбомов, участвовал во множестве проектов: “Гамаюн”, St.Mir, Jah-Малунгма, “Овощи”. В 2010 году вышел трибьют-альбом его памяти.


Василий Медунецкий (1975 год – 6 июля 2007 года)

Группа: Разгром

Амплуа: вокал

Дискография: Молодая гвардия – Oxybor (1996), Разгром – Ментовский (1997), Разгром – Ненависть и злоба (1999), Разгром – Самодостаточность (2001), Разгром – Махмадера (2003)

Причина смерти: «Причина смерти неизвестна. Возможно, произошла внезапная остановка сердца…» – написали в протоколе криминалисты

Изначально группа “Разгром” называлась “Молодая гвардия”. 6 июля 2007 года Василий “Сундук” Медунецкий умер в Борисове на сцене зимнего клуба парка и отдыха имени М.Горького во время исполнения своих песен.
Его друзья и очевидцы утверждают, что Василий погиб от поражения электрическим током, когда дотронулся до декоративной металлической решётки. К сожалению, прибывшей к месту экипаж «скорой помощи» не смог реанимировать артиста. После его смерти вышли две книги памяти: “Я не прощаюсь”, а также воспоминания басиста группы “Разгром” Сергея Косовца “Дневники бас-гитариста”. Примечательно, что сохранились записи одного из последних концертов группы в Могилёву, причём в отличном качестве. Так, был смонтирован фильм “Домой в андеграунд”.

Андрей Вашкевич (умер 3 июля 2008 года)

Группа: Любовь и спорт

Амплуа: вокал, гитара

Дискография: Любовь и спорт – Любовь и спорт (2002)

Причина смерти: сердечный приступ

Считается одной из первых белорусских групп, которая заняла нишу мейнстрима. За непродолжительную карьеру (группа просуществовала чуть более двух лет) “Любовь и спорт” сумела добилась успеха. Но позже Андрей Вашкевич хотел отдохнуть от непосредственной музыкальной деятельности и стал продюсером: работал с поп-группой “Дрозды” и занимался издательским лейблом “Глория Медиа”.

Святослав Ходанович (23 апреля 1980 года – 12 сентября 2008 года)

Группа: Svet Boogie Band

Амплуа: вокал, гитара, клавиши, губная гармошка

Дискография: Svet Boogie Band – Happy with the Boogie (2003), Svet Boogie Band – Nothing But Love (2005)

Причина смерти: ДТП

Группа Svet Boogie Band благодаря её лидеру Святославу Ходановичу до сих пор считается лучшей блюзовой группой Беларуси. Успехов добились и на европейской сцене, в том числе, выступая и на международных фестивалях. Svet Boogie Band победили в национальном отборочном туре международного конкурса Global Battle Of The Bands и представляли Беларусь в финале конкурса, прошедшем в Лондоне в 2006 году. Выпустили также 2 DVD.


Матин Асимов (умер 17 сентября 2008 года)

Группы: Tanin Jazz, Outsiders, Stop-Time

Амплуа: гитара

Дискография: Tanin Jazz – Feel This Time (2008), Tanin Jazz – Remade Silence (2014) (слова)

Причина смерти: острый лимфобластный лейкоз

Талантливейший джазовый гитарист-импровизатор, участвовавший во множестве белорусских проектов. До последнего боролся со своей страшной болезнью.

Алексей Страх (16 июля 1975 года – 24 августа 2010 года)

Группа: Hospice

Амплуа: гитара, клавишные

Дискография: Hospice – Irreparableness (1995)

Причина смерти: несчастный случай

Несмотря на не продолжительное существование, группы Hospice выпустила очень неординарный по тем временам металл-альбом, добившись определённого успеха и отличных отзывов среди поклонников и музыкальных критиков. После распада Hospice музыканты играли в группах Znich, Kruk, Posthumuos Blasphemer. Алексей Страх погиб на заработках в России.

Игорь Москаленко (умер в октябре 2010 года)

Группы: Песняры, Торнадо, Крама, Монтана

Амплуа : ударные

Причина смерти : острый панкреатит

Игорь Москаленко начинал в одной из первых трэш-металлических белорусских групп “7 Герц”. Несколько лет проработал с кавер-бэндами на Ближнем Востоке. Входил в состав группы Flame, которая выступала в турне по СНГ вместе с Джо Линн Тёрнером (ex-Rainbow, ex-Deep Purple). Игорь также был известен как фотограф и звукорежиссёр Театра Армии. В последние годы он выступал вместе с кавер-коллективами в минских ресторанах.

Ольга Самусик (7 января 1985 года – 7 декабря 2010 года)


Группы: Hasta La Fillsta, Zygimont VAZA, Tarpach

Амплуа: вокал

Дискография: Zygimont VAZA – Distortion (2005), Hasta La Fillsta – №1 ЕР (2010)

Причина смерти: панкреатит

За свою непродолжительную музыкальную карьеру участвовала во множестве групп и проектов, в том числе и с группами Neuro Dubel, The UNB, Зьмяя, проекте Лявона Вольского “Такога няма нідзе” и других. В 2008 году в составе группы Tarpach удостоилась награды “Рок-княжна-2007” ежегодной церемонии “Рок-коронация”. Незадолго до смерти намеревалась начать сольную карьеру. Осенью 2010 года легла в больницу с подозрением на пневмонию. Позже ей были сделаны 3 операции: после последней она не пришла в себя… В 2011 году вышел DVD её памяти.


Виктория Селюн (24 июля 1991 года – 5 августа 2012 года)

Группы: Infernal Wisdom, Hysterical Hateful

Амплуа: вокал

Причина смерти: убийство

Виктория Селюн, которая была известна в блэк-метал кругах под псевдонимом Frozendark помимо вокала рисовала обложки альбомов для групп Paunochny Shlyah и Skog. Викторию Селюн и её любовника Алексея Утовко убил собственный муж Павел Селюн. Говорят, что их отношения были очень натянутыми и в последнее время всё шло к разводу, но её муж был категорически против такого завершения отношений. Когда он увидел их вместе в квартире Утовко в Гродно, то решил убить обоих. В квартире с жертвами он пробыл 3 дня, прежде чем его задержали сотрудники милиции… Павел Селюн, который использовал псевдоним “Смутак” тоже был заметен в творческих кругах: у него был выпускающий лейбл Morak Prod., а также он издавал журнал Ciemra Zine. В апреле 2014 года Павла Селюна расстреляли за эти зверские убийства.


