Как речевая характеристика изобличает жертв темного царства. “Темное царство” и его жертвы (по пьесе А

1. Сюжетная линия драмы «Гроза».
2. Представители «темного царства» — Кабаниха и Дикой.
3. Протест против устоев ханжеской морали.

Вообразите, что это самое анархическое общество разделилось на две части: одна оставила за собой право озорничать и не знать никакого закона, а другая принуждена признавать законом всякую претензию первой и безропотно сносить все ее капризы и безобразия.

Н. А. Добролюбов Великий русский драматург А. Н. Островский, автор замечательных пьес, считается «певцом купеческого быта». Изображение мира московского и провинциального купечества второй половины XIX века, которое Н. А. Добролюбов назвал «темным царством», и является основной темой творчества А. Н. Островского.

Пьеса «Гроза» была напечатана в 1860 году. Сюжет ее прост. Главная героиня Катерина Кабанова, не найдя отклика своим женским чувствам в муже, полюбила другого человека. Не желая лгать, мучаясь угрызениями совести, она признается в своем проступке публично, в церкви. После этого ее существование становится настолько невыносимым, что она бросается в Волгу и погибает. Автор раскрывает перед нами целую галерею типов. Здесь и купцы-самодуры (Дикой), и блюстители местных нравов (Кабаниха), и странницы-богомолки, рассказывающие небылицы, пользующиеся необразованностью народа (Феклуша), и доморощенные ученые (Кулигин). Но при всем разнообразии типов нетрудно увидеть, что все они расходятся по двум сторонам, которые можно было назвать: «темное царство» и «жертвы темного царства».

«Темное царство» представляют люди, в чьих руках находится власть. Это те, кто оказывает влияние на общественное мнение в городе Калинове. На первый план выходит Марфа Игнатьевна Кабанова. Ее уважают в городе, считаются с ее мнением. Кабанова постоянно учит всех, как «делали в старину», касается ли дело сватовства, проводов и ожидания мужа или хождения в церковь. Кабаниха — враг всего нового. Она видит в нем угрозу устоявшемуся ходу вещей. Она осуждает молодежь за то, что у них к старшим «должного почтения» нет. Не приветствует она просвещение, так как считает, что ученость лишь развращает умы. Кабанова говорит, что человек должен жить в страхе перед Богом, а жена еще и в страхе перед мужем. В доме у Кабановых полно богомолок и странниц, которых здесь неплохо кормят и которые получают прочие «милости», а взамен рассказывают то, что от них желают услышать — сказки о землях, где живут люди с песьими головами, о «сумасшедших» людях в больших городах, выдумывающих всякие новшества вроде паровоза и тем самым приближающих конец света. Кулигин говорит о Кабанихе: «Ханжа. Нищих оделяет, а домашних заела совсем...». И правда, поведение Марфы Игнатьевны на людях отличается от ее поведения дома. Вся семья находится в страхе перед ней. Тихон, абсолютно подавленный властной матерью, живет только одним простым желанием — вырваться, пусть и ненадолго, из дома нагуляться всласть. Его настолько гнетет домашняя обстановка, что ни просьбы жены, которую он любит, ни дела не могут остановить его, если предоставлена хоть малейшая возможность куда-нибудь отлучиться. Сестра Тихона Варвара тоже испытывает на себе все тяготы семейной жизни. Но она, по сравнению с Тихоном, обладает более сильным характером. У нее хватает смелости, пусть тайно, не подчиняться крутому нраву матери.

Главой другого семейства, показанного в пьесе, является Дикой Савел Прокофьевич. Он, в отличие от Кабанихи, которая прикрывает свое самодурство лицемерными рассуждениями, не скрывает своего дикого нрава. Дикой ругает всех подряд: соседей, работников, членов семьи. Он распускает руки, не платит рабочим: «Знаю, что надо заплатить, а все одно не могу...». Дикой этого не стыдится, наоборот, он говорит, что каждый из работников по копейке не досчитается, а «у меня из этого тысячи составляются». Мы знаем, что Дикой является опекуном Бориса и его сестры, которые по завещанию родителей должны получить свое наследство от Дикого, «если будут с ним почтительны». Все в городе, и сам Борис, понимают, что не получат они с сестрой наследство. Ведь Дикому ничто и никто не помешает заявить, что они с ним были непочтительны. Дикой прямо говорит о том, что не собирается с деньгами расставаться, так как у него «свои собственные дети есть».

