Основные сведения художника а пластова. Описание картины А


Аркадий Александрович Пластов (19(31).1.1893, с. Прислониха, ныне Ульяновской области,- 12.5.1972, там же) Советский живописец, народный художник СССР (1962), действительный член АХ СССР (1947). Окончив духовное училище и семинарию, учился в московском Строгановском центральном художественно-промышленном училище (1912-1914) и на скульптурном отделении Московского училища живописи, ваяния и зодчества (1914-17) у С. М. Волнухина (посещал также занятия А. Е. Архипова, А. М. Корина, А. С. Степанова). Жил в родном селе.
В 1920-х - начале 1930-х гг. работал главным образом над политическими плакатами и иллюстрациями к произведениям русских писателей. С 1935 Пластов писал преимущественно жанровые картины (а также портреты), проникнутые глубоким знанием и поэтическим восприятием природы, жизни русской современной деревни и её людей. С большой проникновенностью Пластов прославлял благородный труд и духовную красоту советского крестьянина. Сформировавшись как художник под влиянием передвижников и мастеров Союза русских художников, Пластов в своём творчестве продолжал и развивал традиции русской пленэрно-жанровой живописи конца 19 - начала 20 вв. Его работам свойственна непринуждённая простота композиции с расположением крупных фигур обычно на первом плане и мажорная яркость тёплых красок.
Произведения: "Колхозное стадо" ("На пастбище"; 1938, Свердловская картинная галерея); "Фашист пролетел" (1942), "Сенокос" и "Жатва" (оба - 1945; Государственная премия СССР, 1946) - все три в Третьяковской галерее в Москве; портрет плотника Ивана Лобанова (1947, собственность семьи художника, с. Прислониха); цикл картин "Люди колхозной деревни" ; "Костёр в поле" (1968-1969, Ульяновский областной художественный музей) и "Из прошлого" (1969, Третьяковская галерея) - Государственная премия РСФСР им. И. Е. Репина (1972); иллюстрации к рассказам Чехова (акварель, карандаш, тушь, белила, 1920-27, Литературный музей, Москва), к поэме Н. А. Некрасова "Мороз, Красный нос" (издана в 1949), к рассказу Л. Н. Толстого "Холстомер" (акварель, гуашь, 1952-54, Третьяковская галерея). Награжден 2 орденами Ленина, а также медалями. Умер Пластов в Прислонихе 12 мая 1972.

Музеи: ГТГ, ГРМ.



Купание коней. эскиз 1937. х.м.


Пора ягод. 1938-39. х.м.

Мишка Савин. 1941. х.м. 66 х 49.


Весна на Мирской горе. 1940-е. х.м.


Сенокос. 1945. х.м. 193х304. ГТГ.


Сенокос (фрагмент). 1945.

Летом. 1954. х.м.


Синий вечер. 1950-е. х.м. 64,5х110.


Юность. 1953-1954. х.м.

Весна. 1954. х.м.

Ужин трактористов. 1961. х.м. 200х167. ГТГ.


Лето.1959-1960. х.м.

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Лето (фрагмент).

Фотографии:


Сенокос. Отдых (фрагмент).

Сенокос. Отдых (фрагмент).


Сенокос. Отдых фрагмент).

Выставки:

