Западный павильон михайловского замка. Как добраться до замка-музея и когда его посещать

Михайловский замок, или Инженерный замок (его можно называть и так), относится к числу наиболее ярких и необычных исторических зданий Санкт-Петербурга. Построенный по указу императора Павла I, спроектированный любовно и тщательно, как будущее родовое гнездо мощной династии и совсем недолго прослуживший императорским дворцом, Михайловский замок, призрачный музей и памятник, стоит в самом сердце Северной столицы. Он обращен лицом к Летнему саду и Марсову полю и находится в шаговой доступности от площади Искусств и Невского проспекта.

Есть версия, что проект замка создавал В. И. Баженов, талантливый зодчий, продумывая концепцию одного из самых сложносочиненных архитектурных сооружений в Санкт-Петербурге. Однако искусствоведы-западники утверждают, что смелая архитектурная идея принадлежит итальянцу Винченцо Бренна, создателю вычурных дворцов Павловска. Ведь Бренна и построил Михайловский замок.

Это мощное сооружение отличается большой самобытностью. Его стиль – романтический классицизм – позаимствован от архитектуры западного Просвещения. Изначально романтический стиль называли противоположному стилю классицизма – критическому, концептуально разумному, в конце XVII – начале XIX вв. противостоявшему вычурности и «красивости» других стилей – таких, как рококо. Романтизм, внедренный в классицизм, создавал архитектурные произведения, не подлежащие копированию, о которых трудно сказать, чего в них больше – простоты и скромности или эстетства и вычурности.

Уникальный свой цвет, бледный нежно-рыжий с розоватым отливом, замок, согласно легенде, получил в честь перчатки, которую носила Лопухина, фаворитка Павла I, переселившаяся в замок вместе с ним. Есть иная версия, попахивающая вымыслом, о другой фаворитке, сероглазой и рыжеволосой, о которой император якобы говорил с любовью: «Дым и пламень!» Дымно-серая отделка замка превосходно оттенила нежный цвет его строгих крепостных стен.

Внешний вид и отделка фасадов Михайловского замка

  • То ли замок, то ли крепость.
  • Отделка корпуса.
  • Фасады замка.
  • Дополнения к южному фасаду: памятник конному Петру Великому и Кленовая аллея.

С виду Михайловский замок выглядит как замкнутое сооружение с большим квадратным внутренним двором, с высоты птичьего полета похожее на крепость-бастион. Павел I боялся придворных заговоров (от одного из которых в итоге погиб) и сознательно или подсознательно хотел укрыться, спрятаться в надежной крепости. Безотчетный страх, усиленный мрачными предсказаниями (то тень Петра Великого являлась ему, то цыганка), заставил его покинуть Зимний дворец и поселиться в новой резиденции, выстроенной на месте Летнего дворца императрицы Елизаветы. В Летнем дворце и родился будущий император Павел.

Отделкой корпуса замка занимались видные скульпторы того времени – Тибо и П. Стаджи, художники – А. Виги и Д. Б. Скотти и другие. Дорогие материалы, применяемые для отделки фасадов, придали зданию торжественность. Мрамор, использованный при строительстве, был заготовлен для Исаакиевского собора.

Фасады Михайловского замка не похожи друг на друга. Восточный фасад, который виден с берегов Фонтанки, считается самым скромным, а южный – самым торжественным.

Северным фасадом, или главной, лицевой частью замок смотрит на Летний сад и Марсово поле. В пруду Летнего сада в безветренную погоду можно увидеть отражение верхних этажей и надстроек замка. Северный фасад гостеприимно приглашает посетителей на просторную террасу с мраморной колоннадой.

В центральной части западного фасада Михайловского замка, выходящего на Садовую улицу, выделяется зеленоватый купол с позолоченным шпилем церкви, в которой предполагалось совершение молебнов царского семейства. Храм был выстроен в честь Архистратига Михаила, давшего замку имя.

Восточным фасадом сооружение выходит на набережную реки Фонтанки. На фасаде присутствует выступ, расположенный по центру и строго напротив аналогичного выступа с западной стороны (где церковь). Это Овальный зал, относившийся к парадным императорским покоям. Как и церковь, выступ увенчан башенкой и шпилем – для симметрии.

Южный фасад одет в мрамор и содержит портик с колоннами, выделяющийся на фоне огромного замка как необычная, неожиданная деталь. Обелиски с рыцарскими доспехами эпохи Средневековья дополняют картину величия.

Южный фасад знаменит и заметен еще и тем, что перед ним установлен памятник Петру I. Это был первый в СПб и в России монумент, запечатлевший конного императора-реформатора. Его свинцовая модель была выполнена великим Б. К. Растрелли еще при жизни Петра Великого, в 1719 – начале 1720-х годов. Затем, сорок лет спустя, памятник отлили из бронзы, но после этого ему пришлось еще сорок лет ждать, когда он окончательно воцарится на постаменте. На пьедестале – отделка олонецкого мрамора (его можно встретить и в самом замке). Патриотические барельефы с изображением Полтавской битвы и легендарного сражения у мыса Гангут украшают его.

К южному фасаду ведет просторная и длинная Кленовая аллея. Всякий раз, когда в Питер приходит осень, кленовые листья, рыжие, как окраска стен, подчеркивают строгую красоту замка. Справа и слева от аллеи расположены павильоны, построенные в конце 1700-х – 1800 гг. Их создатели – архитектор В. И. Баженов и скульптор Ф. Г. Гордеев.

Михайловский замок: вид изнутри

  • Интерьер замка для любителей фотосессий.
  • Сырость и роскошь.
  • Галерея Рафаэля.
  • Овальный зал.

Во внутреннем убранстве замка много мрамора, в том числе разноцветного. Скульптуры, изображающие Геркулеса и Флору, застыли на своих постаментах, охраняя парадную лестницу с северного входа. Потолки в покоях потрясающе расписаны.

Посетить Михайловский замок и сделать памятные фото внутри могут все желающие. Раньше съемка была только платной, но к 2016 году всем разрешили фотографировать, правда, без вспышки. Впрочем, посетители отмечают, что освещение в замке приглушенное, картины и люстры отсвечивают, так что фотографировать довольно сложно.

