Рабинович м ц пластическая анатомия человека. Анатомия волка для рисования

Знание анатомии четвероногих животных и птиц при работе над их изображением имеет не меньшее значение, чем знание анатомии челове­ка. Правда, движения животных не так многообразны, как движения че­ловека, но зато человека можно рисовать в любом положении, так как человек позирует, а животных, за редким исключением, заставить пози­ровать, как натурщика, нельзя- Особенно трудно заставить животное по­вторить нужное движение, нужную позу, нужный ракурс, а художнику необходимо уметь изображать животных в покое и в движении, в любой позе, в любом ракурсе и тут нельзя полагаться только на глаз, нельзя просто срисовывать. Надо ловить наиболее характерное, производить компоновки фигуры из разных поз и даже с разных одинаковых «натур­щиков». При этом применяется такой прием. Художник становится у клетки, где движется натура (желательно, чтобы было несколько одина­ковых экземпляров) и начинает на большом листе сразу несколько ри­сунков с тех поз, которые принимают животные. Порисовал один рису­нок, поза изменилась, начал другой, еще раз изменилась - начал третий (можно и с другого экземпляра) и т. д. Натура, та или другая, обяза­тельно повторяет позу, хотя бы приблизительно - можно вернуться к предыдущему рисунку, к следующему и т. д. и на каждом из нескольких рисунков постепенно наращивается и обогащается изображение.



Все это требует пристального внимания и большого терпения и по­движности со стороны художника. Сидеть при этом нельзя - надо хо­дить и даже перебегать с места на место.

Это метод познавательного объемного рисунка. Но есть еще метод ли­хих быстрых набросков, которые бывают весьма эффектны, но познава­тельного в этом методе мало, так как рисунки большей частью получа­ются плоскостные и нет времени для объемного анализа. И в том и в дру­гом случае изображение зверей и птиц представляет собой своеобразную охоту за нужной позой, дает в результате много набросков, которые очень трудно связать в стройное целое, если не знать основы построения животных. Этой основой может служить только пластическая анатомия животных. Но так как животные изучаются менее подробно, чем чело­век, то для обычной работы художника достаточно иметь основное поня­тие об их анатомической структуре, т. е. о скелете и расположении и дей­ствии основных мышечных массивов.

При всем многообразии четвероногих животных и птиц оказывается, что анатомия человека настолько сходна с анатомией животных, что до­статочно их сопоставить, чтобы получить понятие об анатомической структуре животных и даже иметь возможность применять те же методы построения фигуры, которые применяются при изображении человека.

«Чувствовать, знать, уметь - полное искусство», - определяет выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков искусство художника. Изображая человека, животное, художник должен знать его строение, его анатомию. «Кисть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей. Чтобы исполнить ее как следует, надо изучить кости, построить в соответствии...» - говорит в другом месте П. П. Чистяков, излагая свои программные требования, и он же в письме к П. Ф. Исееву, говоря об анатомии и перспективе, с огорчением пишет: «Ученики знают эти предметы, но умеют ли приме­нять их на деле? Нет! Нет! И нет»» Умеют ли наши современники - художники применять на деле знание пластической анатомии, и если не умеют, то чья здесь вина? Вот вопросы, которые должны интересовать и в наши дни художников-педагогов. Пластическую анатомию преподают, и в руководствах она изложена весьма добросовестно, с полным знанием фактического материала, но с таким «отрывом от производства», что прямой цели это не достигает. Учащийся может добросовестно прослушать курс, а о применении анатомии на практике при построении фигуры никаких сведений не получить. Преподаватели же изобразительных дисциплин далеко не всегда применяют метод объемного анатомического построения фигуры, который бы суммировал для учащегося полученные им по анатомии сведения. Между тем художник, не знающий анатомического построения (хотя и изучивший анатомию), не может свободно владеть рисунком человеческой фигуры, не может пользоваться моделью, а только копирует модель, что ведет к рабской зависимости от модели, к натуралистическому рисунку. Разобщенность между изучением пластической анатомии и ее применением характерна для многих руководств и методов преподавания этого предмета.

Млекопитающие

Если сравнить анатомическое строение человека, поставленного на четвереньки, с изображением других млекопитающих - копытных (ло­шадь), крупных кошек (лев) и собак (рис. 70, 71, 72, 73), то можно найти не только сходные элементы скелета, но также убедиться в большой схо­жести их расположения и взаимной связи. Например, позвоночный столб у животных тоже служит основным стержнем скелета: он связы-

вает таз, грудную клетку и голову, но в отличие от человеческого про­должается за таз, образуя хвост; а шейный отдел длиннее и по-другому изогнут. Грудная клетка сдавлена не от груди к спине, как у человека, а справа налево (количество ребер и позвонков вирьирует). Таз сохраняет те же костные элементы и те же выступы, о чем можно судить по экс­терьеру (у лошади выступ, соответствующий передней подвздошной ос­ти, называется маклоком), но вытянут в длину и сдавлен справа налево. Постоянное положение туловища у животных горизонтальное, так как все четыре конечности в основном несут опорную и двигательную функ­цию, хотя у хищников, в особенности кошек, передние конечности сохра­няют и способность хватать, свойственную человеку и обезьянам.

