Сколько зарабатывает иллюстратор. Профессия иллюстратор

Когда я только начала заниматься иллюстрированием, то много времени тратила в поисках ответа на вопрос - сколько же стоит иллюстрация? Как формировать цену на свой труд?

Спустя время, я пришла к выводу, что очень много написано для иллюстраторов (и это, конечно нужно), но мало написано для клиентов. А вот для них как раз бы и стоило подробнее описать из чего же складывается работа над картинкой, а следом показать почему эта работа столько стоит.


Эту статью я написала основываясь только на своём опыте работы с клиентами. Если у вас есть дополнения - прошу в комментарии.

Так сложилось, что на российском рынке, иллюстратор чаще всего воспринимается как некая творческая натура без царя в голове, рисующая по мановению музы и за кусочек хлеба. И как адекватно оценить работу этого человека? Поэтому начнем разбираться по порядку.

Кто же такой иллюстратор?

Для многих людей слова "художник", "иллюстратор", часто и "дизайнер" - это синонимы. На самом деле, два этих понятия далеки друг от друга. Так же как психолог и психиатр. Прежде чем записаться на приём, задайтесь вопросом - вам к кому? :)

Если художник - это свободный творец (Разве называют Васнецова или Дали - иллюстраторами? Не думали почему?). То работа иллюстратора - это всегда работа по четкому ТЗ. Почему я написала «четкое», потому что иллюстратор должен то, что находится в голове клиента, перенести и подать на бумаге. И расплывчатые фразы вроде - "Вам виднее, Вы же художник", здесь неуместны. Если клиент сам не представляет, что он хочет видеть, то человек задача которого проиллюстрировать , точно так же не видит, что в конечно счете должно получиться. К слову, книга - это тоже четкое ТЗ для иллюстратора. Здесь автор описывает, что он видит. Иллюстратор этот взгляд и мир переносит на бумагу, чтобы увидели ещё и другие.

Художник-иллюстратор - человек, который рисует картины для себя, под настроение и желание, и занимается иллюстрацией, то есть работает на заказ. Рисует для других людей.


Как проходит процесс работы?
Теперь когда внесли ясность, кто есть кто, остановлюсь на процессе создания самой иллюстрации. Кратко его описать не получиться, но я буду стараться. Процесс обычно состоит из нескольких этапов - обсуждение, разработка идей, подготовка чернового эскиза и отрисовка.

Если вы не обратились в издательство или агенство, где работа иллюстратора нормирована заработной платой, то в остальных случаях, расчет всегда идет по часовой ставке. У каждого иллюстратора она своя. Всё зависит от опыта. Я часто сталкиваюсь с таким заблуждением у клиентов, что чем опытнее иллюстратор, тем быстрее он отрисует картинку и значит стоить будет дешевле.

А теперь для сравнения) Когда вы идете к квалифицированному врачу и платите за приём 2000 рублей, вы не думаете, что раз опыт у него большой, то значит он должен стоить дешевле?:) Если бы всё в мире строилось по такому принципу, то молодые специалисты должны были бы зарабатывать втрое больше квалифицированных. Они же времени много тратят на работу.

Опытный иллюстратор просит за свою работу больше, потому что он уже научился её оценивать достойно. Начинающие иллюстраторы чаще тратят на работу времени больше, чем за неё получают. Но это время заказчику не оговаривается. Поэтому клиент остается в недоумении. Вот Вася нарисовал мне картинку за 5 часов (а в реале за 40) и попросил 3000, а Федор Геннадьевич рисует за 3 часа и просит 10 000.

Пример, условный. Хорошая иллюстрация за 3 часа не рисуется. Почему?

1. Обсуждение.
Как бы это не казалось странным, но на этот этап порой уходит достаточно много времени. Товарищ клиент, это время тоже имеет свою цену.

Я включаю время переписки в стоимость работы. И не обсуждаю тонкостей, если вижу, что клиент пока не собирается пользоваться моими услугами, как иллюстратора.