При переезде император так торопился, что не дождался завершения отделочных работ. Современники отмечали, что замок с сырыми стенами и мокрицами, ползающими среди великолепных картин, губителен для жизни. Но Павла I не остановила сырость, он просто велел утеплить личные покои своей семьи деревом. Необжитую промозглость императорского жилища Павел I постарался компенсировать роскошью интерьера.

Наиболее примечательны из внутренних помещений сохранившие часть первоначальной отделки Тронный, Овальный и Церковный залы, а также галерея Рафаэля. Галерея Рафаэля названа так, потому что раньше она была увешана коврами, на которых были скопированы работы великого художника. Сейчас там можно увидеть копии картин других выдающихся мастеров эпохи Ренессанса.

Стены Тронного зала круглой формы прежде были задрапированы зеленым бархатом, а трон – пунцовым. Римские императоры в виде бюстов, установленных над дверьми в специальных нишах, охраняли вход. Из позолоты, роскоши, мебели драгоценных пород дерева и прочих изысков по сей день кое-что сохранилось.


Овальный зал оформлен торжественно и пышно: барельефы, статуи в итальянском стиле сохранились до сих пор. Над интерьером в павловские времена трудился К. Альбани. Боги, сошедшие с Олимпа, украшают плафон, созданный А. Виги. Правда, барельефы не все уцелели: в ходе перестановок после заселения в замок инженерного училища кое-что пришлось убрать.

Интерьеры Михайловского замка по-императорски роскошны и вычурны. Однако главные его богатства – картины, скульптуры и прочие произведения искусства – после убийства императора отправили в другие дворцы: Зимний, Таврический, Мраморный. Семья Павла I так же навсегда покинула замок, вернувшись в прежнюю вотчину – Зимний дворец.

Легенды и тени замка

  • Трагедия и дворцовый переворот.
  • Призрак Михайловского замка.
  • Дальнейшая история Инженерного замка.

У Михайловского замка есть своя удивительная и трагическая история, тесно переплетенная с историей жизни и смерти венценосного его создателя. В 1801 году 11 марта в Михайловском замке, где еще проводились отделочные работы, был вероломно убит император Павел I.

Дворцовый переворот, повлекший за собой жестокое убийство, был вызван недовольством оппозиционеров экономическими реформами императора, бюрократизацией общества, которую приписывали Павлу I, непоследовательностью правления, казарменным реформированием армии и другими управленческими решениями. Союз с Наполеоном, заключенный Павлом I в 1800 году, создал России угрозу со стороны Англии. Возможно, император не был так уж неправ: война с Францией, с которой у России ни до, ни после не имелось существенных разногласий, позже показала это, но тогда оппозиционеры – сторонники покойной матери императора Екатерины Великой – мыслили иначе.

Императора разбудили среди ночи, потребовали отречения от престола и в ответ на отказ задушили шарфом. Ему было сорок шесть лет. Срок пребывания Павла I в Михайловском замке оказался мистическим: всего сорок дней, с 1 февраля по 11 марта.

Недовольство императором породило трагедию, отголоски которой и сегодня можно уловить в мрачновато-торжественной ауре замка, где теперь находится музей. Кажется, что под его сводами по сей день живет некая тайна, к которой лишь на мгновение могут прикоснуться те, кто приходят на экскурсию. Бытует миф о том, что Павел I стоит у окна своей спальни в каждую годовщину своей смерти, считает прохожих и, насчитав сорок седьмого, уходит, забрав несчастного с собой. Император, превратившийся в призрак, ночами бродит по коридорам своего замка, пугает ночных сторожей скрипом и постукиваниями, и его тень на стене в ночные часы хорошо заметна.

Эти необъяснимые видения навлекали на Михайловский замок комиссии по аномальным явлениям. И члены комиссий, в том числе атеисты, отмечали, что в замке зафиксировано около двух десятков явлений, не имеющих объяснения с точки зрения науки.

В 1820-е годы недолговечный императорский дворец был передан Николаевскому инженерному училищу и переименован в Инженерный замок.

Инженерное училище выпустило многих славных сынов Отечества, зарекомендовавших себя не только достойными инженерами. Так, одним из выпускников был Ф. М. Достоевский. В дореволюционные годы училище окончил герой Советского Союза Д. М. Карбышев, ставший впоследствии генерал-лейтенантом инженерных войск.

В Великую Отечественную войну в Михайловском замке работал госпиталь, а памятник Петру I закопали в землю, дабы уберечь от артобстрела.


Обо всем этом посетителям расскажут на экскурсии, когда они придут в Михайловский замок.

Как добраться до замка-музея и когда его посещать

  • Местоположение музея.
  • Недельный режим работы.
  • Стоимость посещения для различных категорий граждан.
  • Выставки и экспозиции помимо основной программы.

Официальный адрес – Садовая улица, д. 2. Добраться туда несложно. Надо доехать до метро «Невский проспект» или «Гостиный двор» (та же станция, только другая ветка) и минут десять прогуляться пешком по Садовой улице, в сторону Марсова поля.

Режим работы музея одинаков во все дни недели, кроме вторника – единственного выходного дня – и четверга. В четверг музей открыт для посетителей с часу дня и закрывается позже обычного – в девять вечера. Часы работы в остальные дни – с десяти утра до шести вечера.

По стоимости посещение музея доступно практически всем. В 2017 году цена на билеты различным категориям экскурсантов установлена следующая. Взрослые россияне и белорусы платят по двести рублей, студенты и пенсионеры по сто, дети до шестнадцати проходят бесплатно. Цена для взрослых иностранцев триста рублей, для иностранных студентов сто пятьдесят, детям – бесплатно.

Помимо основных экскурсий, в замке периодически проводятся выставки Русского музея. Их расписание зависит от графика проведения выставок Русским музеем.

Русский музей находится рядом, в центральной части площади Искусств, между улицами Ракова и Инженерной, в Михайловском дворце. Даже петербуржцы зачастую путают Михайловский дворец и Михайловский замок. К сожалению, опросы, проводимые краеведами, показывают, что многие граждане принимают два культурных и архитектурных памятника за один!

В замке выставлены и постоянные экспозиции. Они либо относятся к истории Михайловского замка, либо знакомят посетителей с художественными тенденциями Античности и Ренессанса, перекликающимися с исконно русским искусством.