1929 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА НОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОТДЕЛА ЦЕНТРАЛЬНОГО МУЗЕЯ ТССР
1931 г. Москва: 1-я ВЫСТАВКА ОБЩЕСТВА «СОЮЗ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ»
1934 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПЛАКАТА
1935 г. Москва: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН ПО КОЛХОЗАМ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
1936 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1936 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ-КОНТРАКТАНТОВ
1937 г. Москва: ПЕРВАЯ ВЫСТАВКА АКВАРЕЛЬНОЙ ЖИВОПИСИ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1938 г. Москва: ВЫСТАВКА МАКЕТОВ, ЭТЮДОВ И ЭСКИЗОВ ПАНОРАМЫ И ДИОРАМ «ШТУРМ ПЕРЕКОПА»
1939 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: КИСЛОВОДСКАЯ ВЫСТАВКА КАРТИН, АКВАРЕЛИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1939 г. Выставки за границей: ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА "МИР ЗАВТРАШНЕГО ДНЯ"
1939 г. Москва: ШЕСТАЯ ВЫСТАВКА СОЮЗА МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1940 г. Москва: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ НА ТЕМЫ ИСТОРИИ ВКП(б) Рисунок, акварель, гравюра
1940 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА
1941 г. Москва: ВЫСТАВКА МОСКОВСКОГО ТОВАРИЩЕСТВА ХУДОЖНИКОВ (ПЕРВАЯ ОТЧЕТНАЯ)
1942 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ЛУЧШИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА (из фондов Третьяковской галереи)
1942 г. Москва: РАБОТЫ МОСКОВСКИХ ХУДОЖНИКОВ В ДНИ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1943 г. Москва: ВЫСТАВКА «КРАСНАЯ АРМИЯ В БОРЬБЕ С НЕМЕЦКО-ФАШИСТСКИМИ ЗАХВАТЧИКАМИ»
1945 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ВЫСТАВКА РАБОТ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ, ЛЕНИНГРАДА И НОВОСИБИРСКА
1945 г. Армянская ССР: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ ХУДОЖНИКОВ МОСКВЫ И ЛЕНИНГРАДА ЗА ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
1945 г. Москва: ВЫСТАВКА НОВЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ
1946 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1946 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ГРАФИКИ, АКВАРЕЛИ И РИСУНКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1946 г. Литовская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ (ПЕРЕДВИЖНАЯ)
1946 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1947 г. Групповые выставки:
1947 г. Авт. Респ., края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1947 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МАСТЕРОВ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1947 г. Москва: ВЕСЕННЯЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ МОСКОВСКИХ ЖИВОПИСЦЕВ И СКУЛЬПТОРОВ
1948 г. Автономные республики, края и области РСФСР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. Выставки за границей: МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ПЛАКАТА
1948 г. Казахская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1948 г. Москва: ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "30 ЛЕТ СОВЕТСКИХ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. 1918-1948"
1949 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОЙ ЖИВОПИСИ И ГРАФИКИ
1949 г. Латвийская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1949 г. Ленинград: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1949 г. Литовская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА
1949 г. Москва: ТРЕТЬЯ ВЫСТАВКА КНИГИ И ГРАФИКИ ГОСЛИТИЗДАТА
1949 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ПЛАКАТА
1950 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1950 г. Казахская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, СКУЛЬПТУРЫ И ГРАФИКИ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1950 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА 1950 ГОДА
1951 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1951 г. Киргизская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ, ГРАФИКИ И СКУЛЬПТУРЫ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1951 г. Москва: ВЫСТАВКА КНИГИ И КНИЖНОЙ ГРАФИКИ ДЕТГИЗА
1952 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1952 г. Москва: ВЫСТАВКА "Н. В. ГОГОЛЬ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ"
1953 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1953 г. Ленинград: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ СОБРАНИЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА "СОВЕТСКОЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО" В КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1954 г. Латвийская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1954 г. Москва: ТРЕТЬЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ И ЧЛЕНОВ-КОРРЕСПОНДЕНТОВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР
1954 г. Таджикская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1955 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1955 г. Выставки за границей: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА В СИРИИ, ЛИВАНЕ, ОБЪЕДИНЕННОЙ АРАБСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
1955 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА
1955 г. Украинская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1956 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА СОЧИНСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1956 г. Выставки за границей: 28-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА В ИТАЛИИ- XXVIII БИЕННАЛЕ