Конечно, целиком отказаться от этого не возможно. Но я стараюсь сводить это к минимуму. Если я буду общаться с каждым написавшим, обсуждая его планы и идеи, просматривая массы ссылок, а в итоге мы мило распрощаемся, то кто оплатит мне моё потраченное время?

Ко всему, обсуждение это процесс, который длиться на протяжении всей работы.

Пример. На данный момент я работаю над иллюстрацией книги. Сейчас мы закончили с клиентом отрисовку обложки. За весь период, начиная от согласования размера и заканчивая конечным вариантом я отправила 21 письмо. Если предположить, что в среднем на 1 письмо уходит 10 минут (вы не просто пишите письмо, вы ведете диалог, объясняете, обсуждаете, выбираете, читаете ответы клиента), то это 3,5 рабочих часа.

2. Разработка идеи.

Один из самых интересных и сложных этапов. Самая что ни на есть аналитическая работа. Тонкости этого этапа описать за пару предложений не возможно. Достаточно будет сказать, что здесь нужно придумать как подать ваш текст так, чтобы погрузить читателя в происходящее, или вызвать у него какие-то ассоциации, возможно заставить улыбнуться или показать сарказм (вспомните популярный во времена СССР). Всё это будет влиять на интерес к вашей книге (журналу, статье) и востребованности её на рынке.

Очень хорошо можно прочувствовать этот этап, если прочитать книгу Натали Ратковски "Профессия иллюстратор" . Написана она очень легко, и человеку, который ни разу не рисовал, позволит окунуться в тонкости этой профессии.

И снова пример . Разработка идей на обложку у меня заняла около 3 часов.

3. Подготовка чернового эскиза.

Фактически это отрисовка всей иллюстрации без цвета.

Многие ошибочно считают, что если человек рисует много и долго, он должен за 10 минут изобразить любой объект. Будь то трактор или лошадь. Это не так. Иллюстратор знает основы построения фигуры, этого ему достаточно чтобы в дальнейшем изобразить требуемый объект. Но прежде чем это сделать, нужно найти необходимую информацию о нём. Подобрать нужный ракурс. Иллюстратор не обязан знать как выглядит лошадь, присевшая у куста смородины в реверансе). Это и есть работа с референсами .

То же самое относится и к проработке героев (если речь идет о книге), персонажей иллюстрации. Иллюстратор может рисовать уже десятую мышь, которые имеют одинаковое строение и физиологию. Но характер каждой мышки иллюстратору нужно создать. Иначе вы получите книжку из клип-артов, где все герои-близнецы.

Часто, следом за эскизом в карандаше, необходимо сделать цветовой вариант эскиза. Чтобы определиться с настроением будущей иллюстрации.

На проработку эскизов может уходить и несколько месяцев. Посмотрите на работы , неужели можно подумать, что на разработку одной такой иллюстрации уйдет пара дней?

В моем случае, обложка не состояла из большого количества деталей, но предполагала наличие двух главных героев. Отрисовка чернового и цветового эскизов заняла - 8 часов 20 минут. Если работа предполагает хорошую детализацию, то время, которое иллюстратор затратит на этом этапе, возрастёт. То же самое относится к формату иллюстрации. Мои плакаты, размеры которых были с лист ватмана заняли у меня несколько дней ( , ).

Сейчас, если вы дочитали до сюда, возможен возглас возмущения - «Зачем рассказывать о том как много всего Вам приходиться, бедным иллюстраторам делать? Это же Ваша работа!»

Я очень рада, что у Вас, товарищ клиент, приходит осознание того, что рисование - это работа. Мы движемся в нужном направлении:)

4. Отрисовка

Сколько это займет, опять же во многом зависит от опыта и стиля художника.

Очень часто у меня бывают такие случаи. Клиент присылает пример иллюстрации, которые он бы хотел видеть, с оговоркой, что вот здесь мало деталей, один персонаж и фон, времени (=денег) много не требуется. При этом в примере, который прилагается, работы заслуженных и известных художников, которые не смотря на то, что нарисовали одного персонажа, проработали его максимально детально (одним из последних таких примеров, мне прислали работы Евгения Антоненкова). По сути, часто вся книга обладает большей ценностью именно за счет иллюстраций, выполненных иллюстратором, а не из за текста. Подумайте, почему именно её вы выбрали из такого множества книг?

