Исследовательская работа по литературе "интерпретации образа шерлока холмса ". Друг Шерлока Холмса: разрушение стереотипа



На фото: сэр Артур Конан Дойл на ежегодном ужине компании «Столл» 27 сентября 1921 года беседует с актёром Эйлом Норвудом, игравшим Шерлока Холмса.

С момента появления первого - ещё немого - фильма про великого сыщика с Бейкер-стрит, на сегодня уже выпущены многие десятки, если не сотни фильмов и телефильмов по мотивам рассказов Конан Дойла. Все их можно условно разделить на две большие группы - фильмы, в которых создатели пытаются как можно тщательнее воспроизвести сюжетную линию рассказов о Холмсе и фильмы, которые порой имеют к произведениям про великого сыщика лишь то отношение, что главный герой в них носит имя Шерлок Холмс. Предлагаю бегло взглянуть на то, как менялся и выстраивался образ Шерлок Холмса в кино за прошедший век.

Английский актёр Уильям Джиллетт сыграл Холмса в пьесе 1899 г. «Шерлок Холмс: Драма в четырёх действиях» и затем в течение достаточно длительного времени оставался самым «хрестоматийным» Холмсом, внеся в образ сыщика ряд деталей, использовавшихся затем во многих фильмах.

В 1916 году Джиллетт снялся в фильме про Холмса, но, к сожалению, этот фильм не сохранился.

В период с 1921 по 1925 года английская кинокомпания «Столл» сняла два полнометражных и 45 короткометражных фильмов про Шерлока Холмса. В фильмах в главной роли снимался Эйл Норвуд. Норвуд создал культовый образ великого сыщика, а компания разработала методы перенесения детективных историй на экран.

Стоит отметить, что в годы становления «великого немого» немыслимым казалось показывать развязку детективной истории в конце фильма. Киношники того времени были уверены, что внимание публики невозможно удержать до самого конца, если не показать суть истории в самом начале «фильмы». Это, в свою очередь, входило в полное противоречие с концепциями рассказов Дойла, в которых читатель узнавал то, как совершается преступление, только в самом конце, причём всё рассказывает сам Холмс. Однако первые фильмы про Холмса создавались таким образом, что преступление показывалось в самом начале, а уж потом показывалась работа сыщика.

На фото: Уильям Джиллетт в пьесе «Шерлок Холмс» с Элис Фолкнер (Кэтрин Флоренс), ок. 1900 года .

Первым условным фильмом о Шерлоке Холмсе исследователи считают фильм «Озадаченный Шерлок Холмс», снятый около 1900 года киностудией «Мутоскоп и Байограф».

На фото: Мутоскоп в музее Херн-Бэй

Фильм, продолжительностью около минуты, предназначался для просмотра в мутоскопе - специальном аппарате индивидуального пользования, позволяющем просматривать короткие ролики из последовательности «движущихся картинок». Любой желающий посмотреть ролик, бросал монетку и наслаждался чудом.

Сюжет фильма «Озадаченный Шерлок Холмс» был прост: в комнате то появлялся, то исчезал вор, а облачённый в халат Холмс никак не мог понять, что происходит.

Вообще, первые фильмы о Холмсе, например вышедший в 1906 году датский «Шерлок Холмс в Эльсиноре» были скорее пародиями, чем серьёзными лентами. Да это и не удивительно - в очень короткие ролики эпохи зарождения кино, сложно было впихнуть достаточно серьёзный сюжет.

Однако по мере развития кинотехники, появилась возможность снимать более длинные ленты, а, стало быть, и делать боле сложные сюжеты. В 1905 году американская компания «Вайтограф» сняла фильм «Приключения Шерлока Холмса», основанный на повести «Знак четырёх» с Морисом Костелло в роли Холмса (впрочем, не факт, что там играл Костелло).

На фото: Морис Костелло в фильме «Шпионская сеть» (1912 год)

С 1908 по 1911 год датская компания «Нордиск» - крупный игрок ранней эры немого кино - сняла серию из 12 фильмов о Холмсе, ни один из которых не был основан на оригинальных историях.

