Патриаршие пруды памятник крылову. Легенды и мифы

«Хвост поднявши, словно меч, Бегемот толкает речь тронную,
И прогнулась у стены под пятою Сатаны Бронная» (Вадим Егоров)

Когда-то на этом месте располагалось Козье болото (от которого получили своё название Большой и Малый Козихинские переулки). По одной из версий, Козьим это болото называлось от находившегося поблизости Козьего двора, с которого отправлялась шерсть к царскому и патриаршему дворам. Из Козьего болота вытекал ручей Черторый.

В начале XVII века это место для своей резиденции выбрал Патриарх Гермоген и на месте болота появилась Патриаршая Слобода. В 1683-1684 годах Патриарх Иоаким для осушения болот и разведения рыбы к патриаршему столу распорядился вырыть три пруда. Такие пруды - рыбные садки - были вырыты в разных частях города.

На Пресне, в Пресненских прудах, разводили дорогие сорта рыбы, на Козьем болоте - более дешевые, для ежедневного обихода. С упадком Патриаршей слободы, связанным с отменой патриаршества, пруды были заброшены и местность вновь заболотилась. И только в первой половине XIX века их зарыли, оставив один-единственный декоративный пруд, и разбили вокруг него сквер.

В 1976 году на Патриарших прудах был установлен памятник Ивану Андреевичу Крылову работы скульпторов А. А. Древина и Д. Ю. Митлянского. Баснописец сидит в окружении оживших героев его произведений.

В 1945 году в Ермолаевском переулке был построен жилой дом для высших военачальников СССР по проекту архитекторов М. М. Дзисько и Н. И. Гайгарова (мастерская И. В. Жолтовского), известный в настоящее время как «Дом со львами».

Как мы помним, на этом самом месте Берлиозу отрезало трамваем голову. Однако трамвайных путей здесь никогда не было. Ближайший к Патриаршим прудам трамвай проходил по Садовой улице.

В 2002 году на Патриарших прудах на пересечении Малой Бронной улицы и Ермолаевского переулка по проекту архитектора С. Ткаченко был построен элитный жилой дом «Патриарх» на 28 квартир.

По мнению архитектора и историка архитектуры В. З. Паперного, дом «Патриарх» - один из худших примеров «лужковской архитектуры» в Москве.

Рядом с прудами снимали мастерские живописцы Василий Суриков и Василий Поленов. Неподалеку от Патриарших жили: Владимир Маяковский, Людмила Гурченко.

Особняк Шехтеля в Ермолаевском переулке - дом архитектора Фёдора Осиповича Шехтеля в Москве по адресу Ермолаевский переулок дом 28 строение 1.

Объект культурного наследия федерального значения. В настоящее время в особняке располагается посольство республики Уругвай.

Особняк Зинаиды Морозовой - роскошный особняк жены Саввы Морозова, Зинаиды Григорьевны, выстроенный по проекту Фёдора Шехтеля в Москве на Спиридоновке, 17. Впоследствии принадлежал Рябушинским.

Особняк был построен в 1893-1898 годах богатым промышленником и меценатом Саввой Морозовым для своей жены Зинаиды на том участке, где в 1815 году А. Л. Витберг выстроил дом для поэта И. И. Дмитриева. Затем здесь жили Аксаковы, пока в 1893 году его не приобрёл Морозов.

На здании можно заметить скульптуры горгулий. По преданию, перед войной или революцией эти горгульи ночью издают громкий хриплый вой.

Сейчас здесь дом приемов МИДа.

Еще одно здание Ф. Шехтеля на Патриарших это Вспольный пер. д. 9 - особняк И. И. Миндовской. В 1919 году здесь размещался Верховный революционный трибунал, в 20-е - 30-е годы жил председатель трибунала, народный комиссар юстиции СССР Н. В. Крыленко, обвинитель на сталинских судебных процессах. Ныне здесь находится один из офисов посольства Индии в России.

Малая Никитская д. 28/1 - особняк С. А. Тарасова (1884, архитектор В. Н. Карнеев), ныне - посольство Туниса. В особняке жил Л. П. Берия, поэтому среди москвичей этот дом так и зовется - «Дом Берии». Дом этот пользуется очень нехорошей славой, и ночью местные жители стараются обходить его стороной.

В 1999 году по инициативе главы страховой компании «Спасские ворота» Бориса Хаита состоялся конкурс на проект памятника Михаилу Булгакову на Патриарших прудах.

Из 28 вариантов был выбран проект скульптора Александра Рукавишникова. Скульптор предложил не просто установить памятник писателю, а сделать вокруг него целый скульптурный ансамбль, состоящий из Булгакова, сидящего на берегу пруда, идущего по воде Иешуа Га-Ноцри, и 12-метрового бронзового примуса-фонтана.