Стиль таких иллюстраций - это годами отработанный опыт. Здесь я хочу дать совет, товарищ клиент. Если вам понравился стиль иллюстратора/художника, идите к нему, и заказывайте иллюстрации именно у него. Копирование чужого стиля, подстройка под чужой стиль - это всегда трудоёмкая задача. И будьте готовы или много за неё заплатить, или долго ждать, при этом результат не гарантирован.

Пример. Отрисовка обложки в цвете у меня заняла - 8 часов 35 минут.

Итог: обложка была нарисована за 23 часа 25 минут. Это почти 3 рабочих дня.

А теперь весёлый счет:) Квалифицированный специалист с хорошим опытом работы (не зависимо от области его работы) ориентировочно должен получать от 1000$ в месяц. Предположим, что это нижняя планка в условиях роста цен. Отсюда не сложно посчитать, что часовая ставка будет составлять около 6,25$ (160 рабочих часов). 23 часа 30 минут (округлила для удобства счёта) - это примерно 147$, что составит 8 232 рублей по текущему курсу.
(Оговорюсь, что это нижняя планка цен. Потому что расчет стоимости фрилансера ещё обсулавливается тем, что он не работает на постоянной ставке. Следовательно, его зарплата формируется из количества заказов, которые он может выполнить за месяц.)

Соответственно, удобен и обратный счет. Если вы оговариваете, что за данную работу вы можете заплатить только 2 000 рублей, но вам обещают на выходе полноценное изображение, посчитайте примерный заработок иллюстратора и вы увидите какого уровня специалиста вы нанимаете.

Либо иллюстратор имеет дополнительную работу, а значит сроки на ваш заказ будут зависеть уже от других факторов.

Хочется еще вспомнить такое любимое ваше, товарищ клиент: «У меня 20 иллюстраций и такая цена для меня дорогая.» Я понимаю, что мы всегда считаем свои деньги, это хорошая черта характера:) но, иллюстрация - это работа, требующая времени. Как вы уже поняли. Насколько вы цените своё время? Как много вещей вы согласитесь сделать бесплатно? Иллюстрирование - это не рынок, понятие «оптом» здесь не уместно. Исходите из бюджета, который у вас есть. Если его хватает на две иллюстрации, пусть они будут лучше две хорошие, чем сорок ни о чем. Такую книгу вы сами не захотите купить.

Я надеюсь, что мне удалось немного внести ясность в ценообразование в сфере иллюстрации. И, возможно, кому-то помочь оценить работу своих специалистов. Хороших вам исполнителей, товарищ клиент. А иллюстраторам - достойных зарплат и оплат:)

P.S. Фотография в заголовке поста - мой новый продукт на Creative Market . Забегайте -

Как много в нашем мире творческих людей, которые умеют рисовать и создавать потрясающие вещи, но никак не могут придумать, как применить свои навыки и перевести свое любимое дело в приличный заработок. Согласитесь, ведь когда любимое дело и работа - одно и то же, это прекрасно?

Итак, давайте пойдем глубже.

Иллюстратор - это художник, который создаёт рисунки к тестам, раскладку для фильмов и мультфильмов, а также раскладку востребованных рекламных роликов. Трудно поверить, но именно иллюстраторы создают уникальные иллюстрации для дизайна сайтов, аватары и даже обои для рабочего стола. Это всё они - профессиональные иллюстраторы.

Где может использовать свой талант иллюстратор?

Профессиональные иллюстраторы пользуются огромным спросом у рекламных агентств, популярных издательств, редакций газет и журналов. Также частные лица и компании часто обращаются к ним за помощью. Работы у опытного иллюстратора всегда много и главное - им готовы платить хорошие деньги, потому что без их таланта не получится популярного интересного фильма, мультфильма, не будет интересных картинок, сопровождающих текст в книгах, газетах, журналах. Иллюстраторы создают то, что не могут создать дизайнеры и опытные пользователи графических программ.