Не отставали и немцы. В 1910-1911 г.г. немецкая кинокомпания «Вайтоскоп» выпустила пятисерийный фильм «Арсен Люпен против Шерлока Холмса». Конан Дойл пытался воспротивиться этой фальшивке и запретил немцам использовать имя своего героя. Немцы даже не заметили этого запрета - законы о защите авторского права тогда ещё не приобрели современную филигранную изощрённость. В 1914 году «Вайтоскоп» выпустила «Собаку Баскервилей» с Альвином Нойсом в роли детектива. Сюжет фильма был весьма далёк от оригинальной повести Дойла и больше походил на фильмы про Фантомаса, появившиеся во Франции накануне Первой мировой войны.

На фото: Альвин Нойс в фильме «Гамлет» (1911 год).

Сами англичане не сразу обратили внимание на золотую жилу, скрывающуюся в историях про Шерлока Холмса. Только в 1912 году британская кинокомпания «Урбан-Трейдинг» выпустила фильм про Шерлока Холмса. Правда главную роль в этом фильме была отдана… собаке по кличке Пятнышко. Это был фильм-пародия под названием «Пёс Шерлок Холмс».

На фото: афиша британского фильма «Пёс Шерлок Холмс» (1912 год)

Кстати, об авторском праве. В 1911 году вышел Закон об авторском праве, который пытался защитить права авторов при экранизации их произведений. Конан Дойл решил извлечь из популярности своего героя некоторую финансовую выгоду и продал права на использование образа Холмса в кино французской компании «Эклер». Правда, сам Дойл позднее вспоминал, что продал права на Холмса за «символическую сумму». Но как бы там ни было, а именно компания «Эклер» выпустила первый авторизированный фильм о Холмсе - «Приключения Шерлока Холмса».

В 1914 году был снят первый полнометражный британский фильм про Холмса «Этюд в багровых тонах». Все события шли в хронологическом порядке, то есть сперва показывалось преступление, а потом уже шло его раскрытие. И вообще в фильме упор был сделан на жизнь и злодеяния секты мормонов, а Холмс появлялся уже под занавес. Роль Холмса сыграл Джеймс Брэджингтон - никому не известный работник студии, выбранный на роль только благодаря внешнему сходству с Холмсом.

На фото: Джеймс Брэджингтон в фильме «Этюд в багровых тонах».

Однако более Джеймс Брэджингтон никогда Холмса не играл. Да и вообще неизвестно, играл ли он ещё хоть кого-нибудь. В последующих фильмах Джордж Пирсон, режиссёр фильма «Этюд в багровых тонах», на роль Холмса приглашал британского актёра Г.А. Сейнтсбери, который ранее играл роль великого сыщика в театре.

На фото: афиша фильма «Долина страха» (1916 год) с Г.А. Сейнтсбери в роли Шерлока Холмса.

В 1920 году права на экранизацию повестей «Собака Баскервилей» и «Знак четырёх» купила крупная британская кинокомпания «Столл». На роль Шерлока Холмса пригласили Эйла Норвуда. Конан Дойл выкупил права на экранизацию своих произведений у студии «Эклер», заплатив, как он утверждал, «в десять раз дороже», чем они в своё время заплатили ему, и заключил контракт с компанией «Столл», которая обязалась выплачивать ему 10% выручки от показа фильмов. Компания «Столл» амбициозно решили конкурировать с Голливудом.

В течение трёх лет компания выпускала по пятнадцать короткометражных фильмов в год: цикл «Приключения Шерлока Холмса» в 1921 году, «Продолжения приключений Шерлока Холмса» в 1922 году и «Последние приключения Шерлока Холмса» в 1923 году. Кроме этого было снято два полнометражных фильма: «Собака Баскервилей» в 1921 году и «Знак четырёх» в 1923 году. В общем, стратегия «Столл» была такой же, как стратегия самого Дойла, который печатал в журнале « » свои рассказы без продолжения про Холмса. Каждый рассказ о Холмсе (кроме повестей) - полностью законченное произведение и читателю не надо ждать нового номера, чтобы узнать чем дело кончилось и опасаясь его пропустить.