В отличие от человека у большинства животных нет ключицы (рис. 74), плечевой пояс состоит из лопаток, которые соединяются с груд­ной клеткой только мышцами. Плечевая кость обычно короче костей предплечья; она сочленяется с лопаткой плечевым суставом, но сама кость скрыта под мышцами и плечо не выступает наружу отдельно от туловища, как у человека. У животных виден только нижний конец кос­ти, который образует с костями предплечья (или подплечья, как его на­зывают у животных) локтевой сустав. Таким образом, свободная перед­няя конечность в отличие от человека видна только от локтя. Скелет предплечья тоже состоит из двух костей, только строение его отличается у копытных и у хищников. Локтевая кость копытных сильно уменьшена и основой служит лучевая; они сращены неподвижно в положении про­нации- кисть обращена тыльной стороной вперед, движения пронации и супинации полностью отсутствуют, так как хватательных движений нет и кости несут только опорную функцию. Предплечье опирается на кости кисти (лапы), образуя запястный сустав (в обиходе это место непра­вильно именуют коленом). Пясть находится на прямой линии с пред­плечьем и не может разгибаться вперед, как это свойственно человеку. Опирается пясть на фаланги пальцев. У разных копытных (рис. 75) опо­рой служит разное количество пальцев: у свиньи--четыре, коровы - два, лошади - один. Палец опирается на копыто; таким образом, копыт­ные ступают передними ногами на концы пальцев.

У крупных и мелких кошек предплечье отчасти сохранило хвататель­ную функцию и обе кости подвижны относительно друг друга (см. рис. 75). Передняя лапа ступает в положени пронации, но при нападе­нии, терзании добычи и т. п. свободно супинирует и пронирует (в чем легко убедиться, наблюдая тигра или льва, даже кошку). Пясть состоит из пяти костей и лежит на одной прямой с предплечьем, пальцы сильно загибаются вперед, за исключением первого, который висит. Передние фаланги кошки могут загибать вверх, пряча когти, а при сгибании когти «выпускаются». У собак предплечье состоит из двух костей, движения супинации и пронации существуют, но в меньшем объеме. Лапа ступает тоже в положении пронации (так же, как почти у всех четвероногих мле­копитающих), первый палец висит, как у кошек. Первые фаланги ос­тальных четырех пальцев не загибаются вверх - собаки не прячут ког­тей. И кошки, и собаки ступают на ладонную поверхность четырех паль­цев и на головки пястных костей.

На поверхности тела сильно выступают лопатки. Грудина лежит в глубине; по обе ее стороны сильно выступают головки плечевых костей, покрытые мышцами, локоть и запястье рельефны под кожей. У хищников пясть и фаланги менее рельефны, чем у копытных.

Задние конечности всех четвероногих соединяются с тазом тазобед­ренным суставом. Бедренная кость почти вся скрыта под мышцами туло­вища; бедро не выступает наружу отдельно от туловища, как у человека; видны лишь большой вертел и нижний конец бедра, который образует с костями голени коленный сустав. Надколенник и концы костей проступа­ют под кожей. Голень под углом уходит назад и в голеностопном суставе сочленяется с плюсной (сустав у животных именуется скакательным, а плюсна - заплюсной). У копытных заплюсна в спокойном состоянии стоит отвесно и сочленяется с пальцами - у свиней - с четырьмя, ко­ров- с двумя, лошадей - с одним. Пальцы опираются на копыта, таким образом задние ноги копытных тоже ступают на концы пальцев. Скака­тельный сустав и пяточный бугор у копытных расположены очень высо­ко, a vхищников - несколько ниже.

Хищники ступают на разогнутые пальцы и головки плюсневых ко­стей. Плюсневых костей у хищников четыре, пальцев - тоже четыре

(1 палец бывает не всегда). Человек, обезьяна, медведь, напротив, сту­пают на всю стопу. На скелете сзади выступают кости таза - подвздош­ная, седалищные бугры; на бедре - большой вертел, мыщелки, надко­ленник, на голени - мыщелки и обе лодыжки. На стопе резко выделяет­ся пяточный бугор.

Движения млекопитающих, происходящие в суставах - это те же движения, что и у человека (если положение тела человека уподобить положению животного). Лопатка скользит по поверхности грудной клет­ки, главную нагрузку она выдерживает тогда, когда передняя нога упи­рается в землю, поддерживая туловище. В таких случаях при шаге ло­патки попеременно вздымаются над поверхностью спины, а туловище обвисает (как на рессоре), поддерживаемое лопаткой, что особенно за­метно у крупных кошек. При сильном размахе передних ног лопатка сдвигается вперед и назад наподобие маятника или вся целиком, перено­ся плечо, а следовательно, и ногу, что, конечно, меняет рельеф тела, осо­бенно передней поверхности груди (рис. 76).

Движения в плечевом суставе те же, что и у человека, за исключением вращения и отведения в сторону. Движения приведения носят постоянный характер, иначе лапа отклонилась бы в сторону, - она все время удер­живается около туловища. Что касается движения взад и вперед в плече­вом суставе, то они имеют большой размах и сильно влияют на рельеф тела, особенно при разгибании вперед. При этом плечевая кость выбра­сывается вперед, перенося вперед локтевой сустав вместе с нижней частью передней ноги (рис. 76), а так как плечевая кость покрыта и мышцами туловища, то передняя половина груди становится более выпук­лой, что удлиняет туловище со стороны согнутого вперед плеча. Движе­ние совершается в быстром беге и еще усиливается перенесением лопат­ки вперед - это еще больше увеличивает рельеф груди. Соответствующие изменения обратного порядка происходят, когда плечо и лопатка отбра­сываются назад; локтевой сустав и нижняя часть ноги переносятся на­зад, и поверхность груди сглаживается - туловище с этой стороны ста­новится короче (рис. 76).

