Особенности менталитета китайского общества, специфика художественной культуры китая.

В Китае «замысловатые мелодии многочисленных рыгов, пуков и харканий становятся привычной и неотъемлемой частью звуковой картины мира. А иначе нельзя - потоки энергии ци должны беспрепятственно протекать через организм». Филолог-востоковед Вера Ермилина - о положительных и отрицательных сторонах китайского менталитета.

«Тёмная сторона» китайцев

Поскольку многие мои знакомые, зная, что я нахожусь в Китае, часто начинают диалог вопросом «Ну что, как там китайцы?», я решила посвятить первый серьезный пост в этом блоге своему восприятию жителей страны, которая в данный момент служит мне пристанищем, а в далекой перспективе - кто знает? - может стать для меня новым домом.

Сразу оговорюсь, что всегда с осторожностью отношусь к стереотипам и обобщениям в отношении каких-либо групп людей, тем более, таких крупных, как этнос. Однако, прожив какое-то время в стране, начинаешь волей-неволей отмечать для себя определенные закономерности, свойства, присущие подавляющему большинству представителей данной национальности. И, что касается китайцев, в определенный момент я пришла к неутешительному выводу: они мне не нравятся. Причин этому несколько, попробую их перечислить:

1. Бытовая культура

Так повелось, что для рядового китайца выражение «что естественно, то не безобразно» - жизненное кредо. Когда идешь по улице в Китае, с привычным городским шумом гармонично сплетается все богатое разнообразие звуков, издаваемых человеческим организмом - замысловатые мелодии многочисленных рыгов, пуков и харканий становятся привычной и неотъемлемой частью звуковой картины мира. А иначе нельзя - потоки энергии ци должны беспрепятственно протекать через организм и выходить из него в тот момент, когда это необходимо. Многие привычные западному человеку табу здесь не работают, особенно в отношении детей. Усадить 7-летнего ребенка пописать посреди улицы - нормально; кормить младенца грудью в метро - никаких проблем; позволять отпрыску носиться по ресторану, вопить и валяться на полу - почему бы и нет (впрочем, воспитание детей - вопрос из другой сферы, возможно, об этом я тоже когда-нибудь напишу). Тема для отдельного рассказа - культура использования общественных уборных: многие китайцы (наверное, в основном те, что приехали в город из провинции) не считают необходимым, заходя в кабинку, закрывать дверь; в тех редких случаях, когда в уборной есть унитаз, посмотрев на его состояние, предпочтение, как правило, все-таки отдаешь обычному «очку».

2. Неуважение личного пространства

Ни для кого не секрет, что китайцев много. Очень много. Поэтому там, где датчанин или швед обзаводится собственным домиком и участком с газоном, в пределах которого все подчинено его личному вкусу, и он может побыть наедине с самим собой, китайцы буквально сидят друг у друга на головах. Традиционные большие семьи, тесные квартиры, в которых живут одновременно 3–4 поколения, для старших из которых коллективизм является одной из основных особенностей мировоззрения - все это способствует возникновению у большинства китайцев привычки постоянно быть в толпе, не испытывая при этом дискомфорта. Отсюда крайне раздражающее большинство иностранцев поведение, например, в метро, когда, чтобы выйти из поезда или зайти в него, люди просто отпихивают друг друга в сторону; те, кто стоят на платформе, втискиваются в вагон, и, не подумав сперва выпустить людей из него, и это - не грубость, это - норма. Если вы едете на поезде или летите в самолете, а ваш сосед захотел с вами познакомиться - не надейтесь почитать книжку; если вы рядом, значит, открыты для общения, и привычный нам язык тела - направленный в другую сторону взгляд, замкнутая поза, холодные и лаконичные ответы - скорее всего, останется не понятым, и, хотите вы того или нет, придется услышать все о политических взглядах, кулинарных предпочтениях и перипетиях семейной жизни собеседника.

3. Узкий кругозор

Особенности китайского образования таковы, что обучение основано на бессознательной зубрежке и направлено не столько на получение максимального объема знаний, формирование широкого круга интересов и творческого мышления, сколько на сдачу школьных и институтских экзаменов (что-то это отдаленно напоминает, не так ли?). Поэтому, как правило, эрудицией китайцы не блещут; для большинства из них балтийские страны находятся где-то между Россией и Китаем, население Бельгии говорит, скорее всего, по-бельгийски, а Боливия - такой американский штат. В общем, картина мира - примерно такая же, как у большинства наших соотечественников, но дополняется она еще и нежеланием мыслить критически, анализировать, делать собственные выводы. По моим ощущениям, среднестатистический китаец - идеальная машина для выполнения базовых задач по стандартным схемам, его интеллектуальная деятельность строится на усвоенном еще со школы наборе идей и стереотипов (в России - холодно, большой нос - красиво, африканцы - агрессивны, пейте больше воды). Такое единство мнений среди жителей миллиардной страны - безусловный плюс с политической точки зрения: китайцами удобно управлять, их реакции понятны и предсказуемы. Однако в плане межличностного и межкультурного общения, как мне кажется, это способствует сохранению огромной коммуникационной ямы между «нами» и «ними».

Все вышесказанное, разумеется, относится не ко всем китайцам. Безусловно, среди них есть высококультурные и образованные люди, обаятельнейшие личности и прекрасные собеседники. Но я постаралась сформулировать те неприятные особенности, которые, по моим ощущениям, присущи большинству жителей этой страны.

«Светлая сторона» китайцев

1. Столовая культура

Не уверена, что есть такое понятие, ну да ладно. Я из тех людей, которым блюдо в тарелке у соседа всегда кажется вкуснее собственного, и в ресторанах западного типа, где приходится из всего разнообразия вкусняшек в меню выбирать одну-единственную, мне бывает немного грустно. В китайских общепитах такой проблемы нет: заказывается всегда несколько блюд (причем, их количество, как правило, на 2–3 превышает количество сидящих за столом), которые ставятся на середину, и получается что-то вроде мини шведского стола. При таком раскладе, во-первых, удается попробовать гораздо большее количество блюд, во-вторых, даже если какие-то из них не в вашем вкусе, голодным точно не уйдете, так как что-то уж наверняка понравится, в-третьих, экономически такие ужины получаются более выгодными, потому что сумма чека обычно делится на всех едоков.

