Викторина что где когда для старшеклассников. Интеллектуальная игра "Что? Где? Когда?" для учащихся старших классов с презентацией

Семейный счастливый случай. Сценарий для старших классов


Описание работы: данный материал предназначен для учащихся старших классов, будет полезен в работе организаторам внешкольных мероприятий, библиотекарям.

Викторина «Семейный счастливый случай»

Задачи и цели:
1.Развивать творческие способности учащихся.
2.Способствовать еще большему сплочению семьи для принятия верного решения.
3.Формировать навыки работы в команде, проявления смекалки, фантазии и чувства юмора.
Организационная работа:
На сцене девиз встречи:«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» (Л.Н. Толстой) . На стенах зала развешены юмористические рисунки и плакаты с цитатами, пословицами, поговорками на тему семейной жизни. В игре участвуют две команды «Непоседы» и «Оптимисты». В каждой команде по пять участников (папа, мама, трое детей). На игровом столе разложены карточки с вопросами из шести разделов знаний, по 12 карточек в каждом секторе. В центре игрового стола кубик с разноцветными гранями (15 на 15 см). На каждой грани обозначен раздел знаний. Общие знания – оранжевый цвет, культура, искусство, спорт – желтый цвет, домоводство – синий цвет, Агро, природа – зеленый цвет, счастливый случай – красный цвет, краеведение – белый цвет. Музыкальное сопровождение. Фонограмма.
Схема проведения:
Конкурс состоит из пяти туров. Между турами проводятся конкурсы для болельщиков.
*Вводная часть (приветствие ведущего, знакомство с условиями игры, представление жюри).
*Первый тур – команды отвечают коллективно на 6 вопросов (по 6 разделам знаний).
*Конкурс для болельщиков «Чтобы это значило?».
*Второй тур – индивидуальный. Каждый член команды отвечает на два вопроса.
*Конкурс для болельщиков. Музыкальная загадки (классика, оперетта, лирическая песня).
*Третий тур – дуэль капитанов.
*Четвертый тур – блиц. Три секунды на ответ (русские загадки).
*Конкурс для болельщиков (продолжи начало пословиц и поговорок).
*Пятый тур – шуточно – практический.
*Жюри подводит итоги. Награждение победителей.
Ход викторины:
Команды приветствуют друг друга и занимают свои стулья, на спинках которых установлены высокие реечки с цветными лентами. В ходе игры на ленточках будут закрепляться бельевые прищепки, по количеству набранных командой баллов.
Ведущий: Приветствую всех собравшихся в этом зале! Мы уверены, что сегодняшние соревнования помогут игрокам и болельщикам ощутить, в чем сила дружеских отношений. Пусть победит сильнейший, пусть игра сплотит вас еще больше. Пусть проявится коллективизм и эрудиция. Теперь об условиях нашей игры. На игровом столе вы видите цветные карточки с номерами. Те же цвета присутствуют на гранях кубика. Та грань кубика, которая во время игры окажется сверху, укажет на определенную отрасль знаний, из которой команда выберет номер вопроса. Игра состоит из пяти туров, между турами – конкурсы для болельщиков, у которых есть шанс получить приз самого активного зрителя. Представляю вам жюри. А теперь последняя формальность, и к игре. (Вносятся подносы с соком по количеству участников). Прошу вас, угощайтесь… А теперь посмотрите на донышке номер, запомните его. Я объявляю

Первый тур "Коллективный"

Команды отвечают на шесть вопросов, посовещавшись совместно 30 секунд. Первая команда, кубик в игру.
(Представитель команды кидает кубик, выбирает карточку соответствующего цвета, объявляет номер вопроса (тот самый, что был на дне его кружки). Ведущий зачитывает вопрос. Ассистент включает секундомер, звукооператор музыку. Ответ команды. Если очко получено – над стульями закрепляется прищепка).
Ведущий: Итак, первое очко в пользу команды «Непоседы». Система подсчета у нас оригинальная – прищепки. Каждая команда получит прищепок по количеству заработанных очков. Следующая команда «Оптимисты» – ваш шанс. (Команды по очереди отвечают на вопросы, фиксируется счет). Первый тур завершен. Пока команды отдыхают, в борьбу вступают болельщики. (Шутливый рисунок или фотография большого формата. Время на обдумывание – одна минута. За лучший ответ вручается поощрительный жетон. В финале игры жетоны помогут выявить самого активного зрителя).


Ведущий:

Второй тур – индивидуальный.

Каждый участник команды отвечает на два вопроса. Кубик в игру. (После второго тура – музыкальный конкурс для болельщиков. Несколько фрагментов музыкальных произведений. Задача: назвать имя композитора, исполнителя. Вручение жетонов)
Ведущий:

Третий тур – дуэль капитанов.

Правила дуэли: капитаны работают без кубика. Отрасль знания определяет соперник. Номер вопроса – сам отвечающий. Итак, у вас есть возможность трижды испытать эрудицию соперника. Играем. (Идет дуэль капитанов. Закрепляются прищепки).
Ведущий: Знаете ли вы произведения русских художников. Назовите имена художников и картины ими написанные (показать изображение).
* «Неизвестная»- Крамской Иван Николаевич
* «Неравный брак» - Пукирев Василий Владимирович
* «Портрет сына» - Тропинин Василий Андреевич
* «Утро в сосновом бору» - Шишкин Иван Иванович
* «Портрет А.С. Пушкина» - Кипренский Орест Адамович
* «Грачи прилетели» - Саврасов Алексей Кондратьевич
* «Боярыня Морозова» - Суриков Василий Иванович
* «Запорожцы пишут письмо турецкому Султану» - Репин Илья Ефимович.
Ведущий: Теперь мы можем убрать игровой стол. Следующие конкурсы должны выявить не только эрудицию участников команд, но и умение быстро ориентироваться, импровизировать, шутить. Итак,

Четвертый тур – Блиц.

На ответ дается всего 3 секунды, а конкурс заключается в следующем: для каждой команды заготовлено по десять загадок. Кому удастся набрать наибольшее количество очков?
Блиц – тур (загадки). Команде «Непоседы».
*Живут два друга, глядят в два круга. (Глаза, очки)
*Ношу их много лет, счету им не знаю. (Волосы на голове).
*Бывают ли у дождика четыре колеса, скажи, как называются такие чудеса? (Автомашина для поливки улиц).
*С ногами, а не ходит, со спиной, а не лежит. (Стул).
*Говорит она беззвучно, а понятно и нескучно. Ты беседуй чаще с ней, станешь вчетверо умней. (Книга).
*Рта нет, языка нет, а говорит о каждом. (Зеркало).
*По горам, по долам ходит шуба, да кафтан. (Овца).
*Одно бросил – целую горсть взял. (Зерно).
*Самый первый входит в дом, а все за ним идут хвостом. (Ключ).
*Кулик невелик, целой сотне велит: то сядь да учись, то встань, разойдись (Школьный звонок).
Команде «Оптимисты».
*Взглянешь – заплачешь, а краше его на свете нет. (Солнце).
*Пять братьев в одном домике живут. (Варежка).
*Бел, как снег, надут, как мяч, на лопатках ходит. (Гусь).
*Сидит барыня в ложке, свесив ножки. (Лапша).

*Над нами - вверх ногами, ходят не страшатся, никого не боятся. (Мухи).
*Не идет, не скачет, а плывет и плачет. (Туча).
*Живет без тела, говорит без языка, никто его не видит, а всякий слышит. (Эхо).
*У двух матерей по пять сыновей, все в одно имя. (Руки, пальцы).
*Я хожу, а он остается. (След).
*Легко, кругло, а за хвост не поднять. (Клубок ниток).
Конкурс для болельщиков. Продолжите начало пословиц и поговорок.
*На чужой сторонушке (рад своей воронушке).
*При солнышке тепло, (при матери добро).
*На что и клад, (коли в семье лад).
*Какова пряха (такова и на ней рубаха) .
*Труд человека кормит, (а лень портит).
*Скучен день до вечера, (коли делать нечего).
*По платью встречают, (по уму провожают).
*Ум хорошо, (а два лучше).
*Знай больше, (а говори меньше).
*Хочешь есть калачи, (так не сиди на печи).
*Ученье свет, (а неученье – тьма).
*Повторенье – (мать ученья).
*Старый друг (лучше новых двух).
*Новых друзей наживай, (а старых не утрачивай).
*Семеро одного (не ждут).
Ведущий: Последний рывок перед финишем. Мы уже видим предварительные итоги воочию – это наши прищепки, но последний тур может полностью переменить результаты.

Итак, пятый тур.

Шуточно – практический.