В локтевом суставе происходят сгибания и разгибания почти так же, как у человека. Когда животное стоит, локтевой сустав разогнут, пред­плечье вертикально, плечо и предплечье образуют тупой угол, а не пря­мую линию, как у человека (сравните рисунки 70, 71, 72, 73). Как сказа­но выше, передняя нога ступает в положении пронации, но у многих жи­вотных благодаря подвижности костей предплечья существуют движения и супинации и пронации; ими обладают крупные и мелкие кошки (тигр, лев, пума, ягуар и т. д.), медведь, зайцы, кролики, белки, многие грызу­ны, но не копытные.

В запястном суставе происходят в основном (в особенности у копыт­ных) движения сгибания и разгибания, причем разгибание прекращает­ся, когда пясть образует с предплечьем одну прямую. У копытных сгиба­ние, в особенности пассивное (при отдыхе лежа), прекращается в момент соприкосновения поверхностей кисти и предплечья (рис. 77); у хищников размах сгибания обычно соответствует человеческому.

В пальцах тоже имеются движения сгибания и разгибания, а у хищни­ков и некоторых грызунов движения в сторону (у кошки, когда она «раз­минает когти», заяц, когда он чистит передние лапы).

Мышечные группы, обслуживающие эти движения, тоже расположе­ны почти как у человека (см. рис. 71, 78).

Лопатка соединена с грудной клеткой и передвигается по ней теми же мышцами, что и у человека (зубчатой, трапециевидной, ромбовидной). С плечевой костью лопатка тоже соединена мышцами, аналогичными

человеческим (дельтовидная мышца здесь утратила функцию отведения)". Часть этих мышц, лежащая поверхностно, сгибает ногу в плечевом су­ставе и тем самым отбрасывает плечо, а следовательно и ногу назад; эти мышцы при напряжении резко граничат сзади с разгибателями локтевого сустава. Кроме того, сгибает ногу в плечевом суставе и отбрасывает плечо назад вместе с лопаткой также и широчайшая мышца спины. Раз­гибание же в плечевом суставе, т. е. вынос плеча и ноги вперед, произво­дится другой частью мышц, идущих от лопатки к плечу,-эти мышцы

рельефа не образуют. У лошадей в выносе плеча вперед участвует (иона рельефна) плечеголовная мышца, аналогичная грудино-ключично-сосце-видной мышце человека; только у лошади она прикрепляется к плечевой кости и разгибает плечевой сустав.

Мышцы, разгибающие в локтевом суставе (трехглавая мышца и др.)* располагаются сзади и очень мощны, так как несут опорную функцию. Сгибатели лежат спереди и незначительны, так как несут малую нагруз­ку. Они почти целиком покрыты мышцами, притягивающими (приводя­

щими) плечевую кость и предплечье к туловищу; эти мышцы (большая грудная и др.) расположены впереди, образуя на передней поверхности груди два мощных бугра, покрывающих спереди плечевую кость (между ними образуется ложбина, в глубине которой находится грудина). Эти бугры попеременно выносятся вперед при беге вместе с лопаткой и плече­вой костью.

Между двумя мышечными группами - трехглавой и сгибателями локтевого сустава - выходит на поверхности основная группа мышц

предплечья - разгибатели кисти. Это очень характерное и рельефное место, важное для пластической связи. Приводящие мышцы и сгибатели локтевого сустава прикрепляются на костях в промежутке между разги­бателями и сгибателями кисти. Сгибатели (кисти), как и у человека, ле­жат на задней поверхности, разгибатели - на передней поверхности предплечья. Разгибатели кисти участвуют также в сгибании локтевого сустава. Вообще предплечья крупных кошек (льва, тигра) поразительно похожи на предплечья человека и формой, и движениями.

В тазобедренном суставе происходят движения сгибания и разгиба­ния и постоянного притягивания к туловищу (приведения), так как почти исключены движения отведения (так же, как и в плече).

Так как бедро покрыто мышцами туловища, его сгибание переносит за собой всю массу задних мышц туловища вперед (вместе с коленным суставом и ногой) и тем изменяет рельеф соответствующей ягодицы и половины таза (см. рис. 76). Равным образом разгибание производит об­ратное движение. В коленном и голеностопном суставах, как и у челове­ка, происходит сгибание и разгибание (в коленном у копытных отсут­ствует вращение голени, которое существует у кошек и человека при сог­нутом колене).

При спокойном стоянии бедро направлено вперед и образует с го­ленью угол, открытый назад (у человека в этом положении бедро и го­лень образуют прямую линию). В голеностопном (скакательном) суставе стопа направлена почти отвесно вниз и у копытных ступает только своей нижней частью; человек же, медведь, обезьяна ступают всей стопой. Также у хищных и копытных в отличие от человека стопа может произ­водить более обширное движение вперед, т. е. больше приближаться к голени, даже соприкасаться с ней, в особенности при отдыхе лежа.

У хищников нога ступает на подошвенную поверхность пальцев и на головки плюсневых костей (см. рис. 77).