Самодуры негласно управляют городом. Но в этом вина не только представителей самого «темного царства», но и его «жертв». Никто из них не решается на открытый протест. Тихон стремится вырваться из дома. Сестра Тихон Варвара отваживается на протест, но ее жизненная философия мало чем отличается от взглядов представителей «темного царства». Делай, что хочешь, «лишь бы все шито да крыто было». Она тайком бегает на свидания и еще Катерину сманивает. Варвара убегает из дома с Кудряшом, но ее бегство — это всего лишь попытка уйти от действительности, как желание Тихона вырваться из дома и забежать в «кабачок». Даже Кулигин, вполне независимый человек, предпочитает не связываться с Диким. Его мечты о техническом прогрессе, о лучшей жизни бесплодны и утопичны. Он только мечтает, что бы он сделал, если бы имел миллион. Хотя ничего не предпринимает для того, чтобы эти деньги заработать, а обращается за деньгами для осуществления своих «прожектов» к Дикому. Разумеется, Дикой денег не дает и прогоняет Кулигина.

И в этой удушающей обстановке изворотливости, лжи, грубости возникает любовь. Даже, наверное, не любовь, а ее иллюзия. Да, Катерина полюбила. Полюбила так, как могут полюбить только натуры сильные, свободные. Но она оказалась в полном одиночестве. Врать она не умеет и не желает, а жить в таком кошмаре ей невыносимо. Никто ее не защищает: ни муж, ни любовник, ни горожане, сочувствующие ей (Кулигин). Катерина в своем грехе винит только себя, она не упрекает Бориса, который ничего не делает, чтобы ей помочь.

Смерть Катерины в конце произведения закономерна — у нее нет другого выхода. Она не присоединяется к тем, кто проповедует принципы «темного царства», но она и не может смириться со своим положением. Вина Катерины — это вина только перед собой, пред своей душой зато, что она омрачила ее обманом. Сознавая это, Катерина никого не винит, но понимает, что жить с чистой душой в «темном царстве» нельзя. Ее такая жизнь не нужна, и она решает расстаться с ней. Об этом говорит Кулигин, когда все стояли над бездыханным телом Катерины: «Тело ее здесь, а душа теперь не ваша, она теперь перед судией, который милосерднее вас!»

Протест Катерины — это протест против лжи и пошлости человеческих отношений. Против лицемерия и ханжеской морали. Голос Катерины был одинок, и никто не в силах был ее поддержать и понять. Протест оказался саморазрушительным, но это был свободный выбор женщины, которая не пожелала подчиняться тем жестоким законам, которые ей навязывало ханжеское и невежественное общество.


Домашнее здание к уроку

1. Собрать материал для характеристики Варвары, Кудряша, Бориса, Тихона, Кулигина.
2. Уметь дать устную характеристику.

Одним из частных проявлений конфликта пьесы является столкновение характеров. Конечно же, антитеза обнаруживается в характерах Катерины и ее свекрови, но об этом мы побеседуем чуть позже. Контрастными оказываются также характеры Катерины и Тихона.

Тихон

Задание

Охарактеризуйте Тихона.

Ответ

Недалекий, бесхарактерный, безвольный, добрый; подавлен деспотизмом матери; трагическая гибель Катерины вызывает робкий протест.

Задание

Приведите доказательства из текста.

Ответ

Тихон появляется в пьесе со словами: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!» Д.I, явл. V. Стр. 231 (привести все слова Кабанова).

Вывод

Все человеческое задавлено в нем деспотизмом матери, он становится покорным исполнителем ее воли, в нем мы видим живое воплощение той цели, к которой стремятся властители "темного царства". Они были бы совершенно спокойны, если бы сделали всех людей такими же забитыми и безвольными. Благодаря усилиям "маменьки" Тихон настолько пропитался страхом и покорностью, что не смеет даже думать о том, чтобы жить своим умом и своей волей. "Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!" – уверяет он мать.

Его безропотность подчеркнута именем. Он не в силах по-настоящему постичь меру страданий и стремлений жены, не в состоянии проникнуть в ее душевный мир. Тем более не может он ей прийти на помощь.

Вопрос

Соответствует ли характер Тихона его фамилии Кабанов?

Ответ

Тихон от природы неплохой человек. Он добр, отзывчив, искренне любит и жалеет Катерину, чужд всяких корыстных стремлений. Есть в нем и способность к здравому суждению, и стремление вырваться на волю из тисков, в которых он оказался.

Задание

Приведите доказательства из текста

Д.V, явл.I, стр.275 (Я в Москву ездил…)

И только в финале этот зашибленный, но внутренне противоречивый человек поднимается до открытого осуждения тирании матери.

