Балетная юбка. Балетная пачка своими руками: мастер-класс, как сшить такую юбку для девочки. Уход за балетной пачкой.

Изменить размер текста: A A

12 марта 1839 года появилась балетная пачка. В этом наряде на парижскую сцену вышла Мария Тальони, исполнявшая партию Сильфиды в одноименной постановке. Пачка, представляющая собой пышную многослойную юбку, произвела настоящий фурор. С течением времени именно этот костюм стал традиционным для балерин

Там не хватает пачки, чтобы обойти. «Колледжи моды не учат студентов, как шить; Они просто учат их быть дизайнерами», - говорит режиссер костюма оперы Филадельфии Милли Хийбель. «Я получаю претендентов, которые даже не знают, как сшить на кнопку». Настолько серьезным является кризис, что новое производство оперы Филадельфии в жанре Джузеппе Верди «Дон Карло» находится под угрозой, потому что Дон Карло требует огромного количества сундуков с ручной стеной, достаточно сильных, чтобы противостоять ночной суровости ведущей роли.

Мы платим самые лучшие тарифы в городе, но там не хватает квалифицированных брокеров, - говорит Хийбель. Недостаток производителей костюмов вызывает головную боль в операх и балетах по всему миру. Стикеры - невоспетые герои любой оперы или балета. С их экспертными руками и глазами для деталей они создают сложные костюмы, которые не просто должны выглядеть красиво и идеально подходят исполнителям, но также должны выдерживать годы, которые носят исполнители разных форм тела.

Как одевались балерины до появления пачки.

Балерина в сознании любого человека представляется непременно в пачке. Этот сценический костюм стал неотъемлемой частью классического балета. Однако так было не всегда. Современный образ балерины, прежде чем сформироваться окончательно, претерпел массу изменений и прошел долгий путь.

«Хорошая швея из оперного театра обладает теми же навыками, что и хирург», - говорит Хийбель. «Просто она платная». Более того, многие оперные и балетные компании используют стикеры на внештатной основе, что делает его непривлекательным выбором карьеры для выпускников моды. И в отличие от общего пошива одежды, которые ведущие дома моды теперь передают на аутсорсинг в Китай, патулирование настолько специализировано, что его нельзя делать по дешевке на другой стороне мира.

Для обучения требуется несколько лет, поэтому Королевский оперный театр Лондона собирается начать программу обучения костюму. Но для оперных театров, которые не могут позволить себе самостоятельный курс по костюмам, будущее выглядит все более неопределенным.

Многие, возможно, удивятся, но до второй половины XIX века балерины выступали на сцене просто в нарядных платьях, которые мало отличались от тех, в которых приходили зрительницы. Это было платье с корсетом, чуть короче обычного, довольно громоздкое. Выступали балерины обязательно на каблуках. Долю балерин немного облегчила новая мода на античность. Кстати, в балете стали использовать мифологические сюжеты, например, «Амур и Психея». Дамы начали носить воздушные, полупрозрачные платья с завышенной талией. Их даже чуть-чуть мочили, чтобы ткань лучше облегала тело. Под платья надевали трико, а на ноги – сандалии. Но с течением времени техника балерин усложнялась и потребовалась более легкая одежда для сцены. Сначала примы отказались от корсетов, потом укоротили юбки, а само платье стало облегать как вторая кожа.

Кто придумал пачку.

Впервые в балетной пачке перед зрителями предстала Мария Тальоне 12 марта 1839 года. В этот день была премьера «Сильфиды», в которой балерина исполняла главную партию сказочной феи. Для такой роли потребовался соответствующий наряд. Его придумал для дочери Филиппо Тальони. По одной из версий, толчком к созданию ставшей впоследствии классической балетной одежды стала нескладная фигура Марии. Чтобы скрыть недостатки, Тальони придумал такое платье, которое придавало всему облику героини воздушность и грациозность. Создавалось платье по эскизам Эжена Лами. Тогда юбку шили из фатина. Правда, в те времена балетная пачка была вовсе не такой короткой, как сейчас. Очередное «превращение» пачки случилось несколько позже. Но даже такое скромное одеяние балетный мир поначалу воспринял в штыки. Особенно не по вкусу пачка пришлась балеринам с не очень красивыми ногами. Но восторга зрителей и искусствоведов, восхищавшихся воздушностью танцовщиц, не было предела. Не последнюю роль в этом сыграла пачка. Так этот костюм прижился, а потом стал классикой.

Кстати, есть легенда о Марии Тальони. Когда она проезжала границу с Россией , таможенники спросили, не везет ли она драгоценности. Тогда балерина приподняла юбку и показала ноги. Мария была первой, кто встал на пуанты.



Мария Тильони в балете "Зефир и Флора". Вот так выглядела первая пачка, теперь она называется "шопенка"

Как пачка прижилась в России.