На фото: Эйл Норвуд и Хьюберт Уиллис с режиссёром Морисом Элви на месте съёмок «Случай в интернате». Фильмы компании «Столл» снимались в Лондоне и его пригородах

Конан Дойл был впечатлён фильмами «Столл». Он считал их «блестящими» и даже согласился прийти на ежегодный ужин «Столл» в октябре 1921 года, где поздравлял кинематографистов и восхищался игрой Норвуда, которого поставил на одну ступень с художником Сидни Пэджетом и актёрами Уильямом Джиллеттом и Г. А. Сэйнтсбери, ставшими, можно сказать, соавторами Дойла по созданию хрестоматийного облика Холмса.

Кстати, интересно, что все эти фильмы не пытались воспроизводить обстановку викторианской Англии, в которой, собственно, разворачиваются действия почти всех рассказов о Холмсе. Если присмотреться в предыдущей фотографии (рабочий момент съёмок фильма «Случай в интернате»), то видно, что Холмс и Ватсон одеты по той же моде, что и члены съёмочной группы. Или, во всяком случае, не сильно отличаются от них. В этих фильмах о Холмсе присутствовали телефоны, автомобили и т.п. детали жизни 20-х годов XX века. И так продолжалось довольно долгое время.

Лишь в 1939 году американская компания «XX век Фокс» сняла фильм «Собака Баскервилей», в котором постаралась наконец воспроизвести обстановку Англии конца XIX века.

На фото: Кадр из американского фильма «Собака Баскервилей» 1939 года. В роли Шерлока Холмса - Бэзил Рэтбоун, в роли Ватсона - Нигел Брюс.

Но я забежал немного вперёд. Поначалу американцы тоже снимали Холмса в современных пейзажах. Понятно, в современных для времени съёмки. Так, в 1922 году американская компания «Голдвин» выпустила фильм «Шерлок Холмс», в котором действие проходит в 20-х годах. Роль Холмса сыграл Джон Берримор.

На фото: Джон Берримор в фильме «Шерлок Холмс» (1922 год). Сцена стычки Холмса и профессора Мориарти.

Фильм «Шерлок Холмс» 1922 года стал причиной судебной тяжбы между американской компанией «Голдвин» и британской компанией «Столл». Дело в том, что американцы снимали свой фильм по популярной пьесе Уильяма Джиллета, купив у него лицензию и посчитали, что «Столл» неправомочно использует имя Шерлока Холмса в своих фильмах. В качестве свидетеля в суд вызывался сам Конан Дойл - тем самым став как бы частью атмосферы своих произведений. Есть какая-то ирония в том, что автор рассказов о детективе сам угодил в суд из-за этих рассказов. Правда только в качестве свидетеля. Суд, кстати, вынес решение в пользу «Столл».

Первый звуковой фильм о Шерлоке Холмсе вышел за год до смерти Конан Дойла - в 1929 году. Главную роль в нём сыграл Клайв Брук. Это был фильм «Возвращение Шерлока Холмса».

На фото: Кадр из первого звукового фильма про Холмса «Возвращение Шерлока Холмса». В роли Холмса - Клайв Брук (слева).

Даже по приведённому выше снимку видно, что весь антураж фильма переносил Холмса в конец 20-х годов XX века, а никак не в викторианскую Англию.

Как я уже сказал выше, первым фильмом, в котором Холмса наконец вернули в его старую добрую викторианскую Англию стал американский фильм «Собака Баскервиллей», вышедший на экраны 31 марта 1939 года.