Для первого испытания команды получат карандаши, бумагу и 60 секунд на выполнение задания из раздела «Краеведение». Какая из команд за отведенное время успеет записать большее количество деревень и поселков своего района. После минутной работы жюри подведет итоги.
Второе задание из области общих знаний и умений – здесь учитывается скорость выполнения задания, находчивость, выдумка, правильность. А задача в следующем: каждая команда получает по мужскому галстуку. Нужно быстро и оригинально завязать галстук. Работают по два участника команды. А теперь «при галстуке» на «дойку». Задание из области сельскохозяйственных навыков. Каждая команда получает по доильному аппарату (бутылка с молоком и соской и ведерко). По сигналу ведущего представители команд начинают «дойку». Кто выполнит задание быстрее?
Невозможно и без заданий по домоводству. Командам предлагается отведать оригинальное блюдо и определить его составные части. Побеждает тот, кто точнее определит рецепт. Пятое заключительное испытание тура. Команды должны проявить свои таланты, экспромтом показать номер художественной самодеятельности.
Подведение итогов, определение команды – победительницы, самого активного зрителя.
Ведущий: Ну что же викторина закончена, конкурс доказал, что нет сильнее силы, чем сила дружбы и взаимовыручки!
Вопросы к разделу «Общие знания».
*В каких единицах измеряется энергетическая ценность пищи? (Калория).
*Какое небесное тело в небе задрожало и на бедного слона кубарем упало? (Луна. Чуковский Тараканище).
*Продолжите фразу, принадлежащую голландцам «Бог создал море, а мы … (Сушу).
*Хлеб – всему голова. Как вы это понимаете?
*Перед кем все люди снимают шапки? (Перед парикмахером).
* «В меру упитанный мужчина средних лет, лучший в мире рисовальщик петухов, лучший в мире поедатель пирогов, лучшая в мире нянька» Кто он? (Карлсон).
*Без чего рыцарь не рыцарь? (Без дамы).
*Почему хлеб для космонавтов выпекают маленькими буханочками, по 4 грамма каждая? (Чтобы не резать хлеб в невесомости. Кусок на один укус).
*Кому разрешается поворачиваться к королю спиной? (Раньше кучеру, а теперь шоферу).
*Какого числа отмечается Татьянин день? (25 января).
*Кто «прорубил» окно в Европу? (Петр Первый).
*Назовите последнего российского императора? (Николай Второй).
Вопросы к разделу: Культура, искусство, спорт.
*Назовите подъем штанги в легкой атлетике? (Рывок).
*Из какого камня изготовлен браслет в рассказе А.И. Куприна? (Гранат).
*Что начинается с вешалки? (Театр).
*Кто играет на работе и получает за это заработную плату? (Музыканты, актеры).
*Как называется прыжок в фигурном катании? (Тулуп).
*Кто такая Терпсихора? (Муза танца).
*Назовите родину футбола? (Англия).
*Что такое вернисаж? (Выставка картин).
*Как называется художник, изображающий животных? (Анималист) .
*Как называется лыжная гонка со стрельбой? (Биатлон).
*Чьи это строки? «Я помню чудное мгновенье…» (А.С. Пушкин).
*Назовите короля вальсов. (Штраус).
Вопросы к разделу: Домоводство.
*Из скольких зон состоит кухня? (Зона приготовления пищи, зона обеденная).
*Объясните понятие «Фактура». (Строение, обработка. Свойство, характер, внешнее строение поверхности материала. Может быть шероховатая и гладкая, матовая и глянцевая) .
*Назовите известные вам формы нарезки овощей. (Ломтики, брусочки, кружочки, соломка, кубики).
*Что такое текстура? (Рисунок материала, созданный природой. Искусственные материалы могут имитировать текстуру древесины, камня, кожи).
*Назовите способы варки куриных яиц. (Всмятку, в мешочек, вкрутую).
*Назовите основные инструменты для обработки древесины. (Рубанок, молоток, напильник, киянка, ножовка, сверла, стамеска, шило).
*Назовите известные вам виды тканей. (Шерсть, ситец, фланель, лен, шифон).
*Какие типы гвоздей вы знаете? (Обыкновенные, кровельные, с насечкой, с винтовыми канавками, обойные или мебельные).
*Как называется народный праздник, сопровождающийся выпечкой блинов? (Масленица).
*Назовите простые детали соединения? (Болт, гайка, шайба)
*Стол «Фуршет». Что это такое? (За столом такого типа каждый обслуживает себя сам. Гости наполняют свои тарелки возле стола, на котором стоят посуда, приборы и блюда. Затем переходят в гостиную, где размещаются стулья. Усевшись, гости ставят тарелки себе на колени. При желании можно взять добавку и отнести на кухню использованную посуду).
*Назовите самый любимый из всех вышивальных швов, им вышивают на протяжении многих веков. (Шов крест).
Вопросы к разделу: Агро, природа.
*Какие хвойные деревья растут в Новосибирской области? (Ель, сосна).
*Через сколько лет меняется хвоя у ели? (Через 5 -10 лет).
*Назовите средний вес лося. (600 кг).
*Назовите средний вес рыси. (30 кг).
*Сколько детенышей рождается у слона? (Один).
*У кого из живых существ самая высокая температура тела? (У воробья. 45,9 градуса).
*Назовите родину домашней кошки. (Египет).
*Назовите самое большое водное растение, лист которого может выдержать нагрузку до 50 кг. (Виктория – регия).
*Как придать первоначальный вид измятой металлической фляге? (Нужно в ней вскипятить воду).
*О чем согласно народной примете, говорит то, что гуси прячут голову под крыло? (К холоду).
*Что нужно сделать, чтобы вам еще послужили прохудившиеся ведра? (Очистить от ржавчины поврежденные поверхности и залить их горячим сургучом).
*Где был окультурен впервые подсолнечник? (Северная Америка).
Вопросы к разделу: Счастливый случай.
*Крупнейшая река в мире. (Нил).
*Самый большой материк земли. (Евразия).
*Как называется головной убор монахов, высокий цилиндр без полей с покрывалом? (Клобук).
*Кто такие Грации? (В римской мифологии три богини: красоты, изящества, радости).
*Где была найдена первая берестяная грамота? (В Новгороде).
*Что такое консилиум? (Совещание врачей, обсуждающее диагноз и лечение больного).
*Чьей дочерью была Елизавета – русская императрица с 1741 года? (Петра Первого).
*Сколько весит воробей? (35 грамм).
*Где растет самое высокое дерево? Как оно называется? (США. Вечнозеленая секвойя).
*Назовите самое быстрорастущее дерево? (Эвкалипт).
*Как называется двигатель на колесах? (Локомотив).
* Как называется устройство, указывающее направление ветра? (Флюгер)
Вопросы к разделу: Краеведение.
*С какими областями граничит Новосибирская область? (Омская, Кемеровская, Казахстанская, Алтайский край).
*Как раньше назывался город Новосибирск? (Кривощеково).
*Назовите фамилию основателя города Новосибирска? (Гарин – Михайловский).
*Сколько улиц в нашем селе Веселовское? (14).
*Какое растение называют сибирским ананасом? (Облепиха).
*Какие животные водятся в сибирских лесах? (Волк, лиса, лось, заяц).
*Кто является автором Монумента Славы в Новосибирске? (Художник - монументалист А.С Чернобровцев).
*Какие слова были сказаны М.В.Ломоносовым о Сибири? (Российское могущество прирастать будет Сибирью).
*Как раньше называлось село Веселовское? (Сарапулова заимка).
*Сколько лет селу Веселовское? (186 лет).
*Назовите самое крупное театральное сооружение в стране? (Новосибирский оперный театр).
*Какая пернатая дичь обитает в угодьях Новосибирской области? (Гагара, цапля, утка, лебедь, гусь).

Интеллектуальные вопросы, предлагаемые школьникам во внеурочное время, позволяют развивать логическое мышление подрастающего поколения. Предлагаем разные вопросы, которые можно использовать в работе классному руководителю.

Значение творческих игр

Вопросы для интеллектуальной викторины с ответами, предлагаемые старшеклассникам, способствуют их саморазвитию, самосовершенствованию. В каждом образовательном учебном заведении нашей страны есть собственные специальные команды школьников и педагогов, принимающие участие в различных интеллектуальных играх.

Во время совместных турниров ребята и их наставники не только развивают логическое мышление, получают новые знания, но и учатся работать в команде.

Интеллектуальные игры для старшеклассников

Различные вопросы интеллектуальные для классного коллектива предназначены для полноценной внеурочной деятельности в 9-11 классах. Они направлены не только на конкретные знания, но и на сообразительность и общую эрудицию школьников.

Игра является важным видом деятельности, позволяет развивать социальные коммуникативные навыки, эмоциональную среду ребенка. Познавательные игры, содержащие интеллектуальные вопросы, дают детям возможность увеличивать свой уровень развития.

Сценарий турнира

Целью мероприятия является развитие познавательного интереса учеников старшего звена. Учитель создает условия для проявления творческих способностей ребят, развивает коммуникативные навыки общения.

Приводим вопросы для интеллектуальной игры, которые можно предложить школьникам.

Вопросы для ребят девятого класса

Первый вопрос. Согласно народным преданиям, на формирование письменности в Японии и современные иероглифы повлияли существа, близкие человеку. Кто эти существа? (Куры, которые имеют индивидуальные отпечатки лап).

Второй вопрос. Как должны европейцы рассматривать арабские миниатюры, чтобы увидеть в них то, что видно арабам? (У арабов принято писать справа налево, поэтому нужно воспользоваться зеркалом, чтобы оценить миниатюру).

Вопросы для интеллектуальной игры можно связать с историческими фактами, искусством, культурой.

Третий вопрос. В начале восемнадцатого века треуголка была модным головным убором, ее украшали перьями и галуном. Но ее не надевали, а располагали в левой руке, почему? (На голове человека был парик, поэтому треуголку использовали только для поклонов).