Алексей Утовко (1989 – 5 августа 2012 года)

Группа: Kronum Masochrist

Дискография: Kronum Masochrist – Kronum Masochrist (2008)

Причина смерти: убийство

Алексей Утовко был больше известен как издатель: с его лейблом Omega Productions сотрудничали многие блэк-метал группы. Также он издавал журнал Kronum Zine и был художником (рисовал обложки и логотипы для некоторых групп). Творческие псевдонимы Алексея Утовко – Lifeless Visions и Kronum Masochrist. Под последним именем выпустил одноимённый альбом своего харш-нойз проекта. 5 августа был убит вместе со своей подругой Викторией Селюн мужем убитой Павлом Селюном. Селюн расчленил тело Утовко, выбросив его в мусорный бак. А отрезанную голову забрал с собой, предварительно её сварив. Примечательно, что Селюн позже не смог попасть в квартиру, где оставалась его убитая жена, после чего он сел на поезд, чтобы добраться к себе домой, но был задержан сотрудниками милиции в Волковыске. Его приговорили к высшей мере наказания – расстрелу. Суд проходил в закрытом режиме.

Яков Науменко (28 марта 1959 года – 26 августа 2012 года)

Сольный исполнитель

Амплуа: вокал

Дискография: Яков Науменко – Чаканне (1998), Яков Науменко – Ночка-чараўніца (2000), Яков Науменко – Золотые песни (2007)

Причина смерти: черепно-мозговая травма

Пел в ансамбле народной музыки “Свята”, основал ансамбль “Бяседа”. Являлся солистом Государственного оркестра симфонической и эстрадной музыки Республики Беларусь, Национального академического народного оркестра Республики Беларусь имени И. Жиновича. Заслуженный артист Республики Беларусь, Народный артист Республики Беларусь. Во время отдыха в Севастополе в результате конфликта с неизвестным получил черепно-мозговую травму. Через неделю от полученных травм скончался, несмотря на проведённую операцию.

Олег Климченко (29 октября 1976 года – 2 сентября 2012 года)


Группы: Litvintroll, Partyzone, Ossuary

Амплуа: бас-гитара

Дискография: Ossuary – One Against the World (2003), Litvintroll – Rock’n’Troll (2009), Litvintroll – Czornaja Panna (2013)

Причина смерти: сердечный приступ

Являлся участником многих известных белорусских метал-команд. Но большую популярность получил по участию в фольк-метал группе Litvintroll. Умер перед концертом Litvintroll на Mass Medium Fest-2012 в Гомеле. Считалось, что погиб от удара током. Но следствие не выявило указывающих на это причин. Альбом Czornaja Panna вышел уже после смерти Олега Климченко и был посвящён его памяти.

Александр Свидрицкий (умер в 2012 году)

Группы: Мясцовы час

Амплуа: ударные

Дискография: Мясцовы час – Слота (1989), Мясцовы час – Мой дом (1990), Мясцовы час – Наша ўскраіна (1991), Мясцовы час – Халі-галі (1997)

Причина смерти: убийство

Александр Свидрицкий стал участником группы “Мясцовы час” ещё в те времена, когда они пели на русском языке и назывались “Местное время”. В 1997 году принял участие в реюнионе группы. А в 1999 году сел в тюрьму, что положило конец его пребыванию в коллективе. Был убит в собственном подъезде неизвестными.


Василий Кондрасюк (10 января 1954 года – 13 июня 2013 года)

Композитор

Причина смерти: –

Был победителем конкурса Министерства культуры РБ на создание лучшей песни про Беларусь (песня «Край мой крынічны»), лауреатом премии «Берасцейская зорка-1998», лауреатом II Национального кинофестиваля за музыку к фильму «Желание жить» (1999), лауреатом специальной премии президента РБ «За духовное возрождение» (2005). За время работы в Брестском академическом театре драмы написал музыку более чем к 80 спектаклям, среди которых мюзиклы и музыкальные комедии для взрослых. Автор гимна Бреста.

Игорь Симбирёв (1972 год – 12 июля 2013 года)

Группы: Осколки сна, сольное творчество

Аплуа: гитара, бас-гитара, вокал

Причина смерти: –

В 1988 году уехал в Украину, где поступил в Днепропетровское театральное училище. Работал в Днепропетровском театре кукол. В 1998 году вернулся в Беларусь. В 2000 году за оппозиционную деятельность был исключён из Белорусского университета культуры и уволен с должности директора Молодежного центра. Издавал общественно-политическую газету «Асіповіцкая панарама». Был бас-гитаристом группы «Осколки сна», гастролировал с собственным музыкально-поэтическим проектом.

Александр Чукило (31 августа 1988 года – 1 августа 2013 года)

Группы: Заповет, Родогост

Амплуа: бас-гитара, вокал

Дискография: Заповет – Рассчет Нового Дня (2010), Родогост – Зачин (2014)

Причина смерти: –

Лёша Лип (16 февраля 1988 года – 7 декабря 2013 года)

Группы: “По глазам”, LIP, сольная карьера

Амплуа: клавиши, вокал

Дискография: По глазам – Солнце разливается (2003), Лёша Лип – Нравственность. Любовь и наказание ЕР (2010), Лёша Лип – Одержимость (2011), Лёша Лип – За тобой (2013)

Причина смерти: –

С 2002 года был клавишником, а позже директором группы “По глазам”. Позже занялся сольным творчеством. Альбом “За тобой” был выпущен после его смерти и был приурочен к концерту его памяти.

