Как ребенку учить словарные слова. Словарные слова: как учить

Учить словарные слова легко и интересно

Много хлопот доставляет учителям начальных классов изучение словарных слов. Зачастую они, обратив внимание детей на особенности написания слова и подчеркнув нужные буквы, предлагают записать его в словарик и запомнить, как оно пишется. Но память нередко подводит маленьких школьников, так как никакими методами запоминания они еще не владеют, и не каждый учитель может их этим методам научить. Конечно, есть немало творчески работающих учителей, которые стараются разнообразить процесс изучения словарных слов: подбирают стихи, пословицы и поговорки, вводят эти слова в контекст занимательного содержания и т.п. Но, к сожалению, результаты и в этих случаях не всегда соответствуют ожиданиям.

А между тем есть метод, который поможет справиться с данной проблемой. Основан он на возрастных особенностях мышления младших школьников и общих законах запоминания.

В этой публикации представлены два варианта работы со словарными словами.

I вариант

Мышление учащихся начальных классов носит наглядно-образный характер, то есть оно опирается на конкретные представления и образы. В связи с этим у большинства из них соответственно преобладает и образный тип памяти.

Кроме того, следует отметить, что успешному запоминанию способствует соблюдение определенных условий:

1) установка на запоминание: ученик должен хотеть запомнить то, что ему надо запомнить;
2) заинтересованность: легче запоминается то, что интересно;
3) яркость восприятия: лучше запоминается все яркое, необычное, то, что вызывает определенные эмоции;
4) образность запечатления: запоминание, опирающееся на образы, гораздо лучше механического запоминания.

Все эти условия соблюдаются при запоминании словарных слов предлагаемым способом. Суть его состоит в том, что ребенок, для того чтобы запомнить слово, выполняет рисунки на буквах, которые вызывают трудность при написании. Дети с удовольствием занимаются этим увлекательным делом, а результаты в итоге соответствуют ожиданиям.

Указания для учителя

1. Назвать слово, которое необходимо запомнить, записать его на классной доске.
2. Выяснить, понятен ли смысл слова детям.
3. Дать установку на запоминание.
4. Отметить буквы, которые могут вызвать трудности при написании.
5. Записать слово печатными буквами.
6. Предложить детям в тетрадях сделать рисунки на "трудных" буквах, опираясь на смысл слова.
7. Когда рисунки готовы, желающие демонстрируют свои варианты на доске.

Как рисовать

На букве о очень легко нарисовать помидор, а буква и – это ножи, которыми можно его разрезать.

Когда тебя ужалит крапива, трудно удержаться от крика.

Из бананов очень легко можно выложить букву а, но невозможно сделать букву о.

Не бывает аллеи без деревьев... а еще по аллее гуляют люди, и не один-два, а много...

А это сантехники пришли ремонтировать батарею.

Это слово очень легко запомнить – карандаши и коробка для них.

Почему бы не пофантазировать вот так?

Ну какой восход без солнца?

А какой барабан без палочек?

Однажды мне купили шар, было здорово!

А у вас на даче есть огород?

Конечно, в середине этого слова должна быть хоть небольшая лестница.

Когда разыграется аппетит, никто не откажется от парочки котлет или... эскимо.

Этому человечку не страшна лужа на букве о, ведь он в сапогах.

Это слово очень любят мальчишки, вариантов придумывают множество.

Тут все понятно без объяснений.

Рисунки надо делать только на тех буквах, которые вызывают затруднения при написании, иначе происходит "нагромождение" образов. Рисунок должен обязательно соответствовать смыслу слова.

Процесс этот сколь увлекательный, столь и полезный. Дети с удовольствием рисуют, что не только позволяет им запомнить словарные слова, но и развивает воображение.

Примечание. Учителю надо помнить, что существует процесс забывания, и продумать систему повторений.

Л.П. Копылова,
психолог лицея № 42 ВСДЖ,
г. Иркутск-17

II вариант

Словарные слова запоминаются при помощи мнемосистемы "связей", которая заключается в следующем:

1) запоминание происходит легче, если человек мысленно представляет себе предметы, явления или действия, которые обозначают слова;
2) объединенные в группы предметы должны "оживать", "двигаться".

У нашего класса в субботу был русский язык.

У Кати в квартире на картине карандашом нарисованы кастрюля и стакан. А у Оли над кроватью – яблоко.

Была хорошая погода. (Светило солнышко.) Мы поехали по дороге на огород. (Рисуем колеса велосипеда.) Мы посадили овощи. (Семена овощей напоминают букву о.) Горох (рисуем горошины), морковь, огурец, помидор. Но у нас выросли и "неправильные" растения, у них семена напоминают букву о, а вырастает буква а. Капуста, картофель.

Мы приехали на трамвае в магазин и купили на завтрак малину.

Пассажир аккуратно прошел по аллее большое расстояние.

В четверг в лагере мы рисовали пшеницу черным и желтым карандашами.

Подставка с карандашами напоминает букву е.

Шел человек по городу, вдруг впереди выскочила черная кошка. Повернул назад – тупик, пошел налево – слева тупик, пошел направо – и справа тупик, хотел вниз, да снизу асфальт мешает. Пришлось встретиться с черной кошкой. И слова все эти пишутся вместе.

Правописание букв а и о на конце слов "налево – слева", "направо" – "справа" можно запомнить так:

на окно Ю налево;
с окна Ю слева;
на окно Ю направо;
с окна
Ю справа.

Ого! Однажды на осине выросли орех и яблоко!

Когда мы очень сильно удивляемся, мы широко раскрываем глаза, они становятся похожи на букву о.