Четвертый вопрос. Какая деталь внешности отсутствует у женщины, которую изобразил Леонардо да Винчи на своем полотне «Мона Лиза»? (У нее нет бровей).

Пятый вопрос. Англичане и французы пытались получить руку удивительной дамы. Конфликт перешел в столкновение между поклонниками, из-за которого пострадала сама дама. Кто она? (Речь о Венере Милосской, статуя которой лишилась руки в результате вооруженного столкновения между французами и англичанами).

Шестой вопрос. Как на Руси называлось занятие, когда готовились чурки для деревянных ложек? (Бить баклуши).

Интеллектуальные вопросы, предлагаемые школьникам, можно составлять на основе регионального компонента.

Седьмой вопрос. Что при рождении дарили поморы новорожденным младенцам? (Мальчику вручали топорик, а девочке - прялку).

Восьмой вопрос. Какая связь есть между традиционным японским миниатюрным искусством нэцке и японским кимоно? (У кимоно нет карманов, предметы крепят к поясу с помощью брелоков-противовесов, которыми являются нэцке).

Девятый вопрос. В 14-16 веках такой наряд использовали мужчины. С семнадцатого века его сделали женским элементом одежды. Кумашник, шторник, шубка, пестряк - все это его названия. Что это за наряд? (Сарафан).

Интеллектуальные вопросы с ответами можно создавать, основываясь на исторических фактах, рассматриваемых школьниками при изучении курса истории.

Одиннадцатый вопрос. Русским царем Алексеем Михайловичем была сделана надпись, которая потом стала русской пословицей. Что это за надпись? ("Делу - время, потехе - час").

Двенадцатый вопрос. На государственном флаге Франции есть три полосы: синяя, белая, красная. Почему ширина полосок используется в соотношении 30-33-37? (Данная пропорция дает эффект визуального равенства полосок флага).

Задания для старшеклассников

Предлагаем различные интеллектуальные вопросы с ответами, которые можно использовать при проведении турников среди старшеклассников.

Первый вопрос. Для чего по ночам в Афинах рабочие раскидывают вокруг Парфенона кусочки мрамора? (Чтобы сохранить храм от разрушения туристами, власти идут на такую хитрость).

Второй вопрос. Как связаны дамские широкие юбки и массовое истребление китов? (В восемнадцатом веке юбки сохраняли свои объемы только с помощью каркасов, создавали которые из китового уса).

Интеллектуальные вопросы для школьников можно подобрать с шуточным смыслом, чтобы для поиска ответа ребята проявили свою смекалку, нестандартность мышления.

Третий вопрос. Почему француз Ги де Мопассан обедал только в ресторане, расположенном на Эйфелевой башне? (Писатель считал, что башня уродует Париж, не хотел ее видеть).

Четвертый вопрос. Зачем в шестнадцатом веке дамы носили на цепочке шкурки животных, подвешивая их к поясу? (На шкурке собирались блохи, которые заводились в складках пышного платья).

Тематические турниры

Вопросы для интеллектуальной викторины учитель может брать в специальных книгах, а также составлять их самостоятельно. Например, можно предложить несколько заданий, которые касаются календаря.

Есть астрономическое время, а есть его биологический аналог. Каковы единицы его измерения? (Поколения).

Какое значение имела для нашей страны запись, появившаяся в двенадцатом веке: «30 января, пяток. До обеда день ветрен и холоден…» (Это фрагмент первой метеосводки, идет речь о создании службы погоды в Москве).

Отец попросил сына-первоклассника назвать самое большое последнее число. Ответ ребенка его крайне удивил. Что ответил мальчик? (31, поскольку это самое большое количество дней в месяце).

В Древнем Китае это вещество, связанное с морем, использовали в качестве денежной единицы. В Древней Греции оно являлось составной частью брони воина, о каком веществе идет речь? (Это соль).

Познавательный футбол

Интеллектуальные вопросы для детей помогают развивать творческие способности подрастающего поколения, поэтому активно применяются школьными учителями в педагогической деятельности. Интеллектуальный футбол можно проводить вне уроков для развития общей эрудиции школьников, сплочения коллектива.

Класс делится на две команды, в которых выбирают полузащитников, нападающих, вратаря, защитников. Число участников не ограничивается, оно зависит от того, сколько детей нужно включить и интеллектуальную деятельность.

Атаки команды проводят по очереди, используя три комбинации.

Угловой вариант предполагает полное участие команды. Судья, в роли которого выступает школьный учитель, читает вопрос, а его помощник следит за тем, у какой команды быстрее готов ответ.

Ответы на интеллектуальные вопросы ребята дают только после того, как получат разрешение судьи. Правильный ответ засчитывается как гол в ворота противника. При неверном ответе право атаки передается игрокам второй команды.

Штрафной удар предполагает участие в игре двух атакующих: полузащитников и форвардов, а также трех защищающихся (вратаря и защитников). Команда самостоятельно выбирает тех ребят, которые будут участвовать в розыгрыше. Если за тридцать секунд они не дают правильного ответа на вопрос судьи, право ответа передается противнику.

Пенальти предполагает участие только одного игрока команды - вратаря. Он должен дать правильный ответ на вопрос учителя, чтобы «отбить мяч» от ворот.

Вопросы для интеллектуальных игр с ответами можно составить вместе с ребятами, родителями, другими педагогами.

Игра «Спрут»

Для этой игры потребуются интересные интеллектуальные вопросы, которые предполагают развитие логического мышления. Учитель может придумывать свои правила турнира, возможности для получения дополнительных баллов, учитывая, насколько сильные команды вступают в игру. Например, помимо основных вопросов игрокам могут предлагаться дополнительные задания, при правильных ответах на которые, команде будут присваиваться "защитные" баллы. В случае необходимости участники всегда смогут воспользоваться ими, чтобы не потерять ход в игре.

Что у Глеба сзади, а у Бориса впереди? (Буква «б»).

Бабка несла на базар сто яиц, одно (а дно) упало. Сколько яиц она донесла в корзине? (Ни одного, так как дно вместе с яйцами упало.)

Когда человек будет без головы в квартире? (Если он высовывает голову в окно).

Чем всегда заканчивается ночь и день? (Мягким знаком).

Какие часы два раза в сутки демонстрируют правильное время? (Те, которые сломались).

Что легче: килограмм меди или ваты? (Они имеют одинаковую массу).

По чему, когда планируешь спать, идешь на диван? (По полу).

Что нужно сделать, чтобы в одном сапоге осталось четыре парня? (Каждый из них должен снять по сапогу).

Когда проще всего попасть в дом черной кошке? (Если открыта дверь.)

В какой месяц болтливая Машенька меньше всего говорит? (В феврале, поскольку это самый короткий месяц года).

Росли две осины. На каждой из них было по шесть шишек. Сколько всего шишек на деревьях? (Ни одной шишки, поскольку на осинах не растут шишки).

Что произойдет с голубым шарфом, если его опустить на десять минут в воду. (Он станет мокрым).

Как можно написать с помощью пяти букв слово «мышеловка»? (Кошка).

Каким бывает конь, когда его покупают? (Мокрым).

У медведя ни одного, у вороны - их два, а у человека - одно. Что это такое? (Буква «о»).

На рощу летела стая птиц. На дерево сели по две, а одно осталось свободным. Когда на каждое село по одной птице, не осталось ни одного. Сколько в стае птиц, какое количество деревьев росло в роще? (Четыре птицы, три дерева).

В столицу направлялась бабка с капустой. Навстречу ей попались два старика, каждый из них нес по мешку картошки. Сколько людей направлялось в столицу? (В Москву шла одна бабка).

Такие интеллектуальные вопросы с ответами для взрослых можно использовать при проведении совместных мероприятий с детьми, например, во время декады семьи.

Взрослые подходят к поиску ответов на вопросы слишком ответственно, поэтому часто проигрывают школьникам. Необычные интеллектуальные вопросы для взрослых это отличный вариант для отдыха от повседневных проблем и суеты.

Примеры шуточных вопросов

На березах было по три дупла. В каждом из них по четыре веточки. На каждой ветке находится по шесть яблок. Сколько яблок на дереве? (Ни одного яблока, так как на березе не растут яблоки).

Бежало пятьдесят волков, какое количество у них у шей хвостов? (Хвосты не растут на шее).

Из какого полотна не шьют сарафаны? (Одежду нельзя сшить из железнодорожного полотна).

Когда руки выступают местоимениями? (Когда они вы-мы-ты).

В каких лесах крупная дичь не водится? (В строительных).

Какое из колес автомобиля во время движения не вращается? (Запасное).

Что используют барабанщики и математики? (Дроби).

Что принадлежит человеку, но его гораздо чаще используют другие люди? (Имя).

Когда транспортное средство передвигается с такой же скоростью, что и железнодорожный состав? (Когда машина находится на платформе этого поезда).

Если одно яйцо варится четыре минуты, сколько времени потребуется для варки шести яиц? (Такой же промежуток времени).

В каком цветке есть женский и мужской род? (Иван-да-Марья).

Укажите пять дней, не называния чисел и самих дней. (Позавчера, сегодня, вчера, послезавтра, завтра).

Какая птица, потеряв букву, становится названием самой большой европейской реки? (Иволга).

Какой город был назван в четь крупной хищной птицы? (Орел).

Какая женщина освоила летательный аппарат первой в мире? (Баба-яга).

В какой год употребляют большее количество пищи? (В високосный год).