На фото: кадр из фильма «Собака Баскервиллей» (1939 год, производство Twentieth Century Fox Film Corporation)

Интересный вопрос - почему же ранее создатели фильмов о Холмсе пренебрегали созданием атмосферы Викторианской эпохи, смело помещая сыщика с Бейкер-стрит и его друга в современное создателям время? На мой взгляд, тут работало несколько факторов. С одной стороны - западный человек именно своё время и окружающую его техносферу и культурные артефакты «здесь и сейчас» считает наиболее правильным; настолько, что склонен даже исторически отдалённые эпизоды обрамлять в привычные ему окружающие декорации. Достаточно вспомнить многочисленные европейские картины на библейские сюжеты, на которых жители древней Палестины облачены в наряды Европы XVII в.в.

Рембрандт, «Святое семейство», 1645 год. Дева Мария и её муж Иосиф облачены отнюдь не в одеяния Иудеи I века до н.э., а скорее по голландской моде XVII века.

А поскольку в рассказах о Холмсе не сделан какой-то упор на то, что окружающим фоном обязательно должна быть Англия конца XIX века, то создатели фильмов на этом не зацикливались и перемещали персонажей в современность. К тому же, с их точки зрения, 20-е года XX века с технической точки зрения были куда интереснее викторианской Англии.

Да и вообще, мне кажется, в первой трети XX века какой-то особой ностальгии по XIX веку не было. Наоборот, в обществе был разлит энтузиазм технического прогресса. Сам кинематограф был чем-то передовым и странно было в нём воссоздавать картины сравнительно недавнего и кажущегося таким скучно-старомодным прошлого.

А вот к концу 30-х годов XX века викторианская Англия уже стала экзотикой. К тому же пошла мода на исторические фильмы. И тогда стало ощущаться, что вообще-то Холмс имеет обаяние не только детективное, но и чисто историческое. Но это моё предположение.

Ну и в финале ещё некоторое количество Холмсов разных периодов.

Бэзил Рэтбоун в роли Шерлока Холмса ок. 1939 г.

Реджинальд Оуэн в роли Шерлока Холмса в фильме «Этюд в багровых тонах» (1933 г.)

Рэймонд Мэсси в роли Шерлока Холмса в фильме «Пёстрая лента» (1931 г.). Мне он напоминает скорее Геббельса, чем хрестоматийного Холмса.

Питер Кашинг в роли Шерлока Холмса в фильме «Собака Баскервилей» (1959 г.)

Роберт Стивенс в роли Шерлока Холмса в фильме «Частная жизнь Шерлока Холмса» (1970 г.)

Джеймс Мэйсон в роли доктора Ватсона и Кристофер Пламмер в роли Шерлока Холмса в фильме «Убийство по приказу» (1979 г.)

Питер Кук в роли Шерлока Холмса в пародийном фильме «Собака Баскервилей» (1978 г.) Вот уж такого Холмса я никогда не представлял.

Николас Роу в роли Шерлока Холмса и Алан Кокс в роли доктора Ватсона в фильме «Молодой Шерлок Холмс» (1985 г.)

Дэвид Бурк в роли доктора Ватсона и Джереми Бретт в роли Шерлока Холмса в серии «Последнее дело Холмса» (1984 г.) телевизионного сериала «Приключения Шерлока Холмса»

Роберт Дауни-младший в роли Шерлока Холмса и Джуд Лоу в роли доктора Ватсона в фильме «Шерлок Холмс» (2009 г.)

Ну и конечно…

Мартин Фримен в роли Джона Ватсона и Бенедикт Камбербэтч в роли Шерлока Холмса в телевизионном сериале Би-би-си «Шерлок» (2010 г.)

Ну и до кучи…

Джонни Ли Миллер в роли Шерлока Холмса и Люси Лью в роли доктора Ватсона в телесериале «Элементарно» (2012 г.) . Про это могу сказать только - не смотрел, но осуждаю.

В общем, как видим, сегодня создатели снова перенесли Холмса и Ватсона в современность. Не могу сказать, что сериал «Шерлок» мне очень понравился. Однако не могу также не отметить, что даже в современных декорациях и в современной техносфере в целом Холмс не потерял своей привлекательности.