При Елизавете Петровне в саду был сооружен деревянный Летний дворец по проекту В. Растрелли. После вступления на престол Павла I его разобрали и на этом месте начали сооружение нового замка-дворца, который император планировал сделать своей резиденцией.

История создания

Идея воплощения принадлежала самому Павлу Петровичу. Вдохновившись всевозможной архитектурой, увиденной во время путешествий за границей, он лично изготовил первоначальные эскизы предстоящей планировки. На протяжении 12 лет разработки и создания проекта здания он привлекал к работе знаменитых зодчих А.-Ф.-Г. Виолье, В.Ф. Бренну, В.И. Баженова. Первоначально дворец планировали строить в Гатчине.

По чертежам В.И. Баженова заложили фундамент. Строительством Михайловского замка руководил В.Ф. Бренна - придворный архитектор Павла I. Он доработал первоначальный проект и продумал художественное оформление помещений.

Фундамент дворца по форме образует квадрат с закругленными углами, в него добавлен внутренний парадный двор в виде восьмиугольника. Все фасады соединены гранитным подножием, совместной междуэтажной перекладиной и декоративными деталями, позволяющими рассматривать дворец как единое строение. Каждый фасад имеет свою особенность. Это позволяет при определенных ракурсах получать разноплановое представление о здании.

Величавость главному фасаду придают два мраморных обелиска, декорированные воинскими арматурами и золочеными вензелями Павла I. Барельеф на фронтоне работы братьев Стаджи гласит: «История заносит на свои скрижали славу России».

Северный фасад, обращенный к Летнему саду, имеет парковую принадлежность. Он состоит из широкой пологой лестницы, колоннады и балкона.

Восточный фасад отличается срединным выступом с куполом и башней с флагштоком. В оформлении западного арьергарда Бренна использовал роскошные элементы декора с церковной символикой.

Отделка внутренних помещений вызывала у современников неподдельное чувство восхищения. Ряды галерей и залов по периметру внутреннего двора были заполнены лучшими творениями искусства из коллекции императора Павла I. Большинство деталей интерьерного оформления создавались по эскизам Винченцо Бренны и его юного подмастерья Карло Росси. Залы декорировали выдающиеся художники А.М. Иванов, И.А. Акимов, монументалисты Я. Меттенляйтер, П. К. и Дж. Скотти, скульпторы И.П. Прокофьев, К. Альбани и другие.

Как было принято во дворцах XVIII века, строение выступало в качестве парадной резиденции и одновременно являлось музеем собрания выдающейся живописи. Ансамбль Михайловского замка считается уникальным дворцовым строением в России, созданным в стиле русского классицизма. В его архитектуре сочетаются противоречивые мотивы и неординарная стилистика. Название «Михайловский» закрепилось благодаря тому, что освящение дворца состоялось в день св. Архангела Михаила, который считался небесным защитником рода Романовых.

Два павильона Кордегардии, построенные В.Ф. Бренной по проекту В.И. Баженова, представляют крестообразные в плане трехэтажные строения. Они обладают полуциркульными южным и северным фасадами, связывающими два верхних этажа ионическими колоннами. На нижнем этаже - высокие окна с закругленными окончаниями, над ними - скульптурные барельефы. Название «Кордегардия» в переводе с французского - помещение для военного караула. Раньше здания служили местом размещения дежурного караула. Находясь перед площадью, по бокам от главного въезда в Михайловский дворец, они играли роль пропилеев. Арьергарды строений сохранились в первоначальном виде.

После убийства императора дворец утратил свое предназначение и был отдан Министерству императорского двора. Со временем здание обветшало. Спустя более 20 лет в его стенах расположилось Николаевское инженерное училище, благодаря которому замок приобрел название «Инженерный».

В документах XVIII века говорится, что дворец располагался на острове, который реки Фонтанка и Мойка омывали с востока и севера. На западе и востоке остров ограничивали вырытые каналы - Воскресенский и Церковный. В систему оборонительных сооружений входили подъемные мосты, пушки, каналы и полубастионы. Они опоясывали Михайловский замок и находящуюся перед ним площадь Коннетабля.

Михайловский замок сегодня

К 300-летию Санкт-Петербурга восстановили уцелевшие инженерно-фортификационные сооружения на территории замка. Оставшиеся под землей части Трехпролетного моста и Воскресенского канала открыты для обозрения.

В наши дни замок считается знаменательным образцом Павловской эпохи, в образе которого воплотились эстетические предпочтения и личные пристрастия самого императора. Восстановлены залы и помещения дворца: Тронная Марии Федоровны, Зал Антиков, Галерея Рафаэля, Галерея Лаокоона, Парадная лестница, спальня Павла I, Общий столовый, Георгиевский и Овальный залы. В них можно увидеть постоянные экспозиции - «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей», «Античные сюжеты в русском искусстве» и «Открытый фонд скульптуры». Во дворце функционирует современная интерактивно-информационная зона, с помощью которой визитеры могут узнать о строительстве, истории и выставках ансамбля Михайловского замка.

Сегодня в здании Михайловского замка находится филиал .

№ 7810640000 Состояние Филиал Русского музея Сайт Официальный сайт Михайловский замок на Викискладе

Координаты : 59°56′25.5″ с. ш. 30°20′15.5″ в. д.  /  59.940417° с. ш. 30.337639° в. д. (G) (O) (Я) 59.940417 , 30.337639

Миха́йловский за́мок , Инженерный замок - бывший императорский дворец в центре Санкт-Петербурга по адресу Садовая ул., № 2, построенный по заказу императора Павла I на рубеже XVIII-XIX веков и ставший местом его смерти. Это здание - крупнейший архитектурный памятник, завершающий собою историю петербургского зодчества XVIII века .

Название

Своим названием Михайловский замок обязан находящемуся в нём храму Михаила Архангела , покровителя дома Романовых, и причуде Павла I, принявшего титул Великого магистра Мальтийского ордена , называть все свои дворцы «замками» ; второе имя - «Инженерный» произошло от находившегося там с 1823 года Главного (Николаевского) инженерного училища, ныне ВИТУ .