Дмитрий Сидорович (2 октября 1965 года – 17 мая 2014 года)

Группа: Камэлот

Амплуа: гитара, вокал, дуда

Дискография: Камэлот – У Краіне Талераў (1995), Stary Olsa – Вір (2001)

Причина смерти: тромбофлебит

В 1991 году основал одну из первых фольк-групп Беларуси “Камэлот”, с которой в 1995 году выпустил альбом “У краіне талераў”. Выпустил книгу стихов “Три желудя”. Автор-составитель справочника “Великие музыканты ХХ века”. Кроме бардовской песни, активно занимался фольклором. Возрождал дударское искусство. В 2000 году Дмитрий Сидорович вместе с группами “Стары Ольса” и Contredanse записал сборный альбом “Вір”. Умер при странных обстоятельствах, но позже следственный комитет установил, что смерть наступила от естественных причин, а кровь в квартире – результат носового кровотечения.

Юрий Чуранов (5 мая 1975 года – 16 июля 2014 года)

Группа: Evthanazia

Амплуа: ударные

Дискография: Evthanazia – Captured by Instincts EP (2000)

Причина смерти: –

Юрий Чуранов был ударником и основателем речицкой дэз-метал группы Evthanazia, в которой играл с 1992 по 2000 гг. После чего он покинул группу из-за болезни. Юрий Чуранов записал 3 демо с группой и ЕР Captured by Instincts (2000).

Владимир Угольник (15 июля 1953 года – 15 декабря 2014 года)

Группы: сольное творчество, Верасы, Старик и Угол

Амплуа: гитара

Дискография: Владимир Угольник – Дневные сны (1998), Владимир Угольник – Задушевный рок-н-ролл (2005), Starik & Ugol – In Blues (2006)

Причина смерти: отрыв тромба

Владимир Угольник был не только замечательным и профессиональным гитаристом, но и известным композитором, а также педагогом. Писал музыку для телевидения, театра и кино. Работал в оркестре Белгосцирка и зарубежных оркестрах.

Алексей Иванов (умер 8 февраля 2015 года)

Группа: Вірус Лиха

Амплуа: вокал, гитара

Дискография: Вірус Лиха – Совершенно летний концерт (2003)

Причина смерти: –

Алексей Иванов был не только фронтменом, но и автором текстов группы “Вірус Лиха”. В 2004 году завершил музыкальную карьеру.

Геннадий Стариков (19 ноября 1950 года – 21 марта 2015 года)

Группы: 2+2, “Алгоритмы”, “Чародей”, “Факиры”, “Чары”, “Верасы”, “Тоника”

Амплуа: гитара

Дискография: Starik & Ugol – In Blues (2006)

Причина смерти: отёк лёгких

Известный белорусский гитарист и композитор, мастер игры на классической гитаре. Играл во множестве белорусских групп и ансамблей. Также работал в оркестре Минского цирка. В 1995 году основал “Стар-клуб” – неформальное объединение музыкантов и любителей блюза. Проводил фестиваль “Блюз живёт в Минске”.

Сергей Дупленко (6 апреля 1981 года – 21 марта 2015 года)

Группа: Solarward

Аплуа: вокал

Дискография: Solarward – As the Sky Stares Down (2009), Solarward – How to Survive a Rainout (2012)

Причина смерти: панкреонекроз

Сергей Дупленко по прозвищу Gres родился в Улан-Баторе. Помимо участия в метал-группу Solarward, занимался организацией концертов.

Владимир Банько (1973 год – 19 апреля 2015 года)

Группы: Karaoke Vomit, Roomark, Baradaty Greenwich, Князь Мышкин

Амплуа: программирование

Дискография: Roomdark – Frothiness (2013), Knyaz Mishkin & Roomdark – Two In The Cube (2014), Golova & Roodmark – Snow (2015), Knyaz Mishkin – Sasha (2015)

Причина смерти: отрыв тромба

Был известен как Вова Банкер. Играл во множестве электронных и авангардных проектов. Принимал участие в трибьюте Dedication to Pussy Riot, а также группе “Князь Мышкин”, участником которой и являлся последнее время. Писал стихи под псевдонимом “Ярыла Пшанічны”, издал книгу стихов.

Павел Шпак (1 сентября 1988 года – 30 декабря 2015 года)

Группы: Niezgal, Massenhinrichtung, Internal Dominion

Амплуа: гитара, вокал

Дискография: Niezgal – Apošnimi Krokami Lutaści EP (2013), Massenhinrichtung – Закон зброі (2015), Niezgal – Statut (2015)

Причина смерти: суицид через повешение

На сцене музыкант был известен под псевдонимом Stogn. Будучи лидером группы Niezgal, считался одним из самых ярких представителей белорусской блэк-металл сцены. Помимо этого был гитаристом группы Massenhinrichtung. После смерти музыканта Niezgal прекратили своё существование.

Валерий Кучинский (23 февраля 1947 года – 14 июня 2016 года)

Группа: сольное творчество

Амплуа: вокал

Причина смерти:

Работал в ансамбле песни и пляски Белорусского военного округа. ыл солистом белорусской оперы. Лауреат престижных конкурсов вокалистов имени Глинки и Чайковского. Кучинский одинаково успешно и талантливо работал на оперной сцене и в эстрадном жанре. Певец не раз удостаивался звания лауреата всесоюзного телеконкурса «Песня года».

В 1972 году был отмечен премией Ленинского комсомола Беларуси, а через два года получил почетное звание заслуженного артиста БССР. Много лет Кучинский работал солистом Гостелерадио БССР.

Сергей Кортес (18 февраля 1935 года – 26 июня 2016 года)

Композитор

Причина смерти:

Первые 20 лет жизни провёл в Аргентине. Начал заниматься музыкой в Буэнос-Айресе. В 1955 году с семьёй переехал в Минск. Окончил Белорусскую государственную консерваторию им. А. В. Луначарского по классу композиции. Работал заведующим музыкальной частью и дирижёром Белорусского республиканского театра юного зрителя, заведующим музыкальной частью Государственного русского драматического театра имени М. Горького, а также Белорусского государственного театра имени Я. Купалы, музыкальным редактором киностудии «Беларусьфильм», художественным руководителем оперной труппы Государственного театра оперы и балета. В 1996 - 2002 годы трудился директором-художественным руководителем Национального театра оперы.

