Как стать купцом на руси. Кто такие купцы? Смотреть что такое "Купцы" в других словарях

Статья расскажет о том, что такое аллитерация. Сначала дадим определение понятию, а затем перейдем к примерам. Аллитерация – это повтор одинаковых согласных, что придает особую звуковую выразительность тексту.

Под аллитерацией подразумевается достаточно частое использование определенных согласных во всем тексте либо в его определённом отрезке. Об аллитерации не говорят в том случае, если звуковой повтор – это следствие повтора морфем.

Аллитерация в пословицах и поговорках

Многие пословицы и поговорки построены на аллитерации:

  • Мели, Емеля, твоя неделя;
  • От горшка два вершка;
  • Проще пареной репы;
  • Мирская молва - морская волна;
  • Зри в корень.

Прием аллитерации в скороговорках

Аллитерацией богаты также наши скороговорки:

  • Купи кипу пик;
  • Перепёлка перепеленала перепелёнка;
  • Чтец чтит чтение;
  • Три дроворуба рубят дрова;
  • К Кларе пришли две Вари;
  • Пакет под попкорн;
  • У ёлки иголки колки;
  • Хвалю халву.

Аллитерация в русской литературе

О том, что такое аллитерация в литературе, нужно говорить непосредственно на примерах.

  1. Уже в «Слове о полку Игореве» встречается этот прием:

    "Трубы трубят в Новеграде, стоять стязи в Путивле…".

  2. А вот Н. Некрасов описывает Волгу:

    "Волга, Волга, весной многоводной…".

  3. Часто аллитерация служит звукоподражанию. Вот, к примеру, несколько строк из стихотворения Державина:

    "Грохочет эхо по горам…".

    Здесь поэт стремится воссоздать громыхание грозной стихии.

  4. Очевидно, что стихи символистов культивируют аллитерацию. Однако здесь часто нарушается чувство меры. Аллитерации порой вычурны и назойливы. Стихотворение Бальмонта «Чёлн томленья» построено на аллитерирующих звуках:

    "Вечер. Взморье. Вздохи ветра…

    … Близко буря, в берег бьётся

    Чуждый чарам чёрный чёлн...".

  5. Существует понятие «аллитерационный стих». В нем обязательны звуковые повторы в определенных местах стихотворения, к примеру, в начальных слогах. Киргизский эпос «Манас» (перевел Л.Пеньковский) служит примером анафорической аллитерации:

    "Кучами золото мы гребли,

    Куньи шапки были на нас,

    Кушак из шёлка носили мы…"

То, что такое аллитерация, примеры, приведенные в статье, иллюстрируют очень наглядно. Поэтому вам не составит труда увидеть этот прием в тексте.

Писательский талант необъятен и прекрасен. Ведь не каждой живой натуре свойственно творить. Каждая строчка любого произведения несет в себе необычайный смысл и выражает особые переживания автора. Для придания особой выразительности творению, писатели нередко пользуются фонетическими приемами. Самым распространенным из них, используемым как в стихотворной форме, так и в прозе, считается применение аллитерации.

Аллитерацией принято толковать повтор или переплетение согласных звуковых форм и выражений для того, чтобы усилить выразительность художественных повествований. Очень часто писатели сочиняют аллитерационные произведения на свободном дыхании.

Как определяют аллитерацию?

Фонетическое украшение речи свойственно любому языку. Методы, с помощью которых повышается выразительность речи, используя звуковой словесный состав, принято отображать как звукопись или фонику. и как она определяется?

Различают такие литературные приемы, как аллитерационное и ассонансное звуковые выражения:

  1. Первый случай характеризуется организованным повторением звуков в согласной форме.
  2. Второй случай характеризует переплетение гласных звуков.

Другие стилистические приёмы, которые базируются на различных звуковых словесных повторах: рифмах или диссонансах, аллитерационные выражения имеют свойственность нерегулярного расположения одинаковых согласных звуковых форм. Чем больше в тексте подобных выражений, тем сильнее эмоциональное воздействие, особенно когда изменяется смысл произведения. Фразы с аллитерацией могут быть расположены в любой части стихотворения или выражения, причем в произвольном течении.

Откуда появилась аллитерация и ее примеры в фольклоре?

Живое слово всегда включало в себя народные высказывания. Выходцы из народа зачастую пополняли запас устной речи различными выражениями. При создании былин и легенд, конечно же, использовались и аллитерационные приемы, которые придавали сказаниям особую выразительность. Звуковые повторы настолько многогранны в народном фольклоре, что поражают своим многообразием. Пословицы и поговорки отличаются особым ритмом и звуковыми пометками, которые улучшают произношение и легко запоминаются.

Примерами могут служить такие поговорки:

  1. «Шила в мешке не утаишь».
  2. «Тише едешь – дальше будешь».
  3. «Твоя неделя – Меля, Емеля».
  4. «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда».

Скороговорки содержат дополнительную игровую аллитерационную функцию. Согласные расположены в таком порядке, при котором звучание происходит в затрудненном произношении для того, чтобы был стимул для быстроты и четкости произношения.

  1. «Едет грека через реку, видит грека в реке рак».
  2. «За домом трава, на траве лежат дрова».
  3. «Чук чуки чук».

Проявление аллитерации в художественной литературе

Аллитерационные приемы обладают изобразительной функцией. Примерами такого ее проявления можно считать звукоподражание. Такие подходы в своих произведениях использовали известные литераторы и писатели.