Название какого города подходит в качестве начинки для вкусных булочек? (Изюм).

Какой месяц короче остальных? (Май, он содержит всего три буквы).

Какую птицу знает каждый физик? (Фазана, так как именно она помогает запоминать основные цвета спектра).

Любой интеллектуальный турнир, проводимый для школьников либо взрослых, направлен на развитие эрудиции, формирование командного взаимодействия.

В зависимости от возрастных особенностей участников игры ведущий, в роли которого может выступать классный руководитель, подбирает вопросы определенного уровня сложности. Каждая команда выбирает капитана, который поддерживает дисциплину, выбирает правильный вариант ответа из версий, предлагаемых игроками.

Один ход предполагает ответ на один вопрос. Если команда дает правильный вариант, ей начисляется очко. При неправильном варианте право ответа получают соперники.

Среди тех правил, которые неукоснительно соблюдаются в ходе интеллектуальных турниров, отметим:

  • правоту ведущего;
  • соблюдение тишины.

Заключение

В последнее время наблюдается рост интереса к проведению разнообразных интеллектуальных игр и турниров не только среди взрослых, но и у школьников. В чем причина подобного интереса? В российском образовании наблюдаются серьезные изменения. На смену традиционной форме обучения, направленной на приобретение школьниками теоретических знаний, пришли ФГОС второго поколения.

По новым образовательным стандартам основной акцент делают на становление гармонически развитой личности, способной к самообразованию и саморазвитию.

Логическое мышление, которое развивается при поиске ответов на нестандартные вопросы, предлагаемые на интеллектуальных играх и турнирах, благоприятно отражается на становлении творческой личности.

Общество ставит перед образовательными учреждениями задачу - формирование подрастающего поколения, способного принимать самостоятельные решения, отвечать за свои действия и поступки.

Именно поэтому такое внимание стали уделять в общеобразовательных учреждениях организации интеллектуальных клубов, проведению творческих игр. Те старшеклассники, которые отвечают на нестандартные вопросы, помимо приобретения новых знаний и навыков, получают опыт работы в команде. Те ребята, которые со школьной жизни пытались найти ответы на интеллектуальные вопросы, гораздо успешнее своих сверстников.

Викторина для старшеклассников с ответами - страница №1/1

Материалы к внеклассным мероприятиям по теме

«Культура и традиции народов мира»

Викторина для старшеклассников с ответами

1. В Австралии летом зимние вещи не имеют применения. Однако, при встрече Нового года по традиции на Деде Морозе должна быть зимняя вещь. Какая? (Валенки)

2. На юге полуострова Малакка (Малайзия) с давних времен проводятся дуэли фазаньими перьями. Как вы думаете, каковы правила этой дуэли? (Соперники щекочут друг друга длинными перьями фазана. Проигрывает тот, кто первым засмеется)

3. В восточной Азии традиционно проводятся соревнования по определению, какой из мужчин самый солидный. Кто выигрывает в этих соревнованиях? (Самый толстый мужчина)

4. У какого народа постоянная тихая улыбка является отличительной и характерной чертой этикета? (У японцев)

5. Американцы очень не любят очередей и всячески стараются сделать так, чтобы очередей не было нигде и никогда. Однако в одном месте избавиться от очереди они не могут. Что это за место? (Очередь из желающих сфотографироваться около статуи Свободы не кончается никогда)

6. Монголы во времена Чингисхана очень редко мылись или не мылись вовсе. Что в русском обычае (способе мыться) особенно поразило хана Батыя, когда он в 1237 году вошел в Москву? (Изумило хана то, что из горячей бани распаренные русские бежали к реке и прыгали в ледяную прорубь)

7. Как называется татарский праздник? (Сабантуй)

8. Чего не должна носить вдова в Индии? (Украшений)

9. Зачем в Афинах вокруг Парфенона рабочие по ночам разбрасывают камни? (Многочисленные туристы хотят увезти с собой хоть один исторический камешек и могут разобрать на сувениры историческую постройку. Вот рабочие и «подбрасывают» им камни, никакого отношения к храму не имеющие)

10. Какую оперу создал композитор Джузеппе Верди к открытию Суэцкого канала? («Аида»)

11. В какой стране мужчину могут посадить в тюрьму, если у него нет бороды, по меньшей мере, в четыре сантиметра, на срок, пока она не отрастет? (Афганистан)

12. В древнем Самарканде (Узбекистан) существовал обычай новорожденному мазать губы медом, а ладони - клеем. Что при этом желали малышу? (Чтобы уста его были красноречивыми, а к рукам липли деньги)

13. Носки обуви у монголов неизменно загнуты вверх. Почему? (Для монголов земля священна и рыть ее нельзя)

14. Что имеют в виду австрийцы, приветствуя друг друга словом «сервус» (servus)? (Это слово латинского происхождения и означает «служитель». Здороваясь таким образом, австриец как бы говорит: «Я твой (ваш) служитель». У русских есть схожие этим выражения: «Ваш покорный слуга», «К Вашим услугам»)

15. Один из древнейших праздников - Цинмин, или праздник Холодной пищи и Чистого света. Первоначально это был весенний праздник Обновления огня. Наступление весны отмечалось зажжением нового огня с помощью зеркала, а старый огонь предварительно тушили, и в течение некоторого времени все ели только холодную пищу. В какой стране отмечают такой праздник? (В Китае)

16. В какой стране есть праздники Цветущей сакуры, Цветов и Кукол? (В Японии)

17. Как называется у мусульман священный месяц поста и молитв, когда все люди старше двенадцати лет должны обходиться без еды и питья с рассвета до заката? (Рамадан. Это слово означает «гореть», то есть в этом месяце при соблюдении поста «сгорают» все грехи, закрываются двери ада и открываются двери рая)

18. В какой стране есть Праздник девочек и Праздник мальчиков? (В Японии)

19. Как в США родилась традиция есть индейку в День Благодарения? (В 1621 году английские переселенцы пригласили коренных жителей - индейцев - принять участие в своем первом празднике урожая. В качестве дара индейцы принесли с собой к праздничному столу индеек. С тех пор и существует традиция в День Благодарения есть индейку. В 1864 году президент США Авраам Линкольн объявил этот день национальным праздником. Отмечают его в последний четверг ноября)

20. В древности во многих странах Европы существовала традиция: раз в году устраивать своеобразный «праздник непослушания» для взрослых. Люди могли безнаказанно высмеивать своих правителей, нарушать повседневные правила поведения, «выплескивать» все отрицательные эмоции. Иногда даже назначали Короля дураков, или Короля шутов, который строго следил за тем, чтобы «подданные» нарушали все правила и делали все наоборот. Какого числа проводились эти праздники? (Первого апреля)

21. Еврейский праздник Ту Бе-Шват, или Новый год деревьев, отмечают в январе или феврале. По всему миру еврейские ребятишки сажают деревья в честь младенцев, родившихся в день Ту Бе-Шват. Какие деревья сажают в честь девочек, а какие - в честь мальчиков? (В честь девочек сажают кипарисы, а в честь мальчиков - кедры)

22. Как в Великобритании называется вторник перед Пасхой? (Блинный вторник. Традиция восходит к тем временам, когда перед началом поста нужно было избавиться от скоромных продуктов, и люди, взбивая яйца с молоком, добавляли муку и делали блины)

23. В Таиланде по деревням носят кошку в клетке и поливают ее водой. Зачем? (Это делается в засушливое время года в надежде, что богиня дождя Нанг Мегталы услышит жалобное мяуканье кошки, пожалеет ее и пошлет на землю благодатный дождь)

24. Христианский праздник День Всех Святых отмечают 1 ноября. Кого вспоминают в этот день? (Многие христианские святые не имеют своего дня, или известны только сравнительно узкому кругу людей, поэтому их всех поминают в этот день)

25. Во время какого праздника на Руси сооружали ледяной крест? (Во время праздника Крещения)

26. Русские на масленицу сжигают соломенное чучело. А из чего делают на проводах зимы два чучела в Австрии? (Мужичка Манэрля и его женушку Вэйбль делают из цветов, а потом топят в озере Аусзее)

27. Что бы вы сказали, если бы в Новый год в качестве долгожданного подарка гость принес огромный... камень? В лучшем случае, к столь оригинальному поступку можно отнестись с юмором, скрывая свое разочарование. А вот на греческом острове Лемнос именно камень - самый лучший подарок от родных и близких. Почему? (Чем камень больше, тем гуще бахрома мха на нем, тем, соответственно, больше счастья желают жители острова свои друзьям и знакомым. Гости волокут огромные булыжники, взвалив их себе на спину, а потом сбрасывают их в комнате, приговаривая: «Пусть деньги хорошие будут так же тяжелы, как этот камень»)

28. Во Вьетнаме существует несколько правил, которые все обязаны выполнять в первые дни после наступления праздника Нового года - Тэта. Нельзя надевать одежду белого цвета - в восточных странах это цвет траура. Нельзя говорить о смерти. Нельзя кривляться, подражая обезьяне. Чего еще нельзя делать? (Нельзя выносить мусор)

29. С первого по шестое января (по старому стилю) на землю спускается с неба фея Бефана. Она путешествует по городам и весям на ослике, навьюченном огромным тюком с подарками. Добрая старушка привязывает своего ослика у дома, в котором есть дети. Пока уставшее животное жует сено, фея отпирает дверь маленьким золотым ключиком и, войдя в дом, наполняет разными подарками детские башмачки, нарочно выставленные у входа. В какой стране это происходит? (В Италии)