Автор нескольких десятков музыкальных партитур к драматическим спектаклям, поставленным в разные годы в Купаловском, Коласовском, Русском, Молодёжном театрах, в Театре юного зрителя. Создатель инструментальных, а также вокальных и вокально-симфонических циклов произведений на стихи Я. Купалы, М. Танка, Г. Лорки, Н. Гильена, Ж. Ленуара и Е. Евтушенко. Будучи главным музыкальным редактором киностудии «Беларусьфильм» в 80-е годы ХХ века, написал музыку к ряду фильмов белорусской киностудии.

Павел Минутин (18 марта 1989 года – 1 августа 2016 года)

Группа: Crypt of Reason

Амплуа: гитара

Дискография: Crypt of Reason – Creation of Despair (EP) (2013)

Причина смерти: острая недостаточность кровообращения

Павел был основателем, лидером и главным композитором гомельской прогрессив дум-дэз группы Crypt of Reason. Музыканты не успели завершить работу над дебютным альбомом. Дальнейшее существование группы находится под вопросом. “Он умер в походе, на берегу реки, ночью, любовался звездопадом”, – написала нам в комментариях мать гитариста.

Примечательно, что на ударных в Crypt of Reason играет паралимпийский чемпион Рио-2016 по плаванию Владимир Изотов.

Алесь Ращинский (2 апреля 1949 года – 10 августа 2016 года)

Композитор

Причина смерти:

Окончил музыкальный университет имени Гнесиных в Москве, затем - Белорусскую Академию музыки в классе знаменитого композитора Евгения Глебова. Долгое время работал с музыкальными коллективами «Хорошки» и «Купалинка». Был членом Союза композиторов Беларуси.

Ращинский издавал за свои средства сборники белорусских песен и выступал в поддержку белорусского языка. Сооснователь отделения народно-хорового пения в Минском музыкальном колледже. В 2016 году был создан народный хор имени Алеся Ращинского.

Александр Тиханович (13 июля 1952 года – 28 января 2017 года)

Группа: Верасы, сольное творчество

Амплуа: вокал, бас-гитара, труба

Дискография: Верасы – Наша дискотека, Верасы – Музыка для всех, Александр Тиханович и Ядвига Поплавская – Счастливый случай (1989), Александр Тиханович и Ядвига Поплавская – Музыка любви (1995), Александр Тиханович и Ядвига Поплавская – От “Малиновки” и до… (1997), Александр Тиханович и Ядвига Поплавская – Жизнь - прекрасный миг (1997), Александр Тиханович и Ядвига Поплавская – Любовь судьба (2003), Александр Тиханович и Ядвига Поплавская – Она не могла иначе (2013)

Причина смерти: идиопатический фиброзирующий альвеолит

Cоветский и белорусский эстрадный певец, бывший участник ансамбля «Верасы». Народный артист Беларуси. Окончил духовое отделение по трубе Белорусской консерватории. С 1973 года был участником популярного минского ВИА «Верасы». Участницей ансамбля была и Ядвига Поплавская, ставшая впоследствии женой Тихановича. В 1986 году они были вынуждены расстаться с «Верасами», а в 1987 году попали в только что организованный Государственный оркестр Беларуси под управлением Михаила Финберга.

В 1988 году вместе с женой организовал Театр песни Ядвиги Поплавской и Александра Тихановича, впоследствии преобразованный в продюсерский центр их имени, через студию которого прошло много молодых белорусских исполнителей - Александр Солодуха, группа «Ляпис Трубецкой», Никита Фоминых и другие.

Помимо этого артист снялся в нескольких фильмах.

Артём Самойлов (20 марта 1986 года – 23 сентября 2017 года)

Причина смерти: убийство

Электронную музыку начал сочинять в 2012 году, с тех пор выпустив множество альбомов под творческим псевдонимом Experimental Chemistry. Был убит во время заработков в Калининградской области России.

Дмитрий Смольский (25 июля 1937 года – 29 сентября 2017 года)

Композитор

Причина смерти: –

Заслуженный деятель искусств, народный артист Беларуси, обладатель ордена Франциска Скорины, профессор, лауреат премии Ленинского комсомола и Государственной премии Беларуси, преподавал в Белорусской государственной академии музыки. Автор 15 симфоний. Самые известные произведения – Второй концерт для цимбал с оркестром «Памяти Жиновича» и опера «Сiвая легенда”. Сын Виктор – известный гитарист, экс-участник немецкой хэви-металл группы Rage, а ныне лидер проекта Almanac. В 2000 году Дмитрий Смольский совместно с сыном сочинил симфонию, которая легла в основу сольного альбома Виктора, получившего название The Heretic. В записи также приняли участие музыканты группы Rage, вокалист/бас-гитарист Пиви Вагнер и ударник Майк Террана.

Музыкальне творчестоВ XIX столетии стал пробуждаться интерес общества к белорусскому народномумузыкальному творчеству. Это выразилось в собирании, публикации и изучении, а также композиторской обработке и концертной пропаганде белорусской народной музыки. Использование белорусских народно-песенных тем и интонаций встречается в творчестве Ф. Шопена, С. Монюшки, М. Римского-Корсакова, А. Абрамовича и др.

Большую роль в музыкальной жизни белорусских земель сыграл польский композитор, уроженец Беларуси Станислав Монюшка. Музыкальное образование он получил в Минске под руководством Д. Стефановича. В 40-е годы XIX века композитор создал ряд комических опер по написанным В. Дуниным-Марцинкевичем либретто «Рекрутский набор», «Состязание музыкантов», «Идиллия». Венцом творчества С. Монюшки стала опера «Крестьянка» («Галька»), поставленная в Минске в 1852 году. От момента постановки оперы и до начала XX века в Беларуси не появилось больше ни одного серьезного произведения такого жанра, авторами музыки и либретто которого являлись бы белорусы.

На музыкальную жизнь Беларуси XIX столетия большое влияние оказали также польские композиторы М. Карлович и Л. Роговский, включавшие в свои произведения народные белорусские мелодии. Среди выходцев Беларуси значительный вклад в развитие национальной профессиональной музыки внесли А. Абрамович и И. Шадурский. Первому из названных композиторов принадлежит музыкальное произведение в восьми частях «Белорусская свадьба», кадриль «Шесть пор года», фортепьянные фантазии, вариации, вальсы и т.д.