Ну вот, наверное и всё.

Ах, да, советские фильмы с Ливановым и Соломиным. Ну что тут сказать? Мне эти фильмы в целом не нравятся. Несмотря на замечательную игру дуэта и огромное обаяния, исходящее от Ливанова и Соломина, в целом фильмы мне кажутся очень картонными и шаблонными. Похоже режиссёр фильма Масленников собрал все штампы на темы Холмса и засунул их в свой фильм.

А вот советский телефильм 1971 года «Собака Баскервилей» мне очень нравится за свою хорошо переданную дойловскую атмосферу. Не буду спорить, лучше ли дуэт Николая Волкова и Льва Круглого, чем дуэт Ливанова и Соломина, но точно - не хуже. И хотя Николай Волков не очень похож на хрестоматийные образы Холмса, созданные в начале XX века, играет он «погуще» что ли, чем Ливанов. Холмс Волкова - настоящий несколько мрачноватый и вдумчивый аналитик, тогда как у Ливанова постоянно какие-то элементы детской мультипликации (меня, например, коробит сцена в «Знаке четырёх», в которых Холмс Ливанова объясняет мальчишкам, что им не надо курить и т.п.).

На фото: Николай Волков (Шерлок Холмс) и Лев Круглый (доктор Ватсон) в советском телефильме «Собака Баскервилей» (1971 год).

И конечно совершенно шикарный Александр Кайдановский в роли Степлтона.

Впрочем, это моё личное мнение, так сказать, чистая вкусовщина. И мнения этого я никому не навязываю. Дуэт Ливанова и Соломина мне тоже нравится. Но сами фильмы с их участием - не очень.

Ну вот на этом, пожалуй, финита.

В нашем восприятии самый гениальный детектив всех времён, мистер Вильям Томас Шерлок Скотт Холмс, представляется человеком целеустремлённым, серьёзным, несомненно образованным и интеллигентным. Однако характер его неоднозначен и во многом противоречив. Видно, что он обожает свою работу, поглощён ей целиком, но наступают приступы апатии и в это время никакая сила не способна побороть внутреннюю лень. Он целыми днями не выходит из дома, предаваясь возлежанию на диване и исполнению музыкальных увертюр.

Холмс чрезвычайно умён и образован.

  • Прекрасно разбирается в химии и геологии, окончил Оксфордский колледж по специальности биохимик.
  • Осведомлён в области медицины, неплохо знает анатомию человека.
  • Знает историю и географию, ровно настолько, насколько это полезно для расследования преступлений.
  • Интересуется современными, для своего времени, достижениями в области техники.
  • Ну и конечно безупречные знания английского правоведения.

И в противоположность полное отсутствие какой-либо осведомлённости в политике, астрономии, ботанике, философии, литературе и остальных общеобразовательных науках. Мозг сыщика, как интеллектуальный фильтр, впитывал и запоминал знания, необходимые для работы и совершенно не реагировал на остальную информацию, а аналитический склад ума выстраивал полученные факты и знания в цепь дедуктивного расследования.

Обречённый на одиночество

Шерлок Холмс был человеком общительным, дружелюбным, способным своим флегматичным спокойствием расположить к себе окружающих. Несомненно у него были друзья: ближайший соратник доктор Ватсон, детектив Баркер, второй помощник Шерлока Портер и конечно заботливая миссис Хадсон. Но полностью быть открытым и откровенным у Холмса не получалось, такие люди являются фанатиками своей профессии и в большей степени замкнуты в кругу своих интересов. Ну а мысль о спутнице сердца не могла даже возникнуть. Любовь к женщине интеллигентного человека обязательно приводит к браку, а это действие способно поставить крест на опасной и самоотверженной карьере лондонского детектива. К сожалению, гении нередко остаются одинокими.

