Значение слова община по истории. Смотреть что такое "община" в других словарях

ОБЩИНА

ОБЩИНА

1. Самоуправляющаяся организация жителей какой-нибудь территориальной единицы (селения, города; юр.). Средневековые городские общины (коммуны). Клан - община, связанная кровным родством и собственностью.

2. Административно-сословная, осуществлявшая фактически фискальные интересы государства, земельная крестьянская организация в России, члены которой несли круговую поруку и владели землей сообща без права собственности на обрабатываемые участки (ист.). «…Отмена круговой поруки…, уничтожение сословных делений, свобода передвижения и свобода распоряжения землей для каждого отдельного крестьянина поведут к неизбежному и быстрому уничтожению той фискально-крепостнической обузы, каковой является, на три четверти, современная поземельная община.» Ленин (1902 г., "Аграрная программа русской социал-демократии").


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Синонимы :

Смотреть что такое "ОБЩИНА" в других словарях:

    ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) О. характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) О. сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Русская история

    Слово община старославянизм в составе русского языка. Оно было очень употребительно в древнерусской литературе и выражало разные значения. Можно выделить в нем четыре основных значения: 1) общение или наличие чего нибудь общего; единение,… … История слов

    - (community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры. Традиционные консерваторы подчеркивают, что в основе общины лежит общность… … Политология. Словарь.

    Первичная форма социальной организации, возникшая на основе природных, кровнородств. связей. В процессе образования классового общества и государства первобытная кровнородств. О. трансформируется в соседскую (терр.) организацию сел.… … Философская энциклопедия

    ОБЩИНА, форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется общим владением средствами производства, коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает… … Современная энциклопедия

    Форма социальной организации. Первобытная (родовая) община характеризуется коллективным трудом и потреблением, более поздняя форма соседская (территориальная, сельская) община сочетает индивидуальное и общинное владение, характерна для… … Большой Энциклопедический словарь

    община - и община. В знач. «нижняя палата в английском парламенте» община. Палата общин. В знач. «организация, общество» обычно община. Студенческая община. Религиозная община … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

    I общ ина ж. 1. Древнейшая форма организации общества, характеризующаяся коллективной собственностью на средства производства, совместным трудом и уравнительным распределением, а также полным или частичным самоуправлением (сохраняется в ряде… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    См … Словарь синонимов

    Естественно сложившееся надсемейное объединение людей, связанных общими интересами, иногда общностью происхождения, эмоциональным или культурным единством и т.п. (например, земляческая, эмигрантская, религиозная общины). В узком смысле община… … Исторический словарь

Книги

  • Община , . "Община" - книга Учения Живой Этики, составленная Еленой Ивановной Рерих…

естественная форма существования людей, связанных органическими узами, регулируется традицией. Противостоит обществу, в котором вместо органических связей главенствуют нормативы формализованного договора между индивидуумами.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩИНА (ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ СООБЩЕСТВО)

COMMUNITY) Один из наиболее расплывчатых социологических терминов - по сути до сегодняшнего дня он так и не обрел точного значения. По меньшей мере, он обозначает совокупность людей, проживающих на определенной географической территории. При любом использовании этого термина могут присутствовать также три других элемента. (1) Под общиной может пониматься совокупность людей, имеющая определенную социальную структуру; следовательно, существуют такие совокупности, которые не являются общинами. Такое представление часто ведет к отождествлению общины с сельским или доиндустриальным обществом, при этом городское или индустриальное общество может рассматриваться как безусловно деструктивное. (2) Понятие общины предполагает наличие чувства принадлежности или «духа общины». (3) Все виды повседневной деятельности общины - как связанные, так и не связанные с работой - протекают в пределах одной географической территории; общины являются в этом смысле автономными (self-contained). Различные концепции общины включают в себя какие-либо или все эти элементы. Понятие общины явно или неявно использовалось многими социологами XIX в., поскольку они оперировали такими дихотомиями, как общество доиндустриальное и индустриальное или сельское и городское. Например, Ф.Теннис, проводя различие между Gemeinschaft и Gesellschaft, рассматривает общину как определенный вид общества, преимущественно сельского, автономного, связанного воедино родственными узами и определенным чувством принадлежности. Многие социологи XIX в. использовали это понятие в рамках критики городского, индустриального общества. Общины связывались со всеми позитивными чертами, которыми, как полагалось, обладали сельские общества. Городские общества, с этой точки зрения, напротив, были сопряжены с разрушением общинных ценностей. Некоторые из этих установок сохранились и сегодня. Однако постепенно выяснилось, что общества нельзя четко подразделять на сельские и городские, общины и необщины, поэтому социологи предложили идею «сельско-городского континуума», вдоль которого в соответствии с различными характеристиками социальной структуры могут быть расположены поселения людей. К сожалению, не сложилось единого мнения относительно характеристик, дифференцирующих поселения в рамках этого континуума, подчеркивалось лишь значение родства, дружбы и автономности. Отсутствие единства мнений среди социологов затрудняло сравнение результатов большого числа исследований отдельных поселений, проведенных, в частности, в период с 1920 по 1950 гг. В Соединенных Штатах Америки интерес социологов (в особенности представителей Чикагской школы и У.Ф.Уайта - см. Whyte, 1961) вызывали прежде всего городские поселения, тогда как в Британии больше внимания уделялось сельскому обществу. Все эти исследования основывались на предположении о том, что общины являются в значительной степени автономными и поэтому обладают определенным «духом общины», однако сам термин «община» больше не увязывался лишь с одним типом социальной структуры. Традиция исследования общины сыграла важную роль в развитии техники включенного наблюдения, однако в последнее время эта традиция утратила свою популярность. Это произошло отчасти вследствие того, что общины лишились известной доли своей автономии, поскольку более важными стали национальные соображения, а отчасти потому, что социологи города стали интересоваться другими проблемами. В последнее время термин «община» используется для обозначения чувства идентичности или принадлежности, как связанного, так и не связанного с географическим поселением. В этом смысле община формируется тогда, когда у людей появляется достаточно четкое представление о том, кто имеет что-то общее с ними, а кто нет. Общины, таким образом, - это в сущности мыслительные конструкции, образованные воображаемыми границами между группами. Понятие общины все еще сохраняет некоторое нормативное значение. Например, идеал сельской общины в определенной мере по-прежнему действует на воображение англичан, и градостроители в своих проектах часто пытаются воссоздать некий дух общины. См. также: Округа.