Д.V, явл. VI, стр. 282–283, 284

Трагедия Катерины заставляет даже покорного Тихона поднять голос протеста. Если первые слова Тихона в пьесе: "Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!", то в конце ее он с отчаянием бросает в лицо матери страстное гневное обвинение: "Вы ее погубили! Вы! Вы!"

Борис

В не меньшей степени характеру непокорной Катерины противостоит Борис. Невыносимая жизнь под гнетом Кабановой, тоска по свободе, стремление к любви и преданности – все это, не нашедшее отзыва в Тихоне, явилось причиной зарождения чувства Катерины к Борису.

Задание

Давайте охарактеризуем этого персонажа.

Ответ

Борис не похож на остальных обитателей Калинова. Он душевно мягкий и деликатный, простой и скромный, к тому же благодаря своему облику, образованности, манерам, речи кажется человеком из другого мира. Как и Катерина, он тоже угнетен, и это вызывает у молодой женщины надежду найти в нем родственную душу, способную ответить на ее горячее чувство.

Вопрос

Любит ли Борис Катерину?

Ответ

Любит. Д.III, сцена I, явл.III, стр.2. Д.III, сцена II, явл.II, стр.260–261.

Д.III, сцена II, явл.III, стр.262–263 (прочитать по ролям).

Вопрос

Как вы думаете, действительно ли Катерина нашла родственную душу?

Ответ

Катерина горько обманулась в Борисе. Это безвольный человек, находящийся в рабской зависимости от своего дяди.

Вопрос

Проанализируйте его поведение во время прощания с Катериной.

Ответ

Д.V, явл. III, стр. 279.

Даже при последнем свидании с Катериной, когда он ясно видит, что любимая женщина погибает, Борис не может отделаться от трусливой мысли: "Не застали бы нас здесь!" Эта расчетливая осторожность до конца раскрывает ничтожество Бориса.

Вопрос

Как вы думаете, кто в пьесе выглядит душевно привлекательнее Борис или Тихон?

Ответ

Борис только внешне кажется лучше Тихона, в действительности же он хуже его. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли и безропотно подчиняется всем капризам Дикого. Но если Тихон с детства забит и не подозревает о возможности другой жизни, то Борис, получивший образование, живший в культурной среде, сознательно подчиняет себя самодуру ради слабой надежды получить хоть ничтожную долю причитающегося ему наследства. Корыстный расчет заставляет Бориса терпеть унижения, является причиной его трусости. Он, как и Тихон, фактически становится пособником самодуров, соучастником их преступлений; но Борису это более непростительно, так как он понимает всю преступность деспотизма.

Варвара

История трагической любви Катерины показана рядом с параллельно нарисованным «гуляньем» Варвары.

Вопрос

Что это за персонаж?

Ответ

Варвара по-гречески означает «грубая». Смела и решительна. Она не суеверна, не боится грозы в отличие от Катерины. Не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев.

Д.I, явл.VI–VII, стр.234, явл. X, стр.239.

Д.II, явл. II, стр. 243

Исключительно правдивой Катерине противостоит нравственная непритязательность Варвары. Воспитанная на лживой, показной морали, Варвара придерживается правила: "Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было". Она сочувствует Катерине, презирает бесхарактерность брата, возмущается бессердечностью матери. Но душевные порывы Катерины ей непонятны.

Задание

Найдите страницы, посвященные свиданию Варвары и Кудряша. Проанализируйте поведение влюбленных.

Ответ

Д.III, явл.IV, Стр.265

С яркой поэтичностью, трепетной возвышенностью, эмоциональностью переживаний Катерины в сцене ночного свидания контрастирует слишком земная, монотонно-усталая, грубовато-эротичная, в чем-то неискренняя встреча Варвары и ее лихого приказчика Кудряша. Целуются они «холодно» и при этом многократно зевают.

Вопрос

Принадлежит ли Варвара к «темному царству»? Каковы ее взаимоотношения с его представителями?

Варвара приспособилась к законам «темного царства». По своему положению она не может открыто выступить в защиту своих прав и вынуждена хитрить и обманывать. На слова Катерины о том, что она не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: "Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас ведь дом на том держится. И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало".

Побег Варвары, о котором упоминает Тихон (с.277) противопоставлен финалу судьбы Катерины.

Кудряш

Задание

Дайте характеристику Кудряшу.

Ответ

Он вырос в обстановке Калинова. Как и другим калиновцам, ему непонятно восхищение Кулигина красотой природы. По своему культурному уровню он не отличается от обитателей города.