Иллюстратор требуется многим компаниям, связанных с печатной продукцией или с созданием веб-сайтов:

  • книжные издательства и редакции,
  • рекламные и PR-агентства,
  • студии дизайна,
  • студии веб-разработок.

Какими навыками должен обладать иллюстратор?

Как и любой другой профессионал своего дела, иллюстратор отличается набором особых качеств и умений. Для начального уровня достаточно владеть хотя бы половиной перечисленных навыков, однако нужно иметь ввиду, что для того, чтобы стать высококвалифицированным специалистом, нужно овладеть максимум навыков.

  • умение пользоваться компьютерными графическими программами (например, Photoshop);
  • умение рисовать от руки (именно это отличает иллюстратора от дизайнера);
  • иметь свой стиль рисования;
  • создавать коллажи, выполнять ретушь и цветокоррекцию;
  • создавать уникальные иллюстрации и коллажи;
  • работа со шрифтами;
  • рисование растровых и векторных изображений.

Сколько зарабатывают иллюстраторы?

Заработная плата иллюстратора может зависеть от разных факторов:

  • масштаб проекта, над которым Вы работаете (насколько компания большая);
  • количество заказов;
  • опыт работы и знания;
  • регион, в котором находится заказчик;
  • Ваш уровень нормы (то, сколько Вы хотите зарабатывать, в пределах адекватного).

Понятное дело, что для работа иллюстратором желательно иметь художественное образование, однако его отсутствие не является причиной отказа от профессии, если она очень нравится. Лично я знаю некоторых иллюстраторов-дизайнеров, которые просто обладают талантом к рисованию (без специального образования) и спокойно заняли свое место на поприще художников. К слову, заработок иллюстраторов может варьироваться от 20.000 до 70.000 рублей в месяц, в зависимости от вышеперечисленных критериев.

Заключение

Как видите, для работы иллюстратором необходимо по сути 3 вещи: умение создавать красивые вещи (тяга к прекрасному), умение работать в специализированных программах типа Photoshop и нескончаемое желание совместить свое любимое дело и работу.

А что касается поиска заказчиков и наполнения портфолио, то Вам всего-то нужно узнать особенности удаленной работы изнутри. Начать Вы можете вот с этих по .

Профессиональный иллюстратор занимается созданием рисунков для книг и различных журналов. Специалист рисует персонажей мультиков и создает рекламные ролики. На рынке труда особенно востребованы универсальные дизайнеры, которые обрабатывают рисунки и дорабатывают сложные изображения.

Сколько получает иллюстратор в разных странах мира?

Почем платят в РФ?

Усредненная зарплата иллюстратора в Российской Федерации составляет скромных 23 500 рублей (примерно 405 американских баксов). Лучше всего платят профессионалам в Санкт-Петербурге.

Культурная столица имеет огромное количество музеев, где ценится труд мастеров.

Структура жалований работников данного профиля имеет следующий вид:

  • Свердловский регион – 18 700 руб. / 322 доллара;
  • Самарская территория – 19 100 RUB / 329 USD;
  • Московская область – 19560 ₱ / 337 у.е.;
  • Краснодарский край – 22000 rub / 379 $;
  • Ленинградская область – 50000 рублей / 862 бакса.

Львиная доля работодателей предлагает специалистам заработок в диапазоне 15 -16,2 тыс. RUB ежемесячно.


Среди похожих специальностей вознаграждения выглядит так:

  • художник ювелирных изделий – 65 000 rub /1120 баксов;
  • концепт мастер – 60 000 руб. / 1034 у.е.;
  • 3D художник – 50 000 ₱ / 862 доллара;
  • керамист – 30 000 rub / 517 USD;
  • миниатюрист – 29 900 рублей / 515 $;
  • специалист по костюмам – 25 000 RUB / 431 у.е.;
  • портретист – 20 000 ₱ / 345 долларов;
  • дизайнер – 20 000 рублей / 344 USD;
  • оформитель – 19 850 rub / 342 $.