30. Святая церковь отмечает День мученницы Татьяны 25 января. Но какое отношение имеет эта давняя история к шумному, разгульному торжеству студентов России? (Дело в том, что в День святой мученницы Татьяны граф Иван Иванович Шувалов, человек просвещенный и горячий патриот, отнес императрице Елизавете указ «Об учреждении Московского университета и гимназии», который она высочайше затем и подписала. Во имя Татьяны был освящен и университетский храм. Так Татьяна-мученица стала для российских студентов Татьяной-университетской)

31. На Руси этот праздник еще называли именинами земли-матушки. В этот день нельзя было вскапывать (тревожить) землю. Что это за праздник? (Троица)

32. В середине ноября (15-го числа) в Японии разворачивается необычная торговля. Торговцы прямо на улице продают разные вещички - исключительно для детей. Игрушечные щенки, дракончики, лодки с гребцами, воздушные шары - просто глаза разбегаются! Крохотные куколки, колокольчики, длинные белые, красиво разукрашенные коробочки с тянучкой... Все это раскупается в огромных количествах для Праздника детей. А между тем в этот день чествуют далеко не всех юных японцев. Поздравляют только тех детей, которым исполнилось три года, пять и семь лет. Отчего такая несправедливость? (Дело в том, что для японцев нечетные числа - «три», «пять», «семь» - особенные, очень важные. Они чествуют не только трехлетних карапузов-сан, пятилетних малышей-го и семилетных ребят-сити. Новорожденные младенцы трех дней от роду - тоже именинники. А также крохи, достигшие более почтенного возраста, - пяти и семи дней)

34. В Бразилии, в самом крупном городе государства Сан-Пауло, в два часа дня останавливается весь транспорт. Авария? Террористический акт? Пожар? Наводнение? Правительство едет в свою резиденцию? Какова причина остановки транспорта? (Идет пересменка в учебных заведениях. Одни школьники и студенты уходят с занятий, другие еще только идут. Это делается для того, чтобы не было аварий и детского травматизма)

Мы – дети разных национальностей (1-4класс)

Право на культурную и национальную самобытность, родной язык!

Цель: Через знакомство с правом воспитывать уважение к национальным культурам разных народов, к различным языкам, воспитывать гордость за неповторимость своей национальной культуры. Способствовать развитию национальной толерантности.

Активизировать словарь: национальность, многонациональный коллектив.

Материалы и оборудование. Демонстрационный материал: «Народы мира», национальные узоры, символ права, изображение русского праздничного костюма, национальные костюмы детей. Аудиозапись музыки разных народов.

Предварительная работа. Знакомство со сказками разных народов, знакомство с традициями и культурой разных национальностей.

Игра «Опиши куклу». В какой национальный костюм одета эта кукла, рассмотреть и познакомить детей с характерными признаками национальной одежды, обуви, предметов быта.

Слушание песен и стихов разных народов.

Рассказы детей и родителей об обычаях и традициях их семей.

Ведущий. Добро пожаловать, дорогие мои гости! Какие вы все сегодня красивые и нарядные. (Дети образуют круг.)

Как повезло тебе и мне:

Мы родились в такой стране,

Где люди – все одна семья,

Куда ни глянь – везде друзья.

Сегодня у меня в гостях дети разных национальностей: казахи – Радмир, Мариям, Марат; татары – Арслан, Эмиль; чеченец – Магомед; ногайка – Алина; лачка – Камила; табасаранец – Ислам; русские – Владик, Рита, Ваня, Лиза.

(Ребенок, которого ведущий называет по имени, выходит в центр круга, «показывает себя» и говорит на своем родном языке слова приветствия.)

Насколько многолика наша страна, в которой комфортно каждому народу. Проходите, рассаживайтесь.

Ребята, наши предки всегда были очень гостеприимными и хлебосольными, добрыми и заботливыми. Гостей усаживали на лучшее место, угощали самым вкусным. Но не только угощали, а и вели умные беседы, согревая сердце и душу гостя.

Скажите, а сейчас нас, россиян, можно назвать гостеприимными? (Ответы детей.)

Люди, приезжающие из других стран в Россию, и теперь удивляются нашему гостеприимству – такого они нигде не видели!

Вот какие девицы, молодцы в гости пришли.

Сядем рядком, поговорим ладком.

Послушайте притчу.

ВАВИЛОНСКАЯ БАШНЯ

Давным-давно люди на Земле говорили на одном языке. Земля у них была необыкновенно плодородная, так что им жилось все лучше и лучше. Возгордились от этого люди и решили оставить память о себе на все времена. Решили построить башню до самого неба. Выбрали высокую гору – и закипела работа. Башня строилась много лет. Тридцать пять миллионов кирпичей понадобилось строителям. Вокруг горы, где строилась башня, вырос целый город – Вавилон. И вот башня почти готова. Но вдруг среди людей появился сам Бог. Не понравилось ему желание людей добраться до самого неба. Гнев вызвала у него человеческая гордыня. И наслал Бог на землю великую бурю. Ветер унес все слова, которые люди привыкли друг другу говорить. И во всем Вавилоне люди перестали понимать друг друга. Никак не могли люди договориться между собой. Строительство башни прекратилось, и она постепенно разрушилась. Все побросали работу, ходят как в воду опущенные и ищут: кто бы их мог понять? И стали люди собираться кучками: кто с кем говорит одинаково, тот с тем и старается держаться. И вместо одного народа получилось множество разных народов. И разошлись люди в разные концы земли, каждый народ в свою сторону – строить свои города. Но говорят, что до сих пор в каждом городе можно найти обломки кирпичей от Вавилонской башни. Потому что многие уносили их с собой на память о тех временах, когда на земле был мир и люди понимали друг друга. И до сих пор на всех языках света люди рассказывают эту сказку о недостроенной Вавилонской башне.

(в переложении К. И. Чуковского) .

Дорогие мои ребята! В Конвенции о правах ребенка говорится, что дети имеют право пользоваться своей культурой и родным языком.

Посмотрите на этот символ, здесь изображены дети разных национальностей.

У каждого народа, каждой нации есть что-то свое интересное и характерное. Конечно, невозможно знать обычаи, традиции, языки всех народов. Надо больше общаться, играть, читать, рассказывать о традициях своей семьи.

Узнавать о других нациях как можно больше, дружить, ходить друг к другу в гости, соблюдая культуру межнационального общения.

Вспомните, какие правила общения надо соблюдать.

Они просты. Запомни их:

Будь уважителен, терпим, отзывчив.

Проявляй к людям такое отношение, какого ты ждешь от них по отношению к себе. Уважай национальные чувства других народов.

У каждого народа есть свои национальные игры. В них много юмора, шуток, задора.

Давайте поиграем вместе татарскую народную игру «Продаем горшки». (Дети встают на игру.)

Сейчас мы с вами поиграем в игру «Угадай мелодию», детям предлагается прослушать отрывки музыкальных произведений и определить, музыку какого народа они только что услышали.

Викторина.

Ведущий читает отрывки из знакомых детям сказок, дети должны вспомнить их названия.

Ведущий: Ребята, мы все должны жить в мире и согласии, уважать друг друга независимо от национальности.

Порознь, поодиночке не сделать того, что можно сделать вместе. Один посадит дерево, а все вместе – сад. Один успеет положить только кирпич, а у тех, кто вместе, уже дом готов!

Соединяет людей дружба! Вместе все живут счастливо!

Если спросить, что для людей самое главное, то литовец ответит - ДРАУЧИСТЕ, узбек – ДУСТЛИК, грузин – МЕГОБРОБА, молдаванин – ПРИЕТЕНИЕ, калмык – ИНГЛЬТЫН. Все эти слова означают одно: ДРУЖБА!

Угощение.

Дети пьют чай из самовара и угощаются блюдами разных народов.

Внеклассное мероприятие «Разных народов большая семья». Мероприятие нацелено на развитие толерантности.

Заставка мультфильма «Наша страна»

Фанфары, выход ведущих:

Ведущий 1.

Добрый день дорогие жители учащиеся, учителя, гости школы №1!

Выход трех учащихся под музыку «Если с другом вышел в путь…»

1. Это что за слово «толерантность»?

2. Толерантность, толерантность-

Непонятное слово!

Только смысл его так прост

И понятен без труда:

Будь терпеливым и спокойным

И веди себя достойно.

Понимай и принимай

Всех людей такими какие они есть.

3. Нельзя стесняться добрым быть

И про обиды позабыть.

1. Давайте, люди, дружно жить

Ведь жизнь у нас одна!

Научиться очень нужно

В этом мире жить нам дружно,

Быть терпимым к близким людям,

Их любить и уважать.

Доброта и пониманье,

К окружающим вниманье.

И тогда мы сможем с вами

Мирно сосуществовать.

2. Такие непохожие

И в мнениях расхожие,

Все абсолютно разные,

Мы на Земле живём.

Религии и нации

У нас такие разные,

А наша матушка-Земля

Всех приютила, приняла,

Для всех нас общий дом.

3. Толерантность-это право каждого на уважении

1. Толерантность – слово иностранное,

Но для всех понятное давно.