Мое отношение к китайской кухне неоднозначно: некоторые блюда я уплетаю с удовольствием (свинина с ароматом рыбы), другие кажутся мне довольно унылыми (всякие супы с пресной лапшой), а есть такие, существование которых я вообще никак не могу оправдать (вонючий тофу), но сама форма коллективного питания мне импонирует. Кроме того, здесь можно практически не беспокоиться о соблюдении столового этикета - никаких вам специальных вилок для устриц и пиалок для полоскания пальчиков - только палочки, только хардкор. Все ошметки, ракушки, кости и салфетки, как правилво, кидаются прямо на покрытый целлофановой пленкой стол, либо на пол. С точки зрения эстетики - возмутительно, с точки зрения удобства - самое то. Если у вас, как и у меня, манеры чуть-чуть похуже, чем у королевы Англии, в китайском ресторане вам будет вполне комфортно.

2. Трудолюбие

Хотя, пожалуй, это не совсем корректно: любовью к труду китайцы (как, впрочем, и большинство представителей других национальностей) не отличаются; но вот их способность долго и терпеливо заниматься скучным и монотонным трудом иногда поражает. Самый яркий пример - это, конечно, работа на производстве. Зарплаты у рабочих китайских фабрик очень невысокие, условия труда, мягко говоря, не офис Гугла, но там, где русский бы спился, француз организовал профсоюзную забастовку, а немец занялся оптимизацией, китайцы спокойно отрабатывают смену за сменой, часто оставаясь сверхурочно, чтобы побольше заработать. Больше, чем возможность творческого самовыражения, карьерные перспективы и всякие столь милые европейскому сердцу challenges, рядовой китаец ценит стабильность. До тех пор, пока работа приносит стабильный доход, какой бы скучной она ни была, они будут пахать, кушать пресный рис и радоваться тому, что имеют - мне иногда кажется, что этому можно позавидовать. Качество выполняемой ими работы - это уже другой вопрос…

3. Терпимость

В Китае за всю его историю никогда не было религиозных войн. Ну, погоняли, допустим, в Тан буддистов, потому что они были большие любители пожить нахаляву за счет подаяний, а рабочих рук не хватало; ну, запретили секту Фалуньгун, потому что нефиг катить бочку на компартию… но кровавых конфликтов на почве того, что в одной деревне богиню Гуаньинь рисуют с 6-ю руками, а в другой - с 8-ю, здесь отродясь не бывало. До тех пор, пока ваши убеждения не угрожают национальной безопасности и не предполагают нарушений закона - верить вы можете во что угодно. В Китае, по моему опыту, вполне терпимо относятся к геям (по крайней мере, в больших городах) и прочим меньшинствам. У меня есть ощущение (возможно, ошибочное), что здесь очень терпимо относятся к физическим недостаткам, поэтому люди гораздо менее закомплексованы. На улицах и в парках многие танцуют, поют в голос, занимаются цигуном, и никто никого не осуждает за экстравагантность. Это немного странно, но, в общем, наверное, здорово.

4. Дружелюбие и гостеприимство

Наверное, это обратная сторона отсутствия личного пространства, но сути это не меняет. Китайцы - очень открытые ребята, всегда готовые помочь, подсказать дорогу, пригласить на обед. Они много улыбаются и довольно редко злятся. Будучи здесь иностранкой, я часто сталкиваюсь с любопытством в свой адрес (иногда чрезмерным), но никогда - с агрессией. Когда приходишь к китайцу домой, он очень старается сделать все, чтобы гостю было комфортно и сытно.

Как-то так… к каждому пункту хотелось добавить с десяток всяких «но», но я старалась как-то держаться на позитиве. Вот еще байские тетеньки с апельсинами, чтобы было совсем радостно.

Китайский менталитет, логика, привычки разительно отличаются от европейских. Этот список поможет избежать культурного шока.Первая, и самая отличительная особенность – физиология и все, что с ней связано.

У китайцев нет на это никакого табу – нужду справляет каждый где ему вздумается. Конечно же, общественных туалетов понастроено на каждом шагу, и никому не придет в голову брать за них деньги, как некоторые. Но вид писающих прямо посреди бойкой улицы или рядом с кафешкой детёнков никого не смущает уж точно. У детей разрез снизу на штанишках, по идее, для того, чтобы менять подгузник, но безалаберные родители зачастую оставляют чадо гулять просто так, голопопым.

В обиходе отрыжка, сморкание, плевание, пускание газов и прочие радости. Причем особенно “мило” это выглядит на разукрашенных девочках-принцессках. Все постоянно издают громкие и отвратительные звуки при еде, после нее и между едой. Говорят – “нельзя сдерживать себя, там злые духи сидят!”. Оглушительное чихание – по-моему, один из видов национального спорта – кто громче.

Принято по неписаному закону, что мальчики покупают для своих девочек прокладки, а девочки – презервативы. Вид очередного модника с хостохэиром на голове, всего надушенного и наряженного, состредоточенно выбирающего прокладки макси меня всегда дико веселит. Нормально, если вы живете в семье с родителями, и мама покупает вам презервативы (о ужас….)
Холод.

Это то, что дико бесит, что в Японии, что в Китае и не поддается логике. В холодное время года в магазинах, кафешках, гостиницах etc. двери и окна нараспашку. Видимо, чтоб никто не подумал, что они вдруг закрыты. Центрального отопления нету, точнее, есть ооочень редко. Из-за этого всего в общественных помещениях стоит пронизывающих холод. Азиаты греют себя, тело, а не помещение. Врачи, студенты, обслуживающих персонал, все-все-все работают, трясясь от холода, в уличной одежде с униформой поверх. Я упорно не понимаю, почему нельзя закрыть окно и дверь – ведь в помещении все равно станет теплее? Но слишком они любят свежий воздух. C судорогой вспоминаю ледяной туалет в нашем хостеле в Токио, окно которого постоянно было открыто, сколько не закрывай. Не знаю, кто это делает. Тоже духи, наверное. Мы, наплевав на дичайшую сухость кожи, никогда не выключаем кондиционер, но горничная в наше отсутствие всегда открывает настежь окна. Жарко вам, бедные, – говорит. Самый срыв у меня произошел в Шанхае, когда нам дали огромный номер, в котором можно было спокойно хранить мясо замороженным. В поисках источника ветра и мороза было обнаружено, что мудрые люди тупо просунули шланг от кондёра в приоткрытую створку окно. Соответственно, окно нет возможности закрыть и ветер радостно гуляет по комнате. На мои возмущения работники отеля реагировали с нескрываемым удивлением. “Не холодно”, - говорят. “Спите”. Заткнули дырку полотенцами, пожимая плечами. Но все равно это была самая холодная ночь в моей жизни. Мы устроили из одеял вигвам и спали там, вцепившись друг в друга, как коалы. Наутро мы сменили номер на маленький, но без национальных особенностей.
Еда.