Дул ветер с севера, медведь качался вм есте с берёзой.

Ветки березы и коготки на лапках медведя напоминают букву е. Медведь тесно прижимался к березе, слился с нею, слово вместе тоже слилось.

Рабочий собирается на работу, надевает сапоги, пальто, садится в машину, едет на завод.

Мой рисунок называется "Сирень на улице".

Фигура человека вписана в букву и. В одной руке он держит кисть, в другой – опирается на стол.

Как ездить на велосипеде? Быстро, весело, скоро, хорошо.

Мой товарищ вскопал лопатой грядки, посадил ягоды, будет хороший урожай.

Голова человека, лопата и корзина с ягодами напоминают букву о.

Был месяц июнь. Заяц положил на язык землянику.

Перевернутая буква я – голова зайца с ушами, ягода земляники.

Работа над словарными словами
Как помочь ребенку запомнить написание словарных слов


Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...

Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости. Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.

Важно помнить: 1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания.
1. Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).

11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: "Город" и "Деревня");
- по частям речи;

13. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

16. Подбор однокоренных слов.

17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

18. Разбор слов по составу.

19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).

23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

24. Письмо по памяти.

25. Самодиктант и взаимопроверка.

26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).

27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).

28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...).

    "Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
    Назови его по буквам.
    Заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает"?
    Прочти медленно, как будешь писать.
    Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
    (Все выполнять с закрытыми глазами.)
Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов . Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика

    1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
    Например: береза.

    2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
    Например: бе -ре-за.

    3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
    Например: б_Е., б_е.

    4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

а) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.
Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству
и т.д.

б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза - по цвету _бЕлая
* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат: б_Е.реза - б_Е.лая, - гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
б _Е реза
л
а
я

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.
ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

    г_А.зета - бум_А.га,
    к_А.рман - дыр_А.,
    д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
    к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,
    з_А.вод - труб_А.,
    к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
    ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,
    л_А.донь - л_А.па,
    к_А.пуста - з_А.яц
    к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,
    с_О.бака - хв_О.ст
Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.
1. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

Словарные слова, как их лучше запомнить?

Язык и стар, и вечно нов –

И это так прекрасно!

В огромном море – море слов –

Купайся ежечасно!

Картофель и картон, платок и косынка, иней и корабль … Что общего в этих словах? Все они – словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Начиная свой путь учителя начальных классов, на уроках русского языка я столкнулась с проблемой - дети в этом возрасте упорно не желают запоминать так называемые словарные слова стандартным методом проговаривания и зазубривания. Очень небольшое количество ребят, имея хорошую слуховую память, а чаще – просто «врождённую» грамотность, пишут словарные диктанты или употребляют данные слова в творческих и др. письменных работах без ошибок. Но что же делать с основной массой учеников?

Работа по правописанию словарных слов – трудная и кропотливая. «Словарная работа - это не эпизод в работе учителя, а систематическая, хорошо организованная, педагогически целесообразно построенная работа, связанная со всеми разделами курса русского языка", - писал известный ученый-методист А.В. Текучев. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Приемы словарной работы на уроках русского языка в начальной школе тесно связаны с изучением безударных гласных, непроверяемых безударных гласных корня.

Вопрос о безударных гласных, как одной из важнейших проблем словарной работы, по всеобщему призванию, является основным в русском правописании. На изучение безударных гласных в корнях слов, в приставках, суффиксах и окончаниях, в соединительных гласных и т.д. затрачивается наибольшее количество времени в школьном курсе русского языка. При усвоении написания слов с безударными гласными учащиеся испытывают наибольшие трудности.

У большинства школьников, допускающих такие ошибки, просьба учителя сформулировать орфограмму не вызывает особых затруднений. Однако необходимость применить давно знакомое правило в несколько неожиданных условиях, требующих не механического повторения привычного алгоритма, а осознанного подхода, оказывается для многих почти неразрешимой задачей. Поэтому перед учителем начальных классов стоит очень серьезная задача - добиться, чтобы учащиеся овладели навыками правописания безударных гласных в корнях слов.

Работа со словарными слова – это одна из серьёзных проблем начальной школы.Нерешенная своевременно проблема превращается в тяжёлый груз, тащить который потом приходится и в среднем звене, и далее. В своей работе стараюсь применять различные методики запоминания трудных слов с непроверяемыми буквами. Один из действенных методов, дающий прекрасные результаты, – это метод ассоциативного запоминания словарных слов , который успешно используется в методике УМК «Перспективная начальная школа».

Суть этого метода заключается в том, что трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом , который вспоминается при написании данного слова, помогая правильно написать орфограмму. Таким образом, это – метод ярких ассоциаций .

Данный метод дает возможность запоминания слов по первому предъявлению, без многократного повторения. Удачно подобранное слово - ассоциация становится "проверочным" для трудного и непроверяемого ранее словарного слова. С этой целью удобно поставить рядом со словарным словом сходное по звучанию и написанию, но не родственное слово, в котором «трудный» элемент из словарного слова находится в сильной позиции и его написание затруднений не вызывает. И чтобы по звучанию это слово было похоже на наше словарное. Обыграем ассоциативную связь в стихотворении, сказке, загадке или шараде, и у словарного слова появится «приемный родственник», который поможет выделить и прочно запомнить орфограмму. И не нужно забывать, что для успешной работы эмоционально-образной памяти наш ассоциативный информационный блок должен вызывать интерес, любопытство, а еще лучше - кроме того, улыбку и смех. При этом, чем неожиданней, комичней, аб­сурдней связь между словами в ассоциативной паре, тем выше эффективность запоминания. Детей очень смешат нелепые ситуации, поэтому целесообразно как можно активнее использовать их в информационных блоках.