Строительство

Общий замысел создания замка и первые эскизы его планировки принадлежали самому Павлу. Работа над проектом будущей резиденции началась еще в 1784 году, в бытность его великим князем. В процессе проектирования, которое длилось почти 12 лет, он обращался к различным архитектурным образцам, увиденным им во время заграничного путешествия 1781-1782 годов . Одним из возможных мест возведения нового дворца называлась Гатчина. К моменту начала строительства папка проектов императора насчитывала 13 различных вариантов будущего дворца .

Указ о строительстве замка - многолетней мечты, был издан в первый же месяц царствования Павла I, 28 ноября 1796 года: «для постоянного государева проживания строить с поспешанием новый неприступный дворец-замок. Стоять ему на месте обветшалого Летнего дома». Здание возведено на месте деревянного Летнего дворца императрицы Елизаветы Петровны , созданного архитектором Растрелли , где 20 сентября 1754 года великая княгиня Екатерина Алексеевна родила великого князя Павла Петровича .

Замок был построен в 1797-1801 годы, его первый камень заложен 26 февраля (9 марта) года. Проект дворца был разработан архитектором В. И. Баженовым по поручению императора Павла I , желавшего сделать его своей главной парадной резиденцией. Строительством руководил архитектор В. Бренна (который долгое время ошибочно считался автором проекта) . Бренна переработал первоначальный проект дворца и создал художественную отделку его интерьеров.

Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах.

Помимо Баженова и Бренна в создании проекта принимал участие сам император, сочинивший несколько рисунков для него . В помощниках Бренна также числились Фёдор Свиньин и Карл Росси . Павел I ускорял строительство, Винченцо Бренна получил чин статского советника, ему в помощь направлены Чарльз Камерон и Джакомо Кваренги . Кроме того, вместе с Бренна работали Е. Соколов, И. Гирш и Г. Пильников , а еще на стадии создания проекта Павел привлекал А.-Ф.-Г.Виолье. Для ускорения работ были переброшены строительные материалы с других строек: декоративный камень, колонны, фризы и скульптуры из Царского Села и Академии художеств (были разобраны несколько павильонов в Царском Селе и дворец в Пелле); со стройки Исаакиевского собора по проекту Ринальди - мрамор, в том числе фриз с надписью, который поместили над главными воротами; из Таврического дворца - наборный паркет .

По распоряжению императора строительство велось днем и ночью (при свете фонарей и факелов), так как он требовал отстроить замок вчерне в тот же год. Число рабочих, трудившихся на стройке, доходило до 6 тыс. человек одновременно

Во время Великой Отечественной войны (1941-1945гг) в Михайловском замке располагался госпиталь. В советское время в замке располагались различные учреждения: дворцовые залы были перегорожены вдоль и поперек, плафоны и росписи на стенах - грубо закрашены .

В 1991 году треть помещений замка подарено Государственному Русскому музею , в 1995 году музею подарен весь замок. К 300-летнему юбилею города замок был отреставрирован, восстановлены многие интерьеры в том виде, в каком были при Павле, а также надпись на фасаде (ранее закрытая листовым железом) и статуи со стороны Летнего сада. Были реконструированы и открыты сохранившиеся под землей фрагменты Воскресенского канала и Трехпролетного моста - часть инженерно-фортификационных сооружений, окружавших замок. Торжественное открытие Михайловского замка состоялось 27 мая 2003 года.

В залах замка открыты постоянные экспозиции - «Античные сюжеты в русском искусстве», «Эпоха Ренессанса в творчестве русских художников», «История замка и его обитателей» и «Открытый фонд скульптуры» .

Описание

Вид с Мойки

В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обоим сторонам которого стояли пушки. За памятником - ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу. «Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями» .

Генеральный план, рисунок В.Бренна

Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки . Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми.

Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по которой были построены здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Она заканчивалась у трёхэтажных павильонов кордегардий, за которыми начинались предзамковые укрепления .

В комплекс сооружений замка входили:

  • Дворец
  • Воскресенский канал (засыпан, восстановлена часть под Трёхчастным мостом)
  • Горнверк , на котором был установлен памятник Петру I (современная площадь Петра Великого, ранее площадь Коннетабля)
  • Два павильона Кордегардий Михайловского замка

План замка

Архитектура дворца нехарактерна для Санкт-Петербурга XVIII века . Строгим изяществом своего стиля замок скорее напоминает средневековую крепость, он является единственным в России дворцовым сооружением в стиле романтического классицизма . «Своеобразный облик этого здания, сочетающий в себе противоречивые архитектурные тенденции и стилистические приемы, ставит его особняком в общем русле развития русского классицизма. Однако, именно Михайловский замок воспринимается как самый выразительный символ павловской эпохи. В его облике явственно воплотились художественные вкусы и своеобразие личности владельца и главного творца - императора Павла I»

«Центральная часть южного фасада контрастно выделена поднятым на высокий цокольный этаж портиком из четырех сдвоенных ионических колонн красного мрамора с богато украшенным скульптурным фронтоном и аттиком над ним» . Его украсил барельеф «История заносит на свои скрижали славу России» , выполненный скульптором П. Стаджи. Также на этом фасаде была расположена изменённая библейская цитата (изначально отнесённая к Богу, а не к монарху) - Дому твоему подобает святыня Господня в долготу дней (легенду о ней см. ниже). «Подчеркнуто монументален, репрезентативен главный южный фасад. Торжественный строй его колонн и гигантские обелиски напоминают колоннаду Лувра и ворота Сен-Дени в Париже».

«Противоположный главному северный фасад, обращенный Летнему саду , разработан как парковый. В его центре расположена широкая украшенная скульптурой лестница, ведущая в лоджию входа с парной мраморной колоннадой тосканского ордера , поддерживающей террасу. Фасад завершен богато декорированным аттиком» . Открытую террасу этого фасада поддерживает мраморная колоннада, использована и широкая лестница, украшенная статуями Геркулеса и Флоры .

«Западный и восточный фасады, согласно проекту Баженова, были трактованны однотипно как подчиненные» . В сторону Садовой улицы выступает фасад дворцовой церкви, которая увенчана типично петербургским шпилем.

Историки искусства отмечают успех архитектора, сумевшего справиться со сложной задачей .

