Что находят в старых склепах. Культ смерти в старой европе

В конце минувшего лета на улице Максима Горького начались большие строительные работы. По проекту эта центральная магистраль должна обзавестись четырехполосной проезжей частью, современными безшпальными трамвайными путями с мягким ходом, благоустроенными тротуарами. Дело, безусловно, нужное. Такой большой переделке улица Максима Горького (бывшая Сенная) не подвергалась аж с 1811 года, когда она впервые была нанесена на самый первый план города Ростова-на-Дону, высочайше подписанный российским императором Александром I.

Однако первый же участок реконструкции прошел по территории старого кладбища Ростова, о котором все забыли. Когда рабочие в первый раз наткнулись на человеческие останки, они встревожились и вызывали полицию. Правоохранители, убедившись, что это очень старое захоронение, и никакого криминала здесь нет, потеряли к человеческим останкам всякий интерес. А находки костей стали следовать одна за другой. На стенках траншеи, вырытой для труб водовода, можно было видеть ниши старых могил, из которых торчали человеческие кости.

И вот ковш экскаватора, вскрывавший слой асфальта там, где проходила проезжая часть, наткнулся на кирпичную кладку. С первого взгляда стало ясно, что это облицовка двух старинных склепов. Когда с верхушки сводчатого потолка сняли несколько кирпичей, из образовавшегося отверстия явственно потянуло тленом. Работы приостановили, на место находки вызвали представителей науки, археологов.
- Поскольку в склепах могли находиться ценности, я прошел в городское управление МВД, которое расположено буквально за углом, - рассказал председатель Ростовского отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры А.О. Кожин. - По внутреннему телефону от дежурного обрисовал ситуацию, попросил выделить наряд патрульно-постовой службы для охраны этого погребения ночью, чтобы его под покровом темноты не вскрыли вандалы.

Один из полицейских, уже в темноте, стал светить фонариком в отверстие склепа. В луче света был виден совершенно целехонький гроб, обитый какой-то цветной каймой.

Неприятный запах усилился и донесся до публики, наблюдавшей за этим со стороны. Одна мамочка поторопилась увести своего ребенка, другая женщина вслух высказала опасение, что из вскрытой могилы может распространиться какая-нибудь зараза. Полицейские благоразумно не стали лезть дальше в старую могилу, а накрыли отверстие какой-то картонкой. Но запах все равно шел...
Руководил работами по вскрытию склепов и их обследованию ведущий археолог государственного автономного учреждения «Донское наследие» Алексей Гармашов. Одна из самых первых, рабочих версий (еще до вскрытия погребений) была - что здесь похоронены ксендзы - служители Ростовского костела во имя Станислава, который до революции был построен неподалеку, в переулке Соборном. На эту мысль наводила форма погребения: склепы характерны более для католиков, чем для православных. Во всяком случае, было ясно, что здесь были погребены не рядовые ростовцы, а скорее всего священнослужители.
Неподалеку, на месте «Дома профессуры» (Соборный, 39) некогда была выстроена величественная церковь Успения Пресвятой богородицы (снесена в 30-х годах прошлого века). Вокруг него располагалось кладбище. В склепах могли покоиться и священнослужители этого храма.
Однако, при более тщательном историческом анализе находки, А.И. Гармашов выдвинул совершенно другую версию. Дело в том, что костел и Успенский собор были построены в 80-х годах XIX века, когда Сенная улица уже существовала, хотя и являлась окраиной Ростова. Устраивать склепы под ногами прохожих и колесами повозок, разумеется, никто бы не стал. Следовательно, захоронения следует отнести к более раннему периоду.
А раньше рядом с этим местом стояла церковь Всех Святых. Ее история началась еще в 1785 году, когда в Димитриевской крепости было решено построить новый, более вместительный Покровский храм. Старую деревянную церковь разобрали, и эти материалы были использованы для строительства храма на городском кладбище, которое тогда находилось в районе пересечения Соборного переулка с нынешними улицами Красноармейской, а также Греческого города Волос. Церковь была построена очень быстро, всего за полтора года, и 19 мая 1787 года была освящена протоиереем Иоанном во имя Всех святых.
Городское кладбище было упразднено в начале XIX века - на первом плане Ростова оно уже было отмечено пунктирной линией. Городской погост перенесли к западу, на Новое поселение (сейчас на этом месте находится Дворец спорта). А улица Сенная, как отмечает А.И. Гармашов, на первом городском плане хотя и была отмечена, но только как перспективная, под грядущую застройку. На самом деле в те годы эта местность представляла заросший травою пустырь.
Уже гораздо позже кладбище снесли, по нему пролегла улица Сенная, в советское время получившая имя Максима Горького. Всехсвятский храм сгорел в результате большого пожара 3 октября 1865 года. Его не стали восстанавливать, так как в это время на новом городском кладбище, на средства городского головы А.М. Байкова, была заложена новая церковь, которая стала Всехсвятской (взорвана в 1966 году). А склепы, как и другие могилы старого городского кладбища, оказались под ногами прохожих.
- Следовательно, в этих захоронениях вероятнее всего покоятся священнослужители старинного Всехсвятского храма. И они были погребены никак не позже 30-х годов XVIII века, - делает вывод на основании проведенного исторического анализа ведущий археолог «Донского наследия» Алексей Иванович Гармашов.

Предположения специалиста практически полностью подтвердились на следующий день, когда были вскрыты склепы и оба гроба. Обратил на себя внимание кирпич, из которого были сделаны склепы. Грубой формы, кустарного обжига, без фирменных клейм, которыми обозначали свою продукцию ростовские кирпичные фабриканты. Значит, кирпичная кладка склепов относится к более раннему времени, когда наш город еще только зарождался.

Удивление вызвал первый гроб, который впервые увидел свет после двухвекового пребывания в склепе. Достаточно хорошо сохранившееся дерево было обито каймой, которая на крышке образовала православный крест.
Поскольку ожидалось, что в могиле найдут останки священнослужителя, при вскрытии склепа присутствовал представитель Донской митрополии.
При помощи веревок массивную домовину извлекли на поверхность земли. Тут же осторожно приподняли крышку. Стоявший рядом батюшка непрерывно читал молитву...

Солнечный свет упал на тело человека в одеянии священника, с крестом и поручами. Это было именно тело (хотя и мумифицированное), а не распавшийся скелет, чего можно было ожидать в древней могиле. Голова высоко лежала на подушке, в сложенных руках был зажат православный крест. На голове покойного даже были видны волосы!