Чтобы иметь четкое представление о вознаграждении специалистов, рассмотрим некоторые примеры открытых вакансий в стране:

  • организация « Time of Prestige » (Москва) специализируется на разработке креативных черно-белых рисунков. Тематика выполняется специализированной тушью. Ценность 1 рисунка в среднем составляет 70-100 рублей. Расценка 1 серии достигает 3,5-5 тыс. RUB. В среднем иллюстратор зарабатывает в месяц 40 тыс. ₱ / 689 баксов;
  • компания «ШТОРМ и КО» (Тольятти») разрабатывает экспозиционные рисунки. Мастер получает здесь от 11,1 до 12 тыс. RUB ежемесячно. Претенденты должны иметь опыт работы от 3-х лет. Знание графических редакторов является обязательным требованием;
  • фирма «Тексмарк» (Иваново). Профессиональный иллюстратор имеет стабильную прибыль здесь от 17 000 ₱ / 293 доллара. Также после реализации проекта предусмотрены премии.

Ценность специалистов в стоковой студии

Организация работы в стоковых студиях проводится старшим менеджером. Иллюстраторы здесь имеют жалованье в размере 18 баксов за паблик.


Структура дохода специалиста имеет следующий вид:

  • авторская ставка в размере 20 -25 USD за 1 оригинальную работу;
  • персональная премия – максимальный уровень достигает 28$;
  • надбавка за внесение разнообразия в работу – 3-5% от фиксированной ставки;
  • оригинальный проект – 20 баксов;
  • симиляр -10 у.е.;
  • симлесс паттерн – 3 доллара.

Крепкий стоккер в организации данного типа составляет 1100 USD . Для получения такой суммы создается 30 оригиналов и фонов.

Прайс исполнителей в Украине

Сколько стоит труд иллюстратора в Украине? Конечная выручка специалиста зависит от его профессиональных качеств. В среднем специалист зарабатывает в стране скромных 6500 гривен (около 240 долларов).


В разрезе областей картина имеет следующий вид:

  • Харьковская – 7000 UAH / 259 долларов;
  • Днепропетровская – 7 250 грн. / 268 баксов;
  • Киевская – 7500 гривен / 277 USD.

Столичные работодатели предлагают иллюстраторам вознаграждение в диапазоне 6100-12100 гривен в месяц. В стране также популярна работа специалистов на фрилансе. Жалованье здесь опытных мастеров достигает 200 $ ежемесячно.

Прайс исполнителей в Казахстане

Большая часть вакансий иллюстраторов в Казахстане сосредоточена в мегаполисах (Караганда, Астана, Алмата и пр.). Чтобы иметь неплохой доход мастер должен работать в специальных редакторах.


Градация тарифа работника имеет следующий вид:

  • минималка – 67 000 тенге /199 долларов;
  • средний показатель -124 000 тенге / 368 баксов;
  • максимальный уровень – 189 000 тенге / 563 у.е.

Вознаграждение в Белоруссии

Творческая профессия иллюстратора в Белоруссии ценится. Мультипликаторы могут найти неплохое рабочее месте в студиях или веб-порталах. Неплохие заработки сосредоточены по удаленной работе.


Структура окладов такая:

  • минимальный показатель -315 BYN / 160 USD;
  • средняя линия -573 BYN / 292 $;
  • максимальный предел – 900 BYN / 459 у.е.

Тарификация труда в США

Иллюстраторы и дизайнеры пользовательского интерфейса зарабатывают в США в среднем 89 106 долларов . Часовая ставка специалиста лежит в диапазоне 41,63 -90,43 USD .


Иллюстратор - это художник, который создает рисунки к текстам в книгах, газетах, журналах и других печатных изданиях. Изображение должно наполняться эмоциями и смыслом, ярко передавать идею, заложенную автором текста. Это и есть главная задача иллюстратора - кратко и емко передать суть написанного через рисунок.

Грамотный специалист умеет создавать картинки, обрабатывать фотографии, создавать эскизы. Для этого необходимо обладать множеством техник:

  • Графическая иллюстрация. Суть техники заключается в использовании простых элементов в создании рисунка. Основной рабочий инструмент - черный карандаш.
  • Ботаническая иллюстрация - искусство создания изображений растений. Специалисты данного профиля востребованы в редакциях научных журналов, ботанических изданиях, при написании школьных учебников.
  • Техническая иллюстрация - подробное изображение объекта с максимальной детализацией. Используется в технической литературе, инженерной документации.