Царская Россия отличалась консервативностью и не сразу приняла новинку. Это произошло только спустя полвека. Но именно в нашей стране пачка снова видоизменилась. Новатором стала прима Большого театра Аделина Джури в начале 1900-х годов. Капризной особе не понравилась длинная юбка, в которой ей предстояло позировать перед фотографами. Балерина просто взяла ножницы и отхватила приличный кусок подола. С тех пор пошла мода на короткие пачки.



Как еще видоизменялась пачка.

Хотя с начала XX века балетная пачка приобрела ту форму и вид, которые мы знаем и поныне, экспериментировали с ней всегда. В постановках, например Мариуса Петипа , балерина могла переодеваться в костюмы разных стилей. В одних сценах она появлялась в обычном «штатском» платье, а для сольных партий надевала пачку, чтобы продемонстрировать все свои умения и талант. Анна Павлова выступала в длинной и широкой юбке. В 30-40-х годах на сцену вернулась балетная пачка времен XIX века. Только называлась она теперь по-другому – «шопенка». А все потому, что так одел танцовщиц Михаил Фокин в своей «Шопениане». Другие постановщики в это же время использовали короткую и пышную пачку. А с 60-х годов она превратилась просто в плоский круг. Чем только ни украшают пачку: стразами, стеклярусом, перьями, драгоценными камнями.



Из чего делают пачки.

Балетные пачки шьют из легкой полупрозрачной ткани – фатина. Сначала дизайнеры создают эскиз. Конечно, учитываются особенности фигуры каждой балерины, а потому и эскиз платья для каждой танцовщицы свой. От роста балерины зависит ширина пачки. В среднем ее радиус – 48 см. Далее к делу приступают швеи. Это кропотливый труд, ведь мастерицам нужно закладывать складки ткани определенным образом. На одну пачку уходит больше 11 метров фатина. Изготовление одной пачки занимает около двух недель. При всем многообразии моделей, есть строгие правила пошива. Например, на пачки никогда не пришивают ни молнии, ни пуговицы, которые могут оторваться во время выступления. В качестве застежек используют только крючки, но в строгой последовательности, а точнее, в шахматном порядке. А иногда, если постановка особо сложная, пачки зашивают вручную на танцовщице перед выходом на сцену.

Здесь про построение выкроек лифа и трусов по Мюллеру. Про оборки там тоже есть, но мне было не особо понятно.
http://jeissi.sitecity.ru/album_0610150336.phtml?pix=7

Из личного опыта шитья пачки с обручем, написанная когда-то инструкция:

Момент второй – подсчеты.

Поскольку вопросы трусов и корсажа мы оставили на потом, сейчас нас будут интересовать только две цифры: обхват бедер и длина будущей пачки.
Обхват бедер нужно измерять не там, где вы обычно измеряете его для пошива брюк, а в том месте, где будет сидеть пачка.
Длина пачки зависит от роста, обычно попадает в интервал от 25 до 45см.

Определимся с количеством слоев в пачке, а потом и с длиной каждого слоя. Вообще, верхний слой – самый длинный, а каждый следующий делается короче его на 1 – 10см. Чем ниже находятся слои, тем больше может быть разница в их длине. Например, мы решили шить пачку из 10 слоев, длиной 40см. Тогда у нас будут слои следующей длины:
Первый (этот слоя я делала из мягкого тюля) – 40 см
Второй (и все последующие – из фатина) – 39 см
3й – 37 см
4 – 35 см
5 – 32 см
6 – 29 см
7 – 25 см
8 – 20 см
9 – 14 см
10 – 7см

Теперь нужно посчитать ширину для этих слоев. Сначала я пробовала высчитывать ее через радиусы и длины окружностей, но это оказалось лишним. Чтобы посчитать длину каждого слоя нужно:
1. Прибавить к полученному обхвату бедер 3 – 5 см (это будет длина пояса, к которому мы будем пришивать собранный фатин, 3см прибавляем потому, что собранный фатин немного стягивает пояс и если их не прибавить пачка будет сидеть выше, чем предполагалось)
2. Для верхних слоев (я делала для верхних 6, т е для тех у которых длина больше 25см) величину из пункта 1 умножаем на 5. Получаем ширину для этих слоев.
3. Для всех остальных слоев – умножаем на 3.

Момент третий – материалы.

Я уже много раз писала про тюль и фатин, надо наконец-то объяснить, что я понимаю под этими названиями.
Толь – мягкая, очень мелкая сетка, бывает с блестками, бархатными точечками и другими декоративными штуками. Я делала из него верхний слой пачки потому что, во-первых, красиво (сетчатость не заметна, да еще и с блеском купить можно), во-вторых, не колюче. Еще из тюля делают оборки на трусы и шопеновки. В магазине может называться мягким фатином.
Фатин – жесткая сетка с крупными ячейками. Колючая, не очень красивая, но прекрасно держащая форму. Если вы живете не в РФ, то по-английски это называется Diamond cut net, находится обычно в секции Bridal.