Помимо этого Рукавишников задумал расположить на берегу пруда и других героев знаменитого романа - кота Бегемота, Азазелло, Коровьева, Понтия Пилата, Мастера и Маргариту.

Однако многочисленные протесты со стороны местных жителей и деятелей культуры заставили скульптора и московские власти отказаться от идеи установки памятника.

Но ко-что Рукавишников успел. На Садовом, возле Курского вокзала, мы можем видеть автомобиль с водителем-грачом, на котором Маргарита летела на бал, и обнимающихся Мастера и Маргариту, которые, по задумке автора, при этом парят в воздухе.

Страна: Россия

Город: Москва

Ближайшее метро: Маяковская

Сдан: 1976 г.

Скульптор: А.А. Древин, Д.Ю. Митлянский

Архитектор: А.Г. Чалтыкьян

Описание

Памятник знаменитому русскому поэту и баснописцу Ивану Андреевичу Крылову, который находится у Патриарших прудов, представляет собой не просто памятник, а целый скульптурный ансамбль. Главный элемент ансамбля конечно памятник Ивану Андреевичу. Мощный Иван Андреевич в пол оборота сидит в своем кресле и смотрит на героев своих знаменитых басен.

Памятник расположен на не высоком прямоугольном постаменте. На постаменте нанесена памятная надпись “Иван Андреевич Крылов”.

Справа от памятника располагаются скульптуры в виде раскрытых книг. На страницах книг изображены сцены из басен: Мартышка и очки, Слон и Моська, Волк и Ягненок, Ворона и Лисица и многие другие.

История создания

Памятник по проекту скульпторов А.А. Древина, Д.Ю. Митлянского и архитектора А.Г. Чалтыкьяна был установлен у Патриарших прудов в 1976 году.

Как добраться

Приезжаете на станцию метро Маяковская, первый вагон в центр и выходите на Большую Садовую улицу. По Большой Садовой идете до перекрестка с Малой Бронной улицей и сворачиваете на нее. Буквально через несколько шагов окажитесь на перекрестке с Ермолаевским переулком. Здесь на перекрестке вход на территорию парка Патриаршие пруды. И совсем недалеко от входа вы увидите памятник русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову. (ул. Малая Бронная д.44).

Скульптурная композиция — Памятник Крылову на Патриарших прудах (Москва) – дань памяти знаменитому русскому баснописцу. Установлен в парке около Патриарших прудов на улице Малая Бронная.

О Крылове

Иван Андреевич Крылов (1769 — 1844) - русский публицист, поэт, баснописец, издатель сатирико-просветительских журналов. Более всего известен как автор 236 басен, собранных в девять прижизненных сборников. (Сборники выходили с 1809 по 1843 гг.). Наряду с тем, что большая часть сюжетов басен Крылова является оригинальной, отдельные из них восходят к басням Лафонтена. Тот в свою очередь, заимствовал их у Эзопа, Федра и Бабрия. Многие выражения из басен Крылова стали крылатыми.

Автор памятника

Открытие памятника

Памятник Крылову торжественно открыли 17 сентября 1976 года. Баснописца скульптор изобразил сидящим на скамейке в парке возле Патриарших прудов . Иван Андреевич показан таким, как его описывают современники — одетым немного неопрятно, ленивым, флегматичным и добродушным человеком. Фигуру Крылова, имеющую портретное сходство с писателем, установили на широком и низком гранитном постаменте. На постаменте надпись: «Иван Андреевич Крылов».

Часть скульптурной композиции

Скульптурная композиция, помимо Памятника, включает в себя также (с 12-ю персонажами басен). Автором барельефов является скульптор Даниэль Митлянский.

Скульптурная композиция — Памятник Крылову и барельефы героям его басен, содержат в надлежащем состоянии и периодически реставрируют.

ПАМЯТНИКИ ИВАНУ КРЫЛОВУ

Первый в России памятник баснописцу И.А. Крылову работы знаменитого скульптора П.К. Клодта появился в мае 1885 года в Санкт-Петербурге. Отлитый на средства петербуржцев, он стоит в Летнем саду, где Иван Андреевич любил по утрам совершать пешие прогулки.
Скульптор П.К. Клодт изобразил Ивана Андреевича Крылова в обычной, будничной одежде, скопировав для большей точности просторный длиннополый сюртук, который баснописец носил в последние годы жизни. Крылов сидит на округлом камне в спокойной, непринужденной позе, держа раскрытую книгу. Он как бы машинально перелистывает ее, но взгляд его устремлен поверх книги, а чуть сдвинутые густые брови, сомкнутые губы и складка у рта придают широкому лицу сосредоточенное выражение. Погруженный в глубокое раздумье, он ничего не замечает вокруг. Все правдиво и естественно, как сама жизнь: старый человек вышел на прогулку, немного устал, присел отдохнуть на первый попавшийся камень и задумался... А может быть, в этот момент рождается новая басня?
Пьедесталом памятника служит гранитный куб, полностью покрытый барельефами на сюжеты 36 басен Крылова. Если приглядеться к пьедесталу, на нем можно увидеть героев басен "Квартет", "Лиса и виноград", "Мартышка и очки" и многих других.