Да, всякое едят. И скорпиончиков, и гусениц. Но это скорее деликатес, для интересу. Тут интересней другое – едят всё время и просто в невероятных количествах. Любая стройная куня съедает за один присест тазик рамена и обед из 10 блюд, показывая чудеса азиатского метаболизма.

Чоудофу. Если были когда-нибудь на китайском рынке, первое, что сбивает с ног в прямом смысле – дикая вонь от жарящегося чоудофу – “вонючий тофу” дословно. Это старый заплесневевший тофу, деликатес опять же. Как сыр с плесенью. Мои подружки говорят, что не едят такое, но уверяют, что это дико полезно.

Во время еды весь мусор скидывают на пол. “Мы же не свиньи рядом с едой класть отходы!” – говорят.

Интересные стереотипы о еде: уверяют, что картошка способствует хорошей фигуре, например.

Все время пьют горячую воду! Это вообще панацея от всего – и для пищеварения, и от горла, и согревает, и худеешь. На собственном опыте знаю, что именно горячую воду советую пить китайские доктора от всего. Даже если нога отвалилась. Поэтому все ходят с кавайными термосами. Воду можно попить везде – диспенсеры и термосы с водой стоят для всеобщего пользования в любом месте.Одежда и стиль.

Все носят угги всех модификаций и не парятся. Угги стоят 25-30 юаней.

В китайскую зиму (ноль, плюс десять) носят кучу одежек (см. пункт Холод). Очень модно махровое исподнее, всякие нижние кофточки с длинным рукавом и леггинсы с мехом внутри. Мне на работе выдали такое, для принцессы, ношу и радуюсь.

Что не может не радовать – хоть как ты не оденься, никто пальцем показывать не будет. Бабули гоняют в шортах хеллокитти, бизнесмены в розовых кедах, модные куны с женскими сумками.

Азиаты обладают потрясающим даром сочетать вещи и цвета. То, что смотрелось бы нелепо или пошло на европейке, на азиатке будет премило.
Отношения.

Ну, как обычно, не принято целоваться на людях.

Если парочка начала встречаться, это в 90% случаев на всю жизнь. Перебирать партнеров – моветон.

Девущка при этом имеет право встречаться с несколькими парнями одновременно, если она не решилась еще. Парень такого преимущества не имеет.

Нормально, если девушка в баре пришла с парнем, а флиртует с другим. Выбирает.

Парни любят стройных девушек. Девочки жалуются мне, что никто не будет встречаться с пухлой девушкой.

Парни в свою очередь жалуются мне на ветренность и огромные требования девушек.

Видела передачу, где спрашивали у парней до 25 лет – кого они бы выбрали в девушки? 95% хотят иностранку, но только блондинку.

ВВЕДЕНИЕ

В XX веке теоретическая социология, стала более систематизированной, хотя и менее связанной с исторической концептуализацией модерна, высший пик социологическая теория достигла в 60-80-е гг. ХХ века. Эти десятилетия свидетельствуют о ее расцвете во множестве форм, особенно, как сформулировал Д. Александер в 1986 г., в форме "нового теоретического движения", в которое входят неофункционализм, П. Бурдье, А. Гидденс, Ю. Хабермас, другие авторы и направления. Социологическая теория стремится к размыванию своих границ и к взаимодействию, особенно, с социальной теорией. Последняя является одной из главных областей "творчества", куда включается и рефлексивность. В этот период социология культуры стала одним из основных направлений исследования. Предметом настоящего реферата является изучение особенностей Китая.

ГЛАВА 1. ФАКТОРЫ, ПОВЛИЯВШИЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

Территория

КИТАЙ (Zhongguo, английское China), Чжунго, крупнейшее государство в Вост. Азии., площадь которого составляет ок. 9528 тыс. км², столица Пекин. Ок. 3/4 территории государства занимают горы (Тибетское нагорье с высочайшей вершиной Джомолунгма на границе с Непалом, 8848 м; Юньнань - Гуйчжоуское нагорье, Каракорум, Тянь-Шань и др.), равнины занимают лишь 12 %.

Климат на Востоке муссонный, от тропического на Юге до умеренного на Севере; на Западе резко континентальный, засушливый. Исключительное разнообразие ландшафтов: от ледяных пустынь высокогорий на СЗ. до влажных тропических лесов на Ю. и ЮВ.; есть также песчаные массивы, полупустыни (З., СЗ. и центр. районы), степи, тайга (С. и СВ.), смешанные и широколиственные леса (СВ., В. и горные районы). Леса покрывают ок. 12 % территории. Многообразная фауна.

Население по состоянию на 2001 года составляет 1 млрд. 237,1 млн. чел. (ок. 22 % всех жителей Земли). Китайцы (хань) составляют 92 %; проживают также 55 др. народностей: чжуаны (ок 14 млн. чел.), дунгане (хуэй), уйгуры, мяо, маньчжуры, тибетцы, монголы и др. Главные религии: конфуцианство, даосизм и буддизм; на СЗ. распространён также ислам.

История

Китайская цивилизация - одна из старейших в мире. По утверждениям китайских учёных, её возраст может составлять пять тысяч лет, при этом имеющиеся письменные источники покрывают период не менее 3500 лет.