Будь терпимым к дальнему иль странному-

Отстранённым, будто бы в кино.

Речь здесь не идёт о равнодушии,

И о чёрствости никто не говорит.

Деликатность и терпение к живущему

Рядом нам совсем не повредит.

2. Будь терпимым ко всему незнакомому:

К вере, взглядам, мыслям и одеждам…

И тогда, пожалуй, ясно всякому,

Тихая затеплится надежда,

Что мы можем жить, такие разные,

В этом мире вечного движения!

А для обретенья толерантности

Нужно просто чувство уважения!

Ведущий (на фоне русской музыки ведущий читает)

Широка ты, родная Россия,


Глубоки над тобой небеса,
И под ветром шумят вековые
В разноцветном убранстве леса
Сколько силы в бескрайнем просторе
Как могуча народов семья
И от моря гремит и до моря
Легендарная слава твоя.

Русский танец

Видеонарезка Украина

Вед. 1. Украина песнями славится,


Городами светлыми, новыми.
А какие сады вишневые!
А пшеница в поле- красавица!
Пусть далеко ты от меня,
Но всё же мы с тобой родня.
Родня по солнцу и по небу,
По травам, по рощам и по хлебу.
По рекам, что бегут, звеня, и
И по планете - мы родня!
Еще родня мы – по березам,
И по дождям, весенним грозам.
Все вместе очень любим петь,
Гостей встречать, вперед смотреть
Через все преграды: горы и моря,
Сквозь века шагают три богатыря.
Украина-вольница,
Беларусь - березовый рай,
И Россия- матушка - необъятный край.

Видеонарезка про Кавказ

На фоне армянской музыки

Ведущий учитель

Кавказ- край долин и гордых гор!
Кавказ, как прекрасен твой простор!
С чем тебя сравнить - нет таких чудесных слов,
О тебе всегда пою, ты – моя вечная любовь.
Я хочу воспеть юность древних городов,
Моря синеву, аромат твоих садов
Шум бурлящих рек и весенние поля,
Дорогой мой Кавказ – Родина вторая для меня!

Музыка живая???

Видеонарезка про татар (сабантуй)

Ведущий 4: (На фоне татарской музыки ведущий читает стихи)

Ты мне машешь веселыми ветками
Своих белоствольных берез,
И ржаная коса твоя светлая
Распустилась от ветра и гроз.
Ты уходишь тропинкою дальнею
На просторы знакомых широт,
Где задумались воды зеркальные.
И душа от восторга поет.

Вед. 5 Все народы наши будут в дружбе жить,

С верой в сердце вырастим детей!

Мы трудиться будем вместе и служить

Для Отчизны, для России всей!

Ведущий 6: Откуда начинается Россия?

С Курил? С Камчатки? Или с Командор?

Ведущий 4: О чем грустят глаза ее степные

Над камышами всех ее озер?

Ведущая 5: Россия начинается с пристрастия

Ведущий 6: К терпенью,

Ведущая 4: К правде,

Ведущий 5: К доброте.

Ведущая 6: Вот в чем ее звезда. Она прекрасна!

Она горит и светит в темноте.

Ведущий 4: Отсюда все дела ее большие,

Ее неповторимая судьба.

Ведущая 5: И если ты причастен к ней - Россия

Не с гор берет начало, а с тебя!

Вед. 1. Уважаемые ребята каждый класс получил одинаковое количество жетонов с номерами. Сейчас мы приглашаем участников с номерами

(4 человека по одному из каждого класса)

Вед. 2. Вам будут представлены вопросы, вам необходимо будет поднять номер правильного ответа

Вед. 3. Вопросы к игре

1. В этой республике, на берегу теплого Каспийского моря, живут боде 40 народов – аварцы, лезгины, даргинцы и все они отмечают праздник Весны. Во время, которого зажигают костры и факелы и надевают страшные войлочные маски.

О какой республике идет речь? (Дагестан)

2. В междуречье Мокшы и Суры с древних времен живут два народа эльзя и мокша. Они обожествляют лес и деревья. По их поверьям в лесу и в озерах живет множество волшебных существ

О какой республике идет речь? (Мордовия)

3. По праздникам на майдане представители этого народа борются на кушаках, чтобы выбрать самого сильного – батыра.

О каком народе идет речь, как называются эти состязания?

(О татарах, кореш или куряш эта борьба называется)

4.В древности эта страна называлась Наири – страна рек, а жители называли себя хай.

О какой стране идет речь? (Армения)

5.Край этот необычайно богат птицей, речной рыбой и пушными зверями. Не случайно на гербе столицы этого края изображена куница.

Жители – замечательные наездники, опытные животноводы, искусные пчеловоды.

О каком крае идет речь? (Башкирия)

6. В этом старинном русском городе делают самое вкусное масло и плетут знаменитые кружева на только из ниток, но и из дерева и металла. О каком городе идет речь? Чем еще знаменит этот город на весь мир?

(Старинный русский город Вологда. Знаменит тем, что на севере Вологодского края, в Великом Устюге, живет Дед Мороз)

Вед. 1 Мы приглашаем ребят, с жетонами под номером 6 человек.

Вед. 2 Упражнение «Что такое толерантное отношение?»

Вед. 3. Каждый из вас получил карточку с определенной жизненной ситуацией, выберите из предложенных ответов то действие, которое вам ближе или же можете предложить свой вариант ответа.

Карточка 1. КЛИЧКИ.

В компании, в которой вы проводите свободное время, принято называть людей разными кличками. Кому-то достаются приятные клички, кому-то - не очень. Одного из ребят все называют "Толстый", хотя он несколько раз просил так его не звать. На самом деле его зовут Саша. Вы называете его по имени, но все кричат "Какой он Саша, он - Толстый!".


  • Станете тоже называть его "толстый", иначе все могут начать смеяться над вами?

  • Будете называть его по имени. Вам наплевать на мнение окружающих.

  • Попробуете объяснить всем, что называть людей обидными кличками - глупо.
Карточка 2. ПРЕДРАССУДКИ.

В вашем дворе живет девочка - инвалид. Она передвигается с помощью инвалидного кресла. Вчера вы встретили ее во дворе. Она пригласила вас к себе на день рождения. Вы:


  • откажетесь. Зачем вам общаться с инвалидами?

  • согласитесь, но потом не пойдете. Наверняка там будет скучно.

  • пойдете и приведете с собой сестру.
Карточка 3. БОЙКОТ.

Аня - очень странная. Никто в классе не хочет с ней общаться, потому что она одевается не так, как все остальные и вообще какая-то непонятная. На этой неделе вы готовитесь к школьному конкурсу спектаклей. Аня пришла к вам и попросила тоже принять участие в качестве художника. Она, правда, отлично рисует, но все ваши друзья не хотят, чтобы она вошла в группу. Вы - руководитель группы. Ваши действия


  • Несмотря на протесты друзей разрешить Ане стать вашим художником.

  • Разрешить Ане участвовать, но дать ей какую-нибудь черную работу, которую никто другой не хочет выполнять.

  • Найти предлог, чтобы не разрешить Ане участвовать.
Карточка 4. СВАСТИКА.

  • На стене школьного туалета вы увидели свастику. Ваши действия:

  • Пройду мимо и не замечу

  • Напишу рядом "смерть всем черным"

  • Незаметно сотру ее

  • Вместе с друзьями начну в школе кампанию против нацистских символов.
Карточка 5. АНЕКДОТЫ.

Все вокруг смеются над армянами и рассказывают про них оскорбительные анекдоты. Мальчик-армянин, который учится в вашем классе, очень обижается. Анекдоты, правда, смешные.


  • Я тоже вспомню парочку анекдотов.

  • Объясню армянскому мальчику, что анекдот - это просто шутка.

  • Попрошу не рассказывать при мне оскорбительных анекдотов.
Карточка 6. РАСИЗМ.

В вашем дворе живет черный мальчик. Его папа - из Нигерии. Вы с ним подружились. Но ваш папа узнал и не хочет, чтобы вы общались с негром, потому что это - опасно.


  • Я послушаюсь папу, все-таки он - взрослый

  • Я продолжу общаться со своим другом, но папе не расскажу.

  • Я попрошу разрешения пригласить друга в гости и познакомлю его с папой. Он поймет, что все нормально и проблема будет решена.
Вед. 1. Большое спасибо за участие. Вы отлично прошли школу толерантности.

Вед. 2. 16 ноября 1995 года Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла Декларацию принципов толерантности

Вед. 3. Цели этого документа:

1. - вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности

2. - призвать все народы проявлять толерантность и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи

3. - подчеркнуть, что мир должен базироваться на интеллектуальной и нравственной солидарности человечества

1. - напомнить о целях борьбы против расизма и расовой дискриминации

2. - высказать чувства тревоги в связи с участившимися в последнее время актами нетерпимости, насилия, терроризма.

Вед. – учитель: Когалымом зовется общий наш дом, а городКогалым - это часть России. Не зря мы сегодня говорим о толерантности, о чувстве сострадания, терпимости. Мы не должны терпеть акты насилия, терроризма. Вы уже в том возрасте, когда должны в полной мере осознавать, что Россия- это наш дом, в котором должно быть уютно, комфортно всем.

Музыка, выход всех участников.

1. Дружба - это свежий ветер,

Это радости привет.

Ничего на целом свете

Лучше крепкой дружбы нет.