Точно так же вскрыли и второй гроб, тоже прекрасно сохранившийся. Но в нем остались только кости. По остаткам одежды определили, что здесь была погребена женщина. По первоначальным предположениям, это супруга погребенного священника, или кто-то из его родственников. Очень велика вероятность, что найдены останки одного из настоятелей Всехсвятского храма.
Когда гроб поднимали на поверхность, нижняя полностью сгнившая доска отвалилась и останки остались лежать в склепе.

В церковной практике такие данные позволяют поднять вопрос о личности покойного перед Комиссией по канонизации. Говорить о явных признаках святости пока преждевременно, но Комиссия по канонизации Ростовской епархии приступила к исследованию этого случая. Попытаемся установить имя священника и хоть какую-то информацию о его жизни, - дал комментарий пресс-секретарь главы Донской митрополии И.П. Петровский.
Церковь активно подключилась к обследованию раскопанного участка старого православного кладбища. Останки из склепа, а также многочисленные фрагменты костей из других захоронений, сейчас перенесены в храм Покрова Пресвятой Богородицы, что при Северном кладбище.

К сожалению идентифицировать личности всех найденных людей уже невозможно. Но, учитывая место захоронения, традиции и положения того времени, мы можем с точностью определить, что по религиозной принадлежности это были православные христиане. Поэтому все фрагменты человеческих останков, найденные при дорожных работах, помещены в общий контейнер и также отправлены в Покровский храм. Наша святая обязанность, при перезахоронении, не только соблюсти должное благоговение, но и совершить по всем этим людям первую, наверное за несколько столетий, заупокойную молитву, - говорит Игорь Петровский.
Епархиальная комиссия по канонизации уже приступила к своей работе. Если будут найдены данные и основания для канонизации, значит на улице Горького был найден не просто объект археологического обременения, а свершилось чудо Божие - подчеркнул пресс-секретарь Донской митрополии.
Остается только упомянуть о панических слухах, которые на прошлой неделе поползли по Ростову. Дескать, из древнего кладбища может выползти и распространиться по городу какая-нибудь зараза. Санитарно-эпидемиологические службы города словно не заметили вскрытия старых могил...

5-й граф Карнарвон Джордж Герберт в 1907 году нанял египтолога и археолога Говарда Картера для наблюдений и раскопок в Долине царей, а спустя 15 лет наступил долгожданный момент - вскрытие гробницы Тутанхамона. О том, как все это происходило, нам расскажут фото тех лет.

Поиски в долине, продолжавшиеся многие годы, давали весьма скромные результаты, что со временем навлекло на Картера гнев работодателя. В 1922 году лорд Карнарвон сказал ему, что со следующего года прекратит финансирование работ.

1923 год. Лорд Карнарвон, профинансировавший раскопки, читает на веранде дома Картера возле Долины царей.

Картер, отчаянно нуждавшийся в прорыве, решил возвратиться к ранее заброшенному месту раскопок. 4 ноября 1922 года его команда обнаружила ступеньку, вырубленную в скале. К концу следующего дня была расчищена целая лестница. Картер немедленно послал сообщение Карнарвону, умоляя его приехать как можно быстрее.

26 ноября Картер вместе с Карнарвоном открыл небольшой пролом в углу двери в конце лестницы. Держа свечу, он заглянул внутрь.

"Сначала я ничего не видел, горячий воздух вырывался из помещения, в результате чего пламя свечи мерцало, но вскоре, как только мои глаза привыкли к свету, из тумана медленно появились детали комнаты, странные животные, статуи и золото - всюду блеск золота."
Говард Картер

Команда археологов обнаружила гробницу Тутанхамона, юноши-царя, правившего Египтом с 1332 до примерно 1323 г. до н.э.

Ноябрь 1925 года. Посмертная маска Тутанхамона.

Несмотря на следы того, что в гробницу дважды наведывалась древние грабители, содержимое комнаты оставалось практически нетронутым. Гробница была напичкана тысячами бесценных артефактов, в том числе здесь находился саркофаг с мумифицированными останками Тутанхамона.

4 января 1924 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий открывают двери, чтобы впервые взглянуть на саркофаг Тутанхамона.

Каждый объект в гробнице был тщательно описан и каталогизирован перед изъятием. Этот процесс занял почти восемь лет.

Декабрь 1922 года. Церемониальное ложе в форме Небесной коровы, в окружении припасов и других объектов в передней комнате гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и другие объекты в прихожей. Стена погребального покоя охраняется черными статуями Ка.

1923 год. Набор челнов в сокровищнице гробницы.

Декабрь 1922 года. Позолоченное ложе-лев и инкрустированная нагрудная одежда среди других объектов в передней комнате.

Декабрь 1922 год. Под ложе-львом в передней комнате несколько коробок и сундуков, а также кресло из черного дерева и слоновой кости, которое Тутанхамон использовал в детстве.

1923 год. Позолоченный бюст Небесной коровы Мехурт и сундуки находились в сокровищнице гробницы.

1923 год. Сундуки внутри сокровищницы.

Декабрь 1922 года. Декоративные алебастровые вазы в передней комнате.

Январь 1924 года. В «лаборатории», созданной в гробнице Сети II, реставраторы Артур Мейс и Альфред Лукас чистят одну из статуй Ка из передней комнаты.

29 ноября 1923 года. Говард Картер, Артур Каллендер и египетский рабочий оборачивают одну из статуй Ка для транспортировки.

Декабрь 1923 года. Артур Мейс и Альфред Лукас работают на золотой колеснице из гробницы Тутанхамона за пределами «лаборатории» в гробнице Сети II.

1923 год. Статуя Анубиса на погребальных носилках.

2 декабря 1923 год. Картер, Каллендер и двое рабочих удаляют перегородку между передней комнатой и погребальным покоем.

Декабрь 1923 года. Внутри внешнего ковчега в погребальном покое огромный льняной покров с золотыми розетками, напоминающими ночное небо, охватывает меньший ковчег.

30 декабря 1923 года. Картер, Мейс и египетский рабочий тщательно сворачивают льняной покров.

Декабрь 1923 года. Картер, Каллендер и двое египетских рабочих тщательно разбирают один из золотых ковчегов в погребальном покое.

Октябрь 1925 года. Картер изучает саркофаг Тутанхамона.

Октябрь 1925 года. Картер и рабочий изучают саркофаг из чистого золота.