1956 г. Москва: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ. 1917-1956
1956 г. Туркменская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1957 г. Автономные республики, края и области: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА РУССКОГО ДОРЕВОЛЮЦИОННОГО И СОВЕТСКОГО ИСКУССТВА ИЗ ФОНДОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ТРЕТЬЯКОВСКОЙ ГАЛЕРЕИ
1957 г. Белорусская ССР: ПЕРЕДВИЖНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1957 г. Выставки за границей: ВЫСТАВКА СОВЕТСКОГО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА В НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ
1957 г. Ленинград: ВЫСТАВКА "ДВЕСТИ ЛЕТ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР"
1957 г. Москва: ЧЕТВЕРТАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ ЧЛЕНОВ И ЧЛЕНОВ-КОРРЕСПОНДЕНТОВ АКАДЕМИИ ХУДОЖЕСТВ СССР
1958 г. Автономные республики, края и области: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
1958 г. Выставки за границей: ВСЕМИРНАЯ ВЫСТАВКА В БЕЛЬГИИ
1958 г. Киргизская ССР: ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ КИРГИЗСКИХ ХУДОЖНИКОВ, ПОСВЯЩЕННАЯ ДНЮ ПОБЕДЫ
1958 г. Москва: ВСЕСОЮЗНАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ВЫСТАВКА "40 ЛЕТ ВЛКСМ"
1958 г. Украинская ССР: ВСЕСОЮЗНАЯ ВЫСТАВКА ПРОИЗВЕДЕНИЙ СОВЕТСКИХ ХУДОЖНИКОВ
Невероятная красота мира
ЦНТ "Православная Энциклопедия" В Российском фонде культуры в Москве проходит выставка работ Аркадия Пластова. Многие знают его как официозного художника времен СССР, лауреата Ленинской и Сталинской премий. Но эта выставка показывает нам неизвестного Пластова: внука и сына иконописцев и храмоздателей, глубоко впитавшего традиции русской культуры, основанной на Православии.
«Насколько верен основной тезис устроителей выставки? Что, с позиции православного священника, можно сказать о творчестве Пластова?» – с такими вопросами «Седмица.Ru» обратилась к настоятелю храма Богоявления в с. Прислониха (родине художника), протоиерею Владимиру Дмитриеву: - Сложно однозначно ответить на вопрос о том, как насколько православным можно считать творчество Аркадия Пластова.
С одной стороны, конечно, живопись Аркадия Пластова не церковная. С другой, - его отец и дед были иконописцами, наш храм построен по проекту Григория Пластова – деда Аркадия Александровича, а отец, Александр Григорьевич был в нашем храме псаломщиком. Оба они похоронены в ограде Богоявленской церкви. Как вспоминает сам Аркадий Пластов, именно в храме у него появилось желание стать живописцем. Пластов вырос в семье православных художников. Супруга Аркадия Алексеевича в юности собиралась уйти в монастырь и до конца своих дней сохранила веру, пела на клиросе.
О вере, о молитвенности человека вообще очень трудно рассуждать, но, как мне кажется, православная вера, оказала на Пластова очень большое влияние. Он писал портреты простых людей (жителей Прислонихи), очень хорошо знал их быт, относился к ним с уважением и любовью и в каждом умел найти что-то интересное, важное и значительное. По крайней мере, я не могу себе представить, чтобы так, как писал Пластов, можно было создать портрет человека, которого не любишь и не уважаешь. В этом внимательном, любовном отношении к людям видно сильное христианское влияние.
Кроме того, Господь – это Свет и Отец Света. Искусство передать свет, в том числе, внутренний свет души человека, и есть живопись. Пластов умел передать свет: как он преломляется, отражается, дышит. Конечно, это – дар Божий. Пластов видел красоту мира, созданного Господом, поэтому его картины динамичны, насыщены светом, цветом.
Мне довелось вместе с его сыном Николаем Аркадьевичем еще в конце Советской эпохи восстанавливать Богоявленский храм, который входит в комплекс пластовского музея. К началу Перестройки деньги закончились, строители все бросили и уехали. Николай Аркадьевич совершенно бескорыстно помогал нам провести и закончить реставрацию, его резьба – над Царскими вратами, перед алтарем во имя Казанской Божией Матери при входе в храм. Он это делал в память о своих предках и, конечно, об отце. Николай Аркадьевич даже хотел писать иконы для храма, уже сделал эскизы, но не успел, умер.
Вообще, об Аркадии Пластове мало написано. Один искусствовед мне как-то сказал, что очень трудно о нем писать. Тема влияния Церкви на творчество Пластова поднята впервые Татьяной Пластовой, супругой внука художника [см. комментарий «В аспекте культуры»].
О Пластове можно услышать всякое. Пусть у Пластова не так много картин на церковные сюжеты, но его отношение к людям, любовное внимание к человеку (не к знаменитости, а именно к простому, обычному человеку), его отношение к природе имеет христианские корни. Сейчас, к сожалению, мало кто из художников обращается к человеку, к его судьбе. Может быть, некоторые возразят, что Пластов, рисуя своих крестьян, следовал моде, но, в то же время, его искусство было очень искренним. Мы часто относимся к людям, как говорится, не по-Христову, забываем, что каждый человек – это образ и подобие Божие, даже если он искажен грехами. Как сказал митрополит Сурожский Антоний, каждый человек – икона; икона может быть испорчена, искажена временем, ситуацией, но она все равно останется иконой. Аркадий Пластов показывает нам пример христианского отношения к человеку. Это очень важно.