Особенно эффективно работает пара из двух словарных слов, в которой каждое становится как бы «проверочным словом» для другого: например, «топор» и «тополь», «город» и «огород».

Еще один прием, влияющий на качество запоминания, - это использование ассонанса (повторение гласных звуков):

«Ка к-то в ба р зашёл ба ра н,

ба ра ба ня в ба ра ба н».

Или использование аллитерации (повторение одинаковых или однородных согласных):

«Г а-г а-г а!» - она г ог очет".

Этот прием активизирует слуховую память: некоторая часть текста насыщается звуком, который соответствует запоминаемой букве.

Давайте обратимся к примерам из словарика, чтобы увидеть эти приемы в действии.

Возьмем, например, слово «комната». Как запомнить, что оно пишется через «а», а не через «о»? Подберем для него «приемного родственника» - слово «Ната». В этом слове звук «а» - ударный и написать здесь букву «о» просто невозможно. А само слово совпадает с частью слова «комната». Осталось только связать их между собой: комН ата – комнА та.

Раз На та в комна ту вошла,
И букву «А » она нашла.
Там буква «А » попала в плен,
Меж буквой «Т » и буквой «Н ».

Сюжет стихотворения развивается в рисунке: буквы "Т" и "Н" на этом рисунке уже не просто буквы, а персонажи - разбойники, к которым и попала в плен буква "А".

Другой прием - нелепая ситуация: для примера выбираем слово «лопата». Без «приемного родственника» не обошлось и здесь - слово «ло пнула».

Шёл на дачу в выходной
Я с ло патой надувной -
Хоть до дачи далеко,
С ней шагается легко.

Но копать ей трудновато:
Раз! - и ло пнула ло пата!

«Приемный родственник" необязательно должен быть похожим на исходное слово. Запоминание словарного слова достигается за счет сюжета. Этот прием очень удобно использовать в сказке. Прочтите, например, вот эту сказку про баку.

Жила-была когда-то давно бака. Она умела лаять, вилять хвостом, сторожить дом и любила выть на круглую луну, которая немножко похожа на букву "О ". И грызть бублик, похожий на букву "О ".

А ещё она любила смотреть на круглое о блако и на круглое со лнце, похожие на букву "О ", любила о сень, которая начинается с буквы "О ". В общем, вы, конечно, догадались, что она полюбила и саму букву "О ". А когда полюбила, то захотела писаться с этой буквой.

Ну хорошо, - сказали ей, - будем писать тебя "бока".

Нет, я так не хочу! С какого ещё бока?! - обиделась бака. - Я не хочу так называться! Я просто хочу писаться с "О ".

И стали её писать с "О ". Вот так: с "О" бака . А потом и просто: собака.

Так до сих пор и пишут.

Выражение информации в легкой и интересной ассоциативной форме дает ребенку понять, что он и сам способен создавать ассоциативные информационные блоки, сам способен превратить трудный материал в доступный для себя и других. Я была очень рада, что в дальнейшем мои дети, подхватив эстафету, начали предлагать свои ассоциации, идеи, образы, придумывать сказки и даже сочинять стихи.

Помимо этого в своей практике активно использую игровые методики.

    «ТОЛКОВЫЙ» СЛОВАРЬ .

Ведущий (учитель или ученик), не называя словарного слова, объясняет всем лексическое значение слова. Дети угадывают и записывают с проговариванием. Этот вид работы развивает внимание, расширяет словарный запас, а у ведущего ученика формирует навык грамотного построения предложений…

    «ЭТИМОЛОГИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.

Ведущий рассказывает происхождение загаданного слова. Дети угадывают (могут и дополнить рассказ ведущего), а затем записывают слово с проговариванием.

    «КАРТИННЫЙ» СЛОВАРЬ .

Это могут быть отдельные предметные картинки к определённому словарному слову. А можно этот вид работы усложнить. Для этого необходимо либо подбирать, либо рисовать сюжетную картинку (что легче сделать, если слова изучаются группами по определённой тематике). Необходимо найти как можно больше словарных слов. Затем можно подбирать к этим словам признаки, действия… В итоге можно написать небольшое сочинение по данной картинке, используя отработанные заготовки.

    ВЫБОРОЧНЫЙ ДИКТАНТ.

Ведущий читает предложение или текст. Остальные дети на слух определяют словарное слово, записывают его с проговариванием. Это может быть и зрительный выборочный диктант. В этом случае необходимо определять временные границы выполнения работы и затем выявлять, кто из детей нашёл больше слов. Причём, в этой работе важно не просто списывание словарных слов, но и работа со словом (выделение орфограмм).

    СХЕМЫ - УГАДАЙКИ.

На доске или на карточках даны схемы слов с указанными «словарными» орфограммами. Хотя возможен и более сложный вариант для детей сильной категории – орфограммы не только непроверяемые, но и проверяемые. Но этот вариант требует определённых обозначений каждой орфограммы. Например, проверяемые орфограммы можно обозначать точкой, а непроверяемые – подчёркивать (знак минус – слабая позиция):

О___О___ (воробей, молоко…)

А___КК_____ (аккуратный)

СС__ (касса, масса…)

Е_____ДЬ (медведь, тетрадь…)

    КОПИЛКА - МИНУТКА.

На доске записана группа словарных слов. Не обязательно тематическая. Это может быть подбор слов на определённую орфограмму к конкретной теме урока. Например, изучая парные согласные – берётся группа словарных слов с парными согласными, аналогично – удвоенные согласные, непроизносимые согласные и т. д.