Недвижимость — сплошные памятники архитектуры, тихие улочки — в гранитной плитке, соседи — миллионеры, звезды кино и спорта, художники, скульпторы и президенты. Но место это не для размеренной и спокойной жизни, а как раз наоборот — речь идет о «городе мертвых» в столице Аргентины Буэнос-Айресе. Реколета — одно из самых красивых и известных кладбищ мира и памятник архитектуры, охраняемый государством и ЮНЕСКО. Это и действующий некрополь, и популярный туристический маршрут одновременно.

Максим Лемос, профессиональный оператор и режиссер, объездил, наверное, все страны Латинской Америки и сейчас работает гидом и организатором путешествий. На своем сайте он разместил подробное описание кладбища Реколеты и интересные истории, связанные с этим местом.

Реколета не выглядит, как кладбище, в обычном для нас понимании. Скорее, это небольшой городок, с узкими и широкими аллеями, величественными домами-склепами (их здесь более 6400), невероятной красоты часовнями и скульптурами. Это одно из самых аристократических и старинных кладбищ, которое можно поставить в один ряд со знаменитыми «Монументаль де Стальено» в Генуе и «Пер-Лашез» в Париже.

— Похоронные традиции Южной Америки дикие и жуткие, — начинает «экскурсию» Максим. — Покойного хоронят в хорошем гробу в нормальный красивый склеп. Но если это люди небогатые, то хоронят его туда не навсегда, так как за аренду красивого склепа нужно платить. Поэтому года через 3−4 покойника обычно перезахоранивают. Почему 3−4? Чтобы труп успел разложиться достаточно для того, чтобы его можно было разместить более компактно, уже теперь на действительно вечном пристанище. Выглядит все это так. Через 3 года после первых похорон на кладбище, у склепа, собираются родственники покойного. Сотрудники кладбища вытаскивают из склепа гроб. Потом открывают его и под рыдания родственников «мама-мама…» или «бабушка-бабушка», перекладывают по кусочкам полуразложившийся труп из красивого гроба в черный полиэтиленовый мешок. Мешок торжественно относится в другую часть кладбища, и запихивается в одно из небольших отверстий в большой стене. Дальше дырка замуровывается, и приклеивается табличка. Когда я об этом всем узнал, волосы на голове зашевелились.

Стоят склепы довольно плотно друг к другу, поэтому по площади кладбище совсем небольшое.

Вот Реколета с вертолета. Видно, что оно находится посреди большого жилого района. Более того, площадь перед кладбищем — центр жизни этого района, здесь множество ресторанов, баров.

Кладбище действующее, поэтому прямо у входа наготове стоят тележки для перевозки гробов. Наверху, над главными воротами, колокол. В него звонят, когда хоронят человека.

В 1910—1930 годы Аргентина была одной из самых богатых стран мира. И в эти времена между аргентинской знатью шло негласное соревнование, кто построит роскошнее склеп для своей семьи. Денег аргентинские капиталисты не жалели, нанимались лучшие европейские архитекторы, из Европы везлись самые дорогие материалы. Именно в те годы кладбище приобрело такой вид.

Старался кто как мог. Например, вот склеп в виде римской колонны.


А этот — в виде морского грота.

Конечно, сам собою напрашивается вопрос, а как же запах? Ведь если присмотреться, в каждом склепе стоят гробы, двери склепов — кованые решетки со стеклом или без него… Должен быть запах! На самом деле, конечно, никакого трупного запаха на кладбище нет. Секрет в устройстве гроба — он сделан из металла и герметично запаян. А деревом он просто обшит снаружи.

Те гробы, что видны в склепах, — это только верхушка айсберга. Основное находится в подвале. В него ведет обычно небольшая лесенка. Давайте заглянем в один из подвалов под вот этим склепом. Здесь виден только один подвальный этаж, под ним есть еще один, а иногда бывает и три этажа вниз. Таким образом в этих склепах лежат целые поколения. И места там еще очень много.

Каждый склеп принадлежит определенной семье. И обычно на склепе не принято писать имена тех, кто там захоронен. Пишут только имя главы семьи, например: Хулиан Гарсия и семья. Никаких дат тоже обычно не пишут, фотографий упокоившихся вывешивать не принято.

Вот так вот можно прийти и одним махом навестить не только бабушек и дедушек, но и пра- и даже прапрадедушек… Но аргентинцы ОЧЕНЬ редко посещают кладбища. Вся миссия установки цветочков, ухода, уборки и поддержания склепов отдана служителям кладбища. Хозяева просто платят им за это деньги.

Бывают склепы вообще без какой либо информации. Ида, и всё! Что за Ида, какая Ида? Пару лет я ходил под Идой и не знал о ее существовании, пока один турист не заметил ее, случайно подняв голову.

Череп и скрещенные кости на склепах встречаются довольно часто. Это не означает, что здесь покоится пират, и это не чья-то неуместная шутка. Это католицизм. Религия диктует им так украшать склепы.

Кстати, вот еще одна тайна этого кладбища: паутины и, соответственно, пауков тут огромное количество (посмотрите хотя бы на фотографии). Но мух нет! Чем пауки питаются?

По этому кладбищу проводят специальные экскурсии на испанском языке. И истории гиды рассказывают под стать этому кладбищу: отнюдь не скучные и научные, а захватывающие и увлекательные — как латиноамериканские сериалы. К примеру: «…вот этот богатый сеньор поссорился с женой и не разговаривали они 30 лет. Поэтому надгробный памятник им поставили с юмором. На шикарнейшей скульптурной композиции они сидят друг к другу спиной…»

У Максима Лемоса тоже есть правдивые истории про некоторых постояльцев этого кладбища.

Например, одну 19-летнюю девушку похоронили в семейный склеп. Но через некоторое время посетителям показалось, что из недр склепа доносятся невнятные звуки. Непонятно было, из склепа идут звуки или откуда-то еще. На всякий пожарный оповестили родных, и было принято решение гроб с девушкой вскрыть.

Вскрыли и обнаружили ее мертвой, но в неестественной позе, и крышка гроба при этом была расцарапана, а под ее ногтями было дерево. Получилось, что девушку похоронили заживо. И тогда родители девушки повелели установить девушке памятник в виде нее, выходящей из склепа. А на кладбище с тех пор стали использовать модный в те времена в Европе способ для подобных случаев. К руке трупа привязывали веревочку, которая вела наружу и закреплялась к колокольчику. Чтобы мог оповестить всех, что он живой.