Мускулатура задних ног (см- рис. 72, 78) располагается согласно ос­новным опорным функциям конечностей и так же, как у человека, основ­ными группами являются разгибатели. Группа ягодичных мышц почти не несет (характерную для человека) функцию поддержки туловища в вертикальном положении - эту работу мышцы выполняют только тогда, когда животное становится на задние ноги. У животных ягодичные мыш­цы в основном несут функцию разгибателей тазобедренного сустава, что имеет большое значение для движения вперед (особенно важно у лоша­дей-тяжеловозов) . Вся остальная задняя группа мышц, включающая зад­ние мышцы бедра (полусухожильную, полуперепончатую, двуглавую) и задние мышцы голени (трехглавую), у лошадей переходит в общее ахиллово сухожилие, которое прикрепляется к пяточному бугру, и про­изводит разгибание тазобедренного и отгибание назад голеностопного (скакательного) суставов. У хищников места начала и прикрепления этих мышц варьируют, но производят ту же работу. Если при этом одно­временно происходит разгибание в коленном суставе, то вся задняя нога отбрасывается назад. Коленный сустав разгибается четырехглавой мыш­цей, расположенной впереди бедренной кости. Впереди и поверхностнее четырехглавой, резко гранича с боковой стенкой живота, лежат мышцы, сгибающие тазобедренный сустав и тем самым переносящие бедро и всю ногу вперед. На передней поверхности голени расположены мышцы, производящие сгибание стопы и пальцев вперед; сзади между костями и ахилловым сухожилием лежат мышцы, производящие сгибание стопы и пальцев назад. Если смотреть на животное сзади, то с внутренней сторо­ны ноги между тазом и бедром можно увидеть группу приводящих мышц (см. рис. 78).

Таз, бедро и голень покрыты фасциями, аналогичными широкой фас­ции бедра человека. Они удерживают мышцы близ костей и местами при напряжении мышц образуют поперечные вдавления-

Мышцы туловища в общем аналогичны мышцам человека и особого рельефа здесь не обнаруживается.

На шее очень массивна задняя группа мышц, поддерживающих шею, вытянутую вперед и вверх. Спереди на шее по средней линии над ярем­ной впадиной тянется вверх дыхательное горло, по обе стороны его идут мышцы, аналогичные грудино-ключично-сосцевидным человека; они осо­бенно рельефны у лошадей (см. рис. 72, 78).

Мускул, соответствующий человеческому грудино-ключично-сосце-видному, у лошадей состоит из двух мышц: грудино-головной и плечего-ловной (из-за отсутствия ключицы мышца прикрепляется к плечу). Вверху под нижней челюстью на передней стороне шеи между правыми и левыми мышцами (как у человека) располагается дыхательная труб­ка. Плечеголовная мышца внизу и снутри граничит с грудным мускулом; она разгибает плечо, т. е. выносит его, а следовательно, и ногу вперед. При фиксированных передних конечностях эти мышцы сгибают голову вперед; получается то характерное «кивание», которое наблюдается, ког-

да лошадь с силой упирается передними ногами, как бы карабкается, беря подъем, таща тяжелый груз или преодолевая иное препятствие.

Череп животных имеет те же элементы, что и человеческий (только у человека преобладает мозговая часть, а у животных - лицевая). Налицо двусторонняя симметрия, имеются челюсти верхняя и нижняя. Скулы, скуловые дуги, глазницы, лобные кости (даже с надбровными дугами у слона, собак и крупных кошек). Законы построения рисунка черепа те же, что и у человека: строить его надо как симметричную форму, наме­тив среднюю линию скулы, нижнюю челюсть и т. д. (рис. 79).

Строя изображение животного, начинайте с увязки больших объемов грудной клетки с плечевым поясом, животом и тазом, объемно пристраи­вайте то, что будет удобно (ведь животное не позирует) -ноги, шею с головой и т. п., помните о двусторонней симметрии туловища и работайте, непременно наметив срединную линию. Рисуя симметричные элементы на туловище или голове, сочетайте их немедленно друг с другом. Все время помните о скелете, о том, как он залегает в туловище и в голове и как залегает в конечностях; скелет - основа построения - ни один массив туловища или конечности не может быть решен без ясного представле­ния о скелетной связи. От правильно намеченной связи зависит в основ­ном живость изображения.

Как и на человеке, контур текуч и неуловим и становится ясным и условным только при четком и ясном понимании и сочетании объемов. Поэтому в беглом рисунке животного ищите сочетания объемов, а не го­няйтесь только за эффектным контуром. Как на рисунке человека, так и на изображении животного контур появляется, бывает то толстым, то очень тонким, заходит внутрь фигуры и сходит на нет, а из-за него появ­ляется другой контур - это результат взаимоотношения объемов, кото­рые ложатся один на другой и возникают один из-за другого-

При построении объема изображают его поверхность, которая чем дальше от глаза, тем больше уходит в ракурс, пока на границе объема не образуется контур. Стало быть, контур - это ракурс поверхности, поэто­му в зависимости от ее освещения он неравномерен, то он толстый, то тонкий. Объем скрылся за другим объемом - контур сходит на нет, и появляется из глубины изображения новый контур, который образован как ракурс поверхности нового объема. Этот контур выходит на границу фигуры и снова скрывается, чтобы уступить место другому контуру, при­надлежащему другому объему, и так до тех пор, пока не появится контур всей фигуры.

Произведите построение скелета любого четвероногого животного с натуры слегка в ракурсе (рис. 80) спереди и сзади (без отделки, только построение). Рисуя, сравнивайте со скелетом человека и давайте себе отчет в том, что в структуре человека и животного соответствует друг другу. Наблюдайте какое-нибудь животное, мысленно представляя себе, как расположен его скелет. Если сможете, сделайте с него конструктив­ные наброски с разных сторон, в разных ракурсах (рис. 81). При изуче­нии животных избегайте пользоваться чучелами. Чучела часто делают без строгого учета конструкции скелета, отчего форма в них сбита.

Лягушка, ящерица

У земноводных (лягушка) и пресмыкающихся (ящерица) те же эле­менты скелета, что и у млекопитающих (рис- 82). Разница в том, что их брюхо в спокойном состоянии прилегает к земле, структура туловища

(соотношение таза, позвоночника и грудной клетки) не так рельефна, как у млекопитающих, у ящерицы хвост длиннее и массивнее, а у лягушки его нет, у лягушки четыре пальца на передних и пять на задних конеч­ностях. Кроме того, плечи и бедра отходят в сторону, имеют отдельную от туловища форму, а суставы устроены так, что помимо передвижения легко могут класть туловище на землю и поднимать его над землей.