Фасады замка




Западный фасад
с выступающей апсидой церкви
Южный (главный) фасад
(со стороны площади Коннетабля)
Восточный фасад Северный фасад
(вид со стороны Летнего сада)

Помещения дворца

Залы замка


Тронный зал императрицы Марии Фёдоровны Общий Столовый зал

40 дней замка при Павле I

Павел на портрете работы С. Щукина

Опасавшийся дворцовых переворотов Павел не желал оставаться в Зимнем дворце, решив построить себе новую резиденцию. Рассказывают, что для подкрепления веры в необходимость подобного решения был пущен слух о том, что солдату, стоявшему ночью на часах в Летнем дворце, явился юноша, окружённый сиянием, который сказал: «Иди к императору и передай мою волю - дабы на этом месте был воздвигнут храм и дом во имя архистратига Михаила». Солдат, сменившись с поста, сообщил о происшествии начальству, потом императору. Так якобы и было принято решение о строительстве нового дворца, так было дано ему имя - Михайловский .

Любопытно, что по одной из семейных легенд статский советчик Данилевский, восхищаясь красотой только что построенного Михайловского замка в Петербурге, ходатайствовал перед Павлом об добавлении к своей фамилии «Михайловский». Его сын военный историк - Михайловский-Данилевский, Александр Иванович .

Император планировал проводить в замке собрания и торжественные церемонии мальтийских рыцарей, что нашло свое отражение в отделке его парадных апартаментов. Единственным парадным приемом стала аудиенция датскому министру графу Левендалю, данная 24 февраля в Мальтийском тронном зале.

1 февраля 1801 года Павел и его семья переехали в новый дворец. В день святого архангела Михаила, в 9 часов 45 минут утра Павел I, вместе с членами своей семьи и свитой начал церемониальное шествие от Зимнего дворца по направлению к замку. На всем пути его следования были расставлены гвардейские полки. Торжественная процессия сопровождалась пальбой пушек и музыкой полковых оркестров. В замке государя уже ожидали особы первых пяти классов, высшие военачальники, а также иностранные послы и министры . Павел I переселился в Михайловский замок, когда еще даже не успели просохнуть стены нового здания и, по свидетельству очевидцев, в помещениях «стоял такой густой туман, что несмотря на тысячи восковых свечей, едва мерцавших сквозь мглу, всюду господствовала темнота» , «повсюду видны были следы сырости и в зале, в которой висели большие исторические картины, я видел своими глазами, несмотря на постоянный огонь в двух каминах, полосы льда в дюйм толщиной и шириной в несколько ладоней, тянувшиеся сверху донизу по углам» . На другой день после торжественного переезда в замке состоялся маскарад.

Когда на мрачную Неву
Звезда полуночи сверкает
И беззаботную главу
Спокойный сон отягощает,
Глядит задумчивый певец
На грозно спящий средь тумана
Пустынный памятник тирана,
Забвенью брошенный дворец -

Цвет стен Михайловского замка

Одна из легенд Михайловского замка связана с цветом его стен: согласно одной из версий, он был выбран в честь перчатки фаворитки императора Анны Гагариной (Лопухиной) . По другой - это был традиционный цвет мальтийского ордена . Вслед за выбором царя цвет вошел в моду, и на некоторое время фасады некоторых петербургских дворцов перекрасились в тот же цвет.

Лопухина

По преданию, когда строительство Михайловского замка, названного в честь св. Архангела Михаила, небесного покровителя дома Романовых, приближалось к завершению, на одном из дворцовых балов взволнованная танцами Анна Лопухина вдруг обронила перчатку. Оказавшийся рядом Павел I, демонстрируя рыцарскую любезность, первым из присутствующих мужчин поднял ее, и собирался, было вернуть владелице, но вдруг обратил внимание на странный, необычный, желто-оранжевый цвет перчатки. На мгновение задумавшись, император тут же отправил ее архитектору Бренне в качестве образца для составления колора дворца .

Когда Русский музей занялся реставрацией дворца, стены замка были кирпично-красного цвета, к которому давно привыкли горожане, считая именно его первоначальным, тем более, что он совпадал с цветами Мальтийского ордена. Но остатки первоначальной краски реставраторы обнаружили под штукатуркой дворцового фасада, и этот трудно определяемый цвет (розовато-оранжево-желтый) сильно отличался от привычной расцветки, подтверждая историю о перчатке .

Билеты

Возможен бесплатный вход без очереди для туристов, купивших «Карту гостя Санкт-Петербурга».

Памятники

Во дворе замка и перед его главным фасадом с интервалом в 203 года были установлены памятники двум русским императорам .

Памятники императорам


Памятник Петру I перед главным фасадом замка Памятник Павлу I во дворе замка
  • В 1800 году на площади перед замком был установлен памятник Петру I с надписью «Прадеду правнук» , отлитый в -1747 годах по модели скульптора Б. К. Растрелли , сделанной ещё при жизни Петра I. Облицованный мрамором пьедестал высечен архитектором Ф. И. Волковым . На нём укреплены бронзовые барельефы «Полтавская баталия» и «Бой при Гангуте», созданные молодыми скульпторами В. И. Демут-Малиновским , И. И. Теребеневым и И. Е. Моисеевым при руководстве М. И. Козловского .
  • В 2003 году во внутреннем дворе замка установлен памятник Павлу I работы скульптора В. Э. Горевого, архитектор В. И. Наливайко.