В истории Китая выделяются следующие периоды: Ся (ок. XXI-XVI вв. до н. э.); Инь, или Шан (ок. XVI-XI вв. до н. э.); Чжоу (ок. XI в. - 221 г. до н.э.); Цинь (221-206 гг. до н. э.); Хань (206 г. до н. э. - 220 г. н. э.); Саньго, или Троецарствие (220 - 280); Цзинь (265-420); период юж. и сев. династий (420-589); Суй (589-618); Тан (618-907); период 5 династий и 10 царств (907-960); Сун (960-1279); чжурчжэньской династии Цзинь (1115-1234); монгольской династии Юань (1279-1368); Мин (1368-1644); маньчжурской династии Цин (1644-1911). В 1912 г. провозглашена Китайская Республика, 1 октября 1949 г. - Китайская Народная Республика. Глава государства - председатель КНР, парламент - Всекитайское собрание народных представителей, правительство - Госсовет.

ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА КУЛЬТУРЫ КИТАЯ

Характеристика культуры Китая, религия, язык

Культура Китая является родиной одной из всемирных самых старых и самых сложных цивилизаций, Китай имеет историю, богатую через более чем 5 000 лет артистического, философского, и политического продвижения. Хотя региональные различия обеспечивают ощущение разнообразия, общности на языке и религии соединяют культуру, которую отличают такие универсально существенные вклады, типа конфуцианства и Даосизма.

С повышением Западной экономической и военной мощи над Китаем, начинающимся в середине 19-ого столетия, однако, некитайские системы социальной и политической организации получили сторонников в Китае: Сунь Ят-сен, Маоизм.

Особенности менталитета китайцев

- конфуцианство

Конфуцианство является одной из трех основных религий Китая. Начало конфуцианства связывают с Конфуцием (551 - 479 до н.э.). В исторических источниках Конфуций часто именуется Кун - цзы, что означает учитель Кун, число учеников Конфуция определяется китайскими учёными до 3000, и в том числе около 70 ближайших, но в действительности можно насчитать известных по именам всего только 26 несомненных его учеников.

Учение первоначального конфуцианства, поставив основным своим принципом присущее каждому человеку желание жить и благоденствовать, занималось только вопросами этики и политики и совершенно не касалось метафизических вопросов и вообще всего того, что не может быть объяснено человеческим разумом, а только усвояется верой. Вера в загробную жизнь и существование духов допускалась не потому, чтобы то и другое считалось доказанным, а только потому, что эта вера до известной степени способствует благополучию жизни человека. Сообразно с этим были усилены и требования относительно сыновней почтительности и культа предков.

Главным предметом чествования должны служить предки, до 4-го колена включительно. Каждому из них посвящена отдельная дощечка или таблица. Эти таблицы хранятся в особых шкафах и чествуются ежедневно утром, поклонами и возжением курительных свечей, а в известные дни - и жертвоприношениями, из различных напитков и кушаний. Перед этими же таблицами должны совершаться и обязательные доклады о всякой более или менее значительной отлучке из дома и о всяком выдающемся событии в доме. Главнейшие обряды после смерти: малое, затем большое одевание покойника, положение во гроб, кормление покойника (собственно - полотняной куклы, в которую, как предполагается, переселяется душа усопшего) и, наконец, погребение (не позже 100 дней после кончины, причём душа покойного, по представлению китайца, переселяется в таблицу с его именем). Пока тело находится в доме (точнее - в рогожном шатре около него, во дворе), рекомендуется, для увеселения тоскующей души усопшего, приглашать музыкантов (играющих у ворот дома), а вся семья ежедневно утром и вечером собирается около гроба и оплакивает покойного; при этом старшее лицо в доме возжигает курительные свечи и совершает возлияние вина. Траур (всегда белого цвета, причём визитные карточки пишутся не на красной бумаге, как всегда, а на жёлтой) делится на несколько степеней, сообразно продолжительности времени и качеству носимой в это время одежды.

К обрядам в честь лиц, пользующихся общегосударственным чествованием, чиновники относятся совершенно формально. Понятен, поэтому, китайский индифферентизм в деле религии; китайский буддист или магометанин спокойно мирится с конфуцианскими обрядами, получившими общеобязательную силу вследствие вековых традиций и санкции правительства.

- даосизм

Основателем даосизма был Лао Цзы, собственное его имя Ли Эр (Ли Боян, Лао Дань). По преданию родился в 604 г. до н.э., однако историчность его личности вызывает сомнения. К основным идеям даосизма относятся следующие: Дао - это невидимый вездесущий закон природы. Дао бездействует, тем самым, порождая все, оно вечно и безымянно, пусто и неисчерпаемо. В соответствии с Дао взаимодействуют два противоположных начала - инь и ян, достигая своего предела. они переходят друг в друга. Исходя из учения о Дао, даосизм предложил оригинальную концепцию наилучшего государственного управления - недеяния: если правитель пребывает в бездействии, то в силу Дао дела сами наладятся. И, так же как и другие философские учения, даосизм осуждает войну.

Что может вызывать у человека, знакомого с китайской культурой упоминание о даосизме. Это и стремление к единению с природой, возвращению к первозданной простоте, естественности, отображенное во множестве поэтических текстов и живописных свитков. Это и глубина философских размышлений о сущности бытия и внутренних принципах его вечного движения. Это и таинства даосской алхимии, направленной на создание эликсира бессмертия. И, наконец, это сам человек, следующий даосскому учению, – созерцатель-подвижник и обескураживающий парадоксами юродивый, мыслитель и поэт, политик и ученый. Столь же сложной, многогранной, как и сам даосизм, является и его история, как бы воплотившая в себе принцип единства многоразличного.

- буддизм (как они повлияли на менталитет)

При рассмотрении конкретного процесса распространения китайской культуры за пределы Китая и превращения ее в некоторую культурную универсалию региона нетрудно заметить, что этот процесс совпадает с распространением в странах Дальнего Востока буддизма, который выступал в качестве посредника между китайской и местными традициями и представителя ценностей и норм уже не индийской, а китайской цивилизации. Именно через буддизм народы Восточной Азии знакомились с китайской культурой, в том числе и с ее небуддийскими пластами, хотя в дальнейшем буддизм мог быть (и зачастую бывал) оттеснен другими формами китайских идеологических доктрин (прежде всего конфуцианством).