Легенды и мифы

Как известно, скульптор Клодт был очень ответственным человеком. Задавшись идеей украсить памятник Крылову персонажами басен, Клодт внимательно прочел все произведения баснописца и составил список животных, изображения которых обязательно должны присутствовать в скульптурной композиции монумента. Лепить животных Клодт предпочитал с натуры. Говорят, что во время работы над памятником Крылову в доме скульптора разместился целый зверинец: осел, кот, собаки, волк, обезьяны, овца с ягнятами, лиса, журавль, лягушка и многие другие. По заказу Клодта ему даже были доставлены медведь с медвежонком. Скульптор мужественно переносил соседство с животными, некоторые из которых жили во дворе, а некоторые - прямо в мастерской. Лишь к одному животному Клодт испытывал антипатию: ему не хотелось находиться под одной крышей с козлом. Однако, по замыслу скульптора, козел непременно должен был фигурировать в композиции памятника. Клодту удалось договориться, чтобы козлика к нему каждый день водила жившая неподалеку старушка. Главной проблемой было заставить его позировать: животное никак не хотело идти в мастерскую, упиралось, чуя присутствие волка и медведя. Но хозяйке так хотелось увидеть своего любимца, увековеченного в бронзе, что она все-таки заставляла козлика идти в мастерскую. Старания скульптора оправдали себя: животные, украшающие пьедестал памятника Крылову, выглядят очень естественно и правдоподобно.
Родился Иван Андреевич Крылов в Москве. Здесь в 1976 году и установлен памятник. Находится он в тихом Ермолавеском переулке возле Патриарших прудов. Авторы этого монумента скульпторы А.А. Древин и Д.Ю. Митлянский.
В Твери прошли юные годы Ивана Андреевича. Памятник Крылову Ивану Андреевичу в Твери был открыт 14 августа 1959 года. Скульпторы работы - С.Д. Шапошников, Д.В. Горлов, архитектор Н.В. Донских. Установлен в честь баснописца И.А. Крылова, который жил в Твери с 1774 по 1783 год. Памятник, выполненный из бронзы и высотой 4 метра, стоит на гранитном постаменте высотой около 3 метров. Находится в сквере возле площади победы. По сторонам от памятника установлены 4 стелы, на каждой из которых имеется по 2 горельефа с известными персонажами басен Крылова.
Похоронен Крылов на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры Петербурга. Средства на надгробие собирал весь город. Поэты Жуковский и Вяземский организовали для этого специальную подписку. По их же просьбе автором его стал Клодт.

Памятник в Санкт-Петербурге

Баснописец сидит в окружении героев самых известных своих басен: «Квартет», «Ворона и Лисица», «Мартышка и очки», «Осел и Соловей», «Две собаки», «Волк и Ягненок», «Слон и Моська», «Ворона», «Кукушка и Петух», «Зеркало и Обезьяна», «Свинья под дубом». Всего Крылов написал 201 басню, три из которых нашли уже после его смерти.

Хотели здесь поставить и памятник Булгакову, и в 1999 году даже прошел конкурс проектов. Один из участников тогда предложил воссоздать сцену гибели Берлиоза - поставить фрагмент трамвайных путей, турникет, замостить мостовую булыжником.

А победила работа Александра Рукавишникова. Скульптор предложил установить целый скульптурный ансамбль, состоящий из сидящего на берегу пруда писателя, идущего по воде Иешуа Га-Ноцри, двенадцатиметрового бронзового примуса-фонтана, кота Бегемота, Азазелло, Коровьева, Понтия Пилата, Мастера и Маргариты. Но против такого памятника выступили местные жители и деятели культуры. Скульптуры так и остались стоять во дворе мастерской Рукавишникова.

Говорят, что... ...Крылов был тучен и неопрятен. Его растрепанные нечесаные волосы, грязные и мятые рубашки вызывали насмешки у знакомых. И когда баснописец спросил у одной дамы, как бы ему одеться, чтобы быть неузнанным на маскараде, она предложила ему просто помыться и причесаться.