Занятие по изобразительному искусству "рисование на тему "матрешка".

Всем кому интересна роспись матрешки, мастер-класс для начинающих поможет освоить некоторые художественные навыки и даст рекомендации и советы. Матрешку — традиционную игрушку-куколку для детей — принято считать исконно русским символом. Однако это не так. Прообраз деревянной барышни имеет японские корни. По сути, матрешка — это русская версия японского старичка Фукурума. При этом матрешка — довольно молодой российский символ, так как появился в России в конце XIX века.

Как бы там не было, но матрешка хорошо прижилась в российской среде и приобрела свои индивидуальные черты и особенности. Исторически и географически сложились разные виды росписи матрешки. В каждой местности расписывали эту традиционную игрушку по-своему.

Роспись матрешки может стать интересным хобби, ведь полета для творчества предостаточно, украсить фигурку можно различными узорами и нарядами, а также превратить куколку в другого персонажа, например, в кота.

Разбираем разновидности

Прежде чем приступить к мастер-классу, стоит познакомиться с матрешкой поближе, а именно выяснить, как ее расписывали в разных городах и местностях.

Стиль, пришедший из города Сергиев-Посад, называется «сергиевским». Такую матрешку отличает сдержанный наряд — платок, блузка и сарафан без лишних изысков. Здесь нельзя найти пышных цветов или живописных композиций. Чаще всего матрешка держит что-нибудь в руках, какие-нибудь предметы крестьянского быта – лукошко, самовар, серп.

Примечательно, что сергиевская матрешка стала популярна в начале ХХ века и воплотила в себе образы сказок, советского быта и даже известных людей таких, как Кутузов и Наполеон

Семеновская матрешка , пожалуй, самая узнаваемая. Основные отличительные черты этой росписи: пышные цветы (чаще всего розы) и исключительно теплые цвета – желтый, красный, оранжевый, зеленый. Здесь редко можно отыскать синие оттенки. Сами куколки, как правило, имеют большие глаза с загнутыми ресницами и темные волосы, спрятанные под платком.


Хохломская матрешка украшена соответствующими узорами. Роспись легко узнать по используемым цветам (красный, золотой, черный) и пышным узорам, часто изображающим птиц, ягоды, листья.


Существуют и другие стили росписи матрешек – вятская, тверская, крутецкая . Их художественные особенности можно рассмотреть по фото ниже:

Как видно, раскрасить матрешку можно совершенно по-разному. Современные матрешки, сохраняя всю ту же традиционную форму, могут иметь узнаваемые лица или скрывать в себе целые сюжеты.


Как расписывать

Рассмотрим поэтапно, как можно расписать матрешку.

Прежде всего, необходимо подготовить следующие материалы и инструменты:

  • деревянная заготовка в форме матрешки (можно приобрести в магазине);
  • напильник и наждачная бумага;
  • акриловые или гуашевые краски;
  • акриловый грунт (его можно изготовить своими руками из клея ПВА и воды);
  • кисти разного размера;
  • ватные палочки и зубочистки для прорисовки мелких деталей;
  • лак для деревянных поверхностей (например, паркетный);
  • простой карандаш и ластик.

Новичкам лучше начать с простых узоров или обойтись и вовсе без них, изобразив на фигурке лицо, платок, руки и сарафан (по принципу сергиевской матрешки). Чтобы понять, как правильно распределить все детали, стоит потренироваться на бумаге. Для этого можно использовать шаблоны матрешек.

Также для облегчения работы рекомендуется потренироваться рисовать лицо, руки, а также различные узоры. В качестве примера можно использовать изображения матрешек и раскраски или картинки с хохломой, гжелью или просто цветами и узорами. Для тех кто любит и умеет рисовать, не составит труда проявить фантазию и нарисовать свою, авторскую матрешку.

Ход работы:

  1. Обработать наждаком и зашкурить заготовку, чтобы избавиться от всех неровностей и заусенцев и сделать поверхность гладкой;

  1. Разбавить грунт с водой в пропорции 1:2 и покрыть грунтовкой с помощью кисти всю заготовку, оставить высыхать;

  1. После высыхания наметить вертикальную ось в качестве ориентира для симметричного рисунка;

  1. Нанести карандашом все нужные элементы: лицо, платок, руки, предметы, одежду, узоры и т.д. (при необходимости можно подправить рисунок ластиком);

  1. Начать раскрашивать матрешку с крупных деталей и сверху вниз (с платка), придерживаясь контуров рисунка и предварительно разбавляя и пробуя краску на бумаге;

  1. Прорисовать мелкие предметы;


  1. Нарисовать лицо (глаза, губы, щечки) и раскрасить волосы;


Всем привет! Сегодняшний урок поэтапного рисования будет посвящён матрёшке!