Холмс Шерлок (мистер Холмс) - персонаж цикла детективных повестей и рассказов, прототипом которого стал Джозеф Белл - преподаватель медицинского колледжа в Эдинбурге, обладавший необыкновенной наблюдательностью и умением разбираться в житейских ситуациях с помощью дедуктивного метода, чем удивлял своих студентов, одним из которых был Артур Конан Дойл. X. называет себя сыщиком-консультантом, он берется только за сверхсложные, самые запутанные дела, от которых отказываются Скотленд-Ярд и частные агентства. Не выходя из комнаты, может распутать преступление, над которым тщетно бились другие. Он принципиально отличен от стандартно мыслящих, тупоумных и неумелых полицейских и сыщиков из Скотленд-Ярда, которым никогда не суждено стать профессионалами. Для X. занятие сыщика - менее всего способ зарабатывать деньги. К решению любой задачи он относится как философ, как художник, как поэт. Чем труднее проблема, тем более она ему интересна. Уникальным X. делает высота качеств его личности. Любитель Гайдна и Вагнера, легко цитирующий Горация, Петрарку и Флобера, X. является автором трудов по психиатрии и химии, Ватсон свидетельствует, что X. почти не имел представления о современной ему литературе, политике и философии, он ничего не знал ни о теории Коперника, ни о строении солнечной системы и говорил Ватсону о том, что все это ненужные знания. По мнению X., человеку нужны лишь знания, которые являются инструментами познания мира.

Роман был издан в еженедельнике Битона за 1887 год под названием «Этюд в багряных тонах», который познакомил читателей с Шерлоком Холмсом (прототипы: профессор Джозеф Белл, писатель Оливер Холмс) и доктором Ватсоном (прототип майор Вуд), которые стали в скором времени знаменитыми. Отдельным изданием роман вышел в начале 1888 года и был проиллюстрирован рисунками отца Дойля - Чарльза Дойля. Несмотря на литературный успех и процветающую медицинскую практику, гармоничная жизнь семейства Конан Дойля, увеличенная рождениям дочурки Мэри, была неспокойной. В конце 1890 года под влиянием немецкого микробиолога Роберта Коха и Малькольма Роберта он решает, оставить практику в Портсмуте и едет вместе с женой оставив дочь Мэри бабушке, в Вену, где хочет специализироваться в офтальмологии, чтобы в дальнейшем найти работу в Лондоне, но, столкнувшись со специализацией на немецком языке и проучившись 4 месяца в Вене, понимает, что время потрачено напрасно.

Дойль посещает Париж и спешно возвращается в Лондон, где открывает практику на улице Upper Wimpole. Практика успеха не имела, но в это время пишутся короткие рассказы. Так постепенно создается образ Шерлока Холмса, главного героя этих рассказов, которые публикуются в журнале «The Strand». В мае 1891 г. после выздоровления от гриппа, Дойль решил оставить медицинскую практику и посвятить себя литературе. В 1892 году Дойль пишет рассказ «Уцелевший с 15-го года», который успешно ставится во многих театрах. В 1893 году, после поездки с женой в Швейцарию и посещения Райхенбахского водопада, несмотря на всеобщие просьбы, импульсивный автор решил покончить с образом Шерлока Холмса.

Литература, забота о Луизе, ухаживания за Джеан Леки настолько осторожно, насколько возможно, игра в гольф, езда быстрых автомобилях, полеты на воздушных шарах, на самолетах, - такая жизнь не удовлетворяет Конан Дойла. Он снова идет в политику в 1906 году, но и на этот раз терпит поражение. После того, как жена умерла у него на руках, Конан Дойль находится в депрессии много месяцев. Он старается помочь кому-то, кто находится в худшем положении, чем он. Продолжая рассказ о Шерлоке Холмсе, он входит в контакт со Скотланд-Ярдом, чтобы указать на ошибки правосудия. Это помогает оправдать молодого человека по имени Джордж Эдалджи, который был осужден за то, что зарезал множество коней и коров. Конан Дойль доказал, что зрение Эдалджи был настолько плохим, что преступник не смог бы сделать это ужасное дело. Эдалджи, который успел отсидеть часть определенного ему срока, был освобожден. После девяти лет тайного ухаживания Конан Дойль и Джеан Леки вступают в брак. Дойль счастлив с новой женой и активно начинает работать, значительно улучшив свое материальное положение. За несколько лет Дойль ставит на сцене «Пеструю ленту», «Родни Стоун», «Очки судьбы», «Подвиги бригадира Жерара».