О деде (интервью)
Николай Пластов Николай Пластов - единственный внук и обладатель наследия Аркадия Пластова - в дни памяти художника, которые в майские дни проходят в Прислонихе, приезжал на родину деда. Ныне сам известный художник, участник многих международных, всероссийских, бывших всесоюзных, московских выставок, Николай считает Языково, Прислониху и своей родиной, поскольку здесь, рядом с дедом, прошло его детство, здесь он закончил школу и с благословения Аркадия Александровича уехал учиться в Москву, в Художественный институт имени Сурикова.
Николай Пластов побывал и в Ульяновске и ответил на вопросы нашего корреспондента.

- Николай, Аркадий Александрович хотел видеть Вас продолжателем своего дела?
- Художником в нашей семье были и дед, и отец, и мама. Я вместе с ними выезжал на этюды, видел рождение картин. Поэтому для меня было органично стать художником. Дед начал заниматься мной серьезно, когда стало понятно, что из меня что-то может получиться. Давал задания, подходил через час-два и показывал, что сделано не так. Он никогда не касался кистью или карандашом моей работы, а брал отдельный лист и на нем "исправлял" ошибки. Когда дело касалось живописи, хвалил нечасто. Иногда я, довольный собой, рассчитывал, как говорится, на конфетку, а мне и вяленой рыбки не доставалось.

- Признайтесь, попадало от деда? Рассказывают, крутого нрава был человек.
- Наоборот, он меня от отца защищал, когда тот ругался. Физических экспериментов на мне не ставили. Я чувствовал: дед любил меня безмерно. Увидев, как я сплю, раскинув одеяло, он мог шепотом позвать родителей и восхищенно восклицать: "Посмотрите, какой красавец!". Однажды сквозь сон я это слышал. Дед вообще восторженно принимал мир, в грозу, бурю говорил: "Смотри, какое чудо!". Пройдет мимо старик, а дед уже прикидывает, когда он сможет этакое колоритное лицо на холст перенести.

- Бабушка - дворянка Наталья Алексеевна - к Вашему воспитанию руку приложила?
- От нее исходила только доброта. Она была очень религиозным человеком, своих дворянских корней не демонстрировала. Происхождение бабы Нали выдавали только великолепная эрудиция, знание французского языка, истории. И дома хранился альбом с фотографиями их имения с интерьерами XIX века. Отец бабушки был фотографом, благодаря ему родовое имение, прежде чем его стерли с лица земли, осталось запечатленным в разных ракурсах.

- Как получилось, что сын псаломщика Аркадий Пластов отхватил в жены дворянскую дочь?
- Он, можно сказать, спас ее семью от голода. После революции у фон Виков конфисковали все, заставили покинуть дом. Семья вынуждена была переехать к родственникам в Ульяновск. Здесь они торговали спичками, газетами. Прадед, Алексей Николаевич, лишенный всех гражданских прав, не мог устроиться на работу, никто не хотел иметь дело с "бывшими". Бабушка, Наталья Алексеевна, прислуживала в церкви. Там дед ее и увидел. В 1925 году увез в деревню, таким образом семья фон Виков избежала репрессий.

- Говорят, сам Аркадий Пластов не любил Ульяновск.
- Причиной, может быть, стала его учеба в семинарии, где ему сильно досталось. Сейчас говорят о дедовщине, тогда было примерно то же самое, но в семинариях. А педагоги деду встретились замечательные, благодаря одному из них - Дмитрию Архангельскому - он и стал художником. С Ульяновском у семьи Пластовых всегда были связаны какие-то неприятности. Начальство находилось здесь, приезжало в Прислониху, требовало налоги, "назначало" кулацкие хозяйства, нужно было сдавать молоко, мясо. Будучи художником, он оставался фактически крепостным. В те годы все крестьяне были беспаспортные. Чтобы поехать в Москву, требовалось особое разрешение.