Вопросы. Грудная клетка, таз и позвоночник четвероногого - их сходство и отли­чие от человеческих. Плечевой пояс и передняя конечность - их сходство и отличие от человеческих. Таз и задняя конечность - сходство и отличие от человеческих. Мышпы и движения плечевого пояса и передних конечностей. Мышцы и движения задних ко­нечностей. Череп, голова, шея - сходство и отличие от человеческих.

Название : Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке.

Описывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля. Во втором издании (первое вышло в 1971 г.) расширен изобразительный материал, показывающий строение человека, животных и птиц, переработан и дополнен текст. Предназначается для учащихся средних специальных учебных заведений изобразительного искусства. Может быть использован в практической работе художника.

«Чувствовать, знать, уметь - полное искусство», - определяет выдающийся художник-педагог П. П. Чистяков искусство художника. Изображая человека, животное, художник должен знать его строение, его анатомию. «Кисть руки состоит из костей, сухожилий, мускулов, покрыта кожей. Чтобы исполнить ее как следует, надо изучить кости, построить в соответствии...» - говорит в другом месте П. П. Чистяков, излагая свои программные требования, и он же в письме к П. Ф Исееву, говоря об анатомии и перспективе, с огорчением пишет: «Ученики знают эти предметы, но умеют ли применять их на деле? Нет! Нет! И нет"»
Умеют ли наши современники - художники применять на деле знание пластической анатомии, н если не умеют, то чья здесь вина? Вот вопросы, которые должны интересовать и в наши дни художников-педагогов, в том числе и автора этой книги.
В предисловии к первому, далеко не совершенному изданию этой книги, автор писал, что большинство учебников по пластической анатомии не до конца соответствуют задаче, которую преследует ее изучение, - оказанию прямой помощи учащимся в работе над овладением формой. Учебники сообщают об отдельных элементах формы: костях, суставах, мышцах, но ничего не говорят о том, как эти отдельные формы собрать в единое целое. В учебниках ничего не сказано об обшей конструктивной связующей роли скелета, о взаимоотношениях частей скелета в пространстве, об образовании обобщенных мышечных массивов, о вхождении одних массивов в другие, т. е. о мышечной связи. Тем более ничего не сказано о самом главном - завершающем этапе изучения пластической анатомии - анатомическом построении рисунка.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 3
Раздел I. ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА
Введение 5
Учение о костях 15
Общее понятие о скелете 15
Соединения костей между собой - швы, хрящей, суставы 16
Скелет туловища 18
Позвоночный столб 18
Грудная клетка 20
Кости таза (или тазового пояса) 22
Суставы, сращения, движения и пластика туловища 23
Скелет свободной нижней конечности - ноги 27
Бедренная кость 27
Кости голени 29
Скелет стопы 31
Суставы, движения и пластика нижней конечности 33
Скелет плечевого пояса 37
Скелет свободной верхней конечности - руки 39
Плечевая кость 39
Кости предплечья 40
Скелет кисти 43
Суставы кисти, ее движения и пластика 45
Суставы, движения и пластика плечевого пояса и руки 46
Череп 49
Мозговой череп 51
Лицевой череп 53
Движения, пластика и построение головы 55
Разбор скелетной и мышечной связи стоящей фигуры и объемное ее построение на основе скелета и обобщенных мышечных массивов 58
Учение о мышцах 70
Мышцы туловища 74
Совместная работа мышц туловища, его пластика и построение 79
Мышцы таза и бедра 81
Мышцы таза 81
Мышцы бедра 85
Мышцы голени и стопы 89
Мышцы голени 90
Мышцы стопы 93
Движения, пластика и построение ног и таза 94
Мышцы плечевого пояса 98
Мышцы, двигающие плечевой пояс 100
Мышцы, связывающие плечевой пояс с плечом 104
Мышцы, идущие от туловища к плечу 105
Мышцы руки 108
Мышцы плеча ПО
Мышцы предплечья 111
Мышцы и пластика кисти 115
Движения» пластика и построение плечевого пояса и руки 118
Мышцы и пластика шеи 122
Пластика, движения и построение шеи с головой 128
Мышцы головы, ее детали и пластическая анатомия органов чувств 130
Мимические мышцы 133
Жевательные мышцы 141
Глаз 143
Нос 146
Рот 147
Ухо 148
Центр тяжести и равновесие 149
Пропорции 152
Разбор и построение фигуры на основе скелета и мышц 155
Таблица I. А. А. Брюллов. «Натурщик с шестом» 155
Таблица IL В И. Суриков, «Борец» 158
Таблица IIL А- П. Лосенко. «Натурщик, сидящий на камне» (этюд маслом) 159
Таблица IV, А. И. Иванов, «Натурщик» . 162
Возникновение контура и его роль в работе над изображением человека 165
Раздел II ПЛАСТИЧЕСКАЯ АНАТОМИЯ ЧЕТВЕРОНОГИХ ЖИВОТНЫХ И ПТИЦ
Краткий очерк пластической анатомии четвероногих животных 167
Млекопитающие 167
Лягушка, ящерица 184
Краткий очерк пластической анатомии птиц 185
Литература 189
Приложение (иллюстрации) 190

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке - Рабинович М.Ц. - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать djvu
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России. Купить эту книгу


Скачать - Книгу - Пластическая анатомия человека, четвероногих животных и птиц и ее применение в рисунке - Рабинович М.Ц. - depositfiles.com

Sabin Howard разбирается с человеческим телом и показывает, как создается детальная скульптура. Главные аспекты: Понимание анатомических особенностей, Роль силуэта, Традиционных подходы при создании скульптуры, Как соблюдать пропорции, Процесс создания лица, лицевых мышц.