В 1910 году Дойль публикует книгу «Преступление в Конго» о зверствах, которые совершаются в Конго бельгийцами. Написанные им «Утерянный мир» и «Отравленный пояс» имели успех не меньший, чем «Шерлок Холмс». В мае 1914 года сэр Артур вместе с женой и детьми отправляется провести инспекцию Национального заповедника в Джесиер-Парке в северной части Скалистых гор (Канада). В Канаде Дойль читает ряд лекций. Продолжительное время Конан Дойль был убежден в будущей войне с Германией. Дойль читает книгу Бернарда «Германия и следующая война», понимает всю серьезность ситуации и пишет статью «Англия и следующая война» (1913 год). Но его предупреждения оценивались как фантазии. Перед началом войны (в августе 1914 года) Дойль вступает в отряд добровольцев, который был целиком гражданским и создавался на случай вторжения врага на территорию Англии.
Дойль мыслил не только как политик, а и как инженер. Во время войны Дойль также вносит предложения относительно защиты солдат и предлагает что-то похожее на доспехи, т.е. наплечники, а также пластины, которые защищают важнейшие органы.
После такой жизни тяжело понять, почему писатель отступил в мысленный мир научной фантастики и спиритизма. Но Конан Дойль не был человеком, который удовлетворяется мечтами и желаниями. Он хотел, чтобы они сбылись. Пресса смеялась над ним, духовенство не одобряло его действий. Но ничто не могло удержать его. Следующие поездки в Америку (1922, 1923 г.), Австралию (1920 г.) и в Африку были также похожи на психические крестовые походы. В 1926 г. он пишет «Когда земля воскликнула», «Страна туманов», «Дезинтеграционная машина». Осенью 1929 года Дойль отправляется в последний тур по Голландии, Дании, Швеции и Норвегии. В это время он был уже серьезно болен ангиной. В 1930 году, прикованный к постели, он осуществил свое последнее путешествие. Он встал и пошел в сад. Когда его нашли, он лежал на земле, одной рукой сжимая землю, другой держа белый подснежник. Артур Конан Дойль умер 7 июля 1930 года. Его последние слова перед смертью были адресованы его жене. Он прошептал: «Вы замечательная». На могиле писателя вычеканеные слова, завещанные им лично:

* «Меня не вспоминайте с укоризной,
* Если я увлёк рассказом хоть немного,
* И мужа, насмотревшегося жизни,
* И мальчика, перед кем ещё дорога…».

Есть кино- и книжные персонажи настолько популярные, настолько любимые и живые, что мы совершенно искренне воспринимаем их как реально существовавших людей. Их немало, все они – яркие индивидуальности, но наверно самую “живую” и насыщенную историю имеет персонаж писателя Артура Конан Дойля – знаменитый детектив Шерлок Холмс. Я постаралась собрать разные пазлы, из которых состоит этот феноменальный миф, начиная с прототипа и заканчивая узнаваемой шляпой охотника на оленей:)