осн. экономическая ячейка первобытнообщинного строя, представлявшая собой замкнутое образование, покоившееся на общественной собственности на средства производства, на коллективном труде с естественной формой его разделения между мужчинами и женщинами, взрослыми и детьми и на совместном распределении и потреблении произведенного продукта. Развитие О. характеризовалось усложнением и увеличением видов постоянно выполняемой членами О. трудовой деятельности и усилением взаимосвязи этих видов (особенно при переходе в неолите к земледелию и скотоводству), возрастанием экономической самостоятельности входивших в О. семей. Хозяйственная, семейная, религиозно-обрядовая жизнь общин обычно определялась консолидацией группы кровных родственников, ведущих происхождение от общего предка и носящих общее родовое имя. Поэтому наиболее распространенной формой первобытной О. была родовая О. В силу экзогамности брака часть кровнородственного ядра родовой О. была временной и при вступлении в брак покидала ее (мужчины при матрилокальном браке, женщины при патрилокальном). Постоянная же часть ядра О. находила себе брачных партнеров в др. роде. На основе уз родства и брачных связей развиваются межобщинные связи в различных сферах материальной и духовной жизни, служащие основой родового об-ва, порождающие племенную организацию. С появлением металлических орудий, общественного разделения труда и постоянной торговли между О. последние стали дифференцироваться как между собой - на богатые, знатные и бедные, подчиненные, так и внутри - на семьи имущие и неимущие, эксплуатируемые, превращаясь постепенно в сельскую общину.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩИНА

первичная социальная форма первобытнообщинного строя, сохраняющаяся в течение долгого времени и в классовом обществе. Основными историческими формами общины принято считать кровнородственную (раннюю) и соседскую (территориальную, сельскую, деревенскую) общину; последняя является переходной формой к классовому обществу. Община присуща всем докапиталистическим формам общества. Община как господствующая в течение тысячелетий социальная форма организации, воспроизводства и развития человеческого общества отличается редкой устойчивостью и приспособляемостью к различным историческим условиям. Эти качества содержатся в особенностях ее социальной организации. Как специфический социальный институт община объективно обусловлена низким уровнем развития ^ средств труда. Поэтому для обеспечения людей необходимыми жизненными средствами требовалось сосредоточение всех усилий на человеческом факторе как решающей производительной силе, на такой организации непосредственных производителей, которая максимально стимулирует инициативу и активность работника в труде.

Опыт поколений показал, что эффективность и гибкость человеческого фактора в труде существенно зависит от специфического социального положения участников производственного процесса друг по отношению к другу - социального равенства. Многовековой практикой общинного устройства человеческих объединений были выработаны социальные институты, ответственные за равенство социальное: включение непосредственного производителя во все функции социального управления трудом и общностью в целом (в соответствии с интересами труда); выработка членами общины своих социальных норм, прав и обязанностей с целью организации и воспроизводства социального равенства как морального фактора труда. Сюда же относится выбор формы общей собственности на средства производства (прежде всего земли) и на продукты труда как социального института удержания и воспроизводства социального равенства работников. Важнейшей функцией общины было воспитание, передача знаний культуры социального опыта поколений подрастающей молодежи. Непосредственные производители выполняли также судебные и военные функции.