Почему именно буддизм выступил проводником китайской культурной традиции? Всегда воспринимавшийся в Китае как учение в достаточной степени чужеродное (хотя бы в силу его индийского происхождения) буддизм подвергся в этой стране мощному влиянию собственно китайской культуры, что превратило специфически китайские школы буддизма в своеобразный продукт межкультурного взаимодействия. Чрезвычайно важен тот факт, что буддизм – мировая религия с выраженной установкой на проповедь своей доктрины, проистекавшей из махаянской доктрины великого сострадания бодхисаттвы, дающего обет спасти все живые существа. Это делало буддизм гораздо более активным в отношении своего распространения за пределами Китая, нежели китаецентричные и не заинтересованные в проповеди своих учений конфуцианство и даосизм.

Именно буддизм из всех идеологических течений Китая был меньше всего связан с китайской официальной идеологией и правящими кругами Государства Центра (т.е. он не мог использоваться в качестве орудия политического давления), что также способствовало его популярности в качестве средства приобщения к китайской культуре у народов Восточной Азии, особенно у тех, кто подобно вьетнамцам регулярно отстаивал свою независимость в вооруженных столкновениях с могучим соседом.

Буддизм сыграл решающую роль в формировании дальневосточной (восточноазиатской) историко-культурной общности, продолжая оставаться важным фактором духовной, культурной, а подчас и политической (характерный пример – японская Партия Чистой Политики, Комэйто, тесно связанная с религиозно-общественной организацией Сока Гаккай, ориентирующейся на учение школы Нитирэн-сю) жизни стран этого региона и в настоящее время.

Тибет создал уникальную цивилизацию, в основе которой лежал буддийский проект. Это была культура духовности без коммерции, йогической практики во имя блага всех существ и схоластической учености, не озабоченной утилитарным применением своих достижений. Тибетские ученые монахи и йогины не только сохранили сокровища индийской культуры, почти забытые в самой Индии, но и преумножили их своими философскими, логическими, грамматическими и мистико-созерцательными трактатами. Буддизм способствовал смягчению нравов: уже через несколько столетий восприятия буддизма тибетцы перестали быть воинственным и свирепым народом, доставлявшим много беспокойства своим более мирным соседям и направили свою энергию в область духовной практики, ученых занятий, философских диспутов и медицины. Позднее такую же трансформацию пережили и монголы, познакомившиеся с буддизмом именно в его тибетской форме.

Европа начала свое знакомство с буддизмом в самом начале XIX века и сразу же оказалась потрясена религией, не похожей ни на что, известное европейцам – ни на монотеистические “авраамические” религии, ни на политеизм Древнего мира. Европейцы (вначале ученые-востоковеды, а потом и более широкие круги “образованной публики”) увидели религию без Бога или богов в привычном смысле (дэвы буддизма – просто один из видов живых существ, подверженных рождению и смерти), религию, отрицающую существование души и заменяющую учение о промысле божьем и божьем суде доктриной причинной обусловленности и “законом кармы”).

В настоящее время буддизм уже не является чисто восточной религией. В Германии и во Франции он уже стал третьей по многочисленности конфессией, существует Европейский Буддийский Союз (EBU – European Buddhist Union), регулярно проводящий свои конгрессы в престижных центрах европейских столиц. Но какова же возможная роль буддизма в контексте мировой цивилизации в наступающем столетии? Как ни неблагодарны подобного рода прогнозы, рискнем предпринять попытку сделать некоторые прогнозы.

Бизнес с китайцем

Многочисленные этнографические исследования показывают, что солидарность является одной из характерных черт китайцев. Данное обстоятельство может быть проиллюстрировано на следующем примере, в условиях миграции часть из них “растворяются” в местном населении, не обременяя себя ответственностью за судьбы земляков, в другие - строят стратегию выживания на взаимной поддержке и компактном проживании.

Классической иллюстрацией последнего варианта служат широко известные Китайские кварталы (Chinatowns), созданные в начале века китайцами, дискриминация которых в США была неприкрытой и неограниченной. Спустя годы эти районы стали очагами быстро растущей самозанятости и этнического предпринимательства с опорой на групповую этническую солидарность

Другой показательный пример. Помимо неприятия принимающей стороной, важную роль играет степень культурной и лингвистической дистанции между мигрантами и аборигенами. Если мигранты способны “раствориться” в местной среде, то шансы возникновения в их рядах групповой солидарности значительно снижаются. Впрочем, не будем забывать, что лингвистические и культурные вариации старожилами расцениваются в терминах “многообразия” реальной действительности, тогда как различия с “пришлыми” - в духе “чуждости” и “инакости”, отчего совместная жизнь делается дискомфортной 8

Разделяющая культурная дистанция (и при отсутствии лингвистических трудностей) фиксируется у нас все отчетливее. Даже по отношению к приезжающим русским как рефрен звучат фразы: “русские узбеки”, “онемеченные русские”, “казахстанские русские”. К тому же, в обыденном сознании оставляют след отличительные особенности трудовой этики мигрантов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, представляется возможным выделить следующие основные характеристики современной китайской культуры.

Стремление новыми средствами и в новых условий возродить и переосмыслить национальную традицию, сделав ее ценности жизнеспособными в условиях XX века.

Установка на истолкование традиционной культуры в категориях западной философии для уяснения горизонтов ее жизнеспособности и плодотворности в контексте вызовов современного мира. Подчеркивание как национального, так и универсального характера ценностей традиционной китайской культуры.