Вопрос

Как вы думаете, Кудряш жертва или хозяин жизни?

Ответ

Он хорошо знает нравы купеческой среды. (стр.227–228). Свободолюбив. Он не только осуждает деспотизм Дикого и Кабанихи, но и умеет постоять за себя. Как ни самодурствует Дикой, Кудряш отстоял для себя независимое положение. «Мало у нас парней-то на мою стать, а то бы мы его озорничать-то отучили». (стр.224). Он скорее хозяин жизни, чем жертва.

Задание

Понаблюдайте за репликами Кудряша, когда он узнает о связи Катерины с Борисом.

Ответ

(Д.III, сцена II, явл.II, стр.260–261)

Вопрос

Как он относится к Варваре?

Ответ

Кудряш горячо и искренне любит Варвару: "Я за свою... да я и не знаю, что сделаю! Горло перерву!" (Д.III, сцена II, явл.II, стр. 259).

И, в отличие от Бориса, он не останавливается перед тем, чтобы бежать с Варварой из Калинова и начать новую жизнь.

Кулигин

Вопрос

Чем отличается от жителей города Кулигин?

Ответ

Образованный человек, механик-самоучка – фамилия напоминает фамилию Кулибин. Чувствует красоту природы. Эстетически стоит выше других героев: поет песни, цитирует Ломоносова. Ратует за улучшение города, пытается уговорить Дикого дать деньги на солнечные часы, на громоотвод. Пытается влиять на жителей, просвещать их, объясняя грозу как явление природы. Таким образом Кулигин олицетворяет лучшую часть жителей города, но он одинок в своих стремлениях, поэтому его считают чудаком. (Вечный мотив горя от ума.)

Вопрос

С кем из персонажей можно соотнести Кулигина?

Ответ

С Катериной. Оба они обогащают лирическое начало пьесы. Кулигин, как и Катерина, олицетворяет в «темном царстве» «другую жизнь, с другими началами». (Добролюбов).

Вопрос

В чем разница в поступках Катерины и Кулигина?

Ответ

В отличие от непокорной Катерины, Кулигин – сторонник смягчения противоречий между хищниками и их жертвами, проповедник терпения и покорности.

Задание

Проиллюстрируйте эту мысль примерами из пьесы.

Ответ

В ответ на решительные меры против Дикого, предлагаемые Кудряшом, Кулигин возражает: «С него, что ль, пример брать! Лучше уж стерпеть». А на рычание Дикого реагирует так: «Нечего делать, надо покориться!» Активного способа противостоять распоясавшимся самодурам он не видит.

В раскрытии характеров пьесы Островский применил принцип контраста. Таким образом ему удалось рельефно показать их сложность, оттенить существенные их особенности и столкнуть всех персонажей своей драмы.

Домашнее задание

Написать письмо о жизни в городе Калинове от лица Бориса (на уроке в качестве проверочной работы, закончить дома).

Жертвы «темного царства»

Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. За это время пьеса претерпела множество трактовок, которые порой разительно отличались друг от друга. Это, как мне кажется, объясняется глубиной и символичностью пьесы.

В центре сюжета пьесы - конфликт чувства Катерины, главной героини, с укладом жизни города Калинова. Но еще Добролюбов указывал на то, что читатели думают «не о любовной интриге, а обо всей жизни». Это значит, что обличительные ноты касались самых разных сторон русского быта. В драме вынесен приговор «темному царству» и, следовательно, тому социально-политическому строю, который оно поддерживало.

Действие драмы происходит в провинциальном городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. В этом месте все настолько однообразно и стабильно, что даже новости из других городов и из столицы сюда не доходят. Жители в городе замкнуты, недоверчивы, ненавидят все новое и слепо следуют домостроевскому укладу жизни, который уже давно себя изжил. Приверженцев старого образа жизни Островский называет «темным царством», к которому относятся Дикой и Кабаниха. К другой группе персонажей относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «темного царства», угнетенные, одинаково ощущающие влияние Дикого и Кабанихи, но по-разному выражающие свой протест против них.