Примечания

  1. Русский музей
  2. Михайловский замок Статья Н. А. Иониной
  3. Вокруг света
  4. Михайловский замок - замок с привидениями
  5. Михайловский замок на на сайте «Архитектура России»
  6. Михайловский (Инженерный) замок. История и фотографии, как добраться
  7. Замок цвета… дамской перчатки
  8. Инженерный (Михайловский) замок (филиал Русского музея)
  9. Михайловский замок
  10. «В этом произведении, хотя и измененным Бренной, который перегрузил здание декоративными деталями, нарушившими его тектоническую ясность, у Баженова наметились приемы, сложившиеся позднее в русской архитектуре начала XIX в. Строго ограниченный заданием построить для Павла I замкнутое сооружение, изолированное от города подъемными мостами и рвами, Баженов преодолел замкнутый характер наружного облика здания и создал тектонически ясную, уравновешенную композицию, ориентированную на площадь с монументом. Зарождение новых приемов проявилось также в контрастном выделении главного фасада, неразрывно связанного с площадью, и постановке по его центру на площади конной статую Петра I. Оно выразилось и в своеобразной свободной трактовке колоннады портика, и в строго определенном размещении и тонкой прорисовке декоративных деталей, противопоставленных протяженным гладям нерасчленненых больших плоскостей стен, контрастно чередующихся с рустованными, и в ряде других, характерных уже для архитектуры начала XIX в черт ».{{subst:АИ}}
  11. История замка и его обитателей
  12. «В Михайловском замке реконструирован Георгиевский зал» (Online), «Деловой Петербург » со ссылкой на Санкт-Петербург.ру ISSN 1606-1829 (13 августа 2007 года).
  13. Ваше величество, вы заказаны! или История Михайловского замка
  14. Легенды Михайловского замка

Литература

  • Михайловский замок Василия Баженова. - Санкт-Петербургская панорама. - 1992. - С. 28-30.

Послереволюционная литература

  • Памятники архитектуры Ленинграда. - 4-е изд. - Л. : Стройиздат , 1976. - С. 138-143.
  • Агаджанов М. Слово в защиту. Прошлое и настоящее Михайловского замка // Нева . - 1983.. - № 8.. - С. 180-184.
  • Бакланов П. Н. Прошлое Инженерного замка // Десять лет Ленинградской военно-инженерной школы . - Л. , 1928. - С. 210-212.
  • Гримм Г. Г. Работы Росси по планировке окружения Инженерного замка // . - 1946. - В. июнь. - С. 25-29.
  • Земцов С. М. Материалы для истории Инженерного замка // Архитектура СССР . - 1935. - № 9. - С. 63-70.
  • Макагонова М. Л., Фролов В. А. Музей в Инженерном замке // Ленинградская панорама . - 1988. - № 8. - С. 18- 21.
  • Медведкова О. А. Предромантические тенденции в русском искусстве рубежа XVIII-XIX веков. Михайловский замок // Русский классицизм второй половины XVIII - начала XIX века . - М ., 1994. - С. 166-174.
  • Михайловская О. А. Новое об Инженерном замке // Архитектура и строительство Ленинграда . - 1950. - В. Сборник 1. - С. 29-31.
  • Подольский Р. К вопросу об авторе Михайловского замка // Архитектура СССР . - 1940. - № 12. - С. 62-67.

Дореволюционная литература

  • Альбом Николаевского Инженерного Училища. - СПб. , 1903.
  • Михайловский замок в Санкт-Петербурге в 1800-1801 гг. - Русская старина. - 1883. - Т. 39. - С. 443-474.
  • Инженерный замок// Воскресный досуг. - 1863. - T.1. - N 13. - C. 197-198.
  • История Инженерного замка, бывшаго Михайловского дворца// Строитель. - 1899. - N 13-14. - C.509-525.
  • Коцебу А. Ф. Ф. фон. Краткое описание императорского Михайловского дворца 1801 года // Русский архив, 1870. - Изд. 2-е. - М., 1871. - Стб. 969-998.
  • Курбатов В. Хроника. Заметки о Петербурге XVIII-го в. Проект порчи Инженерного замка// Старые годы. - 1907. - N 7-9. - C. 446-450.
  • Лукомский Г. О перестройках Михайловского дворца, Инженерном замке и о постройке Дворца Искусств// Русская художественная летопись. - 1911. - N 7. - C. 101-104.
  • Памятка Михайловского, ныне Инженерного замка. - СПб., 1900.
  • Петров П. Сооружение Михайловского замка// Зодчий. - 1876. - n 2-3. - C.24-27.
  • Устинов М. Летний Елизаветинский дворец в Санкт-Петербурге в XVIII столетии// Древняя и Новая Россия. - 1876. - T.II. - N 6. - C. 174-177.
  • Шильдер Н. Михайловский замок и 8-е ноября 1800 года// Русская старина. −1900.- T.104. - N 12. - C. 611-614.

«.. и говорит Его Величеству Авель со смирением, - Ни цари, ни народы не могут менять волю Божию, поэтому зрю в замке преждевременную гробницу Твою, благоверный Государь. И резиденцией потомков Твоих, как мыслишь, он не будет".

Такими словами от иеросхимонаха Авеля , который жил во времена Павла I , была определена судьба и императора российского престола, и самого Михайловского замка.


В.Л. Боровиковский.. Портрет Павла I

Говорят, что Павел безоговорочно верил этому старцу, постольку последним была точно предсказана гибель его матушки - Екатерины. В ответ на вопрос о своей собственной жизни самодержец Павел услышал - "Число лет Твоих подобно счету букв изречения над вратами Твоего замка, в коем воистину обетование и о Царственном роде Твоем".

Речь шла о девизе, выбитом медными буквами над портиком Михайловского замка: "ДОМУ ТВОЕМУ ПОДОБАЕТЪ СВЯТЫНЯ ГОСПОДНЯ ВЪ ДОЛГОТУ ДНЕЙ". Это немного измененный текст псалма Давида - "Дому Твоему подобаетъ святыня, Господи, въ долготу дний" (Пс. 92:6).

По недавним исследованиям оказалось, что первоначально этот девиз должен был быть у Воскресенского Новодевичьего монастыря, но эти пророческие буквы попали на Исаакиевскую церковь, а после и на сам Михайловский замок.

Так вот, количество этих букв - 47, и мы знаем, что Павел I умер на 47 году жизни . Вообще с судьбой этого самого загадочного императора России связано много мистики, например, можно проследить магию числа «4» .


Paul I by A.F. Mitrokhin

Общий срок царствования Павла - 4 года, 4 месяца и 4 дня . Этот замок, который должен был стать главной парадной резиденцией императорского дома на смену Зимнему дворцу, но главное, полностью обезопасить своего хозяина от врагов, строился 4 года . А прожить в нем удалось императору лишь загадочные 40 дней .


Император Павел I. Неизвестный художник. Конец XVIII

Еще интересно, что Михайловский замок был поставлен вместо «обветшалого» Летнего дворца Елизаветы и северной своей частью выходящий на Летний сад . До этого на этом самом месте стоял дворец жены Петра - Екатерины , который был снесен для постройки дворца Елизаветы.