Социальной структурой, позволяющей непосредственным производителям выполнять без посредников перечисленные функции социальной самоуправляющейся организации (т. е. быть социальным субъектом самоорганизующейся общности) по принципу «каждый за всех, все за каждого», служил такой институт социальный, как общее собрание членов общины, где все вопросы решались по большинству голосов самих работников. Слияние законодательной и исполнительной власти в лице непосредственных производителей (членов общины) - характерная черта высшего схода общины как социального института. Логика труда господствовала во всех нормах, принципах и общественных институтах общины как сущность ее социальной модели.

О важном и разностороннем значении общинной организации в истории общества свидетельствует сохранение в современном употреблении термина «община» для обозначения различных социальных общностей: города, городских коммун, сельских обществ, землячеств, религиозных сообществ, профессиональных объединений, низовых административно-территориальных единиц в некоторых государствах, напр. нижней палаты парламента Великобритании (палата общин) и т. п. Права и обязанности общин закреплены в современных институтах и др. законодательных актах государств и статутах, принимаемых самими общинами. В России община, ее самоуправление, сходы и выборные органы были законодательно сохранены и после реформы 1861. По решению большинства голосов на сходе домохозяев община («сельское общество») имела право распоряжаться своей общей землей, движимым и недвижимым имуществом.

Разложение общины как господствующей формы организации общества продолжалось много столетий и создало большое разнообразие видов и этапов своей трансформации. На разных материках и в различных странах в одно и то же время обычно имели место общины разного уровня развития.

Лит.: Васильев Л. С. Аграрные отношения и община в древнем Китае (XI-VU вв. до н. э.). М., 1961; Ковалевский M. M. Общинное землевладение. причины, ход и последствия его разложения, ч. 1. M., 1879; Он же. Родовой быт в настоящем, недавнем и отдаленном прошлом, т. 1-2. СПб., 1905; Он же. Очерк происхождения и развития семьи и собственности. СПб., 1896; Лаптш П. Ф. Община в русской историографии последней трети XIX - начала XX века. К., 1971; Ленин В. И. Развитие капитализма в России.- Поли. собр. соч., т. 3; Маркс К. Формы, предшествующие капиталистическому производству.- Маркс К., Энгельс Ф. Соч., т. 46(1); Маркс К. Наброски ответа на письмо В. И. Засулич.- Там же, т. 19; Энгельс Ф. Происхождение семьи, частной собственности и государства.- Там же, т. 21; МоаурерГ. Л. Введение в историю общинного, сельского и городского устройства и общественной власти. М., 1880; Мэн Г. Деревенские общины на востоке и западе. СПб., 1874; НеусыхинА. И. Судьбы свободного крес1ьянства в Германии в VIII-XII вв. М., 1964; Проблемы истории первобытного общества. М.-Л., 1960; Разложение родового строя и формирование классового общества. М., 1968.

Отличное определение

Неполное определение ↓

(community) Социальная группа людей, связанных между собой конкретным местом. Однако характер социальных связей и местоположения общины вызывают идеологические споры. Традиционные консерваторы подчеркивают, что в основе общины лежит общность происхождения (кровное родство, сходство, исторические связи) людей, живущих в определенной местности. Считается, что на такой основе объединены сельские поселки, как и национальные группы. Но общность происхождения может восходить к другому месту или к родной земле, как, например, в словосочетаниях типа "еврейская община". Социалистическая теория определяет подобную, консервативную интерпретацию понятия "община" как способ связать между собой имущих и неимущих в рамках капиталистического общества, не позволяя им видеть реальное столкновение их экономических интересов и предотвращая тем самым социальный конфликт. Стремящиеся к этой цели социалисты-реформаторы могут создать общину на основе объединения богатых территорий с бедными для перераспределения богатства и создания желаемых социальных отношений на местном уровне. Консерваторы и социалисты выделяют разные основы существования общины, но и те, и другие определяют присущие ей социальные отношения как нечто большее, чем просто совокупность забот и интересов всех входящих в нее индивидов, что и обеспечивает основу ее долговечности. Либералы в силу своей приверженности идее индивидуальной свободы отказываются понимать основу общины таким образом. Они считают, что община держится на свободно выбираемых связях индивидов, имеющих общие интересы и потребности. Такие объединения могут быть четко локализованы. Например, "финансовая община" предполагает как группу людей, имеющих общие, связанные с работой интересы и потребности, так и определенное месторасположение работы (например, Сити в Лондоне или Уолл-стрит в Нью-Йорке). Аналогичным образом "поездки к месту работы" предполагают определенное направление движения автомобилистов, пассажиров, ежедневно ездящих на работу и обратно. Эти поездки могли бы считаться подходящей основой для общины, однако они основаны на свободно выбираемом общении и на личных императивах, управляющих переменой места работы, изменением экономического и социального положения, и потому могут менять как свой характер, так и местонахождение. Например, отмена (государственного) регулирования и информационные технологии изменили организацию финансовых рынков, а развитие предместий и транспортной инфраструктуры изменили характер поездок к месту работы. Однако на практике очень часто термин "община" употребляется не в каком-то определенном смысле, а в качестве понятия, легитимирующего политическую программу.