Итак, вы пришли в магазин, нашли приглянувшиеся вам материалы и пытаетесь предположить, сколько и чего брать. Вот список:
1. Репсовая лента (Grosgrain ribbon). Длиной = обхват бедер + 3 см + еще немного на подгибку срезов. Шириной около 6 см.
2. Тюль, в количестве достаточном для верхнего слоя (плюс еще немного если вы хотите делать оборки на трусы потом). Т е смотрите ширину тюля и считаете, из скольки частей вам придется составлять верхний слой пачки. Во столько раз больше его длины и берете ткани. Кстати, в магазинах фатин и тюль очень редко режут ровно, поэтому лучше взять с запасом.
3. Фатин. Поскольку долевой нити у этой ткани нет ее и учитываь не нужно. Я раскладывала оборки по длине, таким образом, чтобы они максимально занимали ширину фатина. Те, которые не влезли, кроила по принципу верхнего слоя, т е составными. Ушло около 6 метров фатина.
4. Крючки для застежки.

Момент четвертый – раскрой.

Из всех способов, которые я перепробовала, самым подходящим для раскроя фатина оказалось заутюживание. Т е вместо того, чтобы отмечать длину оборки мелом, вы загибаете ткань и заутюживаете требуемую линию. А потом разрезаете по сгибу.

Разметку репсовой ленты я тоже отнесу к раскрою. Берем ленту, отступаем 1,5 – 2см от верхнего ее края и проводим линию по всей ее длине. По этой линии будет пришита верхняя оборка. Потом разлиновываем ленту поперек, линиями с интервалом 1 – 2 см. По ним мы будем закладывать складки.

Момент пятый – шитье.

У вас, наверняка есть оборки, которые состоят из нескольких кусков. Чтобы сшить их в одно – накладываем один кусок на другой, чтобы они перекрывали друг друга на 5мм. Строчим по этому участку зигзагом. Обрезаем нитки, подравниваем ширину, если где-то торчит и получаем практически не заметный шов.

Если пачка будет с обручем, то к одному из средних слоев (например к 5) на расстоянии 20 – 25 см от верхнего края нужно пришить кулиску для обруча. Просто выкраиваете из фатина полосу шириной 3 см и пришиваете по всей ширину оборки.

Берем верхнюю оборку и, закладывая на ней двойные бантовые складки шириной 1 – 2 см (т е такой ширины, какую мы разметили), приметываем к поясу, по отмеченной линии. Сама оборка при этом находится над линией, а припуск на шов под линией. Двойные бантовые складки выглядят так:

Конечно, можно не мучаться с закладыванием складок, а собирать оборки на нитку, но это тоже не так просто, как кажется. И выглядит не так аккуратно.

Приметав каждый слой его нужно пристрочить на машинке, заутюжить вниз и начать приметывать следующий слой, примерно на 3мм ниже предыдущего. Где-то к 5 слою пачка станет больше похожа на шарик, чем на юбку. Тут главное не пугаться и продолжать работу.

Когда все пришьете, подверните края ленты и сделайте застежку на крючки.

Момент шестой – обруч.

Допустим, вы пришили все запланированные слои и застежку, сделали в 5 слое кулиску и теперь готовы перейти к обручу. Основной вопрос – из чего его делать. Точнее где взять то из чего его делают. Это должна быть пружинная стальная пластина шириной около 3 мм.
Обычная проволока и предлагаемый всеми продавцами китовый ус не подойдут.
В США я покупала складные закрывашки для окон в машине, у них как раз правильная пружина внутри. Вот такие.
http://www.amazon.com/Basix-Magic-Shade-Su...0654&sr=1-5
Что для этой цели можно найти в РФ – не знаю. Говорят, в мастерских при театрах используют часовые пружины.
Продеваем пружину в кулиску, надеваем пачку, прикидываем нужный диаметр на глаз и обрезаем концы оставив дополнительные 2 см на скрепление. Я скрепляла эпоксидкой. Капнула на поверхности и сверху еще обмотала смоченной в смоле ниткой. Держится достаточно крепко.
Вот так выглядит кулиска с обручем.

Когда закончите с обручем – сшивайте задний шов на всех слоях.
Распределите складки по обручу. Там где их меньше – обруч располагается выше, там где больше – ниже. Если вы делаете классическую пачку, имеет смысл сдвинуть складки назад и вперед, а по бокам ткань натянуть, тогда форма получится немного изогнутой.

Момент седьмой – прошивание.

Чтобы пачка все-таки перестала быть похожей на шарик, ее слои (кроме первого, который из мягкого тюля и самых коротких внизу) нужно сшить между собой. Не нужно сильно натягивать нитку, иначе будет видно где вы прошили. Для меня радиально расходящиеся от центра строчки с очень крупными (5 – 10 см) стежками оказались лучшим вариантом.

Отдельно, очень тонкой ниточкой нужно прихватить верхний слой, чтобы не задирался при танце.

Ну и последний момент – снизу ко всему этому пришиваются трусы, сверху – резинка или кокетка. Конечно, можно было и сразу на трусы пришивать оборки, но мне было удобнее ворочать все эти оборки на плоской ленте, а не на трусах, которые уже круглые.

Надеюсь получилось понятно. А где не понятно - спрашивайте.