Выяснение специфики национальной традиции через ее сопоставление с интеллектуальной и культурной традиции Запада и постепенный переход вначале к синтезу китайской и западной мысли при доминирующем значении первой, а затем и введение национальной традиции философствования в западную на правах равноправного участника современного философского процесса.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Большой Советский Энциклопедический словарь;

2. Социологический словарь

3. Социология под ред. Ядова

4. Словари Яндекс;

5. http://oriental.ru/.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ

ОДЕССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. И. И. МЕЧНИКОВА

Филологический факультет

На тему « Особенности китайского менталитета»

По дисциплине «Основы межкультурной коммуникации»

Студентки 3 курса

филологического факультета

русского отделения

Степановой Светланы

Одесса 2016

©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-07

Психология китайцев и общества в целом, их прошлое, настоящее и будущее являются центральной проблемой науки и практики. Осветить ее без учета этнопсихологического поля китайского суперэтноса (по Ю. В. Бромлею) и менталитета невозможно. Большинство китайских этнопсихологов подчеркивают наличие глубинной связи между земной судьбой и космической волей, представляющей собой одну из значимых особенностей китайской культуры . Такая связь порождает своеобразную модель «отношений», элементами которой являются отношения китайцев со своей группой, вовлеченность их в социальную ритуальность, а также зависимость от Неба, предопределяющего судьбу человека. Именно такая система отношений становится каркасом менталитета китайского общества .

Анализ имеющейся литературы убеждает в том, что проблема менталитета занимает центральное место в структуре отечественной и зарубежной психологии. Предпосылки понимания этой категории просматриваются в работах Ш. Монтескье, Ж.Б. Вико, И. Гердера, Г.В.Ф. Гегеля, Д. Локка, Ф. Бекона и многих других мыслителей. Большой вклад в разработку проблем ментальности внесли представители школы «Анналов», сложившейся во Франции в 20-30-е годы прошлого века, М. Блок, Л. Февр и др. В то же время, впервые в истории психологии данный термин был введен в обращение Л. Леви-Брюлем в 1921 г. в его книге «Первобытный менталитет» . Он выделил два типа ментальности - дологический и логический. В современной отечественной психологической науке понятие «ментальность» появилось сравнительно недавно. В энциклопедическом словаре под редакцией Г.В. Осипова менталитет воспринимается как «совокупность и специфическая форма организации, своеобразный склад различных человеческих психических свойств и качеств, особенностей их проявлений» . Поэтому ментальность как производное менталитета определяется в виде характеристики либо одной личности, либо определенного общества или сообщества в целом как основы формирования в историческом контексте. В этой связи целесообразно вести речь и о ментальности конкретного этнофо- ра , и менталитете этноса.

Термин «менталитет» рассматривается в трудах зарубежных исследователей Р. Эмерсона (1882) и М. Блонделя (1926). Некоторое раскрытие содержания термина можно обнаружить в работах Р. Декарта, И. Канта, Э. Фромма и Л. Февра . Существенный вклад в разработку проблемы ментальности внес К.Г. Юнг. Предложенный им термин «архетип» по своему содержанию близок к ментальности. В отечественной литературе в качестве синонима термину менталитет используются «дух народа», «национальная психология», «национальный характер», «психологические особенности народа», «этническое бессознательное», «коллективная душа», «народное сознание» (и бессознательное), «национальное самосознание», «национальный склад ума» и др. В то же время, тщательного анализа на предмет их соотношения не просматривается. Однако, как справедливо полагает Т.Г. Стефаненко, «в последнее время понятие “национальный характер” вслед за понятиями базовой и модальной личности покидает страницы психологической литературы. Ему на смену для обозначения психологических особенностей этнических общностей приходит понятие “менталитет”» . К изложенному нелишне будет добавить, что в литературе обнаруживается не менее 30 определений менталитета. По этой причине, не вдаваясь в их анализ, под менталитетом (от латинского «mentalis» - духовный, умственный) будем понимать определенную совокупность тех компонентов сознания (а в нашем исследовании - этнического сознания), которые обусловливают его структурную целостность и качественную определенность социальных (этнических) общностей, позволяющих идентифицировать их посредством проявляемых готовностей, предрасположенностей и установок действовать, мыслить, чувствовать и воспринимать мир определенным образом.

В предлагаемом варианте менталитет конкретного, например, китайского, общества представляет собой промежуточное звено между менталитетом китайского суперэтноса и мыслительным процессом этнофора. При этом, в отличие от этноса, суперэтнос не способен к дивергенции, и основной его характеристикой является только степень межэтнической близости . Не случайно менталитет, обеспечивая связку психики с сознанием и бессознательным, занимает промежуточное между ними место. В этой связи, мышление выступает как средство познания мира, а менталитет задает стиль мышления, его своеобразие. Следовательно, менталитет представляет собой эмоциональные и ценностные ориентации, коллективную психологию, образ мышления как отдельного человека, так и любого общества, слоя, сословия, этноса и расы. Влияя на все сферы духовной жизни (науку, философию, искусство, религию, право, мораль, политику и др.), менталитет, многократно в течение многих столетий трансформируясь и растворяясь в различных формах общественного сознания, не исчезает. Он функционирует, продолжая обеспечивать специфику проявления институированных элементов духовной сферы через архетипы, символы, знаки и т.п.

По мнению большинства исследователей, представляется сложным в настоящее время выделить определенный системообразующий признак национального менталитета . Видимо, в этом качестве могут быть использованы ценностные ориентации, космогонические представления о мире, архетипы коллективного бессознательного и т.д. При этом осознаваемые элементы менталитета тесно связаны с областью коллективного бессознательного, а точнее, базируются на ней. Очевидно, содержание менталитета заключается в когнитивной сфере и определяется теми знаниями и опытом, которыми владеет искомая общность. По этой причине в ее структуре выделяют, наряду с перцептивными и когнитивными эталонами, социальные нормы, обеспечивающие регуляцию поведения. Следовательно, эталоны и нормы становятся критериями выносимых оценок, определяющих систему умонастроений и взглядов на мир. В результате складывается определенная модальность смысловой системы отношений к миру.

Рассматривая категорию «менталитет», исследователи используют как равнозначное понятие «ментальность». Вместе с тем, «ментальность» охарактеризует личную, либо социальную память человека или коллектива, свойственную только ему и характеризующую только его, слой, сословие, народ, к которому он принадлежит. В этом плане близкой является позиция В.С. Мухиной, З.Н. Рахматуллиной и ряда других исследователей, воспринимающих ментальность как наиболее древнее духовное образование, на основе которого постепенно зарождались различные виды и формы менталитета . При этом обнаруживается сложность проведения разграничения между дефинициями ментальности и менталитета. Причиной тому является наличие имплицитности мироощущений, общих схем мышления, осознанных и неосознанных установок, ценностных ориентаций, верований, стабильных культурных архетипов и символов бессознательного. Но то понимание, что в основе формирования менталитета лежит ментальность как наиболее древнее духовное образование, методологически является оправданным.