Цифровая живопись в Photoshop с Аароном Блейзом

В этом углубленном видеокурсе, продолжительностью 12 с половиной часов, режиссёр и концепт-художник Аарон Блейз («Братец медвежонок», «Аладдин», «Король лев») покажет вам свой процесс создания цифровой живописи в программе Adobe Photoshop.

Искусство экстремальной фотографии с Джимми Чин

Джимми Чин построил свою карьеру, делая фотографии на немыслимых вершинах мира, которые обеспечили ему обложку в National Geographic и множество наград.

Hard Surface моделирование в Cinema 4D

В этом воркшопе вы узнаете основы создания 3D-моделей с помощью полигональных техник моделирования. Из видео-лекций вы изучите основные производственные техники для создания как сложных так и простых форм.

Концепт-дизайн окружения для игр от Ken Fairclough

В этом курсе будут показаны современные техники концепт-арта для создания окружения в условиях пайплайна, с акцентом на использовании 3D. Использование 3D в концепт-арте стало необходимым, в условиях, когда в играх постоянно улучшается качество изображения (5 частей).

Моделирование техники в Maya

Демонстрируя профессионально-производственные техники моделирования, методы построения чистой топологии, James постоянно будет разбирать/комментировать свой рабочий процесс, чтобы вы лучше понимали происходящее, увереннее чувствовали себя в моделировании.

Светотень и текстурирование с Крисом Легаспи

В этой серии уроков Крис Легаспи продемонстрирует варианты обработки ваших рисунков при помощи различных инструментов. Благодаря доступному и простому объяснению, доработка рисунка станет понятной для всех художников с любым уровнем художественного мастерства.

Освещение для кино и телевидения

В данном курсе представлено самое лучшее объяснение освещения и приемов по освещению, которое я когда-либо встречал. Впервые я наткнулся на материал, раскрывающий все секреты освещения и отвечающий на все мои вопросы.

Создание боевой механики для RPG с помощью C#

азрабатывать RPG-игры порой очень сложно, в них содержится множество систем. С помощью этого курса мы упрощаем данный процесс и учим вас шаг за шагом, как создать основу для хорошей RPG-игры с нуля (4 части).

Разработка зомби-шутера от первого лица

Если вы хотите создать свой собственный шутер от первого лица, адвенчуру от третьего лица или даже ролевую игру, эта серия курсов Udemy - для вас! Начиная с пустого проекта, мы построим все системы вместе, шаг за шагом, для игры под названием Dead Earth. (5 частей)

Учимся программировать на С#, разрабатывая 3D игры

Это долгожданное продолжение курса Complete Unity Developer (Learn to Code by making games in Unity) - одного из самых популярных курсов в интернете! Полностью переработано с нуля с совершенно новыми проектами и нашими новейшими методами обучения (5 частей).

Разрушение от торнадо

В двух частях этого курса мы сфокусируемся на создании полностью завершенной сцены с эффектами, начиная от простой картинки заднего плана и до финального композа. Будем использовать разные программы в этом курсе, а именно 3DEqualizer, Maya, Houdini, ArnoldRenderer и NUKE. (2 части)

Алла прима (расширенное издание)

В новой части автор пересмотрел и переработал материал первого тома, внес в него больше ясности. Кроме того, автор включил в книгу гораздо больше референсных произведений, чтобы читатели глубже прочувствовали каждый важнейший аспект технической стороны.

Уилл Райт учит гейм-дизайну и теории

Познакомьтесь с искусством и наукой геймдизайна с Уиллом Райтом, который спроектировал один из самых популярных симуляторов всех времен - SimCity и The Sims.

Хелен Миррен учит актёрскому мастерству

Лауреатка Оскара, Золотого Глобуса, Эмми и Тони, Хелен Миррен - одна из величайших актрис современности. Вы узнаете, как разбивать сценарий, как исследовать персонажей и мастерски овладеть актёрскими техниками, чтобы выйти за их рамки и обрести свободу в каждой новой роли.

Как создать пять комплексных игровых способностей. В этом курсе, мы проведем вас через процесс использования системы способностей UE4, для создания полностью рабочих способностей. Мы начнем с одного концепта и постепенно будем переходить к более и более сложным вещам.

Разработка плагина для Premiere и After Effects

В этом курсе мы разберём не простую тему разработки плагинов для Adobe Premiere и Adobe After Effects. Хоть С/С++ разработка на самом деле сложнее, чем написание скриптов или выражений, мы изучим достаточно, чтобы с пользой применять образцы проектов.

Птицы - очень сложная тема для художника. У них есть крылья (настоящий ночной кошмар для начинающих), все эти перья и они очень разные у разных видов. В этом уроке моя цель состоит в том, чтобы убедить вас, что птиц не так сложно рисовать, если только вы лучше их узнаете. Если вам интересно, продолжайте читать!

1. Основная анатомия птиц

Шаг 1

Хотя это может показаться ненужным, изучение анатомии животного имеет решающее значение для его понимания. Если вы хотите нарисовать птицу в каждой позе и ситуации, сначала вам нужно знать, как она устроена.