- Извечная проблема художника и власти коснулась Аркадия Пластова?
С одной стороны, он был титулован, получил Сталинскую премию, затем Ленинскую... - С другой стороны, он всегда остерегался власти. Однажды в 1929 году дед попал в руки НКВД. Его спасли крестьяне. С тех пор вел себя осторожно, потому что нес ответственность за семью. Он отдавал должное власти: богу - богово, кесарю - кесарево. Делал заказные работы. Но считал, что живописи ничто не может помешать. Написал "Колхозный праздник" - пусть там транспарантов многовато, но ведь такие веселые праздники в селах всегда проходили: то по случаю сбора хорошего урожая, то - проводов в армию.
Когда началось наступление власти на литераторов - Михаила Зощенко, Анну Ахматову, когда перешли на музыкантов - Дмитрия Шостаковича, Сергея Прокофьева и других деятелей культуры и стали подбираться к художникам, Пластову кто-то посоветовал написать картину о Ленине. Так появился "Ленин в разливе". Если отбросить политические моменты, картина получилась поэтичнейшая. В ней удивительно прописан пейзаж, утренний туман, стога. Конечно, нелогично, что человек у костра сидит в галстуке. Но так принято было рисовать Ленина. У Веласкеса есть картина "Сдача Бреды", на которой одна группа вооруженных людей принимает от другой ключи от города и документ о капитуляции. Современникам художника эта картина казалась чудовищной, так как рассказывала о печальнейшем событии. А сейчас мы на нее смотрим только как на живопись. Я думаю, то же самое ждет и картину Пластова "Ленин в разливе".

- В трех поколениях художников Пластовых кто был самым удачливым, востребованным в своем времени - Аркадий Александрович, Николай Аркадьевич или Николай Николаевич?
- В 60-80-е годы мой отец - Николай Аркадьевич - был волен писать все, что он хотел. Он мог на заказ сделать портреты передовиков, но свободно мог и отказаться. Его работы закупало Министерство культуры, Союз художников России. Но Аркадия Пластова я считаю недооцененным художником. Нельзя, чтобы его творчество ушло. Мы сейчас пытаемся выйти на Юрия Лужкова с идеей создания музея Пластова в Москве. Юбилей - удачный для этого повод. В январе, к 110-летию со дня рождения деда, откроется большая выставка, на которой будут собраны работы из Третьяковки, Русского музея. Мечтаю хоть каким-то образом вытащить картины деда из музеев бывших союзных республик. Нужны ли они там вообще? На антисоветских настроениях и сжечь могут. В Кишиневе находится картина "Ярмарка", в Киеве - "Лето", "Стадо возвращается" - в Улан-Удэ, "Источник" - в Ереване.

- Что Вам оставил в наследство Аркадий Александрович?
- Свой метод работы. Дед учил: с натуры нужно сделать много-много этюдов, чтобы понять ее суть. Тогда можно рисовать и с закрытыми глазами. От деда к отцу, а после его смерти - ко мне перешла мастерская в Москве. Там же остались многие картины деда. Висит одна из его последних работ - копия с собственной картины "Фашист пролетел". Писал ее по заказу музея, но решил оставить себе. Она была выставлена в Тегеране на знаменитой встрече Сталина, Рузвельта, Черчилля как произведение, символизирующее бессмысленность войны.

- В Прислонихе среди деревенских жителей дед-академик, действительный член Академии художеств не казался чудаком?
- Московские художники к Пластову относились как к деревенскому мужику. Но до поры. А деревенские мужики, конечно, воспринимали его как чудака. Но потом оценили: не зря человек ковыряется кисточкой - вон оно что из этого выходит. Да и не в белых манжетах ходит. И физический труд любит. Меня же удивляло: только что дед с отцом спорили о скульптурах Фидия и Праксителя, а постучался дядя Ваня, вот уже со знанием дела он говорит о том, как у коровы вымя лечить. У деда отнюдь не было восторженного отношения к крестьянам, он видел их с разных сторон. Но было у него человек десять довольно близких друзей. Нередко меня посылал то за Матвеевной, то за Гундоровой: "Иди-ка, сбегай, мне надо их в картинку вставить".