В практической и политической деятельности китайского общества менталитет проявляется в сферах сознательного и бессознательного отдельного индивида, малых и больших социальных (семья, кланы и т.д.) групп. В целом, менталитет суперэтноса может быть представлен в виде совокупности взаимодействующих идей, мыслей, чувств, установок, интересов, ценностных ориентаций, традиций, конкретного поведения и деятельности, связанных со спецификой бытия и восприятия окружающей действительности. Анализ имеющейся литературы позволяет в трудах Гао Чжимин, Гу Хунмин, Гэн Лунмин и ряда других исследователей можно встретить различные точки зрения по этому вопросу. Однако нам представляется более близкой позиция Н.А. Костенко, которым разработана структура менталитета . Близким к нему является подход Тань Аошуан, которая в своем монографическом исследовании раскрывает ментальность через китайскую модель мира (пространство и время, семантика размера, значимость чисел в концептуализации мира китайцами и т.д.) .

В структуре менталитета, представленной на рис. 1, его компоненты образуют диалектически взаимосвязанные и взаимодействующие противоречия, различные ментальные типы и соответственно отражают этнические особенности общества. При этом следует иметь в виду, что происходит определенная трансформация менталитета на основе ментальности этнофора и китайского суперэтноса.

При относительной стабильности ментальность представляет собой переменную, отображающую происходящие изменения характера народа в исторической перспективе. По этой причине в ментальности людей находит свое выражение полифакторная система не только их ретроспективы, но и перспективы.

Следовательно, китайский менталитет как система символов, скрепляющих китайцев в единое целое, поддается, очевидно, только диах- ронно-синхронному анализу всей перспективы развития этого суперэтносам. С одной стороны, целесообразен анализ изменений его структуры при сохранении базовых, фундаментальных элементов, привносимых генотипом и культурным кодом в этногенезе цивилизации и ассимилируемого им иного этнического материала во времени. С другой - требует своего изучения менталитет других этносов (уйгуры, тибетцы и др.), в свое время поглощенных китайцами. Это поможет определить степень их взаимовлияния. Поэтому неслучайно менталитет предопределяет самобытность культуры, являясь ее стержнем. Процесс отражения мента-

Рис. 1

Процесс формирования китайского менталитета проходил под воздействием многих факторов (географических, политических, экономических и т.д.). При очевидной изученности большинства из них, некоторые остаются слабо исследованными. По этой причине в литературе обнаруживается много мистики (например, легенды Шаолиньского монастыря и др.), отвлечений и бездоказательных рассуждений о тайнах «китайской» души, поведении китайцев и т.д. Сведение психологии китайцев к определенной типологии поведения, отрицающей наличие психологических типов этносов, несхожих реакций на один стимул вызывает сомнения, поскольку не учитывает всей совокупности исторических факторов и значительных отличий менталитетов этнических меньшинств.

Становление китайского суперэтноса при всем своем этнокультурном единстве сформировало специфические особенности психологии и менталитета. Мало кто учитывает, что в Китае понятие «государство» («го») существует тысячелетия, а «нация» («миньцзу») - только с 1902 года . Однако формирование этноса началось задолго до констатации последнего и обусловлено влиянием трех религиозных вероучений: конфуцианства, даосизма и буддизма. Именно на трех основных школах мысли строятся китайская культура, менталитет и психология. Известное выражение, что «китайцы с утра буддисты, днем конфуцианцы, а вечером даосы», как никакое другое убеждает в этом. Поэтому конфуцианство, составляя определенную часть китайской культуры, оставляет достаточное место даосизму и буддизму как полноправным учениям. Более того, поскольку в основе трех учений лежит целый ряд общих категорий, то в результате сформировался образный код китайцев . Это обеспечило легкое совмещение и синтезирование в их сознании трех основных школ. Просматривается реальное сочетание различных философских начал в одной системе (синкретизм). Поэтому китайцы, как правило, чаще всего ходят молиться во все храмы. Ни буддизм, ни даосизм никогда не были прозелитскими системами, у них не было стремления обратить других в свою веру, навязать другим свои воззрения. Такое положение исключило возможность возникновения противоречий на религиозной основе.

Констатируя факт отсутствия в Китае конфликтов на религиозной почве, можно с определенной долей уверенности говорить об отсутствии у китайцев глубоких религиозных чувств. При этом первостепенное место в их сознании занимают моральные семейно-родовые ценностные ориентации, а не вера в богов, отношения с которыми строятся на принципе взаимной пользы, в расчете только на получение выгоды . Со всей очевидностью такой характер отношений имеет языческие корни и связан с суевериями: верой в духов, культом предков, магией образов, цвета и чисел, гаданиями и жертвоприношениями. Последнее подтверждается наличием в каждом китайском доме фигур и статуэток высших существ. К их помощи китайцы обращаются при начинании почти всех своих дел. Более того, имеет место широкое распространение системы «Фэн-шуй», вера в счастливые и несчастливые числа и др.

Традиции китайской культуры также нашли свое проявление в синтезе «китайского марксизма» и конфуцианства. Так, руководством Китая в качестве традиционной этической основы китайской государственности и культуры было использовано конфуцианство . В частности, все лидеры Китая, начиная с Дэн Сяопина и заканчивая Си Цзиньпи- ном, выстраивают все без исключения реформы с опорой на традиции, заложенные Конфуцием, что приводит к неизменному успеху. Следовательно, в менталитете современного Китая сохранились традиционные основы духовной культуры . Более того, конфуцианство как часть культуры формирует основу коллективного сознания китайцев, в то время как даосизм реализуется через архетипы в виде коллективного бессознательного. Одновременно, даосское мировоззрение просматривается в виде самого глубинного пласта духовной культуры китайского суперэтноса. Китайские исследователи подчеркивают присутствие в своей культуре и других ее элементов (буддизм, марксизм и др.). Синтез этих заимствованных элементов с традиционными основаниями духовной культуры после глубокой трансформации приводит к единому результату, позволяя менталитету оставаться китайским.