  • Прототип Шерлока Холмса

Как очень многие знаменитые люди, писатель Артур Конан Дойл начинал свою карьеру совсем в другой сфере деятельности. По образованию он был медиком, достаточно долго практиковал по этой специальности. И даже приобрёл бесценный жизненный опыт во время службы корабельным врачом в арктических и африканских морских экспедициях. Работая в Эдинбургской клинике, врач Дойл попадает в ассистенты к известному профессору и хирургу Джозефу Беллу. Известен он был не только своими профессиональными достижениями, но и необыкновенной наблюдательностью и логическими умозаключениями. К нему за консультацией обращались сыщики самого Скотланд-Ярда! Какая редкая удача для будущего писателя: он мог ежедневно наблюдать и за самим профессором, и за его уникальным методом точного определения характера пациентов. Именно это и вдохновило Конан Дойла на создание персонажа-детектива. К 50-летию своего коллеги и наставника Джозефа Белла, врач и начинающий писатель Артур Конан Дойл “родил”:) знаменитого Шерлока Холмса. Это было в 1887 году, а в 1900 году писатель превратился уже в самого высокооплачиваемого автора в мире – благодаря необыкновенно популярным рассказам о сыщике-детективе.

Артур Конан Дойл

Джозеф Белл

  • Музей Шерлока Холмса в Лондоне

Как известно, адрес лондонской квартиры детектива Холмса и его верного друга и компаньона доктора Ватсона таков: Бейкер-стрит 221В. Автор назвал этот номер произвольно, тогда на Бейкер-стрит его просто не существовало. Однако в более поздние времена улицу продлили и номер “достался” дому, который занимала строительная компания Abbey National. Не знаю: было ли у бедных сотрудников время заниматься собственными строительными делами или они должны были только отбиваться от поклонников Холмса?:))) Во всяком случае известно, что в Abbey National существовала должность специального секретаря, который разбирал корреспонденцию на имя Шерлока Холмса. Когда в 1990 году был основан музей-квартира знаменитого персонажа, строители, надо полагать, вздохнули с облегчением. На этом казусы, однако, не заканчиваются. В Британском Королевстве существует ритуал под названием “синяя табличка”. То есть мемориальная табличка синего цвета отмечает какое-либо место, связанное с известной исторической персоной или событием. И процесс присвоения такого памятного знака контролируется несколькими Обществами высокого ранга (полагаю – Королевскими:)) Что вы думаете? На доме № 221В по улице Бейкер-стрит имеется такая синяя табличка!

  • Внешний вид Шерлока Холмса

Первые рассказы о знаменитом сыщике иллюстрировались разными художниками, в том числе и родным отцом Конан Дойла. Это не были удачные иллюстрации, они не удовлетворили ни автора, ни – смею думать! – нас с вами. И только когда за работу взялся друг писателя художник Сидни Пэджет, популярный детектив получился такой как надо: высокий, подтянутый и щеголеватый интеллектуал. Именно на изображениях Сидни Пэджета впервые появляется и знаменитая кепка с двумя козырьками. так называемая шляпа охотника на оленей. Художник и сам носил такую кепку:

Но настоящую известность этот головной убор получил несомненно из-за принадлежности Шерлоку Холмсу!

  • Лучший в мире Шерлок!

Сюжеты про детектива и его напарника настолько популярны, что и по сей день вдохновляют на создание всё новых и новых кино-версий. Факт: количество экранизаций попало в Книгу рекордов Гиннесса, а список актёров, исполняющих две главные роли весьма внушителен. Но лучшей актёрской парой всех времен считается тандем советских исполнителей Василий Ливанов и Виталий Соломин. Это тоже можно считать фактом поскольку в 2006 году Василий Ливанов был награждён Орденом Британской империи за исполнение роли Шерлока Холмса. Английские кинокритики подтверждают, что советские актёры лучше всех остальных реализовали образы их знаменитых соотечественников. Помимо этой почётной награды о признании говорят и другие знаки внимания. Так, например, в лондонском музее на Бейкер-стрит портрет Шерлока Холмса – это собственно портрет Ливанова. В Москве недалеко от посольства Великобритании установлен памятник героям Конан Дойла, внешнее сходство с Ливановым и Соломиным не вызывает никаких сомнений:). В Новой Зеландии в 2007 году были выпущены четыре мемориальных монеты с изображениями Шерлока Холмса и доктора Ватсона в исполнении советских же актёров. Не правда ли, достойные подтверждения актёрских заслуг?