А вот этот склеп тоже примечательный. Похоронена здесь молодая аргентинка, дочь очень богатых родителей итальянского происхождения. Погибла она во время своего медового месяца. Отель в Австрии, где она остановилось со своим мужем, накрыло лавиной. Было ей 26 лет, и произошло это в 1970 году. И родители Лилианы (так звали девушку) заказали этот роскошный склеп в готическом стиле. В те времена и покупать землю, и строить новые склепы еще было возможно. У подножья на итальянском языке выбит стих отца, посвященный смерти дочери. В нем все время повторяется «почему?». Через несколько лет, когда монумент уже был готов, умерла любимая собака девушки. И ее тоже похоронили в этом склепе, а скульптор добавил к девушке собаку.

Гиды, которым надо чем-то занять свою публику, стали рассказывать, что если потереть нос у собачки, вас обязательна настигнет удача. Люди верят и трут…

Тело мужа так и не было найдено в том австрийском отеле. И с тех пор на кладбище появляется один и тот же мужчина, который регулярно, уже много лет приносит цветы на могилу Лилианы…

А это самый высокий склеп на кладбище. И его хозяевам удалось уделать всех не только по высоте, но и по чувству юмора, совместив на этом склепе два несовместимых религиозных символа: еврейский семисвечник и христианский крест.

А вот это — второй по величине и первый по стоимости склеп. Сделан он из самых дорогих материалов. Достаточно сказать, что крыша купола изнутри облицована настоящим золотом. Склеп огромный, и еще больше его подземные помещения.

А захоронен здесь Федерико Лелуар, аргентинский Нобелевский лауреат по биохимии. Умер он в 1987 году. Но такой роскошный склеп был построен не на Нобелевскую премию (ее ученый истратил на исследования), и построен он был много раньше. Да и вообще он жил чрезвычайно скромно. Склеп этот фамильный, у Федерико были богатые родственники, занимавшиеся страховым бизнесом.

Здесь похоронено несколько аргентинских президентов. Вот президент Кинтана, изображен в лежачем виде.

А это еще один президент, Хулио Аргентино Рока. Всего-то за 50 лет до Гитлера он без лишних сантиментов объявил, что нужно освободить южные земли и присоединить их к Аргентине. «Освободить» означало уничтожить всех местных индейцев. Это и было исполнено. Индейцев уничтожили, часть их перевезли в центральную Аргентину в качестве рабов, а их земли, Патагонию, присоединили к Аргентине. С тех пор Рока стал национальным героем и считается им до наших времен. Есть улицы его имени, портреты его печатают на самой популярной, 100-песовой купюре. Времена были такие, и то, что сейчас называется геноцидом, расизмом и нацизмом, еще 100 лет назад было нормой жизни.

Некоторые склепы в очень заброшенном состоянии. Например, если все родственники умерли. Но забрать склеп все равно нельзя: частная собственность. Разрушать или трогать — тоже нельзя. Но когда становится понятно, что хозяева склепа уже не объявятся (к примеру если он стоит бесхозным лет 15), администрация кладбища облюбовывает такие склепы в качестве складов для стройматериалов и прочего инвентаря.

В одном из мест кладбища смотрители устроили небольшое приусадебное хозяйство.

Среди склепов скромно затесался туалет.

Кладбище знаменито своими кошками.

В нашей культуре принято на похоронах приносить пластиковые венки с надписями «от друзей», «от коллег». Потом через несколько дней эти венки свозят на свалку. Это же непрактично! Поэтому в Аргентине венки делают железными и приваривают к склепу навсегда. Все желающие могут отметиться на могиле друга. И если человек был важный, то и железных венков и памятных табличек на его склепе много.

Все склепы на кладбище частные. И распоряжаться хозяева могут как им заблагорассудится. Могут хоронить туда и друзей. Могут сдать или даже продать. Цены на склепы на этом кладбище начинаются от 50 тысяч долларов за самый скромный и могут достигать 300−500 тысяч за более респектабельный. То есть цены сопоставимы с ценами на квартиры в Буэнос-Айресе: тут 2−3-комнатная стоит от 50−200 тысяч долларов и до 500 тысяч в самом престижном районе. Например, вот — склеп продается.

До 2003 года на Реколете еще можно было приобрести землю и построить новый склеп. С 2003 года кладбище стало памятником архитектуры не только аргентинского, но и мирового значения. Здесь не только запрещены любые постройки, запрещено также видоизменять или перестраивать уже готовые склепы. Можно только реставрировать старые, да и то после массы разрешений и исключительно с целью придать изначальный облик.

Некоторые склепы и надгробные монументы реставрируют. Например, вот этот. Правда, делается это с аргентинским рабочим ритмом, навесик есть, реставраторов уже 2 месяца не видно.

Сам район Реколета очень престижен. И жители вот этих домов (через дорогу от кладбища) совсем не напрягаются, что их окна выходят на кладбище. Наоборот, люди считают себя избранниками судьбы — ну как же, жить в Реколете!

Впрочем, сам Максим Лемокс считает, что Реколета — это «памятник диким, непривычным для нас похоронным традициям и соревнование неуместных понтов: «кто круче и богаче» и «у кого ушло мрамора больше, надгробье выше, а памятник эксклюзивнее и больше».

Старшеклассника из Нового Уренгоя, который, выступая в Бундестаге, рассказал, что не все немецкие солдаты хотели воевать, в России обвинили в… оправдании нацизма. А вскоре после этого ФСБ направила в мэрию Нового Уренгоя запрос об… украинских корнях школьника

19 ноября в Германии отмечали День скорби — вся страна поминала жертв войн и государственного насилия. Одним из резонансных мероприятий в этот раз стало выступление в Бундестаге российских и немецких школьников, совместно изучавших биографии жертв Второй мировой войны. Россию представляли учащиеся новоуренгойской гимназии № 1, которая давно практикует обмен ученическими делегациями с немецкими школами, а Германию — гимназисты из города Кассель.

Дети читали с трибуны Бундестага доклады о судьбах конкретных людей. Немцы рассказали об офицере Красной армии Иване Гусеве, заболевшем туберкулезом в фашистском плену и освобожденном в 1945 году, и о 17-летней Надежде Трувановой из Кировограда, которую угнали на работы в Германию, где она и умерла.

*Школьники из России рассказали в Бундестаге о немецких солдатах, погибших или пропавших без вести во время Второй мировой войны

Россияне поведали о немецких солдатах, погибших или пропавших без вести на фронте. Так, Николай Десятниченко рассказал о судьбе участника Сталинградской битвы Георга Йоханна Рау — одного из 250 тысяч немецких солдат, оказавшихся тогда в окружении. Рау попал в советский лагерь для военнопленных. О том, что он умер в 21 год, его семья узнала лишь в прошлом году.