Хотя матрёшка и считается традиционной русской игрушкой, мало кто знает, что на самом деле её прототипом является японская кукла милого старичка Фукурокудзю — бога из пантеона древних японцев. При создании именно этой куклы был применён принцип матрёшки, а в 90-х годах 19-го столетия первые деревянные фигурки с изображением румяных девушек в платках стали изготавливаться и в России.

Кстати говоря, самые первые матрёшки были очень дорогие — их расписывали вручную талантливые иконописцы, применяя приёмы работы с иконами. Поэтому первые матрёшки имеют такую тщательную прорисовку лиц и характерную цветовую гамму. Ну а мы нарисуем самую традиционную матрёшку без особо детализации, поэтому с нашим уроков сможет справиться художник любого уровня мастерства. Выглядеть она будет как , нарисованная на фигурке характерной формы. Давайте начинать!

Шаг 1

Сначала нарисуем очертания матрёшки. Обычно этот шаг мы называем «рисование стикмена», но здесь будет исключение, ведь «стик» переводиться как «палка», а фигура нашей матрёшки полностью округлая, в ней нет ни одного угла. Она должна быть полностью симметричной и немного напоминать силуэтом кеглю для боулинга.

Шаг 2

Разметим нашу матрёшку двумя линиями — в верхней и нижней части корпуса, а также нарисуем круг над верхней линией.

Шаг 3

Третьим шагом нанесём разметку на лицо матрёшки. Сначала нарисуем вертикальную линию лицевой симметрии, затем — горизонтальную линию глаз (обратите внимание — это единственная горизонтальная линия, проходящая через весь круг). Чуть выше неё рисуем линию, которая обозначит расположение бровей, а ниже линии глаз — наметки носа и рта. Кстати говоря, важный момент — расстояние между всеми горизонтальными линями примерно одинаковое.

Шаг 4

Теперь прорисуем черты лица по линиям, которые были намечены в предыдущем шаге. Глаза изобразите в виде кругов и здесь же закрасьте их, оставив по одному белому блику в каждом глазе. Обратите внимание — блики должны находиться в правых от нас частях глаз. Чуть выше глаз изобразите в виду коротких дуг брови, ресницы обозначьте парой ресниц, нарисуйте также по одной дуге под глазами.

Шаг 5

Этот шаг будет совсем коротким, здесь мы нарисуем узелок платка, который будет располагаться чуть ниже лица матрёшки. Узелок этот будет состоять из центра — обычного круга и боковых частей — двух фигур, похожих на листья. Также нарисуем волосы, выглядывающие из-под верхней части платка.

Кстати, если вы хотите попрактиковаться в уроках рисования подобной сложности, советуем заглянуть на страничку со статьёй о том, как нарисовать . Если же вам требуются более простые уроки, посмотрите руководство по .

Шаг 6

Мы на финишной прямой! В этом этапе на самых краях корпуса нарисуем рукава и ладони матрёшки. Под ладонями проведём линии, слегка окантовывающие корпус.

Шаг 7

Теперь остаётся только нарисовать орнамент в центре корпуса нашей матрёшки. В принципе, вы можете выбрать узор по своему желанию, главное, чтобы он сохранял общую стилистику рисунка, то есть был похож на русскую народную роспись дерева. Мы решили остановиться на таком орнаменте:

Он выглядит довольно сложным, но, если разобраться, орнамент на самом деле простой. Чтобы изобразить такой, нарисуйте сначала в центре фигуру с тремя отростками, а затем окружите её двулистными лепестками. Нарисуйте ещё три листа снаружи, и наша матрёшка будет завершённой.

Теперь мы хотели бы предложить вам небольшой видео-ролик, посвящённый нашей сегодняшней героине.

Это был урок, посвящённый тому, , и его подготовили для вас работники редакции сайта Drawingforall. Пишите ваши пожелания относительно тем новых уроков поэтапного рисования в комментарии, всего вам доброго!

Тема: Рисование на тему «Матрешка»

Цель - развитие представлений на основе предварительного наблюдения объекта, восприятия графического образа и его словесного обозначения.

Задачи:

- Обучающие:

Научить расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях полхов - майдановских мастеров. Развивать умение высказывать оценочные суждения в процессе обсуждения выполненных работ, уважать мнение товарища. Расширить у детей запас знаний, о русской народной игрушке, научить навыкам русской росписи, улучшить мастерство ручных работ.