Этих слов должно быть не менее 10. Даю 1 минуту для запоминания слов. Прошу молча проговаривать слова. Затем слова убираю (стираю). Снова даю 1 минуту для написания слов. Задача: вспомнить и записать как можно больше словарных слов. Обязательно проверяем (самопроверка, взаимопроверка…), подчеркиваем орфограммы.

    «ЛИШНЕЕ СЛОВО».

Эту работу можно проводить в начале урока вместо разминки или как подводку к новому материалу. Например: тема урока: «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». На доске даны слова:

СОРОКА
ВОРОНА
ПЕТУХ
КОРОВА
ДОРОГА

Заранее тщательно подбираю слова так, чтобы можно было выделить не единственное слово. Самое главное – аргументировать выбор «лишнего» слова (это превосходно развивает креативное мышление!). Далее идут рассуждения:

1.Я считаю, что «лишнее» слово петух , т.к. для написания всех слов потребовалось 6 слов, а для слова петух – всего 5.

2.Я считаю, что «лишнее» слово петух , т.к. во всех словах 3 слога, а этом слове 2.

3….слово петух , т.к. все слова заканчиваются на гласную, а данное слово – на согласную.

4…..слово дорога , т.к. все слова отвечают на вопрос КТО ?, а слово дорога – на вопрос ЧТО ? И т. д.

Аргументов может быть много, и «лишних» слов тоже!

    БУКВЫ – ЛИПУЧКИ (МАГНИТЫ).

Дана определённая буква (орфограмма). За определённое время необходимо «примагнитить» к ней буквы (с одной или с двух сторон) так, чтобы получились словарные слова. Например:


М ШИНА КЛА

М ЛИНА МА А

М ГАЗИН КА А

Эту работу хорошо проводить, когда в словарике достаточно много слов на определённую орфограмму. Можно использовать этот приём, как вариант домашней работы, например, при изучении темы «Удвоенные согласные …».

    «МНЕМОНИЧЕСКИЙ» СЛОВАРИК.

Это тоже очень интересный и необычный вид работы со словарными словами.

Дети с помощью учителя или родителей, или сами (по аналогии) методом фонетических ассоциаций составляют предложение со словарным словом, которое созвучно с частью другого слова в предложении или фразе. Например:

УЛ И Ц А. Я вышел на улиц у и увидел много знакомых ЛИЦ.

МЕБЕЛЬ из ЕЛИ .

ПА ЛЬТО. П А ЛЬТО носит ПА па.

Эта фраза безумно нравится моим детям. Ибо, если пальто носит папа, то тогда же кто, а вернее, что носит пОльто?...Удивительная вещь – никто в классе не делает в этом слове ошибку.

    «МУДРЫЙ СЛОВАРИК».

Люблю использовать в своей работе пословицы, поговорки, фразеологизмы. Это не только интересно. На данном виде работ воспитывается любовь к русскому языку. Дети с самого раннего возраста учатся говорить грамотно, красиво, интересно. Обогащается активный словарный состав слов.

Например, надо дописать словарные слова:

Как об стенку _____________(ГОРОХ).

Береги нос в большой ______________(МОРОЗ).

Корми _______________(КОРОВУ) сытнее,

_____________(МОЛОКО) будет вкуснее.

    МЕТОД ФОНЕТИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ, ИЛИ «МАЛЕНЬКИХ КРОССВОРДИКОВ».

Это ещё один удобный способ запоминания трудных орфограмм. Чаще всего он подходит для слов с яркими характеристиками. Например:

Л И М О Н Б Е Р Ё З А В О Р О Т А

Л О П А Т А М О Р О З А Р О М А Т

    МЕТОД ГРАФИЧЕСКИХ АССОЦИАЦИЙ .

Этот метод особенно хорош для тех детей, у которых преобладает зрительная память. Для запоминания особенно трудных слов не жалею на уроке 2-3 минуты для того, чтобы обсудить, на что похожа буква, которую необходимо запомнить. Хочется отметить, что 1-2 вариантами дети не ограничиваются. Например, в слове «шофёр» вместо непроверяемой гласной «о» дети предлагали нарисовать руль, колесо, дорожный знак, которые по очертанию похожи на букву «о». А бывало и так, что, поработав таким методом над словом на уроке, кто-то подходил после урока и предлагал ещё и другие варианты графического изображения непроверяемой буквы. Так один ученик предложил нарисовать вместо буквы «о» солнце. О чём это говорит? Да о том, что этот ребёнок обязательно запомнит данную орфограмму, т.к. весь урок думал о ней!

Итак, проговорив 1-2 минуты, как графически можно изобразить букву в «опасном» месте, даю детям творческое задание – зарисовать словарное слово в словариках (в конце индивидуальных словариков можно оставить несколько страниц для творческой работы). Желающие могут зарисовать слово на альбомных листах – опорах. Вот несколько примеров:

ЯГ ДА В РОТА

    ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗАГАДКИ В СЛОВАРНОЙ РАБОТА

1. С людьми дружит, дом сторожит. (Собака).

2. Без рук, без ног, а рисовать умеет. (Мороз).

3. Жидко, а не вода, бело, а не снег. (Молоко).

4. Над бабушкиной избушкой висит хлеба краюшка. (Месяц).

5. Мал, невелик, чик-чирик. (Воробей).

6. Кто в сарае стоит, жвачку жует, молоко даёт. (Корова).

7. Чёрный Ивашка, деревянная рубашка. Где носом поведет, там след оставит. (Карандаш).