Дикой – яркий представитель первой группы, Островский применяет к нему определение «самодур». Поведением Дикого руководят необузданный произвол и тупое упрямство. Он требует беспрекословного повиновения окружающих, которые идут на что угодно, лишь бы как-нибудь не разозлить его. Самое главное для Дикого – это деньги. Ради них он готов на все – и на обман, и на мошенничество: «Много у меня в год-то народу перебывает… не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Пасует Дикой лишь перед теми, кто способен дать ему отпор. На перевозе через Волгу он не посмел связаться с проезжим гусаром, но после опять-таки выместил свою злость дома, разогнав всех по чердакам и чуланам. Качества его характера проявляются и в речи. Дикой использует грубые и оскорбительные выражения: разбойник, червяк, дармоед, дурак и т.д. Деспотизм, невежество, грубость – черты, которые характеризуют образ этого героя, типичного представителя «темного царства». Но Дикой сдерживает свой нрав перед Кабанихой, своей кумой.

Марфа Игнатьевна Кабанова – еще одна сторонница «темного царства», она еще хуже своего мужа. Кулигин так ее описывает: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Кабаниха умело прикрывает свои аморальные поступки идеалами патриархальной старины. Она соблюдает все обычаи и порядки, положенные домостроем. Новые же порядки кажутся ей нелепыми и даже смешными. Всех она хочет заставить жить по старинке и не терпит ни в ком из окружающих проявления своей воли, инициативы. Кабаниха пытается произвести впечатление благочестивой и суеверной женщины. Но к домашним она сурова и жестока. Женщина разваливает семью: Катерина добровольно уходит из жизни; Варвара покидает дом; Тихон, добрый и мягкий человек, теряет способность думать и жить самостоятельно. Враг всему новому, Кабаниха все же предчувствует, что старине приходит конец, что наступают тяжелые для нее времена. В речи Кабановой встречаются и пословицы, и обороты народной речи. Все это делает ее язык своеобразным, но не скрывает сущность ее «темной» души.

Самодурство и деспотизм, подавляя в окружающих свободу и самостоятельность, неизбежно порождают людей-приспособленцев, которые боятся жить своим умом и поэтому подчиняются угнетателям. К таким жертвам «темного царства» в пьесе относятся Тихон, Варвара и Борис. Тихон с детства во всем привык повиноваться матери, и в зрелом возрасте он боится поступить не по ее воле. Безропотно он переносит все издевательства Кабанихи, не смея протестовать: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться! Да я, маменька, и не хочу своей волей жить».

Борис Григорьевич, племянник Дикого, по уровню своего развития стоит значительно выше окружающей его среды. Образование, полученое им в Москве, не позволяет ему ужиться в среде диких и кабаних. Но у него не хватает характера, чтобы вырваться из-под их власти. Оба они – и Тихон, и Борис – не сумели защитить и спасти Катерину. И обоих «темное царство», превратившее их в безвольных, забитых людей, не способных бороться за свое счастье, обрекло на то, чтобы «жить на свете да мучиться».

Центральным персонажем пьесы, «лучом света в темном царстве», является Катерина. Она резко выделяется из той среды, в которой она родилась. Натура мечтательная, впечатлительная, нежная, Катерина в то же время обладала пылкой и страстной душой: «Такая уж я зародилась горячая!», - говорит она сама о себе. Девушка отличалась не только страстным, но и сильным характером. Она способна на полный разрыв с надоевшей ей средой. Конфликт между «темным царством» и светлым душевным миром Катерины завершился трагически. Не получив поддержку у Бориса, девушка во время грозы заканчивает жизнь самоубийством!

Столкнув между собой «темное царство» и «светлый луч», Островский выразил протест против всего старого. «Лучше не жить, чем жить так!» - вот что означало самоубийство Катерины. Приговора обществу, выраженного в такой трагической форме, русская литература до «Грозы» еще не знала. Да, свет не покорил тьму, но ведь там, где есть луч, скоро появится солнце и затмит темноту.