В литературе также отмечается наличие определенных сложностей, связанных с процессами инкультурации, барьером для которой остаются китайские традиции. Так, например, по мнению преподавателя Тайваньского университета Нань Хуа А. Ажинова, христианское проповедничество с целью изменения китайского религиозного сознания к успеху не привело. В подавляющем большинстве случаев китайские традиции, полагает он, не проявляясь во внешней атрибутике, адаптируют христианство под себя, видоизменяя его сущность, выражающуюся в догматике и ритуалах, преобразовывая до неузнаваемости. Это, в сущности, привело к ассимиляции христианства и рождению нового элемента синкретического направления . Имеют место и другие подтверждения того, что китайский менталитет не позволяет его носителям с легкостью воспринимать другие культуры. Более того, китайская культура обладает значительным потенциалом, приспосабливая и трансформируя иные идеологии .

Ранее, при рассмотрении менталитета китайского суперэтноса подчеркивалась роль других этносов, проживающих в потенциально опасных автономных районах Синьцзян-Уйгурский, Тибет и Внутренняя Монголия . Пассионарность и сепаратизм, стремление к свободе просматриваются в менталитете уйгуров, монголов и тибетцев. При этом у тибетцев присутствуют различные формы вялотекущего сопротивления . Многие тибетцы, а их в Тибете проживает 5,4 млн, до сих пор обладают кочевым менталитетом и стремлением к независимости, в частности, к свободе передвижения. В отличие от китайцев они не любят рутинной работы. Содержанием их менталитета остается выполнение исторической миссии поддержания духовной основы «генофонда» буддизма, взятая на себя ответственность за его сохранение в чистоте. Тибетскому буддизму, чья духовная почва была возделана, пришлось выживать, теряя свою идентичность при вступлении в синкретизм с китайской духовностью.

В то же время, 8,4 млн уйгуров, проживающих в СУАР, являются в своем большинстве мусульманами, у которых в менталитете дух независимости находит свое проявление в экстремизме и крайней его форме терроризме. Однако уйгурские движения за истинную автономию или даже независимость не имеют ничего общего с исламским фундаментализмом. Они возникают из желания сохранить культуру, религию и языки своего этноса от подавления и маргинализации . Этому способствует осознание древности своей культуры, передавшей в свое время Чингисхану свою письменность, которая легла в основу монгольской. Очевидно, в культурном и языковом отношении уйгуры ментально осознают себя частью Центральной Азии и тюркского мира. При этом они остаются частью мусульманского Туркестана, самой восточной оконечности исламского мира.

На формирование их менталитета оказали влияние и многовековые тесные связи с буддизмом. Все это нашло свое отражение в чертах и признаках менталитета уйгуров. В то же время, развиваясь в составе китайской государственности, они так и не осознали себя частью «единой китайской нации». Такого рода «множественность» отражается в содержании их менталитета. Более того, культурная близость уйгуров к тюркским народам Центральной Азии и необходимость развития в условиях китайской культуры порождает глубокий этнопсихологический диссонанс.

Внутренняя Монголия не является в данный момент таким проблемным регионом, как Тибет или СУАР. Численность монгольского населения Китая составляет 5,8 млн человек. Идея свободы и независимости в монгольском менталитете получила свое отражение . При этом, исповедание ими буддизма не помешало использованию традиционного мировоззрения - шаманизма. Именно шаманская молитва и верование в тэнгри позволяют монголам проводить обряды и использовать технологию общения с духами. В этом плане они склонны к фетишизму, проникновению в тайный смысл происходящего, что свидетельствует о своеобразной духовно-мыслительной культуре. В ее основе находится учение, сформировавшееся в Монголии в XIII-XIV вв. Согласно ему, начало любого явления или предмета включает две стороны, взаимоисключающих и взаимообусловливающих друг друга.

Определенный интерес вызывают и другие особенности менталитета монголов. Так, например, ими допускаются ошибки в распределении времени, что приводит к невыполнению своевременно обещанного. Более того, обладая низкой работоспособностью, могут начать выполнение работы, когда уже слишком поздно. Близость к природной среде позволяет формировать у монголов практическое панорамное мышление и глубокую интуицию. По этой причине любая вновь поступающая информация ими, как правило, не подвергается глубокому анализу, но хорошо воспринимается в ее системности и целостности. Подводя некоторые итоги сказанному, следует отметить наличие определенного контраста между менталитетом тибетцев, уйгуров, монголов и китайцев (ханьцев). В этом плане обнажаются экзистенциональные проблемы китайского суперэтноса в перспективе. Этнический сепаратизм становится одним из ключевых при рассмотрении вопросов безопасности в Центрально-Азиатском регионе. Очевидно, построение образа «независимого Уйгуристана», «независимого Тибета» и ряда других базируется на архетипических символах и является псевдо-правдоподобным. Очевидно, старый Тибет как идеальная страна (Шангри-Ла), незаконная оккупация, репрессии, насильственная ассимиляция, справедливая борьба за права человека, за свободу и независимость порождают сочувствие и симпатию многих людей в мире. В то же время, такого рода стереотипы являются во многом порождением политического мифотворчества и отрицания всего хода развития истории.

В контексте изложенного становится очевидным, что определение содержания менталитета китайского суперэтноса формировалось в процессе генезиса цвилизации Китая. В итоге сложилась современная матрица, определяющая содержание элементов своеобразной китайской массовой психологии. Последняя представляет собой систему предрасположенностей, установок и готовностей этнической общности проявлять ментальную активность и поведенческие реакции, характерные не только для различных этносов, но и всего китайского суперэтноса в целом. В то же время, в целях

  • обеспечения структурной целостности менталитета и определенности китайского социума;
  • усиления однородности реагирования всех этносов Китая в процессе взаимодействия и удержания в процессе их развития;
  • фильтрации всех негативных воздействий на системные качества менталитета с ориентацией на его матричные основы с последующим восприятием этих воздействий, модификацией или отторжением, китайскому обществу, видимо, предстоит пройти определенный путь. Поскольку менталитет китайского суперэтноса продолжает оставаться слабо исследованной категорией , возникает потребность изучения его в ретроспективе. Представленное в совокупности находит свое преломление в национальной ментальности китайцев }