Михаил Ельский (1831-1904) – выдающийся деятель музыкального искусства Беларуси второй половины ХIХ–начала ХХ вв., прославленный скрипач, талантливый композитор, публицист, фольклорист и музыкально-общественный деятель. Ученик В. Банькевича и А. Вьетана, М. Ельский ранее всего прославился как скрипач-виртуоз. В его репертуаре была широко представлена скрипичные произведения И.С. Баха, Й. Гайдна, В.А. Моцарта, Л. Бетховена, К. Липиньского, Л. Шпора и др. Современники отмечали в его игре не только исключительную технику, но также глубокую музыкальность. Музыкально-публицистическая деятельность М. Ельского была связана с польской газетой “Ruch Muzyczny”, в которой появилось большинство его статей и очерков по вопросам скрипичной музыки. Помимо исполнительской и композиторской деятельности М. Ельский занимался собиранием, изучением и аранжировкой белорусского фольклора, а также выступил в числе организаторов Минского музыкального общества (1880) – первой на территории Беларуси музыкально-общественной организации. Музыкальное наследие М. Ельского достаточно обширно и разнообразно. Оно включает около 100 сочинений, в том числе два скрипичных концерта, серию фантазий, вариации, полонезы, концертные мазурки и др.

Наполеон Орда родился в 1807 году в деревне Вороцевичи Пинского уезда Минской губернии (ныне Ивановский район Брестской области). После подавления восстания в 1831 году Наполеон Орда, опасаясь репрессий, был вынужден выехать за границу. Находясь в эмиграции, он много путешествовал по Европе, жил в Австрии, Швейцарии, Италии, а в сентябре 1833 года получил статус эмигранта во Франции и остался в Париже.

Живя во французской столице, Наполеон Орда познакомился со многими выдающимися деятелями европейской культуры, среди которых были литераторы Адам Мицкевич и Иван Сергеевич Тургенев, Оноре де Бальзак и Стендаль, композиторы Фредерик Шопен, Ференц Лист, Джакомо Россини, Джузеппе Верди, Гектор Берлиоз. Атмосфера Парижа с его бурной культурной жизнью оказала влияние на развитие многогранных способностей молодого человека. Здесь он окончательно определил для себя приоритеты в творчестве - занятия музыкой и живописью.

Свое музыкальное мастерство Орда совершенствовал у Фредерика Шопена и достиг в этом направлении основательных успехов. Как композитор он создал более 20 полонезов, мазурок, вальсов, ноктюрнов, полек, серенад, а также романсов и песен. Его произведения выделяются мелодичностью, драматизмом, виртуозным стилем и лиричностью. Они звучали со сцен Франции, Германии, Польши, России. С 1847 года Наполеон Орда работал директором Итальянской оперы в Париже и помимо сочинения, занимался преподаванием музыки.

ыдающимся результатом его многолетнего педагогического и исследовательского труда стала "Грамматика музыки", вышедшая в свет в Варшаве в 1873 году. Много десятилетий она считалась одним из лучших пособий по теории музыки. Наполеон Орда получил известность и как литератор. Он писал статьи про выдающихся людей и интересные места. В 1839 году он стал членом Польского историко-литературного товарищества. обладая прекрасными данными музыканта и музыкального педагога, Орда все же отдавал предпочтение изобразительному искусству. Художественное образование он получил в студии мастера архитектурного пейзажа Пьера Жерара. Сферой его художественного интереса стала археология и архитектура. Первые циклы рисунков появились после путешествия художника по Франции и Рейнской области, совершенного в 1840-1842 годах. Потом были циклы по Испании, Португалии, Алжиру. В свободное время Наполеон Орда много путешествовал по Беларуси, Литве, Польше, Украине. В поездках он делал зарисовки архитектурных и исторических памятников, городов и местечек, мест, связанных с жизнью и деятельностью известных людей. В Беларуси Наполеон Орда сделал около 200 зарисовок. Он уделил особое внимание отображению усадеб и памятных мест, связанных с именами таких известных деятелей культуры, как Адам Мицкевич, Станислав Монюшко, Владислав Сырокомля и многие другие.

    Музыкальная культура Беларуси начала XX века. Роль музыки в театре И. Буйницкого.

Начало XX века - расцвет белорусской музыкальной культуры и образования: открываются музыкальные школы и народные консерватории, создаётся театр оперы и балета. В современной Беларуси работают Национальный академический театр оперы, Национальный академический театр балета, Государственный музыкальный театр, Государственный академический народный оркестр имени И. Жиновича, Государственный академический симфонический оркестр, Государственная академическая хоровая капелла имени Г. Ширмы, Государственный академический народный хор имени Г. Цитовича, Академический хор Белорусского радио и телевидения, Симфонический оркестр оркестр Белорусского телевидения и радио, Государственный оркестр симфонической и эстрадной музыки, Государственный ансамбль танца и другие.

Театральную деятельность Игнат Буйницкий начал с проведения белорусских вечеринок в своем имении, в которых принимали участие поливачивские парни и девушки. В 1907 году Игнат Терентьевич вместе с дочерьми Вандой и Еленой, а также со своими близкими друзьями создал в фольварке Поливачи любительский коллектив. Особенностью выступлений было то, что со сцены звучал белорусский язык, исполнялись знакомые простым людям народные танцы. Коллектив Игната Буйницкого начал приобретать популярность, и сельских артистов пригласили принять участие в первой публичной белорусской вечеринке, которая состоялась в 12 февраля 1910 года в Вильнюсе. Выступление труппы прошло настолько успешно, что Игнат Терентьевич решил создать профессиональный театр. В 1910-1913 годах труппа гастролирует не только по Белоруссии, но и в Вильнюсе, Санкт-Петербурге, Варшаве.