Проведение таких видов словарной работы позволит заинтересовать детей значением изучаемых слов, обогатить словарный запас учащихся и сформировать осознанный навык написания и правильного употребления трудных слов в устной и письменной речи.

В своей работе я поделилась с вами приёмами работы с так называемыми словарными словами. Это мой накопленный опыт. Но я не собираюсь ставить точку в этой теме. Поставлю многоточие. Ведь уже сейчас я знаю, что ещё могу предложить моим ученикам. Можно организовать в рамках проектной деятельности следующие виды работ со словарными словами (групповые или индивидуальные): к определённой тематической группе слов подбирать стихи, загадки, этимологическое происхождение слов, фразеологизмы, картинки. Составлять кроссворды, ребусы. Сочинять мини – рассказы и т.д. Если задуманное удастся, то за 4 года можно издать коллективную работу «Справочник – игралочник всех словарных слов для начальной школы»…

Приложение 1

Карточка № 1

    Что изображено на картинках?

    В один столбик запишите слова, которые отвечают на вопрос что?, в другой – на вопрос кто?

    Поставьте в словах ударение, подчеркните непроверяемую безударную гласную в корне.

Приложение 2

Фрагмент урока по ознакомлению со словарным словом.

Тема: Знакомство с написанием слова «береза».

Сегодня мы познакомимся с новым словарным словом. Угадайте, о чем идет речь:

В белом сарафане

Встала на поляне.

Летели синицы,

Сели на косицы.

Учитель вывешивает картинку с изображением березы.

Назовите признак, который отличает березу от других деревьев. (Береза – дерево с белым стволом.)

Нам нужно выяснить правописание слова «береза». Произнесите его по слогам.

Сколько слогов в этом слове?

Назовите первый слог, второй.

Какой из них ударный?

Назовите безударный слог.

Запишите в тетрадь это слово самостоятельно, пропустив орфограмму.

Прежде чем вставим пропущенную букву, выясним, почему это дерево так назвали.

Учитель зачитывает этимологическую справку.

Береза получила свое название по цвету коры. Раньше в языке существовало слово «бер», что значит «светлый», «ясный», «белый», от которого и образовалось сначала слово «берза», а впоследствии – «береза».

Итак, слово «береза» образовано от того же корня, что и слово «белый», и дерево названо так по белому цвету коры. Какую же букву нужно вписать в слово?

Проверьте написание этого слова по словарику учебника.

Проговорите, как будем писать это слово.

Затем каждый учащийся записывает слово «береза» в тетрадь под самодиктовку, делит его на слоги и для переноса.

Подберите однокоренные слова.

Составьте словосочетания с этими словами.

Замените выражение одним словом. Вставьте пропущенные буквы.

Сделанный из б..резы - … (березовый).

Б. резовый лес - … (березняк).

Гриб, который растет под б..резой - … (подберезовик).

Составьте словосочетания со словами, предложенными на доске.

За березу – (спрятаться).

За березой – (ухаживать).

На березу – (залезть).

На березе – (распустились).

Под березу – (сесть).

Под березой – (упасть).

Прочитайте на доске устойчивое высквзывание (фразеологизм) со словом «береза».

Когда так говорят: «Дать березовой каши»? (Когда хотят наказать, высечь, выпороть березовыми розгами.)

Составьте словосочетания и предложения с этим словом.

Учителя начальных классов знают, сколько хлопот может доставить изучение словарных слов. Нередко это объясняется неправильным подходом, так как обратить внимание ребенка на особенности правописания того или иного слова, предложить записать его в словарик и запомнить - явно недостаточно для того, чтобы маленький школьник, не владеющий никакими методиками запоминания, усвоил информацию.

Не следует забывать и о возрастных особенностях мышления. Так, одну и ту же информацию ученики младшего школьного возраста и старшеклассники воспринимают по-разному, поэтому и подход к изучению словарных слов значительно отличается.

Существует несколько методов, основанных именно на особенностях возрастного мышления ребенка, которые помогут справиться с трудностями, возникающими при изучении словарных слов.

Метод №1

Мнемоническая система «связей» - одна из наиболее распространенных методик запоминания, смысл которой заключается в следующем:

1. Легче всего запоминаются слова, которые вызывают у ребенка определенные ассоциации, будь то предмет, явление, действие и т.д;

2. Объединенные в одну группу предметы нужно «оживить», заставить их «двигаться».

Метод №2

Мышление детей 6-9 лет опирается на четкие представления и образы. Следовательно, и тип памяти у большинства ребят образный. Вот несколько условий, соблюдение которых значительно ускорит запоминание:

1) психологическая установка: ребенок должен сам стремиться запомнить то, что нужно;

2) увлеченность: быстрее запоминается то, что вызывает у учащегося интерес;

3) живость восприятия: легче запоминается нечто необычное, яркое, способное вызвать у ребенка определенные эмоции;

4) образное запоминание: запоминание, основанное на образах, гораздо действеннее механического запоминания.

Суть данного метода в том, чтобы ребенок запоминал слова путем изображения рисунков на «спорных» буквах, правописание которых невозможно проверить. Этот способ запоминания вызывает у детей живейший интерес. Увлекательный процесс рисования приносит им истинное удовольствие и, кроме того, способствует развитию воображения, что в последствие приводит к весьма ощутимым результатам.

1) записать нужное слово печатными буквами на доске;

2) разъяснить смысл слова детям;

3) обозначить буквы, которые являются трудными для запоминания;

4) предложить детям придумать и изобразить на «спорных» буквах предметы, с которыми у них ассоциируется данное слово;

5) по окончанию работы предложить продемонстрировать свои варианты на доске.