В атмосфере "темного царства", под гнетом самодурной силы тускнеют, чахнут живые человеческие чувства, слабеет воля, меркнет разум. Если же человек наделен энергией, жаждой жизни, то, применяясь к обстоятельствам, он начинает лгать, хитрить, изворачиваться.
Под давлением этой темной силы развиваются характеры Тихона и Варвары. И уродует их эта сила - каждого на свой лад.
Тихон подавлен, жалок, обезличен. Но даже гнет Кабанихи не убил в нем окончательно живые чувства. Где-то в глубине его робкой души теплится огонек - любовь к жене. Он не смеет проявлять эту любовь, он не понимает сложной душевной жизни Катерины и рад уехать даже от нее, лишь бы вырваться из домашнего ада. Но огонек в его душе не гаснет. Растерянный и подавленный, Тихон проявляет любовь и жалость к изменившей ему жене. "А я ее люблю, мне ее жаль пальцем тронуть..." - признается он Кулигину.
Воля его парализована, и он не смеет даже помочь своей несчастной Кате. Однако в последней сцене любовь к жене побеждает страх перед матерью, и в Тихоне пробуждается человек. Над трупом Катерины впервые в жизни он обращается к матери с обвинением. Здесь перед нами человек, в котором под влиянием страшной беды проснулась воля. Проклятия звучат тем более грозно, что исходят они от самого забитого, самого робкого и слабого человека. Значит, действительно рушатся устои "темного царства" и колеблется власть Кабанихи, если даже Тихон так заговорил.
Иные, чем в Тихоне, черты воплощены в образе Варвары. Она не хочет терпеть власть самодурной силы, не желает жить в неволе. Но избирает она путь обмана, хитрит, изворачивается, и это становится для нее привычным - она делает это легко, весело, не ощущая угрызений совести. Варвара утверждает, что без лжи жить нельзя: весь дом у них на обмане держится. "И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало". Житейская философия ее очень проста: "Делай что хочешь, только бы шито да крыто было". Однако Варвара хитрила, пока было возможно, когда же ее стали на замок запирать, она убежала из дому. И опять рушатся старозаветные идеалы Кабанихи. Дочь "опозорила" ее дом, вырвалась на свободу из-под ее власти.
Более всех слаб и жалок племянник Дикого, Борис Григорьевич. Он сам говорит о себе: "Уж ведь совсем убитый хожу... Загнан, забит..." Это добрый, культурный человек, выделяющийся на фоне купеческой среды. Однако он не способен защитить ни себя, ни любимую женщину, в несчастье он лишь мечется да плачет и на брань ничего не в силах возразить.
В сцене последнего свидания с Катериной Борис вызывает у нас презрение. Убежать с любимой женщиной, подобно Кудряшу, он боится. Даже говорить с Катериной опасается ("Не застали б нас здесь"). Это именно тот случай, по пословице, от слабости до подлости всего один шаг. Покорно и трусливо звучат бессильные проклятия Бориса: "Ах, кабы знали эти люди, каково мне прощаться с тобой! Боже мой! Дай Бог, чтоб им когда-нибудь так же сладко было, как мне теперь. Прощай, Катя!.. Злодеи вы! Изверги! Эх, кабы сила!"
Нет у него этой силы... Однако в общем хоре протестующих голосов даже этот бессильный протест знаменателен.
Среди персонажей пьесы, противопоставленных Дикому и Кабанихе, наиболее ясно и здраво судит о "темном царстве" Кулигин. Этот механик-самоучка обладает светлым умом и широкой душой, как многие талантливые люди из народа. Не случайно и сама фамилия Кулигина напоминает фамилию замечательного изобретателя-самоучки нижегородца Кулибина.
Кулигин осуждает собственнические инстинкты купечества, жестокое отношение к человеку, невежество, равнодушие ко всему истинно прекрасному. Противопоставление Кулигина "темного царству" особенно выразительно в сцене столкновения с Диким.
Прося денег на солнечные часы, Кулигин не о себе заботится, его интересует "для всех вообще обывателей польза". А Дикой даже в толк не возьмет, о чем идет речь, настолько чуждо ему само понятие общественных интересов. Собеседники словно говорят на разных языках.