Воспитательные

Через матрёшку как произведение народного творчества дать учащимся возможность понять, что такие нравственные категории, как любовь, дружба, счастье человеческого общения бесценны и вечны везде и всегда. Прививать любовь к прекрасному, к родине – её искусству, идеям, песням.

а) отработать практические навыки подбора красок и форм для создания рисунка матрёшки;

б) углубить практические навыки работы кистью;

в) развивать умение учащихся мыслить и рассуждать на заданную тему, используя свой и чужой жизненный опыт;

г) формировать способность учащихся выражать свои мысли и чувства с помощью изобразительных средств.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация, игра «Расписная матрешка» (две матрешки, детали (глаза, губы, волосы, цветы, листики, ягоды для фартука), магниты), словарные слова «Полхов - майдан», букет успеха.

Музыкальный ряд: инструментальная музыка.

Материалы и оборудование :

Для воспитателя: интерактивная доска, ноутбук.

Для учащихся: матрешка – готовая форма, акварельные краски, кисти, баночки для воды, салфетки, простые карандаши, ластики, листы самооценки.

Ход урока.

    Подготовительная часть.

    Организационный этап (общая организация детей, подготовка необходимых учебных принадлежностей).

    Создание благоприятного психологического настроя.

Встали ровно, успокоились. Начинаем наше занятие.

Ребята, давайте возьмем друг друга за руки, почувствуем тепло ладошек соседа, улыбнёмся друг другу и пожелаем хорошей работы.

Садитесь.

Условия урока.

Ребята, давайте, проверим, какие принадлежности вы приготовили к уроку. Все ли на месте? (Учащиеся перечисляют: акварельные краски , кисти, баночки для воды, салфетки, ластики, простые карандаши).

Сегодня мы продолжаем с вами увлекательное путешествие по стране под названием «Изобразительное искусство». Мультимедийная презентация. Слайд 1.

А для удачного путешествия с собой возьмем букет успеха: аккуратность, активность, наблюдательность, внимательность, взаимопомощь (слова на цветах)

Я желаю, чтобы все слова, написанные на красивых цветах, сопровождали вас весь урок, и тогда вас ждет успех.

Форма организации.

А также я хочу пожелать вам хорошего настроения сегодня на уроке, получить много положительных эмоций от работы. Тем более что вам предстоит работать в группах, а также выполнять задания самостоятельно.

Итак, в путь.

    Вводная беседа (мобилизация внимания, создание эмоциональной заинтересованности, повышение мотивации изобразительной деятельности школьников).

Сегодня мы будем учиться рисовать с вами на заданную тему.

А вот, что будет являться темой урока, вы должны будете определить сами.

Дивное диво я нынче принесла
Диво чудесное, расписное,
Отгадайте. Что это такое?

(загадывает загадку)

Есть для вас одна игрушка,
Не лошадка, не Петрушка.
Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко
Наша русская…. (матрешка)

Молодцы! Вы угадали.

Учитель демонстрирует матрёшки

- Тема урока : Рисование на тему «Матрешка». (Написание темы урока на доске).

- Сегодня мы научимся расписывать бумажные силуэты матрешек в традициях полхов-майдановских мастеров,

Сообщение критериев оценки детских работ.

Критерии оценки:

Красный цветок – получите, если справитесь со всеми поставленными задачами: правильно нарисуете матрешку, украсите фартук, раскрасите рисунок аккуратно, подобрав яркие краски.

Зеленый листик – получите, если допустите 1 или 2 ошибки: неправильно нарисуете матрешку, рисунок раскрашен неаккуратно.

В конце занятия вы оцените свои работы самостоятельно с помощью листов самооценки.

    Основная часть.

    Актуализация знаний учащихся. Слайд 2

В Нижегорской области есть такое село под названием Полхов – Майдан. Селобольшое, около 700 дворов, и чуть ли не в каждом доме точат и красят «татарушки» - так мастера называют свои поделки. Занимается этим делом не одно поколение сельчан.

Слайд 3

Русская деревянная кукла – матрешка родилась в конце 19 века в Сергиевском посаде (ныне г. Загорск). Первая матрешка изображала девочку в сарафане с петухом на руках. Матрешка сразу понравилась взрослым и детям. Нравилось ее доброе и ясное лицо. Занятно было, что в большой кукле пряталось дружное семейство.

Слайд 4

И сегодня русская матрешка – желанная гостья в каждом доме. В чем же секрет такого успеха и долгой жизни матрешки? Почему она нравится всем? Почему она стала русским сувениром за рубежом?

Образ женщины издавна был почитаем в русском народном изобразительном искусстве, фольклоре и часто неотделим от образа птицы – древнейшего символа добра и благополучия. «Лебедушка», «пава», «утушка», « голубка», - эпитеты, которыми издавна величали женщин в русской народной поэзии.