- Фамилия деда Вам помогала в жизни?
- И помогала, и мешала. Когда был школьником и студентом, мне невозможно было поступить по-мальчишески безрассудно - ореол фамилии сзади подсвечивал, нельзя было его пятнать. Мне всегда хотелось показать, что я и сам что-то значу. Единственную поблажку я получил от фамилии, когда поступал в институт. Туда принимают обычно после окончания училищ, а я стал студентом сразу после школы.

- Вы встречались с Владимиром Шамановым по поводу празднования юбилея Аркадия Пластова?
- Мы говорили о том, что нужно развести празднование юбилея в Москве и Ульяновске. Решили, что основные торжества пройдут в Москве 31 января 2003 года, а в мае, в дни памяти Аркадия Пластова, здесь будет открыт памятник работы Анатолия Бичукова. Также откроется большая выставка картин деда.
Алсу ИДРИСОВА.

Аркадий Александрович Пластов родился в де­ревне и большую часть своей жизни провел там. Это повлияло на его творчество. Большинство кар­тин Пластова посвящено жизни деревни во всех ее проявлениях. Он изображал и повседневный труд деревенских жителей, и их портеры. Живописец всегда стремился видеть красоту в обычных дета­лях жизни. Даже самый тяжелый труд на его по­лотнах выглядит как праздник благодаря ярким краскам.Картина «Летом» - одно из полотен, переда­ющих и красоту русской природы, и образ жизни русских людей, их обычные занятия. На фоне ти­пичного среднерусского пейзажа художник изо­бражает своих героев - прилегшую отдохнуть в тени берез женщину и маленькую девочку, оче­видно, ее дочку или внучку.Глядя на картину, мы без труда можем дога­даться, что старая женщина и ее внучка еще до рассвета отправились в лес за ягодами и грибами. Теперь, в послеобеденное время, наполнив свои лу­кошки, обе крестьянки отдыхают перед обратной дорогой. Выбор персонажей автором не случаен: в прежние времена собирательством занимались старые люди и дети, то есть те, кто в не мог прини­мать участия в тяжелом крестьянском труде - се­нокосе, уборке полей и других обычных для этого периода работ. Вместе с тем походы в лес за ягода­ми и грибами всегда были важны в деле подготов­ки к зиме, ведь крестьянские семьи, как правило, были большими и прокормиться им часто было не­легко. Мы видим, что сегодняшний поход в лес старухи и девочки был удачен. На переднем плане в левом углу картины художник изобразил «добы­чу» своих героев в виде двух плетеных лукошек, доверху наполненных грибами. Перед лукошками изображен кувшин из глины, наполненный лесны­ми ягодами.В правом углу картины изображена девочка лет (тми. Она присела на траву, вытянув вперед босые ноги. На ней белый сарафан, а на голове - крас­ный платок, завязанный на узел под подбородком.На шее девочки - голубые бусы. Ее лицо сосредо­точено и наклонено вниз; она внимательно переби­рает ягоды и складывает их в голубую кружку, ко­торая стоит на ее ногах.К правому боку девочки прижалась рыже-черная собака, которую героини картины взяли с со­бой в лес. Собаку, видимо, утомила длительная прогулка по лесу, и теперь она отдыхает, положив голову на вытянутые вперед лапы. Присмотрев­шись к изображенной художником собаке, можно заметить, что она, на первый взгляд спящая, не те­ряет бдительности в незнакомом месте. Ее глаза приоткрыты, а уши приподняты, то есть собака прислушивается к звукам в лесу.За спиной девочки изображена спящая женщи­на в синем крестьянском платье и таком же синем платке. Мы не видим ее лица, поскольку она за­крыла его рукой. Судя по позе, в которой изобра­зил ее художник, женщина спит крепко. Она поло­жила голову на небольшой бугорок, который образовали корни растущих рядом берез. На зад­нем плане картины - залитая солнцем поляна, а за поляной начинается лес.Солнце светит ярко, оно освещает уже неяркую зелень поляны. Краски, которые использовал ху­дожник, свидетельствуют о том, что действие происходит уже в конце лета, когда трава выгора­ет и при свете солнца отдает золотом. Общая цвето­вая гамма картины «Летом» - яркая, колорит­ная. Художник использует насыщенные цвета: ярко-красный платок девочки, густой синий цвет одежды старой женщины, изумрудная зелень вы­сокой травы в тени берез, янтарный оттенок травы поляны. Таким образом он добился точной переда­чи полуденного зноя в лесу, когда прохладу можно найти только в тени деревьев.