Десятниченко признался аудитории, что история Георга Йоханна Рау тронула его настолько, что он даже побывал в Копейске Челябинской области, недалеко от которого есть место массового захоронения солдат вермахта: «Я увидел могилы невинно погибших людей, многие из которых хотели жить мирно и не хотели воевать. Они испытывали невероятные трудности во время войны. Об этом мне рассказывал мой прадедушка — участник войны, который был там тяжело ранен».

Завершил свой доклад Десятниченко цитатой Отто фон Бисмарка: «Всякий, кто заглянул в стекленеющие глаза солдата, умирающего на поле боя, хорошо подумает, прежде чем начать войну», — и добавил от себя: «Я искренне надеюсь, что на всей земле восторжествует здравый смысл и мир больше никогда не увидит войн».



*Николай Десятниченко

Казалось бы, это речь думающего умного молодого человека, пытающегося разобраться в истории своей страны, в которой очень много белых пятен. Однако — в который раз! — оказалось, что россиянам совсем не хочется знать правду: ни о том, какой ценой была завоевана Победа, ни о том, что Сталин вместе с Гитлером развязали Вторую мировую войну, ни о том, как эта страна обошлась с победителями. Все, что происходило после поездки в «стране, победившей фашизм», наталкивает именно на эту мысль.

Сначала российские СМИ написали, что школьник «покаялся» за погибших немецких солдат. Потом его начали травить в соцсетях. Спустя время посыпались жалобы в прокуратуру, администрацию президента России и ФСБ.


*Недавний марш неонацистов в Петербурге россияне, ополчившиеся на гимназиста из Нового Уренгоя, проглотили молча

Дошло до оскорблений и требований «вышвырнуть из страны», констатации, что он «не сможет больше спокойно жить в России», призывов избить за «реабилитацию нацистских преступников».

А депутат Законодательного собрания Ямало-Ненецкого автономного округа Елена Кукушкина направила запросы в департамент образования региона, прокуратуру и гимназию с требованием провести проверку речи школьника на наличие признаков оправдания нацизма (за это, согласно УК РФ, полагается наказание). «Меня интересуют педагоги, которые вложили в его уста вот эту информацию, где неправильно расставлены акценты» , — заявила депутат.

Дальше — сплошная агитка времен СССР: «Немецкие солдаты не сражались, они напали на нашу страну и оккупировали. Если мы продолжим таким образом расставлять акценты, мы дойдем до того, что сами предложим пересмотреть итоги ВОВ. А тогда пойдет уже речь о целостности России как государства. Нельзя ставить знак равенства между гитлеровской Германией и СССР, который освободил весь мир от фашизма».

Надо отдать должное мэру Нового Уренгоя Ивану Костогризу — он вступился за подростка: «Ученик поделился своими открытиями о том, что не все немцы хотели воевать, многие хотели просто жить мирно. Это ни в коем случае нельзя расценивать как отношение мальчика к фашизму. Его речь на примере истории этого немецкого солдата призывает к мирному существованию на всей земле и неприятию войны, кровопролития, фашизма, страданий и насилия как таковых». В гимназии тоже сказали, что «вся школа в недоумении от обсуждения доклада».

«Предатели были, предатели есть! Десятниченко Николай, ты предал память своих дедов! Жаль, что твои родители не попали в плен к фашистам, а в последствие — в Освенцим».

«Про Колю из Уренгоя. За 70 лет хоть один мальчик Ганс из Мюнхена был с покаянием в России? Нет? Тогда в топку. Русским извиняться не за что. Это они у нас прощения должны просить. Точка».

«А мальчик Коленька не хочет повторить эту речь в глаза людям на Бессмертном полку в Сталинграде?!»

«Позорище! Мальчик рано понял, что поливать свою страну на Западе — это выгодно».

«Интересно, мальчик, выступавший в Бундестаге, уже вернулся в РФ? Терзают меня смутные сомнения, что не вернется теперь, попросит полит. убежище и будет еще больше гавкать на родину».

«Прошу дать правовую оценку действиям Николая Десятниченко применительно к частям 1 и 2 статьи 354.1 УК РФ „Реабилитация нацизма“. Прошу провести проверку в гимназии, включая школьную программу по предмету „История“, применительно к частям 1 и 2 статьи 354.1 УК РФ. Мэра Нового Уренгоя предлагаю снять с должности и с позором, без пенсии, отправить в Анадырь учить с этим школьником историю родины».

«Министру образования РФ желательно ввести обязательные требования по подготовке текстов выступлений школьников на любых выступлениях и любых мероприятиях на территории РФ и за ее пределами. Ответственными назначить директора школы и классного руководителя школьника. Такого позора, как случился в Германии, давно не было. До чего договорился этот Коля. Позор его родителям и всей школе, в которой он учится. Чему учат детей в этой школе на уроках истории? Почему мэр города не отвечает за это выступление? Родителей тоже надо вызвать в прокуратуру для дачи показаний по этому выступлению!»

«Этот Коля знает хоть, сколько попало в плен советских граждан и воинов Красной армии и в каких условиях они существовали? Его знания ничтожны, а его выступление — провокация. Это нельзя оставлять без внимания прокуратуры РФ и министра образования РФ».

Некоторые в ответ иронизировали: «Ну чего, бомбить будем не Воронеж, а Новый Уренгой, так?»

Российский журналист Александр Сотник написал об этом сюрреализме в «Фейсбуке»: «В этой истории с мальчиком из Нового Уренгоя, выступившим с трибуны Бундестага и подвергшимся яростной травле, показательно все. Сплошной символизм.

Тот самый случай, когда слова Христа «пусть мертвые хоронят своих мертвецов» воплотились в страшную реальность.

Наши упоротые зомбаки выкопали «дедов-победителей» и устроили пышные похороны, растянув процессию на десятки тысяч километров и на годы времени. Идут с гробами да веночками, и живым проходу не дают: кусают, душат, грызут…

На их пути попался живой хороший мальчик. Сожрали. Обглодали до косточек. И, рыча, поплелись дальше с «любовью к отеческим гробам»…

Безумная пропаганда превратила страну в склеп, внутри которого — сплошные поминки, перерастающие в какие-то дьявольские оргии. Беги, мальчик, беги…"

«Юноша из Уренгоя высказал, в сущности, совершенно очевидную мысль , — написал в соцсети Виктор Шендерович . — Даже банальную. Дважды два четыре, Волга впадает в Каспийское море, преступные армии состоят из подневольных солдат, которые платят своими жизнями за амбиции вождей… Какой чудовищный ядовитый силос надо закачивать в мозг людям, чтобы делать из парня предателя Родины! Беда такой Родине, где совестливый мальчик, способный так остро почувствовать чужую беду, принужден будет оправдываться. Дай ему бог вынести это и выйти из этой ситуации сильным, а не сломленным».