Выступления труппы строились оригинально: сначала читались стихи, после шёл собственно спектакль, затем хор исполнял народные белорусские песни, а в финале на сцене появлялись танцоры. Игнат Буйницкий сам ставил пьесы, зачастую играл в них. Деятельность театра поддерживали прогрессивные деятели белорусской культуры: Янка Купала, Якуб Колас, Змитрок Бядуля, Элиза Ожешко, Тётка (последняя часто сама выступала в театре Игната Буйницкого). Состоятельные поклонники дарили Буйницкому золотые перстни. Выпускались открытки с его изображением

Фрагмент конверта

В репертуар входило более десятка танцев («Лявониха», «Юрка», «Воробей», «Метелица», «Мельник», «Антошка», «Кочан», «Черёмуха», «Полька» и другие). Исполнять народные песни помогал композитор Л. Роговский и хормейстер труппы Я. Феоктистов. Среди этих песен «Дуда-веселуха», «Ах ты дуй», «Подушечка», «За горами, за лесами», «Ох ты дуб», «Прилетели гуси». Ставились известные пьесы белорусских и украинских драматургов: М. Крапивницкого «По ревизии» и «Пошились в дурни», Э. Ожешко «Хам» и «В зимний вечер», К. Каганца «Модный шляхтич».

Деятельность театра обеспечивалась доходами от имения Поливачи. В 1913 году появились материальные трудности, к тому же на театр оказывали давление царские власти, поэтому труппу пришлось распустить. Несмотря на все сложности, в 1914 году Игнат Буйницкий пытается воссоздать театр, но на сей раз мешает война.

В 1917 году Буйницкий был одним из инициаторов создания «Первого товарищества белорусской драмы и комедии» в Минске, на базе которого возник Национальный академический театр имени Янки Купалы.

На родине Буйницкого установлен памятник (1976, скульптор И. Миско)

    Творчество белорусских композиторов – основателей профессиональной композиторской школы (В. Золоторева, Н. Чуркина, Н. Аладов, Е. Тикоцкий, А. Богатырева и др.)

Василий Андреевич Золотарёв русский и советский композитор и педагог. Преподаватель МГК имени П. И. Чайковского. Заслуженный артист РСФСР. Народный артист БССР. Лауреат Сталинской премии второй степени.

Родился 1873 в Таганроге (ныне Ростовская область). Окончил Придворную певческую капеллу в Санкт-Петербурге, получив в классе профессора П. А. Краснокутского специальность скрипача. Композиторскую специальность приобрел в Петербургской консерватории, где встретил «великих учителей» М. А. Балакирева, А. К. Лядова,Н. А. Римского-Корсакова, о которых позже опубликовал воспоминания. Затем начал преподавание в Придворной капелле. Класс В. А. Золотарёва здесь окончили А. В. Богатырёв, М. С. Вайнберг, Б. Д. Гибалин, К. Ф. Данькевич, М. И. Паверман.

В 1905 году он покинул С.-Петербург, некоторое время работал в Московской консерватории. В 1918 году, будучи профессором, уехал преподавать в Ростове-на-Дону, затем в Краснодаре и Одессе. С середины 1920-х годов В. А. Золотарёв преподавал в Киевском музыкально-драматическом институте имени Н. В. Лысенко.

В 1933 году В. А. Золотарёв переехал в Минск, где по 1941 год преподавал в Белорусской консерватории. Здесь он написал симфонию «Белоруссия» (1934).

У него учились Л. А. Половинкин, А. Г. Свечников, М. Е. Крошнер, Д. А. Лукас, В. В. Оловников и др.

В. А. Золотарёв написал 3 оперы, среди которых выделяется опера «Декабристы», балет «Князь-озеро» (1949), 7 симфоний (1902-1962), 3 концерта, 6 струнных квартетов, кантаты, хоры, романсы.

В. А. Золотарёв умер 1964 года в Москве.

Чуркин Николай Николаевич. Родился в 1869 году В 1892 окончил Тбилисское музыкальное училище по классу композиции у М. М. Ипполитова-Иванова. Работал музыкальным педагогом (1892‒ 1914) в Баку, Каунасе, Вильнюсе. С 1914 ‒ в Белоруссии, с 1935 ‒ в Минске. Собирал музыкальный фольклор, в том числе белорусский (свыше 3000 записей; многие включены в сборнике белорусских народных песен и танцев, изданном в 1910, 1949, 1959). Перу Ч. принадлежат первые опыты создания белорусской советской оперы («Освобождение труда», 1922); он является основоположником национального жанрового симфонизма (симфониетта «Белорусские картинки», 1925). В числе сочинений Ч. также детская радиоопера «Рукавичка» (1940), музыкальная комедия «Песня Березины» (1947), пьесы для симфонического и духового оркестра, для оркестра народных инструментов, камерно-инструментальные ансамбли (в т. ч. 11 квартетов), хоры и песни на слова советских поэтов и др. Награжден 3 орденами, а также медалями.Список основных произведений: 2 Оперы «Освобождение труда» ,«Рукавичка» 2 Музыкальные комедии: «Кок-сагыз»,«Песня Березины» Для симфонического оркестра: Три симфониетты (1925, 1949, 1955). Две сюиты (1940, 1951). Сюита «Памяти Великой Отечественной войны» (1944). Танцевальная сюита (1950). Две миниааюры (1936). Вальс «Зялёны дубочак» (1950). Полька для двух ксилофонов и оркестра (1950).Для духового оркестра: Сюита в 4-х частях. Марш на три грузинские народные темы (1889). Торжественный марш (1900). Марш, посвященный 30-летию БССР (1948). Для оркестра белорусских народных инструментов. Три сюиты (1945, 1951, 1955). Сюита «Мары аб Палессі» (1953). Увертюра «Памяти Янки Купалы» (1952). Вальс «Перепелочка» (1950). Полька «Партызанка» (1950). Три сюиты для секстета домр (1945, 1950, 1952). «Голубец» (1949). Рапсодия (1952).Камерные инструментальные произведения: 11 струнных квартетов (1928, 1928, 1933, 1935, 1945, 1954, 1961, 1961, 1962, 1962, 1963). Для фортепиано: 10 пьес для младших классов музыкальных школ (1957). Мазурка (1960). Для скрипки с ф-но: Соната (1953). Рондо (1960). Песня без слов (1961). Две пьесы («Цярэшка» i «Калыханка», 1957).Для хора:

«Посевная» – сл. А. Прокофьева. «Косарь» – сл. А. Кольцова. «Мороз-воевода» – сл. Н. Некрасова. «Што па садзіку» – сл. народные (запись Н. Гомолки). «Калгасны марш», «Карагод» – сл. А. Ушакова. «Камсамольцам», «Закліканне вясны», «Прывет вам, племя маладое» – сл. Я. Коласа. «Жніўная», «Песня аб Радзіме» – сл. А. Русака.и др.