Описание картины Пластова «Летом»

Лето - любимое время года для многих из нас.
Это время отдыха, новых впечатлений, новых открытий.
На картине «Летом» художник показал знойный летний день.
Под березками отдыхают двое людей.
Судя по всему, это мама с дочкой.
Они набрали полные корзины грибов и присели в тень отдохнуть.
На девочке изображено белое платье и красная косынка.
Девочка сидит на траве, рядом с корзинкой.
Она очень устала от длительной ходьбы.
Но даже во время отдыха она не теряет времени даром, а отрывает веточки с ягод и бросает их в кружку, которая стоит на коленях.

Около девочки лежит собака.
День выдался жаркий, и пес тоже устал, опустил голову на лапы.
С другой стороны от девочки спит ее мама.
На ней синее платье и платок, она укрывается им от насекомых.
Рука женщины поднята наверх и мы видим, что она загорелая, сильная.
Рука женщины, которая очень много работает, трудится или в поле, или в огороде.

Сзади усталых путников - полянка.
Она вся освещена ярким солнцем.
Художник применил самые яркие, насыщенные цвета, чтобы показать зрителям красоту русской природы, великолепный лес.
Листочки березки, около которой сидят мама с дочкой шелестят на ветру, от солнца они становятся еще краше.
Трава кажется буквально шелковистой.

Также художник нарисовал желтые и васильковые цветочки, которые отлично дополняют пейзаж.
Летняя природа щедра на подарки.
Стоит только поклониться ей и можно набрать много грибов, ягод.
Рядом с героями картины стоит кувшин с водой или молоком, которое пьют мама с дочкой, когда становится совсем жарко.
Когда я смотрю на эту картину, то невольно вспоминаю жаркие летние дни, каникулы в деревне у бабушки, чувствую запах травы, нагретой солнечными лучами, запах свежесобранных ягод и ласковое дуновение ветра.
Очень хочется в тот же миг оказаться на такой живописной полянке, насладиться всеми прелестями знойного лета.Особенно его не хватает, когда возвращаешься в город после каникул.

Русский художник Пластов Аркадий Александрович (1893-1972)

Когда-то, очень давно, мне удалось побывать на выставке в Манеже.Там демонстрировались картины Пластова А.А. и работы скульптора Коненкова.Выставка произвела на меня большое впечатление, особенно картина Пластова "Сенокос".Она был очень большая, а травы на ней просто жили своей жизнью, очень оптимистичная и солнечная.Там был много картин от очень известных до совсем неизвестных, в том числе с изображением Сталина. Но "Сенокос" меня поразил в самое сердце!

Аркадий Александрович Пластов (19 (31) января 1893, село Прислониха, Симбирский уезд, Симбирская губерния — 12 мая 1972, село Прислониха, Карсунский район, Ульяновская область) — советский живописец.
Народный художник СССР (1962). Лауреат Ленинской (1966) и Сталинской премии первой степени (1946). Действительный член АХ СССР (1947).

Пластов - великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов. Она останется в вечности такой,
какой изобразил ее Пластов.
Он был сыном деревенского книгочея и внуком местного иконописца. Закончил духовное училище и семинарию.
С юности мечтал стать живописцем.
В 1914 г. сумел поступить в МУЖВЗ, но его приняли лишь на скульптурное отделение. Параллельно учился живописи.
В 1917-25 гг. Пластов жил в родном селе; как "грамотный", занимался различными общественными делами. Только во второй половине 1920-х гг. он смог вернуться к профессиональной художественной работе.


Портрет Н. А. Пластова.