Примечания:

1) не нужно позволять ребенку чрезмерно увлекаться: рисунки надо делать исключительно для тех букв, которые вызывают трудности. В противном случае возникает «нагромождение образов», которое замедляет процесс запоминания;

2) дети склонны быстро забывать изученное, поэтому учителю необходимо тщательно продумать систему повторения пройденного.

Начать стоит с самой обычной работы над словом, особенно если речь идет об учениках младших классов.

  1. Прочитать слово по слогам.
  2. Составить слово из букв, используя фланелеграф и буквы, вырезанные из бархатной бумаги или текстурного картона (можно и без фланелеграфа, если его нет, просто на столе); ребенок должен провести пальчиком по буковкам.
  3. Поделить слово на слоги и для переноса, подсчитать количество букв, гласных, согласных.
  4. Определить состав, часть речи.
  5. Найти «опасную» букву, переписать слово, выделяя ее цветом.
  6. Придумать предложения и словосочетания со словом, загадку, может быть, нарисовать картинку.
  7. Записать слово несколько раз в разных формах (падежах, лицах и т.д.), обязательно тщательно проговаривая его вслух.

А что дальше?

Все эти методы используют обычно в классе, и нередко этого оказывается достаточно для запоминания слова. Но столь же часто этого не хватает. Или слово попалось какое-то «злое» — не хочет запоминаться, или ребенок плохо заучивает слова, или слов слишком много — причины бывают разные. И тогда работу стоит продолжить. Существует множество методик, можно выбрать по вкусу или использовать их все. Желательно, чтобы вся работа проходила весело и с интересом, так что наиболее понравившиеся детям игры будут и наиболее предпочтительными.

«Дерево слов»

Надо нарисовать (можно очень схематично) дерево. Его корень — это корень словарного слова. А веточки — однокоренные слова. У кого дерево получится более развесистым?

Обратите внимание!

Если игра проводится учителем, тем более в средней школе, стоит все же обращать внимание на различение школьниками понятий «однокоренное слово» и «форма слова»: на веточки надо записывать только однокоренные слова.

Морфемные и фонетические «шарады»

Если на уроках проводится игра в лингвистические «шарады», стоит включить в нее словарные слова и загадать их и их однокоренные.

Например, запоминается слово «шёл».

Фонетическая «шарада». Первый звук как последний звук в слове «нож»; ударный гласный как ударный гласный в слове «кошка», последний звук как последний звук в слове «пол».

«Третий лишний»

В игру «Третий лишний» тоже стоит включить словарные слова.

Напомню, что ученик должен не только назвать лишнее слово, но и обосновать свой выбор. «Третьим лишним» могут быть признаны разные слова по разным основаниям. Все разумные ответы правильные. Пример:

К..рандаш, к..рова, м...рковь

Лишнее слово «карандаш», потому что надо вставить А, а в остальных О. Лишнее слово «морковь», потому что оно на М, а остальные на К. Лишнее слово «карандаш», потому что оно мужского рода, а остальные — женского. И т.д.

«Письмо из бутылки»

Текст, в котором отсутствуют («смыты водой, пока письмо плавало в бутылке по бескрайнему морю») отдельные буквы и слова. Его надо восстановить. Пропускать надо слова и буквы, в которых можно ошибиться.

«Перфокарты»

Метод контроля, предложенный Г. Богдановой, требует подготовки от учителя, но зато пользуется неизменным успехом у школьников. Для него надо заготовить перфокарты — картонки, в которых вырезаны «окошки» в три столбика. У автора методики по 9 в каждом столбике, я делаю по 4. Итого 27 (12) словарных слов учитель диктует (повторять слова нельзя!), а дети вписывают только одну «опасную» букву в «окошко». И выполняется, и проверяется за считаные минуты.

Свой словарный диктант

Домашнее задание в виде «Придумать свой словарный диктант» вызывает большой энтузиазм. Если дети продвинутые, пусть составляют диктант в форме текста, включающего в себя не менее 10 словарных слов.

«Исправь ошибки» («Корректор»)

Детям предлагается текст или слова, в которых кое-где допущены ошибки. Задача школьника — найти их и исправить.

Ребусы, кроссворды

Игры такого рода нравятся многим детям и также помогают в запоминании словарных слов.

Буриме

Если в классе есть творческие дети, то можно предложить написать буриме с использованием изучаемых слов. Напомню, для игры выбираются какие-то рифмы. Необходимо сочинить стихотворение с этими рифмами. Например, «нежданно — вмиг — тумана — настиг».

А если слова никак не запоминаются?

Бывает, что слова все же не хотят запоминаться. Тогда придется поработать с ними посерьезнее, используя различные мнемотехники.

Разрезанное слово

Напишите крупными печатными буквами слово на полоске бумаги, разрежьте полоску не по слогам, а произвольно на несколько частей, перемешайте их и сложите слово. Получается? Теперь разрежьте по буквам и опять сложите.

«Всё наоборот»

Напишите слово «задом наперед» по принципу Оля-Яло. Даже если получится с первого раза, все равно повторите еще пару раз.

Ребенку помладше можно предложить слово, в котором переставлены буквы. Например, «мроковь», «мкоровь», «моовькр» и т.д. Первую букву желательно не переставлять.

«Беглые гласные»

Все гласные из слов куда-то убежали! Необходимо их восстановить. Ученик получает карточку либо такого вида: «м_рк_вь, к_п_ст_», либо такого: «мрквь, кпст». Конечно, необходим намек: «Это слова из домашнего упражнения» или «Это названия овощей».