Профессиональный иллюстратор владеет всеми вышеприведенными техниками. Такой специалист востребован на рынке труда и может претендовать на достойную зарплату.

Иллюстраторы требуются во многих компаниях, деятельность которых связана с печатной продукцией:

  • агентства рекламы;
  • web-студии;
  • сфера полиграфических услуг;
  • пресса.

Обязанности иллюстратора

Работа специалиста ненормированная. Сегодня многие профессионалы ищут заказчиков через интернет, так что работа связана с дедлайнами и четкими сроками.

Отметим основные обязанности иллюстратора:

  • создание иллюстраций, картинок, изображений;
  • корректура цвета, обработка эскизов;
  • работа с векторной графикой.

Рисование - это основное занятие профессии иллюстратор. Именно поэтому человек должен обладать художественным вкусом, быть усидчивым и терпеливым. Кроме этого, профессия «любит» творческих людей с бурной фантазией.

К иллюстратору выдвигаются следующие требования:

  • в совершенстве разбираться в редакторах изображений: Splashup, Adobe Photoshop, GNU Image Manipulation Program, Sumo Paint;
  • художественный вкус.

В некоторых компаниях выдвигают дополнительные требования, например, умение рисовать от руки, работать с фотографиями, специальными эффектами

Не пропустите:

Как стать иллюстратором

Если рисование Вам с детства по душе, Вы креативная и творческая личность - можете смело начинать поиски небольших заказов. На биржах фриланса полно заданий для иллюстраторов разного уровня профессионализма. На первых парах рассчитывать на высокую зарплату не стоит, однако со временем, наполнив портфолио работами, можно повышать цену.

Освоить профессию иллюстратор и получить дополнительные знания можно в одной из художественных школ или пройти краткосрочные онлайн-курсы.

Что касается стабильной работы в штате крупной компании, здесь дела обстоят несколько сложнее. Подобные вакансии появляются не так часто, а конкуренция на место довольно высокая. Решающий фактор в выборе кандидата - портфолио.

После первого собеседования Вы получите техническое задание, в котором, скорее всего, требуется создать иллюстрацию к какому-нибудь описанию. Нужно понимать, что подобные задания раздадут всем претендентам. От качества и скорости выполнения работы во многом зависит вероятность трудоустройства.

The Village продолжает выяснять, как устроен личный бюджет представителей разных профессий. В новом выпуске - иллюстратор. Обычно эти специалисты работают на фрилансе, и фиксированной стоимости их работ нет: за одно и то же задание можно получить и 5 тысяч рублей, и 50 тысяч. Девушка, которая уволилась с поста арт-директора, чтобы заниматься иллюстрацией, рассказала нам о своих доходах и тратах.

Профессия

Иллюстратор

Доход

90 000 рублей

Траты

20 000 рублей

аренда квартиры

15 000 рублей

10 000 рублей

развлечения

7 000 рублей

4 000 рублей

транспорт

1 000 рублей

расходы на кота

33 000 рублей

накопления

Как стать иллюстратором

Я люблю выражать свое отношение к миру через рисунки, и иллюстрация - это то, чем я хотела заниматься с детства. Я окончила художественную школу, а после пошла на курс иллюстрации в Британской высшей школе дизайна. По окончании курсов я работала арт-директором в крупном рекламном агентстве, но спустя какое-то время работа мне разонравилась из-за отсутствия свободы творчества. Я собрала финансовую подушку и уволилась в надежде устроиться иллюстратором.