Для голоса с фортепиано «Кто говорит, что умер Ленин» (баллада) – сл. А. Акопяна. «Калгасная» – сл. П. Бровки. «Ты прыйдзі», «Над ракою у спакоі», «Ты з Заходняй, я з Усходняй», «За сахой, бараной», «Зайшло ужо сонейка», «Як у лесе зацвіталі», «Нашаму святу», «Я – калгасніца», «Як я полем iдy» – сл. Я. Купалы и др.

Музыка к драматическим спектаклям

Обработки

Сборники, учебные пособия, записи

Три сборника белорусских народных песен и танцев (1910, 1949, 1959), «Нотная азбука», «Некоторые советы изучающим пение», «Пособие для классного пения», «Самоучитель для семиструнной гитары». Записи более 3 000 грузинских, армянских, азербайджанских, таджикских, белорусских, литовских, польских народных песен и танцев

Никола́й Ильи́ч Ала́дов белорусский советский композитор, педагог. Народный артист БССР. В 1910 году окончил обучение в Петербургской консерватории экстерном. С 1923 преподает в Государственном институте музыкальной культуры в Москве. В Минске с 1924 года, один из организаторов Белорусской консерватории, в 1944-1948 ее ректор, профессор.

В годы войны, с 1941 по 1944, преподавал в Саратовской консерватории.

Именем Н. Аладова названа музыкальная школа в Минске, установлена мемориальная доска. Один из основоположников симфонического, камерно-инструментального и камерно-вокального, кантатного, хорового жанров белорусской музыки.

Автор оперы «Андрей Костеня» (1947), комической оперы «Тарас на Парнасе» (1927), кантат «Над рекой Орессой» и др., десяти симфоний, вокальных циклов на стихи Я. Купалы, М. А. Богдановича, М. Танка, других музыкальных произведений.

Анатолий Васильевич Богатырё́в белорусский советский композитор и педагог. Народный артист БССР (1968). Лауреат Сталинской премии второй степени. Основатель белорусской национальной композиторской школы. Профессор (1960).

А. В. Богатырёв родился 1913 года в Витебске. Окончил Белорусскую государственную консерваторию имени А. В. Луначарского в 1937 году, класс В. А. Золотарёва. С 1948 года преподаватель Белорусской академии музыки, затем её ректор. В 1938-1949 годах председатель правления СК БССР. Депутат ВС БССР (1938-1959).

А. В. Богатырёв умер 2003 года. Похоронен в Минске на Восточном кладбище.

Среди произведений А. В. Богатырёва

Народное музыкальное искусство Белоруссии соприкасается с народной музыкой русского и украинского народа, западных и южных славян, значительная группа старинных песен связана с календарными обрядами, существовавшими у земледельческих народов. Распространены колядки, щедровки, веснянки, волочебные, юрьевские, троицкие, купальские, жнивные, косарские, осенние песни. Многообразны песни семейно-обрядового цикла: свадебные, крестинные, колыбельные, причитания. Широко представлены хороводные, игровые, плясовые и шуточные песни. Лирические песни разделяются на жанрово-тематические группы: любовные, балладные, казацкие, рекрутские, солдатские, чумацкие, песни крестьянской вольницы. В развитии белорусского музыкального фольклора большую роль сыграла русская революционная рабочая песня начала 20 в. Она оказала влияние на мелодику белорусской народной песни. Некоторые народные песни созданы на слова белорусских поэтов (М. Богдановича, Я. Купалы, Я. Коласа, К. Буйло). При Советской власти появились новые народные песни, развивающие традиции дореволюционных песен и черпающие содержание из современной жизни. Многие песни созданы самодеятельными композиторами и народными хоровыми коллективами (хоры сёл Большое Подлесье, Озёрщина, Присынки и др.). Старинные народные белорусские песни в своей основе одноголосны. Для них характерна волнообразная мелодика сжатого диапазона с постепенным движением и скачками, развитая орнаментика, гибкость ритмики, разнообразие исполнительских приёмов. Наиболее характерны чётные размеры, разнообразная метрика. Встречаются сложные и сметанные такты. Многоголосие в народной песне Белоруссии начало развиваться в 80-е гг. 19 в. Основная мелодия проводится в нижнем голосе, а в верхнем (т. н. "подводке") - сольная импровизация. Встречаются 3-голосные созвучия. Песни в быту исполняются без сопровождения, за исключением шуточных и частушек, которые поются под аккомпанемент гармоники (баяна). Ряд белорусских народных песен использован в произведениях русских и польских композиторов-классиков: в "Большой фантазии" Шопена, Первой симфонии Глазунова, операх "Снегурочка" и "Млада" Римского-Корсакова, "Литовской рапсодии", "Трёх симфонических песнях" Карловича, операх Монюшко (уроженца Белоруссии) и других.

Белорусские композиторы.

У. Г. Мулявін (1941-2003)

Нарадзіўся ў гор. Свярдлоўску (1941), памер - 2003 г., г. Мінск.

Закончыў Свярдлоўскае музычнае вучылішча па класу гітары (1952).

Народны артыст Беларусі (1979).

Заслужаны дзеяч культуры Рэспублікі Польшча (1991).

Член СК Беларусі (1986).

Асноуныя творы: опера-прытча «Песня пра долю»,музычны спектакль «На ўвесь голас»,вакальны цыкл «Я - не паэта», песенна-інструментальная кампазіцыя «Ванька - Встанька», «Праз ўсю вайну», «Вянок Багдановічу», песні, апрацоўкі беларускіх народных песень, музыка да драматычных спектакляў, кінафільмаў.

У. У. Алоўнікаў (1919-1996) Нарадзіўся ў гор. Бабруйску (1919).

Закончыў Беларускую дзяржаўную кансерваторыю па класу кампазіцыі прафесара В. А. Залатарова (1941).

Заслужаны артыст Беларусі (1955).