2. Покружив по всему белу свету,

Я сегодня скажу не тая,

Что милее нигде края нету,

Чем родная сторонка моя.

3. Ты - святая земля, ты надежда,

Славой дедов для нас хороша.

Пусть меняются нравы, одежда,

Но останется русской душа.

4. Ни дня нам на роздых,

За все мы в ответе:

За солнце, за звезды,

За счастье на свете.

5. За дни молодые

С походкою бравой,

Обвитые гордой

Солдатскою славой.

6. За вечную правду

О Родине милой,

За память о храбрых,

Лежащих в могилах.

7. За мир на планете в ответе?

ВСЕ: В ответе!

8. За всё, что мы любим

И что величаем.

За всё отвечаем?

ВСЕ: За всё отвечаем!

9. Потому что я, ты, он, она

ВСЕ: Вместе - дружная семья!

Вед. Учитель: Разных народов большая семья.
И этим гордиться должны мы, друзья!
Томском зовется общий наш дом.
Пусть будет уютно каждому в нем.
Будут трудности - вместе осилим!
В нашем единстве наша сила!

Травникова Татьяна Владимировна, учитель математики и экономики МОУ «Шипицынская СОШ» Котласского района Архангельской области.

Интеллектуальная игра для старшеклассников «Знатоки наук»

Цели:

    Развитие умений выдвигать гипотезы при решении поставленных вопросов, развитие умственных способностей.

    Воспитание устойчивого интереса к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям, коллективной творческой деятельности.

    Развитие творческих способностей и умений учащихся.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, чёрный ящик

Добрый день.

Я приветствую вас на интеллектуальной игре «Знатоки наук»

Сегодня играют: Команда юношей « », в составе

И команда девушек « » . в составе

А любите ли вы путешествовать?

Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие. Мудрые слова о путешествиях всегда правдивы, они напомнят нам, зачем мы путешествуем: учиться и расти, самостоятельно преодолевать препятствия, расширить границы и воспитать понимание мира как целостности. Надеюсь, что и вы найдете в этих словах что-нибудь для себя.

«Через двадцать лет вы будете больше разочарованы тем, что не сделали, чем тем, что сделали. Поэтому отвязывайте канаты и отправляйтесь подальше от своей безопасной гавани. Поймайте попутный ветер парусами. Исследуйте, мечтайте, открывайте новое».
Марк Твен

«Мир – это книга, и тот, кто не путешествует, читает только одну страницу»
Св. Августин

«Дорога длиною в тысячу миль должна начаться с одного шага»
Лао Цзы

Игра состоит из 5 этапов:

1.Вопрос-ответ. Представленные вопросы читаются всем сразу, кто быстрее даст правильный ответ. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл.

2.Черный ящик. За каждый правильный ответ команда получает 2 балла.

3.Узнай знакомое лицо. По фотографии узнай ученого и назови его выдающиеся достижения.За правильное название имени ученого команда получает 1 балл и еще 1 балл, если она назовет его достижения.

5. Пентагон. Задается вопрос. Даются 5 подсказок. Если команда отгадывает с 1-ой подсказки-5 баллов, со 2-ой-4 балла,… с 5-ой- 1 балл.

6. Конкурс капитанов . Капитанам предстоит выбрать правильное значение для одного малоизвестного слова. Если капитан отвечает без помощи команды, он получает 3 балла, с помощью команды - 1 балл, в случае неверного ответа – 0 баллов. Капитаны выходят на сцену, вытаскивают одно из заданий, читают вопрос и выбирают, как они будут отвечать – сами или с помощью команды.

Наша игра проходит под девизом, а каким давайте разгадаем. Я читаю вопрос, а вы отвечаете.

Диаметр- хорда, проходящая через центр окружности

Единица- чему равно произведение взаимно обратных чисел

Луна- спутник Земли

Угол- фигура, состоящая из точки и двух лучей, исходящих из нее

Весна- время года, когда все просыпается

Россия- государство, в котором мы живем

Египет- в какой стране находится знаменитая пирамида Хеопса

Менделеев: Приснилось: он открыл закон.

А также правило простое:

Ученый должен отдыхать,

Но и во сне не знать покоя,

Тогда открытие любое

Вовек не сможет он проспать

Япония- страна восходящего солнца

Итак, наша игра проходит под девизом «Делу время».

Так чего же мы ждем. Начинаем.

1 этап . Вопрос- ответ

1. Вместо ожидаемого золота в этой стране были найдены значительные запасы серебра, что и отразилось в названии этой страны. Какая страна стала разочарованием для золотоискателей? (Аргентина. От латинского argentum – серебро.)

2.В горах Средней Азии при рождении мальчика отец сажает 40 тополей. Зачем? (Когда сын вырастет, ему будет из чего построить себе дом.)

3 .Чтобы попасть из моря Дождей в море Ясности, а оттуда

добраться до моря Кризисов, необходимо отправиться именно

туда. (На Луну.)

4. В этом состоянии люди проводят треть своей жизни. В Древнем Китае одной из страшнейших пыток было лишение человека этого состояния. (Сон)

5 . Вспомните клавиатуру персонального компьютера. На клавишу с буквой «Э» нажимают всего в 0,3% случаев, на клавишу с буквой «Я» – уже в 1,8%, а с буквой «К» – в 2,8% случаев. А на какую же клавишу нажимают чаще всего? (На клавишу «пробел» – в 17,5% случаев).

6.Этот металл – основа нашей цивилизации. Без него была бы невозможна жизнь животного мира нашей планеты. В чистом виде его видели немногие. Металл обладает магнитными свойствами. (Железо.)

7.Ученый, открывший этот закон, родился в городе Сиракузы. Действует в жидкости и в газе. Братья Монгольфье воспользовались этим законом. Закон открыт в ванне. (Закон Архимеда)

2 этап:

1.Внимание Черный ящик.

В ящик помещён прибор, о пользе которого знал ещё Пётр I. М.В.Ломоносов, первый учёный, систематически применявший его в своих научных работах, писал о нем в своем стихотворении:

Прибавив рост вещей, оно, коль нам потребно.
Являет трав разбор и знание врачебно.
Коль много… нам тайностей открыл,
Невидимых частиц и тайных в теле жил.
Что это за прибор? ( Микроскоп.)

2. Внимание! Черный ящик.

Какое растение сырым не едят, а когда сварят, - выбрасывают? (Лавр.)

3. Внимание! Черный ящик.

В Древнем Китае размоченную кору тутового дерева расщепляли на тонкие ленты и варили в растворе извести два часа. Затем полученную массу разбивали молотками, добавляли в нее клей, заливали водой и все это просеивали через тонкое сито. Массу, осевшую в сите, опрокидывали на доску и прессовали. Полученное изделие просушивали и использовали. А для чего его использовали? (Полученную бумагу, естественно, использовали для письма).

4. Внимание! Черный ящик.

В ящике – вещества, которые необходимы человеку, в количестве лишь нескольких миллиграммов в день, но без них человек болеет и быстро устает. Не зря же и название их образованно от латинского слова “жизнь”. (Витамины, vita – жизнь)

5.Внимание! Черный ящик.

В ящике – витамин, который вырабатывается в организме человека только под действием солнечный лучей. (Витамин Д)

3 этап

Эйнштейн Альберт, физик-теоретик. Создал частную и общую теории относительности. Ввел понятие фотона, установил законы фотоэффекта, основной закон фотохимии (закон Эйнштейна). Развил статистическую теорию броуновского движения. Один из инициаторов создания государства Израиль.

Пифагор Самосский (VI в. до н. э.), древнегреческий философ, религиозный и политический деятель, основатель пифагореизма, математик. Пифагору приписывается изучение свойств целых чисел и пропорций, доказательство теоремы Пифагора и др.

Ломоносов Михаил Васильевич. Открытия Ломоносова обогатили многие отрасли знания. Развивал атомно-молекулярные представления о строении вещества. Сформулировал принцип сохранения материи и движения. Заложил основы физической химии. Исследовал атмосферное электричество и силу тяжести. Выдвинул учение о цвете. Создал ряд оптических приборов. Открыл атмосферу на Венере. Описал строение Земли, объяснил происхождение многих полезных ископаемых и минералов. Автор трудов по русской истории. Возродил искусство мозаики.