Картинки-ассоциации

Если кто-то из вас — вы или ребенок — хорошо рисует, то этот вариант для вас. Надо изобразить словарное слово так, чтобы в картинке была зашифрована «опасная» буква. Например, буква А, вырезанная из гАзеты; сОбака с хвостом, закрученным в виде буквы О; Огурец, нарезанный кружочками в виде О и т.п.

Картинки следует выполнить красочно, букву выделить ярким цветом, который больше нигде в изображении не используется, а затем устроить вернисаж пор всей квартире, особенно там, где ребенок проводит больше времени.

Ассоциации и созвучия

Это такой творческий метод для запоминания слов. Конечно, он не всем нравится и подходит, а с самого начала дети, может быть, не примут игры и не захотят придумывать ассоциации. Стоит предложить им эту игру еще раз с другими словами, попроще. Но нельзя придумывать ассоциации за ребенка, разве что первый раз, для примера.

Суть созвучия в том, что это слово или сочетание похоже по звучанию и соответствует по написанию словарному. Например, чтобы запомнить правописание слова «винегрет», можно использовать созвучную фразу «… и не грет»:

Приготовим вИ нЕ греТ ,

Он не жарен И нЕ греТ .

Суть ассоциации в том, чтобы придумать слово, ассоциативно связанное со словарным и содержащее «опасную» букву в сильной позиции. Хрестоматийный пример: «кАпуста — зАяц».

Итог

Учить словарные слова — не самое интересное дело. Но если подойти к нему творчески, даже в нем можно найти много захватывающего и приятного. А наградой станет высокая грамотность!



Язык и стар, и вечно нов -
И это так прекрасно!
В огромном море - море слов -
Купайся ежечасно!

Береза и собака, капуста и директор, иней и корабль... Что общего в этих словах? Ответ прост, все они - словарные слова из школьного словаря для начальных классов.

Словарные слова, как и таблицу умножения, надо знать наизусть. Вот только таблица умножения помещается на половине тетрадной странички, а словарных слов - огромный толстый словарь, и написание этих слов не поддается никакой логике. Их надо учить и учить, часто возвращаясь к одному и тому же слову. Хорошо, если ребенок много читает и у него развита интуиция. А если он уже несколько лет не может запомнить написания слов "абрикос" и "лопата"?

Работа по правописанию словарных слов - трудная и кропотливая. Она продолжается из урока в урок, оставаясь в памяти учеников после применения учителем особых приемов.

Словарные слова - одна из проблем начальной школы. Если проблема не решена, то она превращается в тяжелый груз. Нерешенные проблемы в начальной школе, естественно, превращаются в проблемы среднего звена, а далее...

Учителя в своей практике применяют методику П. С. Тоцкого, где предлагается многократное повторение для отработки речевого аппарата, орфографической зоркости.

Но эта методика не рассчитана на детей, которые в дошкольном возрасте имели речевые проблемы (ФФН, ОНР, ЗРР). Большие трудности при овладении словарными словами испытывают дети с синдромом дефицита внимания, ММД.

Я хочу предложить вам несколько способов и методов, адаптированных к детям, имеющих в анамнезе речевые проблемы, по запоминанию написания словарных слов.

Важно помнить:
1. Заниматься ежедневно по 15-20 минут.
2. Брать для запоминания от 5 до 10 слов на неделю.

Для запоминания слов использовать следующие задания.


1. Чтение слова ребенком.

2. Объяснение значения слова (если ребенок не знает значение слова, предложите ему воспользоваться словарем).

3. Орфографическая работа над словом:
- постановка ударения, выделение зеленым цветом трудной буквы,
- звукобуквенный анализ слова,
- деление слова на слоги и на слоги для переноса.

4. Заучивание правописания данного слова:
- подбор однокоренных слов,
- составление словосочетания, предложения с этим словом,
- подбор синонимов, антонимов, загадки, поговорки с данным словом.

5. Запись слова в орфографический словарик.
Вечером (лучше пред сном) попросите ребенка проговорить, как он будет писать словарные слова.

6. Составление рассказа из группы словарных слов (декабрь, мороз, коньки, ребята).

7. Картинный диктант (покажите картинки с изображением предметов, ребенок записывает названия этих предметов).

8. Списать словарные слова в порядке возрастания слогов или наоборот.

9. Дописать предложение (в предложении пропущено словарное слово).

10. Образование единственного числа из множественного или наоборот (учитель - учителя, огороды - огород).

11. Образование другой части речи (береза - березовая, восточная - восток, продавец - продавать).

12. Выписывание данных словарных слов в несколько столбиков:
- по родам;
- по числам;
- по склонениям;
- с непроверяемыми гласными А, О, Е, И;
- с непроверяемой и проверяемой гласной;
- одушевленные или неодушевленные предметы;
- по тематике (например: "Город" и "Деревня");
- по частям речи;

13. Выписать из данных слов:
- слова, состоящие из двух, трех слогов;
- слова с Й;
- слова с шипящими.

14. Придумывание словосочетаний со словарными словами (помидор красный, улица широкая).

15. Запись слов под диктовку, с постановкой ударения, подчеркиванием непроверяемой орфограммы, выбором слова для звукобуквенного анализа.

16. Подбор однокоренных слов.

17. Восстановление деформированного текста или предложения (ребята, огороде, в, собирали, и, огурцы, помидоры, горох, корзины).

18. Разбор слов по составу.

19. Запись слов с разными приставками (шел, пришел, ушел, зашел).

20. Запись слов с разными предлогами (к площади, у площади, на площади).

21. Поставить слово в нужный падеж, просклонять словарное слово.

22. Образовать новое слово при помощи суффикса (береза - березка, берег - бережок).