Я стала предлагать свои услуги издательствам, СМИ и арт-директорам разных компаний. В это же время я запустила проект, в рамках которого каждый день иллюстрировала одну понравившуюся мне новость. Идею предложил мой муж, а я люблю реагировать на события и делаю это довольно смешно, поэтому с радостью взялась за проект. Я выкладывала рисунки в социальных сетях, и проект становился популярным. Когда я набрала порядка 15 работ, то объединила их в один пост, в котором сообщила, что ищу работу иллюстратора, и попросила друзей репостнуть. В итоге все мои знакомые знали, что я ищу работу, и это помогло. За первый месяц поисков я получила пять-шесть заказов и почти за все взялась. Новостной проект продержался несколько месяцев - до тех пор, пока у меня стабильно не стали появляться заказы.

Издания и арт-директора, которым я отправляла письма в начале поисков, стали отвечать примерно спустя полгода. В результате за несколько лет работы я сделала дизайн упаковок, иллюстрации для банка, торгового центра, алкогольной продукции, журнала и интернет-СМИ, придумала фирменный стиль кафе, а также поучаствовала в создании комикса и иллюстрировала книгу. Кстати, у меня нет собственного сайта с моими работами, клиенты узнают обо мне по сарафанному радио. Либо сама пишу людям, которые мне нравятся.

Начинающие талантливые иллюстраторы часто стесняются публично показывать свои работы и ждут, пока соберут крутое портфолио. Я тоже так делала, но поняла, что не надо ничего ждать, надо действовать сейчас, быть наглым и активно рассказывать о себе в социальных сетях.

Особенности работы

За два года работы я стала чувствовать себя увереннее и стала отказываться от некоторых предложений. Сейчас я стараюсь выполнять большие заказы и берусь только за ту работу, которая мне нравится. При общении с клиентом я стараюсь узнать как можно больше информации: в чем особенности продукта, кто его аудитория и так далее. Часто для этого приходится встречаться и обсуждать детали вживую.

Со временем заказчики стали мне доверять и давать свободу творчества, но я никогда не знаю заранее, что буду рисовать. Я не придерживаюсь одного стиля и каждый раз пробую что-нибудь новое. Журнальная и книжная иллюстрация - это визуальный комментарий к тексту. Но это не значит, что картинка должна просто дублировать его. Она может быть остроумным дополнением или личным мнением автора, с которым читатель может согласиться или нет. Также иллюстрация может задавать вопросы или отсылать к интересным фактам написанного. С рекламной иллюстрацией все немного по-другому, потому что здесь должен быть четкий бриф. На эту тему, кстати, один иллюстратор сказал хорошую фразу: «Если вы рисуете яблоко, то не нужно подписывать рисунок словом „яблоко“». В обратную сторону это тоже работает.

Есть два типа иллюстраторов: первые кайфуют от того, что рисуют что угодно из головы, а вторым обязательно нужна задача. Я принадлежу ко вторым: не люблю рисовать просто так, и мой новостной проект был, по сути, заказом самой себе. Даже когда мне дают полную свободу творчества, я устанавливаю для себя рамки и ставлю собственную задачу внутри клиентского заказа. Важно, чтобы рисунок понравился не только заказчику, но и мне.

Во время учебы я много рисовала красками, но со временем поняла, что самое комфортное - работать на графическом планшете. Во-первых, он всегда со мной, и я могу рисовать откуда угодно, а во-вторых, это быстрее. Если ты рисуешь руками, то нужно потом сканировать рисунок, а это занимает слишком много времени. К тому же на планшете гораздо легче вносить правки. В прошлом году я рисовала иллюстрации к книжке карандашами и чуть не померла от этого процесса.

Я работаю из дома каждый день по пять-шесть часов. Обычно я делаю параллельно несколько рисунков, поэтому утром мне всегда нужно составить рабочий план на день. Работа над рисунком начинается с цветовой гаммы, в которой я хочу работать. Иногда она сама рождается у меня в голове, а иногда в поиске хорошего сочетания цветов приходится подолгу смотреть картинки в Tumblr или Pinterest. Раз в два месяца бывает, что я в течение двух недель не работаю. Так происходит не потому, что я ленюсь, а просто из-за отсутствия заказов.