Российский журналист Аркадий Бабченко написал очень хлестко: «Страна, собственноручно уничтожающая свою молодежь… Свое будущее… Свое самое лучшее, самое светлое, что у них есть… Это днище. Это конец популяции. Это конец всего человеческого в человеке. И это же ведь только начало процесса. Это сейчас Песков еще высказывается в поддержку. А потом ведь начнут сажать. Уже начинают проталкивать поправки. А потом — и расстреливать. Я надеюсь, этот мальчишка — светлый, добрый, хороший, честный, открытый… Надеюсь, он выдержит. Надеюсь, не сгорит в танке на очередной войне.

Надеюсь, никого на очередной войне не убьет… Эта страна калечит своих детей. Калечила шестьдесят лет назад, калечит и теперь. И в первую очередь — именно тех, кто не вписывается в новую парадигму. Кто хоть на вершок возвышается над бутылкой жигулевского. Самых умных, самых чистых, самых светлых.

Травля ребенка — одна из самых извращенных патологий, до чего может дойти человеческая натура.

Эти — дошли. Эвакуируйте из Мордора своих детей, братцы мои. Не дайте их изуродовать. Это ваша обязанность".

Этот текст - один из них. Что за тело лежит в мавзолее? Является ли оно настоящим телом Ленина, куклой или комбинацией того и другого? О том, как с подачи партийного руководства советский вождь вел двойную жизнь после смерти, рассказал в рамках лектория премии «Просветитель» в Летнем кинотеатре-лектории ВДНХ антрополог, профессор Калифорнийского университета в Беркли (США) Алексей Юрчак. «Лента.ру» публикует фрагменты его выступления.

Слухи о том, что тело Ленина ненастоящее, стали циркулировать уже в первые дни после смерти вождя. Спустя несколько месяцев, в конце лета 1924 года, Мавзолей открылся для первых посетителей, и Москва снова начала говорить, что там лежит восковая мумия. Слухи не прекратились даже в конце 1930-х годов, когда их повторение было особенно опасным. В письменном доносе в ГПУ молодая москвичка утверждала, что ее знакомая в приватной беседе заявляла, будто в Мавзолее лежит всего лишь восковая кукла.

В первые годы это повторялось и в зарубежной прессе. Чтобы развеять слухи, в середине 1930-х годов партийное руководство пригласило представителей западных СМИ в мавзолей. Американский журналист Луис Фишер писал, как в их присутствии Борис Збарский, который вместе с Владимиром Воробьевым первыми бальзамировали тело Ленина, открыл герметически закрытый стеклянный саркофаг, взял вождя за нос и повернул его голову влево и вправо, чтобы показать, что это не восковая фигура.

23 процента

После развала Советского Союза слухи о том, что тело Ленина является искусственной копией, возобновились. В ответ на них Илья Збарский, сын первого бальзамировщика, писал: «Я проработал в мавзолее 18 лет, и я точно знаю, что ленинское тело сохраняется в отличном состоянии. Всевозможные слухи и выдумки об искусственной кукле и о том, что от тела сохранились только лицо и руки, не имеют никакого отношения к реальности».

Однако заявление Збарского не остановило распространение слухов. В конце 90-х в газетах появились версии существования нескольких тел ленинских двойников, которыми время от времени подменяют тело вождя. В ответ на это профессор Юрий Ромаков, ведущий эксперт лаборатории, разъяснил в интервью «Эху Москвы», что тело в мавзолее является настоящим телом Ленина, находится в отличной форме и не нуждается в подменах.

В 2008 году Владимир Мединский, в то время еще депутат Госдумы, заявил, что тело вождя реальным считать нельзя, но по другой причине: «Не обманывайтесь иллюзиями, будто то, что лежит в мавзолее, является Лениным. Там осталось всего 10 процентов от его реального тела». Еженедельник «Власть» решил проверить эту цифру. Во время вскрытия тела Ленина и последующего бальзамирования были удалены внутренние органы и жидкости, которые заменили на бальзамирующие растворы. Подсчитав количество удаленного материала, «Власть» пришла к выводу, что депутат Мединский несколько ошибся. В Мавзолее лежит не 10 процентов ленинского тела, а 23.

Два тела

Если поближе познакомиться с материальным составом ленинского тела, окажется, что заявления о его неподлинности имеют под собой реальную основу. Все зависит от того, как ее определять. Для ученых ленинской лаборатории, которые уже 92 года занимаются поддержкой этого тела, всегда было важно сохранять его динамическую форму - то есть физический вид, вес, цвет, эластичность кожи, гибкость суставов. Даже сегодня суставы в ленинском теле сгибаются, торс и шея поворачиваются. Оно не затвердело, не превратилось в высохшую мумию, поэтому называть его мумией, как это постоянно делается в СМИ, неправильно.

Для того чтобы поддерживать это тело в гибком состоянии, его на протяжении многих лет подвергают уникальным процедурам, в результате которых биологические материалы заменяются на искусственные. Процесс этот идет медленно, постепенно. С одной стороны, на уровне динамичной формы тело, безусловно, является настоящим, с другой стороны, на уровне биоматериалов, из которых состоит, это скорее копия - все зависит от точки зрения.

В советские годы специальная комиссия, состоящая из партийных руководителей, медиков и биологов, периодически проверяла состояние ленинского тела. Они изучали пятна и морщины на его поверхности, водный баланс внутренних тканей, эластичность кожных покровов, химический состав жидкостей, сгибаемость суставов. Ткани обрабатывались, жидкости заменялись на новые, морщины разглаживались, содержание кальция в костях восполнялось.

С точки зрения этих комиссий, состояние тела Ленина даже постепенно улучшалось. Но обычные посетители всегда видели его неподвижным, застывшим на века, в стеклянном саркофаге, одетым в темный костюм. Из открытых участков посетители видят только руки и голову. Никто, кроме партийного руководства и небольшой группы ученых, не видел других частей ленинского тела, никогда не слышал об их состоянии или научных процедурах, которым тело подвергалось.

Оно существует как бы в двух режимах видения. Политическое руководство и приближенные специалисты всегда видели одно тело, а обычные граждане - другое. Политическая роль, которую тело играло в советской истории, возможно, выходит далеко за рамки простого пропагандистского символа, который нужен был якобы для того, чтобы мобилизовать народные массы на поддержку партии и правительства.