Коперник Николай, польский астроном, создатель гелиоцентрической системы мира. Совершил переворот в естествознании, отказавшись от принятого в течение многих веков учения о центральном положении Земли. Объяснил видимые движения небесных светил вращением Земли вокруг оси и обращением планет (в т. ч. Земли) вокруг Солнца. « И все таки она вертится»

4 этап

Вопросы команде 1

    Отрезок, соединяющий две соседние вершины многоугольника. (Сторона)

    Угол, указывающий направление. (Азимут)

    Эврика!” – воскликнул он и открыл закон. (Архимед)

    Прибор для определения направления ветра. (Флюгер)

    Химический элемент, недостаток которого приводит к кариесу зубов. (Фтор)

    Центр управления организмом. (Головной моз)

    Какое число делится на все числа без остатка? (0)

    Растяжение, сжатие, изгиб, кручение – называется… (деформация)

    Какое вещество Леонардо Да Винчи назвал соком жизни? (Вода)

    Самая редкая группа крови? (Четвертая)

    Какой вал изображен на картине Айвазовского? (Девятый)

    В Ученый, открывший закон всемирного тяготения. (Ньютон)

    Что общего у пушки с деревом? (Ствол)

    Главная артерия кровеносной системы. (Аорта)

    Стороны в прямоугольном треугольнике. (Катеты и гипотенуза)

    Какой химический элемент накапливается преимущественно в щитовидной железе?(йод)

Вопросы команде 2:

    Часть прямой, ограниченная двумя точками. (Отрезок)

    Постоянная величина. (Константа)

    С чего начинается натуральный ряд? (С 1)

    Число, обратное пяти. (1\5)

    Отрезок, соединяющий две любые точки окружности. (Хорда)

    Линия, по которой движется тело. (Траектория)

    Разрушение металла под воздействием окружающей среды. (Коррозия)

    Какую туфельку не надеть даже золушке? (Инфузорию)

    Есть у растения и у уравнения. (Корень)

    Сумма противоположенных чисел. (Ноль)

    Созвездие в форме ковша. (Большая медведица)

    Упорядоченное движение заряженных частиц. (Ток)

    Самый легкий газ. (Водород)

    Что такое “регенерация”? (Восстановление)

    Вещество крови, переносящее кислород. (Гемоглобин)

    Назовите цветочную позу йога. (лотос)

5 этап

    Что это за дополнительная часть космического корабля? Модуль

    1. В точных науках: название некоторых коэффициентов величин

      Этот термин используют также в строительстве и архитектуре

      Эта дополнительная часть космического корабля имеет самостоятельную функцию и способна совершить самостоятельный полет

      Корень квадратный из А в квадрате будет это выражение для А

      Если в слове моль вставить между двумя первыми и двумя последними буквами слог «ду», то получится именно это

    Что это за определение. Класс

    1. В математике это совокупность цифр трех соседних разрядов чисел

      Степень, уровень подготовки чего – либо или степень подготовленности, квалификации кого – нибудь

      Это большая общественная группа людей с определенным положением в обществе

      А также комната для занятий в школе или группа учеников одного и того же года обучения

    Что это за слово. Форма

    1. Образец чего-либо, шаблон правило

      Приспособление для придания предметам определенных очертаний

      Наружный вид, внешние очертания предметов

      Одежда установленного образца

      Бывает школьная, спортивная, парадная

    Что это за место. Центр

    1. Высший руководящий орган

      Город, крупный населенный пункт, имеющий административное, промышленное, культурное значение для какой – либо местности, страны

      Место сосредоточения чего – либо

      Середина чего – либо

      В геометрии – равноудаленная от всех точек окружности точка

    Архимед

    1. Этого ученого по праву считают первым ученым детективом

      Он погиб от руки римского воина

      Ему принадлежит изречение « Дайте мне точку опоры и я переверну земной шар»

      Он некогда воскликнул «Эврика»-вылезая из ванны

      Его фамилия называется на букву А

6этап: Конкурс капитанов:

Вопросы для капитанов:

АЛГОЛ – ЭТО

    остров в Тихом океане

    каучуконосное растение

    язык программирования (верно)

    вид ископаемого животного

ЛЮСТРИН – ЭТО

    психическое заболевание

    название тропического леса

    процесс обработки химического сырья паром

    название шерстяной ткани с лоском (верно)

ЭПИДОТ – ЭТО

    лекарство

    минерал зелёного цвета (верно)

    клеящее вещество

Подведение итогов. Жюри подводит итоги.

Предоставляю слово жюри. Сегодня победила команда….. Спасибо всем командам за игру. И спасибо жюри за ответственную работу.

Домашнее задание: Предлагаю выполнить творческое задание: Придумайте вопросы на буквы в словосочетании «Потехе час»

Ну, вот и подошла к концу наша игра
И расстаться ненадолго нам пришла пора.
Будем мы с улыбкой вспоминать,
Как пытались умом баллы добывать
Но не важен в баллах результат,
Дружба побеждает – это факт.
А находчивость по жизни нас ведет,
Знатокам всегда, везде у нас почёт.

«Своя игра». Викторина «когда школьники шутят» для 9-11 классов

Условия игры.

Команды выбирают тему вопросов и их стоимость. Право ответа принадлежит той команде, которая первой поднимет табличку со своей эмблемой.

Верный bmeem - количество баллов на счет. Неверный ответ - количество баллов снимается со счета, и право ответа переходит к другим командам.

Раунд «Кот в мешке» означает, что вопрос должен быть переадресован любой другой команде.

Раунд «Своя игра» - стоимость вопроса может быть увеличена в два раза.

Соперники могут выкупить право ответа на вопрос, поставив на кон большее количество баллов.

Если команда идет ва-банк, другие могут перекупить вопрос только своим ва-банком, если сумма у них больше. Если ответ неверен, на счете команды остается ноль баллов, если же ответ верен - сумма баллов удваивается.

Страны и народы

Любителям

А как это по-русски?

Страны и народы. Ох уж эти нравы!

10 баллов. В средневековой Японии все самураи, от сегуна (военного правителя) до простых солдат, получали продовольственные пайки, размер которых зависел от положения самурая. Какой продукт составлял эти пайки? (Рис)

20 баллов. В некоторых ресторанах США за особо высокую плату можно попробовать жаркое из мяса этих доисторических животных. Мясо доставляется самолетами с Аляски. (Мамонт)

30 баллов . Раунд «Своя игра».

Пословица этой страны утверждает, что для повара годится все, кроме Луны и ее отражения в воде. (Китай)

40 баллов. Какой привычный всем нам продукт в японской национальной кухне заменяет соевый соус? (Соль)

50 баллов. В XIX веке Талейран говорил об этой стране, что в ней есть тридцать две религии, но только одно блюдо. Да и то плохое. Многие гурманы и сейчас готовы подписаться под этим высказыванием. (США)

Популярные цитаты

10 баллов. По мнению Талейрана, этот напиток должен быть крепким, как негр, черным, как ночь, и сладким, как первый поцелуй. Назовите его. (Кофе)

20 баллов . Что, по мнению польского сатирика Леца, открывает любой рот? (Хлеб)

30 баллов. По мнению А. Чехова, голодная собака верит только в... Это некий продукт. Назовите его. (Мясо)

40 баллов . Раунд «Кот в мешке».

Тема - фирменный продукт. В Голландии зимой 1944-1945 гг. начались трудности с продуктами питания, и тысячи горожан отправились в деревни, чтобы купить этот единственный неизрасходованный продукт. Назовите его. (Луковицы тюльпанов)

50 баллов. Раунд «Своя игра».

Где взяты эти ставшие крылатыми выражения: «Не хлебом единым сыт человек» и «Соль земли»? (Из Евангелия)

Немного юмора

10 баллов. Именно этими инструментами роет себе могилу обжора. (Вилкой и зубами)

20 баллов. Всем с детства знакома эта поучительная история о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю. (Колобок)

30 баллов. Какой овощ отобрал у Паниковского Остап Бендер со словами: «Не делайте из еды культа»? (Огурец)

40 баллов . «И мудрый Вольтер сомневался в ядовитости...» этого напитка, - сказал Козьма Прутков. О каком напитке идет речь? (Кофе)

50 баллов . Если сердце жителя Древнего Египта переполнялось чувством негодования, то он мог нарисовать на подошвах сандалий некое изображение. Что он изображал: самого себя, своего врага, меч или свой талисман? (Своего врага)

Любителям истории

10 баллов . Этот напиток первым из европейцев попробовал испанский конкистадор Кортес. (Какао)

20 баллов . В Древней Иудее это вредное насекомое считалось съедобным, так как по вкусу оно якобы напоминает креветку. (Саранча)

30 баллов. Во время свидания Екатерины II с австрийским императором Иосифом никто не позаботился о трапезе августейших особ. Обед готовили князь Потемкин, принц Нассау и генерал Браницкий. Продолжите фразу Екатерины: «Никогда не приходилось иметь столь блистательной прислуги и столь...» (плохого обеда).

40 баллов. На пирах в средневековой Руси, жалуя гостя хлебом, царь выражал гостеприимство и расположение, а пожалование какого продукта выражало царскую любовь? (Соли)

50 баллов . Этот великий полководец античности считал, что «лучшие повара - для завтрака - ночной переход, для обеда - скудный завтрак». (Александр Македонский)

Царство флоры

10 баллов . Раунд «Кот в мешке». Тема «Другими словами».

Именно это подадут вам в Вене, если вы закажете «курце», «айншпеннер», «меланж», «кипфель» или чашку «золота»? (Кофе)

20 баллов. О любви к каким трем фруктам рассказывается в известной итальянской сказке? (К трем апельсинам)

30 баллов . Этот хорошо знакомый всем овощ в Италии называют «золотое яблоко», «помо-д-оре», а во Франции - «яблоко любви», «помо-де-амур». (Помидор)

40 баллов. Эту траву, из которой делают всем известную приправу, первыми в России стали возделывать немцы из Сарепты. (Горчица)

50 баллов . Этим овощем герой рассказа Джека Лондона по имени Смок Белью успешно лечил цингу. (Картофель)

А как это по-русски?

10 баллов . Это легкое воздушное пирожное получило название от французского слова «поцелуй». (Безе)

20 баллов . Итальянское название этого блюда можно перевести на русский язык словом «тесто». А как его называем мы? (Макароны)