Летний дворец, третья четверть XVIII века


Летний дворец Елизаветы Петровны. Гравюра А. А. Грекова с рис. М. И. Махаева. 1753 г.


Летний дворец, вид с южной стороны

Свое название замок получил в честь Архангела Михаила - небесного покровителя дома Романовых. По легенде, которую поддерживал сам Павел, чтобы оправдать новое строительство в глазах общества, Архангел Михаил явился часовому, стоявшему на карауле в Летнем дворце, и предсказал возведение на этом месте нового дворца и храма в его честь.


Степан Семёнович Щукин. Павел I

Именно в этом растреллиевском доме и родился Павел . На месте снесенного им дома он и принял мученическую смерть в замке, который меньше всего подходит общей архитектуре С.-Петербурга своим романтическим настроем и больше схож на средневековые крепостные постройки . Именно эта его «отстраненность» от всего города и империи впоследствии стала восприниматься и как символ его личности, которой владели идеи мессианства русского государства и богоустановленности самой императорской власти.


Портрет великого князя Павла Петровича в детстве


Портрет Павла Петровича в детстве. Неизвестный художник. 2-я половина 18 века. Кострома


Virgilius Erichsen (1722 - 1782, Danish). Grand Prince Pavel Petrovich In His Study


Антропов Алексей Петрович. Портрет великого князя Павла Петровича, впоследствии императора Павла I, в детстве 1765


Портрет великого князя Павла Петровича в детстве (Ф. Рокотов, 1761)


Stefano Torelli. Великий князь Павел Петрович, Президент Адмиралтейств-коллегии, в мундире генерал-адмирала русского флота


Неизвестный художник - Портрет великого князя Константина Павловича

Образ собственного замка, воплотившийся в личных эскизах Павла, занимал его воображение с 1784 года, и общий срок «проектирования» Михайловского занял около 12 лет, причем к началу строительства эта идея обросла уже 13тью вариантами.

Известно, что этот мистический замок «русского Гамлета» начал строиться сразу после вступления Павла на трон и работы проводились с чрезвычайным «поспешанием» круглые сутки, в ночное время при свете факелов и фонарей. Одновременно на строительной площадке находилось до 6 тыс. человек, а в целях экономии времени сюда перебрасывали стройматериалы с других объектов. Так, например, в Михайловский замок из Таврического дворца был отдан наборный паркет, из Академии художеств и Царскосельских дворцов - скульптуры, фризы, колонны и декоративные облицовочные камни, из Исаакия - печально известный фриз с пророчеством.

Собственно, это, наверно, было обычной практикой, поскольку после кровавых событий смерти Павла и оставление Михайловского замка венценосными Романовыми серебряные ворота церкви этого замка по приказу Александра I переплавлены в роскошный сервиз свадебного подарка для сестры, а при Николае I для здания Нового Эрмитажа из Михайловского «добывали» мрамор. Впрочем, богатств в Михайловском замке хватило на множество художественных коллекций, разошедшихся впоследствии по различным музеям и дворцам.


Перед зданием, в котором находится Тронная Марии Федоровны расположен памятник императору Павлу I.


Памятник императору Павлу I.

В плане замок представляет квадрат со скругленными углами, внутрь которого вписан центральный восьмиугольный парадный внутренний двор. Главный въезд в замок находится с юга. Три расположенных под углом моста соединяли здание с находящейся перед ним площадью. Через ров, окружавший площадь Коннетабля с памятником Петру I в центре, был переброшен деревянный подъёмный мост, по обеим сторонам которого стояли пушки. За памятником — ров и три моста, причем средний мост предназначался только для императорской семьи и иностранных послов и вёл к главному входу.


Генеральный план, рисунок В.Бренна

Российский император, задумывая его возведение, отталкивался от распространенной в европейских столицах схемы построения прямоугольного в плане замка с прямоугольным же внутренним двором и круглыми угловыми башнями.


Макет замка

Здание расположено у истока реки Мойки из Фонтанки. Изначально оно было со всех сторон окружено водой: с севера и востока реки Мойка и Фонтанка, а с юга и запада каналы Церковный, и Вознесенский (ныне засыпанные) отделяли замок от остального города, превращая территорию замка в искусственный остров. Попасть в него можно было только через мосты, охранявшиеся часовыми.


Вид Михайловского замка в 1800-1801 годах. Гравюра А.И. Даугеля с акварели 1800 года, принадлежащей собранию гравюр, литографий и рисунков Петра Александровича Ефремова


Кваренги Джакомо (1744-1817) Михайловский замок в Петербурге. 1800


Михайловский замок со стороны наб. Фонтанки.Бенжамен Патерсен.


Михайловский замок со стороны площади Коннетабля. Раскрашенная гравюра Г.Л. Лори-отца с оригинала Б. Патерсена. 1804 г.


Михайловский замок. Начало XIX века.


Федор Алексеев. Вид на Михайловский Замок в Петербурге со стороны Фонтанки


Военный парад у Михайловского замка. А.Бенуа


Лебяжий канал. А.Болотов


Неизвестный художник. Михайловский замок. Кабинет в антресолях

Подход к зданию начинался от Итальянской улицы через тройные полуциркульные ворота, средний проезд которых предназначался лишь для членов императорской семьи. За ними находилась широкая прямая аллея, по которой были построены здания конюшен и манежа (экзерциргауз). Она заканчивалась у трёхэтажных павильонов кордегардий, за которыми начинались предзамковые укрепления.

В комплекс сооружений замка входили:

Дворец


Трёхчастный мост


Кленовая улица

Восточный павильон – часть грандиозной императорской резиденции, возведенной по указу императора Павла I в 1796–1800 годах. Центром архитектурного ансамбля стал Михайловский замок с площадью Коннетабля (от фр. сonnétable – главнокомандующий армией) перед южным фасадом, на которой в 1800 году был установлен бронзовый памятник Петру I работы скульптора Б.-К. Растрелли (до 1823 года площадь была окружена рвом с подъемными мостами).