Лаконичный образ деревянной матрешки удачно воплотил в себе и спокойную плавность линии женской фигуры, и элементы традиционного народного костюма: платок, фартук, сарафан. Суть русской матрешки во все времена остается прежней – дружба да любовь, пожелание счастья и благополучия. Вот почему она как доброе воплощение этих чувств живет в наших современных квартирах, появляется в доме француза и американца.

Наша русская матрёшка

Не стареет сотню лет,

В красоте, в таланте русском

Весь находится секрет.

Велика Россия наша,

И талантлив наш народ.

О Руси родной умельцах

На весь мир молва идёт.

Мультимедийная презентация. Слайд 5.

Молодцы. А сейчас ребята я предлагаю продолжить наше путешествие и отправиться на выставку матрешек . (Просмотр видеоролика «Матрешки»).

Понравилась выставка? (ответы детей).

Кого вы увидели на выставке? (ответы детей).

Какие матрешки вам понравились? (ответы детей).

Какие краски используют для раскрашивания матрешек? (ответы детей).

Скажите, пожалуйста, а где нам могут пригодиться знания о матрешках, умение их рисовать? (ответы детей). Можно сделать поделку в любой технике: слепить матрешку из глины, выполнить аппликацию с изображением матрешки, сделать матрешку из модулей. Все эти изделия могут стать отличным подарком, украшением вашей комнаты.

Мультимедийная презентация. Слайды 4,5.

    Определение последовательности выполнения рисунка (планирование деятельности).

Определим последовательность выполнения работы.

Мультимедийная презентация. Слайды 6,7,8,9.

    Сначала. Нарисуем лицо. Волосы. И оформим платок

    Затем. Нарисуем глаза, брови, нос, губы

    После этого. На фартуке рисуем чудо- букет. На зеленой изгибистой ветке разноцветные цветы, бутоны, ягоды.

4.И наконец . Раскрасим матрешку на свое усмотрение. Запомните, матрешки - всегда очень яркие, цветастые куклы, поэтому не жалейте цвета для придания им того неповторимого колорита, который свойственен именно этой нашей русской кукле.

Повторим последовательность выполнения рисунка (ответы детей).

Я предлагаю поиграть в игру «Укрась матрешку».

Задание: Правильно украсить матрешку.

Какие качества помогут нам справиться с этим заданием? (ответы детей). Обращение внимания детей к «Букету успеха».

(Учащиеся делятся на две команды, выходят к доске и украшают своих матрешек).

- Молодцы! Давайте посмотрим, какая команда правильно справилась с заданием.

- На какой матрешке все детали расположены правильно? (ответы детей).

- Как работали ваши команды? (ответы детей)

- Итак, мы определили последовательность выполнения рисунка, посмотрели, как правильно располагать детали на фартуке матрешки.

    Указания к началу работы.

Для того чтобы движения пальцев рук были уверенными, а мышцы более крепкими выполним пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика.

Прежде, чем нам рисовать

Нужно пальчики размять.

Указательный и средний,

Безымянный и последний

Поздоровались с большим.

А теперь потрем ладошки

Друг о друга мы немножко.

Кулачки разжали – сжали,

Кулачки разжали – сжали.

Вот и пальчики размяли.

А сейчас мастера

За работу всем пора.

Мастера, скорей за дело

Украшай матрешек смело

Выбирай любой узор, Чтобы радовал он взор

Какие качества нам понадобятся во время самостоятельной работы? (ответы детей).

Итак, вы должны правильно нарисовать матрешку, украсить ее фартук, а также аккуратно раскрасить рисунок.

Приступаем к выполнению задания, а помогать нам будет красивая музыка.

    Самостоятельная работа учащихся над рисунком и руководство процессом изобразительной деятельности.

Осуществление индивидуального, фронтального и дифференцированного руководства.

Индивидуальная работа.

Физкульминутка. Слайд 10.

Мы сейчас все дружно встанем (дети встают).

И немножко отдохнем (потягиваются).

Вправо, влево повернитесь (повороты),

Наклонитесь, поклонитесь! (наклоны)

Руки вверх и руки вбок, (движения руками)

И на месте прыг и скок (прыжки на месте)

А теперь бегом вприпрыжку (бег на месте)

Молодцы вы, ребятишки!

III . Заключительная часть.

Подведение итогов урока. Рассматривание и анализ работ с точки зрения поставленных задач, самооценка, взаимооценка, оценка учителем.