Ленин и ленинизм

Мне кажется, с годами тело Ленина стало выполнять и другую политическую задачу. Для того чтобы в этом разобраться, вернемся в начало 1920-х годов. Весной 1922 года Ленин почувствовал себя больным и утомленным; по настоянию руководства партии он уехал на несколько месяцев в подмосковные Горки.

Живя там под присмотром врачей, он продолжал руководить партией и приезжать на заседания в Москву. Но в мае 1922 года у него случился удар, в результате которого он временно потерял способность говорить, читать и писать. Руководство партии установило строгий контроль над информацией о политической ситуации в стране, которая могла доходить до Ленина.

Новые правила отражали не только реальную заботу о здоровье вождя, но и желание нейтрализовать сильного политического соперника. В июне 1922 года секретарь ЦК Леонид Серебряков жаловался в письме другу, что Дзержинский и Смидович «охраняют Ленина как два бульдога», не позволяя никому подойти к нему близко или даже войти в дом, где он живет.

В следующие полтора года состояние Ленина ухудшалось, ненадолго улучшалось и снова ухудшалось. Весной 1923 года, после третьего удара, он практически полностью потерял способность общаться с окружающими. Тем временем политическое соперничество в руководстве партии резко возросло.

В этом контексте вождь не исчез с политической арены страны, его образ поменялся, приобретя совершенно новый оттенок. Реальный Ленин, который продолжал жить в Горках и писать тексты, был изолирован от политической жизни. Одновременно в политическом языке был создан новый канонический образ. Большинство мифологических образов Ленина, которые нам хорошо знакомы по советскому времени, были созданы именно в тот период его болезни, за несколько лет до смерти.

В начале 1923 года в публичный язык страны был введен термин «ленинизм». Вскоре в партийной практике появились ритуалы присяги на верность ленинизму. В марте 1923 года в Москве был учрежден Институт ленинизма. Весной 1923 года «Правда» призывала сдавать любой кусочек бумаги, на котором было что-то написано ленинской рукой, в это учреждение.

Одновременно то, что вождь думал, говорил и писал в действительности в 1922-1923 годах, было полностью отделено от его канонического образа. Ленин как политическая фигура в последние годы жизни оказался расчленен надвое: одна его часть была исключена из политической жизни страны, а вторая часть - канонизирована. Именно в результате этих двух процессов исключения и канонизации в начале 1920-х годов была создана новая доктрина ленинизма.

С тех пор каждый советский руководитель, от Сталина до Горбачева, занимался корректировкой этой доктрины, придумывая собственную версию, вводя в оборот ранее неизвестные ленинские работы и выводя другие, давая новую трактовку известным материалам, цитируя Ленина в отрыве от изначального контекста, меняя смысл его высказываний и фактов жизни.

В 1990-м году, менее чем за год до обвала советского государства, ЦК КПСС признал, что все предыдущие версии ленинизма содержали в себе искажение реальной ленинской мысли. В декабре того же года профессор кафедры марксизма-ленинизма писал в газете «Рабочая трибуна»: «Наша трагедия заключается в том, что мы не знаем Ленина. Мы никогда не читали его работ в прошлом и не делаем этого сейчас. На протяжении десятилетий мы воспринимали Ленина через посредников, толкователей, популяризаторов и иных исказителей».

Историк жаловался, что Институт марксизма-ленинизма, главный авторитет в области ленинского наследия, на протяжении 70 лет выполнял особенную функцию, давая добро на публикацию тех ленинских текстов, которые соответствовали принятым на данный момент канонам, независимо от того, насколько они были далеки от реальных слов вождя, меняя или сокращая другие тексты, которые не соответствовали этим канонам.

В своей речи по случаю 120-летия со дня рождения Ленина в апреле 1990 года Горбачев заявил: «Ленин остается с нами как величайший мыслитель XX века». Затем он добавил, что надо переосмыслить теоретическое и политическое наследие Ленина, избавиться от искажения и канонизации ленинских выводов и предложил отказаться от термина «ленинизм».

Смерть

Ленин умер 21 января 1924 года. Сначала плана сохранить его тело на века не было. Сразу после смерти вождя профессор медицины Алексей Иванович Абрикосов провел вскрытие, а затем процедуру временного бальзамирования - с тем, чтобы сохранить тело на протяжении 20 дней, пока будет идти публичное прощание.

В процессе вскрытия и временного бальзамирования Абрикосов перерезал многие артерии и большие сосуды. Впоследствии профессор говорил, что если бы планы по длительному сохранению Ленина существовали на момент смерти, он бы не стал этого делать, так как при бальзамировании тела на длительный срок эти сосуды используются для доставки бальзамирующей жидкости во все части тела.

Затем тело было выставлено для публичного прощания в Колонном зале Дома Союзов. Несмотря на исключительно холодную зиму, когда температура ниже минус 28 держалась несколько месяцев подряд, толпы граждан стекались в столицу со всех уголков страны, чтобы отдать последнюю дань вождю.

Похороны Ленина были назначены на 27 января. Спустя шесть дней после его смерти на Красной площади рядом с могилами революционеров был построен деревянный мавзолей, в котором должны были захоронить вождя. 27 января тело Ленина было перенесено туда, однако было решено не закрывать саркофаг на некоторое время - в связи с продолжающимся шествием желающих проститься с вождем.

Каждые три дня комиссия по организации похорон в составе партийных руководителей и приближенных врачей проверяла состояние тела. Из-за низкой температуры и благодаря качественной временной бальзамировке Абрикосовым, на теле не появлялись признаки разложения - его можно было оставлять открытым.

Первые явные признаки разложения появились лишь через два месяца, в марте. Благодаря неожиданно длительному периоду, в течение которого они отсутствовали, у партийного руководства была возможность оттягивать погребение и одновременно обсуждать его возможную судьбу.

Ленин будет жить

На бесконечных заседаниях комиссий по увековечиванию памяти Ленина велись жаркие споры, именно тогда победило предложение сохранить тело на более длительный срок. Поначалу многие в партийном руководстве считали эту идею не просто утопической с точки зрения науки, но и контрреволюционной. Например, Троцкий, Бухарин и Ворошилов полагали, что длительное сохранение и публичный показ тела Ленина превращает его в подобие религиозных мощей и напрямую противоречит материалистическим принципам марксизма. Бонч-Бруевич соглашался, что «важно не тело, а мемориал»: Ленина следует захоронить в мавзолее, выполняющем эту задачу.

Но другие члены руководства страны - например, Леонид Красин - утверждали, что если удастся сохранить тело еще на какой-то период, пусть даже не насовсем, в этом есть смысл. По крайней мере, это позволит трудящимся всего мира принять участие в длительном прощании с вождем мирового пролетариата.