“Гроза” вышла в свет в 1859 г. (накануне революционной ситуации в России, в “предгрозовую” эпоху). Ее историзм заключается в самом конфликте, непримиримых противоречиях, отраженных в пьесе. Она отвечает духу времени.
“Гроза” представляет собой идиллию “темного царства”. Самодурство и безгласие доведены в ней до предела. В пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описываются более обобщенно.
“Их жизнь течет ровно и мирно, никакие интересы мира их не тревожат, потому, что не доходят до них; царства могут рушиться, новые страны открываться, лицо земли изменяться… – обитатели городка Калинова будут себе существовать по-прежнему в полнейшем неведении об остальном мире… Принятые ими понятия и образ жизни – наилучшие в мире, все новое происходит от нечистой силы…находят неловким и даже дерзким настойчиво доискиваться разумных оснований… Сведения, сообщаемые Феклушами, таковы, что не способны внушить большого желания променять свою жизнь на иную… Темная масса, ужасная в своей наивности и искренности”.
Страшна и тяжела для каждого попытка идти наперекор требованиям и убеждениям этой темной массы. Отсутствие всякого закона, всякой логики – вот закон и логика этой жизни. В своем непререкаемом, безответственном темном владычестве, давая полную свободу прихотям, ни во что не ставя всякие законы и логику, “самодуры” жизни начинают ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему. Они ожесточенно ищут своего врага, готовы напуститься на самого невинного, на какого-нибудь кулигина: но нет ни врага, ни виновного, которого могли бы уничтожить: закон времени, закон природы и истории берет свое, и тяжело дышат старые кабановы, чувствуя, что есть сила выше их, которую они одолеть не могут… Они не хотят уступать, хлопочут только о том, как бы на их век стало…
Кабанова очень серьезно огорчается будущностью старых порядков, с которыми она век изжила, говоря о крахе устоявшегося мира: “И хуже этого, милая, будет”, и в ответ на слова странницы: “Нам бы только не дожить до этого”. Кабаниха веско бросает: “Может, и доживем”. Она только тем и утешается, что еще как-нибудь с ее помощью простоят старые порядки до ее смерти.
Кабановы и дикие хлопочут теперь о том, чтобы только продолжить прежнее. Они знают, что их своевольство еще будет иметь довольно простора до тех пор, пока все будут робеть перед ними; вот почему они так упорны.
Образ Катерины – важнейшее открытие Островского – открытие рожденного патриархальным миром сильного народного характера с просыпающимся чувством личности. Отношения Катерины и Кабанихи в пьесе не бытовая вражда свекрови и невестки, их судьбы выразили столкновение двух исторических эпох, что и определяет трагедийный характер конфликта. В душе вполне “калиновской” по воспитанию и нравственным представлениям женщины рождается новое отношение к миру, чувство, еще не ясное самой героине: “Что-то со мной недоброе делается, чудо какое-то! Точно я снова жить начинаю, или уж и не знаю”. Проснувшуюся любовь Катерина воспринимает как страшный, несмываемый грех, потому что любовь к чужому человеку для нее, замужней женщины, есть нарушение нравственного долга. Она всей душой хочет быть чистой и безупречной, ее нравственная требовательность к себе не допускает компромисса. Уже осознав свою любовь к Борису, она изо всех сил противится ей, но не находит опоры в этой борьбе: “точно я стою над пропастью и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что”. Не только внешние формы домашнего обихода, но даже и молитва делается ей недоступна, так как она почувствовала над собой власть грешной страсти. Она чувствует страх перед собой, перед выросшим в ней стремлением к воле, неразделимо слившимся в ее сознании с любовью: “Конечно, не дай Бог этому случиться! А уж коли очень мне здесь опостынет, так не удержат меня никакой силой. В окно выброшусь, в Волгу кинусь. Не хочу здесь жить, так не стану, хоть ты меня режь!”
Сознание греха не оставляет ее в момент упоения счастьем и с огромной силой овладевает ею, когда счастье кончилось. Катерина кается всенародно без надежды на прощение, и именно полное отсутствие надежды толкает ее на самоубийство, грех еще более тяжкий: “Все равно уж душу свою погубила”. Полная невозможность примирить свою любовь с требованиями совести и физическое отвращение к домашней тюрьме, к неволе убивают Катерину.
Катерина жертва не кого-либо персонально из ее окружающих, а хода жизни. Мир патриархальных отношений умирает, и душа этого мира уходит из жизни в муках и страданиях, задавленная формой житейских связей, и сама себе выносит нравственный приговор, потому что в ней-то и живет патриархальный идеал.

(No Ratings Yet)