Пластов - природный реалист. Модернистская гордыня, поиски чего-то абсолютно нового и невиданного были ему совершенно чужды. Он жил в мире и любовался его красотой. Как и многие русские художники-реалисты, Пластов убежден: главное для художника - увидеть эту красоту и быть предельно искренним. Не надо писать красиво, надо писать правду, и она будет прекраснее любых фантазий. Каждый оттенок, каждую черточку в своих картинах художник многократно проверял в работе с натуры. Непритворность, полное отсутствие того, что называют "манерой", отличает Пластова даже от тех замечательных мастеров, наследником живописных принципов которых он был, - А. Е. Архипова, Ф. А Малявина, К. А. Коровина.


Едут на выборы.1947

Деревенское лето на полотне Аркадия Александровича Пластова


Описание материала: Данное сочинение написано для детей младшего школьного возраста. Поэтому будет интересно учителям начальных классов, родителям, учащимся.
Цель: Формирование представлений о деревенском лете через чтение сочинения по картине А. А. Пластова «Летом».
Задачи:
- рассказать детям о деревенском лете;
- развивать память, воображение, любознательность, внимание, познавательный интерес к окружающему миру;
- воспитывать желание любить и беречь природу, быть добрым и отзывчивым.
Немного об авторе картины.

А.А.Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Симбирского уезда (ныне Ульяновской области) в семье иконописцев. Следуя семейной традиции, обучался в Симбирском духовном училище, затем в духовной академии. В 1914 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества на скульптурный факультет к С.М.Волнухину. посещал занятия по живописи у А.Е.Архипова, А.М.Васнецова. А.М.Корина. Л.О.Пастернака, постигая лучшие традиции национальной художественной школы. Возвратившись в родное село, Пластов много работает, создает огромное количество эскизов и этюдов. До конца дней Аркадий Пластов продолжал жить и работать среди своих земляков, никогда не отделяя себя от окружающего мира, так убедительно и страстно, с такой эмоциональной силой воссозданного им в полотнах. Полные трепетного чувства его произведения словно вырастали из самой жизни, раскрывая нам ее высший, сокровенный смысл.
В Ульяновске в честь А.А.Пластова названа улица, на ней установлен памятник художнику, на ул. Гончарова открыт музей Аркадия Александровича Пластова.
На родине художника в селе Прислониха в 1988 году открыт музей «Народный художник А. А. Пластов», посвящённый жизни и творчеству мастера.
В 2011 году в селе Прислониха Карсунского района открыт памятник А.А.Пластову.
Работы А.А.Пластова вошли в собрание Института русского реалистического искусства(ИРРИ).
Деревенское лето на полотне Аркадия Александровича Пластова


Передо мной – картина замечательного русского художника Аркадия Александровича Пластова «Летом». Лето – прекрасная пора, которая дарит нам не только хорошую солнечную погоду, а и целые корзины ягод, фруктов и грибов! Художник как раз изобразил на своём полотне двух собирательниц лесных даров. Обе путницы очень устали от ходьбы и жаркого солнца. Я вижу их в минуты отдыха.
На переднем плане картины художник изобразил девочку в белом платье; красном платке и бусами из ягод. Ноги у девочки не обуты. Видимо, она привыкла бегать по всюду босиком и нисколько не бояться сучьев и колючих шишек. Рядом с ней лежит собака. Девочка отделяет ягоды от веточек и листьев и складывает их в кружку.
А на заднем плане картины я вижу отдыхающую бабушку в синем платье и платке. Наверно она устала от сбора ягод и грибов, поэтому прилегла в тени. Позади людей озаренные ярким солнцем трава и цветы, стройные берёзки и старый пень. За этой солнечной поляной стоит дремучий темный лес. На солнце трава светло – салатного цвета, а цветы разноцветные: жёлтые, розовые и фиолетовые.
После того, как я долго смотрела на картину, на меня как будто повеяло летним зноем, приятным запахом трав и сладким земляники.
Мне понравилась картина Пластова, потому что художник изобразил красоту нашей земли. Порой мы не замечаем, какая красота окружает нас, картины художников помогают разглядеть её. Это полотно покоя и радости, в нём хорошо передана красота и щедрость летней природы.