Ребята, я предлагаю вам самостоятельно оценить выполненные работы с помощью листов самооценки. В первом столбике перечислены задачи, которые вам необходимо было выполнить. Во втором столбике пустое место для цветов и листиков. Если вы считаете, что справились с задачей, рисуете красный цветок, если с помощью учителя – зеленый листик, а если не справились – оставляете место пустым.

Анализ детских работ, самооценка, выставление отметок.

Учащиеся по очереди выходят к доске со своими работами и листами самооценки.

Какие трудности возникали во время работы?

Все ли ты правильно нарисовал?

Что у тебя получилось лучше всего?

Какие качества тебе помогали в работе?

Как бы ты оценил свою работу?

Как оценивают твою работу другие ребята?

Сейчас мы вместе с вами посмотрели, как вы справились с поставленными на уроке задачами, а также вместе оценили ваши работы.

Я думаю, наш букет успеха помог нам сегодня, и вы все справились с заданием. Вы согласны со мной? (ответы детей).

Наше путешествие по стране «Изобразительное искусство» подходит к концу. Но это только сегодня, уже на следующих занятиях мы продолжим учиться рисовать.

Чему мы учились сегодня на уроке? (ответы детей).

Сегодня на уроке мы учились рисовать матрешку, украшать ее фартук.

Используя опорные слова, продолжите фразу. Мультимедийная презентация. Слайды 12.

Сегодня я узнал…

Было трудно…

Теперь я могу…

Я попробую…

Мне захотелось…

Ребята, а я хочу сказать вам, что сегодня все вы были молодцы! Мультимедийная презентация. Слайд 13.

Матрешка — это русская национальная кукла. Она является как бы символом России. И когда говорят о нашей стране, то образ матрешки возникает в первую очередь. Ее делали еще в Древней Руси. Эта куколка изготавливается из дерева. Она состоит из двух, соединяющихся друг с другом посередине частей. Если ты раскрутишь матрешку, то внутри нее найдешь другую, размером поменьше. Внутри второй бывает третья, внутри третьей — четвертая и так далее. Вообщем, в одной матрешке может скрываться насколько таких же, но каждая будет меньше предыдущей. Матрешки изготавливаются из дерева и все части тела рисуются на них красками, а затем для стойкости покрываются лаком. Матрешка является лучшим сувениров для иностранных туристов, побывавших в нашей стране. Нарисуем здесь эту известную куклу поэтапно карандашом, а затем раскрасим.

Этап 1. Вначале нарисуем ее корпус. Рисуем большой длинный вытянутый овал по всем листу бумаги. В верхней части овала делаем кружок. Это будет личико куколки. В кружке начертим две прямые линии, пересекающиеся друг с другом под прямым углом. Это линии глаз и носика. Для проведения прямых можно пользоваться линейкой (по вашему желанию).

Этап 2. Теперь изображаем основание матрешки, на котором она будет устойчиво стоять. Внизу овальной фигуры рисуем плавно две линии, напоминающие нам ободок. Это основание. В этом же этапе обводим контуры корпуса матрешки, отталкиваясь от линии наброска первого этапа. У матрешки расширенная головная часть, потом идет сужение и нижняя часть также расширена. Фигура как бы напоминает восьмерку.

Этап 3. В кружке рисуем личико матрешки. Делаем проборчик волос и две пряди, аккуратно разложенные по бокам. Внизу подбородка рисуем узелок завязанных концов платка, потому что вверху лица и волос у матрешки всегда бывает повязан платочек.

Этап 4. Детализируем лицо куклы. По горизонтальной линии рисуем красивые миндалевидные глазки. Вначале линии верхних век с ресничками, затем нижние веки и между ними сами глаза большими черными кружками. Затем поверх глазок делаем две тоненькие черточки бровей, посерединке небольшой штрих — носик и внизу аккуратный ротик из двух губок, похожий на цветочек.

Этап 6. На корпусе матрешки рисуем узоры сарафана. Они могут быть самые разнообразные и причудливые. В нашем случае, это будет цветок. Вначале рисуем сам цветок из лепесточков, загнутых вверх, затем повернутых вниз. Получился венчик цветка. Затем вверху цветка рисуем красиво вырезанные листья.

Этап 7. Тут мы оформляем платочек матрешки. На нем с боков также нарисуем по две половинки цветочков. По бокам корпуса куклы мы должны еще обязательно нарисовать ручки. Их и рисуем в рукавах рубашки, согнутыми в локтях. У матрешки аккуратные маленькие кисти рук с тонкими пальчиками.

Этап 8. Раскрасим матрешку на свое усмотрение. Запомните, матрешки — всегда очень яркие, цветастые куклы, поэтому не жалейте цвета для придания им того неповторимого колорита, который свойственен именно этой нашей русской кукле.