  1. В пьесе “Гроза” драматург показывает нам быт и нравы приволжского города Калинова. Это одно из тех мест, где живут простые русские люди, и живут так же, как с незапамятных лет...
  2. В 1856 году Островский совершил путешествие до Волге от истоков реки до Нижнего Новгорода. Полученные впечатления многие годы питали его творчество. Отразились они и в “Грозе”, действие которой происходит в...
  3. В “Грозе” Островский показывает жизнь русской купеческой семьи и положение в ней женщины. Характер Катерины сформировался в простой купеческой семье, где царила любовь и дочери предоставлялась полная свобода. Она приобрела...
  4. В трагедии Островского “Гроза” были широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова автор показал царящие там нравы. Он изобразил жестокость людей, живущих по старинке, по “Домострою”, и разгульность...
  5. В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома в общественной жизни, произошедшего в 50-х годах XIX века, смены общественных устоев, а также проблема положения и роли женщины в семье и обществе....
  6. Умереть бы теперь… Все равно, что смерть придет, что сама… а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… А. Н. Островский В течение довольно длительного времени...
  7. Пьеса А. Н. Островского “Гроза” была написана по материалам поездки Островского в 1856 году по Волге. Драматург задумал написать цикл пьес о провинциальном купечестве под общим названием “Ночи на Волге”....
  8. “Народная трагедия” Островского “Гроза” относится к драматическому жанру, что определяет всю композицию произведения. Автор затрагивает многие важные аспекты жизни мещанства и купечества конца 50-х годов XIX века и не может...
  9. Русская литература 2-й половины XIX века Дикой и Кабаниха. Основные черты самодурства. (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Пьеса “Гроза” стала для А. Н. Островского одновременно пьесой-итогом и пьесой-началом всех...
  10. Русская литература 2-й половины XIX века Суровые нравы города Калинова. (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Тема добра и зла явно или скрыто, но присутствует в произведениях искусства. Литература раскрывает...
  11. Александр Николаевич Островский был наделен великим талантом драматурга. Он заслуженно считается основателем русского национального театра. Его пьесы, разнообразные по тематике, прославили русскую литературу. Творчество Островского имело демократический характер. Он создавал...
  12. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная идея произведения – конфликт героини с “темным царством”, царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы так...
  13. Русская литература 2-й половины XIX века Образ “жестокого мира” в драматургии А. Н. Островского. (По пьесе “Гроза” или “Бесприданница”) А. Н. Островский являлся одной из центральных фигур в развитии русской...
  14. Характер состоит в способности действовать по принципам. А. Н. Островский написал много пьес из жизни купечества. Они настолько правдивы и ярки, что Добролюбов назвал их “пьесами жизни”. В этих произведениях...
  15. В драме “Гроза” Островский создал очень сложный в психологическом отношении образ – образ Катерины Кабановой. Эта молодая женщина располагает зрителя своей огромной, чистой душой, детской искренностью и добротой. Но живет...
  16. Русская литература 2-й половины XIX века “Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться… а спокойствие – душевная подлость” (Л. Н. Толстой). (По пьесе А. Н. Островского “Гроза”) Рассуждая о...
  17. Мало кто знает, что в основу пьесы Островского “Гроза” легли эпизоды из его жизни и его судьбы. Если детально изучать биографию Александра Островского, никак нельзя упустить тот факт, что у...
  18. А. Н. Островского, автора многочисленных пьес о купечестве, создателя репертуара для русского национального театра по праву считают “певцом купеческого быта”. И сидит он, изваянный резцом скульптора Андреева, у входа в...
  19. НАРОДНЫЕ ИСТОКИ ОБРАЗА КАТЕРИНЫ (по драме А. Н. Островского “Гроза”) “Гроза” А. Н. Островского – не только вершина его драматургии, это крупнейшее литературно-общественное событие русской жизни накануне реформы 1861 года....
  20. Два емких художественных символа определяют и подчеркивают смысл пьесы “Гроза”. Первый – это вынесенный в заглавие мощный стихийный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе, и...
  21. Наивысшим художественным достижением А. Н. Островского в предреформенные годы стала драма “Гроза”. Автор переносит нас в провинциальный купеческий городок Калинов, жители которого упорно держатся за веками сложившийся образ жизни. Но...
  22. А. Н. Островский по праву считается певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского национального театра. Его перу принадлежит около 60 пьес, и одной из наиболее известных является “Гроза”. А....
  23. А. Н. Островский в своей пьесе “Гроза” разделил людей на две категории. Одна категория – угнетатели, представители “темного царства”, другая – униженные и забитые ими люди. Представители первой группы –...
  24. Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! А. Н. Островский В драме Островского “Гроза” широко поставлены проблемы нравственности. На примере провинциального города Калинова драматург показал царящие там воистину жестокие нравы....
  25. Пьесы А. Н. Островского “Гроза” и А. П. Чехова “Вишневый сад” различны и по проблематике, и по настроению, и по содержанию, но художественные функции пейзажа в обеих пьесах схожи. Та...
  26. Пьеса А. Н. Островского “Свои люди – сочтемся” очень интересна современному читателю. В пьесе автор с присущим ему юмором описывает купеческую среду со своими привычками и стремлениями. Главные герои произведения...
  27. На уроках литературы я встретился со многими произведениями, достойными внимания и размышления о проблемах, которые поднимает тот или иной автор на страницах книги. Но самый глубокий след в моей жизни...
  28. Я открываю драму и сразу же на первой странице после небольшого списка действующих лиц читаю: “Действие происходит в городе Калинове, на берегу Волги, летом”. Именно в этом маленьком живописном городке,...
“Темное царство” и его жертвы (по пьесе А. Н. Островского “Гроза”)