23. Заменить одним словом (человек, который управляет трактором - тракторист, широкая проезжая асфальтовая дорога - шоссе, одерживать победу - побеждать).

24. Письмо по памяти.

25. Самодиктант и взаимопроверка.

26. Списать, вставить одну или две согласных (С или СС - кла...ный, керо...ин, шо...е, ро...а, ка...ир, ба...ейн).

27. Данные слова заменить по смыслу другими (группа - коллектив, магазин - универмаг, перерыв - антракт, врач - хирург, друг - товарищ).

28. К данным прилагательным подобрать по смыслу существительные, являющиеся словарными словами (красное яблоко, художественная литература, драматический театр).

29. Заменить синонимами (водитель - шофер) или антонимами (юг - север).

30. Закончить предложение однородными членами предложения (В овощном магазине можно купить...).

"Закрой глаза, представь это слово, написанным в книге.
Назови его по буквам.
Заставь помигать "опасную" букву. Какая буква "мигает"?
Прочти медленно, как будешь писать.
Запиши это слово 5 раз, каждый раз проговаривай вслух то, что пишешь".
(Все выполнять с закрытыми глазами.)

Можно использовать метод ассоциативного запоминания слов . Но я не рекомендую его применять у детей с ОНР 2 уровня речевого развития, ЗПР, СДВ, ММД, с умственной отсталостью.

Суть метода. Трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким ассоциативным образом, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму.

Методика

1. Записать словарное слово (cл. слово) и поставить ударение.
Например: береза.

2. Выделить зеленым цветом (подчеркнуть, обвести) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.
Например: бе -ре-за.

3. Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив (размером, цветом) сомнительную орфограмму.
Например: б_Е., б_е.

4. Найти асоциативный образ, связанный со словарным словом, и записать его напротив словарного слова.

ТРЕБОВАНИЯ К АССОЦИАТИВНОМУ ОБРАЗУ:

А) Ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком.

Модель:
Ассоциативная связь может быть по:
- цвету;
- месту расположения;
- форме;
- звучанию;
- действию;
- вкусу;
- материалу;
- назначению;
- количеству
и т.д.

Б) Ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Например:
Словарное слово
* береза - по цвету _бЕлая
* береза - кудрявая: нужен грЕбень, чтобы расчесать (по форме как буква Е)
Результат:

Б_Е.реза - б_Е.лая,
- гр_Е.бень (_Е.)

5. Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок и/или пересечение слов через сомнительную орфограмму).
Например:
б
б_Е реза
л
а
я

6. Прочесть словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

ВНИМАНИЕ! НЕ навязывайте ребенку своей ассоциации!
Ценность - наличие у каждого своего ассоциативного образа при данных требованиях: связь и общая заданная орфограмма.

Примеры словарных слов и ассоциативных образов:

Г_А.зета - бум_А.га,
к_А.рман - дыр_А.,
д_И.рект_О.р - кр_И.к, р_О.т,
к_О.нцерт - н_О.та, д_О., х_О.р,
з_А.вод - труб_А.,
к_О.рабль - в_О.лны, б_О.цман, к_О.к,
ин_Е.й - б_Е.лый, сн_Е.г,
л_А.донь - л_А.па,
к_А.пуста - з_А.яц
к_А.рандаш - гр_А.нь, бум_А.га,
с_О.бака - хв_О.ст

Литература, которая поможет разнообразить ваши занятия с ребенком.

1. Агафонов В. В. "Неправильные правила" для словарных слов - и не только".

2. "Словарные слова в образах и картинках". Пособие для логопеда в двух частях.
Аннотация:
В пособии представлен специально разработанный картинный материал для изучения словарных слов учащимися 1 и 2 классов общеобразовательных школ. Он позволяет детям запомнить словарные слова не традиционным способом, а в виде картинок-образов, что особенно значимо для детей с различными речевыми нарушениями. Материал второй части пособия предназначен для индивидуальной работы с учащимися.

3. Парамонова Л. Г. "Как овладеть правописанием "словарных" слов".
Аннотация:
Предлагаемое пособие посвящено традиционному принципу письма, являющемуся одним из основных принципов русской орфографии. Особая сложность овладения этим принципом заключается в необходимости запоминания, заучивания огромного количества слов, написание которых не подчиняется никаким современным грамматическим правилам.

4. Молокова А. В., Молоков Ю. Г., Килина Г. Ф. Электронное учебное пособие "Словарные слова. 1-4 класс"
Аннотация:
Пособие предназначено для применения на уроках русского языка в начальной школе с целью изучения, отработки навыков правильного написания словарных слов, а также с целью организации контроля и самоконтроля на уроке.
Слова, написание которых нужно запомнить, разделены на классы, а внутри каждого класса тематически сгруппированы. С каждой группой словарных слов ученик может работать в трех режимах.
Режим "Учись" позволяет увидеть иллюстрацию и написание каждого словарного слова в данной группе, а также услышать его произношение диктором.
Режим "Проверь себя" предназначен для отработки навыков правильного написания словарных слов после появления иллюстрации и голосового сопровождения. Ученик может воспользоваться подсказкой для выбора необходимых букв. Это будет отражено в комментариях к выполнению задания.
Режим "Контроль" позволяет ученику в интерактивном режиме проконтролировать правильность написания словарных слов в группе по иллюстрации и звучанию слова. При этом нет возможности воспользоваться подсказкой.
Результаты выполнения работы фиксируются и могут быть рассмотрены учителем после ее окончания.

5. Зегебарт Г. М. "Учение без мучения. Коррекция дисграфии".
Издательство Генезис М. - 2007 г.