Заслужаны дзеяч мастацтваў Беларусі (1957).

Народны артыст Беларусі (1970).

Прафесар (1980).

Член СК Беларусі (1940).

Памёр у Минску (1996).

Уладзімір Алоўнікаў адносіцца да плеяды кампазітараў, якія вызначалі мастацкае аблічча беларускай песні ў пасляваенны перыяд. Творчасці кампазітара ўласдіва змястоўнасць, актуальнасць тэм. У яго творах адчуваюцца магутныя традыцыі рускай кампазітарскай школы, якія У. Алоўнікаў успрыняў ад свайго настаўніка В. А. Залатарова - вучня М. А. Рымскага-Корсакава і М. А. Балакірава. У той жа час У. Алоўнікаў - глыбока нацыянальны мастак. Яго музыка, шчырая і душэўная, стрыманая і строгая, мужная і праўдзівая, атрымала водгук у слухачоў, увайшла ў рэпертуар прафесійных і самадзейных калектываў.

Яўген Паплаўскі

Яўген Паплаўскі нарадзіўся 20 верасня 1959 года ў мястэчку Поразава Гродзенскай вобласці. Скончыў Беларускую кансерваторыю (Беларускую дзяржаўную акадэмію музыкі) па класу Ігара Лучанка і Дзмітрыя Смольскага ў 1986 годзе. Стажыраваўся пад кіраўніцтвам Сяргея Сланімскага ў Санкт-Пецярбургскай кансерваторыі і тамсама браў удзел у майстар-класах Тон дэ Леюва.

У 1991 годзе па яго ініцыятыве быў арганізаваны ў Мінску Міжнародны фестываль сучаснай камернай музыкі, які праводзіўся кожныя два гады да 1995.

3 1997 па 1999 атрымліваў стыпендыю Польскага Урада, на падставе чаго працаваў у Гданьску ў Акадэміі музыкі імя Ст. Манюшкі над творам для сімфанічнага аркестра «Барбара Радзівіл» і Студыі электраакустычнай музыкі Акадэміі музыкі ў Кракаве над уласным творчым праектам. Удзельнічаў у летніх курсах Аcanthe 2000 / Ircam.

Тикоцкий Евгений Карлович

Биография:

Евгений Карлович Тикоцкий (1893-1970)

Евгений Карлович Тикоцкий родился 26 декабря 1893 года в Петербурге. Способности к музыке проявились у него очень рано. Однако, закончив в 1911 году реальное училище, он по настоянию отца поступил на естественное отделение психоневрологического института в Петербурге, выговорив себе право заниматься одновременно и в музыкальном училище. Первое знакомство с музыкально-теоретическими основами, а также искренняя дружба с композитором В. Дешевовым вызвали у Е. Тикоцкого желание сочинять. Он начинает писать небольшие пьесы для фортепиано, пробует гармонизовать русские народные песни, более года работает над своей юношеской симфонией. В феврале 1915 года Е. Тикоцкого призывают в армию, и он попадает на фронт. Летом 1919 года вступает в ряды Красной Армии, осенью в составе Восьмой дивизии принимает участие в освобождении Белоруссии от белополяков.

Чуркин Николай Николаевич

Биография:

Николай Николаевич Чуркин (1869-1964)

Николай Николаевич Чуркин, отдавший служению музыке восемь десятков лет, родился 22 мая 1869 года в небольшом местечке Джелал-Оглы на юге Тифлисской губернии (теперь город Степанован Армянской ССР). В 1881 году его приняли в Тифлисскую военно-фельдшерскую школу. При школе был духовой оркестр, хор, класс рисования, увлекавшие мальчика гораздо больше, чем будущая медицинская карьера. И когда в 1885 году Н. Чуркин закончил школу, его оставили воспитателем и руководителем школьного духового оркестра. В 1888 году Н. Чуркин поступает в класс композиции М. Ипполитова-Иванова Тифлисского музыкального училища.

Зарицкий Эдуард Борисович

Композитор.

В 1964 окончил Минское муз. училище, в 1970-Белорус. конс. по кл. композиции А. В. Богатырева.

С 1970 работает в Белорус. филармонии (дирижер-консультант).Соч.: кантата (для сопрано, хора и орк.) - Красная площадь (сл. Б. Штормова, 1970); для орк. - симфония (1969), Вариации (1968); для гобоя с орк. - концерт (1970); для ф-п. - 6 прелюдий (1965), Вариации (1967), Фуга на две темы (1968); для влч. и ф-п. - соната (1968); для флейты и ф-п. - Рондо (1966); для цимбал и ф-п. - концертино (1971); для голоса и ф-п. - вок. циклы на сл. А. Вертинского (1971), на сл. Л. Хьюза (1967); обр. белорус. нар. песен.

Лученок Игорь Михайлович

Год рождения: 1938

Биография:

Игорь Михайлович Лученок (р. 1937)

Закончил Белорусскую государственную консерваторию по классу композиции профессора А.В. Богатырева (1961), ассистентуру-стажировку Ленинградкой консерватории им. Н.А. Римского-Корсакова под руководством профессора В.Н. Салманова (1965), аспирантуру Белорусской государственной консерватории под руководством профессора Т.Н. Хренникова. Лауреат премии Ленинского комсомола БССР (1969), лауреат премии Всесоюзного Ленинского комсомола (1972), заслуженный деятель искусств БССР (1973), лауреат Государственной премии БССР (1976). Народный артист БССР (1982). Народный артист СССР (1987).

Дзмітрый Браніслававіч СМОЛЬСКІ

Нарадзіўся ў гор. Мінску (1937)

Закончыў Беларускую дзяржаўную кансерваторыю по класу кампазіцыі прафесара А. В. Багатырова (1960), аспірантуру пад кіраўніцтвам прафесара Маскоўскай кансерваторыі М. І. Пяйко (1967).

Лаўрэат прэміі Ленінскага камсамола Беларусі (1972).

Заслужаны дзеяч мастацтваў Беларусі (1975).

Лаўрэат Дзяржаўнай прэміі Беларусі (1980).

Прафесар (1986).

Народны артыст Беларусі (1987).

Член СК Беларусі (1961).