В композиционном единстве с замком архитектором В.И. Баженовым были спроектированы два одинаковых по архитектуре павильона, ныне открывающих Кленовую аллею, ведущую к монументу. Возглавивший после него строительство архитектор В. Бренна внес в проект заметные изменения.

Оба павильона представляют собой в плане овалы, усложненные выступами. Нижние этажи декорированы рустом и украшены барельефами на сюжеты античных мифов о странствиях Диониса (скульптор Ф. Г. Гордеев), верхние – изящными ионическими колоннами. Несмотря на небольшие размеры павильоны производят впечатление монументальных сооружений, исполняя роль связующего звена между замком и городской застройкой.

Территорию, где располагаются павильоны, в петровскую эпоху занимал Летний сад – от Невы до Большой перспективной дороги (Невского проспекта). К 1740 году на берегу Мойки стоял Летний дом императрицы Анны Иоанновны. В 1741 году архитектор Б.-Ф. Растрелли начинает строительство Летнего дворца для новой правительницы – Елизаветы Петровны. В отдаленной части сада, рядом с Невским проспектом, был отведен участок под Слоновый двор для размещения диковинных подарков персидского шаха. Ежегодно торжественный переезд императрицы из зимней резиденции сопровождался пышными церемониями под артиллерийский салют.

В 1796 году, в первый же месяц царствования, Павел I издал указ о сооружении Михайловского замка на месте обветшавшего дворца. 1 февраля 1801 года императорский двор переехал в новый дворец.

Парадной резиденцией Михайловскому замку довелось пробыть всего 40 дней. После трагической смерти Павла I 11 марта 1801 года семья императора навсегда покинула замок.

В первое десятилетие XIX века в бывшем дворце размещались и государственные учреждения, и частные квартиры. Здание Восточного павильона в 1802 году занимал «Капитул российского кавалерского ордена» – канцелярия, созданная Павлом I, в ведении которой были все российские награды и почетные звания.

1июля 1817 года император Александр I назначил Николая Павловича шефом батальона и генерал-инспектором по инженерной части. Одним из первых шагов нового генеpaл-инспектора стало учреждение Инженерного училища в 1819 году на базе специальной Инженерной школы при Чертежной экспедиции. Михайловский замок вместе с павильонами был передан Инженерному ведомству для Главного (впоследствии Николаевского) Инженерного училища.

В Восточном павильоне до 1822 года проходили занятия кондукторов (юнкеров) Инженерного училища, позже – Гвардейской берейторской школы и фехтовальной школы гвардейских полков.

B 1823 году по именному указу Александра I бывшая парадная резиденция императора Павла получила новое название – Инженерный замок. Начались работы по приспособлению его помещений под училище и Инженерный департамент. Были засыпаны Церковный канал и каналы вокруг площади Коннетабля, разобраны главные въездные ворота Михайловского замка, демонтированы арматуры по углам здания и скульптуры на фронтонах. По мере того как замок терял облик императорского дворца, формировалось и крепло расположившееся здесь новое военно-учебное заведение, необходимость которого уже давно назрела в России.

Многие из выпускников Николаевского Инженерного училища составили славу и гордость России: герой Севастополя граф Э.И. Тотлебен, герой русско-турецкой войны Ф.Ф. Радецкий, герой Порт-Артура Р.И. Кондратенко, писатели Ф.М. Достоевский и Д.В. Григорович, композитор Ц.А. Кюи, ученые Н.М. Сеченов и П.И. Яблочков, епископ Игнатий Брянчанинов и другие.

После революции Михайловский (Инженерный) замок и оба павильона были заняты Первыми Инженерными Петроградскими командными курсами. В течение последующих лет учебное заведение несколько раз переименовывалось. Незадолго до Великой Отечественной войны Ленинградскому Краснознаменному военно-инженерному училищу было присвоено имя А.А. Жданова.

В 1942–1943 гг. замок и павильоны подверглись неоднократным воздушным бомбардировкам и наземным обстрелам.

В течение 1947–1949 гг. были осуществлены первоочередные реставрационные работы дворцового комплекса Михайловского замка (восстановлены фасады зданий, разрушенные перекрытия, проведена консервация сохранившихся фрагментов отделки).

В 1951 г. согласно постановлению Совета министров СССР Инженерный замок был передан в ведение ВМФ для размещения учебных заведений и библиотеки.

Летом 1960 года Министр обороны принял решение о передислокации военно-инженерного училища в Калининград.

С 1960 по 1993 гг. в помещениях замка располагались различные государственные учреждения.

9 марта 1994 г. было подписано распоряжение Правительства Российской Федерации о передаче Инженерного замка в оперативное управление Государственному Русскому музею.

С 2001 года по настоящее время в здании Восточного павильона Михайловского замка располагается отдел Русского музея «Российский центр музейной педагогики и детского творчества».

Отдел активно сотрудничает с крупнейшими отечественными и зарубежными музеями, культурными, образовательными и научно-исследовательскими институтами.

В основе взаимодействия Русского музея и системы образования находится разработанная сотрудниками отдела многоуровневая музейно-педагогическая программа «Здравствуй, музей!», реализуемая сегодня в 54 регионах России. Программа обеспечена необходимым учебно-методическими комплексом. Сотрудники отдела регулярно проводят обучающие семинары для музейных педагогов, воспитателей дошкольных образовательных учреждений и учителей начальной и средней школы.

Досуговая работа отдела проводится в рамках созданного в 1990 году творческого клуба «Встречи в Русском музее». Он осуществляет работу с воспитанниками детских садов, а также учащимися начальной, средней и старшей школ. Целью клуба является художественное развитие детей через постижение выразительных средств изобразительного искусства, историю и возможности художественного музея. Сегодня для юных посетителей предлагается большой выбор кружков, мини-абонементов и мастер-классов. Занятия ориентированы на формирование у детей основ изобразительной грамотности и опыта общения с музейной средой.

Отдел организует международные, межрегиональные и городские выставки и располагает уникальным Фондом детского творчества, в котором находится более 4000 детских работ от 1906 года до наших дней.

Отдел «Российский центр музейной педагогики и детского творчества» Русского музея совместно с Отделом художественных музеев РФ и Отделом развития «Русский музей: виртуальный филиал» активно участвует в комплексных программах сотрудничества Русского музея с художественными музеями российских регионов.