Аллитерационные примеры в стихотворном жанре:

  1. «Перестукивали стыки: на восток, восток, восток». (отрывок из произведения П. Антокольского).
  2. «Шипенье пенистых бокалов, и пунша пламень золотой». (фраза А. Пушкина).
  3. «Мело, мело по всей Земле»… (отрывок из стихотворения Б. Пастернака).

Аллитерационные приемы неплохо применимы и в прозаических творениях, например:

  1. «В белом плаще / с кровавыми подбоямим, с шаркающей / кавалерийской походкой, ранним утром / в четырнадцатом числе / весеннего месяца / нисана в крытую колоннаду / между двумя / крыльями дворца Ирода / Великого / вышел прокуратор Иудеи / Понтий Пилат». (М. Булгаков).
  2. Акакий Акакиевич или Раскольников Родион Романович в произведении «Преступление и наказание» Достоевского наполняют выразительностью звуковую форму особым смыслом.

Звуковые повторы в русском языке встречаются в любом словотворческом виде. Отображая классическую прозу и стихи, аллитерация стала популярной и для современных произведений, где очень широко используется. Аллитерацию широко применяют рекламодатели для создания различных лозунгов. Правильно подобранные выражения позволяют людям лучше запоминать торговые марки. Мастерство в подборе звуковых повторов позволяет легко произноситься девизам и наименованиям.

Примером могут служить такие лозунги:

  • Чупа-Чупс»;
  • «Кока-кола»;
  • «Брук-Бонд».
  • Елки-Палки».

Аллитерационные приемы между гласными и согласными, звонкими и глухими позволяют повысить выразительность любой формы речи. Замечено, что аллитерационные выражения чаще всего содержат звуки: -н, -р, -л, -м. Кроме того, в русском языке можно безгранично использовать аллитерацию в выражениях.

Как трактуется термин аллитерация?

Аллитерация википедия обозначает некий повтор сходных по звучанию согласных, связующих стихотворение, что придает особое звучание произведению. Причем повторы могут встречаться как на протяжении определенного отрезка в тексте, так и во всем тексте. Аллитерационные приемы не считаются актуальными, когда повторяются морфемы. Синонимом аллитерационных повторов принято считать тавтограмму.

В русской литературе очень часто встречаются приемы аллитерации. Благодаря им автору удается ярче выразить свою мысль и сделать акцент на определенных чертах. Аллитерацию применяли в своих произведениях самые известные русские классики-литераторы, такие как А. Блок, С. Есенин, А. Пушкин и др.

Итак, аллитерационные приемы являются одними из распространенных в литературных творениях. Особенно заметно используются такие повторы в народном творчестве, потому что способны передать все точность высказываний и подчеркнуть главную мысль сказанного.

Аллитерация это повтор согласных или совокупности согласных звуков, придающий особую звуковую выразительность и образность художественной речи, преимущественно стихотворения; главный элемент фоники.

При аллитерации частотность согласных звуков на конкретном отрывке или во всем сочинении является большей в сравнении со среднеязыковой, например: «Лет до ста расти нам без старости…» (В. В. Маяковский, поэма «Хорошо!», 1927 г.).

Использование аллитерации в поэзии

Аллитерация в стихосложении применяется как оригинальное стилистическое средство увеличения фонетической выразительности речи. Гений рифмы и автор уникальных стихотворных форм В. В. Маяковский писал: «Я прибегаю к аллитерации для обрамления, для еще большей подчеркнутости важного для меня слова».

Аллитерациями богата литература всех периодов и стран мира. Намеренное созвучие согласных присутствует в стихах легендарных античных авторов, в частности Гомера, Гезиода, Горация, Вергилия, а также в произведениях многих великих европейских поэтов – Д. Алигьери, Ф. Петрарки, П. де Ронсара, У. Шекспира.

Аллитерация также значительно распространена в народном поэтическом творчестве. Многие изречения, среди которых пословицы, поговорки, скороговорки, зачастую содержат аллитерации: «Тише едешь – дальше будешь», «Мели, Емеля, твоя неделя», «Купи кипу пик» и др.

Аллитерация в русской поэзии

Аллитерация в русской поэзии, в отличие от германского, английского, финского, тюркского стихосложений, где она является основным техническим приемом, используется авторами в меру их художественной манеры весьма сдержанно. Построенные на аллитерации стихи впервые появились в России в ХVІІІ веке в качестве творческого эксперимента знаменитого русского поэта и ученого М. В. Ломоносова. Аллитерационную традицию продолжили великие русские мастера слова Г. В. Державин, А. П. Сумароков, А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов и др.

Наивысшего апогея аллитерация достигла в эпоху символизма, поэты которой стремились к фонической образности художественной речи. Яркими представителями культивирования аллитерации в русской литературе являются К. Д. Бальмонт, Игорь Северянин, Велимир Хлебников и др.

Особенный поэтический эффект стихотворения достигается при сочетании аллитерации с повторами гласных звуков – ассонансами. Такие созвучия тонко, изысканно применял классик русской литературы А. С. Пушкин, как, например, в стихотворении «Осень» (1833 г.):
Унылая пора! очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса…

Слово аллитерация произошло от средневек. лат. alliteratio, что в переводе означает – «созвучие».