Начнем с скелета. Там ниже нет ярлыков, нет странных имен костей, потому они вам в действительности нам нужны. На самом деле, вам, как художнику, даже не нужны кости в том виде, как они есть - вам нужна конструкция, которую они создают. Итак, взгляните на скелет - вы видите, насколько он отличается от людей?

Важно заметить, что, хотя у птиц есть грудь и бедра, все они работают как одна часть тела из-за своего позвоночника. Таким образом, крылья могут жестко поднимать все тело. Интересный факт: поэтому шестиконечные драконы, грифоны и Пегас никогда не будут реалистичными. С другой стороны, виверны (четырехграничные драконы) - единственные драконы, которые могут найти свой путь в небо!

Шаг 2

После того как мы запомним скелет, мы сможем создать для него более запоминающуюся структуру. Вы можете нарисовать части груди и бедер или соединить их - это зависит от вас, так как на самом деле не будет большого движения в позвоночнике между ними.


Шаг 3

Упрощенный скелет предыдущего шага может быть использован для легкой позы. Чтобы создать реалистичную позу, представьте, что вы летите. Где бы вы держали свои ноги в этой конкретной позе? Что бы вы сделали своими руками, чтобы поймать как можно больше воздуха? Имейте в виду, что ваши колени здесь не очень полезны - они всегда находятся рядом с телом.

При создании позы для ног, хорошо использовать руки, чтобы представить их - рассматривайте ваши локти, как лодыжки плечи, как колени.


Шаг 4

Все виды будут использовать одну и ту же структуру скелета, только длина или размер отдельных элементов будут меняться. Перед тем, как рисовать какие-либо виды, дайте уделим немного времени, чтобы взглянуть на несколько снимков. Не погружайтесь в детали, просто проверьте, какой длинны ноги и шея, или насколько большой процент от перьев тела.


Шаг 5

Имея в виду эту информацию, вы можете набросать позу для своей птицы. Я собираюсь нарисовать две маленькие семенные птицы (не какие-то особые виды).


Шаг 6.

Теперь пришло время для мышц. Я не покажу вам полную мускулатуру птицы, так как для нее нет никакой пользы. Вам это понадобится, если вы хотите изучить усовершенствованную физику полета или проверить, сколько у современной птицы осталось от динозавров, но для цели рисования нам нужна только упрощенная модель, как показано ниже.


Шаг 7.

Есть еще одна вещь, которую мы должны заметить - это в основном перья, которые придают форму телу птицы. Все птицы, от элегантного лебедя до гордого орла, выглядят как голый цыпленок без пальто. Мы обсудим правила создания слоев перьев позже, но на тот момент просто имейте это в виду при создании позы и добавлении мышц.


Шаг 8

Теперь добавьте тело вашей птице.


2. Как рисовать птичьи ноги

Птицы имеют разные ступни в зависимости от их образа жизни. Когда вы знаете, что делает данная птица в жизни, вы будете знать, что делать, не обращая внимания на ссылки!

Шаг 1

Начнем с хищных птиц:

  • Ноги хищников (когти) очень сильные, толстые, с крючковатыми когтями;
  • Передний средний палец и задний палец могут касаться друг друга, как челюсти, когда когти закрываются.

Шаг 2

Маленькие птицы, такие как воробьи или сойки, имеют ноги, приспособленные для сидения :

  • Пальцы длинные и тонкие;
  • Когти тонкие и острые;
  • При закрытии, ноги принимают идеальную форму, чтобы охватить ветку.

Шаг 3

У водоплавающих птиц обычно перепончатые лапы:

  • Пальцы длинные, очень тонкие и нежные;
  • Когти короткие и не очень острые;
  • Сзади есть короткий, дополнительный коготь;
  • Мембрана соединяет все пальцы внизу.

Шаг 4

Бегущие птицы, такие как страус или эму, имеют ноги, сконструированные для бега:

  • Пальцы толстые и очень прочные;
  • Когти больше похожи на гвозди, короткие, округлые и толстые;
  • При рисовании страуса вытащите один палец.

Шаг 5

Цыпленок и индюки имеют царапающие ноги:

  • Пальцы толстые и сильные, отдалились друг от друга для лучшей поддержки;
  • Когти острые, толстые и твердые.

Шаг 6.

Дятлы имеют ноги для лазания:

  • Передние и задние пальцы симметричны;
  • Пальцы очень длинные и тонкие;
  • Когти сильные, острые и зацепились.

Шаг 7.

Птицы, как настоящие потомки динозавров, имеют чешуйчатые ноги. Общее правило: чем крупнее птица, тем более характерны масштабы. Нарисуйте ряд больших прямоугольных чешуек на каждом пальце, а затем смешайте их в ноги с небольшими закруглениями.


Шаг 8


3. Клювы - Типы и Формы

Шаг 1

Сначала мы должны взглянуть на анатомию клюва. Если присмотреться, можно заметить, что клюв не прикреплен непосредственно к передней части черепа - его структура намного сложнее.


Шаг 2

Как и у ног, у каждого вида есть свой специализированный клюв. Клюв должен быть легким и очень функциональным в одно и то же время - следовательно, нет зубов и разнообразия форм.

Вы можете сделать каждый клюв, используя простые шаги:

  • Начните с круга размером примерно с голову. Добавим линию, ведущую от круга к кончику клюва (место, где встречаются обе части);
  • Нарисуйте линию, разрезающую «клюв» на две трети. Используйте эту линию, чтобы нарисовать грубую форму клюва. Прежде чем делать это, вам нужно взглянуть на ссылку, но одного раза должно быть достаточно;
  • Уточните форму сейчас, добавив голову одновременно.