Решающим в судьбе Ленина стало заседание комиссии по организации похорон 5 марта 1924 года. После очередного длительного обсуждения возможных вариантов с учеными-медиками, большинство которых высказались скептически о возможности длительного сохранения, члены партийного руководства попросили их покинуть зал. Мнения участников обсуждения разошлись, и в тот день ничего не решили. Точнее, решение было половинчатым: попробуем сохранить, но без уверенности, что это возможно и нужно, и без обещаний, что это навечно.

В конце марта было решено попробовать экспериментальный метод бальзамирования тела, предложенный профессором Владимиром Воробьевым из Харькова и биологом-биохимиком Борисом Збарским. Процедура не имела аналогов, и в ее успехе ни Воробьев, ни Збарский не были уверены. Они проработали четыре месяца в специальной лаборатории, созданной прямо внутри временного мавзолея. Многие процедуры им приходилось придумывать и корректировать на ходу.

Ленин жив

К концу июля 1924 года они доложили партийному руководству об окончании работ. Если тело будет обрабатываться и бальзамироваться согласно их методу, заявили они, высока вероятность того, что оно сохранится на довольно длительный срок. Когда члены комиссии спросили, на какой именно срок следует рассчитывать, Воробьев сказал: «На этот вопрос я позволю себе не отвечать».

24 июля в советской печати появилось официальное заявление, гласящее: «Разумеется, ни мы, ни наши товарищи не хотели создавать из останков Владимира Ильича какие-то мощи, посредством которых мы могли бы популяризовать или сохранить память о нем. Мы придавали и придаем величайшее значение сохранению облика этого замечательного вождя для подрастающего поколения и будущих поколений».

Фото: Keystone Pictures USA / ZUMA / Globallookpress.com

В этом заявлении комиссии проявилось то же парадоксальное отношение к телу Ленина, которое было в многочисленных спорах о его судьбе. То, как руководители партии и приближенные ученые говорили о нем, когда стало известно, что некоторое время оно разлагаться не будет, напоминает то, как партийное руководство относилось к Ленину в последние месяцы его жизни. Тогда еще живой вождь был исключен из политической жизни и спрятан в подмосковных Горках, а в публичном языке партийной прессы и речей появился другой, канонизированный Ленин. В дискуссиях комиссии по организации похорон мы сталкиваемся с подобным двояким отношением, когда обсуждались планы погребения вождя и одновременно - планы сохранения его непогребенным, закрытого склепа и публичного показа.

Эта двоякость отразилась и в том, что на протяжении месяцев споры и обсуждения тела Ленина велись одновременно в двух различных комиссиях. Первая называлась комиссией по организации похорон, а вторая - комиссией по сохранению тела. Многие партийные руководители принимали участие в работе обеих. Восприятие Ленина в среде партийного руководства было странным: будто бы в мавзолее лежали два тела - обычный, постепенно разлагающийся труп человека, и телесное воплощение чего-то большего, грандиозного, отличающегося от Ленина и превосходящего его.

Хотя на момент бальзамирования эти два тела еще состояли из одной и той же биологической материи, такое положение дел, как мы уже знаем, долго не продлилось. Двоякое отношение к телу Ленина в среде партийного руководства воспроизводилось и в последующие годы.

Великий легитиматор

В советское время возникла политическая модель, связывающая принцип воспроизводства суверенной власти с принципом удвоения тела вождя. Она возникла неожиданно и незапланированно - просто совпало несколько условий: долгий период болезни, когда Ленина одновременно изолировали от политической жизни и канонизировали в образе ленинизма. Из-за холодов той зимы тело не подверглось разложению, что дало возможность обсуждать его судьбу. Важно учитывать и особенности социально-культурной организации ленинской партии нового типа - уникального политического института.

В советской политической системе культура суверенной власти напоминала смесь двух моделей: абсолютной монархии и либеральной демократии, где роль тела играет абсолютная истина. В отличие от суверенной монархии, ни один лидер партии и государства после Ленина не мог занять его место, находящееся за пределами политического пространства. Истина в этой системе была выражена на языке ленинизма.

Любой руководитель СССР, включая Сталина, был обязан апеллировать к ленинизму для легитимации своей власти и не мог поставить эту доктрину под вопрос или заменить другой истиной. Каждый из них мог потерять бразды правления, если бы оказалось, что он искажает ленинизм. Иллюстрацией этого тезиса служат два важнейших феномена власти в советской системе: возникновение исключительного культа личности Сталина и полное развенчание его после смерти.

Теперь становится понятным, какую роль в политической системе СССР играло тело Ленина. Оно функционировало как материальное воплощение геройского деперсонифицированного субъекта, советского суверена. Оно было удвоено, являясь совмещением смертного и бессмертного тел. То, как тело Ленина поддерживалось на протяжении десятилетий, отражало совокупность этих двух тем. Смертным телом суверена был труп конкретного человека, а бессмертным - погребальная кукла, которая воспроизводилась путем специальных процедур и ритуалов.

Постоянно возникающие слухи о том, что ленинское тело - всего лишь копия, в некоторой степени ошибочны, а в некоторой степени верны. Оно реальное, но его постоянно меняют. Его биологические материалы заменяются на новые, но в результате его форма остается неизменной. Этот проект возник постепенно - как часть сложной космологии, смысл которой для партийной системы, включая ее руководство, никогда не был ясен до конца.

Работа над телом Ленина всегда велась в атмосфере строжайшей секретности, за закрытыми дверями. То же самое происходило и с ленинскими текстами, высказываниями и фактами биографии. Благодаря такому подходу ленинизм всегда выглядел как нечто фундаментальное, неизменное и вечное, в то время как в действительности он незаметно менялся, подстраивался партийным руководством под нужды текущего момента. Эта доктрина в таком подходе выглядела как источник действий партии, а не продукт партийных манипуляций, и то же самое касалось не только текстов, но и тела Ленина.

Фото: CHROMORANGE / Bilderbox / Globallookpress.com

С обвалом советской системы в 1991 году ленинское тело оказалось выключенным из нее. Постсоветское российское государство не закрыло мавзолей, но резко сократило его финансирование. На протяжении последних 25 лет однозначного решения о судьбе тела Ленина так и не было принято. Сегодня оно остается в мавзолее в публичном доступе, а лаборатория продолжает работать. Конец советской системы не привел к автоматическому уничтожению этого тела, не превратил его в застывший разлагающийся труп, но при этом и не сделал из него искусственную куклу.