Однажды ко мне обратилась одна очень крупная компания, которой нужно было разработать персонажей для игры. Однако они сами не знали, чего хотят, и в результате переговоров попросили меня составить для них бриф. Я его составила и отправила, но человек, с которым я общалась, перестал отвечать, а через неделю другой сотрудник этой же компании прислал мне задание с моим же брифом. То есть они решили со мной не работать, но воспользовались моим брифом, рассылали его разным иллюстраторам и случайно отправили опять мне. Это был единственный раз, когда я позволила себе нагрубить заказчику. Вообще, если у меня в самом начале обсуждения появляются проблемы с клиентом и вынос моего мозга, то я стараюсь сразу отказаться от работы.

Знакомые рассказали мне, что делать, если не хочешь брать заказ. Нужно просто назвать заказчику безумно высокую цену за работу. Обычно все сразу отказываются, однако пару раз кто-то соглашался, и приходилось работать. Крупные фирмы и издательства обычно сами устанавливают цену за работу, а со стартапами и новыми командами каждый случай разбирается индивидуально.

Доходы

За последние два-три года рынок иллюстрации значительно вырос. Заказчиков стало больше, и они готовы нормально платить. Стало больше и иллюстраторов, что тоже хорошо, потому что здоровая конкуренция способствует повышению качества.

В моей профессии очень большой разброс цен. Я как-то проводила эксперимент и узнала, что за одну и ту же работу одни люди готовы заплатить 5 тысяч рублей, а другие - 50 тысяч. Люди не знают, как и во сколько оценивать труд иллюстратора. При этом, кстати, малоизвестные заказчики охотнее платят большие суммы, чем многие крупные бренды. Некоторые рекламные агентства оценивают стоимость работы в листах А4, но это странно, потому что каждый иллюстратор тратит разное количество времени на иллюстрацию. Я, например, рисую большими формами, а другой иллюстратор прорисовывает каждую деталь. Несправедливо, что он потратит на рисунок в формате А4 гораздо больше времени, чем я, а получим мы равную сумму денег. Мне кажется, наиболее правильно оплачивать труд по часам, и иногда я рассчитываю стоимость заказа исходя из стоимости часа.

Сейчас я стараюсь не браться за заказы стоимостью ниже 10 тысяч рублей, хотя порой делаю исключения для одного издания, у которого фиксированная оплата работы. Небольшой заказ на 5 тысяч рублей я сделаю за день, а самый большой мой заказ был на 200 тысяч рублей, его я делала полтора месяца. Помимо денег, заказчики периодически присылают мне разные ништяки. Например, на Новый год мне подарили духи, кремы и прочие приятные вещи.

Я считаю свою зарплату соответствующей моему труду, потому что я много отдыхаю. Мне хватает денег на жизнь, но как человек с амбициями я всегда хочу больше. Думаю, если постоянно брать много заказов, то за три-четыре года можно зарабатывать 150 тысяч рублей.

Расходы

Мы с мужем пытаемся вести учет доходов и расходов, но получается с переменным успехом. Вообще, мы большие транжиры: тратим очень много денег на развлечения. Постоянно ходим в кино, бары, на катки, выставки и так далее. Мы ведем активный образ жизни и придерживаемся философии «Нужно не экономить, а больше зарабатывать». Если один из нас захотел что-нибудь купить или куда-нибудь пойти, то мы это делаем.

Мы снимаем квартиру за 40 тысяч рублей и откладываем деньги стихийно, на собственную квартиру не копим. Обычно, когда сумма накоплений доходит до 200 тысяч рублей, мы не можем не поехать в путешествие.

Мне важно путешествовать. В прошлом году мы два раза ездили за границу и около пяти раз путешествовали с мужем по России. Мы в два захода объездили города Золотого кольца и были несколько раз в Сочи. Кстати, как-то в Сочи мы за четыре дня умудрились потратить 100 тысяч рублей, притом что жили у родителей мужа. Я сама не понимаю, как так получилось. Я бы хотела откладывать больше денег, но пока не выходит.

В идеале я хочу два месяца в году отдыхать от работы и Москвы в какой-нибудь теплой стране. Я думала над тем, чтобы работать не из Москвы, но мужа удерживает работа, поэтому такой вариант пока не рассматривается.