Шаг 3

Время добавить клюв к вашей птице. Приведенные выше правила применимы к любой перспективе - вам просто нужно нарисовать две стороны клюва и добавить некоторую ширину между ними.


4. Как нарисовать птичий глаз

Шаг 1

Глаза птицы, вероятно, одни из самых легких для рисования. Так как они очень просты (например, они не могут двигаться самостоятельно), о них мало что известно. Начните с круга, добавьте темный контур, затем добавьте кольцо вокруг и зрачок.


Шаг 2

Прежде чем рисовать ту или иную птицу, вы должны сначала ее просмотреть. Вообще, у хищных птиц есть отличительная бровь, которая дает им разумный вид, у ночных птиц большие, желтые или оранжевые глаза с широкими зрачками, а у маленьких птиц простые округлые глаза, обычно с темным ирисом (так, что их глаза выглядят как маленькие черные бусины). Но есть еще много чего узнать!


Шаг 3

Видите? Два крошечных бусины!


5. Группы перьев

Шаг 1

Как мы заметили раньше, перья - это то, что придает форму телу птицы. Перья не размещаются равномерно - они растут в слоях разного размера и формы. Контуры слоев эквивалентны контурам мышц - нарисуйте их, и тело будет выглядеть реальным.

Кроме того, каждый слой может иметь различный рисунок или цвет. Используйте слои при рисовании рисунков, чтобы создать правдоподобный трехмерный вид.

Шаг 2

Другая вещь - размер и распределение перьев, со слоями. Перед рисованием настоятельно рекомендуется просмотреть ссылки на определенную птицу, но приведенная ниже иллюстрация также вам поможет:

Шаг 3

Добавьте перья к своей птице. Если вам нужна помощь с крыльями, я .






Шаг 4

Птичий хвост работает как веер из перьев. Как вы могли заметить на схеме скелета, сам хвост очень короткий, и перья прикреплены к нему.

Шаг 5

Различные формы хвоста птицы происходят от разнообразия длины перьев. Создавая свою собственную птицу, вы можете выбрать любую желаемую фигуру, подчиняясь только одному правилу - хвост должен быть симметричным.


Шаг 6.

Прикрепите хвост к своей птице. Теперь все готово, теперь вы можете отполировать его, стереть лишние линии, добавить шаблоны, цвета и так далее.


Это все, ребятки!

Поздравления,
Вы только что сделали первый шаг в удивительный мир птиц! Если вы хотите больше узнать о рисовании других животных, ознакомьтесь с нашей сессией о том, . До следующего раза!

М.Ц. Рабинович

Описывается пластическая анатомия человека и животных. Книга написана художником, имеющим высшее медицинское образование, благодаря чему изложен только тот материал, который имеет практическую ценность для художников; этим и особенно изложением методики изображения на анатомических основах книга выгодно отличается от других руководств того же профиля.

Предназначается для учащихся средних специальных учебных заведений изобразительного искусства. Может быть использован в практической работе художника.

Издательство "Высшая школа", 1978г.


Другие материалы по теме: Книги для скульпторов и художников

Дэвид Макдональд

Это первое издание на русском языке уникальной, не имеющей аналогов в мире энциклопедии, подготовленной Oxford university press. Энциклопедия представляет собой фундаментальную сводку представлений о биологии, распространении и природоохранном статусе всех групп современных млекопитающих. Ее важнейшей частью является классификатор - первый за последние десятилетия полный список видов с указанием их названий на русском языке. Основной текст дополняет русско-английский толковый словарь научных терминов. Более 10000 иллюстраций.

Издательство "Омега", 2007г.

Дэвид Макдональд

Это первое издание на русском языке уникальной, не имеющей аналогов в мире энциклопедии, подготовленной Oxford university press. Энциклопедия представляет собой фундаментальную сводку представлений о биологии, распространении и природоохранном статусе всех групп современных млекопитающих. Ее важнейшей частью является классификатор - первый за последние десятилетия полный список видов с указанием их названий на русском языке. Основной текст дополняет русско-английский толковый словарь научных терминов.
Невероятное богатство красочных фотографий и рисунков зверей делают энциклопедию отличным подарком для старшеклассников, студентов, ученых-биологов и всех, кто любит живую природу.

Издательство "Омега", 2007г.

Кен Халтгрен (Ken Hultgren)

Искусство рисования животных (The Art Of Animal Drawing) - это вдумчивое и глубокое руководство, написанное бывшим аниматором студии Уолта Диснея, поможет художникам всех уровней совершенствовать свое умение рисовать самых разнообразных животных, как реальных, так и их карикатуры. Вы узнаете, почему автор считает строение животного и анализ его движений самыми важными моментами для четкого понимания правильного их изображения. Книга даст советы по поиску характерных движений и поможет избежать жестких «деревянных» поз, которые часто являются причиной печального результата зарисовки животных с натуры. В учебном пособии упор делается на построении чертежей (более 700 иллюстраций в линиях и полутонах), а не на текст. Это означает, что студент может просмотреть процесс разработки чертежа по примеру, а не в теории или описание.

Наталья Рымарь

Как правильно нарисовать кошку; об анатомическом строении животного, кошачьей мимике и рисовании кошки в движении рассказывает книга.

Для широкого круга читателей.

Издательство "АСТ", Москва, 2008г.

Животинското тяло. Учебник по пластична анатомия

Годфрид Бамес

Книга немецкого автора литературы для художников. В книге много рисунков которые иллюстрируют пропорции и строение,особенности движения различных животных. Прекрасное издание имеет единственный недостаток - текст на болгарсокм языке.В принципе понять можно, с немецким было-бы хуже.

Издательство "ТРУД", София, 2001г.