муниципальное образование, состоящее из одного, реже - из нескольких населенных пунктов. Население О. считается единым территориальным коллективом, который владеет муниципальной собственностью, сам решает отдельные вопросы жизни О. на собраниях либо путем местных референдумов, а также избирает органы местного самоуправления. Размеры населенного пункта не играют принципиального значения: О. может быть и небольшая деревня, и город.(С. А.)

Отличное определение

Неполное определение ↓

ОБЩИНА

наименование различных социальных коллективов, основанных на общем владении всеми или основными (напр., землей) средствами производства. О. является повсеместным институтом и характерна для всех народов, находящихся в стадии первобытно-общинного строя. Она остается в виде пережитка в классовом обществе, сохраняясь во многих странах и в эпоху капитализма.

В процессе развития первобытно-общинного строя О. изменяла свои формы и содержание. Наиболее древней формой О. является родовая О. – кровнородственный союз, основанный на общем владении примитивными средствами производства и общем присвоении продуктов труда. По мере развития производительных сил, усовершенствования земледелия и развития скотоводства родовая О. распадается на боль-шесемейные О. («задруга», «жупа»). Производственной единицей становится не род, а большая патриархальная семья. Начало систематического использования в качестве тягловой силы скота и применение плуга приводят к выделению индивидуальной семьи в-качестве хозяйствующей единицы и к распаду родовых связей. На этой основе складывается территориальная, или соседская, О. Соседская О. является переходом от общества, основанного на общей собственности, к обществу, основанному на частной собственности. Ее образование знаменует переход от первобытно-общинного строя к классовому обществу. Различают два вида соседской О.: первый, когда вся земля считается владением О. и систематически переделяется между отдельными семьями (Россия); и второй, когда пахотная земля уже перешла в частную собственность отдельных домохозяев, в то время как леса, пастбища, пустоши и пр. остаются еще собственностью О. (германская марка).

В период феодализма О. всецело подчиняется феодалам, захватившим в свои руки общинные земли я ставшим монопольными собственниками земли. По мере развития товарного обращения происходит разложение О. Внутри нее наряду с кучкой богатеев, прибирающих к рукам общинные земли, выделяется беднота, эксплуатируемая ими. Общинная собственность на землю постепенно вытесняется частной.

В России интересы царского правительства и помещиков диктовали им политику искусственной поддержки О. в целях связывания крестьян круговой порукой для взимания податей и оброков. После первой русской революции 1905–07 гг. царизм, увидев в лице крестьянства грозную силу, поднявшуюся под руководством пролетариата на революционную борьбу против пережитков крепостничества, сделал ставку на кулака и начал в его интересах разрушение крестьянской О., разрешив выход на хутора и отруба и закрепление в личное владение общинных земель (см. Столыпинская аграрная реформа). «Если при „освобождении" крестьян помещики грабили крестьянскую землю, то теперь кулаки стали грабить-общинную землю, получая лучшие участки, скупая по дешевой цене наделы у бедноты» (История ВКП(б). Краткий курс, стр. 94). Русские революционные демократы рассматривали О. как зародыш социалистического строя (Герцен) или как организацию, облегчающую переход к социализму (Чернышевский). Эта ошибочная оценка О., обусловленная слабой степенью развития капитализма в России 60-х гг. 19 в., была раздута народниками уже при более зрелых условиях капиталистического развития и послужила теоретической основой т. н. «крестьянского социализма» народников. Ленин и Сталин разоблачили народническую идеализацию О. и показали, что О. не была и не могла быть ни базой, ни зародышем социализма, так как в ней господствовали кулаки, «мироеды», эксплуатировавшие бедняков, батраков, маломощных середняков. Крестьянская О. была на деле удобной формой для прикрытия кулацкого засилия и средством в руках царизма для сборов налогов с крестьян по принципу круговой поруки. Только Великая Октябрьская социалистическая революция открыла крестьянству возможность перехода на путь социалистического коллективного хозяйства.

Отличное определение

Неполное определение ↓